Меню

Как получить развод в католической церкви

Оглавление:

Как получить развод в католической церкви

Официально развод до сих пор запрещен, но фактическая процедура получила революционный пересмотр.

Папа Римский упростил процедуру развода для католиков. Официально западная церковь разводы запрещает, говорится в сюжете ТСН.19:30.

Однако пара, которая разошлась, может аннулировать свой брак – то есть, доказать, что он не соответствовал церковным канонам. Именно эту процедуру и упростил понтифик.

Отныне на то, чтобы признать брак недействительным, уйдет не несколько лет, а 45 дней.

Франциск также призвал церкви не брать деньги за процедуру, которая раньше стоила сотни долларов. А следовательно, сделать ее доступной для католиков из беднейших стран мира.

Реформа также позволит разведенным католикам жениться повторно. Раньше тех, кто не аннулировал брак официально, отлучали от причастия.

Папа Римский упростил процедуру развода для католиков

Официально католическая церковь развод запрещает, однако, пара может аннулировать свой брак — то есть, доказать, что он не отвечал церковным канонам. Именно эту процедуру и упростил Папа Римский. Теперь на то, чтобы признать брак недействительным, уйдет не несколько лет, а 45 дней. Понтифик также призвал церковь не брать деньги за процедуру, которая ранее стоила сотни долларов, и сделать ее доступной для католиков из беднейших стран мира.

Программа «60 минут по горячим следам»

Новости Политика

Католическая церковь смягчила свое отношение к разводам

Пятого сентября Папа Римский Франциск отправил письмо епископам Буэнос-Айреса, в котором написал, что пастырский документ его бывших коллег о применении восьмой главы апостольского увещевания «Радость любви» «очень хорошо и полностью объясняет» часть его письма, где «нет никаких других интерпретаций».

Апостольское увещевание Папы Римского Франциска «Радость любви» о семье и ее месте в современном мире, которое вышло в свет в апреле этого года, считается новаторским. Это письмо было написано после того, как церковь провела два заседания синода по вопросам роли семьи в современном обществе.

Апостольское увещевание – это один из способов общения между главой Римско-католической церкви и его паствой. Цель обращения – не формировать церковную доктрину, а побуждать верующих к определённым действиям.

В своем письме Папа Франциск призывает епископов быть более благосклонными к католикам, которые жили вопреки церковным уставам и доктринам, в том числе к тем, кто развелся или вступил в брак повторно. До публикации данного письма католическая церковь отказывалась допускать к причастию пары, повторно вступившие в брак, но в своём письме «Радость любви» Папа Франциск просит священнослужителей проявлять снисходительность в отдельных случаях. При этом Папа Римский разъяснил, что его увещевание не положит конец дискуссии о современной семье внутри церкви и что множество вопросов еще нуждаются в обсуждении.

Главная сложность письма состоит в его трактовке. Папа Франциск в своем увещевании призывает епископов проявлять больше любви и гибкости, чтобы привести католиков обратно в церковь, но при этом в тексте присутствует призыв не отклоняться от церковной доктрины. Это и предоставило возможность консервативным и более прогрессивным епископам интерпретировать «Радость любви» по-своему. Так, например, филадельфийский архиепископ Чарльз Чапут заявил, что пары в повторном браке могут принять Святое Причастие, но при этом только в том случае, если воздержатся от прелюбодеяния и будут жить «как брат с сестрой». Кроме того, многие церковнослужители сочли письмо Папы Римского спорным. Так, например, кардинал Рэймонд Берк предупредил, что открытие церковных таинств для тех, кто вступил в повторных брак и живет половой жизнью, идет вразрез с католическим учением.

В своем письме Папа Римский высоко оценил написанный своими бывшими аргентинскими коллегами текст, в котором священники отметили, что они могли бы, в некоторых случаях, предложить явиться на исповедь и пройти обряд причастия для тех повторно вступивших в брак католиков, которые живут в «неправильных семейных ситуациях». При этом аргентинские священнослужители не готовы вводить такую практику для абсолютно всех прихожан. Вопрос о допущении пары, которая вступила в повторный брак, к причастию будет решаться исключительно в индивидуальном порядке. Такая поддержка станет частью усилий по поддержке и возвращению разведенных и повторно женатых католиков в церковь.

Формально католическая церковь запрещает развод, однако супруги при желании могут попробовать доказать, что их брак не соответствовал требованиям церкви, тем самым аннулировав его. Раньше такая процедура была очень долгой и многие люди в бедных странах не могли ее позволить. Но в 2015 году Папа Франциск внес изменения в процедуру. Теперь, если оба супруга не возражают, процедуру аннулирования брака могут провести местные епископы, а не Ватикан, в срок не более года. Напомним, что Папа Римский объявил 2016-ый год внеочередным юбилейным в честь Божьего милосердия и в память 50-й годовщины окончания Второго Ватиканского собора, где католической церковью был принят ряд важных документов. В католицизме юбилейный год является временем, когда верующие могут получить полную индульгенцию, то есть прощение всех совершенных грехов.

