Меню

Кто имеет право крестить людей

Кто имеет право крестить людей

Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста. Я слышал, что крещение, могут при необходимости совершать и миряне. 1.Правда ли это? 2.Можно ли крестить не в церкви? 3.Что делать, если церквей рядом нет?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

1. Согласно 44-му правилу святого Никифора исповедника, патриарха Цареградского (+ 2 Июня 818 года): В случае нужды, может крестить и простой монах, точно так же, как по нужде крестит и диакон.

Епископ Никадим (Милош) дает такое толкование на это правило: «Право совершать таинство крещения принадлежит епископу или пресвитеру, как об этом упоминалось в толковании 49-го Апостольского правила. В настоящем правиле св. Никифор говорит, что в случае нужды, может крестить и диакон, равно и простой монах. Мы же, в дополнение к тому, что сказали в толковании означенного Апостольского правила, присовокупляем, что в случае нужды, может крестить и каждый мирянин, и даже женщина» (Правила Православной Церкви с толкованиями епископа далматинско-истрийского Никадима (Милоша). Перевод с сербского, Свято-Троице Сергиева Лавра, 1993; репринт изд. 1911-12).

2. Таинство крещения должно совершатся в храме, однако в некоторых исключительных случаях можно крестить и вне церкви (в родильном доме, больнице, дома, близ озера или реки).

3. Отсутствие рядом храма не подходит под определение по нужде. Необходимо поехать ближайшее место, где имеется храм, и креститься.

Кто имеет право крестить людей

Азы православия

Демон, который жил в человеке и был изгнан, ходит по пустынным местам и не находит себе покоя. И говорит: «Возвращусь в дом свой». Возвращается и видит, что дом не занят. Тогда берет еще семь демонов злых и приходит, заселяется в этого человека. Для последнего это заселение еще горше прежнего (Мф. 12, 43-45). Как это понять?

Человек принял крещение и стал продолжать прежнюю греховную жизнь, не стал ходить в церковь и молиться. Он при крещении принял в себя Духа Святаго, но потерял дарованную ему в этом Таинстве благодать, и Дух Святый уходит из него. Его душа становится пустой, безблагодатной. Злой дух, изгнанный при крещении, возвращается к прежнему обиталищу своему и видит, что оно не занято Духом Святым, и занимает его, да еще и приводит с собой других демонов.

У нас так и бывает. Огромный поток людей идет креститься, потому что сейчас все крестятся, для них это какой-то магический ритуал. Люди не знают, зачем крестятся. Прежде, чем креститься, человек должен изучить Священное Писание, постоянно ходить в церковь, поучаться христианской жизни. Что от него ждет Господь? Если человек принимает крещение, то он должен знать, что это второе рождение — рождение души. Господь прощает грехи (личные и первородный грех), дает Ангела Хранителя; этому человеку сообщаются благодатные дары Духа Святаго в Таинстве миропомазания. Человек вместе со Христом умирает и воскресает, когда его трижды погружают в воду. Потому он и после крещения должен быть со Христом, жить по Его заповедям. Иначе работать он будет диаволу, и душу его заселят демоны.

Человек принял крещение в зрелом возрасте. Продолжая греховную жизнь, стал отступником от Христа. Что ждет душу такого человека? Не лучше ли было ему совсем не креститься, чем не оправдать милость Божию?

Преподобный Макарий Великий шел однажды по пустыне и встретил человеческий череп. Он был пред Богом особым человеком, имел благодать Духа Святаго, и ему много было открыто от Бога. Он, будучи в особой благодати, ударил посохом по черепу и спросил:

— Скажи, кто ты и где находишься?

— Я идольский жрец, — ответил он.- Нахожусь в аду.

— Бывает ли вам отрада, — спрашивал Преподобный.

— Бывает отрада тогда, когда в Православной Церкви христиане поминают по субботам и воскресеньям своих усопших. В верхних слоях ада тогда бывает свет, частично он проникает и к нам. Тогда и мы видим друг друга. Нам это приносит великую радость.

Преподобный еще спросил:

— А ниже вас — идольских жрецов — есть кто?

— Православные христиане, которые приняли крещение, но в Церковь не ходили, крестов не носили, в грехах не каялись, не исповедовались, жили невенчанно, не причащались и умерли без покаяния. Они еще ниже находятся тех язычников, которые не знали Истинного Бога.

Меня крестили не в церкви, а дома, и не священник, а дед. Считается ли это крещение действительным?

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что совершать таинства никто не имеет права, кроме епископа и священника. Но есть оговорка: бывает, что человек при смерти, а священника рядом нет. Тогда человека может погрузить в воду православный христианин, тот, кто постоянно ходит в церковь, живет по заповедям, соблюдает все посты, молится, исповедуется; такой человек может трижды погрузить больного во «Имя Отца и Сына и Святаго Духа». Если этот православный христианин совершил крещение умирающего, а больной выздоровел, то нужно добраться до ближайшей церкви, до священника и попросить довершить таинство через миропомазание.

