Меню

Диплом осаго

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных с

Главная > Дипломная работа >Банковское дело

ГЛАВА I. СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ…………………………………7

1.1.Понятие страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств как вида правоотношений и его место среди других видов страхования………………………………………………………………. 7

1.2. Ответственность за причинение вреда по договору страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств…………. 14

1.3. Порядок и условия обязательного страхования владельцев транспортных средств…………………………………………………………. 21

Глава II. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН “ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ”………………………………………………………………………..24

2.1. Основные положения проекта Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»………………………………………………………….24

2.2. Социально-экономическое значение страхования автогражданской ответственности …………………………………………………………………32

2.3. Анализ практики применения федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”. Актуальные проблемы федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”………………………………………………………….46

ГЛАВА III. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ АВТОМОБИЛИСТОВ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ…. 46

3.1. Страховое законодательство стран Европейского союза в области страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств……………………………………………………………………………46

3.2. Страхование ответственности по системе «Зеленая карта»………53

3.3. Опыт соседей. Страхование автогражданской ответственности в странах Восточной Европы……………………………………………………..58

Список использованной литературы…………………………………………. 73

Многие виды деятельности, необходимые для нормального функционирования общества, таят в себе одновременно угрозу безопасности и здоровью граждан, вероятность нанесения ущерба третьим лицам. В соответствии с общепринятой мировой практикой виновная сторона при этом обязана полностью компенсировать ущерб, причиненный третьей стороне, даже если ущерб носил невиновный или случайный характер. В этой ситуации договор страхования ответственности, заключенный страхователем со страховой организацией, с одной стороны, защищает страхователя от финансовых потерь, которые он может понести в результате предъявлении к нему по решению суда исков о погашении ущерба, причиненного третьей стороне. С другой стороны система страхования ответственности защищает имущественные интересы третьих лиц, поскольку у виновной в нанесении ущерба стороны может попросту не оказаться достаточно средств, чтобы оплатить убытки. Поэтому к числу обязательных видов страхования в большинстве стран относится, в первую очередь страхование ответственности владельцев автотранспортных средств перед третьими лицами. Дорожно-транспортные происшествия могут иметь довольно серьезные последствия с точки зрения причинения материального ущерба. При этом страхователь полностью свободен в выборе страховой компании. Главное, что должно быть в наличии, — это страховой полис.

Страхование ответственности владельцев автотранспортных средств является наиболее известным видом страхования гражданской ответственности, начавшим бурно развиваться в 20-е годы нашего столетия, когда стала возрастать интенсивность автомобильного движения и увеличился риск дорожно-транспортных происшествий. В большинстве развитых стран оно проводится в настоящее время в обязательной форме, которая во многих европейских государствах (Финляндии, Норвегии, Дании, Великобритании, Германии и др.) была введена еще до Второй мировой войны. Это обусловлено стремлением органов власти предоставить потерпевшим в дорожных авариях гарантию возмещения причиненного им вреда. С другой стороны, обязательная форма проведения страховых операций, приводя практически к полному охвату страхованием имеющегося в той или иной стране парка автотранспортных средств (как правило, незастрахованными оказываются от 1 до 6% средств транспорта), обусловливает одно из ведущих мест данного вида страхования в объеме собираемых страховых премий.

Масштабы ущерба, который приносят сегодня обществу дорожно-транспортные происшествия, просто удручают. Только в 2003 году число погибших на дорогах России составило примерно 35 тысяч человек, а раненых — более 213 тысяч человек. Около 13,5% потерпевших — дети. Вряд ли итоги 2004 года будут более отрадными. Сумму ущерба, причиняемого имуществу, из-за отсутствия единой статистики точно определить невозможно. Но по экспертным оценкам, основанным на многолетних наблюдениях, сумма подлежащего возмещению имущественного вреда достигает 6 млрд. рублей в год. Однако законодательство страны не содержит тех правовых положений, которые бы обеспечили оперативное и полное возмещение вреда потерпевшим в ДТП. Как следствие, ежегодно тысячи судебных решений по соответствующим делам оказываются неисполненными либо исполненными лишь частично.

В общей сложности, по данным Минюста России, в суды обращаются только около 8 процентов потерпевших. При этом по искам о причинении вреда фактически взыскивается в пользу потерпевших граждан до 40% присужденных сумм, а в пользу потерпевших юридических лиц — до 35%. Можно с уверенностью сказать, что на практике отношения между виновниками ДТП и потерпевшими в подавляющей части лежат вне правового поля, что крайне нежелательно для общества, уже страдающего от разгула преступности. Инструментом способным решить данную проблему должно стать введение механизма обязательного страхования. Вот уже пять лет в российском парламенте идет работа над проектом Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.

