Меню

Гражданское право договор аренды транспортного средства с экипажем

Гражданское право договор аренды транспортного средства с экипажем

37. ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

ГК РФ регулирует только два вида договора аренды транспортных средств:

а) аренду транспортных средств с экипажем;

б) аренду транспортных средств без экипажа;

• понятия этих видов договоров даны в ст. 632 (договор этот называется фрахтованием на время) и в ст. 642 ГК;

• предметом договора аренды транспортных средств являются только транспортные средства – устройства, предназначенные для перевозки грузов, пассажиров и багажа. А предмет договора аренды транспортных средств с экипажем состоит из двух элементов: а) транспортного средства; б) оказания услуг экипажем;

• различие в правовом регулировании двух видов договоров, указанных выше, состоит в том, что в первом случае обязанности по управлению технической эксплуатацией транспорта сохраняются за арендодателем (ст. 635 ГК), а во втором – они переходят на арендатора (ст. 645 ГК);

• договоры аренды транспортных средств регулируются не только ГК РФ, но и еще транспортными уставами и кодексами (ст. 641, 649 ГК);

• экипаж транспортного средства, переданного в аренду, оказывается в двойном подчинении: арендатора и арендодателя;

• плата, вносимая арендатором, называется фрахтом;

• предельные сроки этого вида договора законом не установлены;

• арендатор вправе без согласия арендодателя заключать сделки, связанные с эксплуатацией арендованного транспортного средства;

• правила ответственности за причинение вреда арендованным транспортным средствам сформулированы законодателем с учетом того, что последнее является источником повышенной опасности;

• ответственность при нанесении вреда третьему лицу арендованным транспортным средством при аренде его без экипажа несет арендатор, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (ст. 648 ГК), а при аренде его с экипажем – арендодатель (ст. 1079 и 640 ГК);

• ответственность по договору тайм-чартер необычна: в случае гибели арендованного транспортного средства арендатор обязан возместить арендодателю причиненные убытки, если последний не докажет, что вред произошел по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором (ст. 639 ГК);

• ответственность сторон за ненадлежащее исполнение договора наступает и при отсутствии вины, поскольку стороны являются предпринимателями (п. 3 ст. 401 ГК).

Договор аренды транспортных средств

  • Свобода договора
  • Договор и порядок его заключения

Договор аренды транспортных средств

ГК РФ регулирует только два вида договора аренды транспортных средств:

  • аренду транспортных средств с экипажем;
  • аренду транспортных средств без экипажа.

Понятия этих видов договоров даны в ст. 632 ГК РФ (договор этот называется фрахтованием на время) и ст. 642 ГК РФ.

Объектами в договоре аренды транспортных средств являются только транспортные средства — устройства, предназначенные для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

В договоре аренды транспортных средств с экипажем объединены два вида обязательств: непосредственно связанные с предоставлением транспортного средства в аренду (объектом является транспортное средство) и связанные с оказанием услуг экипажем.

Различие в правовом регулировании данных двух видов договоров состоит в том, что в первом случае обязанности по технической эксплуатации транспорта сохраняются за арендодателем (ст. 635 ГК РФ), а во втором — они переходят к арендатору (ст. 645 ГК РФ).

Форма договора — письменная, независимо от срока его действия.

Договоры аренды транспортных средств регулируются не только ГК РФ, но и транспортными уставами и кодексами (ст. 641, 649 ГК РФ).

Экипаж транспортного средства, переданного в аренду, оказывается в двойном подчинении: арендатора и арендодателя.

Плата, вносимая арендатором, называется фрахтом.

Предельные сроки этого вида договора законом не установлены.

Арендатор вправе без согласия арендодателя заключать сделки, связанные с эксплуатацией арендованного транспортного средства.

Ответственность при нанесении вреда третьему лицу арендованным транспортным средством при аренде его без экипажа несет арендатор, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (ст. 648 ГК РФ), а при аренде его с экипажем — арендодатель (ст. 640 и 1079 ГК РФ).

Особенности договора аренды транспортных средств

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство во временное владение и пользование с оказанием услуг по управлению им и его технической эксплуатации или без оказания таких услуг.

По мнению В. В. Витрянского, договор аренды транспортного средства (фрахтования на время) с экипажем и без экипажа имеет ряд квалифицирующих признаков, относящихся к его предмету, что позволило выделить его в отдельный вид договора аренды.

Во-первых, по договору аренды транспортного средства передается не просто транспортное средство, а такое транспортное средство, которое требует управления им и обеспечения его технической эксплуатации, причем и управление и эксплуатация должны носить квалифицированный характер (профессионально подготовленный экипаж). Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать определенным обязательным для сторон требованиям, а при их отсутствии — требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида и условиям договора (п. 2 ст. 635 ГК РФ).

Во-вторых, это целевой характер использования транспортного средства, которое может эксплуатироваться лишь с определенной целью: для перевозки груза, пассажиров, почты или багажа.

В-третьих, в отношениях с третьими лицами арендатор транспортного средства выступает соответственно в качестве перевозчика грузов, пассажиров, почты или багажа, либо в качестве арендодателя транспортного средства (соглашение о субаренде), либо владельцем транспортного средства, так как транспортное средство является источником повышенной опасности.

Необходимо разграничивать договор аренды транспортного средства с договором фрахтования (чартера).

Во-первых, договор фрахтования (чартер) (ст. 787 ГК РФ) — это договор перевозки, и соответственно его предметом являются услуги но доставке грузов, пассажиров, почты и багажа в пункт назначения. Предметом договора аренды транспортного средства (фрахтования на время) является предоставление транспортного средства во временное владение и пользование.

