Меню

Заявление на выкуп помещения

Адвокат Белоус Татьяна Семеновна

д.50, оф. 9А, 1 этаж

Адвокат Белоус Т.С. представляла интересы клиента в об обжаловании отказа Администрации .

Выкуп арендованного имущества (недвижимости) по Закону № 159-ФЗ

Выкуп арендованного имущества (недвижимости) по Закону № 159-ФЗ (с учетом изменений)

Законом № 159-ФЗ от 22 июля 2008 г. «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрен льготный порядок приватизации арендуемого недвижимого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства. Льготная приватизация предусматривает выкуп арендуемого имущества (недвижимости) не на торгах, а путем заключения договора купли-продажи по рыночной стоимости (определяется независимым оценщиком). Возможна рассрочка оплаты при выкупе недвижимости. Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют преимущественное право на приобретение арендуемого имущества (офисы, магазины, помещения, склады).

Если у Вас есть в аренде государственное и муниципальное имущество, его можно выкупить в порядке «льготной приватизации». Однако действие Закона не распространяется на имущество, если по состоянию на 01.07.2015 опубликовано объявление о его продаже на торгах или заключен договор, предусматривающий отчуждение такого имущества унитарным предприятием.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

— крестьянские (фермерские) хозяйства;

— коммерческие организации (кроме унитарных предприятий, и тех, у кого доля в уставном капитале «не субъектов малого или среднего бизнеса» ≥ 25%);

при соблюдении двух условий – соответствие численности сотрудников и выручки (без учета НДС) требованиям законодательства.

В настоящее время в зависимости от этих двух критериев можно выделить: микропредприятия – численность сотрудников до 15 человек, выручка — до 60 млн. рублей; малые предприятия — численность сотрудников до 100 человек включительно, выручка — до 400 млн. рублей; средние предприятия — численность сотрудников до 250 человек включительно, выручка — до 1000 млн. рублей. Для того, чтобы быть субъектом малого предпринимательства никуда никаких заявлений подавать не надо. То есть все указанные выше субъекты приобретают статус субъекта малого или среднего бизнеса без какой-либо специальной регистрации – просто в силу соответствия указанным критериям.

Однако при обращении в государственные органы или органы местного самоуправления необходимо будет доказать ваше соответствие критериям путем предоставления документов. Например, чтобы обосновать свой статус субъекта малого предпринимательства нужно будет для индивидуального предпринимателя предоставить свидетельство о государственной регистрации, выписку из ЕГРЮЛ, сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведения о выручке (составленную на основании книги доходов и расходов), для плательщиков ЕНВД допустимо предоставлять также декларации по налогу на вмененный доход. Указанные документы необходимо будет собрать и для оформления заявления на выкуп арендуемого Вами помещения.

Правом на выкуп арендуемых помещений обладают не все «малые предприниматели», а только те, кто:

1) арендует муниципальное или государственное имущество непосредственно (заключив договор с управлением имуществом, комитетом, территориальным отделом и т.д.). Если Вы арендуете имущество у ГУП или МУП, вам его продавать не обязаны;

2) выкупаемое имущество должно непрерывно находиться в Вашем владении по договору аренды 2 и более летпо состоянию на 01.07.2015. Причем арендовать вы должны все помещение, которое хотите выкупить;

3) можно выкупить только помещение целиком, а не его часть (есть возможность арендаторам частей выкупить помещение совместно);

4) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день подачи заявления на приобретение арендуемого имущества;

5) арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. Например, в г. Копейске такой перечень утвержден Решением Собрания депутатов от 30.11.2011 г. № 401-МО). Однако заявитель вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении объекта, включенного в перечень имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование предпринимателям при условии, что по состоянию на 01.07.2015 такой объект находится в его временном владении и (или) пользовании в течение 3 и более лет в соответствии с договором аренды.

Порядок «льготной приватизации» предполагает подачу заявления в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления, который производит оценку рыночной стоимости выкупаемого Вами помещения и направляет проект договора купли-продажи. Уполномоченные органы могут и сами инициировать продажу помещений, направив предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества.

В случае, если Вы желаете, при выкупе помещения Вам может быть предоставлена рассрочка оплаты до пяти лет. На сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, производится начисление процентов исходя из 1/3 ставки рефинансирования ЦБРФ (сейчас она 8%). Пользование рассрочкой намного выгоднее кредита, но следует иметь в виду, что в этом случае имущество останется в залоге.

