Меню

Увольнение административное наказание

Оглавление:

§ 2. Виды административных наказаний

Статья 3.2 КоАП устанавливает следующие виды административных наказаний:

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

В отношении юридического лица могут применяться только первые четыре вида административных наказаний.

Административные наказания, перечисленные в п. п. 3 — 8 названной выше статьи, устанавливаются только Кодексом об административных правонарушениях, т.е. федеральным законом.

Предупреждение и административный штраф могут вводиться и применяться на основании законов субъектов РФ об административной ответственности.

Данная система административных наказаний характеризуется рядом особенностей.

Во-первых, эта система является единственным законодательно установленным перечнем административных наказаний, что позволяет обеспечить единообразное понимание и применение данных средств правоохраны.

Во-вторых, иные виды административных наказаний, кроме указанных выше, могут быть установлены только законодательными актами РФ и лишь в соответствии с общими положениями и принципами законодательства об административных правонарушениях.

В-третьих, она дифференцирует административные наказания на основные и дополнительные (возмездное изъятие, конфискация, административное выдворение), причем последние могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания; другие административные наказания могут устанавливаться и применяться только в качестве основных. За конкретное административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и одно из дополнительных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи КоАП. Одновременное применение двух основных либо двух дополнительных наказаний не допускается.

В-четвертых, эта система включает наказания морального характера (предупреждение), денежные и имущественные наказания (штраф, конфискация) и наказания, обращенные на личность нарушителя (административный арест, лишение специальных прав, выдворение).

Предупреждение применяется в отношении физических и юридических лиц, совершивших незначительные нарушения установленных правил, когда они не носят резко выраженного антиобщественного характера.

Предупреждение может налагаться, если оно предусмотрено соответствующей статьей Кодекса об административных правонарушениях или нормативного акта субъекта РФ, устанавливающего административную ответственность.

Применение предупреждения к правонарушителю влечет для него наступление определенных отрицательных последствий, обычно морального характера. Вместе с тем Кодекс (ст. 4.3) связывает с фактом повторного или неоднократного применения к нарушителю предупреждения привлечение его к более строгой ответственности.

Предупреждение является административным наказанием и может повлечь наступление определенных правовых последствий только тогда, когда оно вынесено в письменной форме или зафиксировано иным установленным способом в решении должностного лица, привлекающего нарушителя к административной ответственности (например, путем компостерной просечки талона к удостоверению на право управления маломерным судном).

От предупреждения как меры административного наказания нужно отличать устные замечания, которые представляют собой средства убеждения и, естественно, не являются административными наказаниями.

Административный штраф — денежное наказание, назначаемое нарушителям административно-правовых норм юрисдикционными органами или их полномочными представителями в пределах, предусмотренных законодательством. Он выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.

Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах: с указанием пределов штрафа (относительно-определенная санкция) и с точным указанием размера штрафа (абсолютно-определенная санкция). В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно-определенные штрафные санкции, что позволяет при наложении штрафа учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Штраф предусмотрен законодательством в качестве взыскания почти за все виды административных правонарушений. Причем он может устанавливаться не только Кодексом об административных правонарушениях, но и законодательными актами субъектов РФ.

Размеры штрафов и способы их установления весьма разнообразны. Во-первых, они выражаются в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда без учета районных коэффициентов, установленному законодательством РФ на момент окончания или пресечения правонарушения. Эта величина не является постоянной и корректируется с учетом инфляции законом РФ.

Во-вторых, размер штрафа может соответствовать кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент его окончания или пресечения. Так, размер штрафа может соответствовать кратной стоимости похищенного, утраченного и поврежденного имущества. Например, ст. 7.27 КоАП устанавливает, что мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты влечет наложение административного штрафа в размере до трехкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного минимального размера оплаты труда (МРОТ); ст. 15.25 КоАП предусматривает за нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности — штраф в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения. В этих случаях размер штрафа не может превышать трехкратного размера стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.

В-третьих, штраф может быть равен сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного административного штрафа. Так, сокрытие или занижение фактически полученных доходов налогообложения влечет наложение штрафа в размере, соответствующем сокрытой (заниженной) суммы дохода.

В-четвертых, размеры штрафов в сфере таможенного регулирования определяются в величинах кратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, либо в величинах кратной суммы неуплаченных таможенных платежей.