Раньше, я знаю, было много таких людей, которые были крещены бабушкой или дедом. Но ведь подчас эти деды и бабушки сами в церковь не ходили; если и молились Богу, то дома. А это уже не считается, что человек православный. Поэтому людям, крещеным бабушками и дедушками, надо заново креститься.

Мой муж хочет принять крещение. Могу ли я быть его крестной?

Если вы будете крестной матерью своему мужу, то он вам уже будет приходиться духовным родственником — крестником, и с ним вам нельзя будет продолжать супружеские отношения.

Бывало часто, что девушка с юношей дружат, хотят пожениться. А потом их как-то попросят стать крестными матерью и отцом, и они соглашаются. После крещения они стали духовными родственниками — кумом и кумой, и жениться — венчаться уже не имеют права.

Если муж и жена стали кому-то крестными, то не должны продолжать жить по плоти, должны жить, как брат с сестрой.

У мeня дочь раньше жила некрещенной, имея детей, делала аборты, теперь она окрестилась. Снимается ли с нее грех за аборты? Снимаются ли крещением все грехи с человека?

Да, сказано, что в крещении человек рождается вновь. Господь записывает его в Книгу Жизни. Кто некрещен, того в Книге Жизни нет. Во время крещения человеку прощаются все грехи, и первородный, и личные грехи. Так сказано в Священном Писании: когда святой пророк Иоанн Предтеча крестил, то погружал человека до головы, тот исповедовал грехи, и он его погружал в воду полностью с головой — крестил (Мф. 1, 4-5). Поэтому в Православной Церкви по-настоящему совершают это Таинство так: до Таинства человек исповедует основные грехи.

Приходится мне в женской колонии крестить. Я подзываю по отдельности каждую, спрашиваю: «Какие у тебя грехи? Кого убила?» — и потом уже крещу. В это время прощаются все грехи. А спрашиваем грехи, совершенные до крещения для того, чтобы человек осознал их и не повторял, крестившись.

Затем его с головой погружают трижды в воду; читаются особые молитвы об изгнании нечистого духа и о посвящении этого человека Богу.

В Таинстве крещения рождаются новые граждане Православной Церкви, новые чада Божий.

У нас с Таинством крещения происходит что-то интересное. Многие превращают крещение в магию. Считают, что самое главное — это окреститься. Как должно разуметь это? Когда ребенок родился, если его родители не будут кормить и поить, то он умрет. И родители будут убийцами. То же самое происходит и тогда, когда человек принимает крещение. Он духовно родился, и если он не будет молиться, не будет исповедоваться, каяться и причащаться, то он духовно умирает.

Тот, кто толкнул этого человека совершить крещение неосознанно, безответственно, будет таким же убийцей.

Огромная масса людей сейчас принимает крещение, но потом в церковь не ходят, Богу не молятся, не каются. Но говорят с убеждением о своем прочном положении в христианском мире: «Мы — крещеные. » А какой толк, что вы крещеные? Человек стал членом Церкви, клеточкой в Теле Христовом и вдруг не стал в церковь ходить. Он снова попадает во тьму, во власть сатаны, потому страдает и мучается.

В Апостольских правилах сказано, что крещение совершается полным погружением. Мою дочь окропляли. Действительно ли это крещение?

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что крещение совершается погружением в воду, по примеру Господа нашего Иисуса Христа. Погружаясь в воду, как во гроб, мы со Христом умираем. И после троекратного погружения вместе со Христом воскресаем, подобно тому, как Он воскрес в третий день. Христос вошел в воды Иордана и погрузился в них. Потому и мы погружаемся в воды купели спасения.

Если человек находится при смерти и желает принять крещение, его следует, как говорит святой Игнатий Богоносец, облить водой так, чтобы все тело омылось водой. Мне пришлось в Иванове крестить одну больную женщину; она была лежачей больной — калекой. Ее подняли с постели, держали над тазом и я вылил на нее полное ведро заранее освященной воды. Обернули ее и положили в постель. Одели белую рубашку, и лежала она чистая и светлая, как новорожденный младенец.

Окропление — это католический, униатский прием. В униатском храме, бывает, стоят 100 человек, желающих креститься. Священник берет кисть и всех сразу кропит. На кого попадет вода, а на кого и нет. Может быть, там женщина в парике стоит, и ей на парик несколько капель упадет, но она-то остается некрещеной! Есть благословение Святейшего Патриарха Алексия II совершать крещение только погружением. Для этого в храмах надо построить баптистерии. Выбирается маленькая площадка, вниз строятся три ступеньки; наливается вода в бассейн, и человек может свободно погрузиться с головой. Обычно тех людей, которые были крещены окроплением, перекрещивают с формулировкой: «Аще не крещен. «

Когда принимаем крещение, мы часто не отдаем себе отчета, что такое Православная вера, что она дает человеку.

На днях к нам в монастырь приехал молодой человек и сказал: «Я хочу креститься, принять святую Православную веру». Мы у него спрашиваем:

Читайте так же:  Лучший адвокат по уголовным делам в перми

— Ну, что ты знаешь о Православии? Что это такое?

