Меню

Морской протест письменное заявление

Морской протест письменное заявление

Морской протест

В силу статьи 394 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ РФ) в случае, если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте.

Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах.

Морской протест в соответствии с пунктом 17 статьи 35 и пунктом 16 статьи 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы) является нотариальным действием, совершаемым нотариусами и должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации.

Заявление о морском протесте делается:

в порту Российской Федерации — нотариусу;

в иностранном порту — должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации или компетентному должностному лицу иностранного государства в порядке, установленном законодательством соответствующего государства.

Нотариус или должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации принимает в целях обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца заявление капитана судна о происшествии, имевшем место в период плавания или стоянки судна, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.

Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.

В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не позднее семи дней с момента своего прибытия или прибытия судна в порт или происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу или должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации либо компетентному должностному лицу иностранного государства для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном судна выписку из судового журнала (статья 99 Основ, статья 399 КТМ РФ).

В случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.

Согласно статье 396 КТМ РФ в случае, если происшествие, вызывающее необходимость заявления морского протеста, произошло в порту, протест должен быть заявлен в течение двадцати четырех часов с момента происшествия.

Если происшествие произошло во время плавания судна, заявление о морском протесте делается в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порт после происшествия. Статьей 397 КТМ РФ допускается возможность заявления о морском протесте в момент прибытия судна или капитана судна в порт, не являющийся первым портом после происшествия, с тем чтобы избежать значительных потерь времени и расходов, связанных с заходом в первый порт после происшествия. В этом случае причины такой задержки должны быть указаны в заявлении о морском протесте.

При наличии оснований предполагать, что в результате происшествия причинен ущерб находящемуся на судне грузу, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков. Выгрузка находящегося на судне груза до заявления морского протеста может быть начата только в случае крайней необходимости.

Нотариус или должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации на основании заявления капитана судна, данных судового журнала, а также опроса капитана судна и по возможности не менее двух свидетелей из числа командного состава судна и двух свидетелей из судовой команды составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью. Экземпляр акта о морском протесте выдается капитану или уполномоченному лицу.

За совершение морского протеста в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации взыскивается государственная пошлина в размере 30 000 рублей.

Принятие заявления о морском протесте от капитанов иностранных судов и составление актов о морском протесте могут осуществляться консульскими учреждениями иностранных государств в Российской Федерации на условиях взаимности.

уполномоченное государством должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц).

Комментарий к статье 99

1. Совершение морского протеста регулируется ст.ст. 286-292 Кодекса торгового

мореплавания СССР (утвержденного Указом Верховного Совета СССР от 17 сентября

1968 г. в редакции Указов Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1974

г. N 6001-VIII, от 27 июля 1982 г. N 7599-Х, от 2 декабря 1987 г. N 8089-XI),

ст.ст. 99-101 Основ законодательства РФ о нотариате, пп. 171-174 Инструкции

о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными

Морской протест заявляется в письменном виде нотариусу или иному должностному лицу, на которое законодательством РФ возложено совершение нотариальных действий.

В соответствии со ст. 286 Кодекса торгового мореплавания под морским

протестом понимается заявление капитана судна, сделанное в установленном законом

порядке, о имевшемся в период плавания или стоянки судна происшествии, которое

может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.

Целью совершения морского протеста является обеспечение доказательств для

защиты прав и законных интересов судовладельца.

Судовладельцем является лицо, эксплуатирующее судно от своего имени,

независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его

на ином законном основании (ст. 10 КТМ).

Согласно перечисленным выше нормативным актам, регулирующим совершение

морского протеста, основанием для заявления морского протеста является причинение

или возможное причинение ущерба в результате случившегося происшествия любому

лицу, но не судовладельцу. Если нотариусу заведомо известно, что ущерб причинен

только судовладельцу, то в принятии заявления капитана судна следует отказать.

К случаям причинения ущерба относятся:

ущерб, причиненный грузу, перевозимому на данном судне. Он может выражаться

в полной или частичной утрате груза, его порче или повреждении;

ущерб, причиненный самому судну. Он может породить требования третьих

лиц к владельцу этого судна, когда судно в момент происшествия находится в

тайм-чартере. Нанесение ущерба судну может явиться причиной повреждения или

уничтожения находившегося в нем груза;

ущерб, причиненный имуществу третьих лиц, не находившихся в момент происшествия

на данном судне. Такой ущерб может выражаться в повреждении или уничтожении

другого судна или его груза, причала, иных портовых сооружений, средств навигационной

обстановки, рыболовного снаряжения, находящихся в море платформ, вышек и др.;

ущерб, причиненный личности, т.е. случаи причинения смерти, увечья или

повреждения здоровья члена экипажа, пассажира или другого лица, находившегося

в момент происшествия на судне или вне его .

