Меню

Двуединое гражданство

Федерация и ее виды в зарубежных странах

Форма политико-территориального устройства государства показывает:

-политико-территориальную организацию государства;

-правовой статус частей государства;

-взаимоотношения между составными частями государства (субъектами федерации и федеральным центром);

-соотношение центральных и региональных органов.

В современный период основные формы политико-территориального устройства государств определяются следующим образом:

1) Унитарная форма – форма государственного устройства, которую восприняло большинство развитых государств.

2) Федеративная форма.

3) Конфедерация и её различные модификации.

Федеративное государство – это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов.

Федеративная форма государственного устройства встречается значительно реже. Ее придерживаются свыше 23 государств. 1 /3 всего населения земного шара проживает в федеративных государствах. Это: Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария, Югославия, Индия, Малайзия, Пакистан, Нигерия, Танзания, Эфиопия, США, Канада, Бразилия, Мексика, Аргентина, Венесуэла, Австралия и др.

Признаки федеративного государства:

1)Федеративное государство – прежде всего союзное государство, состоящее из образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и своими законодательными, исполнительными и судебными органами.

Обычно субъекты имеют различные наименования:

-штаты (США, Индия, Австралия, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Малайзия);

-провинции (Канада, Аргентина);

-земли (Германия, Австрия);

+территории без статуса субъекта федерации, различные федеральные округа.

За рубежом для субъекта федерации не характерно наименование “республика” (только социалистические федерации – СССР, Чехословакия, Югославия).

2)В федеративных государствах наряду с основной конституцией действуют конституции субъектов, но существует принцип верховенства общефедеральной конституции.

3)Для обеспечения представительства субъектов создается верхняя палата законодательного органа. В отдельных странах субъекты имеют равное представительство (США, Бразилия, Венесуэла, Австралия), в других странах представительство субъектов в верхней палате зависит от численности населения каждого субъекта.

4)Формальный признак федерации — наличие двойного (двуединого) гражданства, но на практике этот институт не имеет принципиального значения. Обычно гражданство субъектов федерации подвижное, изменяется с переменой места жительства гражданина, союзное же гражданство не меняется.

5)Обычно система распределения полномочий жестко обозначена. Для всех демократических государств есть несколько принципов для определении компетенции:

— установление единой общефедеральной государственной политики, т.к. основной принцип зарубежной федерации – она должна служить сложению внутренних сил;

— устанавливается равенство субъектов при распределении компетенции, т.е. нет зависимости от экономического положения субъекта;

— достаточная степень реализации полномочий субъектов федерации;

— достаточные материальные ресурсы для развития субъектов федерации.

Особенность: при распределении компетенции КПЗС делает упор на ее закрепление в общефедеральной конституции. Здесь характерно либо:

— определение исключительной компетенции союза и остаточной компетенции субъектов;

— либо определение только компетенции субъектов, все же остальное -компетенция союза.

Компетенция союза это:

1) Разработка и проведение внешней политики (война, мир), таможенные отношения, кредитно-денежная и банковская система.

3) Система коммуникаций (связь).

4) Наиболее опасные отрасли производства (вооружение, атомная энергия).

5) Вопросы союзного гражданства.

6) Защита основных прав человека.

7) Принятие в федерацию новых членов.

8) Преобразование некоторых территорий в субъекты федерации и т.д.

Эти полномочия должны обеспечивать целостность, экономическую и политическую независимость государства в отношениях с другими странами.

Исключительная компетенция провинций в Канаде: они могут сами решать все вопросы управления, кроме исключения (замены) формы правления.

Наиболее сложная проблема федеративных государств — согласовать интересы субъектов и самой федерации. Этот механизм проработан историческим опытом:

1)Верхняя палата – часть высшего представительного органа, построенного на основе выборности — обеспечивает представительство субъектов и обладает большими полномочиями.

2)Судебное решение вопросов о компетенции. Обычно верховный суд решает все вопросы взаимоотношений между субъектами и органами федерации, причём обжалованию его решения не подлежат.

3)Проведение периодических консультаций руководства государства с руководителями исполнительной власти на местах (т.е. с выборными губернаторами). В США с 1908 г. существует Национальная ассоциация губернаторов. Можно согласовать политику штатов с общей политикой государства. Совещания по согласованию единой политики.

Еще одна из наиболее сложных проблем федеративных государств: абсолютное большинство строится не по национальному, а по административно-территориальному принципу. Для некоторых федераций национальный вопрос особо сложен (например, Югославия, Квебек в Канаде). Здесь встает вопрос о соотношение между целостностью государства сецессии субъектов (односторонний выход субъекта из состава федерации). Поскольку субъекты не обладают суверенитетом, вопрос об одностороннем выходе в федеративных конституциях обычно просто не упоминается. Конституции обходят эту проблему молчанием, что означает формальный запрет на выход.

Исторический опыт ЗС говорит о том, что такие попытки выхода из состава федерации имели место. Как правило, такие попытки всегда пресекались центральной властью. Это было характерно для социалистических государств (СССР, Чехословакия, Югославия). Но все 3 федерации в конечном итоге распались.

