Меню

Нарушение лесного законодательства штраф

Ответственность за нарушения лесного законодательства

Нарушение установленных законом правил и норм по рациональному использованию и охране лесов влечет за собой юридическую ответствен­ность — уголовную, административную, гражданско-правовую и иную.

Новый Лесной кодекс РФ не содержит перечня лесонарушений. Его нор­мы, посвященные ответственности, имеют отсылочный характер: в соответст­вии со ст. 110 и 111 лица, виновные в нарушениях лесного законодательства, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Административная ответственностьза лесонарушения предусмотрена Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 61-76).

Административному взысканию в виде штрафа подвергаются лица, ви­новные в:

— нарушении установленного порядка использования лесосечного фон­да, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы;

— незаконной порубке и повреждении деревьев и кустарников;

— осуществлении лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или в лесном билете;

— нарушении правил восстановления и улучшения лесов;

— самовольном сенокошении и пастьбе скота, самовольном сборе дико­растущих плодов, орехов, ягод, грибов;

— незаконном использовании земель лесного фонда;

— засорении лесов бытовыми отходами и отбросами;

— вводе в эксплуатацию производственных объектов без устройств, пре­дотвращающих вредное влияние на леса;

— повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вред­ными выбросами, отходами и отбросами;

— уничтожении полезной для леса фауны;

— нарушении требований пожарной безопасности и др.

Административная ответственность установлена также за нарушение права государственной собственности на леса — самовольную переуступку права лесопользования, совершение других незаконных сделок (ст. 48 КоАП РСФСР).

Штрафы за эти правонарушения налагаются должностными лицами фе­дерального органа управления лесным хозяйством и его территориальных органов.

Уголовная ответственностьнаступает по нормам Уголовного кодекса РФ, который содержит несколько составов экологических преступлений в сфере использования и охраны лесов:

— незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан (ст. 260);

— уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного об­ращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 1 ст. 261);

— уничтожение или повреждение лесов путем поджога, иным общеопас­ным способом либо в результате загрязнения вредными веществами, отхода­ми, выбросами или отбросами (ч. 2 ст. 261).

Таким образом, за отдельные виды правонарушений может наступить уголовная или административная ответственность, что определяется в зави­симости от размера ущерба, причиненного лесонарушением или другими признаками, предусмотренными законом.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998 № 14 в случае незакон­ной порубки разграничение экологического преступления и административ­ного правонарушения проводится по предмету: состав преступления, преду­смотренный ч. 1 ст. 260 УК РФ, образует незаконная порубка деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы, в особо защитных участках ле­сов всех групп либо не входящих в лесной фонд или запрещенных к поруб­ке, если эти деяния совершены в значительном размере (п. 13).

Наряду с административной и уголовной ответственностью к правонару­шителям применяется гражданско-правовая (материальная) ответствен­ность.

Сделки с участками лесного фонда — купля-продажа, дарение, залог, са­мовольный обмен участков лесного фонда — признаются недействительны­ми со всеми юридическими последствиями, предусмотренными граждан­ским законодательством применительно к недействительным сделкам (ст. 167-169 Гражданского кодекса РФ).

Граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам (ст. 111 ЛК РФ). Разме­ры и порядок возмещения ущерба определяются специальными норматив­ными актами, в частности, Постановлением Правительства РФ «Об утверж­дении размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах РФ и такс для исчисления размера взы­сканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного за­конодательства, в лесах Российской Федерации» от 5 февраля 1992 № 67.

В виде неустойки гражданско-правовая ответственность применяется за нарушение правил заготовки и вывозки древесины, живицы, второстепен­ных лесных ресурсов, а в виде такс — при незаконной порубке, уничтожении или повреждении деревьев, кустарников, других лесных культур, наруше­нии правил осуществления побочных пользований. Такса представляет со­бой условную денежную сумму за единицу незаконно добытой продукции, поврежденных или уничтоженных лесных культур. Размер ее зависит от группы лесов, возраста, породы деревьев и кустарников.

Древесина и иная незаконно добытая продукция, заготовленные без со­ответствующих разрешительных документов, подлежат изъятию в установ­ленном законом порядке и передаче органам местного самоуправления. При невозможности изъятия незаконно добытой продукции взыскивается ее сто­имость.

Нарушение лесного законодательства штраф

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконную вырубку лесных насаждений (ст. 260 УК РФ), за уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ).