Цель исследования данного проекта: анализ федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, а также, той части страхового законодательства, которая непосредственно связана с обязательным страхованем гражданской ответственности и выявление проблем государственного регулирования страхования гражданской ответственности владельцев автотранспорта в сфере законодательных и нормативных актов. Практическая ценность данной работы заключается в предложении рекомендаций по совершенствованию системы государственного регулирования в области законодательной базы обязательного страхования ОСАГО с учетом особенностей страхового рынка в Российской Федерации, разработки конкретных мер по практической реализации и повышению эффективности функционирования механизма обязательного страхования.

Основные источники информации, использовавшиеся при написании дипломного проекта, представляют собой федеральные законы: Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ», “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“ и т.д., монографии, сборники, периодические страховые издания, журналы, газеты и др. печатные издания, правила страхования различных страховых компаний.

Эта работа – попытка выработать предложения, способные сделать систему государственного регулирования страхования гражданской ответственности эффективным и одновременно социально ориентированным экономическим механизмом, решить основные проблемы законодательно-нормативной базы и практической реализации закона.

ГЛАВА I. СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

1.1.Понятие страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств как вида правоотношений и его место среди других видов страхования

Страхование ответственности владельцев автотранспортных средств является наиболее известным видом страхования гражданской ответственности, начавшим бурно развиваться в 20-е годы нашего столетия, когда стала возрастать интенсивность автомобильного движения и увеличился риск дорожно-транспортных происшествий. В большинстве развитых стран оно проводится в настоящее время в обязательной форме, которая во многих европейских государствах (Финляндии, Норвегии, Дании, Великобритании, Германии и др.) была введена еще до Второй мировой войны. Это обусловлено стремлением органов власти предоставить потерпевшим в дорожных авариях гарантию возмещения причиненного им вреда. С другой стороны, обязательная форма проведения страховых операций, приводя практически к полному охвату страхованием имеющегося в той или иной стране парка автотранспортных средств (как правило, незастрахованными оказываются от 1 до 6% средств транспорта), обусловливает одно из ведущих мест данного вида страхования в объеме собираемых страховых премий.

В нашей стране, хотя законопроекты об обязательном страховании автогражданской ответственности и обсуждались неоднократно, данный вид страхования проводится пока только в добровольном порядке и развит значительно в меньшей степени.

Основой проведения страхования ответственности владельцев автотранспортных средств является установленная гражданским законодательством обязанность владельца средства транспорта возмещать вред, причиненный третьим лицам при его эксплуатации. При этом такая обязанность, как правило, возникает независимо от наличия вины владельца при причинении ущерба, что вызвано отнесением автотранспортных средств к источникам повышенной опасности для окружающих.

Так, в соответствии со ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения такого вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют средством транспорта на праве собственности, аренды, по доверенности на право управления транспортным средством либо на ином законном основании. При этом указанные лица освобождаются от обязанности возмещать вред, причиненный их средством транспорта, лишь в случаях, если они докажут, что вред возник вследствие умысла потерпевшего, непреодолимой силы или что средство транспорта выбыло из их обладания в результате противоправных действий других лиц.

По договору страхования ответственности владельцев средств автотранспорта страховщики принимают на себя обязанность возместить в пределах оговоренных лимитов ответственности ущерб, нанесенный страхователем (застрахованным лицом) при эксплуатации автотранспортных средств третьим лицам, при условии, что такой ущерб должен быть компенсирован страхователем (застрахованным лицом) в соответствии с законодательством. Страхователями в данном виде могут выступать как юридические, так и физические лица. Застрахована может быть как ответственность самого страхователя, так и других лиц, являющихся владельцами указанных в договоре транспортных средств.

Объектом страхования являются имущественные интересы владельца автотранспортного средства, связанные с его обязанностью в порядке, установленном гражданским законодательством, возместить ущерб, причиненный им третьим лицам при эксплуатации автотранспортных средств. При этом действие договора распространяется, как правило, исключительно на указанные в нем средства транспорта.

В договоре страхования могут быть оговорены: круг лиц, имеющих право на вождение застрахованным средством транспорта; территория, за ДТП в пределах которой страховщик несет ответственность, и другие ограничения. Условия страхования могут предусматривать обязательства страховщика возместить ущерб, причиненный третьим лицам, по вине пассажиров застрахованного средства транспорта или иных лиц, пользующихся им (например, в случае, когда пассажир открывает дверь автомобиля и сбивает едущего сзади велосипедиста).

Важное место в условиях страхования занимает перечень случаев, за последствия которых страховщик не несет обязательств по страховым выплатам. При этом при проведении страхования в обязательной форме он, как правило, уже, чем при заключении договоров добровольного страхования.