Кодексом установлено, что размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 МРОТ, на должностных лиц — 50 МРОТ, на юридических лиц — 1 тыс. минимального размера оплаты труда.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой МРОТ.

Административный штраф за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства РФ, законодательства РФ об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также законодательства о естественных монополиях, рекламе, лотереях, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма может быть установлен с превышением размеров, названных ранее, но не может превышать для должностных лиц 200, а для юридических лиц — 5 тыс. МРОТ.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Содержание этого вида административного наказания состоит в:

а) принудительном изъятии орудия или предмета административного правонарушения у правонарушителя;

б) последующей его реализации;

в) передаче вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Возмездное изъятие как вид административного наказания распространяется только на предметы, которые явились орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Данное наказание является мерой административной ответственности имущественного характера и может применяться лишь в отношении собственника названных предметов.

Изъятие предметов, не принадлежащих правонарушителю, не является административным наказанием. Так, предметы незаконной охоты (например, панты оленя, мясо лося) или незаконной рыбной ловли (например, осетр, лосось, икра осетровых рыб) принадлежат государству и подлежат изъятию у правонарушителя. И эта акция выступает в качестве либо меры административного пресечения, либо административно-процессуального обеспечения, о чем составляется административный протокол; изъятые предметы в зависимости от их доброкачественности соответствующими должностными лицами сдаются в торговую сеть, предприятия общественного питания либо уничтожаются.

Возмездное изъятие предмета может применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Так, в виде дополнительного наказания оно предусмотрено ст. 20.8 КоАП за нарушение правил хранения, ношения и (или) уничтожения оружия и патронов к нему, принадлежащих гражданам, имеющим разрешение органов внутренних дел на хранение оружия. Возмездное изъятие оружия и патронов к нему в соответствии с санкцией данной нормы предусмотрено совместно с предупреждением и штрафом. Данное административное наказание применяется также за нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ограничение в применении данной меры: возмездное изъятие охотничьего оружия, боеприпасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. Возмездное изъятие назначается судьей.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Эта мера административного наказания состоит в принудительном безвозмездном обращении не изъятых из оборота вещей в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ. При этом конфисковано может быть лишь имущество, находящееся в личной собственности правонарушителя.

Кодекс устанавливает конфискацию лишь тех предметов, которые являются орудиями, средствами или непосредственными предметами административных правонарушений. Так, могут быть конфискованы изготовленная продукция, орудия производства и сырье за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если их наличие является обязательным; товары, свободная реализация которых запрещена или ограниченна; радиоэлектронные средства или высокочастотные устройства, средства связи, если на них отсутствует разрешение (лицензия); продукция средств массовой информации в случае злоупотребления свободой этой информации.

Исходя из ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, установившей, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда», конфискацию как вид административного наказания могут применять только судьи.

Читайте так же:  Доверенность на тмц и подписание документов

От конфискации как вида административного наказания за совершенное административное правонарушение, приводящего к лишению собственника права на определенное имущество, отличается изъятие (арест) материальных объектов собственности из незаконного владения виновного лица как мера пресечения или процессуальная мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемая в том числе для обеспечения возможной последующей конфискации. Такое изъятие (арест) имущества, осуществляемое органами исполнительной власти, в определенной степени ограничивает право собственника пользоваться и распоряжаться им, но не порождает перехода права собственности к государству. Поэтому оно производится без судебного решения, что не препятствует обжалованию такого изъятия (ареста) в суде.

До судебного решения должностные лица органов исполнительной власти, реализующие установленные законом полномочия, вправе изымать у нарушителя вещи, документы, налагать арест на имущество, задерживать транспортные средства и т.д. именно потому, что все эти меры, не являясь санкцией за совершенное правонарушение, не влекут лишения имущества (автомашины, моторной лодки, охотничьего ружья и т.д.). В момент такого изъятия не могут считаться установленными ни само деяние, ни вина в его совершении. Эти обстоятельства требуют последующего рассмотрения и доказывания в ходе надлежащей процедуры, особенности которой зависят от характера возможной санкции, поскольку ею определяется существо ограничений прав, свобод и законных интересов. Изъятое имущество хранится до рассмотрения дела, затем, в зависимости от исхода дела, в установленном порядке конфискуется или возвращается владельцу либо уничтожается.

