Меню

Государство как субъект трудовых отношений

Государство как социальный партнер в сфере социально-трудовых отношений

В качестве основной функции государства в современных условиях называют организацию социального партнерства. Все иные функции государства относят к производным и призванным конкретизировать эту основную функцию. Между тем в развитие названных положений хотелось бы конкретизировать правовой статус государства как субъекта трудового права. Несомненно, что государство – это особый субъект в трудовом праве. Оно выступает одновременно в двух ролях: государство как носитель публичной власти и государство как участник социального партнерства. Государство как носитель государственного суверенитета обладает властными полномочиями, которые традиционно подразделяются на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Государство принимает законы, которыми должны руководствоваться субъекты трудового права, в том числе легализует правосубъектность социальных партнеров, процедуры их взаимодействия. Государство обеспечивает исполнение законов посредством актов управления, контроля и надзора в сфере труда. Оно также имеет юрисдикционные органы, которые рассматривают в том числе и трудовые конфликты. Таким образом, государство осуществляет правовое регулирование социально-трудовых отношений точно так же, как это происходит в иных сферах общественной жизни.

Вместе с тем в отличие от других отраслей права в трудовом праве государство приобретает еще одну роль – участника социального партнерства. Государство как участник социального партнерства определяется нами в двух ипостасях: государство-работодатель (в лице государственных учреждений, организаций, государственных предприятий) и государство-участник в правовом механизме социального сотрудничества, носитель общегосударственных интересов. Речь идет как бы о раздвоении государства как участника социального партнерства в зависимости от характера интереса, который оно отражает. Итак, государство – это собственник ресурсов и один из крупных работодателей в лице государственных организаций, предприятий и служб, которые обладают работодательской правосубъектностью и подчинены общим требованиям трудового права. Соответственно его представители должны выступать на стороне работодателей в трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений и в этой же роли подписывать коллективные соглашения. Согласно ТК органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей (ст. 23).

Последняя роль – самостоятельного участника социального партнерства появилась только с начала 90-х годов. В системе социального партнерства государство представляют субъекты различных уровней. Согласно ТК на федеральном уровне в состав Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений входят представители Правительства РФ; на региональных, территориальных уровнях – представители органов исполнительной власти (ст. 35). На наш взгляд, государство как участник социального партнерства властными функциями не наделяется. Партнерство предполагает равенство прав его участников, и это необходимо подчеркнуть. Чтобы определить особый правовой статус государства-участника социального партнерства попытаемся ответить на вопрос: какие особые функции оно осуществляет в этой новой для него роли? Полагаем, что к ним можно отнести три основные функции:

1) координации совместных действий социальных партнеров;

2) примирения сторон путем содействия урегулированию конфликтов;

3) защиты общественных интересов.

Рассмотрим каждую из них.

В сфере социально-трудовых отношений работники и работодатели имеют свои собственные интересы, которые далеко не всегда совпадают. Создают они и свои организационные структуры в виде предпринимательских и профессиональных союзов, которые позволяют общими усилиями отстаивать корпоративные интересы. Во взаимодействии этих структур роль посредника или координатора между ними берет на себя государство. Г.Ю. Семигин, характеризуя указанную функцию государства, подчеркивает, что «в результате взаимодействия сторон этого социального треугольника складываются различные варианты неокорпоративистской модели социального партнерства», вырабатываются общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики. Государство в механизме социального партнерства призвано содействовать процессу консультаций и коллективных переговоров между сторонами социального партнерства на всех уровнях. Именно в этом контексте мы можем вести речь о координационной функции государства, направленной на обеспечение согласования интересов работников и работодателей в сфере труда, социальной политике. Так, во Франции в связи с принятием так называемого Закона Фийона (2004 г.) государство берет на себя обязательство не принимать законы в социальной области без предварительного обсуждения и одобрения со стороны социальных партнеров.

Вторая функция – примирения сторон — вытекает из первой и рассчитана на конфликтные ситуации. «В беспристрастности государства как арбитра в конфликте сторон, о доверии к нему с обеих сторон», — особо отмечал Генеральный директор МБТ Мишель Хансенн в своем докладе на 79-й Конференции труда в 1992 г. Государство как участник социального партнерства примиряет стороны, а не выносит государственно-властные решения, не разрешает социально-трудовые конфликты по существу.

Согласно ТК (ст. 407) государственные органы по урегулированию коллективных трудовых судов осуществляют уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, ведут базу данных по учету трудовых арбитров, содействуют урегулированию коллективных трудовых споров, проверяют полномочия представителей сторон коллективного трудового спора, выявляют и обобщают причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению и др.

