Меню

Федеральный закон органы дознания

Статья 40. Орган дознания

СТ 40 УПК РФ

1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Комментарий к Статье 40 Уголовно-процессуального кодекса

1. Положения комментируемой статьи детально регламентируют виды органов дознания в уголовном судопроизводстве, а также полномочия, осуществляемые органами дознания при реализации уголовно-процессуальной деятельности, связанной с осуществлением уголовного преследования по уголовным делам. Само же понятие органа дознания дано в п. 24 ст. 5 УПК РФ. (Более подробно см. комментарий к п. 24 ст. 5 УПК РФ.) Орган дознания по своей сущности представляет собой определенное объединение (организацию), в которое с уголовно-процессуальной стороны организационно входят начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель.

2. Все виды органов дознания при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности при производстве по уголовным делам действуют строго в пределах своей компетенции, которая определяется уголовно-процессуальным законодательством. Прежде всего это связано с подследственностью уголовных дел (ст. 151 УПК РФ). (Более подробно см. комментарий к ст. 151 УПК РФ.)

3. Наиболее распространенным видом органов дознания являются ОВД. В свою очередь, ОВД образуют свою систему органов дознания. Так, в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 комментируемой статьи и п. 4 Указа Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» система органов дознания внутренних органов представлена : а) на окружном уровне — в виде Главного управления МВД РФ по Северо-Кавказскому федеральному округу, управления на транспорте МВД РФ по федеральным округам; б) на межрегиональном уровне — в виде оперативных бюро МВД РФ, центров специального назначения МВД РФ, линейных управлений МВД РФ на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; в) на региональном уровне — в виде МВД по республикам, главных управлений, управлений МВД РФ по субъектам России; г) на районном уровне — в виде управлений, отделов, отделений, пунктов МВД РФ по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлениям, отделам, отделениям МВД РФ по закрытым административно-территориальным образованиям на особо важных и режимных объектах. Сюда относятся и линейные отделы, отделения МВД РФ на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управление внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления МВД РФ по г. Москве, Управление МВД РФ на комплексе «Байконур». Кроме того, в системе ОВД в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 комментируемой статьи и ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» органами дознания могут быть и оперативные подразделения ОВД, которые вправе проводить оперативно-разыскные мероприятия. При этом в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» министр МВД РФ вправе определить перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-разыскную деятельность. Так, в соответствии с Приказом МВД РФ от 19 июня 2012 г. N 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» в качестве органов дознания, которые проводят оперативно-разыскные мероприятия, выступают следующие оперативные подразделения системы ОВД: уголовного розыска; экономической безопасности и противодействия коррупции; собственной безопасности; по противодействию экстремизму; по борьбе с преступными посягательствами на грузы; по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите; оперативно-поисковые подразделения; специальных технических мероприятий (оперативно-технические подразделения); подразделения оперативно-разыскной информации; межрегиональные оперативно-разыскные подразделения территориальных органов МВД России на окружном уровне; подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств — членов Международной организации уголовной полиции — Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола.
———————————
Более подробно см.: Приказ МВД РФ от 17 октября 2013 г. N 850 «Об утверждении Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации», а также Приказ МВД РФ от 10 июля 2013 г. N 535 // СПС «Гарант».

4. В системе ФСКН РФ в соответствии с п. 1 ч. 1 комментируемой статьи и Указа Президента РФ от 28 июля 2004 г. N 976, регламентирующего Положение о Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков, в качестве органов дознания выступают: управления (отделы) ФСКН РФ по субъектам РФ; межрайонные, городские (районные) органы наркоконтроля. Кроме того, в системе ФСКН РФ в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 комментируемой статьи и ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» органами дознания, которые вправе проводить оперативно-разыскные мероприятия, могут быть и оперативные подразделения ФСКН.

