Меню

Налог за бороду

Литературно-исторические заметки юного техника

29 августа 1698 года (321 год назад) вышел указ Петра I «Бороду брить»

29 августа (19 августа по старому стилю) 1698 года вышел знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с нового года – с 1 сентября (11 сентября по новому стилю) ношение бород. Получается, что настоящим днём запрета бород следует считать 11 сентября, но, по приезде из своего заграничного путешествия, Пётр I, не дожидаясь нового года, собственноручно остриг бороды и обрезал полы длинной одежды у нескольких своих приближённых. Под горячую руку государю попались первый генералиссимус Шеин, кесарь Ромодановский и другие царедворцы.

При этом царь так объяснил свою решимость приобщить бородачей к цивилизации: «Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов» (Русский архив, 1884. Т. 3, стр. 358).

Пётр даровал привилегию беспошлинного ношения бороды только московскому губернатору Тихону Стрешневу в силу хорошего к нему отношения, боярину Черкасскому из уважения к его преклонным годам и патриарху Адриану в силу его сана.

По случаю празднования нового года, 1 (11) сентября был дан званый обед у боярина Шеина, на котором присутствовал сам царь. За обедом, в соответствии с указом от 29 (19) августа бороды резал не сам Пётр, а царский шут.

Запрет на ношение бороды вызвал бурное недовольство во всех слоях общества. Были зафиксированы случаи массового неповиновения и даже самоубийств по этому поводу не только среди духовенства или старообрядцев, но и в светской среде. «Босое рыло» вступало в конфликт с культурными традициями и религиозными нормами: церковь считала бритьё бород грехом и не благословляла безбородых.

Брадобритие было официально запрещено правилами VI Вселенского Собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион) и святоотеческими писаниями (творения св. Епифания Кипрского, св. Кирила Александрийского, бл. Феодорита, св. Исидора Пилусиота. Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (Никона Черные Горы, сл. 37; Номоканон, пр.174). Святые отцы считали, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство внешним обликом, который Творец дал человеку, оттуда возникает желание «поправить» Бога. Не случайно на иконах без бород и в коротком платье изображались лишь слуги дьявола (бесы), противные Богу.

Первоначально пользы от запрета на бороды державе почти никакой не было: штрафы с бородатых должны были брать, но де-юре это пока не отрегулировали. В 1699 году для подтверждения уплаты пошлины ввели специальную квитанцию об оплате в виде медного жетона — бородовой знак. До наших времен сохранились три вида бородовых знаков: 1699, 1705 и 1725 года. Всех их объединяло изображение на лицевой стороне бороды и надпись над ней «ДЕНГИ ВЗѦТЫ». Экземпляр бородового знака 1699 года известен в единственном экземпляре, его можно найти в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

С годами знак претерпел несколько изменений – к нему добавился двуглавый орёл на обороте, появились разные варианты чеканки на знаке – отметки об оплате пошлины на следующий год, что помогало продлить срок службы знака ещё на год. Такие надчеканенные бородовые знаки стали использоваться в качестве платёжного средства, в связи с чем стали называться «бородовой копейкой».

Одной из причин, по которой был введён налог на бороду – дефицит государственного бюджета в преддверии Северной войны. Помимо бороды были обложены пошлиной и другие объекты повседневной жизни — бани, печные трубы, сапоги, дрова.

Новым указом 16 января 1705 года «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяков, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков» была установлена разрядная сетка налогов.

Существовало несколько тарифов: с царедворцев и с дворовых и с городовых и всяких чинов служилых и приказных людей по 60 рублей с человека; с гостей и гостиной сотни первыя статьи по 100 рублей с человека; средней и меньшей статьи, которые платят десятые деньги меньше 100 рублей, с торговых и посадских людей по 60 рублей, третья статья, с посадских же и с боярских людей и с ямщиков и с извозчиков и с церковных причётчиков, кроме попов и дьяконов, и всяких чинов с московских жителей по 30 рублей с человека в год. Кстати, 30 рублей в тот период составляли годовой оклад пешего воина, поэтому борода стала очень дорогим удовольствием.

Не платили пошлину только крестьяне, но каждый раз за въезд и выезд из города отдавали по 1 копейке «с бороды». Это способствовало тому, что образ русского мужика с бородой оставался неизменным на всем протяжении языческой и христианской России, вплоть до начала XX века.

