Меню

Сцепленное с полом наследование урок

Оглавление:

План-конспект урока по биологии (9 класс) на тему:
Сцепленное с полом наследование

Урок с применением ИКТ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Актуализация знаний Проверка решения домашней задачи Биологический диктант Фронтальный опрос Учитель биологии Кущенко Алла Петровна

Биологический диктант (4-5 мин.) Учитель биологии Кущенко Алла Петровна 1 вариант 2 вариант наследственность генотип доминантный фенотип гомозиготный организм АА Р * или x Локус изменчивость фенотип рецессивный генотип гетерозиготный организм Аа F1 G Аллельные гены

Учитель биологии Кущенко Алла Петровна

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом Наследственность и изменчивость организмов Учитель биологии Кущенко Алла Петровна

Учитель биологии Кущенко Алла Петровна Кариотип – это набор хромосом в соматической клетке

Хромосомы Половые (гетерохромосомы) хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются У человека 46 хромосом (23 пары)_ 22 пары аутосом 1 пара половых хромосом Аутосомы – хромосомы, одинаковые у обоих полов . Половые (гетерохромосомы) хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются У человека 46 хромосом (23 пары)_ 22 пары аутосом 1 пара половых хромосом У человека 46 хромосом (23 пары) 22 пары аутосомы

Учитель биологии Кущенко Алла Петровна

Определение пола × ♀ ♂ XY X X ♀ ♀ ♂ ♂ X X X X XY XY X X X Y F 1 Р G Фенотип 1:1 Генотип 1:1

Определение пола × ♀ ♂ XY X X ♀ ♀ ♂ ♂ X X X X XY XY X X X Y F 1 Р G Фенотип 1:1 Генотип 1:1

1 тип характерен для млекопитающих, в том числе для человека, червей, ракообразных, большинства насекомых, земноводных, некоторых рыб ХХ ХУ или ХХ ♂ ♀

2 тип характерен для птиц, пресмыкающихся, некоторых земноводных и рыб, некоторых насекомых (чешуекрылых) ХУ ХХ ♀ ♂

3 тип (0 -отсутствие хромосом) встречается у некоторых насекомых (прямокрылые) ХУ Х0 ♀ ♂

4 тип встречается у некоторых насекомых (равнокрылые- цикады, тли) Х0 ХУ ♀ ♂ ♀

5 тип встречается у пчел и муравьев: самцы развиваются из неоплодотворенных гаплоидных яйцеклеток (партеногенез), самки – из оплодотворенных диплоидных) 2 n n ♀ ♂ гаплоидно-диплоидный тип

Наследование, сцепленное с полом – наследование признаков, гены которых находятся в Х- и Y -хромосомах .

Y -хромосомы меньше, чем Х-хромосома содержит меньшее количество генов известны несколько признаков, гены которых только в Y- хромосомах и передаются от отца всем сыновьям, внукам и т.д.

Половые хромосомы Х-хромосома Х — хромосома связана с больше чем 300 болезнями (дальтонизм, аутизм, гемофилия, умственное развитие, мускульная дистрофия). Х- хромосомы могут затрагивать мужчин, т.к. они не имеют другой Х-хромосомы, чтобы дать компенсацию за ошибки.

Учитель биологии Кущенко Алла Петровна Гемофилия

Наследование гемофии × ♀ ♂ X H Y X H X h ♀ ♀ ♂ ♂ X H X h X H X H X h Y X H Y F 1 Р G Фенотип 1:1 Генотип 1:1 X H X h X H Y

Учитель биологии Кущенко Алла Петровна При нормальном зрении на всех рисунках должна приблизительно одинаково различаться цифра «12» ТЕСТ на определение дальтонизма

Домашнее задание Выучить определение терминов, вопросы §39 ЗАДАЧА Гипертрихоз (вырастание волос на краю ушной раковины) наследуется как признак, сцепленный с У-хромосомой. Какова вероятность рождения детей и внуков с этим признаком в семье, где отец и дедушка обладали гипертрихозом? Учитель биологии Кущенко Алла Петровна

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ «Сцепленное наследование с полом» Гипоплазия эмали наследуется как сцепленный с Х-хромосомой доминантный признак. В семье, где оба родителя страдали этой аномалией, родился сын с нормальными зубами. Каким будет второй сын? 2 . У человека псевдогипертрофическая мускульная дистрофия заканчивается смертью в 10–20 лет. В некоторых семьях эта болезнь зависит от рецессивного сцепленного с полом гена. Болезнь зарегистрирована только у мальчиков. Если больные мальчики умирают до деторождения, то почему это заболевание не исчезает из популяции? Учитель биологии Кущенко Алла Петровна

Предварительный просмотр:

Учитель биологии Кущенко Алла Петровна

12.03.2013, 6 урок

ТЕМА УРОКА : ГЕНЕТИКА ПОЛА. НАСЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ, СЦЕПЛЕННЫХ

Тип урока – изучение нового материала

Цели урока: создать условия для сформирования понятий и углубления знаний по генетике пола человека; создать условия для развития логического мышления, продолжать развивать умение оформлять и решать задачи, уметь описывать рисунок, делать выводы после осмысления, применять полученные знания в новых условиях; создать условия для воспитания необходимости научных знаний по биологии для сохранения здоровья и проблемы лечения, воспитания интереса к биологии и профориентации в биологическом направлении.