Он замялся, потом говорит:

— Я не могу сформулировать, но в глубине души чувствую, что должен стать православным.

Тогда его спросили:

— А знаешь ли ты, сколько учеников было у Иисуса Христа?

— А кто предал Его?

— Знаю, его предал диавол.

Вот так мы с ним поговорили и поняли, что не готов еще человек стать настоящим православным истинным христианином.

Принимая крещение, мы читаем Символ веры. О чем он говорит? О том, что мы веруем во Единого Господа нашего Иисуса Христа, в Троицу Живоначальную.

Мне пришлось с этим молодым человеком, Володей, говорить:

— Скажи, для чего в мир пришел Христос?

— Ну, рассказать людям, как надо правильно жить. Путь им показать.

Вроде бы он правильно ответил.

— А кем Он должен был быть?

— Ну, как бы экскурсоводом.

— Нет, дорогой. Надо тебе сказать, до Рождества Христова прошло 5508 лет после грехопадения первых людей Адама и Евы. Никто из людей после смерти в обители Рая не входил, все шли в ад. Для праведников там было «лоно Авраамово», где не было мучений.

Господь — Любовь. Сам принял плоть человека и жил на земле тридцать три с половиной года. Дал Евангельский закон, взял на Себя грехи всего рода человеческого, начиная от Адама и до последнего человека. И мои, и твои грехи две тысячи лет назад Он искупил Своею Кровью. Сколько еще будет рождено людей на земле — их грехи уже омыты Кровью Христовой. Господь за всех пострадал. И оставил нам веру и покаяние.

Если мы сейчас не будем веровать во Единого Бога, Творца Вселенной, Неба и земли, не будем каяться, мы за свои грехи понесем наказание.

Долго мы с ним беседовали. Позже я дал ему Евангелие. Прошло время, спрашиваю:

— Так сколько было у Христа учеников?

— Батюшка, двенадцать, а помимо их еще семьдесят.

— Откуда ты узнал?

— Со мной провели работу.

— Ну, слава Богу! Но тебе еще нельзя креститься. Ты «сырой, необработанный материал». Не знаешь, чего от тебя Господь хочет. Внутренне ты должен измениться. Ведь что такое покаяние? Это перемена мыслей, перемена всей жизни. От того, что мы тебя сейчас покрестим, толку мало: какой ты был, таким ты и останешься. Ничего в тебе не изменится, никакой перемены в твоей жизни не произойдет. Вот как, допустим, готовятся родители к появлению на свет их первенца? Они готовят детское приданое: кроватку, колясочку, все необходимое. Точно так рождается человек в мир духовный. Для его рождения в мир духов тоже все надо приготовить.

Например, нельзя человеку дать диплом об окончании вуза, когда он только-только поступил в институт. Он же еще образования не получил, он еще не инженер и не врач. Ему надо потрудиться, узнать многое.

Точно так же и в Православии. Знаю из опыта, что можно тысячу людей крестить, но они пройдут мимо Церкви. Они не воцерковятся по-настоящему, после крещения Духовно умрут, потому что не подготовлены.

Человека можно крестить, когда он изучил Евангелие, начал читать утренние и вечерние молитвы, научился своими словами с Богом разговаривать. И, главное, приготовился к перемене жизни.

Те, кто себя готовили, внутренне изменились, после принятия крещения почувствовали внутреннюю благодать. И у них началась совсем другая жизнь.

Порой человек, начавший жить в духовном мире, имеет столько благодати, духовной силы, что готов всех обращать в веру.

— Ну все, я теперь поеду и буду всех своих знакомых обращать!

— Милый мой, как ты сможешь в веру людей обращать, когда еще сам Евангелие толком не прочитал? Ведь если человек тонет, то спасти его сможет только тот, кто сам хорошо плавает. А если не умеет он плавать и будет спасать, то оба пойдут ко дну. Надо сначала почву почувствовать под ногами. Человек в вере должен крепко стоять на ногах, быть убежденным, живым православным христианином. Не уклоняясь от Евангелия в ересь, надо уметь объяснить, что такое Православная вера. Ведь очень многие обожглись, читая Священное Писание, не зная его толкования. Библия — это обоюдоострый меч, не так возьмешь — обрежешься.

Если близкие уговорили неверующего человека принять крещение, может ли он спастись?

Господь говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет. А кто не будет веровать, осужден будет». Если человек в таинстве крещения получил от Бога духовное рождение, но в церковь не ходил, не молился, не исповедовался, Святых Даров не причащался, духовная жизнь его на этом заканчивается и его душа умирает.

Сейчас таких людей множество. В церковь они обычно очень редко ходят. Какими бывают прихожане?

Есть «повседневные» прихожане, есть «воскресные», есть «праздничные».

Есть «великопостные», есть «четверговые» (они приходят причащаться в Чистый Четверг), есть «пасхальные». Такие говорят: «Как ни придешь в церковь, все поют «Христос Воскресе!» Есть «рождественские», есть те, которые ходят только на свой день Ангела. Есть прихожане «требные», они в церкви вообще не появляются, на дом вызывают священника поисповедывать грехи, пособоровать, причастить.