С 1715 года была введена единая пошлина для всех сословий — налог на православных бородачей и раскольников в размере 50 рублей в год. При бороде полагался обязательный старомодный мундир. Каждый, кто увидел бородача не в указанной одежде, мог донести начальству и получить половину штрафа и одежду в придачу. Если бородач не был способен уплатить штраф, его высылали на каторгу отрабатывать требуемую сумму.

В послепетровскую эпоху бороды разрешили не сразу. Дочь Петра Елизавета подтвердила указы о брадобритии, что вызвало в обществе неоднозначную оценку. Так, в 1757году М.В.Ломоносов даже написал оду запрещенному атрибуту – «Гимн бороде», чем вызвал негодование царицы.

Эпоха тотального запрета на бороду ушла только в конце XVIII века. Екатерина II отменила пошлину 6 апреля 1772 года, но с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым».

В XIX веке по-прежнему дворянству, чиновникам и студентам надлежало брить бороду. Лишь офицерам некоторых родов войск разрешалось отпускать усы. В царствование Николая I ношение бороды разрешалось только крестьянам и лицам свободных состояний, достигшим более или менее почтенного возраста. Борода и усы на лице молодого человека, не принадлежащего к духовенству, воспринимались как признак вольнодумства или вызов обществу. Вспомним знаменитого бунтаря М.В. Буташевича-Петрашевского, который, будучи чиновником МИДа, отрастил и бороду, и усы и длинные волосы, а также разгуливал по Петербургу в шляпе «о четырёх углах» или вовсе – в женском платье.

Между тем, чиновники всех гражданских ведомств вплоть до конца XIX века обязаны были гладко выбривать всё лицо. Только те из них, кто уже успел несколько повыситься на иерархической лестнице, могли позволить себе ношение коротких бакенбард около ушей, и то лишь при благосклонной снисходительности начальства.

Однако для офицерства и представителей податных сословий борода и усы являлись делом вкуса. Так, купца и крестьянина на улице всегда можно было узнать по окладистой бороде. Огромную окладистую бороду носил, как известно, герой Плевны и Шипки «белый генерал» М.Д.Скобелев.

После эпохи Петра I первым бородатым монархом стал славянофильствующий Александр III. В его царствование мода на бороду прочно закрепилась как при дворе, так и в военно-чиновничьей среде. С окладистыми бородами a la mujik теперь щеголяли не только военные, но и служащие министерств, статские чиновники государственных ведомств, учителя, врачи, студенты.

С воцарением Николая II бороды военных и чиновников заметно укоротились и обрели более аккуратные формы. Представители низких сословий (мещане и вчерашние крестьяне городские пролетарии) напротив, всё чаще делали добровольный выбор в сторону бритья. И это не удивительно: борода городского жителя, стремящегося отличаться от мужика-«деревенщины», требовала постоянного ухода. Кроме того, длинная борода представляла неудобство, а то и опасность для ремесленника или рабочего на производстве.

Последним царским указом, поставившим точку в истории бороды в России, стало распоряжение от 27 марта (9 апреля по новому стилю)1901 года, которое разрешило носить бороды, усы и бакенбарды даже юнкерам.

Интересно, что аналогичные налоги и запреты на бороды существовали в разное время и в Европе.

Похожие налоги были введены в Англии и Франции в XVI веке. Во Франции конца XVII века бородачей не пускали в залы заседаний судов, к обвиняемому, пока не сбреет бороду, не приглашали адвоката и т.д. Новый свет также не отличался либерализмом. Например, в американском штате Mассачусетс в 1830 году появление с небритой физиономией в публичном месте каралось тюремным заключением.

Сегодня налог на бороду потерял свою актуальность. Однако многие продолжают платить за возможность носить бороду. Достаточно распространенным явлением в наши дни является невозможность устроиться на высокооплачиваемую работу, имея бороду или длинные волосы. Эта «комиссия» за ношение бороды и стала своеобразным «налогом», только фискальную палочку государство передало бизнесу. Полная отмена «налога» на бороду возможна только со сменой парадигмы гладковыбритого успеха.

Оглавление:

Интересные факты

В 1698 году царь Петр Iподписал указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии».

По этому указу с 1 сентября 1698 года россиянам запрещалось носить бороду. Исключение было сделано только для священников. Со всех, кто не желал расставаться с бородой, полагалось брать пошлину.

Идея пополнить государственный бюджет за счет бородачей пришла Петру во время его первой поездки в Европу. Вернувшись в Россию, царь лично остриг бороды некоторым знатным боярам.

