Меню

1 банкротство субъектов предпринимательской деятельности

Банкротство субъектов предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность всегда связывается с рисками. Следовательно, могут произойти ситуации, когда у предпринимателя не имеется финансовых средств или другого имущества, необходимого для погашения задолженностей. Чтобы в дальнейшем обязательства должника не увеличивались и долги не продолжали стремительно расти, проводится процедура банкротства.

В Российском законодательстве банкротство субъектов предпринимательской деятельности – процедура признания несостоятельности арбитражным судом.

Она проводится, если должник не может погасить запросы кредиторов по условиям договора, либо не может перечислить деньги за обязательные платежи, к которым относятся налоги и сборы, предусмотренные законодательством РФ.

Все положения банкротства предпринимателя регулируются в ФЗ от 2002 г. «О несостоятельности». Отдельные нормы, имеющие отсылочный характер к Закону, содержатся в Гражданском Кодексе РФ.

  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но это не гарантирует решение именно вашей проблемы.
  • Информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте. (Простите нас)

Просто опишите ситуацию, чтобы узнать у дежурного консультанта, как решить вашу задачу

  • Телефоны для Москвы: +7 (499) 703-43-52
  • Телефоны для СПБ: +7 (812) 309-57-61

Для регионов 8 (800) 333-45-16 ДОБ.530

Какие субъекты могут быть признаны несостоятельными?

К числу субъектов предпринимательской деятельности, в отношении которых является возможным проведение банкротства, относятся:

  • Индивидуальные предприниматели, исключением из них не считаются фермерские хозяйства;
  • Коммерческие предприятия, кроме казенных (государственных);
  • Некоммерческие компании. Исключения: политические движения, партии, клерикальные организации.

Если субъект признается несостоятельным, это приводит к его ликвидации. В случае банкротства индивидуального предпринимателя происходит аннулирование его регистрации в Государственном реестре, более того аннулируются все лицензии, им оформленные.

Черты несостоятельности

Главный признак банкротства – неплатежеспособность должника. Он теряет способность удовлетворять запросы кредиторов, указанные в договорах.

Должник будет считаться банкротом, если он не выплачивает обязательные платежи и не выполняет договорные обязательства более трех месяцев.

Считается, что единственным оправданием такой длительной неуплаты средств является отсутствие финансов. Должник может опровергнуть это мнение и исполнить свои обязательства, тем самым избежав признания несостоятельности.

Важно! При определении неплатежеспособности не принимаются во внимание: штрафные санкции, пенни, проценты, долги, образовавшиеся не из финансовых или гражданских соглашений.

Порядок рассмотрения дела

Дело о банкротстве рассматривается в арбитражном суде. Обратиться в него с заявлением о признании субъекта деятельности несостоятельным может сам банкрот, кредиторы или уполномоченные органы.

Должник может обратиться с заявлением в судебную инстанцию, если имеются обстоятельства, подтверждающие неспособность субъекта деятельности исполнять денежные обязательства по соглашениям или выплачивать обязательные платежи.

Заинтересованность собственника связывается с тем, что при процедуре несостоятельности у него будет время для восстановления платежеспособности или он сможет погасить все долги перед кредиторами в соответствии с законодательством страны.

Федеральным законом предусматривается ряд случаев, когда обращение должника в суд с заявления является его обязанностью, а не решением:

  • Во-первых, запросы одного или нескольких кредиторов не позволяют удовлетворить в полной мере требования остальных кредиторов;
  • Во-вторых, орган управления субъекта деятельности принял решение на общем собрании об обращении в судебную инстанцию;
  • В-третьих, при взыскании имущества должника, хозяйственная деятельность станет невозможной или осложнится;
  • В-четвертых, если при ликвидации юридического лица стало известно, что у него имеются задолженности.

Если все запросы кредиторов не удается удовлетворить в полной мере, то с заявлением в суд необходимо обратиться ликвидационной комиссии. При невыполнении подобной обязанности и члены комиссии, и должник несут субсидиарную ответственность.

Подать заявление в суд могут один или сразу несколько кредиторов. Заявление будет рассматриваться, если сумма задолженности превышает 100.000 руб. Если размер долга будет меньше, то дело о банкротстве не откроется.

При принятии заявления назначается судебное заседание. Во время него осуществляется проверка обоснованности требований:

  1. Если они оказываются обоснованными, то в судебной форме вводится порядок наблюдения;
  2. Если требования оказываются необоснованными, то суд отказывает в признании должника банкротом.

В каком случае требования могут считаться необоснованными:

  • Размер долга на деле не превышает 100.000 руб.;
  • Отсутствуют все признаки, указывающие на несостоятельность субъекта;
  • На момент рассмотрения дела в заседании, требования кредиторов были удовлетворены.

Сколько хранить документы после ликвидации ООО, смотрите тут.

Какими могут быть решения суда?

После рассмотрения дела о признании несостоятельности, суд может вынести такие решения:

  • Отказ в признании субъекта деятельности банкротом. Подобное решение имеет место быть при отсутствии признаков несостоятельности, других ситуациях, предусмотренных законодательством;
  • Признание субъекта деятельности банкротом и открытие производства. Это решение принимается, когда запросы кредиторов обоснованы, основания для открытия внешнего управления отсутствуют;
  • Введение финансового оздоровления. Если выявлены признаки банкротства, но имеется вероятность восстановления платежных способностей, то судом назначается внешнее управление;
  • Закрытие дела. Такое решение принимается, если в процессе финансового оздоровления платежеспособность была восстановлена или в период рассмотрения дела были удовлетворены запросы кредиторов.

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление направлено на восстановление платежной способности субъекта деятельности. Это необходимо для погашения его долгов перед кредиторами.

В процессе оздоровления должник самостоятельно ведет деятельность, но присутствуют некоторые ограничения и контроль со стороны.

Финансовое оздоровление назначается по просьбе должника или кредиторов. При вводе оздоровления, судом определяется порядок удовлетворения запросов, период оздоровления (его срок не может быть более 2 лет), выбирается административный управляющий.

Конкурсное производство

Конкурсное производство применяется по отношению к субъекту деятельности, который уже признан банкротом. Оно необходимо для соразмерного удовлетворения запросов кредиторов.

Период его ведения составляет год. По решению арбитражного суда этот срок может быть продлен, но не более чем на полгода.

Открытие конкурсного производства происходит в момент объявления субъекта деятельности банкротом. Основные правовые последствия:

  • Перестают начисляться штрафные санкции, пенни, проценты по долгам;
  • Требования остальных кредиторов могут быть удовлетворены только при их записи в реестр запросов;
  • Органы, осуществляющие управление субъектов, отстраняются от работы, если не происходило процедуры внешнего управления.

Для проведения производства назначается конкурсный управляющий. К нему на определенный период времени переходят все права по управлению. Главные задачи управляющего – формирование конкурсной массы и проведение с ней расчетов.

В чем заключаются этапы ликвидации ООО, читайте по этой ссылке.

Подробности о том, как ликвидировать ООО на УСН в этой статье.

Мировое соглашение

Также существует возможность заключения мирового соглашения. В нем содержатся взаимные уступки сторон, прекращающие ведение дела о банкротстве. При заключении мирового соглашения стороны приходят к компромиссу.

В соглашении обязательно должна указывать сумма задолженности, порядок и условия её погашения.

Этот документ вступает в действие только по решению суда. Заключить его можно на любом этапе рассмотрения дела. От кредиторов заявление подписывается представителем, со стороны банкрота конкурсным управляющим.

  • Телефоны для Москвы: +7 (499) 703-43-52
  • Телефоны для СПБ: +7 (812) 309-57-61

Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательской деятельности

Согласно ст.65 ГК РФ юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. Аналогично, в силу ст.25 ГК РФ индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

Основания и порядок признания субъекта предпринимательской деятельности несостоятельным (банкротом) устанавливается специальным законодательством.

Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве). Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», Федеральный закон от 9 июля 2002 г. «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», а также иные нормативные акты.

Согласно ст.2 Закона о банкротстве несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство).

При этом под денежным обязательством в целях Закона о банкротстве понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ, бюджетным законодательством РФ основанию, а под обязательными платежами — налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ.

Как видно из определения, законодатель употребляется термины «несостоятельность» и «банкротство» как синонимичные, равнозначные. В юридической же литературе отмечается, что эти два явления имеют различную правовую природу и служат основанием для наступления различных правовых последствий. Одна из сточек зрения: несостоятельность по своему содержанию предшествует банкротству, которое, в свою очередь, является одним из возможных последствий несостоятельности (наряду с восстановлением платежеспособности должника).

Признаки несостоятельности (банкротства) (ст.3 Закона о банкротстве):

1) для юридических лиц

Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены ( критерий неплатежеспособности ). Размер задолженности при этом не имеет значения, так как он учитывается только в системе признаков, достаточных для принятия судом заявления о банкротстве должника.

2) для физических лиц

Гражданин считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества ( критерий неоплатности ).

Для отдельных категорий должников установлены иные признаки несостоятельности (банкротства). Например, для кредитных организаций срок неисполнения сокращен до одного месяца, а для стратегических предпринятий и организаций данный срок увеличен до шести месяцев (ст.190 Закона о банкротстве).

В отношении юридических лиц — естественных монополистов топливно-энергетического комплекса в соответствии с Законом РФ от 24 июня 1999 г. «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий ТЭК» применяется критерий неоплатности. Такая организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены организацией-должником в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации-должника, в том числе права требования (ст.2).

Эта норма действует до 1 июля 2009 г., т.е. до момента вступления в силу §6 гл. IX Закона о банкротстве, который регламентирует банкротство любых естественных монополистов; при этом критерий неоплатности не сохраняется.

Следует отметить, что наличие признаков несостоятельности (банкротства) не является само по себе основанием для признания должника несостоятельным (банкротом).

Для признания должника несостоятельным (банкротом) по общему правилу необходимо в совокупности:

1) наличие признаков банкротства.

2) размер задолженности: требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику-гражданину — не менее десяти тысяч рублей.

Эти два требования являются условием для возбуждения в арбитражном суде дела о банкротстве должника (ст.6 Закона о банкротстве).

3) официальное признание арбитражным судом должника несостоятельным (банкротом).

Согласно ст.53 Закона о банкротстве решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника, при отсутствии оснований для оставления заявления о признании должника банкротом без рассмотрения, введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

16.3. Банкротство предпринимательских организаций

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня (федеральный, бюджет субъекта РФ, местный бюджет) и в государственные социальные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных федеральным законодательством.

К конкретным причинам банкротства предприятий относятся: их низкая конкурентоспособность, чрезмерные затраты производства и оборота, недостаток оборотных средств, высокие проценты по кредиту, ухудшение экономической конъюнктуры и др.

Признаки банкротства. Признаком банкротства организации считается ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) неисполнение обязательств в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

Читайте так же:  Какой сейчас штраф за превышение скорости

Для определения признаков банкротства организации-должника принимается во внимание:

  • • размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги;
  • • суммы займов с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми организация-должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;
  • • обязательства по выплате авторского вознаграждения;
  • • обязательства перед учредителями (участниками) организации-должника, вытекающих из такого участия.

Для определения наличия признаков банкротства организации должны приниматься в расчет размеры обязательных платежей (налогов, сборов) без учета установленных федеральным законодательством штрафов (пени) и других финансовых (экономических) санкций.

Арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве, если требования к организации-должнику в совокупности составляют не менее 500 МРОТ.

В соответствии с федеральным законом заявление о признании организации банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств в арбитражный суд могут подать организация-должник, кредиторы и прокурор. В связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей – организация-должник, прокурор, налоговые органы и уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы (Пенсионного фонда РФ, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования).

При рассмотрении дела о банкротстве организации- должника применяются следующие процедуры: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, финансовое оздоровление и иные процедуры банкротства, предусмотренные Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) (табл. 16.2).

Наиболее распространенные процедуры банкротства

Процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния

Наблюдение является обязательной процедурой. С момента введения наблюдения арбитражный суд назначает временного управляющего из числа кандидатов, предложенных кредиторами, или из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих.

По окончании наблюдения временный управляющий должен представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложениях о возможности или невозможности восстановления платежеспособности организации должника.

Мероприятия в процедуре наблюдения

  • 1. Сообщение о введении наблюдения в печати (в течение 10 дней).
  • 2. Уведомление арбитражного суда о публикации.
  • 3. Уведомление руководства предприятия-должника о введении процедуры наблюдения.
  • 4. Запрос руководителю должника о предоставлении документов для анализа финансового состояния предприятия.
  • 5. Уведомление кредиторов о введении наблюдения.
  • 6. Представление (при необходимости) в арбитражный суд договора страхования ответственности временного управляющего.
  • 7. Уведомление ИФНС, ССП, ФСС о введении наблюдения.
  • 8. Уведомление банков о введении наблюдения.
  • 9. Запрос о предоставлении протокола собрания трудового коллектива.
  • 10. Контроль за уведомлением руководителя работников должника, учредителей (участников) должника, акционеров о введения процедуры наблюдения

и назначении временного управляющего.

  • 11. Контроль за сделками, совершаемыми должником в период наблюдения.
  • 12. Контроль за обеспечением сохранности имущества.
  • 13. Анализ финансового состояния предприятия-должника.
  • 14. Направление (при необходимости) в арбитражный суд требований о признании сделок должника недействительными.
  • 15. Выявление кредиторов должника.
  • 16. Запросы в ИФНС, ССП с целью выявления адресов неустановленных кредиторов и задолженности по оплате труда.
  • 17. Участие в судебных заседаниях по рассмотрению возражений должника на требования кредиторов.
  • 18. Составление реестра требований кредиторов с целью участия в первом собрании кредиторов.
  • 19. Подготовка и проведение первого собрания кредиторов.
  • 20. Отправка в арбитражный суд отчета внешнего управляющего о проведении наблюдения.
  • 21. Направление в СРО реестра кредиторов, финансового анализа, отчета, протоколов временного управляющего

Процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению имуществом

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения первого собрания кредиторов.

Внешнее управление вводится немедленно после определения арбитражного суда на срок нс более 12 мес., который может быть продлен на 6 мес.

С момента введения внешнего управления, который назначается арбитражным судом, одновременно прекращаются полномочия органов управления должника, которые должны в течение трех дней с момента назначения высшего управляющего передать ему бухгалтерскую и иную документацию организации, печати и штампы, материальные и иные ценности; снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Аресты имущества организации-должника и иные ограничения но распоряжению принадлежащим ему имуществом могут налагаться исключительно в рамках процесса о банкротстве. Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам организации-должника, сроки, исполнение которых наступило до введения внешнего управления

Процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов

Открытие конкурсного производства осуществляется с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Срок конкурсного производства не может превышать один год, но может быть продлен арбитражным судом на шесть месяцев.

Одновременно с открытием конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего.

Конкурсный управляющий после проведения инвентаризации и оценки имущества должника приступает к его продаже на открытых торгах, если кредиторами (собранием, комитетом) не установлено иное. Продажа имущества должна проводиться на торгах в форме аукциона. Имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному, должно продаваться только на закрытых торгах.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. После рассмотрения этого отчета арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

Конкурсный управляющий в течение семи дней с момента вынесения арбитражным судом определения должен представить данное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию организации-должника. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника. С момента внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник – ликвидированным

Процедура банкротства, применяемая на любой стадии

рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредитором

Мировое соглашение должник и кредиторы могут заключить на любой стадии. Согласно законодательству РФ мировое соглашение должно содержать всю информацию о размерах, сроках реализации обязательств, а также положения о прекращении обязательств должника. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом, после чего оно вступает в силу и является обязательным для всех участников мирового соглашения.

Мировое соглашение может содержать следующие условия:

  • • об уступке прав требования должника;
  • • отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника;
  • • скидке долга;
  • • исполнении обязательств должника третьими лицами;
  • • удовлетворении требований кредиторов другими способами;
  • • обмене требований на акции.

Мировое соглашение заключается после погашения задолженностей по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Если в ходе наблюдения или внешнего управления арбитражным судом утверждается мировое соглашение, то производства по делу о банкротстве прекращается. Полномочия временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего также прекращаются. С даты утверждения мирового соглашения начинается погашение задолженности перед кредиторами (ст. 159 Закона о банкротстве)

Процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком

Для введения финансового оздоровления должник или третьи лица (по согласованию с должником) должны обратиться на стадии наблюдения к первому собранию кредиторов (или арбитражному суду) с ходатайством о введении финансового оздоровления, с приложением плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и сведений о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 76–78 Закона о банкротстве). План финансового оздоровления и график погашения задолженности утверждаются собранием кредиторов (ст. 84–85 Закона о банкротстве).

Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством и др. способами. Соответствующее соглашение заключается в письменной форме в течение 15 дней с даты введения финансового оздоровления. Лица, предоставившие обеспечение, несут ответственность за неисполнение должником указанных обязательств в пределах стоимости имущества и имущественных прав, представленных в качестве обеспечения (ст. 79 и п. 2–3 ст. 75 Закона о банкротстве).

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на срок не более чем 2 года и одновременно суд утверждает административного управляющего (порядок его назначения, права и обязанности регламентируется ст. 83 Закона о банкротстве), осуществляющего контроль за деятельностью должника и ходом выполнения плана финансового оздоровления.

С момента введения финансового оздоровления требования кредиторов предъявляются только в рамках дела о банкротстве; отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; аресты на имущество должника и иные ограничения могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве; приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям; по долгам, возникшим до даты введения финансового оздоровления, перестают начисляться неустойки (штрафы, пени), проценты и иные финансовые санкции – взамен по этим долгам с даты введения финансового оздоровления начисляются проценты в размере ставки рефинансирования и др.

Не позднее, чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления, по которому административный управляющий составляет заключение. Если удовлетворены не все требования кредиторов или не предоставлен отчет, то созывается собрание кредиторов для принятия решения об обращении с ходатайством в арбитражный суд, либо о введении внешнего управления, либо о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства [1] .

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления суд принимает один из судебных актов (ст. 88, 92 Закона о банкротстве):

  • – определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует;
  • – определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
  • – совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать 2 года. Поэтому если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения судом вопроса о введении внешнего управления прошло более чем 18 месяцев, суд не может вынести определение о введении внешнего управления (ст. 92 Закона о банкротстве);
  • – решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства;
  • – при погашении должником всех требований кредиторов до истечения установленного срока финансовое оздоровление оканчивается досрочно и суд прекращает производство по делу о банкротстве (ст. 86 Закона о банкротстве)

Результатом рассмотрения в суде дела о банкротстве предприятия может быть:

  • ликвидация предприятия, которая, как отмечалось выше, влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. К числу законных возможностей ликвидации предприятий относятся их полная ликвидация, ликвидация с помощью реорганизации или смены учредителя, ликвидация предприятий после проведения сокращенной процедуры банкротства;
  • смена собственника, которая предполагает переход (передачу) права собственности на имущество организации от одного лица к другому лицу (или лицам), в частности при приватизации государственного или муниципального имущества, т.е. при отчуждении имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. при обращении имущества, находящегося в собственности организации, в государственную собственность. при передаче государственных предприятий в муниципальную собственность и наоборот; при передаче федерального государственного предприятия в собственность субъекта РФ и наоборот (ст. 61 ГК РФ);
  • продажа предприятия как имущественного комплекса, которая применяется, когда участники юридического лица намерены прекратить конкретный вид бизнеса, но продолжать заниматься иной предпринимательской деятельностью пол вывеской уже зарекомендовавшей себя компании.

Этапы купли-продажи предприятия.

  • 1. Принятие решения о сделке уполномоченным органом юридического лица, поскольку такая сделка обычно является крупной, т.е. превышающей 25% балансовой стоимости активов юридического лица. Если же цена превысит 50% стоимости активов, то такое решение принимается только общим собранием участников (акционеров) общества.
  • 2. Разработка договора и все необходимых документов (аудиторского заключения, акта инвентаризации, реестра обязательств, бухгалтерского баланса).
  • 3. Уведомление кредиторов.
  • 4. Подписание договора купли-продажи предприятия сторонами.
  • 5. Государственная регистрация договора купли-продажи недвижимости (предприятия) по месту регистрации предприятия как имущественного комплекса.
  • 6. Передача имущественного комплекса на основании передаточного акта.
  • 7. Государственная регистрация права собственности на недвижимость (предприятие) по месту регистрации предприятия как юридического лица;
  • мировое соглашение с кредиторами (рассмотрено выше);
  • финансовое «оздоровление» предприятия (рассмотрено выше).

В ряде случаев банкротство может проводиться по упрощенным процедурам:

  • • для ликвидируемого должника – в случае, когда при ликвидации организации оказалось, что стоимость ее имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов (π. 1 ст. 224 Закона о банкротстве);
  • • для отсутствующего должника – в случаях (п. 1 ст. 227 и ст. 230 Закона о банкротстве):
  • – когда организация фактически прекратила деятельность, а руководитель отсутствует, и установить его местонахождение не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности (это же положение применяется и к отсутствующим индивидуальным предпринимателям);
  • – когда имущество должника юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве;
  • – когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника;
  • – при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Читайте так же:  Женщины платят алименты

Банкротство ликвидируемого должника:

При условии, что стоимость имущества должника, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то в арбитражный суд должно быть подано заявление о признании должника банкротом. Возможны два варианта.

  • 1. Если уже создана ликвидационная комиссия (назначен ликвидатор), то подача заявления их обязанность, в этом случае дело о банкротстве рассматривается по упрощенной процедуре, т.е. с особенностями, предусмотренными ст. 224– 226 Закона о банкротстве,
  • 2. Если ликвидационная комиссия еще не создана (не назначен ликвидатор), то заявление должно быть подано собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника, в этом случае дело о банкротстве рассматривается в общем порядке, т.е. без учета особенностей, предусмотренных ст. 224–226 Закона о банкротстве.

Собственник имущества должника – унитарного предприятия, учредители (участники) должника, руководитель должника и председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), совершившие нарушение требований по подаче заявления о банкротстве, несут субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника.

Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего.

Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются. Кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца со дня даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.

Банкротство отсутствующего должника.

Арбитражный суд в течение месяца со дня даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не применяются.