В нашей стране страховщики обычно оговаривают свое право не производить страховых выплат, если вред третьим лицам был нанесен вследствие:

умышленных действий лица, управляющего средством транспорта, направленных на причинение вреда третьим лицам;

нарушения лицом, управляющим средством транспорта, установленных правил эксплуатации транспортных средств, правил противопожарной охраны, правил хранения огнеопасных или взрывчатых веществ и предметов и т.п.;

Главная > Реферат >Банковское дело

Актуальность раскрываемой в этой курсовой работе темы состоит в том, что с развитием экономики и рыночных отношений, вырос потребительский спрос населения, а соответственно и количество автомобилей на наших дорогах. С увеличением количества автомобилей возросло количество дорожно-транспортных происшествий, а так же количество пострадавших в них. Чтобы разгрузить суды от заваливших их исков, связанных со спорами по ДТП; упростить процедуру возмещения вреда, полученного в ДТП; а так же повысить безопасность дорожного движения, двадцать пятого апреля две тысячи второго года был принят Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)” №40 ФЗ. Его цели и задачи, достоинства и недостатки я попытаюсь рассмотреть в данной курсовой работе. Работа состоит и трех глав, в которых будет рассмотрена вся суть вопроса, так же в ней будут применены материалы судебной практики. Основным источником будет служить выше названый закон от двадцать пятого апреля две тысячи второго года №40ФЗ, изменения и дополнения к нему; правила обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 года №263; Гражданский кодекс РФ; иные нормативные акты и материалы.

Читайте так же:  Осаго ресо липецк

При написании данной курсовой работы преимущественно использовался аналитический и сравнительный метод, были исследованы материалы прессы. Так же в приложениях будет приведен примерный экземпляр страхового полиса ОСАГО, свидетельствующего о заключении договора ОСАГО. [ приложение 3 ]

А теперь перейдем непосредственно к сути вопроса.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНА ОБ ОСАГО

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (акроним от обязательнного страхования автогражданской ответственности) — это вид страхования ответственности, который в России появился с 1 июля 2003 года с вступлением в силу Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». ОСАГО вводилось как социальная мера, направленная на создание определённых финансовых гарантий в отношениях по поводу возмещения между участниками автомобильных аварий. Идея подобного вида страхования не нова: оно действует во многих странах мира — например, «зелёная карта» в Европе и ряде других стран. Особенностями «автогражданки» в России являются её привязка к автомобилю (в противоположность водителю), государственное установление правил страхования и государственное регулирование тарифов. [9]

1.2 Объект и субъект ОСАГО

Объектом ОСАГО являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца автотранспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании автотранспортного средства на территории Российской Федерации. К страховому риску по ОСАГО относится наступление гражданской ответственности при ДТП.

Субъекты ОСАГО. Страховщики — страховые организации, имеющие соответствующую лицензию, представителей (агентов по выплатам) во всех субъектах федерации, являющиеся членами профессионального объединения страховщиков. На май 2008 года таких страховщиков в России 173, все они являются страховыми компаниями.[8]

Страхователи — физические и юридические лица, в чьей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении находятся подлежащие страхованию транспортные средства. Так как контроль за наличием страхового полиса и его действительности предусмотрен на многих стадиях использования автотранспорта, то охват страхового поля здесь приближается к 100 %. Исключения могут составлять лица, не успевшие перезаключить договор страхования и нарушители, подделывающие страховые полисы.

Выгодоприобретатели — третьи лица, которым был причинён ущерб в автомобильной аварии.

Страховые посредники — агенты и брокеры.

Профессиональное объединение страховщиков — Российский Союз Автостраховщиков (РСА) , аккумулирующее средства резервов гарантий и текущих компенсационных выплат и осуществляющее компенсационные выплаты.

Государственное регулирование ОСАГО осуществляет Правительство России и Министерство финансов Российской Федерации, надзорно-контрольные функции — ФССН. РСА выступает как саморегулируемая организация страховщиков ОСАГО.

1.3 Страховые тарифы и способы организации выплат

Страховые тарифы по ОСАГО устанавливаются Правительством Российской Федерации. Впервые они были установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 264. Впоследствии их корректировали несколько раз, однако абсолютная величина базового страхового тарифа для большинства транспортных средств оставалась неизменной. На базовую ставку мультиплицируются коэффициенты. Не каждый из этих коэффициентов применяется для всех случаев. Так, КП применяется только в случае следования к месту регистрации и для временного использования транспортных средств, зарегистрированных за рубежом, в России.

