Меню

Федеральный закон об электронной коммерции

Законодательство об электронной коммерции: реальность и перспективы

Нормативно-правовое регулирование электронной коммерции в России

Действующее российское законодательство, затрагивающее так или иначе вопросы электронной коммерции, представляет собой несистематизированный перечень нормативно-правовых актов.

В первую очередь, следует назвать Конституцию РФ (принятую всенародным голосованием 12.12.1993 г.), которая закрепляет базовые принципы государственного устройства, в том числе, в сфере экономики. Ст. 8 Основного закона гарантирует «единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности»Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный (дата обращения 12.02.2016) в России.

Так как электронная коммерция является формой предпринимательской деятельности, она регулируется частью первой Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (далее — часть первая ГК РФ). Закон закрепляет понятие предпринимательской деятельности, а также особенности ее субъектов и объектов.

Поскольку основу предпринимательской деятельности любой направленности составляют договоры, стоит выделить и часть вторую Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 г. №14-ФЗ (далее — часть вторая ГК РФ), которая регламентирует порядок возникновения, изменения и прекращения отдельных видов обязательств.

В.В. Дик и М.Г. Лужецкий сформулировали основной принцип электронной коммерции: «стороны не вправе ставить под сомнение законность и действительность сделки только на том основании, что она совершена электронным способом»Дик, В.В.. Лужецкий, М.Г. Электронная коммерция. — М.: Московская финансово-промышленная академия, 2005. — С. 327..

А.И. Савельев, ссылаясь на положения ст. 434 ГК РФ, справедливо замечает, что заключение договора в электронной форме возможно двумя путями:

путем обмена электронными документами;

путем совершения конклюдентных действийСм.: Савельев, А.И. Электронная коммерция в России без ЭЦП: иллюзия или реальность? // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный. (дата обращения 12.02.2016).

В связи с этим исследователь считает, что в законодательстве и в доктрине необходимо разграничить понятия «наличие письменной формы» и «наличие подписи»См.: там же.

К.В. Филимонов отметил, что императивные правила о соблюдении нотариальной формы и о государственной регистрации пока не могут применяться к электронным сделкам в силу отсутствия необходимых сервисовСм.: Филимонов, К.В. Правовое регулирование формы договора в электронной коммерции // Юрист. — 2007. — №12. — С.16-20..

В связи с тем, что электронная коммерция подразумевает ведение электронного документооборота, должен быть урегулирован вопрос о том, каким образом можно удостовериться, что документ исходит от стороны сделки. Данная задача решается Федеральным законом от 06.04.2011 г. №63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — ФЗ об электронной подписи).

Важным обстоятельством является тот факт, что в в судах принимаются доказательства, заверенные цифровой подписью (Письмо Высшего Арбитражного суда от 19.08.1994 г. №С1-7/ОП — 587 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике»)Цит. по: Гаврилов, Н.К. Нормативно-правовая база электронной торговли в России // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный. (дата обращения 12.02.2016).

Федеральный закон от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее — ФЗ об информации) предоставляет право «на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; на применение информационных технологий; на обеспечение защиты информации»Федеральный закон от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный (дата обращения 12.02.2016).

В дополнение Федеральный закон от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее — ФЗ о персональных данных) также обеспечивает право на защиту персональной информации при ее обработке органами государственной власти и местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, в том числе с использованием электронных средствФедеральный закон от 27.07.2006 г №152-ФЗ «О персональных данных» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный (дата обращения 12.02.2016).

Федеральный закон от 27.06.2011 г. №161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — ФЗ об НПС) «устанавливает . основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, … использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения. »Федеральный закон от 27.06.2011 г. №161-ФЗ «О национальной платежной системе» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступ: удаленный (дата обращения 12.02.2016).

Федеральный закон от 28.12.2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — ФЗ о торговой деятельности) касается отношений, «возникающих между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами . при осуществлении ими торговой деятельности»Федеральный закон от 28.12.2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СПС КонсуьтантПлюс. Режим доступа: удаленный (дата обращения 12.02.2016).

Здесь может возникнуть вопрос о необходимости применения интернет-магазинами контрольно-кассовой техники. Ведь Федеральный закон от 22.05.2003 г.№54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — ФЗ о ККТ) обязывает всех юридических лиц и предпринимателей использовать ККТ при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг.

Однако в случае, если клиент приобретает в интернет-магазине некую программу и оплачивает ее электронными денежными средствами, выдать кассовый чек в подтверждение проведения операции и использования ККТ не представляется возможным. «Минфин России в письме от 09.06.2009 г. №03-01-15/6-293 указал, если денежные расчеты с покупателем … осуществляются посредством безналичных расчетов . то у торговой организации нет необходимости в применении ККТ, т.к. выручка … поступает не в кассу организации, а на ее расчетный счет. »Цит. по: Стюфеева, И.В. Электронная коммерция // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный (дата обращения 18.02.2016).

Если же клиент приобретает материальный товар, доставляемый курьером, и оплачивает его наличными денежными средствами, то именно курьер должен передать ему кассовый чек. Соответствующая организация или индивидуальный предприниматель в таком случае обязаны использовать ККТ (Письмо УФНС по г. Москве от 24.04.2012 г. №17-26/[email protected])См.: Там же.

Нельзя не упомянуть Закон РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей», который «регулирует отношения между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товара (работы, услуги) надлежащего качества …, получение информации …, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав»Закон РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный (дата обращения 12.02.2016).

В 2004 г. в указанный закон была включена ст.26.1 «Дистанционный способ продажи товаров». Я.Е. Парций отметил, что в данной норме «речь не идет о новой форме договора, а регулируются только отдельные условия реализации договора розничной купли-продажи»Цит. по: Гаврилов, Н.К. Нормативно-правовая база электронной торговли в России // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный. (дата обращения 18.02.2016), определяющие способ продажи.

В связи с тем, что сфера электронной коммерции включает, в том числе, гражданско-правовые отношения коммерсантов с государством, к актам, регламентирующим исследуемую область следует отнести и Федеральный закон от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ о госзакупках).

Помимо законов можно выделить и ряд подзаконных актов, регламентирующих отельные вопросы в сфере электронной коммерции.

К таковым относятся, в частности:

Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 г. №612 «Об утверждении Правил продажи отваров дистанционным способом»;

Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 г. №55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;

Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 г. №924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров»;

Положение Банка России от 24.12.2004 г. №266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт»;

ГОСТ Р 52292 — 2004 «Информационная технология. Электронный обмен информацией. Термины и определения» и другие.

На международном уровне также существует ряд актов по электронной коммерции. В.В. Архипов, Е.В. Килинкарова и Н.В. Мелащенко отметили, что «унификацией электронного коммерческого оборота занимается большое число международных организаций»Архипов, ВВ., Килинкарова, Е.В. Мелащенко, Н.В. Проблемы правового регулирования оборота товаров в сети «Интернет»: от дистанционной торговли до виртуальной собственности // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный. (дата обращения 18.02.2016).

По мнению К.П. Ганжа, «правовую основу в этой области формирует Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) от 1994 г., создающее необходимые условия для свободного развития трансграничного рынка коммуникационных услуг»Ганжа, К.П. Правовое регулирование электронной коммерции в России // Электронный научно-практический журнал «современные научные исследования и инновации». — 2003. — №10 // http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27833 (дата обращения 12.03.2016). Данный акт действует в рамках Всемирной торговой организации (далее — ВТО). Приложение к соглашению по телекоммуникациям обязывает государства-члены ВТО обеспечить всем поставщикам телекоммуникационных услуг свободный и равный доступ к сетям и услугам связи.

Резолюция 51/162 Генеральной Ассамблеи ООН рекомендует к применению Типовой закон об электронной торговле Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговлиТиповой закон об электронной торговле Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (принят на 29-й сессии ЮНКТАД, рекомендован Резолюцией 51/162 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1996 г.) // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/commerce.shtml (дата обращения 12.03.2016). Данный документ нацелен на унификацию законодательства в странах-членах ООН в сфере электронной коммерции.