Адвокат Белоус Т.С. осуществляет сопровождение процедуры выкупа имущества субъектами малого и среднего предпринимательства, оказывая услуги по:

А) правовой экспертизе документов для того, чтобы выяснить имеете ли Вы право на льготную приватизацию и в какие органы необходимо для этого обратиться. На этом этапе также возможна выдача адвокатских запросов для определения собственника имущества;

Б) составлению заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;

В) правовой экспертизе проекта договора купли-продажи, составлению протокола разногласий, сопровождению сделки в регистрирующих органах;

Г) определению реальной стоимости выкупаемого объекта и снижению стоимости по договору купли-продажи (в судебном порядке с привлечением независимого оценщика). Цена помещения, как показывает практика, может быть снижена до 40%;

Д) обжалованию отказа или бездействия органов государственной власти и местного самоуправления;

Е) по представительству интересов малых и средних предпринимателей в арбитражных судах.

Обратитесь к Адвокату Белоус Т.С. для получения квалифицированной консультации и профессиональной помощи по вопросам выкупа помещений. Адвокат Белоус Т.С. имеет практику и опыт по сопровождению выкупа недвижимости (офисы, магазины, помещения, склады), приватизации, оказывает услуги адвоката по представительству интересов малых и средних предпринимателей в судах, арбитражных судах.

Для определения непрерывности Вашего владения и (или) пользования арендованным имуществом большое значение будет иметь разъяснение, данное в п. 6 Информационного письма N 134 Пленума ВАС. Согласно данному разъяснению временное владение и (или) пользование арендатором недвижимым имуществом может рассматриваться как непрерывное даже при наличии незначительного промежутка времени между прекращением одного договора аренды данного имущества и заключением последующего договора его аренды, если в течение этого промежутка арендатор продолжал пользоваться недвижимым имуществом, а арендодатель против этого не возражал.

Субъекты малого и среднего предпринимательства могут воспользоваться установленным в Законе N 159-ФЗ льготным порядком приобретения недвижимого имущества до 01.07.2018 г.

Примерная форма заявления арендатора нежилого гос. помещения на выкуп арендуемого имущества

Примерная форма заявления арендатора нежилого помещения, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, о соответствии предусмотренным федеральным законодательством критериям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

Начальнику управления, отдела (агентства) недвижимого имущества _____________ района Санкт-Петербурга от __________________________________ (Ф.И.О. арендатора — физического лица либо полное наименование арендатора — юридического лица)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Являясь арендатором объекта нежилого фонда, расположенного по адресу: _______________________________________________________________________,

(указать конкретный адрес, номера (индексы) помещений)

используемого в соответствии с договором аренды от __________ № __________, сообщаю о своем намерении реализовать преимущественное право приобретения арендуемого объекта нежилого фонда .

Настоящим заявлением одновременно подтверждаю:

соответствие установленным федеральным законодательством критериям отнесения к субъектам малого/среднего (нужное подчеркнуть) предпринимательства на 04.08.2008 и на дату подачи настоящего заявления;

отсутствие оснований для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, указанным в части 3 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых).

Дополнительно сообщаю, что:

средняя численность работников ___________________ (Ф.И.О. арендатора — физического лица либо полное наименование арендатора — юридического лица) за 2007 год составляет ___ чел., за предшествующий календарный год составляет ____ чел.;

выручка от реализации товаров (работ, услуг) ______________________ (Ф.И.О. арендатора — физического лица либо полное наименование арендатора — юридического лица) без учета налога на добавленную стоимость за 2007 год составляет _______ руб., за предшествующий год составляет ______ руб.

Оплата объекта нежилого фонда, приобретаемого в порядке реализации преимущественного права на его приобретение, будет произведена единовременно/в рассрочку с периодом рассрочки — _______________ (ненужное зачеркнуть)(1).

(1) В случае если оплата объекта нежилого фонда будет производиться в рассрочку, в заявлении арендатором указывается период рассрочки, который должен быть кратным кварталу.

К настоящему заявлению прилагаю документы, предусмотренные Положением о согласовании производства капитального ремонта, иных неотделимых улучшений объектов нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург, и принятии решения о сумме и периоде возмещения затрат на их производство, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.05.2007 № 499 (далее — Положение), и подтверждающие объем произведенных затрат на выполнение ремонтных работ, подлежащих возмещению в соответствии с Положением(2).

