Меню

Договор на организацию питания в кафе

Договор возмездного оказания услуг общественного питания (Гришаев С.П.)

Дата размещения статьи: 16.01.2018

Оказание услуг общественного питания, о которых идет речь в данной статье, регулируется общими положениями договора о возмездном оказании услуг. Это обусловлено тем, что данный договор представляет собой разновидность договора возмездного оказания услуг и, соответственно, на него распространяются положения главы 39 ГК РФ и Закона о защите прав потребителей.
В определенной степени на него распространяются положения Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения», ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов».
Следует также учитывать Постановление Правительства РФ от 10.08.1998 N 917, которым была одобрена Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 г. и утвержден План мероприятий реализации Концепции (дополнен Постановлением Правительства РФ от 05.10.1999 N 1119), Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.11.2001, с 1 февраля 2002 года. Значение Санитарных правил обусловлено важностью соблюдения требований безопасности при исполнении данного договора.
Определения отдельных понятий указанного договора даны в Налоговом кодексе РФ. Так, согласно ст. 346.27 НК РФ объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей, — здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные, а объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, — объект, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К ней также относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания.
Услуги общественного питания определяются в этой же статье как услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга. К услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 181 НК (речь, в частности, идет об алкогольной продукции).
Как отмечено в литературе, существуют две формы предоставления услуг общественного питания:
1) обслуживание граждан сотрудниками предприятия общественного питания (официантами);
2) самообслуживание.
В содержании этих форм могут быть выделены два идентичных элемента:
1) приобретение гражданином блюд и напитков для извлечения их полезных свойств (удовлетворения потребности в питании). Следовательно, речь идет о приобретении данных товаров в собственность, ведь собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1 ст. 209 ГК РФ);
2) получение гражданином во временное пользование некоторых вещей: посуды, столовых приборов, подносов и т.п.
Вторая форма обслуживания, как и первая, может включать услуги сотрудников предприятия (например, последующая уборка посуды со стола, раздача блюд и т.д.). Однако этот элемент носит факультативный характер .
———————————
Никитин А.В. О квалификации договоров обслуживания граждан предприятиями общественного питания // Российский юридический журнал. 2014. N 6. С. 42.

Следует отметить, что в некоторых случаях трудно разграничить услуги по общественному питанию от розничной купли-продажи. В настоящее время получила распространение доставка изготовленной кулинарной продукции на дом (особенно популярна доставка таких блюд, как пицца и суши). Такие услуги получили название «вмененные услуги общественного питания» . Судебная практика выделяет несколько основных признаков, которые позволяют квалифицировать подобную деятельность как услуги общественного питания. Первый: продукция производится и реализуется самостоятельно. Второй: продукция относится к кулинарным и (или) кондитерским изделиям. Третий: налогоплательщиком созданы условия для потребления продукции на месте. Четвертый: услуги оказываются через объект организации общественного питания.
———————————
Реализация кулинарной продукции собственного производства — «вмененные» услуги общепита // Налоги (газета). 2012. N. 47.

