Меню

Требования освещенности улиц

Нормы освещения дорог. Требования к освещенности улиц, площадей

На уровень безопасности дорожного движения достаточно большое влияние оказывает уровень освещенности автомобильных дорог, мест стоянки транспортных средств и т.д.

При проектировании устройства наружного освещения уличных площадей, автомобильных дорог должны обеспечиваться следующие требования:

  • нормированные величины количественных, качественных показателей осветительных остановок;
  • экономичность установок, рациональное использование электроэнергии;
  • надежность работы осветительных установок;
  • безопасность обслуживающего персонала и населения;
  • удобство обслуживания и управления осветительными установками.

Используемые в осветительных установках оборудование и материалы должны соответствовать требованиям стандартов, техническому напряжению сети, условиям окружающей среды. Применение в осветительных установках открытых ламп без армирования не допускается.

При проектировании установок наружного освещения выбор опор и световых приборов должен производиться с учетом архитектурно планировочных особенностей освещаемой дороги, восприятия освещенной зоны в дневное и вечернее время.

Проектирование освещения дорог, улиц и площадей должно, как правило, выполняться в составе проектов благоустройства с учетом характеристик светоотражения дорожных покрытий и решений по озеленению.

Нормы, регламентирующие основные показатели наружного освещения, должны приниматься одинаковыми при любых источниках света, которые используются в осветительных установках, соответствовать требованиям СНиП по проектированию естественного и искусственного освещения.

Расчет освещения площадей городов, улиц, дорог различного назначения должен производиться с учетом обеспечении нормируемых величин освещенности на соответствующих функциональных зонах площади. В действующих нормах по проектированию искусственного освещения освещенность определяется угловым размером объекта различения, контрастом его с фоном и коэффициентом отражения фона. Поверхности дорожного покрытия улиц, площадей, дорог, обладающие рассеянным отражением, характеризуются не яркостью, а светностью фона или, зная порядок величины коэффициента отражения, освещенностью. Это значительно упрощает расчеты и измерения, так как рассчитать или измерить освещенность можно достаточно просто.

Основным нормативным документом Украины, регламентирующим нормы освещённости для уличного освещения являются украинские строительные нормы и правила — ДБН В.2.5-28-2006 «Природное и искусственное освещение». Нормы освещенности обязательны для всех организаций, осуществляющих деятельность в области строительства и монтажа опоры наружного освещения в городских и сельских поселениях.

Освещение улиц, площадей, автомагистралей, автомобильных дорог с регулярным транспортным движением в городской местности должно соответствовать требованиям освещенности согласно СНИП 23-05-95.

Требуемые значения яркости и освещенности дорожного покрытия улиц, площадей и дорог

Устройство уличного освещения регламентируется ВСН 22–75 – «Инструкцией по проектированию наружного освещения городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов». По характеру предъявляемых требований к освещению все улицы и площади городов подразделяются на три категории: А – скоростные дороги, магистрали общегородского значения и т.п.; Б – магистральные улицы районного значения, дороги грузового движения и т.п.; В-улицы и дороги местного значения.

В отличие от всех других осветительных установок уровень освещения для дорог с асфальтобетонным покрытием нормируется не величиной освещенности, а величиной яркости поверхности дорожного покрытия в направлении наблюдателя, находящегося оси движения транспорта. Это объясняется тем, что асфальт в особенности мокрый, обладает резко выраженным зеркальным характером отражения, вследствие чего величина освещенности может характеризовать видимость. Для улиц и дорог, имеющих простейшие (грунтовые, щебеночные) или переходного типа (асфальтовые, укрепленные вяжущими) покрытия, допустимо характеризовать уровень освещения величиной освещенности. Поэтому ВСН 22–75 устанавливает норму освещения улиц и других проездов с асфальтобетонным покрытием в виде величины средней яркости (в пределах от 1,6 до 0,2 кд/м 2 ) в зависимости от категории улиц и плотности движения, а для улиц с простейшими переходного типа покрытиями – в виде величины средней горизонтальной освещенности (в пределах от 6 до 2 лк). ВСН 22–75 содержат ряд качественных требований к устройству уличного освещения, в том числе определяют наименьшую допустимую высоту подвеса светильников в зависимости от их характеристик, мощности и типа ламп, а также соотношение наибольшей и наименьшей величин яркости и освещенности и т.д.

Кроме нормирования яркости и освещенности проезжей части улиц и площадей в «Указаниях по проектированию уличного освещения» (СН 278–64) регламентируется ряд других, весьма важных свето- и электротехнических, а также эксплуатационных показателей и даются соответствующие рекомендации по их реализации. Такими вопросами являются: высота подвеса светильников по условиям ограничения ослёпленности, выбор наиболее экономичных типов светильников и источников света в зависимости от места их применения, размещение светильников на улицах и площадях, устройство общегородского, автоматического управления освещением и др.

Освещение улиц и дорог с нормированной средней яркостью 0,4 кд/м2 и выше или средней освещенностью 4 лк и выше должно выполняться светильниками, обеспечивающими широкое или полуширокое светораспределение.

Освещение внутренних проездов улиц, автостоянок, хозяйственных площадок мусоросборников в микрорайонах следует, как правило, по нормам выполнять светильниками прямого света.

Освещение аллей, пешеходных дорожек, а также центральных входов в парки, сады, стадионы, больницы, санатории, пансионаты и дома отдыха требуется выполнять светильниками рассеянного света.

Освещение площадок массовых игр и площадок перед эстрадами, аттракционами требуется осуществлять светильниками широкого светораспределения.

Наружное освещение улиц, дорог и площадей территорий городов следует по нормам выполнять светильниками, располагаемыми на опорах.

