Меню

Институт общественный договор

Институт национальных проектов создан в 2000 году и первые двенадцать лет работал под брендом «Институт национального проекта “Общественный договор”».

С момента своего учреждения ИНП действовал как think and act tank, нацеленный на развитие отношений между обществом, бизнесом и властью в сторону их большей прозрачности, взаимной выгоды и продуктивности. Миссия Института заключалась не только в изучении определенных вопросов и предложении изменений («think»), но и в попытках их внедрения («act») в сотрудничестве с органами власти, бизнесом и организациями гражданского общества.

Именно «имплементационная» установка, направленная на развитие взаимодействия между общественными субъектами, снятие излишних преград в их каждодневной деятельности подвигла Институт активно заниматься работами, связанными с дебюрократизацией экономики, административной реформой, мониторингом качества оказания услуг органами государственной власти и управления, оценкой регулирующего воздействия.

Начиная с середины 2000-х годов, ориентируясь на актуальные социально-экономические процессы, ИНП стал проводить более глубокие исследования ключевых элементов общественного договора. Трактовка социального контракта того времени – «налоги в обмен на порядок» – стала основанием для проведения исследований в области налогообложения, производства таких общественных благ, как правосудие и безопасность, для изучения проблематики легитимизации отношений собственности и соответствующего снижения трансакционных издержек в экономике.

На рубеже нулевых и десятых годов Институт вплотную подошел к анализу глубинных оснований, лежащих в основе социальных взаимодействий самых разных субъектов общественного договора. Начиная с 2011 года, ИНП сфокусировался на социокультурных факторах экономического развития, их роли в процессе перехода национальных социально-экономических систем с инерционной на модернизационную траекторию, на анализе опыта модернизации в разных странах.

Новое название – Институт национальных проектов – закрепляет и акцентирует состоявшуюся смену вектора научно-исследовательской и консультационной деятельности Института, но одновременно демонстрирует приверженность первоначальным устремлениям по содействию сбалансированному и поступательному социально-экономическому развитию нашей страны.

Научно-исследовательский и консалтинговый центр,

специализирующийся на вопросах социально-экономического развития и организационного проектирования, активно разрабатывающий и применяющий в своих проектах институциональные и социокультурные подходы

Доклад подговлен ИНП, ЛИСОМО РЭШ, PwC для ЦСР

Доклад посвящен изучению влияния социокультурных факторов на проведение преобразований в стране

Под общей редакцией А.А.Аузана, К.Н.Келимбетова

В учебном пособии разбираются вопросы о методах, целях и приоритетах государственного регулирования в развитых и трансформационных экономиках.

Позитивная реинтеграция: Новый подход к государственному управлению в постсоветских экономиках. Под общ. ред. Аузана А.А., Келимбетова К.Н. – М.: Альпина Паблишер, 2016. — 392 с.

Никишина Е.Н.

В статье анализируется воздействие отдельных социокультурных характеристик на структуру и уровень трансакционных издержек.

Никишина Е.Н. Воздействие социокультурных факторов на трансакционные издержки и конкурентные преимущества общества // Журнал экономическая политика. – 2016. – №1. – C. 105-120.

ОБЩЕ́СТВЕННЫЙ ДОГОВО́Р

  • В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 563

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ОБЩЕ́СТВЕННЫЙ ДОГОВО́Р, по­ня­тие со­ци­аль­ной фи­ло­со­фии, свя­зан­ное с кон­цеп­ци­ей про­ис­хо­ж­де­ния го­су­дар­ст­ва как ре­зуль­та­та сво­бод­но­го со­гла­ше­ния ме­ж­ду людь­ми. Со­глас­но этой кон­цеп­ции, лю­ди, на­хо­дя­щие­ся в ес­те­ст­вен­ном со­стоя­нии , по об­ще­му со­гла­сию соз­да­ют та­кой ин­сти­тут, ко­то­рый си­лой за­ко­на на­дёж­но за­щи­ща­ет дан­ные им от ро­ж­де­ния ес­те­ств. пра­ва, по­ло­жив на­ча­ло их соб­ст­вен­но гражд. жиз­ни.

    Общественный договор как основа политической концепции Дж.Локка

    Дата публикации: 07.12.2015 2015-12-07

    Статья просмотрена: 210 раз

    Библиографическое описание:

    Мельниченко А. А. Общественный договор как основа политической концепции Дж.Локка // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1182-1184. — URL https://moluch.ru/archive/104/22342/ (дата обращения: 22.02.2019).

    Помимо теоретико-метологических исследований, Дж. Локк известен также как автор общественно-политической концепции. Особенно ярко она выражается в работе “Два трактата о правлении” (1679–1681 гг.), где Локк ставит перед собой две цели:

    1. опровергнуть учение о божественном и абсолютном праве монарха (концепция Р.Филмера) и создать теорию, которая сможет примирить свободу гражданина с политической властью;
    2. обосновать государственный строй, который соответствует человеческой природе.

