Меню

Инкассация нужна ли лицензия

Инкассация нужна ли лицензия

КТО ИМЕЕТ ПРАВО ОКАЗЫВАТЬ УСЛУГИ ИНКАССАЦИИ

Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно — правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.
В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.
Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно — правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.
(п. 2.1, п. 2.2, п. 2.5, «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 05.01.1998 N 14-П)

Инкассация и доставка наличных денежных средств и ценностей осуществляется на договорных условиях с организациями, предоставляющими услуги по инкассации и входящими в банковскую систему Российской Федерации.
(«Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» утв. ЦБ РФ 09.10.2002 N 199-П)

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации ( РОСИНКАС ), которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.
( ст. 34, ст. 83, Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-Ф3 «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)»)

Организации, имеющие право осуществлять инкассацию и доставку наличных денежных средств и ценностей:

— Российское объединение инкассации ( РОСИНКАС ) Банка России;
(ст. 83, Федеральный Закон от 10.07.2002 N 86-Ф3 «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)»)
— Инкассаторские службы учреждений банков;
— Специализированные инкассаторские службы — небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей;
— Предприятия Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России)..
(п. 2.1, п. 2.2. «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, от 05.01.1998 N 14-П)

Инкассация денежных средств — банковская операция.
Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.
(Статья 13. Федеральный Закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»)

«УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.06.1996 N 63-ФЗ

Статья 172. Незаконная банковская деятельность
1. Осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
2. То же деяние:
а) совершенное организованной группой;
б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере,
— наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Инкассация – это составная часть действующей системы наличного денежного обращения. В более узком смысле – это упорядоченная передача предприятиями ценных активов на сохранение в банковском учреждении с помощью специальной охранной структуры.
К ценным активам относятся:

  • наличные денежные средства, выручка сверх установленного остаточного лимита для последующего зачисления на расчетные счета предприятия.
  • валютные ценности, ценные бумаги,
  • финансовые, платежные и коммерческие документы.

Не всякую сдачу ценностей в банк можно назвать инкассацией – только если эту операцию выполняет специальное структурное подразделение – инкассаторская служба, на договорной и платной основе, с полной материальной ответственностью. Этой деятельностью может заниматься отдельное подразделение банка в качестве банковской услуги или внешнее охранное предприятие, у которого имеется отдельная лицензия ЦБ на данный вид деятельности.

Коммерческие организации чаще всего заказывают услугу инкассирования денег, выполняя требования законодательства о порядке расчетов, платежей и ведения кассовых операций.
В соответствии с нормами закона, все организации обязаны сдавать в учреждения банков поступающие в их кассы наличные деньги сверх установленного лимита остатка наличных денежных средств для последующего зачисления на их банковские счета.
Реже пользуются услугами охранного сопровождения, чтобы безопасно перевезти другие ценные активы по своему усмотрению.

Законодательные требования о своевременном трансферте наличных денег из кассы на текущий банковский счет юридические лица могут выполнять самостоятельно – собственными ресурсами на свой риск. Например, для малого бизнеса с относительно низкой выручкой.
Также можно увеличить число операций по безналичному расчету, в таком случае оплата за предоставляемые товары и услуги будет автоматически переводиться на расчетный счет торговой организации.

Банк может инкассировать наличные деньги у своих клиентов самостоятельно, с помощью специально созданной внутренней службы. Также для проведения инкассации банк может привлекать третьих лиц, например специализированные инкассаторские организации, а также пользоваться инкассаторскими службами других банков на договорной основе.
Вывод: если компания обслуживается в определенном банковском учреждении, она должна пользоваться только услугами того инкассатора, которого ей предлагает обслуживающий банк. Выбрать стороннего инкассатора по своему усмотрению можно только в том случае, если запланирована перевозка ценного груза куда-либо еще, кроме обслуживающего банка.
Операция инкассации для сдачи выручки проходит в несколько этапов:
1) подготовка денежных средств к инкассации (сдаче);
2) оформление инкассатором сопроводительных документов, обмен купюр на более крупные или их размен в случае необходимости;
3) сдача инкассирующему органу;
4) транспортировка принятого груза на бронированном автомобиле в сопровождении вооруженной охраны. Если банковский рабочий день закончился, пакет отправляют на временное хранение в офис инкассатора;
5) прием в кредитном учреждении,
6) пересчет в банке сдаваемых денег, проверка их на подлинность и целостность,
7) зачисление (отражение) на соответствующий банковский счет.