Согласно ст. 260 УК РФ уголовная ответственность предусмотрена за незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере. За указанные действия может быть назначено наказание в виде штрафа в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательных работ либо исправительных работ либо принудительных работ либо лишения свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.

За те же деяния, совершенные группой лиц; лицом с использованием своего служебного положения или в крупном размере, предусмотрена уголовная ответственность в повышенном размере. Лица, совершившие указанные деяния в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, подлежат более суровому наказанию.

Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей.

В силу ст. 261 УК РФ уголовная ответственность наступает за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности; путем поджога, иным общеопасным способом, если деяния причинили крупный ущерб.

Максимальным наказанием, предусмотренным в рамках данной статьи, является штраф в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет либо лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового.

Крупным признается ущерб, если стоимость уничтоженных или поврежденных лесных и иных насаждений, превышает пятьдесят тысяч рублей.

Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

Комментарий к статье 110 Кодекса

Данная статья не устанавливает перечня нарушений лесного законодательства

и конкретных мер ответственности за их совершение, не определяет, в каких

случаях применяется административная, а в каких — уголовная ответственность.

Следовательно, для применения к тому или иному лицу санкций необходимо, чтобы

конкретный состав правонарушения и мера ответственности за него были установлены

либо в Уголовном кодексе, либо в Кодексе об административных правонарушениях.

Нарушением лесного законодательства, то есть лесонарушением, следует считать противоправное виновное действие или бездействие, наносящее вред лесам как природному объекту, ущерб лесному хозяйству или нарушающее установленный порядок использования защиты, охраны и воспроизводства лесов. Ответственность

за нарушение лесного законодательства наступает при наличии состава правонарушения,

то есть четырех его элементов: 1) противоправного поведения, результатом которого

стали 2) вредные последствия; при этом должна присутствовать 3) прямая связь

между действием (бездействием) и наступившим вредом; и, наконец, 4) вина правонарушителя.

Если нет в наличии какого-либо из этих четырех элементов, то и не может быть

Эффективной мерой ответственности за нарушение лесного законодательства,

согласно Кодексу об административных правонарушениях является штраф. Размеры

штрафов, указанные в КоАП РСФСР в связи с инфляцией изменяются. Чтобы размер

их соответствовал степени содеянного, в Кодекс периодически вносятся поправки.

Штрафы за различные лесонарушения колеблются от незначительных сумм (часть

минимального месячного размера оплаты труда) до нескольких размеров этой оплаты.

За что же налагаются штрафы? Кодекс указывает несколько административных

правонарушений, наказываемых штрафом:

— незаконное использование участков земель государственного лесного фонда

для раскорчевки, возведения построек, переработки древесины, устройства складов

и т.п. без надлежащего разрешения на использование этих участков (ст.61 КоАП

— нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки

и вывозки древесины и заготовки живицы (ст.62);

— незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение

или повреждение лесных культур, сеянцев либо саженцев в лесных питомниках

и на плантациях, а также молодняка естественного происхождения и самосева

на площадях, предназначенных под лесовосстановление (ст.63);

— уничтожение или повреждение подроста в лесах (ст.64);

— осуществление лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями,

предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете (ст.65);

— нарушение правил и инструкций по восстановлению, улучшению состояния

и породного состава лесов, повышению их продуктивности, а также по использованию

ресурсов спелой древесины (ст.66);

— повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях государственного

лесного фонда (ст.67);

— самовольное сенокошение и пастьба скота в лесах и на землях государственного

лесного фонда, не покрытых лесом, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов,

грибов, ягод и т.п. на участках, где это запрещено или допускается только

по лесным билетам (ст.68);

— сбор дикорастущих плодов, орехов, ягод и т.п. с нарушением установленных

сроков их сбора (ст.69);

— ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, цехов,

агрегатов, транспортных путей, коммунальных и других объектов, не обеспеченных

устройствами, предотвращающими вредное воздействие на состояние и воспроизводство

— повреждение леса сточными водами, химическими веществами, промышленными

и коммунально-бытовыми выбросами, отходами и отбросами, влекущее его усыхание

или заболевание (ст.71);

— засорение лесов бытовыми отходами и отбросами (ст.72);

— уничтожение или повреждение лесоосушительных канав, дренажных систем

и дорог на землях государственного лесного фонда (ст.73);

— уничтожение и повреждение ограничительных знаков в лесах (ст.74);

— уничтожение полезной для леса фауны (муравьев, насекомоядных птиц и

— нарушение требований пожарной безопасности в лесах;

— уничтожение или повреждение леса в результате поджога или небрежного

обращения с огнем, а также нарушение требований пожарной безопасности в лесах,

повлекшее возникновение лесного пожара либо распространение его на значительной

Ранее должностные лица государственных органов управления лесным хозяйством,

входящие в состав государственной лесной охраны, в соответствии со ст.221

КоАП РСФСР имели право штрафовать только за нарушения требований пожарной

безопасности в лесах. Штрафы за остальные нарушения лесного законодательства

налагались административными комиссиями при районных (городских) исполкомах.

