Меню

Общие требования к строительным машинам

Оглавление:

Общие требования к строительным машинам

Условия эксплуатации строительных машин отличаются определенной сложностью. Строительные машины должны обеспечивать необходимую производительность под открытым небом, в любую погоду, в любое время года; перемещаться по грунтовым дорогам и по бездорожью, в стесненных условиях строительной площадки. Поэтому исходя из конкретных условий эксплуатации к той или иной машине предъявляется ряд требований, и чем полнее отвечает машина всем требованиям эксплуатации, тем более пригодна она для использования в строительном производстве.

Каждая машина должна быть надежна в работе, долговечна и приспособлена к изменению условий работы; должна быть удобной в управлении, простой в обслуживании, ремонте, монтаже, демонтаже и транспортировании, экономична в эксплуатации, т. е. расходовать минимальное количество электроэнергии или топлива на единицу вырабатываемой продукции. Машина должна обеспечивать безопасность труда и удобство работы обслуживающего персонала, достигаемое соответствующим размещением приборов, управления, хорошим обзором фронта работ, автоматической очисткой смотровых стекол кабины, системой пневмо- или гидроуправления, помогающими уменьшить усилия на рычагах управления, изоляцией кабины от воздействия шума, вибрации и пыли. Машина должна иметь красивые внешние формы, хорошую отделку и стойкую окраску.

Машины, работающие в условиях низких или, наоборот, повышенных температур, должны быть приспособлены для работы в заданных условиях.

Часто перебазиру«?мые несамоходные строительные машины должны иметь минимальный вес, удобства для монтажа, демонтажа и транспортирования.

К самоходным машинам, часто меняющим место работы, в числе предъявляемых требований обязательными являются маневренность, проходимость машины и устойчивость.

Маневренность (подвижность) машины — это способность передвигаться и разворачиваться в стесненных условиях, а также перемещаться по строительному участку и вне его с достаточной по производственным условиям скоростью.

Проходимость машины — это способность преодолевать’неровности местности и неглубокие водные преграды, проходить по влажным и рыхлым грунтам, снежному покрову и т. д. Проходимость определяется в основном удельным давлением на грунт, величиной дорожного просвета (клиренса)—с продольным Ri и поперечным Яг радиусами проходимости колесных машин ( 1), минимальным радиусом поворота.

Устойчивость машины — это способность противостоять действию сил, стремящихся ее опрокинуть. Чем ниже центр тяжести машины и чем больше ее опорная база, тем устойчивей машина.

Производительность машины — это количество продукции (выраженное в весе, объеме, или штуках), вырабатываемой в единицу времени — час, смену, год. Различают производительность: теоретическую (расчетную, конструктивную), техническую и эксплуатационную.

Условия производства и эксплуатации строительных машин требуют, чтобы их конструкция была технологичной, т. е. соответствовала возможности применения прогрессивной технологии при изготовлении ее деталей, сборке узлов и машины в целом. Необходимо, чтобы в конструкции машины наиболее полно нашли применение стандартные и нормализованные детали, а также унифицированные узлы и агрегаты.

Общие требования к строительным машинам

Строительные машины должны обеспечивать необходимую производительность и работоспособность при работе в любое время года и суток, при разнообразных атмосферных условиях и температурах окружающего воздуха +40—40 СС, в стесненных условиях строительной площадки, поэтому к машине предъявляют ряд требований исходя из конкретных условий эксплуатации.

В их числе: – надежность в работе — способность безотказной работы машины без вынужденных простоев из-за неисправности при правильном управлении и нормальных нагрузках; – экономичность в эксплуатации — обеспечение минимального расхода энергоресурсов (электроэнергии или топлива), смазочных и других эксплуатационных материалов на единицу вырабатываемой продукции, а также трудозатрат на управление машиной и уход за ней. Экономичность определяется также меньшей стоимостью машины, которая зависит от технологичности в изготовлении, меньшей трудоемкости и металлоемкости;
транспортабельность — возможность перемещения машины самоходом или перевозки ее на транспортных средствах по шоссейным и железным дорогам в собранном виде или разъединенной на минимальное число частей; – ремонтопригодность — возможность удобного технического обслуживания и ремонта машины для поддержания ее в работоспособном состоянии.

Лучшая ремонтопригодность у машины, состоящей из отдельных сборочных единиц, легко отсоединяемых друг от друга, при условии, что отсоединение какой-либо сборочной единицы не вызывает демонтаж смежных;
удобство монтажа и демонтажа машин.