Оборудование : мультимедийная презентация, индивидуальные карточки, учебник «Общая биология». С. Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н. И. Сонин.

Ключевые слова : карта хромосом, кариотип, половые хромосомы, гомологичные хромосомы, гетерогаметный пол, аутосомы, гетерохромосомы, дальтонизм, гемофилия, геном, сцепленное с полом наследование.

Здравствуйте ребята. Присаживайтесь. Подготовьтесь к уроку. Я рада вас видеть, надеюсь, что наш урок пройдет плодотворно и интересно.

Работа у доски — решение задачи

Работа по карточкам – Дайте определения следующим понятиям, напишите названия символов

  1. Что такое сцепленное наследование генов?

( Это явление совместного наследования генов, локализованных в одной хромосоме)

  1. Назовите ученых, которые занимались сцепленным наследованием (Пеннет, Т. Морган)
  2. Что явилось объектом исследования? (плодовая мушка дрозофила) Как Вы думаете, почему?
  3. Где происходит группа сцепления ? ( Это локализация генов в одной хромосоме ).
  4. Сколько всего групп сцепления у человека? ( 23 )
  5. Назовите виды сцепления? (полное и неполное)
  6. Что является причиной неполного сцепления? ( кроссинговер )
  7. Что такое кроссинговер? (обмен гомологичными участками хромосом в профазе 1 мейотического деления)
  1. МОТИВАЦИЯ, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Сегодня мы будем изучать одну из интереснейших тем генетики – генетику человека. Мендель, не зная о хромосомах , говорил, что наследственные задатки не смешиваются,…что наследственные признаки наследуются как обособленные элементарные единицы.

А сегодня в XXI веке создана программа по изучению генома человека. В 2000 году был выпущен рабочий черновик структуры генома, полный геном — в 2003 году , однако и сегодня дополнительный анализ некоторых участков ещё не закончен.

Мы сегодня познакомимся с полом у животных, хромосомами и наследственными болезнями, которые возникают и передаются через хромосомы по наследству.

Итак, тема нашего урока: «Генетика пола и сцепленное с полом наследование »

(запись в тетради)

Пол у животных чаще всего определяется в момент оплодотворения. Важнейшая роль в этом принадлежит хромосомному набору зиготы. Вспомним, что в зиготе содержатся парные – гомологичные – хромосомы, одинаковые по форме, размерам и набору генов в каждой. На рисунке (слайд) изображены кариотип человека – мужчины и женщины. Кариотип – это набор хромосом в соматической клетке.

Задание: Чем отличаются и в чем сходство кариотипов на рисунке?

Все хромосомы можно определить как Х. (Похожи на букву «икс» – Х)

В женском кариотипе все хромосомы парные, в мужском – имеется одна крупная, непарная, встречающаяся только в кариотипе мужчин.

Выводы: мужчины отличаются набором 23-й хромосомы (Х У)

23-я женская ХХ гомологичные хромосомы.

Первые 22 хромосомы являются одинаковыми у обоих полов и называются аутосомы.

Половые хромосомы – 23-я пара, гетерохромосомы (разные, гетеро от слова разный) .

Знаете, чем отличается пол ♀ и ♂?

Я слышала такой анекдотичный случай. В одной деревне муж из одной многодетной семьи отказался ехать за женой в роддом, обвинив ее в том, что она в очередной раз родила дочь, а он хотел сына! Ребята, а вы знаете, кто же виноват? Грамотным был этот муж? Он не знал биологию!

Давайте на схеме разберемся, кто может родиться у супружеской пары. Почему вероятность рождения мальчиков и девочек 1:1?

Решение задачи (слайд)

Записываем латинской буквой P-родители, женщину обозначаем знаком – ♀ и пишем ХХ по половой хромосоме, а мужчину – ♂– ХУ так как различаются половые хромосомы. Они образуют разные гаметы (гаметы обозначаем латинской буквой G). Мы называем мужскую гетерогаметность у людей, гетерогаметность. потому что у мужчин образуются два вида сперматозоидов Х и У сперматозоиды

Женские ХХ хромосомы образуют одинаковые гаметы — это женская гомогаметность Х и Х яйцеклетки

Половое размножение предполагает оплодотворение — сперматозоиды проникают в яйцеклетки, и образуется зигота, из которой вырастает новый организм. Вероятность, какой сперматозоид в какую яйцеклетку попадет, и прописываем в решении.

Какова вероятность рождения мальчика или девочки из всего потомства? (если всё потомство взять за 100%)

(50% мальчиков и 50% девочек).

Как это можно записать?

Вероятность рождения мальчика 50%, а вероятность рождения девочки тоже 50%. Можно 1:1 или 50:50, ½ девочки ½ мальчики.

Итак, от кого зависит пол будущего ребёнка?

Пол будущего ребенка зависит от отца, потому что он гетерогаметный.

У некоторых насекомых, например, пчел, самки, имеют XX-хромосомы, а у самцов (трутней) только одна половая хромосома X, а парная ей отсутствует. Следовательно, в мире животных хромосомное определение пола может различаться ( слайды и комментирование полов у различных животных)

Признаки, наследуемые с половыми хромосомами X и У, получили название сцепленных с полом.

