Меню

Требования налоговой к оформлению первичных документов

Оглавление:

Какие требования к оформлению первичных документов?

Добрый день, может ли УПД выставляться в иностранной валюте?

Вопрос относится к городу Санкт-Петербург

Универсальный передаточный документ (УПД) ФНС России в письме от 21.10.2013 № ММВ-20-3/[email protected] «Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе счета-фактуры» (согласованном с Минфином России письмом от 07.10.2013 № 03-07-15/41644) предложила налогоплательщикам новый вид документа — универсальный пере-даточный документ (УПД). Вместе с новой формой документа были представлены разъяс-нения по порядку заполнения его показателей, а также перечень операций, для оформле-ния которых он может быть использован. ФНС России, предложив форму УПД, пояснила, что новый документ применим для оформ-ления таких операций, как: отгрузка товаров (без транспортировки и с транспортировкой); передача результатов выполненных работ; оказание услуг; передача имущественных прав; отгрузка товаров (работ, услуг) комиссионером (агентом) комитенту (принципалу). Форма УПД носит рекомендательный характер, т.е. каждый налогоплательщик самостоя-тельно принимает решение, будет ли он применять этот новый документ в целях бухгал-терского учета и расчетов с бюджетом или будет использовать самостоятельно разрабо-танные и утвержденные формы первичных учетных документов и отдельно оформленные счета-фактуры. Комментарий к письму Федеральной налоговой службы от 24 августа 2009 г. № 3-1-07/674Пунктом 7 ст. 169 НК РФ однозначно определено: «В случае, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте». Относительно же валюты денежного обязательства в п. 2 ст. 317 ГК РФ установлено: «В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, «специальных правах заимствования» и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон». При этом в п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 4 ноября 2002 г. № 70 «О применении арбитражными суда статей 140 и 317 Гражданского кодекса Российской Федерации» рассматривается даже случай, когда денежное обязательство выражено в иностранной валюте без оговорке о рублевом эквиваленте платежа: «В случае, когда в договоре денежное обязательство выражено в иностранной валюте без указания о его оплате в рублях, суду следует рассматривать такое договорное условие как предусмотренное пунктом 2 статьи 317 ГК РФ, если только при толковании договора в соответствии с правилами статьи 431 ГК РФ суд не придет к иному выводу». Таким образом, очевидно, что валютой денежного обязательства может быть иностранная валюта, которая и будет присутствовать в счете-фактуре, который заполняется на основе данных гражданско-правового договора. Однако в письме Федеральной налоговой службы от 24 августа 2009 г. № 3-1-07/674 за подписью действительного государственного советника второго класса С.Н.Шульгина утверждается совершенно иное: «Таким образом, в счете-фактуре могут указываться суммы в иностранной валюте только в случаях, если по условиям сделки обязательство подлежит оплате в иностранной валюте в порядке и на условиях, определенных законом или в установленном порядке». Тем самым ФНС начисто отрицает существование п. 2 ст. 317 ГК РФ, сводя использование в договорах (и, как следствие, — во всех последующих документах, включая и счета-фактуры) иностранных валют в качестве валюты денежных обязательств к п. 3 ст. 317 ГК РФ! Однако судебная власть на основании статьей 10 и 11 Конституции Российской Федерации стоит на страже закона, как бы этот закон не извращали даже высокопоставленные чиновники ФНС: Во-первых, несмотря на утверждение, что в первичных документах не могут присутствовать иностранные валюты (см. письма Минфина России письма от 12 января 2007 г. № 03-03-04/1/866 и 17 июля 2007 г. № 03-03-06/2/127 и Росстата от 31 мая 2005 г. № 01-02-9/381), арбитражные суды, руководствуясь в первую очередь нормами ст. 317 НК РФ, считают, что пока обязательство не погашено, окончательной рублевой оценки быть не может, поэтому в первичных документах допустимо использование той валюты денежного обязательства, которая установлена в договоре (см. постановления ФАС Московского округа от 2 марта 2007 г. по делу № КА-А40/129-07, от 10 марта 2006 г. по делу № КГ-А40/1223-06, от 15 октября 2007 г. № КА-А41/10584-07 по делу № А41-К2-24150/06, от 18 октября 2007 г. № КА-А41/10959-07 по делу № А41-К2-22095/06, от 30 ноября 2007 г. № КА-А41/12524-07, от 11 января 2008 г. № КА-А41/12903-07 по делу № А41-К2-6521/07 от 28 мая 2008 г. № КА-А40/13182-07-2 по делу № А40-25115/07-4-156, от 26 августа 2008 г. № КА-А41/6653-08, ФАС Северо-Западного округа от 10 февраля 2006 г. по делу № А56-49985/04 и от 11 января 2008 г. № А56-5204/2007, ФАС Северо-Кавказского округа от 28 ноября 2006 г. по делу № Ф08-4995/2006, от 15 февраля 2006 г. по делу № Ф08-215/2006 и от 26 февраля 2007 г. № Ф08-951/2007-386А и др.); Во-вторых, несмотря на утверждение (письмо ФНС от 24 августа 2009 г. № 3-1-07/674) о недопустимости указания в счетах-фактурах иностранных валют, арбитражные суды, руководствуясь п. 7 ст. 169 НК РФ и п. 2 ст. 317 ГК РФ, признают это не только допустимым, но и правильным (см. постановления ФАС Московского округа от 27 сентября 2007 г. № КА-А40/9966-07 и от 11 января 2008 г. № КА-А41/12903-07, ФАС Северо-Западного округа от 2 апреля 2007 г. № А56-20632/2006 и от 8 апреля 2008 г. № А56-16847/2007, ФАС Уральского округа от 17 марта 2008 г. № Ф09-1590/08-С2, ФАС Северо-Кавказского округа от 26 февраля 2007 г. № Ф08-951/2007-386А и др.); любопытно, что ранее это признавала и сама налоговая служба (см. письмо ФНС от 19 апреля 2006 г. № ШТ-6-03/[email protected] и письма УФНС по г.Москве от 12 апреля 2007 г. № 19-11/33695 и от 6 декабря 2007 г. № 19-11/116396).

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Мы отправили письмо на ваш адрес электронной почты ([email protected]). В письме вы найдете ссылку для сброса пароля и все дальнейшие инструкции.

Вы уверены, что хотите выйти?

Сообщение отправлено

Ваше сообщение администратору отправлено. Вы получите ответ на адрес электронной почты в течение 2х рабочих дней

Вы уверены, что хотите удалить закладку
“Изменения в КоАП с 1 марта 2017 года”?

Требования налоговой к оформлению первичных документов

Каждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен первичным учетным документом (ч. 1 ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). От того, правильно ли задокументирована операция, зависят в том числе и ее налоговые последствия.

«Первичка» сейчас

С 01.01.2013 можно использовать:

  • Формы первичных документов, самостоятельно разработанные хозяйствующим субъектом (ч. 4 ст. 9 закона № 402-ФЗ). Они должны содержать все обязательные реквизиты первичного документа, предусмотренные ч. 2 ст. 9 закона № 402-ФЗ;
  • Унифицированные формы первичной учетной документации, разработанные Госкомстатом России, которые были обязательными к применению ранее. Их можно использовать в неизменном виде, а можно скорректировать «под себя», добавив нужные реквизиты и (или) удалив лишние.

Выбранный порядок применения форм документов должен утвердить руководитель хозяйствующего субъекта. Это можно сделать в учетной политике или отдельным приказом.

Заметим, что обязательными к применению продолжают оставаться формы, установленные уполномоченными органами на основании других федеральных законов (информация Минфина России № ПЗ-10/2012, письма Минфина России от 06.03.2013 № 03-03-06/1/6700, от 28.02.2013 № 03-03-06/1/5971). Это, например, кассовые документы (приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер и др.), утвержденные постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.

О действующем порядке оформления операций по кассе читайте в материале «Порядок ведения кассовых операций в 2017 году».

Как было раньше

До 01.01.2013, в период действия закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ, первичные документы требовалось оформлять строго по унифицированным формам. Применение самостоятельно разработанных форм допускалось только в случае отсутствия необходимых форм в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, разработанных Госкомстатом России (п. 2 ст. 9 закона № 129-ФЗ, письмо УФНС России по г. Москве от 16.06.2011 № 16-15/[email protected]).

Читайте так же:  Компенсация электрода

Унифицированные формы разрешалось дополнять, но удаление и изменение реквизитов не допускалось (Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, утв. постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 № 20, письмо Минфина России от 08.07.2011 № 03-03-06/1/414, постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.03.2010 № А05-11672/2009).

Использование форм, не соответствующих утвержденным в альбомах, зачастую влекло претензии контролирующих органов и налоговые доначисления. Причем судебные инстанции могли поддержать не только налогоплательщика (постановление ФАС Поволжского округа от 11.09.2007 № А65-20084/06-СА1-29), но и налоговиков (постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.10.2008 № А13-40/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.12.2007 № Ф04-8299/2007(40634-А81-15)).

Обязательные реквизиты первичного документа

Каждый первичный документ должен иметь все обязательные реквизиты, перечень которых содержится в ч. 2 ст. 9 закона № 402-ФЗ. Только тогда его можно принять к учету.

Так, документ должен содержать:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица, совершившего сделку (хозяйственную операцию) и ответственного за правильность ее оформления. Либо наименование должности лица, ответственного за правильность оформления свершившегося события;
  • подписи ответственных должностных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

О наиболее часто применяемых первичных документах читайте в статье «Первичные документы бухгалтерского учета – перечень».

Электронные формы документов

Первичный учетный документ может быть составлен как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 5 ст. 9 закона № 402-ФЗ, ч. 3 ст. 19 закона «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ).

Причем дублировать электронные документы на бумаге нужно только в тех случаях, когда представление первичного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе предусмотрено законом или договором (ч. 6 ст. 9 закона № 402-ФЗ).

Последствия ненадлежащего оформления первичных документов

Прежде всего, нарушения в оформлении первичных документов могут стать основанием для ответственности по ст. 120 НК РФ.

Данной ответственности подлежат:

  • налогоплательщики – организации, а с 1 января 2014 г. также индивидуальные предприниматели (абз. 1 п. 1 ст. 120 НК РФ; подп. «а» п. 34 ст. 1, ч. 3 ст. 6 закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ);
  • налоговые агенты (подп. «б» п. 34 ст. 1, ч. 3 ст. 6 закона № 248-ФЗ; абз. 3 п. 3 ст. 120 НК РФ). Заметим, что до 2014 г. формулировка ст. 120 НК РФ прямо указывала лишь на налогоплательщика, что вызывало сомнения в ее применимости в отношении налоговых агентов. Существовало мнение, что они не могут быть субъектом данного правонарушения. В то же время ФНС настаивала на обратном (письмо от 29.12.2012 № АС-4-2/22690).

Кроме этого, отсутствие надлежаще оформленных первичных документов может повлечь пересчет налоговой базы и налоговые доначисления.

Подробнее об ответственности, вытекающей из ст. 120 НК РФ, читайте в материале «Ст. 120 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

Организация является поставщиком продукции и осуществляет доставку товаров до покупателей посредством услуг транспортной компании. Первичные документы, сопровождающие передачу товаров покупателю, передаются ему через водителя транспортной компании. Вторые экземпляры первичных документов, подписанные покупателем, передаются организации по почте. Бывают случаи, когда указанные документы по почте до адресата не доходят. Может ли поставщик принимать к учету отсканированные копии документов, полученных от покупателя?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Отсутствие первичных документов, равно как и наличие первичных документов, оформленных в виде сканированных копий, влечет для организации-поставщика негативные последствия, так как свидетельствует о нарушении требований бухгалтерского и налогового законодательства.

Обоснование вывода:
В соответствии с частью 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
В силу норм ст. 313 НК РФ, на основании первичных документов ведется также и налоговый учет.
Причем в целях налогового учета расходы организации должны удовлетворять требованиям, установленным ст. 252 НК РФ.
Так, расходами признаются осуществленные налогоплательщиком обоснованные и документально подтвержденные затраты, направленные на получение дохода. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
На основании части 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются — лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Нормы Закона N 402-ФЗ не предусматривают обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных форм организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
Следовательно, первичные документы, самостоятельно разработанные организацией и определенные руководителем на основании части 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, включающие обязательные реквизиты, предусмотренные частью 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, являются документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
Анализ положений ст. 9 Закона N 402-ФЗ показывает: данная норма не содержит прямого запрета на использование в качестве первичного учетного документа его копии.
Более того, часть 8 ст. 9 Закона N 402-ФЗ предусматривают требование о включении в состав документов бухгалтерского учета копий первичных документов, если их оригиналы изымаются в установленном порядке.
В то же время из содержания части 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ следует, что первичный документ должен содержать личную подпись лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события.
Следует отметить, что нормами НК РФ также не предусмотрено принятие к учету копий первичных документов, изготовленных на бумажном носителе.
В письме УФНС России по г. Москве от 25.01.2008 N 20-12/05968 представлены разъяснения, из которых следует, что факсимильные, сканированные либо сделанные иным способом копии первичных документов не являются оправдательными документами, достаточными для признания расходов в целях налогообложения прибыли.
ФНС России в письме от 17.05.2016 N АС-4-15/[email protected] приходит к выводу, что подлинником является документ оформленный на бумажном носителе с собственноручными подписями лиц, ответственных за оформление операции.
Замена подлинника документа его электронным скан-образом с подписанием такого образа усиленными квалифицированными электронными подписями ответственных лиц всех участвующих сторон в случае обязанности предоставления подлинника документа действующим законодательством не предусмотрена.
При этом специалисты финансового и налоговых служб допускают, что в случае отсутствия у налогоплательщика документов, подтверждающих произведенные расходы, эти расходы могут быть подтверждены надлежаще заверенными копиями отсутствующих документов (письма Минфина России от 17.09.2008 N 03-03-07/22, от 11.07.2008 N 03-03-06/2/77, от 03.04.2007 N 03-03-06/1/209, УФНС по г. Москве от 02.02.2009 N 08-19/008020).
Сложившаяся судебная практика также подтверждает, что отсутствие подлинных первичных документов может являться предметом споров с налоговыми органами.
При этом в арбитражной практике встречается мнение о том, что в целях налогообложения прибыли расходы, подтвержденные копиями первичных документов, признать можно.
Например, в постановлении АС Московского округа от 03.11.2015 N Ф05-14748/2015 рассматривалась ситуация, когда налогоплательщик при налоговой проверке представил инспекции не оригиналы первичных учетных документов (товарные накладные, акты выполненных работ), а выполненные на бумажных носителях факсовые копии данных документов. Инспекция исключила эту сумму из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Судьи, признавая недействительным решение налоговой, указали на необоснованность выводов налогового органа относительно недоказанности заявленных налогоплательщиком расходов, аргументируя свою позицию следующим:
— законодательство о бухгалтерском учете не содержит прямого запрета на использование в качестве оправдательного документа его копии;
— полученные по факсу первичные документы от контрагентов содержали все обязательные реквизиты, необходимые для осуществления бухгалтерского учета, в связи с чем расходы являются подтвержденными;
— учитывая разъяснения, данные в постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, налоговый орган, указывая на представление налогоплательщиком ненадлежащих документов в подтверждение расходов по налогу на прибыль, должен был исчислить налог на прибыль организаций расчетным путем в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ (что не было сделано);
— налоговый орган обладал правом по проведению мероприятий налогового контроля путем истребования документов у контрагентов заявителя в силу п. 1 ст. 93.1 НК РФ, но не воспользовался этим правом.
Аналогично в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 02.12.2010 N Ф07-11552/2010 отмечено, что наличие у налогоплательщика только «факсовых» копий первичных документов, а не их оригиналов не означает отсутствие у него реальных затрат.
В постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 14.01.2010 N А05-3208/2009, ФАС Московского округа от 19.01.2012 N Ф05-14417/11 и от 28.10.2008 N КА-А40/9050-08 судьи также посчитали возможным учесть в целях налогообложения прибыли расходы, подтвержденные копиями первичных документов.
Однако в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 28.01.2008 N А29-2743/2007 судьи пришли к выводу, что копии первичных учетных документов, заверенные главным бухгалтером, не могут служить основанием для отнесения спорных затрат на расходы, уменьшающие доходы.
Кроме того, суд может признать неподтвержденными расходы, если в представленных копиях первичных документов отсутствуют обязательные реквизиты (например подписи ответственных лиц) (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2013 N 14АП-1128/13).
Таким образом, наличие арбитражной практики свидетельствует о том, что отсутствие оригиналов первичных документов может привести к спору с налоговыми органами.
Отметим, что судами выносятся решения, при этом учитываются обстоятельства каждого конкретного дела. Предугадать исход судебного решения в Вашем случае невозможно. Поэтому считаем, что во избежание претензий со стороны налоговых органов организации следует затребовать от контрагента оригиналы первичных документов либо копии первичных документов, заверенных в установленном действующим законодательством порядке.
Из п.п. 3.1.23 и 3.1.25 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст, следует, что заверенной копией документа является экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа, на котором в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие его юридическую значимость.
При заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляют заверительную надпись «Верно»; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения. Допускается копию документа заверять печатью, определяемой по усмотрению организации (п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 N 65-ст).
При этом считаем, что заверенная копия первичного документа, изготовленного на бумажном носителе, должна содержать все обязательные реквизиты первичного учетного документа, в том числе подписи ответственных лиц обеих сторон.
О необходимости заверения копий документов с учетом требований Госстандарта России смотрите также письма Минфина России от 07.08.2014 N 03-02-Р3/39142, от 28.01.2013 N 03-03-06/3/1, от 11.05.2012 N 03-02-07/1-122, от 01.09.2011 N 03-01-11/4-288 и др.
В заключение заметим, что в силу п. 2 ст. 160 ГК РФ допускается использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Тем не менее, Минфин России высказывает мнение, что несмотря на то, что соглашением сторон может быть предусмотрена передача документов между сторонами — участниками сделки в форме факсимильной копии, подобный документ может быть использован только в оперативном управлении для принятия управленческих решений и не может быть принят к бухгалтерскому учету при отражении хозяйственных операций в качестве оправдательного документа, так как факсимильная копия не гарантирует действительность на ней подписи (письмо Минфина России от 20.12.2000 N 16-00-14/820).
Таким образом, полагаем, что отсутствие первичных документов, равно как и наличие первичных документов, оформленных в виде сканированных копий, влечет для организации-поставщика негативные последствия, так как свидетельствует о нарушении требований бухгалтерского и налогового законодательства.
Полученные от контрагентов по факсу или с использование электронной почты копии первичных документов могут использоваться только в целях оперативного принятия управленческих решений.
Для целей бухгалтерского учета и налогового учета все-таки необходимо получать от контрагентов их оригиналы.
В рассматриваемой ситуации стороны могут предусмотреть условиями договоров сроки представления первичных документов, оформленных надлежащим образом.

Читайте так же:  Уточнение искового заявление в арбитражном суде

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Требования к оформлению первичных документов

Согласно терминологии, приведенной в ст. 1 Закона Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее — Закон о бухучете), первичный документ — это документ, который содержит сведения о хозяйственной операции.

На основании первичных документов субъекты хозяйствования ведут беспрерывный бухгалтерский и налоговый учет с момента своей регистрации до ликвидации (п. 1 ст. 8 Закона о бухучете).

Налогоплательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчетности на основании данных, не подтвержденных документами (п. 44.1 ст. 44 НКУ).

  • первичные документы (сводные учетные документы, составленные на основании первичных) могут быть составлены в бумажной или в электронной форме и должны иметь обязательные реквизиты, указанные в п. 2 ст. 9 Закона о бухучете. Несущественные недостатки в документах, содержащих сведения о хозяйственной операции, не являются основанием для непризнания хозяйственной операции, при условии, что такие недостатки не препятствуют возможности идентифицировать лицо, которое принимало участие в осуществлении хозяйственной операции, и содержат сведения о дате составления документа, названии предприятия, от лица которого составлен документ, содержании и объеме хозяйственной операции и т.п.;
  • информация, которая содержится в принятых к учету первичных документах, систематизируется на счетах бухгалтерского учета в регистрах синтетического и аналитического учета путем двойной записи их на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. Операции в иностранной валюте отражаются также в валюте расчетов и платежей по каждой иностранной валюте отдельно (п. 3 ст. 9 Закона о бухучете);
  • при составлении первичных документов в электронной форме предприятие обязано за свой счет изготовить их копиина бумажных носителях по требованию других участников хозяйственных операций, а также правоохранительных органов и соответствующих органов в пределах их полномочий, предусмотренных законами (п. 6 ст. 9 Закона о бухучете);
  • предприятие обязано принять все меры для предотвращения несанкционированного и незаметного исправления записей в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета и обеспечить их надлежащее хранение на протяжении установленного срока (п. 7 ст. 9 Закона о бухучете);
  • ответственность за несвоевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета, а также недостоверность отраженных в них данных несут лица, которые составили и подписали данные документы (п. 8 ст. 9 Закона № о бухучете). Подробнее эти вопросы рассмотрены в теме Ответственность за утерю или уничтожение первичных документов.

Во исполнение Закона о бухучете Минфином разработано Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом от 24.05.95 г. № 88 (далее — Положение № 88), которое содержит требования относительно:

  • порядка составления первичных документов (п. 2 Положения № 88). Первичные документы составляются на бланках типовых и специализированных форм, утвержденных соответствующим органом государственной власти. Документирование хозяйственных операций может осуществляться с использованием самостоятельно изготовленных бланков, которые должны содержать обязательные реквизиты или реквизиты типовых либо специализированных форм (п. 2.7 Положения № 88). На это также обращает внимание Минфин в письме от 13.06.2017 г. № 35210-07/23-2135/1/1902;

Требования к оформлению первичных документов

В случае отсутствия оформленных в установленном порядке документов, подтверждающих расходы организации, указанные расходы не могут быть учтены при определении налогооблагаемой прибыли. Каким требованиям должны соответствовать первичные учетные документы для удостоверения фактически осуществленных затрат?

Предназначение «первички»

Налоговый кодекс (п. 1 ст. 252) предоставляет налогоплательщику право при исчислении налога на прибыль уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК). Одновременно Кодекс раскрывает понятие «расходы» в целях исчисления налога на прибыль: расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК).

При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, которые оформлены в соответствии с российским законодательством, либо документами, которые оформлены в соответствии с применяемыми в иностранном государстве обычаями делового оборота (при их осуществлении на территории этого же иностранного государства). К подтверждающим документам относят также документы, которые косвенно свидетельствуют о произведенных расходах (таможенная декларация, приказ о командировке, проездные документы, отчет о выполненной работе в соответствии с договором). Но при отнесении затрат на расходы следует учесть, что они должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Налоговым кодексом не установлен перечень документов, подлежащих оформлению при осуществлении налогоплательщиком расходов, также не установлены требования к оформлению таких документов и порядку их заполнения.

Однако пункт 1 статьи 313 Кодекса содержит норму: «Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета». Под налоговым учетом, согласно положениям Кодекса, понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, которые должны группироваться организацией в соответствии с предусмотренным Налоговым кодексом порядком. Заметим, что само определение используемого термина «первичный документ» Кодекс также не дает.

Правда — в бухучете

Обратимся к положениям абзаца 3 статьи 313 Налогового кодекса («В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы. ») и абзаца 9 этой же статьи («Подтверждением данных налогового учета являются», в том числе, «первичные учетные документы (включая справку бухгалтера)»). Совместное толкование указанных норм позволяет сделать вывод, что налоговый учет ведется на основе данных первичных учетных документов бухучета.

На основании пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса термин «первичный учетный документ» (равно как и первичный документ в части исчисления налога на прибыль) следует использовать в том значении, которое дано этому термину в статье 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Первичный учетный документ — это оправдательный документ, оформляемый в подтверждение проведения организацией каждой хозяйственной операции. Отсюда делается вывод, что в составе расходов правомерно учитывать затраты налогоплательщика только при наличии надлежаще оформленных первичных учетных документов. Такая позиция изложена в письме Минфина от 25 июня 2007 г. № 03-03-06/1/392.

Закон № 129-ФЗ в статье 9 устанавливает требование обязательного оформления оправдательных документов при проведении организацией хозяйственных операций, и, называя эти документы «первичными учетными документами», устанавливает порядок их оформления и требования к их заполнению. Закон вводит понятие «альбом унифицированных форм первичной учетной документации» и допускает использование форм, не предусмотренных в этих альбомах.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 835 «О первичных учетных документах», в целях реализации положений закона № 129-ФЗ, на Госкомстат возложены функции по разработке и утверждению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий.

Читайте так же:  Льготы при потере кормильца в 2019 году

Так, Госкомстатом утверждены согласованные с Минфином и Минэкономики унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и по его оплате (постановление Госкомстата РФ от 5 января 2004 № 1), по учету торговых операций, а также по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККМ (постановление Госкомстата от 25 декабря 1998 г. № 132), по учету основных средств (постановление Госкомстата от 21 января 2003 г. № 7).

Например, одной из утвержденных унифицированных форм является товарная накладная (форма № ТОРГ-12), которая применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации и вместе с тем является первичным учетным документом, подтверждающим осуществление затрат. Также существуют такие унифицированные формы документации по учету кадров, как приказы (распоряжения) о поощрении работников.

Законодательный шаблон

Таким образом, если форма конкретного первичного учетного документа предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, то для принятия его к учету в качестве документа, подтверждающего совершение определенной хозяйственной операции, он должен быть составлен по форме, содержащейся в указанных альбомах (письма УФНС по г. Москве от 25 июля 2005 г. № 20-12/53147, от 14 ноября 2006 г. № 20-12/100253, от 18 октября 2006 г. № 20-12/92228, от 16 августа 2006 г. № 20-12/72393).

Если из утвержденных Госкомстатом унифицированных форм первичной учетной документации организация пропустила обязательные реквизиты, то в целях налогового учета затраты, произведенные ею, могут быть не признаны документально подтвержденными на основе только таких первичных документов.

Следовательно, данные затраты налогоплательщика нельзя учесть при расчете налога на прибыль — это мнение налоговых органов (письма УМНС по г. Москве от 18 февраля 2004 г. № 26-08/10738, от 11 июля 2003 г. № 26-08/38889, письмо МНС от 15 мая 2003 г. № 02-4-08/184-С827).

Но арбитры не всегда соглашаются с налоговыми органами. Существуют решения арбитражных судов, в которых указывается, что документы, составленные по форме, не предусмотренной в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, могут подтверждать произведенные расходы в случае, если «первичка» содержит все обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 закона № 129-ФЗ.

Например, при вынесении решения в пользу организации арбитражный суд Московского округа исходил из того, что понесенные обществом расходы подтверждены другими документами. Несмотря на то что первичные учетные документы — авансовые отчеты, акты на списание материальных ценностей — составлены не по утвержденной, унифицированной форме (и к тому же в одностороннем порядке), тем не менее представленные ответчиком документы содержат информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения. Они соответствуют требованиям, предъявляемым законом № 129-ФЗ (п. 2 ст. 9), так как содержат обязательные реквизиты (постановление ФАС Московского округа от 13 января 2004 г. № КА-А40/10978-03).

А вот пример судебного решения, согласно которому нарушение унифицированной формы первичного учетного документа (даже при отсутствии обязательных реквизитов) не опровергает правомерности принятия расходов. В товарных накладных, выставленных заявителю (организации) предпринимателем, отсутствовали измерители хозяйственных операций в денежном выражении, наименования должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, использовалась накладная, не предусмотренная альбомом унифицированных форм. Суд, отстаивая сторону налогоплательщика, указал, что произведенные им расходы подтверждаются совокупностью представленных документов. А именно: договором купли-продажи товаров, приложением об установлении цены на отпускаемые исполнителем товары, платежными поручениями, счетами-фактурами, актами выполненных работ на поставку товара, счетами, на основании которых предприниматель производил оплату товара (решение ФАС Московского округа от 24 апреля 2007 г. № КА-А41/3090-07).

Форма не предусмотрена

Первичные учетные документы, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату его составления, наименование организации — «составителя» документа, содержание хозяйственной операции и ее измерители (в натуральном и денежном выражении). В число обязательных реквизитов входят также наименование должностей и личные подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления (п. 2 ст. 9 закона № 129-ФЗ). На наличие в «первичке» обязательных реквизитов не раз указывал и Минфин (письмо от 30 марта 2005 г. № 07-05-07/2), и налоговые органы (письма УФНС по г. Москве от 18 января 2007 г. № 21-11/[email protected]а, от 19 мая 2006 г. № 20-12/[email protected]).

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности (утв. Минфином от 29 июля 1998 г. № 34н), в зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации, в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

Но иногда суды при рассмотрении налоговых споров принимают в качестве доказательства, обосновывающего позицию налогоплательщика, первичные учетные документы, которые не содержат отдельные обязательные реквизиты. Так, например, Арбитражный суд г. Москвы указал, что отсутствие в накладных, форма которых в альбомах унифицированных форм не представлена, обязательных, согласно пункту 2 статьи 9 закона № 129-ФЗ, реквизитов, нельзя квалифицировать как отсутствие документального подтверждения понесенных затрат (решение ФАС Московского округа от 24 апреля 2007 г. № КА-А41/3090-07).

Хотелось бы также отметить, что налоговые инспекции часто неправомерно требуют от компаний первичные документы, которые они на самом деле иметь не обязаны по роду своей деятельности. Так, для подтверждения расходов на бензин первичные документы — путевые листы — должны вести только организации, отвечающие двум признакам: осуществляющие работу в автомобильном транспорте и являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом. Это следует из пунктов 1.2 и 2 постановления Госкомстата от 28 ноября 1997 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». В то время как «заблуждающиеся» налоговики пытаются найти виновных среди не имеющих к указанным признакам отношения организаций (постановления ФАС Московского округа от 5 июня 2007 г. № КА-А40/4867-07, от 25 сентября 2007 г. № КА-А41/9866-07, от 19 марта 2007 г. № КА-А40/1804-07).

Инна Даньшина

комментарий

Адвокат адвокатской конторы № 25 МКА г. Москвы Андрей Солодихин:

— Недостатки норм статьи 252 Налогового кодекса продолжают порождать споры налогоплательщиков и налоговых органов. С одной стороны, отсутствие в Кодексе прямого указания на перечень документов, подтверждающих право налогоплательщика принять понесенные затраты в качестве расходов при исчислении налога на прибыль, и на правила их заполнения является основанием для «широкого усмотрения» по учету этих расходов при проведении инспекциями ФНС налоговых проверок. С другой стороны, указанная нечеткость Налогового кодекса в ряде случаев позволяет налогоплательщикам отстоять свою позицию в суде. Учитывая, что по данному вопросу неоднократно высказывался Минфин и суды в основном придерживаются схожей с финансовым ведомством точки зрения, организациям целесообразно руководствоваться следующим:

  • При оформлении хозяйственных операций использовать по возможности унифицированные формы первичных учетных документов.
  • При заполнении унифицированных форм соблюдать правила их заполнения. Составленный по унифицированной форме, но с незаполненным (неправильно заполненным) реквизитом первичный учетный документ может быть не принят налоговым органом в подтверждение расходов в целях налогообложения.
  • При разработке собственных форм первичных учетных документов необходимо соблюдать требования пункта 2 статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». При заключении сделок используйте договоры, предусмотренные Гражданским кодексом, а в отдельных случаях необходимо соблюдать порядок их заключения, предусмотренный также Гражданским кодексом.

Соблюдение этих правил позволит если не избежать, то, по крайней мере, снизить риск претензий со стороны налоговых органов, а в случае их предъявления позволит использовать такие документы в суде. Налогоплательщику необходимо помнить, что наличие оформленных в соответствии с законодательством первичных учетных документов, согласно статье 252 Налогового кодекса, является лишь одним из условий принятия расходов. Затраты должны быть экономически обоснованными и произведены для осуществления деятельности, направленной на извлечение дохода.

Читайте так же:

  • Иркутск володарского нотариус Иркутск володарского нотариус +7 (499) 653-60-72 доб. 860 – Москва и МО Телефон нотариуса: +7(3952)290027 Адрес: 664011, г. Иркутск, ул. Володарского 9 понедельник: 09:00 18:00 вторник: 09:00 18:00 среда: 09:00 18:00 четверг: 09:00 18:00 пятница: 09:00 18:00 суббота: не […]
  • Нотариус лосева в самаре Нотариус лосева в самаре +7 (499) 653-60-72 доб. 860 – Москва и МО Телефон нотариуса: +7(846)9958313 Адрес: 443008, г.Самара, Ново-Вокзальная, 9 понедельник: 09:00 18:00 вторник: 09:00 18:00 среда: 09:00 18:00 четверг: 09:00 18:00 пятница: 09:00 18:00 суббота: не работает […]
  • Оршанская нотариус Оршанская нотариус Москва, 121359, улица Оршанская, д. 9, стр. 1 Районы обслуживания: Приказ о назначении на должность: №51-ч от 09.03.1994 Лицензия на право деятельности: №000292 от 01.10.1993 Нотариус Опутина Любовь Васильевна +7 (499) 653-60-72 доб. 860 – Москва и МО Телефон […]
  • НалогРу возврат НалогРу возврат При возникновении излишне перечисленных сумм платежей по налогам, страховым взносам, сборам, штрафам и пеням налогоплательщик имеет право их вернуть. Рассмотрим, что нужно для этого сделать. Обоснование права на возврат Право любого из налогоплательщиков (налоговых […]
  • 345 приказ минприроды 345 приказ минприроды Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Минприроды РФ от 06.09.2010 N 345 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ И ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОХОТХОЗЯЙСТВЕННОГО РЕЕСТРА, ПОРЯДКЕ СБОРА И ХРАНЕНИЯ СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В НЕМ […]