Наилучшими условиями монтажа при передислокации с одного места работы машины на другое считают такие, при которых не требуются дополнительные грузоподъемные средства;
требования эргономики — обеспечение благоприятных условий для рабочих, занятых управлением машиной, минимальная утомляемость и определенные комфортные условия;
эстетические требования — обеспечение красивой внешней формы, хорошей отделки и окраски.

Климатические требования. Строительные машины, за исключением сезонных, работающих только в летний период, выпускают для условий круглогодичной работы при температуре —40°…+40°С. Машины, предназначенные для работы в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним районах, изготовляют по особым техническим условиям в северном исполнении. Основные требования к машинам в северном исполнении — обеспечение прочности конструкции под воздействием динамических нагрузок при температуре ниже —40 °С. При этой температуре обычные марки стали становятся хрупкими и не выдерживают динамических нагрузок, поэтому для машин в северном исполнении применяют специальные марки стали. Резинотехнические детали машин в северном исполнении также должны противостоять влиянию низких температур и не терять своих свойств — эластичности и упругости.

Для самоходных машин в числе предъявляемых требований обязательными являются:
маневренность (подвижность) машины — способность разворачиваться в естественных условиях с минимальным радиусом поворота RB (рис. 1, а, б) при заданной колее В и базе L:
Ra = L/sina,
где a — максимально возможный угол поворота наружного колеса; чем больше а, тем меньше радиус поворота машины.

Маневренность определяется также возможностью быстрого перевода (перенастройки) их рабочего положения в транспортное и способностью перемещаться по строительному участку и вне его, от одного места работы к другому с достаточной по производственным условиям скоростью;
проходимость — это способность преодолевать неровности местности и неглубокие водные преграды, проходить по влажным и рыхлым грунтам, снежному покрову и т. д. Проходимость определяется величиной дорожного просвета (клиренсом) — С, продольным и поперечным R2 радиусами проходимости колесных машин (см. рис. 2, в), а также удельным давлением на грунт или дорожное Покрытие; устойчивость, машины — это способность противостоять действию сил, стремящихся ее опрокинуть.

Рис. 1. Геометрические параметры маневренности и проход нос ги колесной машины
а —машина с управляемыми колесами; б —с шарнирно сочлененными шасси: в — схема проходимости машины (клиренс)

Чем ниже центр тяжести машины и чем больше ее опорная база, тем устойчивее машина.

Параметры основных строительных машин, их размеры, технические требования, методы их испытания, маркировки, упаковки и транспортировки регламентированы Государственными общесоюзными стандартами — ГОСТами. Общие требования безопасности к конструкции строительных и дорожных машин установлены ГОСТ 12:2.011—75.

Сравнительная оценка технического уровня и качества строительных машин может быть определена по тому, как полно рассматриваемая машина отвечает перечисленным выше требованиям. Машина, отвечающая всем перечисленным требованиям, и по своим технико-экономическим показателям соответствующая лучшим отечественным и зарубежным образцам, может быть отнесена к высшей категории качества.

§ 3. Общие требования к строительным машинам и оборудованию

Строительные машины должны обеспечивать необходимую производительность при работе в различных

условиях: при разнообразных атмосферных условиях и температурах окружающего воздуха от +40 до — 40° С, ВО все времена года и суток, при перемещении по грунтовым дорогам и бездорожью, а также в стесненных условиях строительной площадки, поэтому к той или иной машине предъявляют ряд требований исходя из конкретных условий эксплуатации.

Каждая строительная машина должна быть надежна и долговечна в эксплуатации; приспособлена к изменению условий работы; отличаться простотой в обслуживании, ремонте и монтаже, демонтаже и транспортировании; экономична в эксплуатации, т. е. расходовать минимальное количество электроэнергии или топлива и смазочных материалов на единицу вырабатываемой продукции.

Читайте так же:  Приказ на 0 25 ставки

Машина должна обеспечивать безопасность труда, удобство работы и минимальную утомляемость обслуживающего персонала. Машина должна иметь красивую внешнюю форму, хорошую отделку и стойкую окраску.

Машины, работающие в условиях особо низких (ниже — 40° С) или, наоборот, повышенных температур, должны быть приспособлены для работы в заданных условиях.