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов, других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Лишение специального права, ранее предоставленного данному гражданину, применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса об административных правонарушениях. Срок лишения такого права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

Лишение специального права применяется чаще всего в отношении водителей транспортных средств. В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности лишение права на управление транспортными средствами, устанавливаются федеральным законом. Лишение водительских прав предусматривается Кодексом об административных правонарушениях за грубые нарушения Правил дорожного движения, например управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, отказ от прохождения медицинского освидетельствования, нарушение правил движения через железнодорожные пути, нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, управление судном судоводителем в состоянии опьянения. Лишение права охоты применяется за нарушение правил охоты.

Административное наказание в виде лишения специальных прав связано со значительными правоограничениями, так как влечет запрет на занятие определенной деятельностью в течение срока, определенного в постановлении о применении данного наказания: для водителя-профессионала — запрет на определенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя — в течение установленного срока управлять принадлежащим ему транспортным средством (автомобилем, мотоциклом, маломерным судном и др.). Лишение права охоты означает запрет на определенный срок заниматься охотой.

Кодекс относит применение рассматриваемого административного наказания к компетенции различных органов. Лишение права на управление автотранспортом и городским электротранспортом применяют судьи; права на управление тракторами, комбайнами и другими самоходными сельскохозяйственными машинами — органы госсельтехнадзора, на управление маломерными судами — органы государственной инспекции по маломерным судам МЧС. Право назначать административное наказание в виде лишения права охоты предоставлено органам, осуществляющим государственный надзор за соблюдением правил охоты. В ст. 23.1 КоАП установлено, что лишение специального права назначается судьей в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передаст его на рассмотрение судье.

Административный арест, т.е. содержание нарушителя в условиях изоляции от общества, устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток. Административный арест назначается только судьей.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Он не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административный арест является суровым административным наказанием и применяется за правонарушения, граничащие по своей общественной опасности с преступлениями, либо за злостное совершение административных правонарушений. Арест заключается в лишении виновного свободы на период, установленный постановлением по делу о совершенном правонарушении. Условия отбывания этого наказания весьма строгие. Лица, подвергнутые административному аресту, содержатся в специальных приемниках или изоляторах временного содержания органов внутренних дел.

Обычно административный арест применяется к гражданам. Однако в условиях чрезвычайного положения он может применяться и к должностным лицам.

Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Административный арест предусмотрен, в частности, за следующие административные правонарушения: потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; мелкое хулиганство; оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является; неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы; демонстрирование фашистской атрибутики или символики; неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, и др.

Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом их перемещении через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством, — в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения ими административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами пограничной службы.

Таким образом, административное выдворение как меру административного наказания за совершенное правонарушение необходимо отличать от депортации (отправки, передачи) иностранных граждан и лиц без гражданства как меру административного пресечения. Эта мера применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих статуса лиц, законно проживающих или пребывающих на территории Российской Федерации и пересекших Государственную границу с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов, либо в случае аннулирования разрешения на временное проживание, вида на жительство, а также сокращения срока пребывания в Российской Федерации.

В случаях, когда в отношении указанных нарушений Государственной границы отсутствуют основания для возбуждения уголовного дела или производства по делу об административном правонарушении и соответствующие лица не пользуются правом получения политического убежища, органы пограничной службы задерживают их и в официальном порядке передают властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу РФ.

Дисквалификация как мера административного наказания заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Дисквалификация может применяться к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Статьями Особенной части Кодекса об административных правонарушениях дисквалификация предусмотрена за нарушение законодательства о труде и об охране труда, за фиктивное или преднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве, ненадлежащее управление юридическим лицом и др.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Виды ответственности генерального директора после увольнения: за что и как долго длятся

Общество с ограниченной ответственностью — компания, которой могут владеть несколько учредителей. Управление организацией единолично осуществляет выборный генеральный директор. На гендиректоре как должностном лице лежит ответственность за все аспекты хозяйственной деятельности. Увольнение с должности не снимает с управляющего ответственности за принятые им решения.

Ответственность генерального директора после увольнения

Как единоличной руководитель организации, генеральный директор несет обширные должностные обязательства в соответствии со сферой своей компетенции. При увольнении директора и смене его новым ответственность смещенного управляющего не исчезает.

Гендиректор несет ответственность за все правонарушения в период его правления, пока по доказанным случаям не истечет срок давности. Последствия принятых решений директор несет независимо от причины и обстоятельств ухода с должности.

