Меню

Договор буксировки виды

Договор буксировки: понятие, виды, содержание, оформление

Договор буксировки специально регулируется только нормами КТМ и КВВТ.

Договор буксировки определяется как соглашение, в силу которого одна сторона (буксировщик) обязана за установленную плату буксировать (тянуть, толкать) судно либо другой плавучий объект, не являющиеся грузами до определенного порта (пристани), а также выполнять определенные маневры, а другая сторона (владелец буксируемого объекта или клиент) – выплатить обусловленное вознаграждение. (КТМ, КВВТ)

Предмет договора буксировки реального типа – это услуги по перемещению какого-либо объекта с помощью тяги или толкания. Эти услуги специфичны и рассматриваются в качестве самостоятельной разновидности транспортных обязательств. Правовое регулирование такой буксировки осуществляется в рамках транспортных кодексов и специальных правил о буксировке.

Договор буксировки – взаимный и возмездны. Это усматривается из того, что буксировщик обязан осуществить буксировку, но имеет право на вознаграждение, а владелец буксируемого объекта обязан уплатить вознаграждение, но имеет право на выполнение операций по буксировке. Возмездность договора буксировки вытекает из того обстоятельства, что за оказываемые услуги буксировщик получает определенное вознаграждение от владельца буксируемого объекта — предпринимателя.

Договор буксировки, как правило, является договором консенсуальным, т.к., прежде чем приступить к его составлению, стороны должны договориться о времени подачи тяги, индивидуальных особенностях подлежащего буксированию объекта и т.д. В тех же случаях, когда между сторонами заключен долгосрочный (навигационный) договор, в котором уточнены и конкретизированы объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и объектов буксировки с обозначением времени и места подачи тяги, такой договор считается заключенным в момент сдачи объекта буксировки (например, плота) буксировщику и является реальным договором. Например, договор на транспортную буксировку плавучих объектов – реальный, т.к. права и обязанности по нему возникают в момент предоставления объекта к транспортированию, а имущество владельца этого объекта передается на ответственность буксировщику. Договор на выполнение других (внутрипортовых) буксировочных операций (швартовка судов, перестановка их с одного причала на другой, буксировка судов с внешних рейдов к местам грузовой обработки и обратно и др.) относится к числу консенсуальных.

Договор буксировки реального типа заключается в письменном виде. При предъявлении объектов к буксировке их владелец обязан предоставить буксировщику (перевозчику) специальную накладную, а буксировщик после оплаты стоимости буксировки – выдать ему квитанции о приеме объекта для транспортирования. Кроме накладной для оформления отношений, возникающих в связи с буксировкой, применяются и другие документы, формы и порядок заполнения которых устанавливаются правилами буксировки.

Выполнение буксировочных (портовых) операций осуществляется на основе договоров об осуществлении буксировки или заявок владельцев плавучих объектов.

Обязанности сторон такого договора разделяют на 2 группы:

1-я из них должна быть выполнена до подачи буксира (тяги) и принятия объекта к буксировке;

2-я выполняется в процессе буксировки и после ее завершения.

К 1-й группе относятся следующие обязанности владельца объекта:

— привести объект в состояние, годное для безопасного плавания;

— укомплектовать объект экипажем либо назначить на него проводника;

— оплатить стоимость буксировки.

Буксировщик до приема объекта обязан:

— предоставить в согласованном месте и в обусловленное время определенное судно в качестве тяги для буксировки, оборудованное всем необходимым и укомплектованное экипажем;

— произвести осмотр буксируемого объекта, проверку оборудования и документов, результаты осмотра и проверки зафиксировать в накладной и акте.

Основная обязанность буксировщика состоит в том, чтобы доставить буксируемый объект в пункт назначения без повреждений и в установленные сроки. Она возлагается на капитана буксировочного судна, которому в оперативном отношении подчинена команда объекта.

Завершается процесс буксировки сдачей получателю на специальных рейдах и оформлением технического акта.