Условия производства, эксплуатации и ремонта строительных машин требуют, чтобы их конструкция была технологичной, т. е. соответствовала возможности применения обычной технологии изготовления ее деталей, сборке сборочных единиц и машины в целом. Необходимо, чтобы в конструкции машины наиболее полно нашли применение стандартные и нормализованные детали, а также унифицированные сборочные единицы. •

Все строительные машины должны иметь минимальную массу, быть удобны для монтажа, демонтажа и транспортирования и устойчивы под воздействием внешних нагрузок.

Для самоходных машин в числе предъявляемых требований обязательными являются маневренность и проходимость машины.

где а — максимально возможный угол поворота наружного колеса; чем больше а, тем меньше радиус поворота машины.

Маневренность определяется также возможностью перемещаться по строительному участку и вне его, от одного места работы к другому, с достаточной по производственным условиям скоростью.

Проходимость — это способность преодолевать неровности местности и неглубокие водные преграды, проходить по влажным и рыхлым грунтам, снежному покрову и т. д. Проходимость определяется величиной дорожного просвета (клиренса) — С. продольным R и поперечным R2 радиусами проходимости колесных машин (см. рис. 2), а также удельным давлением на грунт или дорожное покрытие, выражаемым в Па.

Рис. 2. Геометрические параметры маневренности и проходимости колесной машины

а — машина с управляемыми колесами; б — с шарнирно-сочлененными шасси; в — схема проходимости машины

Устойчивость машины — это способность противостоять действию сил, стремящихся ее опрокинуть. Чем ниже центр тяжести машины и чем больше ее опорная база, тем устойчивее машина. Устойчивость машины характеризуется коэффициентом устойчивости «k», определяемым по правилам, изложенным в § 45 и 54.

Основные параметры строительных машин и их размеры, технические требования, методы их испытания, маркировки, упаковки и транспортирования регламентированы Государственными общесоюзными стандартами — ГОСТами.

Эксплуатационные качества строительных и дорожных машин регламентируются также «Общими требованиями к эксплуатационным качествам строительных машин» (СН 222-62), а также «Едиными требованиями безопасности к конструкции строительно-дорожных машин».

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. При эксплуатации машин должны быть выполнены требования, обеспечивающие предупреждение или снижение воздействия на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:

движущихся машин, их рабочих органов и частей, а также перемещаемых машинами изделий, конструкций, материалов;

обрушивающихся грунтов и горных пород;

разрушающихся конструкций машин;

повышенной загазованности, запыленности и влажности воздуха рабочей зоны;

повышенного значения напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

расположения рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);

повышенной или пониженной температуры воздуха на рабочем месте;

повышенной скорости ветра в рабочей зоне машины;

повышенного уровня вибрации на рабочем месте;

повышенного уровня шума в рабочей зоне;

недостаточной видимости рабочей зоны из кабины машиниста;

физических и нервно-психических перегрузок машинистов.

1.2. Безопасность процесса эксплуатации машин должна обеспечиваться:

использованием машин в соответствии с проектом производства работ (технологическими картами), содержащим решения по выбору типа машин и места их установки и (или) схемы движения машин с учетом особых условий работы машин вблизи линий электропередачи, выемок, по применению ограждающих и сигнальных устройств для ограничения доступа работающих в опасную зону машины, использованию средств связи для согласования действий машиниста с рабочими, а также другие меры по предупреждению воздействия па работающих опасных и вредных производственных факторов, указанных в п. 1.1 , организацией, производящей работы;

поддержанием работоспособного состояния машины в соответствии с требованиями эксплуатационной и ремонтной документации организацией, на балансе которой она находится, а при передаче машин во временное пользование — организацией, определяемой договором на передачу;

обучением работающих безопасности труда в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004-79;

применением работающими средств индивидуальной защиты.

1.3. К управлению, техническому обслуживанию и ремонту машин допускаются лица, прошедшие обучение по ГОСТ 12.0.004-79 и имеющие право па выполнение работы, соответствующей их квалификации.

1.4. При эксплуатации машин следует руководствоваться ГОСТ 25646-83, ГОСТ 12.1.013-78, настоящим стандартом, стандартами на технологические процессы с использованием машин, правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей и правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Главгосэнергонадзором, а также требованиями эксплуатационной и ремонтной документации по предупреждению воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов, указанных в пп. 1.1 .

1.5. Пояснения терминов, используемых в настоящем стандарте, даны в справочном приложении 2 .