Брутто-премия по ОСАГО распределяется в следующих долях:

отчисления в резерв гарантий (2%) ,

отчисления в резерв компенсационных выплат (1%) ,

расходы на осуществление страхования (20%) , в которые включается агентская комиссия. [8]

Способы организации выплат. Изначально закон об ОСАГО предусматривал только один способ организации выплат: потерпевшая сторона обращалась к страховщику лица, причинившего вред. Такая организация выплат возможна ввиду того, что страховщики ОСАГО должны иметь свои офисы либо представителей во всех регионах страны. Однако, согласно поправкам в закон об ОСАГО от 1 декабря 2007 года, с 1 июля 2008 года начнёт действовать прямое возмещение убытков. При такой организации выплат, застрахованный потерпевший будет обращаться за выплатами к своему страховщику. Это будет возможно, если вред нанесён только имуществу и если все два участника ДТП застрахованы по ОСАГО. 11 июня 2008 года Госдумой был принят закон «О внесении изменений в ст. 3 федерального закона „О внесении изменений в федеральный закон „Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“ и ст. 2 федерального закона «О внесении изменений и дополнений в закон РФ „Об организации страхового дела в РФ“ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ“, согласно которому прямое возмещение убытков перенесено на март 2009 г.

Ещё на этапе обсуждения возможности прямого возмещения убытков были выявлены проблемы такой организации выплат:

налогообложение выплат страховщиком потерпевшего и признание их страховыми,

организация расчётов между страховщиками при их немалом числе.

Компенсационные выплаты осуществляет РСА в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, осуществляется в случаях, если выплата по ОСАГО не может быть осуществлена вследствие:

отзыва лицензии, применения к страховщику процедуры банкротства;

неизвестности лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред;

отсутствия договора ОСАГО у причинившего вред лица из-за неисполнения им обязанности по страхованию; Также в счёт возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего — вследствие отзыва лицензии, применения к страховщику процедуры банкротства.

Предельный размер компенсационных выплат такой же, как и страховая сумма по ОСАГО. Они уменьшаются на сумму частичного возмещения вреда, произведенного страховщиком и ответственным за причиненный вред. При этом на компенсационные выплаты вследствие отзыва лицензии, применения к страховщику процедуры банкротства осуществляются из средств резерва гарантий, а остальные — из средств резерва текущих компенсационных выплат.

Размеры выплат. Согласно закону об ОСАГО, страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязан возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 тысяч рублей (до введения Федерального закона № 306-ФЗ от 01.12.2007, эта величина ограничивалась 240 тысячами рублей на нескольких потерпевших) ;

в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 тысяч рублей;

в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 тысяч рублей. При этом размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет:

135 тысяч рублей — лицам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца) ;

не более 25 тысяч рублей на возмещение расходов на погребение — лицам, понесшим эти расходы. В иных случаях размер страховой выплаты рассчитывается как в других видах страхования.[ 10 ]

Социальная напряженность, вызванная введением ОСАГО. Обязательность этого вида страхования вызвала массу противоречий в обществе. Самым ярким информационным поводом, привлекшим внимание к несогласию с этим законом, было дело о проверке конституционности Федерального Закона „Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“ в связи с запросами Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай, Волгоградской Областной Думы, группы депутатов Государственной Думы Российской Федерации и жалобой гражданина С. Н. Шевцова. Основными доводами заявителей было непозволительное ограничение свобод собственности и договора, а также то, что „плата за обязательное страхование…, обладающая всеми признаками налога, не учитывает прожиточный минимум в Российской Федерации и потому является несоразмерным финансовым обременением для большинства граждан — владельцев транспортных средств“. Конституционный Суд Российской Федерации признал закон не противоречащим Конституции в целом, однако было и особое мнение против такого постановления. Однако при огромной массе несогласных с этим закон, он вступил в силу и начал работать, сформировав тем самым новую и одну из крупнейших частей страхового рынка Российской Федерации, кроме того, он обеспечил стабильный механизм выплат пострадавшим в ДТП.

ГЛАВА 2. СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ

2.1 Наступление страхового случая

Итак, разберем подробно саму ситуацию ДТП. Столкнулись два транспортных средства, на зовем их А и Б. Предположим транспортное средство А двигалось по главной дороге, а средство Б выезжало со второстепенной, проигнорировав знаки приоритета. Вследствие нарушения водителем Б правил дорожного движения, произошло ДТП. Оба водителя выставили знаки аварийной остановки, вызвали инспектора ГИБДД для разбирательства в ДТП. Инспектор выслушав показания сторон, произвел необходимые следственные действия на месте ДТП, составил схему места происшествия, осмотрел транспортные средства, опросил свидетелей, пригласил понятых. Каждый из водителей сообщил данные своего страхового полиса ОСАГО[приложение 3], и кроме того каждый извещение о ДТП [приложение 4] прилагаемое к полису ОСАГО. В случае разногласий, водители вправе заполнить отдельные бланки извещений о ДТП. Если в ДТП не был причинен вред здоровью, а был только имущественный вред, и стороны не имеют разногласий, они заполняют, они вправе не вызывать на место ДТП сотрудника ГИБДД, а сами заполнить бланки извещения о ДТП и на ближайшем посту ГИБДД сообщить о случившемся дорожно-транспортном происшествии. Но в этом случае Страхова выплата не может превышать двадцати пяти тысяч рублей. Кроме того страховщик вправе провести независимую экспертизу транспортных средств.