После принятия Основ лесного законодательства и Лесного кодекса Российской

Федерации (ст.110) должностные лица федерального органа управления лесным

хозяйством и его территориальных органов получили право налагать административные

штрафы на должностных лиц и граждан за все виды нарушений лесного законодательства.

Кодексом об административных правонарушениях детально урегулирован порядок

Читайте так же:  Договор купли продажи в великом новгороде

производства по делам об административных правонарушениях. О совершении административного

правонарушения уполномоченным на то должностным лицом либо представителем

общественности составляется протокол, который направляется должностному лицу,

в компетенцию которого входит рассмотрение таких дел. Это должностные лица

государственных органов управления лесным хозяйством.

Ознакомившись с делом, должностное лицо выносит постановление о наложении

штрафа или о его прекращении, о чем объявляется виновному. Копия постановления

вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. Постановление

может быть обжаловано им и потерпевшим, если таковой имеется. Жалоба направляется

в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской)

суд, решение которого является окончательным. Она подается в течение десяти

дней со дня вынесения постановления. Поступление жалобы в этот срок приостанавливает

исполнение постановления до ее рассмотрения.

Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее пятнадцати дней со дня

вручения постановления, а в случае его обжалования или опротестования — не

позднее пятнадцати дней со дня уведомления об отклонении жалобы или протеста.

Если штраф в этот срок не будет уплачен добровольно, постановление о взыскании

штрафа направляется для удержания его из заработной платы, пенсии или стипендии

нарушителя в принудительном порядке.

Дисциплинарная ответственность за нарушение лесного законодательства,

о которой ст.110 ЛК РФ не упоминает, применяется в случаях, когда оно явилось

следствием ненадлежащего выполнения работником своих служебных обязанностей.

В данном случае нарушение лесного законодательства должно быть одновременно

нарушением работником своих трудовых, служебных обязанностей, указанных в

нормах Кодекса законов о труде.

Право применять дисциплинарные взыскания предоставлено руководителям

предприятий, учреждений и организаций. Взыскания на работников, несущих дисциплинарную

ответственность в порядке подчиненности, налагаются вышестоящими в порядке

подчиненности органами или должностными лицами. Обязанности рабочих и служащих

по соблюдению трудовой дисциплины, виды дисциплинарных взысканий, порядок

их наложения и обжалования предусмотрены КЗоТ РФ.

Законодательство предусматривает следующие виды дисциплинарных взысканий:

замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на

срок до трех месяцев или перевод на низшую должность на тот же срок. Крайней

мерой дисциплинарного взыскания является увольнение.

Уголовная ответственность наступает за нарушения лесного законодательства,

признанные Уголовным кодексом Российской Федерации преступлениями.

Согласно ст.260 УК РФ незаконная порубка, а равно повреждение до степени

прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо

в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников

и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния

совершены в значительном размере, — наказываются штрафом в размере от пятидесяти

до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или

иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо лишением права занимать

определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до

трех лет, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного

года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста

деревьев, кустарников и лиан в лесах всех групп, а также насаждений, не входящих

в лесной фонд, если эти деяния совершены: а) неоднократно; б) лицом с использованием

своего служебного положения; в) в крупном размере, — наказываются по названной

статье УК РФ штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты

труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период

от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти

до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года

до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев с лишением права занимать

определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от

трех лет или без такового.

Значительным размером в настоящей статье признается исчисленный по установленным

таксам ущерб, в двадцать раз превышающий минимальный размер оплаты труда,

установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения

преступления, крупным размером — в двести раз.

Статья 261 УК РФ наказывает уничтожение или повреждение лесов, а равно

насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения

с огнем или иными источниками повышенной опасности штрафом в размере от двухсот

до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы

или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными

работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

За уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих

в лесной фонд, путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате

загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами эта статья

устанавливает лишение свободы на срок от трех до восьми лет.

