Меню

Земельный налог изучают

Особенности уплаты земельного налога за 2017 год

Общие положения о земельном налоге содержатся в главе 31 «Земельный налог» части второй Налогового кодекса РФ, однако несколько раз в год ФНС уточняет или разъясняет отдельные моменты по его уплате. О последних особенностях декларирования, определения налоговой базы и уплаты земельного налога для юридических лиц рассказывают специалисты ГК “ГНК”.

Общие положения

Согласно правилам, установленным ст. 389 НК РФ, земельный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Поскольку налог является местным ( ст.15 НК РФ ), то и его ставки и особенности уплаты устанавливаются муниципальными властями, но не могут превышать 1,5% процентов в отношении большинства объектов и 0,3%, если территория занята жилищно-коммунальными объектами и жилищным фондом. Подробно о правилах уплаты земельного налога можно узнать на сайте ФНС.

Новая форма декларации

Приказом ФНС России от 10.05.2017 N ММВ-7-21/[email protected] утверждены новая форма декларации по земельному налогу (начнет действовать с момента представления декларации за налоговый период 2017 г.), а также формат представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и порядок заполнения декларации. При этом налоговые расчеты по авансовым платежам за 2017 г. организации могут предоставлять как по старой, так и по новой форме.

В целом, форма декларации не претерпела значительных изменений. Однако теперь она не требует обязательного заверения печатью организации и указания кодов вида экономической деятельности. Также обновленный документ не предусматривает полей, относящихся к ИП; обновлен справочник налоговых льгот для некоторых видов фирм, например, для организаций – участников свободной экономической зоны. Предусмотрена возможность заполнения декларации для определения налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территориях Республики Крым или города федерального значения Севастополя.

Данные Росреестра станут подробнее

Ещё одно новшество — согласно приказу ФНС об обмене сведениями об объектах недвижимости и правах на них от 10.04.2017 N ММВ-7-21/[email protected], Росреестр с 1 июля 2017 г. обязан отправлять в ФНС довольно подробные сведения о недвижимости. Например, сведения о кадастровой стоимости с указанием даты ее внесения в ЕГРН и даты начала применения, в т.ч. в случае изменения кадастровой стоимости вследствие исправления ошибок либо по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда, дате снятия объекта недвижимости с кадастрового учета.

Также в ФНС «уйдет» информации о цене сделки с объектом недвижимости, в т.ч. условиях определения цены в натуральном выражении и размере арендной платы.

Как платят земельный налог «преобразованные» компании?

Как рассчитывать и уплачивать земельный налог, если организация была реорганизована?

В письме от 28 апреля 2017 г. № БС-4-21/[email protected] ФНС разъяснила, что здесь действует правило правопреемства. После реорганизации юрлица, согласно п.2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юрлицам – правопреемникам. В случае, если земельный участок находился у первоначального юрлица на праве постоянного (бессрочного) пользования, он переходит к новому в порядке правопреемства — ст. 58 НК РФ и п.3 ст. 268 ГК РФ. Далее, в соответствии с п.9 ст. 50 НК РФ, правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо. Следовательно, обязанность по уплате налогов также переходит ему. При этом налоговики особо обращают внимание на то, что плательщиком налога правопреемник становится сразу, независимо от даты регистрации в Росреестре перехода права на земельный участок.

В свою очередь, при представлении налоговой декларации за последний налоговый период и уточненных деклараций за реорганизованную организацию (в форме присоединения к другому юридическому лицу, слияния нескольких юридических лиц, разделения юридического лица, преобразования одного юридического лица в другое), в верхней части Титульного листа декларации указываются ИНН и КПП организации-правопреемника. В реквизите «налогоплательщик» следует указать наименование реорганизованной организации.

Пример. В результате реорганизации АО преобразовано в ООО. АО было исключено из ЕГРЮЛ 25 марта, а 26 марта зарегистрировано ООО .

Предположим, что АО владело земельным участком на праве собственности весь календарный год до момента реорганизации. Кадастровая стоимость земли – 24 000 000 руб. Налоговая ставка – 1,5%, уплата авансовых платежей местным законодательством не предусмотрена. Льготами по уплате налога компания не пользовалась.

Последним налоговым периодом для АО является период с 1 января по 25 марта (включительно). Количество полных месяцев, в течение которых использовался земельный участок – 3, т. к. владение участком у ООО закончилось после 15 числа.