Пример мирного выхода — в 1965 г. из состава федерации Малайзии выделился Сингапур.

Проблема федерального вмешательства, интервенции — право центральных органов власти вмешиваться в дела субъектов по определенным основаниям:

-для восстановления конституционного строя;

-для восстановления выборных органов власти;

-корректировка экономической политики в случае резких различий;

-при угрозе безопасности данного субъекта.

Представитель президента получает полномочия по управлению данным штатом, может приостановить деятельность конституции, правительства. Федеральное вмешательство проводится в строго установленные сроки. Эта система отработана в ЗС.

-Сосредоточение рычагов государственного руководства в руках центральных органов власти: это обусловлено процессом концентрации капитала.

-Субъекты федерации могут иметь особенности в правовой системе, которые не противоречат основному законодательству.

В настоящее время происходит процесс федерализации во многих государствах. Под федерализацией понимают не установление федеральной формы государственного устройства в старом смысле, а децентрализацию и расширение сферы полномочий местных органов.

Федерализм (от лат. foedus – договор, союз) – принцип, традиционно предполагавший добровольное объединение входящих в федерацию территорий в единое государство с разделением при этом полномочий и органов государственного управления между центром и составными частями.

Этот принцип предусматривает многовариантность организации политической жизни. Он применяется для решения национальных, этнических, лингвистических, расовых и иных конфликтов.

Федеративное государство – Федерация (фр. federation, от позднелат. foederatio — объединение, союз) — форма гос. устройства, представляющая собой сложное (союзное) государства, состоящее из гос. образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Составляющие федеративное государства гос. образования (штаты, земли, провинции) являются субъектами Ф. и имеют свое собственное административно-территориальное деление. В отличие от унитарного государства Ф. имеет две системы высших органов власти федеральные органы и соответствующие органы членов Ф. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны. Гос. образования, составляющие Ф, не являются государствами в собственном смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях. В случае нарушения союзной конституции или законодательства, центральная власть имеет право принятия принудительных мер по отношению к субъекту Ф. Одним из обязательных элементов Ф. является двухпалатная структура федерального парламента. Как правило, члены Ф. имеют свою собственную конституцию. В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора в определении структуры Ф. различаются Ф. на территориальной основе (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), нанациональной основе (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и на смешанной национально-территориальной основе (РФ, Швейцария, Канада), В теории конституционного права также иногда проводится различие между т.н. конституционными Ф. (США, Канада, Бразилия), конституционно-договорными (РФ) и договорными (Швейцария, Объединенная Республика Танзания, Объединенные Арабские Эмираты), между централизованными (напр., Индия, где штаты, кроме одного, не имеют своих конституций и гражданства) и децентрализованными (США, ФРГ, Швейцария). Составные части федерации могут быть симметричными и асимметричными. Симметричные состоят из однопорядковых составных частей (США – 50 штатов). Асимметричные – состоят из различных составных частей (РФ – 21 республика, 2 города, 6 краев, 49 областей, 1 авт. область и 10 авт. округов — всего 89 субъектов).

Классические принципы федеративного государства:

1) Территория ФГ состоит из территорий субъектов (США – 51 штат и 1 федеральный округ – Колумбия (Вашингтон)).

2) В субъектах федерации имеются свои конституции, гражданство, законодательство, органы государственной власти (США – законодательство одного штата, отличается от законодательства другого штата).

3) ФГ строится на 2 принципах: а) национальный или б) территориальный. Жизнь показала, что территориальный принцип более жизнеспособный (Югославия, ЧССР, Россия, Индия, Канада (национальный принцип и везде есть проблемы между национальными образованьями)).

4) ФГ – это добровольный союз (США были образованы на основе объединения 13 штатов).

Гражданство РФ: принципы, приобретение, прекращение

Определение российского гражданства дано в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». Гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство составляет основу правового статуса личности, т.к. им опосредуется, например, система политических прав, позволяющая гражданину участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ).

Гражданство как важный государственно-правовой институт строится на системе принципов, позволяющих отразить общую позицию государства в отношении своих граждан. Так, Конституция России устанавливает следующий их ряд:

— принцип единого гражданства (ч. 1 ст. 6), означающий, что в межгосударственных отношениях значимо исключительно федеральное гражданство, несмотря на то, что 21 республика в составе РФ определенная в ч, 2 ст. 5 Конституции России в качестве государства, вправе устанавливать свое гражданство;

— принцип равного гражданства (ч.1 ст.6), т.е. каждый из российских
граждан обладает одинаковым правовым статусом, независимо от оснований приобретения гражданства РФ и «давности лет» его приобретения;

— неотчуждаемость гражданства означает недопустимость лишения российского гражданства (ч. 3 ст. 6) по инициативе государства и его органов;

— недопустимость выдачи российских граждан иностранному государству (ч. 1 ст. 61);

— недопустимость высылки граждан РФ за ее пределы (ч. 1 ст. 61) в качестве административного, уголовного, любого иного наказания;

— недопустимость автоматического изменения гражданства при заключении или расторжении брака;

— принцип двойного гражданства (ч. 1 ст. 62) означает, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства; следует особо обратить внимание, что одновременное наличие гражданства России и гражданства республики в составе РФ не может называться двойным. Для данной ситуации уместнее характеризовать гражданство как «двуединое» или «совмещенное »;

принцип покровительства и защиты российских граждан за границей (ч. 2 ст. 61).

Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» установил основания приобретения гражданства РФ.

Гражданство России приобретается: по рождению, в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации, путем выбора гражданства и по иным основаниям.

Наиболее распространенным способом приобретения гражданства является филиация (по рождению). В международном и национальном праве в рамках названного способа приобретения гражданства выделяются два принципа: «крови» (когда ребенок приобретает гражданство родителей, вне зависимости от государства, где он появился на свет) и «почвы» когда гражданство ребенка опосредуется государством, на территории которого он родился).

Читайте так же:  Приказ no 51 мз

Вторым способом приобретения гражданства является натурализация (прием в гражданство). Федеральный закон о гражданстве от 31 мая 2002 г. устанавливает прием в российское гражданство в общем (ст. 13) и упрощенном порядке (ст. 14).

Третье основание – восстановление (реинтеграция) устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в российском гражданстве. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Четвертое основание — оптация-выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации. В соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором РФ.

К иным основаниям приобретения гражданства России являются усыновление (удочерение), установления опеки и попечительства.

Гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 18).

Федеральным законом о гражданстве установлены основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации (ст. 20):

— в случае если гражданин РФ имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное Федеральным законом;

— привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

— не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Решение о приеме в гражданство РФ может быть отменено в отношении лица, которое приобрело российское гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов, что устанавливается в судебном порядке (ст. 22).

К органам, ведающим вопросами гражданства относятся: Президент РФ, МВД, МИД, а также дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами России.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Конституционное право

Гражданство: понятие, сущность, принципы

Объем прав, свобод и обязанностей, которые человек может реализовывать, находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия у него гражданства государства, в котором он проживает. Гражданство гарантирует индивиду максимальное признание его правосубъектности и подразумевает право на защиту в соответствии с законами данного государства, т.е. гражданство необходимо как для человека, так и для государства. Российское гражданство — одна из основных характеристик Российской Федерации как суверенного государства.

Гражданство было известно уже в рабовладельческую эпоху. Гражданами в древних городах-государствах признавались лишь свободные люди. Римское право рассматривало рабов как вещь. В период феодализма получил распространение институт подданства, ставивший индивида в личную политико-правовую зависимость от суверена (короля, императора, князя). Подданные несли обязанности перед своим сувереном. Институт подданства фактически являлся юридической формой выражения зависимости человека от носителя верховной власти.

Гражданство в советской и постсоветской юридической науке

Как известно, до 1917 г. в России понятия гражданства не существовало — все жители Российской империи считались подданными. Институт подданства сохранялся до 1917 г. Советская власть Декретом ВНИК и СНК от 11 (24) ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» аннулировала все правовые нормы, касающиеся правового статуса сословий, их привилегий, преимуществ, всех сословных организаций и учреждений. В соответствии с этим декретом упразднялись все существовавшие сословия и сословные деления граждан (ст. 1), уничтожались всякие звания, титулы, наименования гражданских чинов (дворянина, купца, мещанина, крестьянина), княжеские, графские и прочие титулы, наименования гражданских чинов (тайные, статские и другие советники) и устанавливаюсь одно общее для всего населения России наименование «гражданин Российской Республики» (ст. 2). Отменялись все соответствующие статьи действовавших в то время законов (ст. 6).

Но советский законодатель не остановился на этом, используя институт гражданства в целях утверждения тоталитарного режима. Уже совместным Декретом ВЦИК и СНК от 15 декабря 1921 г. лишались права российского гражданства все лица, выехавшие из России после 7 ноября 1917 г. без разрешения Советской власти (п. «6» ст. 1); лица, пробывшие за границей беспрерывно свыше пяти лет (п. «а» ст. 1); лица, имевшие право оптации российского гражданства и не воспользовавшиеся этим правом (п. «г» ст. 1); и, конечно же, все участвующие в какой-либо форме в контрреволюционных организациях или добровольно служившие в армиях, воевавших против Советской власти (п. «в» ст. 1).

До образования СССР гражданство регулировалось законодательством советских республик. Г.В. Чичерин, делая доклад о союзном гражданстве на сессии ВНИК СССР в 1924 г., говорил, что Декларация прав человека и гражданина 1791 г. заменила понятие подданного как объекта навязываемой воли понятием гражданина, г.е. участника в коллективном волеизъявлении народа, воплощенном в виде государственной власти.