Y-хромосому часто называют генетически инертной или генетически пустой, так как в ней очень мало генов. Известны аномалии, сцепленные с Y-хромосомой, которые от отца передаются всем сыновьям (чешуйчатость кожи, перепончатые пальцы, сильное оволосение на ушах). У — хромосома передается от отца всем его сыновьям, и только им. Следовательно, для генов, содержащихся только в У — хромосоме, характерно голандрическое наследование, т. е. они передаются только от отца к сыну и проявляются у самцов.

Читайте так же:  Молитва на возврат энергии ирины банных

Х-хромосома несет много различных признаков. Описано более 370 болезней, сцепленных с ней. В женском организме (XX) каждый признак по генам, будет являться либо гомо-, либо гетерозиготным. Поскольку у особей мужского пола одна Х-хромосома, то все локализованные в ней гены, даже рецессивные, сразу же проявляются в фенотипе.

У человека некоторые патологические состояния наследуются сцеплено с полом . К ним относится, например, гемофилия (повышенная кровоточивость), дальтонизм (аномалия зрения, при которой человек недостаточно различает красный и зеленый цвета). Дальтонизм, частичная цветовая слепота, один из видов нарушения цветового зрения. Это заболевание впервые описано в 1794г. Дальтонизм встречается у 8% мужчин и у 0,5% женщин.

Гемофилия — сцепленное с полом рецессивное заболевание, при котором нарушается образование фактора VIII, ускоряющего свертывание крови.

Сообщение ученика о гемофилии

Решение задачи на гемофилию и дальтонизм

у доски один учащийся, остальные ребята оформляют в тетради

Женщина носительница гена гемофилии выходит замуж за здорового мужчину. Какова вероятность рождения больных детей в этой семье? Ген несвёртываемости наследуется как сцепленный с Х хромосомой рецессивный признак. Болеют только мужчины, а женщины носительницы.

Ответ на вопрос задачи : 50% мальчиков больны гемофилией, и 50% девочек носители гена гемофилии.

Почему женщины не болеют гемофилией?

Х-хромосома человека содержит доминантный ген Н-норма, а если женщина имеет такую же гомологичную Х-хромосому с геном һ- гемофилии, несвёртываемость крови. Она гетерозиготная и рецессивный ген не может проявиться. У человека, рецессивно гомозиготного по этому признаку, развивается тяжелое заболевание гемофилия, при котором кровь не сворачивается и человек может погибнуть от кровопотери при малейшем повреждении сосудов.

Так как в клетках женщин две Х-хромосомы, то наличие в одной из них гена h не влечет за собой заболевания, так как во второй из них присутствует доминантный ген Н, в клетках мужчин есть только одна Х-хромосома. Если в ней присутствует ген h, то у мужчины разовьется гемофилия, так как Y-хромосома не гомологичная Х-хромосоме и в ней нет гена Н подавляющего проявление гена.

  1. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Итак, что узнали и запомнили на уроке?

  1. Как называются хромосомы, одинаковые у обоих полов? ( аутосомы )
  2. Какие хромосомы называются половыми или гетерохромосомами? (хромосомы, по которой мужской и женский пол отличаются друг от друга)
  3. От чего зависит пол будущего потомка? (от У-хромосомы)
  4. Какой пол и почему называется гомогаметным? ( пол, который образует гаметы, одинаковые по половой хромосоме)
  5. Какой пол называется гетерогаметным? ( пол, который образует гаметы двух сортов)
  6. Какой пол гомогаметен у человека, большинства позвоночных, многих насекомых и двудомных растений? ( женский )
  7. Какой пол гомогаметен у птиц, бабочек, рептилий, хвостатых амфибий? ( мужской )
  8. Какие признаки называются сцепленными с полом? ( признаки, наследуемые с половыми хромосомами X и У)
  9. Приведите примеры заболеваний, сцепленных с полом? (гемофилия, дальтонизм, перепончатые пальцы, сильное оволосение на ушах)

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ТЕМУ: «СЦЕПЛЕННОЕ С ПОЛОМ НАСЛЕДОВАНИЕ»

1. Гипоплазия эмали наследуется как сцепленный с Х-хромосомой доминантный признак. В семье, где оба родителя страдали этой аномалией, родился сын с нормальными зубами. Каким будет второй сын?

2 . У человека псевдогипертрофическая мускульная дистрофия заканчивается смертью в 10–20 лет. В некоторых семьях эта болезнь зависит от рецессивного сцепленного с полом гена. Болезнь зарегистрирована только у мальчиков. Если больные мальчики умирают до деторождения, то почему это заболевание не исчезает из популяции?

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, РЕФЛЕКСИЯ

Молодцы ребята, Вы сегодня хорошо поработали. За активную работу в классе получают 5…..4….. Что вы узнали интересного? Что Вам понравилось на уроке? Что явилось сложным в понимании

Выучить определение терминов, вопросы §39

ЗАДАЧА Гипертрихоз (вырастание волос на краю ушной раковины) наследуется как признак, сцепленный с У-хромосомой. Какова вероятность рождения детей и внуков с этим признаком в семье, где отец и дедушка обладали гипертрихозом?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В тест по генетике для 11 класса на сцепленное наследование включены 5 задач различной сложности на дигибридное скрещивание — независимое, аутосомно — сцепленное и сцепленное с полом наслед.

