Меню

Требования к освещению смотровой ямы

Оглавление:

Форум инженеров по охране труда Беларуси

Требования к смотровой яме в гараже

AlexK 09 Июн 2013

Подскажите каким документм закреплены вышеназванные требования.

Хочу выписать предписание филиалу, в теории знаю что и настилы длжны быть и плитка и освещение соотв напряжения, но не получается найти обоснование законное

admin 10 Июн 2013

131. Ширина осмотровой канавы должна составлять не менее 0,9 м; максимальная ширина определяется с учетом возможности заезда на нее транспортного средства с минимальной колеей;

осмотровые канавы должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.

132. Длина тупиковой канавы зависит от размера ремонтируемого, осматриваемого транспортного средства, которое должно полностью устанавливаться на канаву, не закрывая входную лестницу и запасной выход.

133. Стены канав, траншей и тоннелей должны быть облицованы керамической плиткой светлых тонов.

Полы осмотровых канав обустраиваются с уклоном в сторону дренажного приямка.

134. Осмотровые канавы и эстакады, за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами или специальным технологическим оборудованием (в местах его установки), должны иметь устройства, предотвращающие падение транспортных средств в канаву или с эстакады во время их передвижения. Тупиковые осмотровые канавы дополнительно должны иметь стационарные упоры для колес транспортных средств.

135. Помещения и осмотровые канавы, траншеи и тоннели должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями и различными предметами. На полу канавы должны устанавливаться прочные деревянные решетки, не препятствующие использованию технологического оборудования.

136. В местах перехода осмотровые канавы и траншеи должны иметь съемные переходные мостики шириной не менее 0,8 м.

Количество переходных мостиков должно быть равным количеству мест устанавливаемых на канаве автомобилей минус один. Неэксплуатируемые более одной рабочей смены осмотровые канавы, траншеи или их части должны перекрываться прочными щитами, переходными мостиками.

137. Вдоль осмотровых канав (по наружной ширине трамвайного вагона, троллейбуса, автомобиля) должен организовываться водоотвод.

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 N 180/128 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте».

Обзор характеристик и видов смотровой ямы в гараже

Любой автовладелец знает, что от качества ухода за автотранспортным средством зависит его срок эксплуатации. Следовательно, у «железного коня» должно быть свое место. Гараж – это идеальное место для его хранения. Необходимо понимать, что помещение должно быть защищено от попадания влаги, от резких перепадов температур и от иного воздействия окружающей среды. Инструкция как сделать смотровую яму в гараже здесь: http://kakgarazh.ru/smotrovaya-yama/instrukciya-kak-sdelat-smotrovuyu-yamu-v-garazhe.html.

На фото гараж, оборудованный смотровой ямой

Для того чтобы выполнить смотровую яму в гараже, необходимо правильно провести все расчеты. Особого внимания должны удостоится ширина и глубина этого технического элемента. Ширина смотровой ямы должна соотноситься с габаритными размерами автомобиля, который будет храниться в этом автомобильном доме. То есть нужно учитывать марку авто и размеры колесной базы, а также все вероятные модификации. В том случае, если автомобилей несколько или ремонтировать в гараже предполагается различные автотранспортные средства, то ширина должна составлять 75-80 см. Ознакомиться с советами чем покрасить стены в гараже можно здесь.

Что же касается глубины, то этот показатель должен соотносится с ростом человека, плюс 15-20 см. Это позволяет легко устранять неполадки на любом авто. Итак, оптимальными размерами смотровой ямы в гараже называют глубину в 180-190см, ширину в 75-80 см и длину, складывающуюся из длины машины + 1 м.

Совет: при проектировании смотровой мы следует продумать наличие ступенек и подумать о лестнице приставного типа (если площадь гаража ограничена).

По мнению специалистов, технически грамотно устраивать смотровую яму в гараже по центру помещения. при ее сооружении учитывают не только габаритные размеры помещения, но и размеры автомобиля. Так, для грузовиков смотровые ямы будут значительно больше. Если же гараж стоит на болотистом грунте, то стоит позаботиться о гидроизоляции и утеплении смотровой ямы, ее выполняют на этапе укладки камня или заливки бетонной конструкции.

На данный момент в гаражах стараются делать смотровые ямы. Устройства данного типа позволяют самостоятельно проводить ремонт собственного автотранспортного средства, что дает возможность существенно экономить на ремонтных работах. Читайте инструкцию как сделать погреб в гараже на этой странице.

Следует отметить, что все смотровые ямы делятся по нескольким критериям:

По виду материала:

  • смотровая яма в гараже из бетона – этот вид ям является весьма практичным и удобным. Ко всему прочему изделия из бетона могут прослужить длительный период времени. К тому же, бетон не подвержен воздействию химических веществ и не портиться от воздействия внешних факторов;
  • металлическая смотровая яма в гараже – данный тип смотровых ям легок в исполнении и монтаже. Смотровые ямы из металла отличаются сравнительно низкой ценой, но и служат они меньше.
  • неглубокая смотровая яма в гараже – такая яма удобна в небольших помещениях. Она позволяет проводить техническое обслуживание автомобиля в состоянии лежа. Работать в данном положении могут максимум два человека.
  • глубокие ямы в гараже – ямы этого типа весьма удобны, потому как работа может проводиться в положении стоя. Одновременно в яме может находиться до четырех человек. Это позволяет сократить время наладки авто.

При устройстве смотровой ямы нужно помнить о том, что она должна быть:

  1. Практичной;
  2. Комфортной;
  3. Долговечной.

Как уже говорилось смотровая яма в гараже — это много плюсов, но как оказалось, есть и минусы.

Готовая смотровая ямы для гаража на фото

К плюсам смотровой ямы относят:

  • возможность проведения своевременных профилактических работ;
  • возможность экономить собственные финансовые средства;
  • возможность заработать.

На фото процесс строительства смотровой ямы в гараже

А вот к минусам можно отнести такие моменты, как:

  • риск повышения влажности и появления воды в гараже;
  • проблемы в самостоятельном сооружении.

На снимке пример использования смотровой ямы

Внимание! Владелец гаража должен понимать, что несмотря на свою полезность, смотровая яма весь опасна, в те моменты, когда ее не используют по назначению. Необходимо позаботиться о защитной конструкции.

Оформление смотровой ямы в гараже — это дело каждого автовладельца. Она может быть отделана шифером – материал прочный и обладает высокой износостойкостью. Читайте руководство по выбору вида погреба в гараж.

Также можно обложить смотровую яму в гараже декоративным материалом, к примеру камнем и устроить встроенную подсветку.

Для того, чтобы использовать смотровую яму по назначению ее необходимо обустроить под себя. Следует соорудить лестницу для удобства спуска в нее и сделать несколько навесных элементов для временного хранения инструментов.

Что же касается освещения, устраиваемого в смотровой яме, то оно зачастую носит переносной характер. Для этого применяют яркие лампы, крепленные на переносках.

Но в некоторых случаях, осветительные элементы устраивают на боковых поверхностях. Светильники для смотровых ям должны быть прочными и лучше всего, чтобы корпус лампы был противоударным. Ведь никто не защищен от падения инструментов.

Подсветка смотровой ямы в гараже должна быть средней яркости, потому как слишком тусклая не даст возможности комфортно проводить все работы, а в случае чрезмерной яркости ремонт принесет серьезный дискомфорт зрению человека.

Некоторые владельцы автомобильных домов предпочитают встроенные светильники, так вероятность их повреждения сводится к нулю. Тем более, светодиоды позволяют существенно экономить на объемах потребляемой электроэнергии.

Сколько стоит сделать смотровую яму в гараже?

Устроить смотровую яму можно как собственными силами, так и при участии команды специалистов. Последний вариант является наиболее приемлемым, потому, как только профессионалы могут провести все работы с должной аккуратностью и тщательностью. Они проверят наличие подземных вод и осмотрят все территорию на линии залегания технических магистралей (кабели различного значения).

Для того, чтобы команда рабочих вырыла котлован под типовой габаритный размер смотровой ямы, при учете всего необходимо для ее создания строительного материала, нужно будет затратить около 12-15 000 рублей.

Но стоимость таких работ может зависеть от территориального расположения гаража, от качества грунта и от материала, из которого выполняется смотровая яма.

Смотрите на видео рекомендации по строительству смотровой ямы в гараже:

Смотровая яма – это неотъемлемый элемент любого автомобильного дома. Он позволяет проводить регулярный технический осмотр гаража за счет улучшается качество ухода за авто. Как следствие увеличивается срок эксплуатации автотранспортного средства.

Освещение своими руками для гаража — требования и монтаж

Гараж – это гарант безопасности машины, место, где возможно провести ремонт или замену шин. Также, гаражное помещение часто используется в качестве мастерской, где владелец проводит точные работы по восстановлению или созданию новых приспособлений для обустройства гаража.

При отсутствии освещения в гараже качество выполняемых работ существенно снижается, а работа в яме и вовсе становится невозможной. Полезно знать, как самостоятельно сделать электропроводку в гараже и что для этого нужно.

