Меню

Требования к выпускнику начальной школы по предметам

Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 4-м классе (УМК «Школа XXI века»)

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана для обучения в 4-м классе ГОУ «Корочанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями речи» в соответствии с программой «Русский язык» – «Начальная школа XXI века» на основе авторской программы С. В. Иванова. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.).

Программа рассчитана на 175 часов.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

  1. Иванов, С.В., Евдокимова, А.О., Кузнецова, М.И., Петленко, Л.В., Романова, В.Ю. Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – М.: Вентана-Граф, 2007. – 144 с.: ил.
  2. Кузнецова, М.И. Пишем грамотно: 4 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009 – 64 с.: ил.
  3. Кузнецова, М.И. Учусь писать без ошибок: Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 96 с.: ил.

Форма итоговой аттестации обучающихся – тестирование.

В авторскую программу изменения не внесены.

Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России. Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

Целями обучения русскому языку являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями
  • науки о языке;
  • формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Блоковая подача материала реализуется в учебнике «Русский язык» 4 класса.

В связи со спецификой школы Рабочая программа обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи учащихся, которая осуществляется разными путями, но ведёт к единой цели – ликвидировать в процессе обучения недостатки речевого развития детей и создать у них готовность к овладению школьными умениями и навыками.

Отдельным блоком Рабочей программы вводится «Коррекционная работа на уроке». Он призван восполнять пробелы речевого развития детей, давать им практическую речевую подготовку, развивать и обогащать представления учащихся об окружающем мире, повышать уровень их общего развития, учить осмысленно, связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Содержание программы

4 класс (175 ч)

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (54 ч)

Фонетика (1 ч) Повторение изученного на основе фонетического анализа слова (1 ч).
Состав слова (1 ч.) Повторение изученного на основе словообразовательного анализа и разбора слова по составу (1 ч).
Синтаксис(16 ч.) Синтаксический анализ простого предложения (4 ч.) Словосочетание (7 ч.) Сложное предложение (5 ч.)
Морфология (36 ч.) Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора (6 ч.) Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи. (22 ч) Наречие как часть речи (5 ч.) Имя числительное: общее значение (3 ч.)

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч)

Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами. Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи). Отработка орфографических правил, изученных в 2-4 классах.

«Развитие речи» (29 ч)

Совершенствование речевых умений. Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные. Выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания. Продолжение работы над правильностью, точностью, выразительностью и богатством письменной речи.

Резервные уроки (40 ч)

Повторение по темам блока «Как устроен наш язык» (16 ч.)
Повторение по темам блока «Правописание» (24 ч.)

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

Блок «Как устроен наш язык»

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

называть:

изученные части речи;
значимые части слова;

различать, сравнивать:

– буквы и звуки, гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
– имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; глагол;
– предлог и приставку;
– корень, приставку, суффикс, окончание;
– главные и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;

приводить примеры:

– простого двусоставного предложения;

кратко характеризовать:

– виды предложений по цели высказывания и интонации;

решать практические и учебные задачи:

– выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены;
– пользоваться словарями;
– использовать алфавит при работе со словарем.

Блок «Правописание»

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

решать практические и учебные задачи, применять правила правописания:

– писать под диктовку разборчиво 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания;
– прописная буква в начале предложения, в именах собственных; – звонкие и глухие согласные в корнях;
– непроизносимые согласные; сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чк-чн;
– удвоенные согласные;
– безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова);
– безударные гласные, не проверяемые ударением;
– разделительный мягкий и твердый знаки;
– мягкий знак после шипящих на конце имен существительных,
– мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
не с глаголами;
– безударные падежные окончания имен существительных;
– безударные падежные окончания имен прилагательных;
– правописание безударных личных окончаний глаголов;
– словарные слова, определенные программой;
– знаки препинания в конце предложения; запятая между однородными членами предложения.

Блок «Развитие речи»

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

решать практические и учебные задачи:

– отвечать на вопросы к тексту;
– делить текст на смысловые части и составлять простой план.

Курсивом обозначены темы для ознакомления. Материал этих тем не является обязательным для усвоения и не выносится в уровень требований, предъявляемых к выпускнику начальной школы.

Нормы, критерии оценки и виды контроля по предметам

Русский язык

Диктант

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного.Наличие не более 2 ошибок;
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, не более 3-5ошибок;
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие 6 ошибок или более.

Списывание

Объём текстов для списывания в 1 классе – 18-20 слов; во 2 классе – 20-40 слов, 3 классе – 40-60 слов, 4 классе 60-80 слов.
Оценивание списывания:
«5» ставится за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой 1-2 исправления или одна ошибка;
«3» – за работу, в которой 2-3 ошибки;
«2», за работу, в которой 4 ошибки и более.

Словарные диктанты

В словарные и терминологические диктанты включаются слова на изученные орфограммы, а также слова из словаря, написание которых нужно запомнить.
Объём словарного диктанта во 2 классе – 8-10 слов; в 3 классе – 10-12 слов; в 4 классе – 12-15 слов.
Нормы оценки за словарные диктанты:
«4» ставится за диктант с 1 ошибкой;
«3» ставится за диктант с 2 ошибками;
отметка «2» ставится за диктант с 3 и более ошибками.

Тестирование

«5» – если ученик набрал 13 – 14 баллов;
«4» – если ученик набрал 10 – 12 баллов;
«3» – если ученик набрал 7 – 9 баллов;
«2» – если ученик набрал менее 7 баллов;

Изложение

Отметка «5»:

  • правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста;
  • нет фактических ошибок;
  • правильно построены предложения и употреблены
    слова (допускается не более одной речевой неточности)

Отметка «4»:

  • содержание передано правильно и достаточно точно
  • в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков;
  • имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
  • имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

Отметка «3»:

  • допущено существенное отклонение от авторского текста;
  • допущены нарушения в последовательности изложения мыслей;
  • есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

Отметка «2»:

  • допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть)
  • много фактических неточностей;
  • нарушена последовательность изложения мыслей;
  • имеет место употребление слов в не свойственном им значении;
  • допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

4 Модель выпускника требования к выпускнику начальной школы

4.5. Модель выпускника

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНИКУ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Учащиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования, должны:

– «освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками);

– освоить общеобразовательные программы по отдельным предметам школьного учебного плана (немецкий, французский, английский) на уровне, достаточном для продолжения образования в школе с углубленным изучением названных предметов в классах с гуманитарным профилем;

– овладеть навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.

^ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА
(1 класс)

Развитие учебно-познавательных интересов, любознательности, освоение общеучебных умений и навыков:

– умеет правильно и сознательно читать целыми словами (35 слов в минуту, литературный текст);

– умеет списывать текст, вести запись под диктовку, излагать текст в виде небольшого сочинения или рассказа (темп письма 20 знаков в минуту);

– владеет правильным звукопроизношением, развиты фонематический слух и речь, умеет поддерживать беседу;

– умеет оперировать действиями сложения и вычитания в пределах 20, решать простые задачи, имеет представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия, многоугольник и его элементы;

– понимает различные схематические изображения;

– имеет развитую тонкую моторику и сенсомоторную координацию;

– проявляет эмоционально-положительное отношение к живой природе

Формирование ценностного отношения к природе как к общему дому человечества:

– умеет сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале и действовать в соответствии с указаниями педагога;

– умеет строить отношения со взрослыми, сверстниками, доброжелателен в отношениях с людьми;

– дисциплинирован, знает правила поведения в общественных местах;

– имеет представление о здоровом образе жизни, элементарные культурно-гигиенические навыки, обладает хорошей работоспособностью, развиты двигательные и моторные навыки;

– знает элементарные правила безопасного поведения при взаимодействии с другими людьми правила поведения на улице, в быту, гимназии;

– владеет доступными видами общественно-полезного труда;

– владеет наглядно-образной памятью

^ Развитие учебно-познавательных интересов, любознательности, освоение общеучебных умений и навыков:

– проявляет положительное отношение к учению, развиты учебно-познавательная мотивация и общеучебные умения и навыки;

– читает сознательно, правильно и выразительно целыми словами (60 слов в минуту, литературный текст);

– владеет новыми видами письменных работ: письмо по памяти, изложение текста по вопросам, по готовому плану (темп письма 30 знаков в минуту);

– владеет четкой артикуляцией звуков, умеет производить речевые действия и реализовывать замысел речи;

– понимает и использует в своей деятельности различные схематические изображения (план, макет, простейший чертеж);

– воспринимает красоту природы, человека и предметного мира, созданного им;

– обладает развитым воображением, проявляет творческие способности в разных видах учебной деятельности, понимает учебную задачу и работу, определяет последовательность действий при выполнении задания;

– имеет склонность к постановке вопросов и самостоятельному поиску решений;

– заинтересован в положительной оценке результатов своей деятельности;

– владеет отдельными приемами контроля, умеет оценивать работу товарища;

– выполняет советы учителя по организации и оказанию помощи в совместной с товарищем деятельности по решению учебной задачи (умеет работать в паре)

^ Формирование уважительного отношения к жизни, ко всему живому как проявлению жизни, осознания себя как части природы («Я – такой»):

– умеет управлять своим вниманием, самостоятельно его организовать;

– владеет разнообразными формами и средствами общепланирования в совместной продуктивной деятельности;

– проявляет чувство ответственности за живое существо, начатое дело, результат совместной деятельности, сдержан, тактичен;

– выполняет основные положения здорового образа жизни, правила личной и общественной гигиены, особенности охраны здоровья в разные времена года;

– выполняет правила безопасного поведения на улице, в быту, при контактах с людьми;

– трудолюбив, умеет правильно организовать свой труд, поддерживать, контролировать правильность своих действий;

– владеет словесно-логической памятью

Формирование основных способов учебной деятельности, осознание цели учения: владеет правильным сознательным, беглым, выразительным чтением целыми словами (темп чтения 90 слов в минуту, литературный текст):

– владеет новыми видами письменных работ: изложение по коллективно составленному плану, изложение с элементами сочинения (темп письма 40 знаков в минуту);

– умеет четко артикулировать все звуки, произносить слова внятно в соответствии с орфографическими нормами, строить и вести беседу в соответствии с нормами общения;

– умеет оперировать математическими действиями в пределах 1000, решать простые и составные задачи, находить периметр и площадь геометрических фигур;

– имеет наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, умеет оперировать моделями разного типа (предметные модели, схемы, таблицы, графики и т. п.);

– имеет понятия об экономической и природоохранительной культуре, способен к эмоциональному восприятию искусства и красоты окружающего мира;

– умеет обобщать, анализировать, делать выводы, работать по заданному алгоритму, выполнять операции в уме;

– владеет пооперационным контролем учебной работы – своей в уме;

– способен оценивать учебные действия (свои и товарища по образцу оценки учителя);

– развит устойчивый интерес к учебным занятиям

^ Осваивание, усваивание и присваивание норм социально-культурной жизни, осознание собственного внутреннего мира (идеального, субъективного) – «Я–осознающий»:

– обладает устойчивостью внимания, умеет распределять и переключать свое внимание;

– проявляет интерес к людям, общителен, доброжелателен, склонен не к конфликтам, а к сотрудничеству;

– умеет контролировать свое поведение, различать разные позиции в общении, оценивать свое положение в системе социальных отношений;

– выполняет основные положения здорового образа жизни, относится к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности, имеет прочные культурно-гигиенические навыки, умеет оказывать первую медицинскую помощь;

Читайте так же:  Взятки гладки значение фразеологизма

– знает и выполняет условия безопасного поведения на улице, в быту, условия безопасности при пользовании общественным транспортом, знает правила дорожного движения;

– обладает потребностью трудиться и осознает необходимость трудовой деятельности, умеет самостоятельно ориентироваться в любой работе, трудовой деятельности;

– умеет управлять своей памятью и регулировать ее проявление

^ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА
(4 класс)

^ Формирование умения самостоятельно учиться, линия учиться, понимания взаимосвязи явлений внешнего мира:

– читает бегло, выразительно и без ошибок (120 слов в минуту, литературный текст, владеет разными видами чтения);

– использует разные виды письменных работ (темп письма 50 знаков в минуту);

– свободно владеет грамотной и устной, и письменной речью, умеет добиваться желаемого результата при взаимодействии с людьми с помощью языка, понимает смысл обращенной к нему речи и выражает понятно собственные мысли и чувства;

– владеет сформированной знаково-символической деятельностью, умеет читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями;

– понимает взаимосвязи человека с природой, умеет применять экологические знания на практике;

– креативен (способен к творчеству), обладает эстетическими установками по отношению к культуре и природе, имеет достаточно высокий уровень воссозданного воображения, знает произведения выдающихся художников;

– стремится постоянно повышать уровень своих знаний, находить, обобщать и принимать нужную информацию;

– способен использовать знания на практике, умеет применять их в нестандартных ситуациях;

– умеет самостоятельно анализировать изучаемые задания, задачи, выявлять в них существенные элементы, признаки, части;

– умеет рационально организовывать свой труд, владеет разными способами контроля и самоконтроля

^ Развитие способности воспринимать себя как сторонний объект и оценивать (рефлексия), осознание внешнего мира (реального, объективного) – «Я–действующий»:

– владеет произвольным вниманием, умеет организовывать и регулировать свое внимание, сознательно управлять им;

– имеет первоначально отработанную произвольную память;

– коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям; честен, принципиален, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей;

– ведет здоровый образ жизни, осознанно относится к здоровью и физической культуре, владеет антистрессовой защитой, умеет применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи;

– способен действовать в чрезвычайных ситуациях, сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и безопасности окружающих;

– способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, строить новый проект своих действий, способен к рефлексии, саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением;

– владеет культурой самоопределения личности, стремится к самосовершенствованию, мотивирован на достижение успеха, на дальнейшее продолжение образования в основной школе;

– он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее отечества, приверженный общечеловеческим духовным идеалам;

– обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой

^ Модель выпускника основной школы

Учащиеся, получившие основное общее образование, должны:

– освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана;

– на повышенном уровне (или углубленно) учебные программы по отдельным предметам (для соответствующих школ);

– овладеть основами компьютерной грамотности, программирования, получить начальные навыки технического обслуживания вычислительной техники;

– освоить содержание выбранного профиля обучения на уровне, достаточном для успешного обучения в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;

– быть готовым к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях высшего профессионального образования;

– овладеть системой общеучебных умений (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного);

– приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, овладеть средствами коммуникации;

– достигнуть показателей развития интеллектуальной сферы, достаточных для организации своей познавательной, проектировочной, оценочной деятельности;

– быть способным к жизненному самоопределению и самореализации, может быстро адаптироваться к различного рода изменениям;

– вести здоровый образ жизни;

– знать свои гражданские права и уметь их реализовывать;

– уважать свое и чужое достоинство;

– уважать собственный труд и труд других людей.

Кроме того, в описании «модели выпускника» целесообразно указать и другие качества, которые зависят от специфики содержания образования в конкретной школе.

^ 4.6. Модель личности учителя.

Чтобы успешно реализовать компетентностный подход учитель должен уметь:

  • ориентироваться в ситуации на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условиях и успешно продвигаться;
  • видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
  • проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам;
  • чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
  • свазывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста;
  • закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике;
  • планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной деятельности, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
  • ставить цели и оценивать их степень достижения вместе с учащимися;
  • в совершенствовании использовать метод «Создание ситуации успеха»
  • привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени;
  • демонстрировать ученикам ролевые модели на примере реальных людей, литературных персонажей, а также в ходе выполнения проектов, ролевых игр и психологических тренингов, которые позволяют им обнаруживать и опробовать новые для них способы мышления, восприятия и поведения, увидеть, а также испытывать последствия такого поведения;
  • оценивать достижения учащихся не только отметкой_- баллом, но и содержательной характеристикой;
  • оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненных качеств;
  • видеть проблемы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы

Требования к выпускнику начальной школы по предметам

Математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • Название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии их авторов;
  • (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

называть, приводить примеры:

  • сказок народных и литературных;
  • стихов и рассказов из круга детского чтения;
  • жанры детской художественной литературы (сказка,
    рассказ, стихотворение, басня);
  • сказки народные и литературные;
  • словари и справочники;
  • элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
  • виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);
  • читать осознанно, правильно, целыми словами.
  • выразительно читать наизусть программные стихотворения и
  • отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • ставить вопросы к тексту, выполнять задания
    и отвечать на вопросы к тексту;
  • делить текст на смысловые части и составлять простой план;
  • пересказывать и рассказывать произведение по плану:
  • составлять небольшое монологическое высказывание
    с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном
    произведении;
  • самостоятельного выбора и определения содержания
    книги по ее элементам;
  • определять тему и жанр незнакомой книги;
  • работать со справочной литературой.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ :

  • Изученные части речи;
  • Значимые части речи;

Различать и сравнивать:

  • Буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
  • Имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
  • Предлог и приставку;
  • Корень, приставку, суффикс, окончание;
  • Главные (подлежащее и сказуемое ) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;
  • Простого двусоставного предложения;
  • Кратко характеризовать:
  • Виды предложений по цели высказывания и интонации;

Решать практические учебные задачи:

  • Выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены в простом предложении;
  • Пользоваться словарями;
  • Использовать алфавит при работе со словарем;
  • писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • звонкие и глухие согласные в корнях;
  • непроизносимые согласные;
  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чн,чк;
  • удвоенные согласные;
  • безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, непроверяемые ударением;
  • разделительный мягкий и твердый знаки; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
  • не с глаголами;
  • безударные падежные окончания имен существительных; безударные падежные окончания имен прилагательных;
  • правописание безударных личных окончаний глаголов;
  • словарные слова, определенные орфограммой;
  • знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.

Решать практические и учебные задачи :

  • отвечать на вопросы к тексту;
  • делить текст на смысловые части и составлять простой план.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «МАТЕМАТИКА» УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ :

В результате изучения математики ученик должен:

  • — последовательность чисел в пределах 100000;
  • — таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
  • — таблицу умножения и деления однозначных чисел;
  • — правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
  • — читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000;
  • — представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  • — пользоваться изученной математической терминологией;
  • — выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;
  • — выполнять деление с остатком в пределах ста;
  • — выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);
  • — выполнять вычисления с нулем;
  • — вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без них);
  • — проверять правильность выполненных вычислений;
  • — решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);
  • — чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;
  • — распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
  • — вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
  • — сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • — ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
  • — сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
  • — определения времени по часам (в часах и минутах);
  • — решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
  • — оценки размеров предметов «на глаз»;
  • — самостоятельной конструкторской деятельности (с учетомвозможностей применения разных геометрических фигур).

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ :

  • название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
  • государственную символику России, государственные праздники;
  • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • правила сохранения и укрепления здоровья;
  • основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
  • различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  • ориентирования на местности с помощью компаса;
  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • ухода за растениями (животными);
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускник дошкольного общеобразовательного учреждения – будущий первоклассник должен уметь применять знания, полученные в подготовительный период, в том числе.

Пригодится ученикам и учителям.

Коммуникативная готовность как условие адаптации выпускников начальной школы к обучению в основной школе.

Литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир.

laquo;Модель выпускника» начальной школы — это предполагаемый резуль­тат реализации образовательной программы ФГОС, общий ответ на вопрос о том, какой «продукт» должен пол.

Модель выпускника начальной школы в соответствии с фгос ноо

Главная > Документ

Модель выпускника начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

(Материал подготовила заместитель директора по УВР Лихачёва Ирина Ивановна)

«Модель выпускника» начальной школы — это предполагаемый резуль­тат реализации образовательной программы ФГОС, общий ответ на вопрос о том, какой «продукт» должен полу­читься в результате деятельности педагогического коллектива на каждой из ступеней образования. «Модель выпускника» является ориентиром для построения образовательно­го процесса, согласования деятельности различных ее звеньев и структур, проектирования индивидуальных образовательных маршрутов.

Нормативно-правовой базой создания модели выпускника школы являются: Конституция Российской Федерации; Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10 2009 г. № 373, Основная образовательная программа ОУ.

Таким образом, модель выступает как норматив. Выстраивая образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника – это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.

При создании современного образа выпускника неоходимо задуматься о конкурентноспособности образовательной системы с другими мировыми системами.

На Заседании итоговой коллегии Минобрнауки России 19 марта 2011 года было отмечено, что «наше будущее было сформулировано в следующих словах: глобализация, гиперконкуренция, сверхбыстрая смена технологий, интернет, социальная самоорганизация». Эти мировые вызовы требуют формирования новых компетенций:

— умения работать с большими объектами информации;

Необходимы другие установки:

установка на инициативу в приобретении компетенций и

формировании высокой компетентности;

готовность и способность к технологическим, организационным,

высокая социальная активность;

требовательность к исполнению обязательств, ориентация на

сотрудничество и взаимную ответственность;

способность быстро адаптироваться к новым вызовам;

компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия.

При составлении портрета выпускника необходимо учитывать задачи, стоящие перед нашей страной. Мы понимаем, что насущной задачей нашего времени является утверждение причастности к общечеловеческому делу. России нужен человек, одухотворенный идеалами добра, сознательно и активно не принимающий разрушительных идей и способный им противостоять. Необходимо возрождение добрых семейных, национальных, религиозно-этнических традиций, основ человеческой нравственности, начиная от почтения к родителям и заканчивая сознанием глубокой ответственности перед Родиной. Без этого невозможно гармоническое общественное развитие.

Читайте так же:  Нотариус на компросе в перми

Когда речь идет о задачах духовно – нравственного развития мы имеем в виду три направления:

Весь образовательный процесс – воспитание и обучение — должны проводиться через системно – деятельностный процесс.

Личность должна быть ориентирована на творческий подход к делу.

Руководствуясь внешними и внутренними вызовами в ФГОС НОО определен портрет выпускника.

Формирование личности не является следствием лишь школьного воспитания, оно зависит от генетических предпосылок и воздействия дошкольного времени, влияния средств массовой информации, а, главное воспитания в семье. Поэтому воспитание, образование и развитие возможно только совместными усилиями школы и семьи.

Современному обществу нужен человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению новой информации, способный принимать верные решения, поэтому развитие ребенка с помощью школы должно строиться через самореализацию, самообразование, самоопределение и саморазвитие.

Роль педагогов в формировании личности ребенка можно определить следующими словами: педагогическая помощь, поддержка и продвижение.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в новом Стандарте определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В Стандарте 2009 года определен «портрет» выпускника начальной школы:

-любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
— готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
— доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
— выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

В ФГОС ОО в портрете выпускника заложена преемственность в развитии личностных качеств, при этом идет расширение наполненности данных качеств.

Портрет выпускника начальной и основной школы по ФГОС

Требования к выпускнику начальной школы по предметам

Знания, умения, навыки, 4 класс

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ.

РУССКИЙ ЯЗЫК

К концу 4-го класса учащиеся должны знать:

изученные части речи и их признаки, однородные члены предложения.

Учащиеся должны уметь:

· безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст в 75-80 слов с изученными орфограммами (падежные окончания имен существительных и прилагательных, личные окончания глаголов, данных в учебнике по теме

· «I и II спряжение глаголов», мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа) и знаками препинания между однородными членами (при перечислении, при употреблении союзов а, но);

· производить фонетический разбор слов типа морозный, школьники;

· производить разбор слова по составу: определять в слове корень, приставку, суффикс, окончание;

· производить разбор слова как части речи: определять род, склонение, число, падеж имен существительных; род, число, падеж имен прилагательных; число (род), спряжение глаголов:

· производить элементарный синтаксический разбор предложений, определять их вид, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

· в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

Слова с непроверяемыми написаниями:

автомобиль, агроном, адрес,, аккуратно, аллея, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, вагон, везде, вокзал, восемь, впереди вчера, газеты, гореть, горизонт, двенадцать, директор, до свидания желать, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, интересный, календарь, килограмм, километр, комбайн, корабль, космонавт, костер медленно, металл, назад, налево, направо, одиннадцать, около, пассажир, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, Россия, салют, самолет, сверкать, сверху, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу права, телефон, теперь, хлебороб, хозяйство, шестнадцать, шоссе, шофер, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

· 1 полугодие. Сознательное, правильное, достаточно беглое чтение целыми словами с использованием интонации, соответствующей строению предложений, логического ударения, тона и темпа речи. С помощью которых ученик выражает понимание смысла и свое отношение к прочитанному. Темп чтения вслух незнакомого текста 80-90 слов и выше. Осознанное чтение про себя.

· IIполугодие. Беглое, сознательной, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Темп чтения вслух незнакомого текста – 90 слов и выше. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения про себя к концу обучения в начальной школе – на 50 слов и более слов выше, чем при чтении вслух.

Формирование приемов понимания прочитанного.

· самостоятельно осмысливать заглавие произведения;

· прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

· проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозировать возможных ответов, самоконтроль);

· устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;

· находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.

Учащиеся, закончившие начальную школу, должны при чтении доступных им художественных текстов владеть рядом приемов понимания прочитанного, а именно уметь:

· прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;

· самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;

· проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;

· формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста;

· составлять простой и сложный план;

· пересказывать текст по плану.

Элементы литературоведческого анализа текста.

· Развитие умения определять сюжет, основную тему и главную мысль произведения.

· Продолжение работы над образом литературных героев.

· Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.

· Наблюдение над языком художественных произведений.

· Высказывание своего отношения к прочитанному.

Учащиеся, закончившие начальную школу, должны уметь:

· определять тему произведения, его главную мысль, рассказать сюжет;

· назвать героев произведения, увидеть в тексте образы-персонажи, описания природы и интерьера;

· видеть и понимать, из каких составляющих складывается образ-персонаж (портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою); какова роль пейзажа и описания интерьера в тексте;

· высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;

· представлять картины, нарисованные автором; эмоционально переживать прочитанное.

Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.

Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы. Творческая индивидуальность писателя.

Пролог и эпилог в художественном произведении.

Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).

Басня, ее особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).

Баллада – рассказ в стихах.

Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести.

Юмор и сатира в произведениях детской литературы.

Учащиеся, закончившие начальную школу, должны уметь:

· практически отличать по ведущим признакам эпические, лирические и драматические произведения;

· относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть (повесть-сказка, фантастическая повесть); сказка, басня, стихотворение, пьеса; различать сказку народную и авторскую, среди произведений устного народного творчества различать загадки, песенки, скороговорки, пословицы и поговорки, былины.

· подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;

· составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;

· творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.

· Письменные творческие работы: сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.

Учащиеся, закончившие начальную школу, должны уметь:

· отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

· подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;

· составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;

· учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы.

МАТЕМАТИКА

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, обеспечивающие преемственную связь с курсом математики в 5-ом классе.

· названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);

· как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т.д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность первых трех классов.

· читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки (больше), = (равно);

· представлять любое число в виде суммы разрядных слагаемых.

Понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.

· названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;

· связь между компонентами и результатом каждого действия;

· правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их,

· таблицу сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.

· записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);

· находить числовые значения буквенных выражений вида a +3,

8 * k, b : 2; a + b, c * d, k : n при заданных числовых значениях

входящих в них букв;

· выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

· выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел на однозначное и двузначное число), проверку вычислений;

· решать уравнения вида x + 60 = 320, 125 + x = 750,

2000 – x = 1450, x * 12 = 2400, x : 5 = 420, 600 : x = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;

· решать задачи в 1-3 действия.

Иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.

· единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;

· связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость, время, скорость, путь при равномерном движении и др.

· находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);

· находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;

· узнавать время по часам:

· выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);

· применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами.

Иметь представление о названиях геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность, центр, радиус.

— виды углов, прямой, острый, тупой;

— определение прямоугольника (квадрата);

— свойство противоположных сторон прямоугольника.

— строить заданный отрезок;

— строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

К концу 4-го класса учащиеся должны знать:

· способы изображения Земли, ее поверхности (глобус, географическая карта);

· названия океанов и материков;

· положение России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;

· особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; использование и охрана природы края;

· правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

· определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показать изученные географические объекты;

· различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема своего края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;

· объяснить в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

· самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведений по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

· проводить самостоятельные наблюдения в природе;

· оперировать с моделями (цепи питания в различных природных зонах; нарушение природного равновесия в результате деятельности человека; круговорот веществ в природе; цепи питания в сообществах края; регулирование численности растительноядных животных (в поле, в саду, в огороде) с помощью их природных врагов); самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;

· в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

· формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы.

Школа успешного учителя

Активная методическая помощь педагогам

ФГОС в начальной школе

Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373.

С 1 сентября 2011 г. все российские школы перейдут на новые Стандарты начального общего образования. В чем отличие новых стандартов от ныне действующих?
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт — это совокупность трех систем требований:
— требований к результату образования,
— требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
— требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).
В Стандарте 2004 г. детально описывалось содержание образования темы, дидактические единицы. В Стандарте же 2009 г. содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам:

— личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.),
— метапредметные (умение учиться),
— предметные умения.

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный. Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться…». Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся — к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

Читайте так же:  Федеральный закон об ограничении курения табака 2019

— любящий свой народ, свой край и свою Родину;
— уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
— любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
— владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
— готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
— доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
— выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

«Здоровье это еще не все, но все без здоровья — ничто», — гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления.

Идея здоровьесбережения учащихся в образовании — красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник.

Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.
Основная образовательная программа начального общего образования школы определяет систему норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов. В образовательной программе прописан планируемый результат, система оценивания, учебный план, особенности организации учебного процесса, используемые технологии и др. Основная образовательная программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Не будут подлежать оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы.

Каждое общеобразовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя).

Продолжительность уроков в начальной школе:

в 1 классе — 35 минут (при невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут);
во 2–4 классах — 40–45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).

Продолжительность учебного года:

в 1 классе — 33 учебные недели;

во 2–4 классах — 34 учебные недели.

Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются РФ в соответствии с требованием Статьи 7. «Закона об образовании и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования». С официальном приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru/

Какие требования выдвигает новый ФГОС?

Стандарт выдвигает три группы требований:

· Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

· Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования,

· Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД).

Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ — компетентности.

Реализация программы формирования УУД в начальной школе — ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. ЧР считает приоритетным активное включение подпрограммы формирования ИКТ — компетентности в образовательные программы образовательных учреждений Каждое образовательное учреждение разрабатывает собственную образовательную программу, учитывая в том числе, запросы и пожелания родителей учащихся.

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

Личностным, включающим готовность и способность обучающихся саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Предметным, включающим освоенный обучающими в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систем основополагающих элементов научного знания лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться…», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствие для перевода его на следующую степень образования.

Что изучается с использованием ИКТ?

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

Изучение окружающего мира предлагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и предлагаются в цифровом виде.

Изучение искусства предлагает изучение современных видов искусств наравне с традиционными. В частности, цифровые фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это изготовление бэджита, проекты «Я и мое имя», «Моя семья», современное издание Азбука и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Интегрированный подход к обучению, применимый при создании нового стандарта, предлагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами- описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Традиционные учебники или цифровые ресурсы?

Новый Стандарт поставил задачу разработки новых учебно-методических комплексов, которая решается в настоящее время. Помимо деятельного подхода к содержанию учебного материала авторы должны предусмотреть адекватные современному информационному обществу средства его представления, в том числе и цифровые, которые могут быть представлены как на дисках, так и Интернете.

Что такое информационно-образовательная среда?

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

В чем же новизна стандарта второго поколения и современного урока?

Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.

Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Как проходит обычный урок, например, по природоведению или «окружающему миру»? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия… А если нет?

Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Приоритетна развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Акцент на умения применять знания, на знания как средство развития личности. Поэтому формулировки заданий на уроках звучат несколько иначе. В математике, например, нацелены не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умение находить эти фигуры в окружающем мире и работать с ними. В связи с этим, на уроках окружающего мира, предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с «популярными естественно-научными текстами рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения».

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования.

Читайте так же:

  • Системные требования company of heroes 1 Company of Heroes: Opposing Fronts: дата выхода, системные требования 27 сентября 2007 года Дата выхода Company of Heroes: Opposing Fronts Дата выпуска проекта – 27 сентября 2007 года События снова возвращают игроков во времена Второй мировой войны. Игроку предстоит управлять […]
  • Заявление на вычет какую сумму писать Какую сумму мне писать в заявлении на имущественный вычет по подоходному налогу? Подскажите пож-та, в 2016г я приобрела 2 квартиры общей суммой 2600тыс.руб. Какую сумму мне писать в заявлении на имущественный вычет по подоходнему налогу? Что необходимо сделать для возврата всех […]
  • Мировой конституционный суд Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 октября 2018 г. N 36-П город Санкт-Петербург "по делу о проверке конституционности части первой статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 24, части второй статьи 27, части первой статьи 239 и […]
  • Отчетность в пфр в 2007 году Отчетность в ПФР за 4 квартал 2018 года Отчетность в ПФР за 4 квартал 2018 года состоит из обязательной формы СЗВ-М. Сдавайте ее каждый месяц не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. По формам АДВ-2, СЗВ-ИСХ, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-КОРР, СЗВ-К отчитывайтесь по необходимости. Состав […]
  • Какие льготы имеет опекун ребенка Льготы и права опекунам инвалидов в 2019 году Если гражданин не способен самостоятельно передвигаться и обслуживать себя, то ему нужен помощник, который позаботиться об этом человеке должным образом. Однако заботясь о больном человеке, такой гражданин полностью или частично теряет […]