Меню

Страховка и самостраховка во время занятий

Страховка и самостраховка во время занятий

В системе средств профилактики и предупреждения травматизма на занятиях физическими упражнениями важное место занимает освоение и умелое использование приёмов страховки и самостраховки при их выполнении. Таких приёмов великое множество. Их количество и специфические особенности предопределяются спецификой структуры, степенью сложности техники движений, уровнем технической и физической подготовленности занимающихся и т.п. Поэтому даже при выполнении одного и того же упражнения эти приёмы могут быть различными. Ознакомлению с ними и их освоению (особенно при освоении сложно координированных гимнастических упражнений) должно уделяться большое внимание и выделяться для этого специальное время на занятиях.

Это становится особенно актуальным при освоении сложных движений , связанных с риском выполнения. Такие упражнения сами по себе очень полезны, являются мощным средством не только физического, но и нравственного, морально-волевого воспитания. Поэтому их применение в практике физического воспитания оправдано и очень желательно. Однако риск при этом не должен переходить определённые границы, приводить к травмам, а тем более, к несчастным случаям. Избежать этого, а заодно и раздвинуть границы разумного риска при выполнении таких упражнений как раз и способствует применение различных приёмов страховки, страховки-помощи, и самостраховки.

Как уже отмечалось, таких приёмов великое множество. С каждым из них необходимо знакомиться в процессе практических занятий при освоении конкретных движений, поэтому целью данного раздела является только ознакомление с основными правилами их применения.

К основным правилам страховки и страховки-помощи относятся

* знание техники и понимание особенностей структуры осваиваемого упражнения;

* правильный выбор места расположения страхующего в соответствии с наиболее трудными и опасными элементами выполнения упражнения, где наиболее вероятен срыв или падение;

* не осуществлять страховку, стоя на каком-либо предмете;

* при осуществлении страховки выполнения упражнения на гимнастических снарядах (например, на брусьях) располагать руки таким образом, чтобы исключить вероятность их попадания “на излом”, между телом, выполняющего упражнение и гимнастическим снарядом;

* приёмы страховки-помощи применять по мере необходимости на начальных этапах освоения движений или при внесении элементов его усложнения;

* применение приёмов поддержки и помощи должно способствовать боле быстрому освоению движений и поэтому должно осуществляться ровно настолько, насколько это необходимо каждому конкретному занимающемуся для предотвращения падения или неудачного приземления.

Самостраховка — это проявляемое во время выполнения упражнений умения занимающегося самостоятельно и своевременно найти выход из неожиданно возникшего опасного положения.

Освоению приёмов самостраховки всегда надо уделять должное внимание. Их арсенал заметно расширяется вместе с обогащением двигательного опыта занимающихся по мере совершенствования техники осваиваемых упражнений.

К приёмам самостраховки относится умение вовремя прекратить выполнение упражнения или по ходу видоизменить его так, что это предотвратит срыв или облегчит его последствия, позволит избежать получение травмы.

Особенно важное значение самостраховка имеет на занятиях гимнастикой, где следует по возможности больше внимания уделять совершенствованию техники выполнения разнообразных кувырков, группировок после различных падений в разных условиях и положениях тела. Это может облегчить нежелательные последствия срывов, падений и не только при выполнении гимнастических упражнений, но и многих других.

При выполнении беговых упражнений, как правило, преобладают травмы нижних конечностей. Поэтому особое внимание следует обращать на правильную постановку стопы, учитывать характер покрытия или особенность грунта, рельефа местности в процесс кроссовых занятий и т.п.

При выполнении прыжковых упражнений необходимо помнить о том, что в момент приземления (наиболее травмоопасный момент) следует ноги держать полусогнутыми и напряжёнными с последующей обязательной группировкой.

С целью самостраховки и предупреждения травматизма во время занятий подвижными и спортивными играми следует, прежде всего, во время разминки хорошо подготовить к работе лучезапястные суставы и пальцы кистей рук, а также голеностопные и коленные суставы. Очень полезной для решения задачи предупреждения травматизма является специальная акробатическая подготовка, учитывающая особенности конкретной спортивной игры.

Страховка и самостраховка на уроках борьбы в общеобразовательной школе

Занятия на уроках борьбы в общеобразовательной школе направлены на всестороннее физическое воспитание учащихся, в целях их подготовки к труду и защите Родины. Ученики получая навыки борьбы чувствуют себя уверенно, с достоинством, гордо. Если учитель воспитает при этом такие качества как – мужество, силу воли, смелость, доброту, понимание, то занимающиеся не перейдут грань не дозволенности.

Читайте так же:  Калининград заявление на развод

Во избежание травм на занятиях, прежде чем перейти к изучению бросков, учеников следует обучить правильно выполнять страховку и самостраховку при падениях и при проведении приемов.

При обучении страховке и самостраховке очень важно, чтобы у учащихся воспитывалось тактическое и заботливое отношение к своим товарищам. Во время выполнения любых действий в борьбе, они должны предупреждать возможные повреждения и тем более не наносить их.

В своей рабочей программе для уроков борьбы в школе, учащиеся изучают броски из стойки и приемы борьбы лежа из раздела борьбы самбо. У учеников отсутствует специальная одежда, поэтому страховке и самостраховке уделяется время на каждом уроке.

Самостраховка при борьбе лежа

Способы самостраховки при борьбе лежа заключаются в соответствующем напряжении мышц той руки или ноги, которая захвачена противником на болевой прием. Такое сопротивление как бы уравновешивает силу противника, затрачиваемую им для проведения приема. Поэтому запрещается неожиданно расслаблять захваченную противником конечность. В критическом положении, когда уйти от приема нельзя, надо не прекращая сопротивления дать сигнал голосом (любой сигнал голосом – это сигнал о прекращении приема). Также нужно похлопать рукой по ковру, по телу противника. В тоже время страховка обязывает нападающего проводить болевой прием плавно, с учетом силовой возможности сопротивления взятого на прием ученика и по любому его сигналу немедленно прекращать прием, отпуская захват.

Страховка и самостраховка при борьбе стоя

Учитель обязан объяснить ряд правил, которые учащиеся должны выполнять неукоснительно:

– при падении, во время выполнения бросков, занимающиеся не должны опираться кистями рук о ковер;
– при бросках, бросающий ученик, смягчает падение падающего поддержкой за руку;
– бросающий ученик, в целях самостраховки, должен избегать броски на свои ноги;
– при обоюдных нападениях, надо стремиться, не допускать падения друг на друга;
– проводя броски, следить чтобы по отношению к противнику отсутствовали болевые захваты или приемы;
– при борьбе стоя, когда создается опасное положение, первый заметивший это положение должен дать сигнал голосом и прекратить борьбу.

Важная часть самостраховки в борьбе состоит из умения падать на ковер из стойки, не получая при этом сотрясений и болевых ощущений. Такие навыки необходимо воспитывать специальными упражнениями, изучаемых в определенном порядке. Изучение падений начинается с исходных положений.

Падение на спину

– Из положения упор присев, выполнив группировку, сделать перекат на согнутой спине вперед и назад (3-5 раз), подбородок прижав к груди.
– Из положения упор присев, сделать перекат на согнутой спине, подбородок прижав к груди, сделать удар руками по ковру. В момент удара руки должны быть вытянуты вперед и ладони направлены вниз. Угол между туловищем и руками должен составлять примерно 40-50 градусов.
– Из положения упор присев, выполнить небольшой прыжок на спину, сохраняя правильное положение головы, рук и ног.
Падение на спину можно выполнять через партнера который стоит на четвереньках.

Страховка и самостраховка во время занятий

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Страховка и самостраховка при выпалнении физических упражнений;

К скоростным и силовымупражнениям относятся те, которые требуют от занимающихся проявления максимальных усилий за относительно короткий промежуток времени. В качестве примера назовем такие упражнения, как прыжок вверхтолчком обеих ног с места, прыжок в длину, бег на короткие дистанции, бросок двумя руками набивного мяча из-за головы, переворот в упор на высокой перекладине и др.

Для развития скоростно-силовых способностей чаще всего используют различного веса отягощения (штанга, гантели, пояс с песком, утяжеленные предметы, закрепляемые на верхних или нижних конечностях и др.), а также изменение условий выполнения упраж-нений (бег в гору, по песку, по ступенькам вверх и т. п.)

Основные правила самостоятельного выполнения скоростно-силовых упражнений гласято необходимости:

♦ выполнять упражнения, соответствующие физической подготовленности организма;

♦ использовать отягощения в зависимости от возраста и уровня подготовленности;

Читайте так же:  Заявление о розыске сотрудника в полицию

♦ применять гантели, учебные штанги, набивные мячи, эспандеры, резиновые амортизаторы,тренажеры в соответствии с ростом, весом, физической подготовленностью;

♦ систематически с помощью пульса и внешних признаков осуществлять самоконтроль за состоянием организма;

♦ рационально подбиратьупражнения и режим их выполнения с целью равномерной работы основных мышечно-связочных групп.

При выполнении гимнастических упражнений следует помнить, что некоторые из них связаны с определенным риском. Наличие риска воспитываеттакие положительные качества, как воля и стремление к победе, но риск не должен приводить к травмам, а тем более к несчастным случаям. Чтобы этого избежать, применяется страховка ученика, выполняющего упражнение, учителем или учащимися.

Успешно страховать при обучении можеттолько тот, кто знаеттех-нику изучаемых упражнений и правила выполнения страховки. Очень важно правильно выбирать место для страховки. Страхующий должен находиться там, где возможен срыв или падение занимающегося. Он обязан перемещаться за занимающимся по ходу выполнения упражнения. Приемы страховки предопределяются техникой упражнения, его структурной особенностью, сложностью, а также подготовленностью выполняющего упражнения. Одним из приемов страховки является помощь, при которой страхующий непосредственно помогает (физически) занимающемуся выполнять упражнение. Во время поддержки (также один из приемов страховки) страхующий касается занимающегося, но не оказываетему физической помощи в выполнении упражнения, не стесняет его движений. К основным правилам страховки можно отнести и знания наиболее трудных и опасных моментов в упражнении. Страхующий должен располагаться так, чтобы в любой момент помочь занимающемуся и вместе с тем не мешать ему выполнять упражнение. Если занимающемуся при дальнейшем выполнении упражнения угрожает опасность, его необходимо остановить. Не следует страховать, стоя на какой-либо подставке. Это опасно, ктому же затрудняет передвижение страхующего. Нельзя располагать руки между телом выполняющего упражнение и гимнастическим снарядом (например, при выполнении упражнений на брусьях). При поддержке гимнаста не всегда нужно прилагать максимум усилий. Иногда достаточно незначительного толчка или легкой поддержки, чтобы предостеречь занимающегося от падения или неудачного приземления. В процессе оказания помощи надо учитывать специфику страховки на перекладине, брусьях, бревне, канате, при выполнении опорного прыжка, акробатических упражнений. При страховке девушек важно внимательно следить за тем, чтобы при выполнении упражнений они не ударили а грудью или нижней частью живота о гимнастический снаряд. Для лучшего осуществления страховки необходимо систематически следит за правильностью подготовки к занятиям на различных снарядах.

Самостраховка — очень важный элементучебно-воспитательного процесса. Это способностьученика своевременно принимать решениз и самостоятельно выходить из опасных положений, которые могут воз никать во время выполнения различных упражнений. Ученик може прекратить или видоизменитьупражнение, чтобы предотвратитьтрав му или облегчить силу падения. На уроках гимнастики особое вниманиеследуетобратитьнаосвоениетехники кувырков вперед и назад из любого положения. Это даст возможность во время неудачного соскока с гимнастического снаряда или падения облегчить приземление.

В ходе уроков легкой атлетики важно провести качественную подготовку основных мышечно-связочных групп. Опыт показывает, что во время занятий легкой атлетикой преобладаюттравмы нижних конечностей. Во время бега особое внимание следует обратить на правильную постановку стопы, приземляться в прыжках необходимо на согнутые в коленях ноги.

Во время учебных игр в баскетбол, ручной мяч, волейбол наиболее часто подвергаются ушибам кисти рук. Поэтому во время разминки необходимо хорошо разогреть лучезапястные суставы, пальцы, фаланги пальцев.

Страховка и помощь при выполнении упражнений на гимнастических снарядах

Страховка и помощь на занятиях гимнастикой позволяют избежать травм в результате срывов и падений. Под страховкой понимают готовность преподавателя или учащегося своевременно поддер-жать исполнителя упражнений, в случае неудачной попытки не дать емуупасть. Вотличиеотстраховки помощь предусматривает поддержку, подталкивание, «проводку» занимающегося. Ее цели:

1)предотвратить падение или срыв со снаряда;

2)облегчить ученику выполнение упражнений;

3)помочь правильно выбрать способ выполнения того или иного движения.

Самостраховка: умение приземляться с амортизацией ногами, перекаты и группировки во время падения без опоры руками. Падения вперед с последующим кувырком или мягкой амортизацией руками и ногами, назад, набок с выполнением перекатов в группировке.

♦ выполнение всех команд и распоряжений учителя;

♦ при выполнении строевых упражнений соблюдать интервалы идистанцию;

♦ около каждого снаряда должны лежать маты, при поточном выполнении кувырков, переворотов соблюдать дистанцию;

♦ приземляться в опорном прыжке и при соскоках на снарядах только на маты;

♦ проверять исправность и крепления снарядов;

♦ не стоять вблизи места приземления при прыжках, не мешать разбегутоварища;

Читайте так же:  Снится наследство

♦ не скользить по канату при спуске;

♦ в начале занятия проводить разминку, чтобы разогреть мышцы и связки.

Страховка и самостраховка во время занятий

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Лекция по физической культуре «Страховка и самостраховка на уроках ФК»

Столичный учебный центр
г. Москва

Страховка и самостраховка на уроках физической культуры

Безопасность любого урока физической культуры обеспечивается 3-мя составляющими:

наличие страховки смостраховки.

Страховка – комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности занимающихся в процессе учебной деятельности. Различают индивидуальную и групповую страховку:

индивидуальная страховка – осуществляется преподавателем или одним из занимающихся.

Групповая страховка – осуществляется 2-мя или более людьми, при этом каждый страхующий располагается на своем месте и не имеет право надеяться на др. страхующегося.

Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых учителем или занимающим для правильного и успешного завершения части или всего изучаемого упражнения. К основным видам физической помощи относятся:

Проводка – это форма помощи от начала упражнения до его окончания.

Поддержка – один из важных методических приемов оказания помощи занимающимся. Поддержку используют, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях, а умение прилагать свои усилия еще не достаточно развито.

Фиксация – задержка обучаемого в определенной точки движения.

Подталкивание – это кратковременная помощь, оказываемая преподавателем по уходу исполнения отдельных, наиболее ответственных фаз движения.

Подкрутка – кратковременная помощь при вращательном движении.

По мере овладения упражнениями помощь уменьшается, а затем прекращается и заменяется страховкой. Злоупотреблять помощью нельзя, потому что можно лишить занимающихся уверенности в своих силах, на определенном этапе необходимо добиться самостоятельного выполнения.

— хорошо знать технику упражнения и в зависимости от обстановки правильно выбирать место для оказания страховки и помощи;

— умело использовать разновидности страховки, не мешая занимающему выполнять упражнения;

— знать индивидуальные особенности занимающихся.

Важно помнить, что одной из причин травматизма является недостаточная общая и специальная разминка. На занятиях не следует чрезмерно увлекаться прыжками и соскоками с большой высоты.

Самостраховка, очень важный элемент учебно-воспитательного процесса, когда занимающий правильно оценивает собственные возможности.

— это способность занимающего своевременно принимать решение и самостоятельно выходить из опасных положений, которые могут возникнуть во время выполнения различных упражнений.

Чем выше уровень координационных способностей и развития ловкости, тем легче занимающий овладевает приемами самостраховки. Каждый педагог с самого начала занятий по физической культуре должен воспитывать у обучающих эти навыки. Самостоятельная страховка значительно повышает ответственность занимающихся и является надежной защитой от травм.

Навыки самостраховки приобретаются в процессе изучения упражнения и совершенствования при их исполнении.

Читайте так же:

  • Приказ приема на работу образец заполнения Приказ о приеме на работу Факт принятия работника на работу фиксируется при помощи соответствующего приказа, который издается на основании подписанного между работником и работодателем трудового договора. Приказ о приеме на работу подготавливается и оформляется сотрудником кадровой или […]
  • Гражданский кодекс ст 139 Гражданский Кодекс Республики БеларусьСтатья 139. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности В случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом и иным законодательством, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на […]
  • Инструкция по заполнению пу 2 Помощь: Заполнение формы персонифицированного учета ПУ-2 (в вопросах и ответах) ЗАПОЛНЕНИЕ ФОРМЫ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО УЧЕТА ПУ-2 (В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ) Вопрос: Представляется ли форма ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении» на граждан, выполняющих работы по гражданско-правовым […]
  • Льготы для ветеранов боевых действий в беларуси Закон РБ о ВетеранахСтатья 18. Меры социальной защиты ветеранов боевых действий на территории других государств Ветеранам боевых действий на территории других государств в качестве мер социальной защиты предоставляются следующие государственные социальные льготы, права и гарантии: 1. […]
  • Курсы валют в армении на сегодня купля продажа Курсы валют в армении на сегодня купля продажа Курс доллара США в Армении 15 января составил 484,74 драма. В сравнении с предыдущим днем он повысился на 1,25 драма. Об этом Новости Армении – NEWS.am сообщили в пресс-службе Центробанка. Курс евро составил 528,71 драма (повысился на 1,6 […]