И последняя функция государства – защита общественных интересов. Суть этой функции заключается в том, что государство как участник социального партнерства имеет свой собственный интерес в регулировании трудовых и социально-обеспечительных отношений. В рамках социального партнерства важно не только взаимопонимание между союзами работодателей и работников, но и необходимо, чтобы обе стороны учитывали интересы общества, всеобщее благо. Ведь не исключено, по справедливому замечанию советника МБТ Г. Шмидта, что «в определенных сферах интересы социальных партнеров могут совпадать, но таким образом, что окажется невыгодным для тех, кто находится вне их партнерства». В этой связи, пишет он далее, «стало правилом проявлять солидарность по отношению к безработным и социально незащищенным лицам». Кроме того, государство как участник социального партнерства должно обеспечить защиту интересов общества от неблагоприятных последствий, связанных с забастовками, локаутами. В ТК основными задачами трудового законодательства названы создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов не только сторон трудовых отношений, но также сторон трудовых отношений и государства (ст. 1). Государство как участник социального партнерства призвано содействовать обеспечению социальной стабильности и общественного согласия на основе объективного учета интересов всех слоев общества.

Правовой статус государства как носителя публичной власти отличается от статуса государства-участника социального партнерства. В первом случае государство реализует свои полномочия в рамках отношений власти-подчинения. К примеру, юрисдикционные функции государства по трудовым делам означают рассмотрение трудового спора по существу и обеспечение принудительного его исполнения, если одна из сторон уклоняется от исполнения. Во втором случае государство как участник социального партнерства действует на основании принципа равенства сторон в партнерских отношениях. Например, это иначе проявляется и в функции разрешения трудовых конфликтов, которая сводится к примирению сторон, поиску компромиссных решений.

Государство как участник социального партнерства наделяется особой социально-трудовой правосубъектностью в целях обеспечения интересов всего общества, т.е. общественно значимых интересов. Этот вид правосубъектности государства проявляется в его социально-трудовых функциях: координации совместных действий социальных партнеров, примирения сторон в случае конфликтов и защиты общественных интересов.

Социальное государство как эффективный метод регулирования социально-трудовых отношений

Социально-трудовыми отношения — взаимосвязи и взаимоотношения, существующие между индивидуумами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью. Социально-трудовые отношения возникают и развиваются с целью регулирования качества трудовой жизни.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, трудовым договором и т.д.) При этом понятие социально-трудовых отношений намного шире, понятия трудовых отношений и отражает не только юридический, но и социально-экономический и психологический аспекты трудового процесса.

Государство как субъект социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодатель, защитник прав граждан и организаций, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах.

Функции регулирования социально-трудовых отношений на государственном уровне в Российской Федерации выполняет совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Данная совокупность формирует систему государственного регулирования социально-трудовых отношений.

Задачами системы гос. регулирования социально-трудовых отношений:

1.законотворческая деятельность в трудовой и смежных сферах;

2.контроль исполнения законов;

3.выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране (включая вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, уровня жизни, условий труда, конфликтных ситуаций и т.д.)

Взаимосвязи между субъектами социально-трудовых отношений возникают при различных условиях: работник-работник; работник- работодатель; профсоюз-работодатель; работодатель-государство; работник-государство и др.

Модели государственного регулирования социально-трудовых отношений

Существуют две основные модели государственного регулирования социально-трудовых отношений:

Англо-саксонская модель практикуется в США, Великобритании, Тайване и некоторых других странах. Основные особенности данной модели заключаются в том, что государство рассматривает работодателей и работников как равных игроков рынка и выполняет функции поддержания необходимых для рынка элементов, таких как конкуренция, ограничение монополий, создание нормативно-правовой базы и т.д. Европейская модель основывается на предположении, что работники находятся в зависимом положении от работодателей и нуждаются в поддержке и защите со стороны государства в виде поддерживаемой на достаточно высоком уровне минимальной оплаты труда, социального и медицинского страхования, наличии государственных органов, защищающих интересы работников.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Читайте так же:  Забыла заплатить налог что будет

Субъекты социально-трудовых отношений

Основными субъектами социально-трудовых отношений являются: 1) наемный работник (группа работников) — это гражданин, заключивший трудовой договор (контракт) с работодателем, руководителем предприятия и отдельным лицом. Договор найма может быть письменным или устным, но и в том и в другом случае он определяет социально-трудовые отношения между его участниками. Важную роль для наемного работника играют такие его качества как: возраст, пол, состояние здоровья, образование, уровень квалификации, стаж работы, профессиональная и отраслевая принадлежность. Кроме того, наемный работник должен быть готовым и способным к участию в социально-трудовых отношениях. В качестве наемного работника как субъекта социально-трудовых отношений могут выступать как отдельный работник, так и группы работников, различающихся по своему положению в социально-профессиональной структуре, направленности интересов, мотивации труда и др. Развитые трудовые отношения предполагают существование институтов, выступающих от имени наемных работников, представляющих и защищающих их интересы. Это — профессиональные союзы. Профсоюзы — добровольные массовые организации, объединяющие наемных работников, связанных общностью социально-экономических интересов.