Следует учитывать, что в отличие от других видов возмездного оказания услуг, которые регулируются специальными законами, оказание услуг общественного питания регулируется в первую очередь подзаконными правовыми актами, среди которых важнейшим являются Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 1036 от 15.08.1997 (далее — Правила оказания услуг общественного питания). Указанные Правила оказания услуг общественного питания были разработаны в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». Они регулируют отношения в сфере оказания услуг общественного питания между потребителями (т.е. гражданами, желающими покушать в публичном месте) и исполнителями (т.е. организациями либо предпринимателями, готовыми удовлетворить это желание возмездно). Следует отметить, что отсутствию комплексного правового акта, которым бы регулировались все вопросы, связанные с оказанием услуг общественного питания, трудно найти логическое объяснение.
Ввиду особой значимости данного договора для интересов общества в целом в нем присутствует значительное влияние публичных образований, действующих с помощью соответствующих государственных и муниципальных органов и осуществляющих контроль над предприятиями общественного питания. Особая роль принадлежит Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая является основным контролирующим органом для предприятий общественного питания.
Участие публичных образований также заключается в контроле за качеством и безопасностью продуктов питания и напитков. Экспертиза (санитарно-гигиеническая, ветеринарно-санитарная, товароведческая и другие) некачественной и опасной пищевой продукции проводится органами государственного надзора и контроля в соответствии с их компетенцией (см. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании»).
Кроме того, согласно п. 3 Правил оказания услуг общественного питания услуги общественного питания, которые оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, их типы, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации предприятий общественного питания установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены». Указанные стандарты классифицируют организации общественного питания по различным категориям (рестораны, кафе, бары и т.д.), дают ассортиментный перечень продукции общественного питания, напитков и сопутствующих товаров, устанавливают минимальные требования к ним.
Правила оказания услуг общественного питания не дают определения договора возмездного оказания услуг общественного питания, однако дают достаточно подробную характеристику его участников. Так, под заказчиком, который поименован как потребитель, понимается гражданин, имеющий намерение заказать или заказывающий, использующий услуги общественного питания исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В свою очередь, под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги общественного питания по возмездному договору.
Данный договор следует рассматривать как публичный. Это прямо вытекает из п. 15 Правил оказания услуг общественного питания, согласно которому исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами. При этом условия оказания услуги, в том числе ее цена, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом коммерческая организация, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить причиненные этим убытки (п. 3 ст. 426, п. 4 ст. 445 ГК РФ). В судебной практике сложился единообразный подход, согласно которому единственным основанием, дающим право коммерческой организации отказаться от заключения публичного договора, является отсутствие реальной возможности его заключения. Применительно к организации общественного питания таким основанием может быть отсутствие свободных посадочных мест.
Важное значение при исполнении данного договора приобретают информационные обязанности исполнителя. Эти обязанности касаются как деятельности самого исполнителя, так и оказываемых им услуг. Согласно Закону о защите прав потребителей информация об исполнителе и выполняемых им услугах, в наглядной и доступной форме, доводится до сведения потребителя при заключении договоров о выполнении работ или оказании услуг способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей на русском языке. Информация на иностранных языках может предоставляться только в том случае, если одновременно она предоставляется на русском языке (например, на китайском стиральном порошке, где преимущественно информация передается посредством китайских иероглифов, на упаковке наклеена этикетка с необходимой информацией на русском языке).
Аналогичные положения есть и в Правилах оказания услуг общественного питания.
Прежде всего согласно п. 11 Правил оказания услуг общественного питания исполнитель обязан довести до сведения потребителей фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске. Что касается индивидуального предпринимателя, то он должен предоставить потребителям информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Если деятельность исполнителя подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, то он обязан представить информацию о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем (лицензия в данном случае необходима в тех случаях, когда исполнитель — предприятие общественного питания осуществляет оборот и хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции).