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

ТЕМА: Лицензирование инкассации

Лицензирование инкассации 4 года 1 нед. назад #2936

  • Рига
  • Не в сети
  • Platinum Boarder
  • Сообщений: 3360
  • Спасибо получено: 1
  • Репутация: 0

Лицензирование инкассации 4 года 1 нед. назад #2937

  • Рига
  • Не в сети
  • Platinum Boarder
  • Сообщений: 3360
  • Спасибо получено: 1
  • Репутация: 0

«Юридическая работа в кредитной организации», 2014, N 2

ИНКАССАЦИЯ, ПЕРЕВОЗКА, ХРАНЕНИЕ
ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ — ЧТО ЛИЦЕНЗИРУЕТСЯ?

В процессе работы с наличными денежными средствами и ценностями у кредитных организаций и их контрагентов и возникают правоприменительные проблемы с отнесением инкассации к банковской операции. Какие действия следует рассматривать как подлежащие лицензированию, а какие действия могут осуществляться иными лицами по договору с кредитной организацией без лицензии Банка России?

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках) к числу банковских операций, осуществляемых кредитными организациями, относится инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц. Согласно ст. 13 Закона о банках осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Соответственно, указанная деятельность кредитных организаций подлежит лицензированию и надзору со стороны Банка России.
Вместе с тем в процессе работы с наличными денежными средствами и ценностями у кредитных организаций и иных организаций и лиц возникают правоприменительные проблемы с отнесением инкассации к банковской операции. Непонятно, какие действия следует рассматривать как подлежащие лицензированию, а какие действия могут осуществляться иными лицами по договору с кредитной организацией без лицензии Банка России.

Инкассация и перевозка:
что квалифицируется как банковская операция?

Действительно, в настоящее время широко распространено привлечение кредитными организациями иных организаций и лиц для осуществления отдельных действий, в том числе для осуществления инкассации и перевозки денежных средств и иных ценностей (аутсорсинг). Как правило, для осуществления инкассации и перевозки денежных средств и иных ценностей кредитные организации привлекают транспортные компании и частные охранные предприятия.
Особое значение данная проблема приобретает в связи с проблемой уголовно-правовой квалификации инкассации и перевозки как банковской операции, осуществляемой организациями без лицензии Банка России, что образует состав преступления, предусмотренного ст. 172 УК РФ.
В этой связи представляется необходимым остановиться на определениях «инкассация денежных средств» и их «перевозка».
Прежде всего, следует обратиться к нормативным правовым актам, регулирующим данный вид деятельности кредитных организаций. Так, в п. 1.5 Положения Банка России от 24.04.2008 N 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» (далее — Положение N 318-П) используются термины «инкассация наличных денег» и «перевозка наличных денег», которые определены путем перечисления действий, которые могут осуществлять кредитные организации. См.: Вестник Банка России. 2008. N 29-30.