Конкурсный управляющий уведомляет в письменной форме о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего должника, которые в течение месяца со дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему. Если какое-то имущество найдется, то и в рамках упрощенной процедуры расчеты с кредиторами производятся в общем порядке, установленном ст. 134 Закона о банкротстве.

Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности

Следует остановиться еще на одной форме прекращения деятельности юридического лица — признание несостоятельным (банкротом). Можно сказать, что этот способ прекращения деятельности юридического лица относится к разновидности принудительной ликвидации, поскольку осуществляется на основании постановлений суда (решение арбитражного суда о признании должника банкротом, определение о завершении конкурсного производства (ст. 124 и 149 Закона о банкротстве)).

В силу ст. 65 ГК РФ юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Существуют следующие признаки банкротства:

  • 1) наличие задолженности в размере 300 тыс. руб. для юридических лиц и 500 тыс. руб. для физических лиц — индивидуальных предпринимателей;
  • 2) срок неисполнения требований — 3 месяца;
  • 3) установленность требований кредитора, г.е. подтверждение его решением суда, арбитражного суда или третейского суда, вступившего в законную силу (для уполномоченных органов требование должно быть подтверждено решением уполномоченного органа);
  • 4) истечение 30 дней со дня направления решения суда либо уполномоченного органа в службу судебных приставов-исполнителей и должнику.

Следует отметить, что понятие «предупреждение банкротства» употребляется Законом о банкротстве как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле предупреждение банкротства — это система мероприятий, направленных на недопущение вынесения судом решения о признании должника банкротом.

Эти мероприятия включают в себя:

  • — положения о предупреждении банкротства в узком смысле;
  • — положения о наблюдении, финансовом оздоровлении, внешнем управлении, мировом соглашении.

Осуществление этих мероприятий способно предупредить банкротство должника, т.е. его ликвидацию.

Мероприятия по предупреждению банкротства в узком смысле

меры, направленные на недопущение судебного разбирательства, т.е. меры, связанные с устранением условий для обращения в суд с заявлением о банкротстве должника.

Эти мероприятия применяются в период предбанкротпого состояния должника, когда:

  • 1) его платежеспособность уже пошатнулась;
  • 2) либо еще нет оснований для заявления о банкротстве, либо основания есть, но ими еще никто не воспользовался.

Исчерпывающего перечня конкретных мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника, Закон о банкротстве не содержит.

Исходя из анализа практики, можно составить примерный перечень таких мер:

  • — анализ финансового состояния должника, а также его контрагентов с точки зрения вероятности неисполнения обязательств;
  • — прогнозирование экономической ситуации, а также факторов и последствий ее изменения на различных рынках;
  • — разработка и внедрение новой маркетинговой политики;
  • — реорганизационные мероприятия (например, присоединение либо слияние с платежеспособной компанией; выделение в отдельное юридическое лицо с целью ликвидации убыточного производства);
  • — структурная перестройка производства, в рамках которой возможна продажа какого-либо имущества должника, закрытие неперспективных производств, перепрофилирование деятельности;
  • — усовершенствование системы управления предприятием-должни- ком. Эго может быть как смена, так и усовершенствование (повышение квалификации, переподготовка) руководителей структурных подразделений, изменения в подходе к подбору кадров и т.д.;
  • — достижение договоренностей с отдельными кредиторами о рассрочке, отсрочке погашения долгов, скидок с долгов, прощении долга (следует отметить, что скидка с долгов, по сути, является прощением части долга) и т.д.;

исполнение третьими лицами за должника его финансовых (и иных) обязательств.

Субъектами, которые могут в досудебном порядке принимать меры, направленные на финансовое оздоровление должника, являются: во-первых, лица, на которых лежит обязанность принимать такие меры, — учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия, органы исполнительной власти и местного самоуправления; во-вторых, лица, на которых указанная обязанность не лежит. Ко второй категории относятся любые лица — субъекты гражданского права.

Лицами, которые не обязаны, но могут осуществлять досудебные процедуры, являются кредиторы должника.

Исходя из этого можно выделить две разновидности мероприятий по досудебному предупреждению банкротства:

  • 1) осуществляемые без участия (и без извещения) кредиторов;
  • 2) осуществляемые с участием кредиторов.

Досудебная санация — предоставление должнику финансовой помощи в размере, достаточном для удовлетворения всех требований по обязательствам и обязательным платежам.

Размер финансовой помощи при досудебной санации должен быть достаточен не только для удовлетворения всех требований, но и для восстановления платежеспособности должника, т.е. для продолжения функционирования в нормальном режиме.

Таким образом, в порядке досудебной санации можно удовлетворить только все требования в полном объеме и только одновременно.

Порядок возбуждения и рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном суде. Все дела о банкротстве рассматриваются только арбитражными судами, даже если заявление о несостоятельности (банкротстве) подается физическим лицом в отношении физического лица (эта норма установлена также в п. 1 ст. 6 Закона о банкротстве).

Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражными судами особым образом, т.е. производство по делам о банкротстве является особым видом арбитражного процесса, при котором нет истца и ответчика (неисковое производство).

К лицам, участвующим в деле о банкротстве, относятся: должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы; федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления по месту нахождения должника, если это предусмотрено Законом о банкротстве; лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

Инициаторами производства по делу о банкротстве должника являются должник, кредитор, уполномоченные органы.

В каждой из процедур банкротства, кроме мирового соглашения, у арбитражного управляющего есть специальное наименование. Так, в наблюдении — это временный управляющий, в финансовом оздоровлении — административный управляющий, а во внешнем управлении и конкурсном производстве — соответственно внешний или конкурсный управляющий.

Законодатель определяет требования, предъявляемые к арбитражному управляющему, в качестве которого может выступать только гражданин Российской Федерации.

Для назначения управляющим кандидат должен отвечать определенным требованиям:

  • 1) регистрация в качестве индивидуального предпринимателя (арбитражное управление является предпринимательской деятельностью; проявляется это в том, что управляющий получает вознаграждение из имущества должника — соответственно, при отсутствии или недостаточности имущества управляющий рискует не получить вознаграждение);
  • 2) высшее образование;
  • 3) стаж руководящей работы в совокупности не менее двух лет;
  • 4) сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;
  • 5) стажировка в качестве помощника арбитражного управляющего сроком не менее шести месяцев;
  • 6) наличие договора страхования ответственности на случай причинения вреда лицам, участвующим в деле о банкротстве.

Кредиторы могут установить дополнительные требования, предъявляемые к кандидатуре управляющего:

  • — конкретное высшее образование (экономическое, юридическое либо по специальности, соответствующей сфере деятельности должника, — иные варианты невозможны);
  • — наличие определенного стажа в соответствующей отрасли экономики;
  • — определенное количество проведенных процедур банкротства.

К числу негативных требований к кандидатуре управляющего относятся:

  • 1) судимость. Так, препятствием для назначения субъекта управляющим является судимость: а) за любые преступления в сфере экономики; б) за любые преступления средней тяжести, тяжкие, особо тяжкие;
  • 2) заинтересованность по отношению к должнику или любому из кредиторов (заинтересованность определяется но правилам ст. 19 Закона о банкротстве);
  • 3) осуществление процедур банкротства в отношении управляющего — индивидуального предпринимателя;
  • 4) наличие неудовлетворенных требований к кандидату о возмещении убытков, причиненных должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении в прошлом обязанностей арбитражного управляющего (соответственно, осуществление полного расчета с указанными субъектами дает кандидату в арбитражные управляющие шанс быть назначенным таковым);
  • 5) дисквалификация либо лишение (в порядке, установленном законодательством) права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в Совет директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц (соответствующее решение предусматривает срок дисквалификации или лишения названных прав).

В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона о банкротства статус СРО арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с момента ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций.

После принятия заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) арбитражный суд принимает решение о введении в отношении должника процедур банкротства (рис. 5.1).

Первой стадией банкротства выступает наблюдение. Основная цель наблюдения — достижение баланса интересов должника и кредиторов, предотвращение возможных злоупотреблений.

Рис. 5.1. Схема процедуры банкротства и ликвидации юридического лица

Наблюдение вводится независимо от того, какой субъект инициировал возбуждение производства по делу о банкротстве.

Наблюдение осуществляется до первого заседания суда, которое в соответствии со ст. 51 Закона о банкротстве должно состояться не более чем через семь месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд (ранее этот срок равнялся трем месяцам).

Таким образом, по общему правилу, продолжительность наблюдения — семь месяцев.

С момента введения процедуры наблюдения должник продолжает функционировать, но для него вводится особый режим, в рамках которого создаются механизмы, позволяющие пресечь возможные злоупотребления со стороны руководства должника, не прибегая к аресту имущества должника.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными законом.

Органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:

  • 1) связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
  • 2) связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Органгл управления должника не вправе принимать решения:

  • — о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;
  • — о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;
  • — о создании филиалов и представительств;
  • — о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);
  • — о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
  • — о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;
  • — об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;
  • — о заключении договоров простого товарищества.

Особым последствием введения наблюдения является деятельность временного управляющего, особого субъекта, назначение которого преследует две основные цели: во-первых, контроль за действиями руководителя должника; во-вторых, осуществление финансового анализа, подготовка заключения о возможности восстановления платежеспособности должника.

Представляется, что временный управляющий, исполняя свои обязанности по осуществлению финансового анализа, должен выявлять признаки фиктивного либо преднамеренного банкротства.

В целях проведения первого собрания временный управляющий обязан работать с кредиторами должника.

Эта работа включает в себя несколько этапов:

  • 1) выявление кредиторов;
  • 2) уведомление каждого конкурсного кредитора о возбужденном в отношении должника конкурсном процессе и о возможности в течение 30 дней предъявлять должнику свои требования (это уведомление должно быть осуществлено в течение 14 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения, соответственно, направление сведений для публикации — тоже обязанность временного управляющего);
  • 3) принятие требований кредиторов;
  • 4) принятие возражений по требованиям кредиторов (эти возражения могут быть представлены в течение 15 дней с момента истечения срока для предъявления требований).
Читайте так же:  При ребенке инвалиде какие льготы у родителя

Финансовое оздоровление — новая процедура, ранее неизвестная российскому конкурсному праву. Эта процедура предоставляет должнику дополнительные возможности для восстановления платежеспособности.

Финансовое оздоровление может быть определено как пассивная оздоровительная процедура, которая применяется к должнику, имеющему возможность в течение определенного времени удовлетворить требования кредиторов самостоятельно.

Сущность финансового оздоровления в том, что должник под контролем кредиторов и суда на основании особых документов — плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности — осуществляет расчет с кредиторами. Очевидно, для введения этой процедуры необходимо наличие доверия со стороны кредиторов к должнику.

Срок финансового оздоровления — не более 2 лет.

Рассматриваемая процедура вводится определением арбитражного суда при наличии следующих оснований.

  • 1. Ходатайство собрания кредиторов. При наличии такого ходатайства суд не должен вводить иную процедуру; при этом предоставление обеспечения является не обязательным.
  • 2. Финансовое оздоровление может вводиться при отсутствии решения собрания кредиторов о дальнейшей судьбе должника.