Во-вторых, по договору фрахтования (чартера) транспортное средство не передается фрахтователю, ему предоставляется вместимость транспортного средства.

В-третьих, по договору фрахтования (чартера) транспортного средства в отличие от договора аренды (фрахтования на время) фрахтовщик не оказывает фрахтователю услуг по управлению транспортным средством и технической эксплуатации, эти действия составляют существо обязательства по перевозке груза, пассажира и багажа в пункт назначения.

Действующий ГК РФ выделяет две разновидности договора аренды транспортных средств: аренда транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ) и аренда транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ).

Общие положения об аренде применяются к отношениям, регулируемым данными договорами в той мере, в какой это установлено нормами § 3 гл. 34 ГК РФ. Наряду с ними применяются нормы, закрепленные в транспортных уставах и кодексах. В действующем транспортном законодательстве лишь КТМ РФ содержит главы, посвященные аренде морских судов. В частности, в гл. 10 фрахтованием судна на время (тайм-чартер), гл. II регламентируются отношения, связанные с договором фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер).

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (п. 1 ст. 632 ГК РФ).

Условия договора аренды транспортных средств

Данный договор является реальным, возмездным и консенсуальным (ст. 198 КТМ РФ).

Договор заключается в письменной форме независимо от его срока. Правила о регистрации договоров аренды к данному договору не применяются.

Срок в договоре аренды с экипажем регламентируется общими положениями об аренде, за исключением преимущественного права на заключение договора на новый срок и возобновления договора на неопределенный срок (ст. 621 ГК РФ). В договоре тайм-чартера согласно ст. 200 КТМ РФ наряду со сторонами, характеристикой судна, районом плавания, целью фрахтования, временем, местом передачи и возврата судна, ставке фрахта должен быть обязательно указан срок действия.

Содержание договора аренды

Содержание договора аренды транспортного средства с экипажем в основном составляют обязанности арендодателя.

  • в течение всего срока действия договора поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая проведение текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей;
  • предоставлять арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства. Эти услуги должны обеспечить нормальную и безопасную эксплуатацию транспортного средства в соответствии с целями договора. Члены экипажа являются работниками арендодателя. Они подчиняются его распоряжениям, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства;
  • нести расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание, если договором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 635 ГК РФ);
  • застраховать транспортное средство и (или) ответственность за ущерб, который может быть причинен транспортным средством в связи с его эксплуатацией, если такое страхование является обязательным в силу закона или договора.
  • нести расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией транспортного средства (оплата горюче-смазочных материалов, сборов и т. Д.);
  • возместить арендодателю убытки в связи с гибелью или повреждением арендованного транспортного средства, если будет доказано, что это произошло вследствие обстоятельств, за которые арендатор несет ответственность в соответствии с законом или договором аренды (ст. 639 ГК РФ).
  • сдавать транспортное средство в субаренду без согласия арендодателя, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 638);
  • при осуществлении коммерческой эксплуатации транспортного средства без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, которые указаны в договоре аренды, а если такие цели не установлены, то назначению транспортного средства (п. 2 ст. 638).

В договоре аренды транспортного средства с экипажем вред возмещает арендодатель по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК РФ, при этом у него имеется право предъявить к арендатору регрессное требование, если будет доказано, что вред возник по его вине.

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ).

Данный договор является реальным, а договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) — консенсуальным (ст. 211 КТМ РФ).

В отличие от договора аренды транспортного средства с экипажем рассматриваемый договор направлен на получение во владение и пользование транспортного средства с возможностью самостоятельно осуществлять его техническую и коммерческую эксплуатацию.

В данном договоре основная часть обязанностей возложена на арендатора. Он должен:

  • получив от арендодателя транспортное средство, в течение всего срока договора поддерживать имущество в исправном состоянии, осуществлять его текущий и капитальный ремонт (ст. 644 ГК РФ);
  • своими силами осуществлять управление арендованным транспортным средством, его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую. Для этого он может нанять экипаж или управлять им сам;
  • нести расходы по содержанию арендованного транспортного средства, застраховать его, включая страхование своей ответственности, а также расходы, связанные с его эксплуатацией, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа.

Права арендатора по данному договору во многом аналогичны его правам по договору аренды транспортного средства с экипажем.

Арендатору предоставлено право, если иное не предусмотрено договором, без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа (п. 1 ст. 647).

Арендатор вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не указаны, то назначению имущества (п. 2 ст. 647).

За вред, причиненный третьим лицам в рамках договора аренды транспортного средства без экипажа, обязанность по его возмещению возлагается на арендатора (ст. 648 ГК РФ).

Статья 632. Договор аренды транспортного средства с экипажем

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (статья 621) к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются.

Читайте так же:  Иск о понижении алиментов

Комментарий к Ст. 632 ГК РФ

1. Гражданский кодекс РФ предусматривает две разновидности договора аренды транспортного средства: 1) с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации — договор аренды транспортного средства с экипажем (или фрахтование на время); 2) без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (договор аренды транспортного средства без экипажа).

Несмотря на то что § 3 гл. 34 ГК РФ не содержит общих норм о договоре аренды транспортного средства, можно сформулировать признаки, объединяющие договоры аренды транспортного средства без экипажа и с экипажем.

Выделение договора аренды транспортного средства в качестве одного из видов договоров аренды продиктовано особенностями его предмета и нетипичными полномочиями арендатора. Предметом данного договора являются технические устройства: а) предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и способные к перемещению в пространстве вместе с ними; б) использование которых возможно только при квалифицированном управлении ими и при их надлежащей технической эксплуатации профессионально подготовленным экипажем; в) обладающие свойствами источника повышенной опасности.

