Меню

Оформить алфавит

Оформить алфавит

Оформить алфавит

  • Главная &nbsp / &nbspСтатьи &nbsp / &nbsp
  • Оформить алфавит

Оформить алфавит

Русский алфавит, или Азбука

Алфавит, или Азбука — это все буквы русского языка, расположенные в определённом порядке. Каждая буква в алфавите имеет своё название.

Слово алфавит образовано от названий первых двух букв греческой азбуки: «альфа» и «вита», а слово азбука образовано от первых двух букв старославянского алфавита: «аз» и «буки».

В русском алфавите 33 буквы. Из них 10 букв обозначают гласные звуки, 21 буква обозначает согласные звуки, 2 буквы (Ь и Ъ) не имеют звукового выражения.

Таблица «Буквы русского алфавита с названиями»

1.4. Графика. Буквы. Алфавит

1. Для обозначения звуков на письме используются специальные знаки, которые называются буквами.

2. Обозначение звуков речи на письме изучает графика (от греч. «графо» – пишу).

3. Совокупность букв, расположенных в установленном порядке, называется алфавитом, или азбукой.

Буквы алфавита своими руками 1 класс

Буквы алфавита своими руками

Проект «Буквы своими руками» могут выполнить даже первоклассники. Дети выбирают ту букву, которая им больше нравится и «украшают» её. Эти картинки которые дети изготовили своими руками могут быть использованы на уроках чтения, письма, русского языка, а также при выполнении проекта на тему «Моя любимая буква». Это может быть рисунок, поделка из пластилина, аппликация и т. п.

Творческий проект «Буква своими руками»

Каждому из детей на уроке учитель может задать выполнить красивую букву алфавита. Может быть это и своя любимая буква или несколько букв, которые изучили на уроке в 1 классе.

Цель проекта: создать детский алфавит своими руками.

Задачи проекта: 1. Познакомить с начертанием букв алфавита

2. Вовлечь в активный познавательный творческий процесс

3. Развивать образное мышление и творческое воображение

4. Воспитывать интерес к русскому языку

Мы предлагаем варианты оформления букв русского алфавита.

Букву можно украсить кружочками, получаемыми при пробивании бумаги дыроколом или конфетти. Чтобы получилось нарядно и красиво, используйте фольгу или бархатную цветную бумагу.

Саму букву можно нарисовать, скопировав изображение в любом из понравившемся шрифте WORD . Предложить ребёнку разукрасить её и по контуру наклеить бисер.

Эту аппликацию можно выполнить с помощью дырокола фигурного с насадками. Это могут быть бабочки, снежинки или цветочки. Они служат для украшения ваших изделий. Его можно купить в Fix-price или в интернет-магазине.

Эту букву можно выполнить из геометрических фигур. Но для этого сначала нужно изобразить контур буквы и разрезать его произвольно на несколько фигур. Здесь пригодится цветной картон или цветная бумага.

Букву можно сделать из крупы. Надо взять крупу разного цвета. Это может быть рис и гречка, пшено и гречка и др. Более тёмную крупу приклеивайте по контуру, а светлые зёрнышки в центре, заполняя всё пространство внутри буквы.

Эту букву украсили самодельными снежинками. Их можно вырезать из салфеток и цветной бумаги. Снежинки можно наклеить одну на другую, чтобы казалась объёмной.

Букву можно сделать из ваты. Наклейте кусочки ваты, обведите контур гуашью. А затем, макая кисточку в разноцветную гуашь, примакиванием опускайте на вату. Получается объёмная цветная буква.

Букву можно украсить цветочками. Это могут быть ромашки с разноцветными лепестками или любые другие цветы, которые ребёнок умеет рисовать.

Эта буква сделана из шариков, выполненных из разноцветных салфеток. Отрываете небольшой кусочек салфетки и пальцами скатываете шарик. Сначала лучше накатать много шариков, а потом приклеивать их по контуру буквы, нарисованной детьми.

Букву можно сделать из ватных шариков. Небольшие кусочки ваты скатать в шарик и приклеить на цветной картон. Затем гуашью разукрасить полученную букву.

Букву можно оформить в виде буквицы. Буквица — это первая буква начального слова книги, главы, раздела, произведения, увеличенная по размеру и оформленная в особенном стиле. Широко применялась в древних рукописных книгах, где украшалась миниатюрами и орнаментами. В первых печатных книгах буквица тоже использовалась, но расписывалась по прежнему вручную.

Букву можно украсить цветами, которые ребёнок умеет рисовать.

Буквы, сделанные своими руками, можно использовать в других проектах. Например, «Моя любимая буква»

Алфавит из фетра с животными: выкройки

У меня начинается новый рукодельный проект – алфавит (азбука) из фетра с животными. Алфавит я хотела шить уже давно, еще со времен, когда родилась первая дочка. Сейчас ей уже 3,5 года, уже и вторая дочка подрастает, и наконец-то я решилась. А для того, чтобы детям было интереснее, хочу сделать для каждой буковки свою зверушку.

Всех желающих приглашаю присоединиться. Устроим совместный пошив. Чем нас будет больше, тем интереснее!

Стартует проект 13 мая, но вы можете присоединиться на любом этапе.

О совместном пошиве

Суть пошива в том, что с периодичностью каждые 2 дня я буду выкладывать подробные мастер-классы по шитью каждого животного для алфавита (азбуки). То есть один день шьем буковку, второй день зверушку. А также сделаю мастер-класс по шитью самих букв. Выкройки зверушек постараюсь подбирать не сложные. Справятся даже те, кто никогда не шил из фетра.

И мы, все участники пошива, будем шить каждый свой алфавит, обсуждать возникающие вопросы и делиться результатами своего творчества.

Если вы желаете присоединиться, напишите об этом в комментариях здесь или в группе Вконтаке, и следите за новыми публикациями. Вот в этой теме предлагаю представиться, соберем анкеты участников. Приятнее общаться, когда имеешь представление о собеседнике.

Про алфавит (азбуку) из фетра

Алфавит из фетра с животными – это многофункциональная игрушка, развивающая мышление и воображение ребенка.

Пример алфавита из фетра. Автор — Алена (Детские истории)

Вот некоторые варианты игры с алфавитом с животными:

  • Изучаем буквы
  • Складываем слоги
  • Сортируем буквы на гласные, согласные и т.п.
  • Подбираем к каждой букве зверушку
  • Расставляем алфавит по порядку
  • Знакомим ребенка с животными

Вот далеко не полный перечень применения алфавита. В дальнейшем животных можно будет задействовать для кукольного театра, игры в ферму, зоопарк, игр на ковролинографе.