Г.Г. Шинкарецкая в своей статье рассматривает проблему создания системы электронной коммерции между странами БРИКСШинкарецкая, Г.Г. Проблемы создания системы электронной торговли стран БРИКС // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный. (дата обращения 18.02.2016). Этот вопрос был ключевым на встрече министров экономики государств в г. Москве накануне саммита 2015 г.

Электронная коммерция развивается в странах-участницах БРИКС довольно быстро, «правительствам предстоит провести совместный анализ проблемных вопросов и выработать свой особый «бриксовский подход»Николаева Д. БРИКС ищет особый путь в интернет-торговлю // Коммерсант // http://www.kommersant.ru/doc/2763454 (дата обращения 18.02.2016). Г.Г. Шинкарецкая замечает, что этот процесс осложняется существенными различиями между Бразилией, Россией, Индией, Китаем и Южно-Африканской Республикой в политической, экономической и правовой областяхСм.: Шинкарецкая, Г.Г. Проблемы создания системы электронной торговли стран БРИКС [// СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный. (дата обращения 18.02.2016).

Итак, еще несколько лет назад Я.А. Карев заметил, что в России «складывается парадоксальная ситуация, когда при достаточном развитии сети «Интернет» нет ни одного закона, непосредственно регулирующего эту сферу»Цит. по: Гаврилов, Н.К. Нормативно-правовая база электронной торговли в России // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: удаленный. (дата обращения 12.02.2016).

Н.К. Гаврилов пишет, что в настоящее время законодательство, регламентирующее отношения в сфере электронной коммерции, постепенно развиваетсяСм.: Там же. Однако развитие происходит не за счет принятия новых специальных актов, а за счет расширения сферы действия уже существующих. То есть существует ряд нормативно-правовых актов, нацеленных на традиционные общественные отношения, и только в силу необходимости их приходится толковать широко, охватывая, в том числе, электронную сферу.

Однако электронная коммерция составляет весьма специфическую область, регламентация которой должна происходить путем применения специального закона.

Федеральный закон об электронной коммерции

Правовой основой регулирования электронной торговли являются Конституция РФ, ГК РФ, а также Федеральные законы:

    • Федеральный закон № 381-ФЗ. К целям настоящего закона относится развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров. В ст. 8 к видам торговли относятся дистанционный вид торговли и продажа товаров с использованием автоматов. В ст. 20 рассматривается информационное обеспечение в области торговой деятельности. В этой статье перечислена информация о торговой деятельности, которую обязаны предоставлять для публичного использования в сети Интернет органы государственной власти субъектов РФ. В соответствии с этим законом органы государственной власти субъектов РФ обязаны формировать торговые реестры, в которых должна отображаться информация о состоянии торговли па территории субъекта РФ. Для организации информационного взаимодействия центральных и региональных органов государственной власти в сфере торговли и мониторинга программ развития торговли законом предлагается использовать централизованно-распределенную структуру. Она содержит ЦОД Министерства промышленности и торговли РФ, кластеры серверов для обработки данных, относящихся к розничной торговле, формирование системы удостоверяющих центров для использования ЭЦП и др. Федеральный закон № 381-ФЗ дополнен и в него внесены изменения Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 493-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с особенностями применения законодательства Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Статья 22 Федерального закона № 381-ФЗ дополнена ч. 5, вступающей в силу с 1 января 2015 г.;

  • • Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ «О защите прав потребителей»;
  • • Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;
  • • Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», регулирующий деятельность операторов (провайдеров) связи;
  • • Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»;
  • • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • • Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в статью 44 Федерального закона “О связи» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Закон предусматривает установку стационарной связи в оборудованных торговых местах в стационарных торговых объектах и в зонах, предназначенных для осуществления торговой деятельности и расположенных в других стационарных объектах, или торговые объекты, имеющие торговые залы, рассчитанные на одно или несколько рабочих мест. Заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в нестационарных торговых объектах запрещается (есть исключения);
  • • Закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Информация о персональных данных потребителя в электронной торговле должна содержать только те сведения, без которых продавец не сможет оформить сделку и исполнить свои обязательства по совершаемой электронной сделке;
  • • Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». При совершении электронных сделок, в случаях, когда закон или нормативный правовой акт или соглашение сторон требует собственноручно подписать документ, электронный документ (сообщение) считается подписанным, если стороной сделки будет выполнена процедура установления электронной подписи. В качестве электронной
  • подписи в электронном документе (сообщении) признается любой способ фиксации и отображения выражения воли стороны сделки, который:

    • — установлен законом, нормативным правовым актом или соглашением сторон и признается сторонами;
    • — позволяет идентифицировать лицо, подписавшее документ (сообщение);
    • — содержит указание на то, что эта сторона подтверждает (одобряет) информацию, содержащуюся в электронном документе (сообщении);
    • — оправдан характером сделки, обеспечен ответственностью сторон сделки, а также соответствует цели, для которой электронный документ (сообщение) был подготовлен и (или) передан.

    В случаях, когда закон или нормативный правовой акт требует, чтобы договор или иной документ был представлен или сохранен в подлиннике, это требование считается выполненным в отношении электронного документа (сообщения), если стороны сделки:

    — обеспечили защиту документа, целостности и неизменности содержащейся в нем информации в установленном законом или соглашением сторон порядке с учетом характера сделки и ответственности сторон сделки, а также цели, для которой электронный документ (сообщение) был подготовлен и (или) передай с момента его создания в окончательной форме;

    могут при необходимости продемонстрировать документ и содержащуюся в нем информацию лицу, которому документ должен быть предъявлен.

    Процедура подписания и (или) установления (вписывания) электронной подписи в документ может функционально совмещаться с процедурами защиты электронного документа (сообщения), обеспечивающими целостность, достоверность и неизменность сто документированной информации перед другой стороной или третьими лицами:

    • • Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
    • • проект Федерального закона «Об электронной торговле»;
    • • Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) дополнен гл. 49.1 «Особенности регулирования труда дистанционных работников». Новая глава ТК РФ регулирует порядок заключения трудового договора о дистанционной работе и другие вопросы, связанные с дистанционной работой;
    • • Государственная электронная торговля с 2006 по 2014 г. регулировалась Федеральным законом № 94-ФЗ. Повышение безопасности сделок па государственных электронных торговых площадках обеспечивается применением «Национального плана противодействия коррупции» от 31 июля 2008 г. № ПР-1568, повышение прозрачности сделок на ЭТП путем применения Закона № 223-ФЗ. Начиная с 2014 г. государственная электронная торговля регулируется Федеральным Законом № 44-ФЗ;
    • • Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) дополнен гл. 49.1 «Особенности регулирования труда дистанционных работников». Новая
    Читайте так же:  Ермолович лл анализ хозяйственной деятельности предприятия учебное пособие

    глава ТК РФ регулирует порядок заключения трудового договора о дистанционной работе и другие вопросы, связанные с дистанционной работой.

    Вопросам ведения электронной торговли в Российской Федерации посвящено Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ № 31-12 «О модельном законе “Об электронной торговле»».

    Электронная торговля также регулируется нормативными правовыми актами субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления, которые регулируют предпринимательскую деятельность. На международном уровне электронная торговля регулируется международными договорами и соглашениями.

    Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2015 2016 гг. и период до 2020 г. утверждена приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 25 декабря 2014 г. № 2733.

    Правомочность ведения электронной торговли. Заключение договора купли-продажи в электронной торговле может осуществляться путем обмена электронными документами. При этом предложение заключить договор (оферта) и принятие предложения (акцепт) могут быть отправлены и получены в виде электронных документов. Во многих случаях требуется удостоверение подлинности электронного документа с помощью ЭЦП и подтверждение подлинности взаимодействующих сторон посредством цифровых сертификатов. Информация об условиях договора должна предоставляться до заключения договора. Для некоторых видов ЭК характерно предложение заключить договор, адресованное неопределенному кругу лиц. Оно должно содержать все существенные условия договора в соответствии с ГК РФ.