Под происшествием следует понимать наличие обстоятельств, независящих

от воли людей (шторм, ураган, столкновение с айсбергом, сжатие судна льдами,

резкие перепады температур вследствие плавания в различных климатических поясах

и другие опасности или случайности, возникающие на море). Происшествием также

является столкновение судов, кораблекрушение, пожар на борту судна, посадка

В соответствии с ч. 1 ст. 99 Основ происшествие может иметь место как

во время плавания, так и во время стоянки судна в порту. Данное указание законодателя

является основанием определения начала течения срока, установленного для заявления

морского протеста, о чем будет сказано ниже.

При подаче заявления о морском протесте следует учитывать специальные

условия, установленные законодательством. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 289

КТМ при наличии оснований предполагать, что имевшее место происшествие причинило

вред находящемуся на судне грузу, заявление о морском протесте должно быть

сделано до открытия люков. Выгрузка груза до заявления морского протеста может

быть начата лишь в случае крайней необходимости. Требование Закона о подаче

заявления о морском протесте до открытия люков, в которых находится груз,

обеспечивает объективность изложения капитаном фактов о случившемся, поскольку

в этот момент ни капитан, ни команда еще не имеют полного представления о

состоянии груза, о степени его повреждения. Факт подачи морского протеста

до открытия люков должен быть отражен и в заявлении капитана, и в акте нотариуса

о морском протесте.

Выгрузка груза до заявления морского протеста может быть начата в случае

начавшегося в трюмах пожара; если на судне находится скоропортящийся или опасный

груз, в других случаях крайней необходимости. Факт выгрузки груза до подачи

морского протеста также должен быть отражен в заявлении капитана.

2. Заявление о морском протесте помимо вышеуказанных данных, а также

данных о дате, времени подачи заявления; фамилии, имени, отчестве, гражданстве,

месте жительства капитана и названии судна; принадлежности и порте приписки

судна; порте отправления, порте назначения; фамилии, имени, отчестве, должности

и месте жительства каждого из свидетелей; перечне прилагаемых документов (выписка

из судового журнала, справка капитана порта о времени прибытия судна в порт)

должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном

для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.

Описание обстоятельств происшествия должно содержать указание на место

и время происшествия, участников происшествия, существа происшествия (шторм,

ураган, пожар, столкновение, кораблекрушение и т.д.), а также указание на

конкретные меры, которые были приняты капитаном и экипажем для того, чтобы

обеспечить сохранность вверенного им имущества.

Заявление о морском протесте подписывается капитаном и заверяется печатью

судна. О подаче морского протеста делается отметка в судовом журнале.

3. В соответствии с ч. 3 ст. 99 Основ, ст. 290 КТМ, п. 173 Инструкции

капитан судна в подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском

протесте, одновременно с ним либо в срок не свыше семи дней с момента захода

в порт или с момента происшествия, если оно имело место в порту, обязан предоставить

нотариусу на обозрение судовой журнал или выписку из него.

Наличие такой обязанности объясняется тем, что судовой журнал является

единственным документом, в котором непрерывно отражается вся деятельность

судна, а также все условия и обстоятельства, которые сопровождают эту деятельность.

На основании данных, имеющихся в судовом журнале, и заявления о морском протесте

нотариусом составляется акт о морском протесте.

В случае невозможности представления нотариусу судового журнала (например,

Читайте так же:  Свадьба дома как оформить зал

при утрате судовых документов в связи с кораблекрушением) нотариус вправе

составить акт о морском протесте на основании заявления капитана и показаний

:: Нотариат. — правовой институт, носители которого — нотариусы — уполномочены государством совершать и свидетельствовать юридические акты.

Тема 16. Нотариат в российской федерации. Нотариатом называется система государственных органов и должностных лиц.

Об этом говорят прежде всего цели и задачи, поставленные законом перед данным видом деятельности. Как сказано в ст. 1 Основ законодательства о нотариате.

§ 1. Нотариат. Нотариатом называется система государственных органов и должностных лиц, а также частных нотариусов.

§ 1. Организация и компетенция нотариата в России. Нотариат (от латинского nota – буква) – одно из наиболее старых юридических учреждений.

Основы деятельности нотариата. Нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий.

Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложена обязанность по удостоверению бесспорных фактов и прав.