Электропроводка в гаражном помещении

Электропроводка – это система электросети, которая устанавливается исходя из параметров гаража с учетом правил безопасности. Для прокладывания электропроводки необходимо раздобыть чертежи помещения или начертить их при использовании компьютерных программ.

При проектировании электросети важно учитывать следующие факторы:

  1. Размеры гаража.
    Нужно измерить высоту и площадь всего строения, а также толщину стен.
  2. Необходимое количество розеток, источников света, выключателей.
    Рассчитывать нужно с зазором в 1 метр каждый провод.
  3. Количество и расположение рабочих зон.
    Необходимо отталкиваться от тех задач, которые предусматривает владелец для создания оптимального варианта освещения. Обязательно нужно установить освещение в смотровой яме или погребе, иметь лампу сверху и один прожектор.
  4. Удельная мощность на 1 м кв.
    При установке электрощита и выборе материалов для проводки необходимо исходить из того, будут ли проводиться энергоемкие работы по типу сварки.
  5. Виды ламп.
    От выбранного типа ламп зависит характер и мощность света в помещении. Потолочный светильник для гаража должен быть водостойким, качественно освещать помещение и не затрачивать много энергии. Вся «фурнитура» для электросети должна быть защищена от попадания влаги.
  6. Способ монтирования.
    В зависимости от того, как выполнена отделка в гараже необходимо прокладывать провода. Если провода прячутся под навесную конструкцию или в бетонные стены, количество материалов потребуется разное.

Все эти данные должны помочь в проектировании электросети и ее установке.

Проводка электричества и заземление: основные требования к схеме

При создании правильного освещения гаража изнутри нужно учитывать, что путь прохождения проводов бывает только вертикальным или горизонтальным, а их повороты проходят только под прямым углом. В целях безопасности, проводка должна проходить в 15-ти см от потолка и труб отопления.

Монтаж розеток должен осуществляться на уровне 60 см от пола и выше. Выключатели лучше всего расположить на высоте в 1,5 метра, недалеко от входной двери или ворот. Для освещения смотровой ямы лучшим вариантом будет 12-вольтные светильники, но для их использования необходимо вмонтировать понижающий трансформатор в электрощит.

Для проводки лучше использовать медный кабель, который можно прокладывать в конструкции отделки, в стене или под плинтусом.

Заземление необходимо для отвода электроэнергии в случае оголения проводов или других неисправностей. Всего существует два вида заземления: естественное и искусственное. Наиболее простым и экономичным для гаража является естественный тип.

Какие светильники выбрать для гаража

Среди большого количества разнообразных видов светильников для гаража настоящую популярность получили простые лампы накаливания, люминесцентные, галогенные и светодиодные лампы и ленты. Каждый из видов обладает рядом плюсов и минусов, с которыми нужно ознакомиться перед покупкой. Более подробно о каждом типе ламп.

Лампы накаливания

Распространенный вариант, благодаря своей дешевизне и простоте в установке. Главный минус – непродолжительный срок эксплуатации. Данный вид освещения требует большого количеств электроэнергии, а процент КПД довольно низкий – большинство энергии переходит в тепло.

Кроме того, такие лампы для качественного освещения необходимы в большом количестве,

Люминесцентные лампы

Люминесцентная лампа представляет собой стеклянную трубку, в которой находится вольфрамовая нить, заполнена люминофором и инертными газами. Уровень освещения благодаря устройству такой лампы в 3-4 раза лучше, чем у ламп накаливания.

Также стоит помнить, что в трубке имеются пары ртути, которые могут нанести вред здоровью при повреждении.

Галогенные лампы

Галогенные лампочки схожи с люминесцентными, однако в них стекло заменено на кварц, а внутри трубки находится смесь йода с бромом. Уровень освещения высокий, около 45-50 люменов. Производимый свет хорошо подойдет для освещения рабочих зон. Срок эксплуатации около 5000 часов.

Среди недостатков можно выделить выделяемое тепло как у ламп накаливания.

Светодиодные лампы

Лучший представитель по качеству из всех представленных видов лампочек для гаража. Отсутствие различных химикатов в составе дает гарантию безопасности для здоровья, уровень освещения достигает 100 Лм/Вт, выдерживают низкие температуры и имеет приятный цвет для глаза.

Срок эксплуатации достигает 50 000 часов. Единственным минусом является цена: стоят светодиодные лампы, как и ленты, дорого.

Освещение в гараже своими руками

Сделать освещение в гараже своими руками – задача не из легких, если браться за нее самостоятельно, нужен опыт электрика и монтера. Рекомендуется нанять качественного профессионала, так как работы с высоким напряжением требуют отдельной лицензии, а без этого не будет возможности подключиться к ЛЭП.

Для этого необходимо иметь определенный набор инструментов, рассчитать схему укладки проводов, установить оборудование и проверить все соединения.

Инструменты и материалы для работы

Для установки осветительных ламп в гараже потребуется следующий ряд иструментов:

  1. Перфоратор с набором буров или штроборез.
    Необходим для создания штробов под розетки и канавок для проводки.
  2. Шуруповерт.
    Для крепления различных приборов, аппаратов.
  3. Стиппер.
    Инструмент для зачистки изоляции, при неимении можно заменить ножом.
  4. Наконечники штыревые втулочные изолированные (НШВИ), используются для фиксации проводов.
  5. Пресс-клещи для запрессовки изолированных наконечников.
  6. Клеммы — электроустановочное устройство для надежного соединения проводов;
  7. Паяльник.
    Нужен для переплавки кабелей при их повреждении или для создания двойного провода.
  8. Болгарка.
    Необходима при монтаже в металлических гаражных помещениях.
  9. Прочие необязательные инструменты.

Среди обязательных материалов выделяют сам электрощиток, автоматику, УЗО, заземлитель, провода, наконечники для фиксации проводов, профили для крепления, гофра, розетки, выключатели, лампы и другие необязательные элементы.

Как рассчитать систему

В расчетах важно знать точные размеры гаража – высоту и площадь, толщину стен. Также важно определиться с количеством светильников, розеток и знать их мощность. Все эти данные необходимо зафиксировать на схеме гаража. Также существует формула требуемого количества приборов гаражного освещения:

P=Sхp1/p2, где S — площадь помещения, p1 — мощность освещения на единицу площади, p2 — мощность одного светильника. Норма напряжения для гаражных помещений на 1 кв. метр является 20 Вт.

Методы установки системы гаражного освещения

Методы установки осветительных приборов зависят от внутренней отделки помещения. Связывается это с характеристиками отделочных материалов их пожарной безопасностью.

К наиболее распространенным конструктивно-отделочным решениям относится проводка в помещениях такого типа:

  • кирпичная постройка, отделка из штукатурки;
  • металлическая гаражная конструкция без отделки и системы утепления;
  • каркасное строение с утеплением и комбинированной отделкой.

Общая схема проведения света в гараже своими руками имеет такую последовательность:

  1. Определить место фиксации щитка, так как от него прокладываются провода.
  2. К намеченным местам под розетки и выключатели делаются штробы. Также есть вариант монтирования с помощью креплений.
  3. По направлению от выключателей к светильникам, расположенным на потолке, по поверхности стен прокладывают вертикальные штробы. Если потолок имеет подвешенную конструкцию, то трассу лучше прокладывать в специальной гофре.
  4. При высоких потолках, гофру можно подвесить и проводку проложить навесом.
  5. В точках размещения распределителей делаются углубления в стенах.
  6. Установка светильников, розеток, выключателей и присоединение их к сети электричества.
  7. Штробы с проводами на стенах закрываются штукатуркой или другими отделочными материалами.

Свет в смотровой яме

По технике безопасности, смотровая яма считается местом повышенной влажности. При наличии в ней проводки, яма считается опасной для жизни.

Читайте так же:  Отзывы лучшие страховые осаго

Освещение смотровой ямы в гараже предполагает соблюдение ряда правил:

  • напряжение не должно превышать 42 вольт, потому лампы должны быть низковольтными и работать через понижающий трансформатор;
  • проводку нужно хорошо изолировать, например, используя гофру;
  • рекомендуется использовать плафоны для защиты от механических повреждений.

Лучше всего – установить мобильный прожектор, который будет крепиться в яме на время ремонтных работ. Дополнительным плюсом является использование такого типа освещения в любой зоне помещения.

Монтаж и подключение электрощита

Гаражные щитки представляют собой своеобразную конструкцию из защитного блока и самой системы, их сборка происходит в несколько этапов:

  1. Щиток.
    Поместить щит необходимо в сухом помещении на основе негорючего материала на уровне 1,7 м от пола. К нему должны подходить все трассы электропроводки и силовые линии. В щитке должны присутствовать автоматика для управления мощностью электропередачи.
  2. Подготовка проводов.
    Провода следует зачистить от изоляции и продеть в наконечники НВШИ, которые потом нужно будет спрессовать. Важно сделать это правильно: длина наконечника должна быть равной длине зачищенного от изоляции провода. Гребенка для подключения автомата и УЗО должна быть одной марки с приборами, так как шаг штырей может отличаться. Клеммы приборов должны крепиться надежно, в противном случае они перегреются, и нарушится изоляция, что приведет к короткому замыканию.
  3. Скрепление деталей.
    На этом этапе автоматика соединяется с УЗО, рубильниками и остальными комплектующими. Необходимо следить за качеством скрепления, ведь это единственный способ избежать плохого контакта.
  4. Проверка.
    Щиток в гараже нужно обязательно протестировать, подав напряжение на вводной автомат или рубильник. В конце сборки следует обозначить все рубильники, что к чему подключено.