Кроме того, согласно п. 12 Правил оказания услуг общественного питания исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация должна содержать:
перечень услуг и условия их оказания;
цены в рублях и условия оплаты услуг;
фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;
сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информацию о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов);
обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга.
Весьма специфичны способы доведения этой информации до потребителя. Основным способом доведения этой информации до потребителя является ее помещение в меню. Причем меню составляется отдельно для приготовляемых блюд и для алкогольной продукции. Так, согласно п. 13 Правил оказания услуг общественного питания информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг. При этом в меню (винной карте) исполнителем указываются наименование алкогольной продукции, объем и цена алкогольной продукции в потребительской таре, если исполнитель предлагает и реализует алкогольную продукцию в потребительской таре, и (или) наименование алкогольной продукции, объем и цена за порцию, не превышающую 1 литра алкогольной продукции (объем порции устанавливается по усмотрению исполнителя).
Также потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами и условиями обслуживания как в зале, так и вне зала обслуживания. Вместе с тем распространение наружной рекламы алкогольной продукции, предлагаемой рестораном посредством размещения рекламных конструкций на его стене, было признано решением одним из территориальных управлений ФАС ненадлежащей рекламой, нарушающей требования п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе.
Закон не устанавливает специальных правил, касающихся формы договора возмездного оказания, поэтому при ее определении стороны должны руководствоваться требованиями гл. 9 ГК РФ, а также нормативных актов, регулирующих порядок оказания конкретного вида услуг. При этом Правила ничего не говорят о форме заключения данного договора.
Следует учитывать, что в подавляющем большинстве случаев момент заключения и исполнения договора возмездного оказания услуг общественного питания совпадает, поэтому обычно заключается договор в устной форме. Как правило, клиент после ознакомления с меню делает заказ в устной форме. Вместе с тем, когда речь идет об организации крупных мероприятий (свадебных торжеств, банкетов и т.д.), возможно заключение договора в письменной форме.
Как уже было отмечено, данные договоры относятся к публичным договорам, поэтому цена в них определяется, как правило, на основании единых установленных исполнителем тарифов и расценок.
Одной из важнейших характеристик договора возмездного оказания услуг является качество оказываемых услуг. Поскольку в гл. 39 ГК РФ нормы о качестве услуг отсутствуют, в данном случае применимы соответствующие нормы договора подряда. Так, согласно ст. 721 ГК РФ качество оказанной услуги должно соответствовать условиям договора возмездного оказания услуг, а при отсутствии или неполноте условий договора — требованиям, обычно предъявляемым к услугам соответствующего рода. Следовательно, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат оказанной услуги (полезный эффект, полученный заказчиком) должен в момент ее завершения обладать свойствами, указанными в самом договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями.
Говоря о качестве услуги по данному договору, следует различать качество самой услуги (быстрота обслуживания, вежливость официантов и др.) и качество приготовленных блюд и подаваемых напитков. Как отмечает А.С. Хачатрян, некачественной и опасной согласно ст. 238 Уголовного кодекса РФ признается пищевая продукция:
не соответствующая обязательным требованиям качества и безопасности, установленным санитарными и ветеринарно-санитарными правилами и нормами, государственными стандартами и технической документацией (далее именуется нормативная и техническая документация);
имеющая явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у компетентного лица, осуществляющего проверку качества и безопасности продукции;
не имеющая документов изготовителя (поставщика) продукции, подтверждающих ее происхождение, качество и безопасность, а также документов о сертификации продукции, оформленных в установленном порядке или подтверждающих соответствие посредством принятия изготовителем (продавцом) декларации о соответствии;
свойства которой не соответствуют данному виду и наименованию продукции;
маркировка которой не соответствует требованиям нормативной и технической документации;
с неустановленным сроком годности для продукции, на которую такой срок должен быть установлен, или с истекшим сроком годности .
———————————
Хачатрян А.С. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с производством, хранением, перевозкой либо сбытом товаров и продукции, выполнением работ или оказанием услуг, не отвечающих требованиям безопасности (в части предприятий общественного питания) // Российский судья. 2010. N 5. С. 32.

