Меню

Органы предварительного следствия их система и полномочия

12.3. Органы предварительного следствия; задачи и полномочия

Предварительное следствие представляет собой форму проводимого следователем расследования, состоящую в детальном, всестороннем и исчерпывающем исследовании фактических обстоятельств дела с последующей передачей уголовного дела в суд для наказания виновных лиц.

В форме предварительного следствия расследуются уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях.

В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится:

  • 1) следователями Следственного комитета РФ:
    • – по делам о наиболее тяжких преступлениях (например, убийство, причинение смерти по неосторожности, доведение до самоубийства, похищение человека, изнасилования, насильственные действия сексуального характера, нарушение неприкосновенности частной жизни, террористический акт, бандитизм, должностные преступления, ряд преступлений против правосудия и порядка управления, против военной службы, против мира и безопасности человечества), а также дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, адвокатами, депутатами и специальными субъектами, указанными в ст. 447 УПК РФ;
    • – о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, ФСО России, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением определенных законом случаев, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;
    • – по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;
  • 2) следователями Федеральной службы безопасности – по делам о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (например, террористический акт, организация незаконных вооруженных формирований или участие в них, государственная измена, шпионаж, разглашение государственной тайны);
  • 3) следователями органов внутренних дел – по делам о преступлениях против здоровья граждан, половой неприкосновенности, собственности, общественной безопасности и общественного порядка, здоровья населения и общественной нравственности и ряд других (например, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, неоказание помощи больному, развратные действия, кража, мошенничество, грабеж, разбой, незаконное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов или сборов, организация преступного сообщества, дача и получение взяток);
  • 4) следователями ФСКН России – по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

В соответствии с п. 41 ст. 5 и ст. 38 УПК РФ следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной данным Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Независимо от принадлежности к тому или иному ведомству следователи обладают равным объемом процессуальных полномочий: возбуждать уголовное дело, принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности; самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа; давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении; обжаловать с согласия руководителя следственного органа решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков; осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Для собирания и проверки доказательств следователь проводит следственные действия: допросы, выемки, осмотры, следственные эксперименты, очные ставки, назначает экспертизы и т.д.

При производстве по уголовному делу задачами следователя являются доказывание наличия события преступления, виновности лица в совершении преступления, выявление мотивов преступления, обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, обстоятельств, способствовавших совершению преступления и иных обстоятельств, необходимых для правильного разрешения дела судом.

Срок проведения предварительного следствия – не более двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен руководителем следственного органа по району, городу или приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, – до трех месяцев, руководителем следственного органа по субъекту РФ и приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, а также их заместителями – до 12 месяцев. Дальнейшее продление возможно только Председателем Следственного комитета РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти и их заместителями.

По окончании расследования следователь составляет обвинительное заключение, утверждаемое прокурором, после чего прокурор направляет дело в суд.

В УПК РФ предусмотрен и такой процессуальный субъект, как руководитель следственного органа (ст. 39 УПК РФ). Руководитель следственного органа уполномочен:

  • 1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;
  • 2) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;
  • 3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;
  • 4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;
  • 5) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными УПК РФ.

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, специально указанных в законе.

Полномочия руководителя следственного органа осуществляют Председатель Следственного комитета РФ, руководитель Главного следственного управления Следственного комитета РФ, руководители следственных управлений Следственного комитета РФ по субъектам РФ, следственных отделов Следственного комитета РФ по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам РФ, районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета РФ, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).

10.2. Органы предварительного следствия

К органам предварительного следствия относятся Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы, Следственный департамент МВД России и соответствующие структуры, а также следственные подразделения органов Федеральной службы безопасности (ФСБ России) и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России).

Следственный комитет РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законом полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (убийства, изнасилования), о налоговых преступлениях, по фактам совершения преступлений против правосудия, преступлений, совершенных сотрудниками органов государственной власти, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и др.

Руководство Следственным комитетом осуществляет Президент РФ.

Читайте так же:  Какой штраф за избиения

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» его основными задачами являются:

  • — оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с установленной законом подследственностью уголовных дел;
  • — обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
  • — процессуальный контроль деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;
  • — выявление обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
  • — международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства;
  • — совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности.

Следственный комитет возглавляется Председателем следственного комитета, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

Председатель Следственного комитета выполняет следующие функции:

  • — организует работу Следственного комитета;
  • — издает организационно-распорядительные документы;
  • — утверждает в пределах своей компетенции структуру и штатное расписание центрального аппарата, следственных органов и учреждений Следственного комитета;
  • — осуществляет иные полномочия.

Центральный аппарат Следственного комитета РФ организован и действует на основании Положения о Следственном комитете РФ (утверждено Указом Президента РФ от 14.01.2011 №38).

В Центральном аппарате Следственного комитета РФ созданы главные управления, управления, отделы и отделения, в частности:

  • — главное следственное управление;
  • — главное управление процессуального контроля;
  • — главное организационно-инспекторское управление;
  • — главное управление криминалистики;
  • — главное управление обеспечения деятельности;
  • — управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах;
  • — управление кадров;
  • — правовое управление;
  • — управление международно-правового сотрудничества. К территориальным органам относятся следственные

управления Следственного комитета РФ по федеральным округам, следственные управления Следственного комитета РФ по субъектам РФ, следственные отделы по районам, городам.

Также существуют специализированные следственные органы Следственного комитета РФ. Прежде всего, это военные следственные органы. Во главе их находится Главное военное следственное управление, входящее в центральный аппарат Следственного комитета РФ.

Главное военное следственное управление возглавляет руководитель Главного военного следственного управления, который одновременно является одним из заместителей Председателя Следственного комитета РФ.

Главное военное следственное управление состоит из следующих основных подразделений: следственное управление; организационно-аналитическое управление; управление процессуального контроля и криминалистики; управления обеспечения деятельности; отдел обеспечения собственной безопасности и служебных проверок.

Главному военному следственному управлению подчинены военные следственные управления по военным округам, флотам, ракетным войскам стратегического назначения. Нижестоящим звеном являются военные следственные отделы по гарнизонам, военным соединениям.

Специализированные следственные органы также созданы на железнодорожном, водном и воздушном транспорте на правах районных отделов и следственных управлений субъектов РФ.

Также имеются специализированные следственные отделы на особо режимных объектах и природоохранные следственные отделы. Они создаются на правах районных отделов и обладают соответствующими полномочиями.

В системе МВД России следственные органы представлены Следственным департаментом МВД России и подчиненными ему структурами.

Следственный департамент МВД России возглавляется начальником департамента, который одновременно по должности является одним из заместителей Министра внутренних дел РФ. Начальник Следственного департамента МВД России назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Следственный департамент МВД России и входящие в его состав органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о большинстве преступлений, связанных с причинением вреда здоровью, о преступлениях против собственности, о преступлениях в сфере экономической деятельности (кроме налоговых преступлений) и др.

Основными задачами Следственного департамента МВД России являются:

  • — выработка предложений по формированию государственной политики в сфере расследования преступлений, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве;
  • — организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного следствия в системе МВД России в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования;
  • — расследование наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений непосредственно следователями Следственного департамента МВД России;
  • — осуществление в пределах своей компетенции взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с предупреждением, выявлением и расследованием преступлений.

В структуре Следственного департамента МВД России имеется ряд управлений и отделов:

  • — информационно-аналитическое управление;
  • — организационное управление;
  • — контрольно-методическое управление;
  • — управление по расследованию организованной преступной деятельности;
  • — управление по обеспечению деятельности органов предварительного следствия;
  • — отдел кадров и государственной службы;
  • — отдел делопроизводства и режима;
  • — пресс-служба.

Нижестоящими подразделениями Следственного департамента МВД России являются:

  • — следственные части главных управлений МВД России но федеральным округам;
  • — следственные управления управлений на транспорте МВД России по федеральным округам;
  • — следственные управления (отделы) линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
  • — главные следственные управления (управления, отделы) министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам РФ;
  • — следственные управления (отделы, отделения, группы) управлений, отделов МВД по районам, городам и иным муниципальным образованиям, управлений, отделов МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейных отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
  • — следственный отдел Управления МВД России на комплексе «Байконур».

Следователи органов ФСБ России осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях против государственной безопасности, о ряде преступлений в сфере экономической деятельности, против общественной безопасности (терроризм, диверсия) и др.

В структуре центрального аппарата ФСБ России имеется следственное управление, которое расследует особо важные уголовные дела из числа входящих в подследственность следователей ФСБ России, а также оказывает методическую помощь нижестоящим следственным органам. В управлениях ФСБ России по субъектам РФ имеются следственные отделы (отделения), сотрудники которых осуществляют предварительное следствие и реализуют иные предусмотренные законом полномочия.

Следователи органов ФСКН России осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, совершенных в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

В центральном аппарате ФСКН России в качестве структурного подразделения действует Следственный департамент, в структуру которого входят следственное управление, зонально-следственное управление и методико-аналитическое управление.