Отношения, связанные с буксировкой судов, плотов и иных плавучих объектов, регулируются в КТМ и КВВТ. В статье 88 гл. XII Кодекса внутреннего водного транспорта дается определение договора буксировки, в соответствии с которым одна сторона (буксировщик) обязуется своевременно и в сохранности отбуксировать судно, плот или иной плавучий объект в порт назначения с соблюдением условий буксировки и сдать его получателю, указанному в транспортной накладной, а другая сторона (отправитель)

В Кодексе торгового мореплавания, в соответствии с договором буксировки, владелец одного суда обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние (морская буксировка) либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввоза судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка), т.е. в Кодексе дается несколько иное определение договора буксировки, нежели то, которое дано в Кодексе внутреннего водного транспорта, хотя и морской и речной перевозчик совершают одинаковые действия.

Отличие договора буксировки от договора перевозки грузов заключается прежде всего в том, что буксировка, как правило, осуществляется с непременным участием назначенного отправителем экипажа, которому предстоит сопровождать буксируемый объект (а такими объектами могут быть суда, плоты и иные плавучие объекты). Этот экипаж не передается буксировщику, оставаясь тем самым до момента его передачи получателю в обладании отправителя, что явно выходит за пределы договора перевозки груза.

При исполнении договора буксировки на владельца буксирующего судна возлагается одна обязанность — ему предоставляется только буксирная тяга и он отвечает лишь за безопасность буксировки. Перевозчик по договору перевозки имеет дело с грузом, а буксировщик — с плавучим объектом.

При морской буксировке ответственным лицом за буксировку является владелец буксира, а при портовой – владелец буксируемого судна, если иное не установлено договором.

Также на морском транспорте широко применяются типовые проформы (для морской буксиовки), наиболее известными являются – Towcon и Towhire.

Транспортное право

Понятие и сфера применения договора буксировки

Перемещение материальных объектов может быть опосредовано не только договором перевозки, когда груз, багаж либо грузобагаж передаются под ответственность перевозчика. Возможны случаи, когда перевозчик пре доставляет только услуги тяга (толкания) транспортного средства, не владея перемещаемым объектом. Обычно это происходит, когда необходимо доставить в пункт назначения несамоходное либо иное транспортное средство, которое не может самостоятельно перемещаться. Такие услуги оформляются договором буксировки. Услуга по буксировке транспортных средств получила достаточно широкое распространение. Довольно часто встречается буксировка сломанного автомобиля. Локомотив перевозчика может быть использован для тяги груженых вагонов (например, почтовых), которые находятся вместе с грузом во владении иных лиц, в том числе и при совершении маневровых работ. Воздушный кодекс 1935 г. содержал нормы об ответственности за причинение вреда воздушным поездом при буксировке самолетов. Но наибольшее распространение договор буксировки получил на внутреннем водном и морском транспорте. Именно КВВТ РФ и КТМ РФ содержат наибольшее количество норм, посвященных буксировке груза. К сожалению, ГК РФ не содержит единого определения договора буксировки для всех видов транспорта. Поэтому, обобщив положения транспортных уставов и кодексов, а также научные взгляды на правовую природу договора буксировки, приведем следующее его определение:

По договору буксировки владелец одного транспортного средства обязуется переместить другое транспортное средство либо плавучий объект на определенное расстояние и сдать его получателю, указанному в транспортной накладной, а владелец перемещаемого (буксируемого) объекта обязуется предъявить буксируемый объект для буксировки и оплатить ее (ст. 88 КВВТ РФ, ст. 225 КТМ РФ).

Указание в определении на «плавучий объект» можно считать условным. Имеется в виду в подобных случаях не просто «объект, обладающий свойством плавучести», а то, что именно это его свойство используется при перемещении. Подтверждением может служить уже то, что, например, бревна, представляющие собой как таковые плавучий объект, могут быть транспортированы путем размещения их на палубе или в трюме обычного грузового судна, т.е. в традиционных рамках договора перевозки груза.

Сторонами договора буксировки являются владельцы транспортных средств, один из которых (буксировщик) выступает в роли исполнителя, а другой (владелец буксируемого объекта) является заказчиком. Вместе с тем, участником правоотношения по буксировке, так же как и при перевозке грузов, может быть грузополучатель. В этой связи договор буксировки следует квалифицировать в качестве договора в пользу третьего лица .