    В этой работе сосредоточенно внимание на теории абсолютизма феодального правления, исходящей из некоторых аспектов теории Т.Гоббса. Как и у Гоббса, ключевым понятием теории гражданского общества есть понятие природного права, в основе которого заложен природный закон. Государство Локк рассматривает как результат договора между людьми. Договор выступает единственным законным источником и основой политической власти: «Поскольку люди, по природе свободны, равны и независимы, то никто не может быть выведен из этого состояния и подчинен политической власти другого без своего собственного согласия. Единственный путь, посредством которого любой отказывается от своей естественной свободы и надевает на себя узы гражданского общества, — это соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, благополучно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо, кто не является членом общества » [1].

    Читайте так же:  Образец приказ на ответственного за газовое хозяйство

    По мнению Локка элементы социального договора являются началом для обозначения этики, морали и пути к счастью. Реализация общественного договора, в гражданском обществе предполагает природную равность людей общества. Локк говорит, что человеческий разум требует согласовывать свои интересы с интересами других людей. Но, недостатком естественного состояния является то, что отсутствует механизм, который бы обеспечил справедливое использование человеком своих естественных прав. Именно для создания такого механизма благоустройства жизни, надежного обеспечения свободы и собственности, — люди заключают социальный договор. То есть, создание государства — это, по мнению мыслителя, скорее акт разума, чем проявление крайней необходимости. Объединившись в политическое сообщество, люди отказываются от принадлежащего им ранее права самостоятельно обеспечивать выполнение законов природы в пользу государства, но они ни в коей мере не отказываются от своих естественных прав. Поэтому цель государства — общее благо. Политическая общность создается для того, чтобы лучше гарантировать свободу и возможность пользоваться своими естественными правами.

    Поскольку общественный договор заключается ради лучшего обеспечения естественных прав, он наделяет власть четко определенными правами и обязанностями, которые она не должна превышать. Власть не может покушаться на неотчуждаемые права граждан. Среди которых одним из главных является право собственности, и любое посягательство (лишение части собственности, увеличение налогов) является проявлением деспотизма. Так же, неотъемлемым правом человека Локк считал свободу мысли, поскольку в сфере суждений каждый имеет абсолютную власть для себя.

    Именно для предотвращения превышения государственной властью своих полномочий Локк разработал особый конституционный механизм. Важным компонентом в нем является принцип разделения властей и законность. Чтобы не допустить концентрации власти и злоупотребления ею, Локк предлагает не объединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателя им же созданным законам, осуществляемым исполнительной властью: сам законодатель при создании закона не должен нарушать естественных законов. Это один из важнейших принципов Локка, и он оказал большое влияние на дальнейшую политическую и правовую мысль, стал одним из главных принципов правового государства.

    Реализация главной цели политического сообщества, обеспечение свободы и соблюдения законности, по мнению Локка, требуют разграничения властных полномочий государства и разделения их между различными государственными органами. Локк относится к власти как к сложному механизму. Он различает: законодательную власть, которая должна принадлежать только общенациональном представительному органу — парламенту (он периодически собирается для принятия законов, но не вмешивается в их выполнение); исполнительную власть, которая должна принадлежать королю (который руководит воплощением законов в жизнь, назначает министров, судей и других должностных лиц); союзная или федеральная — это власть, ведающая вопросами войны, мира и отношений с другими государствами, осуществляют ее король и кабинет министров.

    Важной гарантией обеспечения прав человека, чтобы не допустить злоупотребления со стороны власти, является расторжение народом договора с правительством. Сохранение такого средства, как чрезвычайной меры контроля над правительством со стороны народа, объясняется тем, что, вручая высокую, т. е. законодательную, власть, народ не лишается суверенитета. Народ может отстранять или изменять состав законодательного органа если законодательная власть действует вопреки делигированному ей доверию. Отсюда — право народа на восстание для восстановления нарушенной правительством свободы (восстание не может быть делом меньшинства). Признание этого права является дополнительной гарантией сохранения гражданского общества. Локк верил в здравый смысл суверенного народа и объявлял его единственным судьей в вопросе о том, действует ли власть в соответствии с выявленным ей доверием.

    Итак, Локк сформировал политические принципы, которые легли в основу всех демократических правовых государств мира. Его можно считать основоположником либерализма и современного конституционализма, ведь радикальные теории естественного права повлияли на идеологию американской и французской революций.