Разработка предназначена для изучения данной темы на уроках биологии в старших классах общеобразовательной школы. При соответствующей доработке может быть использована и для девятиклассников, и для пр.

Конспект урока с использованием ИКТ и здоровьесберегающей технологий по общей биологии по тем «Сцепленное с полом наследование». Содержит презентацию по теме, примеры решения генетических задач, прове.

Учебная презентация «Генетика пола. Сцепленное с полом наследование» разработана к уроку биологии в 9 классе по аналогичной теме по учебнику Введение в общую биологию и экологию. А.А.Каменский, Е.А.Кр.

Подборка задач на наследование двух признаков,сцепленных с Х-хромосомой, и на наследование признаков, сцепленных с У-хромосомой.

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 и 10 классах, при изучении темы «Генетика».В данной презентации даются определения понятий аутосомы и половые хромосомы.На примере муш.

Изучение особенностей генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков, сцепленных с полом.

Презентация к уроку (биология, 10 класс) по теме:
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

Разработка предназначена для изучения данной темы на уроках биологии в старших классах общеобразовательной школы. При соответствующей доработке может быть использована и для девятиклассников, и для профильного уровня преподавания биологии. Презентация содержит 29 слайдов с фотографиями, текстом, вопросами для обсуждения и схемами задач по генетике пола. Для закрепления темы имеется приложение в виде задач разных уровней сложности на сцепленное с полом наследование.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Учитель биологии Данилова Дарья Сергеевна

1.АА(серый) х аа (белый ) 2.Аа(серый) х Аа (серый) F 1: Аа (серый) F 1: АА; 2Аа; аа Вопросы : 1. Какой цвет доминантный, почему вы так считаете? 2. Какая схема отображает 1 закон Менделя? 3.Из приведенных схем выберите запись, отображающую второй закон Менделя, и дайте его формулировку.

Сегодня на уроке мы должны: ответить на вопрос, от чего зависит рождение мужских и женских особей? познакомиться с типами определения пола; закрепить навыки решения генетических задач.

Пол — это совокупность морфологических, физиологических, биохимических и других признаков организма, обусловливающих воспроизведение себе подобного. Пол – это совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающих функцию воспроизведения потомства и передачу наследственной информации за счет образования гамет. Половой диморфизм – это различия морфологических, физиологических и биохимических признаков у особей разных полов, т. е. признаков, по которым женская особь отличается от мужской.

Хромосомная теория пола К.Корренса (1907) Пол будущего потомка определяется сочетанием половых хромосом в момент оплодотворения: Пол, имеющий одинаковые половые хромосомы — гомогаметный Пол, имеющий разные половые хромосомы — гетерогаметный

Набор хромосом человека Женщины – 2 х 22 пары + XX, Мужчины – 2 x 22 пары + XY,

Хромосомный набор человека Женщина XX Мужчина XY

Особая роль в изучении наследования сцепленного с полом — принадлежит американскому эмбриологу, генетику Томасу Моргану. Закон Т. Моргана: Гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно и принадлежат к одной группе сцепления. Число групп сцепления у организмов равно числу пар хромосом: дрозофила – 6 пар, кукуруза – 10 пар, томат – 12 пар, человек 23 пары. Томас Хант Морган — американский биолог, один из основоположников генетики, председатель Шестого Международного конгресса по генетике в Итаке, Нью-Йорке (1932). Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1933) «За открытия, связанные с ролью хромосом в наследственности».

Существует 5 типов хромосомного определения пола:

1 тип Характерен для млекопитающих, в том числе для человека, червей, ракообразных, большинства насекомых, земноводных, некоторых рыб ХХ, ХУ

2 тип Характерен для птиц, пресмыкающихся, некоторых земноводных и рыб, некоторых насекомых (чешуекрылых) ХУ ХХ

3 тип (0 обозначает отсутствие хромосом) встречается у некоторых насекомых (прямокрылые) Х X Х0

4 тип Встречается у некоторых насекомых (равнокрылые- цикады, тли) Х0 Х X

5 тип Встречается у пчел и муравьев: самцы развиваются из неоплодотворенных гаплоидных яйцеклеток (партеногенез), самки – из оплодотворенных диплоидных). Гаплоидно-диплоидный тип 2 n n

Интересные факты У крокодилов не обнаружены половые хромосомы . Пол зародыша, развивающегося в яйце, зависит от температуры окружающей среды: при высоких температурах развивается больше самок , а в том случае, если прохладно, — больше самцов . Вывод: Пол может определяться в процессе онтогенеза, после оплодотворения и зависит и от факторов внешней среды.

Нарушение определения пола у человека (вероятность – 2 случая на 1 тыс.новорожденных ). В таких случаях у потомства наблюдается: — непропорциональный рост конечностей; — бесплодие; — умственная отсталость и другие аномалии . Примерами таких нарушений являются: — синдром Клайнафельтера (частота 0,15%); синдром Шерешевского – Тернера (частота 0,03%) синдром Дауна (частота 0,16%)

Причины аномалий: Воздействие мутагенных факторов – радиационного, термического, химического и др. К химическим факторам относится действие алкоголя, никотина, наркотиков, токсических веществ, а также бесконтрольное использование лекарственных препаратов. Важное значение имеет и возраст родителей, т.к. после 35 лет у человека цитоплазма половых клеток становится более вязкой и может нарушаться расхождение хромосом при мейозе.