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАШИН

2.1. К использованию допускаются машины в работоспособном состоянии. Перечень неисправностей и предельных состояний, при котором запрещается эксплуатация машин, определяется эксплуатационной документацией.

2.2. При выборе типа машин для производства работ необходимо, чтобы техническая характеристика машины соответствовала параметрам технологического процесса и условиям работ.

2.3. Использование машин следует осуществлять, если температура окружающего воздуха, скорость ветра и влажность соответствуют значениям, указанным в эксплуатационной документации на машину.

2.4. До начала работ с использованием машин необходимо определить рабочую зону машины, границы опасной зоны, средства связи машиниста с рабочими, обслуживающими машину, и машинистами других машин.

2.5. При использовании машин должна быть обеспечена обзорность рабочей зоны с рабочего места машиниста. В том случае, когда машинист, управляющий машиной, не имеет достаточного обзора или не видит рабочего (специально выделенного сигнальщика), подающего ему сигналы, между машинистом и рабочим (сигнальщиком) необходимо устанавливать двустороннюю радиосвязь или телефонную связь.

2.6. Рабочая зона машины в темное время суток должна быть освещена. Нормы освещенности в соответствии с правилами по проектированию электрического освещения строительных площадок, утвержденными Госстроем СССР.

2.7. При использовании машин в режимах, установленных эксплуатационной документацией, уровни шума, вибрации, запыленности, загазованности не должны превышать значений, установленных ГОСТ 12.1.003-83, ГОСТ 12.1.012-78, ГОСТ 12.1.005-76.

2.8. Использование машин в охранных зонах электропередачи в соответствии с ГОСТ 12.1.013-78.

Установка и работа стреловых самоходных кранов вблизи линий электропередачи должны производиться в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором СССР.

2.9. При выполнении взрывных работ машины должны быть удалены на безопасное от места взрыва расстояние, определяемое проектом производства работ и требованиями безопасности при взрывных работах, утвержденными Госгортехнадзором СССР.

Работающие должны быть удалены из машин в специальные укрытия.

2.10. При необходимости использования машин в экстремальных условиях (срезка грунта на уклоне, расчистка завалов) следует применять машины, оборудованные средствами защиты, предупреждающими воздействие на работающих опасных производственных факторов, возникающих в указанных условиях.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И ТЕКУЩЕМ РЕМОНТЕ МАШИН

3.1. Требования безопасности при техническом обслуживании и текущем ремонте строительных машин — согласно п. 1.4.

При выполнении ремонта и технического обслуживания базовых автомобилей строительных машин требования безопасности — по ГОСТ 12.3.017-79.

3.2. Техническое обслуживание и текущий ремонт машин следует осуществлять в оборудованных помещениях или площадках. Для производства технического обслуживания и ремонта в условиях эксплуатации машина должна быть выведена из рабочей зоны.

3.3. Допустимые уровни шума на рабочих местах — по ГОСТ 12.1.003-83, допустимые уровни вибрации — по ГОСТ 12.1.012-78, воздух рабочей зоны — по ГОСТ 12.1.005-76.

3.4. Пожарная безопасность на рабочих местах должна обеспечиваться в соответствии с ГОСТ 12.1.004-85 и правилами пожарной безопасности для промышленных предприятий, утвержденными Главным управлением пожарной охраны МВД СССР.

Заправка машин должна производиться закрытым способом в специально отведенных местах.

Смазочные, лакокрасочные и легковоспламеняющиеся материалы следует хранить отдельно друг от друга в специально оборудованных складских помещениях или площадках.

3.5. Рабочие места при техническом обслуживании и текущем ремонте машин должны быть оборудованы комплектом работоспособных ручных машин (инструмента), приспособлений, инвентаря, грузоподъемными машинами и средствами пожаротушения.

3.6. Техническое обслуживание и ремонт машин следует осуществлять только после остановки машины, выключения двигателя (привода) при исключении возможности случайного пуска двигателя, самопроизвольного движения машины и ее частей, снятия давления в гидро- и пневмосистемах, кроме случаев, которые допускаются эксплуатационной и ремонтной документацией.

Читайте так же:  Договор купли-продажи транспортного средства рб

Пользование открытым огнем для разогрева агрегатов и узлов не допускается.

3.7. Части машин, перемещающиеся под действием собственной массы при техническом обслуживании и ремонте, должны быть заблокированы механическим способом или опущены на опору с целью исключения их самопроизвольного перемещения.