Цветовая гамма алфавита

Об этом нужно подумать заранее, так как это во много определяет, сколько и какой ткани нужно закупить.

Вот несколько вариантов:

  • Однотонный алфавит. Все буквы отшиваются одинакового цвета. Такой алфавит смотрится стильно, можно сшить в цветовой гамме детской комнаты. Но ребенку могут быстро надоесть однотонные буковки. Дети любят разнообразие. Да и шить 33 буквы одного цвета – это утомительно.

  • Разноцветный алфавит. Все буквы делаются разного цвета, ну или хаотично чередуются разные цвета. Не обязательно иметь 33 оттенка фетра. Ничего страшного, если в алфавите будет несколько букв одного цвета. Эстетично будет смотреться, если у зверька и буковки будет общая цветовая гамма, но это не обязательно. Заодно можно поучить с ребенком названия цветов. Для себя я выбрала именно этот вариант.

  • Еще как вариант, можно шить разными цветами гласные и согласные буквы. Или же одним цветом гласные, другим глухие согласные, а третьим звонкие, ну и четвертым цветом буквы «ь» и «ъ». Такой алфавит будет отличным пособием для деток, которые уже учатся читать.

Как видите вариантов много, выбор ограничивается только Вашим желанием и наличием материалов.

Русский алфавит. Все 33 буквы в таблице с нумерацией.

Как распечатать таблицу? Зажав левую кнопку компьютерной мишки, выделите нужный фрагмент или всю таблицу сразу, на уже выделенном фоне нажмите правую кнопку мишки и в появившемся меню перейдете в такой желанный пункт «Печать».

Такой вопрос.
Сколько букв сколько в современном русском алфавите?

Если отвечать очень кратко и точно. То на двенадцать часов двадцать восемь минут и шестнадцать секунд от 17 марта 2017 года их насчитывается около ТРИДЦАТИ ТРЁХ. Как потом сложится ситуация не ясно, могут снова сократить или наоборот непомерно удлинить, что уже вряд ли. Мировые тенденции говорят о упрощение речи, интернет рулит. ЛОЛ и ИМХО и так далее…

Я как мама скажу, для детей с произношением нужно, где найти

Отличная штука для всех любителей кроссвордов. Особо для тех счастливцев кто находит свободное время на роботе.

Подтверждаю. Практически в каждом пятом кросворде такое спрашивают,
1) Какая по счёту….
2) Назовите тринадцатою буквочку…
3 Порядковый номер

Спасибо, скачать для распечатки в формате А4, получилось с первого раза, без проблем

Незаменимая вещица для оформления всевозможных списков.

На каждом уроке школьникам устраивают перекличку по именам размещённым в алфавитном порядке.

Наведу идеальный пример из недавнего прошлого — старый городской телефонный справочник.
Молодёжные выросшей на мобильниках, не понять, а я когда то безмерно был горд, тем, что там в этой толстенной книге есть наша фамилия

Русский алфавит в картинках

Даже русский язык нужно учить. И начинается изучение русского языка с алфавита. Потому как многие слова, если не все, еще до начала изучения алфавита ребенок уже знает. Родной язык, все-таки. Но вполне может оказаться, что русский алфавит в картинках вашему ребенку как раз понадобится для того, чтобы начать учить русский язык. Например, если вы живете не в России, а корни у вас русские, и хочется обучить малыша языку его предков.

Русский алфавит в картинках очень удобен для изучения, так как буквы яркие, сочные, и привлекают внимание ребенка. Даже больше – ребенок до трех лет с легкостью может запоминать звучание каждой из них. Порой родители уже после года показывают детям русский алфавит в картинках, чтобы они могли запоминать буквы, как запоминают слова «шкаф», «тумбочка», «буква А»…. И дети запоминают!

Правда, русский алфавит в картинках нужно повторять. Иначе, он забудется. Ведь дети повторяют с вами все эти бытовые слова «шкаф», «стул». Точно так же, изо дня в день нужно напоминать, как звучит та, или иная буква русского алфавита. И показывать ее, конечно же.

Близкие и родные люди могут смеяться над вашим упорством. Но это лишь потому, что они смотрят на этот мир немного иначе – по стереотипам. Многие дети уже в три года читают, лишь потому, что их родители не пошли дорогой стереотипов, а занялись вплотную изучением русского языка. Да, и здесь им на помощь пришел русский алфавит в картинках, а ни кто другой.

Лучше каждую букву распечатать на отдельном листе бумаге (не слишком крупном, чтобы вы могли подшить потом их все в книжечку, а пока складывать в папку), и показывать ребенку по одной букве. Можно наклеить буквы на картонную основу, и давать их ребенку в руки – картон для того, чтобы он не смог порвать листы с буквами. Если вы хотите, чтобы ребенок выучил сам алфавит, следует называть буквы правильно «Ка» а не «К», «Бэ», а не «Б». Но если вы хотите, чтобы ребенок раньше научился читать, тогда следует называть ему буквы по звучанию «К», а не «Ка», «Б», а не «Бэ».

Надеемся, что вам пригодится русский алфавит в картинках, а вашему ребенку он понравится!

Познакомьтесь! Русский алфавит в картинках представляет первую буквы алфавита – букву А! Глянь, какой у нее симпатичный бантик, и так похож на Арбуз!

Познакомьтесь, буква Б и ее непревзойденный бантик!

Русский алфавит в картинках с буквой В в чем? В валенках, конечно же! И в варежках!

Какой солидный галстук одела буква Г! Поглядите-ка, он еще и в Горошек! А около буквы Г что лежит? Да это же Гвоздь!

Читайте так же:  Цессия или агентский договор

А буква Д у нас просто настоящая девочка! Как она мила, как красива! Гляньте только – нет девочки более прекрасной, чем наша буква Д!

А вот и буква Е! Встречайте, еще одна буква русского алфавита в картинках!

И куда же без буквы Ё? Никуда! Без буквы Ё русский алфавит в картинках будет неполным!

Буква Ж тоже хороша, чего уж там! Встречайте нашу красавицу! Между прочим, это восьмая буква русского алфавита.

Буква З бежит в припрыжку, как Зайка! Настоящая буква русского алфавита!