2.2 Права и обязанности сторон

Потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая. Потерпевшие, включая пассажиров транспортных средств, предъявляют страховщику требование о страховой выплате в кратчайшие сроки, но не позднее пятнадцати рабочих дне после момента наступления ДТП. Заявление о страховой выплате потерпевший направляет страховщику, или представителю страховщика по месту жительства (места нахождения) потерпевшего, или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло ДТП. Потерпевший на момент подачи заявления о страховой выплате прилагает к заявлению: справку о ДТП, выданную органом милиции, отвечающим за безопасность дорожного движения, по форме, утверждаемой Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов РФ, если оформление документов о ДТП осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников милиции; извещение о ДТП; копии протокола об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении должны предоставляться потерпевшим только в тех случаях, когда составление таких документов предусмотрено законодательством РФ. Потерпевший получает указанные документы в органах милиции и представляет их страховщику.[4, ст44] Итак, наш водитель А, подавший страховщику заявление о страховой выплате, теперь обязан представить страховщику для проведения экспертизы (оценки) поврежденное имущество или его остатки, в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков. А страховщик должен провести осмотр и (или) провести независимую экспертизу (оценку) путем дачи направления на экспертизу в срок не более пяти рабочих дней с даты получения от потерпевшего заявления о страховой выплате и документов, прилагаемых к заявлению. Страховщик обязан согласовать с потерпевшим водителем А время и место проведения осмотра и (или) организации независимой экспертизы поврежденного имущества с учетом графика работы страховщика, эксперта и установленного срока пяти дней, а потерпевший в согласованное со страховщиком время представить поврежденное имущество. Если характер повреждений или особенности поврежденного имущества исключают его представление для осмотра и (или) организацию его независимой экспертизы (оценки) по месту нахождения страховщика и (или) эксперта (например, повреждения транспортного средства, исключающие его участие в дорожном движении), экспертиза будет проводится в срок пяти рабочих дней по месту нахождения транспортного средства. Если наш водитель А и страховщик входе осмотра транспортного средства не имеют разногласий, то экспертизу можно не проводить, если же разногласия имеются, то страховщик обязан организовать независимую экспертизу, а потерпевший предоставить имущество для проведения экспертизы. Если страховщик в течении пяти рабочих дней не организовал осмотр и (или) экспертизу поврежденного имущества, то потерпевший вправе самостоятельно обратиться с просьбой об организации такой экспертизы, не предоставляя поврежденное имущество страховщику для осмотра. Экспертиза транспортного средства в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ проводится в целях выяснения при повреждении транспортных средств обстоятельств причиненного вреда, установления характера повреждении транспортного средства и их причин, технологии, методов, стоимости его ремонта, а так же действительной стоимости транспортного средства на дату ДТП. [4, ст47] Если осмотр и независимая экспертиза представленного водителем А поврежденного имущества или его остатков, не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению по договору ОСАГО, то страховщик вправе провести осмотр и (или) экспертизу транспортного средства водителя Б, которое являлось причинителем вреда. Водитель Б обязан предоставить свое имущество для осмотра и (или) экспертизы страховщиком, а страховщик обязан возместить расходы на проведение данной экспертизы.. После проведения осмотра и (или) независимой экспертизы (оценки), ее результаты оформляются в письменном виде и подписываются страховщиком (его представителем), экспертом (при проведении независимой экспертизы) и владельцем транспортного средства. Водитель А может предъявить требования как к своему страховщику, так и к страховщику водителя Б. Но здесь имеются некоторые ограничения, если водитель А обращается к своему страховщику, то одновременно должны быть в наличии следующие обстоятельства: в результате ДТП вред причинен только имуществу; ДТП произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых за страхована в соответствии с ФЗ об ОСАГО. Реализация права на прямое возмещение убытков не ограничивает право потерпевшего обратиться к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, за возмещением вреда, который причинен жизни или здоровью, возник после предъявления требования о страховой выплате и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования.

Читайте так же:  Договор управления многоквартирном доме гк рф

Дипломная работа на тему: Проблемы и перспективы развития страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Преимущества покупки этой работы:

– После заполнения формы Вам придет письмо с условиями Вашего заказа и разъяснениями.

  • Данная работа является авторской, в Интернете такой работы НЕТ.
  • Вы получите эту работу сегодня в самые кратчайшие сроки (от 15 минут до 4-х часов).
  • По Вашему желанию мы можем скрыть название и оглавление приобретенной Вами работы с нашего сайта на срок Вашей сдачи.