Есть прихожане «крещально-погребальные»: младенца принесли, покрестили, и его всю жизнь в храме нет. А потом привезут на катафалке, отпоют «Со святыми упокой. » Конечно, это не православные христиане. Они извергнуты из Церкви, как недоношенный плод из материнской утробы, и находятся во тьме, во власти диавола.

Принял крещение — должен постоянно посещать храм Божий, быть живым членом Церкви. Напомним Апостольское правило: если человек без уважительной причины не был три воскресенья в храме, то он Духом Святым извергается из Церкви, находится во тьме, во власти диавола. Только через таинство покаяния, где он пообещает Богу исправиться и посещать богослужения, он может возродиться в духовную жизнь. Священник читает особую молитву, и эта душа вновь присоединяется к Святой Апостольской Церкви.

Я крещен на дому. Надо ли меня перекрещивать?

Если на дому крестили бабушки, не ходившие в церковь, то надо крестить заново. Когда мы жили в Сибири, там один дед с бородой ходил по деревням и за стакан водки всех крестил. Перед «крещением» примет стакан, а потом «крестит». Но это было просто кощунство. Окунет три раза, а потом ему еще стакан дадут, он где-то и свалится.

Сейчас храмы везде есть, они открыты, потому это таинство должно совершать только в храме. А дома (или в больнице) можно крестить в виде исключения, и из мирян имеют право крестить только настоящие православные христиане. Если больной (взрослый или маленький младенец) находится при смерти, а за священником ехать долго, может крестить православный человек, тот, который достойно причащается, постоянно исповедуется, в ком живет благодать Божия. Он, произнося: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь», окунает человека трижды. Это крещение считается действительным. Если больной останется жив, то крещение нужно дополнить священнику миропомазанием и молитвами из чина крещения.

Недавно мы крестили мальчика. У него сейчас большие искушения, он нервничает и кричит: «Бога нет, а есть только дьявол «. Снял с себя крестик, обвиняет, что его заставили креститься. Как за него молиться, чтобы помочь?

Молиться за него надо. Это с ним еще такое . детское. Может быть, по телевизору что-нибудь посмотрел, и тлетворное, демоническое семя заронилось в душу. Поэтому он и произносит такие слова.

А вот о том, что демон есть, а Бога нет. А куда же Он делся? Сколько тысяч лет был — и вдруг «Его нет»? Нашлись такие люди, про которых премудрый Давид сказал: «Рече безумец в сердце своем: несть Бога». Только безумный человек может сказать, что Бога нет.

Душа такого человека до последней клетки пропитана грехом. И в ней, конечно, Бога нет — Господь идет к тем, кто Его призывает. А кто не помнит о Нем, Он за теми наблюдает и напоминает о Себе, о Своей любви к заблудшему через скорби, болезни, всякого рода напасти. Кто-то скажет: «Ничего себе, вот это любовь!» А мы редко вспоминаем Бога, когда у нас все хорошо. Но как только умер кто-то, попал в аварию, в тюрьму, так сразу к Богу: «Последняя надежда на Него!» Народная пословица гласит: «Как тревога, так до Бога».

Любому говорящему, что Бога нет, можно поверить. Это правда. В нем Бога нет! В его сердце не благодать Божия, а антихристово отрицание Бога, адский пламень безбожия. Сколько же таких людей! Но сегодня они отрицают Бога, а назавтра Господь даст им познать Свое существование. И приходят такие на исповедь, каются, плачут.

Вопрос о крещении.

Serg_G сказал(-а): 20.07.2010 08:20

Вопрос о крещении.

Марго сказал(-а): 20.07.2010 13:43

Таинство Крещения в Православии:

Serg_G сказал(-а): 20.07.2010 15:26

Про сам обряд крещения я читал. Да и присутствовал не раз, т.к. сам фотограф и снимал крещение. Правда вот никогда не наблюдал такого же эффекта, как в Библии описывается.

Вы лучше меня информированы, поэтому, если знаете, то дайте ссылки на свидетельства такого крещения в наши дни. Не будет противоречить правилам форума, если я обращусь в других ветках с таким же вопросом?

Кто имеет право крестить людей

Какой исход из жизни приличествует православному христианину? Только ли «кончина мирна, непостыдна» с предсмертным покаянием и причащением Св. Тайн? Можно ли преждевременно судить и осуждать его по этому признаку? На эти вопросы отвечает Житие святого праведного отрока Артемия, жившего на Севере России в XVI веке, и история его прославления Богом.

Выборочное введение военного положения ведет к дальнейшему расколу Украины.«Бытового сепаратиста» в Одессе могут теперь «уплотнить» и даже отнять квартиру.

Идеолог реформ Алексей Кудрин заявил, что Россия, скорее всего, не выполнит задачу, поставленную президентом — стать пятой экономикой мира к 2024 году.

Она осуждает действия страны в 2008 году, но твердит об агрессии Российской Федерации.