А вот и буква И – соединительная, между прочим, весьма важная буква русского языка.

Буква И краткое, или же Й. Сложная буква – ее трудновато не спутать с И, но вполне можно!

А вот и буква К – настоящая кокетка! Глядите, у нее в руке – Конфетка! Есть у нашей буквы еще и две Косички. Буква К просто Красотка!

А вот у буквы Л есть и Луна, и Лестница, чтобы Луну достать. Ну что, не будем ей мешать?

Буква М нынче модная, посмотри, у нее обувь подобрана под цвет кепки. Модница, настоящая!

А буква Н у нас в Носке! Встречайте!

Русский алфавит в картинках представляет букву О – круглолицую красавицу!

Буква П надела настоящую летнюю Панаму! А у тебя такая есть?

А вот и буква Р – она одела Ремень. Гляди-ка, а Ремень ей идет!

Буква С пришла к нам в гости в Сапогах, наверное, она ходила по Слякоти, или по Снегу – Сапоги то чистые!

А буква Т пришла к вам в гости с Телефоном да еще и в Тапочках!

Буква У как всегда хороша!

А кто это в Фуражке машет нам Флагами? Да это же буква Ф!

В гости к нам пришла буква Х, мы узнали ее по двух чудесным Хвостикам!

Это кто сидит в короне? Да это же буква Ц! Она думает, что одела корону, и сразу стала Царицей!

Буква Ч нацепила Чепчик и рада. А мы порадуемся, что в нашем алфавите появилась еще одна буква!

А кто держит в руке такие замечательные Шарики? Да это же буква Ш! Она еще и Шарф одела.

Буква Щ пришла к нам в гости! Жаль, нет у нее щуки!

А вот и твердый знак. Он особенный, потому как он – знак твердости!

Буква Ы пришла к нам с мЫлом. Очень мило!

Мягкий знак — он делает буквы мягче.

Буква Э русского алфавита – встречайте!

Буква Ю машет нам ручкой.

А вот и последняя буква русского алфавита – Я. И у нее на кепке – Якорь!

[греч. ἀλφάβητος — от названий первых 2 букв греч. алфавита: «альфа» и «бета» («вита»)], система письменных знаков-букв, к-рая отображает и фиксирует звуковой строй языка и является основой письма. В А. входят: 1) буквы в их основных начертаниях, расположенные в определенной последовательности; 2) в нек-рых алфавитах — диакритические знаки или буквы-диакритики, обозначающие признаки звука или изменяющие чтение буквы; 3) названия букв и знаков (церковнослав. «азъ», «буки», «ерь»), обычно содержащие в написании и произношении обозначаемые звуки или их признаки. Число букв А. примерно соответствует числу фонем языка (20-80), но алфавиты, как правило, лишь приблизительно отражают фонетическую систему языка, т. к. язык изменяется со временем, а состав произведений письменности расширяется и обогащается за счет разнодиалектных и иноязычных текстов, в то время как строй А. сохраняется в неизменном виде. Развитая система буквенного письма помимо А. включает: графику — совокупность приемов отображения на письме звуков; орфографию — совокупность правил написания слов; пунктуацию — совокупность правил членения письменной речи и оформления письменного текста посредством знаков препинания.

Возникновение алфавитного письма

Алфавитное письмо возникло на пересечении древних письменных культур: егип. иероглифики (нач. III тыс. до Р. Х.), шумеро-аккад. клинописи (нач. III тыс. до Р. Х.), крито-микенской (эгейской) иероглифики (нач. II тыс. до Р. Х.- не дешифрована) и слогового письма (1-я пол. II тыс. до Р. Х.), к-рое использовалось приблизительно с XV в. до Р. Х. для древнегреч. языка (т. н. линейное В), хеттской клинописи (XVIII-XIII вв. до Р. Х.) и иероглифики (XVI в. до Р. Х.) в эпоху миграций и переселений народов — исхода израильтян из Египта (1250-1200 до Р. Х.), разрушения Трои и Хеттского царства (ок. 1200 до Р. Х.), вторжения в Ханаан и Египет «народов моря», расселения колен Израилевых в Палестине.

У западносемит. народов алфавитное письмо (ханаанско-арам. группа семит. языков) сложилось на пространстве от Сев. Ливана до Синайского п-ова во 2-й пол. II тыс. до Р. Х. Древнейшее клинописное алфавитное письмо Угарита (средиземноморское побережье Сирии) датируется XV-XIII вв. до Р. Х.; оно содержит 30 (позже 22) знаков, обозначающих семит. согласные, порядок к-рых воспроизводится в последующих А., но начертания угаритских клинописных букв не соответствуют знакам др. семит. А. Памятники слогового письма Библа (XV в. до Р. Х.), синайско-палестинского письма сер.- 2-й пол. II тыс. до Р. Х. предположительно связывают с племенами филистимлян, заселивших в XIII-XI вв. до Р. Х. ряд областей Ханаана. Примерно этим же временем датируются древнейшие памятники южносемит. письма Аравии и Синая. Ханаанский, или финик., А. (22 буквы), первые памятники к-рого датируются XII в. до Р. Х., считается родоначальником греч. и арам. письма.

Арам. язык, использовавшийся как международный еще в ассир. период, с VI в. стал офиц. языком ахеменидской Персии и распространился от Египта до Сев.-Зап. Индии. Непосредственно от староарам. А. образовались персидско-арам. (VI в. до Р. Х.) и набатейское письмо (II в. до Р. Х.), инд. А.- индо-бактрийский кхароштхи (сер. III в. до Р. Х.) и брахми (III в. до Р. Х.). Эти А. стали родоначальниками семейств письменностей.

На основе персидско-арам. А. сложилось письмо на иран., тюрк., монг., тунгусо-маньчжурских языках: хорезмийское (II в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.), пехлевийское (II в. до Р. Х.) — переработка арам. А. для среднеперсид. языка в 2 вариантах, манихейском и христ. (VI-VII вв. по Р. Х.), и согдийское (II-IX вв. по Р. Х.), к-рое лежит в основе тюрк. оригинальных А.- уйгурского (VIII в.), орхонского (т. н. тюрк. рун, начиная с VIII в. по Р. Х.), а также монг. (ХIII в.) и маньчжурского (ХVII в.).

