Меню

Досуговый центр требования

Зарубежная архитектура проектирования культурных, досуговых центров;

Требования к элементам зданий досугового центра

Помещения, обслуживающие посетителей, включают в себя:

  • Входную группу; кассовый вестибюль с кассами и кабинетом дежурного администратора; входной и распределительный вестибюль; гардеробная; камера хранения; бюро обслуживания.
  • Рекреационные помещения; фойе; гостиные и музейно-выставочные, курительные, зимний сад или внутренний дворик, буфет

Зрительные залы по своим характеристикам делятся следующим образом:

А) по вместимости:

  • камерные – до 80 мест;
  • Малые – от 81 до 300 мест;
  • Средние – от 301 до 800 мест;
  • Большие – от 801 до 1200 мест;
  • Крупные – от 1201 и более мест;

Б) по назначению:

  • Театральные ;
  • Концертные;
  • Кинозалы;
  • Видеозалы;
  • Универсальные;

В) по акустическим характеристикам:

  • Речевые с естевстенной акустикой;
  • Музыкальные с естественной акустикой;
  • Музыкальные с электроакустикой;
  • Универсальные (речь, музыка, кинопоказ и др.)

Г) по форме взаимосвязи со сценой (эстрадой):

Д) по степени трансформации:

  • Стационарные
  • Стационарные с отдельными элементами трансформации (например, подъемно-опускной оркестр, подвижная авансцена и др.);
  • Трансформирующиеся.

Архитектура досугового центра своими художественно-образными характеристиками должна подчеркивать уникальность этого комплекса. В таких комплексах архитектура становится одним из основных средств притяжения, привлечения посетителей и туристов. Архитектура досуговых центров весьма специфична, она рассчитана на эффект и оригинальность. Поэтому на Западе к проектированию таких центров привлекают всемирно известных зодчих.

Центр Нимейера — это открытая дверь в культурную жизнь, легкий доступ к новинкам музыки, театра, кино, всевозможным выставкам, мастерклассам и так далее. Это и является главным фокусом для разнообразной культурной программы центра, в которой общим знаменателем являются мастерство и совершенство.

«Я архитектор и всю жизнь занимаюсь проектированием зданий. Я и дальше так буду делать, буду проектировать дома», —говорит Оскар Нимейер (1907 г. р.), один из основателей современной школы бразильской архитектуры, пионер и экспериментатор в области железобетонной архитектуры, виднейший латиноамериканский архитектор XX века. И вот так снова на белом листе бумаги начали появляться быстрые наброски, которые стали отправной точкой для нового проекта 103-летнего архитектора, проекта культурного центра Нимейера.

Среди остальных задач центра Нимейера, который открылся в городке Авилес на севере Испании, значатся привлечение не только опытных творцов, но и продюссирование юных талантов. Возможно, центр станет хорошим стартом для студентов и открытой дверью в их взрослую жизнь. Во время празднований Первого всемирного форума культурных центров в Авиле, Нимейеровский центр работал в связке с самыми престижными культурными центрами во всем мире, такими как Карнеги Холл, Олд Вик Театр и Каннский фестиваль и др.

Для того, чтобы справится со всеми задачами, поставленными перед центом, его территория была разбита на пять зон, которые можно расположить в таком порядке:
— аудитория, вмещающая до 1000 слушателей,
— выставочная зона площадью около 4000 кв метров,
— точка обзора над городом и устьем реки,
— «мульти-сектор», в котором находится кинозал, репетиционные и конференцзалы,
— открытая площадь, где будут происходить культурные и развлекательные мероприятия задумана как связующее звено между городом и Центром.

Оскар Нимейер (Oscar Niemeyer). Культурный Центр великого бразильца

КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР В ЧЭНДУ, КИТАЙ.

ОПУБЛИКОВАНО NOTFORWHAT ВОСКРЕСЕНЬЕ, 23 ДЕКАБРЯ 2012, 10:08

Проект Massimiliano и Doriana Fuksas стал победителем на международном конкурсе на проектирование и строительство первого культурного центра в Чэнду, Китай. Их проект представляет собой ансамбль из четырех зданий эллиптической формы со спиралевидной структурой.

Фасад зданий архитекторы предложили покрыть непрерывной металлической лентой с узором из отверстий треугольной формы, которые позволят естественному свету проникнуть внутрь каждой из четырех конструкций.

По проекту Захи Хадид был построен Культурный центр Гейдара Алиева для Баку, который включает в себя конгресс-центр, музей, библиотеку и парк площадью 9 га. В качестве заказчика выступил президент Азербайджана Ильхам Алиев.

А также других не малоизвестных архитекторов и проектных групп

Культурный центр от Chiaki Arai Urban and Architecture Design. Офунато, Япония.

Культурный центр, возведённый в небольшом городе Офунато в префектуре Иватэ на северо-востоке Японии, больше напоминает современную крепость, нежели учреждение, основанное для культурных целей. Необычную форму зданию придали архитекторы из компании Chiaki Arai Urban and Architecture Design, которая размещается в Токио.

Функция крепости – защищать что-то важное и ценное. Вот архитекторы и посчитали, что для местного населения этот комплекс и есть нечто важное, что можно символично оборонять.

Проект включает в себя зал для выступлений на 1100 человек, многофункциональные пространства, библиотеку, ателье, кафе.

Попав внутрь здания, вы сможете ощутить себя в настоящей пещере. Созданию этой атмосферы способствует естественное освещение. Лучи света попадают в помещения через окна в потолке и стенах, словно через проломы и трещины в стенах пещеры, преломляются и отражаются от поверхностей, ставших на их пути.

Для обсуждения деталей проекта архитекторы, жители города и представители городской администрации встречались более 50 раз.

Комплекс в городе с населением 40 000 ежемесячно посещают 20 000 человек. Очевидно, вовлечение горожан в процесс проектирования прошёл успешно.

Аманда Ливит построит в Лиссабоне культурный центр, одновременно играющий роль общественного пространства.

Проект для фонда EDP предполагает строительство на берегу реки Тежу сооружения, состоящего из ступеней и навеса криволинейных форм. Оно предназначено для проведения выставок, конференций, кинопоказов.

Культурный центр фонда EDP (с) AL_A

Том Мейн строит для студентов

Открылся новый досуговый центр в Университете Цинциннати.

Студенческий Досуговый центр Университета Цинциннати

Студенческий досуговый центр университета Цинциннати

Hargreaves Associates ; Морфозис

Энергоэффективная архитектура: эксперименты и достижения

Комплекс стоимостью 113 млн. долларов включает в себя не только бассейны и огромный спортзал, но и корпус студенческого общежития на 225 человек, шесть учебных аудиторий, кафе и столовую, а также – открытые трибуны для расположенного рядом футбольного стадиона.
Постройка здания – часть масштабного плана по переустройству значительной части кампуса Университета, ранее занятой парковками. Ландшафтный архитектор Джеймс Харгривс [George Hargreaves] предложил проложить по холмистой территории студенческого городка извилистые дорожки, вымощенные брусчаткой, а также – так называемую «Главную улицу», по сторонам которой должны появится новые постройки по проектам известных архитекторов.
Наряду с Мейном, это и Бернар Чуми со своим почти законченным легкоатлетическим манежем, и фирмы «Gwathmey Siegel architects» и «Moore Ruble Yudell» со зданиями университетских общественных центров.
Новый генеральный план – не первая попытка вуза улучшить внешний вид своего кампуса и привлечь внимание потенциальных студентов с помощью архитектуры высшего качества: в ансамбле городка есть постройки Фрэнка Гери, Питера Айзенмана и Майкла Грейвса.
Расположенное на вершине небольшого холма здание Студенческого Досугового центра по проекту Мейна состоит из трех соединенных объемов: низкой застекленной постройки с перекрытиями, напоминающими традиционную двускатную крышу, лаконичного прямоугольного объема, облицованного сталью и алюминием, и криволинейного сооружения сбоку.
В первой, меньшей, части расположено два плавательных бассейна с искусственной рекой, скалодром и гимнастический зал площадью в 3350 кв. м, высотой в 20 м, с подвесной беговой дорожкой. Перекрытия спорткомплекса поддерживают семь массивных стальных ферм длиной от 30 до 130 м, покрытых алюминием. Конструкции открыты в интерьеры большого бассейна и зала, что создает впечатляющее внутреннее пространство.
Стеклянные стены как позволяют заглянуть внутрь постройки снаружи, так и делают пространство кампуса частью интерьера спортивного центра.
За ним расположен изогнутый объем учебного корпуса, увенчанный защищающим от солнца экраном из стали и перфорированного алюминия. Он примыкает к наиболее закрытой части досугового центра – общежитию. Его стены прорезаны иррегулярными продольными «щелями»-окнами, напоминающими предыдущую постройку Мейна – административный комплекс «Кэлтранс 7» в Лос-Анджелесе. Как и в том случае, архитектору удалось создать в Цинциннати необычное и привлекательное общественное здание, определившее городское пространство на сотни метров вокруг.