Нормы освещенности поверхностей регламентируются государственным документом: «Естественное и искусственное освещение» — СНиП 23-05-2010, которые являются актуализированной редакцией СНиП 23-05-95.

Системы освещения в городах и сельской местности — как проектировать свет на улицах

Наружное освещение улиц в городе или в сельской местности — важнейший пункт в обеспечении комфортных условий для проживания граждан и передвижения водителей. Цели современного уличного освещения дорог и иных зон состоят и в безопасности жизни, и в повышении эстетических качеств населенного пункта.

Существует ряд государственных норм и правил, которым подчиняется система освещения города и деревни.

Нормы для уличного освещения

Освещение в городе подразделяется на две важнейшие составляющие — свет в области автомобильных дорог и освещение зон для пешеходов. Согласно закону, нормативы для них разные, собраны в СНиП 23-05-95.

Освещение автодорог

Система подсветки автодорог наиболее важна, ведь без ее организации соблюдение безопасности дорожного движения невозможно. Факторы, которые влияют на освещенность:

  1. Интенсивность пользования дорогой. В течение часа по разным дорогам проезжает неодинаковое количество машин, в зависимости от чего пути передвижения транспорта поделены на четыре категории: трассы (автомагистрали) с движением от 3000 автомобилей/час, магистрали (1000 – 3000 машин), дороги (500 – 1000 машин), дороги с малым движением (меньше 500 машин).
  2. Разрешенная скорость пользования. Так, по поселку, иному населенному пункту разрешено двигаться медленнее, чем по магистрали. Для соблюдения дистанции между машинами скоростные трассы нужно освещать более интенсивно.
  3. Значимость улицы. Главные улицы в городах, центральные улицы в селе либо исторические площади всегда освещаются мощнее.

Исходя из ГОСТ и СНиПов, существуют строго установленные нормы освещенности, которые варьируют в пределах 4 – 20 Лк и более. Для улиц и дорог местного значения достаточно средней горизонтальной освещенности в 4 – 6 Лк, для магистральных улиц районного значения — 10 – 15 Лк, для улиц общего пользования общегородского значения — 15 – 20 Лк. При пересечении магистрали и небольшой дороги в зоне перекрестка свет должен быть таким же ярким, как на основной улице.

Стандартом устанавливается средняя яркость покрытия: интервал 0,2 – 1,6 Кд/кв. м. В черте города этот показатель не может быть меньше 1,6 Кд/кв. м, только на подъездах к аэропорту, иным портам — 0,8 Кд/кв. м.

Автомобили участвуют в поддержке хорошего уличного освещения. Чтобы свет фар не мешал другим водителям, последние отвечают за своевременное переключение положения фар (с ближнего света на дальний и наоборот). В ряде автомобилей даже применяется AFS — система адаптивного освещения, где компьютер сам несет ответственность за переключение света.

Нормы освещения пешеходных зон

Обустройство мест для передвижения пешеходов организуется по иному принципу. Обычно требования по подсветке территории взаимосвязаны с типом, размером населенного пункта, значением самой улицы.

Там, где переходные зоны соседствуют с центральными улицами и автодорогами, освещение монтируют на уровне 10 Лк. Для улиц, расположенных вдали от магистралей, допускается освещение 4 Лк, для местных улиц (например, в частном секторе) — 2 Лк.

Интенсивно должны освещаться посадочные площадки, где люди входят в общественный транспорт (10 Лк). Аналогичный уровень освещенности выполняется на детских площадках с оборудованием для подвижных игр. Самый яркий свет монтируют в пешеходных тоннелях (50 – 100 Лк).

Нормы освещения по прочим функциональным территориям и зонам отдыха:

  • стадионы — 6 – 10 Лк;
  • центральные входы общегородских парков — 6 Лк;
  • центральные аллеи парков — 4 Лк;
  • боковые аллеи парков — 2 Лк;
  • площадки на входе в кинотеатры, эстрадные зоны — 10 Лк;
  • выставки — 20 Лк.

Освещение улиц в сельской местности

Установка источников света в деревне, поселке или ином типе сельской местности регулируется действующим законодательством. В СНиП 23-05-95 есть особый раздел, рассматривающий этот вопрос. Обязанность следить за правильностью выполнения освещения лежит на органах местной власти, которые обеспечивают своевременность подачи электроэнергии в темный период суток.

По социальным нормам улицы на селе должны быть освещены на 80 %, то есть допустимо отсутствие освещения на ряде улиц, на которых проживает мало населения либо пользование ими неинтенсивное.

Относительно конкретных цифр, они касаются средней горизонтальной освещенности и измеряются в люксах (Лк):

  • основная улица, площадки торговых центров — 4 Лк;
  • второстепенные улицы, переулки, поселковые дороги — 2 Лк.

В пределах 2 Лк должен быть уровень подсветки на главных улицах дачных товариществ и кооперативов.

Принципы построения уличного освещения

Система света проектируется еще на этапе закладки новых городских улиц — учитываются все параметры, осуществляется подбор осветительных приборов, высчитывается расстояние между столбами и т. д. При расчетах обязательно обращают внимание на зернистость дорожного покрытия и степень отражения света, уровень запыленности дороги, цвет окружающих зданий и сооружений, ширину дороги и другие факторы. Параллельно учитывается возможность развития и разрастания микрорайона на 10 лет минимум.

Читайте так же:  Требования к качеству окорочка

Схемы расположения светильников и иных приборов могут быть разными — однорядными, двухрядными, односторонними и двухсторонними. Освещение дорог делают двумя способами:

  • светильники на опоре;
  • фонари, подвешенные на тросах.