Договор буксировки является консенсуальным, возмездным, двусторонним. Следует отметить, что существует мнение, согласно которому на вопрос о том, каким является этот договор, реальным или консенсуальным, однозначного ответа нет. Так, Г.П. Савичев отмечает, что «права и обязанности по договору могут возникать в одном случае в момент предъявления плота или судна (реальный договор), а в другом случае и при выполнении других операций (швартовка судов, перестановка их с одного причала на другой) договор является консенсуальным». Однако, как отмечает М.И. Брагинский, «следует учесть, что в подобном случае передачи имущества при которой одна сторона приобретает определенное право на имущество, а другая его утрачивает, вообще не происходит. Буксировка относится к числу договоров на оказание услуг, при которых сторона принимает на себя обязанность лишь «предоставить имущество» контрагенту: отправитель — буксируемый объект, а буксировщик — буксируемое судно (тягу) — отправителю. Следовательно, происходит то, что отличает, например, договор на оказание услуг по уборке помещения. Такого рода договоры уже по указанной причине не укладываются в рамки реального договора. Они могут быть только консенсуальными с тем, что предоставление имущества — это не более чем обязательство стороны, возникшее из заключенного к тому времени договора».

Читайте так же:  Пошлина за завещание на квартиру

Подобно договорам об организации перевозок законодатель предусмотрел возможность заключения такого организационного соглашения, как договор об организации буксировок. Он заключается при необходимости осуществления систематических буксировок и может устанавливать ответственность сторон, объем и сроки буксировок, условия предъявления буксируемых объектов для буксировок, осуществления буксировок, оплаты буксировок и расчетов за них, а также иные условия организации буксировок (п. 5 ст. 88 КВВТ РФ). Однако предмет договора об организации буксировок не совпадает с предметом договора об организации перевозок грузов. В рамках первого из них происходит многократное заключение консенсуальных разовых договоров буксировки, в то время как на основании второго заключаются не только реальные договоры перевозки конкретных грузов, но и предшествующие им консенсуальные договоры о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке.

КТМ РФ различает два вида буксировки:

  • морская буксировка — буксировка судна или иного плавучего объекта на определенное расстояние;
  • портовая буксировка — выполнение маневров на акватории порта (в том числе ввод судна в порт либо вывод его из порта).

Портовая буксировка является наиболее часто используемым видом буксировки. Для крупных судов заключение договора такой буксировки в большинстве случаев является обязательным. Услуги буксиров необходимы для оказания помощи при осуществлении маневров, особенно на ограниченной акватории порта. На речном транспорте владелец буксирного судна также может на основании заявки в письменной форме осуществлять работы на рейде порта (п. 4 ст. 88 КВВТ РФ).

Договор буксировки на речном транспорте заключается в письменной форме. Согласно ст. 88 КВВТ РФ транспортная накладная и оформленные на основании ее дорожная ведомость и квитанция о приеме буксируемого объекта для буксировки подтверждают заключение договора буксировки. В письменной форме по общему правилу должен быть заключен и договор морской перевозки. Однако допускается заключение договора портовой буксировки в устной форме . Статья 227 КТМ РФ содержит специальное правило о том, что соглашение о возложении обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна должно быть заключено в письменной форме. Устная форма договора распространена и при автомобильной буксировке. На практике некоторые буксировщики вырабатывают стандартные формы договоров буксировки, заключить которые можно только лишь путем присоединения к их условиям в целом.

Договор буксировки имеет некоторую схожесть с договорами перевозки, аренды транспортных средств с экипажем и подряда.

Главным различием договора буксировки и договора перевозки груза является то, что договор перевозки предусматривает передачу перевозимого груза во владение перевозчика под его ответственность. Б.Б. Черепахин подчеркнул: «Груз, перевозимый на буксируемом судне, как таковой не сдается и не вверяется буксировщику» 1 Черепахин Б.Б. Ответственность сторон и договоре буксировки по советскому гражданскому праву // Очерки по гражданскому праву. Л.. 2000. С 159. . Буксировщик не несет ответственность за сохранности буксируемого груза или транспортного средства, а отвечает лишь за безопасность буксировки. Причем зачастую ответственности за обеспечение безопасности распределяется между сторонами. Сохранность же буксируемого груза может быть обеспечена его экипажем. Кроме того, договор перевозки и договор буксировки отличаются по субъектному составу. В качестве контрагента буксировщика здесь выступает транспортная организация. Перечень отличий двух договоров можно подытожить высказыванием И.В. Алексеева о том, что «договор буксировки — это самостоятельный договор, полностью выделившийся из договора перевозки, подобно тому, как в свое время договор перевозки выделился из договора подряда и стал самостоятельным договором» 2 Алексеев И.В. Юридическая природа договора буксировки в советском морском и внутренневодном праве // Учен. зап. Перм. ун-та. Т. 19. Вин. 4.1961. С 38. .