Студенческий Досуговый центр Университета Цинциннати

Ордос, Внутренняя Монголия. Китай
Авторы: Mad architects
Здание, которое напоминает футуристическую ракушку, скрывает историко-культурные сокровища этого края и одновременно отторгает реальность современного города за ее пределами.

В немецком Магдебурге по инициативе горожан появилась необычная библиотека: сначала её соорудили из пивных ящиков, а позже при поддержке властей построили настоящее здание. Проект Lesezeichen Salbke — это история о том, как активность жителей города помогла создать утраченный культурный центр.

Культурный центр DQZ Cultural Center. Интеграция в ландшафт болотистой местности

| Архитектура и интерьер

Культурный центр DQZ Cultural Center в Китае

DQZ Cultural Center – проект культурного центра, расположенного в Дацючжуане (Китай), разработанный специалистами из архитектурной студии Holm Architecture Office. Расположенный примерно в 200 километрах к югу от Пекина, DQZ Cultural Center имитирует болотистый рельеф местности, в которой находится.

Культурный центр DQZ Cultural Center в Китае

Построенный на участке, богатом растительностью, центр сочетает в себе особенности местного ландшафта и современное городское пространство. Атриумная типология здания базируется на особенностях традиционной китайской архитектуры.

Культурный центр DQZ Cultural Center в Китае

Уникальный центр создан как общественное пространство для выставок и различных социально-культурных программ. Внутренний двор здания содержит живописную картину с вишневыми деревьями и террасами, которые могут быть использованы в качестве открытой площадки для представлений местных театров и фестивальных мероприятий. Центральная выставочная площадь здания открывается взгляду через стеклянные фасады, выходящие во двор и соединяющий внутреннее пространство с внешним.

Культурный центр DQZ Cultural Center в Китае

Стальной перфорированный фасад обеспечивает естественную вентиляцию объекта. Здание спроектировано с учетом интеграции геотермического нагрева для отопления и охлаждения, а также использования фотоэлектрических элементов, расположенных на части кровли и в области общественной площади.

Требования к детскому развивающему центру

Развивающий центр для детей, досуговый центр, клуб по развитию дошкольника — вы можете назвать свою организацию любым удобным для вас словосочетанием. Основной момент для вас — это отсутствие элементов обучения в программе. Если таковых нет, а обычно развивающие центры не занимаются обучением, оставляя этот момент на откуп ДОУ, вашу деятельность нет нужды лицензировать.

К сожалению, на сегодняшний день специальной нормативной базы, подведенной именно под работу детского развивающего центра (ДРЦ) нет. Поэтому при открытии предприятия данной направленности стоит руководствоваться законодательными актами, рассчитанными на детские общеобразовательные учреждения. Конечно, требования будут зависеть от размеров вашего центра. Мы рассматриваем небольшой ДРЦ, рассчитанный на группу до 10 человек.

Рекомендуемые законодательные акты

Перед открытием детского центра по развитию вы можете проконсультироваться в проверяющих службах (о том, какие они выдвигают требования к подобным заведениям):

  • Роспотребнадзор.
  • Государственный пожарный надзор.

Вы можете даже пригласить их на добровольную проверку. Но нет такого документа, который бы обязывал эти службы проверять заведения, если это не ДОУ до поступления к ним жалоб от населения.

Если вы не смогли добиться ответа от соответствующих служб, что именно вы должны соблюсти, постарайтесь максимально следовать требованиям следующих документов:

  1. Прежде всего — это СанПиН 2.4.3049-13 от 15.05.13 — регулирующих работу детских образовательных учреждений для дошкольников.
  2. Приказ №402 в редакции от 02.06.16, который излагает требования Роспотребнадзора к медицинской документации сотрудников (медкнижкам).
  3. ЗоЗПП N 2300-1 и ПП №125, призванные защищать потребителя. Из текста этих законодательных актов вы узнаете о правилах подготовки вывески (она должна быть в обязательном порядке) и ведении Уголка потребителя.
  4. ФЗ РФ 123 в последней редакции от 29.07.2017, этот документ касается пожарной безопасности.

Перед приобретением оборудования для игр и развития стоит разобраться с отечественными и международными стандартами, касающимися его безопасности.

Кроме этого, вам лучше узнать нет ли в вашем регионе специально разработанных областной СЭС правил, рекомендаций или СанПиНов для ДРЦ.

Сан-эпид надзор посетит ваше предприятие, если на вас поступит жалоба от населения. Основной документ, согласно которому вам нужно готовить помещение и оборудование для ДРЦ, это СанПиН 2.4.1.3049-13, подготовленный для ДОУ. Именно с ним работники СЭС будут сравнивать условия в вашем центре.

Требования к помещению

Прежде всего определитесь с возрастной группой ваших посетителей. Детки должны быть примерно одного возраста.

Размер помещения, который вы можете себе позволить, определить и количество детей одновременно занимающихся с вашими воспитателями:

  • На одного малыша до 3 лет 2,5 м 2 площади по СанПину;
  • деткам от 3 до7 лет нужно выделять не менее 2 м 2 площади.

Одна и та же группа детей не может находиться в вашем центре более 4-5 часов. В противном случае вам придется оборудовать спальню. Требования к заведению, которое обеспечивает дневной сон детям, будут строже.

Для своего центра вы можете купить/арендовать:

  • отдельное здание;
  • квартиру в жилом доме или встроенно-пристроенную ее часть;
  • помещение на 1-2 этаже ТРЦ.

В подвале и цоколе детские комнаты не размещают. Когда будите планировать разбивку помещений для своего ДРЦ, ознакомьтесь с СП 118.13330.2012 (п. 5.7, Таблица 5). Для детей и их родителей желательно поставить кулер питьевой воды с одноразовыми стаканчиками. В помещении рекомендуется установить бактерицидную лампу и проводить кварцевание и сквозное проветривание между заходами групп.

Установка такой лампы в документах не прописана. Ее наличие снижает риск инфицирования детей в вашем центре и уменьшает вероятность подачи на вас жалобы в СЭС.

Требования к отделке

По требованиям СанПина стены комнаты, где будут находится дети, должны быть покрыты легко моющимися материалами. Причем покрытие должно выдерживать контакт не только с моющим, но и с дезсредством.

Окраска стен довольно произвольная. Но СанПин рекомендует выбирать для детских помещений пастельные тона. Причем в теплые оттенки окрашивать северные стены с севера. А в прохладные тона «одевать» помещения с юга.

Не запрещены и яркие элементы в отделке помещений, но требуется выдерживать соотношение постельные/яркие тока (27/25%). Окна должны иметь защиту от прямых солнечных лучей (жалюзи, занавески), причем ее тоже должно быть легко мыть и чистить.

Требования к оборудованию и содержанию помещения

Оконные рамы помещения, где будут находиться дети должны быть выполнены с возможностью проветривания. Игрушки, развивающий инвентарь, мебель должны соответствовать возрасту детей, а точнее, их росту и весу.

Все оборудование и развивающий раздаточный материал, с которым будут контактироваться дети, должен быть:

  • безопасным для их здоровья (с учетом того, что ребенок может погрызть игрушку или проглотить шарик);
  • сертифицированным;
  • изготовленным из легко очищаемого и дезинфицируемого материала.

Кроме того, материал, из которого выполнена мебель, игрушки и т. д. должен быть разрешенным, не несущим вреда для здоровья малышей. Мягкие игрушки лучше не использовать.

Все столы, стулья, полочки должны быть выполнены без острых углов, чтобы ребенок не мог зацепиться за угол одеждой и травмироваться.

Помещение ДРЦ, где вы работаете с детьми, нужно убирать, как минимум, дважды в день. Уборка должна быть влажной с использованием моющих и дезинфицирующих средств. Инвентарь, которым проводится уборка, маркируется и храниться в шкафу/комнате, предназначенном для этих целей. Дезинфицирующие и моющие средства хранятся в специально отведенном и маркированном месте, недоступном для детей.

Обязательным элементом является журнал учета дезинфицирующих средств.

Требования к освещению

Все лампочки должны гореть, плафоны находиться в исправном состоянии. Нормируется дневной свет и искусственное помещение так же как и в квартире. Если освещение комбинированное, допустимо неравномерностью его считается соотношение 3:1.

Требования к вентиляции и отоплению

Требования к вентиляции и отопительным приборам такие же, как в жилой квартире. Единственным условием является защищенность отопителей безопасным материалом (при контакте с ним малыш не должен обжечься, травмироваться, получить открытую рану).