    Правомочность ведения электронной торговли устанавливается Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей”». Статья 26 этого закона «Дистанционный способ продажи товара» в п. 1 и 2 предусматривает возможность ведения дистанционного способа продажи товара с помощью различных средств связи, включая радиосвязь.

    Основные ссылки

    Сектор информационного права ИГП РАН,
    д.ю.н. Бачило И.Л., к.ю.н. Семилетов С.И.

    Материал предоставлен авторами
    для сайта «Интернет и Право»

    Федеральный закон «Об электронной торговле»

    I. Общие положения

    Статья 1. Цель и сфера применения Федерального закона

    1. Целью настоящего Федерального закона является обеспечение в Российской Федерации правового порядка дистанционного оформления и совершения коммерческих сделок с применением электронных информационно-коммуникационных средств и технологий.

    2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения (права, обязанности) субъектов, возникающие в связи с реализацией электронных процедур при оформлении и совершении сделок по продаже и/или поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг и иных, с ними связанных, юридических действий на основе информационно-коммуникационных средств и технологий, образующих сферу электронной торговли.

    3. Закон не распространяется на сделки с иностранной валютой, межбанковские соглашения по платежным или расчетно-клиринговым системам и иным финансовым активам.

    4. Закон действует на всей территории Российской Федерации, а также применяется к сделкам, одной из сторон которых являются субъекты других государств.

    Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере электронной торговли

    1. Правовой основой регулирования отношений в области электронной торговли являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон “О защите прав потребителей”, Федеральный закон “О рекламе”, Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральный закон «О связи», Федеральный закон “Об электронной цифровой подписи”, Федеральный закон “О техническом регулировании”, настоящий Федеральный закон и принимаемые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и нормативные правовые акты субъектов Федерации, правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие предпринимательскую деятельность, а также международные договоры и соглашения Российской Федерации.

    Статья 3. Термины и определения

    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие термины и определения:

    Адресат — сторона электронной сделки, получатель электронного документа (сообщения) или учетной записи в базе данных.

    База данных — электронный регистрационно-учетный документ, используемый в информационных системах, в котором регистрируются и хранятся сформированные или полученные электронные документы, сообщения или иные записи, документирующие электронные операции и/или действия субъектов.

    Запись — форма фиксации и представления выделенной информации в установленном формате на каком-либо электронном носителе, а также в базе данных, доступная для извлечения и восприятия этой информации.

    Защита электронных документов (сообщений) — любые способы и процедуры защиты содержания электронных документов (сообщений), обеспечивающие достоверность документированной информации.

    Информационная система — комплекс программных и аппаратных электронно-вычислительных и коммуникационных средств и технологий, используемых для подготовки и/или отправки, получения, регистрации, систематизации, хранения или иной обработки электронных документов, сообщений и иных записей.

    Оператор (провайдер) связи — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги связи и/или доступа в сети общего или корпоративного пользования и иные информационные услуги;

    Организатор электронных торгов (конкурсов, аукционов) — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющий в качестве услуги электронную площадку, позволяющую интерактивно проводить торги, конкурсы, аукционы и другие формы взаимодействия субъектов электронной торговли.

    Отправитель — сторона электронной сделки, которая создала и/или отправляет электронный документ (сообщение) или интерактивно формирует и/или делает учетную запись в базе данных другой стороны электронной сделки.

    Сообщение — форма представления текстовой информации в сети или посланная отправителем на электронный адрес получателя, полученная и зафиксированная в информационной системе адресата, доступная для ее обработки, извлечения и восприятия.

    Электронный — прилагательное в качестве дефиниции, которое характеризует предмет, на которое оно отправлено, как относящийся к информационно-коммуникационной технологии, использующей цифровые, аналоговые, электрические, магнитные, оптические, электромагнитные, акустические, любые другие проводные и беспроводные или похожие свойства.

    Электронный документ — принятая или установленная стандартом доступная форма (формат) электронного представления записи, оборота и употребления любой идентифицируемой текстовой или иной документированной информации в информационных системах.

    Электронная платежная система — система организации электронных финансовых расчетов в сети, позволяющая стороне сделки самостоятельно управлять своим лицевым счетом и/или другими средствами платежей.

    Электронная подпись — реквизит электронного документа (сообщения) в виде электронной цифровой подписи или любого иного электронного аналога собственноручной подписи физического лица;

    Электронные процедуры — порядок (правила, регламент) совершения электронных операций по сделке.

    Электронная операция по сделке — совершение сторонами сделки отдельных действий по оформлению и совершению сделки посредством дистанционного взаимодействия сторон сделки, иных субъектов и их информационных систем в электронной торговле.

    Электронная сделка — любая сделка в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации, оформленная и совершенная сторонами посредством проведения электронных операций по сделке.

    Электронная торговля — осуществление сторонами сделки предусмотренных законодательством действий и иных операций при оформлении и совершении сделок по продаже\поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг на основе исполнения электронных процедур.

    Электронная торговая площадка — информационная торговая система, размещенная в сети для организации и проведения торгов, конкурсов или аукционов и позволяющая зарегистрированным участникам дистанционно (без личного присутствия) осуществлять электронные операции по сделкам.

    Статья 4. Основные принципы правового регулирования в сфере электронной торговли

    1. Правовое регулирование в сфере электронной торговли основывается на принципах обеспечения равенства участников гражданско-правовых отношений, свободы договора, беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации, а также гарантий судебной защиты прав субъектов электронной торговли.

    Ограничения прав и обязанностей субъектов в сфере электронной торговли могут быть установлены только федеральным законом.

    2. Сделки и иные юридические действия сторон, независимо от места их фактического нахождения, совершенные и оформленные с помощью информационных систем, сети Интернет и иных открытых или корпоративных сетей при формировании, использовании и передаче по каналам связи электронных документов (сообщений), признаются совершенными в простой письменной форме при условии соблюдения требований Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Закона, иных нормативных правовых актов, а также соглашения сторон.

    3. Сделки не могут быть признаны недействительными только на том основании, что они были совершены и оформлены посредством использования информационных технологий при обмене (передаче) по каналам связи электронных документов (сообщений), если иное не предусмотрено федеральным законом.

    4. Электронный документ (сообщение) в сфере электронной торговли, используемый в качестве прямого письменного доказательства, не может быть отвергнут только на том основании, что он оформлен и/или получен посредством использования электронных информационно-коммуникационных средств и технологий, каналов связи и сетей.

    II. Субъекты-участники правоотношений в сфере электронной торговли

    Статья 5. Состав участников правоотношений

    1. К составу участников правоотношений в сфере электронной торговли относятся стороны договорных отношений в гражданско-правовых сделках, информационные и иные посредники, опосредовано участвующие или способствующие совершению электронных сделок.

    Статья 6. Стороны договорных отношений

    1. К сторонам договорных отношений относятся продавцы (поставщики, исполнители) товаров, работ и услуг и покупатели (заказчики, потребители).

    Продавцы (поставщики, исполнители):

    — юридические лица независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность по оптовой и\или розничной продаже/поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг;

    — индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие деятельность по оптовой и\или розничной продаже/поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

    Покупатели (заказчики, потребители):

    — юридические лица независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, органы государственной власти и местного самоуправления, а также иные государственные учреждения и организации, осуществляющие закупки для государственных нужд, а также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица в качестве оптового покупателя или заказчика;

    — государственные и негосударственные организации, учреждения, юридические лица, приобретающие для своих нужд товары, работы, услуги;

    — физические лица — потребители товаров, работ и услуг, приобретаемых исключительно для личных, семейных, домашних и иных собственных нужд, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

    Статья 7. Информационные и иные посредники

    1. К информационным и иным посредникам в электронной торговле относятся:

    — операторы (провайдеры) связи;

    — операторы платежных систем;

    — организаторы торгов, конкурсов и аукционов;

    — государственные и иные негосударственные учреждения и организации.