Инд. А. брахми создан на основе арам. письма, но, очевидно, под влиянием и древнегреч. письма с его последовательным обозначением гласных. Самые ранние памятники брахми датируются III в. до Р. Х. (царствование Ашоки, распространение буддизма), письмо брахми является древнейшим письмом Индии на индоевроп. языке (пракритские диалекты). Брахми и производным от него письмом пали́ в I в. до Р. Х. на Цейлоне (Шри-Ланка) был записан буддийский канон (трипи́така), что положило начало формированию письменной лит-ры Индии. Ведические тексты были записаны в I в. по Р. Х. В IV в. по Р. Х. в Индии развивался брахманизм и складывался основной корпус индуистской письменной лит-ры (веды, упанишады, эпические поэмы). В IV в. по Р. Х. распространяется А. гупта, более совершенный и приспособленный для классического санскрита. На гупта и развившемся из него нагари в VII-VIII вв. записывается классическая инд. лит-ра. Последующее развитие нагари — это А. деванагари («божественный городской», XIII в.), на основе к-рого образовались более поздние письменности Индии.

Набатейское письмо использовалось до VI в. по Р. Х. и представлено христ. эпиграфическими памятниками. Оно лежит в основе араб. А. (VI-VII вв.), к-рый оформился в письме Корана и исламской лит-ры. С распространением ислама араб. письмо вытеснило письменность и лит-ру Сирии, Месопотамии, Ирана, Бактрии, Сев. Индии, Египта, Ливии, Нубии. Производными от араб. А. системами письма пользуются языки урду, фарси (совр. персид.), османо-тур. (до 1928) и ряд др.

Из южноарав. письма, возникшего, очевидно, очень рано и представленного памятниками Йемена до VII в. по Р. Х., в V-VI вв. по Р. Х. развился эфиоп. слоговой А. В IV-V вв. в Аксумском царстве с принятием христианства и переводом на язык геэз Свящ. Писания и богослужебной лит-ры эфиоп. А. под влиянием греч. письма существенно усовершенствовался и с нек-рыми модификациями использовался до наст. времени для языков амхарского, тигре и тигринья.

Письменность сир. царства Пальмира (Тадмор) II в. до Р. Х.- III в. по Р. Х. на арам. основе сыграла существенную роль в истории развития лит-ры вост. христианства. В нач. III в. по Р. Х. в Эдессе был создан сир. перевод Свящ. Писания, для к-рого разработан алфавит эстрангело (от арам. сетар-ангело — евангельское письмо или от греч. στρογγύλη — круглая). Сир. христ. лит-ра успешно развивалась до XIII в. по Р. Х. В 1-й пол. V в. по Р. Х. образовалась восточносир. «несторианская» письменность, к-рая распространилась в Азии вплоть до Тибета, Китая и Индии.

А. на основе греч. письма

А. на основе лат. письма

Из западногреч. А. развивалось этрусское (VII в. до Р. Х.), лат. (VII в. до Р. Х.) письмо и др. италийские А. Классическое лат. письмо сложилось в IV-III вв. до Р. Х. На основе лат. А. образовались письменности народов Зап. Европы: герм. руны (II-III вв. по Р. Х.), ирландская (огамическая — IV в., латинская — кон. V в.), английская (VII в.), французская (IХ в.), итальянская (Х в.), сардская (ХI в.), португальская (XII в.), польская (XVI в.) и др. Особенность образования новых письменностей на основе лат. А. заключается в их транскрипционном характере: лат. А. сохраняет свой состав и звуковые значения букв, используется для записи текстов преимущественно светского содержания. При этом возникало лит. двуязычие: Свящ. Писание, литургическая, богословская, научная лит-ра сохранялись до Реформации на лат. языке, а светская лит-ра, отчасти гомилетика и деловая письменность — на народном языке.

На основе кириллицы образовались болг. (кон. IХ в.), древнерус. (ХI в.), серб. (ХII в.) с локальным боснийским вариантом, славяноязычные валашская и молдав. (XIV-XV вв.), румын. (XVI в., в 1864 переведена на лат. графику), а в составе древнерус.- пермско-зырянская (XIV в., в XV в. вытеснена кириллицей), мордов. (кон. XVII в.) и др. письменности. В качестве делового письма кириллица использовалась также в канцеляриях Далмации (XIV-XVII вв.) и Албании (XIV-XV вв.). Совр. рус. А. (гражданский шрифт) введен Петром I в 1708-1710 гг. как шрифт для светской лит-ры и письменности и в графическом отношении максимально приближен к начертаниям книжного курсива, к-рый сформировался в посл. трети XVII в. под воздействием украинско-белорус. почерков и шрифтов, испытавших влияние лат. и греч. традиции (количественный и качественный состав А. определены реформой 1918). В XVII-ХХ вв. правосл. миссионеры (еп. Нижегородский Дамаскин (Семёнов-Руднев), митр. Московский свт. Иннокентий (Вениаминов)

Символика букв А.

Возникновение А. различными религ. традициями возводилось к божественному источнику, с этим связана и его символическая функция (Bertholet. S. 9). Мистика букв во многих религиях основана на представлении, что между знаком и сотворенным миром существуют определенные отношения и система А. согласуется с порядком, лежащим в основе мироздания. Это положение нашло свое отражение в сложной символике письменных знаков в универсалистском мировоззрении древних китайцев, основанном на идее о всеобщей гармонии между макрокосмом и микрокосмом (De Groot. S. 343). Древние греки представляли мир приводимым к числовым отношениям и системе чисел, значение к-рых передавалось буквами А. и т. о. устанавливалось отношение знаков письма ко Вселенной (см. Число, религ. значение). А. понимался как набор знаков, с помощью к-рого — независимо от употребления этих знаков в языке — мир мог быть отражен в форме пропорциональной аналогии (Dornseiff. Das Alphabet. S. 11-14), а на мир в свою очередь можно было повлиять с помощью реализации магической силы, приписываемой буквам А. (о чем свидетельствуют многочисленные примеры из позднеантичной и мусульм. магии — Ibid. S. 35ff.; Hallo. S. 166-174; H. A. Winkler). Такое символическое понимание букв кроме пифагорейцев, гностиков и иудаизма (см. ниже) было присуще также хуруфиям — членам исламской секты, возникшей в кон. XIV в. (см. ниже).