Использовать дополнительные переносные обогреватели нельзя. Температура в помещении должна быть комфортной для ребенка и в летнее время не превышать 25 о С. Зимой недопустимым считается ее понижение меньше 18 о С. Комфортной для детей раннего возраста считается температура 22-24 о С.

Читайте так же:  Берущий взятки 8 букв

Температура измеряется ртутным термометром, который должен располагаться к комнате, но не на сквозняке или возле двери. После проветривания температура в помещении не должна снижаться больше чем на 2-4 о С.

Воздух в «детском» помещении должен соответствовать санитарным и гигиеническим стандартом. Содержание в нем СО2 и других вредных и потенциально вредных газов, пыли и т.п. не должно превышать нормативы.

Требования к сотрудникам

Все сотрудники, работающие с детьми должны перед поступлением на работу пройти медосмотр (с отметкой об этом в санитарной книжке). Также они должны проходить регулярные осмотры наравне с воспитателями ДОУ.

Требования Госпожнадзора

Правила пожарной безопасности (ППБ) обязательны для всех. Поэтому перед открытием ДРЦ его владельцу стоит ознакомиться с ППБ 01-03. Если в вашем центре не планируется пребывание детей без родительского надзора, согласование для открытия предприятия с пожарной службой не требуется. Но ответственность в случае пожара владелец центра будет нести, если меры ППБ были нарушены.

Регламентирующие акты

  • СП 54.13330.2011 (актуальная редакция для СНиП 31-01-2003) — описывает правила размещения помещений для семейно детского сада.
  • СП 118.13330.2012 (актуальная редакция для СНиП 31-06-2009). Этот свод описывает требования к площадям предприятия.
  • СП5.13130.2009 описывают правила и требования к АПС.
  • СП4.13130.2013 — правила посвящены эвакуационным мерам
  • СП6.13130.2013 — данный свод содержит требования, касающиеся электрики.

Требования к помещениям

Выбирая здание, где вы будите снимать/покупать помещение опирайтесь на п.4.14. СП 54.13330.2011. Если в вашей группе будет не более десятка детей, вы можете открыть свой центр даже в квартире жилого дома:

  • если он имеет II степени огнестойкости или более;
  • квартира ориентирована на две стороны;
  • располагается не выше 2 этажа.

Вы даже не обязаны предусматривать пожарный выход и соизмерять ширину эвакуационных проходов и дверных проемов с соответствующими документами, что обязательно для образовательных учреждений.

Требования к системе ПБ

Специальных требований по ПБ, разработанных под детские развивающие центры на сегодняшний день нет. Согласно комментариям Госпожслужбы классифицировать помещение ДРЦ по степени пожароопасности соответственно помещениям ДОУ не целесообразно. Тем не менее владелец центра обязан принять все возможные меры. Их можно разделить на:

  • документарно-формительские;
  • технические элементы.

К документарно-оформительским можно отнести:

  1. Журналы, касающиеся системы ППБ: учета средств тушения пожара, инструктажа, проверки знаний сотрудников, проверки Госпожслужбой, проверки знаний по эксплуатации АПС.
  2. Договора на установку и обслуживание АПС.
  3. Эвакуационный план м знаки с ФИО ответственного лица и номером вызова пожарной бригады.
  4. Приказы и инструкции по ПБ.
  5. Сертификаты и документы на покупку средств первичного погашения огня.

К техническим элементам относят собственно:

  • пожарную сигнализацию;
  • средства тушения пожара (огнетушитель с биркой поверки, ведро, ящик с песком и т. п.)

Материалы, используемые для отделки стен помещения ДРЦ должны быть минимально горючими.

Это основные требования на сегодняшний день. Законодательная база меняется и редактируется. Перед открытием предприятия уточняйте требования в местных органах контроля.

Особенности организации молодежно-досуговых центров

Анализ истории развития молодежно-досуговых центров, основные типы: любительские, общего профиля. Рассмотрение требований к помещениям зрелищной части. Особенности архитектурно-планировочной организации современных многофункциональных молодёжных центров.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

молодежный досуговый центр

Непрерывно развивается культура человеческого общества. Благодаря этому появляются различные виды досуговой деятельности. Их качество, в свою очередь, определяет уровень культуры. Поэтому проблема организации центров досуга (сохранения культуры) остается важной во все эпохи.

Цель реферата — показать приемы архитектурно-планировочной организации современных многофункциональных молодёжных центров в городах страны и за рубежом, а также обобщить наиболее интересные приемы комплексного проектирования отдельных функциональных зон — тихого отдыха, культурно-просветительных, зрелищно — развлекательных, игровых и физкультурно-спортивных.

В эпоху научно-технического прогресса досуг необходимо рассматривать как сочетание функций отдыха, развлечений и развития способностей людей. Отдых необходим для снятия производственного утомления и полного восстановления трудоспособности человека. Развлечения нужны городскому жителю для смены будничной обстановки, отключения от напряженных ритмов учебы и труда на производстве, осуществления возможности следовать своим склонностям и увлечениям. При постепенном сокращении расхода времени на бытовые нужды и восстановление сил очень важной становится проблема духовного и физического развития человеческой личности в часы досуга.

В наше время — время увеличения объема и скорости обмена информации, общения с помощью техники и с самой техникой, дефицита живого человеческого общения эта проблема становится наиболее актуальной. И особенно остро встает проблема организации досуга молодежи, как поколения, ответственного за будущее, которому необходимо иметь культурные корни в прошлом.

В практике градостроительства необходимо использовать все лучшее из зарубежного опыта проектирования и строительства многофункциональных молодёжных центров, особенно в Польше, Германии, Австрии, Венгрии, Голландии, Дании, Швеции.

Обратимся к истории развития досуговых центров. Рассмотрим:

— появление различных типов досуговых сооружений с древнейших времен до наших дней;

— развитие и виды молодежных досуговых учреждений в нашей стране и за рубежом;

С древних времен существовали места «официального» проведения досуга — священные и обрядовые. Причем, обряды, связанные именно с молодежью, занимали значительное место.

Уже в античной Греции появились театры, стадионы, гимназии, библиотеки, храмы. А римская культура подарила миру первые многофункциональные центры — термы, которые включали помещения массажа и бань, бассейнов, спортивных арен, библиотек, садов, комнат деловых встреч, лоджий для диспутов.

В средние века разнообразие объектов досуговой деятельности объясняется расслоением общества. Это дворцы и загородные резиденции феодалов (балы, турниры, пиры) и простые цеха ремесленников, выполняющие роль первичных клубных ячеек. Духовенство имело особые центры: монастыри, включавшие множество функций, соборы, залы для собраний, трапезные, библиотеки, гостиницы, школы, винодельни, сельскохозяйственные угодья, живописные и скульптурные мастерские.В то же время складывалась структура нецерковных образовательных учреждений. Появились первые университетские города. Устроенные по принципу монастырей, они содержали часовню, зал, ворота — ведущие звенья в структуре колледжа. Даже в то время зал был одним из важнейших элементов университетской жизни — как место общих собраний молодых людей, встреч и трапез.

В период капитализма снова появляются общедоступные досуговые сооружения — театр, выставочная галерея, парки. Рабочие проводят свободное время в «питейных заведениях» — кафе, таверне, бистро, пивной, баре, некоторые из которых включали элементы клубной работы. Зарождаются первые клубы по профессиональным и товарищеским признакам.

В середине Х1Х века происходит развитие зрелищно-развлекательных форм — кино, варьете, луна-парк (индустрия развлечений), где молодежный характер развлечений (в силу специфики его возрастных особенностей) играет главную роль.

Начало ХХ века характерно бурными политическими и социальными изменениями. В этих условиях обособляются понятия молодежной политики, молодежной культуры, молодежного досуга. Все это непосредственно отражается на архитектуре: вслед за многофункциональными досуговыми комплексами создаются комплексы отдельно для молодежи. Таким образом, создание молодежных центров — это явление социального развития, явление времени. Эта тенденция находит отражение как на практике, так и в теории; как в нашей стране, так и за рубежом. Накапливается огромный опыт таких сооружений.

В 20 — 30-е годы, наряду с идеями создания Дворцов и Домов культуры, разрабатываются проекты Домов юного пролетария, Дворцов молодежи. Выдвигаемые идеи «забегают» далеко вперед, не всегда имея средства на осуществление. (1930 г. Леонидов. Поисковый проект Дворца культуры — культурно-общественный центр крупного жилого района).

Однако, в начале ХХ века не были воплощены в жизнь имеющиеся проекты домов молодежи — в 1925 г. основной формой работы с молодежью утверждаются юношеские секции при домах и дворцах культуры общего типа.Лишь в 50 — 60-е годы происходит возвращение к данной проблеме. Намечается переход от проектирования отдельных зданий к проектированию культурных центров. И немедленно наблюдается специализация учреждений культуры по видам обслуживания и по контингенту обслуживания.