Наказание директора наступает и в случаях, когда при рассмотрении документов бухгалтерского учета и отчетности выявляется их неполнота или недостоверность. По 227 статье Трудового кодекса ответственность для гендиректора предусмотрена при халатном отношении к обязанностям или нарушении устава общества. Также директор несет личную и совместную ответственность за любые криминальные деяния, совершенные им, его заместителями, главным инженером или бухгалтером.

Административная ответственность

Административная ответственность организации и ее руководителя — это отдельные санкции, накладываемые независимо друг от друга. Директор отвечает штрафами по определенным статьям КоАП, прописанным для должностных лиц. Административные наказания делятся на такие категории взысканий:

  • штрафные;
  • дисциплинарные;
  • административные.

Самый широкий перечень нарушений предполагает введение штрафных мер. Взыскание до 5000 рублей предусмотрено по таким статьям КоАП:

  • за нарушение потребительских прав и санитарных норм (ст. 6.3, 14.7 и 14.15);
  • за незаконное кредитование (ст. 14.11);
  • за незначительные нарушения налогового законодательства (ст. 14.1, 14.5,15.1, 15.3—6, 15.11, 15.25).

Штрафы от 5 до 30 тысяч рублей предусмотрены за нарушения статей КоАП:

  • относительно антимонопольных норм (ст. 14.10 и 14.33);
  • за проведение фиктивной процедуры банкротства (ст. 14.12);
  • реализацию организацией некачественных услуг и товаров (ст. 14.4);
  • отказ от сотрудничества с органами власти (ст. 15.25, 19.7.3 и 19.8);
  • несоблюдение порядка проведения общих собраний (ст. 15.23.1);
  • нарушения госрегистрации ООО (ст. 14.25);
  • нарушение правил таможенного оформления (ст. 16);
  • нарушение правил размещения рекламы (ст. 14.3).
Читайте так же:  Полномочия службы по экологическому технологическому и атомному надзору

Параллельно со штрафом в 5-30 тыс. руб. возможна дисквалификация руководителя на 3 года.

Крупные штрафы от 30 тысяч рублей до суммы незаконной операции предусмотрены за нарушения КоАП:

  • нарушение правил пожарной безопасности (ст. 20.4);
  • нарушение миграционного законодательства посредством найма неофициальной рабочей силы (ст. 18.9 и 18.15);
  • проведение незаконных валютных операций (ст. 15.25).

Санкции за такие нарушения дополнительно предполагают иные виды взысканий.

Кроме финансового наказания, для руководителя существует отдельная категория административного взыскания — дисквалификация. Такая мера предполагает внесение отметки в трудовую книжку о запрете занимать любые руководящие должности. Дисциплинарное взыскание не регламентировано законодательно — решение о его применении принимается на общем собрании учредителей за любой проступок и сулит увольнение директора по инициативе работодателя.

Уголовное наказание

Уголовная ответственность наступает для директора в случае совершения им проступков, влекущих нарушение прав граждан или серьезные экономические последствия для организации. Такие деяния наказываются сроками тюремного заключения и штрафами в особо крупных размерах. Перечень деяний генерального директора, за которые следует уголовное наказание, указаны в Уголовном кодексе РФ.

Многие статьи уголовного наказания отражаются и в административном законодательстве.

Например, за нарушение правил регистрации юридического лица и фиктивное банкротство предусмотрена как административная (до 1,5 млн руб.), так и уголовная ответственность.

Личную уголовную ответственность генеральный директор несет в случаях нарушения таких законодательных норм:

  • отказ в найме на работу или увольнение женщины с грудным ребенком согласно ст. 145;
  • задержка зарплаты от 2 месяцев с корыстной целью по ст. 145.1;
  • нарушение авторских прав по ст. 146, 147;
  • превышение служебных полномочий по ст. 201;
  • коммерческий подкуп по ст. 204 УК РФ.

Экономические преступления, за которые директор организации несет уголовную ответственность, перечислены в 22 главе Уголовного кодекса. Гендиректор может нести личную ответственность и за нарушение организацией налогового законодательства, но только при условии допущения задолженности более 2 млн руб. в периоде от 3 лет.

Санкции уголовного кодекса для директора организации накладываются в зависимости от характера и тяжести преступления и разделяются на некрупные и тяжкие, предполагая такие наказания:

  • штраф до 300 тыс. либо до 1 млн рублей;
  • арест до 6 месяцев;
  • общественные работы до 480 часов либо до 5 лет;
  • лишение свободы до 7 лет либо до 12 лет.