В Трудовом кодексе Российской Федерации декларируется принцип профсоюзного плюрализма, согласно которому количество профсоюзов, представляющих интересы работников отрасли или предприятия, не ограничено. Возможны и другие организационные формы объединения наемных работников; 2) работодатель согласно международной классификации статуса занятости — это человек, работающий самостоятельно и постоянно нанимающий для осуществления трудового процесса одного или нескольких работников. Обычно в мировой практике он называется собственником средств производства. Но в практике российских социально-трудовых отношений работодателем также является и руководитель в государственном секторе экономики, который нанимает наемных работников по договору (директор государственного предприятия), хотя он сам является наемным работником и не владеет средствами производства; 3) государство как субъект социально-трудовых отношений выполняет функции законодателя, защитника прав, работодателя, арбитра и др. Мера реализации каждой из этих функций определяются историческими, политическими условиями развития государства. Выделяют три уровня социально-трудовых отношений: а) индивидуальный, когда взаимодействуют работник и работодатель в различных сочетаниях (двухсторонние социально-трудовые отношения); б) групповой, когда взаимодействуют объединения наемных работников и объединения работодателей (трехсторонние социально-трудовые отношения); в) смешанный, когда взаимодействуют работники и государство, а также работодатели и государство (многосторонние социально-трудовые отношения).

Отношения субъектов социально-трудовых отношений регулируются законодательными и нормативными актами. Основополагающими из них являются: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ «О занятости населения», Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и др. Кроме того, выделяются правовые акты, изданные органами местного самоуправления, руководителями предприятий и организаций. В рамках предприятия локальными нормативными актами, регулирующими социально-трудовые отношения, являются: коллективный договор, трудовой договор (контракт), другие внутренние нормативные акты.

В-13

Предметы социально-трудовых отношений
Труд
является основой жизнедеятельности общества и каждого его члена, предприятия, организации: Труд – это многоаспектное явление. Традиционно понятие «труд» определяется как целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд – это не только экономическая, но и социальная категория, поскольку в процессе труда работники и их группы вступают в определенные социальные отношения, взаимодействуя друг с другом. В процессе такого взаимодействия происходит изменение состояний этих социальных групп и отдельных работников.
Предметы и средства труда не функционируют как таковые, если они не включены в процесс живого труда, который есть единство отношений людей к природе и отношений между участниками процесса, то есть социальных отношений. Поэтому процесс труда это не просто механическое соединение трех его основных компонентов, а органическое единство, решающими факторами которого является сам человек и его трудовая деятельность.
Социальные отношения – это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в, конечном счете, по поводу условий формирования и развития личности, и самых разных социальных общностей.
Социальные отношения обусловлены трудовыми отношениями, поскольку работники включаются в трудовую деятельность независимо от того, с кем будут работать рядом. Однако позже работник по-своему проявляет себя во взаимоотношениях с другими членами трудового коллектива. Таким образом, и формируются социальные отношения в трудовой среде. Социальные и трудовые отношения существую в неразрывной связи и взаимодействии, взаимообогащают и взаимодополняют друг друга. Социально-трудовые отношения дают возможность определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Ни одна группа работников, ни один член трудовой организации не может функционировать вне социально-трудовых отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий. В процессе труда реализуются цели субъектов трудовых отношений. Наемный работник включается в процесс труда с целью получить доход в виде заработной платы за выполнение конкретных видов работ. Для многих работников труд является средством самовыражения и самореализации своего трудового и человеческого потенциала, средством достижения определенного социального статуса в трудовом коллективе и в обществе. Собственники средств производства (работодатели) организуя и осуществляя трудовой процесс, реализуют свой предпринимательский потенциал с целью получения дохода в виде прибыли. Поэтому камнем преткновения является доход от трудовой деятельности, доля этого дохода, приходящаяся каждому субъекту социально-трудовых отношений. Этим определяется противоречивый характер общественного труда. Социология труда – это исследование функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. Социология труда представляет собой поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Поэтому предметом социологии труда является структура и механизм социально-трудовых отношений, социальных процессов и явлений в сфере труда. Социология труда изучает проблемы регулирования социальных процессов, мотивации трудовой деятельности, трудовой адаптации работников, стимулирования труда, социального контроля в сфере труда, сплочения трудового коллектива, руководства трудовым коллективом и демократизации трудовых отношений, трудовых перемещений, планирования и социального регулирования в сфере труда.