3.8. При техническом обслуживании машин с электроприводом должны быть приняты меры, не допускающие случайной подачи напряжения на ремонтируемое оборудование. Плавкие вставки предохранителей в цепях питания токоприемников должны быть вынуты, пусковые устройства закрыты на замок и на них вывешены запрещающие знаки безопасности с поясняющей надписью «не включать — работают люди».

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ И ХРАНЕНИИ МАШИН

4.1. Транспортирование машин железнодорожным, водным и воздушным транспортом следует осуществлять в соответствии с правилами, действующими на транспорте указанных видов.

При перемещении машин своим ходом, на буксире или на транспортных средствах по дорогам общего назначения должны быть соблюдены правила дорожного движения, утвержденные МВД СССР.

При транспортировании машин через естественные препятствия или искусственные сооружения, а также в условиях, не предусмотренных эксплуатационной документацией, должен быть разработан проект производства работ, содержащий технические и организационные решения по безопасному транспортированию машины.

4.2. При подготовке машин к транспортированию или длительному хранению необходимо:

в процессе монтажа и демонтажа машин перемещение сборочных единиц выполнять с применением грузоподъемных устройств, оснащенных грузозахватными приспособлениями, обеспечивающими устойчивость перемещаемого груза;

очистку, мойку машин и нанесение защитных покрытий выполнять с обязательным применением работающими средств индивидуальной защиты, используя пожаробезопасные технические моющие средства.

4.3. При хранении машина должна быть поставлена на подкладки, применены башмаки (упоры), исключающие ее самопроизвольное перемещение, навесное оборудование должно быть опущено до упора, а также выполнены другие мероприятия, предусмотренные эксплуатационной и ремонтной документацией.

4.4. При хранении машин в межсменное время, организации кратковременного (от десяти дней до 2 мес.) и длительного хранения (свыше 2 мес.) должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие пожарную безопасность машины.

5. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАБОТАЮЩИХ

5.1. Работающие должны обеспечиваться средствами индивидуальной защиты, выдаваемыми им в соответствии с нормами, утвержденными в установленном порядке.

Средства коллективной защиты, установленные на машине, должны отвечать конструкторской документации на машину.

6. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ

6.1. Контроль за техническим состоянием строительных машин должен осуществляться в соответствии с ГОСТ 25646-83.

6.2. Контроль за обучением работающих правилам техники безопасности при производстве работ должен проводиться в порядке, установленном ГОСТ 12.0.004-79 и строительными нормами и правилами по технике безопасности в строительстве.

6.3. Контроль вибрационных характеристик машин — по ГОСТ 12.1.012-78.

6.4. Контроль шумовых характеристик машин — по ГОСТ 12.1.023-80 или ГОСТ 12.4.095-80 в зависимости от типа машины.

6.5. Контроль требований пожарной безопасности — по ГОСТ 12.0.004-85.

6.6. Контроль за концентрацией вредных веществ и параметров микроклимата воздуха рабочей зоны — по ГОСТ 12.1.005-76.

6.7. Контроль требований электробезопасности — по ГОСТ 12.1.013-78.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное

ПЕРЕЧЕНЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН, ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ КОТОРЫХ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УЧТЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ НАСТОЯЩЕГО СТАНДАРТА

Комплект машин для скоростного строительства автодорог.

Машины горизонтального бурения.

Краны на спецшасси автомобильного типа.

Краны на тракторах.

Краны стреловые рельсовые.

Подъемники грузовые и грузопассажирские.

Распределители дорожно-строительных материалов.

Оборудование для свайных работ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное

ПОЯСНЕНИЯ ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ

Рабочая зона машины — пространство, в котором осуществляется перемещение машины и ее рабочего органа в процессе работы.

Опасная зона машины — пространство, в пределах которого постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные и вредные производственные факторы, возникающие в процессе эксплуатации строительных машин.

Индустриальная библиотека: промышленность, наука, технологии

Всё о промышленности, производстве и их научной основе.

Разделы библиотеки

Общие требования к строительным машинам

Машина это устройство, совершающее полезную работу с преобразованием одного вида энергии в другой. Машина состоит из нескольких механизмов, объединенных общим корпусом (рамой или станиной) и предназначенных для выполнения определенной работы.

Механизм это совокупность подвижно соединенных звеньев, совершающих под действием приложенных сил определенные движения.