Наследование, сцепленное с полом – наследование признаков, гены которых находятся в Х- и Y -хромосомах Например , Х-хромосома человека содержит около 150 генов, отвечающих за развитие различных признаков, например: — ген , отвечающий за свертывание крови; — ген , отвечающий за форму и размер зубов; — ген , отвечающий за синтез ряда ферментов; — ген , обуславливающий дальтонизм (слепоту к красному и зеленому). Половые хромосомы отвечают не только за формирование пола, существуют признаки, которые определяются генами, лежащими в половых хромосомах. Наследование таких признаков называется, наследование сцепленное с полом.

Читайте так же:  Приказ министерства здравоохранения 1216

У человека известны признаки, сцепленные с полом, например, очень тяжелое наследственное заболевание гемофилия , при котором кровь теряет способность свертываться. Было установлено, что гемофилия обусловлена рецессивным геном , расположенным в Х-хромосоме . . Почему у женщин, имеющих в генотипе ген гемофилии, болезнь не проявляется, а у мужчин – проявляется?

Ген, вызывающий дальтонизм (неспособность различать красный и зеленый цвет), также сцеплен с Х-хромосомой .

1. Гипоплазия эмали наследуется как сцепленный с Х –хромосомой доминантный признак. В семье, где оба родителя страдали этой аномалией, родился сын с нормальными зубами. Каким будет второй сын? 2. У человека псевдогипертрофическая мускульная дистрофия заканчивается смертью в 10 – 20 лет. В некоторых семьях эта болезнь зависит от рецессивного сцепленного с полом гена. Болезнь зарегистрирована только у мальчиков. Если больные мальчики умирают до деторождения, то почему это заболевание не исчезает из популяции? 3. Гипертрихоз (вырастание волос на краю ушной раковины) наследуется как признак, сцепленный с У – хромосомой. Какова вероятность рождения детей и внуков с этим признаком в семье, где отец и дедушка обладали гипертрихозом? Решите задачи

Почему не бывает трёхцветных котов? На вопрос на такой кто ответить нам готов?

Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Черная окраска определяется геном Х В , рыжая — геном Х b . Гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились один черепаховый и один черный котенок. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.

Обратить внимание на тему урока, задачи урока, ваши записи в тетрадях. Вспомните, как вы работали на уроке. Какие ощущения были у вас на уроке? Довольны ли вы своей работой на уроке? С какими ощущениями вы пойдёте домой?

Домашнее задание Подготовка сообщений по теме “Методы изучения наследственности человека”: генеалогический; близнецовый; цитогенетический; биохимический; иммуногенетический.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах.

Презентация является дополнением к уроку.

В тест по генетике для 11 класса на сцепленное наследование включены 5 задач различной сложности на дигибридное скрещивание — независимое, аутосомно — сцепленное и сцепленное с полом наслед.

Урок 9 класс учебник биология С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. СонинТема: Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.Тип урока: комбинированныйЦели: ознакомить с процессом определения по.

Учебная презентация «Генетика пола. Сцепленное с полом наследование» разработана к уроку биологии в 9 классе по аналогичной теме по учебнику Введение в общую биологию и экологию. А.А.Каменский, Е.А.Кр.

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 и 10 классах, при изучении темы «Генетика».В данной презентации даются определения понятий аутосомы и половые хромосомы.На примере муш.

Изучение особенностей генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков, сцепленных с полом.

Урок по теме «Генетика пола и наследование, сцепленное с полом». 9-й класс

Разделы: Биология

Цель: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с полом.

Задачи:

образовательные:

  • актуализировать ранее полученные знания;
  • систематизация теоретических знаний по теме “Взаимодействие неаллельных генов”;
  • изучить хромосомный механизм определения пола;
  • знать особенности наследования признаков, связанных с полом;
  • рассмотреть некоторые патологические признаки заболеваний, гены которых локализованы в половых хромосомах;

развивающие:

  • продолжить формирование умений и навыков, необходимых для решения генетических задач;
  • выработка умений самостоятельного составления блок-схемы;
  • способствовать пониманию необходимости знания истории своей семьи;
  • развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать, используя дополнительную литературу и информационные технологии;

воспитательные:

  • повысить восприимчивость учащихся к вопросам сохранения своего здоровья и здоровья других людей;
  • формирование коммуникативной компетенции.

Вид учебного занятия: урок.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Межпредметные связи:

  • обеспечивающие учебные дисциплины: информатика, анатомия и физиология человека, ботаника, зоология, история, математика;
  • обеспечиваемые дисциплины : различные сельскохозяйственные науки, медицина, селекция.