Величина коэффициента Кв, который указывается по строке 140 в годовой декларации, равна 0,25 (3 мес. / 12 мес.).
Сумма исчисленного налога – 90 000 руб. (24 000 000 руб.* 1,5% * 0,25).

Декларацию обязан представить правопреемник — ООО — за реорганизованную компанию – АО. При этом в верхней части Титульного листа декларации указываются ИНН, КПП правопреемника – ООО.

По реквизиту «налогоплательщик» правопреемник должен указать наименование реорганизованной организации – ОАО, а в реквизите «ИНН/КПП реорганизованной организации» – соответственно ИНН и КПП, которые были присвоены АО до реорганизации налоговым органом по месту ее нахождения. Код формы реорганизации указывается 1 – преобразование, код налогового периода – 50.

Виды бухгалтерских проводок при оплате земельного налога

Виды проводок в 2017 г. не изменились. Для них создается субсчет счета 68 «Расчеты по земельному налогу». Все начисления по земельному на логу производятся по кредиту этого счета.

Земельные участки учитываются как основные средства. Следовательно, земельный налог — это расход, который организация несет в связи с процессом эксплуатации и использования ОС. Он может быть отражен как:

1. издержки по основным видам деятельности (п. п. 5, ПБУ 10/99) -при условии, что на участке не ведется капитальное строительство):

Дт 20 (23, 25, 26, 29, 44) — Кт 68 субсчета «Земельный налог»;

2. прочие издержки — в случае, если организация сдает участок в аренду (как расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации согласно п. 11 ПБУ 10/99). При этом сдача в аренду земли не должна являться основным видом деятельности организации:

Дт 91.2 — Кт 68 субсчета «Земельный налог»;

3. в том случае, если на земельном участке ведется капитальное строительство, применяется следующая проводка (в соответствии с ПБУ 6/01):

Дт 08 субсчет “Строительство основных средств” — Кт 68 субсчета «Земельный налог».

Проводка при перечислении земельного налога:

Дт 68 субсчета «Земельный налог» — Кт 51 – перечислен земельный налог в бюджет.

Проводка при погашении обязательств по земельному налогу перед бюджетом за счет существующей у компании переплаты по другому налогу (налогам):

Дт субсчета «Земельный налог» — Кт 68 (субсчет налога, за счет которого производится перезачет).

Земельный налог при различных системах налогообложения

При применении ОСН земельный налог включают в расходы, уменьшающие налоговую базу, при расчете налога на прибыль (п. 1.1 ст. 264 НК РФ).

УСН: сумма земельного налога включается в расходы при расчете единого налога (п. 1.22 ст. 346.16 НК РФ).

При совмещении ОСН и ЕНВД (в случае, если земельный участок используется в обоих видах деятельности организации) сумма земельного налога распределяется (п. 9 ст. 274 НК РФ).

Вопрос собственности при уплате земельного налога

Автор: Новикова С. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ считаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Иными словами, платить налог на землю обязаны те лица, которые владеют земельным участком на праве собственности или ином (аналогичном по экономическому содержанию) праве. Причем данное право подлежит обязательной государственной регистрации (ч. 1 ст. 131 ГК РФ), которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Между тем применение этого, казалось бы, простого правила нередко вызывает споры с контролирующими органами – например, в ситуации, когда осуществляется реорганизация владельца земельного участка в форме преобразования, при которой вещные права на участок переходят от одного лица к другому непосредственно в силу закона.

Правила уплаты земельного налога

По общему правилу организация признается плательщиком земельного налога, если она владеет земельным участком на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Указанные права на участок подлежат обязательной государственной регистрации (в ЕГРН) (п. 1 ст. 131 ГК РФ). В свою очередь, земельные участки являются объектом налогообложения лишь в том случае, если на территории, где они расположены, введен данный местный (ст. 15 НК РФ) налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

Пунктом 3 ст. 391 НК РФ установлена обязанность каждой организации самостоятельно определять налоговую базу на основании сведений из ЕГРН о каждом земельном участке, принадлежащем ей по одному из названных прав. То есть исчисление земельного налога и его администрирование налоговыми органами осуществляется на основании сведений о земельных участках, содержащихся в ЕГРН (см. Письмо Минфина России от 25.09.2013 № 03-05-06-02/39682).

Читайте так же:  Ответственность за нарушение конфиденциальности договора

Из изложенного следует, что организация признается плательщиком земельного налога со дня внесения записи в ЕГРН и перестает быть таковым со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок. Справедливость сказанного подтверждают также нормы п. 7 ст. 396 НК РФ, которые определяют нюансы исчисления земельного налога в случае возникновения (прекращения) у организации прав на земельный участок в течение налогового (отчетного) периода.