Машины, используемые в строительстве, должны обеспечивать необходимую производительность в любую погоду и любое время года, перемещаться по дорогам с покрытием и по бездорожью, быть экологически безопасными. Все предъявляемые требования можно подразделить на конструктивные, технологические, эксплуатационные, экономические и социальные.

Конструктивные требования. Машина должна выполнять определенные функции при заданных условиях работы, отвечать всем показателям современных стандартов, быть на уровне лучших отечественных и зарубежных образцов, иметь высокую производительность, прочность и надежность в работе. На стадии конструирования закладываются и другие требования, предъявляемые к машинам (например, основы технологии ее изготовления).

Технологические требования должны обеспечивать простоту, удобство и низкую стоимость изготовления деталей, сборки сборочных единиц и машины в целом. Технологичность конструкции — это возможность использования прогрессивных технологий при ее изготовлении и сборке. Ремонтная технологичность (ремонтопригодность) машины предусматривает удобство замены узлов и агрегатов, унификацию и другие вопросы организации ремонта. Унификация оборудования способствует широкому кооперированию производства и облегчает поставки запасных частей.

Эксплуатационные требования к строительным машинам

В процессе эксплуатации не должно быть затруднений в проведении технического обслуживания машины (смазывание, регулировка, заправка и др.) и монтажно-демонтажных работ при замене сборочных единиц, агрегатов и деталей. Машина должна отвечать своему назначению и иметь в производственных условиях запланированные показатели. При эксплуатации строительной техники необходимо также учитывать вопросы, связанные с охраной окружающей среды.

Экономические требования заключаются в снижении стоимости самой машины, ее эксплуатации и стоимости единицы вырабатываемой ею продукции, обеспечении ее экономической эффективности.

Патентно-правовые требования предусматривают чистоту (оригинальные решения в конструкции машин) и защиту (заявки на изобретение и патенты на машины), а также являются важнейшими критериями для определения конкурентоспособности при реализации продукции как на внутреннем рынке, так и за рубежом.

Социальные требования — это обеспечение безопасности труда при эксплуатации машин, благоприятных условий работы машиниста (ноли геля, оператора), удобства управления машиной и ее обслуживания, автоматизация процессов управления и контроля.

Решение задач по обеспечению безопасности машинистов тесно связано с выполнением эргономических требований к конструкциям машин. Эргономика (от греч. ergon — работа, nomos закон) — это наука, изучающая человека (группу людей) и его деятельность в условиях современного производства с целью стабилизации орудий труда. Ее основная цель —создание для человека таких условий, при которых его труд был бы как можно более производительным и вместе с тем безопасным для здоровья.

Современная машина должна удовлетворять требованиям санитарных норм по уровню шума, вибрации и загазованности рабочего места водителя; иметь удобное, мягкое и регулируемое сиденье водителя, устройство безопасности при опрокидывании машины и ударах, легкое механизированное или автоматизированное управление. Применение автоматизации управления и автоматических передач сокращает число операций на педалях и рукоятках управления, что снижает утомляемость машиниста.

Машина должна обеспечивать хороший обзор фронта работе места водителя и достаточную освещенность в ночное время рабочих органов и объекта работы. Машинист должен видеть дорогу на расстоянии 3 м перед машиной, а угол обзора вперед должен составлять не менее 220°. Рабочее место должно быть оборудовано необходимыми контрольно-измерительными приборами, работомерами и др. Кабина машины должна быть оснащена приточно-вытяжной вентиляцией с фильтрами для очистки воздуха от пыли, обогревом в холодное время года, защитой переднего, заднего и боковых стекол от пыли, грязи, дождя и других атмосферных осадков, противосолнечными козырьками и огнетушителями, зеркалом заднего и бокового вида, а также иметь термос для воды, вещевой ящик, индивидуальную аптечку, вешалку для одежды водителя. Кабина машины, предназначенная для работы в условиях жаркого и тропического климата, должна быть оборудована кондиционером.

Кроме того, машина должна отвечать современным требованиям производственной эстетики — иметь красивые внешние формы, хорошую отделку и стойкую окраску.

Специфика производства строительных работ предъявляет серьезные требования к таким характеристикам машин, как рабочие и транспортные скорости, маневренность, проходимость, мобильность и устойчивость.

Маневренность — это способность машины работать, передвигаться и разворачиваться в стесненных условиях. Она определяется габаритными размерами машины и радиусами ее поворотов.