При правильном проектировании системы освещения, прокладке проводки и установке светильников в гараже, срок эксплуатации электросети будет более длительным и надежным.

При установке электропроводки нужно разработать грамотный проект, закупить все необходимые материалы и инструменты для установки оборудования, а также правильно смонтировать систему. Сделать это можно как при помощи квалифицированных специалистов, так и самостоятельно. Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!

Освещение смотровой ямы в гараже

Собираясь оборудовать смотровую яму самостоятельно, обратите внимание на планировку ламп и светильников. Ведь освещение в смотровой яме должно выполнять определенные задачи, отвечать требованиям безопасности и помогать автолюбителю, а не бить в глаза. Иначе осматривать автомобиль и проводить всякие процедуры типа замены масла в коробке передач будет не слишком комфортно, а иногда и затруднительно.

Из-за конструкции смотровой ямы здесь невозможно организовать естественное освещение в дневное время. Ведь любой источник естественного света будет перекрыт самим автомобилем.

В статье мы разберем:

  • принципы устройства правильного света в смотровой яме;
  • виды светильников;
  • принцип прокладки электропроводки.

Особенности устройства правильного освещения

Обычно к освещению смотровой ямы в гараже предлагаются следующие требования:

  • безопасность (на первом месте!);
  • экономное потребление электроэнергии;
  • достаточная яркость для выполнения осмотра и для мелкого ремонта автомобиля;
  • качественное боковое освещение и хороший свет снизу, на днище автомобиля;
  • равномерное освещение без теней;
  • лампа не должна слепить газа.

Выбирая светильник для гаража, помните, что осветительные приборы, предназначенные для эксплуатации в домашних условиях вряд ли подойдут для неотапливаемого помещения. Выбирая осветительные приборы в магазине, отдайте предпочтение тем, которые подходят для улицы. Подробно о планировании электроснабжения в гараже без отопления написано в этой статье. Также в статье мы отразили некоторые идеи обустройства освещения смотровой ямы. Коротко перечислим основные тезисы.

  1. Освещение смотровой ямы возможно только при использовании понижающего трансформатора. Их размещают на одном щитке со счетчиком.
  2. В яме категорически запрещено устанавливать в яме выключатель и розетку. Ведь если возле ямы разольется вода, она может попасть в розетку, которая расположена ниже уровня пола. Это приведет к короткому замыканию.
  3. Если планируется монтаж переносного светильника, рекомендуется выбрать низковольтовую модель. Альтернативой переноске выступает туристический светильник-фонарик, который крепится на голову.
  4. Проводка должна быть скрытого типа, обладать надежной гидроизоляцией.

Рекомендации по выбору осветительных приборов для ямы

К осветительным приборам для монтажа в ремонтную яму выносятся такие требования:

  • возможность использования в нишах;
  • повышенная защита корпуса от влаги и механических повреждений, так как инструмент во время работы может выпасть из рук и задеть светильник;
  • надежность и длительный срок работы без необходимости замены лампочек;
  • заземление у светильника с металлическим корпусом.

Если вы задумали многоуровневую подсветку смотровой ямы гаража, желательно остановить выбор на стационарных светильниках, которые имеют шарниры. С их помощью можно изменять направление светового луча, чтобы ориентировать его на необходимое место.

Расположение светильников необходимо так, чтобы свет, который идет от них, не был выше уровня глаз. Оптимально, если под лучом будут руки работающего человека и части днища автомобиля.

Варианты светильников, которые могут использоваться в яме:

  • светильники, имеющие напряжение 36 В;
  • 12-ти вольтовые светодиоды;
  • безопасные лампы на аккумуляторах, чтобы передвигать их в необходимое место.

Самые популярные светильники для гаражной ямы

Отзывы на форумах показывают, что самые популярные светильники для освещения ремонтной ямы — лампы дневного света, вкрученные в корпус с герметичной крышкой. Так лампа защищена от пыли и влаги. Для того, чтобы исключить повреждение корпуса осветительного прибора, на светильник крепится защитная решетка. Обычно эти лампы крепятся на стенах смотровой ямы гаража самостоятельно.

Последнее время увеличилось количество положительных отзывов о LED светильниках для освещения ремонтной ямы. Они безопасны, так как на них подается низкое напряжение. Кроме того, они яркие и потребляют мало энергии.

Другие полезные модели — переноски со светодиодной лампочкой. Длина электрического кабеля такой лампы по правилам безопасности — не менее четырех метров. Обычно переноска вешается на крючок, который не должен сильно выпирать из стены, чтобы не порвать куртку или не поцарапать кожу.

На форумах встречаются и совсем экзотичные варианты со светодиодами, например, использование в смотровой яме светодиодной ленты.

Кстати, налобные фонарики, о которых было сказано выше, часто используются автолюбителями. Выбирая такой прибор, необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

  • расположение светодиодов — главное, чтобы они не очень сильно увеличивали конструкцию фонаря;
  • лучше выбирать фонарик с одним, но ярким светодиодом;
  • количество светодиодов только увеличивает режимы работы, которые при освещении во время ремонта совсем не нужны: обычно достаточно только одного яркого светодиода.

Нередко автолюбители не скупятся и приобретают налобный фонарик с большой степенью защиты. Однако как показывают отзывы, если пользоваться налобным светильником только в сухом гараже, переплачивать за защиту нет необходимости.

Как сделать освещение в яме: пошаговая инструкция

  1. В первую очередь необходимо разобраться, будет ли провод для пролегать к щитку через готовый кабель-канал, либо вы будете сооружать отдельный выход. Некоторые гаражники используют кабель-канал для освещения подвала.
  2. Следующий шаг — сделать разметку мест светильников в смотровой яме.
  3. Измерить длину провода, который вместе со светильниками вы приобретете в магазине электротоваров или строительном гипермаркете. Вместе с проводом покупается: выключатель, трансформатор при необходимости, пластиковая гофра или кабель-канал для прокладки, а также болгарка для резки камня и зубило (если вы будете утапливать светильники в ниши в стене ямы).
  4. Вырезаются ниши для светильников (по отзывам, на это уйдет 2-3 часа).
  5. Светильники соединяются проводами, которые прячутся в гофре или пластиковом кабель-канале. Провод прокладывается к щитку.
  6. Ставится выключатель, трансформатор.
  7. При необходимости меняется щиток.

По оценкам владельцев гаражей, которые сделали освещение в яме своими руками, на все материалы и осветительные приборы уходит около 2300-2500 рублей:

  • четыре светильника по 300 рублей — 1200;
  • 20 метров кабеля — 300 рублей;
  • четыре лампы — 400 рублей;
  • гофра — 200 рублей;
  • кабель-канал — 200 рублей;
  • расходные материалы: дюбеля, саморезы, диски — 100-300 рублей.

Если текстовая инструкция непонятна, рекомендуем посмотреть неплохое видео об освещении в смотровой яме.

Грамотное освещение гаража

Основные требования

Первым дело рассмотрим главные требования к гаражному освещению

Как правило, для ремонта автомобиля предусмотрена смотровая яма, в которой из-за плохого отопления и вентиляции образуется сырость. В связи с этой проблемой необходимо позаботиться о том, чтобы светильники в ней были надежно защищены от влаги. Наиболее подходящим вариантом будут низковольтные герметичные изделия со степенью защиты не менее IP 45.

Второе требование касается установки выключателей в гараже. Опять-таки, основной момент заключается в том, что внутри смотровой ямы выключателей быть не должно. Лучше всего выносить данные изделия на главный щиток либо рядом с косяком входной двери.

Так как большую часть времени Вам придется «возиться» с ремонтом машины, освещение должно быть качественным. Лампочки должны быть установлены таким образом, чтобы никакой объект не отбрасывал тень на рабочую зону.

Серьезно отнеситесь к расчетным работам. Вы должны не только правильно выбрать мощность лампочек, но и места их установки. Классический способ установки – «одна лампочка посередине потолка» категорически запрещается. Грамотное освещение в гараже должно состоять из нескольких функциональных зон, о которых мы поговорим далее.

Еще одно немаловажное требование – свет не должен слепить глаза. Именно поэтому источники света должны быть оснащены специальными отражателями и плафонами.

Варианты подсветки

Еще один немаловажный фактор – правильное размещение светильников. Существует несколько популярных вариантов освещения гаража, которые можно использовать для качественной подсветки всей комнаты, но наиболее эффективной считается многоуровневое.

В данном случае лампы размещаются в четырех основных уровнях комнаты: верхний (потолок), средний (1,8 метра от пола), низкий (0, 75 метров от пола) и минимальный (0,4 метра от пола).

Что касается потолка, то тут рекомендуется устанавливать изделия таким образом, чтобы свет падал строго вертикально, не создавая теней. Данный уровень применяется для общей подсветки гаража.

