Меню

Бюджетные полномочия российской федерации субъектов российской федерации муниципальных образований

Глава 2. Бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (ст.ст. 7-9)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ в главу 2 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

Глава 2. Бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

См. схему «Бюджетные полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Согласно БК РФ бюджетные полномочия — это установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса. Глава 2 БК РФ регламентирует бюджетные полномочия каждого уровня публичной власти — федерального, субъектов РФ, муниципальных образований.

К бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся:

  • • установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
  • • определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
  • • установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, осуществления контроля за их исполнением, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;
  • • составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, осуществление контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;
  • • установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ и иной бюджетной отчетности;
  • • определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований;
  • • определение порядка установления и исполнения расходных обязательств РФ. установление и исполнение расходных обязательств РФ;
  • • определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;
  • • определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
  • • определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов в бюджеты бюджетной системы РФ;
  • • установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы РФ;

определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;

определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета; предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга; осуществление государственных заимствований Российской Федерации, предоставление государственных гарантий Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом Российской Федерации и управление государственными активами Российской Федерации; установление основ бюджетной классификации РФ и общего порядка ее применения;

установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к федеральному бюджету и государственным внебюджетным фондам РФ; установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы РФ и казенных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов;

установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы РФ и казенных учреждений, установление оснований и порядка временного осуществления органами государственной власти РФ (органами государственной власти субъектов РФ) отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления); временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ; установление оснований для привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ; установление видов бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения, определение оснований и порядка применения бюджетных мер принуждения;

установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ;

• иные бюджетные полномочия, отнесенные БК РФ к бюджетным полномочиям Российской Федерации.

К бюджетным полномочиям субъектов РФ относятся:

  • • установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • • составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ;
  • • установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов РФ утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;
  • • установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ;
  • • определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ;
  • • установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты ог федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов РФ;
  • • установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;
  • • предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;
  • • установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
  • • осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта РФ, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и государственными активами субъекта РФ;
  • • установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджету субъекта РФ и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • • временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;
  • • в случае и порядке, предусмотренных БК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов РФ по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
  • • иные бюджетные полномочия, отнесенные БК РФ к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

К бюджетным полномочиям субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга помимо вышеперечисленных бюджетных полномочий относятся:

  • • определение законами указанных субъектов РФ источников доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Установленные БК РФ источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  • • установление нормативов отчислений доходов в бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с БК РФ и законодательством о налогах и сборах;
  • • определение объема и порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований, в том числе определение порядка образования в составе бюджетов субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований и порядка распределения средств указанных фондов;
  • • определение перечня и порядка исполнения расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных законами субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  • • определение порядка ведения реестра расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Читайте так же:  Договор о сотрудничестве образец 2019

К бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:

  • • установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
  • • составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
  • • установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
  • • определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
  • • осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;
  • • установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к местному бюджету;
  • • в случае и порядке, предусмотренных БК РФ и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
  • • иные бюджетные полномочия, отнесенные БК РФ к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

К бюджетным полномочиям муниципальных районов помимо полномочий, перечисленных выше, относятся:

  • • установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ нормативов отчислений доходов в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ, законодательством о налогах и сборах и (или) законами субъектов РФ в бюджеты муниципальных районов;
  • • установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных

трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;

  • • определение целей и порядка предоставления субсидий из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, представительный орган которых формируется в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ), на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
  • • составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

Органы местного самоуправления поселений наряду с полномочиями, перечисленными выше, в соответствии с БК РФ осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.

Разделение и законодательное закрепление бюджетных полномочий за каждым уровнем власти является неотъемлемым условием построения межбюджетных отношений в Российской Федерации в рамках бюджетного федерализма. Главная особенность состоит в том, что установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ. рамочного регулирования бюджетного процесса и межбюджетных отношений закреплено за феде-ральным уровнем, что отражает принцип единства бюджетной системы. В то же время государственные органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в соответствии с принципом самостоятельности наделены широкими, но законодательно ограниченными правами по осуществлению бюджетного процесса на своей территории. Важно, что регламентация бюджетных полномочий, включая формы, методы и методики, осуществляется в нормативных правовых актах соответствующего уровня (например, в БК РФ и федеральных законах для федерального уровня).