Читайте так же:  Код кбк на 2019 год транспортный налог

Рассматривая понятие «инкассация наличных денег», содержащееся в Положении N 318-П, необходимо подчеркнуть, что инкассация включает исчерпывающий перечень действий по сбору, доставке наличных денег клиентов в кредитную организацию, внутреннее структурное подразделение (далее — ВСП), в том числе сданных клиентами через автоматические сейфы, с последующим зачислением (перечислением) их сумм на банковские счета, счета по вкладам (депозитам) клиентов, открытые в этих или иных кредитных организациях.
Под перевозкой наличных денег в Положении N 318-П понимается транспортировка принятых ими наличных денег в кредитной организации, ВСП, учреждении Банка России, осуществляющем кассовое обслуживание кредитной организации, ВСП, и сдача их в кредитную организацию, ВСП, учреждение Банка России, осуществляющее кассовое обслуживание кредитной организации, ВСП, или передача клиенту, а также изъятых из программно-технических средств и подлежащих вложению в программно-технические средства наличных денег.
Следовательно, инкассация как банковская операция включает в себя:
1) сбор наличных денег клиентов;
2) доставку наличных денег клиентов в кредитную организацию или ВСП;
3) последующее зачисление (перечисление) этих сумм на банковские счета клиентов, открытые в этих или иных кредитных организациях.
В свою очередь, перевозка наличных денег состоит из:
1) транспортировки принятых наличных денег;
2) сдачи их в кредитную организацию, ВСП, учреждение Банка России или передачи их клиенту.
Таким образом, состав действий при инкассации и перевозке наличных денег отличен, и ключевым элементом, позволяющим отличить инкассацию от перевозки, является последующее зачисление (перечисление) денежных средств на банковские счета клиентов, открытые в кредитных организациях.
Кроме того, нельзя не отметить, что перевозкой является вид деятельности, порядок осуществления которой регулируется нормами ГК РФ о договоре перевозки, транспортными уставами и иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами перевозки грузов. Собственно, перевозка наличных денег не может быть отнесена к банковской операции и не требует лицензии Банка России, ее могут осуществлять как кредитные организации, так и организации, оказывающие услуги по перевозке ценных грузов . Более того, сами клиенты кредитных организаций, получающие наличные деньги в кредитных организациях, могут осуществлять транспортировку наличных денег собственными силами . Аналогичная позиция может быть распространена на осуществление перевозки, например, драгоценных металлов, камней и иных ценностей. См.: Письмо Департамента наличного денежного обращения Банка России от 13.01.2009 N 29-1-2-5/44.
См.: Письмо Банка России от 23.03.2009 N 38-Т «О соблюдении требований по перевозке и инкассации наличных денег» // Вестник Банка России. 2009. N 21.

При рассмотрении инкассации в качестве банковской операции необходимо подчеркнуть, что инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов нельзя отделять от кассового обслуживания физических и юридических лиц. Как отмечалось ранее, исходя из формулировки данной банковской операции, содержащейся в ст. 5 Закона о банках, инкассация и кассовое обслуживание только в совокупности будут составлять банковскую операцию, которую вправе осуществлять исключительно кредитные организации на основании лицензии Банка России.
Таким образом, к признакам инкассации как банковской операции можно отнести технологическую неразрывность упорядоченной совокупности функционально связанных операций и процедур по доставке наличных денег в кредитную организацию с осуществлением кассовых операций и безусловной обязанностью зачисления (перечисления) соответствующих сумм денежных средств на банковские счета клиентов . См.: Письмо Департамента наличного денежного обращения Банка России от 06.12.2012 N 29-1-1-6/8998 (см.: Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.04.2013 по делу N А71-213/2013 // www.arbitr.ru.).

Данный подход подтверждается тем, что банковское законодательство не предусматривает выдачу отдельной лицензии на осуществление инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов. Так, в соответствии с Инструкцией Банка России от 02.04.2010 N 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (далее — Инструкция N 135-И) право на осуществление инкассации и кассового обслуживания клиентов предоставляется в рамках:
— лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) (Приложение 6 к Инструкции N 135-И);
— лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) (Приложение 7 к Инструкции N 135-И);
— лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций (Приложение 9 к Инструкции N 135-И);
— генеральной лицензии (Приложение 18 к Инструкции N 135-И);
— лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (Приложение 25 к Инструкции N 135-И). Вестник Банка России. 2010. N 23.

Соотношение понятия инкассации и охранной деятельности

Итак, осуществление инкассации без одновременного ведения кассового обслуживания не может рассматриваться как банковская операция . См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 13.06.2000 N 2361/00.