2. Транспортные средства — это технические устройства, предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и перемещающиеся в пространстве вместе с грузом или буксируемым объектом. К ним относятся:

1) железнодорожный подвижной состав — локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной, предназначенный для осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав (ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» );

———————————
Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 169; N 28. Ст. 2884.

2) воздушные суда (ст. 32 Воздушного кодекса);

3) суда, используемые во внутренних водах, — самоходные или несамоходные плавучие сооружения, используемые в целях судоходства, в том числе суда смешанного (река-море) плавания, паромы, дноуглубительные и дноочистительные снаряды, плавучие краны и другие технические сооружения подобного рода (ст. 3 КВВТ);

4) морские суда (п. 1 ст. 7 КТМ);

5) автобусы, грузовые автомобили, в том числе с использованием автомобильных прицепов или полуприцепов, и другие технические устройства на автомобильной и электрической тяге, управление и эксплуатация которых требуют специальных квалификационных навыков (п. 2 ст. 1 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 18 ноября 2007 г. N 259-ФЗ ).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2007. N 46. Ст. 5555.

Однако не относится к аренде транспортных средств аренда трубопроводного транспорта, поскольку он выполняет свои функции по перемещению грузов, но сам при этом в пространстве не перемещается. Поэтому аренда трубопроводного транспорта считается арендой сооружения (недвижимого имущества, связанного с земельным участком).

3. Транспортные средства могут использоваться по договору аренды только при квалифицированном управлении ими и при их надлежащей технической эксплуатации с помощью профессионально подготовленного экипажа . Соответственно если для управления и эксплуатации транспортного средства не требуется квалифицированный экипаж, то такое транспортное средство может быть предметом обычного договора аренды либо договора проката. С этой точки зрения положениями § 3 гл. 34 ГК РФ не регулируется, в частности, аренда саней, велосипедов, легковых автомобилей, автоприцепов . Подробнее о требованиях к экипажу транспортного средства и его квалификации см. ст. 635 ГК РФ и комментарий к ней.

———————————
См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. С. 505 — 506.

В литературе высказано иное мнение, согласно которому предметом договора аренды транспортного средства может быть любое транспортное средство, которое может управляться людьми (см.: Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2003. Т. 2. С. 205; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный) / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2003. С. 282).

4. Принципы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный взятым в аренду транспортным средством, совпадают с принципами ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК). По этой причине аренда транспортных средств, не являющихся источниками повышенной опасности (например, конной повозки, велосипеда и т.п.), относится к обычной аренде движимой вещи или прокату.

5. Содержание п. 1 комментируемой статьи содержит указание на особенность договора аренды транспортного средства с экипажем, которая отличает его от договора аренды без экипажа (ст. 642 ГК): предоставление арендодателем арендатору услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации. Подобное расширение предмета договора, однако, не превращает его в смешанный договор (п. 3 ст. 421 ГК) и не может служить основанием для применения положений гл. 39 ГК РФ о договоре возмездного оказания услуг. Отношения сторон по вопросам управления транспортным средством и его технической эксплуатации регулируются положениями § 3 гл. 34 ГК РФ. Подробнее об услугах арендодателя по управлению и технической эксплуатации переданного в аренду транспортного средства см. ст. 635 ГК РФ и комментарий к ней.

6. Договор аренды транспортного средства (фрахтования на время) именуется также тайм-чартером (см., например, ст. 198 КТМ). Договор фрахтования на время (тайм-чартер), который является разновидностью договора аренды, следует отличать от договора фрахтования (чартера), который является разновидностью договора перевозки (ст. 787 ГК, ст. 104 Воздушного кодекса РФ, ст. 115 КТМ). Основное отличие, позволяющее разграничить указанные договоры, состоит в том, что по договору аренды (тайм-чартеру) транспортное средство выбывает из владения и пользования арендодателя, а его владение, пользование и коммерческую эксплуатацию осуществляет арендатор, в то время как по договору перевозки (чартеру) перевозчик сохраняет владение и пользование транспортным средством и самостоятельно осуществляет его коммерческую эксплуатацию .

———————————
Подробнее о различиях между рейсовым чартером — договором фрахтования как видом договора морской перевозки и тайм-чартером — договором фрахтования судна на время см.: Кейлин А.Д. Советское морское право. М., 1954. С. 214 — 227; Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Союза ССР / Под ред. А.Л. Маковского. М., 1973. С. 224 — 233 (автор комментария — К.И. Александрова); Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. М., 2000. С. 189 — 196, 348 — 350.

7. В комментируемой статье договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и эксплуатации сформулирован как реальный договор, т.е. такой договор, который считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (п. 2 ст. 433 ГК). Вместе с тем в морском праве договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) рассматривается как консенсуальный договор (ст. 198 КТМ), т.е. договор, который считается заключенным, когда между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 433 ГК). Модель консенсуального договора аренды транспортного средства на время больше соответствует потребностям рыночного оборота.

8. Положения § 3 гл. 34 ГК РФ в ряде случае отступают от общих положений о договоре аренды. Так, комментируемая статья содержит указание на неприменимость к договору аренды транспортного средства с экипажем правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора на новый срок (см. ст. 621 ГК и комментарий к ней). Поэтому после истечения срока аренды повторно взять в аренду то же самое транспортное средство можно только путем заключения нового договора на общих основаниях.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ч, 1 ст. 632 ГК).

Договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и эксплуатации в ГК является реальным договором. В то же время в морском праве договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) рассматривается как консенсуальный договор (ст. 198 КТМ). Модель консенсуального договора фрахтования транспортного средства на время больше соответствует потребностям рыночного оборота.