С появления в 1956 году клуба молодежи Петроградской стороны в Ленинграде и Одесского клуба молодежи началось активное движение молодежных клубов, идеи домов молодежи снова стали актуальны. Разработаны были дома молодежи в Москве, Комсомольске-на-Амуре, Целинограде, Донецке, Ташкенте, Ленинграде, Кишиневе, Минске, Свердловске, Владивостоке, Краснодоне, Благовещенске, Казани, Ереване.

За рубежом схожие социальные процессы приводят к появлению многофункциональных культурных центров и постановке проблемы организации молодежного досуга.Во Франции строительство домов молодежи началось после Второй мировой войны: в каждом городе, сельском населенном пункте, районе строились учреждения клубного типа — очаги культуры молодежи Франции. Их задачей было объединить, наладить контакты между людьми разного происхождения, разных профессий. По замыслу это нечто большее. чем клуб. Программа деятельности вырабатывалась и осуществлялась членами клуба (развлечения; физическая, практическая, интеллектуальная, художественная деятельность, информация; спектакли; путешествия; общественно-бытовое обслуживание).Другой элемент молодежного досуга во Франции — дома культуры. В отличии от домов молодежи, они не являлись рядовым элементом социального оснащения города, но высшей ступенью различных общественно-воспитательных учреждений, организующей и координирующей культурную деятельность своего района.

Особенностью молодежных учреждений в Болгарии (как и во Франции) являлось соблюдение масштаба, соответствующего назначению (нет гигантомании и представительности). Их главная цель — непринужденный воспитательный процесс и определение интересов молодежи.

В ГДР существовавшие детско-молодежные учреждения подразделялись на:

1. централизованные молодежные клубы;

2. молодежные секции при ДК, учебных заведениях;

3. Дома пионеров, Дома науки и техники для школьников;

4. спортивные залы, комплексы и зоны отдыха. Были также примеры объединения молодежного и спортивного центров — Молодежный центр «ФРАНКЕНХОФ» в Эрланген.

В Японии — молодежные центры вынесенные, за городскую черту (молодежный комплекс в префектуре Сига, молодежный центр на острове Окинава), решают проблему развлекательного отдыха; в черте города центры выполняют еще и просветительные, обучающие функции (общественный центр и дом молодежи в г. Титибу).

Во многих городах США, Канады, Англии и др. молодежные центры располагаются при университетских комплексах. В г. Беркли (США) функционировал «центр активности» — комплекс общественно-культурного центра Калифорнийского университета. Здание просветительного центра в г. Этибикок (Канада), которое входит в состав общественного центра города, является местом, где собираются студенты, преподаватели и жители города, обмениваются опытом и получают разностороннюю информацию по всем областям знаний.

Обширный практический опыт проектирования молодежных центров подкреплялся теоретическими работами. Начиная с 60-х годов, отвечая требованиям времени, наряду с практическими, ведутся теоретические разработки многофункциональных центров, универсальных досуговых центров, молодежных творческих центров. После постройки дворца пионеров на Ленинских горах, Московского института электронной техники в г. Зеленограде их автором (Новиковым Ф.А.) закрепляются в теории найденные на практике принципы, защищается диссертация по архитектурной композиции многофункциональных комплексов.

Работы Лежавы, с предложенным им Комплексным центром свободного общения, разделение его на сферы, группы и зоны; теория градостроительного применения комплексных центров свободного общения — были мощным основанием для теоретических работ в сфере досуговых центров, клубных сооружений.

Так, в работе Теркуновой Т.В. предложен Центр досуга для подростков, призванный решить уже специфические, но схожие задачи (расширение группы помещений творческого развития по сравнения с другими; наличие специфических групп помещений (интеркоммунивная зона, методический центр, зона профориентации, музей профтехобразования); возможность широкого выбора видов деятельности). Усманов М.С. разработал сеть учреждений досуга молодежи для крупнейшего города из 4-х элементов с подробной проработкой каждого (Городской Дом молодежи, клубы по интересам уникального характера, централизованный молодежный клуб, первичный клуб молодежи). Основная идея работы Еханиной Е.Г. — создание равноценных по функциональному назначению и действующих независимо друг от друга локальных систем, состоящих из демонстрационно-зрелищного центра и клубных деятельностных комплексов.

Исследования Алтанова В.С., Щеглова А.В. Кравченко А.М. Винярского и другие показывают принципы организации центров досуга, уделяют внимание гибкой планировочной структуре и художественно- эстетическому образу, необходимой кооперации и принципам объединения групп учреждений.

Накопленный теоретический и практический опыт создания учреждений досуга для молодежи богат и актуален для настоящего применения. Однако, в настоящее время существуют определенные временные, культурные, экономические факторы свидетельствующие о необходимости разработки архитектурной среды организации именно студенческого досуга, как особой части досуга молодежного. Малая исследованность данной проблемы не позволяет ответить на вопросы, предлагаемые настоящей ситуацией.

Проблеме студенческого досуга посвящена работа Лебедева Г.Г., но в ней рассматривается обеспечение только спортивной составляющей досуга. Вынесено было предложение по объединению вузов в группы по территориальному признаку. В каждой группе формировался и размещался спортивный комплекс (клубные помещения с залом на 900 мест), спортивная база с расширенными функциями, спортивно-оздоровительная база отдыха (одна на 4 группы вузов). Также предлагалось к некоторым досуговым комплексам добавить культурную составляющую. Но она подробно не разрабатывалась и носила дополнительный характер. Прием создания групп вузов для анализа и планирования дальнейшего развития инфраструктуры вузов Екатеринбурга предложен в работе Н.Журавлевой.

Однако сама проблема архитектурной организации современного студенческого досуга не имеет научного исследования и разработок. Таким образом, следующий этап развития (предугадывания или направления) молодежных досуговых центров — это разработка данной проблемы — создание Студенческого Межвузовского Досугового центра.

Разделяются на типы:

Досуговые клубы — первая ступень клубной типологии, клубы общего профиля — вторая, любительские клубы — третья и высшая на сегодня ступень. Эти типологические ступени-уровни определяют направление перспектив его развития и пополнения клубно-досуговой сети. Они отвечают переходу от первичного и пассивного приобщения к коллективному досугу к активизации и дифференциации клубных интересов, от универсальных клубных пространств — к специализации помещений, и росту разнообразия типов клубных зданий и систем. Области применения клубов досуговых, общего профиля, любительских определяются достигнутым и прогнозируемым уровнем социально-экономического развития каждого региона, числом жителей и административным статусом населенного места, сложившейся и прогнозируемой активностью посещений клубов и насыщенностью культурной сети. В зависимости от социально-экономического потенциала региона, административного статуса населенного места, численности населения и согласно положению в сети типы досуговых, общего профиля и любительских клубов имеют разную вместимость, функциональную нагрузку и состав помещений.

Досуговые клубы на периферии клубной сети жилой группы и микрорайона города, сельского поселка и т. д. — это, как правило, малые клубы с универсальными пространствами — отдельно стоящие, кооперированные с другими сооружениями местного центра или встроенно-пристроенные к жилым зданиям и т. п. Досуговые клубы в центре клубной сети (городской центр, центр планировочного района-новостройки, центр сельского административного района и т. д.) — это относительно крупные центры досуга, универсальные залы и многоцелевые зрелищные, развлекательные, физкультурно-оздоровительные комплексы, а также система малых досуговых клубов.

Клубы общего профиля на периферии клубной сети (городские жилые районы, средние и малые города вблизи областного центра, центральные усадьбы колхозов и совхозов и т. д.) — это здания, совмещающие зрелищную часть (зрительный зал, фойе) и клубную часть (помещения для отдыха и развлечений, лекционно-информационные и студийно-кружковые помещения). Чем выше культурная активность населения и экономический потенциал населенного места, тем выше необходимая доля клубной части в общей вместимости клуба и ниже доля зрелищной части. Клубы общего профиля в центре клубной сети (общегородской центр, центр сельского административного района и т. д.) должны иметь, как правило, относительно большую долю клубной части в общей вместимости здания в основном за счет помещений для отдыха и развлечений, а также студийных помещений. Чем выше культурный потенциал города, его административный статус и число клубов центра, тем, больше доля профильных клубов в составе клубов общего профиля. Она колеблется от 15-20% в центрах больших городов до 60-70% в центрах крупнейших городов. Остальные клубы общего профиля совмещают все основные группы помещений. В составе клубов центра рекомендуется предусматривать также и досуговые клубы.