В зависимости от тяжести преступления, срок давности по правонарушению составляет 2 года для нетяжкого, 6 лет для тяжкого преступления и более 6 лет, если умышленные деяния нанесли особо крупный ущерб.

Материальная ответственность

Руководитель организации несет совместную ответственность за деятельность главного бухгалтера предприятия на основании подписи под документами отчетности. Во избежание злоупотреблений Трудовой кодекс РФ предусматривает материальную ответственность для директора за ошибочные решения.

При нанесении прямых убытков генеральному директору надлежит компенсировать убытки и издержки пострадавшим лицам. Неполученные по вине доказанных ошибочных действий или бездействия директора доходы компенсируются за счет ответственного должностного лица. Халатные действия директора, за которыми следует материальная ответственность, и размеры ответственности за них прописаны в ТК РФ.

К материальной ответственности директора могут привлечь и кредиторы, понесшие убытки и доказавшие размеры и степень вины гендиректора через суд. В организационно-правовой форме общества ограниченной ответственности долги юридической организации переходят на директора только в пределах уставного капитала и его доли в фирме.

Взыскать задолженность сверх того объема кредиторы могут только доказав умысел в доведении организации до несостоятельности, оперируя законом № 127 ФЗ.

Сколько времени несет ответственность генеральный директор после увольнения

Ответственность генеральный директор несет:

  • 1 год после совершения административных правонарушений;
  • 1 год по искам компенсации материального ущерба;
  • 2 года за незначительные нарушения УК РФ;
  • 6 лет за преступления средней тяжести;
  • до 10 лет за тяжкие преступления.

В случае если бывший директор скрывается от правосудия, срок давности отсчитывается со дня оглашения вердикта по делу.

«Правила безопасности» для гендиректора ООО

  1. Руководителями организации считаются директор компании, его заместители, главный бухгалтер и главный инженер. Все они несут ответственность за свои решения в рамках компетенции.
  2. Гендиректор должен следить за законностью не только своих действий, но и за решениями подчиненных.
  3. Перечень нарушений в этой статье включает только основные нарушения, хотя ответственность может наступать и за иные нарушения экологического, технического и трудового законодательства в деятельности фирмы.

Специфика ответственности высшего менеджмента заключается в том, что он отвечает за деятельность всей организации. Поэтому для нового генерального директора необходимо проверить законность деятельности своего предшественника перед вступлением в должность. В противном случае он станет соучастником длящихся правонарушений и будет нести за них совместную ответственность.

Инфографика: административная или уголовная ответственность?

Законодательная база

Руководитель организации несет ответственность за свои решения по нормам КоАП, Уголовного и Трудового кодекса.

Кроме законодательных норм, за возмещением убытков со счетов директора могут обратиться:

  • акционеры сообщества, составив иск к юридическому лицу по регламенту ст. 53 ГК РФ;
  • работодатель по ст. 392 ТК РФ с требованием возмещения убытков после увольнения через суд.

Увольнение административное наказание

Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Это самая главная норма, которая устанавливает ответственность за нарушение трудового законодательства. Имеются и другие, однако ст. 5.27 КоАП РФ охватывает наибольшее число нарушений трудового законодательства. Пожалуй, это одна из наиболее распространенных статей, по которым к административной ответственности могут быть привлечены юридическое лицо и индивидуальный предприниматель.

С 01 января 2015 года статья действует в новой редакции. В скором времени содержание статьи на сайте будет обновлено. Пока что вы можете обращаться за консультацией лично ко мне.

Нарушения трудового законодательства есть почти у всех предпринимателей, поэтому если вы хотите узнать подробнее об ответственности за нарушение трудового законодательства – читайте статью, посвященную ст. 5.27 КоАП РФ.

За какие нарушения возможно привлечение к ответственности по статье 5.27 КоАП РФ

Статья 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях имеет 2 части, которые предусматривают разные нарушения трудового законодательства. Первая часть устанавливает ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда, а вторая часть – за нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

Поскольку обе части ст. 5.27 КоАП РФ устанавливают ответственность за разные нарушения, то их имеет смысл рассматривать раздельно.

Нарушения, за которые возможна ответственность по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ

По части 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях работодатель может быть привлечен за любые нарушение законодательства о труде и об охране труда. Еще раз обратите внимание, что ответственность наступает за любые нарушение трудового законодательства.