Copyright © 1999-2018, технология и дизайн принадлежат ООО «Правда.Ру».

Читайте так же:  Требования для спецназ

Материалы сайта предназначены для лиц старше 18 лет (18+).

Использование материалов сайта (распространение, воспроизведение, передача, перевод, переработка и др.) допускается только с письменного разрешения редакции. Мнения и взгляды авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.

Эл № ФС77-54522 от 21 июня 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель: ООО «ПРАВДА.Ру»

Экстремистские и террористические организации, запрещенные в РФ: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия», «ИГИЛ» (ИГ, Исламское государство), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы». Полный перечень организаций, находящихся под судебным запретом в России, находится на сайте Минюста РФ

Крестить нельзя отказать

— Перед крещением у нас по благословению настоятеля храма проходят два обязательных занятия для крестных и родителей, если крестят ребенка, или для желающего принять крещение взрослого человека. На первом рассказывается о духовной жизни, таинствах, вере, Символе веры, рассматривается каждая его часть. На втором речь идет о самом таинстве крещения, чтобы люди не просто присутствовали на крещении, но и принимали в нем непосредственное участие молитвой и пониманием того, что происходит.

Эти занятия групповые, в среднем на них присутствует 10-15 человек. Ведет их священник или специально подготовленный прихожанин нашего храма.

На каждом мы раздаем конспекты, в которых прописаны основные вещи.

Кроме того, за две недели до крещения люди должны, по возможности, прочитать хотя бы самое короткое Евангелие — от Марка — и ознакомиться с предварительными понятиями Закона Божия, чтобы иметь под своим мировоззрением хоть какой-то богословский базис.

Также крестные должны исповедоваться и, по возможности, причаститься.

В моей практике не было случаев, чтобы я отказывал в крещении. Бывало, у человека был багаж какого-то непонятного «богословия», но все с радостью отказывались от него. Но вообще, если человек имеет другую, отличную от церковной, догматику и фактически не является православным человеком, конечно, крестить не стоит.

У нас действует воскресная школа для взрослых. Каждое воскресенье после литургии мы собираемся вместе, пьем чай, а потом пришедшие разделяются на два «класса». Первый — это те, кто уже давно ходит в Церковь, а вторые — новоначальные, в том числе недавно крестившиеся, которые хотели бы больше узнать о православной вере.

Венчающихся значительно меньше, чем желающих покреститься, поэтому с ними я провожу индивидуальную беседу. Советую им, что можно прочитать для подготовки к таинству, говорю, что, вообще, обязательно надо исповедоваться и причаститься. Это уже будет для них духовный подвиг.

Протоиерей Игорь Пчелинцев, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви:

В храме Владимирской-Оранской иконы Божией Матери и защитников Отечества я служу с прошлого года, до этого служил в соборе св. Александра Невского, где еще с середины 90-х годов было все выстроено с беседами и катехизацией.

В новом храме мы еще не наладили полностью подготовку к Таинствам. Но, тем не менее, каждое воскресенье перед крещением проводятся беседы для родителей и крестных (и для тех, кто уже взрослым собирается принять крещение). Эта беседа обязательна для всех — никто не отказывается, и никому не отказывают после нее в крещении. После беседы люди могут задать вопросы — катехизатору или священнику (беседу обычно проводит приходской катехизатор). Кроме этого на неделе проводится одна беседа, которую посещают желающие, как правило не очень много — 3-5 человек. Катехизатор получает в приходе небольшую зарплату.

Беседы пока в основном по Символу Веры и по основам христианской жизни, отдельно беседа по Библии (в основном по Новому Завету). С осени, если Бог даст, мы будем укреплять систему подготовки, бесед и встреч с прихожанами, это уже назрело.

Случаев, чтобы мы отказывали в крещении, не припомню — по идее можно отказать (хотя бы временно), если человек не верит в основы христианства, но как правило через беседу и совместные вопросы-ответы многое проясняется.

Перед крещением я рекомендую что-то почитать: Новый Завет, Закон Божий, ну и что-то из того, что есть в наличии в нашей церковной лавке, мне лично очень нравятся изданные беседы о. Бориса (Холчева) о крещении — при случае покупаю сразу много этих брошюрок и всем раздаю, в том числе и перед или после крещения — когда вижу, что люди неравнодушны к происходящему.

Специальные беседы перед венчаниями пока обычно не проводятся, но поскольку венчаний у нас в храме немного, когда пара записывается на венчание, то они беседуют со священником — имеют возможность задать вопросы и батюшка имеет возможность поспрашивать готовящихся под венец.

Священник Игорь Палкин, клирик храма святой мученицы Татианы при МГУ

Чтобы взрослому человеку креститься, необходимо побеседовать с дежурным священником. Он спросит, для чего человек хочет креститься, что хочет получить от Господа в этом таинстве и что хочет вернуть Ему. Второй вопрос часто вводит людей «в ступор», потому что, как правило, ничего возвращать они не предполагают, зато хотят получить защиту и помощь.

После этого мы просим их изучить толкование на Символ веры — присягу, которую они приносят Господу. Обязательно просим подготовиться к исповеди за прошедшую жизнь и прочесть какое-то из Евангелий. Иногда люди читают быстро, иногда — долго, у кого-то не возникает никаких вопросов, а кто-то, бывает, приходит и что-то спрашивает. Исповедь перед крещением — не таинство в полном смысле слова, но она совершается в память о покаянии, которое проповедовал Иоанн Креститель. Перед крещением человеку важно назвать перед Богом свои грехи и осознанно от них отречься.

Если человек не готов к крещению, мы не отказываем в крещении как таковом, но просим подготовиться получше, чтобы подойти к таинству осознанно.

Например, если человек живет в незарегистрированном браке, я объясняю, что в таком состоянии креститься ему невозможно и перед крещением он должен привести свою жизнь в порядок, чтобы все было в согласии с заповедями.

Бывает, услышав о необходимости готовиться, люди очень расстраиваются и даже обижаются. Приходится со смирением объяснять, что крещение — не формальность, а начало новой, христианской жизни.

Как правило, люди или сразу говорят, что им это все не надо, или возвращаются через какое-то время. Были случаи, что люди отказывались от крещения, когда начинали понимать, что за этим последует новая жизнь, необходимость исполнения обетов. Им я говорю: «Мы помолимся о вас и будем вас ждать».

Если крестят младенца, говорю с родными, особенно с родителями. От родителей стараюсь требовать, чтобы они поняли, что мы крестим младенцев, чтобы их причащать и не лишать этого таинства ребенка в таком нежном восприимчивом к благодати возрасте. Если родители откровенно говорят, что мы не хотим причащать ребенка, отвечаю, что тогда крещение будет не очень нужно.

От крестных родителей мы требуем понимания того, что они берут на себя ответственность за ребенка, в первую очередь за его духовную жизнь. А в случае форс-мажорных обстоятельств — болезни или смерти родителей — еще и за его материальное обеспечение. При этом родители должны понимать, что крестные имеют право делать им замечания относительно духовного воспитания ребенка.

Конечно, крестный должен быть православным христианином, который понимает, чему он должен научить младенца. Или хотя бы стремиться к идеалу крестного.

Когда крестить младенца приходят невоцерковленные люди, это может быть очень хорошим поводом, который побудит их начать ходить в Церковь. Чтобы научить ребенка вере, родители сами должны быть для него примером, иначе ребенок научится у них лицемерию. У нас в приходе были случаи, когда необходимость причащать младенца стала толчком к воцерковлению всей семьи.

А что касается трудностей, я помню, что когда я учился в Свято-Тихоновском университете, один преподаватель нам рассказывал, что в Николо-Кузнецком храме при университете крещение совершалось бесплатно, но только после обязательной катехизации. И люди скорее соглашались платить деньги, чем прилагать какие-то усилия, чтобы быть допущенными к таинству.

Игумен Агафангел (Белых), настоятель Спасского храма (поселок Тикси, Якутия)

Как правило, несколько человек обращаются в течение месяца с просьбой покрестить их самих или детей. Для Севера характерно большее количество взрослых, так как, например? наш поселок православные священники начали посещать около десяти лет назад. Разумеется, многие родившиеся здесь люди не были крещены в Православии.

В нашей удаленности от больших городов есть свое преимущество: никто не пойдет креститься в соседний храм, если ему что-то не понравится у нас. Соседний храм далеко. Мы предлагаем всем желающим присоединиться к Церкви Христовой через Таинство Крещения осознать свой выбор, серьёзно подумать, чтобы решение было принято осмысленно. Для этого обязательны минимум две беседы: о Церкви и вероучении по Символу Веры и о личной жизни и молитве христианина по молитве Господней. Оглашаемые молятся с нами на службах, общаются и вне храма.

Конечно, всё это обязательно и для родителей, и для крестных младенцев.

Детей от 12-14 лет крестим обычно по их вере, если видим их явное желание быть в Церкви и безразличие родителей. За полтора года подобных крещений было около пяти.

Чтобы создалось верное впечатление о нашем опыте, следует пояснить, что количество постоянных прихожан в поселках Тикси-1 и Тикси-3 составляет около 30-40 человек, а количество оглашаемых на сегодняшний день (июль 2010 года) — примерно десять взрослых человек. У нас есть опыт оглашения и в течение года, а, бывает, крестим после двух бесед. Мы не определяем сроки, обычно решает сам человек.

Мы не отказываем в крещении, но можем предложить придти на беседу, прочитать Евангелие и т. д. Самое страшное, что мы делаем, так это предлагаем отложить крещение, если видно полное непонимание христианства, магический повод для крещения, нежелание участвовать впоследствии в жизни Церкви и т. д.

Минимум миниморум — объяснение Символа веры и молитвы Господней. На практике, мы просим, читая Евангелие и прочие книги, ставить «галочки», знаки вопроса и другие пометки в тех местах текста, которые малопонятны. Человек приходит на службу, молится с нами и после службы мы разбираем неясные места. То есть, тема для общения формируется спонтанно.