Интересно, что нововведение не вызвало восторга у подданных российского царя. По церковным нормам бритье бороды считалось грехом, так как человек нарушал облик, данный ему от Бога.

Но государственная казна, в преддверии Северной войны, нуждалась в дополнительных средствах.

В 1699 году для подтверждения факта уплаты налога с бороды был введен специальный медный жетон – бородовой знак. На лицевой стороне жетона была изображена борода и надпись «деньги взяты».

Указом от 16 января 1705 года была установлена разрядная сетка тарифов. Разные сословия должны были платить ежегодный налог от 30 до 100 рублей. Сумма по тем временам огромная. Поэтому, ношение бороды стало дорогим удовольствием.

Крестьяне в деревне носили бороду бесплатно, но при въезде в город и выезде платили по 1 копейке.

В 1715 году для всех сословий в России была введена единая пошлина – 50 рублей в год. При этом бородач должен быть одет в старомодный мундир. Каждый увидевший нарушителя одетого не по указу, мог донести начальству и получить половину штрафа. Если виновный не мог заплатить нужную сумму, его отправляли на каторгу отрабатывать деньги.

После смерти Петра Великого далеко не сразу разрешили свободное ношение бороды. Только 6 апреля 1772 года Екатерина Вторая отменила пошлину. При этом оговаривалось, что государственные и придворные чиновники должны быть бритыми.

Кстати, запреты и налоги на бороду вводились и в других странах. Например, в Англии в 1535 году король Генрих VIIIввел налог на бородачей.

Во Франции в XVIвеке, во времена правления Франциска, был введен налог на бороду со священнослужителей.

А в американском штате Массачусетс, в 1830 году приняли закон, согласно которому за небритость полагалось тюремное заключение.

Налог налицо. Почему Петр Первый брал деньги за бороды?

5 сентября 1689 года русский царь ввел пошлину на ношение бороды.

Эпоха правления русского царя Петра Алексеевича, более известного, как Петр I или Петр Великий, была наполнена многими реформами, преобразовавшими Россию. Тут и коренное изменение в государственном аппарате, фактическая постановка церкви под жесткий контроль светской власти, изменения в календаре, создание флота, строительство Петербурга, перенос столицы и многое-многое другое.

Остриженные монархом

Однако едва ли не первое, о чем вспоминают, говоря о временах Петра – это о его беспощадной борьбе с бородами. Введение налога на бороды представляют едва ли не как самое яркое свидетельство насильственной европеизации, проводимой царем.

Действительно, налог на бороды появился в России после возвращения царя из поездки в Европу. В августе 1689 года Петр I выпустил указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», согласно которому с Нового года (начинавшемуся в то время на Руси 1 сентября) запрещалось ношение бород.

Введение этой меры было обставлено эффектно: 26-летний царь собрал бояр, потребовал принести ножницы, и тут же собственноручно отстриг бороды у представителей нескольких знатных родов, чем поверг их в шок.

Далее процедура стала набирать обороты: на званом обеде у боярина Шеина, устроенном в честь Нового года, честь стричь бороды была представлена царскому шуту.

Можно усомниться, что новые порядки были таким уж откровением для приближенных Петра Алексеевича: зная о его замыслах по европеизации страны, они успели к происходящему морально подготовиться.

А вот для простого люда насильственное лишение бород действительно стало неожиданностью. Впрочем, для любителей подобного украшения лица была оставлена лазейка – 5 сентября 1689 года был издан указ, который предписывал брить бороды и усы людям любого чина, кроме попов и дьяконов, а с тех, кто этого делать не пожелает, брать пошлину.

Борода как источник финансов

Недовольство в обществе было сильным. Для старообрядцев нововведение и вовсе стало подтверждением «дьявольской сущности новой власти». Кое-где доходило до прямого сопротивления властям, которое, впрочем, безжалостно подавлялось.

Наиболее психически неустойчивые мужчины, лишенные бороды, совершали самоубийство.

Глухое сопротивление церкви нововведениям выражалось в том, что безбородых попросту не благословляли в церкви, что в набожной допетровской России было настоящей катастрофой.

Тем не менее, энергичный царь успешно гнул свою линию. Объяснялось это тем, что за введением пошлины на бороды стоял и финансовый интерес государства.

Количество обеспеченных граждан, желавших сохранить бороду, было достаточно велико для того, чтобы приток средств казну был ощутимым. А деньги Петру I были очень нужны: ведение войн и строительство флота обходились чрезвычайно дорого.