(2) В случае если неотделимые улучшения арендуемого имущества были произведены с письменного согласия КУГИ и стоимость соответствующих неотделимых улучшений ранее не была зачтена в счет арендной платы по договору аренды, а арендатор намеревается зачесть стоимость указанных неотделимых улучшений арендуемого имущества в счет оплаты приобретаемого арендуемого имущества при реализации преимущественного права на его приобретение.

К настоящему заявлению прилагаю документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего настоящее заявление(3), а также документы, необходимые для заключения договора купли-продажи арендуемого объекта нежилого фонда:

Читайте так же:  Как оформить увольнение в 1с

(3) 1. Документ, подтверждающий полномочия лица заключать соглашение от имени юридического лица, в качестве которого могут выступать:

— протокол (выписка из протокола) об избрании руководителя в случае, если исполнительный орган в соответствии с уставом избирается на основании решения органа управления, в иных случаях — приказ о назначении на должность руководителя, имеющего право в силу закона, устава, положения действовать от имени юридического лица без доверенности, а также учредительными документами;

— доверенность, соответствующая требованиям законодательства, оформленная нотариально либо в простой письменной форме.

Доверенность, оформленная в простой письменной форме, должна быть заверена подписью уполномоченного лица в соответствии с учредительными документами и скреплена оттиском печати юридического лица.

2. Нотариально заверенная копия решения уполномоченного органа юридического лица об одобрении крупной сделки в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

­ копия свидетельства о государственной регистрации;

­ копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей);

­ копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

­ копии учредительных документов со всеми изменениями (с приложением копий свидетельств о регистрации соответствующих изменений в учредительные документов) (для юридических лиц);

­ решение уполномоченного органа управления юридического лица о приобретении арендуемого объекта нежилого фонда (для юридических лиц);

­ копия документа, подтверждающего полномочия исполнительного органа (для юридических лиц).

К настоящему заявлению прилагаю документы, необходимые для заключения договора купли-продажи земельного участка, занятого зданием(4):

(4) Представляются в случае, если арендуемый объект нежилого фонда является зданием, строением, сооружением.

­ кадастровый паспорт земельного участка;

­ выписка из Единого государственного реестра земель в отношении земельного участка, выданная на ранее, чем за шесть месяцев до даты подачи заявления.

(для юридических лиц)

Адрес регистрации: _______________________________________________________

(для физических лиц)

Адрес фактического проживания:____________________________________________

(для физических лиц)

Руководитель _________________________ телефоны, факс _____________________

Ответственный исполнитель _______________________________________________

(должность, Ф.И.О., телефон)

(подпись лица, уполномоченного на подачу заявления от имени заявителя —

юридического лица, либо подпись заявителя — физического лица)

Министерство экономического развития
Российской Федерации

Как выкупить арендуемое помещение у государства?

Для субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрено преимущественное право выкупа арендуемого ими имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации либо муниципальной собственности, в соответствии с № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указанное преимущественное право может быть реализовано при условии:

  1. арендуемое имущество находится во временном владении и (или) временном пользовании субъекта малого и среднего предпринимательства непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
  2. отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням).

Субъект малого и среднего предпринимательства, соответствующий требованиям статьи 3 Федерального закона № 159-ФЗ, по собственной инициативе реализует право на приобретение арендуемого имущества путем подачи заявления в уполномоченный орган.

Согласно части 3 статьи 9 № 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны:

  1. обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в двухмесячный срок с даты получения заявления;
  2. принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
  3. направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях его приватизации.

В случае если заявитель не соответствует установленным статьей 3 Федерального закона № 159-ФЗ требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с № 159-ФЗ или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (часть 4 статьи 9 № 159-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 8 статьи 4 № 159-ФЗ субъект малого и среднего предпринимательства может оспорить отказ уполномоченного органа в реализации права на приобретение арендуемого имущества, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации права на приобретение арендуемого имущества, в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Заявление на выкуп арендуемого имущества в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008г. N 159-ФЗ

Добрый день. Помогите пожалуйста правильно составить заявление на выкуп арендуемого имущества в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008г. N 159-ФЗ

Мой вариант заявления:

Министру земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан

Искужину Рамилю Кабировичу

от предпринимателя ХХХ

проживающего по адресу:

Являясь арендатором объекта государственного нежилого фонда, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ,

Кадастровый номер объекта недвижимости: ХХХ;

Ранее присвоенный кадастровый номер: ХХХ;

Ранее присвоенный инвентарный номер: ХХХ;

Дата постановки на учет: 31.03.2010,

используемого в соответствии с договором аренды от 22.04.2010г. № ХХХХХХ, сообщаю о своем намерении реализовать преимущественное право приобретения арендуемого объекта нежилого фонда, в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 144-ФЗ). Настоящим заявлением одновременно подтверждаю соответствие установленным федеральным законодательством критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства на 04.08.2008 и на дату подачи настоящего заявления.

Оплата объекта нежилого фонда, приобретаемого в порядке реализации преимущественного права на его приобретение, будет произведена в рассрочку с периодом рассрочки — 3 года.

К настоящему заявлению прилагаю документы:

• копия свидетельства о государственной регистрации;

• копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

• копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

Адрес фактического проживания:

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе ХХХ

Свидетельство о внесении в ЕГРИП ХХХ

Заявитель: ХХХ. _________________________________ 05.11.2013

Аренда? Выкуп! Кто имеет преимущественное право на приобретение государственной недвижимости

Среди мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса (далее — МСБ) законодатель отдельно выделил имущественную поддержку этой категории предпринимателей (ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). Так, субъектам МСБ может передаваться во владение и (или) пользование движимое (оборудование, машины, механизмы, установки, транспортные средства, инвентарь, инструменты) и недвижимое (земельные участки, здания, строения, сооружения, нежилые помещения) имущество государственной или муниципальной форм собственности (ч. 1 ст. 18). При этом продажа такого имущества, переуступка, передача в залог или внесение в уставной капитал других организаций прав пользования на него запрещено, за исключением продажи субъектам МСБ в установленном порядке (ч. 2 ст. 18). Установлено целевое назначение переданного имущества, и при нарушении этого условия арендодатель может обратиться в суд с требованием о прекращении прав владения (пользования) этим имуществом (ч. 3 ст. 18).

Перечень недвижимого федерального имущества для передачи субъектам малого и среднего предпринимательства во владение и (или) пользование (скачать)

Изменения в Перечень от 17 сентября 2012 г. (скачать)

Изменения в Перечень от 16 марта 2012 г. (скачать)

Изменения в Перечень от 2 декабря 2011 г. (скачать)

Органы государственной власти и местного самоуправления формируют и публикуют специальные перечни имущества для целей передачи его субъектам МСБ во владение и (или) пользование (ч. 4 ст. 18). На федеральном уровне эти полномочия возложены на Росимущество. Перечень недвижимого федерального имущества, предназначенный для этих целей, опубликован на его официальном сайте. В договорах аренды такого имущества с представителями МСБ предусматриваются следующие условия:

а) срок договора аренды составляет не менее пяти лет;
б) арендная плата вносится в следующем порядке:
в первый год аренды — 40% размера арендной платы;
во второй год аренды — 60% размера арендной платы;
в третий год аренды — 80% размера арендной платы;
в четвертый год аренды и далее — 100% размера арендной платы (постановление Правительства РФ от 21 августа 2010 г. № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества»).

Региональные и местные исполнительные органы формируют аналогичные перечни недвижимого имущества, находящегося в собственности субъектов федерации и муниципалитетов, и размещают их на официальных сайтах. Такое имущество не обременено правами третьих лиц и предназначено специально для предоставления в аренду субъектам МСБ.

В 2008 году был принят специальный Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 159-ФЗ). Он конкретизировал порядок преимущественного отчуждения в собственность субъектами МСБ арендуемых ими помещений у государства или муниципалитетов.

Каковы условия для реализации преимущественного права выкупа помещения?

До 1 января 2009 года представители малого и среднего предпринимательства могли воспользоваться правом преимущественного выкупа арендуемых ими помещений только если им было направлено уведомление о предстоящей приватизации такого помещения с предложением его выкупа. На сегодняшний день субъекты МСБ имеют также право по своей инициативе обратиться за реализацией права преимущественного выкупа недвижимого имущества, которое они арендуют. При этом в заявлении необходимо указать на соответствие критериям, позволяющим отнести предпринимателя к категории субъекта малого и среднего предпринимательства и приложить соответствующие документы — в противном случае в удовлетворении заявления может быть отказано (см, например, решение АС Волгоградской области от 25 января 2010 г. по делу № А12-24095/2009).