Средний уровень отвечает за подсветку рабочей зоны — над верстаком. Тут, как мы уже говорили, лучше всего использовать лампы направленного света.

Низкий уровень полезен для ремонта машины. Когда есть необходимость починить крыло либо дверь, светильник на небольшой высоте позволит качественно осветить всю рабочую поверхность.

Фонари, установленные на высоте 40 см от пола, позволяют сделать передвижение безопасным, т.к. очень часто на полу могут лежать запчасти и инструменты, через которые можно споткнуться.

Альтернативным вариантом подсветки в гараже является использование всего лишь трех уровней: потолок, рабочая зона и местная подсветка переносной лампой. Такой вариант более простой и на практике встречается намного чаще.

Обзор эффективной системы освещения Вы также можете просмотреть на видео:

Также хотелось бы отметить, что на вариант освещения влияет и количество одновременно работающих светильников в одной группе. К примеру, можно разместить по 3 изделия на каждую стену и управлять ими с помощью двухклавишного выключателя. В этом случае при ремонте одной части автомобиля можно будет включать свет только в той стороне комнаты, где производиться ремонт. В то же время противоположная сторона помещения будет затемненной, что позволяет сэкономить электроэнергию.

Сюда можно добавить еще один вариант – использование проходного выключателя. В этом случае освещением в гараже можно будет управлять с нескольких точек (к примеру, с разных сторон).

Полезные советы

Ну и напоследок хотелось бы предоставить к Вашему вниманию советы по подключению освещения в гараже:

  1. Если Вы решили установить на улице фонарь перед входной дверью, то добавьте к нему датчик движения. В этом случае фонарь не будет работать всю ночь, а включиться только тогда, когда Вы подойдете к нему. Результат – экономия электроэнергии. Альтернативой датчику движения может быть фотореле, реагирующая на освещенность улицы (включает свет с наступлением темноты).
  2. Если помещение отапливается – используйте люминесцентные лампы, если нет – остановите свой выбор на светодиодах. Связано это с тем, что люминесцентные источники света не работают при низких (а тем более минусовых) температурах. Для освещения холодного гаража лучше использовать светодиоды.
  3. Обязательно позаботьтесь о заземлении всей электропроводки, иначе травм и аварий Вам не избежать.
  4. Отдавайте предпочтение качественным товарам, а не дешевым китайским подделкам. Сэкономив на приобретении подделок, Вы ставите под опасность свое собственное здоровье.
  5. Обязательно защитите электроприборы автоматическим выключателем и УЗО. Данные аппараты защитят сеть от перегрузок, утечки тока и короткого замыкания.
  6. Сделайте автономное освещение в гараже, подключив светодиоды от аккумулятора на 12 Вольт. Если вдруг Вы останетесь без электричества и потребуется срочный ремонт, при заряженном аккумуляторе свет может гореть до 10 часов (в зависимости от мощности лампочек). Также можно сделать резервные и альтернативные источники электроэнергии в виде генератора либо солнечных батарей на крыше. Сюда же можно добавить светильники, работающие на батарейках.

Вот и все, что хотелось рассказать Вам о вариантах грамотного освещения гаража. Надеемся, что информация была для Вас понятной, а главное – полезной. Если возникли какие-либо вопросы, наши специалисты ответят на них в категории «Вопрос электрику»!

Также читают:

Требования к освещению смотровой ямы

Сервисное обслуживание и ремонт автомашин предполагает наличие смотровой ямы. Находясь в ней, автовладелец либо механик, если это сервисная станция обслуживания либо предприятие с собственным автопарком, получает возможность проводить как мелкие, так и средней сложности ремонтные работы. Наличие смотровой ямы позволяет провести осмотр следующих узлов авто:

  • днища;
  • ходовой части;
  • глушителя;
  • коробки передач;
  • выхлопной трубы;
  • поддона картера.

Она представляет собой углубление в основании (полу) гаража. Удобство пользования и возможность проведения тех или иных ремонтных работ, в том числе и осмотра днища в профилактических целях, обусловлено не только наличием достаточного освещения, но и обзора. Последнее отражается в правильном выборе габаритов смотровой ямы.
Невозможность стоять в полный рост, проводя осмотр, либо, наоборот, дотянуться до днища делают сооружение абсолютно бесполезным. Это касается и тех случаев, когда длина ямы не позволяет произвести полный осмотр днища.

Какие государственные стандарты и нормы на смотровые ямы существуют?

Нормативные документы относительно оснащения смотровой ямы касаются исключительно предприятий, занимающихся осмотром автомобильной техники. Они предполагают то, что это сооружение является частью технической базы, поэтому подлежит соответствующей регистрации, полному соответствую имеющихся ГОСТов.

Существует всего несколько таких документов. В нормативных актах в большей степени затрагивают правила относительно освещения и схемы вентиляции, безопасности, нежели габаритов. Если сооружение оборудуется не с целью ведения коммерческой деятельности, соблюдения предписаний этих документов не требуется. Иначе необходимо изучить соответствующую нормативную базу.

Отсутствие необходимости регистрировать гараж со смотровой ямой не означает того, что она может возводиться в произвольном порядке. Существуют определенные нормы, от которых зависит безопасность и удобство эксплуатации сооружения. Немаловажным фактором является и решение вопроса относительно того, какие автомобили предполагается обслуживать — легковые и/или грузовые. Это определяет габариты будущей конструкции.

Особенности обустройства смотровой ямы

Основным нюансом «возведения» смотровой ямы является нахождение уровня грунтовых вод. Существует определенный стандарт, согласно которому он не должен пролегать на отметке в 2,5 метра от уровня почвы. Когда грунтовые воды располагается именно в этих пределах, смотровую яму делать нельзя.
Никакие меры предосторожности не смогут защитить автомобиль от образуемой и скапливаемой на дне сооружения влаги. Альтернативным вариантом смотровой яме в такой ситуации становится эстакадная конструкция, которую располагают неподалеку от гаража, то есть на улице.
Это касается и индивидуальных гаражей, и предприятий, на которых занимаются техническим и сервисным обслуживанием транспортных средств. Иначе коррозийные процессы станут неизбежными, что является недопустимым.

Каких размеров должна быть смотровая яма?

При расчете габаритов сооружения, определяемых тремя параметрами, руководствуются нижеследующими данными:

  • Глубина. Высота от дна ямы должна быть на 10-15 сантиметров выше роста человека. Это оптимальный показатель глубины, позволяющий производить ремонтные работы и осмотр транспортного средства без необходимости тянуться, нагибаться, приседать.
  • Ширина. Этот показатель смотровой ямы напрямую привязан к габаритами транспортного средства, а, точнее, к размеру колесной пары. Его можно замерить самостоятельно, но, учитывая то, что в будущем автовладелец возможно захочет сменить марку авто, следует выбирать оптимальную ширину. Это особенно актуально для СТО и прочих предприятий, обслуживающих разные модели транспортных средств.
  • Длина. Определяет удобство спуска в смотровую яму и обеспечивает обзор всего днища. В процессе проектирования, как правило, предусматривают оснащение сооружения ступенями либо лестницей. Чтобы спуск был удобен, длина должна превышать размер машины как минимум на 1 метр.

Эти параметры вариативны. Они зависят от типа транспортного средства, с какими целями используют смотровую яму — личных или коммерческих.

Длина, ширина, глубина смотровой ямы на СТО

Индивидуальное возведение сооружения отличается от аналогичного на станциях технического обслуживания. Если автовладелец может самостоятельно корректировать габариты под собственные нужды и параметры личного автомобиля, на СТО обслуживают различные марки машин, что накладывает требования по обустройству «универсальной» ямы.
Оптимальными размерами сооружения на станциях техобслуживания считаются следующие показатели:

  • ширина — 1000;
  • длина — 5500;
  • высота — 1800.

Все размеры указаны в миллиметрах. Следует учитывать, что параметр глубины для станций технического обслуживания считается до поверхности расположения колес во время ремонта, а не до уровня пола. Это обусловлено тем, что рабочая поверхности на СТО не всегда располагается в один уровнем с полом.

Размеры смотровой ямы для обслуживания крупногабаритных транспортных средств

Строительство ямы, которую предполагается использовать для обслуживания грузовых автомобилей, подразумевает несколько иные размеры. Расстояние между колесами у автомашин этой категории значительно отличается от модели к модели. Это значительно усложняет проектирование сооружения.
Вариантов расчета два. Первый предполагает взятие за «эталонную» величину показатели собственного автотранспорта и вычитание из нее 300-400 миллиметров. Если расчеты неверны, добираться до нужных узлов придется с трудом. Второй вариант подразумевает то, что яму оборудуют универсальной, усредняя параметры, то есть делают с шириной в 1000 мм, что позволяет осматривать авто и с базой в 120, и с базой в 80 см.