Отзывы наших клиентов

Все отлично, получил 5 за курсовик) спасибо вам огромное)) Анзор, 04.02.2017 Спасибо! Все получил. Очень доволен!) Антон, 07.05.2015 Огромное Вам спасибо. Очень приятно с Вами работать. Елена, 24.11.2013 Спасибо Вам огромное, Вера! Даже не знаю как Вас отблагодарить! Вы мне очень помогли! Александра, 17.04.2012

Договор обязательного страхования автогражданской ответственности. Дипломная работа

Категория: Юриспруденция

Накопилось много работ? Продайте свои работы

Разместите написанные Вами работы на нашем сайте и получайте высокий пассивный доход.

  • Категория: Юриспруденция
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Оригинальность: 70 %

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 7
1.1 Сущность и история развития института обязательного страхования автогражданской ответственности 7
1.2 Анализ законодательства, регулирующего обязательное страхование автогражданской ответственности 13
1.3 Субъекты обязательного страхования автогражданской ответственности и их правовой статус 23
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 35
2.1 Понятие и условия договора обязательного страхования автогражданской ответственности 35
2.2 Действие договора обязательного страхования автогражданской ответственности, основания его прекращения 47
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКАЮЩИЕ НА ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 55
3.1 Проблемы продления срока действия договора обязательного страхования автогражданской ответственности 55
3.2 Проблемы, связанные со страховыми выплатами по договору обязательного страхования автогражданской ответственности 61
Заключение 69
Библиографический список 73

Любое страхование призвано обеспечивать людям защиту от различного рода опасностей и имеет многовековую историю развития. Вот уже давно функции института страхования в России обеспечивают потребность физических и юридических лиц в создании специальных страховых фондов для восстановления имущества, здоровья, трудоспособности и личных доходов как самих участников создания этих фондов, так и третьих лиц. Страхование позволяет сгладить последствия неблагоприятных событий, создать накопления денежных средств к определенному сроку или событию. На современном этапе рынок страхования является одной из наиболее динамично развивающихся сфер бизнеса. В целом это явление вызвано повышением числа рисковых ситуаций, благодаря расширению экономического потенциала общества и вытекающим отсюда осознанием потребности в страховой защите своих имущественных интересов.
Сейчас такое имущество, как автомобиль не является роскошью и стоит сравнительно не много. Его может позволить себе каждый третий гражданин нашей страны в возрасте от 22 лет.
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее ОСАГО) (акроним от Обязательное Страхование АвтоГражданской Ответственности) — это вид страхования ответственности, который в России появился с 1 июля 2003 года с вступлением в силу Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств является обязательным условием эксплуатации автомобиля. Владельцы незастрахованных транспортных средств самостоятельно возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством. Масштабы ущерба, который приносят сегодня обществу дорожно-транспортные происшествия, просто удручают. Только в 2010 году по экспертным оценкам, основанным на многолетних наблюдениях, сумма подлежащего возмещению имущественного вреда вследствие использования автомобильного транспорта достигла 18 млрд. рублей. Дорожно-транспортные происшествия могут иметь довольно серьезные последствия с точки зрения причинения материального ущерба. При этом страхователь полностью свободен в выборе страховой компании. Главное, что должно быть в наличии у автомобилистов, — это страховой полис, который подтверждает страхование их автогражданской ответственности.
Итак, объектом моей работы является – правоотношения регулируемые договором обязательного страхования автогражданской ответственности
В настоящее время происходят неутихающие дискуссии, возникающие по вопросам размера страховых тарифов, условий и порядка страховых выплат, ограничений действия страхового полиса и других вопросов связанных с договором ОСАГО, это и показывает большую актуальность моей работе и придает важность и значимость понимания таких вопросов как, что такое договор ОСАГО, какова его роль, как оно функционирует и действует на сегодняшний момент, какие проблемы существуют в настоящее время. Ответы на эти вопросы позволят обеспечить понимание основных принципов, заложенных законодателем в регулируемые страховым правом отношения.
Предмет моей работы – исследование существующих теоретических и практических проблем связанных с договором обязательного страхования автогражданской ответственности
Цель дипломного исследования – охватить вопросы, касающиеся самого понятия договора обязательного страхования автогражданской ответственности, а также рассмотреть актуальные на сегодняшний день проблемы этого договора.
В соответствии с целью поставлены и решаются следующие задачи:
1) Раскрыть понятие и историю развития института обязательного страхования автогражданской ответственности
2) Дать анализ законодательства, регулирующего обязательное страхование автогражданской ответственности
3) Ознакомиться с правовым статусом субъектов обязательного страхования автогражданской ответственности.
4) Исследовать понятие, условия и порядок заключения договора обязательного страхования автогражданской ответственности.
5) Исследовать действие договора обязательного страхования автогражданской ответственности, основания его прекращения и пролонгации.
6) Исследовать анализ проблем, связанных с применением норм законодательства, регулирующего институт ОСАГО на практике, в частности, проблемы, возникающие в связи с совершенствованием законодательства в рассматриваемой области, а также в договорных отношениях по поводу обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, о возмещении вреда, о страховых выплатах.
В написании работы использовались историко-правовой, формально-юридический, формально-логический, сравнительно-правовой, аналитический, а также общенаучный, теоретический и организационно-практический методы.
Основные источники информации, использовавшиеся при написании дипломного проекта, представляют собой федеральные законы: Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ», “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“ и т.д., монографии, сборники, периодические страховые издания, журналы, газеты и др. печатные издания, правила страхования различных страховых компаний. Теоретико-концептуальную базу исследования составили труды таких известных ученых-цивилистов и юристов-практиков, как С.В. Дедиков, Ишо К. Д, Абрамов В.Ю., и других исследователей в данной области. Использованы материалы монографий, авторефератов, публицистические издания, а также комментарии к действующему законодательству.