Более того, данная правовая позиция нашла отражение в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 (далее – Постановление № 54), в котором сказано, что обязанность платить земельный налог возникает у лица с момента регистрации за ним одного из вещных прав на земельный участок (то есть внесения записи в ЕГРН) и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий участок.

Передача вещных прав на земельные участки при реорганизации

При реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам – правопреемникам реорганизованного лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ).

В силу ст. 58 и ч. 3 ст. 268 ГК РФ при реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.

А пунктом 9 ст. 50 НК РФ установлено, что при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юрлицо.

Другими словами, при универсальном правопреемстве вещные права на земельные участки, упомянутые в п. 1 ст. 388 НК РФ, переходят непосредственно в силу закона. Поэтому правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права (исключениями являются реорганизация юридических лиц в форме выделения и наследование). Эта позиция отражена в п. 5 Постановления № 54.

Случай из практики

В 2016 году ФГУП реорганизовано в форме преобразования в АО (далее – общество). Реорганизация завершена 05.10.2016. Согласно передаточному акту в состав имущественного комплекса нового общества вошли в том числе земельные участки, находящиеся на территории различных субъектов РФ.

Исходя из вышеприведенных правил действующего законодательства, а также правовой позиции, изложенной в п. 5 Постановления № 54, общество признается плательщиком земельного налога с обозначенной даты. Первым налоговым периодом по данному налогу для общества являлся период с 05.10.2016 по 31.12.2016, что следует из положений ст. 393 НК РФ. Общество было обязано за указанный период осуществить расчет земельного налога, уплатить его и подать декларацию за 2016 год в срок до 01.02.2017.

Казалось бы, все просто. Но! В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ сведения о наличии объекта налогообложения (земельного участка) поступают в налоговый орган из органов, осуществляющих регистрацию прав собственности, в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации. В данном случае – в течение 10 рабочих дней (п. 6 ст. 6 НК РФ). И если учесть, что процедура регистрации в ЕГРН прав собственности на земельные участки завершилась лишь в конце января 2017 года, то общество оказалось в довольно щекотливом положении.

С одной стороны, оно (с учетом вышеприведенных законодательных норм), являясь плательщиком земельного налога, обязано подать декларацию по этому налогу за 2016 год в срок до 01.02.2017. Что общество и сделало – отправило декларацию по земельному налогу в электронной форме по каналам ТКС (так как подпадает под действие нормы п. 3 ст. 80 НК РФ).

С другой стороны, налоговики лишены возможности надлежаще исполнить свои функции по администрированию земельного налога из-за отсутствия необходимых сведений о плательщике налога и самим земельным участкам. В связи с этим они отказали в приеме электронной декларации (что тоже логично). По их мнению, спорную декларацию они смогут принять лишь после того, как земельные участки будут «привязаны» к ИНН общества. Однако в таком случае общество заведомо «попадает» на штрафные санкции. Причем наказанию подвергнется не только организация, но и ее должностные лица. В обозначенной ситуации общество может быть привлечено к ответственности:

по ст. 119 НК РФ (за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета) – в виде штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.;

по ст. 15.5 ­КоАП РФ (за нарушение срока представления налоговой декларации) – в виде предупреждения или административного штрафа, налагаемого на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.

Если же общество отправляет декларацию по земельному налогу почтовым отправлением, чтобы избежать наказаний по ст. 119 НК РФ и ст. 15.5 ­КоАП РФ, ему грозит другой штраф – в размере 200 руб. за несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме на основании ст. 119.1 НК РФ.

Возможно ли решение обозначенной проблемы, при котором общество сможет избежать ответственности по всем упомянутым статьям (ст. 119 и 119.1 НК РФ, ст. 15.5 ­КоАП РФ)? По мнению ФНС, такое решение есть (см. Письмо от 28.04.2017 № БС[email protected]). Но, как часто случается, налоговики вместо прямого ответа дали только наводящие на размышления цитаты.

Разъяснения ФНС

В Письме № БС[email protected] ФНС касательно анализируемой ситуации указала следующее.

Во-первых, согласно п. 4 ст. 80 НК РФ налоговики не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме.