Однако практика шла другим путем, и уже 13 ноября 1925 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О лишении гражданства Союза ССР находящихся за границей и пропустивших срок регистрации. ». По мере укрепления тоталитарного режима ужесточались и нормы института гражданства. Апогеем в этом плане стали нормы постановления Президиума ЦИК СССР от 21 ноября 1929 г., по которому лица, отказавшиеся вернуться в Союз ССР, объявлялись вне закона (ст. 2). Далее в постановлении пояснялось, что влечет «объявление вне закона»: п. «а» — конфискацию всего имущества осужденного; п. «б» — расстрел осужденного через 24 часа после удостоверения его личности. Это же относилось и к должностным лицам государственных учреждений, отказавшимся вернуться в пределы СССР, что квалифицировалось как измена (ст. 1).

Иными словами, гражданство, несмотря на своеобразную формальную замену собой термина «подданство», продолжало представлять собой политико-правовую связь (теперь уже не с главой государства, а с государством), предполагавшую обязательную политическую лояльность этому государству, а также право государства по своей инициативе лишать гражданства, выдворять лишенных гражданства лиц за границу за инакомыслие.

К сожалению, и в более поздних законах о гражданстве, когда наметился поворот от тоталитарного режима, нормы о лишении гражданства, хотя и с оговоркой «в исключительном случае» (например, ст. 18 Закона СССР «О гражданстве СССР»), продолжали иметь место. Впервые норма о невозможности лишения своего гражданства была закреплена в Законе РСФСР от 28 ноября 1991 г. (п. 2 ст. 1 «Право на гражданство»). Ныне данная норма закреплена в Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 6) и относится к одной из основ конституционного строя нашего общества.

Под гражданством в советской науке конституционного права принято понимать устойчивую политико-правовую связь человека с государством, в соответствии с которой на лицо распространяется суверенная государственная власть как в пределах государства, так и вне его границ. Государство может требовать от гражданина выполнения обязанностей, даже если гражданин находится за пределами государства. В то же время государство должно защищать своих граждан, где бы они ни находились, оказывать им помощь и покровительство.

Такое понимание гражданства сложилось в науке конституционного (государственного) права достаточно давно. В 1925 г. С.С. Кишкин в монографии, посвященной вопросам гражданства, характеризовал его как личную связь индивида и государства 1 Кишкин С.С. Советское гражданство. М., 1925. С. 5. . Исследуя принятый в 1938 г. Закон о гражданстве СССР, Д.И. Гайдуков определял гражданство как принадлежность лица к социалистическому государству, которое дает ему права и возлагает политические обязанности 2 Гайдуков Д.И. Гражданство СССР. М., 1940. С. 10. . А.И. Лепешкин давал более широкое определение гражданства, понимая под ним принадлежность лица к определенному государству, в силу чего на лицо распространяется власть этого государства как в его пределах, так и вне его границ 3 Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. М., 1960. Т. I. С. 457. .

В дальнейшем многие аспекты гражданства получали разработку в трудах отечественных государствоведов.

Ряд авторов, исследующих вопросы гражданства, привносят в его понятие новые моменты. Так, Б.С. Эбзеев говорит о гражданстве как о социальной, нравственной, психологической и политико-юридической общности личности и государства, выражающейся в обладании личностью гарантированными правами и свободами, а также защитой государством своих граждан за границей 4 Эбзеев Б.С. Конституционные основы свободы личности в СССР. Саратов. 1982. С. 54. .

В современной юридической науке гражданство характеризуется уже как правовая связь лица и государства. Такое определение гражданства воспроизводится и в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации»: устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Демократизм принципов института гражданства в Российской Федерации закладывает и развивает традиции правового государства и гражданского общества. Среди них: право каждого на гражданство, запрет на лишение гражданства, недопустимость выдачи граждан Российской Федерации за пределы государства, равенство гражданства, единство гражданства, допущение двойного гражданства, сохранение гражданства Российской Федерации за лицами, проживающими за границей, защита государством граждан Российской Федерации за границей, сохранение гражданства при расторжении браков, сокращение безгражданства. Важно отметить, что эти принципы соответствуют нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.

Среди норм, регулирующих гражданство, ведущее место занимают нормы Конституции РФ. Конституция относит гражданство к числу предметов ведения Федерации (ст. 89). Основные вопросы гражданства в достаточно полном объеме регулируются Федеральным законом о гражданстве (2002 г.), До этого времени в России действовал Закон 1991 г. (с изменениями и дополнениями), который не в полной мере соответствовал Конституции РФ. Кроме того, в 1997 г. Россия присоединилась к Европейской конвенции о гражданстве, в результате чего возникла необходимость приведения норм

Закона о гражданстве в соответствие с международными стандартами. Это и послужило основанием для разработки нового закона.

Однако некоторые положения Закона «О гражданстве РСФСР» 1991 г. продолжают действовать и в настоящее время (п. «а»—»в» ст. 18; ч. 3 ст. 19, ст. 20 и 41), хотя фактически указанные нормы не имеют значения в современной правовой системе, так как устанавливают более льготный порядок получения российского гражданства для лиц, заявления которых о приеме в гражданство России были приняты до 1 июня 2002 г.

Закон о гражданстве 2002 г. регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством, и прежде всего порядок признания гражданства, основания и условия его приобретения и прекращения, вопросы гражданства детей и родителей, опекунов и попечителей, недееспособных и ограниченно дееспособных лиц. В нем закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве. Закон устанавливает также порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.