Они выработаны опытным путем и представляют оптимальный вариант совершения нотариальных действий. На протяжении многовековой истории российского нотариата его цели.

Объектом данного преступления можно считать интересы нормальной деятельности таких организаций как нотариат и аудиторские фирмы.

Совершение морского протеста

Морской протест представляет собой заявление капитана, оформленное в письменном виде, которое подается нотариусу для того чтобы защитить свои права и интересы. В заявлении должны содержаться максимально подробные сведения о происшествии (аварии, иной внештатной ситуации). В частности, в нем следует указать не только особенности аварии, но и перечислить меры, которые капитан принял в целях предотвращения наступления негативных для судна и его экипажа последствий. В дальнейшем данный документ может быть использован в качестве основания для привлечения компании—владельца судна к соответствующей ответственности.

В какие сроки составляется морской протест

Заявление о морском протесте может быть подано в течение суток с того момента, как судно зашло в порт. При этом необходимо учитывать, что для подтверждения фактов, изложенных в заявлении, капитан должен в течение семи календарных дней предоставить нотариусу судовой журнал с отметкой о происшествии, а также выписку из него, заверенную своей подписью. Если же инцидент произошел непосредственно в порту, то у капитана судна есть 24 часа на предоставление нотариусу заявления. В случае отсутствия возможности вовремя заявить протест ответственное лицо обязано указать причины задержки.

Как составляется акт о морском протесте

На основании данных судового журнала или выписки из него, заявления о морском протесте, результатов опроса капитана судна и не менее двух свидетелей из состава экипажа нотариус составляет акт о морском протесте, после чего заверяет его своей подписью и ставит гербовую печать. Экземпляр данного акта должен быть выдан на руки капитану судна или иному уполномоченному лицу.

Морской протест

В случае, если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте.

Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе, информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах.

Морской протест является одним из видов письменных доказательств, подлежащих оценке судом или арбитражем. Суд или арбитраж оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению. Никакие доказательства не имеют для них заранее установленной силы. В этой связи морской протест особенно важен при рассмотрении требований, возникших в результате происшествий, участниками или свидетелями которых являлись, как правило, лишь работники судовладельца (перевозчика).

Морской протест является самостоятельным способом обеспечения доказательств, который имеет следующие особенности:

а) при рассмотрении заявления о морском протесте не производится осмотр вещественных доказательств и не назначается экспертиза;

б) извещение о времени и месте обеспечения доказательств сторонам и заинтересованным лицам не направляется;

в) капитан и члены экипажа судна не предупреждаются об ответственности за дачу заведомо ложных показаний или за отказ или уклонение от дачи показаний.

Происшествие, выступающее основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, может произойти как во время плавания, так и при стоянке в порту. Большинство происшествий, в отношении которых возникает необходимость в оформлении морского протеста, происходит во время плавания. Например, утрата, повреждение или задержка в доставке груза могут произойти вследствие непреодолимой силы, опасностей или случайностей на море, мер по спасанию человеческой жизни или имущества, пожара, военных действий, столкновения судов, посадки на мель и т.д. В порту судно может быть задержано или арестовано, вход в порт — запрещен в результате карантина, блокады и т.п.

Наиболее часто заявление о морском протесте делается при перевозках груза. Значение морского протеста в этих случаях связано с тем, что согласно действующему законодательству РФ бремя доказывания того, что утрата, повреждение или просрочка в доставке произошли не по вине перевозчика, лежит на нем самом. Делая заявление о морском протесте, перевозчик тем самым переносит на истца бремя доказывания вины перевозчика при утрате, повреждении или просрочке в доставке. Однако морской протест не переносит на получателя бремя доказывания вины перевозчика в утрате груза, если он не содержит указаний на вероятность наступления конкретных неблагоприятных последствий, оказавшихся предметом спора.

Заявление о морском протесте делается капитаном, на которого возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер, необходимых для обеспечения безопасности мореплавания, защиты и сохранения морской среды, предотвращения всякого вреда судну и находящимся на нем людям и грузу.

Заявление о морском протесте может делаться:

а) капитанами морских судов — во время их плавания как по морским, так и по внутренним водным путям;

б) капитанами судов внутреннего плавания, а также смешанного (река — море) плавания — во время плавания их по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозки грузов, пассажиров и багажа с заходом в иностранный морской порт, спасательной операции и при столкновении с морским судном;

в) капитанами судов, находящихся в собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации или эксплуатируемых ими и используемых исключительно в некоммерческих целях (кроме военных кораблей и военно-вспомогательных судов) — при столкновении и спасании;

г) командирами военных кораблей и военно-вспомогательных судов — при осуществлении спасательных операций.

