Меню

Приказ 66н последняя редакция

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минфина РФ от 03.09.97 N 66н «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В БЮДЖЕТНУЮ КЛАССИФИКАЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ИЗМЕНЕНИЯ N 7)»
  • На момент включения в базу документ опубликован не был

ПРИКАЗ Минфина РФ от 03.09.97 N 66н «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В БЮДЖЕТНУЮ КЛАССИФИКАЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ИЗМЕНЕНИЯ N 7)»

Внести изменения в Бюджетную классификацию Российской Федерации, введенную в действие Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 декабря 1994 г. N 177.

Первый заместитель
Министра финансов
Российской Федерации
А.Л.КУДРИН

На сайте «Zakonbase» представлен ПРИКАЗ Минфина РФ от 03.09.97 N 66н «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В БЮДЖЕТНУЮ КЛАССИФИКАЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ИЗМЕНЕНИЯ N 7)» в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПРИКАЗ Минфина РФ от 03.09.97 N 66н «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В БЮДЖЕТНУЮ КЛАССИФИКАЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ИЗМЕНЕНИЯ N 7)» в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПРИКАЗ Минфина РФ от 03.09.97 N 66н «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В БЮДЖЕТНУЮ КЛАССИФИКАЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ИЗМЕНЕНИЯ N 7)» можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 4 декабря 2012 г. N 154н г. Москва «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 29 декабря 2012 г.

Регистрационный N 26501

В целях упрощения бухгалтерской отчетности для отдельных категорий организаций и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 8, ст. 973; N11, ст. 1312; N 26, ст. 3212; N 31, ст. 3954; 2010, N 5, ст. 531; N 9, ст. 967; N 11, ст. 1224; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4844; 2011, N 1, ст. 238; N 3, ст. 544; N 4, ст. 609; N 10, ст. 1415; N 12, ст. 1639; N 14, ст. 1935; N 36, ст. 5148; N 43, ст. 6076; N 46, ст. 6522; 2012,N20, ст. 2562; N25, ст. 3373; N44, ст. 6027), приказываю:

внести в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 августа 2010 г., регистрационный N 18023) с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 октября 2011 г. N 124н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 декабря 2011 г., регистрационный N 22599), приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 августа 2012 г. N 113н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 октября 2012 г., регистрационный N 25592), следующие изменения:

1. В подпункте «в» пункта 2 слова «, включаемого в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг)» исключить.

2. Абзац второй подпункта «б» пункта 4 признать утратившим силу.

3. Абзац второй пункта 5 после слова «предпринимательства» дополнить словами «, социально ориентированных некоммерческих организаций».

4. Дополнить пунктом 6.2 следующего содержания:

«6.2. Утвердить формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств социально ориентированных некоммерческих организаций согласно приложению N 6 к настоящему приказу.».

5. Дополнить приложением N 6 согласно приложению к настоящему приказу.

Приказ Минфина России от 31.03.2018 N 66н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2018 N 50908)

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 31 марта 2018 г. N 66н

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРИКАЗУ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 16 ДЕКАБРЯ 2010 Г. N 174Н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ»

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере ведения бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями приказываю:

1. Внести изменения в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19669) согласно приложению к настоящему приказу.

С изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 227н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 февраля 2016 г., регистрационный номер 41121), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741), от 29 ноября 2017 г. N 212н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 декабря 2017 г., регистрационный номер 49437).

2. Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2018 года.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра финансов Российской Федерации Т.Г. Нестеренко.

Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 года № 66н

«О ФОРМАХ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2010 № 18023.

Бухгалтерская отчетность, начиная с отчета за 2011 год, должна представляться в соответствии с новыми формами

Минфин РФ утвердил новые формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также формы приложений к ним: отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; отчет о целевом использовании полученных средств. В бухгалтерской отчетности, представляемой в органы государственной статистики, в данные формы отчетности добавляется еще одна графа «Код», где указываются соответствующие коды показателей (перечень кодов содержится в приложении № 4). Для субъектов малого предпринимательства предусмотрен упрощенный порядок формирования отчетности.

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-67462 от 18 октября 2016 г. Контакты редакции: +7 (495) 974-73-74, [email protected]

Подпишитесь на Новости Правоweek

Льгота по земельному налогу.Прошу прояснить следующий вопрос: Какие льготы предусмотрены по земельному налогу для физлиц? Каков порядок .

Льгота по земельному налогу.Прошу прояснить следующий вопрос: Какие льготы предусмотрены по земельному налогу для физлиц? Каков порядок .

Приказ 66н последняя редакция

Основные положения по представлению

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст. 6) с 1 января 2013 года установлена обязанность ведения бухгалтерского учета экономическими субъектами, в том числе организациями, находящимися на упрощенной системе налогообложения .

Согласно ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» организация должна представить, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы государственной статистики по месту регистрации . В случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ст. 5), в органы государственной статистики представляется аудиторское заключение. Сроки предоставления аудиторского заключения одновременно с предоставлением обязательного экземпляра составленной бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту или не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Читайте так же:  Доверенность на получение материальных ценностей ворд

В органы государственной статистики годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность представляют организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).

В соответствии с Порядком представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности (утвержден приказом Росстата от 31.03.2014г. №220, зарегистрирован Минюстом России 20.05.2014 №32340). Представляемая годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность экономического субъекта должна сопровождаться контактной информацией (номер контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии)).

Формы бухгалтерской отчетности организаций, утверждены приказами Министерства финансов РФ от 02.07.2010 №66н (в редакции приказа Минфина России от 06.04.2015 №57н). В соответствии ст.6 п.4 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять следующие организации:

субъекты малого предпринимательства;

организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре « Сколково » от 28.09.2010 № 244-ФЗ.

Заполнение бухгалтерской отчетности производится в одних единицах измерения, без десятичных знаков. Годовая бухгалтерская отчетность, представляемая в органы статистики, должна содержать показатели за 2014 и 2015 годы. Показатели 2014 года подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. В отчете о финансовых результатах необходимо в графе 4 отразить сопоставимые данные (кроме вновь созданных организаций).

Бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы («Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н).

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (согласно ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации). Реорганизованное путем преобразования юридическое лицо составляет заключительную годовую отчетность о деятельности с начала года до момента реорганизации; вновь возникшее юридическое лицо – вступительную годовую отчетность о деятельности с момента регистрации до конца отчетного года (ст.16 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

При ликвидации юридического лица , отчетным годом является период с 1 января года, в котором внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность ликвидируемого юридического лица составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) либо арбитражным управляющим, если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом (ст. 17 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Если по результатам проверки в бухгалтерскую (финансовую) отчетность были внесены исправления, то в соответствии с п.8,15 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утвержденным приказом Минфина России от 28.06.2010 №63н, в органы государственной статистики должна быть представлена пересмотренная бухгалтерская (финансовая) отчетность и информация о том, что данная бухгалтерская отчетность заменяет первоначально представленную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также об основаниях составления пересмотренной бухгалтерской отчетности, о внесенных изменениях.

Для получения дополнительной информации по предоставлению бухгалтерской отчетности Вы можете обратиться по телефонам 8(4152)21-99-40, 21-99-37 .

Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности
в электронном виде

В органы статистики бухгалтерская (финансовая) отчетность в электронном виде может быть передана через специализированного оператора связи по телекоммуникационным каналам связи, по коммутированной связи с использованием электронной подписи.

Электронные форматы бухгалтерской (финансовой) отчетности утверждены приказами ФНС России от 3.09.2013 №ММВ-7-6/311, от 3.09.2013 №ММВ-7-6/312 @, от 3.09.2013 №ММВ-7-6/313 (размещены на сайте Федеральной налоговой службы (раздел « Представление налоговой и бухгалтерской отчетности / Представление в электронной форме » ). Перейти

Подробная информация о порядке предоставления отчетности в электронном виде приведена на сайтах специализированных операторов и на сайте Камчатстата

В случае предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности организации в электронном виде через специализированного оператора связи, организация не обязана представлять ее в территориальный орган государственной статистики на бумажном носителе.

Контроль годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности

При приеме и обработке годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности предусмотрен арифметический и логический контроль экономических показателей по формам и увязке между ними:

— по формам, утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2010 №66н (в редакции Приказа Минфина России от 06.04.2015 №57н), kont_poln.doc;

— по упрощенным формам бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций (приказ Минфина России от02.07.2010 №66н (в редакции Приказа Минфина России от 06.04.2015 №57н)), kont_mp.doc.

Представление аудиторского заключения

Обязательный экземпляр аудиторского заключения может быть представлен в бумажном виде непосредственно в органы государственной статистики или в виде заказного почтового отправления с уведомлением о вручении. В соответствии с Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010), утвержденным приказом Минфина России от 20.05.2010 №46н, аудиторское заключение должно быть составлено в письменном виде. К аудиторскому заключению на бумажном носителе прилагается бухгалтерская (финансовая) отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована и подписана аудируемым лицом в соответствии с правилами отчетности. Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов.

Аудиторские заключения, составленные в форме электронного документа, или их копии в электронном виде предоставляются на E-mail Камчатстата. Наименование файла должно содержать код ОКПО экономического субъекта , который подлежит обязательному аудиту, с расширением ( tif , pdf , jpg ).

Ответственность за непредставление годовой бухгалтерской отчетности в органы статистики

Нарушение порядка предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения, а равно предоставление информации в неполном объеме или в искаженном виде влечет ответственность, установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в судебном порядке.

Нормативные правовые документы по годовой бухгалтерской отчетности

Федеральный закон Российской Федерации от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в редакции Федерального закона от 01.12.2014 №403-ФЗ).

Приказ Минфина России от 02.07.2010 №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в редакции Приказа Минфина России от 06.04.2015 №57н) .

Приказ Минфина России от 05.10.2011 №124н «О внесении изменений в формы бухгалтерской отчетности организаций, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010г. №66н » (в редакции Приказа Минфина России от 06.04.2015 №57н) .

Приказ Минфина России от 17.08.2012 №113н «О внесении изменений в формы бухгалтерской отчетности организаций, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010г. №66н» (в редакции Приказа Минфина России от 06.04.2015 №57н) .

Приказ Минфина России от 20.05.2010 №46н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности».

Приказ Росстата от 31.03.2014 №220 «Об утверждении Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчётности».

Приказ Минфина России от 2 февраля 2011 г. № 11н (с комментарием)

Отчет о движении денежных средств всегда входил в состав бухгалтерской отчетности. И только сейчас Минфин России разработал и утвердил ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств», в котором содержатся правила для составления этого документа (приказ Минфина России от 02.02.2011 № 11н).

Ранее требования к оформлению коммерческими организациями Отчета о движении денежных средств (далее — Отчет) регулировались в рамках общих требований к заполнению форм бухгалтерской отчетности, а именно:

— приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (с отчетности за 2011 г. утратил силу в связи с введением в действие приказа Минфина России от 22.07.2010 № 66н с одно­именным названием);

— ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н.

Заметим, что ранее бухгалтеры при формировании Отчета должны были принимать во внимание План счетов и инструкцию по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). Такое требование содержалось в п. 10 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России № 67н, который, как мы уже сказали, с отчетности за этот год не применяется.

В перечисленных документах вопрос подготовки Отчета был освещен недостаточно. Отсутствие каких-либо комментариев Минфина России вызывало вольное толкование законодательства и неоднородность практики заполнения Отчета на практике.

Читайте так же:  Алименты на второго ребенка после совершеннолетия первого

Новая форма Отчета о движении денежных средств (форма № 4) утверждена приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — приказ № 66н). Этот документ, как мы уже сказали, введен взамен приказа Минфина России от 22.07.2003 № 66н, последняя редакция которого относится к 18 сентября 2006 г.

Приказ № 66н закрепляет минимальный набор статей бухгалтерской отчетности. В нем сказано, что организации должны самостоятельно вводить дополнительную детализацию показателей по статьям отчетности. Это означает, что организации должны разработать свои собственные формы отчетов о движении денежных средств, содержащие группировку данных исходя из существенности денежных потоков.

Что касается самой формы, то и она претерпела некоторые изменения. Так, в раздел «Движение средств по текущей деятельности» введена дополнительная строка «арендные платежи, лицензионные платежи, гонорары, комиссионные платежи и пр.». А в разделе «Движение денежных средств по инвестиционной деятельности» изменена группировка показателей.

Несмотря на то что сама форма № 4 изменена несущественно, требования к ее заполнению значительно расширены. Появление ПБУ 23/2011 имеет позитивное значение. Во-первых, устранены неясности по заполнению Отчета, существовавшие в предыдущих требованиях законодательства (в частности, об отражении движения эквивалентов денежных средств, операций по продаже валюты и др.).

Во-вторых, ликвидировано несоответствие между формами бухгалтерской отчетности (в частности, формой № 2 и формой № 4). И в-третьих, требования к заполнению Отчета максимально приближены к МСФО.

Наконец-то Минфин России дал разъяснения терминов, которые необходимы для подготовки Отчета. Так, теперь стало ясно, что следует понимать под «денежными средствами» и «денежными потоками», отражаемыми в Отчете. Определение «денежные средства» крайне необходимо для понимания того, изменение каких денежных статей подлежит отражению в Отчете, а каких — нет.

Итак, под денежными средствами понимаются денежные средства, а также высоколиквидные финансовые вложения, которые могут быть легко обращены в заранее известную сумму денежных средств и которые подвержены незначительному риску изменения стоимости (далее — денежные эквиваленты). К денежным эквивалентам могут быть отнесены, например, открытые в кредитных организациях депозиты до востребования, векселя Сбербанка России с оплатой по предъявлении.

Под денежными потоками для целей составления Отчета понимаются платежи организации и поступления в организацию денежных средств и денежных эквивалентов (п. 6 ПБУ 23/2011). Таким образом, денежные потоки предполагают приток извне денежных средств (эквивалентов) либо их отток в другие организации или в пользу физических лиц.

В новом стандарте заложены четыре простых принципа.

1. Денежные средства и их эквиваленты должны идентифицироваться в балансе и в Отчете аналогичным образом (этот вопрос должен быть раскрыт в учетной политике организации, а также в пояснительных примечаниях к бухгалтерской отчетности).

2. В Отчете не отражаются потоки между элементами денежных средств (и денежных эквивалентов), поскольку их структура представляет собой результат управления денежными средствами компании.

3. Изменение элементов денежных средств за отчетный период определяется в Отчете арифметически как сумма изменения чистых денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

4. Полученный в Отчете результат изменения денежных средств за период должен быть аналогичен изменению в остатках по денежным средствам и их эквивалентам, отраженным в балансе.

При составлении Отчета бухгалтер должен правильно использовать понятия «денежные средства» и «денежные потоки». Они отражаются противоположным образом: денежные потоки фиксируются в Отчете, а движение между счетами денежных средств (и их эквивалентов) не рассматривается как денежные потоки, так как они не влияют на изменение общего притока (оттока) денежных средств организации и не отражаются в Отчете. Например, погашение банковского векселя не является денежным потоком, если указанный вексель является высоколиквидным, легко обращаемым в неизменяемую денежную сумму инструментом. В результате данная операция не подлежит отражению в Отчете.

Для пояснения методики формирования Отчета в ПБУ 23/2011 указано, что денежными потоками организации не являются (п. 6 ПБУ 23/2011):

— платежи, связанные с инвестированием в денежные эквиваленты;

— поступления денежных средств от погашения денежных эквивалентов (за исключением процентов);

— валютно-обменные операции (за исключением потерь или выгод от операции);

— обмен одних денежных эквивалентов на другие денежные эквиваленты (за исключением потерь или выгод от операции);

— иные аналогичные платежи организации и поступления в организацию, изменяющие состав денежных средств или денежных эквивалентов, но не изменяющие их общую сумму, в том числе получение наличных со счета в банке, перечисление денежных средств с одного счета организации на другой счет этой же организации.