Читайте так же:  Ифнс выписка из егрюл госпошлина

Кроме названного Закона нормы о гражданстве содержатся также в других федеральных законах, принятых в 1994-2013 гг. Также в России действуют различные подзаконные нормативные акты, регулирующие процессуальные вопросы приобретения и прекращения гражданства, и другие вопросы, непосредственно связанные с гражданством.

Мировой опыт по вопросам гражданства обобщен рядом международно-правовых актов, в разное время признанных Российской Федерацией и обязательных для нее: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., в которой говорится о том, что каждый человек имеет право на гражданство, никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права его изменить; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Европейская конвенция о гражданстве 1997 г.; и др.

Принципы гражданства

Гражданство как один из элементов основ правового статуса человека и гражданина основано на тех же принципах, что и другие институты.

1. Равноправие, означающее: (1) российские граждане, независимо от оснований приобретения гражданства (по рождению или натурализованные), обладают равными правами и несут равные обязанности; (2) под равным гражданством понимается то, что все граждане равны перед законом независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, языка, убеждений, места жительства и других обстоятельств. Правила, регулирующие вопросы гражданства, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

2. Неотъемлемость права на гражданство и права на его изменение. Гражданство не должно быть связано с мерами наказания человека за его противоправные деяния, хотя советское законодательство активно использовало лишение гражданства и высылку за пределы СССР в качестве меры наказания (до 1958 г. действовала норма Уголовного кодекса РСФСР, предусматривавшая право лишения гражданства по суду). Ушла в прошлое практика, когда советского гражданства могли быть лишены лица, которые своими действиями «порочили высокое звание гражданина СССР» или наносили ущерб «государственным интересам», «престижу или государственной безопасности СССР». Конституция РФ и российское законодательство о гражданстве установили невозможность прекращения российского гражданства против воли лица по инициативе государства 5 Принципиальный отказ от института лишения гражданства не снимает, однако, проблем с сохранением российского гражданства за теми лицами, которые поступили на службу в армию, органы безопасности и т.п. иностранного государства. Российский закон обходит эту проблему молчанием. Однако международные нормы, в частности, положения Европейской конвенции о гражданстве 1997 г., допускают случаи утраты гражданства по инициативе государства: приобретение гражданства другого государства; добровольная служба в иностранных вооруженных силах и др. Правда, оговаривается, что если лицо становится при этом апатридом (лицом без гражданства), то государство не может предусматривать в своем внутреннем законодательстве утрату гражданства таким лицом (см.: Смирнова ЕС. Международно-правовые проблемы гражданства стран СНГ и Балтии в свете европейского опыта. М., 1999. С. 254). .

Оба названных принципа получают конституционное закрепление в ст. 6 Конституции РФ. Институту гражданства посвящены ст. 61 и 62 Конституции, в которых формулируются основные принципы гражданства, получающие дальнейшее развитие в Законе о гражданстве. К таким специфическим принципам относятся следующие.

Единство российского гражданства

До недавнего времени этот принцип связывался с федеративным устройством Российского государства. Закон о гражданстве 1991 г. определял, что граждане России, постоянно проживающие на территории республики, являются одновременно гражданами этой республики; прекращение российского гражданства влечет прекращение гражданства республики (ст. 22). В формулировке этой статьи чувствуется влияние прежнего советского законодательства и принципа единого союзного гражданства, который был установлен в СССР. По союзному законодательству каждый гражданин союзной республики являлся гражданином СССР. При этом было невозможно на практике разграничить гражданство союзное и республиканское: в какой бы республике лицо ни проживало, оно всегда оставалось гражданином СССР. Отнесение принадлежности лица к гражданству конкретной республики было связано лишь с фактом постоянного проживания лица на ее территории. При этом изменение лицом республиканского гражданства было связано с его переселением из одной республики в другую, поскольку изменение гражданства республики не требовало никакого обращения в органы власти этой республики 6 Кулик Р.И. Закон о гражданстве СССР (серия «Новое в советском законодательстве»). М.. 1980. С. 32. 33. . Зачастую складывалась парадоксальная ситуация, когда человек мог в течение жизни побывать гражданином пяти-шести союзных республик в силу, например, своей профессии (военнослужащие, строители, шахтеры, работники нефтедобывающей отрасли и т.п.).

Закон о гражданстве РСФСР 1991 г. также говорил о гражданстве России и республик, входящих в ее состав в качестве субъектов: граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на территории республики в составе России, являлись одновременно гражданами этой республики (ст. 2). Республики принимали свои нормативные акты по вопросам гражданства, хотя полностью избежать коллизий с федеральным законодательством не удалось. Возникали различные проблемы, например, о возможности республики самостоятельно предоставлять гражданство иностранцу или лицу без гражданства, о решении вопросов выхода из гражданства и др. Сравнительно недавно в литературе господствовала точка зрения, признающая двуединое гражданство Российской Федерации и республик-субъектов.