По ст.258 УК РФ незаконная охота, если это деяние совершено: а) с причинением

крупного ущерба; б) с применением механического транспортного средства или

воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения

птиц и зверей; в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

г) на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия

или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, — наказывается штрафом в размере

от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной

платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо

исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех

до шести месяцев.

То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения

либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров

оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за

период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет с

лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной

деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Как известно, некоторые представители животного и растительного мира

подлежат особой охране и поэтому они занесены в Красную книгу Российской Федерации.

Статья 259 УК РФ устанавливает: уничтожение критических местообитаний для

организмов, занесенных в Красную книгу РФ, повлекшее гибель популяций этих

организмов, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением

свободы на тот же срок.

За нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников

природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее

причинение значительного ущерба, согласно ст.262 УК РФ, лица, виновные в этом,

наказываются штрафом в размере от ста до пятисот минимальных размеров оплаты

труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период

от одного до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности

или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными

работами на срок до двух лет.

Уголовный закон охраняет земли, в том числе земли лесного фонда, от их

порчи и от других злоупотреблений. Так, по статье 170 УК РФ регистрация заведомо

незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного

кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти

деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным

лицом с использованием своего служебного положения, — наказываются штрафом

в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере

заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух

месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься

определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами

на срок от 120 до 180 часов.

По статье 254 УК РФ отравление, загрязнение или иная порча земли вредными

продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил

обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными

опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании

и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей

среде, — наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных

размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного

за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные

должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо

исправительными работами на срок до двух лет.

Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной

экологической ситуации, — наказываются ограничением свободы на срок до трех

лет или лишением свободы на тот же срок.

Лесной кодекс РФ предусматривает ряд новых в сравнении с прежними Основами лесногоЛесной кодекс запрещает субаренду участков лесного фонда.

Лесной кодекс понимает под лесопользователем «граждан и юридических лиц, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками.

Правовое понятие леса определено Лесным кодексом РФ – лес представляет собой совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов.

Лесной кодекс РФ предусматривает деление лесов в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением, их местоположением и выполняемыми ими.

Лесной фонд РФ образуют леса Российской Федерации вместе с землями лесного фонда, не покрытыми лесной растительностью. (ст. 7 Лесного кодекса РФ).

Лесной кодекс РФ также предусматривает в незначительной мере право частной собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность.

Согласно Лесному кодексу РФ, в целях предотвращения лесных пожаров, борьбы с ними, а также с вредителями и болезнями леса на органы государственной власти возлагается.

Еще более детально увязываются с экологическими отношениями лесные отношения. … см.: Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации.

§ 1. Лесное законодательство России. Развитие понятия леса. Основополагающие нормы лесного права содержит Лесной кодекс Российской Федерации 1997 г ., заменивший Основы.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ

система мер воздействия, распространяющаяся на граждан и юридических лиц, виновных в нарушении лесного законодательства РФ.

Основанием юридической ответственности является правонарушение. К ответственности можно привлечь только за противоправное деяние, которое совершено с нарушением норм закона и иных нормативных правовых актов. Это понятие не следует смешивать с правомерными поступками. В случае причинения правомерного ущерба (вреда) лесному хозяйству выплачиваются понесенные потери. Напр., при переводе (изъятии) участков лесного фонда первой группы для строительства магистральных нефтепроводов лесному хозяйству перечисляется плата за перевод (изъятие). Безусловно, что для природного объекта строительство нефтепровода является негативным фактором, но он правомерен, т. к. производится с соблюдением норм закона.

В зависимости от характера совершенного нарушения лесного законодательства различают административную, уголовную и гражданскую ответственность.

Каждому виду юридической ответственности присущи специфические меры наказания и особый порядок их применения.

Уголовная — ответственность за нарушение лесного законодательства РФ, признанная Уголовным кодексом РФ преступлениями. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (незаконная охота, незаконная рубка деревьеви кустарников или повреждение лесов и др.).

Уголовная ответственность наступает только за совершение преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

В Уголовном кодексе РФ экологическим преступлениям посвящена глава 26, включающая две статьи за нарушение лесного законодательства — 260 и 261. Мерой уголовного наказания является штраф, исправительные работы, арест, лишение права занимать определенные должности, лишение свободы. Порядок производства по уголовным делам определяется Уголовно процессуальным кодексом РФ от 18 декабря 2001 г. 174 ФЗ, который вступил в силу с 1 июля 2002 г.