Поэтому, помимо налога на бороды, пошлиной обложили печи, сапоги, дрова, бани и многое другое.

По рецепту Генриха VIII

Кстати, Петр Алексеевич не был первооткрывателем по части введения пошлины на бороду. Первым такую меру использовал английский король Генрих VIII в 1535 году, примеру которого последовала его дочь Елизавета I, обложившая пошлиной любую бороду, растущую на лице более двух недель.

Петр I оказался в своих действиях более последователен – постепенно новые нормы охватили всех подданных. В 1699 году был введен специальный бородовой знак, который выдавался тому, кто расплатился с государством за ношение растительности на лице.

Сам царь освободил от выплаты пошлины только двух человек – московского губернатора Тихона Стрешнева, пользовавшегося личным расположением Петра, и пребывавшего в преклонном возрасте боярина Михаила Черкасского.

В январе 1705 года пошлина на бороды была систематизирована по разрядам в зависимости от сословия: царедворцы, городовые дворяне и чиновники должны были ежегодно платить астрономическую для того времени сумму в 600 рублей, купцы — 100 рублей, посадские люди – 60 рублей, слуги, ямщики, и прочие городские чины – 30 рублей. Крестьянам было чуть проще – ежегодной пошлины с них не брали, однако каждый визит в город обходился им по цене 1 копейка с бороды.

В 1715 году была введена единая пошлина в 50 рублей. К этому времени, помимо крестьян и духовенства, бороде оставались верны только очень набожные и обеспеченные люди, а также раскольники. Им предписывалось вместе с бородой носить старомодное платье, в котором в обществе они выглядели откровенно вычурно. Те же, кто нарушал это правило, могли ожидать скорых санкций – ведь по царскому указу тому, кто донесет на нарушителя с бородой, полагалась половина от суммы штрафа. Отсутствие средств у бородача оправданием не считалось – его ждала каторга, где надлежало трудиться до полной уплаты штрафа.

Дело Петра живет!

Послаблений бороде сделано не было и после смерти Петра – следующие правители, включая его дочь Елизавету Петровну, подтвердили «антибородное» законодательство.

В обществе пошлина на бороды у передовой интеллигенции вызывала примерно такое же раздражение, какое у современных либералов вызывают документы, ограничивающие гей-пропаганду. В 1757 году немного подразнил власти сам Михаил Васильевич Ломоносов, создавший «Гимн бороде». Царственная особа недовольно погрозила гению пальчиком, на чем история и закончилась.

Лишь Екатерина Великая в 1772 году отменила пошлину на бороды, просуществовавшую семь десятилетий. Впрочем, к этому моменту результат был достигнут – поголовное ношение бород у русских мужчин ушло в прошлое. Борода окончательно превратилась в атрибут священничества и отсталого крестьянства.

При этом, несмотря на отмену пошлины, в эпоху Екатерины II ходить с бородой могли далеко не все. Это, например, не разрешалось государственным чиновникам, военным и придворным.

В эпоху Николая I не могли себе позволить бороду чиновники, военные и студенты. Вообще неписанные правила николаевской эпохи давали право на бороду людям в почтенном возрасте, а бороды у молодежи, мягко говоря, не поощрялись. Появилось, правда, некое послабление у военных – офицером некоторых родов войск разрешались усы и бакенбарды.

Последний царский указ на тему бород был издан уже в начале XX века, в 1901 году: император Николай II своей высочайшей волей разрешил ношение бород, усов и бакенбардов юнкерам.

Отголоски петровских мер сохраняются и по сей день. Например, борода не полагается большинству военнослужащих. Разрешены, да и то далеко не всем, только усы.

Кстати, в годы Великой Отечественной войны именно борода была заметным отличием между бойцами регулярной Красной Армии и партизанами. Этот характерный внешний признак воспел Леонид Утесов в своей знаменитой песне «Партизанская борода».

Статья по теме: Как стричь бороду →

Почему Петр I велел рубить бороды боярам?

5 сентября 1698 года, великим и могущественным царем всей Руси Петром I, был издан указ: рубить бороды. Первым делом этот указ касался бояр, купцов, военачальников, но не обошел стороной он и остальных горожан мужского пола. Не распространялось повеление царя лишь на священнослужителей и частично мужиков, так как они могли носить бороды, но только находясь в деревнях. Знать петровской Руси пришла в ужас от нововведения. Так почему же Петр I велел брить бороды боярам?