В заявлении о морском протесте должны быть кратко и точно изложены обстоятельства происшествия и указаны конкретные меры, которые предпринимались для предотвращения ущерба или его уменьшения. Описание принятых мер должно представлять собой совокупность сведений о добросовестном выполнении капитаном и экипажем своих обязанностей. Оно не может сводиться к распространенной, но слишком общей формуле «мною и моим экипажем были приняты все возможные меры по сохранению судна и груза, рекомендуемые хорошей морской практикой, однако все наши действия оказались бессильными против воздействия стихии». Например, в заявлении о морском протесте в связи с совершившимися или предполагаемыми утратой или повреждением груза должно указываться событие, которое повлекло или могло повлечь утрату или повреждение (шторм, перепады температуры), а также меры, принятые капитаном и экипажем к сохранности груза при подготовке судна к рейсу, при погрузке, креплении, во время рейса и т.д.

Заявление о морском протесте должно содержать следующие сведения:

* наименование судна и его флага,

* порты отправления и назначения,

* данные о мореходном состоянии судна,

* наименование груза, обстоятельства погрузки (размещение, крепление),

* меры, предпринимаемые экипажем во время рейса для обеспечения сохранности груза.

При описании других происшествий приводятся данные об основных маневрах судна. Сведения, излагаемые в заявлении о морском протесте, должны точно соответствовать записям в судовом журнале. Заявление подписывается капитаном судна и заверяется судовой печатью.

Подача заявления о морском протесте в Генеральное консульство

Заявление о морском протесте делается, если происшествие произошло:

а) в портах ЮРА в течение 24 часов с момента происшествия;

б) во время плавания судна в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порты ЮАР после происшествия.

В случае, если происшествие произошло во время плавания, заявление о морском протесте может быть сделано в момент прибытия судна или капитана судна в порт, не являющийся первым портом после происшествия, с тем чтобы избежать значительных потерь времени и расходов, связанных с заходом в первый порт после происшествия.

В случае, если окажется невозможным заявить морской протест в установленные сроки, причины этого должны быть указаны в заявлении о морском протесте.

Возможность заявить протест сохраняется и после истечения установленных сроков. При обращении в Генконсульство с заявлением о морском протесте после установленного срока капитан должен указать причины, по которым он не смог подать заявление своевременно. Если истечение 24-часового срока наступает в нерабочее время, капитан судна может направить в Генконсульство факсом уведомление о намерении оформить морской протест. Время направления факса приравнивается к вручению заявления
о морском протесте.

Время прибытия судна в порт определяется в соответствии с действующими правилами, т.е. судно должно считаться «прибывшим» — пройти соответствующее оформление карантинными, пограничными и таможенными властями. Время прибытия может также определяться по записям в судовом журнале либо по справке капитана порта. Принимая заявление о морском протесте, консульское должностное лицо делает на нем отметку о времени подачи заявления и установлении личности капитана.

В случае, если происшествие произошло во время плавания, заявление о морском протесте должно быть сделано в первом порту захода судна. Однако иногда в силу обстоятельств рейса делать заявление в таком порту нецелесообразно, например, в случае, если судно заходит в первый порт лишь на непродолжительное время, после чего следует в порт выгрузки.

Заявление о морском протесте в отношении причинения ущерба грузу

При наличии оснований предполагать, что в результате происшествия причинен ущерб находящемуся на судне грузу, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков. Выгрузка находящегося на судне груза до заявления морского протеста может быть начата только в случае крайней необходимости.

Читайте так же:  Swissport банкротство

Поскольку речь идет о предполагаемом ущербе, характер которого еще точно не известен, важно, чтобы заявление об обстоятельствах погрузки, рейса и принятых мерах было сделано до открытия трюмов, т. е. до того, когда экипаж ознакомится с состоянием груза, что сведет к минимуму возможность «подгонки» заявления под уже известный характер повреждений.

Не всегда обстоятельства позволяют отложить открытие трюмов до направления заявления о морском протесте. Например, судно заходит в порт после аварии и требуется срочная выгрузка; груз находится в поврежденном трюме и задержка лишь приведет к его дальнейшей порче; судно, перевозящее скоропортящийся груз, уже задержалось в рейсе из-за тяжелых погодных условий и т. п. Во всех случаях в заявлении о морском протесте необходимо указать причины, которые потребовали начала выгрузки до заявления о морском протесте.

В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не более чем семь дней с момента своего прибытия, или прибытия судна в порт, или происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить в Генконсульство для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном судна выписку из судового журнала.

В случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.

До составления акта о морском протесте консульское должностное лицо знакомится с подлинником судового журнала, который является основным официальным документом, где объективно и с достаточной подробностью отражается непрерывная деятельность судна, различные обстоятельства и события, сопровождающие эту деятельность. Одновременно капитан должен представить в Генконсульство заверенную выписку из судового журнала, содержащую факты, изложенные в заявлении о морском протесте, в частности: время прихода судна в порт; открывались ли люки до подачи заявления и, если открывались, чем это было вызвано; обстоятельства происшествия, послужившие причиной для заявления морского протеста и меры, принимаемые в связи с этим капитаном и экипажем. При расхождении данных, приведенных в заявлении о морском протесте, с данными судового журнала судом или арбитражем будут приниматься во внимание данные журнала.

Капитану предоставляется право выбора — направить в Генконсульство заверенную им выписку одновременно с заявлением о морском протесте или сделать это в срок не свыше семи дней с момента прихода судна в порт либо с момента происшествия, если оно имело место в порту. Указанный срок установлен с учетом того, что, с одной стороны, заявление о морском протесте должно быть сделано как можно скорее, а с другой — подготовка выписки может занять довольно длительное время (в зависимости от продолжительности рейса, характера происшествия и т.д.).

В случае гибели судна срок на заявление о морском протесте, а также на представление выписки из судового журнала исчисляется с момента прибытия капитана в Генконсульство.

В случае гибели судового журнала акт о морском протесте составляется в Генконсульстве на основании других документов — подробного заявления капитана об обстоятельствах происшествия и утраты судового журнала, а также показаний свидетелей.

Составление акта о морском протесте

На основании заявления капитана судна, данных судового журнала, опроса капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна составляется акт о морском протесте, которое заверяется подписью консульского должностного лица и гербовой печатью.

Акт о морском протесте составляется в Генконсульстве сразу же или (по договоренности с капитаном) может быть назначена дата и время его оформления. Опрос лиц из состава экипажа судна производится «в случае необходимости». Вопрос о необходимости опроса членов экипажа решает, как правило, капитан судна. В тех случаях, когда конкретные члены экипажа в процессе исполнения своих обязанностей на судне были очевидцами таких деталей и обстоятельств происшествия, которые не были известны капитану, их показания имеют существенное значение.

Капитаны и члены экипажа других судов не могут опрашиваться в качестве свидетелей происшествия, имевшего место на том судне, в состав экипажа которого они не входят. Если эти лица были очевидцами происшествия, то капитан судна, делающего заявление о морском протесте, с согласия этих лиц (а также сами члены экипажа других судов) может обратиться в Генконсульство с просьбой произвести их опрос. Данные такого опроса не включаются в акт о морском протесте.

Акт о морском протесте должен содержать по возможности дословные показания капитана и опрошенных свидетелей. Особое внимание обращается на полноту и точность записи полученных показаний. Показания членов экипажа сверяются консульским должностным лицом с представленным капитаном судовым журналом. В случае расхождения показаний с записями в судовом журнале консульское должностное лицо предлагает указать причину этих расхождений. Все остальные документы, если они имеются (выписки из машинного и иных журналов, акты о несчастных случаях и т. д.), в акт о морском протесте не включаются и могут быть представлены в качестве самостоятельных доказательств при рассмотрении спора в суде или арбитраже.

При приеме заявления капитана, опросе членов экипажа консульское должностное лицо лишь проверяет сообщаемые ему сведения и сверяет их с данными судового журнала. Консульское должностное лицо не входит в оценку представленных ему материалов.

Акт о морском протесте содержит:

— дату составления акта, фамилию и инициалы консульского должностного лица, совершившего акт, наименование консульского учреждения;

— фамилию, имя, отчество, гражданство и место жительства капитана, сделавшего заявление о морском протесте, название и флаг судна, наименование судовладельца, порт и номер регистрации;

— время прибытия судна в порт;

— время поступления от капитана заявления;

— дату, когда капитан представил в Генконсульство для обозрения судовой журнал;

— описание происшествия и принятые меры (по заявлению капитана и по за­писям судового журнала);

— описание доказательств, исследованных консульским должностным лицом, которое начинается следующим абзацем: «В соответствии с законами Российской Федерации я ознакомился с представленными мне капитаном — — данными судового журнала и опросил об обстоятельствах происшедшего капитана (и свидетелей из числа состава экипажа), который показал. »;

— фамилии, имена, отчества, должности, гражданство, место жительства оп­рошенных лиц, содержание их показаний;

— номер регистрации акта в реестре для регистрации нотариальных действий;

— указание о размере взыскиваемого консульского сбора.