Во-вторых, согласно действующему порядку заполнения декларации по земельному налогу (утвержден Приказом ФНС России от 28.10.2011 № ММВ-7-11/[email protected]) организация-правопреемник, подавая декларацию за последний налоговый период за реорганизованную (в том числе в форме преобразования) организацию, в титульном листе указывает свои ИНН и КПП, а в реквизите «налогоплательщик» указывает наименование реорганизованной организации (п. 2.9).

Отметим: за 2017 год плательщики земельного налога должны будут подать декларацию, форма которой утверждена Приказом ФНС России от 10.05.2017 № ММВ-7-21/[email protected] Помимо формы декларации, данным приказом утверждены порядок ее заполнения и формат передачи в электронном виде. При этом порядок заполнения титульного листа организацией-правопреемником остался прежним (изменилась лишь нумерация приведенного положения – п. 2.8 вместо прежнего п. 2.9).

При этом ст. 83 НК РФ установлены правила постановки на учет налогоплательщиков:

1. Организация подлежит постановке на налоговый учет соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества (п. 1).

2. Постановка на учет российской организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования, в налоговой инспекции по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежавшего реорганизованной организации, производится на основании сведений о реорганизации российской организации, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 5.2).

А разъяснения о том, как действуют эти правила на практике, были даны ФНС еще в Письме от 22.04.2015 № СА-4-14/[email protected] Суть их такова. При поступлении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, о российской организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования , и наличии в налоговом органе сведений, содержащихся в ЕГРН, о действительных на момент реорганизации постановках на учет по месту нахождения недвижимого имущества российской организации, прекратившей деятельность в результате реорганизации в форме преобразования, в налоговом органе по месту нахождения указанного имущества осуществляется постановка на учет российской организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования . Датой постановки на учет по данному основанию является дата государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации в форме преобразования .

Из сказанного можно сделать такой вывод. Отказ местных налоговиков принять от общества декларацию по земельному налогу за 2016 год, обусловленный п. 4 ст. 85 НК РФ, неправомерен. Отсутствие у налоговиков сведений о регистрации прав собственности на земельный участок у организации, реорганизованной в порядке преобразования, не является основанием для отказа в принятии декларации по земельному налогу. Другими словами, инспекторы обязаны в соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 5 Постановления № 54, принять у общества декларацию по земельному налогу именно тогда, когда оно ее представило (то есть не дожидаясь поступления сведений из регистрирующего органа).

Обратите внимание: отсутствие у налогового органа сведений о регистрации вещных прав на земельный участок за организацией, которая реорганизована в форме преобразования, не является основанием для отказа в принятии декларации по земельному налогу.

Платят ли земельный налог пенсионеры (льготы по земельному налогу)

Платят ли земельный налог пенсионеры или государство освобождает их от этого налога? Как ни странно, но этот вопрос достоин специального расследования: понятную и достоверную информацию нужно еще очень хорошо поискать. Прочитав нашу статью, вы получите исчерпывающие сведения по вопросу уплаты земельного налога гражданами, вышедшими на пенсию, и будете во всеоружии.

Чтобы разобраться с вопросом, для начала узнаем, что же такое земельный налог. Ответ на этот вопрос дается в Налоговом кодексе РФ в главе 37. Земля, облагаемая налогом, должна быть расположена на территории, местными властями которой установлен земельный налог. Его рассчитывают с налоговой базы, равной кадастровой стоимости участка по состоянию на начало того года, за который причитается уплатить налог.

Плательщиками данного налога признаются лица, имеющие земельные участки в собственности, в пожизненно наследуемом владении, а также те, кто пользуется ими бессрочно. Не платить налог могут лица, арендующие землю или пользующиеся ею безвозмездно (определенный срок), а также те, кто имеет соответствующие льготы.

Какие граждане являются льготниками?

Давайте еще раз обратимся к НК РФ – к его статье 395, устанавливающей льготные категории граждан, освобожденных от земельного налога, и посмотрим, входят ли пенсионеры в их число. Несмотря на то, что статья эта очень длинная и содержит целых 11 пунктов, перечисляющих тех, кто может не платить земельный налог, но, к сожалению, в них, в основном, идет речь не о физических лицах, а об организациях.

Читайте так же:  Государственный инспектор по использованию и охране земель имеет право

Гражданам здесь отводится только один пункт — № 7, да и тот к пенсионерам имеет весьма отдаленное отношение: речь идет о представителях северных и дальневосточных малочисленных народов.