Основанием для введения финансового оздоровления в этой ситуации будет соответствующее ходатайство любого лица, готового предоставить обеспечение исполнения должником графика погашения задолженности. Способ обеспечения может быть любым (кроме удержания, задатка, неустойки), главное, чтобы его размер превышал не менее чем на 20% размер обязательств, включенных в реестр (размер реестровых требований). Таким образом, в данном случае процедура вводится при отсутствии выраженной воли кредиторов; при этом вводить иную процедуру суд не должен.

3. Финансовое оздоровление может быть введено и против воли кредиторов, г.е. при наличии решения собрания о введении внешнего унравления либо о признании должника банкротом. В такой ситуации основанием для финансового оздоровления будет соответствующее ходатайство любого лица, готового предоставить в качестве обеспечения исполнения должником графика погашения задолженности банковскую гарантию. При этом сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна не менее чем на 20% превышать размер реестровых требований.

Прежде всего следует отметить, что в рамках финансового оздоровления руководитель и органы управления должника не отстраняются, но функционируют с некоторыми ограничениями.

Возможным последствием введения финансового оздоровления является возможность отстранения руководителя должника от должности.

Важнейшее последствие введения финансового оздоровления — назначение и дея?пельность административного управляющего. Полномочия административного управляющего определяются его статусом — он не ведет хозяйственную деятельность должника, его цель контролировать соблюдение должником взятых на себя обязательств.

План финансового оздоровления и график погашения задолженности разрабатываются учредителями (участниками) должника либо собственником имущества унитарного предприятия.

Содержание плана финансового оздоровления должно соответствовать графику погашения задолженности, который определяет конкретные объемы и сроки выплат.

График погашения задолженности подписывается представителем учредителей (участников) должника и лицом, предоставившим обеспечение (если, конечно, оно предоставлялось, что не всегда обязательно).

Внешнее управление имуществом должника — реабилитационная процедура, которая вводится в целях восстановления платежеспособности для спасения как бизнеса, так и организационно-правовой формы юридического лица — должника от ликвидации.

Внешнее управление может быть введено при наличии у должника реальных перспектив восстановления платежеспособности, что выясняется на этапе наблюдения. Инициировать внешнее управление может только собрание кредиторов.

Внешнее управление вводится на срок 18 месяцев, который при необходимости может быть продлен арбитражным судом на шесть месяцев.

Как правило, внешнее управление вводится после наблюдения, но оно может вводиться и после финансового оздоровления, однако совокупный срок данных процедур не может быть более двух лет; кроме того, внешнее управление не может быть введено, если финансовое оздоровление проводилось более 18 месяцев.

Последствия введения внешнего управления:

  • 1) прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
  • 2) внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;
  • 3) вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Все мероприятия рассматриваемой стадии осуществляет внешний управляющий.

Значительная часть полномочий внешнего управляющего касается работы с кредиторами.

Внешнее управление — период, когда должник продолжает функционировать, но на особых условиях с особым порядком управления.

Одной из основных особенностей деятельности должника в течение этого периода является мораторий па удовлетворение требований кредиторов.

Безусловно, предоставление моратория может рассматриваться как значительная льгота, применяемая в целях восстановления платежеспособности должника. Мораторий представляет собой отсрочку в исполнении определенных обязательств, т.е. в течение внешнего управления должник получает законную возможность осуществлять предпринимательскую деятельность, не исполняя обязательств.

Из принципа моратория существуют определенные Законом о банкротстве (cm. 95) исключения:

  • 1) требования кредиторов первой и второй очередей, как подтвержденные вступившим в силу решением суда и исполнительными документами, так и не имеющие такого подтверждения;
  • 2) требования о возмещении морального вреда, подтвержденные решением суда, вступившим в законную силу до принятия арбитражным судом заявления о банкротстве должника;
  • 3) виндикационные требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда (возможны тс же проблемы, что и в предыдущей группе требований);
  • 4) требования по денежным обязательствам и обязательным платежам, возникшие после принятия судом заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления.

Исключения из принципа моратория означают, что требования указанных категорий субъектов удовлетворяются по мере их поступления, т.е. для них устанавливается режим, идентичный режиму текущих требований.

При этом возможно обращение кредиторов в суд в порядке искового производства, т.е. во внеконкурсном порядке. Такие иски подлежат рассмотрению в течение внешнего управления.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

  • 1) экономические мероприятия:
    • — перепрофилирование производства;
    • — закрытие нерентабельных производств;
    • — открытие новых производств;
    • — модернизация оборудования;
    • — переквалификация работников;

определенные способы и этапы освоения новых производств и новых технологий и т.п.;

  • 2) юридические мероприятия:
    • — взыскание дебиторской задолженности;
    • — продажа части имущества должника;
    • — уступка прав требования должника;
    • — увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
    • — продажа предприятия-должника;
    • — замещение активов должника.

Конкурсное производство — ликвидационная стадия развития конкурсных отношений, стадия, когда о спасении должника речь уже не идет (но спасение бизнеса еще возможно, хоть и маловероятно).

Конкурсное производство представляет собой специальную форму ликвидации, используемую в случаях признания должника несостоятельным (банкротом), цели которой состоят:

  • 1) в соразмерном удовлетворении требований кредиторов;
  • 2) охране интересов сторон от неправомерных действий в отношении друг друга.

Конкурсное производство вводится арбитражным судом с момента принятия им решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Мероприятия конкурсного производства направлены на достижение следующих целей:

  • — поиск и аккумулирование имущества должника;
  • — реализация этого имущества;
  • — распределение средств между кредиторами;
  • — ликвидация должника — юридического лица (физическое лицо освобождается от долгов; такое последствие, как ликвидация, к нему не применяется).

На осуществление всех мероприятий конкурсного производства Закон о банкротстве предоставляет годичный срок, который при необходимости может быть продлен судом на шесть месяцев. Об открытии конкурсного производства арбитражный суд выносит решение. Для этого достаточно признаков банкротства, указанных в ст. 3 Закона о банкротстве. Соответственно, размер задолженности значения не имеет.