Читайте так же:  Необходимый пенсионный стаж

В наши дни рассуждать о таком вопросе как бритье бороды кажется смешным. Однако если посмотреть на жизненные устои средневековой Руси, становится понятным, что вопрос ношения бороды был крайне важным. Этому способствовал особый уклад жизни, в котором борода считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости. Некоторые бояре, имевшие огромные дома и большое количество крепостных мужиков завидовали тем, у кого богатство было поменьше, но они имели длинные и пышные бороды.

Картина «Бояре» Автор: Павлов П.В., 2007 г., холст,масло

Русь XYII столетия оставалась «бородатой» в то время как ее царь Петр I никогда не носил бороды и считал стародавний русский обычай смешным. Он, частый гость различных западноевропейских стран, был хорошо знаком с абсолютно другой культурой и модой. На Западе бород не носили и над русскими бородачами насмехались. Петр оказался солидарным с этим мнением. Поворотным моментом стало полуторагодовалое путешествие русского царя инкогнито с Великим посольством по Европе. После возвращения с Великого посольства Петр больше не мог смиряться с «устаревшим» образом жизни Руси и решил бороться не только с внутренним, но с внешним его проявлением. Приобщение дворянства к светской европейской культуре началось с бритья бород, которым собственноручно занялся Петр I.

Царь Петр рубит бороды своим боярам. Лубочная картина.

Летописцы сентябрьских событий 1698 года по-разному описывают встречу Петра I с дворянами, однако, окончание всех рассказов одинаковое. Пришли дворяне к царю с пышными длинными бородами и гордо поднятыми головами, а ушли безбородыми и растерянными. Некоторые представители знати пытались сопротивляться европеизации, но боясь попасть в немилость царя, в конце концов, подчинились его воле. Многие из обритых бояр, прятали свои обрезанные бороды и усы в карман и хранили их. После, завещали своим родным положить их красу и гордость вместе с ними в гроб. Впрочем, самым упрямым «бородачам» было разрешено оставить бороду – при условии уплаты ежегодного налога.

Такой медный «Бородовой знак» выдавался после уплаты налога и давал право носить бороду в течении года.

Кроме отрицательного отншения к ношению бороды, Петр Великий привез из Европы и другие ценные познания, внедряя их у себя в царской России, Петр смог прорубить «окно в Европу».

Налог на бороду, налог на цвет глаз, налог на китайцев…Что еще придумывали государственные деятели, чтобы пополнить казну?

Наблюдая, как Москва автомобильная печально стоит в многокилометровых пробках после первых снегопадов, невольно думаешь о инициативе властей пересадить горожан на общественный транспорт. С этой, видимо, целью, автовладельцам начали присылать долгожданные штрафы, а в следующем году обещают возмутительный рост налога на “лошадиные силы”. Вообще любое повышение налогов, а особенно – введение новых, мы привычно воспринимаем в штыки. Кажется, это древнейший рефлекс на древнейшую же практику поборов. Но если посмотреть историю, то станет понятно, что мир повидал таких налоговых статей, что современные наши поборы – детские забавы. В сегодняшнем посте хит-парад самых странных и смешных налогов.

1. Налог на бороду

Самый популярный в этой категории – налог на бороду (на консервативность или желание следовать моде, по обстоятельствам), который взимали много где, не только в петровской России. Одним из первых его ввел британский король Генрих VIII в первой трети XVI века. Уплачиваемая сумма зависела от социального статуса мужчины – чем выше, тем больше. Елизаветы I последовала примеру папы, введя налог на бороду, растущую более двух недель. Прощай, “Небритый ноябрь”! К слову, молодые ребята, целенаправленно зарастающие по глаза бородой весь ноябрь месяц, все делают неправильно: изначально Movember (moustache + november) — это акция европейских мужчин, на месяц отпускающих усы, чтобы привлечь внимание к проблемам мужского здоровья. Члены Усатого братства (Mo Brothers) активно жертвуют в фонды борьбы с раком простаты и устраивают акции.

Оставим усы, вернемся к бороде. В России пошлина на ее ношение была введена, как вы знаете, Петром I в конце XVII — начале XVIII века. С бородатых “царедворцев, городовых дворян и чиновников взималось по 600 рублей в год, с гостей 1-й статьи (купцов с правом торговать за границей) по 100 рублей, с купцов средней и мелкой статьи, а также с посадских людей — по 60 рублей в год, со слуг, ямщиков и извозчиков, с церковных причетников и всяких чинов московских жителей — по 30 рублей ежегодно”. Каждый уплативший пошлину получал так называемый бородовой знак. Крестьяне пошлиной не облагались, но всякий раз при въезде в город платили по одной копейке «с бороды». С 1715 года действовала единая пошлина — 50 рублей с бородача в год, а через пятьдесят лет российские мужчины получили право украшать себя бородой совершенно бесплатно.