Таблица 1. Условия реализации субъектами МСБ преимущественного права выкупа арендуемых ими помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Условие

Выкуп арендуемого имущества при объявлении о его приватизации

Выкуп арендуемого имущества по своей инициативе

Читайте так же:  Хищение у минобороны

Нахождение имущества в перечне государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи в аренду субъектам МСБ

По состоянию на 1 июля 2013 года имущество находится во временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества.

По состоянию на 1 июля 2013 года имущество находится во временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества.

а) по состоянию на 1 июля 2012 года имущество находится во временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение пяти и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества.

б) арендуемое имущество включено в перечень в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.

Исполнение обязанности по своевременному внесению арендных платежей

Отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества

Отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день подачи заявления о реализации преимущественного права на выкуп имущества

Следует иметь в виду, что перечень необходимых для реализации преимущественного права условий закреплен в Законе исчерпывающем образом, и региональные и местные органы не вправе вводить иные ограничения или дополнительные условия. Так, при решении вопроса о предоставлении субъекту МСБ арендуемого им помещения в собственность, властный орган не может ссылаться на отсутствие в договоре аренды условия о выкупе арендуемого имущества (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 ноября 2009 г. № 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Для обращения с требованием о применении упрощенного порядка выкупа помещения субъектами малого и среднего предпринимательства имеет значение тот факт, каким статусом обладает арендуемое им помещение, то есть зарегистрировано ли оно как обособленный объект. Президиум ВАС РФ подчеркнул, что объектом договора купли-продажи может быть только недвижимое имущество, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет и зарегистрировано соответствующее вещное право. В связи с этим реализация права на приобретение части здания или части нежилого помещения (например, торгового места) не допускается, за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект (п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 ноября 2009 г. № 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Нижестоящие суды подчеркивают, что возможность формирования нежилого помещения как обособленного объекта не зависит от того, имеется ли на это волеизъявление собственника имущества (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2012 г. № 20АП-6587/11). Иными словами, предприниматель может обратиться за проведением проведением процедуры кадастрового учета и государственной регистрации права государственной (муниципальной) собственности без предварительного согласия арендодателя. Суды же при оценке возможности выделения арендуемого помещения как обособленного объекта исходят из таких параметров, как изолированность, наличие самостоятельного выхода на улицу и т. д. (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2013 г. № 05АП-11865/12).

Оплата по договору купли-продажи может осуществляться единовременно либо в рассрочку (ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ). В последнем случае на сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, начисляются проценты в размере 1/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату опубликования объявления о продаже арендуемого имущества (ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ).

Ситуация 1. Арендуемое вами помещение продано третьему лицу с нарушением вашего преимущественного права выкупа. Вы можете обратиться в арбитражный суд с требованием о переводе на себя прав и обязанностей покупателя в течение двух месяцев с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении вашего преимущественного права. При этом надлежащими ответчиками будут являться продавец и покупатель такого помещения (п. 11 информационного письма).

Ситуация 2. Один или несколько договоров аренды, учитываемых при исчислении необходимого для выкупа срока, заключен на период не менее года. ГК РФ закрепляет требование об обязательной государственной регистрации таких договоров аренды. Президиум ВАС РФ подчеркивает необходимость государственной регистрации таких договоров аренды либо наличия вступившего в силу решения суда о регистрации сделки. (п. 4 информационного письма). Вместе с тем, при несоблюдении этого требования суды могут учитывать отсутствие инициативы государственного органа в регистрации договора, а также неизменность условий договора аренды при его продлении без государственной регистрации (постановление ФАС СЗО от 21 июня 2011 г. № Ф07-4859/2011 по делу № А42-3526/2010).

Если срок аренды недвижимого помещения прерывался на незначительное время после истечения срока действия одного договора аренды и перед заключением следующего, но в этот период арендатор продолжал пользоваться помещением при отсутствии возражений со стороны госоргана, суд может признать течение срока аренды непрерывным (п. 6 информационного письма, постановление ФАС ДО от 10 августа 2012 г. № Ф03-3436/12 по делу № А51-22066/2011). При этом, если между заключением договора и его государственной регистрацией прошел довольно длительный период времени, суды при исчислении общего срока нахождения имущества в аренде могут в качестве начала его течения использовать именно дату заключения договора (постановление ФАС УО от 11 февраля 2010 г. № Ф09-381/10-С6 по делу № А60-24538/2009-С9).