Любительские клубы согласно дифференциации своей деятельности и контингента являются принадлежностью исключительно центра клубной сети, как правило, в крупнейших городах с высоким культурным потенциалом. Формирование этого уровня типологии возможно только на базе насыщенной культурной сети города. Типы любительских клубов составляют развитую систему из множества клубов разной специализации (клубы исполнительского творчества, клубы коллекционеров, дискуссионные клубы, клубы авангардного искусства, ремесел, любителей старой техники, спортивные клубы и т. п.). Доля любительских клубов в крупнейших городах составляет сейчас около 10% сети. Размещение, величина и состав земельных участков клубов определяются согласно требованиям СНиП 2.07.01-89 и требованиям настоящего раздела Пособия. Площадь земельного участка принимается из расчета 10-15 м2 на 1 посетителя клуба (20-25 м2 на 1 место в зрительном зале).

Читайте так же:  Госпошлина в лефортовский суд

Земельный участок клуба разделяется на следующие зоны:

— общественная или представительная (площадки перед входами из расчета не менее 0,2 м2 на 1 посетителя, памятник, Доска почета и т.п.);

— зрелищная (рекламная и киноконцертная площадки, танцевальная площадка, открытая эстрада);

— спортивная (комбинированная площадка для волейбола и баскетбола, другие площадки);

— зона отдыха (павильон для чтения и настольных игр, площадка для аттракционов, детские площадки);

— хозяйственная (площадка для транспортных средств, хозяйственный склад, навес для тары, мусоросборник).

При проектировании клубов в составе сложившейся городской застройки и на затесненных территориях допускается уменьшать площадь их земельных участков при сохранении необходимых площадок перед входами в здание и выходами из него, а также хозяйственной площадки.

Стоянки индивидуальных автомашин посетителей клуба следует предусматривать не далее 400 м от входов в здание клуба из расчета 2-5 мест для автомашин на 100 посетителей с учетом местных условий строительства. На месте автомобильной стоянки необходимо выделить место с отличительными знаками для парковки автомобилей инвалидов.

Ширина стоянки для автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м. На земельных участках клубов в IV строительно-климатическом районе рекомендуется предусматривать устройство навесов, пергол и других затеняющих сооружений. В зданиях необходимо обеспечивать оптимальную ориентацию основных помещений.

Молодежно- досуговые центры общего профиля

Клубы общего профиля следует проектировать в составе:

Клубную часть рекомендуется принимать в составе групп помещений:

отдыха и развлечений;

Отношение вместимостей зрелищной и клубной частей клубов общего профиля составляет от 1:0,2 до 1:1,7.

В составе типов клубов общего профиля предусматриваются также типы профильных клубов и клубных блоков. Вместимость зрительного зала в клубах общего профиля рекомендуется принимать от 150 до 1000 мест (допускается — до 1500 мест), общую вместимость — от 200 до 2100 посетителей (допускается — до 3000 посетителей).При проектировании профильных клубов рекомендуется предусматривать следующие варианты состава групп помещений:

-зрелищная часть и группа отдыха и развлечений;

-группа отдыха и развлечений и лекционно-информационная группа;

Общая вместимость таких профильных клубов — от 300 до 1500 посетителей. Возможна кооперация клубов общего профиля со спортивными, выставочными и иными сооружениями, предприятиями общественного питания и т. п. согласно заданию на проектирование.

Состав и площади помещений зрелищной части

Состав и нормы площади помещений для зрителей рекомендуется принимать по табл.1(см.в приложении). Эстрады и сцены клубов разделяются на:

сборно-разборные (трансформирующиеся) эстрады на площади зала;

открытые в зал эстрады;

Рекомендуемые размеры портальных эстрад и сцен указаны в табл. 2 (см. в приложении). Размеры сборно-разборных и открытых в зал эстрад в залах и иных помещениях клубов следует принимать по заданию на проектирование, но не менее 3х4 м. Состав и площади технологических помещений, обслуживающих портальную эстраду (сцену), рекомендуется принимать по табл. 3 и 4 (см.в приложении). Состав и площади помещений клубной части

Состав и нормы площади помещении на 1 посетителя клубной части клубов общего профиля рекомендуется принимать по табл. 5(см.в приложении).

Состав и площади входных и административно-хозяйственных помещений

Состав и нормы площади на 1 посетителя входных и служебно-бытовых помещений рекомендуется принимать по табл. 6 (см.в приложении).

Требования к помещениям зрелищной части

Зрительный зал является необходимым планировочным элементом клубов общего профиля всех типов. Зал предназначается для проведения собраний, кинопоказа, концертных программ, театральных постановок (профессиональных спектаклей в выездном оформлении и любительских спектаклей). В клубах типов I и II залы вместимостью до 300 мест включительно используются не только для зрелищ, но и для празднеств и гражданских обрядов, поэтому в таких залах рекомендуется предусматривать горизонтальный пол на глубину до 9-12 м от эстрады, а группу остальных мест располагать на наклонном амфитеатре. Допускается оборудование балкона. Места на горизонтальном участке пола целесообразно проектировать съемными секциями, предусматривая кладовую для их хранения. Форму зрительных залов целесообразно избирать согласно требованиям комфортной видимости, а также с учетом композиционного решения здания (рис. и ).

Допускается предусматривать зону размещения дополнительных мест зала с эпизодическим подключением смежных с залом помещений. Условия видимости с дополнительных мест могут быть пониженной характеристики. Количество дополнительных мест следует принимать не более 300. Из подключаемых к залу помещений следует предусматривать самостоятельные эвакуационные выходы. При непосредственной связи дополнительных мест со зрительным залом пути эвакуации из зала рассчитывают исходя из его суммарной вместимости; включая и дополнительные места. В зрительных залах клубов следует резервировать не менее 3% мест для инвалидов на колясках. Желательно, чтобы это была отдельная ложа, в которую можно было бы беспрепятственно попасть с лифта либо прямо с улицы. Места для инвалидов предусматриваются в первом ряду, при этом в той части ряда, где расположены места для инвалидов, сидения не устраиваются а их роль выполняют кресла-коляски. Ширина подъезда к местам принимается не менее 0,9 м, а при необходимости поворота кресла-коляски на 90° — не менее 1,1 м. Ширина каждого места должна быть не менее 0,9 м. При расположении потолочных светильников зрительного зала на высоте более 5 м над полом следует предусматривать устройства доступа к светильникам. Расстояние между передней границей эстрады (сцены, авансцены или барьера оркестровой ямы) и спинками сидений первого ряда зрительских мест должно быть не менее 1,5 м, а в зрительных залах вместимостью до 300 мест — не менее 1,2 м.Высота уровня планшета эстрады (сцены, авансцены) над уровнем пола первого ряда зрительских мест рекомендуется не более 1 м (с горизонтальным полом — не более 1,1 м).В зрительных залах уклон пола (пандуса) допускается не более 1:7. При устройстве в проходах ступеней высоту подступенков следует принимать не более 0,2 м.При проектировании в зрительном зале ярусов или балконов с количеством рядов не более трех высота от пола зрительских мест до выступающих конструкций вышерасположенных ярусов, балконов или потолка зрительного зала принимается не менее 2,1 м, при большем количестве рядов — не менее 3 м. Высота барьеров балконов или ярусов должна быть не менее 0,8 м. На барьерах следует предусматривать устройство, предохраняющее от падения предметов с высоты.

Ширину кресел (между осями подлокотников) следует принимать не менее 0,5 м, ширину сидений стульев и скамей — не менее 0,45 м, глубину — соответственно 0,4 и 0,35 м.Расстояние между спинками кресел (глубину ряда) следует предусматривать не менее 0,9 м, а между спинками стульев и скамей — соответственно не менее 0,85 и 0,8 м. Кресла, стулья, скамьи или их звенья в зрительных залах (кроме балконов и лож вместимостью до 12 мест) следует предусматривать с устройствами для крепления к полу. При вместимости залов не более 300 мест допускается установка кресел, стульев и скамей или их звеньев без крепления к полу, но с обеспечением устройств, предотвращающих их опрокидывание.

Фойе-зал массовых мероприятий рекомендуется в клубах II и III типов и допускается в клубах IV типа со вместимостью зрительного зала не более 500 мест. В фойе должна быть небольшая стационарная или разборная эстрада размером не менее 4х3 м, площадь которой позволила бы разместить 6-10 оркестрантов. Высота помещения фойе-зала массовых мероприятий не менее 3,6 м.При проектировании на площади фойе выставок и экспозиций музея следует увеличивать принятую площадь на 5%.В составе площади фойе могут быть выделены кулуары, шириной не менее 2,4 м, площадь которых уточняется расчетом путей эвакуации зрителей из зала и здания.При необходимости площади вестибюля и фойе могут быть объединены в общее многоцелевое пространство с его зонированием при помощи мебели, перепада отметок пола, создания ниш и т. д. Допускается объединение фойе с танцевальным залом, зимним садом, выставочным залом (рис. ).

Демонстрационные помещения состоят из игровой площадки (сцены, эстрады) и помещений, ее обслуживающих.