Правда, в НК РФ есть еще одна небольшая «поблажка» для плательщиков земельного налога: налоговую базу (ту сумму, с которой берется установленная ставка налога), можно уменьшить на 10 000 рублей. И она касается, как раз, физических лиц. Может быть, здесь перечислены пенсионеры? Читаем, кто относится к данной категории:

  • Герои СССР и РФ, кавалеры ордена Славы.
  • Инвалиды 1-ой группы, а также 2-ой (если она была присвоена до 1 января 2004 года).
  • Инвалиды с детства.
  • Ветераны и инвалиды ВОВ и боевых действий.
  • Граждане, подвергшиеся радиации (Чернобыль, «Маяк», Семипалатинск, Теча).
  • Граждане, участвующие в ядерных испытаниях и ликвидации ядерных аварий.
  • Граждане, заболевшие лучевой болезнью или получившие инвалидность в результате ядерных испытаний, учений и т.д.

Как видим, данный список довольно расширенный, но пенсионеров в нем также нет. Значит ли это, что льготы по земельному налогу им не положены?

Платят ли налог на землю пенсионеры

Налоговый кодекс РФ не содержит положений, дающих льготы по земельному налогу тем, кто вышел на пенсию, но они все-таки есть. Причем разгадка лежит на поверхности: в самом начале этого закона — в пункте 2 статьи 387 есть фраза о том, что правовыми актами и законами муниципальных образований могут устанавливаться льготы для отдельных категорий граждан.

А это значит, что за разъяснением данного вопроса вам придется обращаться в местную администрацию, налоговую инспекцию или же самим изучать законы той местности, где расположен ваш участок. И тому есть объяснение.

Дело в том, что земельный налог отнесен налоговыми законами к платежам местного значения, следовательно, его ставки, порядок и сроки уплаты, а также льготы определяются местными властями. Все суммы этого налога зачисляются в бюджет того территориального образования (района, города и т.д.), на котором расположена земля.

Все это означает одну очень интересную вещь: единых льгот для пенсионеров в России нет. Из этого следует, что льготы по земельному налогу в каждой местности неодинаковы. А самое печальное, что их может не быть вовсе, и, если вам «не повезло» с местонахождением вашего участка, вам придется «расплачиваться» по полной программе.

Примеры отдельных местных льгот

Давайте посмотрим, какие же льготы имеются в некоторых городах и областях.

  • Москва . Действующая редакция закона г. Москвы № 74 от 24.11.2004 года «О земельном налоге» льгот для вышедших на пенсию не предусматривает.закона г. Москвы № 74 от 24.11.2004 года «О земельном налоге» льгот для вышедших на пенсию не предусматривает.
  • Санкт-Петербург . Если у пенсионера земельный участок в 25 соток и меньше, он может налог на него не уплачивать.
  • Одинцово . Для того чтобы получить льготу, у пенсионера не должно быть других источников дохода.
  • Самара . Пенсионерам разрешено не платить земельный налог по таким объектам: участок под гараж (до 24 кв. м), дача в 6 соток, земля под жилым домом (до 600 кв. м), если их использование не связано с предпринимательством.
  • Сызрань . Здесь введена 50%-ная льгота по земельному налогу на участки под индивидуальным жильем, огородничеством, животноводством и садоводством.
  • Красноярский край . К сожалению, здесь льготы для пенсионеров по земельному налогу отсутствуют.
  • Павлово-Посадский район . Его администрация установила льготу по земельному налогу для одиноких людей-пенсионеров.
  • Ивантеевка . Здесь от уплаты земельного налога освобождены малообеспеченные одинокие пенсионеры, обслуживающиеся в муниципальном центре соцпомощи. Пенсионеры, не получившие статуса малоимущих, вправе уплачивать только половину налога.
  • Королев . Пенсионерам-владельцам участка в 12 соток и меньше также разрешается платить земельный налог в половинном размере.
  • Лотошино . Одинокие малоимущие пенсионеры освобождаются от ¼ суммы налога.
  • Мытищинский район . Пенсионерам, имеющим участок размером не более 15 соток и живущим постоянно в сельской местности, разрешено платить опять-таки 50% суммы налога.
  • Шаховской район . Льготы для пенсионеров отсутствуют.

Как получить льготу?