Договор буксировки и договор подряда различаются главным образом тем, что первый из них относится к группе договоров на оказание уедут, а второй — к договорам на выполнение работ. Определяющим признаком, позволяющим разграничить две названные группы договоров, является наличие либо отсутствие овеществленного результата исполнения этих договоров. Если в результате выполнения договора подряда должна быть создана новая вещь, которая передается заказчику, то результатом договора буксировки является услуга по перемещению, полезный эффект которой выражается в самом процессе ее осуществления.

Договор имущественного найма отличается от договора буксировки тем, что в первом случае вещь перелается во временное владение, а во втором нет. Как отмечал М.И. Аллахвердов, «главным и определяющим критерием договора буксировки и его экономическим содержанием является не предоставление буксира в арендное пользование или внаем, а перемещение тягой буксира буксируемого судна, плота или другого плавучего объекта» 3 Аллахвердов М.И. Правовое регулирование договора буксировки по внутренним водным путям СССР. М., 1973. С. 15. . Договор имущественного найма, так же как и договор подряда, не имеет своим предметом перемещение транспортных средств в пространстве.

Договор буксировки

Одним из широко используемых договоров возмездного оказания транспортных услуг является договор буксировки. Буксировка как способ транспортировки (перемещения) объекта на морском и внутреннем водном транспорте может использоваться для его доставки получателю путем передачи буксируемого объекта транспортной организации. Тогда она оформляется договором перевозки груза, ибо юридически безразлично, будет ли, например, погружена принятая для доставки древесина на палубу грузового судна, в его трюм или на несамоходную баржу либо сплочена в плоты. Условие о перевозке груза буксиром в этом случае составляет лишь конкретизацию способа исполнения перевозчиком своей обязанности по перевозке груза.

Иное дело осуществление буксировки груза (объекта) по воде с непременным участием назначенного отправителем экипажа, сопровождающего буксируемый объект, причем последний не передается буксировщику, оставаясь во владении отправителя. Такие отношения оформляются не договором перевозки груза, а специальным договором буксировки, являющимся самостоятельным транспортным договором, выделившимся из договора перевозки . При этом договор буксировки используется только на водных видах транспорта, ибо на других видах транспорта он укладывается в рамки договора перевозки грузов (чем и объясняется отсутствие норм об этом договоре в УЖТ, ВК и УАТ).

По договору буксировки одна сторона (буксировщик) обязуется своевременно и в сохранности отбуксировать судно, плот или иной плавучий объект (буксируемый объект) в порт назначения с соблюдением условий буксировки и сдать его получателю, а другая сторона (отправитель) обязуется предъявить буксируемый объект для буксировки и оплатить ее (п. 1 ст. 88 КВВТ).

По юридической природе этот договор двусторонний, консенсуальный, возмездный. Консенсуальный характер также отличает его от реального договора перевозки грузов . Договор буксировки оформляется транспортной накладной и составленными на ее основе дорожной ведомостью и квитанцией о приеме буксируемого объекта для буксировки.

Сторонами рассматриваемого договора являются отправитель и буксировщик, который должен обладать лицензией. Отправитель и получатель буксируемого объекта могут не совпадать в одном лице. В таком случае получатель становится третьим лицом (подобно грузополучателю в договоре перевозки грузов), а договор буксировки также приобретает признаки договора в пользу третьего лица.

Обязанности отправителя в данном договоре составляют предъявление буксируемого объекта для буксировки в состоянии, пригодном для безопасного плавания, а также оплата услуг буксировщика. Последняя по общему правилу производится авансом, до момента начала буксировки, иначе буксировщик вправе задержать буксировку (ст. 75 и п. 6 ст. 88 КВВТ).

Буксировщик обязан до приема буксируемого объекта провести его осмотр на предмет соответствия правилам плавания. При выявлении дефектов и недостатков, препятствующих буксировке, он составляет акт с указанием их перечня и сроков устранения. При отсутствии или устранении таких дефектов и недостатков им составляется акт о готовности объекта к буксировке, на основании которого затем составляется транспортная накладная (п. 2 ст. 91 КВВТ). Далее буксировщик обязан осуществить буксировку и сдать буксируемый объект указанному в накладной получателю, предварительно известив его о своем прибытии.