В первом случае, когда ширина дороги составляет меньше 12 метров, расстояние от опоры до следующей может быть около 35 метров. Обычно расположение светильников при такой ширине улицы одностороннее. Если ширина составляет 18 метров, применяется двухрядная шахматная схема. Широкие трассы (32 метра) освещают прямоугольными шахматными схемами.

При наличии разделительной полосы на дороге между отдельными полосами движения машин применяется двухрядная схема. Светильники стоят на столбиках, каждый ряд освещает свою полосу. Приборы освещения на тросах обычно используют для улиц шириной менее 18 метров, размещая их с одной стороны.

Для освещения пешеходных переходов монтируют один прибор с каждой стороны. Зоны отдыха, парки рекомендуется освещать с учетом общего архитектурного облика города. Обязательно учитывается положение проводов для общественного транспорта, наличие иных контактных соединений.

Виды освещения на улицах

Свет должен гореть практически во всех общественно значимых зонах населенного пункта. Существуют различные классификации наружного освещения — по назначению, типам осветительных приборов, видам опор, способу управления.

Осветительные приборы устанавливаются на улицах, проезжей части, зонах для пешеходов. Подсветка бывает декоративной, применяющейся для украшения населенного пункта.

Определение уровня освещенности обусловлено величиной минимальной средней яркости покрытия проезжей зоны в направлении наблюдателя, который расположен на оси движения транспорта. Показатель измеряют в канделах/квадратный метр.

Для уточнения количества и мощности светильников рассматривают категорию улицы, количество людей, регулярно проходящих по ней, оценивают значимость части города.

Все улицы делятся на следующие категории:

  • А — магистрали, скоростные дороги, основные вокзальные и общегородские площади;
  • Б — магистрали районного значения, различные площади в жилых кварталах, сооружения типа театров, стадионов, крупных торгово-развлекательных центров;
  • В — улицы «спальных» районов, застройки типа бизнес-центров, промзоны;
  • Г — улицы местного движения, небольшие проезды;
  • Д — пешеходные дорожки, проулки в микрорайонах.

Чем дальше от начала классификации располагается категория, тем меньшим будет требующийся уровень освещенности.

При монтаже системы освещения обязательно учитывают интенсивность движения транспорта. На проезжей части, где движение высокоинтенсивное, важно обеспечить полную безопасность для водителей и иных участников дорожного движения. Минимальная яркость зависит от числа машин, которые проезжают по улице в обоих направлениях.

Пешеходные дорожки, тротуары

Подобные объекты относятся к категории Д, поэтому уровень освещенности на них, согласно закону, может быть минимальным — 2 – 4 Лк. Освещение территорий мест отдыха, зеленых насаждений преследует функциональную и декоративную цель и составляет от 4 Лк (для аллей на улицах) до 10 Лк (для детских зон).

Декоративное освещение

В городе обязательно применяются разные виды и формы декоративного (архитектурного) освещения, особенно в новых районах. Обычно используются светодиодные или галогенные лампы, прожекторы. Их устанавливают с определенным интервалом, в особом направлении, применяя техники заливающего света, подсветки отдельных фрагментов или фона, освещения объекта изнутри.

Важно, чтобы декоративный свет не мешал проезжающим машинам, не слепил водителей, что всегда учитывается при проектировании.

По типам источника света

Для создания фонарей, ламп применяются разные материалы — металл, стекло, пластик. Стилистика осветительной системы тоже может быть неодинаковой, в зависимости от основного проекта. Есть подразделение видов уличного освещения и по источникам света.

Лампы накаливания

Всем привычные лампочки имеют неплохую мощность, но отличаются низкой теплоотдачей, поэтому слишком затратны. Нить накаливания нагревается в инертном газе, поэтому виден свет. Для уличного освещения такие лампы используют редко.

Газоразрядные лампы

Работают при сжигании газообразного топлива, что вызывает появление электроразряда. В качестве топлива применяются этилен, метан или иные газы. Светоотдача ламп очень высока, поэтому их часто используют для освещения улиц. Качество подсветки высокое, и лампы пригодны даже для декоративных целей. Шум от их работы вряд ли имеет значение для освещения улиц, как и вредное наполнение: корпуса устройств прочные, их невозможно даже разбить.

Газоразрядные лампы бывают таких типов:

  1. Ртутные. Включают пары ртути, поэтому после окончания срока службы их утилизируют особым образом. Ртутные лампы подразумевают использование термостойких проводов, так как сильно накаляются.
  2. Натриевые. Газовый разряд появляется в парах натрия. Эти лампы дают желто-оранжевый свет, они используются только для наружного освещения.
  3. Металлогалогенные. Имеют добавки из галогенидов металлов в парах ртути, которые позволяют скорректировать спектр освещения прибора. Мощность ламп высокая. Применяются для подсветки больших площадей, для декоративного освещения крупных объектов.

Ксеноновые лампы

Имеют встроенные дуги, горящие между двумя электродами. Последние делают из вольфрама. Внутри присутствует инертный газ, пары ртути или натрия. Газ во время работы обогащается ионами, переходит в состояние плазмы, обладающей высокой электропроводностью.

Люминесцентные лампы

Служат дольше ламп накаливания, имеют большую светоотдачу. Обычно люминесцентные лампы применяются для внутреннего освещения домов и квартир, но их можно использовать и для уличной подсветки. Современные лампы имеют электронные регулирующие механизмы, которые позволяют им трудиться без мерцания, шума.

Индукционные лампы

Источник света в индукционных лампах — плазма, появляющаяся при ионизации газа магнитными полями высокой частоты. Для формирования магнитного поля газовый баллон размещают рядом с индукционной катушкой. Время работы индукционных ламп довольно большое, считаются экономичными и подходящими для улицы.