— подпись консульского должностного лица, указание его фамилии, инициалов, должности и оттиск печати Генконсульства с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Акт о морском протесте составляется в двух экземплярах: один экземпляр выдается капитану или уполномоченному лицу, а другой — остается в Генконсульстве вместе с письменным заявлением капитана и выпиской из судового журнала.

Морской протест защита прав и законных интересов судовладельца при морском происшествии

Перед тем как переписывать шаблон, конечно следует тщательно проверить приведенные в нем нормы постановлений. С течением лет они вероятно могут утратить силу. Хороший пример станет нужным в преодолении задач при составлении важного документа. Это приблизит способ сэкономить на оплате адвоката. Сохраненные ресурсы в общем желанны.

Морской протест – письменное заявление капитана судна, обеспечивающее доказательства для защиты прав и законных интересов владельца судна, при возникновении морского происшествия во время плавания или на стоянке. Морской протест оформляется в определенном порядке с соблюдением установленных норм и требования морского законодательства РФ. Акт о морском протесте может стать юридическим основанием для предъявления имущественных требований судовладельцу, а также, для освобождения от возможных таможенных платежей.

Морской протест

Морской протест — особо эффективный вариант защиты интересов судовладельца и, в некотором роде, экипажа. Яркий пример случая, когда возможно применение морского протеста это случай разлива нефти. От того, как в таком случае оперативно сориентируется капитан судна, будет зависеть не только, какой ущерб будет нанесен данным происшествием, но и последствия от него. Если он своевременно и по всем правилам оформит морской протест, то это автоматически перенесет необходимость искать доказательства виновности на лиц, которые возможно будут выдвигать обвинения в адрес судовладельца. Иначе, собственнику судна нужно будет приводить доказательства своей невиновности.

Итак, морской протест — это документ, а точнее, заявление, которое оформляется капитаном судна (или его заместителем). Целью создания данного документа является обеспечение доказательной базы при возникновении чрезвычайной ситуации или происшествия, которое может стать причиной имущественных (финансовых) претензий.

Рассмотрим особенности морского протеста:

— морской протест подают до момента, когда будут выдвинуты обвинения или открыты дела в судебных инстанциях;

— оформить морской протест могут различные органы, которые имеют разрешение на проведение нотариальных действий, а именно нотариус, консулы;

— заявить о морском протесте могут капитаны любых морских (речных) судов;

— если капитан не подает заявление о морском протесте до истечения срока его подачи, установленного законом, то он автоматически теряет это право, так что нужно спешить;

— морской протест меняет сторону, которая должна искать доказательства защиты своей позиции по происшествию;

— морской протест может быть оформлен не только документально по установленному образцу, но и при помощи радиотелеграфа (такая мера допускается так как из-за морской специфики не всегда возможно воспользоваться услугами нотариуса не нарушив срока, отведенного на подачу морского протеста), радиограмма содержащая морской протест имеет такую же юридическую силу, как и аналогичный документ;

В морском протесте обязательно должно присутствовать:

— дата когда он был составлен, Ф.И.О. нотариуса и название нотариального округа;

— информация о капитане, подавшем протест, а именно: Ф.И.О. гражданство, место проживания;

— данные о корабле, флаг, порт приписки, номер регистрации, название;

— дату и время входа судна в порт;

— точное данные о времени, когда поступило заявление о морском протесте;

— дата, когда нотариус получил от капитана судовой журнал для изучения;

— обзор действий, принятых для предотвращения или минимизации последствий от возникшей ситуации;

— отчет о доказательствах, которые были исследованы нотариусом;

Обязательным условием правильного оформления актов морских протестов, является подготовка двух его экземпляров. Первый образец нотариус оставляет у себя, а второй выдает на руки капитану или другому уполномоченному на то лицу.

Читайте так же:  Заявление по ст 163 ук рф

Удачи Вам и работы без происшествий!

ПОНЯТИЕ И значение совершения морских протестов

ГЛАВА 21. Совершение морских протестов

§ 1. ПОНЯТИЕ И значение совершения морских протестов

Совершение морских протестов является одним из способов обеспечения доказательств, необходимых в случае ведения дела в суде. При этом морской протест не является основанием для освобождения судовладельца от ответственности, но этот акт будет важным документом, который подтверждает определенные юридические факты, имеющие значение при решении дела, связанного с предъявлением судовладельцу материальных требований.