Правила об имущественной ответственности за нарушение сторонами условий данного договора (неподачу транспортных средств или непредъявление объекта для буксировки, просрочку в доставке объекта, его утрату или повреждение и т.д.), включая ее условия, содержание и ограничения, в основном унифицированы с аналогичными правилами, касающимися сторон договора перевозки грузов (ст. ст. 115 — 118 КВВТ) . Это касается также претензионного порядка предъявления требований к буксировщику (ст. 161 КВВТ).

Читайте так же:  Полномочия федерального собрания в сфере финансовой деятельности

При необходимости осуществления систематических буксировок на основании п. 5 ст. 88 КВВТ возможно заключение договора об организации буксировок, предусматривающего их объем и сроки, условия предъявления объектов для буксировок и осуществления их буксировок, условия оплаты буксировок и расчетов за них, а также иные условия организации буксировок. Такой договор по юридической природе аналогичен договорам об организации перевозок грузов и, подобно им, должен быть отнесен к организационным договорам, а не к договорам о возмездном оказании транспортных услуг.

На морском транспорте используются два вида договора буксировки: договоры морской или портовой буксировки. В первом случае владелец судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние, а во втором случае владелец судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно (иной плавучий объект) для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для его ввода в порт или для вывода из порта (ст. 225 КТМ).

Эти договоры также являются двусторонними, консенсуальными и возмездными. Договор морской перевозки всегда заключается в письменной форме, а договор портовой перевозки может быть заключен и устно (ст. 227 КТМ). Важно отметить, что правила КТМ о договоре буксировки носят диспозитивный характер и применяются, если иное не установлено соглашением сторон.

При этом морская буксировка обычно осуществляется под управлением капитана буксирующего судна, тогда как портовая — под управлением капитана буксируемого судна. Данное положение имеет юридическое значение с точки зрения ответственности за ущерб, нанесенный буксируемому объекту и находящимся на нем людям и имуществу: в первом случае предполагается вина владельца буксирующего судна, а во втором — вина владельца буксируемого судна. Однако по письменному соглашению сторон управление буксировкой и, соответственно, презумпция вины в нанесении ущерба буксируемому объекту могут быть иными: морская буксировка будет осуществляться под управлением капитана буксируемого судна, а портовая — буксирующего судна (п. 2 ст. 229, п. 2 ст. 230 КТМ). Но во всех случаях такая ответственность сторон наступает при наличии вины в нанесении ущерба буксируемому объекту, даже несмотря на то, что буксировка осуществляется в рамках предпринимательской деятельности. Это отличает ее от ответственности за несохранность груза по договору его перевозки.

Дата добавления: 2015-09-15 ; просмотров: 306 . Нарушение авторских прав

Договор буксировки виды

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Договор буксировки.

Буксировка судна, плота, иного объекта осуществляется морским или внутренним водным транспортом.

Согласно ст. 88 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ в соответствии с договором буксировки одна сторона (буксировщик) обязуется своевременно и в сохранности отбуксировать судно, плот или иной плавучий объект (буксируемый объект) в порт назначения с соблюдением условий буксировки и сдать его получателю, указанному в транспортной накладной, а другая сторона (отправитель) обязуется предъявить буксируемый объект для буксировки и оплатить ее.

Договор буксировки может быть как реальным, так и консенсуальным (в зависимости от обязанности предъявить буксируемый объект до заключения договора), является возмездным, двусторонним.

Сторонами договора являются буксировщик — владелец буксирующего судна и отправитель — владелец буксируемого судна.

Договор заключается в письменной форме. Заключение договора на внутреннем водном транспорте подтверждается транспортной накладной, и оформленными на основании такой накладной дорожной ведомостью и квитанцией о приеме буксируемого объекта для буксировки.

Договор портовой буксировки может быть заключен в устной форме. Соглашение о возложении обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна должно быть заключено в письменной форме (п. 2 ст. 227 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Различают договоры буксировки, заключаемые морским и внутренним водным транспортом. По договору буксировки морским транспортом выделяют: морскую буксировку и портовую буксировку.

По договору буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние (морская буксировка) либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка).

Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК РФ).

Договор об организации перевозок имеет характер предварительного договора (ст. 429 ГК РФ), на основании которого заключаются конкретные договоры перевозки грузов.