В зависимости от места клуба в системе культурного обслуживания игровая площадка несет различную функциональную нагрузку. Для кинопоказа, лекций и собраний, концертов профессиональных и самодеятельных коллективов достаточно, как правило, оборудование открытой в зал эстрады или портальной эстрады. Это характерно для большинства клубов села, где гастрольные спектакли бывают редко, а также для клубов городов, в которых развита сеть зрелищных учреждений (театры, концертные и городские залы).Площадь сцены (портальной эстрады) делится на две части: видимую зрителю — игровую, на которой происходит действие, и невидимую — закулисную, служащую для передвижения актеров, размещения механизмов, дежурных декораций. Игровую часть ограничивают обычно «одеждой сцены»: с боков — кулисами, сзади — задником, а сверху — падугами, скрывающими источники освещения и верхние конструкции. Игровая площадка делится по глубине на планы. Глубина плана 1,5-2,5 м, кроме переднего нулевого плана, который может быть более узким (1-1,5 м). Кулисы и падуги размещаются по границам планов. Кулисы можно делать поворотными (используя индивидуальные подъемы), это помогает закрыть от зрителя боковые стены игровой площадки. Связь авансцены с полом зала рекомендуется осуществлять открытыми лестницами или устройством пандусов вдоль боковых стен зала.

Колосниковый настил следует располагать перпендикулярно порталу сцены с зазорами между колосниками 0,05 м. По боковым и задней стенам сцены следует предусматривать ярусы рабочих галерей. Верхний ярус надо размещать на 2,5 м ниже колосникового настила. Нижний ярус следует располагать на 1 м выше строительного портала, но не ниже верха проема арьерсцены плюс 0,5 м..Оркестровую яму для сцен и эстрад рекомендуется проектировать не менее следующих размеров: ширина — 2,5 м, ширина проема — 1,7 м, высота (до низа, выступающих конструкций) — 1,9 м. При этом желательно предусматривать возможность перекрытия проема оркестровой ямы, трансформацию ее барьера и пола. Основу механического оборудования игровых площадок клубов составляют штанкетные подъемы. На клубных сценах, предназначенных для гастролей профессиональных коллективов, может быть установлен поворотный круг. Высоту этажа трюма до низа выступающих конструкций следует принимать не менее 1,9 м.

В клубах со зрительными залами вместимостью 300 чел. и более желательно устройство отдельного наружного входа для персонала в помещения, обслуживающие игровую площадку. В клубах со зрительными залами вместимостью 500 чел. и более, оборудованных сценой, допускается устройство служебного вестибюля при помещениях, обслуживающих игровую площадку. Площадь такого вестибюля принимается не более 10% площади сцены. В клубных зданиях, где могут проходить гастроли, целесообразно обеспечивать связь правой и левой сторон игровой площадки в задней части эстрады (сцены). Если эта связь осуществляется через служебный коридор, он должен быть достаточно просторным, так как он служит местом накопления артистов перед выходом на сцену (рис. ).В клубах, где будут проходить гастроли профессиональных коллективов, должны быть предусмотрены возможности технологического обеспечения игровой площадки: верхнее освещение сцены (софиты), боковое освещение (осветительные башни, по боковым стенам сцены) и освещение из зрительного зала.

Помещения технологического обеспечения размещаются:

осветительные боковые ложи — у боковых стен зала;

помещение выносного софита — над зрительным залом;

светопроекционная, светоаппаратная — за задней стеной зрительного зала;

помещение для фронтального выносного освещения (фронтальная осветительная ложа), звукоаппаратная, кабины дикторов и переводчиков, ложа звукооператора — за задней стеной зрительного зала или у этой стены со стороны зала;

тиристорная — вблизи сцены.

Помещение выносного софита высотой и шириной не менее 2 м рекомендуется размещать над зрительным залом таким образом, чтобы оптические оси осветительных приборов располагались в зоне, ограниченной лучами к горизонтальной плоскости:

от 50 до 60° с вершиной на расстоянии 1 м от передней границы авансцены (барьера оркестровой ямы) в сторону сцены;

от 9 до 15-20° с вершиной на уровне верха игрового портала, отстоящей на 1 м от красной линии в глубину сцены.

Светопроекционную рекомендуется размещать таким образом, чтобы угол отклонения оптической оси проектора от нормали в геометрическом центре строительного портала по красной линии равнялся:

в горизонтальной плоскости . 9°

в вертикальной плоскости при проекции:

Размещение светопроекционной или кинопроекционной в указанных пределах определяется заданием на проектирование. Длину помещения светопроекционной нужно принимать не менее 3 м для сцен С-1 — С-4, а также эстрад Э-4 и Э-6.Уровень пола светопроекционной должен быть выше уровня пола примыкающей к ней части зрительного зала не менее чем на 0,9 м.Уровень пола светоаппаратной должен быть выше уровня пола примыкающей к ней части зрительного зала не менее чем на 0,9 м. Уровень пола тиристорной должен быть не ниже уровня пола первой рабочей галереи. Звукоаппаратную, кабину диктора (речевую) и переводчиков, а также ложу звукооператора (звукорежиссера) следует размещать с обеспечением прямой видимости сцены. Помещение звукоаппаратной допускается проектировать без обеспечения прямой видимости сцены в случае, когда видимость обеспечивается из ложи звукооператора. Телевизионный полустационар следует размещать в цокольном или первом этажах с выходом наружу и возможностью подъезда к нему передвижной телевизионной станции.

Артистические уборные, предназначенные для переодевания в сценические или репетиционные костюмы, наложения и снятия грима, отдыха и т. д., рекомендуется размещать на этаже сцены, желательно не выше уровня третьего этажа от уровня планшета сцены и проектировать, как правило, с естественным освещением. Артистические уборные рекомендуется предусматривать при вместимости зала 300 мест и более; при меньшей вместимости для этой цели следует использовать комнаты для работы кружков. К блоку артистических уборных примыкают костюмерные и гримерно-парикмахерские. Ширина лестничных маршей в зоне артистических уборных принимается не менее 1,5 м, ширина коридоров при одностороннем расположении уборных 2 м, при двухстороннем — 3 м. Технологическим оборудованием артистических уборных являются гримировальные столы со светильниками, шкафы и вешалки. Необходимо предусмотреть умывальники.

Помещение склада объемных декораций рекомендуется размещать смежно с игровой площадкой. Наиболее удобно для транспортировки декораций, если дверные проемы складов проектируются ближе к первым планам эстрады, особенно в случае стационарно установленного экрана. В клубах с эстрадами Э-1 — Э-3 и сценами С-1 — С-3 склады объемных декораций и склад мебели и бутафории целесообразно объединить в одном помещении; часть склада, предназначенная для хранения мебели и реквизитов, может проектироваться с пониженной высотой. В клубах с эстрадами Э-4 — Э-6 или сценой С-4 эти склады можно разделять в пропорции 2:1. Размещение дверей не должно препятствовать транспортировке и складированию декораций. Полы складов и игровой площадки необходимо делать в одном уровне. Высота складов декораций, примыкающих к сцене, должна, быть равна высоте строительного портала. Проемы, соединяющие склады декораций со сценой (эстрадой), должны иметь ширину, м, не менее:

для сцен С-4 . 2,5

Высота проемов принимается равной высоте проемов карманов для сцен С-4, для сцен С-1 — С-3 — равной высоте строительного портала минус 0,5 м, а для эстрад — не менее 2,5 м.Склад сценической электроаппаратуры и электрореквизита предназначен для хранения переносных осветительных приборов, проекционной и светопроекционной аппаратуры, объективов, светофильтров и пр. Высота в свету целесообразна не менее 3,6 м. По условиям переноски осветительных приборов на штативах размеры дверного проема на сцену проектируются не менее 1х2,4 м. Оборудование составляют шкафы и открытые стеллажи с расстоянием между полками 0,6 и глубиной полок 0,6 м на всю высоту помещения и стол-верстак со специальным щитом и приборами для проверки и мелкого ремонта аппаратуры.

Склады мебели, бутафории и реквизита оборудуются трехъярусным стеллажом для мебели с расстоянием, между полками 1 м и шириной 1 м. Бутафория и реквизит хранятся на 3-5-ярусных стеллажах шириной 0,6 м, с проходами между стеллажами с мебелью не менее 1,7 м, а между полками с реквизитом не менее 0,8 м. Размер дверных проемов — не менее 1,5х2,5 м.

Столярная и слесарная мастерские, в которых делаются крупногабаритные детали, оснащенные тяжелыми станками, требуют удобной загрузки, поэтому желательно их размещать на первом, в цокольном или подвальном этажах. Эти помещения следует проектировать с естественным освещением. Полы для столярной мастерской предпочтительны деревянные, для механической — асфальтовые.