Порядок подачи и оформления морского протеста регламентируется ст. 94-95 Закона Украины «О нотариате», пп. 304-307 Инструкции «О порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины» и Кодексом Торгового мореплавания Украины.

Морской протест — это оформленная в установленном порядке письменное заявление капитана судна с целью обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца в тех случаях, когда во время плавания или стоянки судна имели место события, имеющие характер непреодолимой силы (форс-мажор), которые могут быть основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований. Такие события, как подводные рифы и течения, шторм, ураган, столкновения судов, резкие перепады температур и другие, связанные со спецификой судоходства, могут причинить вред и нанести ущерб судовладельцу.

Вред может быть причинен:

1) лицу — событие, которое произошло на море, повлекшего гибель, увечье или повредила здоровью членов экипажа или пассажиров;

2) самому судну — в результате происшествия был нанесен ущерб самому судну; может быть причиной повреждения или утраты груза этого судна;

3) груза судна — полная или частичная утрата груза, его порчи или повреждения;

4) имуществу третьих лиц — повреждение или уничтожение другого судна или его груза, причалов и других портовых сооружений, рыболовного снаряжения, платформ, находящихся в море и т. д..

Значение морского протеста проявляется в том, что он служит интересам прежде судовладельца. Морской протест устанавливает презумпцию невиновности судовладельца, т. е. считается, что он не виноват в произошедшего. Составление акта о морском протесте не означает, что ответственность судовладельца исключается, он лишь переводит бремя доказывания на другую сторону при возникновении спора, создавая для судовладельца выгоднее процессуальное положение. Так, нотариус или другое должностное лицо не оценивают сами обстоятельства, изложенные в заявлении. Эти факты считаются достоверными и могут быть опровергнуты только в порядке судебного разбирательства. В случае если морской протест не будет заявлено, судовладельцу придется в общем порядке доказывать те обстоятельства, которые могли бы найти свое полное отражение в акте о морском протесте.

Следует отметить, что для совершения морского протеста не-бовьязково иметь фактические данные о нанесении вреда, капитану достаточно иметь предположение о возможности возникновения убытков от определенного события, что тоже связано с особенностями мореплавания.

При этом заявления морского протеста возможно лишь в случае нанесения вреда другим физическим или юридическим лицам (грузовладельцу, порта, отдельным гражданам). Если же событием нанесен ущерб лишь самому судовладельцу, оснований для заявления о морском протесте нет.

Итак, если в период плавания или стоянки в порту произошло событие, которое может быть основанием для предъявления судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств в защиту интересов судовладельца делает в установленной законом форме заявление о морском протесте.

Также читайте другие материалы данного раздела:

Морской протест

Морским протестом (sea protest) называется заявление капитана судна, сделанное им компетентному государственному органу в связи с имевшим на судне происшествием, которое в будущем может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных претензий. Основу морского протеста составляет описание обстоятельств происшествия и мер, предпринятых капитаном по предотвращению его последствий.

Заявление о морском протесте делается в целях защиты прав и законных интересов судовладельца с тем, чтобы доказать, что действительное или предполагаемое повреждение судна или груза произошло в результате форс-мажорных обстоятельств или таких опасностей и случайностей, за последствия которых перевозчик не отвечает.

Следует иметь в виду, что роль морского протеста ограничивается определенными пределами, одного лишь факта оформления морского протеста недостаточно для освобождения судовладельца от ответственности. Морской протест является доказательством конкретных фактов, но как любое доказательство, может быть опровергнут путем представления заинтересованными лицами других доказательств, точнее и объективнее излагающих фактические обстоятельства происшествия. Как любое другое доказательство акт о морском протесте подлежит проверке судом или арбитражем. Однако до того как содержание протеста будет опровергнуто, его официальное оформление создает официальное предположение о действительности тех обстоятельств, на которые капитан ссылается. Таким образом, заявление морского протеста переносит бремя доказательства на сторону, которая утверждает противное, и, следовательно, ставит капитана судна, защищающего интересы судовладельца, в более выгодное процессуальное положение. Судовладелец не должен представлять никаких иных доказательств, кроме протеста, до тех пор, пока содержание протеста не будет опровергнуто противной стороной.