2. Налог на цвет глаз

Царь Петр вообще был большой изобретатель по части налогообложения. Он является автором еще одного знаменитого налога на внешность, а именно на цвет глаз, введенного в Башкирии в начале XVIII века. За черные и карие глаза там платили два алтына, за серые — семь алтын, за зеленые и голубые — по 10 и 13, соответственно. Суммы по тем временам очень приличные. Это был в чистом виде расовый налог, направленный против бегства русских крестьян на плодородные земли окраин. Впрочем, черноглазые и кареглазые башкиры, хотя и облагались по низшей ставке, все равно вскоре взбунтовались, и взнос пришлось упразднить.

3. Налог на еврейскую внешность

Замысел введения другого небезызвестного расового налога принадлежит римскому императору Веспасиану, которому в очередной раз стало не хватать денег на веселую и разгульную светскую жизнь. Рим тогда был в жутких долгах, а увеличение ставок текущих налогов приводило только к восстаниям провинций. Тогда император учредил налог на еврейскую внешность и еврейские жилища. Чтобы войти в ворота любого большого города, евреи должны были платить несколько сестерциев — древнеримских серебряных монет. Еще иудеи были обязаны платить за пользование жилищем, а кроме того, — за одно только право его иметь. Кстати, именно Веспасиан придумал построить шикарные общественные туалеты и брать плату за их посещение. Когда ему как-то указали на не слишком “благородное” происхождение этих денег, император ответил крылатой фразой “Деньги не пахнут”, и как управленец был совершенно прав: несколько миллионов сестерциев в год просто не могут пахнуть дурно.

4. Налог на китайцев

Многие государства вплоть до XX века практиковали налоги на иностранцев. В Канаде до 1923 года действовал налог на китайцев, коих в страну приезжало несколько больше, чем достаточно. После того, как властям пришлось отменить этот налог, был принят закон, запрещающий китайцам въезд на территорию страны. Просто и со вкусом – нет денег, нет людей.

5. Налог на зубы

В Османской империи одно время простой люд платил налог на зубы. Вдвойне обидно, что не на свои, а на чужие. Чиновники паши, находясь на натуральном довольстве у местных жителей, сетовали, что те кормят их некачественной, плохо приготовленной пищей. Возможно, народ простодушно потчевал чиновников тем, что ест сам, может, искренне недолюбливал нахлебников — история умалчивает. Однако такой рацион вел к порче зубов, и с населения начали взимать деньги на стоматологическую помощь власть имущим.

6. Налог на уши

Еще одна восточная практика – налог на уши, который ввел Далай-лама для содержания своей армии в 1926 году. Семья платила по одному ляну серебра с каждого человеческого уха. Наказанием за неуплату якобы служило отрезание ушей. Вообще Тибет в начале прошлого века был лидером по количеству и экстравагантности налогообложения: в пользу государства тогда взималось 1892 налога, среди которых налоги на свадьбу, на право петь, танцевать, звонить в колокольчик и бить в барабаны. Хотя в налоге на шумные мероприятия что-то есть. Например, было бы неплохо взимать налог на ремонтные работы в пользу соседей.

7. Налог на трусость

Впрочем, налоги на внешность и национальность – это еще ничего. Были в истории попытки обложить пошлиной личные качества и образ мыслей. Так в начале XII века в Англии ввели налог “на трусость” (или на пацифизм, кому как больше нравится). Деньги взимались с каждого рыцаря и военнообязанного гражданина, не желающего сражаться за короля в многочисленных войнах. Вначале налог был относительно невысок, но затем король Джон поднял его до 300% и стал собирать со всех рыцарей во время мира. Нововведение не прижилось, став причиной бунтов, за которыми последовало принятие Великой хартии вольностей.

8. Подушный налог

Еще пример из британского прошлого – подушный налог, введенный в XIV веке. Он представлял собой ежегодный побор просто за то, что человек пребывает в живом, а не мертвом состоянии. Дело было после страшной эпидемии чумы. Крестьяне повсеместно уклонялись от уплаты, и корона наделила “налоговиков” правом взимать плату силой. Этот налог удалось собрать всего трижды, потом вспыхнуло крупнейшее крестьянское восстание в истории островов под руководством легендарного Уота Тайлера.