Читайте так же:  Пособия на 3 ребенка до 3 лет в москве

Габариты смотровой ямы для индивидуального (частного) гаража

Ширину можно делать под индивидуальные особенности колесной базы, но это не самый лучший вариант, поскольку авто рано или поздно приобретают новое, что не исключает выбор в пользу отличной от старой модели. Ее габариты могут быть несколько иными. Оптимальным вариантом станет ширина в 75-80 см. Это исключит какие-либо проблемы в будущем, позволит проводить осмотр даже микролитражек.

Необязательно ограничиваться длиной «плюс» 1 метр к габаритам автомобиля. В индивидуальном строительстве можно брать и большие размеры. Если площадь гаража позволяет, то часто оборудуют капитальный и удобный спуск с хорошей стационарной лестницей, а не приставной. Ступеньки можно сделать в коротком отрезке, если выбрать Г-образную форму. Это приведет к увеличению расходов на материалы, но сделает смотровую яму максимально удобной. Нишу можно делить не только вдоль, но и поперек.

Глубину нет смысла брать средних показателей. Владелец должен брать свой рост и прибавлять к нему 10-15 см, а лучше 25 сантиметров, учитывая необходимость прокладки гидроизоляции, что может забрать часть глубины. Если яма получается глубже, чем надо, настил поднимают на нужную высоту.

Как сделать хорошее освещение гаража и смотровой ямы без больших затрат

Гараж без освещения принесет очень мало пользы своему владельцу, поскольку невозможно будет проводить какие-либо ремонтные работы или заниматься делом после захода солнца (а большинство автолюбителей могут посвятить себя машине только ночью). Освещение в гараже –простая и малозатратная инженерная система, которая позволит заниматься ремонтами в любое время суток и существенно повысит комфорт работ.

Сейчас мы рассмотрим, как правильно подобрать лампы, сделать подсветку смотровой ямы и всего помещения, чтобы свет был качественным и регулируемым. В расчетах будем отдавать предпочтение только дешевым, практичным и долговечным материалам.

Как подбирать светильники для гаража

Необходимо подбирать специальные осветительные приборы, которые не только подходят по стоимости, но имеют еще много преимуществ:

  • Являются безопасными и не взрываются при большом скоплении паров бензина, масла, металлической стружки.
  • Обеспечивают хороший дневной свет, с помощью которого можно легко проводить ремонтные работы и все видеть, как при солнечной погоде.
  • Не разбиваются при попадании осколков, сотрясении или другом виде физического воздействия на них.
  • Потребляют мало света, ведь экономия – тоже очень важный фактор.
  • Легко устанавливаются и не требовательны к характеристикам электросети, поскольку в некоторых гаражных кооперативах стабильная сила тока – редкость.

Многие совершают ошибку, выбирая обычные лампы накаливания для гаража, поскольку они могут быть взрывоопасными при большом количестве испарений нефтепродуктов и других веществ, а также плохо реагируют на высокую влажность.

При сильном нежелании тратить деньги, можно установить обычную лампу накаливания за пару десятков рублей, только обязательно поместите ее в защищенный корпус. При взрыве осколки никуда не распространяться. Лучше выделить побольше средств и достать люминесцентную лампу. Она обеспечит отличный дневной свет в гараже и полностью безопасна.

Обязательно нужно поместить лампу в металлической корпус, особенно если вы желаете сделать освещение ямы в гараже. Она должна быть защищена от большинства ударов, падения предметов, трения. Еще правильнее будет немного углубить осветительный прибор в боковую стенку, чтобы можно было беспрепятственно передвигаться.

Не рекомендуется устанавливать галогенные лампы для гаража. Их использование при перебоях в сети невозможно. Также нельзя включать при температуре ниже +5С, что не удовлетворит требованиям большинства автолюбителей. Основное преимущество товара – большое количество света при продолжительной эксплуатации.

Светодиодные светильники для гаража – современный подход к решению проблемы. Они обладают всеми преимуществами вышеописанных видов осветительных проборов, но имеют огромный недостаток – слишком дорогие. Если рассчитывать на правильное освещение гаража (яркий свет равномерно по всему помещению), то одни только лампы обойдутся примерно в 4000 рублей.

Количество светильников для гаража и как его рассчитать

Согласно строительным нормам, определенным для производственных помещений (они подойдут как можно лучше для гаража), на весь периметр помещения должен попадать свет, равен не менее 1200 люмен для комфортной работы. Высчитать точное количество и тип светильников для получения такого значения очень тяжело, но эксперименты показали, что для гаража без окон и с размерами 3х5 метров достаточно 4 люминесцентные лампы на 18 Вт по углам и две лампы по 9 Вт для смотровой ямы.

Также учтите, что вам потребуется еще одна «переноска», портативный светильник, с которым можно будет осматривать труднодоступные узлы автомобиля. Даже если освещение смотровой ямы будет слишком хорошим, без переноски не обойтись, особенно при ремонте двигателя и электропроводки, где необходимо именно локальное освещение хорошего качества. Здесь лучше использовать защищенную лампу накаливания (она компактная и легкая).

Если помещение большое, тогда нужно предусмотреть лампы для верстачной зоны. Основное их отличие – направленность светового луча на станки. Здесь может потребоваться светодиодное освещение гаража своими руками, поскольку такие лампы обеспечат мощный направленный луч в нужное место. Достаточно будет два осветительных элемента по 10 Вт.

Расчет электропроводки для освещения в гараже своими руками

Первый этап пройден и теперь мы разобрались, какой тип осветительных приборов лучше подойдет для обустройства. После выбора освещения смотровой ямы в гараже и самого помещения, вам нужно позаботиться о проводке. Включать сразу все осветительные приборы крайне невыгодно. Лучше всего использовать систему на 3 контура: подсветка смотровой ямы, въезда (освещение гаража светодиодной лентой, например) и всего помещения. Все 3 контура могут использоваться отдельно, можно отключать смотровую яму или основной свет, если нужно просто поставить машину в гараж.

Автомат лучше разместить на основном щитке и потом уже от него делать отводки. Выключатель обязательно установим у входа для максимальной безопасности передвижения по гаражу. Запитывание сделаем из медного кабеля 3 мм или 4,5 мм при использовании алюминиевой проводки. При коротком замыкании одного из контуров другие линии будут работоспособны, и вы сможете без проблем закончить работы и выполнить починку электросети при хорошем освещении.

Автоматы нужно взять по 16 А – оптимальное сочетание стоимости и надежности. Их должно хватить для работы большинства электроинструментов, включая сварочные аппараты, а при небольшом замыкании их будет сразу выбивать.

Как сделать освещение в гараже своими руками – монтаж системы

Установить светильники не составит много труда. Как правило, в комплекте с ними уже поставляются штатные крепления или болты, в зависимости от особенностей конструкции (в первом случае можно применить дюбели). С креплением щитка не так все просто. Здесь лучше будет подобрать крепеж самостоятельно. Надо взять конструкцию с закрывающейся крышкой для максимальной безопасности. Размеры щитка – 60х60 сантиметров, можно больше для удобства его эксплуатации.

Свободное место в щитке необходимо для установки автоматов на свет, розеток, а также выделенных линий для инструмента. Учтите, что нужно еще включать в схему возможное автономное освещение гаража (выходы под генератор). Подключение должно быть тоже через автомат для безопасности использования всего оборудования.

Щиток лучше всего устанавливать на большие дюбеля в 4 точках по периметру, крепить только к прочной основе, чтобы не было никаких движений конструкции после привинчивания. Провода, которые исходят от автоматов до приборов освещения каждой линии, можно углубить в кирпичную стену при помощи штробореза (на 3-5 см), после чего оштукатурить. В металлических гаражах используются наружные скрытие гофры для проводов – так быстрее и проще.

Секреты и советы как сделать освещение в гараже

Мы дадим несколько ценных советов, которые помогут избежать ошибок и существенно облегчат использование инженерной системы:

  • Используйте автоматы на 20-25% мощнее, чем требуется для работы самого мощного аппарата, используемого в вашем гараже. Слабое оборудование будет часто выбивать при нагревании.
  • Оставьте свободное место в щитке для розеток – они обязательно потом пригодятся.
  • Незадолго до того, как сделать освещение, взвесьте все «за» и «против» алюминиевой проводки. Она дешевле, но менее надежна и устойчива, чем медная.
  • При штроблении стен делайте только вертикальные спуски согласно СНиП для безопасности последующих ремонтов.
  • Не подключайте систему до полного завершения работ, даже если напряжение идет через автомат.
  • Использование диодных лент и светильников является рентабельным при ежедневной работе в гараже по 4 часа и более. Полная окупаемость ламп наступит через 8 месяцев.
  • Лучше использовать защищенные осветительные элементы на случай, если вам захочется работать сварочными аппаратами, мойками и другим оборудованием, которое может неблагоприятно повлиять на лампы.

Мы расписали, какое освещение лучше для гаража и как правильно его сделать, но лучше 1 раз увидеть, чем 10 прочитать. Предлагаем вам видео монтажа освещения в гараже своими руками:

Освещение смотровой ямы в гараже

Собираясь оборудовать смотровую яму самостоятельно, обратите внимание на планировку ламп и светильников. Ведь освещение в смотровой яме должно выполнять определенные задачи, отвечать требованиям безопасности и помогать автолюбителю, а не бить в глаза. Иначе осматривать автомобиль и проводить всякие процедуры типа замены масла в коробке передач будет не слишком комфортно, а иногда и затруднительно.