Как мы уже успели убедиться, льготы по земельному налогу для пенсионеров в различных местностях очень разнообразны. Более того, они периодически меняются – местные власти принимают новые законы, а старые отменяются. То, что сегодня актуально, завтра уже может не быть таковым. Поэтому мы советуем вам использовать следующую схему получения льготы:

  1. Консультация в администрации или налоговой того города, района (области, поселка и т.д.), на территории которого расположен ваш земельный участок. Здесь вы сможете получить информацию о действующих в данный момент времени законах и узнать, положена ли вам льгота.
  2. Если местные льготы для пенсионеров предусмотрены, необходимо обратиться в налоговую инспекцию и предоставить следующие документы: паспорт, пенсионное удостоверение, бумаги на земельный участок. Кроме того, вам надо будет заполнить специальный бланк заявления на предоставление льготы. Помните о том, что даже если льгота вам положена по закону, автоматически (до тех пор, пока вы не подадите заявление) она не предоставляется.

Сроки подачи необходимых документов на льготу определяются также местными законами. После успешного прохождения проверки документов льгота по земельному налогу вам будет предоставлена.

Характеристика элементов налогообложения.Земельный налог

Главная > Контрольная работа >Государство и право

Московский государственный университет

технологий и управления

по дисциплине: «Налоги и налогообложение»

по теме: «1.Характеристика элементов налогообложения.

2.Плата за землю и земельный налог:

общая характеристика и отличие.»

1.1. Элементы налогов

2. Земельный налог

2.1. История образования земельного налога

2.2. Цель земельного налога

2.3. Объект земельного налога

2.4. Плательщики земельного налога

2.5. Льготы по земельному налогу

2.6. Порядок расчета земельного налога

Налог – обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц на основе действующего законодательства и зачисляемый в бюджет.

Налог – основной источник доходов государственного бюджета и один из инструментов проведения государственной экономической политики.

Субъект обложения. Юридические и физические лица, которые обязаны в соответствии с законом уплачивать налоги.

Объект налогообложения. К нему относятся операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, иные экономические основания, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Товаром считается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы. Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Налоговая база. Она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Единица налогообложения. Единица, которая кладется в основу измерения налога.

Источник налога. Ресурс, используемый для уплаты налога. Иногда источник налога совпадает с объектом.

Норма налогообложения. Доля дохода, взимаемая через налоги с налогооблагаемых объектов.

Налоговая ставка. Это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Виды налоговых ставок:

Налоговые санкции. Увеличение налогового бремени при установлении факта нарушения налогового законодательства.

Налоговые каникулы. Представляют собой, в соответствии с действующим законодательством, определенный срок, в течение которого налогоплательщик освобождается от уплаты того или иного налога. Налоговые каникулы являются частью налоговой политики, входящей в общеэкономическую стратегию правительства, и используется для стимулирования развития конкретного предприятия, компании или их групп, отдельной отрасли, региона, научно-технического прогресса, выступая, как форма государственного кредитования, государственной поддержки конкретного налогоплательщика. По истечении срока налоговых каникул уплата налогов возобновляется.

Налоговый кредит. Он предоставляется заинтересованному налогоплательщику на срок от трех месяцев до одного года по его заявлению и оформляется соответствующим договором, в котором указываются сумма задолженности, срок действия договора, начисляемые на сумму задолженности проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, порядок погашения суммы процентов, поручительство либо документы об имуществе, которые выступают в качестве залога, ответственности сторон.

Налоговые льготы. Являются существенным, но не обязательным элементом законодательства о налогах. Действительно, если в тексте закона не будет определен субъект налога, то закон действовать не будет, т. к. неизвестно, кто должен его платить. Если не определена ставка налога, то непонятно, как рассчитать сумму налога, и т. д. Отсутствие же в законе о налоге определения налоговых льгот не мешает этому закону действовать, он продолжает работать. Тем не менее, в большинстве законодательных актов, посвященных отдельным налогам, те или иные формы налоговых льгот все-таки предусматриваются.

Основные формы налоговых льгот:

Налоговая амнистия. Возврат некоторых ранее уплаченных сумм или освобождение от финансовой санкции на определенный период.

2. Земельный налог.

История образования земельного налога.

Основным принципом земельного права дореформенного периода был принцип бесплатного землепользования. При этом следует отметить, что хотя законодательство 50-х годов, регулирующее налогообложение личных подсобных хозяйств, в качестве критерия исчисления таких налогов предусматривало размер и качество земельных участков, тем не менее, объектом налогообложения являлись не земельные участки как таковые, а деятельность, связанная с ведением личного подсобного хозяйства. Поэтому принцип бесплатности землепользования имел универсальное значение. В 70-х годах на страницах печати началась поднятая рядом экономистов дискуссия о введении платности природопользования, в том числе платности пользования землей. Основные аргументы в пользу ее введения заключались в том, что бесплатность ведет к нерациональному использования земли, необоснованному закреплению за хозяйствующими субъектами больших земельных площадей, которые зачастую остаются неиспользованными.