Читайте так же:  Перерасчет заработной платы на предприятии

9. Налог на политические взгляды

Английских правителей, кажется, поучительные исторические примеры ничему не учат. В 1655 году Оливер Кромвель обложил налогом роялистов, угрожавших Англии. Налог на политические взгляды позволил профинансировать создание народного ополчения против сторонников монархии — самих же налогоплательщиков. Чем закончилось, известно.

10. Налог на соль

Вообще же по части провоцирования народных волнений ни один налог не сравнится с налогом на соль. Из-за него пришла в упадок Китайская империя, он ускорил Великую французскую революцию. Наступили на эти “грабли” и англичане, установившие в Индии ставку налога на соль в 4000% (!). На демонстрациях против произвола колонизаторов Махатма Ганди получил возможность продемонстрировать свои лидерские качества и харизму, что позволило ему впоследствии возглавить движение за независимость. История учит государственных деятелей: хотите утратить власть, ведите неподъемный налог на соль.

«Русь превратилась в цирюльню»: как Петр I наживался на бородах

320 лет назад Петр I ввел налог на ношение бороды

320 лет назад подписан знаменитый указ Петра I о введении налога на ношение бороды. Мужчинам позволялось сохранять растительность на лице, строжайше запрещенную предыдущим указом, за уплату пошлины в размере от 30 до 100 рублей в год. В противном случае царь требовал ножницы и лично брил ослушавшихся бояр. С лицами рангом ниже разбирались полицейские цирюльники.

Царь Петр Алексеевич вошел в историю как решительный преобразователь России. Одной из его наиболее одиозных реформ был указ об обязательном бритье бород. Нововведение вызвало яростный протест со стороны ценителей этого важного элемента. А бородачами на рубеже XVII – XVIII веков были практически все – от простых крестьян до знатнейших бояр. Окладистая борода «от виска до виска» являлась и украшением человека, и признаком мужественности, и символом приверженности православной вере.

Бритье было равносильно жуткому унижению, оскорблению и притеснению. Впрочем, для самых идейных ревнителей традиций намеренно оставляли лазейку. Желающий мог не расставаться со своей ценностью в случае уплаты налога в государственную казну.

Стоили бороды дорого, однако купцы были готовы платить за право на привычный внешний вид. Лишь бы избежать позора.

Указ, обрекший миллионы людей на моральное страдание, Петр I подписал после возвращения из Великого посольства – своей знаменитой дипломатической миссии 1697-1698 годов, в ходе которой молодой самодержец не только подписывал важные договоры и вступал в коалиции с монархами, но и знакомился с жизнью и порядками передовых стран Европы.

Как удалось обнаружить царю, за рубежом уже давно никто не отращивает лопату от подбородка. Напротив, длинные бороды считались в цивилизованном мире настоящим архаизмом, если не сказать проявлением варварства. В них видели уродство и антисанитарию. В Англии налог на бороду ввел еще Генрих VIII в 1535 году. Во Франции запрета добивался в конце того же века кардинал Карло Борромео, хотя соответствующие усилия прилагались и раньше.

Стремление привести внешний облик своих подданных к европейскому не ограничивалось у Петра I только бородами. Его целью было переодеть сподвижников из русского национального костюма в западное платье.

Боярская – дорогая, длинная и неудобная одежда совсем не подходила для тех задач, которые амбициозный политик ставил перед своими «птенцами».

Что скрывать, многих кипучая деятельность Петра I злила, бесила, доводила до кипения. Но перечить царю никто не решался – дураков не было. Тем более, Петр Алексеевич своеволия не прощал и был скор на расправу. Отлично характеризующий его случай произошел двадцатью годами позже, когда Петр I после изощренных пыток приказал посадить на кол прямо на Красной площади ненавистного офицера Степана Глебова – любовника своей первой (а тогда заточенной в монастырь) супруги Евдокии Лопухиной. Приговоренный к казни мучился 14 часов…

Итак, сразу по прибытию из-за границы, 29 августа 1698 года, царский двор ознакомили с указом «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии». Чтобы не показаться голословным и произвести психологический эффект, 26-летний Петр I взял в руки ножницы и лично принялся резать бороды пожилым боярам из достопочтенных княжеских родов. Далее эстафету принял царский шут.