Однако возникает проблема в определении конкретных признаков, по которым совокупность действий коммерческой организации может быть отнесена к банковской операции. В банковском законодательстве и нормативных актах Банка России такие признаки не могут быть установлены, поскольку это не относится к компетенции Банка России. Данная ситуация осложняется тем, что в банковском законодательстве не содержатся определения терминов «банковская деятельность» и «банковская операция», а также «лицензионные требования и условия».
Установление признаков банковской операции в деятельности организаций, не имеющих лицензии Банка России, относится к компетенции правоохранительных органов и суда и должно производиться ими применительно к конкретным случаям и ситуациям.
В качестве примера можно привести судебное разбирательство в отношении охранного предприятия, которое оказывало услуги по инкассации денежных средств юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица по возмездным договорам на охрану и сопровождение материальных ценностей и документации. Выступая в качестве исполнителя, предприятие принимало на себя обязательства обеспечить охрану материальных ценностей и документации заказчика при перевозке с объектов в банки (офис) и обратно.
Охрана материальных ценностей и документации осуществлялась охранным предприятием с момента их получения (принятия под охрану) и до момента их сдачи в установленном пункте. При этом в обязанности охранного предприятия включались:
— организация и обеспечение охраны материальных ценностей и документации заказчика;
— выделение охраны, вооруженной служебным оружием;
— сбор материальных ценностей в подразделении в соответствии с графиком заезда;
— закрепление за каждым подразделением необходимого количества специальных сумок для сбора материальных ценностей.
В систему договорных отношений, существовавшую в рамках осуществления охранным предприятием предпринимательской деятельности, также входили гражданско-правовые договоры на прием денежной наличности клиента от стороннего перевозчика или договоры на сбор денежной выручки. Так, в рамках трехстороннего договора на прием денежной наличности клиента от стороннего перевозчика или договора на сбор денежной выручки охранное предприятие своими силами и средствами в согласованное сторонами время производило сбор денежной выручки с предприятия (индивидуального предпринимателя или коммерческой организации), ее хранение и последующую сдачу в банк. Банк, в свою очередь, производил прием наличности от представителей охранного предприятия и осуществлял ее своевременное зачисление на счет клиента.
Сбор денежной выручки производился сотрудниками охранного предприятия путем приема сумок с денежной наличностью непосредственно на предприятиях. Сотрудники охранного предприятия осуществляли прием, перевозку и сдачу денежной выручки в банк в опечатанных инкассаторских сумках (мешках), которые передавались сотрудниками охранного предприятия в безвозмездное пользование предприятию.
Судом установлено, что МВД России в адрес данного охранного предприятия направлено уведомление о приостановлении действия лицензии до вступления в силу решения суда в связи с нарушением лицензионных требований и условий, которые выявлены в ходе изучения материалов, а именно осуществления охранным предприятием незаконной банковской деятельности по инкассации денежных средств и материальных ценностей. Насколько в данном случае правомерны действия надзорных органов в приостановлении действия лицензии?

Правомерность приостановления действия лицензии

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об охранной деятельности) частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. См.: Закон Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. 30 апреля 1992.