Отношение к повторным бракам после развода в Русской Православной Церкви несколько мягче.

«Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее, после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу, — говорится в Основах социальной концепции РПЦ. – Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами».

Голос Папы и Церкви в диалоге с миром

Наши рубрики \ «Трудные вопросы»

Почему Католическая Церковь не признаёт повторных браков?

Cоциальные сети:

В Евангелии от Матфея (5,32) утверждается: «Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведённой, тот прелюбодействует». Из этих слов следует, что все-таки развод и повторный брак возможен в одном случае: в случае измены одного из супругов. Почему же тогда Католическая Церковь не признаёт повторных браков?

Из слов Иисуса Христа не следует возможность разрыва супружеских уз. Иначе Он противоречил бы Самому Себе. Его волю об этом мы ясно можем увидеть в XIX главе Евангелия от Матфея: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

Такое же недвусмысленное утверждение звучит и в Евангелии от Марка, глава 10: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует».

А вот слова из Евангелия от Матфея:

«Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». В XIX главе евангелист Матфей передаёт слова Иисуса так: «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведённой прелюбодействует». Сомнение возникает именно из слов «кроме вины любодеяния». В греческом тексте «любодеянию» соответствует porneia.

Приведём здесь одно из самых авторитетных толкований к этому отрывку — толкование из «Иерусалимской Библии».

Во-первых, если сравнить параллельные тексты, — а именно Мк 10,11, Лк 16,18 и 1 Кор 7,10, — то трудно поверить, что во всех этик отрывках уточнение Иисуса было устранено. Скорее всего, наоборот: один из последних редакторов первого Евангелия от Матфея — ввёл это дополнение: «кроме вины прелюбодеяния». Вероятно, это было сделано в ответ на раввинистический спор (между школами толкования Гилеля и Шаммая), который касался допустимости разводов. Это видно и по контексту — в 3 стихе 19 главы Евангелия от Матфея говорится: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?». Этот же вопрос вполне мог занимать и иудеохристианское сообщество, к которому обращался евангелист Матфей. Таким образом, здесь имело место поместное и временное церковное решение.

Значение слова «porneia», употреблённого в древнегреческом тексте, подтверждает эти рассуждения. Некоторые толкователи склонны видеть в этом слове прелюбодеяние, измену, и находят в этом позволение разводиться в подобных случаях. Таково мнение православных и протестантских Церквей. Но в таком значении должно было быть употреблено иное слово, а именно moicheia. Наиболее правдоподобным значением слова porneia являются браки, заключённые между евреями и язычниками. Они были запрещены согласно Книге Левит. Во времена Иисуса были нередки случаи, когда женщина-еврейка оставляла мужа, чтобы жить с более обеспеченным римским солдатом. Кроме того, Закон позволял дать жене развод, если в ней было что-то дурное. В книге Второзакония об этом говорится, что развод возможен, «если она не найдёт благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное». Но во времена Иисуса Закон интерпретировался также в пользу жены, если она замечала в муже нечто дурное, «противное», как читаем в тексте Синодального перевода. Этим «противным» могло быть, в частности, скудное имущество супруга, в противовес имуществу римского солдата — прозелита, симпатизирующего иудаизму. Подобный союз считался незаконным, наравне с инцестом, поэтому он признавался не браком, а любодейным сожительством. Именно такое значение имеет в этих текстах слово porneia, употреблённое в Евангелии. Таким образом, в словах «кроме вины любодеяния» речь идёт не о допустимости развода, а о необходимости порвать незаконные связи, фальшивые браки.

Читайте так же:  Требования к утеплению межпанельных швов

Иерусалимская Библия даёт ещё одно толкование данной фразе. Согласно этому толкованию, уточнение Иисуса относится не к разводу, а к разделению супругов — без права заключать повторный брак. Разделение супругов — то, что в каноническом праве называется separatio, — было незнакомо иудаизму. Но учение Иисуса потребовало нового решения, которое уже подразумевалось святым Павлом в 1 Кор 7,10-11: «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — если же разведётся, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей».

Ватикан упростил развод для католиков

Вводится ускоренная процедура аннулирования брака, если оба супруга не возражают

После разрешения католическим священникам прощать женщин, прервавших беременность, Ватикан взялся за разводы. Как сообщает Би-би-си, Папа Римский Франциск радикально реформировал процедуру аннулирования браков в католической церкви, что позволит большему числу католиков разводиться и заново вступать в брак, не нарушая церковных канонов. Понтифик подписал два особых рескрипта motu proprio: «Кроткий Судия Господь Иисус» и «Кроткий и милостивый Иисус», которые были представлены во вторник в Ватикане. Ранее без аннулирования брака католики, которые разводились и снова вступали в брак, считались прелюбодеями и не допускались к причастию.

Реформа Франциска вводит ускоренную процедуру аннулирования брака, если оба супруга не возражают. Она позволяет совершить его без брачного трибунала. Теперь могут признавать брак недействительным и местные епископы, а не Ватикан, а процедура аннулирования брака должна завершиться максимум в течение года.