Из-за конструкции смотровой ямы здесь невозможно организовать естественное освещение в дневное время. Ведь любой источник естественного света будет перекрыт самим автомобилем.

В статье мы разберем:

  • принципы устройства правильного света в смотровой яме;
  • виды светильников;
  • принцип прокладки электропроводки.

Особенности устройства правильного освещения

Обычно к освещению смотровой ямы в гараже предлагаются следующие требования:

  • безопасность (на первом месте!);
  • экономное потребление электроэнергии;
  • достаточная яркость для выполнения осмотра и для мелкого ремонта автомобиля;
  • качественное боковое освещение и хороший свет снизу, на днище автомобиля;
  • равномерное освещение без теней;
  • лампа не должна слепить газа.

Выбирая светильник для гаража, помните, что осветительные приборы, предназначенные для эксплуатации в домашних условиях вряд ли подойдут для неотапливаемого помещения. Выбирая осветительные приборы в магазине, отдайте предпочтение тем, которые подходят для улицы. Подробно о планировании электроснабжения в гараже без отопления написано в этой статье. Также в статье мы отразили некоторые идеи обустройства освещения смотровой ямы. Коротко перечислим основные тезисы.

  1. Освещение смотровой ямы возможно только при использовании понижающего трансформатора. Их размещают на одном щитке со счетчиком.
  2. В яме категорически запрещено устанавливать в яме выключатель и розетку. Ведь если возле ямы разольется вода, она может попасть в розетку, которая расположена ниже уровня пола. Это приведет к короткому замыканию.
  3. Если планируется монтаж переносного светильника, рекомендуется выбрать низковольтовую модель. Альтернативой переноске выступает туристический светильник-фонарик, который крепится на голову.
  4. Проводка должна быть скрытого типа, обладать надежной гидроизоляцией.

Рекомендации по выбору осветительных приборов для ямы

К осветительным приборам для монтажа в ремонтную яму выносятся такие требования:

  • возможность использования в нишах;
  • повышенная защита корпуса от влаги и механических повреждений, так как инструмент во время работы может выпасть из рук и задеть светильник;
  • надежность и длительный срок работы без необходимости замены лампочек;
  • заземление у светильника с металлическим корпусом.

Если вы задумали многоуровневую подсветку смотровой ямы гаража, желательно остановить выбор на стационарных светильниках, которые имеют шарниры. С их помощью можно изменять направление светового луча, чтобы ориентировать его на необходимое место.

Расположение светильников необходимо так, чтобы свет, который идет от них, не был выше уровня глаз. Оптимально, если под лучом будут руки работающего человека и части днища автомобиля.

Варианты светильников, которые могут использоваться в яме:

  • светильники, имеющие напряжение 36 В;
  • 12-ти вольтовые светодиоды;
  • безопасные лампы на аккумуляторах, чтобы передвигать их в необходимое место.

Самые популярные светильники для гаражной ямы

Отзывы на форумах показывают, что самые популярные светильники для освещения ремонтной ямы — лампы дневного света, вкрученные в корпус с герметичной крышкой. Так лампа защищена от пыли и влаги. Для того, чтобы исключить повреждение корпуса осветительного прибора, на светильник крепится защитная решетка. Обычно эти лампы крепятся на стенах смотровой ямы гаража самостоятельно.

Последнее время увеличилось количество положительных отзывов о LED светильниках для освещения ремонтной ямы. Они безопасны, так как на них подается низкое напряжение. Кроме того, они яркие и потребляют мало энергии.

Другие полезные модели — переноски со светодиодной лампочкой. Длина электрического кабеля такой лампы по правилам безопасности — не менее четырех метров. Обычно переноска вешается на крючок, который не должен сильно выпирать из стены, чтобы не порвать куртку или не поцарапать кожу.

На форумах встречаются и совсем экзотичные варианты со светодиодами, например, использование в смотровой яме светодиодной ленты.

Кстати, налобные фонарики, о которых было сказано выше, часто используются автолюбителями. Выбирая такой прибор, необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

  • расположение светодиодов — главное, чтобы они не очень сильно увеличивали конструкцию фонаря;
  • лучше выбирать фонарик с одним, но ярким светодиодом;
  • количество светодиодов только увеличивает режимы работы, которые при освещении во время ремонта совсем не нужны: обычно достаточно только одного яркого светодиода.

Нередко автолюбители не скупятся и приобретают налобный фонарик с большой степенью защиты. Однако как показывают отзывы, если пользоваться налобным светильником только в сухом гараже, переплачивать за защиту нет необходимости.

Как сделать освещение в яме: пошаговая инструкция

  1. В первую очередь необходимо разобраться, будет ли провод для пролегать к щитку через готовый кабель-канал, либо вы будете сооружать отдельный выход. Некоторые гаражники используют кабель-канал для освещения подвала.
  2. Следующий шаг — сделать разметку мест светильников в смотровой яме.
  3. Измерить длину провода, который вместе со светильниками вы приобретете в магазине электротоваров или строительном гипермаркете. Вместе с проводом покупается: выключатель, трансформатор при необходимости, пластиковая гофра или кабель-канал для прокладки, а также болгарка для резки камня и зубило (если вы будете утапливать светильники в ниши в стене ямы).
  4. Вырезаются ниши для светильников (по отзывам, на это уйдет 2-3 часа).
  5. Светильники соединяются проводами, которые прячутся в гофре или пластиковом кабель-канале. Провод прокладывается к щитку.
  6. Ставится выключатель, трансформатор.
  7. При необходимости меняется щиток.

По оценкам владельцев гаражей, которые сделали освещение в яме своими руками, на все материалы и осветительные приборы уходит около 2300-2500 рублей:

  • четыре светильника по 300 рублей — 1200;
  • 20 метров кабеля — 300 рублей;
  • четыре лампы — 400 рублей;
  • гофра — 200 рублей;
  • кабель-канал — 200 рублей;
  • расходные материалы: дюбеля, саморезы, диски — 100-300 рублей.

Если текстовая инструкция непонятна, рекомендуем посмотреть неплохое видео об освещении в смотровой яме.

Освещение смотровой ямы в гараже

Смотровая яма – прекрасный вариант для тех, кто сам может исправить мелкие неисправности своего автомобиля, не обращаясь на СТО. При этом нужно позаботиться о том, чтобы сделать качественное и безопасное освещение смотровой ямы в гараже – тогда ремонт авто будет намного удобнее и быстрее.

Для освещения ямы используются светильники, мощность которых невелика. Такие осветительные приборы обязательно должны иметь защиту от влажности, присущей подвальным помещениям. Применение ламп 220 V без соблюдения требований безопасности, при устройстве освещения гаража, может быть опасным для человека, находящегося внутри ямы.

Освещение ямы 12–36 V

Свет внутри ямы можно сделать, используя такие виды светильников:

  • с напряжением 36 V;
  • низковольтные 12 V;
  • на аккумуляторах, которые можно переносить в нужное место.

Низкое напряжение можно создать, если встроить трансформаторы, понижающие напряжение. Как правило, их размещают вместе со счетчиком в одном щитке.

Наиболее популярными светильниками, что используются для устройства освещения в смотровой яме, считаются лампы дневного освещения с герметичной крышкой. Кроме своей герметичности, эти лампы известны также тем, что не пропускают пыль и не боятся влаги. Сверху на этих светильниках установлены защитные решетки. Такие лампы можно крепить своими руками по сторонам смотровой ямы в гараже в заранее сделанные ниши в стенках.

Чтобы сделать более светлыми малодоступные места в автомобиле, многие применяют переноски с вкрученной лампочкой на 36 V. Лампа присоединена к электрическому кабелю, длина которого должна быть не менее 4 м, как на это указывают нормы безопасности. Для более-менее удобного расположения кабеля переноски его можно повесить на крючки, закрепленные на стене.

Обратите внимание! Важно, чтобы крючки для кабеля не слишком выпирали из стены и не имели острых краев, они могут повредить кожу человека или его глаза во время работы в яме.

В том случае если ходовую часть автомобиля для замены какой-нибудь запчасти необходимо разобрать, пригодится налобный светильник на батарейках. Его удобство заключается в том, что руки во время работы остаются свободными. Правда, нужно не забывать, что он находится на голове, чтобы фонарь не упал и не разбился.

Важно, чтобы все выключатели, отвечающие за освещение в смотровой яме, находились за ее пределами. При этом выключатель должен находиться в таком месте, чтобы его было удобно включать и не приходилось идти к нему в потемках. Лучше всего не использовать в качестве выключателей автоматы, устанавливаемые в щитках – они не рассчитаны для частого включения света. Вместо обычных выключателей отлично подходят выключатели нагрузки и другие приспособления.

Тем людям, кто не знает, где удобнее всего установить розетку в яме, нужно знать, что в смотровой яме розетки любого типа категорически запрещены. Если на полу разольется вода или вокруг ямы будет проводиться влажная уборка, вода может попасть в розетку, расположенную ниже уровня пола, что приведет к короткому замыканию.