Проходимость — способность машины перемешаться с требуемой скоростью по различным деформируемым основаниям при воздействии на машину и ее рабочий орган внешних сил. Она определяется видом и состоянием ходового оборудования, удельным давлением на дорожное основание, размером колеи и базы, дорожным просветом и др.

Читайте так же:  Пошлина на новые автомобили рф

Мобильность — способность машины перемешаться с объекта на объект за определенное время. Мобильность строительных машин оценивается не только скоростью передвижения и способностью быстро набирать расчетную скорость, но и временем, затраченным на перевод машины из рабочего положения в транспортное и обратно.

Устойчивость — это способность машины противостоять действию сил, стремящихся ее опрокинуть. Чем ниже центр тяжести и больше опорная база машины, тем она устойчивее. При передвижении устойчивость машины определяется возможностью ее движения на подъемах, спусках и косогорах без опасности опрокидывания.

Все машины должны обладать высокой надежностью, а также имен, хорошую ремонтопригодность и сохраняемость.

Надежность — общее свойство машины, обусловленное ее безотказностью и долговечностью

Безотказность — свойство машины непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки без вынужденных перерывов.

Долговечность — свойство машины сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

Работоспособность — состояние машины, при котором она может нормально функционировать, сохраняя заданные параметры.

Отказ — нарушение работоспособности машины.

Ремонтопригодность — приспособленность машины к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем проведения технического обслуживания и ремонта.

Сохраняемость — свойство машины сохранять исправное и работоспособное состояние в течение и после срока хранения и транспортирования.

Большое значение для улучшения качества и снижения себестоимости продукции имеют унифицирование и стандартизация. Стандарты регламентируют условия проектирования, изготовления и эксплуатации деталей, сборочных единиц, комплексов и машин в целом, что находит отражение в требованиях ЕСКД (Единая система конструкторской документации) и ЕСТПП (Единая система технологической подготовки производства).

Чем проще конструкция машины и чем меньше деталей и типоразмеров она имеет, тем выше ее потенциальная надежность. Широкое применение серийных и стандартных изделий, обладающих низкой стоимостью и высоким качеством (подшипники, редукторы, лебедки, гидроаппаратура и др.), увеличивает надежность машины.

Отраслевое изготовление целесообразно только для рабочих органов и уникальных сборочных единиц, во всех остальных случаях следует использовать унифицированные и стандартные сборочные единицы и детали специализированных производств.

Стандартизация — установление норм и требований при проведении опытно-конструкторских работ, изготовлении и эксплуатации машины. Стандарт —образец, эталон, модель, принимаемые для сопоставления с ними подобных объектов. Ряд требований к машинам могут регламентироваться отраслевыми (ведомственными) нормами или выполняться по международным стандартам (ИСО).

Унификация — рациональное сокращение числа объектов одинакового функционального назначения. Изделия унифицированного ряда отличаются друг от друга числовым значением главного параметра.

С понятием «унификация» тесно связано понятие «агрегатирование», т.е. метод компоновки машин из унифицированных изделий, полностью взаимосвязанных в пределах конструктивно-унифицированных рядов, семейств и систем машин. Отличительным признаком метода агрегатирования является создание не единичных машин, а семейств машин, имеющих общность по своему функциональному назначению в различных отраслях народного хозяйства. К таким машинам относятся, например, самоходные мобильные шиноколесные строительные машины и автотранспорт, которые могут иметь одинаковые основные базовые узлы и агрегаты, за исключением рабочего оборудования.

Современные тенденции развития машин, применяемых в строительстве, охватывают все перечисленные требования.

Требования к строительным машинам

Строительные машины эксплуатируются при различных естественных условиях, к ним относятся: время суток, сезон, атмосферные осадки, температура воздуха. Поэтому к каждой машине должны предъявляться индивидуальные требования, основанные на конкретных условиях эксплуатации.

В число таких требований входят:

· Надежность в работе. При соблюдении соответствующих данной машине правил управления и норм нагрузок она должна работать безотказно без простоев из-за неисправностей.

· Экономичность. Традиционно оценивают стоимость машины, которая может уменьшаться из-за технологичности, снижения металлоемкости и трудовых затрат в процессе изготовления. Кроме того, учитывается экономичность в эксплуатации – это минимальный расход топлива, электроэнергии, смазочных и других материалов на единицу производимой машиной продукции. Также оцениваются трудовые затраты на управление и уход.

· Транспортабельность – возможность перемещать машину своим ходом или транспортом по автомобильным, железнодорожным, речным или морским путям. При этом машина перемещается в собранном виде либо разобранной на минимальное количество частей.