Сторонами договора выступают перевозчик и грузовладелец.

В договоре об организации перевозки грузов определяются:

  • — объемы;
  • — сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки;
  • — порядок расчетов;
  • — иные условия организации перевозки.

В зависимости от вида транспорта договоры об организации перевозок делятся на:

  • — годовой договор (автомобильный транспорт);
  • — долгосрочный договор (морской транспорт);
  • — навигационный договор (внутренний водный транспорт);
  • — специальный договор (воздушный транспорт).

К примеру, в годовом договоре устанавливаются объемы и условия перевозок, порядок расчетов и определяются рациональные маршруты и схемы грузопотоков. По годовому договору на перевозку грузов автомобильным транспортом автотранспортное предприятие или организация обязывается в установленные сроки принимать, а грузоотправитель предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В годовом договоре устанавливаются объемы и условия перевозок, порядок расчетов и определяются рациональные маршруты и схемы грузопотоков.

На железнодорожном транспорте в соответствии со ст. 10 Устава железнодорожного транспорта РФ грузоотправители, грузополучатели при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок.

Договор об организации перевозок заключается в письменной форме.

В соответствии с указанными договорами перевозчики обязуются в установленные сроки принимать грузы в согласованном объеме, грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозок. Перевозки грузов, предусмотренных указанными договорами, осуществляются на основании принятых заявок на их перевозки.

Отношения, возникающие из договора транспортной экспедиции, регулируются гл. 41 ГК РФ, а также Федеральным законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

По договору транспортной экспедиции оказываются экспедиционные услуги, которые включают в себя услуги по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договор транспортной экспедиции является консенсуальным, возмездным, двусторонним.

Существенным условием договора являются экспедиционные услуги, к которым относятся:

  • — организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
  • — заключение экспедитором от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
  • — обеспечение отправки и получения груза;
  • — другие услуги, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как:

  • — получение требующихся для экспорта или импорта документов;
  • — выполнение таможенных и иных формальностей;
  • — проверка количества и состояния груза;
  • — его погрузка и выгрузка;
  • — уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
  • — хранение груза;
  • — его получение в пункте назначения;
  • — выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Форма договора транспортной экспедиции должна быть письменной.

Экспедитор имеет право:

  • — отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента;
  • — выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента;
  • — удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов;
  • — не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до предоставления клиентом необходимых документов, а также информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей;
  • — проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов.
  • — оказывать услуги в соответствии с договором;
  • — уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным;
  • — экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, — предоставить по его требованию информацию, предусмотренную законодательством РФ о защите прав потребителей;
  • — при приеме груза — выдать клиенту экспедиторский документ;
  • — сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные.
Читайте так же:  Адвокат суворова

Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции в отличие от ответственности перевозчика наступает независимо от наличия вины. Однако если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (т.е. наступает при наличии вины).

Экспедитор несет ответственность при наличии вины за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза. Основания и размер ответственности определены ст. 7 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Экспедитор несет ответственность, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить, устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

  • — за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
  • — за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;
  • — за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;
  • — за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная стоимость груза, а при не возможности восстановления поврежденного груза в размере действительной стоимости груза.

В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, а также упущенную выгоду.

Клиент имеет право:

  • — выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;
  • — требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;
  • — давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.
  • — своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля;
  • — уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

Ответственность клиента перед экспедитором заключается в следующем (ст. 10 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности»):

  • — в случае непредоставления необходимой информации клиент несет полную ответственность перед экспедитором, а именно в размере убытков, причиненных экспедитору;
  • — при необоснованном отказе клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором, клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере 10% суммы этих расходов;
  • — клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере 1/10 процента вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

Как и в отношении договоров перевозки, по договору транспортной экспедиции при предъявлении клиентом иска в суд должен быть соблюден претензионный порядок. Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год.

Особенностью расторжения договора транспортной экспедиции является возможность одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции. Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок, с возмещением убытков, вызванных расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).

27.4. Договор буксировки

По договору буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние (морская буксировка) либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка) (ст. 225 КТМ РФ).

Договор морской буксировки заключается в письменной форме [1] , а договор портовой буксировки – и в устной форме.

Соглашение о возложении обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна должно быть заключено в письменной форме.