Читайте так же:  Приказ о соблюдении теплового режима

В характерном для инд. традиций представлении о семенных слогах («биджас») отдельные слоги мантр (магических речений из ведических текстов) выражают сущность божества (Monier-Williams. P. 196-202). Сила этих слогов реализуется не только в звуках, с помощью рецитации, но и при погружении в их графические формы, зафиксированные в медитационных образах (мандалах) (Bareau. S. 186).

Представление о том, что через буквы А. раскрывается некий таинственный смысл, было воспринято европ. культурой через позднеантичное наследие и под влиянием представлений о святости или божественном происхождении букв А., характерных для религий народов Передней Азии. Мистика А. использовалась в истолковании Свящ. Писания (см. Экзегеза), апокалиптике, мантике, магии и астрологии.

Христианство. В христианстве А. получил символическое истолкование прежде всего в понимании греч. букв Α и Ω как символов Христа (см. Альфа и Омега). Наряду с этим сохранилось и понимание А. как символа космоса. В католич. обряде освящения храма епископ вписывает посохом буквы греч. и лат. А. в крест, начертанный золой на полу церкви (самый ранний пример описания обряда — Григория Сакраментарий; 2-я четв. VIII в.). Подобный крест, однако, был обнаружен уже на полу ц. Апостолов в Риме (Dornseiff. Das Alphabet. S. 171). Миланские церкви имеют крест со вписанными в него буквами и на внешних стенах. С одной стороны, А., написанный на кресте,- это символ космоса с его законами и гармонией, т. к. буквы стоят в должном порядке, с др. стороны, он становится символом Христа, Владыки Церкви и Вселенной, т. к. буквы А. сгруппированы в Кресте. Иначе это понимает лат. средневек. ученый Ремигий Оксерский († ок. 908): буквы А. в кресте символизируют начала и основы священного учения (лат. initia et rudimenta doctrinae sacrae (PL. 131. Col. 851)). Др. примером понимания А. как символа полноты Божественного мира является фреска мон-ря аввы Симеона близ Асуана, на к-рой перед Христом изображены 4 ангела, а ниже — 24 фигуры, обозначенные как ααηλ, βαηλ, γαηλ. ωαηλ. Конечный элемент ηλ (от евр. — Бог, Божий) указывает на принадлежность этих существ к небесному миру (Dornseiff. Das Alphabet. S. 168).

Идея мистического языка, к-рому ангел научил прп. Пахомия Великого и его учеников (IV в.), возможно, присутствовала в переведенных блж. Иеронимом письмах Пахомия Великого (PL. 23. P. 91ff.). «Братию он (ангел.- Ред.) повелел разделить на двадцать четыре чина по числу двадцати четырех букв, так чтобы каждый чин означался греческими буквами от альфы и виты по порядку до омеги. Наименование каждой буквы уже само собою указывало бы на означаемый ею чин. Инокам, более других простым и незлобивым,-продолжал Ангел,- дай имя йоты (ι), а непокорных и крутых нравом отметь буквой кси (ξ), выражая, таким образом, самою формою буквы свойство наклонностей, нрава и жизни каждого чина. Знаки сии будут понятны только духовным» (Лавсаик. С. 74-75; Dornseiff. Das Alphabet. S. 25; Opelt I. Lingua ab angeo tradita // Mémorial J. Gribomont. R., 1988. P. 453-461).

Внешняя форма и порядок букв часто служили основой для их символического толкования. Свт. Иоанн Златоуст писал: «Ибо так же, как для букв А — это то, что соединяет собой целое, фундамент всего здания, так и полнота веры хранит чистый образ жизни. Без нее нельзя быть христианином, как без стен нет здания и без букв нет читающего» (Иоанн Златоуст. Homil. IX in epist. аd Hebr. // PG. 63. Col. 77; Dornseiff. Das Alphabet. S. 21). Копт. «Книга о тайнах греческих букв», к-рая датируется VI в. и приписывается прп. Савве Освященному, содержит полемику о букве «дельта» (Δ), к-рая символизирует творение. Своими 3 углами эта буква указывает на Троичность Бога и 6 дней творения и, будучи четвертой буквой А., символизирует 4 основных элемента (Dornseiff. Das Alphabet. S. 22). Толкование греч. буквы «ипсилон» (Y) как символа 2 путей жизни (добродетели и порока) было распространено в греч., иудейской и христ. этике (Ibid. S. 24). Лат. V (открытая наверх, закрытая вниз) символизировала человеческую природу (Holtz. S. 314); D (в окружности) была символом безначальной и бесконечной Божественной природы Христа (Sauer. S. 179). То, что греч. буква Τ похожа на крест, заметили еще дохрист. авторы. Христиане также использовали это сходство, увидев в нем указание на крест Распятия. Известную роль здесь сыграл рассказ из Книги пророка Иезекииля о том, как пророк начертал «знак» (евр. букву «тав») на челах израильтян (Иез 9. 4), что было осмыслено как указание на Распятого (Тертуллиан. Adv. Marc. III 22; Origenes. Hom. In Ezech. 9. 4). Гематрическое толкование (см. Число, религ. значение) греч. буквы Τ дает уже Послание Варнавы (9. 8): число вооруженных слуг Авраама — 318 (Быт 14) писалось по-гречески «ΤΙΗ» и толковалось как «ΙΗ(σους) на Τ», т. е. «Иисус на кресте».

Христиане усматривали мистический смысл и в названиях букв евр. А. (св. Амвросий Медиоланский (Комментарий на Пс 68), блж. Иероним, Евсевий Кесарийский). Отвечая на вопрос о смысле А., к-рый был положен в основу акростишных (см. Акростих) частей псалмов и Плача Иеремии, блж. Иероним в 30-м послании написал небольшой трактат о евр. А. Лат. переводы названий евр. букв составляют, согласно Иерониму, 7 групп (conexiones), и каждая группа образует определенную фразу, к-рую он затем толкует назидательно. Так же поступает Евсевий Кесарийский (Praep. Ev. X 5). Толкования Иеронима и Евсевия соответствуют друг другу, напр. названия евр. букв «мем» (), «нун» (), «самех» (), составляющих одну из таких групп, в благочестивом духе истолковываются на греч. как «ἐξ αὐτῶν αἰωνία βοήθεια» (Евсевий) и на лат. как «ipsis sempiternum adiutorium» (Иероним) (т. е. «вечная помощь от них»). Собранный в ранних комментариях материал позже использовали др. средневек. толкователи (Dornseiff. Das Alphabet. S. 27). Эта традиция позже отразилась в названиях букв кириллического А., представляющих собой древнейший слав. азбучный акростих (см. Абецедарий).