§ 21. Бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления

Значимость бюджетных полномочий определяется особенностью бюджетных отношений, поскольку именно полномочия (права и обязанности) являются регулятором процесса формирования, распределения и использования централизованных денежных фондов. Таким образом, бюджетные полномочия представляют собой установленные Бюджетным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по урегулированию бюджетных правоотношений.

Бюджетный кодекс Российской Федерации закрепляет полномочия публично-правовых образований в области регулирования бюджетных отношений. В соответствии со ст. 7 Бюджетного кодекса к бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся:

установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением, утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления отчета об исполнении кон-солидированного бюджета Российской Федерации;

составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, внешняя проверка, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на очередной финансовый год, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной бюджетной отчетности;

определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований;

определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

осуществление государственных заимствований Российской Федерации, предоставление государственных гарантий, бюджетных кредитов, управление государственным долгом Российской Федерации и государственными активами;

установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений;

иные бюджетные полномочия.

Бюджетные полномочия Российской Федерации и ее субъектов тесно взаимосвязаны, поскольку кроме самостоятельного предмета ведения они имеют и предметы совместного ведения в сфере бюджета. Совокупность бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации определяет их бюджетно-правовой статус. К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:

установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; 1. составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;

установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;

установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации;

установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации;

предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;

осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта Российской Федерации, управление государственным долгом субъекта Российской Федерации и иные бюджетные полномочия.

В состав бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга — помимо вышеперечисленных входят:

определение законами источников доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований;

установление нормативов отчислений доходов в бюджеты внутригородских муниципальных образований от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга — в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

определение объема и порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований, в том числе определение порядка образования в составе бюджетов региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований и порядка распределения средств указанных фондов;

определение перечня и порядка исполнения расходных обязательств внутригородских муниципальных образований, вытека ющих из полномочий по вопросам местного значения, установленных законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, — и некоторые другие полномочия.

Читайте так же:  Судебные приставы зеленодольск адрес

Муниципальные образования в лице органов местного самоуправления обладают строго определенными бюджетными полномочиями. С их помощью создается финансовая база, необходимая для решения социально-экономических задач и других вопросов местного уровня. Основы бюджетных прав муниципальных образований закреплены Конституцией Российской Федерации (ст. 8), Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправле-ния».

Муниципальные образования осуществляют следующие бюджетные полномочия.

установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

составление и рассмотрение проекта местного бюджета, ут-верждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

осуществление муниципальных заимствований и предоставление муниципальных гарантий, управление муниципальным долгом;

иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным кодексом и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

Отдельными бюджетными полномочиями наделяются муниципальные районы, поселения, а также их финансовые органы. При этом полномочия в сфере бюджета финансового органа поселения могут осуществляться финансовым органом муниципального района на основе соглашения, заключаемого между местной ад-министрацией поселения и местной администрацией муниципального района.

Конституцией Российской Федерации (ст. 133) гарантировано право как ее субъектов, так и местного самоуправления на судебную защиту, которая распространяется и на область бюджетных правоотношений. В случае нарушения вышестоящими органами власти бюджетных прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответствующие представительные (законодательные) органы вправе обратиться в арбитражный суд.