Читайте так же:  Мать одиночка встать на очередь

Качество пищевых продуктов также определяется как совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребность человека в пище при обычных условиях их использования (ст. 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов»). Однако следует прийти к выводу, что в данном случае трудно найти объективные критерии качества приготовленной продукции, поскольку большое значение имеют субъективные вкусы и предпочтения того или иного клиента и вышеуказанные критерии могут служить только общими ориентирами.
В соответствии с п. 26 Правил оказания услуг общественного питания при обнаружении недостатков представленного блюда потребитель вправе по своему выбору потребовать:
— безвозмездного устранения недостатков блюда;
— соответствующего уменьшения цены блюда;
— безвозмездного повторного изготовления блюда надлежащего качества.
Еще одним важным условием является срок исполнения договора возмездного оказания услуг общественного питания. По общему правилу услуга оказывается в сроки, предусмотренные соглашением сторон, т.е. договором. Срок исполнения договора возмездного оказания услуг определяется соглашением сторон, если он не установлен в соответствующих нормативных актах. При этом ГК не содержит специальных норм, посвященных регламентации срока исполнения отдельных обязательств по возмездному оказанию услуг (это невозможно в силу существенных различий в характере оказываемых услуг), поэтому вопрос о том, является ли данное условие существенным для договора возмездного оказания услуг или нет, является недостаточно четко урегулированным. В данном случае следует учитывать положения ст. 708 ГК о сроке исполнения работ по договору подряда, которые согласно ст. 783 ГК применяются к возмездному оказанию услуг.
Между тем применительно к данному договору указание конкретного срока оказания услуги не всегда возможно. Очевидно, в данном случае следует руководствоваться понятием разумного срока, который должен пройти с момента принятия заказа потребителя. Однако, если речь идет об организации свадебного торжества или делается предварительный заказ, может быть указан начальный срок оказания услуги. При этом конечный срок обычно не указывается и ограничивается временем окончания работы данного предприятия общественного питания. В связи с этим в Правилах оказания услуг общественного питания говорится только о нарушении сроков исполнения предварительного заказа на оказание услуги. Согласно п. 25 указанных Правил при нарушении сроков исполнения предварительного заказа на оказание услуги потребитель вправе по своему выбору:
назначить исполнителю новый срок;
потребовать уменьшения цены за оказываемую услугу;
отказаться от исполнения договора об оказании услуги.
Потребитель в подобных случаях вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Речь идет о предусмотренном п. 1 ст. 31 Закона о защите прав потребителей десятидневном сроке со дня предъявления соответствующего требования. Кроме того, на основании абз. 1, 2, 3, 5 п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае нарушения установленных сроков оказания услуги исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пени) в размере трех процентов цены оказания услуги. Неустойка (пени) за нарушение сроков начала выполнения работы, ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки.
Ответственность исполнителя по договору возмездного оказания услуг общественного питания может наступить как за неоказание услуги, так и за оказание услуги ненадлежащим образом, а в случаях, предусмотренных законодательством, также за непредоставление необходимой информации заказчику. В частности, нередко при оказании услуг общественного питания допускаются нарушения прав потребителя на информацию о товарах и услугах, установленных п. 12, 13 и 14 Правил оказания услуг общественного питания, выразившиеся в недоведении до сведения потребителя сведений о продукции и об услугах посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг, в том числе при отсутствии возможности ознакомления с меню вне зала обслуживания, а также сведений о пищевой ценности продукции общественного питания.
Следует отметить, что в Правилах оказания услуг общественного питания об ответственности сказано в п. 26. Согласно указанному пункту потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.
Кроме того, при оказании услуг общественного питания нередко применяется такая форма ответственности, как компенсация морального вреда. В ст. 151 ГК моральный вред определяется как «физические или нравственные страдания».
В данном случае речь может идти как о физических, так и о нравственных страданиях. Так, в случае некачественно приготовленной пищи потребители услуги могут отравиться, что, несомненно, повлечет физические страдания. Одновременно в таких случаях потребитель испытывает и нравственные (психические) страдания в связи с напрасно потраченными деньгами и временем.
Следует отметить, что иски к предприятиям общественного питания, в которых содержится требование о компенсации морального вреда в связи с нарушением прав потребителей, случаются довольно часто. Появился даже особый вид мошенничества, когда в приготовленные блюда посетители подкладывают инородные предметы, например гвозди, и требуют возместить в связи с этим причиненный моральный вред.
В отдельных случаях суды удовлетворяют подобные иски. Так, был удовлетворен иск к одной из сетей ресторанов быстрого питания о компенсации морального вреда в связи с отравлением посетителя из-за обнаруженной в приготовленной продукции кишечной палочки.
Ответственность исполнителя по данному договору является повышенной, и требования потребителя не подлежат удовлетворению только в том случае, если исполнитель докажет, что нарушение сроков оказания услуги произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