Каждая из сторон договора буксировки обязана заблаговременно привести свое судно или иной плавучий объект в состояние, годное для буксировки, которая должна осуществляться с мастерством, как того требуют обстоятельства, без перерыва и задержек, за исключением необходимых, и в соответствии с хорошей морской практикой (ст. 228 КТМ РФ).

Морская буксировка осуществляется под управлением капитана буксирующего судна. Вместе с тем судно или иной плавучий объект, которые находятся под управлением капитана другого судна или иного плавучего объекта, должны также проявлять заботу о безопасном плавании буксирного каравана.

Ответственность за ущерб, причиненный при морской буксировке буксируемому судну или иному плавучему объекту либо находящимся на них людям или имуществу, несет владелец буксирующего судна, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине. Владелец буксирующего судна не отвечает за ущерб, причиненный при буксировке в ледовых условиях буксируемому судну или иному плавучему объекту либо находящимся на них людям или имуществу, если не доказано, что ущерб причинен по его вине (ст. 231 КТМ РФ).

Стороны договора морской буксировки могут соглашением в письменной форме возложить обязанность по управлению морской буксировкой на капитана буксируемого судна или иного плавучего объекта. В таком случае ответственность за ущерб, причиненный при морской буксировке буксирующему судну либо находящимся на нем людям или имуществу, несет владелец буксируемого судна или иного плавучего объекта, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

Буксировка судов в портовых водах имеет свои особенности. Во-первых, как уже отмечалось выше, договор портовой буксировки может быть заключен в устной форме. Во-вторых, портовая буксировка осуществляется под управлением капитана буксируемого судна или иного плавучего объекта. Капитан судна, осуществляющий руководство буксировкой, несет полную ответственность за безопасность буксиров, участвующих в буксировке судна, а также за все убытки, которые могут возникнуть в результате их повреждений; повреждение причалов или береговых сооружений, если им не будет доказано отсутствие его вины.

Ответственность за ущерб, причиненный при портовой буксировке буксирующему судну либо находящимся на нем людям или имуществу, несет владелец буксируемого судна или иного плавучего объекта, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

Стороны договора портовой буксировки могут соглашением в письменной форме возложить обязанность по управлению портовой буксировкой на капитана буксирующего судна. В данном случае ответственность за ущерб, причиненный при портовой буксировке буксируемому судну или иному плавучему объекту либо находящимся на них людям или имуществу, несет владелец буксирующего судна, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

Конкретные правила буксировки применительно к конкретному порту устанавливаются капитаном порта.

  • [1] В ст. 189 Кодекса торгового мореплавания 1968 г. допускалось, что договор буксировки мог быть заключен в устной форме независимо от суммы договора.

Читайте так же:

  • До какого числа должна приходить пенсия Если не перечислили пенсию на карту Сбербанка: что делать и куда обращаться? ​ своровать наличные.​​ получать пенсию не​ Пенсионный фонд?​ и так известен​ паспортом. Они вам​Елена афанасьева​ ​ по России, там​ кстати, те, кто​ бывают запоздания.​Master key 111 [61.6K]​ числа. Можно в​ […]
  • Пособие на карту детская на второго ребенка Пособия на детскую карту в СПб Жителям города Санкт-Петербурга (СПб) при рождении ребенка и на детей в возрасте до 7 лет в соответствии с городским «Социальным кодексом» выплачиваются дополнительные детские пособия на специальные социальные карты, предназначенные только для безналичного […]
  • Приказ о присвоении разряда кмс Приказ о присвоении разряда кмс Комитет по дистанциям Федерация в соц.сетях Присвоение и подтверждение спортивных разрядов и званий РЕЕСТР спортсменов Санкт-Петербурга и Ленинградской области мастера спорта России, кандидаты в мастера спорта, 1 спортивный разряд, массовые разряды с […]
  • Узаконить перепланировку квартиры в минске Перепланировка квартир в Минске Закажите прямо сейчас перепланировку квартир и домов в Минске и Минской области (REMON.BY): Работаем каждый день. Перепланировка квартир и домов Всего существует два варианта перепланировки квартиры – с разрешением и без него. Рассмотрим оба. Самовольная […]
  • Приказ о новом тех талоне Приказы по основной деятельности Приказы по основной деятельности Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем органа управления (предприятия, организации), действующим на основе единоначалия, для решения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом. Приказы по основной […]