Все функции конкурсного управляющего (как названные выше, так и иные, указанные в Законе о банкротстве) направлены на формирование конкурсной массы должника, под которой следует понимать все имущество, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства.

Из конкурсной массы возможно исключение следующих объектов:

  • 1) имущество, исключенное из гражданского оборота;
  • 2) имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе и права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности;
  • 3) жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные по конкурсу;
  • 4) дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения региона (далее — социально значимые объекты), продаются путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном ст. 110 Закона о банкротстве.

Обязательным условием такого конкурса должна являться обязанность покупателя социально значимых объектов содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением указанных объектов.

Конкурсный управляющий или лица, имеющие в соответствии с законом право на исполнение обязательств должника, производят расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов.

Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве для удовлетворения обеспеченных залогом имущества должника требований кредиторов.

Мировое соглашение — особая стадия конкурсного процесса, ее цель — прекратить производство по делу о банкротстве.

В мировом соглашении участвуют должник, каждый из кредиторов, третьи лица, следовательно, эту сделку можно назвать многосторонней.

Особенности данной сделки следующие:

  • — во-первых, возможно принуждение одних участников другими к ее заключению и исполнению (большинством по сумме требований кредиторов меньшинства);
  • — во-вторых, в соответствии с условиями сделки возникает определенное количество правоотношений, связанных с прекращением, изменением обязательств, принятием на себя определенных обязанностей третьими лицами и др.;
  • — в-третьих, сделка вступает в силу не с момента согласования воль участников, а с момента утверждения ее судом.

Мировое соглашение — договор, который всегда заключается в письменной форме, причем только в виде одного документа.

Однако прямо Закон о банкротстве это не установил. Поэтому высказывается мнение о том, что мировое соглашение может заключаться в виде обмена документами (офертой и акцептом).

Утверждение судом мирового соглашения влечет прекращение производства по делу о банкротстве.

Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии конкурса должником и кредиторами. Решение вопроса о мировом соглашении возможно не ранее чем на первом собрании, которое созывается на заключительной стадии наблюдения. Мнение кредиторов выражается решением собрания кредиторов — в силу абз. 11 и. 2 ст. 15 Закона о банкротстве это его исключительная компетенция, т.е. комитет кредиторов соответствующих полномочий не имеет ни при каких обстоятельствах.

Принимая решение о заключении мирового соглашения, собрание должно уполномочить одного из кредиторов подписать соглашение.

В заключении мирового соглашения не участвуют кредиторы первых двух очередей — их требования должны быть полностью удовлетворены, причем не на момент заключения мирового соглашения, а на момент его утверждения судом.

После заключения мирового соглашения на собрании кредиторов заявление о его утверждении должно быть представлено в арбитражный суд не ранее чем через пять и не более чем через 10 дней с даты заключения должником, внешним либо конкурсным управляющим.

Получив заявление об утверждении мирового соглашения, арбитражный суд назначает дату специального заседания, в котором это заявление будет рассмотрено. Обязанность известить заинтересованные стороны о дате заседания лежит на арбитражном суде. Независимо от явки указанных лиц заявление подлежит рассмотрению.

Мировое соглашение подлежит утверждению арбитражным судом и только с этого момента вступает в силу.

Основанием для отказа в утверждении мирового соглашения может являться:

несоблюдение формальных требований по порядку его подачи в арбитражный суд;

  • — нарушение прав третьих лиц;
  • — противоречие условий мирового соглашения Закону о банкротстве.

Законодательством о банкротстве предусмотрены упрощенные процедуры банкротства (гл. XI Закона о банкротстве) в случаях банкротства:

  • 1) ликвидируемого должника;
  • 2) отсутствующего должника;
  • 3) специализированного общества либо ипотечного агента.

Читайте так же:

  • Судебные приставы компании Югорский проезд д 22 стр 1 судебные приставы часы работы Москве Описание График работы На карте QR-code Отзывы Описание Отдел службы судебных приставов по Северо-Восточному административному округу пока не имеет описания своей деятельности. Добавить индивидуальное описание График работы […]
  • Судебные приставы в брянске по советскому району Судебные приставы брянск советский район Телефон: +7(483)266-88-01 Должность: Судебный пристав-исполнитель Адрес: 241050, г.Брянск, ул. Дуки, 59а/1 Телефон: 8 (483) 266 8827 Должность: Адрес: 241050, г.Брянск, ул. Дуки, 59а/1 Телефон: +7(4832)66-88-18 1 2 […]
  • Судебные приставы бесплатный проезд Приставы на югорском проезде часы работы График работы судебных приставов на югорском проезде часы Москва, Югорский проезд, д. Важно Москва, Югорский проезд, д. Телефон: +7(499)583-04-70 Должность: Судебный пристав-исполнитель Адрес: 129347, г. Москва, Югорский проезд, д. 22. […]
  • Мировой суд лефортово 271 Мировой суд лефортово 271 Щепелева Анна Сократовна Руководитель аппарата Галат Елена Витальевна Телефон: 8 (496) 453-09-11 Просьба направлять электронную почту в два адреса одновременно. Артемова Юлия Вадимовна Секретарь судебного заседания Козлова Наталья Николаевна Понедельник - […]
  • Может ли нотариус оформить дарственную Оформление дарения доли в квартире в 2019 году Здравствуйте. Я помогла 18 клиентам оформить дарение их долей. Эта общая инструкция, т.е. она подходит для всех. Я разделила ее на 3 основных этапа: 1) собираем документы; 2) оформляем договор дарения; 3) подаем договор с документами в МФЦ […]