В-14

Типы социально-трудовых отношений характеризуют психологические, этические и правовые формы взаимоотношений в процессе трудовой деятельности. По организационным формам выделяют следующие типы социально-трудовых отношений: — патернализм, -партнерство, — конкуренция, — солидарность, — субсидиарность, — дискриминация, — конфликт. Патернализм характеризуется значительной долей регламентации социально-трудовых отношений со стороны государства или руководства предприятия. Примером государственного патернализма может служить бывший СССР. На уровне предприятия патернализм характерен для Японии и для некоторых других азиатских стран. Партнерство наиболее характерно для Германии. Экономика этой страны основана на системе детально проработанных правовых документов, в соответствии с которыми наемные работники, предприниматели и государство рассматриваются как партнеры в решении экономических и социальных задач. Отношения партнерства обеспечивают достижение синергетического эффекта от согласованной деятельности людей и социальных групп. Конкуренция между людьми или коллективами также может способствовать достижению синергетического эффекта. Опыт показывает эффективность рационально организованной конкуренции между конструкторскими коллективами. Солидарность предполагает общую ответственность и взаимную помощь, основанную на общности интересов группы людей. Солидарность проявляют и члены союзов работодателей, а также члены других союзов. Субсидиарность означает стремление человека к личной ответственности за достижение своих целей и свои действия при решении социально-трудовых проблем. Субсидиарность можно рассматривать как противоположность патернализму. Дискриминация – это основанное на произволе, незаконное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений. При дискриминации нарушаются принципы равенства возможностей на рынках труда. Дискриминация может быть по полу возрасту, расе, национальности, конфессии и другим признакам. Равенство возможностей в социально-трудовых отношениях обеспечивается прежде всего системой законодательства. Для России это прежде всего Конституция РФ, ТК РФ и Закон о занятости населения РФ. Конфликт является крайним выражением противоречий в социально-трудовых отношениях. Наиболее явными формами трудовых конфликтов являются трудовые споры, забастовки, массовые увольнения. По характеру влияния на результаты экономической деятельности и качество жизни людей социально-трудовые отношения бывают двух типов: – конструктивными, способствующими успешной деятельности предприятия и общества; – деструктивными, мешающими успешной деятельности предприятия и общества. Объединяющие ситуации – это война, стихийное бедствие, экологическая катастрофа, необходимость сохранения предприятия в конкурентной борьбе, страх безработицы. Эффективная система управления персоналом должна учитывать различие характеристик и интересов сотрудников. Необходимо уважать религиозные чувства и национальные обычаи. К числу наиболее важных социальных взаимоотношений относятся взаимоотношения между руководителями и подчиненными. Опыт развитых стран показывает, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Имущественное неравенство может быть любым, но на работе все сотрудники должны чувствовать себя партнерами.

В-15

Основные элементы качества трудовой жизни
Понятие и элементы качества жизни
Показатели качества жизни наряду с другими показателями позволяют оценить уровень социального развития общества. Термин «качество жизни» появился в 20-е гг. ХХ в. в западных теориях. Основоположниками концепции качества жизни считаются Э. Мэйо, А. Маслоу, Д. МакГрегор и др. В России в доперестроечный период использовались термин «благосостояние», «образ жизни», «уровень жизни». Сейчас наряду с понятием «уровень жизни» используются и такие понятия, как «качество жизни» и «качество трудовой жизни», часто как синонимы первого, а иногда и в более широком значении. При этом понятие «качество жизни» по содержанию шире, чем понятие «качество трудовой жизни».
Под качеством жизни понимается удовлетворение всего комплекса потребностей, как в производстве, так и вне его, т. е. имеются в виду условия жизни и труда, здоровье людей. Возможности получения образования, уровень благосостояния семьи, покупательная способность населения и т. д. Что касается трудовой жизни, то это один из элементов качества жизни в целом.
Под качеством трудовой жизни понимаются условия производственной жизни людей. Но в связи с тем, что значительная часть жизни людей проходит на производстве, качество трудовой жизни во многом предопределяет качество жизни в целом. Теоретические подходы к изучению качества трудовой жизни в основном сформировались в 60-70-е годы. Они базируются на общечеловеческом подходе к пониманию творческого характера личности, на признании необходимости гуманизации труда, умственного и физического развития человека, его социальной удовлетворенности и т. д. Практическая значимость концепции качества трудовой жизни заключается в восстановлении целостности труда и культуры, создание таких условий труда, в которых работники могут реализовывать свой личностный потенциал. При этом учитывается бытовые аспекты и субъективное восприятие людьми уровня своего благополучия. Ка качество жизнилюдей влияют экономические, социальные, демографические. Политические и другие факторы. При этом важно принимать во внимание, как сам работник оценивает качество своей жизни: возможности саморазвития и творчества, положение своей семьи в обществе, ее финансовое состояние, жилищные условия и т. д. В 1961 году Европейской комиссией ООН были разработаны и рекомендованы к применению показатели качества жизни. Большинство стран используют эти показатели, варьируя их исходя из национальных особенностей и возможностей. Основными компонентами качества жизни, по которым проводится оценка, являются: здоровье, потребление продуктов питания, образования, занятость и условия труда, права человека, жилищные условия, одежда, социальное обеспечение, отдых и свободное время. В России в период становления рыночных отношений наблюдалось снижение качества жизни населения из-за резкого обесценения труда рабочей силы, когда труд средней и высокой квалификации не обеспечивал условия нормальной достойной жизни. Задача повышения цены рабочей силы определяется необходимостью улучшения уровня и качества жизни населения в условиях выхода из кризиса. Положительные изменения в сфере оплаты труда возможны только на основе государственного регулирования гарантированного уровня заработной платы, занятости, социального обеспечения. Таким образом, понятие качества жизни и качество трудовой жизни охватывает различные взаимосвязи человека. Качество жизни – это своего рода синтетическая характеристика уровня и условий жизни населения, сводный показатель, помогающий с помощью количественно определяемых параметров оценить уровень социально-экономического развития общества.