    2. Операторы (провайдеры) связи – юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые предоставляют услуги связи, доступа в сеть и/или размещению сайтов (хостинга) в сети Интернет, иных открытых или корпоративных сетях, иные информационные услуги, обеспечивают обращение (передачу, доставку) электронных документов (сообщений) и их сохранность в процессах обращения. Деятельность операторов (провайдеров) связи регулируется Федеральным законом “О связи” и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере связи.

    3. Операторы платежных систем обеспечивают доступ к платежным системам и оказывают услуги сторонам возмездных сделок по проведению электронных финансовых операций (транзакций) и расчетов сторон электронных сделок.

    Операторами платежных систем в сфере электронной торговли являются:

    — операторы связи или иные юридические лица, выступающие в качестве некредитной (небанковской) организации.

    5. Организаторы электронных торгов, конкурсов и аукционов – юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые предоставляют услуги по доступу на электронную торговую площадку, позволяющую зарегистрированным участникам торгов, конкурсов или аукционов по установленным правилам находить покупателей или продавцов, участвовать в проводимых конкурсах и аукционах, совершать сделки или операции по сделкам.

    6. Государственные и негосударственные учреждения и организации, оказывающие услуги сторонам сделок по обеспечению и поддержке электронных процедур при оформлении и совершении электронных сделок или осуществляющие надзор в сфере электронной торговли.

    III. Порядок оформления сделок в сфере электронной торговли

    Статья 8. Общие требования к форме и порядку документирования при оформлении электронных сделок

    1. Договор в электронной сделке оформляется посредством согласования условий договора сторонами и формирования электронного документа посредством их обмена и/или обмена сообщениями (переписка или адресация неопределенному кругу лиц) между сторонами сделки.

    При формировании электронных документов по соглашению сторон могут использоваться любые доступные или установленные стандартом формы (форматы) электронного представления и оборота текстовой или иной документированной информации (запись, файл, сайт, база данных, запись в базе данных) общепринятых и/или установленных нормативными правовыми актами видов документов, применяемых в коммерческой деятельности (письмо, уведомление, учетная запись, оферта, акцепт, договор, соглашение, протокол и другие виды документов).

    При формировании электронных документов (сообщений) используемые формы (форматы) его электронного представления и употребления должны обеспечивать достоверную передачу и получение документа (сообщения), его обработку, возможность проверки достоверности и целостности документа, хранение и поиск в информационной системе, а также обеспечивать идентификацию отправителя (создателя), время создания и/или получения, воспроизведение и однозначное восприятие его документированной информации.

    2. Договор в электронной сделке, иные электронные документы, связанные с оформлением и совершением сделки, должны соответствовать по содержанию и форме требованиям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и/или действующими стандартами.

    3. Все электронные операции по сделке в электронной торговле должны быть оформлены в соответствии с требованиями и порядком, установленными соглашением сторон и настоящим законом.

    4. При совершении электронных сделок, в случаях, когда закон или нормативный правовой акт или соглашение сторон требует собственноручно подписать документ, то электронный документ (сообщение) считается подписанным, если стороной сделки будет выполнена процедура установления электронной подписи.

    5. В качестве электронной подписи в электронном документе (сообщении) признается любой способ фиксации и отображения выражения воли стороны сделки, который:

    — установлен законом, нормативным правовым актом или соглашением сторон и признается сторонами;

    — позволяет идентифицировать лицо, подписавшее документ (сообщение);

    — содержит указание на то, что эта сторона подтверждает (одобряет) информацию, содержащуюся в электронном документе (сообщении);

    — оправдан характером сделки, обеспечен ответственностью сторон сделки, а также соответствует цели, для которой электронный документ (сообщение) был подготовлен и/или передан.

    6. В случаях, когда закон или нормативный правовой акт требует, чтобы договор или иной документ был представлен или сохранен в подлиннике, это требование считается выполненным в отношении электронного документа (сообщения), если стороны сделки:

    — обеспечили защиту документа, целостности и неизменности содержащейся в нем информации в установленном законом или соглашением сторон порядке с учетом характера сделки и ответственности сторон сделки, а также цели, для которой электронный документ (сообщение) был подготовлен и/или передан с момента его создания в окончательной форме;

    — могут при необходимости продемонстрировать документ и содержащуюся в нем информацию лицу, которому документ должен быть предъявлен.

    7. Процедура подписывания и/или установления (вписывания) электронной подписи в документ может функционально совмещаться с процедурами защиты электронного документа (сообщения), обеспечивающие целостность, достоверность и неизменность его документированной информации перед другой стороной или третьими лицами.

    8. Все субъекты правоотношений в электронной торговле в процессах обмена электронными документами (сообщениями) могут быть как отправителями, так и адресатами.

    Статья 9. Юридическое значение электронного документа и его копий.

    1. В случаях, когда договор должен быть представлен в письменной форме или когда требуется оформление действий в письменной форме и предусматривается наступление определенных последствий в случае отсутствия письменной формы, то это требование считается выполненным путем представления электронного документа (сообщения), если содержащаяся в нем информация является доступной для ее последующего использования.

    Электронный документ (сообщение), реализующий факт взаимодействия и отношения сторон в сделках гражданско-правового значения при обмене документированной информацией, является простой письменной формой фиксирующей действия и отношения сторон в процессах оформления, заключения и реализации электронных сделок.

    2. Все экземпляры одного и того же электронного документа (сообщения) (полученные, переданные, хранимые), подписанные электронной подписью, имеют равное юридическое значение при условии обеспечения необходимой защиты информационных систем и среды хранения документов.

    3. Документированная информация или ее развернутое отображение на экране дисплея может быть трансформирована в иные формы и форматы и зафиксирована на любых иных носителях или распечатана на бумажном носителе. Такие вторичные документы могут быть заверены в порядке, установленном законом, нормативным правовым актом или соглашением сторон, являются вторичными копиями исходных документов.

    4. В случаях, когда в соответствии с требованиями закона, нормативного правового акта или соглашения сторон требуется документ на бумажном носителе, таким документом может быть копия электронного документа (сообщения) в виде распечатки на бумажном носителе развернутого отображения его документированной информации.

    Копия электронного документа (сообщения) на бумажном носителе имеет юридическое значение, если она подписана собственноручной подписью обладателя электронной цифровой подписи или иного электронного аналога подписи, а также в случаях, если копия удостоверена лицом, имеющим право удостоверения в соответствии с порядком, установленным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или соглашением сторон.

    Читайте так же:  При ребенке инвалиде какие льготы у родителя

    5. Электронные документы (сообщения), подписанные электронной цифровой подписью или иным электронным аналогом подписи в порядке, определяемом процессуальным законодательством Российской Федерации, могут представляться в качестве судебных доказательств.

    Допустимость доказательств не может отрицаться только на том основании, что они представлены в форме электронных документов (сообщений).

    Ст. 10. Информация о сторонах сделки, информационных и иных посредниках в сфере электронной торговли

    1. Продавцы, поставщики, исполнители и иные стороны электронных сделок в сети Интернет, иной открытой или корпоративной сети, адресующие от своего имени неопределенному кругу лиц оферты или приглашения делать оферты, обязаны представить информацию о себе.

    2. Информация о стороне электронной сделки включает следующие обязательные сведения:

    — полное наименование юридического лица, государственного учреждения или индивидуального предпринимателя с указанием его организационно- правовой формы или фамилию, имя и отчество предпринимателя;

    — место нахождения и сведения о государственной регистрации юридического лица или сведения о регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, электронный адрес, почтовый адрес и телефон, а также, если имеется, доменное имя сайта;

    — в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации – сведения о наличии лицензии (номер лицензии, срок ее действия, наименование лицензирующего органа);

    — перечень предлагаемых или заказываемых товаров, работ или услуг, условия их предоставления;

    — в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и правилами торговли – свидетельства о сертификации товаров, работ и услуг;

    — порядок проведения финансовых расчетов;

    — иные сведения, необходимые для оформления и совершения электронных сделок.

    3. Информация о покупателе или заказчике включает:

    — полное наименование юридического лица, государственного учреждения или индивидуального предпринимателя с указанием его организационно- правовой формы или фамилию, имя и отчество предпринимателя;

    — место нахождения и сведения о государственной регистрации юридического лица или сведения о регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, электронный адрес, почтовый адрес и телефон, а также, если имеется, доменное имя сайта;

    — информацию о персональных данных потребителя;

    — иные сведения, необходимые для совершения электронных сделок.

    4. Информация о персональных данных потребителя в электронной торговле должна содержать только те сведения, без которых продавец не сможет оформить сделку и исполнить свои обязательства по совершаемой электронной сделке.

    5. Информация о персональных данных потребителя может включать:

    — Фамилию, Имя, Отчество;

    — электронный адрес (e-mail);

    — адрес (доставки, проживания);

    — реквизиты лицевого банковского счета, кредитной карты или иных средств платежа;

    — идентификационный номер налогоплательщика;

    — другие сведения, необходимые для исполнения обязательств по сделке.

    6. Информация об операторе (провайдере) связи дополнительно к сведениям, указанным в п. 2 настоящей статьи, должна содержать:

    — перечень оказываемых услуг связи, доступа и подключения к сети Интернет, иным открытым или корпоративным сетям, условия их предоставления;

    — порядок регистрации пользователей;

    — правила предоставления услуг связи, доступа и подключения.

    7. Информация об операторе платежной системы дополнительно к сведениям, указанным в п. 2 настоящей статьи, должна содержать:

    — лицензионные сведения или ее репродуцированную электронную копию (номер лицензии, срок ее действия, наименование выдавшего ее лицензирующего органа и иные сведения) на право осуществлять банковские операции;

    — перечень оказываемых финансовых услуг, условия их предоставления;

    — порядок регистрации пользователей;

    — правила проведения финансовых расчетов.

    8. Информация об организаторе электронных торгов, конкурсов или аукционов, дополнительно к сведениям, перечисленным в п. 2 настоящей статьи, должна содержать:

    — правила проведения конкурсов, торгов и аукционов;

    — порядок регистрации участников.

    9. Информация о государственных и иных негосударственных учреждениях и организациях, оказывающих услуги сторонам сделок по обеспечению электронных процедур дополнительно к сведениям, перечисленным в п. 2 настоящей статьи, должна содержать порядок и правила пользования услугами, а в случаях, предусмотренных законодательством – сведения о наличии лицензии (номер лицензии, срок ее действия, наименование лицензирующего органа);

    Статья 11. Хранение электронных документов (сообщений)

    1. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации или соглашением сторон требуется архивное хранение отдельных видов документов, связанных с совершением электронных сделок, каждая сторона договора и иные субъекты обязаны организовать архивное хранение соответствующих форм и форматов представления электронных документов (сообщений), баз данных и обеспечить их охрану, защиту, необходимое резервное копирование, целостность и достоверность документированной информации, а также аппаратных и программных средств и оборудования, в которых размещены, хранятся документы и с помощью которых можно развернуть отображение документированной информации электронных документов (сообщений) на экране дисплея для однозначного восприятия, копирования и иного использования.

    2. Сроки архивного хранения электронных документов (сообщений), а также аппаратных и программных средств и оборудования, в которых размещены, хранятся документы и с помощью которых можно развернуть отображение документированной информации должны соответствовать срокам хранения установленных действующим законодательством соответствующих видов документов на бумажном носителе, применяемых в торговле и иной коммерческой деятельности.

    3. Электронные документы (сообщения) и/или базы данных, связанные с совершением электронных сделок и помещенные (размещенные) на архивное хранение должны в порядке, установленном законом, предоставляются государственным органам власти и их уполномоченным должностным лицам по их запросам, а также стороне договора по ее запросам.

    4. Стороны договора в электронной торговле вправе передать свои электронные документы (сообщения) и/или базы данных на временное архивное хранение по договору хранения третьему лицу, оказывающему соответствующие услуги по депозитарному хранению документов.

    Глава IV. Процедуры организации обмена электронными документами (сообщениями) при оформлении и совершении электронных сделок

    Статья 12. Требования к порядку оформления электронных сделок. Права и обязанности сторон сделки.

    1. Продавцы, покупатели товаров, работ и услуг в электронной торговле пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные заключенными ими договорами, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.

    2. Исходящие от продавца оферты или приглашения делать оферты, адресованные неопределенному кругу лиц, а равно рекламные или иные сведения о предлагаемых им товарах (работах, услугах), должны содержать информацию о продавце, исполнителе работ и услуг, о прядке оплаты, об изготовителе товаров и информацию о товарах (работах, услугах) в соответствии с требованиям Федеральных законов “О защите прав потребителей” и “О рекламе” и представляются в форме, которая доступна любым их адресатам, не обладающим специальными знаниями.

    3. Продавцы (покупатели) в электронной торговле, адресующие от своего имени неопределенному кругу лиц оферты или приглашения делать оферты, содержащие предложения по поставке товаров, работ и услуг (содержащие заказ на поставку или покупку товаров, выполнение работ, оказание услуг) посредством их размещения на сайтах сети Интернет и иных открытых и/или корпоративных сетей, обязаны:

    — включать в оферту или предложение обязательную информацию, установленную в ст. 13 настоящего Закона;

    — обеспечивать свободный и круглосуточный доступ к таким сайтам;

    — установить доступный порядок (правила) и дружественную процедуру оформления сделки;

    — вести в своей базе данных регистрацию и учет поступивших заявок покупателей (продавцов, поставщиков или исполнителей), а также исполнение своих обязательств по заявкам.

    4. Продавцы в электронной торговле, действующие в соответствии с п. 3 настоящей статьи в праве требовать от потребителей необходимую для целей исполнения своих обязательств информацию об их персональных данных.

    5. Потребители в электронной торговле, адресующие продавцу от своего имени акцепт или оферту на предложение делать оферты, содержащий заказ на поставку или покупку товаров, выполнение работ, оказание услуг путем исполнения предписанных действий, обязаны включать в них необходимую для совершения сделки информацию о себе.

    6. Потребители в сфере электронной торговли, приобретающие услуги или купившие товар в розницу путем выполнения предписанных продавцом действий по оформлению заказа на условиях продавца и выражающие согласие с условиями возмездного договора, обмена или отсылки шаблонных записей своих персональных данных обладают и могут воспользоваться всеми правами, предусмотренными Федеральным законом “О защите прав потребителей”.

    Статья 13. Электронные операции и процедуры заключения сделок

    1. Стороны электронной сделки по взаимному соглашению, если иное не установлено законом, иными нормативными правовыми актами, вправе устанавливать:

    — порядок обмена электронными документами (сообщениями);

    — порядок совершения действий по заключению договора;

    — способ установления и порядок использования электронной подписи;

    — порядок размещения, направления и принятия оферты;

    — порядок направления акцепта и отзыва акцепта;

    — порядок проверки достоверности информации;

    — порядок использования программного обеспечения информационных систем сторон.

    2. Электронные процедуры могут реализовываться:

    — посредством использования аппаратно-программных средств (персональных компьютеров) и сети Интернет;

    — посредством передачи SMS-сообщений мобильных (персональных) телефонов и сети сотовой связи;

    — посредством использования любых иных электронных средств, способов и открытых или корпоративных сетей.

    3. Электронные процедуры сторон по оформлению сделки могут охватывать обмен электронными документами (сообщениями) по согласованию договора в целом или его отдельных условий, по отдельным элементам заключения и исполнения сделки (переписка), при этом должны соблюдаться установленные законом, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон правила и требования по оформлению содержания конкретных видов документов.

    4. Стороны электронной сделки обязаны, если иное не установлено законом, иными нормативными правовыми актами, вести делопроизводство в электронной форме в рамках общих требований, установленных нормативными правовыми актами по порядку ведения делопроизводства.