5. В соответствии с положениями п. 1 ч. 1 комментируемой статьи и ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» органами дознания, которые вправе проводить оперативно-разыскные мероприятия, являются: оперативные подразделения ФСБ, оперативные подразделения ФСО РФ, оперативные подразделения ФТС РФ, оперативные подразделения СВР РФ, оперативные подразделения ФСИН РФ, оперативное подразделение органа внешней разведки МО РФ (ГРУ ГШ МО РФ) . Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-разыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы. Так, в системе ФТС РФ Приказом ФТС РФ от 12 октября 2012 г. N 2066 «Об утверждении перечня подразделений таможенных органов Российской Федерации и должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, время службы в которых засчитывается на льготных условиях при участии в оперативно-розыскной деятельности» определен весь перечень оперативных подразделений таможенных органов, которые выступают в качестве органов дознания. Такие же приказы имеются и в других правоохранительных органах исполнительной власти РФ.
———————————
Данное оперативное подразделение проводит оперативно-разыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других органов, осуществляющих ОРМ.

6. Следующим органом дознания является ФССП РФ. В качестве органов дознания системы ФССП РФ выступают соответствующее управление организации дознания в центральном аппарате ФССП , а также соответствующие отделы дознания в ее территориальных органах ФССП. Речь в данном случае идет об отделах дознания в управлениях ФССП по субъектам РФ.
———————————
См.: Приказ ФССП РФ от 26 марта 2015 г. N 209 // .

7. В вооруженных формированиях РФ в качестве органа дознания выступает не определенное объединение (организация), с уголовно-процессуальной стороны организационно состоящая из начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, а только соответствующее должностное лицо, которое с уголовно-процессуальной стороны выступает только в качестве начальника органа дознания. Так, в системе Вооруженных Сил РФ в качестве органов дознания с полномочиями начальника органа дознания выступают начальники органов военной полиции, командиры воинских частей, командиры соединений, начальники военных учреждений, начальники гарнизонов.

8. Для начальников органов военной полиции как начальников органов дознания правовую основу для осуществления уголовно-процессуальной деятельности при производстве по уголовному делу составляют п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, а также Указ Президента РФ от 25 марта 2015 г. N 161 «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента РФ» , Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» . Кроме того, положения начальника органов военной полиции регламентированы Приказом заместителя Генерального прокурора — Главным военным прокурором от 23 октября 2014 г. N 150 «Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов». При этом в соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 2015 г. N 161 в системе органов военной полиции в качестве начальников органов дознания при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности при производстве по уголовным делам в соответствии с п. п. 8, 15 выступают начальник центрального органа военной полиции, начальник регионального органа военной полиции, начальник территориального органа военной полиции, а на низшем уровне — начальник отдела военной полиции.
———————————
.

9. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61 «Об обороне» понятие таких органов дознания, как командиры воинских частей, соединений, являющихся в уголовно-процессуальном смысле начальниками органов дознания, распространяется не только на воинские части, соединения, но и на руководителей центральных органов военного управления , командующих объединений, соединений, командиров воинских частей, руководителей организаций, которые входят в виды и рода войск ВС РФ и войска, не входящие в виды и рода войск ВС РФ .
———————————
Более подробно см.: Приказ МО РФ от 11 февраля 2010 г. N 70 «Об утверждении Положения об органах информационного обеспечения Вооруженных Сил РФ» // СПС «Гарант».

Более подробно см.: Приказ МО РФ от 29 июля 2011 г. N 1290 «Об утверждении типового положения о федеральном казенном учреждении «Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил РФ» и Типового положения о филиале «Воинская часть 00000» федерального казенного учреждения «Управление объединения (управление соединения, воинская часть) ВС РФ» // СПС «Гарант».

10. Начальники военных учреждений, в уголовно-процессуальном смысле представляющие собой начальников органа дознания, будут являться ими и для филиалов военных учреждений. Дело в том что в соответствии со ст. 55 ГК РФ филиал, являясь обособленным подразделением юридического лица, осуществляет функции юридического лица, т.е. военного учреждения, входит в структуру самого военного учреждения, а руководитель назначается юридическим лицом, т.е. военным учреждением. Кроме того, положения п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, исходя из буквального толкования, свидетельствуют о том, что органами дознания выступают не руководители филиалов, а начальники военных учреждений, которые и могут создавать соответствующие филиалы. При этом уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает наличие каких-либо воинских званий, которые должны иметь начальники военных учреждений как начальники органа дознания. Одним из обязательных требований является то, что военное учреждение должно входить в систему ВС РФ либо в систему другого воинского формирования. Речь в данном случае идет и о военно-медицинских учреждениях, военно-учебных учреждениях МО РФ, главного командования внутренних войск МВД РФ, пограничных войск ФСБ и т.д.