Существует много примеров символического толкования букв, составляющих священные имена, а также букв, начинающих сакральные тексты. Афонская книга образцов (см. Образцы, книги образцов) требует вписывать 3 греч. буквы «ο ω ν» в нимб Пантократора на иконах, фресках и мозаиках ( Sachs, Badst ü bner, Neumann . S. 214) как обозначение Бога «ὁ ὤν» (Исх 3. 14; Откр 1. 4, 8). На лат. Западе буква I в средневековье была символом Иисуса Христа: «Littera minima in forma, sed maxima in sacramento» (буква, малейшая по форме, но величайшая по таинственному содержанию) — на что, возможно, повлияла ἰῶτα из слов Господа об исполнении Закона: «Доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона» (Мф 5. 18). Альберт Великий понимал имя «Jesus» как « J ucunditas maerentium, E ternitas viventium, S anitas languentium, U bertas egentium, S atietas esurentium» (Радость скорбящих, Бессмертие живущих, Исцеление ослабленных, Изобилие нуждающихся, Насыщение голодающих) (Comp. theol. veritatis IV 12; Dornseiff. Das Alphabet. S. 138). Папа Иннокентий III считал, что 2 слога имени Иисуса символизируют 2 природы, 3 гласные — Божественную природу (представленную в Трех Лицах), 2 согласные — человеческую природу из плоти и крови, стоящая в середине буква S, к-рая встречается в имени дважды,- отношение Второго Лица Троицы к двум другим (Bardenhewer. S. 104). Амалар Симфозий толковал имя «Адам» как « ἀ νατολή- δ ύσις- ἄ ρκτος- μ εσημβρία» (греч.- восток, запад, север, юг), т. е. как символ 4 сторон света (PL 105. Col. 1002; Sauer. S. 64.).

Наибольшее число символических толкований на Западе было связано с именем Пресв. Богородицы, особенно распространены они были среди цистерцианцев. Цезарий Гейстербахский в гомилиях сообщает, что 3 слога имени Марии символизируют Св. Троицу, 5 букв — Закон Моисея (содержащего 5 книг); 5+3=8 — символ 8 тайн Девы Марии (см. Розарий); 3 ´ 5=15 псалмов восхождения (см. Степенны псалмы и антифоны). Встречаютcя примеры толкования начальных букв Ее имени: « M ater a lma r edemptoris, i ncentivum a moris» (Благодатная Матерь Искупителя, Побуждение к любви), « M aria a dvocata r enatorum, i mperatrix a ngelorum» (Мария, ходатаица за возрожденных, властительница ангелов) и др. (Barndenhewer. S. 97ff.). Рукопись 1420 г. содержит распространенное толкование: « m ediatrix, a uxiliatrix, r eparatrix, i mperatrix, a matrix» (Посредница, Помощница, Возродительница, Властительница, Любящая).

А. является одним из возможных принципов организации гимнографического материала (см. Акростих). Полный набор букв А. в акростихе и их строгий порядок символизируют стремление гимнографа к совершенству (в ВЗ: Пс 9; 10; 119; 142 и др. Плач 1-4). Из сир. и визант. сочинителей песнопений ветхозаветным примерам следовали святые Мефодий Олимпийский, Григорий Богослов, Роман Сладкопевец, Иоанн Дамаскин; из лат. гимнотворцев — Иларий Пиктавийский («Ante saecula»), Седулий («A solis ortus cardine»), Венанций Фортунат (Hymnus de Leontio episcopo «Agnoscat»).

Мистическое толкование букв лежит в основе «магического» буквенного квадрата-палиндрома «Sator аrepo» («rotas-формула»), к-рый писался лат., греч. или слав. буквами и при чтении слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх получалась одна и та же фраза: «Sator arepo tenet opera rotas», к-рую часто переводят как «сеятель Арепо держит с трудом колеса».

Раннее употребление этой формулы, датируемое 63 г., засвидетельствовано ее находкой в Помпеях (2 граффити) (перечень мест ранних находок формулы см. Е. Dinkler). Среди множества попыток объяснить символику этих букв есть и христологическое толкование «Sator Arepo», в к-ром квадрат сводится к кресту «Pater Noster» с центром в букве N и двойными AO (Grosser F. Ein neuer Vorschlag zur Deutung der Sator-Formel // ARW. 1926. Bd. 24. S. 165-169).

Этот буквенный квадрат широко распространен в кириллической транслитерации в слав. (особенно рус.) рукописной традиции XV-XIX вв. и в лубочных картинках XVIII-XIX вв. под названием «Печати премудрого царя Соломона» или «Печати царя Льва Премудрого». Старший рус. список датируется между 1408 и 1423 гг. (Псалтирь Толковая с дополнительными статьями, переписанная в Димитриевом Прилуцком мон-ре.- ЯИАМЗ. № 15231). Позднейшие списки весьма многочисленны, в особенности начиная с XVII в. Старший южнослав. (серб.) список обнаружен в рукописных приписках XVII в. к изданию НЗ с Псалтирью (Острог, 1580). Не исключено, что ошибка в 3-м слове («тепот» вместо «тенет») древнейшего рус. списка и ряда более младших отражает влияние глаголического оригинала («н» и «п», «е» и «о» имеют в глаголице близкие начертания); в случае справедливости этого предположения появление «rotas-формулы» в слав. письменности следует относить ко времени не позднее X в. (в дальнейшем памятник, очевидно, транслитерировался неоднократно).

В старшем рус. списке (и ряде младших) содержание «магического квадрата» («Печати Соломона») истолковывается как символическое обозначение гвоздей, вбитых при Распятии в руки и ноги Спасителя. В списках XVII-XIX вв. встречается рекомендация использовать текст «rotas-формулы» в качестве молитвы от укуса бешеной собаки. В списках XVIII-XIX вв. и современной им лубочной гравюре текст «расшифровывается» как акростих виршей о сотворении мира и человека, всемирном потопе, пришествии в мир Спасителя и Его Распятии, известных в неск. вариантах. В рукописях рисунок «Печати Соломона» помещается при календарно-пасхальных текстах в Псалтирях следованных, Уставах, святцах, «Кругах миротворных», лечебниках и сборниках.

Известным примером религ. символики букв на лат. Западе являются медитационные кресты, на к-рые нанесены буквы без видимого смысла.