Читайте так же:  Заявление о выплате пособия на ранних сроках беременности

Субъекты и объекты трудовых отношений в Российской Федерации

Субъектами трудовых отношений являются все участники, осуществляющие взаимодействие в процессе выполнения обязанностей, которые описаны в трудовом договоре.

Представители этой категории должны обладать правосубъектностью, которая состоит из трудовой правоспособности (владении правами и обязанностями по определению действующего законодательства) и дееспособности (признанной законом возможности выполнения трудовых задач и соблюдения обязанностей).

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Субъектами социально-трудовых отношений выступают:

При вступлении в силу трудового договора, гражданин получает права и обязанности, предписанные Статьей 21 Трудового Кодекса РФ.

  • работник может заключать, расторгать и изменять трудовой договор в случаях, не противоречащих законодательству;
  • на получении работы, описанной в договоре;
  • обеспечение безопасного, соответствующего стандартам рабочего места;
  • на получение заработной платы в соответствии со сроками и размерами, предписанными трудовым договором;
  • на нормированный рабочий день и неделю;
  • обеспечение актуальной информации относительно внутреннего распорядка организации и правил техники безопасности;
  • обучение и возможность повышения квалификации;
  • получать возможность вступать в профессиональные объединения для защиты собственных интересов;
  • отстаивание своих законных трудовых прав и свобод;
  • на забастовку и иные виды трудовых споров;
  • восполнение ущерба, причиненного сотруднику во время рабочего процесса;
  • на виды социального страхования, которые предусмотрены действующим законодательством.

Обязанности, возложенные на работника, состоят в следующем:

  • качественное выполнение трудовых задач;
  • подчинение заведенным в организации правилам трудового распорядка;
  • следование правилам техники безопасности предприятия;
  • аккуратное отношение к имуществу, принадлежащему работодателю;
  • донесение до руководителя об аварийных ситуациях, возникающих на рабочем месте.

Физическое лицо после официальной регистрации в качестве частного предпринимателя становится работодателем и берет на себя обязательства перед государством и работниками, отвечая на них своим личным имуществом.

Юридическое лицо представляет собой организацию, владеющую зарегистрированной собственностью, которой несет ответственность по своим обязательствам.

Статья 22 Трудового кодекса обозначает права и обязанности, принадлежащие работодателю:

  1. Работодатель имеет право на заключение, расторжение и внесение изменений в трудовой договор при условиях, не противоречащих Трудовому кодексу РФ.
  2. Требования работодателя к работнику по поводу поощрения (взыскание) за соблюдение (несоблюдение) трудовой дисциплины.
  3. Создание нормирования деятельности предприятия и наемных работников.
  4. Право ведения коллективных переговоров и создания ассоциаций работодателей.
  5. Соблюдение работодателем прав работников.
  6. Обязательство выступать страхователем для своих работников.

Государство в роли субъекта социально-трудовых отношений трудового права защищает права работодателя и работника, осуществляет регулировку их деятельности с помощью законодательных и нормативных актов.

В коллективных трудовых объединениях практикуется наличие официальных представителей, как работодателей, так и работников, которые тоже являются субъектами социально-трудовых отношений. Представители работников делятся на несколько уровней и бывают следующими:

  • первичная профсоюзная организация, действующая в рамках предприятия;
  • профсоюзные объединения отраслевого и территориального масштаба.

Функцию представительства работодателей выполняет уполномоченное уставом лицо, а на отраслевом или региональном уровне — объединение работодателей (орган, на который возложена эта обязанность).