Ситуация 3. Договор аренды помещения был расторгнут в одностороннем порядке по инициативе арендодателя, и вы подозреваете, что это было сделано исключительно с целью воспрепятствования реализации вашего права на выкуп. В случае, если такой умысел со стороны госоргана будет доказан, суд может признать ваше преимущественное право на приобретение помещения. То же касается иных аналогичных действий госоргана — например, внесение арендуемого имущества в уставной капитал организации или передача унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. Более того, если по истечении непродолжительного периода после прекращения договора аренды арендодателем принимается решение о приватизации недвижимого имущества, недобросовестность его действий презюмируется (п. 5 информационного письма). Суды в таких случаях обычно встают на сторону предпринимателей (см., например, постановление ФАС ДО от 10 августа 2012 г. № Ф03-3436/12 по делу № А51-22066/2011, постановление ФАС СЗО от 11 апреля 2013 г. № Ф07-779/13 по делу № А56-23002/2012).

Ситуация 4. Существует или существовала небольшая задолженность по внесению арендных платежей. Одним из условий для реализации преимущественного права выкупа помещения субъектом МСБ является отсутствие задолженности по арендной плате, неустойкам (штрафам, пеням). Однако даже если существовала незначительная задолженность, оперативно погашенная предпринимателем после того, как он узнал о ней, такой субъект МСБ все равно может быть признан добросовестным арендатором, не утратившим право преимущественного выкупа помещения (см., например, постановление ФАС СЗО от 21 июня 2011 г. № Ф07-4859/2011 по делу № А42-3526/2010).

Ситуация 5. Вы хотите реализовать свое право преимущественного выкупа в отношении сразу нескольких арендуемых помещений. Президиум ВАС указал, что никаких законодательных препятствий к этому нет. Необходимо только удостовериться, что имущество находится именно в государственной или муниципальной собственности, а не принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, иначе реализовать право преимущественно выкупа такого помещения будет невозможно (п. 12, 13 информационного письма).

Таблица 2. Изменения в порядке преимущественного выкупа субъектами МСБ помещений, переданных им по договору аренды.

Выкуп арендованного помещения

Вопрос-ответ по теме

Не так давно обращались к Вам за разъяснением того, распространяются ли ограничения, предусмотренные ФЗ 159 на выкуп ИП арендуемого жилого здания для осуществления коммерческой деятельности (№794422).Согласно полученного ответа эксперта — ограничений нет.В тоже время имеется постановлениям Пленума ВАС РФ по делу №А63-8158/2010 от 10.04.2012, в котором сформирована позиция о том, что закон №159ФЗ не расширяет круга разрешенных к приватизации объектов недвижимости. Реализация права преимущественного выкупа, предоставленного законом 159 ФЗ субъектами малого и среднего предпринимательства, возможна лишь по имуществу, приватизация которого допускается законом №178ФЗ, и при условии предусмотренных им ограничений.Закон №178ФЗ не распространяет свое действие на приватизацию жилых объектов.Просим дополнительно прокомментировать вопрос: может ли ИП выкупить арендованное жилое здание (арендуемое для коммерческой цели) согласно ФЗ 159?

Судебная практика по данному вопросу не единообразна.

Ряд мнений сводится к тому, что приобретение юридическим лицом жилых помещений, находящихся в муниципальной (государственной) собственности не допускается – см. Решение АС МО от 20.04.2011 № А41-24553/09, Постановление ФАС УО от 23.08.2007 № Ф09-6631/07-С6, Постановление ФАС МО от 19.03.2012 № А40-35379/11.

Остались вопросы по аренде недвижимости? Ответ найдется в Системе Юрист

В Постановление ФАС СЗО от 09.04.2012 № А21-3194/2011 напротив, сделан вывод, что приобретение муниципального (государственного) жилого помещения все же допускается юр.лицами, при наличии специальных оснований.

В Постановлении ФАС ВСО от 07.11.2011 № А33-1223/2011 суд признав законным отказ в приобретении жилого помещения в собственность арендатора, указал только на нарушение арендатором порядка подачи заявления, но не сделал вывод, о невозможности приобретения жилого помещения.