Освещение ямы 220 V

Этот вариант доступен при соблюдении целого ряда условий, повышающих безопасность эксплуатации ямы и находящегося в ней работника. Что за условия?

  1. Проводка прокладывается внутренне (скрыто), при этом она должна иметь качественную электрозащиту и надежную гидроизоляцию.
  2. Это же относится и к осветительной арматуре.
  3. Сами светильники должны быть закрыты стеклянными плафонами, поверх которых обязана находиться металлическая решетка.
  4. Если корпус светильника выполнен из металла, его необходимо заземлить.
Читайте так же:  Кто подавал иск на туроператора

Для повышения защиты кабеля, прокладываемого не в стене, можно его протягивать в металлической трубе с заземлением или в коробе. Напомним, напряжение 220 V можно использовать только для электропроводки, но никак не для переносок.

Светодиодное освещение ямы

Сейчас стало популярным использование LED светильников для освещения ямы. Дело в том, что светодиоды потребляют мало энергии и хорошо справляются со своей задачей – яма достаточно эффективно освещается. Что касается безопасности такого освещения, то тоже можно не беспокоиться по этому поводу, так как высокое напряжение, опасное для жизни человека, на светодиоды не подается.

При правильном подходе к обустройству освещения в яме гаража можно добиться того, что работать в таких условиях будет очень удобно.

В этом видео показано как устроено светодиодное освещение ямы:

Как правильно провести освещение в гараж

Чтоб сделать правильное освещение для гаража не надо иметь каких-то специальных знаний и навыков. Достаточно элементарных знаний в области электротехнике и конечно желания. А разобраться во всех остальных нюансах проектирования и монтажа освещения в гараже поможет наша статья.

План освещения для гаража

Как и при любом другом деле для получения качественного результата прежде всего следует все продумать. Для этого все помещение гаража разделим на несколько зон.

Для большей площади гаража нам потребуется общее освещение, кроме того отдельными элементами выведем освещение слесарного места, смотровой ямы, подвала, наружное освещение и зоны отдыха при ее наличии. Если какой-то из этих зон в вашем гараже нет, то просто игнорируем данный раздел.

Общее освещение гаража

Одним из наиболее важных является общее освещение. Оно должно обеспечивать достаточный уровень освещенности для комфортной работы и перемещения по гаражу. При этом крайне желательно полностью исключить неосвещенные места и снизить количество теней.

  • Чтоб достичь такого результата следует применять комбинированное освещение. Комбинированным называется освещение, которое совмещает вертикальное и горизонтальное освещение.
  • Но это идеальный вариант. В большинстве случаев гаражное освещение выполняют вертикальным. Это реализуется за счет светильников, установленных на потолке. Для этой цели могут быть применены люминесцентные или любые другие светильники, которые плотно прилегают к потолку. Ведь в большинстве случаев высота потолка гаража не позволяет применять люстры или тому подобные светильники.
  • Если высота потолков не позволяет применять вертикальное освещение, то можно обойтись установкой настенных светильников. В этом случае опять-таки лучше выбрать изделия, плотно прилегающие к стене. Ведь установка бра будет скрадывать драгоценное пространство.
  • Норм по освещенности гаража не существует. Поэтому здесь каждый устанавливает то количество светильников, которое ему кажется достаточным. Но обычно в гараже создают освещенность порядка 100лк. Это столько же сколько должно быть в спальне.
  • Что касается требований к общему освещению гаража, то их практически нет. Здесь вы можете применять любые светильники с любыми лампами. Главное, чтоб светильники были снабжены защитным стеклом предохраняющем лампу от механических повреждений, а вас от падения осколков лопнувшей лампы.
  • Выключатель общего освещения обычно устанавливают сразу на входе в гараж. Если площадь гаража значительная или у вас дополнительно имеется освещение гаража для покраски, то можно их выполнить двухклавишными, а саму сеть освещения разделить на две ступени освещенности.

Освещение слесарной зоны

Не один гараж нельзя представить без слесарной зоны. Ведь всегда нужно что-то подправить, почистить или даже заняться более серьезным ремонтом. Поэтому в каждом гараже есть слесарный стол, а иногда еще и 1 – 2, а то и более станков. Эта зона требует особого освещения.

  • Для освещения в гараже слесарной зоны нам уже одним верхним освещением не обойтись. Здесь необходима комбинированная система. Для этого обычно над столом на стене крепят еще один или два светильника. Устанавливать их следует в верхней части, дабы они не слепили глаза.
  • Часто для освещения слесарной зоны используют светильники направленного действия. Это позволяет создать концентрированный поток света в рабочую зону. Если же применяются светильники рассеянного действия, то следует задуматься об установке дополнительного светильника местного освещения.
  • Слесарная зона должна освещаться с интенсивностью не менее 300лк. Если же будет выполняться точная работа с мелкими элементами, то может потребоваться и еще более существенное освещение. В этом случае обычно применяют светильники местного освещения.
  • Что касается ламп освещения, то здесь лучше отдать предпочтение обычным лампам накаливания или качественным диодным лампам. Дело в том, что люминесцентные лампы обладают достаточно плохим коэффициентом цветопередачи. И в слесарной зоне это не то чтоб не допустимо, но не желательно.
  • Все светильники в слесарной зоне кроме защитного стекла должны иметь металлическую сетку для защиты от механических повреждений. Цена этой сетки не так высока, но она убережет светильники от случайного контакта с молотком или другими тяжелыми предметами.
  • Если у вас имеются станки, то для них обязательно следует предусмотреть лампы местного освещения. Многие станки имеют соответствующие вывода и места для их крепления. Если же таковых нет, то на стене следует установить светильник направленного действия.
  • Выключатели для включения освещения в слесарной зоне обычно устанавливаются около стола. Лучше, чтоб это было не само рабочее место, а ближе к его краю. Обычно это свободное пространство на краю слесарного стола.
  • Для местного освещения выключатели располагаются непосредственно около светильника. Можно использовать выключатели веревочного типа.

Кроме освещения в слесарной зоне нам потребуются розетки. Обычно их устанавливают на стене на 10 – 30 см выше уровня стола. Если имеется возможность, то их лучше сделать скрытыми. Если же гараж металлический, то устанавливают розетки открытого типа.

Для гаража наша инструкция советует выбирать розетки с крышками в рабочей части. Это исключит попадание в контактную часть пыли и посторонних предметов. Кроме того, при выборе обращайте внимание на качество пластика. Это должны быть надежные изделия.

Освещение смотровой ямы

Еще одним элементом без которого сложно себе представить гараж является смотровая яма. Это часть гаража относится к особо опасным помещениям по электробезопасности. Ведь кроме замкнутости пространства имеется возможность прикосновения к заземленным частям, а также вполне вероятна повышенная влажность. Это налаживает определенные ограничения.

  • Освещение смотровой ямы в гараже имеет некоторые отличия. Главным из них является то, что поток света должен быть направлен не вниз как обычно, а вверх. При этом этот поток не должен слепить и должен создавать минимальное освещение на полу смотровой ямы.
  • Исходя из этих условий, а также глубины самой ямы, существует несколько возможных вариантов организации освещения. Наиболее распространенным является установка люминесцентных светильников на стенках ямы. Эти светильники располагаются в верхней части ямы и дают освещение как на днище машины, так и на пол ямы.
  • Существует вариант раздельного питания. Когда в специальных нишах в нижней части ямы организуют освещение пола. Иногда эти светильники устанавливают в нишах для инструмента с их направлением вниз.
  • Верхнее же освещение организуют за счет направленных светильников, которые устанавливаются в верхней части смотровой ямы. Это позволяет не только создать качественное освещение днища машины, но и по мере необходимости изменять зону освещенности. В то же время это создает определенные неудобства во время ремонта. Ведь выступающие части светильников могут стать причиной ударов и травм.
  • С точки зрения безопасности освещение в смотровой яме имеет свои требования. Учитывая характер помещения п. 6.1.14 ПУЭ требует светильники в смотровой яме следует подключать через автомат УЗО рассчитанный на ток утечки не более 30мА.

Обратите внимание! В предыдущих версиях ПУЭ, в связи с отсутствием автоматов УЗО, правила требовали использование светильников на 12В. В связи с этим многие по сей день считают это нормой. И с точки зрения безопасности — это действительно значительно лучше. Поэтому при желании вы можете запитать все освещение гаража в смотровой яме от сети 12В.

  • Проводка освещения в гараже для смотровой ямы так же имеет свои особенности. Здесь обычно применяется скрытая проводка. Ведь площадь этой ниши обычно не велико, а открытая проводка создает дополнительную опасность прикосновения к токоведущим частям.
  • Кроме того, смотровая яма может быть подвержена затоплению. Поэтому сам провод монтируем в пластиковой гофре, а вывода к светильникам уплотняют. Это позволяет исключить попадание внутрь гофры влаги и ее скопление.

  • Выключатель освещения смотровой ямы должен быть расположен вне ниши. Для него следует выбрать место на стене недалеко от спуска. В крайнем случае допускается установка выключателя в верхней части смотровой ямы.