Объекты трудовых отношений представляют собой материальные и духовные блага, они выступают своеобразной целью, ради которой осуществляется наем работника работодателем.

В конкретном случае — это:

  • право работника на получение своевременного вознаграждения за свой труд в виде заработной платы;
  • право работодателя на получение прибыли, извлекаемой из деятельности организации, включая качественное исполнение рабочих задач сотрудниками.

Профсоюзы, как субъект трудовых отношений играют роль представителей интересов работников организации или отрасли и считаются полноценным субъектом трудовых отношений.

Профессиональные объединения создаются на общественных собраниях, где избираются работниками. Права союза подкрепляются следующими законами Российской Федерации:

  • статья 30 Конституции РФ предоставляет свободу деятельности;
  • статьи 11–23 обеспечивает профсоюзу право на защиту интересов работников, своевременное получение необходимой информации и прочее;
  • законы РФ «О коллективных договорах и соглашения» и «О порядке разрешения коллективных и трудовых споров» регулируют течение коллективных споров в организации.

Проанализировав сказанное выше, можно сделать вывод, что трудовые отношения хорошо структурированы, а законодательные и нормативные акты обеспечивают справедливое и адекватное регулирование процессов взаимодействия всех субъектов социально-трудовых отношений.

Субъекты и уровни социально-трудовых отношений

Субъектами социально-трудовых отношений могут быть индивид, группа индивидов, объединенных каким – либо системообразующим признаком. Все индивиды – трудящиеся согласно Международной классификации статуса занятых (ИКСЕ –93) независимо от их положения в составе рабочей силы (имеют или ищут работу) относятся к категории работников.

Работники в зависимости от характера экономического риска, элементом которого является прочность связей индивида с его работой, характера власти над предприятием и другими трудящимися, которую имеют индивиды, подразделяются на: наемных работников; работодателей; трудящихся, работающих на принадлежащих им предприятиях (не использующих наемных работников на постоянной основе); членов производственных кооперативов; участвующих в работе членов семьи; трудящихся, не поддающихся классификации по статусу.

Наемный работник – это физическое лицо, заключившее трудовой договор (как правило в письменной форме) с собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом, согласно которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим договором, в соответствии с требованиями внутреннего распорядка, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон. Таким образом договор найма определяет социально-трудовые отношения между его участниками.

Работодатель как субъект социально-трудовых отношений, согласно Международной классификации статуса занятых (1993) – это трудящийся, работающий самостоятельно или с одним или несколькими партнерами на собственном предприятии и в этом качестве на постоянной основе нанимающий для работы на своем предприятии наемных работников. Работодатель обычно является собственником средств труда. В хозяйственной практике Украины работодателем считается также и руководитель в государственном секторе экономики, который нанимает работников по договору, например, директор государственного предприятия, хотя он сам является наемным работником государства и не владеет средствами труда.

Трудящиеся, занятые на собственном предприятии, — это трудящиеся, которые, работая на своем предприятии самостоятельно или с одним и с несколькими партнерами, не нанимали каких – либо наемных работников на постоянной основе. Партнеры могут быть и не быть членами одной семьи или одного домашнего хозяйства.

Рис. 2.2. Субъекты социально-трудовых отношений

Члены производственных кооперативов – это трудящиеся, занятые на собственном предприятии — кооперативе, производящем товары и услуги, где каждый член имеет равные с другими членами права при решении вопросов организации производства, сбыта и/или других сторон работы заведения, инвестирования и распределения дохода заведения между его членами. Следует отметить, что наемные работники производственных кооперативов к этой группе не относятся.

Участвующие в работе члены семьи – это трудящиеся, занятые на ориентированном на рынок заведении, которое принадлежит родственнику, проживающему в том же домашнем хозяйстве; этих трудящихся нельзя считать партнерами, так как степень их участия в работе заведения с учетом затрат рабочего времени и других факторов не сравнимы с участием в работе главы заведения.

Трудящиеся, не поддающиеся классификации по статусу, включают тех индивидов, в отношении которых имеющаяся информация недостаточна и которых нельзя отнести ни к одной из перечисленных выше категорий.

Читайте так же:  Конституционный суд рфСостав и полномочия

В качестве субъекта социально-трудовых отношений может выступать организация (предприятие) или их группа, а также территориальное образование. В этом же качестве мировое сообщество в определенных условиях рассматривает и отдельное государство (рис. 2.2).