Форма договора аренды транспортного средства с экипажем является письменной независимо от срока аренды. К аренде транспортных средств с экипажем не применяются правила о государственной регистрации права аренды недвижимого имущества

(ст. 633 ГК), хотя большинство транспортных средств: воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические транспортные средства — являются в силу указания закона (ч. 2 п. 1 ст. 130 ГК) недвижимым имуществом.

Срок в договоре аренды транспортного средства с экипажем регламентируется общими нормами об аренде, за исключением того, что правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (ст. 621 ГК) к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются. Срок аренды транспортного средства может быть как определенным, так и неопределенным. Однако срок обязательно должен быть указан в тайм-чартере — договоре фрахтования судна на время (ст. 200 КТМ).

Арендодатель обязан предоставить арендатору транспортное средство в состоянии, пригодном для эксплуатации по назначению в соответствии с условиями договора, и укомплектовать транспортное средство экипажем. В п. 1 ст. 203 КТМ указано, что судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту передачи его фрахтователю: принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, по укомплектованию судна экипажем и надлежащему снаряжению судна. В течение срока действия договора арендодатель обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК).

Риск случайной гибели или повреждения арендованного транспортного средства лежит на арендодателе. На арендатора может быть возложена обязанность по возмещению арендодателю причиненных убытков, вызванных гибелью или повреждением арендованного транспортного средства, если арендодатель докажет, что они произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды.

Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора. Если обязательными для сторон правилами такие требования не установлены, они должны соответствовать требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида и условиям договора. Экипаж должен быть способным на профессиональном уровне оказать арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, обес-

печивающие его нормальное и безопасное использование. Экипаж помимо указанных услуг должен уметь, если это предусмотрено договором, оказывать арендатору и иные услуги, например услуги по охране груза, пассажиров, погрузке и разгрузке багажа и т. п. Нормальная и безопасная эксплуатация транспортного средства находится в прямой зависимости от действий экипажа, члены которого являются работниками арендодателя. В силу этого именно на арендодателя, если иное не предусмотрено договором, возлагается обязанность страховать транспортное средство и (или) ответственность за ущерб, который может быть причинен в связи с его эксплуатацией в тех случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора (ст. 637 ГК).

Так как члены экипажа являются работниками арендодателя, расходы по оплате их услуг, а также расходы на их содержание несет арендодатель, если иное не предусмотрено договором (ч. 3 п. 2 ст. 635 ГК). Члены экипажа подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства (п 2 ст. 635 ГК, п. 2 ст. 206 КТМ).

Право арендатора отдавать распоряжения, связанные с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, позволяет отграничить договор фрахтования транспортного средства на время (как договор аренды) от договора фрахтования (являющегося разновидностью договора перевозки) [ст 787 ГК, ст. 104 ВК (воздушный чартер) и п. 2 ст. 115 КТМ (морской чартер)]. При договоре фрахтования собственник транспортного средства выступает как перевозчик, сохраняющий владение и пользование транспортным средством и самостоятельно осуществляющий его коммерческую эксплуатацию1. При аренде транспортного средства с экипажем (фрахтовании транспортного средства на время) транспортное средство выбывает из владения и пользования арендодателя, а его владение, пользование и коммерческую эксплуатацию осуществляет арендатор. Именно поэтому, если иное не предусмотрено договором, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов (ст. 636 ГК).

1 Подробнее о различиях между рейсовым чартером — договором фрахтования как видом договора морской перевозки и тайм-чартером — договором фрахтования судна на время см КейлинАД Советское морское право МД954 С 214-227, Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Союза ССР /Под ред А Л Маковского М,1973 С 224-233 (автор комментария-К И Александрова)

Арендатор в рамках осуществления коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства вправе от своего имени без согласия арендодателя заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, не противоречащие целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены — назначению транспортного средства (п. 2 ст. 638 ГК). Согласно ст. 205 КТМ фрахтователь, которому судно представлено для перевозки груза, вправе от своего имени заключать договоры перевозки груза, подписывать чартеры, выдавать коносаменты, морские накладные и иные перевозочные документы.

Читайте так же:  Как оформить задник у молодых на свадьбе своими руками

Исключением из общих правил об аренде является право арендатора без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду при условии, что договором аренды транспортного средства с экипажем не предусмотрено иное (п. 1 ст. 638 ГК).

Транспортное средство является источником повышенной опасности. В соответствии со ст. 640 ГК ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным с экипажем транспортным средством, его механизмами, устройствами и оборудованием, несет арендодатель в соответствии с правилами об обязательствах из причинения вреда. Он вправе предъявить к арендатору регресс-ное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора. Ведь транспортное средство — источник повышенной опасности — в момент причинения вреда фактически находится под управлением работников арендодателя, и именно он (арендодатель) остается юридически ответственным владельцем источника повышенной опасности.

§ 3. Договор аренды транспортных средств

1. Аренда транспортных средств представляет собой один из видов договора имущественного найма (аренды). Основанием для выделения этого вида аренды послужила надобность в принятии ряда специальных норм, в которых учитывалась бы специфика временного предоставления за плату во владение и пользование определенного имущества — транспортного средства.

Помимо правил, содержащихся в § 3 гл. 34 ГК, особенности аренды отдельных видов транспортных средств могут быть отражены в транспортных уставах и кодексах (ст. 641, 649 ГК). В настоящее время такие правила содержатся в КТМ и в КВВТ.

В отличие от прежнего законодательства в ныне действующем КТМ регулированию отношений по аренде судна с экипажем, с одной стороны, и без экипажа, с другой, посвящены правила, содержащиеся в разных главах КТМ. В гл. X содержатся правила, регулирующие фрахтование судна на время с экипажем (тайм-чартер); в гл. XI — правила, относящиеся к фрахтованию судна без экипажа (бербоут-чартер).

В КВВТ правила, регулирующие отношения по аренде судов внутреннего водного транспорта, помещены в гл. X «Аренда судов».

Договор аренды транспортного средства двусторонне обязывающий: арендодатель обязан предоставить определенное имущество, а арендатор — внести за это соответствующую плату. Поскольку транспортное средство предоставляется арендатору за плату, договор является возмездным.

Транспортное средство предоставляется арендатору на время, по истечении которого он обязан возвратить его арендодателю. Поэтому договор аренды транспортных средств должен быть признан срочным.

Наконец, права и обязанности по договору возникают с момента достижения сторонами соглашения по его существенным условиям. Следовательно, он является консенсуальным.

В понимании предмета договора в зависимости от того, о какой его разновидности идет речь — аренде с экипажем (п. 2) или без экипажа (п. 3), есть известные различия.

2. Согласно п. 1 ст. 632 ГК по договору аренды (фрахтования на время) арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство с экипажем во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. Речь, таким образом, идет как о господстве над имуществом (владении), так и об извлечении его полезных свойств (пользовании). Однако в абз. 1 ст. 606 ГК предусматривается и возможность предоставления имущества только в пользование арендатора без передачи его во владение. Именно к такому виду аренды относит КТМ договор фрахтования судна на время (тайм-чартер), по которому судовладелец обязуется предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или иных целей торгового мореплавания (ст. 198). Таким образом, в КТМ предусмотрена передача арендатору (фрахтователю) судна только во временное пользование. Эксплуатация транспортного средства в подобных случаях может осуществляться в любых целях, для которых используется транспорт данного вида. Так, морское судно может быть использовано для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ); воздушное судно — для воздушных перевозок пассажиров, багажа, груза, почты, выполнения авиационных работ и т.п. (ст. 9 ВК).

Что касается правомочия владения транспортным средством, то оно не выходит из владения арендодателя. Члены экипажа остаются его работниками. Его распоряжения, касающиеся управления и технической (на водном транспорте — навигационно-технической) эксплуатации транспортного средства, обязательны для руководителя (капитана) экипажа и всех остальных его членов. При их посредстве он осуществляет владение транспортным средством.

Подтверждением этого может быть возложение на арендодателя ответственности за вред, причиненный транспортным средством (ст. 640 ГК). Такая ответственность наступает в соответствии с правилами, предусмотренными гл. 59 ГК. В силу ст. 1079 ГК она может быть возложена, в частности, на лицо, владеющее источником повышенной опасности. Таким лицом в ст. 640 ГК признан арендодатель.

Наряду с предоставлением имущества в пользование как первым элементом договора его вторым элементом служит оказание услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации. Оказание таких услуг выходит за пределы предмета аренды и сближает рассматриваемый договор с договорами об оказании услуг, результаты которых не имеют вещественной формы. Этот элемент отражается и на правовом регулировании иных отношений, возникающих при аренде транспортного средства с экипажем. Например, на арендодателя возлагается обязанность как текущего, так и капитального ремонта транспортного средства и предоставления необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК), тогда как при аренде иного имущества проведение текущего ремонта, если иное не установлено законом или договором аренды, входит в обязанности арендатора (п. 2 ст. 616 ГК).

Учитывая своеобразие договора аренды транспортного средства с предоставлением услуг по его управлению и технической эксплуатации, некоторые ученые применительно к этому договору в торговом мореплавании (тайм-чартер) делали вывод о самостоятельном, особом его характере. В ГК основным элементом договора аренды признается предоставление арендатору имущества во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606). Исходя из первого и наиболее важного элемента, этот договор отнесен к одному из видов аренды .

На таких позициях стояли О.С. Иоффе, А.Г. Калпин, В.К. Райхер, В.Т. Смирнов.

Другая группа ученых (О.А. Красавчиков, А.Л. Маковский, М.Е. Ходунов) отстаивала точку зрения, согласно которой тайм-чартер представляет собой разновидность аренды.

В изъятие из правила о форме и обязательности государственной регистрации общего договора аренды (ст. 609 ГК) договор аренды транспортного средства с экипажем безотносительно к сроку его действия и его субъектному составу должен быть заключен в письменной форме. При аренде морских, воздушных, а также судов внутреннего водного плавания договоры, как правило, заключаются с использованием отпечатанных типографским способом проформ (стандартных форм) чартеров. В проформе с учетом рода (вида) груза, направления перевозки и других факторов излагаются общие, как правило, постоянные условия аренды судна.

На морском транспорте наиболее широко применяется универсальная проформа фрахтования судна на время «Балтайм», разработанная в 1939 г., а затем в 1950 г. исправленная и дополненная. При найме судов, следующих из портов американского континента в Европу, используется проформа «Нью-Йорк продьюс», разработанная в 1913 г. и последний раз пересмотренная в 1946 г.

Хотя в ГК содержится требование письменного оформления договора аренды транспортного средства с экипажем, несоблюдение этого требования не влечет его недействительности. В случае спора стороны не могут в подтверждение договора и его условий ссылаться на свидетельские показания, но вправе приводить письменные и другие доказательства.

К недвижимому имуществу из транспортных средств относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, а также суда внутреннего плавания. Однако правило о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества (п. 2 ст. 609 ГК) к аренде транспортных средств с экипажем не применяется.