Программное обеспечение:

  • Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point,
  • Технические средства обучения : мультимедийный проектор,
  • Интерактивная доска, флеш-анимации с электронного пособия образовательного комплекса 1с:школа 9 класс (к УМК И.Н.Пономарёвой Издательский центр «Вентана-Граф»)

Используемая литература:

основная:

  1. Биология 9 класс
  2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В.– М. “ Вентана — Граф”,2011г.
  3. дополнительная для учащихся:
  4. Докинз Р. Эгоистичный ген: Пер. с анг.-М:Мир,1993г.
  5. Ланцман М.Н. Большой медицинский справочник : Новейшая версия. :РИПОЛ классик,2005г.
  6. Медников Б.М. Биология:формы и уровни жизни: Пособие для учащихся.-М:Просвещение,1994г;
  7. Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия. Т.1;-М.: “Советская энциклопедия”,1987г.
  8. Трибис Е. Законы живой природы.- М.:РИПОЛ КЛАССИК, 2002г;
  9. Тарасенко Н.Д., Лушанова Г.И. Что вы знаете о своей наследственности?- Новосибирск:Наука., 1991г;
  10. Франк-Каменецкий М.Д .Самая главная молекула-2-е изд., перераб. И доп.- М.:Наука.,1988.

для учителя:

  1. Бодрова Н.Ф. Изучение курса “Общая биология” в 10-11 классах. Поурочное планирование в 2-х ч.- Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2005г.
  2. Вагина Л.А., Дорошенко Е.Ю, Хуртова Т.В. Школа молодого учителя , в 2-х ч.- Волгоград: Учитель, 2007г.
  3. Гаврилова А.Ю. Биология.10: поурочные планы по учебнику Д.К.Беляева, П.М.Бородина в 2-х ч.-2-е изд., стереотип.-Волгоград:Учитель,2008г.
  4. Галеева Н.Л.Современный кабинет биологии: Работа учителя на основе диагностики личностно-ориентированного образовательного процесса.-М.:5 за знания, 2005г;
  5. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие .- М.:Дрофа, 20078г.
  6. Сухова Т.С. Урок биологии: Технологии развивающего обучения.-М.:Вентана-Граф,2005г.-112.

Нормативно-техническая документация:

  1. Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии ;
  2. Программа по биологии среднего (полного) общего образования линия Пономарёвой И.Н. и др.
  3. Техника безопасности в кабинете биологии.

ПЛАН УРОКА.

I. Организационный момент (2 мин)

Проверка личного состава учащихся и визуальной готовности класса к уроку.

Я рада вас приветствовать на уроке. Мы сегодня будем работать вместе и надеюсь, говорить на одном языке – языке удивительной науки биологии. В конце урока вы сами оцените степень своего участия в обсуждении и изучении материала.

II.Фронтальная беседа (5 минут) (Слайд № 1)

1. Назовите три закона Г. Менделя?

2. Каких правил придерживался Г. Мендель при проведении своих опытов?

3. Сформулируйте закон чистоты гамет. Кому принадлежит открытие этого закона?

4. Всегда ли признаки можно чётко разделить на доминантные и рецессивные?

5. Какое название получило это явление?

6. Всегда ли по фенотипу можно определить, какие гены содержит данная особь? Приведите пример.

7. Можно ли установить генотип особей, которые не различаются по фенотипу? Какой метод используют для этого?

8. Какими особенностями характеризуется дигибридное скрещивание?

9. Всегда ли справедлив закон независимого наследования, т.е. III закон Г. Менделя?

Молодцы! С этим этапом работы Вы справились

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с генетикой. “Генетика – наука, объясняющая, почему ты похож на своего отца, если похож, и почему не похож на него, если так получилось”. Станислав Ежи Лец (слайд № 2)

— В этом шуточном определении известного польского писателя – юмориста есть и вполне серьезная мысль: генетика – наука о наследственности.

Это наука сравнительно молодая, в этом году ей исполняется всего 110 лет, но можно смело утверждать, что она произвела революцию в биологии и стала основой всех биологических наук. От Менделевской и Моргановской генетики человечество пришло к геномике.

Объявляется тема, цели урока и примерный порядок работы (слайды №3 – 4 )(записывают тему в опорный конспект).

II. Изучение новой темы (25 минут )

Генетика пола – важное и интересное направление современной генетики. Проблема происхождения половых различий, механизмов определения пола и поддержания определенного соотношения полов в группах животных организмов очень важна и для теоретической биологии, и для практики. Рассмотрим хромосомный набор человека. Он содержит 22 пары хромосом, одинаковых у мужского и женского организма, и одну пару хромосом, по которой различаются оба пола. Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называют аутосомами. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга — это половые или гетерохромосомы. (Слайд №5) (записывают в опорный конспект).Половые хромосомы у женщин одинаковы, их называют Х-хромосомами. У мужчин имеется Х-хромосома и одна Y-хромосома.

В результате гаметогенеза все яйцеклетки имеют по одной Х-хромосоме, а сперматозоиды — гаметы двух сортов: половина несет Х-хромосому, половина — Y-хромосому. Пол потомка зависит от того, какой спермий оплодотворит яйцеклетку. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х-хромосому, развивается женский организм. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Y-хромосому, развивается мужской организм. В результате случайного оплодотворения половина гамет получает Х-хромосому, другая половина Y-хромосому. Поэтому у раздельнополых организмов соотношение полов обычно составляет 1:1, т.е. самцы и самки встречаются одинаково часто(слайд № 6).

Женщины (XХ) имеют одну Х-хромосому от отца и одну Х-хромосому от матери. Мужчина (XY) получает Х-хромосому только от матери. Этим обусловлена особенность наследования генов, расположенных в половых хромосомах.

Пол, содержащий в своих клетках две Х-хромосомы, называется гомогаметным, так как он дает все гаметы одинаковые, а содержащий и Х- и Y-хромосомы, образующий два типа гамет — гетерогаметным. (записывают в опорный конспект).