11. Своеобразным органом дознания, а в уголовно-процессуальном смысле — начальником органа дознания выступают военные комиссариаты. Дело в том что в соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 7 декабря 2012 г. N 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» военные комиссариаты являются территориальными органами МО РФ и входят в состав военных округов, являются юридическими лицами. При этом в соответствии с п. 2 вышеназванного Указа Президента РФ военный комиссариат создается только в субъекте РФ, и поэтому военный комиссар субъекта, в уголовно-процессуальном смысле, является начальником органа дознания. Созданные в структуре военных комиссаров командования, руководители основных подразделений, отделов по муниципальным образованиям, руководители подразделений обеспечения и центров (отделов) социального обеспечения не являются начальниками органов дознания при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности при производстве по уголовным делам.

Читайте так же:  Неполный рабочий день трудовой кодекс ст 93

12. Следующим органом дознания выступают органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (органы ФПН ФПС МЧС РФ). Органы дознания в системе органов ФПН ФПС МЧС РФ по своей сущности представляют объединение, в которое с уголовно-процессуальной стороны организационно входят начальник подразделения дознания, дознаватель. Должность начальника органа дознания совмещается с должностью начальника подразделения дознания.

13. Уголовно-процессуальная деятельность органов дознания связана с реализацией функции уголовного преследования, а именно: с возбуждением уголовного дела; производством дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно; выполнением неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Кроме того, на органы дознания возлагается осуществление иных полномочий, которые предусмотрены УПК РФ. Речь идет о производстве следственных и иных процессуальных действий, осуществляемых по поручению следователя (дознавателя) в соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ, задержание лица в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ и т.д. Кроме того, органы дознания осуществляют оперативно-разыскные мероприятия по уголовному делу, а также разыскные мероприятия при производстве по уголовному делу в соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ, осуществляют охрану места происшествия и т.д. Но не все виды органов дознания производят в одинаковой степени уголовно-процессуальную деятельность при производстве по уголовному делу. Производство уголовно-процессуальной деятельности, которую осуществляют те или иные виды органов дознания, зависит от процессуальных полномочий, а также выполняемых функций в государстве органов исполнительной власти, которыми и являются соответствующие виды органов дознания. Кроме того, регламентация производства уголовно-процессуальной деятельности, которую осуществляют соответствующие виды органов дознания, определена статьями Особенной части УПК РФ.

14. ОВД, органы ФСКН, в том числе и их оперативные подразделения, как органы дознания производят всю уголовно-процессуальную деятельность, которая регламентирована действующим УПК РФ для органов дознания, но в пределах своей компетенции. Речь идет о производстве дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Но при этом дознание производят только отделы (подразделения) дознания ОВД либо ФСКН, но не оперативные подразделения. Кроме того, ОВД, в том числе и органы ФСКН, а также их оперативные подразделения, в пределах своей компетенции возбуждают уголовные дела, выполняют неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и т.д. При этом ОВД как органы дознания, в том числе и их оперативные подразделения, производят по поручению следователя (дознавателя) в соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ следственные и иные процессуальные действия, осуществляют задержание лица в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ, и т.д. Кроме того, оперативные подразделения ОВД и ФСКН как органы дознания производят оперативно-разыскные мероприятия по уголовному делу, а также разыскные мероприятия при производстве по уголовному делу в соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ. В системе органов дознания, как ОВД и ФСКН, для реализации уголовно-процессуальной деятельности предусмотрены такие участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, как начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель.

15. Оперативные подразделения ФСБ как органы дознания, за исключением пограничных войск ФСБ, осуществляют уголовно-процессуальную деятельность в пределах своей компетенции, связанную с возбуждением уголовных дел, выполнением неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ; производят по поручению следователя в соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ следственные и иные процессуальные действия; осуществляют задержание лица в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ; производят оперативно-разыскные мероприятия по уголовному делу, а также разыскные мероприятия при производстве по уголовному делу в соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ, и т.д. При этом в системе пограничных войск ФСБ создаются соответствующие отделы (подразделения) дознания, которые осуществляют производство дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), ч. ч. 1 и 2 ст. 323 УК РФ в соответствии с гл. 32, 32.1 УПК РФ. Кроме того, данные виды органов дознания вправе в пределах своей компетенции: возбуждать уголовные дела, осуществлять задержание лица в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ. При этом с уголовно-процессуальной стороны в системе пограничных войск ФСБ предусмотрены такие участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, как начальник подразделения дознания, дознаватель, а в оперативных подразделениях ФСБ — начальник органа дознания.