Читайте так же:  Простой патент

Административная — ответственность за нарушение лесного законодательства РФ, признанная Кодексом РФ об административных правонарушениях административным правонарушением (проступком), в виде административных взысканий, налагаемых должностными лицами государственной лесной охраны на граждан и юридических лиц, допустивших правонарушения.

Административная ответственность наступает в результате совершения конкретным лицом административного правонарушения и проявляется в применении административных наказаний (предупреждение, штраф и т. д.). Регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие(бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (ст. 2.3 КоАП РФ).

Применительно к правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования административное законодательство предусматривает следующие виды административных наказаний (ст. 3.2 КоАП РФ):предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (по решению суда), конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения (по решению суда). Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица в письменной форме.

Наиболее распространенным видом административной ответственности является штраф (в переводе с немецкого — наказание). Цель штрафа воспитательная и предупредительная. Несмотря на то, что штрафные санкции связаны с определенными денежными суммами, штраф никогда не рассматривался как мера компенсации.

Поэтому сумма штрафа может превышать причиненный вред или быть меньше его, а может назначаться при отсутствии какого либо вреда. Взыскание административного штрафа по действующему правилу не освобождает виновного от обязанности возмещения причиненного вреда.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 23.24 КоАП РФ органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 7.1 (в части участков земель лесного фонда и земель лесов,

не входящих в лесной фонд), частью 2 ст. 7.2 (в части уничтожения или повреждения знаков особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и др. сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), ст. 7.8 (об административных правонарушениях, совершенных на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд), ст. 7.9 и 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования участками лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд), ст. 7.11 (об административных правонарушениях, совершенных на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд),

ст. 8.5 (в части сокрытия или искажения информации о состоянии лесов, земель лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, а также о состоянии находящихся на них водных объектов, объектов животного мира и среды их обитания), ст. 8.7, 8.8 и 8.12, 8.13 (об административных правонарушениях, совершенных на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд), ст. 8.24—8.32 и 8.33—8.37 (об административных правонарушениях, совершенных на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд).

Должностные лица органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда, имеют право также составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 ст. 19.4, частью 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ.

Однако рассматривать эти дела имеют право только судьи (ст. 23.1 КоАП РФ).

Размер административного штрафа, налагаемого государственным инспектором в зоне деятельности лесхоза, не может превышать три минимальных размера оплаты труда. Более высокие размеры штрафов могут налагать: главный государственный инспектор РФ и его заместители, главные государственные инспектора в субъектах РФ и их заместители, старшие государственные инспектора РФ, старшие государственные инспектора в зоне деятельности лесхозов по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводства лесов, их заместители (п. 2 ст. 23.24 КоАП РФ).

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения, а за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды — по истечении одного года. При длящемся правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ). Главной задачей производства является обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении с целью разрешения его в соответствии с законом.

Можно выделить следующие обязательные стадии производства: возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28); рассмотрение дела об административном правонарушении (гл. 29); пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл. 30); исполнение постановления по делу об административном правонарушении (гл. 31, 32).

Гражданско-правовая ответственность предусмотрена нормами гражданского права за нарушение договорных обязательств или за причинение имущественного внедоговорного вреда, носит компенсационную направленность и преследует цель – восстановление нарушенных имущественных прав. Гражданское право по отношению к лесному выполняет охранительную и компенсационную функции. Применение гражданско-правовой ответственности всегда связано с возмещением убытков, причиненного ущерба, уплатой неустоек, возмещением морального вреда. Имущественная санкция имеет своей целью восстановление или компенсацию нарушенного права потерпевшего. В зависимости от основания возникновения ответственности различают: договорную и внедоговорную (деликтную) ответственность. В первом случае уплачивается неустойка, во втором — возмещается ущерб за причиненный вред. Необходимость разграничения договорной и внедоговорной ответственности обусловлена тем, что они подчиняются различным правилам. В случае нарушения договорного обязательства, например на право пользования участком лесного фонда, убытки (ущерб) и неустойка возмещаются в соответствии со ст. 393—406Гражданского кодекса РФ. Если же вред причинен лицом, не состоящим в договорных отношениях с лесхозом, он возмещается в соответствии со ст. 1064—1083Гражданского кодекса РФ. К договорной ответственности относится ответственность лесопользователей за нарушение правил отпуска древесины на корню при краткосрочном и долгосрочном пользовании участками лесного фонда. Мерой ответственности является уплата неустойки лицом, нарушившим лесохозяйственные требования. Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, подлежащая уплате в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (ст. 330 ГК РФ). Размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований устанавливаются Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ, утвержденными Правительством РФ. Законная неустойка применяется независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон или нет (ст. 332 ГК РФ). Более того, согласно подпунктам «н», «р», «у» и «х» п. 72 Правил отпуска древесины на корню, уплата неустоек не освобождает лесопользователей от устранения нарушений в установленный лесхозом срок. При невыполнении в установленный срок: очистки лесосек; окорки древесины, обработки ее инсектицидами в летний период; действий, предотвращающих уничтожение, повреждение или захламление в лесном фонде искусственных или естественных водоемов; сроков приведения в надлежащее состояние и сроков возврата лесхозу участков лесного фонда после окончания работ — неустойки взимаются повторно, вплоть до полного устранения нарушений. Кроме законной неустойки, в лесных правоотношениях возможна и договорная неустойка, которая не может быть ниже законной.