Читайте так же:  Квалификационные требования к руководителю

Заключение
В настоящее время страхование является самостоятельным и бесспорно очень мощным звеном в финансовой системе государства, как зарубежом, так и в Российской Федерации.
Обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств по праву можно назвать одной из самых развивающихся сфер российского страхового рынка. Но как показывает практика все еще возникает много споров, вопросов касающихся ОСАГО. Я считаю, что это связанно с несовершенством законодательства об ОСАГО. Постепенно предпринимаются попытки улучшить его в соответствии с жизненными реалиями
Проведенное исследование позволило выделить следующие проблемы правового регулирования страхования ответственности владельцев транспортных средств в РФ и предложить пути решения.
1. Проблема понятия договора ОСАГО. Законодательное понятие договора ОСАГО получилось достаточно сложным. Оно охватило все ключевые моменты и нюансы, связанные с данным договором. Законодателю следует закрепить более корректное определение понятия договора ОСАГО и внести изменение в ст. 1 Закона об ОСАГО в части определения договора ОСАГО: «договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств — соглашение между страховщиком и страхователем, в силу которого страховщик обязуется при возникновении страхового случая произвести страховую выплату потерпевшему или страхователю, а страхователь обязуется в установленном порядке уплатить необходимые страховые взносы. ». Данное определение является более четким и позволит в дальнейшем избежать различных трактовок понятия договора.
2. В Законе об ОСАГО не содержится указание на срок, в течение которого страховщик должен составить акт о страховом случае, в нем лишь сказано о максимальном сроке, в течение которого должна быть осуществлена страховая выплата — 30 дней с момента предоставления необходимых документов. В целях ликвидации имеющегося расхождения в законодательстве целесообразно ввести указание на такой срок. Указание данного срока вероятно упростит проблему затягивания сроков выплаты страховщиками.
3. В законе об ОСАГО следует установить не фиксированный размер страховой суммы, а лишь ее минимально обязательную величину. Это даст участникам страховых правоотношений большую свободу действий в этом вопросе.
4. Вопрос касающийся ответственности страховщика за своевременную выплату страховых сумм и пени за просрочку. Институт ответственности страховщика — один из важнейших способов защиты прав страхователей. На данный момент размер неустойки установлен Законом (статья 13) и составляет 1/75 ставки рефинансирования ЦБ РФ (на день выплаты) от суммы за каждый день просрочки. Однако максимальная сумма пени не может превышать суммы по каждому виду возмещения вреда. Допустим, сумма выплаты не может превышать 120 тыс. рублей. Ставка рефинансирования сейчас (обычно правительство устанавливает ее на год) составляет 10,25% годовых. Ежедневная неустойка в «максимальном» случае составит: 120 тыс. руб. умножить на 10,25% годовых и разделить на 365 дней – получаем 33,7 руб. Но это сумма по ставке рефинансирования, а причитается от нее 1/75 часть – всего-навсего 45 копеек. Даже если страховщик будет тянуть резину в течение года, неустойка составит всего 164 руб. 25 коп. Я считаю, что санкцией по отношению к страховщикам это назвать нельзя, и мало кто из страхователей будет иметь желание воспользоваться своим правом взыскания столь ничтожной неустойки.
При этом предпочтительным является введение более жесткой ответственности страховщиков, которая позволила бы компенсировать потерпевшим вызванные несвоевременным осуществлением страховых выплат имущественные потери.
Должным образом также не налажен обмен информацией между страховщиками относительно безаварийной езды в период срока страхования. В этой связи целесообразнее законодательно предусмотреть создание своеобразного «банка данных» о наступлении страховых случаев по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Имеются нарекания на результаты экспертного исследования транспортных средств, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий. Не создана независимая служба автотехнической экспертизы. Те эксперты, к которым направляют потерпевших страховые компании для установления суммы причиненного ущерба, как правило, финансово от нее зависят: как минимум, арендуют у них помещения. При таких обстоятельствах не исключаются различного рода злоупотребления, например, занижение сумм причиненного ущерба. Также нет единой оценки вреда жизни и здоровью потерпевших в результате дорожно-транспортных происшествий. Для устранения указанных недостатков необходимо создать независимую службу экспертов для производства экспертного исследования в целях установления вреда жизни, здоровью и имуществу потерпевших в результате дорожно-транспортных происшествий.
Установленные тарифы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств являются завышенными и в связи с этим необходимо пересмотреть их в сторону снижения. Также необходимо предусмотреть более короткие сроки страхования (одно-двух дневные и, возможно, тариф «выходного дня»).
Одним словом, проблема несовершенства Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» налицо и сейчас предпринимаются попытки улучшить его в соответствии с жизненными реалиями. Насколько это удастся, покажет время.
Остается надеяться, что будущие изменения в закон об ОСАГО будут соответствовать и более приблизят правоотношения в области ОСАГО к той цели, которая указана в преамбуле закона, — защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами.

