Меню

Приказ о контроль качества медицинской помощи

Положение о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности

[организационно-правовая форма, наименование Организации, предприятия, учреждения]

[должность, подпись, Ф. И. О. лица, утверждающего положение]

[число, месяц, год]

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в [наименование Организации] (далее по тексту — Положение) устанавливает порядок Организации и проведения внутреннего контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям и безопасностью медицинской помощи, оказываемой гражданам в Организации.

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:

— Федеральным законом от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

— Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей»;

— Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 291 «О лицензировании медицинской деятельности»;

— Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 г. N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»;

— Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 г. N 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской Организации».

2. Основные цели и задачи внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности

2.1. Целью внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее по тексту — Внутренний контроль качества медицинской помощи) является обеспечение прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества в [наименование Организации] (далее по тексту — Организация), на основе стандартов медицинской помощи, установленных требований к оказанию медицинской помощи, а также требований, обычно предъявляемых к медицинской помощи в медицинской практике, с учетом современного уровня развития медицинской науки и медицинских технологий.

2.2. Объектом Внутреннего контроля качества медицинской помощи является медицинская помощь, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

2.3. Задачами Внутреннего контроля качества медицинской помощи являются:

— проведение контроля качества медицинской помощи, оказанной конкретным пациентам;

— выявление дефектов медицинской помощи, установление причин их возникновения и степени их влияния на здоровье конкретных пациентов;

— регистрация результатов проведенного Внутреннего контроля качества медицинской помощи;

— оценка оптимальности использования кадровых и материально-технических средств при оказании медицинской помощи;

— изучение удовлетворенности граждан оказанной медицинской помощью;

— анализ данных, полученных при проведении мониторинга качества оказания медицинской помощи;

— подготовка предложений, направленных на устранение причин возникновения дефектов медицинской помощи, повышение качества эффективности оказываемой медицинской помощи.

3. Порядок Организации и проведения Внутреннего контроля качества медицинской помощи

3.1. Внутренний контроль качества медицинской помощи осуществляется работниками, назначенными приказами руководителя Организации ответственными за проведение Внутреннего контроля качества медицинской помощи (далее по тексту — Ответственные за проведение контроля).

3.2. Внутренний контроль качества медицинской помощи не может проводиться Ответственными за проведение контроля в случаях, когда медицинская помощь оказывалась самими Ответственными за проведение контроля.

3.3. Ответственные за проведение контроля несут ответственность за объективность оценки качества оказанной медицинской помощи при проведении Внутреннего контроля качества медицинской помощи в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и должностными инструкциями.

3.4. Ответственным за Организацию Внутреннего контроля качества медицинской помощи в Организации является [наименование должности].

3.5. В необходимых случаях для проведения Внутреннего контроля качества медицинской помощи могут привлекаться (по согласованию) в качестве экспертов: работники медицинских высших учебных заведений, работники медицинских научно-исследовательских институтов, а также работники учреждений (организаций) здравоохранения.

В необходимых случаях при проведении Внутреннего контроля качества медицинской помощи может проводиться осмотр пациента.

3.6. Внутренний контроль качества медицинской помощи осуществляется на трех уровнях:

— первый уровень контроля — заведующий медицинским отделением Организации;

— второй уровень контроля — заместитель руководителя Организации;

— третий уровень контроля — комиссия по контролю качества оказания медицинской помощи (далее по тексту — Комиссия).

3.6.1. Заведующий отделением в течение месяца обязан провести Внутренний контроль качества медицинской помощи по всем законченным случаям лечения, используя очный и ретроспективный анализ каждого случая, и оформить результаты не менее [значение] процентов случаев в журнале учета работы отделения.

3.6.2. Выявленные недостатки в оказании медицинской помощи анализируются и докладываются с предложениями в виде служебных записок ежемесячно заместителю руководителя Организации для принятия управленческого решения.

3.6.3. Заместитель руководителя Организации осуществляет Внутренний контроль качества медицинской помощи на втором уровне контроля в соответствии с приказом руководителя и должностной инструкцией. Заместитель руководителя проводит контроль не менее [значение] экспертиз законченных случаев в течение квартала с оформлением результатов в журнале учета работы Организации.

3.6.4. Комиссия осуществляет Внутренний контроль качества медицинской помощи на третьем уровне.

При осуществлении Внутреннего контроля качества оказанной медицинской помощи комиссия:

— проводит проверку качества оказания медицинской помощи в Организации, в том числе оценку деятельности отделений, а также ежеквартально проводит целевые экспертизы;

— рассматривает обращения физических и юридических лиц по вопросам качества медицинской помощи.

3.7. Внутренний контроль качества медицинской помощи проводится по случаям медицинской помощи (законченным или незаконченным), оказанной в Организации, независимо от источника финансирования оказанной медицинской помощи, должностей и квалификации работников, оказывавших медицинскую помощь, диагноза, возраста пациентов, оформления листка нетрудоспособности и других факторов.

3.8. Внутренний контроль качества медицинской помощи проводится по медицинской документации (медицинской карте амбулаторного больного, иной медицинской документации, содержащей информацию о медицинской помощи, оказанной в конкретном проверяемом случае).

3.9. В обязательном порядке Внутреннему контролю качества медицинской помощи подлежат следующие случаи:

— случаи летальных исходов;

— случаи внутрибольничного инфицирования и нежелательных реакций на применение лекарственных препаратов;

— случаи заболеваний со значительно (более 30% от средних) удлиненными или укороченными сроками лечения;

— случаи, сопровождавшиеся жалобами пациентов или их законных представителей на качество оказания медицинской помощи;

— иные случаи, указанные в нормативно-правовых документах, регламентирующих порядок осуществления контроля качества оказания медицинской помощи.

3.10. Случаи, подлежащие Внутреннему контролю качества медицинской помощи в обязательном порядке, отбираются для проверки и проверяются в первую очередь.

Все случаи оказания медицинской помощи должны иметь одинаковую возможность быть подвергнутыми проверке.

3.11. В целях повышения эффективности контрольных мероприятий и своевременного устранения причин дефектов медицинской помощи проведение Внутреннего контроля качества медицинской помощи на первом уровне осуществляется в текущем режиме (не реже, чем [значение] раз в неделю).

3.12. Проведение Внутреннего контроля качества медицинской помощи конкретному пациенту предусматривает оценку ее соответствия стандартам медицинской помощи, протоколам ведения больных, зарегистрированным медицинским технологиям, установленным или обычно предъявляемым в медицинской практике требованиям к проведению диагностических, лечебных, профилактических мероприятий, оформлению медицинской документации, с учетом современного уровня развития медицинской науки, медицинских технологий и клинических особенностей каждого конкретного случая оказания медицинской помощи.

3.13. При проведении Внутреннего контроля качества медицинской помощи Ответственные за проведение контроля руководствуются федеральными стандартами медицинской помощи, региональными стандартами медицинской помощи, протоколами ведения больных, другими нормативными правовыми документами, клиническими рекомендациями, формулярными статьями и другими источниками доказательной медицинской практики.

3.14. Внутренний контроль качества медицинской помощи проводится по методике экспертной оценки конкретного случая оказания медицинской помощи, заключающейся в проведении последовательной оценки каждой составляющей конкретного случая оказания медицинской помощи, с учетом его клинических особенностей:

— сбор жалоб и анамнеза;

— проведение диагностических мероприятий;

— проведение лечебных мероприятий;

— проведение профилактических мероприятий;

— проведение медицинской экспертизы или медицинского освидетельствования;

— оформление медицинской документации.

3.15. При проведении Внутреннего контроля качества медицинской помощи используются следующие критерии качества медицинской помощи:

— критерий своевременности оказания медицинской помощи — отражает своевременность оказанной медицинской помощи объективным потребностям конкретного пациента;

— критерий объемов оказания медицинской помощи — отражает соответствие объемов оказанной медицинской помощи объективным потребностям конкретного пациента;

— критерий преемственности оказания медицинской помощи — отражает соблюдение преемственности при оказании медицинской помощи подразделениями (отделениями, медицинскими работниками);

— критерий соблюдения медицинских технологий — отражает соблюдение медицинскими работниками зарегистрированных медицинских технологий при их назначении и непосредственно в процессе оказания медицинской помощи;

— критерий безопасности оказания медицинской помощи — отражает оптимальность выбора медицинских технологий при оказании медицинской помощи, с учетом минимизации риска их применения для конкретного пациента, а также соблюдение в учреждении правил хранения и применения лекарственных препаратов и расходных материалов;

— критерий эффективности оказания медицинской помощи — отражает достижение целевых результатов оказания медицинской помощи конкретному пациенту.

3.16. Результаты проверки каждого случая оказания медицинской помощи регистрируются в журналах контроля качества медицинской помощи, которые ведутся каждым ответственным за проведение контроля на первом и втором уровнях контроля.

Учет результатов Внутреннего контроля качества медицинской помощи, проведенного комиссией, осуществляется в соответствии с действующими нормативными правовыми документами Российской Федерации.

Читайте так же:  Пособие на ребенка до 3 лет в 2019 году в казахстане

3.17. По результатам проверки каждого случая оказания медицинской помощи Ответственные за проведение контроля кратко формулируют в журналах контроля качества медицинской помощи дефекты медицинской помощи, выявленные по каждой составляющей случая оказания медицинской помощи, а также итоговое заключение о качестве медицинской помощи в каждом конкретном случае оказания медицинской помощи:

— качественно оказанная медицинская помощь;

— качественно оказанная медицинская помощь, сопровождавшаяся единичными дефектами медицинской помощи, которые не привели и не могли привести к ухудшению состояния здоровья пациента или его смерти;

— некачественно оказанная медицинская помощь.

3.18. В случаях выявления дефектов медицинской помощи или некачественно оказанной медицинской помощи информация о результатах Внутреннего контроля качества медицинской помощи доводится до сведения медицинских работников, оказывавших медицинскую помощь в конкретном проверенном случае, при необходимости — под роспись.

3.19. Ответственными за проведение контроля по результатам Внутреннего контроля качества медицинской помощи незамедлительно принимаются меры по недопущению повторения выявленных дефектов медицинской помощи в случаях, если принятие вышеназванных мер находится в пределах их полномочий. В иных случаях предложения доводятся до руководителя Организации.

3.20. Журналы контроля качества медицинской помощи хранятся в Организации не менее [значение] лет.

3.21. Учет результатов проведенного Внутреннего контроля качества медицинской помощи осуществляется в Организации в форме отчетов ежемесячно и по итогам прошедшего года на каждом уровне контроля качества медицинской помощи и по Организации в целом.

3.22. Отчеты о проведенном Внутреннем контроле качества медицинской помощи должны содержать следующие сведения:

3.22.1. Отчетный период.

3.22.2. Объемы проведенного Внутреннего контроля качества медицинской помощи:

— количество проверенных случаев;

— количество проверенных случаев, из числа подлежащих контролю в обязательном порядке и процентах от числа случаев, подлежащих контролю в обязательном порядке;

— объем проведенного Внутреннего контроля качества медицинской помощи в процентах от установленных минимальных объемов.

3.22.3. Результаты проведенного Внутреннего контроля качества медицинской помощи:

— количество случаев качественно оказанной медицинской помощи;

— количество случаев качественно оказанной медицинской помощи, сопровождавшихся единичными дефектами медицинской помощи;

— количество случаев некачественно оказанной медицинской помощи (в абсолютных цифрах и в процентах проверенных случаев) — общее и в разрезе проверенных отделений (должностей и Ф. И. О. медицинских работников);

— количество выявленных дефектов медицинской помощи по их видам (структура дефектов):

Дефекты сбора жалоб или анамнеза;

Дефекты диагностических мероприятий;

Дефекты оформления диагноза;

Дефекты лечебных мероприятий;

Дефекты профилактических мероприятий;

Дефекты медицинской экспертизы или медицинского освидетельствования;

Дефекты оформления медицинской документации.

3.22.4. Краткие сведения о мерах, принятых ответственным за проведение контроля по итогам проведенного Внутреннего контроля качества медицинской помощи.

3.22.5. Предложения по итогам проведенного Внутреннего контроля качества медицинской помощи для руководителя Организации.

3.22.6. Ф. И. О., должность, подпись ответственного за проведение контроля.

3.23. Отчеты о проведенном Внутреннем контроле качества медицинской помощи по Организации в целом доводятся до руководителя Организации ежемесячно, до сведения медицинских работников Организации не реже, чем [значение] раз в квартал.

3.24. Отчеты о проведенном Внутреннем контроле качества медицинской помощи по итогам прошедшего года хранятся в Организации не менее [значение] лет.

3.25. По результатам проведенного Внутреннего контроля медицинской помощи в Организации планируются и реализуются мероприятия, направленные на устранение причин, вызвавших возникновение дефектов медицинской помощи, на повышение качества и эффективности оказываемой медицинской помощи:

— организационные мероприятия — проведение совещаний, конференций, инструктажей, издание приказов, инструкций, регламентов, совершенствование организационных технологий оказания медицинской помощи и другие;

— образовательные мероприятия — проведение клинических разборов, направление медицинских работников на повышение квалификации (в том числе внеплановое), научно-практические конференции, обеспечение медицинских работников современной медицинской литературой (в том числе через Интернет) и другие;

— дисциплинарные мероприятия — применение дисциплинарных взысканий в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и должностными инструкциями работников;

— экономические мероприятия — применение материальных взысканий;

— мероприятия по совершенствованию материально-технической базы, информатизации Организации;

— мероприятия по совершенствованию укомплектованности Организации медицинскими работниками.

3.26. Контроль за реализацией принятых управленческих решений по вопросам управления качеством медицинской помощи обеспечивается заместителем руководителя Организации.

4. Порядок рассмотрения обращений граждан

4.1. Обращения граждан могут поступать в Организацию в устной форме, письменной форме (в том числе в виде записей в книге жалоб и предложений) или по электронной почте.

4.2. Граждане (заявители) могут обращаться с жалобами, заявлениями или предложениями по вопросам Организации и оказания медицинской помощи к руководителю Организации, его заместителю или заведующим отделениями лично или через своего законного представителя.

4.3. В целях реализации прав граждан на обращение в Организации обеспечивается:

— информирование граждан об их праве на обращение;

— регистрация и учет поступивших обращений;

— рассмотрение поступивших обращений;

— принятие необходимых мер по результатам рассмотрения обращений;

— подготовка и направление ответов заявителям;

— проведение анализа поступивших обращений и разработка мероприятий по устранению причин, вызвавших обращения.

4.4. Информирование граждан об их праве на обращение обеспечивается путем размещения в доступном для граждан месте оформленной в печатном виде информации:

— о фамилии, имени, отчестве, должности, номере кабинета, графике работы, телефоне должностных лиц Организации, к которым могут обратиться граждане в случае возникновения претензий при оказании медицинской помощи;

— об адресах электронной почты и интернет-сайта Организации (при их наличии);

— о графике личного приема граждан руководителем Организации;

— об адресах и телефонах контролирующих органов и организаций.

4.5. Все поступившие в письменной форме или по электронной почте обращения граждан (заявителей) подлежат обязательной регистрации в день их поступления в Организацию.

Делопроизводство по обращениям граждан ведется в Организации отдельно от других видов делопроизводства.

Ответственный за ведение делопроизводства по обращениям граждан определяется соответствующим приказом руководителя Организации.

В дело по рассмотрению обращения гражданина входят: обращение гражданина, письменное поручение или приказ руководителя Организации по рассмотрению обращения, материалы по рассмотрению обращения, копия ответа заявителю.

Срок хранения дел по обращениям граждан в Организацию составляет [значение] лет с даты регистрации обращения.

4.6. Учет обращений, поступивших в письменной форме или по электронной почте, ведется в Организации в журнале регистрации обращений граждан.

Ответственность за ведение журнала регистрации обращений граждан возлагается приказом руководителя Организации.

Учету подлежат все обращения, поступающие в Организацию в письменной форме или по электронной почте, в том числе обращения, зафиксированные в книгах жалоб и предложений (при их наличии) или направленные из других органов или организаций.

В журнале регистрации обращений граждан в хронологическом порядке фиксируются:

— фамилия, имя, отчество, заявителя;

— адрес места жительства заявителя;

— наименование Организации, направившей обращения;

— дата поступления обращения;

— дата и номер регистрации обращения;

— краткое содержание (повод) обращения;

— фамилия, имя, отчество, должность работника, осуществляющего рассмотрение обращения;

— результат рассмотрения обращения;

— дата и номер регистрации ответа на обращение.

4.7. Все поступившие в Организацию обращения граждан подлежат рассмотрению, за исключением анонимных обращений (обращений, не содержащих фамилии и адреса заявителя).

Решение о направлении обращения на рассмотрение к конкретному работнику Организации принимает руководитель Организации в форме письменного поручения или приказа в срок, не превышающий трех дней с даты регистрации обращения.

Жалобы граждан не должны направляться на рассмотрение работнику Организации, действие (или бездействие) которого обжалуется.

4.8. Работник Организации, получивший поручение руководителя Организации о рассмотрении обращения, обязан обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.

4.9. Работник Организации, получивший поручение о рассмотрении обращения, вправе приглашать заявителя для личной беседы, запрашивать дополнительную информацию у заявителя и письменные объяснения у работников Организации, принимать другие меры, необходимые для объективного рассмотрения обращения.

Работник Организации, получивший поручение руководителя Организации о рассмотрении обращения, несет ответственность за объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и должностными инструкциями.

4.10. При рассмотрении обращений граждан должны соблюдаться права третьих лиц, установленные законодательством Российской Федерации.

В случае, если при рассмотрении обращения, поданного в интересах третьих лиц (являющихся дееспособными гражданами), выяснилось, что они в письменной форме возражают против его рассмотрения, руководитель Организации принимает решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу, уведомив об этом заявителя.

4.11. Письменные обращения, содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию Организации, в течение семи дней с даты их регистрации направляются с сопроводительным письмом в соответствующий орган или Организацию, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращение вопросов, с одновременным уведомлением заявителя о переадресации обращения.

4.12. В случае, если обращение одного и того же заявителя по тем же основаниям было рассмотрено организацией ранее, и во вновь поступившем обращении отсутствуют основания для пересмотра ранее принятых решений, руководитель Организации вправе принять решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу, уведомив об этом заявителя.

4.13. Ответ на обращение, поступившее в письменной форме или по электронной почте, дается в течение 30 дней с даты регистрации обращения, за исключением обращений, поступивших через органы государственной власти или иные Организации, по исполнению которых может быть указан другой срок.

Читайте так же:  Зернобанк отозвана лицензия

Ответы на обращения граждан оформляются на бланке исходящего письма Организации и подписываются руководителем.

В случае подтверждения фактов, изложенных в жалобе, в ответе указываются меры, принятые к виновным работникам.

4.14. В случае, если обращение поступило в Организацию в письменной форме, ответ направляется на почтовый адрес, указанный в обращении.

В случае, если обращение поступило в Организацию по электронной почте, ответ на обращение направляется на адрес электронной почты, указанный в обращении.

4.15. По результатам рассмотрения жалоб, в случае подтверждения изложенных в них обстоятельств, к виновным работникам принимаются меры, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и должностными инструкциями.

4.16. В Организации не реже одного раза в квартал проводится анализ поступивших обращений.

4.17. Результаты анализа поступивших обращений ежеквартально и по итогам года представляются руководителю Организации.

4.18. Устные обращения рассматриваются руководителем Организации, к которому обратился гражданин (руководитель, его заместитель, заведующие отделениями) в ходе личного приема.

4.19. Руководитель Организации проводит личный прием граждан с периодичностью не реже одного раза в неделю.

Место, дни и часы личного приема граждан устанавливаются руководителем Организации.

Информация о принятых руководителем Организации заявителях фиксируется в журнале личного приема граждан.

4.20. В случае, если изложенные в устном обращении заявителя обстоятельства не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в журнале личного приема граждан.

4.21. В случае несогласия заявителя с результатами рассмотрения его обращения, он может обратиться в вышестоящую Организацию или в суд.

5. Порядок проведения анкетирования граждан

5.1. В целях изучения удовлетворенности граждан оказанной медицинской помощью в Организации организуется проведение анонимного анкетирования пациентов с периодичностью [значение] раз в квартал.

5.2. Форма анкеты разрабатывается специалистами Организации и должна отражать объективную оценку пациентами качества оказания медицинской помощи в Организации.

5.3. Информация о результатах проведенного анкетирования является открытой.

5.4. Результаты проведенного анкетирования используются руководителем Организации в целях совершенствования качества медицинской помощи, оказываемой гражданам и совершенствования организационных технологий оказания медицинской помощи.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОМ ПОМОЩИ

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОМ ПОМОЩИ.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И АККРЕДИТАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В последние годы вопросы контроля качества медицинской помощи яв­ляются наиболее острыми для российского здравоохранения. В числе ос­новных причин повышения их актуальности можно указать три обстоятель­ства. Первоезаключается в появлении медицинских учреждений негосу­дарственных форм собственности. По отношению к ним старая система контроля стала неэффективной.Второе: проводимые в отечественном здравоохранении реформы были направлены, прежде всего, на экономиче­ские аспекты. Отрасль в целом и каждое ЛПУ в отдельности заняты не только поиском дополнительного финансирования, но и путей снижения издержек на оказание медицинской помощи, что, в свою очередь, может неблагоприятно сказаться на качестве медицинской помощи. Третье обсто­ятельство заключается в неотработанности правовой базы контроля каче­ства медицинской помощи. Здесь можно выделить два аспекта:

в нормативных документах не дается универсальное, всеобъемлю­щее определение понятию «качество медицинской помощи», что не позво­ляет в должной мере использовать положения Закона «О медицинском страховании. », других подзаконных актов;

последние годы характеризуются появлением значительного числа субъектов, в задачи которых отнесен контроль качества медицинской по­мощи. При этом недостаточно четко определено разделение полномочий между ними, что ведет к неоправданному дублированию их функций.

В общефилософском плане под качеством понимается совокупность характеристик объекта, отличающих его от других объектов.

В общебытовом плане под качеством чаще всего подразумевают сте­пень превосходства потребительских свойств одного объекта по сравнению с другим (например, разные поколения компьютеров). При этом чаще упо­требляются термины «уровень качества», «более качественный» и т.д.

В литературе встречается множество формулировок понятия «качество медицинской помощи». Это связано с тем, что качество медицинской помощи является сложной, многокомпонентной категорией. В большинстве развитых стран используется формулировка Всемирной Организации здравоохране­ния: «Каждый пациент должен получить такой комплекс диагностической и терапевтической помощи, который привел бы к оптимальным для здоровья этого пациента результатам в соответствии с уровнем медицинской науки и такими биологическими факторами, как его возраст, заболевания, сопутству­ющий диагноз, реакции на выбранное лечение и др. При этом для достижения такого результата должны быть привлечены минимальные средства, риск до­полнительного травмирования или нетрудоспособности в результате лечения должен быть минимальным, пациент должен получить максимальное удовле­творение от процесса оказываемой помощи, максимальными должны быть и взаимодействия пациента с системой медицинской помощи, а также получен­ные результаты». Исходя из этой формулировки, качество медицинской по­мощи можно определить как оценку медицинской деятельности по отноше­нию к больному с 4-х позиций:

доступности медицинской помощи;

безопасности медицинской помощи;

оптимальности медицинской помощи;

Как отмечалось, качество медицинской помощи является многокомпо­нентной категорией. Принято выделять 3 компонента качества медицинской помощи и соответственно три подхода к обеспечению и оценке качества:

структурное качество (структурный подход);

качество технологии (процессуальный подход);

качество результата (результативный подход).

Структурное качество— это компонент качества медицинской по­мощи, описывающий условия ее оказания. В понятие «условия» включа­ются: квалификация кадров, наличие и состояние оборудования, рацио­нальность использования оборудования, состояние зданий и помещений, лекарственное обеспечение в медицинском учреждении, наличие и попол­нение расходных материалов и т.д. Структурное качество может опреде­ляться как по отношению к медицинскому учреждению в целом, с его мате­риально-технической базой, кадровым обеспечением, организацией рабо­ты, сервисными условиями (в этом случае говорято возможностях ЛПУ оказывать медицинские услуги должного уровня), так и к каждому меди­цинскому работнику в отдельности. В последнем случае оценивается его профессиональные качества, т.е. сумма умений, знаний, навыков выполне­ния конкретных лечебно-диагностических манипуляций (схема 1).

Качество технологии —это компонент медицинской помощи, описы­вающий насколько комплекс лечебно-диагностических мероприятий, ока­занных конкретному больному, был оптимален.

Важный принцип, лежащей в основе процессуального подхода к систе­ме обеспечения качества — это создание таких условий, когда ошибка кон­кретного исполнителя или случайное отклонение от нормального процесса выполнения медицинской технологии не приводит к ухудшению результата медицинской помощи.

Качество результата —это компонент качества медицинской помо­щи, описывающий отношение фактически достигнутых результатов с ре­ально достижимым (планируемыми). В зависимости от оцениваемого объ­екта под планируемыми результатами можно понимать (схема 19.1):

динамику состояния здоровья конкретного пациента;

результаты лечения всех больных в ЛПУ за отчетный период;

состояние здоровья населения территории.

Основными нормативными документами при проведении контроля ка­чества являются:

Закон РФ от 07.02.92 №2300-1 «О защите прйв потребителей».

Закон РФ от 10.06.93-1 «О стандартизации».

— Закон РФ от 10.06.94 №5151-1 «О сертификации продукции и ус­луг»;

Приказ М3 РФ №12 от 22.01.2001г. «О введении в действие отрас­левого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здра­воохранении».

Приказ М3 РФ и Федерального Фонда ОМС № 303/77 от 24.10.96 «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населе­нию РФ».

Другие законодательные акты и приказы М3 РФ (см. раздел «Ли­цензирование»).

Система обеспечения качества медицинской помощи состоит из 3-х элементов. К ним относятся:

участники контроля (т.е. те, кто должен осуществлять контроль);

средства (с помощью чего осуществляется контроль);

механизмы контроля (каким образом осуществляется контроль, по­следовательность действий).

Законодательная база к числу участников контроля качества медицин­ской помощи относит:

общественные объединения потребителей;

органы управления здравоохранением;

страховые медицинские организации;

профессиональные медицинские ассоциации;

фонды обязательного медицинского страхования;

государственные медицинские образовательные учреждения; меди­цинские научно-исследовательские учреждения, осуществляющие послеву­зовское или дополнительное профессиональное образование специалистов;

Госстандарт России и его территориальные органы;

Государственный комитет по антимонопольной политике и его тер­риториальные органы;

органы государственной санитарно-эпидемиологической службы;

органы государственного пожарного надзора;

государственная инспекция по охране труда;

комитеты по управлению государственным имуществом;

исполнительные органы фонда социального страхования.

Нормативная база делит всех перечисленных участников контроля на 2

звена. Принято выделять ведомственное и вневедомственное звенья каче­ства медицинской помощи. При этом к ведомственному звену относятся медицинские учреждения и органы управления здравоохранением, к вневе­домственному — все остальные.

В ведомственном звене (на уровне ЛПУ)контроль качества меди­цинской помощи является функцией:

заведующих подразделениями (первая ступень экспертизы);

заместителей руководителей учреждений по клинико-экспертной ра­боте, лечебной помощи и др. (вторая ступень экспертизы);

клинико-экспертных комиссий учреждения в целом (третья ступень экспертизы).

На уровне органа управления здравоохранением контроль качества осуществляется:

клинико-экспертными комиссиями органов управления всех уров­ней;

главными штатными и внештатными специалистами органов управ­ления всех уровней.

В необходимых случаях для проведения экспертизы могут привлекать­ся сотрудники вузов, НИИ и других учреждений на договорной основе.

Участниками ведомственного звена осуществляется контроль всех ком­понентов качества медицинской помощи, что следует из содержания задач этого звена.

Система ведомственного контроля качества медицинской помощи при­звана осуществлять:

оценку состояния и использования кадровых и материально-техни­ческих ресурсов ЛПУ (т.е. контроль структурного качества помощи, оказы­ваемой медицинским учреждениям в целом);

оценку профессиональных качества медицинских работников путем осуществления аттестации персонала;

экспертизу процесса оказания медицинской помощи конкретным па­циентам (т.е. контроль технологического компонента качества медицин­ской помощи);

Читайте так же:  Возврат предоплаты ндс

выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное действие и повлекших за собой снижение эффективности медицинской помощи;

подготовку рекомендаций для руководителей ЛПУ и органов управ­ления здравоохранением, направленных на предупреждение врачебных ошибок и дефектов в работе и способствующих повышению качества и эф­фективности медицинской помощи;

изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с сис­темой здравоохранения;

расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффек­тивность медицинской помощи;

выбор наиболее рациональных и управленческих решений, проведе­ние оперативных корректирующих воздействий и контроль за реализацией управленческих решений.

Необходимо отметить, что для унификации процедуры контроля техно­логического качества, особенно на ведомственном уровне, могут быть ис­пользованы «Карты экспертной оценки», предусматривающие балльную оценку таких аспектов, как полнота сбора жалоб и анамнеза, адекватность обследования (лабораторного, инструментального, консультаций специа­листов), обоснованность диагноза — основного и сопутствующих заболева­ний, лечение, реабилитации, данных рекомендаций, правильность экспер­тизы трудоспособности, оценка преемственности ведения пациента на раз­ных этапах, правильность тактики его наблюдения.

Нормативные документы недостаточно четко регламентируют рас­пределение объектов контроля между медицинским учреждением и орга­нами управления здравоохранения. Однако на практике в большинстве случаев такое деление сформировано. Структурные образования, форми­рующие в ЛПУ первую, вторую и третью ступени экспертизы, акцентиру­ют свое внимание на контроле технологического качества и резуль­тата лечения конкретных больных.Контроль этих же компонентов осуществляют и главные специалисты органов управления здравоохране­нием.

Руководители лечебно-профилактических учреждений и должностные лица органов управления производят оценку и контроль качества, ре­зультата лечения, всех больных, обращавшихся в ЛПУ за год.

Контроль качества результата медицинского обслуживания на­селения осуществляют должностные лица органов управления всех уров­ней.

Оценкой структурного качествапомощи, оказываемой ЛПУ, также занимаются главные врачи учреждений и должностные лица органов уп­равления. Однако до настоящего момента не сформулированы эффектив­ные механизмы обеспечения этого компонента.

Контролем профессиональных качествмедицинских работников за­нимаются аттестационные комиссии, формируемые органом управления здравоохранением субъекта Федерации.

Вневедомственный контроль качества медицинской помощи вклю­чает:

анализ результатов оказания медицинской помощи населению;

подготовку рекомендаций по совершенствованию организации и по­вышению качества медицинской помощи и контролю за их выполнением;

изучение удовлетворенности пациентов оказанной медицинской

проверку выполнения договорных обязательств между страховате­лем и страховщиком;

проверку выполнения договорных обязательств между учреждения­ми здравоохранения и страховыми медицинскими организациями;

контроль соблюдения инструкции о порядке выдачи документов, удо­стоверяющих временную нетрудоспособность граждан;

оценку возможностей учреждений здравоохранения гарантировать требуемый уровень качества медицинской помощи;

контроль правильности применения тарифов и соответствия предъ­являемых к оплате счетов выполненному объему медицинской помощи;

другие виды контроля, осуществляемые субъектами в пределах сво­ей компетенции.

Важной проблемой обеспечения качества медицинской помощи, требу­ющей незамедлительного решения, является множественность числа субъ­ектов вневедомственного звена, отсутствие четкого разграничения их функций и, как следствие, — дублирование последних.

Нормативная база предусматривает, что компетенцией лицензирую­щих органов являются:

контроль за безопасностью медицинских услуг для пациента и персо­нала и их соответствием установленным стандартам при проведении ли­цензирования и аккредитации учреждений здравоохранения и сертифика­ции специалистов;

контроль за выполнением учреждениями здравоохранения и физиче­скими лицами лицензионных условий;

выдачу лицензий и сертификатов юридическим лицам и гражданам;

участие в формировании вневедомственной медицинской экспертизы и регистра экспертов на территории субъекта Российской Федерации.

Компетенцией страховой медицинской организации являются:

организация и осуществление в рамках заключенных договоров обя­зательного и добровольного медицинского страхования контроля качества, объема и сроков оказания медицинской помощи штатными экспертами, а также путем привлечения внештатных, входящих в регистр экспертов на договорной основе;

определение соответствия выставленных к оплате счетов за оказан­ные медицинские услуги их истинному объему и качеству, а для обязатель­ного медицинского страхования — и территориальной программе ОМС, с правом частично или полностью не возмещать затраты по оказанию меди­цинских услуг;

предъявление претензий и исков лечебно-профилактическим учреж­дениям по возмещению ущерба, причиненного застрахованным гражданам;

информированное органов управления здравоохранением, лицензи- онно-аккредитационных комиссий о выявленных в ходе экспертной работы недостатках в деятельности лечебно-профилактических учреждений;

заключение договоров на выполнение медицинской экспертизы ка­чества с компетентными организациями и специалистами;

участие в лицензировании и аккредитации лечебно-профилактичес­ких учреждений и физических лиц;

обращение в установленном порядке в лицензионно-аккредитацион­ную комиссию с заявлением о приостановлении или прекращении действия лицензии;

перезаключение договора на предоставление лечебно-профилакти­ческой помощи (медицинских услуг) по медицинскому страхованию в слу­чаях выявления неоднократных и серьезных нарушений в оказании меди­цинской помощи застрахованным. Компетенцией страхователя являются:

осуществление контроля за соблюдением условий договора медицин­ского страхования;

получение необходимой информации об имеющихся на территории организаций, наделенных правом осуществления экспертизы качества ме­дицинской помощи населению, и порядке их деятельности;

получение от страховщиков информации о состоянии медицинской помощи застрахованным и мерах по ее совершенствованию;

доведение до сведения застрахованных результатов экспертной оцен­ки качества медицинской помощи и принятых мерах по ее улучшению;

перезаключение договора медицинского страхования в случаях неод­нократных и серьезных нарушений в оказании медицинской помощи заст­рахованным.

Компетенцией исполнительных органов Фонда социального страхова­ния Российской Федерации являются:

осуществление в пределах компетенции контроля за обоснованнос­тью выдачи, продпения, правильности оформления документов, подтверж­дающих временную нетрудоспособность граждан, в том числе при выявле­нии:

а) случаев временной нетрудоспособности с длительным пребыванием пациентов на больничном листе, превышающим средние показатели;

б) случаев, заканчивающихся выходом на инвалидность;

в) случаев несвоевременного направления на меди ко-социальную экс­пертизу.

Компетенцией профессиональных медицинских ассоциаций в пределах, определенных учредительными документами и Уставом являются:

организация экспертизы качества медицинской помощи, оказывае­мой гражданам лечебно-профилактическими учреждениями и лицами, за­нимающимися частной практикой, являющимися членами этой ассоциа­ции;

участие в разработке стандартов качества медицинской помощи, программ и критериев подготовки повышения квалификации медицинских кадров, соглашений по тарифам на медицинские услуги;

участие в организации регистра экспертов;

участие в работе комиссий по аттестации медицинских работников, аккредитации и лицензированию деятельности учреждений здравоохране­ния, квалификационных экзаменационных комиссиях.

Компенсация общества (ассоциации) защиты прав потребителей явля­ются:

изучение общественного мнения о качестве оказываемой медицин­ской помощи;

информирование субъектов вневедомственного контроля качества и органов управления здравоохранением о дефектах в оказании медицинской помощи;

защита прав пациентов путей представления и защиты их интересов в административных и судебных органах.

Основные причины назначения вневедомственной медицинской экспертизы:

Для страховых медицинских организаций:

жалобы пациентов или страхователей на качество и культуру оказа­ния медицинской помощи;

неблагоприятный исход заболевания, прямо связанный с недостатка­ми в проведении медицинских мероприятий;

переводы пациентов внутри одного ЛПУ и между различными ЛПУ;

отказ в медицинской помощи;

осложнения, возникшие при лечении;

значительное отклонение сроков лечения от средних показателей.

Для исполнительных органов Фонда остального страхования Россий­ской Федерации:

представление к оплате документов, удостоверяющих временную не­трудоспособность граждан, оформленных с нарушением установленного порядка;

сомнения в обоснованности выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, сроках временной нетрудоспо­собности, сроках направления на медико-социальную экспертизу.

Для лицензирующих органов:

необходимость проведения лицензирования и аккредитации юриди­ческих и физических лиц и сертификация специалистов с привлечением внештатных экспертов;

обеспечение контроля за выполнением лицензионных условий с про­ведением ведомственной и вневедомственной экспертизы.

Таким образом, страховые медицинские организации призваны осуще­ствлять контроль всех трех компонентов качества медицинской помощи, оказываемой ЛПУ, и контроль профессиональных качеств медицинских ра­ботников — сфера деятельности лицензирующих органов и профессио­нальных медицинских ассоциаций. Последние, кроме того, имеют право на оценку качества технологии лечения пациентов у членов ассоциаций. В то же время компетенция страхователей и, главное, общественных объедине­ний потребителей необоснованно сужена и недостаточно конкретизиро­вана.

С точки зрения общности интересов, преследуемых в процессе контро­ля качества медицинской помощи, всех участников системы можно объеди­нить в 3 звена:

Читайте так же:

  • Ликвидация шевроле в москве Ликвидация шевроле в москве Автоцентры Genser объявляют о ликвидации склада Opel и Chevrolet. Условия окрыляют – убедитесь сами, ознакомившись со списком автомобилей в продаже. Отправьте заявку на заинтересовавший вариант, после чего наш менеджер свяжется с вами для уточнения […]
  • Приказ приема на работу образец заполнения Приказ о приеме на работу Факт принятия работника на работу фиксируется при помощи соответствующего приказа, который издается на основании подписанного между работником и работодателем трудового договора. Приказ о приеме на работу подготавливается и оформляется сотрудником кадровой или […]
  • Как оформить воздушными шарами Как оформить свадьбу воздушными шарами? (идеи с фото) Использование воздушных шариков для украшения свадебных торжеств – отличное решение, ведь с их помощью можно создавать самые разнообразные композиции и вариаций. В руках опытных специалистов охапка воздушных шариков способна за […]
  • Кто имеет право обслуживать электроустановки напряжением до 1000 в Какие работы относятся к работам со снятием напряжения? Работа, когда с токоведущих частей электроустановки, на которой будут проводиться работы, отключением коммутационных аппаратов, отсоединением шин, кабелей, проводов снято напряжение и приняты меры, препятствующие подаче напряжения […]
  • Налог с аренды юридических лиц Сдача офиса в аренду физическим лицом: налоги /Бабицкий Владислав Игоревич/, ООО "ЮС ИнвестЪ" Физическое лицо Республики Беларусь сдает в аренду офис юридическому лицу Республики Беларусь: какие налоги и кто должен уплатить в такой ситуации? 1. Подоходный налог с физических лиц. Исходя […]