Основанием гражданско-правовой ответственности является нарушение субъективных гражданских прав, в т. ч. для договорной ответственности таким основанием будет нарушение договора.

Характерным принципом гражданского права (в отличие от др. отраслей права) является принцип презумпции(предположения) вины должника, поэтому бремя доказывания отсутствия своей вины (если наличие вины является необходимым условием) возлагается на лицо, допустившее нарушение обязательства (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

При договорной ответственности, которая наступает в результате нарушения Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ, основанием для подачи искового заявления в арбитражный суд является оформленный акт освидетельствования мест рубок. Привлечение лесонарушителей к уголовной или административной ответственности не освобождает виновных от выполнения обязанности возместить вред (внедоговорная ответственность). Основанием для возмещения ущерба является Протокол о нарушении лесного законодательства как первичный документ, который составляется по соответствующей форме согласно Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной постановлением Госкомитета СССР по лесному хозяйству от22.04.1986 г. 1. Инструкция действует в части, не противоречащей действующему законодательству.

В случае привлечения лица к административной ответственности протокол составляется в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Для привлечения к гражданско-правовой ответственности протокол составляется в соответствии с нормами вышеуказанной Инструкции.

§ 7. Ответственность за нарушения лесного законодательства

Понятие лесонарушения. Статья 110 ЛК предусматривает меры административной и уголовной ответственности за нарушение лесного законодательства. Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст. 111 ЛК граждане и юридические лица обязаны возместить ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством РФ.
Основанием привлечения к ответственности служит состав правонарушения, который представляет собой противоправное поведение (действие или бездействие), результатом которого является наступление вредного результата, наличие причинной связи между действием (бездействием) и наступившим вредом, а также наличие вины правонарушителя. Такое правонарушение называется лесонарушением. Лесонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие), наносящее ущерб лесному хозяйству или нарушающее установленный порядок лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.
Административная ответственность. Административная ответственность за нарушения лесного законодательства предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях РСФСР. Основная мера ответственности — штраф.
КоАП РСФСР предусматривает несколько видов составов административных проступков:
нарушение права государственной собственности на леса, выразившееся в самовольной переуступке права лесопользования, а также совершении других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на леса (ст. 48);
незаконное использование участков земель лесного фонда для раскорчевки, возведения построек, переработки древесины, устройства складов и т.п. без надлежащего разрешения на использование этих участков (ст. 61);
нарушение порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины и заготовки живицы (ст. 62);
незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных культур, сеянцев либо саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняка естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных под лесовосстановление (ст. 63);
уничтожение или повреждение подроста в лесах (ст. 64);
осуществление лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете (ст. 65);
нарушение правил и инструкций по восстановлению, улучшению состояния и породного состава лесов, повышению их продуктивности, а также по использованию ресурсов спелой древесины (ст. 66);
повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях лесного фонда (ст. 67);
самовольное сенокошение и пастьба скота в лесах и на землях лесного фонда, не покрытых лесом, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и т.п. на участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам (ст. 68);
сбор дикорастущих плодов, орехов, ягод и т.п. с нарушением установленных сроков их сбора (ст. 69);
ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, транспортных путей, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими вредное воздействие на состояние и воспроизводство лесов (ст. 70);
повреждение леса сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бытовыми выбросами, отходами и отбросами, влекущее его усыхание или заболевание (ст. 71);
засорение лесов бытовыми отходами и отбросами (ст. 72);
уничтожение или повреждение лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог на землях лесного фонда (ст. 73);
уничтожение и повреждение ограничительных знаков в лесах (ст. 74);
уничтожение полезной для леса фауны (муравьев, насекомоядных птиц и т.п.) (ст. 75);
нарушение требований пожарной безопасности в лесах;
уничтожение или повреждение леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем, а также нарушение требований пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение лесного пожара либо распространение его на значительной площади (ст. 76).
Штрафы за административные правонарушения налагаются должностными лицами Минприроды и его территориальных органов в пределах установленных законодательством РФ полномочий указанных должностных лиц.
Уголовная ответственность. Уголовная ответственность за нарушения лесного законодательства предусмотрена УК РФ. Согласно ст. 260 УК РФ незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере, — наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
Незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах всех групп, а также насаждений, не входящих в лесной фонд, если эти деяния совершены неоднократно; лицом с использованием своего служебного положения; в крупном размере, — наказываются по ст. 260 УК штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех лет или без такового.
Значительным размером признается исчисленный по установленным таксам ущерб, в двадцать раз превышающий минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством РФ на момент совершения преступления, крупным размером — в двести раз.
Статья 261 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности в виде штрафа в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
За уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами указанная норма УК РФ устанавливает лишение свободы на срок от трех до восьми лет.
Гражданско-правовая ответственность за нарушения лесного законодательства. Применение гражданско-правовых норм в случаях возмещения вреда, причиненного нарушением лесного законодательства, имеет ряд особенностей. Во-первых, ущерб, причиненный при рубках главного пользования, подсочке древостоев, рубках промежуточного пользования, прочих рубках, рубках леса при переводе в установленном порядке лесных земель в нелесные в целях, как связанных, так и не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, при строительстве объектов и производстве на участках лесного фонда работ, не связанных с ведением лесного хозяйства, возмещается в форме неустоек. Неустойки за совершение большинства лесонарушений определяются в размере, кратном ставке лесных податей либо в размере кратном стоимости создания и выращивания лесных культур; работ по очистке мест рубок; работ по восстановлению уничтоженных или поврежденных водоемов, рек, ручьев и т.п. либо иных объектов; работ по приведению участков лесного фонда в состояние, пригодное для использования, и т.д.
Во-вторых, за ряд лесонарушений ущерб возмещается по таксам для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству. Общим принципом таксового определения размера ущерба является его зависимость от характера допущенных нарушений законодательства о лесах, размера, количества уничтоженных или поврежденных деревьев и кустарников и группы лесов, где совершено правонарушение.