Библиографический список
I. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: [официальный текст: с учетом законов РФ о поправках: государственная символика РФ, гимн, герб, флаг]. — М.: Ответ, 2010. — 32 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ: [с изменениями от 18.07.2009] // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ: [с изменениями от 17.07.2009] // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — ст. 410.
4. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: ФЗ от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ [с изменениями от 01.02.2010] // СЗ РФ. — 2010. — № 6. — ст. 565.
5. О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»: ФЗ от 01.02.2010 № 3-ФЗ // СЗ РФ. — 2010. — № 6. — ст. 565.
6. О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации»: ФЗ от 1 декабря 2007 г. № 306-ФЗ // СЗ РФ. — 2007. — № 49. — ст. 6067.
7. Об организации страхового дела в Российской Федерации: ФЗ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I: [с изменениями от 30.10.2009] // Российская газета. — 1993. — 12 января.
8. Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 // СЗ РФ. — 2003. — N 20. — ст. 1897.
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2005 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в связи с запросами Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай, Волгоградской областной Думы, группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина С.Н. Шевцова» // СЗ РФ. — 2005. — № 23. — ст. 2311.
10. Определение Конституционного Суда РФ от 12 июля 2006 г. № 377-О «По жалобе гражданина Кузнецова Евгения Анатольевича на нарушение его конституционных прав абзацем одиннадцатым статьи 1, пунктом 2 статьи 15 и статьей 16 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Вестник Конституционного Суда РФ. — 2007. — № 1.
11. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июня 2007 г. № 1136/07 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. — 2007. — № 9.
12. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 14 июня 2006 г.), ответ на вопрос N 11.
13. Постановление Президиума ВАС РФ № 9045/06 от 19 декабря 2006 г. ОСАГО; утрата товарной стоимости
14. Обзор практики Первого арбитражного апелляционного суда рассмотрения дел, связанных с возмещением убытков по договору обязательного страхования автогражданской ответственности. Одобрен на заседании Президиума суда 01.07.2008
15. Обзор практики применения судьями Федерального арбитражного суда Московского округа законодательства о страховании. Утвержден Протокольным Решением Президиума ФАС МО от 20 августа 2010г № 15 Раздел 1. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Читайте так же:

  • Возврат пенсионного накопления Как получить накопительную пенсию? Пенсионные накопления формируются за счет обязательных страховых взносов вашего работодателя и ваших добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, а также из других источников (ст. 5 Закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ; ч. […]
  • Административная ответственность юридических лиц рф Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц См. комментарии к статье 2.10 КоАП РФ 1. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, […]
  • Компенсация оплаты жилья инвалидам Расчет льгот по ЖКХ инвалидам: примеры и порядок предоставления Граждане, которым юридически установлена группа инвалидности, со стороны государства обеспечиваются дополнительными мерами поддержки практически во всех сферах деятельности. В число прочих мероприятий входит и льгота по […]
  • То-06-17640 пособие ТО 06-17640 Пособие по проектированию принципиальных схем систем вентиляции и противодымной вентиляции в жилых, общественных зданиях и стоянках автомобилей: примеры схем и решений. Огнестойкие воздуховоды. Противопожарные клапаны и дымовые клапаны Обозначение: ТО 06-17640 Название […]
  • Узаконить расширение дома Узаконить расширение дома Узаконить расширение дома Главная   /  Статьи   /   Узаконить расширение дома Узаконить расширение дома Верховный суд разъяснил, как правильно узаконить пристройку Градостроительные ограничения, препятствующие новому строительству или […]