    5. Электронные процедуры сторон по обмену электронными документами (сообщениями) в сделке могут охватывать оформление договора, представляемого продавцом в порядке оферты и принимаемого покупателем (заказчиком) без поправок и дополнительных условий, если установлена форма акцепта и процедура его отсылки. При этом должны соблюдаться все требования гражданского законодательства по видам договоров.

    Статья 14. Общие требования к организации обмена электронными документами (сообщениями)

    1. Электронный документ (сообщение) считается исходящим от отправителя, если он был отправлен самим отправителем или уполномоченным им лицом, которое действовало от имени отправителя.

    2. Электронный документ (сообщение) считается исходящим от отправителя, если он был автоматически сформирован и отправлен от его имени аппаратным устройством (средством), принадлежащем отправителю, под управлением программы, составленной или приобретенной (заказанной) отправителем для формирования и отправки таких документов.

    3. Электронный документ (сообщение) считается полученным адресатом, если он поступил в информационную систему адресата или на сайт адресата, в информационную систему или на почтовый сервер, обслуживающих адресата, либо его получение подтверждено адресатом ответным сообщением (квитанцией) в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон.

    4. При получении электронного документа (сообщения) адресат вправе произвести проверку, позволяющую подтвердить, что электронный документ (сообщение) исходит от отправителя, а в случаях, установленных законом, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон адресат обязан произвести такую проверку.

    5. Временем отправления электронного документа (сообщения) является момент, когда документ (сообщение) покидает информационную систему, находящуюся под контролем составителя или стороны, которая отправила его от имени составителя, если иное не установлено законом, нормативным правовым актом или соглашением сторон.

    6. Временем получения электронного документа (сообщения) является момент, когда документ (сообщение) поступает в информационную систему по электронному адресу, указанному адресатом, и создается возможность для извлечения его адресатом независимо от места размещения информационной системы, поддерживающей электронный адрес получателя, если иное не установлено законом, нормативным правовым актом или соглашением сторон.

    7. Общий порядок организации обмена электронных документов (сообщений) при проведении конкурсов на поставку товаров и услуг для государственных нужд и заключении соответствующих контрактов не должен противоречить требованиям настоящего Закона.

    Статья 15. Порядок заключения договоров

    1. Договор в электронной торговле может заключаться:

    — посредством обмена электронными документами (сообщениями);

    — принятием предложения заключить договор (оферты) посредством совершения предписанных действий по формированию и отправлению электронного документа (сообщения) о принятии такого предложения;

    — согласием с предложенными условиями договора и принятием предложения заключить договор (оферты) посредством совершения предписанных действий по выполнению содержащихся в таком предложении условий договора;

    — посредством совершения иных действий, связанных с размещением оферты на сайтах сети Интернет, иных открытых или корпоративных сетей, обменом, передачей и получением электронных документов (сообщений), содержащих оферту или акцепт.

    2. Договор в электронной торговле признается заключенным в момент получения продавцом электронного документа (сообщения), содержащего акцепт покупателя, либо совершения ими действий, установленных продавцом (отсылка акцепта, отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и пр.), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

    3. Оферта, адресованная неопределенному кругу лиц и размещенная для всеобщего доступа и обозрения на сайтах сети Интернет, иных открытых и корпоративных сетях или адресно направляемая в форме электронного документа (сообщения) в целях заключения договора, должна содержать все существенные условия договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, описание и порядок действий стороны договора в случае ее принятия, а также порядок действий в случае отзыва акцепта.

    4. В случаях отзыва акцепта или ошибки стороны договора (покупателя) при совершении предписанных действий по вводу данных в электронный документ (сообщение) или трафаретную запись при формировании акцепта, сторона (покупатель) обязана:

    — уведомить другую сторону;

    — предпринять действия, соответствующие указаниям другой стороны.

    5. Подтверждение (квитанция) получения электронного документа (сообщения), содержащего оферту без указания на принятие условий оферты и согласие с ними, а равно молчание адресата не является акцептом, если иное не установлено законом, нормативными правовыми актами или соглашением сторон.

    6. Предложение продавца товаров, работ и услуг, адресованное неопределенному кругу лиц или размещенное для всеобщего обозрения и доступа на сайтах сети Интернет, иных открытых и корпоративных сетях и являющееся доступным для сторон, использующих информационные системы, считается приглашением делать оферты, если в предложении не установлен порядок совершения действий по оформлению электронной сделки или не указано намерение стороны сделки считать себя связанным в случае получения акцепта.

    Приглашение делать оферты должно содержать все условия, подлежащие включению в оферту, либо отсылку к электронному документу (сообщению), содержащему такие условия.

    Статья 16. Условия договора

    1. Договоры, заключаемые при совершении электронных сделок, должны содержать все существенные условия договора и соответствовать требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

    2. В условия договора могут включаться:

    — способ подписывания договора и других документов (сообщений), связанных с исполнением обязательств сторон по договору;

    — порядок обмена электронными документами (сообщениями) между сторонами при исполнении ими своих обязательств по договору;

    — порядок использования электронной подписи и/или идентификации уполномоченного лица, подписавшего документ (сообщение), а также порядок проверки достоверности документа (сообщения);

    — ссылки и указания на условия, включаемые в договор путем отсылки к электронным документам (сообщениям), содержащиеся в установленной сторонами информационной системе или на сайте сети Интернет, иных открытых или корпоративных сетях;

    — порядок хранения переписки сторон и иной документированной информации, связанной с исполнением обязательств по договору;

    — порядок обеспечения доступа стороны к своим персональным данным, переписке и иной документированной информации, связанной с исполнением обязательств по договору.

    3. В договоре может быть предусмотрено, что некоторые условия договора по согласованию действий сторон могут быть оформлены отдельным электронным документом в определенной форме и формате представления в качестве составной части договора, размещаемым в базе данных информационной системы одной из сторон.

    В этом случае сторона, разместившая такой документ, обязана обеспечить охрану, достоверность и неизменность документа, защиту и безопасность базы данных и/или сайта, в которых документ размещен, а также безопасную возможность беспрепятственного доступа к нему через сеть Интернет, иную открытую или корпоративную сеть (в режиме только чтение), на который в договоре указана ссылка в течение всего срока действия договора, а по истечении этого срока — обеспечить хранение такого документа в порядке, предусмотренном статьями 11 и 25 настоящего Закона.

    4. В договоре может быть предусмотрено, что стороны, после оформления и подписания договора, передают его на хранение в базу данных информационной системы нотариуса или другой доверенной стороны (с обеспечением доступа к нему через сеть Интернет, иную открытую или корпоративную сеть) как экземпляр, имеющий юридическую (доказательную) силу и на который, в случае возникновения спора, стороны могут ссылаться.

    В этом случае в условиях договора должны быть дополнительно включены:

    — обязательства одной из сторон договора заключить договор хранения и порядок его заключения;

    — условия хранения и доступа сторон к документу, переданному на хранение;

    — ссылка на местонахождение документа.

    Читайте так же:  Какой сейчас штраф за превышение скорости

    5. Сторона, принявшая на хранение договор, обязана обеспечить охрану, неизменность и достоверность документированной информации (документа), защиту и безопасность базы данных, в которых документ размещен, а также безопасную возможность беспрепятственного доступа к нему (в режиме только чтение) сторон договора в течение всего срока действия договора, а по истечении этого срока – обеспечить хранение такого документа в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона и действующим законодательством Российской Федерации.

    6. Договаривающаяся сторона вправе требовать от другой стороны, оговаривающей условия договора посредством обмена электронными документами (сообщениями), предоставить традиционным или каким-либо иным конкретным образом в свое распоряжение копии тех электронных документов (сообщений), которые содержат договорные условия, а другая сторона обязана их предоставить.

    Статья 17. Оформление и совершение автоматизированных электронных сделок

    1. Предложение товаров или услуг неопределенному кругу лиц через автоматические или автоматизированные торговые системы продавца и электронные платежные системы, размещенные в сети Интернет, иных открытых или корпоративных сетях, которые дают возможность оформить и совершить электронную сделку посредством дистанционного оформления договора или размещения заказа с помощью автомата, является офертой продавца, который будет связан обязательством в случае получения торговой системой акцепта покупателя, если в таком предложении не указано иное.