Читайте так же:  Судебные приставы алтайского края бийск официальный сайт

В соответствии со ст. 1.1 Закона об охранной деятельности объектом охраны могут выступать как недвижимые вещи (включая здания, строения, сооружения), так и движимые вещи (включая транспортные средства, грузы, денежные средства, ценные бумаги), в том числе при их транспортировке.
Безусловно, частная охранная деятельность является видом предпринимательской деятельности, закрепленной гражданским законодательством в ст. 2 ГК РФ, обладая при этом соответствующими признаками, такими как:
— самостоятельность и рисковый характер;
— направленность на систематическое получение прибыли от оказания услуг, связанных с принятием, перемещением и передачей денежных средств;
— осуществление деятельности зарегистрированным в качестве предпринимателя субъектом.
В этой связи необходимо отметить следующее.
Во-первых, в соответствии со ст. 431 ГК РФ при определении содержания договора должна выясняться и уточняться действительная общая воля сторон с учетом цели договора. В рассматриваемом нами случае договоры с участием охранного предприятия были направлены на транспортировку денежной выручки в банк.
Во-вторых, сдача в кредитную организацию наличных денег в опломбированных сумках не является исключительным признаком инкассации, так как установленный гл. 4 Положения N 318-П порядок приема сумок с наличными деньгами от клиентов предполагает, что организации вправе сдавать в кредитную организацию, ВСП наличные деньги в сумках. В этом случае организация должна представить в кредитную организацию образцы пломб, которыми будут опломбировываться сумки, или описание вида упаковки.
Как отмечалось ранее, согласно п. 1.5 Положения N 318-П для перевозки наличных денег кредитная организация может привлекать организации, оказывающие услуги по перевозке ценных грузов. В таком случае, в соответствии с п. 1.12 Положения N 318-П, взаимоотношения кредитной организации с организациями, оказывающими услуги по перевозке ценных грузов, по вопросам осуществления кассовых операций, перевозки наличных денег, инкассации наличных денег определяются на основании договоров, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемой ситуации охранное предприятие осуществляло действия по сбору и доставке наличных денег своих клиентов по договору в кредитную организацию. При этом охранное предприятие не проводило последующее зачисление или перечисление собранных и доставленных в кредитную организацию денег клиентов на их банковские счета, открытые в данных или иных кредитных организациях (в соответствии с условиями договоров, фигурирующих в рассматриваемом деле, своевременное зачисление наличности на счет клиента осуществлял банк). Таким образом, суд пришел к выводу о том, что доказательства факта осуществления охранным предприятием деятельности по инкассации не представлены . Данный вывод был поддержан судом кассационной инстанции . См.: Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.04.2013 по делу N А71-213/2013 // www.arbitr.ru.
См.: Постановление ФАС Уральского округа от 25.10.2013 N Ф09-11074/13 // www.arbitr.ru.

Квалифицирующие признаки инкассации
как незаконной банковской деятельности

В завершение необходимо рассмотреть и уголовно-правовой аспект представленной проблемы в связи с оценкой квалифицирующих признаков незаконной банковской деятельности (ст. 172 УК РФ) и незаконной предпринимательской деятельности (ст. 171 УК РФ). Так, по общему правилу в силу бесспорности и обязательности судебных актов те обстоятельства, которые ранее были установлены судом в судебном решении, вступившем в законную силу, не подлежат установлению вновь в суде по другому делу. Однако принятие либо непринятие судом таких доказательств по ранее рассмотренному делу вызвано спецификой рассмотрения дела судом по гражданскому, административному и уголовному делу, а также различием задач судопроизводства. В частности, в Постановлении ФАС Уральского округа от 21 мая 2008 г. N Ф09-3637/08-С2 по делу N А71-41/04 можно найти такое определение: «. преюдиция — это установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной части судебного акта и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами. Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение».
Правовая позиция оценки доказательств также была выражена Конституционным Судом РФ . См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2008 N 193-О-П «По жалобе гражданина Суринова Татевоса Романовича на нарушение его конституционных прав статьей 90 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 2090.

В силу ст. 17 УПК РФ оценка доказательств осуществляется судьей, присяжными заседателями, а также прокурором, следователем, дознавателем по их внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, исходя из того, что никакие доказательства не имеют заранее установленной силы. При этом все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном УПК РФ, толкуются в его пользу, поскольку до полного опровержения его невиновности обвиняемый продолжает считаться невиновным (ч. 1 и 3 ст. 14 УПК РФ).
Данные правила повторяют закрепленные в Конституции РФ принципы, в соответствии с которыми каждый обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ст. 49, ч. 1 и 3). Следуя этим предписаниям, УПК РФ устанавливает более строгие требования именно к доказыванию виновности лица, поскольку презумпция невиновности диктует признание судом всех фактов, свидетельствующих в пользу обвиняемого, — пока они не опровергнуты стороной обвинения в должной процессуальной форме.
Что касается фактических обстоятельств, которые рассмотрены и установлены в судебных актах арбитражного суда, осуществляющего гражданское судопроизводство в соответствии с компетенцией, определенной Конституцией РФ и АПК РФ, то его выводы относительно этих обстоятельств, если ими предрешается вопрос о виновности или невиновности лица в ходе уголовного судопроизводства, подлежат исследованию и оценке в соответствии с общими принципами доказывания, закрепленными в ст. 49 Конституции РФ, при том что подтвержденные арбитражным судом обстоятельства, свидетельствующие в пользу обвиняемого, могут быть отвергнуты лишь после того, как вступивший в законную силу исполняемый судебный акт арбитражного суда будет аннулирован в предусмотренных для этого процедурах. Иное не соответствовало бы Конституции РФ и установленным на ее основании уголовно-процессуальным законодательством правилам доказывания.
Таким образом, ст. 90 УПК РФ не предполагает возможность при разрешении уголовного дела не принимать во внимание обстоятельства, установленные не отмененными решениями арбитражного суда по гражданскому делу, которые вступили в законную силу, пока они не опровергнуты стороной обвинения.
Если применять вышесказанное к рассматриваемому нами случаю, то можно предположить, что обстоятельства по хранению денежных средств, перевозке, инкассации, а равно другие обстоятельства, которые были установлены в мотивировочной части судебного акта по гражданскому делу, могут быть подвергнуты критике стороной обвинения и в этом случае подлежат оценке по усмотрению суда по уголовному делу.
Учитывая самостоятельность следователя при расследовании уголовного дела, вопросы квалификации незаконной банковской деятельности, предусмотренные ст. 172 УК РФ, могут быть неоднозначно и неверно истолкованы должностным лицом в отсутствие правовой определенности отличительных признаков инкассации от деятельности по охране и транспортировке денежных средств.