Освещение на солнечных батареях

Наименьшее количество затрат приходится на использование освещения, работающего от энергии солнца. Это эффективный способ сэкономить и получить красивое освещение стен, ландшафтов, разных архитектурных композиций.

Подключения к сети лампам не требуется, их можно легко перемещать с места на место. Могут работать без управления человеком — яркость возрастает в темноте, а днем сходит на нет. Сейчас на солнечных батареях делают фонари, подвесные светильники, разные световые декорации.

Требования к лампам уличного освещения

Все типы источников света характеризуются некоторыми показателями. Основные — мощность (Ватт) и световой поток (Люмен). Эффективность работы устройства измеряется при соотношении люменов к ваттам: чем больше цифра, тем мощнее светильник. Согласно правилам, мощность уличных ламп должна составлять 40 – 125 Вт в зависимости от типа объекта и расстояния между лампами.

Кроме мощности, самые важные параметры для уличных ламп — светоотдача, срок службы, экономичность, удобство использования. Учитывают второстепенные данные:

  • особенности монтажа;
  • возможность повреждения;
  • негативное влияние климата и окружающей среды на изделия.

Важна и степень защиты лампы — оболочка не должна допускать внутрь влагу и твердые частицы.

В зависимости от опоры уличные светильники могут иметь разную форму и способ использования.

Монтируют на опорные столбы, стены, металлические струны разной толщины.

Бывают одноплоскостными и двухплоскостными, различаются по силе света, типу ламп, углу светового потока.

Сферические светильники круглые, свет распределяется равномерно в разные стороны. Плафоны бывают матовыми, прозрачными, глянцевыми. Используются полусферические светильники, верх которых представляет собой отражатель, применяются для горизонтальных пространств.

Прочие виды светильников:

  • классические (парковые);
  • энергосберегающие;
  • болларды;
  • индиректы (светильники отраженного света);
  • встраиваемые.

По способу управления источниками питания

Кабель для системы освещения может быть воздушным или подземным. По типу регулирования осветительные приборы способны работать автономно или управляться человеком. В целях экономии поздней ночью автоматика делает свет приглушенным, а в заданное время и вовсе выключает.

Автоматические системы считаются более выгодными и удобными, поэтому в современных городских районах применяются весьма часто. В ряде населенных пунктов все дорожное и городское освещение включено в единую централизованную систему, но в крупных городах всегда подразделяется на районные системы для удобства пользования.

Наружное освещение

В статье рассмотрены требования нормативных документов (ГОСТ, СНиП) к наружному освещению и этапы его проектирования. Все упомянутые нормативные документы можно скачать из базы данных сайта. Статья затрагивает наиболее важные требования к наружному освещению и должна позволить читателю получить общее представление об освещении городов и иных населенных пунктов, а так же помочь разобраться со структурой и содержанием нормативных документов. Для проектирования наружного освещения конкретного объекта потребуется изучить все необходимые Своды правил, ГОСТы и СНиП.

  • Освещение дорог и проезжей части улиц
  • Освещение дворовых территорий
  • Светильники
  • Виды осветительных сетей
  • Питание осветительных сетей
  • Управление наружным освещением
  • Защита осветительных сетей от токов коротких замыканий
  • Защита осветительных сетей от атмосферных перенапряжений
  • Согласования осветительных сетей

Наружное освещение (иногда его называют уличным освещением) является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Еще задолго до появления электрических источников света городские улицы освещали факелами, масляными фонарями, затем керосиновыми и газовыми лампами.

Современное наружное освещение включает в себя освещение: дорог за чертой населенного пункта, проезжей части улиц и прилегающих к ним тротуаров, площадей, парков и скверов, дворов и прилегающих к ним пешеходных дорожек, расположенных во дворах детских и спортивных площадок. Так же к наружному освещению относят архитектурно-художественное освещение фасадов зданий.

Освещение дорог и проезжей части улиц

Примерная последовательность действий при проектировании наружного освещения дорог и улиц включает в себя этапы:

— обследование дороги (улицы):

Необходимо определить тип дорожного покрытия, нанести на план улицы все пешеходные переходы, пересечения с другими улицами и дорогами. При наличии трамвайного движения так же нанести на план места посадок в трамвай. Необходимо определить все места на проезжей части улиц, в которых могут оказаться пешеходы. В этих местах, как будет показано ниже, необходимо обеспечить повышенный уровень освещенности относительно остальной части дороги. В случае если предусматривается отключение части светильников в ночное время, то в местах возможного нахождения пешеходов на дорогах и проезжей части улиц повышенный уровень освещенности должен обеспечиваться и в этот промежуток времени;

— определение категории улицы или дороги:

. Категории дорог и улиц определяют в зависимости от их назначения, транспортных характеристик, расчетной скорости движения автотранспорта и количества полос движения. Их разделяют на магистрали и улицы общегородского (классы дорог А1…А4), районного (классы дорог Б1, Б2) и местного (классы дорог В1…В3) значения. Для определения категории конкретной улицы необходимо пользоваться Таблицей 14 Свода правил СП 52.13330.2011. Для селитебных территорий (улицы и дороги в пределах городов и поселков) необходимо выполнять требования СП 323.1325800.2017 «Территории селитебные. Правила проектирования наружного освещения».

Читайте так же:  Минеев вВ адвокат

Часть данного Свода правил, касающаяся освещения улиц и дорог, выпущена в виде отдельного стандарта ГОСТ Р 55706-2013.