16. Оперативные подразделения ФТС РФ как органы дознания, за исключением отделов (подразделений) дознания ФТС РФ, в пределах своей компетенции осуществляют уголовно-процессуальную деятельность, связанную с возбуждением уголовных дел; выполнением неотложных следственных действий по уголовным делам, о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, ч. ч. 3 и 4 ст. 194, ч. 2 ст. 200.1, 226.1, 229.1 УК РФ, выявленных таможенными органами РФ; производят по поручению дознавателя либо следователя в соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ следственные и иные процессуальные действия; осуществляют задержание лица в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ; производят оперативно-разыскные мероприятия по уголовному делу, а также разыскные мероприятия при производстве по уголовному делу в соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ, и т.д. Кроме того, в системе ФТС РФ имеются соответствующие отделы (подразделения) дознания, которые осуществляют производство дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 194, ч. 1 ст. 200.1 УК РФ в соответствии с гл. 32, 32.1 УПК РФ. Кроме того, данные виды органов дознания вправе в пределах своей компетенции возбуждать уголовные дела, осуществлять задержание лица в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ, а также выполнять неотложные следственные действия (п. 1 ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ). При этом с уголовно-процессуальной стороны в системе ФТС РФ предусмотрены такие участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, как начальник подразделения дознания, дознаватель, а в оперативных подразделениях ФТС — начальник органа дознания.

17. Оперативные подразделения ФСИН РФ как органы дознания в пределах своей компетенции осуществляют уголовно-процессуальную деятельность, связанную с возбуждением уголовных дел; производят по поручению дознавателя либо следователя в соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ следственные и иные процессуальные действия; осуществляют задержание лица в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ; производят оперативно-разыскные мероприятия по уголовному делу, а также разыскные мероприятия при производстве по уголовному делу в соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ, и т.д. Выполнение неотложных следственных действий в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами, должны осуществлять начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. По нашему мнению, соответствующие начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы выступают в качестве начальника органа дознания и, основываясь на п. 17 ст. 5 УПК РФ и п. 1 ч. 1 комментируемой статьи, делегируют свои полномочия на производство неотложных следственных действий оперативным подразделениям ФСИН для их производства.

18. Оперативные подразделения ФСО РФ как органы дознания в пределах своей компетенции осуществляют уголовно-процессуальную деятельность, связанную с возбуждением уголовных дел; производят по поручению дознавателя либо следователя в соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ следственные и иные процессуальные действия; осуществляют задержание лица в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ; производят оперативно-разыскные мероприятия по уголовному делу, а также разыскные мероприятия при производстве по уголовному делу в соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ, и т.д. С уголовно-процессуальной стороны в оперативных подразделениях системы ФСО РФ могут быть предусмотрены такие участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, как начальник органа дознания.

19. Оперативные подразделения СВР РФ, а также оперативное подразделение органа внешней разведки МО РФ (ГРУ ГШ МО РФ) как органы дознания осуществляют уголовно-процессуальную деятельность по уголовным делам, которая связана с проведением оперативно-разыскных мероприятий, только в случаях, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других вышеперечисленных органов (ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). При этом с уголовно-процессуальной стороны в оперативных подразделениях системы СВР РФ и ГРУ ГШ МО РФ могут быть предусмотрены такие участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, как начальники органа дознания.

20. Отделы дознания в управлениях ФССП по субъектам РФ как органы дознания осуществляют уголовно-процессуальную деятельность, связанную с производством дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 157 и 177, ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. ст. 312 и 315 УК РФ в соответствии с гл. 32, 32.1 УПК РФ. Кроме того, данные виды органов дознания вправе в пределах своей компетенции возбуждать уголовные дела, осуществлять задержание лица в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ. С уголовно-процессуальной стороны в системе ФССП РФ предусмотрены такие участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, как начальник подразделения дознания, дознаватель.