Католическая церковь формально запрещает развод, однако расставшиеся супруги могут попытаться доказать, что их брак никогда и не соответствовал требованиям церкви. Ранее аннулирование брака было запутанным, дорогим и долгим процессом, который был недоступен многим католикам, в особенности в бедных странах.

По мнению Франциска, люди, чей брак распался, нуждаются в сопровождении, а не в осуждении.

Папа Франциск упрощает процедуру развода для католиков

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Папа римский Франциск рассказал о реформах, призванных упростить для католиков процедуру развода и повторного вступления в брак.

Это решение главы католической церкви некоторые эксперты уже назвали историческим.

Развод без разрешения церкви и повторное вступление в брак считается у католиков прелюбодеянием и наказывается отказом от причастия. И обычно католическая церковь не разрешает разводы, исходя из того, что брак заключается на всю жизнь.

Процедура расторжения брака у католиков была длительной и очень дорогостоящей: чтобы разобраться во всех тонкостях церковного судебного процесса, необходимы были специальные эксперты. Сейчас папа Франциск заявил, что процедура развода должна стать бесплатной.

Еще в прошлом году понтифик создал комиссию юристов и экспертов с просьбой рассмотреть возможность упрощения этой процедуры.

Год на подготовку реформы

Ранее папа римский признал, что в определенных случаях развод все же возможен. При этом церковь должна дать согласие на это.

По словам Франциска, ему представляется несправедливым, что супруги должны «долго пребывать в неведении и сомнениях» по поводу того, будет ли аннулирован их брак.

Сейчас решение о расторжении брака должно быть одобрено двумя церковными трибуналами. После реформы достаточно будет одного.

Расторжение брака можно будет совершить по ускоренной процедуре, если об этом просят оба супруга.

Будет также устранено требование автоматической апелляции. Однако решение о разводе все же можно будет оспорить, если на этом будет настаивать один из супругов.

Как отмечает обозреватель Би-би-си по религиозным вопросам Кэролайн Уайат, процесс подготовки этой реформы был необычайно скор для Ватикана – с момента создания комиссии экспертов и юристов прошел всего год.

Конечно, считает Уайат, трудно представить, что это нововведение изменит отношение католической церкви к разводу вообще, но, тем не менее, многим парам будет легче доказать, что их брак был ошибкой с самого начала.

Католический Синод пересмотрит вопросы брака, развода и контрацепции

МОСКВА, 16 сен – РИА Новости. Синод епископов Римско-католической церкви, который состоится в начале октября этого года, обсудит вопросы брака, развода и контрацепции, а также выработает новые подходы к тому, каким образом и с каких позиций следует говорить об этом современному человеку и миру, сообщил РИА Новости директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов.

Католический священнослужитель особо подчеркнул, что нынешнее заседание Синода — первое за более чем годовой понтификат папы Франциска, и тема семьи и связанных с ней проблем избрана не случайно.

«Одна из проблем современности — те стереотипы, которые существуют в обществе. Например, папа Франциск на днях преподал таинство брака парам в соборе Святого Петра. Мы не ожидали увидеть ту реакцию, которую вызвало это редкое событие. В последний раз пары самолично венчал папа Иоанн Павел II в год 2000-летия христианства. Однако на этот раз СМИ восторженно написали не о самом событии, а о том, что папа сочетал браком грешников», — отметил Кирилл Горбунов.

Ранее сообщалось, что 14 сентября в Ватиканской базилике папа Франциск возглавил богослужение с таинством брака, а среди венчающихся один из женихов имел за плечами развод, а одна из невест оказалась матерью-одиночкой с дочерью, рожденной вне брака. Это дало повод думать, что католическая церковь под руководством папы Франциска начинает считаться с тем фактом, что множество католических пар сожительствуют перед браком, используют контрацептивы, способны разойтись и вступить в повторный брак, даже не помышляя о церковной процедуре развода.

Брак – священная вещь, данная грешникам

Директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве подчеркнул, что вопросы таинства брака и учения о семье реформированы святым Престолом в ближайшее время не будут.

«Основная задача предстоящего Синода — показать людям в церкви и, по возможности, всему миру, что брак и семья — это божественная и священная вещь, но она дается грешникам, простым людям», — подчеркнул священник. Он пояснил, что сегодня многие люди, которые пережили неудачу в первом браке и из-за невозможности заключить повторный церковный брак, вынуждены жить в гражданском союзе, боятся приходить в церковь, ожидая осуждения как со стороны верующих, так и со стороны духовенства.

«Еще несколько лет назад папа Бенедикт XVI, встречаясь с такими семьями, говорил им, что с точки зрения церкви, они, конечно, находятся в состоянии греха и не могут приступать к таинствам. Однако они не перестают быть детьми церкви, и церковь всегда их ждет, считая частью своей семьи. Поэтому сегодня необходимо продумать, как и каким образом устроить пастырство этих людей, какова возможная степень снисхождения к их состоянию. Не к греху, как к таковому, поскольку к греху не может быть никакого снисхождения, а к ответственности этих людей перед тем положением, в котором каждый из них оказался», — пояснил Кирилл Горбунов.