Однако с учетом Постановления Президиума ВАС РФ от 10.04.2012 № 16662/11, в котором сделан вывод, что реализация права преимущественного выкупа возможна лишь по имуществу, приватизация которого допускается Законом № 178-ФЗ не исключен отказ в выкупе помещения (при этом, Закон № 178-ФЗ прямо не запрещает приватизацию жилых помещений, т.к. не регулирует данный вопрос).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

«Кто может воспользоваться преимущественным правом выкупа арендуемого имущества

Эта своего рода льгота установлена Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 159-ФЗ).

Читайте так же:  Единый налог на землю и недвижимость

Отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные Законом № 159-ФЗ, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ«О приватизации государственного и муниципального имущества»; далее – Закон № 178-ФЗ (ч. 3 ст. 1 Закона № 159-ФЗ).

Субъекты малого и среднего бизнеса могут реализовать преимущественное право выкупа государственного и муниципального имущества до 1 июля 2018 года (ч. 3 ст. 10 Закона № 159-ФЗ). То есть в очередной раз срок льготной приватизации продлен на три года Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 158-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». При этом действие Закона № 159-ФЗ не распространяется на государственное или муниципальное недвижимое имущество, если по состоянию на 1 июля 2015 года (ранее – на 1 июля 2013 года) (п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона № 159-ФЗ):

  • опубликовано объявление о продаже такого имущества на торгах или
  • заключен договор, который предусматривает отчуждение такого имущества унитарным предприятием.

Однако арендатор может реализовать право преимущественного выкупа, только если соответствует следующим условиям (ст. 3 Закона № 159-ФЗ):

  • арендуемое имущество находится во временном владении и (или) временном пользовании арендатора непрерывно в течение двух и более лет по состоянию на 1 июля 2015 года (п. 1 ст. 3 Закона № 159-ФЗ). То есть арендатор получил выкупаемое помещение в аренду ранее 1 июля 2013 года;
  • у арендатора отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, а также по неустойкам (штрафам, пеням);
  • имущество не включено в перечень государственного или муниципального имущества, которое предназначено для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

До 1 июля 2013 года для выкупа государственного имущества закон предусматривал еще и требование к площади (ограничивал ее размер). Площадь выкупаемого помещения не должна была превышать предельные значения, установленные законами субъектов РФ. Однако новая редакция Закона № 159-ФЗ такого ограничения не содержит.

Еще одно изменение заключается в том, что теперь в некоторых случаях арендатор может выкупить даже то имущество, которое включено в указанный выше перечень.

Для этого арендатору нужно обратиться с заявлением о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, а также соответствовать двум требованиям:

  • арендатор владеет и (или) пользуется арендуемым имуществом непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором аренды по состоянию на 1 июля 2015 года (п. 1 ч. 2.1 ст. 9 Закона № 159-ФЗ). То есть арендатор получил выкупаемое помещение в аренду ранее 1 июля 2012 года;
  • арендуемое имущество входит в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение пяти и более лет до дня подачи соответствующего заявления.

Такие правила предусматривает часть 2.1 статьи 9 Закона № 159-ФЗ.

Пример из практики: суд пришел к выводу, что включение помещения в перечень государственного имущества, предназначенного для передачи в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, после опубликования Закона № 159-ФЗ нарушает права и законные интересы арендатора

ООО «В.» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа в выкупе арендуемого им нежилого помещения и об обязании заключить договор купли-продажи. Суды нижестоящих инстанций в удовлетворении требований отказали.

Президиум ВАС РФ, отменив принятые по делу судебные акты, удовлетворил требования общества в полном объеме. При этом суд отметил следующее. Субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 Закона № 159-ФЗ требованиям, имеет право по своей инициативе направить в уполномоченный орган заявление о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. С учетом того, что имущество, включенное в перечень государственного и муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, может быть использовано только в целях предоставления его субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включение его в такой перечень после опубликования Закона № 159-ФЗ является препятствием для выкупа названными субъектами арендуемого ими имущества, то есть означает лишение таких субъектов прав.

Такие действия нарушают права и законные интересы ООО «В.», создают ему препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и направлены на воспрепятствование реализации им преимущественного права выкупа этого имущества, предоставленного данным законом. В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах (постановление Президиума ВАС РФ от 1 декабря 2011 г. № 9646/11).