Следует отметить, что Свод правил СП 52.13330.2011, и упомянутые ниже СП 98.13330.2012 и СП 42.13330.2011 Постановлением Правительства РФ №1521 от 26 декабря 2014 г. внесены в перечень нормативных документов, применение которых на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В отношении СП 52.13330.2011 Постановление касается: Раздел 1 (пункты 1.1, 1.2), Разделы 4-6, Раздел 7 (пункты 7.1 — 7.35, 7.37, 7.38, 7.40, 7.45-7.86, 7.101 — 7.122), приложение К. Следовательно при проектировании освещения, в том числе наружного, основополагающим документом является СП 52.13330.2011. Но, если во вновь вводимых стандартах повышаются требования к некоторым нормам освещения, то их следует соблюдать;

— выбор нормируемой освещенности:

. Требуемые освещенность и яркость дорожного покрытия в зависимости от категории дороги выбирают в соответствие с требованиями СП 52.13330.2011: по Таблице 15 для городских улиц, по Таблице 16 для сельских улиц, по Таблице 17 для автозаправочных станций и стоянок, для пешеходных переходов – по Таблице 18. Требования к освещенности трамвайных путей содержатся в п.5.71 СП 98.13330.2012 и п. 7.41 СП 52.13330.2011. Для обособленных трамвайных путей приведенные в документах нормы освещенности различны. В таких случаях следует выбирать большее значение. Следовательно, и освещенность посадочных площадок необходимо увеличить.

Требования к освещению велодорожек, плоскостей ступеней лестниц и к минимальной освещенности пешеходных переходов содержатся в ГОСТ Р 55844-2013 (стандарт существенно повысил требования к минимальной освещенности пешеходных переходов на улицах категории В). Нормы наружного освещения объектов железнодорожного транспорта приведены в ГОСТ Р 54984-2012. Методы расчета нормируемых параметров уличного освещения описаны в ГОСТ Р 55708-2013.

Для улиц и дорог со стандартной геометрией (дорога имеет прямоугольное полотно без поворотов, развилок и т.д.) нормируют среднюю яркость дорожного покрытия. При нестандартной геометрии дороги (дорога имеет съезды, криволинейные участки, повороты, развилки) нормируют освещенность. Так же по освещенности нормируют улицы и дороги, имеющие покрытие из брусчатки или плит, и дороги в городах северной строительно-климатической зоны (п.п. 7.33…7.35 и примечание 3 в Таблице 15 СП 52.13330.2011).

Измерение освещенности дорожного покрытия должно выполняться в соответствие с требованиями ГОСТ Р 54944-2012. Яркости — ГОСТ 26824-2010. Действие данных стандартов распространяется и на внутреннее освещение зданий, и на наружное освещение. Некоторые положения этих двух нормативных документов, касающиеся измерений освещенности и яркости дорожного покрытия проезжей части улиц выделены в отдельный стандарт ГОСТ Р 55707-2013. В случае если требования различных стандартов к одному и тому же параметру различны, то следует выполнять наиболее высокие требования, удовлетворяющие требованиям всех нормативных документов;

— выбор схемы размещения светильников:

. Размещение светильников наружного освещения вдоль улицы или дороги выполняется по существу одновременно с выполнением расчета освещенности. Осветительные приборы устанавливают на специально предназначенных для этого опорах освещения, на опорах контактной сети электрифицированного городского транспорта, на опорах линий электропередачи напряжением 0,4 кВ, а так же подвешивают на тросы (растяжки).

Использование опор освещения позволяет оптимально осветить зоны, требующие повышенной освещенности (пешеходные переходы, посадочные места в трамвай), устанавливая опоры максимально близко к этим зонам. Это приближение опор к указанным зонам, как правило, не позволяет установить опоры со светильниками с постоянным шагом (расстоянием между опорами) вдоль улицы и при этом выполнить все требования нормативных документов.

Требования к используемым опорам и их заземлению, пересечениям и сближениям воздушных линий электропередачи содержатся в Главе 2.4 ПУЭ, издание 7.

При использовании для уличного освещения опор контактной сети общественного транспорта для обеспечения требуемой освещенности пешеходных переходов следует использовать на ближайших к ним опорах светильники с более мощными лампами, если пешеходный переход оказался на значительном удалении от опор. Так же следует поступать с остановками трамваев.

Для выбора оптимальной схемы размещения светильников можно воспользоваться Рисунком 1 в Инструкции по проектированию наружного освещения СН 541-82. На этом рисунке представлены различные схемы построения установок наружного освещения, в которых осветительные приборы могут быть размещены по одной стороне улицы, по обеим сторонам улицы, а так же над проезжей частью. На Рис. 2…4 этой инструкции показаны рекомендуемые схемы расстановки осветительных приборов на пешеходных переходах, железнодорожных переездах, пересечениях и закруглениях улиц. В этих местах должен быть обеспечен повышенный уровень освещенности.

Различные способы выполнения установок наружного освещения показаны на странице сайта «Наружное освещение в фотографиях»;

— расчет освещенности и яркости:

. В процессе проектирования наружного освещения, так же как и искусственного освещения помещений, проще всего все расчеты выполнять компьютерными методами, используя типовые программы, такие как DIALux. При расчетах коэффициент запаса принимается в пределах 1,5…1, 7 (Таблица 3 СП 52.13330.2011). Если для установки осветительных приборов используются уже существующие опоры контактной сети городского транспорта или опоры воздушной линии электропередачи 0,4 кВ, то необходимо выбрать светильники, обеспечивающие требуемую освещенность (яркость) дорожного покрытия. Для выполнения требований по неравномерности освещенности дорожного покрытия может потребоваться подбор светильников по их КСС (кривые силы света). При установке светильников на опоры допускается использовать двух и трехрожковые кронштейны. В зонах, требующих повышенного уровня освещенности, используют более мощные, либо дополнительные светильники.