Оказание услуг общественного питания нередко сопровождается возникновением других гражданско-правовых отношений. Так, в первую очередь речь идет о заключении и исполнении договора хранения в отношении верхней одежды посетителей. При этом следует учитывать, что организации общественного питания вправе устанавливать на своей территории правила поведения, не противоречащие законодательству РФ, в том числе запрещать посетителям находиться в верхней одежде (п. 5 Правил оказания услуг общественного питания). Организация общественного питания, не располагающая гардеробом, но имеющая места, специально отведенные для хранения вещей посетителей, обязана принять все меры для обеспечения сохранности вещей, оставляемых без сдачи их на хранение (п. 2 ст. 924, п. 1 ст. 891 ГК РФ).
Сам факт наличия в организации общественного питания мест, предназначенных для хранения верхней одежды, головных уборов, зонтов и иных подобных принадлежащих посетителям вещей, является офертой (предложением заключить договор хранения). То есть, оборудуя места для хранения вещей посетителей (например, устанавливая в обеденном зале вешалки для верхней одежды), она тем самым предлагает посетителю воспользоваться услугой безвозмездного хранения его вещей на время получения оказываемой организацией услуги (например, услуги общественного питания в ресторане). Посетитель, оставляя свои вещи в отведенном для этого месте (например, верхнюю одежду на вешалке), принимает предложенную услугу (п. 3 ст. 438 ГК РФ). С этого момента организация несет ответственность за утрату или повреждение вещей посетителя, оставленных в отведенном для этого месте.
Если посетитель покинул заведение, а свои вещи из отведенного для хранения места не забрал, то организация отвечает за утрату или повреждение его вещей лишь при наличии со стороны организации умысла или грубой неосторожности (ст. 901 ГК РФ).
При безвозмездном хранении убытки, причиненные посетителю, возмещаются (п. 2 ст. 902 ГК РФ):
1) за утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных или недостающих вещей;
2) повреждение вещей — в размере суммы, на которую понизилась их стоимость.
Если в результате повреждения вещи ее качество изменилось настолько, что она не может быть использована по своему назначению, посетитель вправе от нее отказаться и потребовать от организации возмещения стоимости этой вещи, а также других убытков, если иное не предусмотрено законом. Это означает, что в случае, если оставленная посетителем в специально отведенном для этого месте вещь (верхняя одежда, головной убор, иная аналогичная вещь) пропадет (например, будет украдена), пока посетитель получает предоставляемую организацией услугу, организация обязана возместить посетителю полную рыночную стоимость (на дату происшествия) пропавшей вещи. Если вещь будет испорчена (например, на верхней одежде появится пятно), но не утрачена полностью, хранитель должен возместить разницу между рыночной стоимостью вещи до ее повреждения и рыночной стоимостью вещи после повреждения.
Иногда в нарушение требований ст. 16.1 Закона о защите прав потребителей в организации общественного питания устанавливаются различные цены товара в зависимости от формы оплаты (наличная, безналичная). Следует учитывать, что согласно п. 4 указанной статьи при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
Особым образом регулируется оказание данной услуги при перевозках железнодорожным транспортом. Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 N 111 утвердило Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Согласно п. 34 указанных Правил в поезде дальнего следования пассажир за отдельную плату обеспечивается питанием в вагоне-ресторане (вагоне-кафе) при наличии его в составе указанного поезда. Порядок организации работы вагона-ресторана (вагона-кафе) определяется перевозчиком. Речь, в частности, идет об Инструкции по организации работы вагонов-ресторанов (вагонов-кафе) пассажирских поездов российских железных дорог, утвержденной МПС РФ 22.10.2001 N ЦЛ-861.
Согласно п. 6 указанной Инструкции для организаций, обслуживающих питанием пассажиров пассажирских поездов, устанавливается следующий режим работы:
вагон-ресторан (вагон-кафе) должен быть открыт для пассажиров:
при следовании в составе пассажирского поезда — в течение всего дня по местному времени с двумя перерывами по 30 минут каждый — для уборки помещений и получения продуктов в пути следования;
при отправлении пассажирского поезда из пункта оборота после 12 часов местного времени работа вагона-ресторана (вагона-кафе) в этот день продлевается. Обслуживание пассажиров питанием в вагоне-ресторане производится официантами. В процессе подготовки зала вагона-ресторана к обслуживанию выполняется предварительная сервировка столов. При расчете за товары и продукцию пассажирам вручается кассовый чек.
Для того чтобы привлечь максимальное количество посетителей, услуги по общественному питанию в ряде случаев сопровождаются исполнением музыкальных произведений. В связи с этим возникает вопрос о том, нужно ли получать разрешение правообладателя на музыкальные произведения при оказании услуг общественного питания. В п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения (в том числе при его представлении в живом исполнении), является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, то есть лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия. Именно это лицо должно заключить договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать полагающееся вознаграждение.
Таким образом, публичное воспроизведение музыкальных произведений на территории организации общественного питания должно осуществляться на основании договора с РАО (Российское авторское общество), в чью компетенцию входит сбор вознаграждения за исполнение музыкальных произведений о выплате вознаграждения за публичное исполнение указанных произведений. Соответственно, отсутствие договора является основанием для взыскания компенсации за нарушение исключительных прав на музыкальные произведения в судебном порядке.