Напр., в «Кресте Захарии», к-рый, по преданию, был открыт отцам Тридентского Собора (1545-1563) во время эпидемии чумы (HWDA 9. 875), буквы представляют собой начала лат. молитв: Z — «Zelus domus tuae, liberet me» (Ревнитель о доме твоем, освободи меня); D — «Deus meus expellet pestem» (Бог мой да прогонит чуму). Здесь же можно назвать «Крест благословения» (Benediсtus), первые буквы к-рого должны иметь значение: « C rux S acra S it M ihi L ux / N on D raco S it M ihi D ux» (Крест святой да будет мне светом / пусть дракон не будет моим водителем) (HWDA 1. 1035). Магическая формула «Ananisapta» изначально, видимо, была молитвой-заклинанием против чумы: « A ntidotum N azareni a uferat n ecem i ntoxicationis, s anctificet a limenta p oculaque t rinitas, A men» (Противоядие Назарянина да отнимет смерть от яда, Троица да освятит еду и питие. Аминь) (HWDA 1. 395).

Читайте так же:  Воденников дмитрий александрович судимость

В слав. средневек. письменности буквенные криптограммы, посвященные обычно похвале Кресту, помещаются на крестах (независимо от техники их исполнения) или около их изображений, как самостоятельных, так и венчающих композиции заставок в рукописных и старопечатных книгах; отсюда их наименование — «крестные слова» (или прикрестные). Наиболее развитые и сложные криптограммы такого рода помещаются в серб. рукописях XIV-XVI вв. (напр., в Евангелии тетр 1372 г.- Вена. Нац. б-ка. Слав. 52. Л. 69) и венецианских изданиях XVI в. типографии Вуковичей (начиная с Молитвенника 1536 г. при гравюре на л. 214об.), а также на старообрядческих литых крестах и складнях XVIII-XIX вв. (в ряде случаев для серб. памятников XIV в. возможна кириллическая транслитерация аналогичных греч. криптограмм). По крайней мере со 2-й пол. XV в. в рус. рукописях помещаются (толкования) расшифровки «крестных слов» (РГАДА. Тип. № 387. Л. 197об.- 198, 90-е гг. XV в.).

Иудаизм. На иудейское учение о символическом значении букв повлияло представление о предсуществовании букв евр. А., к-рые Бог использовал при творении мира и создании Торы. Каждая буква А., согласно этим представлениям, имеет свой тайный и символический смысл, раскрыв к-рый можно проникнуть в тайны творения и Торы. Этот смысл раскрывается во внешней форме букв, в особенностях их произношения, сочетаниях букв и их числовом значении. Самыми ранними иудейскими текстами, отражающими это представление, являются мидраши периода амораев (см. Амораи). Примеры символического толкования нек-рых евр. букв даются в трактате «Берешит Рабба», самом раннем собрании мидрашей к кн. Бытия (IV-V вв. по Р. Х.). В толковании на Быт 2. 4 евр. фраза («при сотворении их») букв. понимается как указание на то, что Бог создал мир через . С др. стороны, символически толкуется графическое начертание : широко разомкнутая снизу и узко — слева вверху, она указывает на то, что злые люди будут низвергнуты в ад, а для немногих благочестивых существует возможность спастись (Берешит Рабба 12. 10). Произношение буквы здесь же рассматривается как знак того, что Бог создал мир без труда, т. к. произносится без напряжения — это просто легкий выдох (Берешит Рабба. 12. 12). В толковании на Ис 26. 4 («ибо Господь Бог есть твердыня вечная»; евр. ) сочетание букв («хей») и («йод») является указанием на существование 2 миров — мира сего и мира грядущего, при этом мир сей создан буквой , а грядущий — с помощью (Иерус. Талмуд, Хагига 2. 77; Вавил. Талмуд, Менахот 29б).

Во вводной части трактата «Берешит Рабба» встречается вопрос, почему Бог избрал букву «бет» () (2-ю букву евр. А., с к-рой начинается первое слово евр. Библии — «Берешит» (В начале)), чтобы начать с нее Тору. На этот вопрос мидраш на Быт 1. 1 дает неск. ответов: Бог предпочел создать мир с помощью буквы «бет», т. к. она символизирует благословение, ибо с этой буквы начинается евр. слово «благословение» (бераха), тогда как с первой буквы («алеф» — ) — слово «проклятие» (арира) (Берешит Рабба 1. 10); в своем графическом начертании открыта с одной стороны, это было истолковано как указание на то, что нельзя спрашивать, что находится над или под землей, что произошло до творения мира и произойдет в будущем (Берешит Рабба 1. 10); истолковывалось и числовое значение — 2, к-рое указывало на существование 2 миров — мира сего и мира грядущего (Берешит Рабба 1. 10).

Более систематическое изложение средневек. иудейских спекуляций о графическом начертании букв и их тайном символическом значении содержат собрания мидрашей, известные под названием «Алфавит рабби Акивы». Одна из его редакций (А) предлагает толкования, собранные в свободной ассоциативной связи к согласным и огласовкам, из к-рых состоит название отдельных букв евр. А. Напр., название буквы «алеф» ( ) состоит из букв «алеф» (), «ламед» () и «пе» (); в соответствии с этим следующий ряд агадических высказываний вводится библейскими и др. речениями, к-рые в свою очередь начинаются с букв «алеф», «ламед» и «пе». Др. редакция «Алфавита рабби Акивы» (B), напротив, содержит толкования, начинающиеся с букв в обратном алфавитном порядке: каждая буква А.- начиная с последней буквы евр. А. «тав» () — приближается к Богу и просит о том, чтобы Он использовал именно ее первой при сотворении мира и начал, т. о., с нее текст Торы. Но Бог отказывает всем буквам, пока не подходит буква «бет». Все аргументы в этом споре букв построены на свободной ассоциации к названиям евр. букв. Кроме «Алфавита рабби Акивы» существует ряд др. текстов, содержащих рассуждения об аллегорическом и символическом значении евр. букв. Напр., «шин» () означает ложь, а «тав» () — истину. То, что буквы слова «ше́кер» (ложь) в евр. А. стоят недалеко друг от друга, а слова «э́мет» (истина) — достаточно далеко, толкуется т. о., что ложь встречается часто, а истина, напротив,- редко (Вавил. Талмуд, Шаббат 104a).

Значительное распространение в иудейской экзегезе получило гематрическое толкование, примеры к-рого приводятся уже в своде герменевтических правил Элиезера бен Иосе Галилеянина (ок. 200 по Р. Х.). Пример числовой гематрии усматривается в рассказе о победе Авраама во главе отряда из 318 вооруженных слуг над 4 вост. царями, при этом имя слуги Елиезера понимается как указание на число слуг, т. к. числовое значение букв, составляющих его имя, дает в сумме 318 ( = 1; = 30; = 10; =70; = 7; = 200). Пример буквенной гематрии обнаруживается толкователем в Иер 51. 1, где Вавилония названа « » (в Синодальном переводе: «противники Мои»). Если буквы, составляющие это слово, заменить на парные, исходя из правила: первая заменяется на последнюю ( на ), вторая от начала — на вторую от конца ( на ), третья от начала — на третью от конца ( на ) и т. д., то получится слово « » (Халдея). В мидрашах, а позже и в каббалистической лит-ре сумма числового значения букв определенного слова истолковывалась как указание на тайные отношения между различными словами в Торе.

Сложная форма буквенной символики предложена в книге «Сефер Йецира» (Книга Творения, см. Тантлевский. С. 286-298) — небольшом тексте, датируемом от II до VIII в. Во 2-й части «Сефер Йецира» буквы А. делятся на 3 группы: 3 «матери» (буквы «алеф», «мем» и «шин»), 7 удвоенных («бет», «гимель», «далет», «каф», «пе», «реш», «тав»), а также 12 простых — остальные буквы А. «Матери» являются символами 3 первоэлементов, лежащих в основе всего существующего: немая буква «мем» символизирует воду, в к-рой живут немые рыбы, шипящая «шин» соответствует шипящему огню и воздушная «алеф» изображает (дух, воздух). Согласно космогонии «Сефер Йецира», первой эманацией Духа Божия был , произведший огонь, от к-рого в свою очередь произошла вода. Эти 3 основные субстанции существуют потенциально и получают действительное существование только посредством 3 «матерей». Космос, возникший из этих 3 основных элементов, состоит из 3 частей: мира, года (или времени) и человека. В каждой из этих частей содержатся все 3 первичных элемента. Вода образовала землю, из огня произошло небо, произвел находящийся между небом и землей воздух. 3 времени года — зима, лето и дождливый период — соответствуют воде, огню и . Человек также состоит из головы (соответствующей огню), тела (представляемого ) и др. частей тела (соответствующих воде). 7 двойных букв произвели 7 планет, находящихся в непрерывном движении, то приближающихся к Земле, то удаляющихся от нее, что обосновано мягким или твердым произношением двойных букв; 7 дней, изменяющихся во времени соответственно их отношению к планетам, 7 отверстий в человеке, соединяющих его с миром, вследствие чего его органы подчинены планетам. 12 простых букв создали 12 знаков зодиака, им принадлежат 12 месяцев во времени и 12 «руководителей» в человеке (руки, ноги, почки, желчь, внутренности, желудок, печень, поджелудочная железа и селезенка), к-рые подчинены знакам зодиака. Наряду с этой схематической теорией книга указывает на различные методы комбинирования и замены букв для образования новых слов, называющих новые явления. В каббалистической лит-ре встречается неск. методов интерпретации, с помощью к-рых развивается впервые упомянутые в «Сефер Йецира» принципы толкования, напр., каббалистические авторы начали переставлять буквы тетраграммы (см. Имя Божие), значительно развив идею о том, что Бог открыл Себя в языке. Особенно богаты на спекуляции о символическом значении букв тетраграммы писания евр. мистиков XIII в. в Юж. Франции.

Ислам. О мистике букв и магических манипуляциях с ними писали аль-Газали (1059-1111), аль-Буни (ум. 1225), Ибн аль-Араби (1165-1240), аль-Даираби (ум. 1738) и др. (Dornseiff. Das Alphabet. S. 142; Brockelmann. Geschichte der arabischen Literatur. Weimar, 1898. Bd. 1. S. 426, 446, 497; Bd. 2. S. 323). 7 букв, отсутствовавших в 1-й суре Корана, толковались как особо святые и соотносились с 7 особо важными именами Бога, днями недели и планетами (Dornseiff. Das Alphabet. S. 142-143). Представление о символическом значении букв А. развивалось прежде всего у хуруфиев (от араб. huruf — мн. число от harf — буква) (Birge; Schimmel). Согласно учению хуруфиев, Бог открывает Себя в человеческом лице, т. к. имя Бога Аллах было написано на лице человека, наиболее очевидно — на лице основателя секты Фадл Аллаха из Астерабада: буква «алиф» () образует нос, крылья носа — это два «лам» (), глаза образуют букву «ха» (). В др., особенно мистических, направлениях ислама использовалась «наука о буквах» (араб. Ильм аль-хуруф), в соответствии с к-рой 28 букв араб. А. были разделены на 4 группы по 7 букв, каждой группе был подчинен один из 4 элементов (огонь, воздух, вода, земля). В связи с суммарным числовым значением букв слова́, прежде всего имена Бога, могли толковаться мантически. При этом немалую роль играет оценка араб. языка как языка откровения Аллаха и араб. письма как письма, на к-ром был написан Коран.

Читайте так же:

  • Закон костромской области о государственной службе Закон Костромской области от 1 апреля 1996 г. N 33 "О государственной службе Костромской области" Закон Костромской области от 1 апреля 1996 г. N 33"О государственной службе Костромской области"(принят Костромской областной Думой 28 марта 1996 г.) С изменениями и дополнениями от: 14 […]
  • Апелляционная жалоба на постановление суда упк рф образец Образец апелляционной жалобы на приговор по ч. 5 ст. 33, ч. 1 ст. 327 УК РФ, ч. 3 ст. 327 УК РФ (неприменение судом судебного штрафа при наличии для этого оснований) В судебную коллегию по уголовным делам Самарского областного суда От адвоката АБ “Антонов и партнеры” Антонова А.П. Рег. […]
  • Приказ ростехнадзора от 23012019 n 25 форма Приказ ростехнадзора от 23012019 n 25 форма ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ от 23 января 2014 года N 25 Об утверждении Требований к форме представления организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, сведений об организации […]
  • Приказ 316 мчс Приказ МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)" Приказ МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N […]
  • Санпин требования к медицинским кабинетам Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (с изменениями и дополнениями) Постановление Главного […]