При установке опор специально для наружного освещения или в случае подвешивания светильников на тросах необходимо выбрать максимальный шаг расстановки осветительных приборов, тип и мощность светильников, при которых выполняются требования по величине и неравномерности освещенности.

Далее необходимо установить светильники вблизи мест, требующих повышенный уровень освещенности. Затем расставить осветительные приборы вдоль остальных участков улицы, не допуская превышения максимально допустимого шага расстановки осветительных приборов.

Повышенные уровни освещенности (яркости) необходимо обеспечить: на улицах местного значения, примыкающих к магистралям и скоростным дорогам – не менее одной трети освещенности (яркости) на расстоянии не менее 100 метров от основной магистрали. Так же на пешеходных переходах, съездах с дороги, на пересечениях улиц и железнодорожных переездах, на закруглениях улиц и дорог, а также на посадочных местах в трамвай. На пешеходных переходах улиц категорий А и Б освещенность должна превышать среднюю нормируемую освещенность улицы как минимум в 1,5 раза (при этом средняя освещенность пешеходных переходов не должна быть меньше 20 лк при величине минимальной освещенности 6 лк (п. 4.2 ГОСТ Р 55844-2013). Рекомендуется выделять пешеходные переходы, используя освещение другого цвета (Примечание 4 к Таблице 15; п.п. 7.49, 7.50 СП 52.13330.2011 и Рис.2…Рис.4 в СН 541-82).

В проектах наружного освещения необходимо предусматривать меры по ограничению слепящего действия светильников в местах производства работ на промышленных предприятиях, на улицах и дорогах, автозаправочных станциях, больших площадях при освещении их прожекторами, на пешеходных пространствах. Основные требования по уменьшению слепящего действия осветительных приборов содержатся в п.п. 7.29…7.31, 7.38, 7.40, 7.48, 7.78 СП 52.13330.2011. Особое внимание уделяют недопущению излишней засветки окон жилых зданий (п.п. 7.82, 7.83 СП 52.13330.2011);

— подключение осветительных приборов:

Осветительные приборы предпочтительно равномерно подключают к трем фазам осветительной сети. При подключении необходимо следить за тем, что в случае отключения одной из фаз в ночное время к этой фазе не оказались подключенными светильники, которые установлены в местах, требующих повышенного уровня освещенности.

Защитный и рабочий нулевые проводники должны подключаться к PEN проводнику отдельными зажимами.

Освещение дворовых территорий

Правильно освещенные дворы создают комфортную среду для проживания жителей многоквартирных домов. Для освещения дворовых территорий вдоль пешеходных дорожек и во дворах устанавливают опоры освещения. При невозможности установить опоры могут быть использованы растяжки, на которых крепят светильники, либо их устанавливают на установленные на стенах домов кронштейны.

Если при проектировании наружного освещения дворов предполагается установить опоры, всегда следует проверять, сможет ли автоподъемник беспрепятственно подъехать к ним. Если свободного доступа автоподъемника обеспечить не удается, то устанавливают опоры высотой до 4 метров, которые можно установить и обслуживать без спецтехники. Такие опоры, как правило, устанавливают для освещения детских площадок. Для освещения спортивных площадок на территории дворов часто устанавливают складывающиеся опоры высотой 6 метров, которые позволяют обслуживать светильники прямо с земли. Между опорами на детских и спортивных площадках всегда прокладывают кабель в траншее.

Для наружного освещения используют специально предназначенные для этого светильники. Они должны удовлетворять требованиям ГОСТ Р МЭК 60598-1-2011 «Светильники. Часть 1. Общие требования и методы испытаний» и ГОСТ Р МЭК 60598-2-3-99 «Светильники. Часть 2. Частные требования. Раздел 3. Светильники для освещения улиц и дорог».

Требования безопасности при эксплуатации светильников наружного освещения содержатся в ГОСТ Р 50571.7.714-2014, который необходимо применять совместно с ГОСТ Р 50571.3-2009.

В настоящее время улицы чаще освещают натриевыми разрядными лампами высокого давления (ДНаТ). Ртутные лампы (ДРЛ) хоть и имеют более высокий индекс цветопередачи по сравнению с натриевыми лампами, но уступают им по энергоэффективности. Для освещения больших площадей, территорий предприятий, дворовых спортивных площадок могут быть использованы металлогалогенные лампы.

Сейчас проводятся эксперименты по использованию светодиодных источников света для установок наружного освещения.

Виды осветительных сетей

Осветительные сети выполняют либо воздушными с использованием проводов СИП, либо кабельными линиями, проложенными в траншеях. В черте городской застройки провода СИП используют с изолированным нулевым проводом по ГОСТ Р 52373-2005. Обозначения проводов СИП за последние 10 лет претерпели большие изменения, о которых можно прочитать в статье Самонесущие изолированные провода (СИП). Следует учесть, что нельзя подвешивать провода осветительной сети над детскими и спортивными площадками.

Во многих городах в настоящее время преимущество отдается кабельным линиям, проложенным в земле. Используют бронированные кабели, которые укладывают в траншеи на глубине 0,7 метра. Желательно кабели для обеспечения возможности их замены в процессе эксплуатации прокладывать в ПНД трубах. При пересечении кабельной линией асфальтированных пешеходных дорожек, проезжей части улиц и дорог, а так же подземных коммуникаций, кабели в месте пересечения прокладывают в жестких, например, асбестоцементных трубах. С каждой стороны от края пересекаемой подземной коммуникации необходимо оставлять как минимум 1 метр трубы. Иначе при разрытии траншеи для ремонта пересекаемой коммуникации труба, защищающая кабель осветительной сети, повиснет на нем и не обеспечит сохранность кабеля. При пересечении проезжей части дорог необходимо проложить резервную жесткую трубу. Наиболее проблематичны сближения и пересечения с теплоцентралями, ширина которых составляет величину в несколько метров. Следует использовать любую возможность, что бы избежать такого пересечения, вплоть до изменения трассы кабельной линии освещения, либо использования на этом участке воздушной линии.