Государство, прежде всего, выполняет законотворческую функцию, формирует и совершенствует на основании или с учетом Конвенций и Рекомендаций МОТ, других международных трудовых норм, в соответствии с национальными условиями и практикой национальное законодательство и правила по осуществлению социального партнерства между государственными органами, организациями работодателей и наемных работников. Ратифицирует международные трудовые нормы, защищает права всех категорий работников. Государство, выступая то инициатором, то регулятором, то арбитром, то посредником, то активным, то сдержанным исполнителем, часто играет решающую роль в процессе успешного проведения социального диалога и коллективных переговоров. Государство как субъект социально-трудовых отношений выступает в качестве собственника имущества и работодателя (если это касается государственных предприятий). Оно может быть представлено центральными и региональными организациями всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Характерной особенностью социально-трудовых отношений является их подвижность и динамизм. Они отражают экономическое поведение людей: получение прибыли в конкурентной борьбе (предприниматели) и необходимых материальных благ (наемные работники). Достижение равновесия и стабильности в социально-трудовых отношениях между их участниками (субъектами) – главная задача государства, которое осуществляет ее посредством законодательного регулирования и соблюдения принципов социального диалога. Такой баланс интересов между партнерами в сфере производства и услуг находит свое воплощение в коллективных договорах и соглашениях различного уровня или в индивидуальных трудовых договорах (контрактах).

Новизна одного из наиболее масштабных типов системы социально-трудовых отношений в Украине, такого как механизм социального партнерства, социальный диалог заключается прежде всего в объективно обусловленной необходимости формирования новых субъектов и уровней социально-трудовых отношений. Как свидетельствует опыт многих стран, в рыночной экономике в качестве субъектов механизма социального партнерства выступают:

1) наемные работники;

3) государство (рис. 2.3).

Экономическое и правовое положение этих субъектов социально-трудовых отношений в рыночной экономике может существенно изменяться, что определяет новое социально-трудовое поведение, новые взаимные требования, новые способы согласования интересов.

Указанные субъекты социально-трудовых отношений представлены в обобщенном виде. Так, работодатель может выступать не только в качестве индивида, физического лица, владельца какого – либо предприятия, организации и т. п., но и как сообщество, объединение, ассоциация и другое юридическое лицо, которое выражает интересы работодателей.

Каждый наемный работник может отстаивать свои интересы индивидуально, вступая в отношения найма рабочей силы с работодателем, но в качестве выразителя интересов группы наемных работников выступают, как правило, профессиональные союзы – массовые организации, объединяющие наемных работников, связанных общностью социально – экономических интересов, защищающих их интересы. Возможны и другие организационные формы объединения наемных работников.

Согласно статье 2 Конвенции МОТ № 87 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию (к которой присоединился Советский Союз, а следовательно, и Украинская ССР – 11 августа 1956 года) «трудящиеся и предприниматели без какого – либо различия имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих последних».

В качестве наемного работника как субъекта социально-трудовых отношений могут выступать как отдельный работник, так и группа работников, различающиеся по своему положению в социально-профессиональной структуре, направленности интересов, мотивации труда и другим признакам.

Основой групповых и индивидуальных различий выступают возраст, пол, состояние здоровья, степень образованности, профессиональная, должностная, отраслевая принадлежность, определяющие сущностные стороны в трудовом поведении наемного работника.

Особую роль в процессе формирования новых социально-трудовых отношений в Украине играют возрастные различия: смена поколений, серьезно различающихся друг от друга по основным социально-психологическим

Рис. 2.3. Субъекты механизма социального партнерства, социального диалога

параметрам, ориентации и мотивации, требует адекватного учета. На социально-трудовых отношениях не может не сказаться и пол, например, специалисты отмечают, что мужчинам присущ повышенный радикализм, а женщинам – конформизм.

Наемный работник должен обладать определенными качествами, оценка которых может дать реальное представление о сущности и зрелости социально-трудовых отношений. Прежде всего наёмный работник должен обладать готовностью и способностью к личному участию в социально-трудовых отношениях, социальном диалоге, иметь определенную установку на предпочтительные способы участия в них.

Наемному работнику система социально-трудовых отношений обеспечивает организацию процесса труда, его содержание, режим и оценку трудовой деятельности.

Работодателю (предприятию) социально-трудовые отношения позволяют эффективно использовать рабочую силу, развивать человеческий фактор производства, воспитывать партнера для достижения совместных целей путем трудового согласия и солидарности, обеспечивать экономический рост и повышение жизненного уровня работников.

На уровне государства социально-трудовые отношения складываются собственно из интересов государства и интересов остальных субъектов, делегирующих свои полномочия государству в лице законодательных и исполнительных институтов власти.