21. Противоречивым является процессуальный статус начальников органов военной полиции, командиров воинских частей, командиров соединений, начальников военных учреждений, начальников гарнизонов как органов дознания. В соответствии со ст. 157 УПК РФ данными должностными лицами может осуществляться производство неотложных следственных действий, они вправе возбуждать уголовные дела в пределах своей компетенции, производить задержание лиц в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ, производить следственные и иные процессуальные действия по поручению следователя, и т.д. При этом данные должностные лица, с уголовно-процессуальной стороны, выступают в качестве такого участника уголовного судопроизводства, как начальник органа дознания. Но для реализации своих уголовно-процессуальных полномочий они делегируют их, как правило, подчиненным должностным лицам. Такими должностными лицами являются, как правило, офицеры органов военной полиции либо воинской части (соединения), гарнизона, которые в соответствии с Приказом заместителя Генерального прокурора — Главного военного прокурора от 23 октября 2011 N 150 «Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов» приобретают статус дознавателей воинской части (соединения). Но в штате Вооруженных Сил РФ дознаватели не предусмотрены. Не предусмотрены в качестве участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения и дознаватели в системе ВС РФ, других войск, воинских формирований, за исключением пограничных органов ФСБ РФ. В этой связи процесс делегирования уголовно-процессуальных полномочий, предусмотренный п. 17 ст. 5 УПК РФ, начальника органа военной полиции, командира воинской части, соединения, учреждения и гарнизона на подчиненных ему офицеров (дознавателей) незаконен . Кроме того, дознание в соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК в ВС РФ возложено на следователей военно-следственных органов СК РФ. Таким образом, непосредственно только на начальников органов военной полиции, командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов как на начальников органов дознания возлагается: выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно; возбуждение уголовного дела в пределах своей компетенции; производство задержания лиц в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ; производство следственных и иных процессуальных действий по поручению следователя, и т.д. При этом делегировать свои процессуальные полномочия подчиненным им офицерам они не имеют права. Кроме того, положения п. 17 ст. 5 УПК РФ исходя из буквального толкования не позволяют данным участникам уголовного судопроизводства давать поручения на производство дознания, в связи с тем что производство дознания осуществляется другими участниками уголовного судопроизводства, а выполнение неотложных следственных действий в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 157 УПК РФ выполняют они сами.
———————————
Более подробно об этом см.: Актуальные вопросы применения уголовно-процессуального законодательства в современных условиях: Материалы научно-практической конференции, проводимой на прокурорско-следственном факультете Военного университета. М.: ЮРКНИГА, 2006. С. 5 — 10 (автор — В.И. Качалов).

Читайте так же:  Можно ли написать жалобу на адвоката

22. Отделы дознания в управлениях органов ФПН ФПС МЧС РФ по субъектам РФ как органы дознания осуществляют уголовно-процессуальную деятельность, связанную с производством дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 168, ч. 1 ст. 219, ч. ч. 1 и 2 ст. 261 УК РФ в соответствии с гл. 32, 32.1 УПК РФ. Кроме того, данные виды органов дознания вправе в пределах своей компетенции возбуждать уголовные дела, осуществлять задержание лица в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ. С уголовно-процессуальной стороны в системе органов ФПН ФПС МЧС РФ предусмотрены такие участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, как начальник подразделения дознания, дознаватель.

23. Положение капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации является особенным. С одной стороны, данные участники уголовного процесса не являются органами дознания, но с другой стороны, они имеют право, при наличии поводов и оснований, возбуждать уголовные дела по преступлениям, совершаемым на морских и речных судах, находящихся в дальнем плавании, по месту нахождения партий и зимовок, станций, сезонных полевых баз, а также в пределах территорий консульских и дипломатических представительств и учреждений. Кроме этого, данным органам и должностным лицам уголовно-процессуальный закон дает право производить ряд неотложных следственных действий.

Органы дознания

В соответствии с п. 24 ст. 5 УПК РФ органами дознания являются государственные органы и должностные лица, которые в соответствии с законом осуществляют дознание и другие процессуальные полномочия по уголовным делам.

Дознание представляет собой форму предварительного расследования, которая отличается от предварительного следствия по меньшим срокам, должностным лицам, которые эту деятельность осуществляют, а также по ряду иных критериев. Что касается указания в законе на «другие полномочия», то к ним относятся полномочия по возбуждению уголовных дел и производству неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно, а также но выполнению письменных поручений следователя.

Для указанных в законе государственных органов и должностных лиц производство дознания — важная часть их деятельности, но не основная. Дознание является производным от тех функций, которые тот либо иной орган (должностное лицо) осуществляют.