Основными задачами Следственного департамента ФСКН России являются:

  • — организация и производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, отнесенных законодательством к подследственности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • — организационное обеспечение и контроль деятельности территориальных следственных органов ФСКН России;
  • — организационно-методическое обеспечение подразделений дознания территориальных органов ФСКН России;
  • — аналитическое и методическое сопровождение деятельности территориальных следственных органов ФСКН России и подразделений дознания органов ФСКН России.

В структуре региональных управлений ФСКН России, управлений ФСКН России но субъектам РФ имеются следственные службы, а в составе межрайонных, районных (городских) отделов ФСКН России — следственные отделения. Должностные лица этих органов производят предварительное следствие по уголовным делам, отнесенным к их подследственности в соответствии с законом, а также выполняют иные полномочия.

Основными должностными лицами, наделенными полномочиями по осуществлению предварительного следствия, являются следователь и руководитель следственного органа. Полномочия данных лиц закреплены в уголовно-процессуальном законодательстве вне зависимости от их ведомственной принадлежности. Различаются лишь конкретные преступления, уголовные дела по которым подследственны следователям различных ведомств, сами же полномочия должностных лиц являются равными и неизменными.

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Следователь уполномочен:

  • — возбуждать уголовное дело, принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
  • — самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
  • — давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
  • — обжаловать с согласия руководителя следственного органа решения прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
  • — осуществлять иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

Руководитель следственного органа — это должностное лицо, которое возглавляет соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Руководитель следственного органа уполномочен:

  • — поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, изымать уголовное дело у одного следователя и передавать его другому, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;
  • — проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;
  • — давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий и по другим вопросам;
  • — давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве ряда следственных действий или избрании ряда мер процессуального принуждения;
  • — отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если тот нарушил требования закона;
  • — утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;
  • — возвращать уголовное дело следователю для производства дополнительного расследования со своими указаниями;
  • — осуществлять иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Читайте так же:  Развод по неявке одного из супругов

Кроме этого, руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело и провести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя.

Правоохранительные органы

Органы предварительного следствия, их компетенция

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, госнаркоконтроля. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователей.

Круг дел, по которым обязательно проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК. Там же устанавливается и подследственность, т. е. определение того, какие конкретные категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности.

Правила определения подследственности уголовных дел во всех деталях изучаются на старших курсах юридических учебных заведений в рамках предмета, называемого уголовным процессом. Познающим курс «Правоохранительные органы» достаточно иметь общее представление по данному практически важному вопросу.

Решается он в указанной статье УПК примерно следующим образом:

  • следователи прокуратуры уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина, на порядок исполнения обязанностей по службе, в том числе военной (следователи военной прокуратуры), на некоторых должностных лиц государственных органов, в том числе ряда правоохранительных (судьи, прокуроры и следователи прокуратуры, должностные лица органов внутренних дел и др.), а равно о посягательствах, совершенных такими лицами;
  • следователи федеральной службы безопасности — о наиболее опасных преступлениях против государственного строя и общественной безопасности (бандитизм, государственная измена, шпионаж и т. д.), а также о преступлениях террористического характера и преступлениях, связанных с проявлениями организованной преступности и коррупцией;
  • следователи органов госнаркоконтроля — о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
  • следователи органов внутренних дел — о многочисленных других преступлениях (против собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, системы налогообложения и т. д.).

Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями. Он самостоятельно принимает большинство решений, связанных с производством следственных и иных процессуальных действий. Однако в предусмотренных законом случаях его решения приобретают законную силу лишь после получения им санкции или согласия суда либо прокурора на совершение определенных действий (например, возбуждение уголовных дел, их прекращение по некоторым основаниям, заключение обвиняемого под стражу, продление срока предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей, контроль телефонных или иных переговоров, обыск жилого помещения).

Помимо этого следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде. Но закон предусматривает и возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора, касающимися, скажем, привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, объема его обвинения, прекращения производства расследования, передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. После проверки доводов следователя вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которыми не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю.

Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Следователями могут назначаться граждане Российской Федерации, имеющие, как правило, высшее юридическое или иное специальное образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности.

В зависимости от характера и содержания расследуемых уголовных дел, степени их сложности, уровня квалификации, накопленного опыта следователи занимают разное должностное положение. Они могут называться следователями, старшими следователями, следователями по особо важным делам и старшими следователями по особо важным делам. Такого наименования должностей сотрудников, наделенных полномочиями по осуществлению предварительного следствия, придерживаются во всех ведомствах, имеющих следственный аппарат.