Имеются исключения, ответственность за которые предусмотрена другими нормами КоАП РФ. Вот перечень статей и краткое описание нарушение трудового законодательства, ответственность за которые предусмотрена другими статями Кодекса РФ об административных правонарушения.

  • Статья 5.28. Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения.
  • Статья 5.29. Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения.
  • Статья 5.30. Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения.
  • Статья 5.31. Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению.
  • Статья 5.32. Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах.
  • Статья 5.33. Невыполнение соглашения.
  • Статья 5.34. Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки.

Для того чтобы оценить имеются ли основания для привлечения вас к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ нужно оценить каким образом, у вас ведется кадровое делопроизводство, с точки зрения соблюдения норм Трудового кодекса РФ.

Типовые нарушения трудового законодательства, за которые организация или индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

  • Выплата заработной платы 1 раз в месяц.
  • Выплата заработной платы позднее установленных дней выдачи заработной платы.
  • Невыдача трудовой книжки в день увольнения и не направление уведомления о необходимости явиться за ней или дать согласие на оправление по почте в день увольнения.
  • Несвоевременная оплата отпуска (не позднее 3 дней до его начала).
  • Привлечение к сверхурочной работе с нарушением процедуры.
  • Нарушение требований к содержанию и форме трудового договора.
  • Необоснованное заключение срочного трудового договора.
  • Нарушение процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности и т.д.

Нарушения, за которые возможна ответственность по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ

По части 2 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях возможна административная ответственность только за аналогичные нарушения законодательства о труде и об охране труда, если ранее должностное лицо уже привлекалось к ответственности за аналогичное нарушение.

В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что аналогичным правонарушением является не любого нарушения законодательства о труде и охране труда, а такое же нарушение. В качестве примера приведен случай, когда в первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее – при увольнении другого работника.

В вопросе является ли нарушение трудового законодательства таким же или другим возможны споры с государственной инспекцией труда и прокуратурой.

Читайте так же:  Проводка введение основного средства в эксплуатацию

По части 2 статьи 5.27 КоАП РФ должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее 1 года с даты вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Это связано с тем, что согласно статье 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Данный вывод подтверждает ответ на вопрос № 8 в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года», утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007.

Также необходимо учитывать, что аналогичное нарушение трудового законодательства должно быть совершено после вступления в законную силу первого постановления о назначении административного наказания и окончания исполнения постановления о назначении наказания, например, после уплаты административного штрафа.

Наказание по статье 5.27 КоАП РФ

Часть 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусматривает следующие наказания:

  • Для должностных лиц – штраф от 1 тысячи до 5 тысяч рублей.
  • Для индивидуальных предпринимателей – штраф от 1 тысячи до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  • Для юридических лиц – штраф от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Часть 2 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает единственное наказание в виде дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет. Дисквалификация может быть назначена только государственным и муниципальным служащим, директором и генеральным директорам (лицу, исполняющему функции единоличного исполнительного органа), членам совета директоров (наблюдательного совета), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, лицам осуществляющим деятельность в сфере подготовки спортсменов и организации проведения спортивных мероприятий.

Срок давности привлечения к административной ответственности по статье 5.27 КоАП РФ

Срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет 2 месяца. Это следует из части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, где ст. 5.27 не названа в качестве исключений из общего правила.

На практике часто встает вопрос, с какого момента необходимо исчислять начало течения срока давности привлечения к административной ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности необходимо считать по-разному в зависимости от характера нарушения норм трудового законодательства.

Если трудовым законодательством установлен срок совершения предписанного действия или запрещенного действия, то срок привлечения к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ необходимо считать с даты наступления этого срока или с последнего дня, когда должно было быть совершено предписанное действие.

Например, если заработная плата должна была быть выплачена 15 числа текущего месяца, то срок привлечения к ответственности нужно исчислять с 15 числа.

Если же трудовым законодательством не установлен срок для исполнения обязанности, то административное правонарушение является длящимся и срок исчисляется с момента обнаружения административного правонарушения.

На тему сроков привлечения к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ может быть написана отдельная статья, но в рамках данной я расскажу только об общих подходах без примеров.

Срок привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ составляет 1 год. Это связано с тем, что ч. 2 ст. 5.27 предусматривает административное наказание в виде дисквалификации.

В соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения.