Читайте так же:  Лишение прав за употребление марихуаны

* СЗ РФ. 1998. № 23. Ст. 2553.

Так, за рубку или повреждение плюсовых, семенных деревьев и деревьев в семенных группах, куртинах и полосах взыскивается неустойка в размере 15-кратной ставки лесных податей за древесину срубленных или поврежденных плюсовых, семенных деревьев и деревьев в семенных группах, куртинах и полосах.
За самовольную рубку, уничтожение, повреждение деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке, размер неустойки составляет 30-кратную ставку лесных податей за древесину срубленных, уничтоженных, поврежденных деревьев, кустарников и лиан.
В случае рубки или повреждения до степени прекращения роста деревьев за пределами переданных лесопользователю лесосек взыскивается неустойка в размере 10-кратной ставки лесных податей за древесину срубленных или поврежденных деревьев.
Повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению в соответствии с лесорубочным билетом или ордером, и лесных культур влечет взыскание неустойки в размере трехкратной стоимости создания и выращивания лесных культур до возраста, соответствующего возрасту поврежденного или уничтоженного подроста или лесных культур.
За уничтожение верхнего плодородного слоя почвы при заготовке и трелевке древесины взыскивается неустойка в размере 0,12 ставки лесных податей за 1 куб. м древесины главной породы за каждый квадратный метр площади, на которой содран или уничтожен верхний плодородный слой почвы.
В случае уничтожения, повреждения или захламления в лесном фонде искусственных или естественных водотоков, рек, ручьев, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других дорожных и гидромелиоративных сооружений, просек, дорог, используемых для целей лесного хозяйства, неустойка составляет двукратную стоимость восстановления уничтоженных, поврежденных объектов или их очистки.
Неустойка взыскивается также в случаях несоблюдения правил подсочки древостоев.
За невыполнение лесовосстановительных мероприятий на вырубках и других не покрытых лесом землях, несвоевременную передачу лесхозам участков лесного фонда с проведенными лесовосстановительными мероприятиями взыскивается неустойка в размере однократной стоимости создания и выращивания лесных культур до перевода занимаемых ими площадей в покрытые лесом земли и т.д.
Уплата неустоек не освобождает лесопользователей от устранения нарушений в установленный лесхозом срок. При невыполнении этих требований в срок неустойки взимаются повторно вплоть до полного устранения нарушений. Споры в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, в том числе об ограничении, приостановлении и прекращении права пользования, о взыскании неустоек разрешаются в судебном порядке.