Так, в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г. было установлено что землевладение и землепользования в СССР является платным. Были определены и форма платы за землю. Таковыми являются земельный налог и арендная плата. Порядок и ставка налогообложения должны были устанавливаться законодательством союзных и автономных республик. Арендная же плата должна была определяться по соглашению сторон в порядке и пределах, устанавливаемых законодательством союзных и автономных республик.

Читайте так же:  Банки выдающие займ под материнский капитал

В законе РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе» было предусмотрено, что использование земли в РСФСР является платным.

Более обстоятельная правовая регламентация налогообложения была в Законе РСФСР от 11 октября 1991 г. «О плате за землю». В данном законодательном акте, помимо общих положений, содержатся нормы права о плате за землю сельскохозяйственного назначения, за земли несельскохозяйственного назначения, о льготах по взиманию платы за землю, о порядке взимания платы за землю, об использовании средств, поступивших в качестве платы за землю, о нормативной цене земли.

Цель земельного налога.

Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

2.3. Объект земельного налога.

В соответствие с Инструкцией по применению Закона «О плате за землю», утвержденной Министром РФ по налогам и сборам 21 февраля 2000 г., объектами обложения земельным налогом и взимания арендной плате являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли, предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользования (аренда). К ним, в частности относятся:

земельные участки, предоставленные сельскохозяйственным коммерческим организациям (предприятиям), крестьянским (фермерским) хозяйствам, государственным сельскохозяйственным предприятиям и другим юридическим лицам для введения сельскохозяйственного производства и подсобного хозяйства;

земельные участки, предоставляемые гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства:

земельные участки, предоставлены кооперативам граждан для тех же целей;

земельные участки, предоставлены отдельным категориям работников предприятия, учреждений и организаций транспорта, лесной промышленности, лесного, рыбного, охотничьего хозяйства;

земельные участки для жилищного, дачного и гражданского строительства;

земли промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения;

земли лесного фонда, на которые проводиться заготовка древесины, а также сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;

земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной деятельности;

земли лесного и водного фонда, предоставленные в рекреационных целях.

Плательщики земельного налога.

Плательщиками земельного налога являются организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), в том числе индивидуальные предприниматели, которые имеют земельные участки на территории РФ праве пользования, владения либо аренды.

За земельные участки, находящиеся в долевом пользовании (владении), плательщиком земельного налога является каждый субъект землепользования соразмерно его доле. За земельные участки, находящиеся в совместном

пользовании (владении) нескольких физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, плательщиком является каждый субъект землепользования в равных долях, если иное не предусмотрено законом или соглашением вышеуказанных лиц.

Не подлежат налогообложению:

зоны государственной границы;

земли, занятые автомобильными дорогами общего пользования;

земли общего пользования населенных пунктов, находящихся на балансе государственных администраций городов, районов, сел, за исключением случаев передачи их в краткосрочное пользование или аренду;

земли, находящиеся под строительством, реконструируемыми объектами, в пределах нормативных сроков строительства (реконструкции), предусмотренной проектно-сметной документацией;

земли сельскохозяйственного назначения государственного

резервного фонда, находящиеся на балансе государственных администраций городов, районов и сел, за исключением передачи земли в краткосрочное пользование или аренду.

От уплаты земельного налога освобождаются полностью:

заповедники, дендрологические парки, ботанические сады, земли водного и лесного фонда, не вовлеченные в производственную деятельность;

органы государственной власти и управления, а также подведомственные им организации, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, за земли, предоставленные им для обеспечения основной
деятельности;

научные организации, опытные, экспериментальные хозяйства научно исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые дня научных, научно экспериментальных, учебных целей, а также для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур. Площади земли для научных, научно-экспериментальных и учебных целей определяются Президентом РФ;

учреждения культуры, искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет профсоюзов; санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, а также в собственности профсоюзных организаций; детские оздоровительные учреждения и детские спортивные организации независимо от источника финансирования. Льгота предоставляется по земельным участкам, используемым указанными организациями для обеспечения основной деятельности согласно положению, уставу или иным организационно-распорядительным документам;

предприятия, учреждения и организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных целей нарушенные земли (требующие рекультивации) на первые 7 лет пользования, а также земли, занятые многолетними насаждениями и требующие раскорчевки и проведения, восстановительных культурно-технических мероприятий, на первые три года пользования от начала раскорчевки, пропорционально раскорчеванному участку;

Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы;

пенсионеры по возрасту;

участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

педагогические и медицинские работники, проживающие и работающие в сельской местности.