    1. Д. Локк. Сочинения: В 3 т. — Т. 3. — М.: Мысль, 1988. С.143

    Общественный договор

    Договор общественный

    ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ. Основной регулятор общественной жизни, придающий легитимность связям и социальным институтам внутри гражданского общества, а также его отношениям с политическим государством. Договор общественный предполагает соглашение двух или более сторон, определяющее обмен правами и обязанностями, порядок их изменения и прекращения. Концепция договора общественного возникла в Новое время с развитием юридического мировоззрения в качестве идеи, объясняющей происхождение и сущность общества и государства. Как считали Т. Гоббс, Д. Локк, Б. Спиноза, Ж.Ж.

    Читайте так же:  Как уменьшить налог ип с работниками

    Общественный договор (СИЭ, 1967)

    ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР — философская и юридическая теория, согласно которой государство возникает путем заключения договора между людьми. Впервые мысли подобного рода были высказаны еще в древности Эпикуром и Лукрецием Каром. В 17-18 века теория общественного договора разрабатывалась в трудах философов и просветителей, сторонников естественно-правового учения (Г. Гроций, Б. Спиноза (Голландия), Дж. Локк, Т. Гоббс (Англия), П. Гассенди, Ж. Ж. Руссо (Франция) и др.).

    Договор общественный (НФЭ, 2010)

    ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ — понятие социальной и политической философии, связанное с теорией установления и сущности государства как результата соглашения между людьми. По этой теории, люди, находясь в естественном состоянии, по свободному соглашению создают такой институт, который силой закона надежно обеспечивает их естественные, данные им от рождения права и кладет начало их собственно гражданской жизни. В европейской философии идея договорного установления государства была высказана еще древнегреческим и софистам и, позже она встречается у Эпикура и Лукреция.

    Общественного договора теория (Грицанов, 1998)

    ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА теория — социально-философская концепция, трактующая гражданское общество (в противоположность естественно-природному состоянию человека) как результат сознательного акта конвенции относительно таких социальных феноменов, как закон (и право в целом) и государство (властные отношения в целом). Теория О.Д. — в различных своих модификациях — неизменно опирается на ряд универсальных основоположений: 1) идею естественного права (как права, основанного на имманентной природе человека), глубоко уходящую корнями в европейскую традицию (Аристотель, стоики, Цицерон); 2) идею государства как гаранта естественного права (не гарантированного в исходно-природном состоянии человека).

    Общественный договор (Кириленко, Шевцов, 2010)

    ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР — социально-философская теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результата соглашения между людьми. К необходимости подобного соглашения люди пришли, осознав невозможность обеспечить свои естественные права и безопасность вне государства. Представления о договорных отношениях, лежащих в основе совместной жизни, содержатся уже в воззрениях народов Древней Индии, Китая, Японии, Греции.

    Общественный договор (Лопухов, 2013)

    «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР» (ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА) — философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государства в его идеализированном виде не чем иным, как соглашением между людьми, вынужденными перейти от естественного состояния (состояния полного обладания естественными правами), не обеспеченного нормами и защитой, к гражданскому, ограничивающему естественные права людей. При этом возникает государство, которому делегируется часть прав населения в обмен на его обязательства защищать земное благополучие и безопасность граждан.

    Общественного договора теория (Подопригора, 2013)

    ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА ТЕОРИЯ — социально-философская концепция, трактующая гражданское общество (в противоположность естественно-природному состоянию человека) как результат сознательного акта конвенции относительно таких социальных феноменов, как закон (и право в целом) и государство (властные отношения в целом). Теория Общественного договора — в различных своих модификациях — неизменно общественные интересы опирается на ряд универсальных основоположений: 1) идею естественного права (как права, основанного на имманентной природе человека).

    Общественный договор (Кузнецов, 2007)

    ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР — понятие, используемое в ряде социальных и нравственных теорий для объяснения возникновения государства, права, морали. Большинство теорий О.д. предполагает, что в древности существовало «естественное состояние», в котором люди не знали нравственных и правовых ограничений. Это порождало множество конфликтных ситуаций, в результате чего люди пришли к необходимости заключения договора. Идеи О.д. были высказаны еще в древности софистами, Эпикуром, Цицероном, но в классическом виде эта теория была сформирована в XVII— XVIII вв. Она представляла попытку светского обоснования государства, права и морали в противовес идее божественного их происхождения. Один из классических основателей теории О.д. Т. Гоббс полагал, что в естественном состоянии имела место война всех против всех. Чтобы преодолеть опасность полного взаимоуничтожения люди и пришли к договору. В других теориях, например, у Ж.-Ж. Руссо естественное состояние оценивается не столь драматично и даже противопоставляется государственному как этап более спокойного и нравственного существования. Но договор становится необходим после того, как возникает частная собственность и связанное с ней разделение на богатых и бедных. Оба класса нуждаются друг в друге.

    Институт общественный договор

    ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ

    ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ – понятие социальной и политической философии, связанное с теорией установления и сущности государства как результата соглашения между людьми. По этой теории, люди, находясь в естественном состоянии, по свободному соглашению создают такой институт, который силой закона надежно обеспечивает их естественные, данные им от рождения права и кладет начало их собственно гражданской жизни. В европейской философии идея договорного установления государства была высказана еще древнегреческими софистами, позже она встречается у Эпикура и Лукреция. Из средневековых христианских философов идею общественного договора применительно к светскому государству принимал Фома Аквинский, подчеркивая тем самым временную и условную природу этого института в противоположность вечному граду Божию – церкви, имеющей божественное происхождение. Однако свое полное развитие концепция общественного договора получила у мыслителей Нового времени – Т.Гоббса, С.Пуфендорфа, О.Сиднея, Дж.Локка, Ж.-Ж.Руссо. При этом различные теоретики общественного договора по-разному трактовали естественное состояние, объем отчуждаемых государству прав, народный суверенитет. Так, напр., Гоббс, понимая естественное состояние как «войну всех против всех», а природу человека как крайне эгоистическую, связывал с общественным договором установление такого государства, которое в первую очередь обеспечивает в обществе мир и безопасность его членов. Ради этого, из страха и опасения за свою жизнь, люди передают государству свои естественные права и ограничивают свою свободу. Государство наделяется поистине неограниченной, абсолютной властью. В отличие от этой абсолютистской точки зрения Локк развивал либеральную концепцию общественного договора. Объединяясь в государство, люди передают ему только небольшую часть прав ради защиты своих основных естественных прав: на личную свободу, на свободу слова и веры, на собственность. Эти права неотчуждаемы, и власть призвана их защищать. Если она не выполняет этой своей основной задачи и нарушает договор, народ имеет право не поддерживать такую власть и установить новое правительство. Локковская концепция общественного договора, в отличие от гоббсовской, включала идею народного суверенитета, по которой источником всякой власти является народ.

    Читайте так же:  Требования к офицеру запаса

    Создавая учение об общественном договоре, его авторы постоянно имели в виду реальные исторические обстоятельства. Для Гоббса – это гражданская война в Англии, для Локка – это стоявшая на повестке дня английской истории потребность конституционного ограничения монархии. Однако обращались они не к исторической, а к нормативной, философской аргументации. Их интересовали не изображение действительных исторических событий и не то, как реально в истории возникали государства, а анализ тех условий, при которых такое возникновение может считаться правомерным; не историческая картина, а рациональная конструктивная модель. Вместе с тем влияние учения об общественном договоре на реальные исторические процессы трудно переоценить.

    Теория общественного договора и тесно связанная с ней идея народного суверенитета сыграли значительную роль в социально-политическом развитии Европы и Америки. Возникнув как альтернатива распространенным в феодальном обществе представлениям о божественном происхождении власти, теория общественного договора послужила оправданием низвержения в Англии и Франции абсолютных монархий, а в Северной Америке – установления конституционного республиканского строя. Ее далеко идущим следствием стала распространенная во всех современных демократических странах периодическая выборность властей путем всенародного голосования, что означает в сущности заключение всякий раз общественного соглашения.

    Читайте так же:

    • Что такое адвалорная пошлина АДВАЛОРНАЯ ПОШЛИНА (AD VALOREM). Лат. `от стоимости`. Этот термин используется применительно к таможенным пошлинам на импорт. Существуют две базы взимания таможенных пошлин: одна - на основе количества или веса; вторая - по заявленной стоимости. Первая называется специфической пошлиной, […]
    • Нотариус на бабушкинской хохлов Нотариус на бабушкинской хохлов Метро: Бабушкинская, 400 м. При обращении в компанию « НОТАРИУС ХОХЛОВ И.А. », пожалуйста, скажите, что нашли информацию на сайте Желтые Страницы YP.RU (УайПи.ру) Все компании по адресу: Желтые Страницы рекомендуют Похожие компании Другие компании из […]
    • Форма р15001 пакет документов Как правильно заполнить формы для ликвидации ООО онлайн? Ликвидация ООО – процесс сложный и хлопотный. Для того чтобы прекратить предпринимательскую деятельность нужно совершить ряд действий и собрать большое количество документов. Все это занимает время и силы (по закону ликвидация […]
    • Иркутск арбитражный суд адрес АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ При обращении в компанию « АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ », пожалуйста, скажите, что нашли информацию на сайте Желтые Страницы YP.RU (УайПи.ру) Все компании по адресу: Желтые Страницы рекомендуют Похожие компании Другие компании из раздела Суды в […]
    • Сценка молодой пенсионер Проводы на пенсию. Посвящение в пенсионеры "… Сценарий проводы на пенсию. Посвящение в пенсионеры "Пенсионный фартук" ПЛАКАТЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ЗАЛА "Бюро выдачи юных пенсионеров работает с 8-00 до 20-00 без выходных. перерыв с 14-00 до15-00.""С юной пенсионеркой и в шалаше - рай!""Пенсия […]