Таким образом, подводя итоги анализа законодательства и нормативных актов Банка России, регулирующих инкассацию наличных денег, можно прийти к выводу о том, что банковскую операцию составляют инкассация наличных денег и кассовое обслуживание клиентов, осуществляемые кредитными организациями и требующие лицензии Банка России. Перевозку наличных денег и иных ценностей вправе осуществлять иные организации и лица без лицензии Банка России.

М.В.Комиссарова
К. ю. н.,
главный юрисконсульт
юридический департамент
Банк России

А.И.Райлян
К. ю. н.,
доцент
Финансовый университет
при Правительстве РФ

С.В.Степашкин
К. п. н.,
адвокат
КАМ «Советник»
Подписано в печать
23.05.2014

Нужна ли лицензия на обслуживание лифтов

Законодательство в области использования и обслуживания лифтов изменилось в середине 2017 года. В чём состоят эти изменения и нужна ли лицензия на обслуживание лифтов теперь – эти вопросы волнуют многие частные компании, работающие в сферах жилищно-коммунального хозяйства, строительства и обслуживания объектов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

СРО (саморегулируемая организация) в сфере обслуживания и ремонта лифтового хозяйства – это некоммерческое товарищество, призванное осуществлять контроль за предпринимателями и отдельными лицами, которые так или иначе связаны с лифтами: строят, обслуживают, ремонтируют.

Функции СРО просты: следить за тем, чтобы к подобным видам деятельности допускались только лица, получившие специальное образование, имеющие знания в большем объёме, чем минимальная база.

Ранее (с 2011 года) на территории РФ действовал Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов». Он был единственным документом, который регулировал лифтовое хозяйство страны. В нём содержались базовые требования к эксплуатации лифтов, выдержки из международного опыта.

Конечно, такого регулирования недостаточно, и в этой области, можно сказать, не было никакого специального контроля. ГОСТЫ и СНиПы, действующие в РФ, имеют добровольный характер и не могут считаться правовой базой.

Читайте так же:  Образец заявления по пожарному надзору

Так как лифты относятся к средствам повышенной опасности, то и законодательство требовалось расширить как можно скорее. Но сделано это было только после ряда несчастных случаев с жертвами в жилых домах. Для повышения уровня безопасности было решено требовать со всех предпринимателей разрешение от СРО на ведение деятельности, связанной с подъёмными устройствами.

После введения СРО: что изменилось

По закону обслуживание лифтов лицензируемой деятельностью по-прежнему не является. Но Росстрой рекомендует выбирать подрядчиков с сертификатами и допуском СРО.

Каждая управляющая организация должна иметь в штате сотрудника, имеющего допуск СРО к обеспечению эксплуатации лифтов.

Таким сотрудником может стать работник, если он:

  • имеет специальное профильное образование;
  • сдал экзамены и подтвердил квалификацию;
  • знает правила использования лифтового хозяйства;
  • умеет проводить комплекс проверочных работ.