Читайте так же:  Образец рапорта на увольнение по семейным обстоятельствам

Литература:

1. Никитин А.В. О квалификации договоров обслуживания граждан предприятиями общественного питания // Российский юридический журнал. 2014. N 6.
2. Хачатрян А.С. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с производством, хранением, перевозкой либо сбытом товаров и продукции, выполнением работ или оказанием услуг, не отвечающих требованиям безопасности (в части предприятий общественного питания) // Российский судья. 2010. N 5. С. 32.

Договор оказания услуг по организации питания для туристических групп

Автор документа

ДОГОВОР № _______

г.______________ «___» __________ 20__ года

___________________________ в лице ______________________________________________, действующего на основании ____________________, именуемое – «Исполнитель и/или Ресторан» с одной стороны и __________________________________________, в лице ____________________, действующего на основании _________________________, именуемое далее — «Заказчик», с другой стороны заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1 Согласно настоящему договору Ресторан принимает на себя обязанности по организации обедов и ужинов для туристических групп и индивидуальных туристов, а Заказчик обязуется оплатить данные услуги.

1.2 Исполнитель обязуется оказать услуги лично.

1.3 Объем услуг по настоящему договору на момент его заключения не определен, и формируется из заявок Заказчика по тарифам, указанным в меню – Приложении №1.

2. Обязанности сторон

2.1 Ресторан обязуется:

2.1.1 Осуществить организацию питания для туристических групп и индивидуальных туристов согласно заявкам Заказчика и по ценам, указанным в приложении №1 в помещении ресторана «_______________» по адресу: _______________________________ (далее – «Объект»);

2.1.2 Помимо питания, Исполнитель может предоставлять иные услуги: музыкальное сопровождение и др.

2.1.3 Предоставлять услуги, прошедшие сертификацию. Качество услуг должно строго соответствовать санитарным, противопожарным и иным нормам в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

2.2. Заказчик обязуется:

2.2.1 Заблаговременно, не позднее семи календарных дней подать заявку Приложение №2 на обслуживание туристических групп с указанием даты, времени, количества человек, меню, и иных существенных условий;

Читайте так же:  Судебные приставы не могут вручить повестку

2.2.2 Не позднее чем за 24 часа до планируемого мероприятия, посредствам телефона или факсимильной связи окончательно подтвердить параметры, перечисленные в п. 2.2.1. настоящего договора;

2.2.3 Предоставлять Исполнителю заявки Приложение №2 на обслуживание индивидуальных туристов не позднее 18.00 часов дня, предшествующего дате посещения ресторана;

2.2.4. При посещении Ресторана через уполномоченное лицо (гида-переводчика, др.) предоставлять Исполнителю ваучер на обслуживание групп и индивидуальных туристов.

2.2.5. Не позднее, чем за один час оповестить Исполнителя о возможных задержках (не более чем на один час от заявленного времени) при посещении ресторана.

3. Оплата по договору

3.1. Оплата услуг по договору производится по ценам, указанным в Приложении №1 безналичным образом, если стороны не предусмотрят иной способ оплаты.

3.2. Срок оплаты – 7 банковских дней с момента проведения мероприятия при расчетах в рублях,7 банковских дней с момента проведения мероприятия при расчетах в иностранной валюте.

3.3. Питание индивидуальных туристов может быть оплачено наличным образом.

3.4. Допускается внесение Заказчиком предварительной оплаты в счет стоимости услуг, которые будут оказаны в будущем в рамках настоящего договора.

4. Ответственность сторон

4.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Рестораном своих обязательств по настоящему договору, он обязан возместить Заказчику понесенные убытки в рамках действующего гражданского законодательства.

4.2. Заказчик несет ответственность в следующем объеме:

4.2.1. в случае, если по вине Заказчика, туристическая группа на обслуживание в Ресторан не явилась, Заказчик компенсирует Исполнителю стоимость холодных закусок, указанную в Приложении №1;

4.2.2. если на обслуживание прибыло меньшее количество туристов, чем было указано в заявке, и о данных изменениях Ресторан не был проинформирован в сроки, указанные в п. 2.2.2. настоящего договора, Заказчик компенсирует разницу в стоимости фактически поставленных, но не потребленных холодных закусок.

4.3. Стороны могут предусмотреть иной способ компенсации убытков по настоящему договору.

4.4. В случае нарушения п.2.2 Договора начисляется пени в размере ____% с просроченной суммы за каждый день просрочки.

4.5. Уплата пени не освобождает Стороны от выполнения лежащих на них обязательств по Договору.

5. Срок действия и расторжение настоящего договора

5.1. Договор действует с __.__.20__ до с __.__.20__ года включительно.