Возвращаясь к вопросу о венчании папой Франциском разведенного мужчины, священник уточнил, что с точки зрения канонического права, папа не совершил никаких нарушений. «Мне неизвестна его биография, но очевидно, что речь идет о человеке, чей прежний брак был признан недействительным, поскольку расторгнуть действительный брак, заключенный в церкви, с точки зрения католического учения, не может никакая власть, и даже папа не может этого сделать. Поэтому, если речь идет о человеке, чей предыдущий брак был признан недействительным, он может снова заключить церковный брак», — добавил собеседник агентства.

Среди союзов, которые с точки зрения церкви могут быть признанными недействительными, он назвал фиктивный брак, брак, заключенный под угрозой физического или психологического насилия, а также когда есть какое-либо серьезное препятствие к браку, которое было умышленно скрыто, — например, неспособность к супружеской близости.

Несмотря на развитие современного мира Римско-католическая церковь остается на жестких позициях и в отношении средств контрацепции, продолжает католический священник. «Ничто не указывает на то, что Церковь планирует отказаться от учения, что любая форма контрацепции является преступным вмешательство в целостность союза между мужем и женой. Любые сексуальные отношения между мужем и женой должны быть открыты для продолжения рода. В этом смысле у брака две функции — с одной стороны укрепление близости между мужем и женой, с другой — продолжение рода. Ни одна из этих функций не может быть отделена от другой», — подчеркнул Кирилл Горбунов.

Учение останется неизменным, а язык и подача поменяются

Несмотря на то, что традиционное учение католической церкви останется неизменным, в том числе и благодаря предстоящему Синоду епископов поменяется подача, а, следовательно, и восприятие многих католических постулатов в обществе.

«Папа Франциск не однажды призывал к тому, что церковь не должна быть зациклена на теме осуждения: осуждения контрацепции, осуждения абортов и прочего. И это верно. Христианская жизнь не должна быть сосредоточена на грехе, а должна быть сосредоточена на благодати и добродетели. К сожалению, многие и верующие, и священники живут размышлениями о грехе и том, как его избежать. Но главной должна быть позитивная весть. И в этом и заключается задача современной церкви — как сегодня научиться говорить на таком языке, чтобы Евангельские заповеди и вытекающее из него церковное учение не звучало как осуждение, ограничение человеческой свободы и даже насилие над человеческой природой», — отметил Кирилл Горбунов.

Он также подчеркнул, что папа Франциск не привнес ничего нового или реформистского в учение католической церкви, однако «его слова звучат совершенно по-другому», чем у его предшественников. «И в силу его личности, и в силу тех слов, которые он подбирает. И это удивительно, но множество людей стали приходить или возвращаться в храмы благодаря такому умению нынешнего папы. Это то, чему мы все должны учиться и ради этого стоит потратить и время Синода и силы епископата, чтобы научиться немного больше говорить на этом языке», — заключил директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве.

Как получить развод в католической церкви

Оказывается, и в Католической Церкви есть разводы.

Я еще не до конца разобрался в этой проблеме, но, похоже, мне говорили неправду (или скрывали часть правды, если хотите).
Суть вот в чем: я узнал, что даже в Католической Церкви можно развестись. Причем, официально. Существуют критерии, по которым брак может быть признан недействительным. И — разводись себе спокойно.
Всё это есть в Кодексе Канонического права, каноны № 1095-1107, вот ссылка.
Нехорошо как-то получается: все (даже на катехизации) мне об этом умалчивали, в результате я рассказываю одной православной даме, что в КЦ разводов нет, отец Филипп Парфенов меня поправляет, я начинаю выяснять, и оказывается, что разводы, оказывается, есть! Ох, нехорошо получается.

Читайте так же:  Налог на прибыль формула задача

P.S вот слова отца Филиппа о существовании разводов в Католической Церкви: «А с разводами католики вообще-то намудрили. Поскольку с немощами человеческими приходится все-таки считаться, там придумана процедура признания брака «небывшим». Вот побыл человек в брачном союзе, потом разошлись супруги, а потом захотел он вступить в новый брак. Венчаться он уже не может, или же может ждать годами или даже десятилетиями, пока в Ватикане рассмотрят его случай и утвердят соответствующий документ о признании брака «небывшим», и тогда уже можно новый церковный брак заключать. Сложная, конечно, процедура, где тщательно выясняются разные обстоятельства, но, в общем, и им приходится как-то приспосабливаться под разные случаи жизни.»

Вопросы настоятелю / Католичество

Возможно ли католику получить церковный развод и венчаться второй раз?

Мой будущий муж — католик, венчан в браке в католической церкви, разведен по гражданским законам, имеет ребенка от первого брака. На вопрос о церковном браке (я хотела бы венчаться, но не хотела бы настаивать на том, чтобы он стал православным, как и я) он говорит, что в их стране получить церковный развод практически невозможно, и в любом случае невозможно второй раз венчаться по законам католической церкви.

Ошибается ли мой муж или действительно это так?