Читайте так же:  Приказ 302 н от 12042012

Мастерская должна иметь удобную связь с хозяйственным двором. Набор оборудования должен обеспечить обслуживание клуба столярными и механическими работами, а также создать возможность для работы технических кружков.

Наиболее часто в клубных залах применяются убирающиеся экраны, представляющие полотнище из поливинилхлоридной пленки, которое при помощи электропривода свертывается вверх в металлический кожух. Пульт управления электроприводом находится в кинопроекционной. Ширина зеркала у свертывающихся экранов принимается обычно 8-10 м, так как свертывающиеся киноэкраны не крепятся стационарно к задней стене зрительного зала.

Кожух для свертывания может быть установлен в любом месте потолка над эстрадой. Высота подвески нижней кромки экрана от пола 1-го ряда не менее 2 м.

Требования к помещениям клубной части

Помещение гостиной предназначается для нерегламентированного общения и рекреации, групповых занятий, просмотров, выставок. Гостиная используется, как правило, универсально. В клубах сокращенного состава помещений гостиная является основным клубным помещением, центром композиции, в крупных клубах она входит в состав группы отдыха и развлечений, образуя единый комплекс с буфетом, игровыми и т. д. Возможно выделение гостиной в общем объеме группы с помощью мебели, оборудования, разницы отметок пола. Помещение гостиной оборудуется мебелью для рассаживания расчетного количества людей по 2 м2 на 1 чел. Для этой цели рекомендуются мягкие скамьи, диваны, кресла. Необходимо предусмотреть установку телевизора, шахматных столиков, журнального стола, в крупных гостиных — пианино или рояля. Допускается гостиную оборудовать камином (рис. ).

Игровые предназначаются для игры в настольный теннис и бильярд, кроме того, в них размещаются игровые автоматы и столы для настольных игр (шашки, шахматы и т. п.). В игровых помещениях должны быть шкафы для хранения инвентаря и небольшие классные доски для записей. Столы для настольных игр рекомендуется делать складными. Площадь биллиардной следует уточнять в соответствии с размерами столов. Допускается применение трех типов биллиардных столов: клубных, полуклубных и настольных (последний в сельских клубах). Размеры столов:

клубного — 320х160, 290х145, 260х130 см;

полуклубного — 200х100, 180х90 см;

настольного — 150х75, 120х60 см.

клубного — 165-152 см;

полуклубного — 145-135 см;

настольного — 120-100 см.

Проходы между столами (или столом и стеной) должны обеспечивать свободное движение кия на всю длину.Игровые — шумные помещения, поэтому целесообразно размещать их в стороне от лекционно-кружковой группы рядом с другими помещениями группы отдыха (танцевальным залом, кафе) .Можно рекомендовать следующие ориентировочные расчетные показатели площади торгового зала, м2, на 1 место, при вместимости буфета:

до 20 чел. . 3 (но не менее 24 м2)

от 20 до 30 чел. . 2,5

Площади подсобного помещения вместе с моечной составляют около 40% площади торгового зала буфета.

В крупных клубах помимо буфета может быть размещено небольшое кафе на 25-50 посетителей. Расчет площади торгового зала кафе проводится исходя из нормы 1,6 м2/чел., а остальных помещений — в соответствии с требованиями для предприятий общественного питания. При устройстве кафе следует учитывать возможность его самостоятельной эксплуатации, поэтому желательно устраивать дополнительный вход с улицы или размещать кафе в непосредственной близости от вестибюля.При проектировании танцевальных залов вместимостью более 200 чел. необходимо дополнительно предусмотреть при них вестибюль с гардеробом и санузлом, буфет (стойку), кулуары. Танцевальные залы вместимостью более 150 чел. должны иметь кладовые для мебели (0,03 площади зала) и музыкальных инструментов (6 м2), комнату музыкантов (8-12 м2), радиоузел (10 м2), комнату администрации (9 м2) и художественного руководителя (10 м2).Различие функционирования традиционного танцевального зала и дискотеки определяет различие их объемно-пространственного решения. Традиционный зал включает танцплощадку — около 0,7 м2/место, зону ожидания — около 0,3 м2/место и эстраду — около 0,1 м2/место (но не менее 9 м2). Дискотека включает: танцевальную площадку с пультом диск-жокея или небольшую эстраду (6-12 м2) — 0,5 м2/место, зону ожидания со столиками — около 0,7 м2/место и буфета (бара) — около 0,1 м2/место.

Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий в составе клуба могут быть представлены как небольшими помещениями для тренажеров, так и залами 9х9, 12х9, 12х12, 24х12 м.Такие залы являются многофункциональными, с разными вариантами использования, в том числе и для массовых праздничных и танцевальных мероприятий. Клубно-физкультурный характер работы предполагает возможность применения сложной конфигурации таких залов (не обязательно прямоугольной).Зал 24х12 м и высотой не менее 6 м может быть использован для проведения комплексных занятий, общей физической подготовки (ОФП), включающих: общеразвивающие упражнения, упражнения на гимнастических снарядах, игровые виды занятий. Кроме ОФП могут проводиться занятия ритмической гимнастикой, ритмикой, хореографией, для чего желательно иметь хореографический станок с зеркалом. При необходимости допускается разделение зала трансформируемыми перегородками на две части (рис. ).Залы 9х12 и 12х12 м высотой 4(5) м предназначены для занятий ритмической гимнастикой, ритмикой, хореографией (минимальная площадь на 1 чел. равна 5,5 м2). Эти залы могут быть использованы также для проведения занятий ОФП, исключая игровые виды занятий (волейбол, баскетбол и т. п.).Зал 9х9 м высотой 4 м предназначен для проведения занятий борьбой, может быть использован для занятий силовой подготовкой.

Зал для занятий на тренажерах может иметь любые габариты, Площадь зала определяется из расчета 4 м2 на каждый тренажер. Для вновь проектируемых залов желательно предусматривать высоту не менее 4 м.Рядом с залами для физкультурно-оздоровительных занятий следует предусматривать раздевальные с душевыми (минимальная площадь на 1 занимающегося равна 1 м2) и санузлы. При залах рекомендуется устройство помещений для хранения спортивного инвентаря площадью не менее 15 м2 и кладовых.

Библиотеки в клубе следует проектировать с учетом возможности непосредственной связи с вестибюльным помещением клуба, обеспечивающей в случае необходимости изоляцию библиотеки от других помещений, имеющих звуковой фон более 50-60 дБ., Библиотека использует часть общих клубных помещений для обслуживания своих читателей: вестибюль, гардероб, санузлы, зону отдыха, помещения для массовой работы с читателями, в том числе: аудиторию, помещения для групповых занятий и кружковой работы, кабинет политпросвещения. Библиотеки с объемами фондов от 5 до 15 тыс. ед. хранения занимают, как правило, одно помещение площадью от 50 до 100 м2, а библиотеки с фондами 15-25 тыс. ед. хранения — одно, два, три помещения суммарной площадью от 100 до 200 м2 соответственно вместимости.

Выставочные залы клубов предназначены для проведения разного рода временных и постоянных выставок и экспозиций. В составе клубов на площади выставок организуются музеи, как правило, следующих видов: историко-краеведческие, художественные и трудовой славы. Допускается предусматривать кооперацию клубов с помещениями музея, примерный состав которых представлен в табл. 7.

Численность каждого кружка практически зависит от места клуба в сети и колеблется от 7-10 до 20-40 чел. в среднем. Значительная доля новых, нетрадиционных видов кружковой деятельности, сменяемость популярных видов занятий, а также сменность работы кружковых комнат требуют широкого применения кружков универсального назначения. Определение состава кружковых помещений для конкретных условий следует проводить с учетом развития народных ремесел и других видов занятий, традиционных для данного населенного пункта.

Кабинет культуры быта (рис. , е, ж) служит для занятий кружков домоводства, кройки и шитья, вязания, изготовления мягкой игрушки, изделий из кожи и др. Помещение должно иметь стационарное кухонное оборудование, стационарные швейные и вязальные машины, встроенные шкафы, гладильные доски, столы рабочие (обеденный и кухонные), доску, зеркало, стенды и др. Рекомендуется предусматривать возможность использования этого помещения как кухни-доготовочной при проведении в клубе семейных, производственных и иных торжеств.

Классы изобразительного искусства (рис. , е, ж) предполагают занятия студий рисунка, живописи, дизайна (как индивидуальных, так и групповых). Окна этих помещений рекомендуется ориентировать на северную и северо-восточную сторону. В помещениях вместимостью более 20 чел. желательно предусматривать место для переодевания натурщиц. Оборудование классов изобразительного искусства составляют: шкафы-стеллажи, табуреты, мольберты, подставки для натюрмортов, моделей и натурщика; стенд.