Детерминация развития пола. (Слайд №7).

1. У человека, большинства позвоночных, дрозофил, многих насекомых и двудомных растений гомогаметным является женский пол (XX), а гетерогаметным — мужской пол.

2. У птиц гомогаметным является мужской пол (XX), а гетерогаметным — женский пол (ХУ). Половые хромосомы у этих видов иногда обозначают буквами W и Z, при этом самцы обозначаются символами ZZ, а самки WZ.

3. У прямокрылых (кузнечиков) гомогаметным является женский пол (XX), а моногаметным — мужской пол (ХО).

4. Гаплоидия широко распространена у пчел и муравьев. У этих организмов нет половых хромосом: самки — это диплоидные особи, а самцы — гаплоидные.

Читайте так же:  Приказ минобрнауки россии от 26122019 1400 с изменениями

5. У некоторых животных определение пола зависит от внешних условий. (Слайд №8).Например, у морского червя бонелии, особи, которые в личиночной стадии остаются свободно плавающими, становятся самками, а личинки, прикрепившиеся к телу взрослой самки, превращаются в самцов в результате мускулинизирующего действия гормона, выделяемого самкой.

Признаки, наследуемые с половыми хромосомами X и У, получили название сцепленных с полом. (Слайд №9).

Y-хромосому часто называют генетически инертной или генетически пустой, так как в ней очень мало генов. У человека на У-хромосоме располагается ряд генов, регулирующих сперматогенез, проявления антигенов гистосовместимости , влияющих на размер зубов и т. д. Известны аномалии, сцепленные с Y-хромосомой, которые от отца передаются всем сыновьям (чешуйчатость кожи, перепончатые пальцы, сильное оволосение на ушах). У-хромосома передается от отца всем его сыновьям, и только им. Следовательно, для генов, содержащихся только в У-хромосоме, характерно голандрическое наследование, т. е. они передаются только от отца к сыну и проявляются у самцов.

Х-хромосома несет много различных признаков. Описано более 370 болезней сцепленных с ней. В женском организме (XX) каждый признак по генам, будет являться либо гомо-, либо гетерозиготным. Поскольку у особей мужского пола одна Х-хромосома, то все локализованные в ней гены, даже рецессивные, сразу же проявляются в фенотипе.

У человека некоторые патологические состояния наследуются сцеплено с полом. К ним относится, например, гемофилия (повышенная кровоточивость), дальтонизм (аномалия зрения, при которой человек недостаточно различает красный и зеленый цвета). (Слайд №10). Дальтонизм, частичная цветовая слепота, один из видов нарушения цветового зрения. Это заболевание впервые описано в 1794г. Дальтонизм встречается у 8% мужчин и у 0,5% женщин (тест на дальтонизм слайд № 11). (записывают в опорный конспект).

Гемофилия — сцепленное с полом рецессивное заболевание, при котором нарушается образование фактора VIII, ускоряющего свертывание крови. (Слайд презентации №12). (записывают в опорный конспект).

Ген находится в Х-хромосоме. Кровоточивость при гемофилии проявляется с раннего детства. Даже лёгкие ушибы вызывают обширные кровоизлияния — подкожные, внутримышечные. Порезы, удаление зуба и др. сопровождаются опасными для жизни кровотечениями, могут вызвать смерть. Эта патологическая мутация в гене F8C была в генотипе наследника царского престола русского царя Алексея. (Слайд №13). Молекулярный дефект в Х- хромосоме способен самым жестоким образом распоряжаться жизнью многих поколений его потомков. Гемофилия А поражает почти исключительно людей мужского пола. В среднем, один из 10 000 мальчиков рождается с этой патологией, и только в 70% случаев в его родословной можно найти указания на наследственную передачу мутантного гена. Это значит, что для каждой третьей семьи, в которой случилось такое несчастье, последнее является полной неожиданностью.

Рассмотрим родословную потомков английской королевы Виктории. Предполагают, что ген гемофилии возник в результате мутации у самой королевы Виктории или у одного из ее родителей (слайд №14).

Решение задач на наследование признаков, сцепленных с генами

Флеш — анимация с использованием образовательного комплекса 1с: школа (к УМК И.Н.Пономарёвой Издательский центр «Вентана-Граф») (Слайд 15-16). (записывают обозначения и решение задачи в опорный конспект)

III. Закрепление (5 минут)

1. (Слайд 17-18) Раскройте плутовство

За последние 20 лет эту процедуру в России прошли 12 тысяч спортсменов и сняты с соревнований 16 человек. В спортивных состязаниях отдельные мужчины пытаются выиграть у женщин, перевоплощаясь в женское обличье. Предположите способ определения пола, который бы исключал любые ошибки (Хромосомный анализ соскоба клеток из ротовой полости позволяет с точностью определить наличие Y-хромосомы)

2. Работа с аналогичными заданиями ГИА. Выбрать один правильный ответ из четырех (Слайд 18-26)

XX — женский организм, XY — мужской организм

XY — женский организм, XX — мужской организм

XX — женский организм, ХО — мужской организм

ХО — женский организм, XX — мужской организм

1) XY 2) X d Y 3) X D Y 4) Dd

XX — женский организм, XY — мужской организм

XY — женский организм, XX — мужской организм

XX — женский организм, ХО — мужской организм

ХО — женский организм, XX — мужской организм

1) Х Н Х Н 2) Hh 3) X H X h 4) X h Y

1) XY 2) Х0 3) XX 4) 0Y

1) страдает дальтонизмом 2) здоров

3) страдает гемофилией 4) носитель гена гемофилии

IV. Рефлексия.

Можно попросить учеников закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.