· Ремонтопригодность – это возможность ремонта и технического обслуживания для поддержания машины в исправном рабочем состоянии. Наиболее удобны в этом смысле машины, которые состоят из легко отсоединяющихся друг от друга сборочных единиц. При этом демонтаж одной из них не должен становится причиной отсоединения смежных элементов.

· Удобство установки и демонтажа машины. Наилучшими условиями монтажа является транспортировка и установка машины на другой строительной площадке без применения дополнительных грузоподъемных механизмов.

· Климатические требования – способность строительной машины работать в определенной климатической зоне. За исключением сезонных работ, которые проводятся только летом, все остальные строительные процессы выполняются круглый год. Соответственно, строительные машины выпускают с возможностью их эксплуатации в широком диапазоне температур -40°…+40°С. Машины, которые предполагается эксплуатировать в условиях Крайнего Севере, изготавливают в соответствии со специальными нормами и требованиями. В частности, для машин в северном исполнении необходимо обеспечить прочность конструкции, которая должна выдерживать динамические нагрузки при пониженных до -40ºС температурах. При такой температуре обычная сталь становится хрупкой и не выдерживает нагрузок, возникающих в процессе эксплуатации. Поэтому детали машин в северном исполнении изготавливаются из специальной стали. В конструкции машин есть и резинотехнические детали, которые также должны выдерживать низкие температуры, не теряя при этом упругости и эластичности.

· Маневренность или мобильность – легкость перевода из рабочего состояния в транспортируемое и способность с достаточной для конкретного производства скоростью перемещаться по строительной площадке или от одного строящегося объекта к другому.

· Проходимость – показатель, который определяется величиной дорожного просвета, удельным давлением на грунт и радиусом проходимости колесных машин. Эти характеристики влияют на способность машины преодолевать: неровности, водные преграды, влажные и рыхлые грунты, снежные покровы и т.п.

· Устойчивость – способность машины противостоять силам, направленным на ее опрокидывание. Устойчивость машины зависит от размеров ее опорной базы и расположения центра тяжести.

· Эргономичность – показатель, определяющий: насколько удобно работать с машиной людям, обеспечивающим ее управление и обслуживание. Учитывается утомляемость рабочих и комфортность условий их труда.

· Эстетичность – обеспечение привлекательного дизайна, отделки, окраски.

Параметры строительных машин, требования к ним, методы испытания, маркировка, а также условия упаковки и транспортировки отражены в ГОСТах. Чтобы сравнить качество и технический уровень разных строительных машин, нужно сопоставить их характеристики с приведенными в списке. Машины, которые соответствуют всем перечисленным пунктам, можно отнести к высшей категории качества.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Читайте так же:

  • Образец заявления соседей на установку забора Установка забора Здравствуйте! Как примерно выглядит письменное согласие соседей на строительство глухого забора высотой 2метра Ответы юристов (1) На самом деле, по этому вопросу существуют строительные нормы и правила РФ (СНиП 30-02-97 с изменениями от 12.03.2001г.). В этом документе, […]
  • Договор между застройщиком и инвестором Договор инвестирования в строительство Необходимым условием нового строительства выступает наличие землеотвода. По этой причине «ключевой фигурой» строительной деятельности выступает лицо, обладающее правом на земельный участок, предназначенный для этой цели. В Градостроительном кодексе […]
  • Куда можно пожаловаться анонимно Жалоба на работодателя - иногда необходимая мера Если не оплачивают больничный, не предоставляют отпуск, заставляют трудиться сверхурочно, задерживают зарплату, вы можете пожаловаться на работодателя. Ведь в его обязанность входит, к примеру, хотя бы раз в полмесяца в одно и то же число […]
  • Штраф за несделанный паспорт Штраф за несделанный паспорт Как только юному гражданину Российской Федерации исполняется 14 лет, с этого момента свидетельство о рождении больше не может служить подтверждением его личности: оно становится недействительным, и ему на смену необходимо оформлять паспорт. Паспорт – это […]
  • Приказ росаэронавигации 119 2007 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Росаэронавигации от 28.11.2007 N 119 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "РАЗМЕЩЕНИЕ МАРКИРОВОЧНЫХ ЗНАКОВ И УСТРОЙСТВ НА ЗДАНИЯХ, СООРУЖЕНИЯХ, ЛИНИЯХ СВЯЗИ, […]