Договором аренды транспортного средства с экипажем предусмотрено предоставление имущества и услуг экипажа арендатору на определенное время. Срок их предоставления обозначается в договоре в виде календарного периода или времени, необходимого для достижения конкретной цели арендатора (одного или нескольких рейсов по перевозке груза, буксирной либо спасательной операции и т.д.). Поскольку такой договор является срочным, арендатор по истечении обусловленного времени обязан возвратить арендодателю соответствующее транспортное средство в том состоянии, в каком оно было им получено, исключая естественный износ. Согласно ст. 632 ГК правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок при отсутствии возражений арендодателя, а также о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок к этому договору не применяются.

Передаваемое арендатору транспортное средство должно быть пригодным для немедленного использования. Это предполагает надлежащее техническое состояние транспортного средства, его прочность и исправность, надежность систем, конструкций, механизмов и приспособлений.

В понятие коммерческой пригодности входит также наличие с соответствующим сроком годности топлива (бункера), смазочных масел, обтирочных материалов, ветоши, в необходимых случаях — провизии и других запасов, вместительных и чистых грузовых или пассажирских помещений, нужных документов и т.п. Конкретным содержанием требование пригодности транспортного средства (на морском флоте — «мореходности») наполняется в зависимости от целей и срока аренды.

В течение всего срока действия договора арендодатель обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, предоставляя все необходимые материалы и принадлежности и заменяя изношенные части и механизмы, проводя текущий и капитальный ремонт. К необходимым материалам и принадлежностям относятся топливо, смазочные масла, краска, инструменты и т.п.

Предоставление со стороны арендодателя услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства имеет целью обеспечить его нормальное и безопасное использование в соответствии с условиями договора. Эта цель достигается путем укомплектования транспортного средства достаточным по численности и квалифицированным экипажем. Численность экипажа и его состав, квалификация входящих в него лиц должны отвечать обязательным правилам и нормам, действующим на транспорте данного вида. Если же в правилах такие нормативы не установлены, то экипаж должен отвечать требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства и условиям договора. Члены экипажа, допущенные к управлению транспортным средством, должны иметь соответствующие свидетельства, квалификационные документы, водительские права, а в необходимых случаях — дипломы об окончании специальных учебных заведений и присвоении им нужного класса или звания.

Экипаж с передачей транспортного средства арендатору оказывается в двойном подчинении. Оставаясь работником арендодателя и по-прежнему подчиняясь ему в вопросах управления и технической эксплуатации, члены экипажа обязаны также подчиняться распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства. В частности, это относится к распоряжениям, направленным на обеспечение рентабельности использования арендуемого транспортного средства.

Оставаясь работодателем, лицо, сдающее в аренду транспортное средство, должно выплачивать заработную плату его экипажу, а также нести иные расходы по его содержанию (например, доставлять провиант, питьевую воду, предоставлять или оплачивать жилье и т.д.). Помимо этого, арендодатель принимает на себя и такую постоянную часть эксплуатационных расходов, как расходы по страхованию транспортного средства, и ответственность за ущерб, который может быть нанесен вследствие его эксплуатации.

Переменная часть эксплуатационных затрат — оплата топлива, смазочных масел и других материалов, расходуемых в процессе эксплуатации, налоги и сборы и т.п. — падают на арендатора. Правила об отнесении расходов по эксплуатации транспортного средства (ст. 635, 636 ГК) на ту или иную сторону договора носят диспозитивный характер. Это позволяет сторонам распределить расходы между ними иначе, чем это предусмотрено в ГК.

Помимо упомянутых расходов, арендатор обязан своевременно вносить арендную плату (на морском транспорте — фрахт).

Арендная плата обычно исчисляется из суточной или месячной ставки за соответствующее транспортное средство (на водном транспорте иногда из ставки за одну тонну водоизмещения судна в месяц). Степень эффективности и рентабельности его эксплуатации, в частности число выполненных в обусловленный период рейсов, количество перевезенных грузов и т.д., не отражается на размере арендной платы.

По общему правилу, относящемуся ко всем иным видам аренды, заключение арендатором договора субаренды возможно с согласия арендодателя. Но при аренде транспортного средства с экипажем арендатор, если договором не предусмотрено другое, вправе без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду (п. 1 ст. 638 ГК). Условия субаренды транспортного средства предопределены договором его аренды. Срок субаренды не может превышать срока аренды. Субарендатор может пользоваться транспортным средством только в соответствии с его назначением, определенным в договоре аренды.

Арендатор вправе от своего имени без согласия арендодателя заключать иные договоры, касающиеся коммерческой эксплуатации транспортного средства (договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа, буксировки тех или иных объектов, спасания на море и др.). Такие договоры арендатор может заключить, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре, а если такие цели не установлены — назначению транспортного средства.

Читайте так же:  Право на наследство автомобиль

Исходя из своей основной обязанности, арендодатель прежде всего несет ответственность за непредоставление арендатору обусловленного транспортного средства с экипажем в указанный срок, а если срок не указан — в разумный срок. При неисполнении этой обязанности арендатор вправе истребовать от него соответствующее транспортное средство и возмещения убытков, причиненных задержкой исполнения, либо расторжения договора и возмещения убытков, причиненных его неисполнением (п. 3 ст. 611 ГК).

Арендодатель отвечает также за неподдержание сданного в аренду транспортного средства в надлежащем состоянии, непроведение его текущего и капитального ремонта. В этом случае арендатор имеет право по своему выбору произвести ремонт и взыскать с арендодателя его стоимость или зачесть ее в счет арендной платы, или потребовать соответственно уменьшения арендной платы, либо расторжения договора и возмещения убытков.