В обязанности сотрудника входит проверка рабочего состояния подъёмного устройства, ремонт или заключение договора на ремонт лифта, контроль за соблюдением технологии ремонта, и тд.

Каждая специализированная организация должна иметь в своём штате:

  • специалистов высокого уровня с подтверждённой квалификацией и современными знаниями. Такие сотрудники должны проходить регулярное повышение квалификации;
  • помещение для хранения специального оборудования и инвентаря для ремонта;
  • специальный транспорт для перевозки тяжёлых деталей.

Сотрудники СРО теперь имеют персональную ответственность за свою трудовую деятельность.

  1. С 30.08.2017 создаётся и пополняется единый Федеральный Реестр лифтов в РФ. Вносит данные в него Ростехнадзор. Поэтому данные по каждому подъёмному устройству должны быть переданы в эту организацию управляющей компанией.
  2. Все подъёмные устройства входят в перечень опасных производственных объектов, поэтому на них распространяется федеральное законодательство о промышленной безопасности таких объектов (ст. 6 116-ФЗ от 21.07.97).

А тут о выплатах работникам при увольнении по банкротству предприятия.

Самостоятельное получение лицензии на техническое обслуживание лифтов

Если планируется создание организации по обслуживанию лифтового хозяйства, лицензия на эту деятельность не потребуется. А вот сертификат СРО получить рекомендуется.

С 2010 года на территории РФ действует федеральное агентство по надзору за безопасностью подъёмных устройств – Национальный лифтовый союз.

В его ведомстве находится деятельность всех СРО, контролирующих лифтовой комплекс страны. В этой организации можно получить исчерпывающую информацию о том, куда обратиться и какие условия выполнить, чтобы получить сертификат СРО.

Если нет лицензии

Строго говоря, в соответствии с федеральным законом разрешение СРО необходимо только на пусконаладочные и строительные работы.

На обслуживание лифтового оборудования и сервис такое разрешение требовать не вправе, и отказать по причине того, что нет лицензии СРО, никто не имеет право.

Так или иначе, допуск СРО — очень полезный документ. Доверие экспертных организаций к вашей деятельности будет документально зафиксировано.

Можно надеяться, что состояние лифтового комплекса после введения новых норм станет значительно лучше, так как теперь эксплуатацией и ремонтом смогут заниматься компетентные работники с личной ответственностью, а это очень важный показатель.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Продажа на ГСМ нужна ли лицензия

ГСМ это такие объекты гражданского оборота, которые являются очень опасными. Именно поэтому особо важно их правильно хранить и транспортировать. В связи с этим, законодательством РФ предусмотрена выдача специального разрешения, о котором будет сказано ниже.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Какие нужны лицензии для ГСМ

Лицензия предполагает разрешение на осуществление определенного вида деятельности. Оборот и реализация горючих смазочных материалов предполагает получение данного документа далеко не во всех случаях.

Так, например, реализация ГСМ без лицензии возможна, когда продажа осуществляется на территории Российской Федерации. Предпринимателю в данном случае следует обратить особое внимание на положения, закрепленные налоговым законодательством, так как оно является важным регулятором этой сферы деятельности.

Для того, чтобы понять нужна ли лицензия для торговли нефтепродуктами, нужно обратиться к нормам федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно данному правовому акту, лицензированию подлежит лишь хранение и перевозка горючих и смазочных материалов.

Это обусловлено требованиями промышленной безопасности, так как зачастую при нарушении правил совершения этих действий могут происходить техногенные катастрофы, влекущие за собой загрязнение окружающей среды и иные тяжкие последствия.

Нужна ли лицензия при сделке по продаже ГСМ

Вопрос о том, нужна ли лицензия на ГСМ, раскрывается федеральным законом, описанным выше.

Обратите внимание! При совершении сделок по купле-продаже данных материалов и веществ никакого разрешения своему контрагенту также предъявлять не нужно.

Однако следует обратить внимание на довольно-таки специфический документ, именуемый свидетельством на реализацию горючих смазочных материалов. Получение этого акта обязательным не является, однако его наличие у предпринимателя позволяет относиться к нему потенциальным покупателям с большей степенью доверия.