Перед крещением обязательно прочтение Евангелия от Марка и Иоанна, огласительных бесед архимандрита Бориса (Холчева), Толкования на Символ Веры епископа Петра (Льюилье) и Владимира Лосского, тексты святителя Николая Сербского. По опыту скажу, что обычно люди прочитывают весь Новый Завет.

Читайте так же:  Мать одиночка молодая семья

Что касается венчаний, если это нецерковная пара, то беседы ничем не отличаются от огласительных перед крещением. Обязательна исповедь. Совершаем это Таинство обычно перед Литургией и венчающиеся молятся и причащаются. Но венчали мы за полтора года в Тикси всего три-четыре пары.

Священник Алексей Дарашевич, настоятель церкви Живоначальной Троицы села Бёхова в Поленово:

Когда ко мне приходит человек, во-первых, я с ним разговариваю. И цель моего разговора — понять, чего он хочет. Мы с ним говорим о его жизни, вообще о жизни человека, о том, что такое Церковь, о том, что такое Бог — даже еще не Кто, а что такое Бог. После этого я назначаю следующий разговор. И в результате человек или приходит в следующий раз, или, как правило, люди в большинстве случаев больше не приходят. А почему? Потому что я им говорю, насколько это все серьезно, насколько это глубоко. Я предупреждаю, что это не какая-то формальная отметка, а очень серьезная вещь, очень сильная, которая требует от человека, во-первых, ответственности. Потом я узнаю, что люди, которые не вернулись ко мне, просто пошли в другой какой-нибудь храм, где с ними или вообще не стали говорить, или сказали: «Вам нужно быть церковными, вам нужно будет ходить исповедоваться и причащаться», на что они просто кивнули. Ведь с них не взяли твердо такого обещания. Они кивнули, сходили, крестились — и все. И в ту церковь, где они крестились, они тоже уже больше не ходят.

А меньшинство людей все-таки приходит на вторую нашу беседу. И на второй беседе мы говорим, что нужно сделать, чтобы действительно познать себя, познать мир, познать Бога. Это те вопросы, которые должен человек решить, по крайней мере, отношение к этим вопросам он должен сформулировать для себя перед крещением. И получить на них, пускай не исчерпывающий, но достаточно серьезный ответ. Это начало всего, некий фундамент, который должен заложить человек перед крещением. На этом фундаменте уже после крещения он должен строить свою Церковь, Церковь своей собственной веры, которая будет частью огромной Вселенской Церкви. Но он должен строить храм своей души.

Обычно я прошу, чтобы те, кто хочет креститься, во-первых, освоили одну простую книжку — «Закон Божий». Почему именно она? Потому что это букварь, азбука. Это самые простые, самые основные и главные понятия, которые существуют в Церкви. Это ключ к духовному миру, ко всем остальным книгам. Именно эту книгу я всегда прошу прочитать, даже если человек с серьезным образованием (нас ведь сейчас одним, а то и двумя, тремя высшими образованиями не увидишь, а равно и званиями научными).

Кроме того, это одновременно школа обучения самому главному в Церкви — смирению, такая прививка от гордости, когда человек со степенью доктора наук берет букварь — духовный, конечно, букварь, садится и смиренно его читает. Если он на это решится — а даже из тех, кто приходит на вторую беседу, решаются на это не все, — можно сказать, что он имеет возможность стать действительно смиренным и при этом сильным, верным чадом Церкви.

А потом мы договариваемся так: человек будет читать эту книжку и делать себе сразу же пометки. Он должен не просто прочитать, а обязательно усвоить эту книгу. Ее нужно читать как инструкцию — это первый договор, который мы заключаем с ним. Эта книга — его личная инструкция для его личной жизни в России в 2010 году и далее. Как ему здесь жить и быть христианином. Поэтому эту книжку надо читать, делая пометки, выписывая вопросы, которые появляются, и это обязательно.

Мы договариваемся, что мы будем встречаться раз или несколько раз в неделю. Это могут быть индивидуальные встречи, или, если собираются несколько человек, то общие встречи, и мы разговариваем. Чем больше людей вместе проходят это воцерковление, тем оно плодотворнее: они начинают общаться между собой, они начинают слышать друг друга и понимать, что те вопросы, которые они решают для себя, волнуют и других.

Обязательно нужно приходить и на службу, молиться. Одновременно должна быть и теория, и практика. Они начинают параллельно молиться — своими словами сначала, и одновременно начинается освоение молитв Православной Церкви — утреннего правила и вечернего. Крайне важно, чтобы это освоение было внимательным, даже я бы сказал, дотошным и глубоким, но ни в коем случае не формальным. Самая страшная опасность — если какой-то из этих элементов станет формальным, потому что это значит, что в будущем он будет тем слабым местом, через которое загниет человек, начнет отмирать живая вера, если возникнут действительные трудности или даже небольшие препятствия.