Например, в прокуратурах районов, городов и автономных округов обычно работают следователи и старшие следователи; в прокуратурах республик, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области — следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам; в Генеральной прокуратуре РФ — старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам и старшие следователи. Примерно таким же образом распределяются следователи по своим должностным наименованиям в военной и специализированных прокуратурах, а также в органах внутренних дел, федеральной службе безопасности и органах Госнаркоконтроля РФ.

Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы системы структурных подразделений, которые принято именовать следственными аппаратами.

Возглавляют эти аппараты подразделения, входящие в состав высших органов конкретных ведомств. К примеру, в Генеральной прокуратуре РФ имеется Следственное управление, в Федеральной службе безопасности РФ — тоже Следственное управление, а в системе органов внутренних дел — Следственный комитет при МВД России.

На среднем уровне (республика, край, область, город федерального значения и т. д.) следователи практически во всех ведомствах объединяются, в зависимости от объема работы и числа работающих, в подразделения, которые называются по-разному: группы, части, отделения, отделы и даже управления.

В качестве примера структуры следственного аппарата можно было бы привести ту, которая предусматривается Положением об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 23 ноября 1998 г. № 1422 К Возглавляет эту структуру, как отмечено выше, Следственный комитет при МВД РФ, которым руководит заместитель Министра — начальник комитета, назначаемый Президентом РФ по предложению Правительства РФ.

В субъектах РФ организуются главные следственные управления, следственные управления или следственные отделы при соответствующих органах внутренних дел. Такого рода подразделения создаются также при органах внутренних дел на транспорте, особо важных и режимных объектах.

Их возглавляют начальники, которые одновременно являются заместителями руководителей соответствующих органов внутренних дел, назначаемыми на должность или освобождаемыми от нее Министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета. На основном уровне (в городах, районах и т. д.) могут быть образованы управления, отделы, отделения, группы.

Следственные подразделения высшего и среднего уровней выполняют в основном две функции: осуществляют предварительное следствие по наиболее сложным делам и оказывают содействие следователям, работающим в нижестоящих структурах своего ведомства. Такое содействие может проявляться в оказании методической помощи в раскрытии конкретных преступлений, повышении квалификации следователей, разъяснении нового законодательства, когда в этом есть необходимость, ознакомлении с научно-техническими новинками, которые могут быть использованы в следственной работе, и т. д.

На основном уровне (к примеру, в районах и городах) следственные подразделения создаются не всегда, поскольку объем работы не позволяет вводить достаточное для этого количество должностей следователей. Существует немало районов и городов (особенно в сельской местности и в отдаленных регионах страны), где, скажем, в прокуратурах работают один или два следователя. Создавать для них какие-то структурные подразделения (группы, отделения, отделы и т. п.) попросту неразумно: ими руководят непосредственно прокуроры или их помощники.

Что касается следственных аппаратов службы безопасности, то для них на уровне районов или городов, пожалуй, в большинстве случаев нет постоянной нагрузки. Здесь подследственные им дела могут «возникнуть», максимум, один раз в несколько лет, и с такими делами вполне могут справиться следователи из вышестоящих структур (республиканских, краевых и других, приравненных к ним). Естественно, в подобных случаях нет необходимости не только в организации следственных подразделений, но и во введении постоянных должностей следователей.

Следователи, работающие во всех названных выше ведомствах, имеют не только соответствующие должностные наименования, но и классные чины, специальные звания (органы внутренних дел и органы госнаркоконтроля) и воинские звания (федеральная служба безопасности и военная прокуратура). Присваиваются чины и звания с учетом занимаемой должности, выслуги лет, отношения к работе и других факторов.

Читайте так же:  Русское радио развод

Для характеристики органов предварительного следствия весьма важно знать, что к какому бы ведомству ни принадлежал конкретный следователь, каким бы он ни обладал классным чином, воинским или специальным званием, какую бы должность он ни занимал (будь-то следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам и т. д.) — при расследовании конкретного уголовного дела он обязан подчиняться единым требованиям законов, в первую очередь требованиям, предусмотренным Конституцией РФ и УПК.

Вопрос 63. Органы предварительного следствия. Их задачи, система, полномочия.

Следствие в уголовном процессе – собирание и проверка доказательств, необходимых для выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Следствие – собирательное понятие, включающее предварительное следствие и судебное следствие.

Предварительное следствие – выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. Судебное следствие – составная часть судебного разбирательства в суде первой инстанции.

Систему органов предварительного следствия составляют следственные подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконт-роля России. В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры.

Задачи органов предварительного следствия:

– быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;

– всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;

– обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;

– обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;

– обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;

– установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;

– выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всей системы органов предварительного следствия. Следователи не вправе производить оперативно-розыскные мероприятия. Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые процессуальные права, ведут предварительное следствие в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в одинаковом объеме. Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы следственные аппараты (системы структурных подразделений). Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура. Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. Они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Ведомственный контроль осуществляют и следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. За законностью предварительного следствия осуществляется и судебный контроль в ходе рассмотрения уголовных дел, а также жалоб об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных решений и действий дознавателя, следователя, прокурора.

Органы предварительного следствия. Их задачи, полномочия и система

Уголовно-процессуальный кодекс относит к органам предварительного следствия следователей Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и ФСКН.

Задачи органов предварительного следствия в Российской Федерации

1. Задачами органов предварительного следствия в Российской Федерации являются:

а) организация предварительного следствия и производство предварительного следствия по уголовным делам в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

б) принятие в пределах своей компетенции по расследуемым уголовным делам мер обеспечения возмещения гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям ущерба, причиненного им в результате совершения преступлений;

в) принятие в пределах своей компетенции мер к восстановлению чести, достоинства и иных прав граждан, подвергнувшихся незаконному задержанию, аресту и привлечению к уголовной ответственности;

г) принятие в пределах своей компетенции по расследуемым уголовным делам мер к выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступлений и мер к их устранению.

2. В соответствии с возложенными на них задачами органы предварительного следствия:

а) производят предварительное следствие по уголовным делам;

б) анализируют следственную практику, организацию и результаты деятельности следователей, разрабатывают и реализуют меры по повышению качества и сокращению сроков производства расследования;

в) изучают, обобщают и рекомендуют к внедрению положительный опыт предварительного следствия, разрабатывают для использования на практике современные методики расследования отдельных видов преступлений;

г) организуют взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно-разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам;

д) изучают правоприменительную практику следователей и осуществляют разработку предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации;

е) обеспечивают эффективную кадровую политику, подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства;

ж) организуют рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.

Систему органов предварительного следствия Российской Федерации составляют Федеральная служба расследований Российской Федерации, Следственные управления субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные следственные управления, городские и районные следственные отделы, другие территориальные и иные специализированные следственные отделы.

Органы дознания. Их задачи, полномочия и система.

Органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные пол­номочия.

К органам дознания относятся:

— органы внутренних дел РФ, иные органы исполнительной власти, на­деленные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной де­ятельности;

— органы пограничной службы РФ;

— органы Службы судебных приставов Минюста России;

— таможенные органы РФ;

— органы Государственной противопожарной службы;

— командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреж­дений или гарнизонов.

На органы дознания возлагаются:

— дознание по уголовным делам, по которым производство предваритель­ного следствия необязательно;

— выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное осу­ществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Полномочия по проведению доз­нания не могут быть возложены на лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель уполномочен:

— самостоятельно производить следственные и иные процессуальные дей­ствия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;

— осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору.

Дознаватели подразделяются на штатных и внештатных.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Читайте так же:

  • Приказ о временном исполнении обязанностей заместителя директора Трудовое право и КДП Трудовое право, кадровое делопроизводство и охрана труда Home / Кадровые документы / Приказ о назначении исполняющего обязанности директора Приказ о назначении исполняющего обязанности директора В некоторых случаях в компании требуется временное […]
  • Узаконивание пристройки к частному дому исковое заявление Иск об узаконивании самовольной пристройки Образец искового заявления о сохранении квартиры в реконструированном виде В Прикубанский районный суд г. Краснодара Истец: Равновеликий Исидор Тимофеевич г. Краснодар, ул. Банковская, 50, кв. 6 Ответчик: Администрация муниципального образования […]
  • Иск о взыскании морального вреда при дтп образец Иск — моральный вред. Получение моральной компенсации. Иск о взыскание морального вреда. Если вам причинены физические или(и) нравственные страдания ввиду чьих то неправомерных действий вы вправе обратиться в суд о возмещение морального вреда. Как сказано в ст. 151 ГК РФ если гражданину […]
  • Закон 151 фз от 22081995 Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ"О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" С изменениями и дополнениями от: 1 июля, […]
  • Федеральный закон об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей Федеральный закон об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ"Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" С изменениями и дополнениями от: 5, 7 августа, 7 ноября 2000 г., 11 ноября 2003 г., 22 августа, 2, 29 ноября, […]