1) А вы знаете, что сегодня на уроке я_____ .

2) Больше всего мне понравилось_________ .

3) Самым интересным сегодня на уроке было

4) Самым сложным для меня сегодня было

5) Сегодня на уроке я почувствовал

6) Сегодня я понял____________

7) Сегодня я научился_________

8) Сегодня я задумался_________

9) Сегодняшний урок показал мне

10) На будущее мне надо иметь в виду

(При письменной работе каждый ученик выбирает по два-три наиболее значимых лично для него положения.)

V. Подведение итогов проведенного урока (1 мин.)

VI. Разноуровневые задания для самостоятельной работы во внеурочное время (2 мин.)

Химия, Биология, подготовка к ГИА и ЕГЭ

Наследование, сцепленное с полом

Наследование, сцепленное с полом — это наследование какого-либо гена, находящегося в половых хромосомах.

ХРОМОСОМА — это, собственно, половые хромосомы. У каждого организма свое количество хромосом ( у человека — 46).

АУТОСОМЫ — это хромосомы (парные), одинаковые и у мужских, и у женских организмов, т.е. все неполовые хромосомы. У человека их, соответственно, 44 (22 пары).

Аутосомное наследование:

При доминантной аутосомной наследственности проявление определенной черты или заболевания зависит от присутствия доминантного гена в аутосоме. Чтобы такой ген проявился, достаточно, чтобы он был хотя бы у кого-то из родителей, поскольку рецессивный ген перекрывается доминантным. И наоборот, при аутосомной рецессивной наследственности проявление определенной черты или заболевания зависит от присутствия рецессивного гена в обеих хромосомах, составляющих пару: чтобы проявиться, он должен присутствовать как в материнских, так и в отцовских генах.

Наследование, сцепленное с полом

Х -хромосома считается женской, Y-мужской.

23 пары = 22 пары + ХХ (женск.)

23 пары = 22 пары + XY (мужск.)

Исследования генетики, связанной с половыми хромосомами — заслуга американского ученого Т. Моргана.

В 1993 г он получил Нобелевскую премию «За открытия, связанные с ролью хромосом в наследственности»

Сцепление с полом означает, что Х-хромосома имеет участок, которого нет в Y-хромосоме.

При наследственности, связанной с Y-хромосомой, признак или болезнь проявляется исключительно у мужчины, поскольку эта половая хромосома отсутствует в хромосомном наборе женщины

Наследственность, связанная с Х-хромосомой, может быть доминантной или рецессивной в женском организме, но она всегда присутствует в мужском, поскольку в нем насчитывается только одна Х-хромосома

Признаки, присущие организму, записываются над буквами Х и У, прописывая гаметы в решетке Пеннета, можно легко установить не только наследование самого признака, но и пол гибрида.

Давайте разберем наследование, сцепленное с полом, на примерах — так будет проще.

Задача 1:

У человека ген, вызывающий дальтонизм, локализован в Х-хромосоме. Состояние болезни вызывается рецессивным геном, состояние здоровья — доминантным.

Девушка, имеющая нормальное зрение, отец которой обладал цветовой слепотой, выходит за муж за нормального мужчину, отец которого также страдал цветовой слепотой. Какое зрение можно ожидать у детей от этого брака?

Х d У — больной мужчина

Х D У — здоровый мужчина

Х D Х D — здоровая женщина

Х D Х d — здоровая женщина (носитель)

Х d Х d — больная женщина

Здоровая женщина, но гетерозиготная, т.к. отец имел это заболевание. Значит, ее генотип будет — Х D Х d

Здоровый мужчина — т.к. у мужчин признак может нести только Х-хромосома, то здесь только один вариант: Х D У

Решетка Пеннета:

Получившиеся генотипы и фенотипы:

Х D Х D — здоровая женщина

Х D Х d — здоровая женщина (носитель)

Х D У — здоровый мужчина

Х d У — больной мужчина

Группы генов, расположенных в одной хромосоме, составляют группу сцепления. Это означает, что наследуются они вместе — сцепленно. Так и признаки, сцепленные с полом, передаются следующему поколению именно половыми хромосомами.

  • В ЕГЭ это вопрос С6 — задачи по генетике

Читайте так же:

  • Приказ об особых условиях Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 июня 2009 г. N 357н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, […]
  • Приказ минэнерго рф от 07042010 149 Приказ Министерства энергетики РФ от 7 апреля 2010 г. N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
  • Приказ 834н от 15122019 в ворде Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 834н "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению" (с изменениями и […]
  • Приказ 805н от 2019 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 ноября 2017 г. № 805н “О внесении изменений в приложение № 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам […]
  • Приказ фсфр от 020212 Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 28 июня 2012 г. N 12-52/пз-н "Об утверждении Порядка учета в реестре владельцев ценных бумаг залога именных эмиссионных ценных бумаг и внесения в реестр изменений, касающихся перехода прав на заложенные именные эмиссионные ценные […]