Уважаемая Светлана, Ваш муж прав. Католическая Церковь абсолютно не допускает церковный развод. В Католической Церкви второй брак возможен только в случае кончины одного из супругов, и даже невиновная сторона не имеет право вступления во второй законный церковный брак. Так что если Ваш муж остается католиком по убеждению, то церковный брак для него невозможен. В случае его перехода в православие (только этот переход должен быть не ради того, чтобы жениться, а по убеждению), венчание возможно. Но, повторю, ни в коем случае это не должен быть такой переход, ради того, чтобы повенчаться, а только в том случае, если он познает истину святого Православия.

Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

Милостью Божией: как получить развод после венчания

Хотя венчанный брак – шаг куда более серьезный, чем светское оформление отношений, предполагающий нерушимость духовных уз на небе и на земле, в жизни бывает всякое. Что же делать с данными в церкви клятвами, как завершить отношения правильно, не усугубляя и без того совершённый грех? Конечно же, церковь относится к подобным ситуациям критично, но милосердие к человеческой природе не позволяет ей отвернуться от прихожан на сложном этапе их жизни.

Как снять церковный запрет?


Православная церковь считает, что браки заключаются на небесах, поэтому о слове «развод», а уж тем более «развенчание» и речи быть не может. Во время таинства венчания происходит мистерия, где жених олицетворяет Христа, невеста – Церковь, а их брак – священный союз, запечатлённый в вечности. Как такая нерушимая связь может быть разрушена кем бы то ни было, людьми или государством?

Но расставания по той или иной причине случаются, а значит, с ними необходимо что-то делать. Любой батюшка будет до последнего бороться за сохранение брака и призывать к тому же своих прихожан, ведь развод для православных – грех. Но если восстановление союза невозможно, то считается, что человеку лучше поискать нового спутника жизни, чем жить в блуде.

Для начала паре, желающей развестись, необходимо оформить развод официально в ЗАГСе, а затем написать епархиальному архиерею. В письме необходимо описать ситуацию подробно, но без лишнего негатива по отношению к бывшей половинке, а также приложить все необходимые документы. Далее останется только смиренно ждать ответа.

Даже если вы – пострадавшая сторона, к вашему письму всё равно необходимо прикрепить согласие на развод супруга, кроме случаев, когда это физически невыполнимо, к примеру, человек пропал без вести. Развенчаться против воли второго супруга нельзя, так как, по мнению церкви, если человек грешит, но всё равно цепляется за семью, значит, что-то ещё можно починить.

Следует отметить, что процедура не является развенчанием в полном понимании. У бывших супругов сохраняется духовная связь в глазах церкви и Бога, но при этом невиновной стороне даётся возможность построить новые отношения. Естественно, перед разводом необходимо исповедаться, покаяться и, возможно, выдержать епитимью.

Церковь считает, что в любом разрыве всегда виноваты обе стороны, но стоит понимать, что если отношения закончились по вашей вине, то и наказание будет суровее.

Причины для расторжения союза

Нет двух одинаковых семей, двух одинаковых случаев. Одно дело, если венчание произошло не из-за глубокой веры супругов, а из-за модного веяния, желания угодить родителям и пройти через красивый ритуал. Другое – если есть объективные проблемы, и, находясь вместе, люди отдаляются от Бога сильнее, чем взяв на себя грех разрыва. Поэтому каждое прошение рассматривается в индивидуальном порядке. Однако есть некоторые моменты, которые увеличивают вероятность благоприятного исхода.

Церковь позволяет развод в следующих случаях:

  • измена одной из сторон: вначале батюшка постарается примирить супругов, напомнить о том, что все мы совершаем ошибки, но если это не удастся, то шанс на расторжение отношений многократно повышается;
  • переход мужа или жены в другую веру;
  • жена сделала аборт без согласия мужа и наличия медицинских противопоказаний;
  • бесплодие – очень сложный момент: строгий батюшка откажет, если это единственная причина, ведь только Богу решать, сколько детей будет в семье;
  • диагностированный алкоголизм или наркомания: обязательно нужна справка из медицинского учреждения, просто любовь выпить уважительным поводом не является;
  • насилие в семье, также задокументированное в правоохранительных органах;
  • неизлечимое, опасное для будущих детей заболевание, к примеру, СПИД или сифилис;
  • диагностированное неизлечимое психическое расстройство;
  • сексуальные извращения, в особенности угрожающие детям;
  • длительное тюремное заключение;
  • новый гражданский или официальный брак бывшего супруга;
  • пропажа без вести на срок более 3 лет.

Как расторгнуть?


Итак, если вы твёрдо решили, что брак закончен, то сначала необходимо развестись в глазах государства. Лишь после получения свидетельства о разводе в ЗАГСе можно писать епархиальному архиерею.

Помните, что подать прошение вы можете в одиночку, но разрешение от супруга принести всё равно придётся. Существуют определённые шаблоны написания писем архиерею, можно пользоваться ими, можно писать самостоятельно, от сердца. Не стоит описывать ваши причины слишком сухо, ведь церковь – это не бюрократическая система, или, напротив, слишком эмоционально – чувства можно выразить своему духовнику, но никак не высокому церковному чину.