Льготы по земельному налогу.

Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты зе­мельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.

Местные органы государственной власти имеют право понижать ставки и устанавливать льготы по зе­мельному налогу, как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков.

Земельный налог не взимается за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения.

Льготы, установленные местными органами госу­дарственной власти, предоставляются в пределах сумм земельного налога, остающихся в их распоряжении.

2.6. Порядок расчёта земельного налога.

I. Основанием для установления и взимания земельного налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право пользования или аренды земельного участка.

II. Учет плательщиков налога производится ежегодно по состоянию на 1 января.

Земельный налог с юридических лиц и физических лиц исчисляется, начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления в установленном законодательством порядке им земельных участков.

В случаях перехода в течение года права пользования земельными участками от одного плательщика к другому, земельный налог исчисляется и предъявляется к уплате первоначальному землепользователю с 1 января этого года до месяца, в котором он утратил право на этот земельный участок (включая этот месяц), а новому — начиная с месяца, следующего за месяцем возникновения права на земельный участок.

Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами.

При утрате в течение года права на льготу обложение налогом производится, начиная с месяца, следующего за утратой этого права.

III. Земельный налог вносится в бюджет в следующие сроки:

юридическими лицами, кроме сельскохозяйственных организаций —
поквартально 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 декабря в размере % годовой суммы по каждому сроку уплаты;

сельскохозяйственными организациями- 1 сентября;

физическими лицами – 15 сентября и 15 ноября; в размере годовой суммы по каждому сроку уплаты.

Субъекты землепользования предоставляют в налоговые инспекции по месту нахождения облагаемых объектов расчеты причитающихся с них платежей налога в следующие сроки:

юридические лица, кроме сельскохозяйственных организаций -10
марта, 10 июня, 10 сентября, 10 декабря;

сельскохозяйственные организации — 25 августа;

садово-огороднические товарищества, гаражные, гаражно-строительные, жилищно-строительные кооперативы 10 августа.

Уплата не внесенных плательщиками сумм земельного налог либо пересмотр неправильно произведенного налогообложения, допускается:

по физическим лицам — не более чем за три года с момента
выявления нарушения;

по юридическим лицам — не более чем за шесть лет с момента
выявления нарушения.

Нормы данной статьи не распространяются на сельскохозяйственные организации, работающие по фиксированному сельскохозяйственному налогу с 1 января 2004 года по 1 января 2011 года.

Закон РФ «О плате за землю» от 11 ноября 1991 года.

Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение. Учебник.-М.: МЦФЭР, 2008.

Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учебное пособие.-М.: Омега-Л, 2008.

Черник Д.Г. Налоги.-М.: ЭНИТИ, 2007.

Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2008.

Читайте так же:

  • Требования к установке газовой колонки в квартире Установка газовой колонки своими руками — нормы и разрешения Установка газовой колонки в квартире – это самый надежный, распространенный и дешевый способ решения проблемы «горячего» водоснабжения. Ведь в таких объемах и так дешево горячую воду «генерирует» только газовая колонка. […]
  • Енвд налог на имущество 2019 для ип Какой налог на имущество для ИП в 2017-2018 годах? Налог на имущество ИП в 2017-2018 годах подчиняется правилам, в существенной мере обновленным для их применения с 2015 года. Основное новшество – 2015: налог на имущество ИП в определенных случаях придется платить, даже если он является […]
  • Будут ли выплачивать материнский капитал в 2019 году включительно Изменения в материнском капитале в 2018 году В 2018 году программы материнский капитал коснется целый ряд изменений в связи со вступлением в силу новых законов «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» и о внесении изменений в ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки […]
  • Арбитражный суд пк официальный сайт Арбитражный суд Приморского края Арбитражные суды Депозитный счет Дальневосточное ГУ Центрального банка Российской Федерации Управление Федерального казначейства по Приморскому краю (ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока) Правовые основы от 27 июня 2012 года № 83 от 25.07.2006 […]
  • Федеральный закон от 30 марта 2019 г 62-фз Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. № 62-ФЗ “О внесении изменения в статью 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” (не вступил в силу) Принят Государственной Думой 23 марта 2018 года Одобрен Советом Федерации 28 марта 2018 года Внести в примечание к […]