Читайте так же:  Претензия в министерство образования

Информацию о габаритах траншей в зависимости от количества проложенных в них кабелей, особенностях прокладки кабелей в земле и объемах земляных работ можно найти в Типовом альбоме Прокладка кабелей напряжением до 35 кВ в траншеях (Шифр А5-92), выполненном институтом ТЯЖПРОМЭЛЕКТРОПРОЕКТ.

Проект осветительной сети наружного освещения выполняют на топографических планах, на которых отображены наземные сооружения и подземные коммуникации. Для выполнения проекта необходимо знать все условные обозначения, которые использованы на плане освещаемого участка местности. В настоящее время планы выполняют в соответствие с пособием Условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500.

В Москве приняты свои условные обозначения подземных коммуникаций, которые можно изучить по справочнику Условные знаки для топографических планов масштаба 1:500 (правила начертания).

В данных справочниках содержатся все необходимые пояснения относительно подземных коммуникаций: как определить тип подземных инженерных сетей и глубину их прокладки. Некоторые подземные коммуникации выполняют в масштабе плана, некоторые отображают тонкой линией с указанием диаметра коммуникации. Знание условных знаков позволяет проложить кабельные линии в соответствие с нормами.

При расстановке опор на топографических планах и прокладке кабельных линий в земле необходимо выполнять нормы по допустимым расстояниям между кабелями, опорами, существующими подземными коммуникациями, фундаментами зданий, дорогами, кустами и деревьями. Эти нормы содержатся в Таблицах 3, 15 и 16 Свода правил СП 42.13330.2011 и в п.п. 6.3.8…6.3.14 ПУЭ, издание 7. Проект сети освещения следует выполнять в соответствие с требованиями ГОСТ 21.607-2014.

Кроме того нельзя допускать выполнение работ в охранных зонах высоковольтных кабельных линий без согласования с их владельцами. Охранные зоны определяют по ГОСТ 12.1.051-90.

Питание осветительных сетей

Для питания осветительных сетей наружного освещения предусматривают щиты наружного освещения (ЩНО) или шкафы управления наружным освещение (ШУНО), которые подключают к трансформаторным подстанциям или ВРУ зданий. В некоторых случаях, чаще в сельской местности, ШУНО подключают к магистралям воздушных линий 0,4 кВ. Если ШУНО размещают на земле, то на опоре ВЛ устанавливают щиток с аппаратом защиты, предотвращающим отключение линии в случае короткого замыкания в кабеле питания ШУНО. Необходимость установки на опору щитка с аппаратом защиты обусловлена требованием ГОСТ Р 50571.4.43-2012 (п.п. 433.2; 434.2 и приложение С), согласно которому длина ответвления до аппарата защиты должна быть менее 3 метров.

В больших городах при больших мощностях установок наружного освещения к трансформаторным подстанциям пристраивают дополнительные помещения, в которых устанавливают щиты с аппаратами защиты и управления.

Линии наружного освещения дворов и переулков подключают к линиям освещения улиц (кроме улиц категории А).

Требования к питанию сетей наружного освещения изложены в п.п. 6.3.15…6.3.24 ПУЭ, 7 издания.

Управление наружным освещением

В городах,как правило, наружным освещением управляют централизовано из диспетчерского пункта. Рекомендации по организации управления наружным освещением содержатся в п.п. 6.5.1…6.5.9; 6.5.19…6.5.29 ПУЭ, издание 7, п.п. 7.43, 7.44 СП 52.13330.2011 и п.п. 3.21…3.35 СН 541-82.

Включение и выключение наружного освещения осуществляется по заранее установленному расписанию. Ориентировочно включение производят при уменьшении естественной освещенности до 20 лк и отключение при увеличении освещенности до 10 лк.

В настоящее время внедряются методы управления освещением с использованием радиосигналов. Особенно это актуально для сельских поселений, состоящих из нескольких удаленных друг от друга небольших сел.

При проектировании наружного освещения обособленных объектов могут также предусматриваться программируемые контроллеры, в программу которых закладывают расписание включения и выключения освещения на год. Такой контроллер может быть установлен непосредственно в ШУНО.

Иногда такие контроллеры используют для отключения части светильников, установленных на опоре. Например, установленный на опоре прожектор (или группа прожекторов), подключенный к сети наружного освещения, освещает находящийся рядом памятник. Но в час ночи прожектора планируют отключать, так как в это время людей на улице мало. Контроллер может выполнить эти функции.

Защита осветительных сетей от токов коротких замыканий

Осветительные сети должны быть защищены от токов перегрузок и коротких замыканий в соответствие с требованиями ПУЭ, издание 7 (п.п. 6.3.25…6.3.40 ), и ГОСТ Р 50571.4.43-2012.

Для защиты могут быть применены автоматические выключатели с комбинированным расцепителем или предохранители с плавкой вставкой. Чаще можно увидеть предохранители, так как они лучше выдерживают кратковременные пусковые токи, возникающие при включении светильников. В каждом конкретном случае в проекте сети наружного освещения предусматривают наиболее подходящие способы защиты кабелей и проводов.