* СЗ РФ. 1998. № 23. Ст. 2553.

Так, за незаконную порубку, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан размер взысканий исчисляется следующим образом. В случае незаконной порубки, уничтожения или повреждения деревьев до степени прекращения роста взыскивается десятикратная таксовая стоимость древесины незаконно срубленных, уничтоженных или поврежденных до степени прекращения роста деревьев. За незаконную порубку, уничтожение или повреждение деревьев, не достигших диаметра на высоте груди 12 см для хвойных и 16 см для лиственных пород, — десятикратная таксовая стоимость древесины деревьев указанных диаметров.
Незаконная порубка, уничтожение или повреждение кустарников хвойных пород и лиан до степени прекращения роста влечет возмещение ущерба за каждый незаконно срубленный, уничтоженный или поврежденный куст в размере семикратной таксовой стоимости древесины одного дерева сосны диаметром на высоте груди 12 см. Если это нарушение допущено в отношении лиственных пород, то за каждый незаконно срубленный, уничтоженный, поврежденный куст или лиану взыскивается семикратная таксовая стоимость древесины одного дерева березы диаметром на высоте груди 16 см. За каждый незаконно срубленный, уничтоженный, поврежденный куст или лиану, выращиваемые в лесных культурах и на плантациях, размер взысканий удваивается.
Таксы установлены и за другие лесонарушения: уничтожение или повреждение сеянцев либо саженцев в лесных питомниках; самовольное сенокошение и пастьбу скота; повреждение сенокосов и пастбищ на землях лесного фонда, самовольное побочное лесное пользование и др. Размер взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству, исчисляется во всех случаях по совокупности совершенных видов нарушений лесного законодательства.
В случаях, когда размер взысканий за ущерб, причиненный нарушениями лесного законодательства, исчисляется по таксам за древесину, отпускаемую на корню, таксы применяются без установленных норм снижения стоимости древесины (скидок), а надбавка — в максимальном размере независимо от удаленности квартала (урочища) во всех лесотаксовых поясах.
Размер взысканий за нарушения лесного законодательства, совершенные в лесах I группы, а также в особо защитных участках лесов всех групп, увеличивается в два раза. Незаконная прорубка, уничтожение, повреждение деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке правилами отпуска древесины на корню, правилами рубок и другими нормативными документами, влечет увеличение установленных размеров взысканий в два раза. При этом применяются таксы на древесину кедра (дуба) по первому лесотаксовому поясу.
Ответственность за уничтожение или повреждение лесных культур, плантаций, сеянцев и саженцев в лесных питомниках лосями, кабанами и другими охотничье-промысловыми животными в случаях превышения действующих нормативов их численности несут юридические лица, которым переданы в пользование (аренду) охотничьи угодья на землях лесного фонда.

Для исчисления размера ущерба, причиненного лесному хозяйству дикими копытными животными, к которым относятся лось, благородный и пятнистый олени, косуля, Рослехозом 10 ноября 1997 г. утверждена Методика учета ущерба, нанесенного копытными-дендрофагами лесному хозяйству.

Читайте так же:

  • Приказ от 110111 Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)" (с изменениями и дополнениями) Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N […]
  • Лицензия в тирасполе Лицензия в тирасполе ИОДОБРОМНЫЕ ВАННЫ: Лечебное воздействие на больного, погруженного в йодо-бромную ванну, Иодобромные ванны оказывают регулирующее влияние на функцию щитовидной железы, гипофизорно-надпочечную систему, мягкое действие на сердечнососудистую систему, усиливают процессы […]
  • Налоговые ставки на транспортный налог 2019 москва Транспортный налог 2017. Ставки. Москва Наименование объекта налогообложения налоговая ставка в рублях Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно свыше 100 л.с. до 125 л.с. (свыше 73,55 кВт до 91,94 кВт) включительно свыше […]
  • 111 закон фз Статья 111 44-ФЗ - Особенности осуществления закупок в соответствии с решением правительства Российской Федерации 1. Правительство Российской Федерации вправе определить особенности осуществления конкретной закупки, в том числе установить способ определения поставщика (подрядчика, […]
  • 114 уголовный кодекс Статья 114. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление 1. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов […]