Меню

Требования к операторам бпла

Требования к операторам бпла

Удивительная профессия будущего? Нет, уже широко распространенная профессия настоящего. Чем занимаются операторы беспилотников? В каких областях они востребованы сегодня? И где можно научиться управлять дроном?

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА), или беспилотники, — это самолеты, вертолеты, аэростаты или дроны, которые пилотируются дистанционно оператором или полностью автоматически. Первое документированное использование БПЛА относится к XIX веку: 22 августа 1849 года австрийские войска провели воздушную бомбардировку Венеции с помощью беспилотных аэростатов, которые запускались по ветру и в определенное время сбрасывали шрапнельные заряды.
До сих пор, к сожалению, самая широкая сфера применения БПЛА – это военные операции. Содержание беспилотника обходится в несколько десятков раз дешевле, чем содержание военного истребителя, а опасность для жизни военных пилотов и военных операторов БПЛА не сопоставима. Поэтому несколько государств уже имеют на службе в ВВС беспилотные авиационные системы, а остальные страны тестируют возможность воздушного боя, бомбардировки и разведки с помощью БПЛА.

И все-таки БПЛА – это круто!
Какие еще сферы для беспилотников вы можете себе представить? Дроны и беспилотники уже используются для картографической съемки, телетрансляций, киносъемки, рекламы, метеорологических наблюдений, грузоперевозок, мониторинга безопасности на объектах и в городе, наблюдения за протяженными объектами (железными дорогами или линиями электропередач), при орошении почвы, в спасательных операциях и тушении пожаров. Представьте, что на поиск потерявшихся людей в горах отправляют не 1-2 вертолета, а несколько десятков дронов, которые оснащены термическими камерами, способными улавливать тепло человеческого тела даже в условиях плохого освещения и при наличии препятствий. Такая спасательная операция экономичнее и эффективнее обычной. Дроны могут сразу нести полезный груз с одеялами и продуктами. По данным компании DJI, мирового лидера по производству гражданских дронов и технологий аэросъемки, таким образом в 2017 году было спасено минимум 65 человек.

Что делает оператор БПЛА

Оператор беспилотных летательных аппаратов (оператор БПЛА, специалист по управлению и обслуживанию беспилотных воздушных аппаратов) – специалист, который управляет современными летательными аппаратами дистанционно.

В его обязанности может входить:

✔ Сборка БПЛА, подготовка и запуск
✔ Настройка полезной нагрузки
✔ Управление полетом, отслеживание технических показателей БПЛА и выполнение заданий
✔ Участие в разработке полетного задания
✔ Анализ результатов полета по данным объективного контроля и системы бортовых измерений
✔ Проведение съемки местности, последующая обработка фото и видео
✔ Участие в отработке и оформлении актов (отчетов) по результатам выполненных испытаний
✔ Техническое обслуживание и ремонт БПЛА

Условия работы оператора БПЛА могут отличаться в зависимости от сферы деятельности. Оператор дрона, работающего в пределах прямой видимости, может стоять на стадионе с пультом дистанционного управления и направлять дрон, который несет рекламный плакат. А операторы БПЛА на службе ВВС работают за пределами прямой видимости. Оператор находится в специально оборудованном помещении на авиабазе, где несколько экранов, датчики и вибрация джойстиков позволяют отслеживать обстановку вокруг аппарата, который находится за тысячи километров от базы.

Как стать оператором беспилотника
Считается, что успешными операторами БПЛА становятся любители видеоигр, потому что пилотирование дрона похоже на привычные игровые симуляторы Microsoft Flight Simulator X, War Thunder, X-plane 10, DCS World, Ил-2 Штурмовик (а точнее, наоборот, игры очень реалистично повторяют физику настоящих полетов). Современные видеоигры не только показывают землю с высоты полета, но и помогают выработать скорость реакции, навыки навигации в воздухе, навыки управления летательным аппаратом при различных погодных условиях и внештатных ситуациях.

Получить профессиональные навыки, опыт пилотирования БПЛА и сертификат специалиста можно на специальных курсах или в вузе. В профессию оператора БПЛА можно прийти несколькими путями.
• Во-первых, обучение по специальности «Системы управления летательными аппаратам», которые представлены в нескольких вузах (МАИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана и др.), где обучают разработке, проектированию и управлению беспилотных и пилотируемых летательных систем.
• Во-вторых, для военнослужащих отличным способом освоить профессию станут курсы в Государственном центре беспилотной авиации Минобороны РФ, которые можно пройти во время службы в армии.
• В-третьих, в России работает несколько учебных центров по подготовке пилотов и квалифицированных кадров для авиакомпаний. Они уже открыли программы подготовки для операторов БПЛА (например, центр BAA Training).

Какие универсальные компетенции нужны оператору беспилотников

    ✎ Аналитический склад ума
    ✎ Ответственность
    ✎ Внимание к деталям
    ✎ Наблюдательность
    ✎ Стрессоустойчивость

Операторы беспилотника на службе в ВВС, в отличие от гражданских специалистов, испытывают колоссальные психологические нагрузки на работе. Стрессоустойчивость можно поставить в топ рейтинга универсальных компетенций для военнослужащих. Поэтому на авиабазах США в подразделениях, работающих с БПЛА, предусмотрена штатная должность психолога, который помогает военным пилотам БПЛА справляться с моральной ответственностью за нанесенные беспилотником смертельные удары. Оператор беспилотника в рабочее время ведет разведку и – такое тоже возможно – обстреливает места дислокации людей, сидя в кресле на авиабазе и не подвергая себя ни малейшему риску, а затем в 18.00 отправляется домой на семейный ужин. Возникающие внутренние конфликты становятся источником серьезных психологических страданий и даже болезней у представителей этой профессии, работающих на военной службе.

Средняя заработная плата и востребованность
Уровень зарплат зависит от занимаемой должности: в крупных военных подразделениях различаются должности рядовых операторов и руководящий состав, который отвечает за разработку задач для беспилотной авиации и решает стратегические вопросы.

Востребованность специалистов в области беспилотных авиасистем с каждым годом растет. И хотя сейчас вакансий не очень много, в дальнейшем оператор БПЛА без труда будет находить работу и на военной службе и в коммерческих компаниях.

Где работать
• Минобороны РФ
• МЧС
• ARMAIR
• ГК «Беспилотные системы»
• МОКБ Марс
• Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля
• Группа Кронштадт

Что делать уже сейчас
Начать развиваться в области беспилотной авиации стоит именно в подростковом возрасте, потому что технологии управления дронами и коптерами доступны и очень интересны для современных школьников. Если вы хотите получить специальность оператора БПЛА, то уже сейчас:

✔ Углубленно изучайте математику, физику, информатику и английский язык в школе.
✔ Играйте в авиасимуляторы на ПК, наиболее реально отражающие процесс пилотирования самолета и вертолета.
✔ Читайте статьи и новости о беспилотниках, например, на droneflyers.ru, rusky.ru, uasmagazine.com, unmanned-aerial.com.
✔ Приобретите себе квадракоптер. Самый бюджетный дрон стоит меньше 1 тысячи рублей, с него можно начинать практиковать полеты, делать аэросъемку и покорять небо.

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

Пройдите тест на профессию, чтобы узнать, к какой сфере деятельности вы наиболее склонны.

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Оператор дронов (управление дроном)

Оператор дронов — опытный авиатор, который отвечает за наземное управление БПЛА. Он выполняет управление, составляет план полета, принимает данные с дрона, занимается их обработкой.

Краткое описание

За последние 50 лет наука шагнула вперед, благодаря чему были созданы смартфоны, компьютеры, БПЛА (беспилотные летательные аппараты). Изобретение новых видов техники стало причиной появления интересных профессий: программисты, IOS-разработчики, операторы дронов. Последняя профессия в России официально появилась в 2017 году, к людям, претендующим на эту вакансию, выдвигаются очень строгие требования:

  • высшее или среднее техническое профильное образование, связанное с авиацией;
  • понимание принципов работы летательной техники;
  • технический склад ума.

Дроны широко используются во всех сферах нашей жизни, но подготовленных специалистов, которые способны управлять БПЛА, мало, поэтому профессию можно считать очень перспективной и полезной. БПЛА используют для поисковых и военных операций, в киноиндустрии, рассмотрим другие сферы применения:

  • частная видеосъемка (свадьбы, дни рождения, концерты и другое);
  • научные исследования (метеорология, зоология и другие);
  • оказание помощи населению во время наводнений, пожаров, торнадо и других природных катастроф;
  • промышленность, разработка новых месторождений полезных ископаемых и т. д.;
  • доставка грузов.

Областей применения очень много, в перспективе дроны смогут осуществлять транспортировку людей, животных, крупногабаритных грузов.

Особенности профессии

Оператор дрона — технический специалист, имеющий профессиональную подготовку и узкую специализацию. Эксперты считают, что эта профессия всего через несколько десятков лет потеряет свою популярность, ведь людей заменит автоматика. В обязанности оператора БПЛА входит выполнение таких работ:

  • подготовка дрона к полету;
  • создание полетных заданий;
  • контроль технического состояния беспилотника;
  • получение и обработка данных;
  • прикрепление к БПЛА разных видов цифровой техники;
  • принятие решений во время нештатных ситуаций;
  • техобслуживание беспилотников;
  • выполнение несложных ремонтных работ;
  • анализ полученных цифровых материалов, их обработка;
  • ведение документации.

У оператора, работающего с дронами, должна быть отличная моторика, быстрая реакция и мышление, ведь он обязан мгновенно принимать решения во время непредвиденных ситуаций, предупреждая человеческие жертвы, разрушения, материальные потери.

Плюсы и минусы профессии

  1. Редкая профессия, поэтому операторы очень востребованы.
  2. Дроны — это будущее, поэтому спрос на операторов постоянно будет расти.
  3. Работа с современной техникой и программами.
  4. Интересный и социально полезный труд.
  5. Солидная заработная плата.
  6. Постоянное обучение и саморазвитие.
  7. Работа неопасная.
  8. Возможность получить новую специализацию для авиаторов любого возраста.
  1. Оператор несет огромную ответственность.
  2. Халатность приведет к материальным потерям и человеческим жертвам.
  3. Работа сидячая, активным людям она может показаться монотонной.

Важные личные качества

Оператор дронов — это увлеченный и талантливый человек, который отличается сдержанностью, невероятной педантичностью, техническим складом ума, логическим и аналитическим мышлением, стрессоустойчивостью. Эту профессию выбирают люди, которые имеют базовую подготовку и хорошо знакомы с авиацией, они влюблены в разные виды летательных аппаратов.

Читайте так же:  Медицинское заключение для усыновления и опеки 2019

Обучение на оператора дронов

Профессия была официально признана недавно, поэтому сегодня различные учебные заведения предлагают людям, имеющим профильное образование в сфере авиации, пройти курсы переподготовки. Но изначально необходимо получить образование, абитуриент может пойти по одному из нижеописанных путей:

  • поступление в летное училище или колледж, куда можно подавать документы после 9-11 класса;
  • поступление в авиационный вуз после школы или профильного училища.

При поступлении необходимо сдавать экзамены по математике и русскому языку, физике, перечень зависит от вуза, в который вы будете подавать документы. Заметим, что к поступлению в авиационные вузы студент должен хорошо подготовиться, ведь оцениваются не только его знания, но и физическое состояние (рост, вес, выносливость и другие параметры).

После обучения в вузе необходимо пройти курсы профессиональной дополнительной подготовки, где студентов познакомят с особенностями дронов, дадут возможность поработать с симуляторами.

Учебный центр ZALA AERO

В учебном центре ожидают студентов, которые в перспективе желают стать операторами дронов. Группы состоят не более чем из 15 человек, помещения центра великолепно оборудованы: новейшая техника, программы-тренеры, симуляторы, автопарк, необходимый для проведения занятий на открытой местности. Среднее время обучения составляет 2-3 недели, в программе теория и очень много практики, ведь студенты получат возможность управлять дронами в разное время суток, при сложных погодных условиях. Авиаторы, пройдя обучение, получают сертификат, который даст им возможность работать оператором БПЛА.

Оператор беспилотных летательных аппаратов

Сфера деятельности

Вид деятельности

Анализировать и упорядочивать информацию, делать расчеты

Краткое описание

Оператор беспилотных летательных аппаратов (оператор БПЛА) – специалист, который управляет современными летательными аппаратами дистанционно.
Беспилотники – это портативные самолеты, вертолеты и дроны, которые пилотируются автоматически или дистанционно оператором. Сегодня самая широкая сфера применения БПЛА – это военные операции. Несколько государств уже имеют на службе в ВВС беспилотные авиационные системы, а остальные страны тестируют возможность воздушного боя, бомбардировки и разведки с помощью БПЛА. В том числе дроны и беспилотники используются для картографической съемки, телетрансляций, киносъемки, рекламы, метеорологических наблюдений, грузоперевозок, мониторинга безопасности на объектах и в городе, наблюдения за протяженными объектами (железными дорогами или линиями электропередач), при орошении почвы и тушении пожаров.

Условия работы оператора БПЛА могут отличаться в зависимости от сферы деятельности. Оператор дрона может стоять на стадионе с пультом дистанционного управления и направлять дрона, который несет рекламный плакат. Операторы БПЛА на службе ВВС работают в специально оборудованных помещениях на авиабазе, где несколько экранов, датчики и вибрация джойстиков позволяют отслеживать обстановку вокруг аппарата, который находится за тысячи километров от базы.

Чем занимается оператор БПЛА

    • Сборка БПЛА, подготовка и запуск
    • Управление целевыми нагрузками БПЛА в полете
    • Выполнение боевых заданий
    • Участие в разработке полетного задания
    • Анализ результатов полета по данным объективного контроля и системы бортовых измерений
    • Проведение съемки местности, последующая обработка фото и видео
    • Участие в отработке и оформлении актов (отчетов) по результатам выполненных испытаний
    • Техническое обслуживание и ремонт БПЛА

Считается, что успешными операторами БПЛА становятся любители видеоигр. Сегодня возможность получить специальность оператора БПЛА есть в гражданских вузах, а также во время службы в армии в Государственном центре беспилотной авиации Минобороны РФ.

Направление образования:
Авиационная и ракетно-космическая техника (24.00.00)

    • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ)
    • Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ)
    • Минобороны РФ
    • ARMAIR
    • МОКБ Марс
    • Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля
    • Группа Кронштадт
    • Вега

Минтруд утвердил профессиональный стандарт для операторов БПЛА

Соответствующий приказ министерства официально опубликован во вторник – он описывает профессиональный стандарт «Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее».

Цель документа состоит в обеспечении безопасности полётов дронов, сообщает Минтруд.

Приказ формулирует требования к операторам дронов – они должны пройти «программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, служащих» для исполнения профессиональных обязанностей по технической и лётной эксплуатации БПЛА, а также их ремонту.

Разделены трудовые функции механиков по технической эксплуатации (ремонту) ПБЛА и функции операторов. В функции последних входит подготовка дрона к полёту, составление полётного задания, принятие решения на взлёт, управление дроном, взаимодействие с участниками воздушного движения о органом единой системы организации воздушного движения, поисковые работы в случае аварийного завершения полёта и пр.

Минтранс России разработал новые требования к операторам БПЛА

Министерство транспорта Российской Федерации подготовило к утверждению новые требования к операторам дронов, согласно которым специальные свидетельства необходимо будет иметь пилотам БПЛА весом более 30 кг. К управлению такими аппаратами будут допускаться операторы, старше 16 лет, заранее обученные пилотированию, — передает Robotics.ua.

Министерство транспорта России сообщило о завершении разработки требований к пилотам беспилотных систем и специалистам по их техническому обслуживанию. Этот проект был на рассмотрении у Минтранса после решения по установлению порядка учета беспилотников. Новые правила оформлены как изменения к проекту ФАП-147 «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации».

Новые правила БПЛА

В пресс-службе транспортного ведомства сообщили, что новый документ прошел антикоррупционную экспертизу и оценку регулирующего воздействия, поэтому в ближайшее время он будет утвержден Министерством юстиции. Первоначально, требования предполагали допускать к управлению беспилотниками лица старше 14 лет, но после долгих дискуссий минимальный возраст операторов был увеличен до 16 лет. Для управления дронами массой 30 кг и выше, нужно будет получить специальное свидетельство, которое выдается после медицинского осмотра и врачебно-летной экспертной комиссии.

По информации Росавиации, действующие авиационные учебные заведения уже приступили к разработке соответствующих программ по подготовке специалистов данной категории. Организация также направила в Минтранс пакет предложений, с изложением порядка правил для полетов беспилотных летательных аппаратов.

Что требуется от пилота

Владелец свидетельства внешнего пилота должен иметь необходимые знания основ полета, конструкции беспилотников, принципы их эксплуатации и работы различных силовых установок, другого оборудования. Кроме того, он должен пройти предполетную подготовку, в которой он будет обучен принципам планирования маршрута полета, правилам обслуживания воздушного движения, применении получаемых метеорологических сводок, наряду с мерами предосторожности и действиями при аварийных ситуациях.

Пилот должен быть умелым в точном и плавном выполнении маневров, принятии правильных решений и осуществлении контроля в полете. Кроме того, он будет иметь право проводить техническое обслуживание беспилотного летательного аппарата, который он запускает в воздух. Напомним, что с недавних пор оператор дронов считается профессией в России.

В настоящее время ведомство ведет экспертизу двух проектов профессиональных стандартов «Специалиста по эксплуатации беспилотных авиационных систем». Первый был предоставлен Центром профессиональных квалификаций «Профессионал», а второй — Ассоциацией пользователей и разработчиков беспилотных авиационных систем (ЭРБАС).

В последнем указали, что проект профессионального стандарта определяет требования к пилотам, операторам БПЛА, а также к специалистам по наземному и техническому обслуживанию этих систем: «Мы считаем, что обучение управлению дронами необходимо независимо от класса воздушного аппарата. Любой пользователь должен обладать определенными знаниями и навыками. Мы хотим, что бы право на пилотирование этими устройствами имели лица, достигшие 18-летия с обязательным средним образованием».

По мере рассмотрения обеих предложений, проект будет направлен в Министерство транспорта, где его доработает рабочая группа, и затем он будет передан в Национальный совет при президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Читайте также: В Украине начинается процесс урегулирования использования БПЛА.

Александр Гурко, руководитель рабочей группы по вопросам развития беспилотных летательных аппаратов, авиационных систем и авиационных видов спорта, уверен, что определять правила к внешним пилотам БПЛА еще рано: «Сейчас нужно заняться классификацией беспилотных авиационных систем и входящих в их состав летательных аппаратов по видам применения, высотам полета, техническим характеристикам и другим параметрам».

Требования к операторам бпла

Подготовка операторов беспилотных летательных аппаратов

Капитан 2 ранга С. Прокофьев

Начиная с войны в зоне Персидского залива (1990-1991) применение беспилотных летательных аппаратов (БЛА) в вооруженных силах США для ведения разведки и наблюдения, обеспечения целеуказания и определения результатов нанесения ударов в ходе различных операций и боевых действиях значительно расширилось. Были сформированы отдельные подразделения, оснащенные этими аппаратами. Количество БЛА, находящихся на вооружении различных видов американских ВС, а также финансирование работ по разработке и производству новых беспилотных средств постоянно увеличивается.
В зарубежных СМИ отмечается, что по состоянию на январь 2004 года насчитывалось 280 БЛА различных типов, то к 2010 году их количество должно достичь 1 000 единиц. Так. в 2003 году в составе сухопутных войск (СВ) США находилось восемь беспилотных разведывательных комплексов «Шэдоу-200» (см. цветную вклейку), к концу 2004-го должно быть развернуто еще 13. а всего командование СВ намечает иметь на вооружении 33 таких комплекса, каждый из которых включает четыре БЛА. две наземные станции управления и средства МТО). В 2002 году подразделение БЛА RQ-5A «Хантер» существовало только в составе 3-го армейского корпуса (АК). В течение 2003 года подобные подразделения были сформированы в 5 АК и 18 ВДК. На десятилетний период (2000-2009 финансовые годы) МО США запланировало выделить на разработку и закупку БЛА 10,6 млрд долларов.

Расширяется применение беспилотных авиационных комплексов в различных операциях, проводимых американскими ВС. Например, в ходе военной операции США и их союзников в Ираке (2003) общий налет аппаратов составил 7 500 ч. На долю высотного стратегического БЛА большой высоты и продолжительности полета RQ-4A «Глобал Хок» пришлось только 3 проц. всех вылетов американской авиации для ведения разведки и 5 проц. высотных полетов. При этом было собрано 55 проц. всех данных о расположении позиций иракских средств ПВО, в том числе выявлено не менее 13 позиций ЗРК, 50 пусковых установок, 300 ракетных контейнеров и 70 транспортно-заряжающих машин. Он также передал изображения 300 танков, составлявших 38 проц. парка танков ВС Ирака.
Зарубежные эксперты отмечают, что по окончании операции «Союзническая сила» (Югославия, 1999) остро встал вопрос о массовой подготовке операторов для БЛА. Однако в разных видах ВС этот вопрос решается по-разному.
В военно-воздушных силах оператор управления БЛА — это прежде всего офицер, имеющий летную подготовку, поэтому будущих специалистов данного профиля отбирают из числа летчиков или штурманов истребителей, транспортных самолетов либо вертолетов. Как правило, это довольно опытные офицеры, имеющие хорошую летную подготовку в звании капитан или майор, иногда — подполковник. Все они назначаются на должности операторов управления БЛА сроком на два-три года. В настоящее время примерно 80 проц. будущих операторов — это летчики тактических истребителей, остальные — пилоты и штурманы военно-транспортных и других типов самолетов и вертолетов. По заявлениям представителей центра подготовки операторов наземных станций управления (НСУ) БЛА «Предатор» ВВС США (центр входит в состав 11 -й разведывательной эскадрильи 57-й оперативной группы и расположен на авиабазе Индиан Спрингс, близ АвБ Неллис, штат Невада), среди летчиков, в отличие от штурманов, почти нет добровольцев. Исключение составляют пилоты, не допущенные к полетам по состоянию здоровья. Это, безусловно, приводит к большой текучести кадров. То же самое относится и к операторам БЛА «Глобал Хок», подготовка которых началась в марте 2003 года на АвБ Бил (Калифорния). Они назначаются на свои новые должности на три года. В то же время операторы средств разведки и наблюдения для БЛА «Предатор» отбираются из числа более молодых военнослужащих, в основном выпускников учебного центра подготовки операторов бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на АвБ Гудфеллоу (штат Техас). По окончании центра подготовки они назначаются на должность операторов БРЭО БЛА.
Изыскания, проведенные в научно-исследовательской лаборатории ВВС среди операторов управления БЛА RQ-‘А. показали, что наличие навыков управления самолетом необходимо. Вместе с тем отрыв летчиков от их основной специальности приводит к еще большей нехватке летного состава ВВС, и к тому же сами пилоты рассматривают двух-трехгодичную «командировку» в качестве операторов БЛА как серьезное препятствие для своей дальнейшей летной карьеры. Целью проводимых в настоящее время исследований является попытка обобщить опыт и дать ответы на следующие вопросы: как отличаются возможности по обучению у имеющих навыки летной работы военнослужащих и теми, кто таких навыков не имеет? Действительно ли навыки управления самолетом (вертолетом) положительно влияют на усвоение программы управления БЛА? Если да, то насколько и какой опыт летной подготовки предпочтительней? Могут ли тренажеры заменить отсутствие летной подготовки?
По окончании исследований предполагается провести в рамках ВВС два эксперимента, в ходе которых офицеры военно-воздушных сил и обучающиеся из числа гражданских служащих с разным уровнем летной подготовки пройдут курс обучения по программе операторов управления БЛА RQ-7A «Предатор». Одновременно предусматривается сравнить программы обучения в разных видах ВС.
Подготовка операторов управления БЛА RQ-7A «Предатор» проводится в течение 15 недель (48 учебных дней) и включает 50 ч теоретических занятий, 28,5 ч занятий на тренажере и 50-60 ч практического управления аппаратом в полете. В программу обучения кроме управления БЛА на взлете и посадке входят выполнение разведывательных полетов, нанесения ударов по наземным целям, целеуказание и определение результатов нанесения ударов. Большинство занятий по наземной подготовке и 30-40 проц. занятий по управлению полетом БЛА проводят инструкторы из числа гражданского персонала. Офицеры-инструкторы проводят занятия по тактике применения БЛА и квалификационные зачеты.
В течение года подготовку проходят четыре учебные группы, в каждой из которых 10-12 операторов управления БЛА и столько же операторов БРЭО. В ходе обучения используется тренажер, разработанный совместно научно-исследовательской лабораторией технических средств обучения ВВС и фирмой «Паркер интернэшнл», имеющий места для двух обучаемых (операторы управления и БРЭО) и инструктора. По заявлениям инструкторов учебного центра, несмотря на очевидные преимущества использования тренажера при обучении, он не дает в полной мере необходимых навыков будущим операторам управления, особенно при отработке вопросов взлета и посадки при боковом ветре, скорость которого 2,6-3,5 м/с (ограничения для БЛА «Предатор»: 4,46 м/с при взлете и 7,1 м/с при посадке). Особенностью обучения операторов управления этими аппаратами является то. что один и тот же специалист вручную осуществляет управление при взлете и посадке. В процессе обучения операторы обеих специальностей часто занимаются вместе. Тем самым уже в ходе подготовки из них комплектуются будущие экипажи. По окончании учебы в центре операторы направляются для дальнейшего прохождения службы в 15 и 17 раэ. В составе разведывательно-ударного беспилотного комплекса «Предатор» (четыре БЛА и один НСУ, общая численность личного состава 55 человек) планируется иметь 2,5 экипажа на каждый аппарат. Командование ВВС намерено развернуть две дополнительные эскадрильи БЛА «Предатор».
Обучение применению УР AGM-114 «Хеллфайр» класса «воздух-земля» проводится на дополнительных четырехнедельных курсах. С учетом того что в настоящее время БЛА RQ-7A вооружаются этими ПТУР, планируется отбирать будущих операторов только из числа летчиков тактических истребителей. Кроме того, командованием ВВС изучается возможность установки на мониторах в НСУ устройства, аналогичного индикатору на лобовом стекле самолета, а также об увеличении в 2 раза численности расчета БЛА, чтобы они могли сменять друг друга с интервалом в 4 ч для предотвращения ошибок операторов из-за усталости.
Руководство подготовкой операторов БЛА RQ-4A «Глодал Хок» осуществляет командование 12 раэ боевого авиационного командования национальных ВВС. Первоначально два инструктора компании «Нортроп-Грумман» (разработчик и производитель БЛА) подготовили группу инструкторов из четырех офицеров ВВС и двух гражданских служащих. Эти специалисты должны к сентябрю 2004 года завершить обучение двух групп операторов управления БЛА (по восемь человек). К этому сроку должен быть сформирован центр подготовки операторов БЛА «Глобал Хок» ВВС.
Подобным образом осуществляется программа подготовки операторов БРЭО для данных аппаратов, но с меньшим количеством обучаемых. Один инструктор фирмы должен подготовить одного служащего и двух военнослужащих-операторов БРЭО, которые в дальнейшем образуют группу инструкторов по подготовке операторов БРЭО в составе центра.
С развертыванием центра предполагается каждую неделю начинать занятия новой группы обучаемых (всего шесть) по четыре обучаемых. По мере поступления на вооружение ВВС новых БЛА 1 количество обучаемых в группе операторов управления будет возрастать. Кроме того, намечается начать обучение трех из шести планируемых в 2005 финансовом году групп подготовки операторов БРЭО. Продолжительность занятий по обеим специальностям 3,5 месяца. Всего в настоящее время программой финансирования обучения предусматривается подготовка 120 операторов управления полетом и 60 операторов БРЭО.
Программа обучения операторов управления полетом БЛА предполагает отработку необходимых навыков в течение не менее 100 ч на тренажере, разработанном фирмой-производителем аппаратов. Всего в ходе обучения проводится 8-12 тренировочных полетов БЛА. Американские специалисты считают, что поскольку каждый полет длится около 36 ч, то все обучаемые имеют достаточно времени для качественной отработки необходимых умений. Так как каждый полет БЛА происходит на большой высоте и на большую дальность его маршрут может пересекать или совпадать с трассами воздушного движения, программой обучения операторов предусматривается отработка взаимодействия с необходимыми службами управления воздушным движением. Операторы БРЭО свои навыки отрабатывают в основном в ходе реальных полетов аппаратов.
В ВМС и морской пехоте операторов управления БЛА RQ-2A «Пионер» и планируемых к поступлению на вооружение аппаратов вертолетного типа RQ-8A «Файр Скаут» также стремятся отбирать среди летного состава. Однако в настоящее время большинство операторов составляют военнослужащие категорий Е-5 — Е-9 (сержант, штаб-сержант, сержант 1 -го класса, мастер-сержант и сержант-майор), закончившие курс наземной подготовки частной школы летчиков. Отбор ведется преимущественно среди добровольцев. Операторы БРЭО имеют категорию Е-4 — Е-9 (капрал — сержант-майор 2 ), а техники по обслуживанию — Е-2 — Е-8 (рядовой — мастер-сержант). После соответствующей подготовки они проходят службу на этих должностях в течение двух-трех лет.
Подготовка всех специалистов для обслуживания БЛА ВМС И МП США с октября 2001 года ведется в учебном центре, расположенном на авиабазе Пенсакола (штат Флорида). Расчет управления аппаратом RQ-2A состоит из четырех человек: оператор выносного пульта управления (управляет БЛА, когда он находится в пределах визуальной видимости), оператор НСУ (управляет БЛА, находящимся за пределами визуальной видимости), оператор БРЭО и командир расчета — офицер управления (как правило, летчик палубной авиации или руководитель полетов 3 ). Общим критерием отбора кандидатов является наличие у них соответствующей практики, поскольку им придется осуществлять подготовку к полету и управление БЛА не только с земли, но и с борта корабля. Курс обучения оператора выносного ПУ составляет 18 недель, операторов НСУ и БРЭО — восемь и техников по обслуживанию этих аппаратов — шесть недель. При подготовке операторов управления БЛА «Пионер» не требуются специальные тренажеры — обучаемые используют те же оборудование и пульты управления, что и в реальных условиях. Средний налет БЛА в центре подготовки 80 ч в месяц.
Операторы выносного ПУ начинают курс практического обучения с управления БЛА типа «Стирофоам». Получив достаточные навыки в этом, они переходят к управлению полетом модели БЛА «Пионер», выполненной в масштабе 1:2, не имеющей ПН, которая позволяет отработать навыки наблюдения за БЛА под различными углами в ходе выполнения эволюции при выполнении его полета. Только выполнив зачетные упражнения по управлению модели, они переходят к тренировкам по управлению реальным аппаратом. Кроме того, они должны практически не менее девяти раз осуществить управление полетом БЛА с борта корабля: по четыре полета днем и ночью и один — зачетный. Навыкам работы других членов экипажа они не обучаются. Общий налет за период подготовки у них составляет 33 ч.
Операторы НСУ отрабатывают навыки управления полетом непосредственно на реальном БЛА только с помощью инструментальных средств (без визуального наблюдения за БЛА). Однако перед началом этих тренировок, они проходят специальный курс технической подготовки, где ознакамливаются с устройством и эксплуатацией аппаратуры, которой оборудован НСУ, и обучаются управлению БЛА в ходе обычного взлета, а также с использованием катапультной установки, посадки, действиям в аварийных ситуациях. Кроме того, обучаемые получают навыки работы оператора БРЭО. Общий налет в ходе подготовки управлению беспилотным летательным аппаратом составляет 41 ч.
Командиры расчетов (экипажей) проходят подготовку на АвБ Пенсакола в течение двух недель. За это время они знакомятся с общим устройством БЛА и принципами его работы. Большая часть времени отводится на изучение основ руководства членами расчета, планирования выполнения полетных заданий, а также взаимодействия с вышестоящими органами управления. Они должны не менее 3 раз практически отработать руководство экипажем по подготовке к выполнению задания с реальным полетом БЛА. включая планирование задания, организацию подготовки аппарата к вылету (подготовка полетной палубы, развертывание/свертывание катапультного устройства, развертывание сетки-улавливателя, согласование вопросов полетов с командованием корабля, руководство подразделением в аварийных ситуациях, включая организацию подъема БЛА из воды).
Операторы БРЭО тоже обучаются непосредственно в ходе полетов БЛА, предварительно закончив курс по устройству и эксплуатации этого оборудования. Они, так же как и командиры расчетов, должны не менее 3 раз отработать вопросы использования БРЭО в ходе практических полетов аппарата, включая подготовку оборудования к полету, нанесение обнаруженных в ходе полета объектов на свою карту и на карту командира корабля, решение навигационных задач управления полетом БЛА с учетом параметров движения корабля.
В настоящее время командование центра подготовки рассматривает вопрос о приобретении компьютерных тренажеров для операторов выносного ПУ. В частности, намечается их поставка в действующие эскадрильи с целью подержания навыков операторов, так как, по мнению американских специалистов, реальных полетных часов БЛА в действующих эскадрильях недостаточно для подержания устойчивых навыков операторов выносного ПУ. Текущими планами предусматривается, что ежегодно в центре будут проходить подготовку 12 операторов НСУ из состава ВМС и 18 — морской пехоты, три оператора выносного ПУ из ВМС и шесть из МП, а также четыре командира расчета для ВМС и 12 для МП. Предполагается, что подготовка операторов для аппаратов RQ-2A «Пионер» будет проводиться по 2008 финансовый год включительно.
Как считают специалисты учебного центра, с поступлением на вооружение новых БЛА вертикального взлета и посадки типа RQ-8A «Файр Скаут» (ожидается, что они заменят в 2005-2007 годах «Пионер») должна измениться и система подготовки членов экипажа. Прежде всего, по их мнению, отпадет необходимость в использовании оператора выносного ПУ. Кроме того, при подготовке операторов нового БЛА нужно учитывать и возможность использования в ходе управления его полетом автоматизированных рабочих мест (АРМ) типа Q-70, которые установлены на крейсерах и эсминцах, оснащенных системой «Иджис». Такие АРМ позволяют получать изображение обнаруженных целей непосредственно от БЛА. Планируется, что подготовка операторов для БЛА этого типа будет проходить в учебном центре, расположенном на АвБ Уайтинг-Филд.
В сухопутных войсках, в отличие от других видов ВС, иметь летную подготовку для операторов БЛА не обязательно. Даже самый старший по званию военнослужащий во взводе БЛА «Шэдоу-200» 4 имеет штатную категорию лейтенант и, как правило, подготовку по одной из разведывательных специальностей. То же самое относится и к операторам БЛА из числа сержантов. Заместитель командира взвода имеет категорию W-1 (уорент-офицер) и назначается на эту должность из числа сержантов, прошедших подготовку по специальности «оператор БЛА» и прослуживших на этой должности не менее четырех лет.
Подготовка операторов для БЛА «Хантер» и «Шэдоу-200» осуществляется в течение 24 недель 5 в учебном центре, сформированном на базе роты Е 305-го разведывательного батальона 111-й разведывательной бригады (Форт- Хуачука, штат Аризона) с октября 2001 года. В отличие от других видов ВС она предполагает не только обучение управлению полетом БЛА. но также и управлению БРЭО, тем самым обеспечивая взаимозаменяемость членов расчета управления.
Весь курс общения состоит из трех этапов: наземная подготовка (10-15 недель), тренировки на тренажерах (четыре) и практическое управление полетом БЛА (пять-шесть недель). В учебном центре имеется 22 тренажера для отработки навыков управления БЛА и работы с БРЭО, а также четыре разведывательных комплекса на базе аппарата «Шэдоу-200» (четыре БЛА и два НСУ в каждом комплексе). Прежде чем перейти к практическому управлению полетом БЛА, обучаемые должны отработать на тренажере не менее 15-20 ч. В дальнейшем для поддержания своих навыков в отсутствие полетов БЛА необходимо отрабатывать нх на тренажере, встроенном в НСУ. Эти тренировки проводятся под руководством сержанта взвода или специально назначенного из числа операторов БЛА. находящихся во взводе, который, в свою очередь, проходит дополнительный курс обучения для работы с тренажером. Кроме того, фирмой-изготовителем AAI создан переносной тренажер для операторов управления и БРЭО.
В настоящее время по программе подготовки операторов БЛА «Шэдоу-200» в учебном центре ежегодно проходят обучение около 200 военнослужащих (10 учебных групп по 20 человек) и 40 операторов БЛА «Хантер». Их готовят 75 инструкторов, из которых около 50 проц. — это военнослужащие, остальные — гражданские служащие, в основном бывшие военнослужащие — операторы БЛА.
Использование тренажеров для подготовки операторов управления и БРЭО БЛА, по мнению американских специалистов, позволяет значительно сократить время и затраты на обучение, а также количество реальных полетов БЛА; проводить обучение в условиях, максимально приближенным к реальным действиям операторов в НСУ; осуществлять контроль со стороны инструктора за правильностью обнаружения и опознавания цели в различных условиях обстановки; моделировать использование различных вариантов БРЭО; проводить занятия независимо от условий погоды; тренировки по выполнению конкретного задания перед полетом, поддерживать необходимые навыки у операторов при отсутствии практических полетов БЛА.
В настоящее время министерства видов вооруженных сил уже на стадии разработки БЛА требуют от фирм-изготовителей создания тренажеров для обучения и поддержания необходимых навыков. При этом они должны отвечать следующим требованиям:
— обеспечивать отработку всех задач, для которых предназначен БЛА, включая планирование полетного задания, управление полетом, ведение разведки и наблюдения, корректировку огня артиллерии, определение результатов нанесения ударов и т. д.;
— максимально приближенно к реальным условиям моделировать полет БЛА и наблюдаемое оператором изображение на мониторе НСУ;
— инструктор должен иметь возможность планировать тренировку максимально сложную и приближенною к реальным условиям, вмешиваться в действия обучаемого в процессе тренировки, давать вводные задания;
— обеспечить возможность моделирования полета БЛА днем и ночью;
— возможность моделирования особых условий полета БЛА, в том числе в условиях тумана, песчаных бурь, дождя и т. д.;
— моделировать действия в аварийных ситуациях и в случае выхода из строя отдельных систем БЛА.
Таким образом в настоящее время в США создана дифференцированная система подготовки операторов БЛА для каждого вида вооруженных сил, учитывающая не только технические особенности типов данных аппаратов, но и оперативно-тактические требования каждого вида ВС.

Читайте так же:  Оформить оглавление в word

1 Командование ВВС планирует закупить 51 БЛА «Глобал Хок» и 10 НСУ. Количество сменных экипажей на один БЛА должно быть таким же, как и на широкофюзеляжных самолетах ВВС.
2 Здесь и далее все воинские звания приведены в соответствии с воинскими званиями СВ США.
3 Организационно БЛА RQ-2A «Пионер» сведены в эскадрильи, каждая из которых включает пять командиров расчетов, пять операторов выносного ПУ и 33 оператора НСУ.
4 Взвод БЛА «Шэдоу 200» насчитывает 22 человека: 13 операторов, семь техников, командир взвода и его заместитель.
5 Для занимающихся по программе операторов БЛА «Шэдоу-200», подготовленных по программе БЛА «Хантер», продолжительность обучения составляет 12 недель.

Читайте так же:

  • Курсы валют в армении на сегодня купля продажа Курсы валют в армении на сегодня купля продажа Курс доллара США в Армении 15 января составил 484,74 драма. В сравнении с предыдущим днем он повысился на 1,25 драма. Об этом Новости Армении – NEWS.am сообщили в пресс-службе Центробанка. Курс евро составил 528,71 драма (повысился на 1,6 […]
  • Объяснительная записка образец о пропуске занятий Объяснительная записка в школу Объяснительная записка в школу – это документ, в котором один из родителей ученика излагает причины и обстоятельства пропуска своим ребенком занятий в школе. Как написать объяснительную записку в школу Хотя форма составления объяснительной записки […]
  • Приказ минздрава квалификационные категории Установлена новая процедура прохождения аттестации медицинскими и фармацевтическими работниками Аттестация является добровольной и проводится аттестационными комиссиями по трем квалификационным категориям: второй, первой и высшей. Аттестация проводится раз в 5 лет. Специалисты могут […]
  • Приставы по районам владимира Отдел судебных приставов Фрунзенского района г. Владимира Владимирской области Адрес: 600017, Россия, г. Владимир, ул. Горького, д. 2а, Время работы: Вторник с 09:00 до 13:00, четверг с 13:00 до 18:00, перерыв с 13:00 до 13:45 Телефон для справок: +7(4922)32-47-40 Начальство ОСП […]
  • Педагогическая инноватика учебное пособие А.В.Хуторской. Педагогическая инноватика: : учеб. пособие Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с. Автор : Хуторской А.В. Название: Педагогическая инноватика Серия: Высшее […]
Читайте так же:  Мировой суд 316