Ответственность арендодателя за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, регулируется правилами гл. 59 ГК.

Такую ответственность несет арендодатель. Освобождение от ответственности возможно лишь при возникновении вреда вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Если вред причинен по вине арендатора, арендодатель вправе предъявить к нему регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам. На него возлагается обязанность доказывания вины арендатора.

За неисполнение арендатором своей основной обязанности — уплаты вознаграждения арендодателю — установлена жесткая ответственность. Невнесение арендной платы более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа дает основание арендодателю требовать досрочного расторжения договора в судебном порядке. Такое право возникает у арендодателя только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок (ст. 619 ГК).

Арендодатель не имеет права на получение арендной платы лишь за время перерывов в эксплуатации транспортного средства, когда они произошли по причинам, за которые арендатор не отвечает. Если же арендодатель докажет, что транспортное средство выведено из эксплуатации («иммобилизовано») по причинам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором, последний не только не освобождается от обязанности вносить арендные платежи, но и возмещает арендодателю причиненные убытки.

Так же решается вопрос о праве на арендную плату и возмещение убытков в случае гибели транспортного средства. В договоре на арендатора может быть возложена обязанность возмещения убытков, причиненных арендодателю ввиду случайной гибели или случайного повреждения транспортного средства. При отсутствии такого условия все убытки, случайно причиненные гибелью или повреждением транспортного средства, в частности действием стихийных явлений, падают на арендодателя, поскольку согласно ст. 211 ГК риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет собственник. На арендатора может быть возложена обязанность возмещения таких убытков, если арендодатель докажет их происхождение по причинам, за которые арендатор несет ответственность в соответствии с законом или договором.

При заключении арендатором договоров коммерческой эксплуатации транспортного средства с третьими лицами он выступает по отношению к ним как перевозчик груза или пассажиров, буксировщик, спасатель и т.д. и несет ответственность перед своими контрагентами по условиям соответствующего договора.

Но ущерб контрагенту арендатора может быть причинен вследствие несоблюдения арендодателем условий аренды транспортного средства. Тогда, возместив ущерб своему контрагенту по условиям соответствующего договора (например, ущерб грузовладельцу по условиям коносамента), арендатор приобретает право на удовлетворение регрессного требования к арендодателю. Так, возместив как перевозчик грузовладельцу ущерб, причиненный несохранностью груза, арендатор вправе доказывать, что груз был поврежден вследствие неисправности транспортного средства в момент передачи судна. На этом основании он вправе добиваться удовлетворения регрессного иска, вытекающего из договора аренды.

3. По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ч. 1 ст. 642 ГК). Таким образом, в качестве предмета этого договора выступает передача арендатору индивидуально-определенного имущества без предоставления услуг экипажа. Но в отличие от обычной аренды оно предоставляется арендатору как транспортное средство для достижения целей, которые обычно ставятся перед транспортом. Поэтому к такому договору, помимо правил § 3 гл. 34 ГК, применяются нормы, касающиеся аренды транспортных средств, если они содержатся в транспортных уставах и кодексах (КТМ, КВВТ). Напротив, сдача морского или речного судна под склад, отель или ресторан не предполагает его эксплуатацию как транспортного средства и не допускает применения правил транспортного законодательства.

Правовое регулирование отношений по аренде транспортного средства без экипажа во многом совпадает с арендой транспортного средства с экипажем. К этому договору также не применяются правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и преимущественном праве арендатора на заключение договора на новый срок (ст. 642 ГК).

К аренде транспортного средства без экипажа применяется правило об обязательности письменной формы независимо от срока действия договора. Для его заключения на морском, внутреннем водном и воздушном транспорте используются стандартные, типографски отпечатанные формы (проформы) договоров аренды соответствующего транспортного средства без экипажа. Так, в этих целях использовались проформы аренды морских судов без экипажа «Беркон А» 1974 г. и «Беркон Б» 1974 г. В 1989 г. эти проформы были пересмотрены и объединены в одну проформу — «Беркон 89», а затем в проформу «Бербоут-чартер 2001».

Так же, как и при аренде транспорта с экипажем, на данный договор не распространяется правило о государственной регистрации транспортного средства, если оно относится к недвижимому имуществу (п. 2 ст. 609 ГК).

На основании данного договора правомочия владения и пользования транспортным средством переходят от арендодателя к арендатору. Он осуществляет управление и техническую эксплуатацию транспортным средством лично или с помощью приглашенных на основании трудового договора или договора подряда рабочих и служащих . В последнем случае коллектив рабочих и служащих, составляющих экипаж транспортного средства, в вопросах коммерческой и технической эксплуатации подчиняется арендатору. Члены экипажа являются его работниками. Через подчиненный ему экипаж арендатор безраздельно контролирует транспортное средство.

На некоторых видах транспорта арендодатель все же может принять известное участие в комплектовании экипажа арендатором. Так, при фрахтовании морских судов в договоре иногда предусматривается обязанность арендатора принять на работу прежний экипаж или какую-то его часть (димайз-чартер). На этом основано различие между димайз-чартером и бербоут-чартером (договором, по которому арендодатель не участвует в формировании экипажа). Но даже если прежний экипаж или его часть принимаются на работу, их работодателем становится арендатор.

В полной мере арендатору принадлежит также правомочие пользования транспортным средством. Оно может эксплуатироваться арендатором для целей, обозначенных в договоре, а при отсутствии в договоре указания на такие цели — вытекающих из предназначенности данного транспортного средства. На арендатора падают риски подобной эксплуатации. Вместе с тем он получает всю прибыль от эксплуатации транспортного средства. Например, на морском транспорте право на вознаграждение за спасение и оказание помощи на море судном, сданным в аренду без экипажа, принадлежит только арендатору. В этом одно из отличий данного договора от фрахтования судна с экипажем, по которому такое вознаграждение распределяется поровну между арендодателем и арендатором (ст. 210 КТМ).