Анализ конституционных норм показывает, что ни в ст. 6 Конституции РФ, ни в положениях о предметах совместного ведения России и субъектов Федерации ничего не говорится о наделении республик правом решать вопросы гражданства. Наличие гражданства — обязательный атрибут суверенного государства. Конституция РФ не допускает государственного суверенитета субъектов Федерации. Кроме того, наличие гражданства у одних субъектов РФ и отсутствие этого института у других нарушали бы принцип равноправия субъектов РФ и в их взаимоотношениях с федеральной властью. Это означает, что регламентация института гражданства относится только к компетенции России и может осуществляться лишь федеральным законом о гражданстве.

Первые шаги в приведении своих конституций в соответствие с федеральным законодательством о гражданстве республики стали предпринимать с 2000 г.: указание на то, что республиканское гражданство приобретается и прекращается в соответствии с законом республики, исключено из ст. 5 Конституции Республики Северная Осетия Алания, из ст. 10 Конституции Республики Коми, из Конституций Республики Тыва, Республики Карелия и некоторых других. Вопросы республиканского гражданства решены в соответствии с Конституцией РФ в Республике Алтай: эта республика не устанавливает своего гражданства, а исходит из положений Конституции РФ о единстве гражданства России и признает, что каждый гражданин России на территории Республики Алтай обладает всеми правами и свободами и несет равные обязанности, установленные федеральной Конституцией 7 Комментарий к Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» / Под ред. И.Н. Труевской. М., 2003. С. 18-19. .

Конституционный Суд РФ в одном из своих определений (по запросу Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений Конституции РФ) пришел к выводу о том, что российская Конституция не предполагает другого государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Последний не допускает суверенитета республик и других субъектов РФ, республики не имеют права наделять себя свойствами суверенного государства. Тем самым предопределяется и решение производного вопроса — о гражданстве. Конституция ни в ст. 6, ни в статьях о статусе субъектов РФ, о предметах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов не предусматривает гражданство республик и их правомочия в этой области. Более того, ст. 71 (п. «в») относит гражданство Российской Федерации к исключительному ведению России, что означает регламентирование института гражданства только федеральным законом, имеющим прямое действие на всей территории России.

Закон о гражданстве 2002 г. не предусматривает гражданства республик. Единое и равное гражданство для всех граждан Российской Федерации, провозглашенное Конституцией и Законом о гражданстве, не является препятствием к тому, чтобы в отдельных субъектах РФ устанавливались «дополнительные льготы в осуществлении каких-то прав и свобод местному населению. Это делается сейчас и может иметь место в будущем. Подобные меры не есть ущемление единства и равенства граждан, поскольку речь идет не об уменьшении, а о расширении гарантий прав и свобод, установленных в Конституции РФ» 8 Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб., 2003. С. 37-38. .

Проживание гражданина Российской Федерации за пределами России не прекращает его российского гражданства

Конституция РФ предоставляет российским гражданам право свободно выезжать за пределы страны. Гражданин, который постоянно или временно остается проживать за границей, не должен потерять своего гражданства. Это позволит ему в дальнейшем свободно вернуться в Россию. Другими словами, проживание за границей не влечет утраты гражданства Российской Федерации.

С этим принципом гражданства тесно связан и другой, предусматривающий сохранение российского гражданства при заключении или расторжении брака. Изменение гражданства одним из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга.

В названных нормах реализуется требование Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г., в котором говорится, что государства соглашаются с тем, что ни добровольное приобретение кем-либо из его граждан гражданства другого государства, ни отказ какого-либо из его граждан от своего гражданства не будут препятствовать сохранению своего гражданства женой этого гражданина.

Указанный принцип также означает, что расторжение такого брака не изменит гражданства рожденных в этом браке или усыновленных детей.

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его

Данный принцип означает, что государство в одностороннем порядке не может решить вопрос о принудительном прекращении гражданства Российской Федерации у гражданина России, например, как реакции на совершенные им противоправные деяния. Лишение гражданства, как такое было в СССР, неприменимо в современном демократическом Российском государстве, где человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью.

Также в соответствии с указанным принципом органы государственной власти и их должностные лица не могут препятствовать гражданину России принять решение о выходе из гражданства Российской Федерации или каким-либо образом повлиять на это решение.

Гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству

Данный принцип получает конституционное закрепление в ст. 61, Закон о гражданстве также устанавливает это правило. Запрет высылки не распространяется на иностранных граждан, проживающих (находящихся) на территории России. Выдача российских граждан (экстрадиция) запрещается конституционно-правовым законодательством на основе международных норм. Под экстрадицией понимается передача лица, совершившего преступление, государством, на территории которого он находится, другому государству в целях привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения вынесенного там в отношении этого лица приговора суда. Вопрос о выдаче гражданина России может возникнуть в случае, если он на территории иностранного государства совершил преступление и вернулся в Россию. Это не означает освобождения такого гражданина от уголовной ответственности, но к такой ответственности он будет привлечен на территории России по российскому законодательству при условии, что страна, на территории которой совершено преступление, предоставит российской стороне соответствующие доказательства.

Читайте так же:  Федеральный закон от 14 октября 2019 г 307-фз

Согласно Уголовному кодексу РФ российские граждане, совершившие преступление за границей, подлежат уголовной ответственности, меры которой устанавливаются УК РФ, если их деяние признано преступлением в государстве, где оно совершено, и если лицо не было осуждено в иностранном государстве (ст. 12).

Россия заключила со многими государствами двусторонние договоры о правовой помощи, в соответствии с которыми обязуется по требованию другой стороны осуществлять уголовное преследование (в соответствии с российским законодательством) против своих граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории иностранного государства.

Защита и покровительство граждан России за границей

Без такого принципа институт гражданства потерял бы смысл. Человек должен иметь возможность ощущать себя гражданином своею государства, не только находясь на его территории, но и пребывая за границей. При этом неважно, постоянно или временно гражданин России находится за ес пределами, выехал ли он по служебным или личным делам, возникли ли у него в связи с пребыванием в другой стране какие-либо права (например, право наследования), нуждающиеся в защите со стороны государства, или нет — в любом случае гражданин должен иметь возможность обратиться за содействием, помощью в дипломатические или консульские учреждения Российской Федерации.

Венские конвенции о дипломатических сношениях (1961 г.) и о консульских сношениях (1963 г.) предусматривают, что дипломатические представительства могут консультировать своих граждан по отдельным возникающим у них вопросам, делать запросы, касающиеся защиты интересов граждан, заявлять протесты и делать представления властям иностранного государства, на территории которого находится российский гражданин.

Консульские учреждения (консулы) ведут учет граждан России за границей, имеют право: производить усыновление детей, состоящих в гражданстве Российской Федерации и проживающих за ее пределами; представлять российских граждан в судах и других учреждениях юстиции; наблюдать, чтобы в отношении россиянина, арестованного по подозрению в совершении преступления, соблюдались законы страны пребывания и международные договоры; посещать с разрешения властей российских граждан, находящихся в местах лишения свободы, и т.д.

Органы, учреждения Российской Федерации за границей, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы российские граждане могли пользоваться всеми правами, предоставленными им отечественной Конституцией, законами Российской Федерации, а также соблюдать Основной и текущие законы государства пребывания, нравственные и религиозные нормы, нарушение или пренебрежение которыми в некоторых странах может повлечь для наших граждан нежелательные последствия.

Федеральный закон от 1999 г. «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» устанавливает, что российские граждане, проживающие за рубежом, вправе полагаться на поддержку Российской Федерации в осуществлении своих гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, в сохранении самобытности, в своих действиях, направленных против случаев дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к соотечественникам, имущественного положения и иных обстоятельств (ст. 15).

К основным направлениям государственной политики закон относит защиту основных прав и свобод человека и гражданина, считая это неотъемлемой частью внешнеполитической деятельности России, разработку, принятие и реализацию программ сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами с учетом соблюдения государствами общепризнанных принципов и норм международного права в области прав и свобод личности, принятие органами государственной власти Российской Федерации предусмотренных нормами международного права мер по защите интересов соотечественников в случае несоблюдения иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 14).

Сокращение состояния безгражданства

В любом государстве проживает определенное количество лиц, не имеющих гражданства ни одного из государств. Права таких людей также должны быть защищены, но в то же время государство стремится поставить под контроль действия таких лиц, с тем чтобы они не причинили ущерба интересам государства, правам и свободам его граждан. В любом государстве лица без гражданства создают нежелательную ситуацию, особенно в тех случаях, когда возникает вопрос о том, какое государство должно нести ответственность за действия лиц без гражданства, либо на территорию какого государства они должны вернуться при необходимости.

В 1961 г. была подписана Конвенция о сокращении состояния безгражданства, где сказано, что государство, подписавшее Конвенцию, должно предоставлять гражданство любому рожденному на его территории лицу, которое иначе было бы апатридом (лицом без гражданства). Подобное требование содержит и Декларация о правах ребенка. Российская Федерация поощряет приобретение апатридами своего гражданства или не препятствует приобретению ими гражданства другого государства. Закон о гражданстве Российской Федерации содержит важную гарантию сокращения безгражданства в нормах, предусматривающих, что: российское гражданство ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без гражданства (ч. 3 ст. 9); ребенок, родившийся в России от родителей — лиц без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации по рождению (п. «г» ст. 12).

В Российской Федерации допускается двойное гражданство , которое означает наличие у лица одновременно гражданства двух (или более — множественное гражданство) государств (ст. 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»). Этот институт является для нашей страны сравнительно новым — впервые он получил признание в Законе о гражданстве 1991 г., в Конституции РФ также предусматривается, что гражданин России может иметь гражданство иностранного государства, т.е. обладать двойным гражданством (ст. 62). Конституция предусматривает, что россиянин может иметь другое гражданство в соответствии с законом или международным договором Российской Федерации, т.е. наличие такого закона или договора является обязательным условием для двойного гражданства.