Как видите, Минфин России устранил неясность в отношении:

— отражения операций по купле-продаже валюты (отражается только результат операций — курсовая разница);

— покупки (продажи) векселей банков или крупных компаний, легко переводимых в фиксированные денежные суммы (эти операции не отражаются в отчете, за исключением процентов, дисконтов);

— депозитных вкладов до востребования (являются эквивалентами денежных средств, поэтому их пополнение или снятие не должно отражаться в Отчете);

— операций по снятию наличных в кассу (не изменяют общую сумму денежных средств, не отражаются в Отчете);

— перебросок между банковскими счетами (также не указывается в Отчете).

Вот несколько дополнительных примеров квалификации денежных потоков.

Приобретение акций за денежные средства для перепродажи в краткосрочной перспективе является денежным потоком.

Получение акций в качестве расчетов за поставку продукции не является денежной операцией.

Получение в оплату дебиторской задолженности векселя банка является денежным потоком, так как изменяет сумму денежных средств компании (в данном случае — денежный эквивалент).

Передача векселя банка по индоссаменту третьему лицу является денежным потоком. Такая операция приводит к оттоку денежных средств.

Предъявление векселя банка к оплате не является денежным потоком. Ведь в этом случае происходит расчет денежными средствами за переданный денежный эквивалент.

Те же операции, но при наличии векселя, выписанного контрагентом, не являются денежными потоками, так как не приводят к изменению денежных средств или их эквивалентов.

В ПБУ 23/2011 целесообразно было бы осветить перечень неденежных операций во избежание возникновения ошибок. Но данный вопрос не нашел отражения в документе. Очевидно, что неденежные операции должны оставаться за рамками Отчета как не приводящие к притоку (оттоку) денежных средств. На практике у некоторых организаций могут возникать определенные трудности при решении данного вопроса, в частности относительно расчета векселями. При решении вопроса — отражать или не отражать в Отчете данные операции — следует исходить из понятия денежных средств и их эквивалентов, приведенного в ПБУ 23/2011. То есть, если полученный (переданный) вексель удовлетворяет понятию эквивалента денежных средств, его движение квалифицируется как денежный поток (за исключением обмена высоколиквидными векселями).

Согласно п. 44 МСФО (IAS) 7 примерами неденежных операций являются:

— приобретение активов либо путем непосредственного принятия соответствующих обязательств, либо посредством финансовой аренды;

— приобретение компании с помощью выпуска акций;

— конвертация долговых обязательств в акции.

Сюда же можно отнести дополнительную эмиссию акций за счет добавочного капитала, получение товарного займа, взаимозачеты обязательств, расчет с персоналом готовой продукцией, долевыми инструментами и т.д.

На наш взгляд, при идентификации неденежных операций можно руководствоваться МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств». Данный подход согласуется с п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». В этой норме сказано, что если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организации могут обратиться к международным стандартам финансовой отчетности.

В основу формирования Отчета заложена укрупненная классификация денежных потоков по категориям хозяйственной деятельности, а именно от текущих, инвестиционных и финансовых операций. Такая градация позволяет пользователям отчетности оценить влияние каждого вида деятельности на сумму денежных средств и финансовое положение компании, а также проанализировать связь между указанными видами деятельности.

К текущей деятельности относятся платежи и поступления, относящиеся к обычной деятельности организации, приносящей выручку. Это поступления от покупателей (заказчиков); поступления роялти, комиссионных; платежи поставщикам, подрядчикам; оплата труда работников; оплаченные и полученные проценты, налог на прибыль.

Информация о денежных потоках от текущих операций показывает уровень обеспеченности организации денежными средствами от основной деятельности и независимости ее от внешних источников финансирования.

Читайте так же:  Корпоративные финансы и учет понятия алгоритмы показатели учебное пособие

Денежные потоки от инвестиционной деятельности характеризуются операциями, связанными с приобретением, созданием или выбытием внеоборотных активов организации. Поэтому к ним относятся:

— платежи поставщикам в связи с приобретением (строительством) основных средств, нематериальных активов, а также реконструкцией (модернизацией) объектов;

— платежи по приобретению долгосрочных финансовых вложений (долевых и долговых ценных бумаг), не подлежащих реализации в краткосрочной перспективе;

— выданные и возвращенные займы;

— поступления от продажи внеоборотных активов, полученные дивиденды. Здесь же отражаются проценты, включенные в стоимость инвестиционных активов и относящиеся к финансовым вложениям, а также налог на прибыль в части реализации активов.

Обратите внимание: оплата за приобретение краткосрочных финансовых вложений является денежным потоком по текущей деятельности.

Информация о денежных потоках по инвестиционной деятельности показывает объем расходов, понесенных организацией в обеспечение денежных поступлений в будущем.

Финансовая деятельность характеризуется привлечением внешнего финансирования, в том числе от размещения долевых инструментов компании. Денежные потоки по финансовой деятельности приводят к изменению величины капитала (эмиссия и выкуп акций) либо заемных средств организации. Соответственно к ним относятся поступления от эмиссий, займы полученные и возврат по ним, выплаченные дивиденды. А вот проценты, уплаченные по займам, включаются в потоки по текущей деятельности (если не капитализируются в стоимости активов).

Платежи и поступления от одной операции могут относиться к разным видам денежных потоков. Например, уплата процентов является денежным потоком от текущих операций, а возврат основной суммы долга является денежным потоком от финансовых операций.

Денежные потоки должны быть отражены в Отчете развернуто. Однако некоторые обороты следует сворачивать. Например, когда денежные расчеты характеризуют не столько деятельность организации, сколько деятельность ее контрагентов, а поступления от одних лиц обусловливают соответствующие выплаты другим лицам. Это денежные потоки комиссионера или агента в связи с оказанием ими услуг (за исключением вознаграждения агента, комиссионера), а также оплата услуг в счет будущего возмещения расходов. Сворачиваются также косвенные налоги в составе поступлений от покупателей или оплаты поставщикам (например НДС, начисленный с аванса от покупателей заказчиков).

Кроме того, свернуто отражаются денежные потоки при быстрых оборотах, например покупка и перепродажа финансовых вложений, краткосрочные возвращенные займы (как правило, до трех месяцев).

Подготовка Отчета предполагает не только разделение денежных потоков по категориям деятельности (текущая, инвестиционная, финансовая), но и проведение подробного анализа применяемого компанией Плана счетов и операций по счетам учета денежных средств (50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути», 58 «Финансовые вложения»).

В частности, на счете 55 могут быть учтены депозитные вклады (эквивалент денежных средств), а также денежные средства по государственным контрактам (расчеты с контрагентами). На счете 58 отражаются как краткосрочные, так и долгосрочные финансовые вложения.

При составлении Отчета бухгалтер должен проверить, не нарушена ли методология учета. Так, некоторые компании на счете 58 отражают любые векселя или выданные займы, несмотря на то что в некоторых случаях договоры не содержат условия о начислении процентов (не выполняется условие получения экономической выгоды). Иными словами, следует отделить счета денежных средств и их эквивалентов от счетов учета расчетов и активов.

Далее организациям необходимо выделить счета (субсчета), обороты по которым сворачиваются для целей составления Отчета. От качества анализа остатков и операций по счетам зависит корректность заполнения данной формы отчетности. Заметим, что разделение денежных потоков по видам деятельности (а также в разрезе сегментов — для дополнительного раскрытия информации) и необходимость сворачивания в Отчете отдельных операций могут привести к пересмотру рабочего плана счетов организации.

В ПБУ 23/2011 обращено внимание на необходимость отдельного представления в Отчете существенных денежных потоков. Это требование дуб­лирует аналогичную норму, которая содержится в приказе № 66н. Как показывает аудиторская практика, фактически организации часто используют формы отчетности, предложенные разработчиками бухгалтерских программ, игнорируя принцип существенности.

Важное изменение в части валютных операций: ранее они должны были пересчитываться в Отчете по курсу на дату отчетности (31 декабря), по новым требованиям валютные операции отражаются по курсу на дату операции.

По отдельным операциям ПБУ 23/2011 содержит более консервативный подход к их учету по сравнению с МСФО. Так, ПБУ 23/2011 не допускает вариантов для самостоятельного выбора по данным позициям категории деятельности:

— налог на прибыль — текущая либо инвестиционная, если это налог от продажи внеоборотных активов;

— проценты — текущая, если проценты не включены в стоимость актива и не относятся к долгосрочным финансовым вложениям (в этих случаях это инвестиционная деятельность);

— полученные дивиденды — инвестиционная;

— уплаченные дивиденды — финансовая.

Обратите внимание: если нельзя однозначно отнести операции к одному из трех направлений, они расцениваются как потоки от текущих операций.

В МСФО (IAS) 7 отражена более лояльная позиция. Однозначно проценты и дивиденды относятся к текущей деятельности только применительно к финансовым институтам. Для других компаний прописан иной подход. Указанные поступления или платежи должны классифицироваться последовательно из периода в период как движение денежных средств от операционной, инвестиционной либо финансовой деятельности (МСФО 7.31).

ПБУ 23/2011 не содержит специальных пояснений по поводу квалификации денежных потоков финансовыми организациями. Из этого следует вывод, что такие компании должны руководствоваться общим порядком разделения потоков на основании ПБУ 23/2011. Однако это может привести к несоответствию формы № 4 и формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

В новом ПБУ 23/2011 остались не освещены и другие практические моменты. В частности, это использование в расчетах овердрафта, платежи по договорам финансовой аренды (лизингу). Напомним, что обязательная строка «арендные платежи, лицензионные платежи, гонорары, комиссионные платежи и пр.» формы № 4 включена в раздел «Денежные потоки от текущей деятельности». На наш взгляд, платежи по финансовой аренде более удовлетворяют признакам финансовой деятельности.

Относительно овердрафтов в МСФО (IAS) 7 указано, что иногда овердрафты, возмещаемые по требованию, выполняют функцию управления денежными потоками, то есть составляют денежные средства.

Не совсем понятна квалификация по ПБУ 23/2011 налога на имущество (текущая либо инвестиционная деятельность) и других налогов, включаемых в финансовый результат (например, НДС при безвозмездной передаче имущества).

В ПБУ 23/2011 не указан подход к отражению операций хеджирования. А именно к какому направлению деятельности относятся денежные потоки по приобретению инструментов хеджирования. Согласно МСФО (IAS) 7 такие операции должны квалифицироваться аналогично денежным потокам по хеджируемой статье.

При наличии сомнений при квалификации тех или иных денежных потоков мы рекомендуем обращаться к МСФО (IAS) 7.

Классификация операций по денежным потокам

Читайте так же:

  • Бухгалтерская отчетность банка россии Бухгалтерский учет и отчетность в кредитных организациях Положение Банка России от 25 ноября 2013 года № 409-П «О порядке бухгалтерского учета отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 декабря 2013 […]
  • Материнский капитал 2019 использование до 3 лет Как можно использовать и обналичить материнский капитал до 3 лет в 2019 году Способы реализации материнского капитала постоянно совершенствуются. Актуальным для многих граждан остается вопрос о том, как вложить или обналичить материнский капитал до 3 лет. Существует несколько вполне […]
  • Приложение 4 приказ 66н Проект Приказа Министерства финансов РФ "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (подготовлен Минфином России 29.12.2017) Досье на проект В соответствии с частью 1 статьи 30 […]
  • У нпф ренессанс отозвана лицензия НПФ «Ренессанс жизнь и пенсии» лишился лицензии: что дальше НПФ «Ренессанс Жизнь и пенсии» – Негосударственный пенсионный фонд, который с февраля 2015 года получил название «Солнце. Жизнь. Пенсия». Он пользовался достаточно большой популярностью среди населения РФ, которое, не доверяя […]
  • Осаго консультант Федеральный закон "Об ОСАГО" Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" С изменениями и дополнениями от: 24 декабря 2002 г., 23 июня 2003 г., 29 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 25 ноября, 30 […]