    Договор, заключенный в результате автоматического или автоматизированного взаимодействия информационных систем продавца и покупателя или в результате автоматического или автоматизированного формирования и обмена электронными документами (сообщениями), не может быть недействительным только на том лишь основании, что его отдельные операции, выполненные такими системами по заданным сторонами программам или заключение договора в целом совершилось без непосредственного участия стороны или сторон сделки.

    2. Если в оферте не указано иное, договор на условиях продавца может быть заключен путем технического взаимодействия автоматической или автоматизированной торговой системы продавца, его электронной платежной системы с информационной системой покупателя.

    3. Стороны в электронной сделке (продавец и покупатель) могут по согласованной сторонами программе организовать финансовые расчеты и периодические поставки и получение товаров, оказание услуг посредством взаимодействия автоматической торговой системы продавца, электронной платежной системы и информационной системы покупателя. При этом обязательства сторон по реализуемым торговым операциям, исполняемые автоматически системами сторон, опосредованно контролируются сторонами сделки.

    4. Если стороны не договорились об ином, электронная сделка по оферте продавца может быть оформлена и совершена в результате автоматизированного или автоматического взаимодействия торговой системы продавца и информационной системы покупателя по предложенной продавцом и установленной (инициализированной) покупателем программе вне их непосредственного контроля.

    В этом случае в оферту продавца должно включаться соответствующее программное обеспечение, указан порядок его инициализации, а также порядок оказания услуг по технической поддержке программного обеспечения.

    5. Договор, заключаемый покупателем через автоматическую или автоматизированную торговую систему, считается заключенным, если покупатель согласен с условиями оферты и точно исполнил все требования продавца по оформлению акцепта электронной сделки.

    При этом договор не может считаться заключенным, не создает юридических последствий для продавца, покупателя, если:

    — покупатель не исполнил хотя бы одно из заявленных требований или не точно исполняет требования продавца при оформлении электронных документов (сообщений) или записей в установленных продавцом формах (трафаретах) документов по совершаемой сделке;

    — автоматическая или автоматизированная электронная платежная система, торговая система продавца не предоставляет покупателю возможность проверить платежи, правильность оформления электронных документов и их записей и исправить ошибки;

    — автоматическая или автоматизированная торговая система продавца не предоставляет покупателю возможность в установленный покупателем срок отозвать акцепт и отказаться от совершения электронной сделки.

    V. Права и обязанности информационных и иных посредников в электронной торговле

    Статья 18. Операторы (провайдеры) связи

    1. Доступ к сети Интернет, иным открытым и корпоративным сетям (в т.ч. к сетям телефонной сотовой связи), предоставляемый продавцам и покупателям в качестве услуги оператора (провайдера) связи, являются необходимым условием организации сайтов, передачи, доставки электронных документов (сообщений) и получения их адресатами и, соответственно, условием оформления и совершения электронных сделок, который оформляется отдельным возмездным договором.

    Операторы (провайдеры) связи являются незаинтересованной третьей стороной, опосредовано связанной со сторонами электронных сделок.

    2. Операторы (провайдеры) связи пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные их уставом, договорами на услуги связи со сторонами электронных сделок в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, положениями настоящего Федерального закона и законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в области связи и информации.

    Операторы (провайдеры) связи не несут ответственности по электронным сделкам, совершенных сторонами, которым были оказаны услуги по доступу в сеть Интернет, в сети связи и иные открытые или корпоративные сети при оформлении этими сторонами сделок, передаче, отправке и получении ими электронных документов (сообщений).

    3. Операторы (провайдеры) связи не вправе изменять содержание, перехватывать или удалять передаваемые электронные документы (сообщения), за исключением случаев, предусмотренных законом.

    Операторы (провайдеры) связи несут ответственность за недостоверную передачу данных электронных документов (сообщений), их преднамеренную недоставку (потерю) электронных документов (сообщений), за несанкционированную перлюстрацию передаваемых документов (сообщений) и передачу документов или сведений из них третьим лицам, если законом или соглашением сторон не предусмотрено иное.

    Статья 19. Операторы электронных платежных систем

    1. Финансовые расчеты сторон электронной сделки могут производиться через операторов электронных платежных систем в рамках их обязательств, установленных соглашением между стороной сделки и оператором платежной системы.

    2. Операторами электронных платежных систем могут быть кредитные организации или операторы (провайдеры) связи и иные юридические лица выступающие в качестве небанковской кредитной организации на основе лицензии на право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, на условиях договора со стороной сделки (договора присоединения).

    3. Порядок общей организации и проведения электронных финансовых расчетов и банковских операций при использовании электронных платежных систем не должен противоречить Гражданскому кодексу Российской Федерации и федеральному законодательству о банковской деятельности.

    4. Пользователь электронной платежной системы — сторона сделки, заключившая договор присоединения с оператором платежной системы, должен иметь возможность путем обмена электронными документами (сообщениями) самостоятельно управлять своим лицевым счетом, счетом кредитной карты, иными средствами платежа в целях проведения финансовых расчетов по его электронным сделкам на условиях и по правилам, установленным договором присоединения.

    Статья 20. Организаторы электронных торгов, конкурсов и аукционов

    1. Организаторы электронных торгов, конкурсов или аукционов обязаны предоставлять на сайтах своих торговых площадок в сети Интернет, иной открытой или корпоративной сети информацию о своем правовом статусе в объеме, указанном в статье 10 настоящего Федерального закона, перечень оказываемых услуг, условия их предоставления, правила проведения конкурсов, торгов и аукционов, порядок регистрации участников, другие необходимые сведения, а также обеспечивать доступ к такой информации и необходимому для участия программному обеспечению.

    2. Организаторы электронных торгов, конкурсов или аукционов не могут выступать в качестве продавцов или покупателей на своей электронной торговой площадке.

    3. Уполномоченные государственные учреждения и организации, выступающие в качестве государственного заказчика закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд могут на договорных условиях привлекать организаторов торгов, конкурсов или аукционов и их электронные торговые площадки для проведения торгов, конкурсов и аукционов для закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд.

    4. Порядок общей организации и проведения электронных торгов, конкурсов и аукционов для закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд не должен противоречить Гражданскому кодексу Российской Федерации и федеральному законодательству о закупках для государственных нужд.

    Статья 21. Государственные и негосударственные учреждения и организации, оказывающие услуги в сфере электронной торговли

    1. Государственные учреждения и организации могут оказывать услуги по обеспечению электронных процедур при оформлении и совершении электронных сделок в части:

    — регистрации доменных имен в Российском секторе сети Интернет;

    — ведение реестров по регистрации электронных сделок;

    — нотариального заверения электронных документов (сообщений) или их копий (в других форматах), совершения иных нотариальных действий;

    — фиксации времени совершения операций по электронным сделкам, а также для определения сроков поступления документов (в системе ведения единого времени);

    — ведения судебных дел и баз данных;

    — совершения иных действий, обеспечивающих достоверность электронных документов (сообщений) и среды их обращения.

    2. Негосударственные учреждения и организации могут оказывать услуги по обеспечению электронных процедур при оформлении и совершении электронных сделок в части:

    — регистрации и ведения реестров сертификатов электронных подписей;

    — заверения электронных документов (сообщений) и их копий, а также совершения иных экспертных действий;

    — обеспечения службы доверенного времени для фиксации времени совершения операций по сделкам;

    — хранения баз данных электронных документов (сообщений) и иных записей;

    — совершения иных действий сторонами электронных сделок, обеспечивающих защиту электронных документов (сообщений), среды их обращения и проверку их достоверности.

    3. Учреждения и организации, оказывающие услуги в сфере электронной торговли, реализуют свои права и несут обязанности (обязательства), в соответствии с уставами, положениями, заключенными ими договорами на основе действующего законодательства Российской Федерации.