Важнейшими институтами социально-трудовых отношений, воздействующими на жизнедеятельность и поведение их субъектов, являются:

— формальное, юридическое равноправие субъектов социально-трудовых отношений, предполагающее свободу выбора работниками сфер приложения труда и профессий, предоставление им права на заключение трудового договора (контракта), а также на его расторжение;

— свобода формирования наемными работниками объединений, сообществ профсоюзов, равно как и работодателем – соответствующих объединений, ассоциаций и сообществ. Те и другие создаются в целях представления и защиты интересов указанных субъектов;

— социальный диалог при решении проблем, возникающих в процессе социально-трудовых отношений, предполагающий, в частности, свободное и равноправное ведение переговоров;

— коллективно – договорное регулирование социально-трудовых отношений;

— трудовое правоотношение как государственный регулятор взаимоотношений субъектов социально-трудовых отношений по поводу применения труда и социальной защиты работников.

Все эти институты, обеспечивающие формирование надлежащего социально – психологического климата в системе социально-трудовых отношений, проявляются в различных сочетаниях с учетом конкретных социально – экономических условий, степени развитости того или иного института, зрелости самих субъектов социально-трудовых отношений.

Проблема взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений разрешается, в частности, через выделение уровней социально-трудовых отношений (рис. 2.4).

На индивидуальном уровне социально-трудовых отношений взаимосвязанными субъектами могут быть: работник – работник; работник – работодатель; работодатель – работодатель.

На групповом уровне социально-трудовые отношения проявляются между объединениями работников (профсоюзами) и работодателями или объединениями работодателей.

На уровне государства социально-трудовые отношения проявляются через взаимосвязи между: работником и государством; объединениями работников и государством; работодателем и государством; объединениями работодателей и государством.

В современных условиях законодательные акты по труду носят характер минимально гарантирующих норм права. Предполагается, что на основе переговоров наемных работников (в лице профсоюзов или иных представителей) и работодателей могут устанавливаться более высокие гарантии, чем это предусмотрено актами законодательства о труде и другими законами Украины. В частности, принятым в 1993 году Законом Украины «О коллективных договорах и соглашениях» в Украине была введена четырехуровневая система регулирования социально-трудовых отношений посредством:

генерального соглашения на государственном уровне между профессиональными союзами, объединившимися для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения, и работодателями или уполномоченными ими органами, объединившимися для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения;

отраслевых соглашений, заключаемых между отраслевыми ассоциациями, союзами работодателей и отраслевыми профсоюзами;

соглашений на региональном уровне, заключаемых между региональными органами государственной исполнительной власти или региональными объединениями работодателей и региональными объединениями профсоюзов;

коллективного договора предприятия, заключаемого между работодателем и одним или несколькими профсоюзными органами.

Коллективный договор может заключаться в структурных подразделениях предприятия в пределах компетенции этих подразделений.

В прежней экономической системе в Украине такого комплекса субъектов и уровней социально-трудовых отношений не было.

Становление, формирование и развитие новых субъектов и уровней социально-трудовых отношений, возникновение многообразных форм трудового взаимодействия работника и общества, работника и работодателя, общества и работодателя никогда не представляет собой мгновенного скачка, это достаточно длительный процесс, требующий применительно к формируемой национальной модели организации хозяйства научных исследований и разработок, принятия решений и практических действий по их реализации в законодательном, образовательном, социокультурном, организационном и других аспектах.

Рис. 2.4. Уровни социально – трудовых отношений

Читайте так же:

  • Ликвидация шевроле в москве Ликвидация шевроле в москве Автоцентры Genser объявляют о ликвидации склада Opel и Chevrolet. Условия окрыляют – убедитесь сами, ознакомившись со списком автомобилей в продаже. Отправьте заявку на заинтересовавший вариант, после чего наш менеджер свяжется с вами для уточнения […]
  • Приказ приема на работу образец заполнения Приказ о приеме на работу Факт принятия работника на работу фиксируется при помощи соответствующего приказа, который издается на основании подписанного между работником и работодателем трудового договора. Приказ о приеме на работу подготавливается и оформляется сотрудником кадровой или […]
  • Как оформить воздушными шарами Как оформить свадьбу воздушными шарами? (идеи с фото) Использование воздушных шариков для украшения свадебных торжеств – отличное решение, ведь с их помощью можно создавать самые разнообразные композиции и вариаций. В руках опытных специалистов охапка воздушных шариков способна за […]
  • Кто имеет право обслуживать электроустановки напряжением до 1000 в Какие работы относятся к работам со снятием напряжения? Работа, когда с токоведущих частей электроустановки, на которой будут проводиться работы, отключением коммутационных аппаратов, отсоединением шин, кабелей, проводов снято напряжение и приняты меры, препятствующие подаче напряжения […]
  • Налог с аренды юридических лиц Сдача офиса в аренду физическим лицом: налоги /Бабицкий Владислав Игоревич/, ООО "ЮС ИнвестЪ" Физическое лицо Республики Беларусь сдает в аренду офис юридическому лицу Республики Беларусь: какие налоги и кто должен уплатить в такой ситуации? 1. Подоходный налог с физических лиц. Исходя […]