Тем не менее следует отметить, что далеко не всегда попытки арендаторов оспорить включение их помещений в указанный перечень приводят к положительному результату (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2012 г. № 09АП-26856/2011-АК по делу № А40-82849/10-72-352).

Имущество, которое может быть объектом выкупа, должно быть сформировано как самостоятельный объект недвижимости. Реализация права на заключение с субъектом малого или среднего предпринимательства договора купли-продажи в отношении части здания или части нежилого помещения не допускается за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект (п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 ноября 2009 г. № 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»»; далее – информационное письмо № 134).

Законодательство прямо называет несколько категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, которые не могут воспользоваться правом преимущественного выкупа (кредитные организации и т. п.). Вместе с тем, закон называет инесколько видов имущества, в отношении которых право преимущественного выкупа не применяется.

На практике нередко возникают сложности с применением перечисленных выше условий. Уполномоченные органы субъекта РФ или муниципалитета зачастую понимают их буквально. Однако судебная практика толкует эти условия расширительно.

Так, если были незначительные промежутки между прекращением одного договора аренды и заключением следующего, требование о непрерывности владения и пользования имуществом все равно будет считаться соблюденным. Но для этого надо, чтобы выполнялись два условия.

Во-первых, в течение этого времени арендатор продолжал пользоваться имуществом.

Во-вторых, арендодатель не заявлял возражений. Такие разъяснения Президиум ВАС РФ привел в пункте 6информационного письма № 134.

Отказ уполномоченного органа в реализации преимущественного права в этих случаях неправомерен, и арендатор вправе его обжаловать в суде.

Суды допускают возможность незначительной просрочки и по внесению арендной платы.

Как показывает анализ судебной практики, суд может признать просрочку незначительной, если:

  • задолженность небольшая по сумме;
  • задолженность несущественная по количеству дней просрочки;
  • нарушения сроков оплаты не носили систематического характера;
  • при выявлении задолженности арендатор ее погашает;
  • заявителем обоснована уважительность причин, вызвавших просрочку в оплате;
  • меры ответственности за ненадлежащее исполнение договора аренды к арендатору не применялись.

Могут ли региональные или муниципальные власти установить какие-либо ограничения или дополнительные условия реализации преимущественного права

Нет, такие ограничения неправомерны. Как разъяснил Президиум ВАС РФ в информационном письме № 134, перечень условий, при наличии которых арендатор обладает правом на приобретение имущества, определен исчерпывающим образом.

Не имеет значения наличие или отсутствие в договоре аренды условия о выкупе арендуемого имущества. В связи с этим субъекты РФ, а также муниципальные образования не могут своими нормативно-правовыми актами устанавливать какие-либо иные ограничения либо дополнительные условия реализации такого права».

Читайте так же:

  • Федеральный закон о борьбе с коррупцией 2019 Федеральный закон о борьбе с коррупцией 2019 Прокуратурой республики рассмотрено Ваше обращение о несоблюдении бывшим заместителем прокурора Ленинского района г. Махачкалы Бутаевым Ф.Н. требований к служебному поведению и требования об урегулировании конфликта интересов. Приказом […]
  • Расписка от родителей для несовершеннолетних Расписка для учащихся и родителей ЗАКОН ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ О внесении изменений в статью 15 Закона Челябинской области «Об охране и защите прав детей в Челябинской области» И статью 9 Закона Челябинской области «Об административных правонарушениях в Челябинской области» Статья 9. […]
  • Приказ об утверждении положения о службе охраны труда Приказ об утверждении положения о службе охраны труда предприятия НАЗВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИКАЗ № _____ от «____» ___________2008г. г. Одесса «Об утверждении «Положения о службе охраны труда» На основании ст.15 Закона Украины «Об охране труда», утвержденного Президентом Украины 21 ноября […]
  • Федеральный закон 48-фз об опеке Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ"Об опеке и попечительстве" С изменениями и дополнениями от: 18 июля 2009 г., 1 июля 2011 г., 2 июля 2013 г., 5 мая, 4 ноября, 22 […]
  • Федеральный закон от 25 декабря 2008 г о противодействии коррупции Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О противодействии коррупции Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года (В редакции федеральных законов от 11.07.2011 № 200–ФЗ, от 21.11.2011 № 329–ФЗ, […]