Обстоятельства, при которых капитану рекомендуется заявлять морской протест:

1. Всякий раз, когда судно попало в погодные условия, которые могут явиться результатом повреждения груза;

2. Когда по какой-либо причине повреждено судно или есть основания предполагать о причинении такого повреждения;

3. Когда груз погружен на судно в таком состоянии, что в рейсе возможно ухудшение его качества. В этом случае, однако, протест не будет эффективен, если соответствующая оговорка не внесена в коносамент;

4. Когда вследствие непогоды не было возможности предпринять необходимые меры по проветриванию скоропортящегося груза;

5. Когда имеются какие-либо серьезные нарушения условий чартера со стороны фрахтователя или его представителя, такие как, отказ грузить судно, чрезмерные задержки грузовых операций, погрузка не оговоренного в чартере груза, отказ уплатить демередж, отказ принять коносамент в подписанной капитаном форме и т.д.;

6. Когда грузополучатель не выгружает груз или не принимает его, либо не оплачивает фрахт в соответствии с условиями чартера;

7. Во всех случаях общей аварии.

Российское законодательство о морских протестах. Морским протестам посвящена глава XIX «Совершение морских протестов» Основ законодательства РФ о нотариате 1993 г.

В соответствии со ст. 99 Основ нотариус принимает в целях обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца заявление капитана судна о происшествии, имевшем место в период плавания или стоянки судна, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.

Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.

В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте капитан одновременно с заявлением о морском протесте либо в срок не позднее 7 дней с момента захода судна в порт или с момента происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу на обозрение судовой журнал и заверенную капитаном выписку из судового журнала.

Согласно ст. 100 Основ заявление о морском протесте подается в течение 24 часов с момента прихода судна в порт. Если происшествие, вызывающее необходимость заявления морского протеста, произошло в порту, протест должен быть заявлен в течение 24 часов с момента происшествия.

Если окажется невозможным заявить морской протест в установленный срок, причины этого должны быть указаны в заявлении о морском протесте.

Нотариус на основании заявления капитана, данных судового журнала, а также опроса самого капитана и по возможности не менее двух свидетелей из экипажа составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью. Экземпляр акта о морском протесте выдается капитану или уполномоченному лицу.

Морской протест заявляется:

— в порту РФ нотариусу или иному должностному лицу, на которое законодательством РФ возлагается совершение нотариальных действий;

— в иностранном порту консулу РФ или компетентным должностным лицам иностранного государства в порядке, установленном законодательством этого государства.

Если в иностранном порту отсутствует российское консульство, морской протест может быть заявлен местному нотариусу, суду либо другим органам, на которые согласно национальному законодательству возложено оформление морских протестов. До заявления морского протеста капитану судна следует ознакомиться с существующим в данной стране порядком их оформления, используя для этого содействие агента.

В российском порту принятие заявлений о морском протесте от капитанов иностранных судов о составлении в этих случаях актов о морском протесте может осуществляться соответствующими консульскими представителями иностранных государств в РФ на условиях взаимности, т.е. при условии, что консулам РФ в соответствующем иностранном государстве разрешается принимать заявление о морском протесте и оформлять на их основании акты о морском протесте. Обычно указанные вопросы оговариваются в двусторонних консульских конвенциях.

В КТМ РФ морским протестам посвящена глава XXIV, положения которой полностью соответствуют Основам законодательства РФ о нотариате.

Читайте так же:

  • Узаконивание пристройки к частному дому исковое заявление Иск об узаконивании самовольной пристройки Образец искового заявления о сохранении квартиры в реконструированном виде В Прикубанский районный суд г. Краснодара Истец: Равновеликий Исидор Тимофеевич г. Краснодар, ул. Банковская, 50, кв. 6 Ответчик: Администрация муниципального образования […]
  • Иск по уплате алиментов Исковое заявление о задолженности по алиментам Должник может направить в суд исковое заявление о задолженности по алиментам с целью уменьшить общий размер долга по алиментам. Никаким иным способом, кроме обращения в суд, ситуацию не изменить. Так как размер алиментов устанавливается в […]
  • Приказ от 31122010 655-э Приказ Федеральной службы по тарифам от 31 декабря 2010 г. N 655-э "Об определении категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам)" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ […]
  • Трудовой кодекс 2012 года Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании" Документ является поправкой к Комментарии Российской Газеты Принят Государственной Думой 23 ноября 2012 года Одобрен […]
  • Транспорт законы рф Транспорт законы рф В случае непринятия грузоотправителем мер в отношении задержанных по указанным причинам грузов в течение десяти суток, а в отношении продовольственных и скоропортящихся грузов в течение четырех суток с момента получения от перевозчика извещения в письменной форме о […]