Согласно ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся:

  • — ОВД РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции;
  • — органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы;
  • — иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» к ним относятся оперативные подразделения ОВД РФ, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России);

органы Федеральной службы судебных приставов России;

командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

— органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

К органам дознания не относятся, однако выполняют их полномочия иные должностные лица. В соответствии с ч. 2 ст. 40 УПК РФ возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий также возлагаются:

  • — на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
  • — руководителей геологоразведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
  • — глав дипломатических представительств и консульских учреждений — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

При появлении возможности уголовные дела передаются территориальным или специализированным органам предварительного расследования для дальнейшего досудебного производства.

Что касается полномочий органов и должностных лиц по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, то от имени органа дознания как единого юридического лица дознаватель возбуждает уголовное дело и в срок до 10 суток производит неотложные следственные действия, после чего дело направляется для дальнейшего предварительного следствия. От имени органа дознания также может действовать начальник подразделения дознания.

При производстве дознания в качестве самостоятельной формы предварительного расследования полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником подразделения дознания или его заместителем. При этом не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по этому же уголовному делу оперативно-разыскные мероприятия.

Дознаватель уполномочен:

  • — самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и судебное решение;
  • — осуществлять иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

Выполнение указаний прокурора и начальника органа дознания для дознавателя обязательно. Но при этом дознаватель вправе, не приостанавливая выполнения указаний, обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору.

В н. 17.1 ст. 5 УПК РФ закреплено, что начальник подразделения дознания — это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

  • — поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;
  • — изымать уголовное дело у одного дознавателя и передавать его другому дознавателю;
  • — отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
  • — вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

При этом начальник подразделения дознания имеет возможность проверять материалы уголовного дела, давать дознавателю письменные указания.

§ 2. Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия

В соответствии с новой процессуальной доктриной органы дознания и должностные лица, уполномоченные органом дознания осуще ствлять предварительное расследование в форме дознания, отнесены зако ном к стороне обвинения (ст.

В современном уголовном процессе России органами дознания являются конкретные государственные органы и должностные лица, уполномоченные производить в форме дознания предварительное расследование

Глава XX. Дознание

преступлений и осуществлять другие процессуальные полномочия, предусмотренные законом (п. 24 ст. 5 УПК).

В УПК РФ установлен исчерпывающий перечень органов дознания. В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. (На основании ст. 13 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ такими полномочиями обладают оперативные подразделения: а) органов внутренних дел РФ; б) органов федеральной службы безопасности; в) федеральных органов налоговой полиции; г) федеральных органов государственной охраны (Главного управления охраны РФ, Службы безопасности Президента РФ); д) органов пограничной службы РФ; е) таможенных органов РФ; ж) Службы внешней разведки РФ; з) Министерства юстиции РФ.

Правом проведения оперативно-розыскных мероприятий наделены также оперативные подразделения органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, однако только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий вышеперечисленных органов);

2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы Государственной противопожарной службы.

Все органы исполнительной власти, перечисленные в ч. 1 ст. 40 УПК, обладают полномочиями органа дознания и действуют в пределах своей процессуальной компетенции. В уголовно-процессуальном законе (ч. 2 ст. 40) определены два основных направления процессуальной деятельности органов дознания.

На органы дознания возлагается: 1) производство дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно, — в порядке, установленном гл. 32 УПК РФ; 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, — в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ.

УПК РФ нацеливает органы дознания на быстрое проведение неотложных следственных действий и закрепляет специальные правила о том, что при наличии признаков преступления, по которому производство предва-

Раздел II. Досудебное производство

рительного следствия обязательно, возбуждение уголовного дела и проведение неотложных следственных действий возлагается на:

1) органы дознания, указанные в п. 1 и 2 ч. 3 ст. 151 УПК, — по всем уголовным делам, за исключением дел, указанных в п. 2-6 ч. 2 ст. 157 УПК;

2) органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК;

3) таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188 (ч. 2-Л), 189, 190, 193 УК РФ;

4) командиров воинских частей и соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) начальников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

6) иных должностных лиц, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст. 40 УПК.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК возбуждение уголовных дел публичного обвинения и производство неотложных следственных действий возлагается также на: 1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; 2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; 3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Читайте так же:  Штраф за парковку на зелёной зоне

Компетенция перечисленных органов дознания по производству неотложных следственных действий при расследовании преступлений, по которым предварительное следствие обязательно, определяется по предметным (родовым), территориальным и персональным признакам подследственности уголовных дел. При обнаружении преступления, по которому обязательно предварительное следствие, орган дознания обязан возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные

Глава XX. Дознание

действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного изъятия, закрепления и исследования. Завершив производство неотложных следственных действий, не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан направить его прокурору в порядке, установленном п. 3 ст. 149 УПК.

После направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае, если по направленному прокурору делу не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Таким образом, новый процессуальный закон возлагает на органы дознания следующие процессуальные полномочия: 1) принятие, рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях (ст. 140-145 УПК); 2) производство неотложных следственных действий по делам о преступлениях, по которым обязательно проведение предварительного следствия (ст. 157 УПК); 3) производство в полном объеме дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно (ст. 223-226 УПК); 4) производство отдельных следственных и процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий по письменному поручению следователя; 5) оказание содействия следователям в проведении ими отдельных следственных и процессуальных действий (ст. 38 и 157 УПК).

Поскольку в уголовном судопроизводстве процессуальная деятельность занимает наибольший объем, то законодатель не только установил перечень государственных органов исполнительной власти и должностных лиц, уполномоченных осуществлять дознание и предварительное следствие, но и разграничил компетенцию между следователями и дознавателями в соответствии с правилами о подследственности уголовных дел.

В соответствии с законом (п. 41 и 8 ст. 5 УПК) следователем является должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу и иные полномочия, предусмотренные в УПК РФ, в том числе производить дознание в случаях, перечисленных в ч. 3 ст. 151 УПК.

В российском уголовном процессе впервые на законодательном уровне Дано понятие и регламентированы полномочия дознавателя. В соответствии с законом дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование преступлений в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п.

Раздел II Досудебное производство

Перечисленные в п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя письменным распоряжением (приказом) начальника органа дознания, в котором состоит в должности дознаватель. При этом запрещается возложение полномочий по производству дознания на то должностное лицо, которое проводило или проводит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия.

При производстве предварительного расследования по делам, отнесенным к подследственности органов дознания, дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением тех из них, на выполнение которых требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение. Дознаватель вправе осуществлять иные полномочия, предоставленные ему законом, при этом письменные указания прокурора и начальника органа дознания в случаях, указанных в законе, обязательны для исполнения.

УПК РФ наделяет дознавателя правом обжаловать письменные указания начальника органа дознания непосредственно прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору, однако обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК).

Независимо от ведомственной принадлежности все дознаватели и следователи имеют единый процессуальный статус, они одинаково выполняют установленные в законе обязанности и наделены одними и теми же процессуальными правами с разграничением их компетенции лишь по признакам подследственности уголовных дел.

В УПК РФ определена и разграничена подследственность органов дознания по предметному (родовому) признаку в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, а также по персональным признакам субъекта преступления либо по месту его совершения.

Подследственность определяет компетенцию органов дознания и дознавателей, указывает на то, какие именно государственные органы либо должностные лица расследуют то или иное преступление.

Разграничение компетенции органов дознания в Российской Федерации производится с учетом подследственности, установленной ч. 3 ст. 151 УПК.

Дознаватели (следователи) органов внутренних дел осуществляют дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК, за исключением уголовных дел, указанных в п. 2-6 ч. 3 ст. 151 УПК.

Дознаватели (следователи) органов налоговой полиции ведут дознание по уголовным делам о преступлениях, предусматривающих уголовную ответственность за:

Глава XX Дознание

— уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды — без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 198 УК);

— уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций (ст. 199 УК);

Дознаватели органов пограничной службы Российской Федерации осуществляют дознание по делам о преступлениях, предусматривающих уголовную ответственность за:

— нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК);

— незаконную добычу водных животных и растений, обнаруженную органами пограничной службы Российской Федерации (ст. 256 УК);

— незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации — без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 322 УК);

— противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации — без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 323 УК);

— контрабанду, задержанную органами пограничной службы Российской Федерации в отсутствие таможенных органов Российской Федерации — без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 188 УК).