§ 21. Бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления

Особенностью этих полномочий является то, что бюд­
жетные права во многих случаях сочетаются с обязанностями, а
иногда одновременно и являются ими. Например, право на со­
ставление и рассмотрение, утверждение и исполнение проектов
бюджетов одновременно будет и обязанностью органов государ­
ственной власти (органов местного самоуправления). Однако в
законодательстве права и обязанности могут быть закреплены от­
дельно.
Значимость бюджетных полномочий определяется особенно­
стью бюджетных отношений, поскольку именно полномочия (пра­
ва и обязанности) являются регулятором процесса формирования,
распределения и использования централизованных денежных фондов.
Таким образом, бюджетные полномочия представляют собой ус­
тановленные Бюджетным кодексом и принятыми в соответствии
с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоот­
ношения, права и обязанности органов государственной власти,
органов местного самоуправления и иных участников бюджетно­
го процесса по урегулированию бюджетных правоотношений.
Бюджетный кодекс Российской Федерации закрепляет полно­
мочия публично-правовых образований в области регулирования
бюджетных отношений. В соответствии со ст. 7 Бюджетного кодек­
са к бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся:
1) установление общих принципов организации и функцио­
нирования бюджетной системы Российской Федерации, основ
бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
2) определение основ составления и рассмотрения проектов
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверж­
дения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполне­
нии и осуществления контроля за их исполнением;
3) установление порядка составления и рассмотрения проек­
тов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюд­
жетных фондов, утверждения и исполнения федерального бюд­
жета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуще­
ствления контроля за их исполнением, утверждения отчетов об
исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных
внебюджетных фондов, составления отчета об исполнении кон­
солидированного бюджета Российской Федерации;

4) составление и рассмотрение проектов федерального бюдже­
та и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержде­
ние и исполнение федерального бюджета и бюджетов государ­
ственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их
исполнением, внешняя проверка, рассмотрения и утверждения
отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов госу­
дарственных внебюджетных фондов, составление отчета об ис­
полнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
5) установление порядка составления и представления в феде­
ральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюд­
жетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на
очередной финансовый год, отчетов об исполнении консолиди­
рованных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной
бюджетной отчетности;
6) определение порядка установления расходных обязательств
публично-правовых образований;
7) определение порядка установления и исполнения расход­
ных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований;
8) определение основ формирования доходов и осуществления
расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
9) осуществление государственных заимствований Российской
Федерации, предоставление государственных гарантий, бюджет­
ных кредитов, управление государственным долгом Российской
Федерации и государственными активами;
10) установление единого порядка ведения бюджетного учета
и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации и бюджетных учреждений;
11) иные бюджетные полномочия.
Бюджетные полномочия Российской Федерации и ее субъек­
тов тесно взаимосвязаны, поскольку кроме самостоятельного пред­
мета ведения они имеют и предметы совместного ведения в сфере
бюджета. Совокупность бюджетных полномочий субъектов Россий­
ской Федерации определяет их бюджетно-правовой статус. К пол­
номочиям субъектов Российской Федерации относятся:
1) установление порядка составления и рассмотрения проектов
бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территори­
альных государственных внебюджетных фондов, утверждения и
исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов
территориальных государственных внебюджетных фондов, осуще­
ствления контроля за их исполнением и утверждения отчета об
исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов
территориальных государственных внебюджетных фондов;
2) составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта
Российской Федерации, бюджетов территориальных государствен­
ных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета

субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных го­
сударственных внебюджетных фондов, осуществление контроля
за их исполнением, составление и утверждение отчетов об испол­
нении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов тер­
риториальных государственных внебюджетных фондов, составле­
ние отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта
Российской Федерации;
3) установление порядка представления в исполнительные орга­
ны государственной власти субъектов Российской Федерации ут­
вержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных
бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной феде­
ральными органами государственной власти;
4) установление и исполнение расходных обязательств субъек­
та Российской Федерации;
5) установление нормативов отчислений доходов в местные
бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от нало­
гов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и
региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с
Бюджетным кодексом и законодательством о налогах и сборах в
бюджеты субъектов Российской Федерации;
6) предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета
субъекта Российской Федерации;
7) осуществление государственных заимствований и предо­
ставление государственных гарантий субъекта Российской Феде­
рации, управление государственным долгом субъекта Российской
Федерации и иные бюджетные полномочия.