Музыкальные классы (рис. , а-г) желательно размещать в двух-трех помещениях для занятий хора, оркестра. Эти помещения следует располагать обособленно и предусматривать хорошую звукоизоляцию. Классы рекомендуется оборудовать встроенными шкафами, переносными пюпитрами, станком дирижера, роялем или пианино и т. д. В кружковых классах размером 9х9 м и более возможно устройство стационарных помостов для репетиции.

Классы театрального искусства (рис. , е-з) целесообразно размещать вблизи игровой площадки зала для возможности использования в качестве артистических. Для занятий художественным чтением и индивидуального разучивания ролей рекомендуется или отдельное помещение, или выделенная зона размером не менее 4,5х4,5 м.

Кружковые помещения для занятий хореографией оборудуются стационарными станками, зеркалами (см. рис. , а, б; рис. , д).

В клубах, имеющих зал для спортивно-оздоровительных занятий, помещения для занятий танцевального кружка рекомендуется размещать вблизи от раздевалок и душевых спортивного зала. В клубах, не включающих в состав спортивный зал, следует предусматривать раздевальные с душевыми рядом с кружковыми помещениями для танцев из расчета 1 м2/чел. По форме помещения танцевальных кружков должны приближаться к квадрату. Высота помещения должна быть не менее 3,6 м.

Занятия кружка циркового искусства обычно проводятся в спортивном зале или в специальном помещении, размеры которого не меньше 12х12 м, высота — не менее 6 м.При этом помещении необходимо устройство кладовой инвентаря для циркового искусства площадью не менее 10 м2. Для занятий циркового кружка помимо специализированного инвентаря используются традиционные спортивные снаряды и оборудование спортивных залов.

При вместимости кружково-студийной группы от 50 до 100 посетителей следует выделять 1-2 комнаты эпизодического использования для детских кружков, причем целесообразно предназначать эти помещения для занятий техническим творчеством и прикладными видами искусства.

Требования к входным и административно-хозяйственным помещениям

В соответствии с функциональным назначением можно выделить следующие виды архитектурно-планировочных решений помещений вестибюля, которые различаются нормированием площадей, имеют особенности в планировке и оборудовании: кассовый вестибюль, вестибюль с гардеробом общий для всего клубного здания; вестибюль зрелищной части; вестибюль клубней части, фойе-вестибюль.Кассовый вестибюль проектируется, как правило, в клубах типа III-V, имеющих вместимость зрительного зала свыше 300 мест. Количество касс определяется в зависимости от вместимости зрительного зала при норме — одно окно на 100 мест. Для кассира устраивается кабина площадью 2,5 м2 с кассовым окном на высоте 1-1,2 м от уровня пола. При кассовом вестибюле или в непосредственной близости к нему следует оборудовать кабину дежурного администратора площадью не менее 4 м2.При проектировании клубов II-IV типов при вместимости зрительного зала 500 мест и менее рекомендуется общий вестибюль зрительного и клубного комплексов. В клубах IV типа с вместимостью зрительного зала свыше 500 мест допускается, а в клубах V типа желательно организовать раздельные вестибюли для зрительского и клубного комплексов. Членение внутреннего пространства вестибюля на отдельные и вместе с тем связанные друг с другом зоны: входную, гардеробную и отдыха — даст возможность перераспределения площадей зон в зависимости от проводимого мероприятия, количества посетителей, времени года и т. д.

Гардеробную желательно располагать на некотором расстоянии от основного потока посетителей. Рекомендуется пристраивать гардероб к глухой стене и не заслонять естественный свет. Глубину гардеробной (от барьера до стены) следует принимать не более 4 м, высоту — не менее 2,1 м в свету. Ширина прохода перед барьером должна составлять не менее 2,5 м, между барьерами — не менее 5 м. Длину барьера гардеробной следует определять из расчета 1 м на 50 посетителей.

В каждой туалетной желательно предусматривать шкафы или кладовые для инвентаря площадью 1,5-2 м2.Необходимо наличие в клубных зданиях туалетных кабинок для инвалидов (мужской и женской). Кабинки для инвалидов должны быть оборудованы специальными откидывающимися поручнями около унитаза и поручнями, жестко укрепленными на стенах кабины. Желательно наличие подвесной ручки над унитазом

Курительную желательно размещать недалеко от фойе. Курительная должна быть непроходным изолированным помещением с хорошей вентиляцией. Не рекомендуется устройство курительной в виде шлюза перед туалетами. Оборудование курительной составляют стулья, кресла, диваны, журнальные столики и урны.

Количество административных помещений (комнат) в клубе определяется согласно вместимости клуба и соответствующей общей площади таких помещений. В среднем одна комната (кабинет) административных помещений клубов приходится на каждые 300-400 посетителей. В группу административных помещений клубов вместимостью более 2000 посетителей входят кабинеты директора, заместителя директора, художественного руководителя; комнаты методистов, инструкторов по художественной и культмассовой работе, а также бухгалтерии, заведующего хозяйством и инспектора по кадрам. Все помещения желательно располагать в едином блоке, связанном с лестницей, ведущей к выходу, или непосредственно с вестибюлем. Необходимо предусмотреть также удобную связь со сценической и зрительной частями здания. Комната заведующего хозяйством должна располагаться в непосредственной близости от хозяйственных кладовых. Помещения административно-хозяйственного персонала должны иметь естественное освещение. Количество и площадь кабинетов и общих рабочих комнат зависят от штатного расписания клуба. Для расчета суммарной площади этих помещений рекомендуется ориентироваться на следующие показатели:

кабинеты — не менее 12 м2 каждый;

общие рабочие комнаты — 4,6-6 м2 на одно рабочее место.

Кабинеты директора н его заместителя могут иметь общую приемную-секретарскую.

Примерами современных молодёжных центров могут являться такие сооружения как например — культурно-спортивный центр в г. Грайвороне Белгородской области -многофункциональное сооружение, включающее в себя спортивный зал. Легко трансформируемый в концертный. Эти разноплановые функции нашли отражение в объемно- пластическом решении- летящие линии кровли соседствуют с широким шагом стройных колонн, отдельно напоминая «театральные» фасады. Компактное и лёгкое здание хорошо вписывается в пространство площади.(рис.)

Еще один крупный многофункциональный комплекс «Глобал Сити»,объект расположен в Южном Округе Москвы. Важно подчеркнуть, что новый комплекс и существующий с 2001г.двухуровневый торговый центр « Глобал Сити» в соответствии с градостроительной концепцией образуют единый многофункциональный объект с общей инфраструктурой. Здания соединяет между собой надземная пешеходная галерея, включающая в себя эскалаторную группу . Принятые планировочные решения позволяют эффективно использовать территорию, обеспечивают внутренние функционально- технологические связи и отвечают современным требованиям. Композиционным центром, определяющим объёмно-планировочное решение комплекса, является зал аттракционов, представляющий собой атриум цилиндрической формы, перекрытый полусферической пространственной конструкцией.(рис )

Благоустройство территории молодёжно-досугового центра. Функциональное зонирование территории

Физкультуры и спорта (спортивные поля и площадки, плавательные бассейны, водные станции, гребные каналы, тир);

-общеоздоровительная (пляжи, купальни, игровые площадки, тихий отдых);

-детская (игровые площадки, малые аттракционы, купальные и плескательные бассейны, читальни, игротеки);

-административно-хозяйственная (административные помещения, мастерские, склады, гаражи, эллинги, оранжереи);

-прочего назначения (заповедные участки, этнографические музеи, резервные территории).

Читайте так же:

  • Заявление о взыскании алиментов на родителей Заявление о взыскании алиментов на родителей Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Исковое […]
  • Удо по 158 ч 4 Предлагается не применять УДО и амнистию к отдельным категориям преступников С таким законопроектом 1 выступил депутат Госдумы Олег Нилов. Разработчик документа предлагает лишить права на УДО и амнистию заключенных, совершивших следующие преступления: преступления в сфере […]
  • Комфортное проживание в палатке Easy Camp Палатка с надувным каркасом 300 Hurricane 300 это палатка на три человека форме туннеля на надувной основе вместо стоек, что делает ее идеальной для пар и молодых семей, которые ищут надежную и удобную палатку, предлагающей непревзойденное соотношение цены и качества. Палатка […]
  • Русзн ежемесячное пособие Управа Алтуфьевского района Официальный сайт Адрес: 127549, Москва, Алтуфьевское шоссе, дом 56А Часы работы: Пн–Чт с 8:00 до 17:00. Пт с 8:00 до 15:45. Обед с 12:00 до 13:00. Телефон: 8 (499) 902-5027 Глава Управы Фоменко О.В. УСЗН Алтуфьевского района города Москвы СВАО Адрес 127410, […]
  • Трудовой кодекс п6 а ст81 Трудовой кодекс п6 а ст81 Увольнение за прогул Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей: прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), […]