Если архиерей посчитал ваши причины легитимными, то вы получите благословение на новый брак, подтверждающую это бумагу, и сможете венчаться второй раз. Но помните, что более трёх браков церковь не приемлет, так что хорошенько подумайте перед следующим походом под венец.

Обязательно побеседуйте с духовником, батюшкой, который вас венчал. Он разъяснит все спорные моменты, даст необходимые советы, а также сумеет поддержать в трудную минуту.


В церковь с собой стоит взять:

  • паспорта;
  • свидетельство о разводе;
  • свидетельство о венчании;
  • письмо архиерею;
  • любые документальные подтверждения указанных причин для развода – медицинские справки, заключения от правоохранительных органов.

Развод в других религиях

Все мировые религии сходятся в том, что расторгать брак – грешно, но из-за слабости человеческой природы ставить абсолютный запрет на развод бессмысленно. Если попытки примирить супругов и вернуть их в семью оказались безуспешными, а в семье сложилась исключительная ситуация, священнослужители позволят отказаться от данных клятв.

Есть ли развенчание в церкви у католиков?

Католическая церковь относится к разводам, с одной стороны, гораздо непримиримее, а с другой – мягче, нежели православная. Для католиков нормальным считается гражданский развод и раздельное проживание. В некоторых случаях это даже не будет являться грехом. А вот развенчание, снятие с себя данных перед Богом клятв, – совершенно неприемлемо.

После католического венчания единственная возможность – признание брака недействительным, аннулированным, причём выносить такой вердикт будет не один священнослужитель, а целый трибунал.

Разбирательство по аннулированию католического брака нередко растягивается на годы.

Даже при объективно доказанной вине одной из сторон никто не гарантирует развода. Основанием для разрыва чаще всего является измена, но возможны также и иные причины – импотенция, нарушение обязательств. В случае насилия в семье, психического заболевания, алкоголизма или наркомании католическая церковь может предложить больному супругу пройти лечение, а второму подождать.

В более сложных, нестандартных ситуациях – смириться, терпеть и извлечь урок, который жизнь пытается преподать той или иной проблемой.

Можно ли разводиться у мусульман?

Несмотря на бытующее мнение о том, что ислам не допускает никаких разводов после никаха, особенно инициированных женщиной, это не совсем так.

Аллах негативно относится к краху семьи, но получить развод в случае необходимости вполне реально. Мужчине достаточно сказать «ты разведена» или «ты свободна», чтобы начался «буферный период», в течение которого пара может изменить своё решение и починить пробитую любовную лодку. При этом муж совершенно не обязан объяснять своё решение, хотя такое поведение крайне не приветствуется и может привести к определённым социальным проблемам и последствиям.

Женщине же, если она желает развестись, следует обратиться за помощью к имаму. Тот берёт на себя ответственность за защиту её интересов на бракоразводном процессе. Основанием для расставания может стать недостаточная финансовая обеспеченность мужа или любая иная несовместимость.

Сегодня венчание – это дань моде, а после расторжения брака у бывших супругов возникает множество вопросов: существует ли развенчание церковного брака, как развенчаться, можно ли развенчаться? Ответы на эти вопросы в видео:

Развестись после венчания сложно, но возможно. Конечно, стоит заранее осознавать, что таинство соединит вас с определённым человеком на всю жизнь, поэтому подходить к венчанию нужно осознанно. Если ошибка уже совершена, то дело церкви – помочь её исправить. Уважительные причины, искреннее раскаяние и желание жить в православной традиции позволят пережить развод с минимальными потерями, а «очищенные» бывшие супруги смогут спокойно двигаться к новому союзу.

Вопросы настоятелю / Католичество

Возможно ли католику получить церковный развод и венчаться второй раз?

Мой будущий муж — католик, венчан в браке в католической церкви, разведен по гражданским законам, имеет ребенка от первого брака. На вопрос о церковном браке (я хотела бы венчаться, но не хотела бы настаивать на том, чтобы он стал православным, как и я) он говорит, что в их стране получить церковный развод практически невозможно, и в любом случае невозможно второй раз венчаться по законам католической церкви.

Читайте так же:  Страховка от затопления соседей снизу

Ошибается ли мой муж или действительно это так?

Уважаемая Светлана, Ваш муж прав. Католическая Церковь абсолютно не допускает церковный развод. В Католической Церкви второй брак возможен только в случае кончины одного из супругов, и даже невиновная сторона не имеет право вступления во второй законный церковный брак. Так что если Ваш муж остается католиком по убеждению, то церковный брак для него невозможен. В случае его перехода в православие (только этот переход должен быть не ради того, чтобы жениться, а по убеждению), венчание возможно. Но, повторю, ни в коем случае это не должен быть такой переход, ради того, чтобы повенчаться, а только в том случае, если он познает истину святого Православия.

Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

Вечная любовь: что нужно знать про католическое венчание

Венчание играет важнейшую роль в жизни представителей католической церкви. Этот христианский обряд известен с IV века нашей эры. Понятия «брак» и «свадьба», в отличие от православной традиции, фактически тождественны церемонии венчания, поэтому наряду с высокой ответственностью тех, кто решил пройти через обручение в церкви, большой строгостью отличается и подготовка к торжеству.


С точки зрения католической церкви, таинству присущи:

  • святость — связывание двух людей с Богом;
  • единство — соединение супругов в одно целое;
  • нерасторжимость — вечность брачного союза даже в загробной жизни; развод возможен в очень редких случаях.

Правила и условия

Чтобы достойно подготовиться к церемонии венчания, будущие супруги должны соответствовать нескольким условиям:

  • обратиться за 3 месяца до венчания к священнослужителю того прихода, где они намереваются провести брачный обряд;
  • находиться в официально зарегистрированном браке;
  • пройти специальную предбрачную подготовку.


Необходимо знать основные молитвы и обряды католической церкви:

  • «Отче наш»;
  • «Символ Веры»;
  • «К Деве Марии»;
  • евангельские заповеди;
  • 6 истин веры;
  • 5 церковных заповедей;
  • «Ангел Господень»;
  • святой Розарий;
  • порядок крещения;
  • церковные таинства;
  • приготовление дома к таинству больных;
  • 5 условий таинства примирения.

На первой встрече со священником молодые (их еще называют нареченными) договариваются о порядке прохождения специальных предбрачных курсов для знакомства с католическими основами брака, семьи, роли супругов в воспитании детей.

Так, католическая церковь категорически против использования любых противозачаточных средств и считает это большим грехом. Допустимым является только физиологический метод планирования рождения ребенка.

Обсуждается необходимость активного участия в жизни церкви, соблюдения христианских заповедей, приобщения детей к вере. Обычно проходит 10 таких бесед.

Жених и невеста должны подготовиться и пройти таинства исповеди и евхаристии (причастия), которым предшествует соблюдение поста.

Обручение молодых разной веры

Наиболее частой является ситуация, когда оба супруга принадлежат к католической церкви. В этом случае для брака нет никаких канонических препятствий. Но бывает, что один из них является представителем другой религии. В таком случае при венчании существует ряд особенностей.

Католика и православной или протестантки

Если один из нареченных принадлежит к другой христианской конфессии (православию, протестантизму), то разрешение на такой брак дает епископ соответствующей епархии.

Молодожены дают обещание о воспитании будущих детей в католической вере. Сведения о супружеской паре и подписи супругов под таким обещанием заносятся в специальный формуляр.

Венчание с некрещеным

Если один из супругов является некрещеным (атеистом, иудеем, мусульманином, буддистом), то есть не принадлежит к христианству, то получить разрешение епископа становится намного труднее.

Канонического запрета к такому браку не существует, но каждый случай рассматривается индивидуально.
С нареченными священнослужитель беседует о разнице культур и о возможных сложностях подобного союза. Окончательное решение остается за епископом.

Подходящее время

Таинство венчания по католическому обряду совершается практически круглый год. Сами супруги обычно предпочитают венчаться вне постных дней, однако прямого запрета на это не существует.

При вступлении в брак во время поста не следует устраивать после церемонии громкого празднования с множеством конкурсов и шумным застольем.

Запреты на венчание в церкви

Совершение таинства венчания запрещено в следующих случаях:

  1. намеревающиеся вступить в церковный брак являются родственниками (отец и дочь, брат и сестра) или сводными братом и сестрой;
  2. один из возможных супругов уже состоит в церковном браке;
  3. физическая невозможность одного из супругов к выполнению супружеских обязанностей, но бесплодие не является препятствием для участия в венчании;
  4. совершение одним из супругов убийства мужа или жены ради вступления в новый брак;
  5. нареченные являются двоюродным братом и сестрой (теоретически такой союз возможен с разрешения епископа, но на практике оно выдается в исключительных случаях);
  6. один из желающих вступить в брак – священнослужитель или монах (монашка).

Даже если таинство венчания было проведено, а позже выяснились перечисленные выше обстоятельства, обряд считается недействительным.

С точки зрения католической церкви, брак нерасторжим. Отменить супружеский союз может только смерть одного из супругов. В католической церкви, в отличие от православной, не существует возможности развенчания. После развода (без проведенного ранее венчания) необходимо предоставить свидетельство о расторжении брака.

На первую встречу со священнослужителем перед подготовкой к церемонии будущие супруги должны принести следующие документы:

  • паспорт;
  • свидетельство о крещении;
  • свидетельство о браке.

Последним документом, который выдается после завершения подготовки, является свидетельство о прохождении специальных курсов для новобрачных.

Церемония в костеле

Не существует строго регламентированного порядка обряда, единого для всех епархий. Он может отличаться в зависимости от местности и священника, который проводит венчание. Однако ряд характерных деталей все же существует.

Обряд проводит священнослужитель. В особенных случаях его может заменить благочестивый мирянин.