Лицензия на хранение данных материалов предполагает разрешение на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов. Передать ее, разумеется, не представляется возможным. Это означает, что покупатель данных материалов должен обратиться в лицензирующий орган и получить разрешение уже на свое имя.

Порядок получения лицензии на хранение ГСМ

Нужно отметить, что в данной ситуации предметом лицензирования является не горючий смазочный материал, а опасные производственные объекты.

Как и получение любого другого разрешения, в этой ситуации соискателю необходимо пройти несколько этапов, которые регулируются законодательно.

Начинается данная процедура с подачи заявления, которое обязательно должно включать в себя следующее:

  1. Данные о соискателе, включая его место нахождения, ИНН и др.
  2. Данные о лицензирующем органе.
  3. Просьба о выдаче специального разрешения.
  4. Дата и подпись уполномоченного лица.

Ответственным органом в данной сфере правоотношений является Ростехнадзор. Не обязательно обращаться именно в этот орган. Можно послать все необходимые документы по почте или же воспользоваться порталом государственных или муниципальных услуг.

Этот документ имеет определенный срок своего действия.

Внимание! Данное разрешение действительно в период, равный пяти годам.

За совершение государственным органом данного юридического действия придется уплатить установленную законом государственную пошлину, которая не может превышать полторы тысячи рублей.

После того, как все необходимые документы были поданы, государственный орган рассматривает и тщательным образом изучает их, после чего принимается соответствующее решение.

В выдаче лицензии может быть отказано только в тех ситуациях, которые прямо предусмотрены законодательством (например, отсутствие нужной тары, помещений и др.). Если соискатель считает, что такой отказ был незаконным, он может обжаловать данное решение в уполномоченный орган правосудия путем подачи искового заявления по правилам, предусмотренным процессуальным законодательством.

Необходимые документы

Лицензирование данной деятельности, включая хранение нефтепродуктов, осуществляется на основании необходимых документов, предоставляемых соискателем. К таковым относятся:

  • заявление;
  • реестровая выписка, подтверждающая законность создания юридического лица;
  • документ об оплате государственной пошлины;
  • сведения о трудоустройстве сотрудников, работающих в местах хранения опасных материалов;
  • документ, подтверждающий права собственности или аренды на необходимые помещения и оборудование.

Нужно отметить, что эти документальные акты могут быть направлены по почте. Все они должны быть действительными и достоверными. В противном случае, в выдаче вышеупомянутого разрешения может быть отказано.

Таким образом, лицензия на реализацию ГСМ в соответствие с нормами современного законодательства не требуется. Однако предпринимателю необходимо позаботиться о наличии разрешения на хранения данных материалов. В случае отсутствия данного документа, правила кодекса об административных нарушениях предусматривают наложение штрафных санкций.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Читайте так же:

  • Педагогическая инноватика учебное пособие А.В.Хуторской. Педагогическая инноватика: : учеб. пособие Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с. Автор : Хуторской А.В. Название: Педагогическая инноватика Серия: Высшее […]
  • Вопросы к юристу по осаго Как получить выплату по осаго Как получить выплату по ОСАГО… Вопрос юристу: Здравствуйте. Страховую компанию виновника ДТП лишили лицензии и на этом основании моя страховая компания отказала в выплате по ущербу.Куда сейчас мне нужно обратиться для положительного решения данного […]
  • Пфр минимальная пенсия Названы регионы с самыми высокими и низкими пенсиями в России Средняя пенсия в России составляет сегодня 14 144 рубля, но размер пенсионных выплат по регионам значительно отличается. Самая высокая пенсия в России выплачивается на Чукотке, где по состоянию на 1 июня 2018 года ее средний […]
  • Общепризнанные принципы и нормы международного права в уголовном процессе Конспекты юриста Значение Конституции РФ и норм международного права в урегулировании уголовного процесса Конституции принадлежит главное место среди источников законодательства, в следствие ее высшей юридической силы (ст. 15), кроме того, в конституции есть ряд основополагающих норм […]
  • Федеральный закон от 25 июня 2012 г N 93-фз Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 июня 2006 г. […]