В 1997 г. Российская Федерация подписала Европейскую конвенцию о гражданстве, согласно которой Россия разрешает: (1) детям, имеющим гражданство нескольких государств, которое они приобрели автоматически, по рождению, сохранять это гражданство; (2) своим гражданам иметь другое гражданство в случаях вступления в брак (ст. 14).

Международные договоры об урегулировании вопросов двойного гражданства Россией заключены с Туркменистаном (1993 г.) (в одностороннем порядке Туркменистан денонсировал этот договор) и Таджикистаном (1995 г.). С другими независимыми государствами — бывшими участниками СССР такие договоры не заключались, в большинстве этих государств двойное гражданство юридически запрещалось. Законом о гражданстве Российской Федерации 1991 г. постоянным жителям этих государств предоставлялась возможность заявить о своем желании стать гражданами России. По истечении этого срока (31 декабря 2000 г.) они стали считаться гражданами тех государств, на территории которых они проживают, а приобретших российское гражданство перестали считать местными гражданами.

Конституция РФ, разрешая двойное гражданство, установила, что наличие у гражданина России гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором. Гражданин России не может отказаться от выполнения обязанностей из-за наличия иного гражданства. Второе (так называемое «спящее») гражданство ничего не меняет. Пользование правами и выполнение обязанностей второго гражданства происходит тогда, когда гражданин приезжает в страну второго гражданства.

Если спорные вопросы, касающиеся пользования правами и выполнения обязанностей, прежде всего обязанности несения воинской службы, не урегулированы в договорном порядке, каждое государство сохраняет за собой право требовать от лица (для каждой страны — от собственного гражданина) выполнения обязанностей, предусмотренных национальным законодательством. Если же вопрос урегулирован в межгосударственном соглашении, то проблем в отношении воинской службы не возникает. Федеральный закон от 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» содержит положение о том, что от призыва на военную службу в Российской Федерации освобождаются лица, прошедшие службу в другом государстве (ст. 23).

Признание на конституционном уровне двойного гражданства является скорее необходимостью, продиктованной внешнеполитическими интересами Российского государства, поскольку огромное количество русских осталось за его пределами после распада СССР: более 11 млн. — в Украине, более 6 млн. — в Казахстане, около 1,5 млн. — в Балтийских республиках и т.д. В то же время в России число выходцев из зарубежных стран СНГ — около 10 млн. человек. Большинство из них приобрели российское гражданство, а если бы они были лицами с двойным гражданством, то возникло бы множество новых проблем, поскольку Российское государство должно обеспечивать равные условия для своих граждан с единственным гражданством и для тех, кто наряду с российским имеет гражданство иностранного государства.

Вместе с тем ряд принятых в последнее время (2006-2007 гг. и в последующем до 2013 г.) поправок в отдельные нормативные акты, по нашему мнению, все же ущемляют права граждан России, имеющих двойное гражданство 9 Белоновский В.И. Гражданский ценз как фактор ущемления прав избирателей Российской Федерации // Юриспруденция. 2003. № 3. С. 18-36. . Это касается запретов для таких граждан занимать должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также лишения таких граждан пассивного избирательного права, т.е. права быть избранными. Правда, такое право за ними остается при выборах в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. Но на практике законодатель значительно ужесточил свое отношение к лицам, имеющим двойное гражданство либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Читайте так же:

  • На ласточках есть льготы ​​Льготы на проезд на «Ласточке» в 2019 году «Ласточка» — это отдельное семейство электропоездов, которые стали активно эксплуатироваться после Сочинской олимпиады. Сейчас такой железнодорожный транспорт курсирует на юге России, из Санкт-Петербурга и Москвы. Отдельные категории граждан […]
  • В чем выражается административный штраф Статья 3.5. Административный штраф 1. Положения ст. 3.5 посвящены административному штрафу. Это административное наказание: 1) устанавливается и назначается только как основное (см. об этом коммент. к ч. 1 ст. 3.3); 2) назначается с учетом правил: - ст. 4.1 (об общих правилах назначения […]
  • Повысилась ли пенсия с 1 апреля Кому повышают пенсию с 1 апреля 2018 Социальная пенсия увеличится с 1 апреля. В Постановлении Правительства от 20.03.2018 № 302 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2018 г. социальных пенсий», который пока не вступил в действие, прописан коэффициент — 1,029. Социальную […]
  • Овсянникова нотариус ярославль Овсянникова нотариус ярославль +7 (499) 653-60-72 доб. 860 – Москва и МО Телефон нотариуса: +7 (4852) 45-47-49 Адрес: 150030, г. Ярославль, ул. Гоголя, д. 1, оф. 4 понедельник: 09:00 18:00 вторник: 09:00 18:00 среда: 09:00 18:00 четверг: 09:00 18:00 пятница: 09:00 18:00 […]
  • Пошлина на сахар сырец Импортная пошлина на сахар-сырец снизится Импортная пошлина на сахар-сырец с 1 октября 2010г. снизится на 31 дол. - до 140 дол. за тону. Такая информация содержится в материалах комиси Таможеного союза. Таможенные органы государств - участников Таможенного союза будут взимать ввозные […]