Обычно церемония венчания проводится в костеле. Как правило, невесту к алтарю подводит отец или другой мужчина, взявший на себя обязанность заботы о ней (дядя, старший брат). За ними идут маленькие девочки, которые разбрасывают цветочные лепестки из корзины. В это время жених со свидетелями и остальными гостями ожидает свою будущую супругу в храме.

Реже молодожены заходят в костел вместе, держась за руки. Невеста не обязана надевать свадебное платье, а жених – костюм. Требуется лишь соблюдение опрятности, соответствующей торжественности таинства. У алтаря нареченные стоят или сидят на специальных стульях с подушечками.

Католическая традиция предполагает обязательное участие свидетелей (до трех человек с каждой стороны). Свидетели могут принадлежать к любой христианской конфессии. Подружки невесты часто одеты в одинаковые платья. Особая роль отводится маленькой девочке из числа приглашенных, которую наряжают в свадебное платье. Она символизирует чистоту, непорочность и духовность будущего брачного союза.


Церемонии венчания предшествует литургия, после которой священник читает небольшие фрагменты из Библии и произносит проповедь, посвященную важности церковного брака, роли каждого из супругов в семье, необходимости внимательного воспитания детей.

Затем происходит беседа венчающихся со священнослужителем, во время которой он задает будущим супругам вопросы о наличии каких-либо препятствий для вступления в брак:

  • Пришли ли вы в храм добровольно, и является ли ваше желание вступить в законный брак искренним и свободным?
  • Готовы ли вы хранить верность друг другу в болезни и здравии, в счастье и в несчастии, до конца своей жизни?
  • Имеете ли вы намерение с любовью и благодарностью принимать детей, которых пошлет вам Бог, и воспитывать их согласно учению церкви?

Эти вопросы позволяют удостовериться в искреннем и свободном желании молодых, их христианском взгляде на таинство венчания и семейные узы.

Клятвы и обручение


Если молодые ответили на все вопросы утвердительно, священник просит Святого Духа снизойти на супругов. Они подают друг другу руки, которые священник связывает между собой ленточкой. Затем молодожены, стоя лицом к лицу, читают супружеские клятвы, дают обет верности. Сначала это совершает жених, следом за ним – невеста. Часто они дополняют их своими словами о любви, благодарности родным и близким.

После клятвы главный свидетель жениха подает ему обручальные кольца, жених надевает кольцо на безымянный палец невесте, а она – жениху. Священник произносит молитву «Отче наш», Заступническую молитву и благословляет новобрачных. Новоиспеченные супруги расписываются в учетной церковной книге.

Обручальные кольца не являются обязательным атрибутом венчания в католичестве. При их наличии священнослужитель проводит обряд освящения. Кольца – это дополнение к самой церемонии, которое символизируют верность молодоженов и получение ими благодати.

В большинстве католических стран: Франции, Словении, Хорватии, Чехии, Италии, Словакии, — кольцо традиционно принято носить на безымянном пальце левой руки. На правой руке обручальное кольцо носят в Польше, Австрии, Испании, Аргентине.

Все таинство венчания занимает по продолжительности около получаса.

Венчание — одно из самых красивых, важных и нежных таинств. Чтобы наглядно представить себе всю красоту католического обряда, посмотрите короткое видео:

Церемония венчания в жизни верующих католиков занимает особое место, ведь она проводится единственный раз в жизни. Знание всех принятых традиций позволяет провести это таинство в соответствии с церковным каноном и сделать его особенным. В католичестве также принято торжественно отмечать первую годовщину брака. Супруги принимают участие в литургии, совершают таинство евхаристии и заново произносят свои обеты.

Читайте так же:

  • Договор доставки товара из магазина Просрочен срок доставки товара из интернет-магазина, что можно сделать? Здравствуйте, делал заказ в интернет магазине 15.06.17 на тот момент по их условиям срок выполнения был 45 рабочих дней, через неделю магазин в одностороним порядке магазин изменил сроки доставки до 60 рабочих дней. […]
  • Летчики пенсия Куда вложить деньги, инвестиции, заработок денег, бизнес Пенсия летчикам гражданской авиации: сколько она составляет? Условия труда летчиков гражданской авиации приравнены к тяжелым. Это действительно так. Летчик подвергается излучениям радиации, преодолевает часовые пояса, испытывает […]
  • Как подать на развод в кургане Обращения граждан Вы имеете право обратиться в судебный участок с запросом (предложение, заявление, жалоба), который будет зарегистрирован и рассмотрен в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации. Архив обращений Обращения за 2015 год Обращения за 2014 […]
  • Госпошлина сумма на замену паспорта Сколько стоит замена паспорта? Паспорт – основной документ, удостоверяющий личность. По закону его обязательно нужно менять в 20 и 45 лет, а также при других обстоятельствах, например, при замужестве, утере, порче паспорта. Стоимость замены паспорта зависит от причины, из-за которой […]
  • Отзыв на исковое заявление в порядке ст 45 Отзыв на исковое заявление Способом защиты ответчика от предъявленных к нему требований в суде нередко выступает отзыв на исковое заявление. Причем обязанность предоставить отзыв может прямо предусматриваться законом. Например, в арбитражном процессе предоставление такого документа – не […]