В состав бюджетных полномочий субъектов Российской Федера­
ции — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петер­
бурга — помимо вышеперечисленных входят:
— определение законами источников доходов бюджетов внут­
ригородских муниципальных образований;
— установление нормативов отчислений доходов в бюджеты
внутригородских муниципальных образований от федеральных,
региональных и местных налогов и сборов, подлежащих зачисле­
нию в бюджеты субъектов Российской Федерации — городов фе­
дерального значения Москвы и Санкт-Петербурга — в соответ­
ствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законо­
дательством о налогах и сборах;
— определение объема и порядка предоставления межбюджет­
ных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных об­
разований, в том числе определение порядка образования в со­
ставе бюджетов региональных фондов финансовой поддержки
муниципальных образований и порядка распределения средств
указанных фондов;
— определение перечня и порядка исполнения расходных обя­
зательств внутригородских муниципальных образований, вытека-
65
3 Мальцев

ющих из полномочий по вопросам местного значения, установ­
ленных законами субъектов Российской Федерации — городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, — и неко­
торые другие полномочия.
Муниципальные образования в лице органов местного само­
управления обладают строго определенными бюджетными пол­
номочиями. С их помощью создается финансовая база, необходи­
мая для решения социально-экономических задач и других вопро­
сов местного уровня. Основы бюджетных прав муниципальных
образований закреплены Конституцией Российской Федерации
(ст. 8), Бюджетным кодексом Российской Федерации и Феде­
ральным законом «О финансовых основах местного самоуправле­
ния».
Муниципальные образования осуществляют следующие бюджет­
ные полномочия:
1) установление порядка составления и рассмотрения проекта
местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюдже­
та, осуществления контроля за его исполнением и утверждения
отчета об исполнении местного бюджета;
2) составление и рассмотрение проекта местного бюджета, ут­
верждение и исполнение местного бюджета, осуществление кон­
троля за его исполнением, составление и утверждение отчета об
исполнении местного бюджета;
3) установление и исполнение расходных обязательств муни­
ципального образования;
4) определение порядка предоставления межбюджетных транс­
фертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных
трансфертов из местных бюджетов;
5) осуществление муниципальных заимствований и предо­
ставление муниципальных гарантий, управление муниципальным
долгом;
6) иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным ко­
дексом и иными федеральными законами к бюджетным полно­
мочиям органов местного самоуправления.
Отдельными бюджетными полномочиями наделяются муници­
пальные районы, поселения, а также их финансовые органы. При
этом полномочия в сфере бюджета финансового органа поселе­
ния могут осуществляться финансовым органом муниципального
района на основе соглашения, заключаемого между местной ад­
министрацией поселения и местной администрацией муниципаль­
ного района.
Конституцией Российской Федерации (ст. 133) гарантирова­
но право как ее субъектов, так и местного самоуправления на
судебную защиту, которая распространяется и на область бюд­
жетных правоотношений. В случае нарушения вышестоящими
органами власти бюджетных прав субъектов Российской Феде-

Читайте так же:  Штраф за парковку на зелёной зоне

рации и муниципальных образований соответствующие предста­
вительные (законодательные) органы вправе обратиться в ар­
битражный суд.

Бюджетные полномочия российской федерации субъектов российской федерации муниципальных образований

Бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти изложены в ст. 7 БК РФ.

Бюджетные полномочия РФ можно разделить на две группы:

1) полномочия, связанные с определением общих принципов и основ организации и функционирования бюджетной системы на всех ее уровнях;

2) полномочия, относящиеся непосредственно к федеральному уровню власти.

К первой группе полномочий относятся, в частности:

1) установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

2) определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

3) установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти бюджетной отчетности;

4) установление порядка разграничения расходных обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

5) определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;

6) определение порядка установления нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы РФ;

7) определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;

8) установление порядка осуществления заимствований РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, управления долгом РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного долга РФ; 9) установление бюджетной классификации РФ и общего порядка ее применения.