Еще одна важная часть — это участие в общей молитвенной жизни Церкви, это службы в храме. Обязательно хотя бы раз в неделю человек должен быть на службе, и не где-то в случайном храме, а стараться именно в том храме, где он проходит воцерковление, у своего, так скажем, духовного наставника.

Так продолжается месяц или больше, а после этого, если я вижу, что человек постиг духовный взгляд на проблемы, если он усвоил православный церковный взгляд на себя и на мир, на Бога, стал понимать и смотреть православными глазами на Господа, то это становится достаточным основанием для крещения. Если он не просто читает, а уже так и живет, то достаточно оснований, чтобы крестить его, и для него крещение будет не формальностью, а актом полноценного вхождения в Церковь. Раньше он был как оглашенный, как послушник в Церкви, а теперь он становится полноценным членом Церкви Христовой и, конкретнее, полноценным членом данной церковной общины.

«Что нужно, чтобы креститься?» — такой вопрос мы задали в 14-ти московских храмах в разных районах города

Только в трех из них ответили, что перед крещением не требуется не только пройти специальный курс оглашения (или катехизации), но и просто предварительно поговорить со священником.

— Приносите 1 500 рублей, если хотите общее крещение, или 2 500, если отдельное, — сразу сказали в храме Иконы «Нечаянная радость» в Марьиной роще. Также посоветовали взять тапочки, рубашку и полотенце.

Крещение совершается ежедневно. Фактически, если человек проснулся, и ему вдруг пришла в голову светлая мысль покреститься, он может сразу же осуществить эту идею. И даже не успеть задуматься о том, что же он сделал.

В храме иконы Божией матери «Скоропослушница» на Ходынском поле также сказали, что предварительная запись не нужна, и о совершении таинства можно договориться в тот же день. При себе обязательно иметь освященный крестик. При этом сотрудница храма подробно объяснила, что крестик надо именно принести, но ни в коем случае не надевать его на себя до крещения.

В храме Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках тоже не надо ни о чем ни с кем договариваться предварительно. Однако перед крещением нужно взять в храме памятку, в которой разъясняется смысл таинства.

В остальных храмах, в которые мы обратились, по крайней мере одна беседа со священником перед крещением обязательна. Например, в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках поинтересовались о том, кто именно хочет креститься — звонивший или его знакомый — и предупредили, что до беседы с батюшкой о договоренности о крещении не может быть и речи.

Такая же система действует в храмах иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе, Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате, иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне, Малом Вознесении на Большой Никитской, святителя Николая в Кленниках, Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе и многих других.

Беседа может носить и совсем «укороченный» характер. Например, в храме иконы Божией матери «Знамение» в Кунцеве собеседование обязательно, но проводится оно непосредственно перед крещением.

В некоторых храмах стремятся проводить катехизацию систематически. Например, в храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне священнослужитель проводит беседы о вере каждую субботу в 15.00. Крещение совершается каждый день. Аналогичные еженедельные беседы каждое воскресенье в 18.30 священник проводит в храме Серафима Саровского в Раеве.

Систематические катехизаторские курсы действуют при храме Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста. Желающие креститься обязательно должны побеседовать со священником и, если у них есть желание, позаниматься на этих курсах.

В храме Адриана и Наталии в Бабушкине катехизацию не проводят. Крестят всех, кто обращается. Священники проводят беседы перед крещением и во время совершения таинства разъясняют смысл конкретных действий.

Крещение в московском храме обойдется в среднем от 800 до 2500 рублей

В подготовке материала участвовали Александра Сопова и Даниил Сидоров

Читайте так же:

  • Приказ минюста от 10 апреля 2002 года Законодательство / Письма и приказы МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 10 апреля 2002 г. N 99 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ РЕЕСТРОВ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ, НОТАРИАЛЬНЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВ И УДОСТОВЕРИТЕЛЬНЫХ НАДПИСЕЙ НА СДЕЛКАХ И СВИДЕТЕЛЬСТВУЕМЫХ ДОКУМЕНТАХ Список […]
  • Налог на имущество для управляющих компаний Какую отчетность нужно сдавать управляющей компании в сфере ЖКХ Управляющая компания – организация, оказывающая услуги по управлению многоквартирным домом (подп. 2 п. 5 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, п. 2 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № […]
  • Уточнение искового заявление в арбитражном суде Уточнение исковых требований в арбитражном процессе Подборка наиболее важных документов по запросу Уточнение исковых требований в арбитражном процессе (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Уточнение исковых требований в […]
  • Военная пенсия в рб Калькулятор военной пенсии за выслугу лет на 2018 г.- 01.10.2019 г. с учетом увеличения с 01.01.2018 г. Предложения Минфина РФ об увеличении минимальной выслуги до 25 лет, необходимой для назначения "военной пенсии" и комментарий к ним смотреть здесь=> Онлайн калькулятор (ПРОЕКТ) […]
  • Заявление об изменении просительной части Заявление об изменении просительной части Добрый день, подскажите пожалуйста, каким образом я могу внести дополнение в просительную часть искового заявления. Исковое заявление уже принято к производству судьей. МНе нужно внести всего-навсего 1 пункт в просительной части, грубо […]