    VII. Обеспечение безопасности в сфере электронной торговли

    Статья 22. Требования к участникам электронной торговли по обеспечению безопасности

    1. Условием обеспечения безопасности в сфере электронной торговли является соблюдение каждым субъектом электронной торговли действующего законодательства Российской Федерации, прав и обязанностей в соответствии с его правовым статусом, прав и обязательств по порядку оформления электронной сделки, установленному нормативными правовыми актами или соглашением сторон.

    2. Стороны электронной сделки, операторы (провайдеры) связи, операторы платежных систем, организаторы электронных торгов, конкурсов и аукционов и иные посредники в электронной торговле обязаны определять и обеспечивать необходимый уровень защищенности своих информационных систем, среды хранения документов (сообщений), защиты самих документов, способов обеспечения и проверки их достоверности.

    3. Стороны электронных сделок и иные посредники в сфере электронной торговли обязаны предпринимать действия по снижению рисков, предотвращению угроз и конфликтов в процессах электронной торговли, используя средства профилактики и предупреждения правонарушений, мониторинг правового и иного обеспечения своей деятельности.

    Статья 23. Защита персональных данных

    1. Продавцы, операторы (провайдеры) связи, операторы платежных систем, организаторы электронных торгов, конкурсов и аукционов, информационные и иные посредники в электронной торговле вправе требовать от потребителей и иных физических лиц только те персональные данные, без которых они не смогут исполнить свои обязательства по электронной сделке и не вправе запрашивать персональные данные, не соответствующие цели заключения электронных сделок.

    2. Продавцы, операторы (провайдеры) связи, операторы платежных систем, организаторы электронных торгов, конкурсов и аукционов, информационные и иные посредники в электронной торговле обязаны обеспечить охрану и защиту как электронных документов (сообщений), содержащих персональные данные, так и самих персональных данных потребителей и иных физических лиц, ставшими им известными из электронных документов (сообщений), полученных в ходе оформления и совершения электронных сделок от третьих лиц, если иное не установлено федеральным законом.

    3. Продавцам, операторам (провайдерам) связи, операторам платежных систем, организаторам электронных торгов, конкурсов и аукционов, информационным и иным посредникам в электронной торговле запрещается использовать персональные данные стороны электронной сделки в каких-либо целях, выходящих за рамки их обязательств по сделкам, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

    4. Доступ к электронным документам (сообщениям), содержащим персональные данные потребителей и иных физических лиц, передача таких документов или сведений третьим лицам допускается только с их согласия, либо по требованию уполномоченных лиц, имеющих право на получение такой информации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    5. Продавцы, операторы (провайдеры) связи, операторы платежных систем, организаторы электронных торгов, конкурсов и аукционов, информационные и иные посредники в электронной торговле обязаны уничтожить электронные документы (сообщения) по совершенным электронным сделкам, содержащие персональные данные, после истечения сроков хранения, установленных действующим законодательством Российской Федерации для определенных видов документов и срока исковой давности для всех оставшихся документов по сделке.

    6. Продавцы, операторы (провайдеры) связи, операторы платежных систем, организаторы электронных торгов, конкурсов и аукционов и иные посредники в электронной торговле несут гражданскую, административную и уголовную ответственность за несанкционированное использование и/или распространение персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Статья 24. Ответственность сторон электронной сделки за обеспечение безопасности

    1. Сторона электронных сделок самостоятельно несет ответственность за организацию охраны и обеспечение безопасности и необходимого уровня защиты своей информационной системы и документов размещенных в ней.

    2. Стороны электронных сделок в сфере электронной торговли, разместившие оферту или предложение делать оферты для всеобщего обозрения на сайтах в сети Интернет, иных открытых и корпоративных сетях и адресованную неопределенному кругу лиц, несут ответственность за достоверность размещенной информации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

    3. Сторона электронных сделок, пользующаяся услугами операторов электронных платежных систем несет ответственность за свои действия по оформлению электронных платежных документов, их передаче и управлению своим лицевым счетом, счетом кредитной карты, иными средствами платежа в рамках ответственности, установленной в договоре присоединения к правилам пользования платежной системой.

    4. Сторона электронных сделок, пользующаяся услугами информационных и иных посредников несет ответственность за свои действия по реализации своих электронных процедур в рамках ответственности, установленной законом и в договорах с такими посредниками.

    Статья 25. Ответственность информационных и иных посредников за обеспечение безопасности

    1. Информационные и иные посредники, оказывающие услуги по обеспечению и проведению электронных процедур в сфере электронной торговли несут ответственность за исполнение своих обязательств, установленную законодательством Российской Федерации и соглашением сторон.

    2. Операторы (провайдеры) связи, операторы платежных систем, организаторы торгов, конкурсов и аукционов и иные посредники в информационных системах которых в качестве исполняемой услуги обращаются, передаются или хранятся электронные документы (сообщения) вне контроля сторон сделок, несут гражданскую, административную и уголовную ответственность за выполнение требований безопасности, обеспечение охраны и достоверности документов, за утрату, искажение и/или изменение документированной информации, за перлюстрацию, подлог документов (сообщений) и иное несанкционированное вмешательство третьих лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    3. Оператор электронных платежных систем несет полную материальную ответственность перед пользователями за сохранность их денежных средств, за обеспечение безопасности лицевых счетов, счетов кредитных карт, иных средств платежа, размещенных в его платежной системе

    4. Незаконный сбор, обработка, накопление, хранение персональных данных информационными и иными посредниками при реализации электронных процедур в сфере электронной торговли и их использование вне рамок исполнения своих обязательств, влекут ответственность, установленную гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации.

    VII. Международные электронные сделки

    Статья 26. Применимое право

    1. В случае оформления и совершения международных электронных сделок, когда одна из сторон сделки не является субъектом Российской Федерации и находится вне ее юрисдикции, стороны сделки по взаимному соглашению, вправе устанавливать применимое право, если иное не установлено межгосударственным соглашением.

    2. В случае совершения международных электронных сделок, когда одна из сторон является субъектом Российской Федерации и находится в ее юрисдикции, а в договоре сторон отсутствует указание на применимое право, применимым правом будет считаться законодательство Российской Федерации, если иное не установлено межгосударственным соглашением.

    Читайте так же:

    • Налог в москве за машину Транспортный налог: не так прост, как кажется Конечно, транспортный налог — это не НДС с прибылью, вопросов по нему возникает гораздо меньше. Тем не менее они есть, поэтому мы решили на страницах ответить на ряд «транспортных» вопросов. Авто продано посреди квартала: считаем авансовый […]
    • Подписанный договор фотографа Подписанный договор фотографа ДОГОВОР НА ФОТОУСЛУГИ №17 (ОБРАЗЕЦ ДОГОВОРА С ФОТОГРАФОМ) “01” августа 2011 года ОАО «Рога и Копыта» , именуемое в дальнейшем “Заказчик”, в лице генерального директора Иванова Ивана Ивановича, с одной стороны, и фотограф, индивидуальный предприниматель […]
    • Трудовой договор с водителем грузовика Оформляем трудовой договор с водителем Автотранспорт имеет преимущества перед другими видами транспорта по гибкости и универсальности, он наилучшим образом обеспечивает надежность и своевременность доставки. Грузовые автомобили (особенно автопоезда - грузовик-тягач и прицеп или […]
    • Доверенность росбанка Составляем доверенность на директора ООО - образец Кто выдает доверенность от имени ООО? Согласно ст. 40 закона «Об обществах…» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (далее — закон 14-ФЗ) исполнительный орган избирается участниками ООО. ВАЖНО! Последнее изменение Гражданского кодекса РФ коснулось ст. […]
    • Состав числа 10 пособие КАТАЛОГ РАЗДЕЛОВ Наглядное пособие «Состав числа». В наборе 15 листов формата А4 для изготовления 10 числовых домиков и листы с карточками — цифрами и числами. Познакомить дошкольников с составом числа, научить считать и решать несложные математические примеры вам помогут наши числовые […]