Защита осветительных сетей от атмосферных перенапряжений

В черте городской застройки, где высота домов значительно превышает высоту установки светильников, повреждения осветительных сетей прямыми ударами молний случаются крайне редко. И соответственно защиту от атмосферных перенапряжений не предусматривают.

На открытых участках и в сельской местности (так же в условиях любой малоэтажной застройки) воздушные сети наружного освещения в некоторых случаях защищают от ударов молний. Для защиты используют специальные защитные аппараты – устройства защиты от импульсных перенапряжений (УЗИП). В некоторых нормативных документах их называют УЗП — устройства защиты от перенапряжений. Широко распространены варисторные устройства, которые при превышении напряжения на нем выше заданного порогового уровня шунтируют защищаемую цепь малым сопротивлением. В первую очередь защите от атмосферных перенапряжений подлежат осветительные сети, расположенные в местах, где существует опасность возникновения пожара. Например, предназначенные для освещения мест хранения легковоспламеняющихся материалов.

Основные требования к защите воздушных линий передач (включая воздушные осветительные сети), содержатся в ГОСТ Р 50571-4-44-2011 (Раздел 443 и Приложение В) и ПУЭ, издание 7, раздел «Заземление. Защита от перенапряжений» (п.п. 2.4.38…2.4.49). Рекомендации по применению УЗИП содержатся в Техническом циркуляре Ассоциации «Росэлектромонтаж» № 30/2012. Некоторые полезные рекомендации можно найти в инструкции Правила устройства ВЛИ до 1 кВ, но ее действие отменено в 2003 году.

К сожалению, раздел ПУЭ, посвященный защите воздушных линий напряжением 0.4 кВ от перенапряжений, написан крайне неопределенными расплывчатыми фразами. Например, в п. 2.4.44 есть указание, что защитные аппараты, устанавливаемые на опорах для защиты от грозовых перенапряжений, должны присоединяться к заземлителю отдельным спуском. Здесь, судя по всему, подразумеваются УЗИП. В п. 2.4.46 содержатся требования к заземляющим устройствам, предназначенным для защиты от атмосферных перенапряжений. Но в этом пункте отсутствует прямое указание, что защита обеспечивается подключением УЗИП между проводами и заземлителем. А без подключенного УЗИП между изолированным от опоры фазным проводом и заземлителем, перенапряжение, возникшее на этом проводе, не будет уменьшено до безопасной величины. И, следовательно, возможен пробой изоляции проводов СИП. Вследствие этой неопределенности возникает много разночтений и споров о необходимости применения защиты от перенапряжений в проектах установок наружного освещения.

Согласования осветительных сетей

Согласование спроектированных установок наружного освещения, как правило, занимает значительно больше времени, чем само проектирование. Сеть освещения необходимо согласовать с организацией, отвечающей за освещение города, с балансодержателями освещаемых территорий, владельцами сетей, к которым подключается спроектированная сеть освещения. Так же с владельцами подземных коммуникаций, рядом с которыми предполагается установить опоры освещения и проложить кабельные линии. В первую очередь новые кабельные линии согласовывают с представителями организаций, эксплуатирующих городские кабельные сети.

В процессе согласования представители организаций, в чьем ведении находятся подземные коммуникации, могут потребовать предоставить им разрезы наиболее сложных участков параллельной прокладки и пересечений проектируемых кабельных линий с существующими коммуникациями.

Иногда возникает необходимость внесения корректировок в проекты наружного освещения вследствие появления новых подземных коммуникаций, которых не было на момент получения топографических планов.

Если для выполнения сети освещения не предусмотрены земляные работы, то есть светильники устанавливаются на уже существующие опоры или крепятся на тросовые растяжки, а сеть выполняется проводами и не содержит прокладываемых в земле кабелей, то согласование проекта наружного освещения соответственно упрощается.

Наружное освещение улицы

Рис. 1 Наружное освещение улицы

К ОГЛАВЛЕНИЮ (Все статьи сайта) 05 июля 2015 г.

Читайте так же:

  • У нпф ренессанс отозвана лицензия НПФ «Ренессанс жизнь и пенсии» лишился лицензии: что дальше НПФ «Ренессанс Жизнь и пенсии» – Негосударственный пенсионный фонд, который с февраля 2015 года получил название «Солнце. Жизнь. Пенсия». Он пользовался достаточно большой популярностью среди населения РФ, которое, не доверяя […]
  • Заявление о выплате пособия по сокращению Образец заявления на выплату пособия по сокращению за второй месяц и особенности его оформления При увольнении работника в связи с сокращением численности или штата, работодатель обязан выплатить бывшему сотруднику выходное пособие в размере его среднего месячного заработка (согласно […]
  • Налоговая декларация по налогу на имущество организации за 2019 год Налог на имущество: декларация за 2018 год Декларация по налогу на имущество (бланк) Приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected] была утверждена форма декларации по налогу на имущество 2018. Впервые все плательщики налога на имущество отчитывались по ней за 2017 год. По ней же в ее […]
  • Компенсация за путевки в детский лагерь 2019 пермь Возврат денег за путевку в детский лагерь в 2019 году Раньше родители могли получить путевку в лагерь для своего ребенка совершенно бесплатно. Но сейчас такие направления нужно покупать, причем их стоимость постоянно увеличивается из-за подорожания коммунальных услуг и расходов на […]
  • На ласточках есть льготы ​​Льготы на проезд на «Ласточке» в 2019 году «Ласточка» — это отдельное семейство электропоездов, которые стали активно эксплуатироваться после Сочинской олимпиады. Сейчас такой железнодорожный транспорт курсирует на юге России, из Санкт-Петербурга и Москвы. Отдельные категории граждан […]