Ко второй группе полномочий относятся:

1) установление порядка:

а) составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

б) утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

в) осуществления контроля за их исполнением;

г) утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

д) составления отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;

2) определение порядка установления и исполнения расходных обязательств РФ;

3) установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы РФ;

4) предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

5) осуществление государственных заимствований РФ и предоставление кредитов иностранным государствам, управление государственным долгом РФ и др.

Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации

Характер бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ определяется федеративным устройством России. Основные бюджетные полномочия субъектов РФ определены в ст. 8 БК РФ, детально они регламентируются нормативными правовыми актами соответствующих субъектов РФ.

Полномочия субъектов РФ в области регулирования бюджетных отношений состоят из двух групп:

1) полномочия, которые касаются всей бюджетной системы субъекта РФ, включающей в себя собственно бюджет этого субъекта и местные бюджеты;

2) полномочия, которые относятся исключительно к бюджету субъекта РФ непосредственно.

К первой группе можно отнести следующие полномочия:

1) установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов РФ утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности;

2) определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ;

3) установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;

4) установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

5) установление нормативов отчислений в местные

бюджеты от федеральных или региональных налогов и сборов; 6) временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления.

Ко второй группе можно отнести следующие полномочия:

1) установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта РФ, утверждения и исполнения бюджета субъекта РФ, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении;

2) установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ;

3) предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ; детализация объектов бюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджету соответствующего субъекта РФ;

4) осуществление государственных заимствований субъекта РФ, управление государственным долгом субъекта РФ.

Несколько расширены бюджетные полномочия городов федерального значения – Москвы и Санкт—Петербурга. Помимо перечисленных, органы государственной власти указанных субъектов РФ вправе: определять источники доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований; устанавливать нормативы отчислений в бюджеты внутригородских муниципальных образований от федеральных, региональных или местных налогов и сборов; определять объем и порядок предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований и т. п.

Бюджетные полномочия муниципальных образований

Особенности бюджетных полномочий местных органов власти определяются системой местного самоуправления. Общие полномочия органов местного самоуправления в области бюджетных правоотношений установлены ст. 9 БК РФ, которые детально регламентируются законами соответствующего субъекта РФ, а также нормативными правовыми актами самих муниципальных образований.

К полномочиям органов местного самоуправления относятся:

1) установление порядка:

а) составления и рассмотрения проекта местного бюджета;

б) утверждения и исполнения местного бюджета;

в) осуществления контроля за исполнением местного бюджета и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

2) составление и рассмотрение проекта местного бюджета;

3) утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

4) определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

5) осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом; детализация объектов бюджетной классификации РФ в части, относящейся к соответствующему местному бюджету.

Учитывая двухуровневую структуру органов местного самоуправления в РФ, органам местного самоуправления муниципальных районовнаряду с указанными выше полномочиями предоставлены также полномочияпо:

1) установлению в соответствии с законодательством нормативов отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов;

2) установлению порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;

3) предоставлению межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;

4) определению целей и порядка предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

5) составлению отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

В то же время органы местного самоуправления поселений, помимо бюджетных полномочий, отнесенных к компетенции муниципальных органов, осуществляют бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.

Читайте так же:

  • Го и чс приказ мчс Приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ от […]
  • Образцы апелляционных жалоб по удо Апелляционная жалоба на отказ в УДО Образец апелляционной жалобы на отказ в условно-досрочном освобождении. В Судебную коллегию по уголовным делам Кировского областного суда (через Омутнинский районный суд Кировской области 612740, Кировская обл., г. Омутнинск, ул. Коковихина, д. […]
  • Приказ 590 мвд Приказ МВД РФ от 18 июня 2012 г. N 589 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за частной детективной (сыскной) и охранной деятельностью в Российской Федерации" (с изменениями и […]
  • Нотариус чебоксары на букву ф Нотариусы Чебоксары +7 (499) 703-35-33 доб. 792 – Москва и МО Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Абубикерова Равиля Равильевна Город: Чебоксары Округ: Район: […]
  • Гражданский кодекс ст 139 Гражданский Кодекс Республики БеларусьСтатья 139. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности В случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом и иным законодательством, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на […]