Какие государственные органы могут возбудить дело об административном правонарушении по статье 5.27 КоАП РФ

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.27 КоАП РФ могут возбудить государственные инспекторы труда всех уровней. От главного государственного инспектора труда Российской Федерации и его заместителей до рядового государственного инспектора труда. Это следует из части 1 статьи 28.3 и пункта 16 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.

Также дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.27 КоАП РФ может возбудить прокурор или заместитель прокурора. Возможность возбуждения дела по статье 5.27 КоАП РФ вытекает из части 1 статьи 28.4 КоАП РФ, в которой предусмотрено право прокурора возбудить дело о любом административном правонарушении при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России.

Таким образом, если к вам с проверкой пришла прокуратура или государственный инспектор труда, то в результате проверки в отношении вас могут быть возбуждено дело по статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Какие государственные органы рассматривают дело об административном правонарушении по статье 5.27 КоАП РФ

Дела по ч. 1 статьи 5.27 КоАП РФ в соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Таким органом является Федеральная инспекция труда. От имени Федеральной инспекции труда дела об административных правонарушениях рассматривают следующие должностные лица:

  1. главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;
  2. главный государственный правовой инспектор труда Российской Федерации;
  3. главный государственный инспектор Российской Федерации по охране труда;
  4. руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);
  5. руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);
  6. руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);
  7. главные государственные инспектора труда;
  8. старшие государственные инспектора труда;
  9. государственные инспектора труда.

Также дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ может рассматривать районный суд – суд общей юрисдикции. Это связано с тем, что санкция части 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность в виде административного приостановления деятельности. В соответствии с частью 2 статьи 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении, передают его на рассмотрение судье. Дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ передается судье для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 КоАП, рассматривают мировые судьи. Это следует из частей 1 и 3 статьи 23.1 КоАП РФ.

Куда обжаловать постановление о назначении административного наказания по статье 5.27 КоАП РФ

Обычно постановление о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях рассматривается и наказание назначается государственным инспектором труда.

По этой причине назначенное наказание можно обжаловать либо вышестоящему государственному инспектору труда или непосредственно в суд.

Длительное время существовала неопределенность в вопросе, нужно ли обжаловать организациям и индивидуальным предпринимателям назначенное наказание в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд. Встречались случаи рассмотрения жалоб на постановления арбитражными судами.

В настоящее время судебная практика по данному вопросу стабилизировалась. В ответе на вопрос № 11 в «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010) Верховный суд разъяснил, постановление о назначении административного наказания по статье 5.27 КоАП РФ необходимо обжаловать в суд общей юрисдикции.

Также пункт 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях допускает обжалование постановление по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ вышестоящему должностному лицу.

Это основной объем информации, которую нужно знать о статье 5.27 КоАП РФ. Дьявол таится в деталях, поэтому если вам нужна более подробная консультация – обращайтесь.

Читайте так же:

  • Адвокат цова Адвокаты коллегии Адвокаты, осуществляющие деятельность в офисе коллегии по адресу: г. Хабаровск, ул. Истомина, 23: Председатель президиума коллегии адвокат Садохин Владимир Алексеевич тел: 8 962 502 50 99 Руководитель офиса: Адвокаты: Адвокаты: 12 Лешкова Наталья Александровна […]
  • Федеральный закон 35-фз от 12032019 Статья 47. Вступление в силу настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 2 статьи 7, пунктов 1 - 3 статьи 8, пункта 3 статьи 12, статей 34 и 44 настоящего Федерального закона, а также […]
  • Адвокат шишкова сочи Адвокаты в г. Сочи. Требуются услуги или консультации квалифицированных специалистов адвокатского бюро, коллегий по приемлемым ценам? Услуги адвокатов – 80 объектов в нашей базе! Sochi.big-book-money.ru – поможем узнать адреса, телефоны и режим работы организаций в г. Сочи! Требуются […]
  • Приказ 81 н от 280710 минфина рф Приказ 81 н от 280710 минфина рф Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 сентября 2010 г. N 18530 МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 июля 2010 г. N 81н К ПЛАНУ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УЧРЕЖДЕНИЯ В соответствии с подпунктом 6 пункта […]
  • Приказ минфина формы отчетности Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н"О формах бухгалтерской отчетности организаций" С изменениями и дополнениями от: 5 октября 2011 г., 17 августа, 4 декабря 2012 […]