Полный переход к арендатору владения и пользования транспортным средством предопределяет оплату расходов на его содержание. Арендатор снабжает его всеми необходимыми припасами, топливом, смазочными материалами, краской и т.п. На нем лежит обязанность его капитального и текущего ремонта. Если иное не предусмотрено договором аренды, арендатор несет все расходы по эксплуатации, выплачивает заработную плату, доставляет продовольствие и необходимые припасы экипажу, оплачивает налоги и сборы, расходы по страхованию транспортного средства, включая страхование своей ответственности. В этом важное отличие аренды транспортного средства без экипажа от аренды с предоставлением услуг экипажа. В последнем случае, как показано ранее, оплата вознаграждения экипажу и его провианта, а равно расходов по страхованию падает на арендодателя.

Еще одно различие между двумя договорами сводится к тому, что в случае аренды транспортного средства с экипажем арендодатель в течение всего срока действия договора должен поддерживать его в надлежащем состоянии. Обязанность по поддержанию транспортного средства, арендованного без экипажа, арендодатель не несет. После передачи транспортного средства арендатору упомянутая обязанность лежит на нем. Размер арендной платы, подлежащей уплате арендодателю, период, за который она выплачивается, и сроки ее перечисления определяются условиями договора. Рентабельность аренды не влияет на размер платы. Невнесение арендной платы более двух раз подряд дает арендодателю право требовать расторжения договора в таком же порядке, как и при аренде транспортного средства с экипажем.

Только в редких случаях арендатор использует арендованное транспортное средство для удовлетворения собственных нужд. Как правило, он эксплуатирует арендованное транспортное средство на основе договоров с третьими лицами. Он может заключить договор субаренды транспортного средства с третьим лицом, предоставляя ему услуги по управлению и технической эксплуатации, или субаренды без экипажа. В обоих случаях соглашение о субаренде заключается без согласия арендодателя. Так же без согласия последнего арендатор вправе от своего имени вступить в иные договорные отношения с третьими лицами, выступая по отношению к ним в качестве перевозчика грузов, пассажиров и багажа, почты или в качестве буксировщика либо спасателя и т.д. Но вступая в договорные отношения с третьими лицами, арендатор связан рамками договора с арендодателем, т.е. отношения с третьими лицами должны отвечать целям, для которых арендовано транспортное средство. Так, если морское судно арендовано для перевозки пассажиров, его нельзя использовать для китобойного промысла. Если же цели аренды в договоре не установлены, заключаемые с третьими лицами договоры не должны противоречить назначению транспортного средства. С этой точки зрения нельзя, например, пассажирское воздушное судно использовать для выполнения сельскохозяйственных работ и т.п.

Ответственность арендатора перед третьими лицами, определяемая условиями договора соответствующего вида, и регрессная ответственность арендодателя перед арендатором на основании договора аренды транспортного средства без экипажа строятся по тем же правилам, что и ответственность по договору аренды транспортного средства с экипажем (см. п. 2).

В ст. 648 ГК субъект ответственности за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, определен иначе, чем в ст. 640 ГК.

Использование транспортного средства представляет собой деятельность, связанную с повышенной опасностью для окружающих. Поскольку в силу ст. 1079 ГК лицо, владеющее источником повышенной опасности, в частности на праве аренды, возмещает вред, вполне логично возложение такой обязанности на арендатора транспортного средства без экипажа. Напротив, владельцем транспортного средства с экипажем по отношению к третьему лицу в ст. 640 ГК косвенно признается арендодатель. Поэтому на него как на владельца источника повышенной опасности и возлагается повышенная ответственность за причиненный вред.

Арендатор может быть освобожден от такой ответственности, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Читайте так же:

  • Ликвидация шевроле в москве Ликвидация шевроле в москве Автоцентры Genser объявляют о ликвидации склада Opel и Chevrolet. Условия окрыляют – убедитесь сами, ознакомившись со списком автомобилей в продаже. Отправьте заявку на заинтересовавший вариант, после чего наш менеджер свяжется с вами для уточнения […]
  • Приказ приема на работу образец заполнения Приказ о приеме на работу Факт принятия работника на работу фиксируется при помощи соответствующего приказа, который издается на основании подписанного между работником и работодателем трудового договора. Приказ о приеме на работу подготавливается и оформляется сотрудником кадровой или […]
  • Как оформить воздушными шарами Как оформить свадьбу воздушными шарами? (идеи с фото) Использование воздушных шариков для украшения свадебных торжеств – отличное решение, ведь с их помощью можно создавать самые разнообразные композиции и вариаций. В руках опытных специалистов охапка воздушных шариков способна за […]
  • Кто имеет право обслуживать электроустановки напряжением до 1000 в Какие работы относятся к работам со снятием напряжения? Работа, когда с токоведущих частей электроустановки, на которой будут проводиться работы, отключением коммутационных аппаратов, отсоединением шин, кабелей, проводов снято напряжение и приняты меры, препятствующие подаче напряжения […]
  • Налог с аренды юридических лиц Сдача офиса в аренду физическим лицом: налоги /Бабицкий Владислав Игоревич/, ООО "ЮС ИнвестЪ" Физическое лицо Республики Беларусь сдает в аренду офис юридическому лицу Республики Беларусь: какие налоги и кто должен уплатить в такой ситуации? 1. Подоходный налог с физических лиц. Исходя […]