Обратите внимание! Если вы планируете пользоваться в смотровой яме переносками освещения, то их можно запитывать только от сети ниже 50В. В этом случае вам потребуется создать соответствующую сеть и соблюсти правило, что розетки на 12В должны исключать соединение с вилкой на 220В. И наоборот.

Освещение подвала

В гаражах достаточно часто оборудуют подвалы. Эти помещения так же относятся к особо опасным в отношении поражения электрическим током. Поэтому для подвала применимы те же правила что и для освещения смотровой ямы.

  • Для того чтоб определиться как сделать освещение в гараже, а точнее в подвале, нам следует знать его высоту. Если высота потолка позволяет, то следует сделать верхнее освещение. Кроме верхнего можно предусмотреть освещение стеллажей. Это реализуется за счет установки светильников на стене между ними.
  • Если высота потолков и так небольшая, то выбора нет и нам придётся создавать горизонтальное освещение. В этом случае светильники размещаются напротив стеллажей. Кроме того, в зависимости от геометрии помещения обязательно должен быть светильник напротив лестницы. Который будет освещать ступени.
  • Освещение в подвале может быть запитано от сети 220В с обязательной установкой автомата УЗО. Но так как для этого помещения высока вероятность подтопления здесь лучше организовать сеть 12В. И все светильники запитать именно от этого напряжения.
  • Над проводкой в подвале обычно не сильно церемонятся. Согласно п.7.1.37 ПУЭ здесь рекомендуется выполнять открытую проводку в пластиковой гофре. Если применяется скрытая проводка, то она должна быть выполнена из провода в двойной изоляции и не соприкасаться с горючими материалами стеллажей.

Обратите внимание! Для сырых помещений таких как подвал или смотровая яма не допускается применение для защиты от механических повреждений металлической гофры или труб.

  • Выключатель освещения подвала должен быть размещен вне помещения. Обычно его располагают на стене около входа в подвал.

Наружное освещения гаража

Несколько слов хотелось бы сказать и о наружном освещении гаража. Для частного дома оно обычно совмещается с наружным освещение участка. А вот для гаражей, расположенных в различных гаражных кооперативах, оно запитывается непосредственно от электрической сети гаража.

  • Наружное освещение гаража обычно реализуется за счет одного двух фонарей, расположенных на столбе. Высота установки таких светильников должна быть не менее 3 метров.
  • Для наружного освещения допускается применять любые светильники. При этом должно быть обеспечено их соответствие уровню защиты от влаги и пыли. Для наружной установки рекомендуется применять светильники не ниже IP
  • Если проводку вы собираетесь монтировать своими руками, то следует помнить, что для наружной установки может применяться только открытая проводка. Для защиты от механических повреждений она должна монтироваться в пластиковой гофре. А места подключения к электроприемникам должны уплотнятся для исключения попадания влаги.
  • Выключатель наружного освещения обычно устанавливают внутри гаража. Это исключает управление освещение посторонними лицами и позволяет не заботится о его защите от влаги и пыли.

Освещение зоны отдыха

В последнее время все большее число гаражей строится с зонами отдыха. Данное помещение обычно выделяется либо перегородками, либо визуально.

Здесь размещается несколько посадочных мест и стол. Кроме того, иногда такие зоны отдыха снабжаются минимальным набором для приготовления и разогрева пищи.

  • Так как это зона отдыха освещение здесь должно быть на должном уровне. Поэтому как минимум должно быть обеспечено верхнее освещение. Его лучше выполнить лампами накаливания. Если применяются лампы другого типа, то следует обратить внимание на их коэффициент пульсации и цветопередачу. Эти параметры должны соответствовать нормам и не вызывать дискомфорта.
  • Достаточно часто в зоне отдыха устанавливается местное освещение. Оно может потребоваться для чтения или для приготовления пищи. Для этого лучше выбрать светильники направленного действия.
  • Кроме того, в зоне отдыха нам не обойтись без розеток. От них вы сможете подключить бытовые приборы или зарядить мобильный. Розетки следует располагать в тех местах где они могут потребоваться.
  • Вообще электрооборудование и освещение зоны отдыха во многом зависит от ее наполненности и площади. Поэтому учесть все возможные варианты как на видео практически не реально. Проводка для этой зоны может выполняться как скрытым, так и открытым способом и не имеет особых требований.

Монтаж проводки в гараже

После того как мы спланировали размещение светильников и розеток можно приступать непосредственно к монтажу. И здесь тоже имеются нюансы, на которые стоит обратить внимание.

Размещение группового щита

Самым первым из них является размещение и устройство группового щита. Ведь именно с него начинается наша электрическая сеть гаража.

  • Групповой щит освещения обычно монтируют на входе в гараж либо не далеко от электрического ввода в помещение. Обычно он содержит вводной автомат, счетчик, групповые автоматы и автоматы УЗО. Кроме того, здесь же обычно размещают трансформатор 220/12В, если в гараже имеется сеть 12В.
  • Если у нас имеется автономное освещение гаража, то групповой щиток размещают непосредственно возле дизельного или бензинового генератора. А вывода от генератора подключают к вводному автомату щитка. В этом случае в счетчике нет необходимости, а остальное содержимое щита неизменно.
  • Групповой щит обычно выполняют навесным. Если в нем планируется установка счетчика, то следует выбрать навесной щиток со специальной нишей под счетчик. Эта ниша должна иметь стекло для беспрепятственного считывания показаний.
  • В зависимости от количества электрооборудования у нас может быть одна и более групп освещения. Как их формировать мы уже не раз рассказывали на страницах нашего сайта, поэтому не будем повторяться.

Монтаж сети освещения гаража

На последнем этапе остановимся на основных правилах непосредственно монтажа проводки. Они не чем не отличаются от монтажа проводки в квартире, но некоторые из них постоянно игнорируют или забывают. И это приводит к проблемам в дальнейшем.

  • Прежде всего остановимся на проводе. Он должен быть трехпроводным. Одна жила это фазный провод, вторая нулевой и третья защитное заземление. Нулевой провод должен иметь голубую окраску, защитный провод – желто-зеленую, а фазный провод иметь окраску цвета фазы, от которой он взят. Если вы не знаете, какая это фаза, то можно применять любой цвет.
  • Проводку лучше прокладывать на высоте 10 – 30 см от потолка. Там же монтируются распределительные коробки. Спуски к розеткам и выключателям выполняются только под прямым углом.

  • В местах подключения электроприемников следует оставлять запас провода, достаточный для повторного подключения. А лучше оставлять запас достаточный еще не для одного подключения. Особенно это актуально для скрытых проводок.
  • Провод по всей длине и особенно в местах изгибов не должен быть смонтирован в натяжку. А места прохода провода через стены или пол следует оборудовать специальными гильзами.
  • Все подключения следует выполнять только при помощи винтовых или сварных соединений. Кроме того, может использоваться пайка или опрессовка. Использование скрутки запрещено.

Теперь вы знаете какое должно быть освещение в гараже. Осталось дело за малым. Применить эти знания с учетом ваших условий. Ведь здесь нет нечего сложного. Главное все правильно продумать и соблюдая правила смонтировать. И тогда ваша сеть освещения гаража прослужит вам много лет и вам не придется переживать о возможных коротких замыканиях или пожарах.

Читайте так же:

  • Сапато возврат товара cапато (sapato.ru) Интернет магазин обуви САПАТО (SAPATO.RU) РЕКВИЗИТЫ: Реквизиты: ООО «ЗАПАТО.РУ» Адрес: 123022, Россия, г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 43. ОГРН 1107746178539 ИНН 7715800174 КПП 770301001 Банк: Московский банк Сбербанка России ОАО, г. Москва. Расчетный счет в […]
  • Платит ли алименты инвалид Платит ли инвалид алименты в 2018 году: размер и условия получения, как уменьшить Опубликовал: admin в Алименты 09.11.2018 Комментарии к записи Платит ли инвалид алименты в 2018 году: размер и условия получения, как уменьшить отключены 80 Просмотров Все родители обязаны материально […]
  • Образец заявления на свидание в ивс Образец заявления на свидание в ивс Суд Ленинского района г.Минска Судье Сидорову А.П. Петровой Ольги Николаевны, прож. г. Минск, ул. Магилевская,13-13 (о предоставлении свидания с обвиняемым) Прошу предоставить мне, Петровой Ольги Николаевны (паспорт МР 2345677, выдан Октябрьским РУВД […]
  • Штраф за нарушение разметки 2019 Штраф ГИБДД за вафельную разметку с 1 марта 2019 года Автор: Admin Категория Разное 14 дней назад 0 7 Просмотров Новые правила ГИБДД с 1 марта 2019 годаДорожные камеры начнут штрафовать за выезд на «вафельницу» с 1 мартаС 1 марта 2019 года комплексы фотовидеофиксации начнут штрафовать […]
  • Образец приказа о прохождении обучения ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПРИКАЗА об обучении и проверке знаний по охране труда работников в организации Автор: admin. 18 Сен 2009 в 19:42 ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПРИКАЗА об обучении и проверке знаний по охране труда работников в организации. « _______________» (наименование организации) «__»______ […]