5.2. Договор может быть досрочно расторгнут по письменному заявлению одной из сторон. При это стороны проводят сверку взаимных расчетов и Заказчик оплачивает фактически оказанные Исполнителем услуги.

6.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших во время действия настоящего договора, которые стороны не могли предвидеть или предотвратить.

6.2. При наступлении обстоятельств, указанных в п. 6.1. сторона должна без промедления сообщить о них другой стороне.

6.3. В случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, срок исполнения стороной своих обязательств отодвигается соразмерно времени, в течение которых действуют данные обстоятельства и их последствия.

7. Заключительные положения.

7.1. Любые изменение к настоящему договору оформляются в письменной форме, и являются неотъемлемым приложением к нему.

7.2. Все споры, возникшие в ходе исполнения настоящего договора решаются путем переговоров, в случае, если достигнуть согласия невозможно, в Арбитражном суде ________________.

7.3. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон.

7.4. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, стороны должны руководствоваться законодательством Российской Федерации.

8. Реквизиты сторон

Исполнитель Заказчик

Договор с кафе для питания сотрудников — учет расходов

Договор с кафе для питания сотрудников — учет расходов

Опишите причину своей жалобы

Добрый день!
ООО (ОСНО) для организации питания сотрудников заключила договор с кафе (столовой).
Как данный расход учитывается при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, НДС? Есть ли лимиты на данный расход?
Не возникает ли НДФЛ?

Опишите, почему вы пишете жалобу на этот ответ

Порядок учета зависит от того, можете ли вы организовать персонифицированный учет питания.

Вариант 1. Вы можете точно определить стоимость питания каждого сотрудника. Например, заключили договор со столовой и выдаете работникам талоны. Или договорились о доставке обедов по определенной цене для конкретного числа людей. В таком случае:

  • для налога на прибыль стоимость услуг компании, предоставляющей питание, учитывайте в расходах на оплату труда. Для этого надо, чтобы обязанность обеспечивать работников питанием была предусмотрена трудовым или коллективным договором (Письмо Минфина от 09.01.2017 N 03-03-06/1/80065);
  • входной НДС по питанию принимайте к вычету как обычно. В той же сумме начисляйте НДС на стоимость питания, предоставленного работникам (Письмо Минфина от 11.02.2014 N 03-04-05/5487);
  • на стоимость питания начисляйте НДФЛ и взносы (п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ, Письма Минфина от 23.10.2017 N 03-15-06/69405, от 11.02.2014 N 03-04-05/5487, Минтруда от 22.07.2016 N 17-3/В-285).

Вариант 2. Вы не можете определить, на какую сумму поел каждый работник. Например, питание предоставляется по системе «шведский стол». Тогда:

  • для налога на прибыль стоимость услуг питания учесть нельзя (Письмо Минфина от 09.01.2017 N 03-03-06/1/80065);
  • входной НДС принять к вычету нельзя, но и начислять НДС на стоимость питания не надо (Письмо Минфина от 06.03.2015 N 03-07-11/12142);
  • НДФЛ и взносы со стоимости питания не начисляйте (п. 1 ст. 421 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ, Письмо Минфина от 21.03.2016 N 03-04-05/15542).

Учесть расходы будет проще, если вы будете платить работникам компенсацию на питание.

Читайте так же:

  • Педагог психолог льготная пенсия Назначение льготной педагогической пенсии Добрый день! Я работаю педагогом - психологом в школе и учителем изобразительного искусства (19 часов). Основная должность педагог- психолог. Стаж 30 лет, при оформлении льготной пенсии,мне было отказано в назначении выплаты, т.к. должности […]
  • Банкротство гражданина лекции Тема 7. Понятие и признаки банкротства 7.1. Понятие и признаки банкротства В настоящее время отношения, связанные с несостоятельностью, регулируют следующие нормативные правовые акты: 2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 14 июня 2002 г. (в ред. от 27.07.2010 г.) (далее - АПК […]
  • Приказ минэкономразвития план-график Приказ Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 761/20н "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы […]
  • Доврачебная помощь приказ Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от […]
  • Закон костромской области о государственной службе Закон Костромской области от 1 апреля 1996 г. N 33 "О государственной службе Костромской области" Закон Костромской области от 1 апреля 1996 г. N 33"О государственной службе Костромской области"(принят Костромской областной Думой 28 марта 1996 г.) С изменениями и дополнениями от: 14 […]