Дознаватели органов службы судебных приставов Министерства юстиции правомочны проводить дознание по уголовным делам о преступлениях, предусматривающих уголовную ответственность за:

— воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования — без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 294 УК);

— неуважение к суду (ст. 297 УК);

— разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса — без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 311 УК);

— незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК);

— неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК).

Дознаватели таможенных органов Российской Федерации ведут дознание по делам о преступлениях, предусматривающих уголовную ответственность за:

— контрабанду- без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 188 УК);

— уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК). Дознаватели органов Государственной противопожарной службы осуществляют дознание по уголовным делам:

Раздел II. Досудебное производство

— об уничтожении или повреждении чужого имущества, совершенном путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности либо повлекшем тяжкие последствия (ч. 2 ст. 168 УК);

— о нарушении правил пожарной безопасности, совершенном лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 219 УК);

— об уничтожении или повреждении лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 1 ст. 261 УК).

Следователи прокуратуры ведут дознание по всем уголовным делам о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК, совершенных: 1) членом Совета Федерации; 2) депутатом Государственной Думы; 3) депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ; 4) депутатом, членом выборного органа местного самоуправления; 5) выборным должностным лицом органа местного самоуправления; 6) судьей Конституционного Суда РФ; 7) судьей федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда; 8) мировым судьей; 9) судьей конституционного (уставного) суда субъекта РФ; 10) присяжным или арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия; 11) Председателем Счетной палаты РФ, его заместителем или аудитором Счетной палаты РФ; 12) Уполномоченным по правам человека в РФ; 13) Президентом РФ, прекратившим исполнение своих полномочий; 14) кандидатом в Президенты РФ; 15) прокурором; 16) следователем; 17) адвокатом; 18) должностными лицами органов федеральной службы безопасности, службы внешней разведки РФ, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы МЮ РФ, органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, военных формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона (подп. «б» и «в» п. 1ч. 2 ст. 151 УПК).

В пределах полномочий, предусмотренных законом (п. 17 и 24 ст. 5), орган дознания вправе принять решение о том, каких должностных лиц органа дознания необходимо наделить правом осуществлять предварительное расследование в форме дознания.

Например, на основании п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК и в целях разграничения полномочий органов пограничной службы Российской Федерации при проведении дознания в сфере защиты и охраны Государственной

Глава XX. Дознание

границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации, водных животных и растений приказом Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 5 марта 2002 г. № 134′ определено, что с 1 июля 2002 г. дознание поручается производить дознавателям:

1) оперативных органов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 322 и ч. 1 ст. 323, а также о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 188 УК РФ (в части, касающейся контрабанды, задержанной органами пограничной службы Российской Федерации в отсутствие таможенных органов Российской Федерации);

2) органов морской охраны — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной органами пограничной службы Российской Федерации), а также о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 188 УК РФ (в части, касающейся контрабанды, задержанной органами морской охраны в отсутствие таможенных органов Российской Федерации).

Читайте так же:

  • Адвокат шишкова сочи Адвокаты в г. Сочи. Требуются услуги или консультации квалифицированных специалистов адвокатского бюро, коллегий по приемлемым ценам? Услуги адвокатов – 80 объектов в нашей базе! Sochi.big-book-money.ru – поможем узнать адреса, телефоны и режим работы организаций в г. Сочи! Требуются […]
  • Вакансии адвокат белгород Вакансии адвокат белгород Вакансии адвокат белгород Главная   /  Статьи   /   Вакансии адвокат белгород Вакансии адвокат белгород Работа юриста в Белгороде По запросу работа юристом в Белгороде на сайте HotWork.ru собрано 15 вакансий. За эту неделю добавлено 135 […]
  • Фз 40 об осаго от 25042002 Фз 40 об осаго от 25042002 Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Закон об ОСАГО № 40-ФЗ Закон […]
  • Омск отдел опеки Отдел опеки и попечительства Омский государственный педагогический институт им. Горького Повышение квалификации и профессиональная переподготовка: Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет им. […]
  • Требования предъявляемые к банку-гаранту Приложение 2. Требования, предъявляемые к банкам-нерезидентам Приложение 2к Указанию Банка Россииот " 7 " августа 2003 г. N 1317-У"О порядке установления уполномоченнымибанками корреспондентских отношений сбанками-нерезидентами,зарегистрированнымив государствах и на […]