«Бритва без разбора летала по бородам присутствующих», — не без содрогания вспоминал австрийский посол.

Многие хотя бы раз видели картину: энергичный великан в зеленом камзоле засучил рукава, медвежьей хваткой пригвоздил «обреченного» к эшафоту и замахивается топором – вот-вот неугодная борода полетит вон. На улицы по приказу царя вышли полицейские цирюльники. Началась охота на бородачей.

Сказать, что лучшие люди России впали в глубокий шок из-за выходки молодого самодержца, значит, не сказать ничего. В понимании бояр произошедшая экзекуция была сродни гражданской казни – они просто не понимали, чем прогневали своего государя. По тогдашним поверьям бритье считалось грехом. Голощекому отказывали в благословении в церкви. Поэтому некоторые предпочитали расстаться с жизнью, но не с бородой.

Осознав опасность принятых в спешке радикальных мер, к которым общество оказалось не в состоянии привыкнуть молниеносно, уже через неделю Петр I ослабил хватку.

И 5 сентября распоряжением Его Величества был установлен легендарный налог на бороды.

Отныне состоятельные граждане получали возможность позволить себе поистине бесценное – растительность на лице.

Тарифы серьезно варьировались для представителей разных сословий. Сильнее всех обкладывали купцов первой статьи: им приходилось выкладывать по 100 рублей в год. Далее по ранжиру шли царедворцы (60 руб), ямщики и извозчики (по 30). Указ вышел повторно в 1705 году и далее неоднократно подтверждался вплоть до середины царствования Екатерины II.

«А буде кто бород и усов брить не похотят, а похотят ходить с бородами и с усами, и с тех имать», — недвусмысленно говорилось в документе.

С 1715-го действовала единая пошлина в размере 50 руб в год. Ее отменили лишь в 1772-м. Последние императоры, как известно, наплевали на заветы великого предшественника. Александр II, Александр III и Николай II были отъявленными бородачами. Может, зря.

Уплатившим деньги выдавали бородовые знаки, которые они были обязаны постоянно держать при себе и предъявлять по первому требованию. На пирах царь самолично отрезал бороды боярам, имевшим наглость явиться без увесистого медяка. Во внимание не принимались никакие отчаянные апелляции вроде: «Ой, простите, забыл дома».

Любопытно, что сам инициатор и проводник реформы традиционно носил импозантные усы на европейский манер, что тоже противоречило указу. Платил ли Петр I положенные взносы, история умалчивает…

Оставить бороды разрешалось только священнослужителям и крестьянам. Однако «свобода» действовала для мужиков лишь в деревне. При путешествии в город крестьянин был обязан платить по копейке за каждый заезд.

Одновременно Россия приобщалась к одежде западного покроя. В период 1700-1724 годов было издано 17 указов об изменении костюма: за их исполнением строго следили. Любителей старых порядков за неподчинение штрафовали у городских ворот. За неуплату длиннополую одежду резали не менее усердно, чем бороды. Кстати, именно на петровскую эпоху приходится появление манекенов. Людям пытались наглядно доказать, что европейское платье – не так уж и пошло, зато удобно, недорого и комфортно.

Петру I пришлось приложить немало усилий, чтобы новая мода прижилась в богобоязненном, консервативном и обществе.

И все же со временем бритье, равно как и применение помады, пудры, париков и шляп прочно вошли у нас в привычку.

«Русь превратилась в цирюльню, битком набитую народом, где один сам подставлял свою бороду, другому насильно брили», — писал о той эпохе Николай Гоголь.

Читайте так же:

  • Жалоба в трамвайное депо Управление МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула Адрес: 656066, г. Барнаул, ул. Гридасова, 5 Тел.: (3852) 46-99-66 Факс: (3852) 46-99-91 E-mail: [email protected] Директор предприятия — Петряшин Николай Александрович Главный инженер предприятия — Хвощий Александр Евгеньевич Трамвайное депо […]
  • Приказ 541 н минздравсоцразвития рф с Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (с […]
  • Приказ минздрав 761 от 26082010 Приказ минздрав 761 от 26082010 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального […]
  • Приказ минздрава 415н от 7 июля 2012 г Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 июля 2009 г. N 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" (с изменениями и дополнениями) (утратил […]
  • Гпк наследование Глава 60. Обязательства вследствие неосновательного обогащения (ст.ст. 1102 - 1109) Глава 60. Обязательства вследствие неосновательного обогащения См. Энциклопедию решений. Неосновательное обогащение О практике рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном […]