Меню

Гражданский кодекс стран снг

Оглавление:

Проблемы взаимодействия модельного и национального гражданского законодательства стран СНГ. Статьи по предмету Гражданское право

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОДЕЛЬНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАН СНГ

А.А. БОГУСТОВ

С 90-х годов XX века в странах бывшего СССР идет процесс преобразования социалистической гражданско-правовой системы в романо-германскую. Одним из средств достижения этой цели служит изменение гражданского законодательства советского периода. На практике это проявилось в принятии новых гражданских кодексов. Большинство государств — участников СНГ разработали национальные ГК на основе Модельного Гражданского кодекса (далее — Модельный ГК) .
———————————
Гражданский кодекс. Модель: рекомендательный законодательный акт Содружества Независимых Государств. Принят на 5-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ, 29 октября 1994 г. Часть первая // Информационный бюллетень Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ. 1995. N 6. С. 3 — 192. Приложение.

Модельный ГК принят за основу национальных гражданских кодексов Армении , Беларуси , Казахстана , Киргизии , России , Таджикистана , Узбекистана . Определенное влияние Модельный ГК оказал и на гражданские кодексы иных стран бывшего СССР. Законодатели Азербайджана , Грузии , Молдовы , Туркменистана , избравшие собственный путь кодификации гражданского права, при разработке национальных ГК осуществили их «частичную привязку к модели ГК СНГ» . Более того, Модельный ГК оказывает опосредованное влияние на законодательство стран, никогда не входивших в состав СССР. Например, ГК Монголии 1994 г. «по своей структуре и содержанию представляет собой сильно сокращенный вариант нового Гражданского кодекса России» . Модельный ГК является основой гражданских кодексов возникших уже после образования СНГ постсоветских стран (например, ГК Абхазии ) и территорий с неопределенным до настоящего момента политическим статусом, но де-факто обладающих собственной правовой системой (например, ГК Приднестровья ).
———————————
Гражданский кодекс Республики Армения от 17 июня 1998 г. URL: http://www.base.spinform.ru.
Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. N 218-З. URL: http://pravo.by.
Гражданский кодекс Республики Казахстан. Принят Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 г. Общая часть // Ведомости Верховного Совета Респ. Казахстан. 1994. N 23 — 24.
Гражданский кодекс Кыргызской Республики от 8 мая 1996 г. N 15. Часть 1 // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 1996. N 6. Ст. 80.
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. Часть первая // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.
Гражданский кодекс Республики Таджикистан от 30 июня 1999 г. Часть первая // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1999. N 6.
Гражданский кодекс Республики Узбекистан, утв. Законами Республики Узбекистан от 21 декабря 1995 г. N 163-1 и 29 августа 1996 г. N 256-1 // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1996. Приложение к N 2.
Гражданский кодекс Азербайджанской Республики от 28 декабря 1999 г. N 77IГ // Собрание законодательства Азербайджанской Республики. 2000. N 4. I книга. Ст. 250.
Гражданский кодекс Грузии от 26 июня 1997 г., с изм. и доп. СПб., 2002. 748 с.
Гражданский кодекс Республики Молдова от 6 июня 2002 г. N 1107-XV // Monitorul Oficial. 2002. N 82 — 86.
Гражданский кодекс Туркменистана Сапармурата Туркменбаши., утв. Законом от 17 июля 1998 г. // Ведомости Меджлиса Туркменистана. 1998. N 2. Ст. 39.
Книпер Р. Сотрудничество в области правовых реформ: универсальность и контекст. URL: http:// cis-legal-reform.org/ publication/ articles-reports/ juristische- zusammenarbeit- universalitaet- und- kontext.ru.html.
Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я. Сухарев. М., 2001. С. 448.
Гражданский кодекс Республики Абхазия. Часть 1 от 13 июля 2006 г. N 1409-с-XIV. URL: http://stranamimoz.ru.
Гражданский кодекс Приднестровской Молдавской Республики. Часть 1 от 14 апр. 2000 г. N 279-ЗИД // Собрание законодательства Приднестровской Молдавской Республики. 2000. N 2.

Но построение национальных кодексов на основе Модельного ГК, представляющего собой лишь образец, рекомендуемый государствам для принятия, не приводит и не может привести к полной унификации гражданского законодательства. Это объясняется целым комплексом причин.
В ряде случаев Модельный ГК прямо указывает на необходимость установления содержания нормы в национальных кодексах. Например, п. 2 ст. 225 Модельного ГК устанавливает, что «земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц, являются государственной собственностью». Но примечание к этой статье гласит, что этот пункт «рекомендуется для государств, где допускается частная собственность на землю и другие природные ресурсы». Всего только ч. 1 Модельного ГК в десяти случаях говорит о необходимости установления содержания нормы национальным законодательством.
Разработчиками в текст Модельного ГК вносились изменения. Например, 16 июня 2003 г. Межпарламентская Ассамблея государств — участников СНГ приняла новую редакцию раздела V («Интеллектуальная собственность») части третьей Модельного ГК. Но поскольку Модельный ГК не является международным договором и, более того, вообще не является нормативным актом, то государства могут использовать его различные редакции при разработке своих национальных кодексов. При этом из-за рекомендательного характера Модельного ГК внесение изменений в национальное законодательство не является обязательным для государств, использовавших старую редакцию раздела «Интеллектуальная собственность». Эта проблема усугубляется различными темпами разработки и принятия национального гражданского законодательства. Например, только Армения в 1999 г. и Беларусь в 1998 г. приняли свои гражданские кодексы сразу целиком. Остальные государства принимали гражданские кодексы поэтапно.
В национальные гражданские кодексы, принятые на основе Модельного ГК, неоднократно вносились изменения. Например, по состоянию на ноябрь 2010 г. только в часть первую ГК России изменения и дополнения вносились 46 раз, в ГК Беларуси — 32 раза, в ГК Армении — 46 раз. Сходная ситуация складывается и с гражданскими кодексами иных государств — участников СНГ. Все изменения в национальные гражданские кодексы вносятся не синхронно, зачастую без учета смысла и текста Модельного ГК и опыта соседних государств. В настоящее время количественные изменения, вносимые в национальные ГК, начинают переходить в качественные, что приводит к разработке новых редакций принятых на рубеже XX — XXI веков кодексов. На возникновение подобной тенденции указывает разработка проекта Федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации .
———————————
Проект Федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации разрабатывается Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 1108 «О совершенствовании гражданского законодательства». URL: http://www.arbitr.ru.

Отличия национальных гражданских кодексов усиливаются из-за того, что эти изменения могут вводить институты, неизвестные модельному законодательству. Примером этого может служить ст. 1171 ГК Беларуси, относящая к числу некоммерческих юридических лиц республиканские государственно-общественные объединения — некоммерческие организации, основанные на членстве физических и юридических лиц, а также государства, целью деятельности которых является выполнение возложенных на них государственно значимых задач.
Кроме того, в ряде случаев внесенные изменения кардинальным образом трансформируют определения правовых понятий, содержащихся в Модельном ГК.
Например, п. 1 ст. 189 Модельного ГК определяет ценную бумагу как документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. Это определение без каких-либо изменений воспроизведено в национальных гражданских кодексах (ст. 146 ГК Армении, ст. 143 ГК Беларуси, ст. 142 ГК РФ, ст. 157 ГК Таджикистана, ст. 96 ГК Узбекистана). Аналогично определялась ценная бумага и в ГК Казахстана. Но в соответствии с изменениями, внесенными в него в 2003 г., ценная бумага определяется как «совокупность определенных записей и других обозначений, удостоверяющих имущественные права» (п. 1 ст. 129 ГК Казахстана). Таким образом, внесенные изменения трансформировали саму конструкцию ценной бумаги, которая начинает трактоваться не как документ, а в первую очередь как совокупность имущественных прав.
Эта тенденция усиливается тем, что юридические понятия, закрепленные в национальных ГК, зачастую трансформируются специальными законами. Эти законы принимались в разное время и не всегда полностью соответствуют действующим ГК. Например, согласно п. 1 ст. 3 Закона Армении «О рынке ценных бумаг» помимо установленных ГК ценными бумагами считаются в том числе депозитарные расписки и документы, подтверждающие права на подписку или на приобретение ценных бумаг, доли в инвестиционных фондах или любые подобные документы, подтверждающие участие в последних, соглашение на распределение прибыли, а также документ, подтверждающий участие в таком соглашении, инструменты денежного рынка, производные инструменты, любое иное инвестиционное соглашение, принятое с целью привлечения капитала (средств), которое включает все свойства или часть свойств вышеупомянутых ценных бумаг. В этом определении ценная бумага лишается всех конститутивных признаков, указанных в п. 1 ст. 189 Модельного ГК и ст. 146 ГК Армении. Таким образом, возникает ситуация, при которой специальный закон и гражданский кодекс содержат не совпадающие определения одного и того же понятия.
———————————
Закон Республики Армения от 20 октября 2007 г. N ЗА-195-Н «О рынке ценных бумаг». URL: http://www.unibank-armenia.com.

Читайте так же:  Пугин адвокат отзывы

Изменения могут вноситься не только в действующие гражданские кодексы, но и путем модификации официального текста Модельного ГК в процессе принятия национальных кодексов. Зачастую эти изменения носят не только юридико-техническое, но и политико-правовое значение. Исследователи отмечают, что ГК Беларуси «по многим важнейшим положениям не соответствует ГК СНГ и ГК Российской Федерации» . Например, и ст. 4 Модельного ГК, и ст. 422 ГК РФ устанавливают, что по общему правилу в случае изменения законодательства условия заключенного договора сохраняют силу. А в соответствии со ст. 392 ГК Беларуси в случае изменения законодательства, действовавшего на момент заключения договора, «условия заключения должны быть приведены в соответствие с законодательством», то есть договор должен быть автоматически изменен в случае изменения действующего законодательства. Это существенно ограничивает провозглашенный в ст. 2 ГК Беларуси принцип свободы договора.
———————————
Руск Л. Гражданский кодекс как основа создания общего рынка // Вестник Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь. 2000. N 4. С. 146.

Многие статьи Модельного ГК и национальных гражданских кодексов имеют отсылочный характер, то есть даже полное совпадение текстов национальных гражданских кодексов по тому или иному вопросу не означает полной идентичности правового регулирования таких отношений на национальном уровне. Специальные законы, к которым отсылают гражданские кодексы, часто не гармонизированы. Они принимались в различное время, имеют разный объем, построены на различных политико-правовых принципах. Например, общие положения о ценных бумагах, содержащиеся в главе 7 ГК Беларуси и главе 7 ГК РФ, в целом соответствуют друг другу и правилам, закрепленным в главе 9 Модельного ГК. Но на уровне специальных законов разница огромна. В отличие от Российской Федерации в Беларуси действует Закон «О ценных бумагах и фондовых биржах» , принятый еще в 1992 г. (т.е. за шесть лет до ГК) и содержащий всего 42 статьи. Естественно, что этот Закон не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Самый простой способ решения этой проблемы — рецепция иностранного законодательства. Но рецепции законодательства даже близких по истории и культуре стран не происходит.
———————————
Закон Республики Беларусь от 12 марта 1992 г. N 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах». URL: http://pravo.by.

В ряде случаев национальные гражданские кодексы, отсылая к специальным законам, по сути дела отсылают «в пустоту», поскольку таких специальных законов на настоящий момент не принято. Например, § 3 «Производственные кооперативы» гл. 4 ГК Беларуси (ст. ст. 107 — 112) пять раз отсылает к специальному законодательству о производственных кооперативах. Но такого законодательства на настоящий момент в Беларуси не принято.
Модельное законодательство зачастую бессистемно и противоречиво, что проявляется в принятии по одному и тому же вопросу не только дублирующих друг друга, но и в значительной степени отличающихся по содержанию документов. Это можно проиллюстрировать следующими примерами. Так, структура и содержание Модельного ГК исключают саму возможность возникновения «дуализма» частного права, поскольку п. 4 ст. 1 Модельного ГК устанавливает, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Однако впоследствии был принят и Модельный торговый кодекс для государств — участников СНГ , п. 1 ст. 1 которого закрепляет, что он регулирует как отношения, «возникающие между лицами, осуществляющими торговую деятельность, или с их участием», так и отношения, «связанные с государственным регулированием торговой деятельности». Из этого следует, что данный Кодекс не только пытается вывести торговые отношения из сферы гражданско-правового регулирования, фактически вводя не свойственный отечественной правовой системе дуализм частного права, но и применяет не только частноправовые, но и публично-правовые методы для их регулирования.
———————————
Модельный торговый кодекс для государств — участников СНГ: рекомендательный законодательный акт Содружества Независимых Государств (принят на 33-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ, 3 декабря 2009 г.) // Информационный бюллетень Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ. 2010. N 46.

Далее была предпринята попытка урегулировать отношения в сфере интеллектуальной собственности, помимо Модельного ГК. Это выразилось в принятии Модельного кодекса интеллектуальной собственности для государств — участников СНГ . Этот документ частично дублирует и частично противоречит положениям раздела V части третьей Модельного ГК. Разработка столь несогласованных между собой модельных законов в конечном итоге приводит к уменьшению возможности их практического использования в процессе унификации гражданского законодательства.
———————————
Модельный кодекс интеллектуальной собственности для государств — участников СНГ: рекомендательный законодательный акт Содружества Независимых Государств (принят на 34-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ, 7 апреля 2010 г.) // Информационный бюллетень Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ. 2010. N 47.

Указанные проблемы усиливаются под действием причин субъективного характера — с одной стороны, рецепция российского либо модельного законодательства зачастую рассматривается на национальном уровне как угроза суверенитету. Зачастую одно это является достаточным основанием для отказа от того или иного решения вне зависимости от его эффективности. С другой стороны, при разработке модельного законодательства не учитывается правовой опыт бывших союзных республик как не заслуживающий внимания. Все это приводит к тому, что использование Модельного ГК при разработке национальных кодексов привело скорее к гармонизации, а не унификации национального гражданского законодательства.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

О модельном гражданском кодексе для государств — участников Содружества Независимых Государств (часть третья)

О модельном гражданском кодексе для государств — участников Содружества Независимых Государств (часть третья)

Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ

Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ

Гражданский кодекс стран снг

Решение коллизионных вопросов обязательств вследствие причинения вреда в Модельном Гражданском кодексе для государств-участников СНГ

Доказательством того, что идея создания модельных законодательных актов по мере ее реализации приобретает на постсоветском правовом пространстве немаловажное практическое значение, стало принятие Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ на пятом, шестом и седьмом пленарных заседаниях (29 октября 1994 г., 13 мая 1995 г. и 17 февраля 1996 г.) в качестве Модельного Гражданского кодекса для государств-участников СНГ, соответственно, частей первой, второй и третьей ГК — рекомендательных законодательных актов Содружества. Разработка Модельного Гражданского кодекса для государств-участников СНГ позволяет заключить, что создание модельных законов оказывается в некоторых сферах сотрудничества не менее (если не более) эффективным инструментом гармонизации права по сравнению с международным договором. Это замечание распространяется, например, на законодательство о международном частном праве, нормы которого были обобщены в разделе Модельном Гражданском кодексе для государств-участников СНГ за несколько лет до введения в действие соответствующего раздела в составе ч. 3 Гражданского кодекса РФ.

Читайте так же:  Полоса препятствий для школьников требования

Модельный Гражданский кодекс для государств-участников СНГ, как позднее, следуя ему, и гражданские кодексы ряда стран СНГ, включил раздел «Международное частное право», правила которого: применимы к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иным иностранным элементом; состоят в основном из коллизионных норм.

В качестве источников коллизионных норм в Модельном Гражданском кодексе для государств-участников СНГ называются, помимо соответствующего Гражданского кодекса РФ, иных законов и международных договоров, также признаваемые международные обычаи и соглашение сторон.

Сопоставление одноименных разд. VI ГК РФ и разд. VII Модельного ГК для государств-участников СНГ, несомненно, свидетельствует об общих корнях, общих объединяющих их началах. В то же время разд. VI ГК РФ представляется более приближенным к некоторым современным зарубежным кодификациям коллизионного права, включившим новейшие достижения в данной области. Эта характеристика распространяется, в частности, и на статьи Гражданского кодекса РФ, касающиеся внедоговорных обязательств, при сопоставлении их с соответствующими статьями 1229-1231 Модельного ГК для государств-участников СНГ.

Статья 1229 «Обязательства вследствие причинения вреда» Модельного ГК для государств-участников СНГ определяет права и обязанности сторон обязательства по праву страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда. Двусторонний характер придан в Модельном ГК для государств-участников СНГ специальному правилу-изъятию из общего правила — права и обязанности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда за границей, если стороны являются гражданами или юридическими лицами одного и того же государства, определяются по праву этого государства. Ст. 1229 Модельного ГК для государств-участников СНГ закрепляет правило о неприменении иностранного права, если действие или иное обстоятельство, служащее основанием для требования о возмещении вреда, по законодательству соответствующего государства не является противоправным.

Правила ст. 1229 Модельного ГК для государств-участников СНГ воспроизведены в гражданских кодексах Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана. Закон Украины «О международном частном» праве дополняет нормы, сходные с модельными, правилом, разрешающим сторонам обязательства в любое время после его возникновения избрать право государства суда. В ГК РФ иначе, чем в Модельном ГК для государств-участников СНГ, определяется критерий, положенный в основу применимого общего закона сторон (закон гражданства или места жительства). Существенным образом разнятся и общие положения ГК РФ и Модельного ГК для государств-участников СНГ. В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в Модельный ГК для государств-участников СНГ в целях единообразного понимания права на территории стран СНГ.

§ 5. Особенности гражданского права России и стран снг

Действующее гражданское право Российской Федерации и стран СНГ имеет много сходных черт с гражданским правом Республики Казахстан. Это объясняется понятными причинами. Во-первых, все правовые системы стран СНГ вышли из правовой системы бывшего СССР и потому сохранили значительные черты сходства, особенно в тех областях, где регулируются отношения, мало изменившиеся с советских и даже досоветских времен — понятие гражданского законодательства, правовое положение граждан, общие понятия обязательственного права, отдельные традиционные виды обязательства, наследственное право и т.п.

Во-вторых, все государства СНГ постоянно сотрудничают в разработке нового законодательства, прежде всего тех его ветвей, которые регулируют отношения, связывающие эти государства, в т.ч. — в сфере гражданского оборота (торговля, транспортные связи, совместное выполнение общих работ), что порождает необходимость сходного правового регулирования. Для этой цели создаются специальные рабочие группы, которые разрабатывают модельные проекты гражданско-правовых законов. Модельные проекты принимаются Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ в качестве рекомендательных законодательных актов. Подобным образом были, например, подготовлены с активным участием казахстанских специалистов Модельный Гражданский кодекс, модельные Законы “Об обществах с ограниченной ответственностью”, “Об акционерных обществах”, “Об ипотеке”, “О банкротстве” и другие.

Государства СНГ в разной степени используют модельное гражданское законодательство, некоторые (например, Украина) пользовались моделями гражданских законов, прежде всего Гражданского кодекса, весьма ограниченно. При использовании модельного закона государство СНГ вносит в него изменения, какие считает целесообразными, но влияние модельного гражданского законодательства на сближение действующего гражданского законодательства республик СНГ несомненно.

В-третьих, реальные экономические и политические условия государств СНГ в значительной степени связаны и однотипны, вызывают сходные проблемы, поэтому сходны и пути их решения. Постоянно проводится обмен мнениями и обсуждение концепций, что влияет на близость гражданского законодательства стран СНГ.

Определенное значение для сближения гражданского законодательства стран СНГ имеют принятые ими международные договоры по вопросам развития взаимоотношений, которые в каждой из стран-участников договоров регулируются гражданским законодательством. Можно в качестве примера назвать Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (ратифицировано Республикой Казахстан 25 мая 1995 г.); Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности (ратифицировано 24 января 1996 г.); Договор между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Республикой Кыргызстан об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (ратифицирован 15 мая 1996 г.). К тому же странами СНГ образован Экономический суд Содружества Независимых Государств (“Соглашение о статусе Экономического суда” (ратифицировано Казахстаном 23 декабря 1992 г.); заключено “Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности” (ратифицировано 3 июля 1992 г.); принята Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (ратифицирована 31 марта 1993 г.). Все это — свидетельство близости гражданского права государств СНГ казахстанскому гражданскому законодательству.

Гражданское право государств СНГ строится на сходных принципах свободы договора, неприкосновенности собственности, невмешательства в частные дела и других (см. главу I), на отказе от действовавших ранее принципов, свойственных командно-приказной системе управления хозяйством.

Единообразна система гражданского законодательства — пандектная система, единообразны последовательность институтов Гражданского кодекса, порядок возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений, условий привлечения к ответственности за нарушение гражданского обязательства и условий освобождения от такой ответственности. Совпадает понятие и содержание права собственности, многие другие ключевые предписания и решения законодательных актов.

В то же время между конкретными положениями гражданского законодательства разных стран СНГ существует немало расхождений, но они, как правило, носят частный или поверхностный характер.

Из уже действующих новых гражданских кодексов республик СНГ наибольшим своеобразием отличается Гражданский кодекс Грузии, принятый 26 июня 1997 г. ГК Грузии делится на 6 книг, имеет более полутора тысяч статей, включает в свой состав и семейное право. Частичная дееспособность граждан возникает не с 14-ти лет, как в большинстве других республик СНГ, а с 7-ми лет. Среди вещных прав кодекс содержит особое вещное право владения, отдельную главу, посвященную соседскому праву. В то же время некоторые важные положения, как нам кажется, не нашли достаточно полного отражения в кодексе (например, ответственность за нарушение права собственности, ответственность за нарушение обязательства).

Что же касается Гражданского кодекса Российской Федерации, то он достаточно полно охватывает в традиционных пределах все основные участки гражданско-правовых отношений и соблюдает привычную для нас последовательность расположения норм, которые эти участки регулируют. Первая часть ГК РФ, завершающаяся общей частью обязательственного права, принята 21 октября 1994 г., вторая его часть, завершающаяся обязательствами вследствие неосновательного обогащения, принята 22 декабря 1995 г.

Читайте так же:  Предельная величина пособия при замене лет

Текст большинства статей Гражданского кодекса РФ близок к тексту статей Гражданского кодекса Республики Казахстан если не по точному словесному воспроизведению, то, во всяком случае, — по содержанию норм.

В то же время можно отметить и некоторые отличия гражданского права России от гражданского права Казахстана. Эти отличия заметно проявились и в Гражданском кодексе РФ. Так, ГК РФ, в отличие от ГК РК, допускает эмансипацию граждан, т.е. установление для них при условии, что они работают или занимаются предпринимательством, полной дееспособности не с 18-ти, а с 16-ти лет. В ГК РФ включены нормы об опеке и попечительстве, т.е. о порядке их установления, правах и обязанностях опекунов и попечителей, о прекращении опеки и попечительства. В Казахстане эти отношения регулируются семейным законодательством. В главе ГК РФ о юридических лицах товарищества с ограниченной ответственностью отнесены не к хозяйственным товариществам, как у нас, а к обществам. Государственные предприятия в ГК РФ именуются унитарными предприятиями, что подчеркивает единство имущества государственных предприятий, которое не может быть разбито на доли и паи, принадлежащие кому-либо, кроме государства.

Недействительные сделки Гражданский кодекс РФ делит на ничтожные и оспоримые, в то время как ГК РК официально не проводит такого деления.

ГК РФ устанавливает два вида общей собственности — долевую и совместную. В нашем же Гражданском кодексе появился ее третий вид — кондоминиум.

В состав ГК РФ включены специальные главы о праве собственности и других вещных правах на землю (введение в действие этой главы пока приостановлено), о праве собственности и других вещных правах на жилые помещения. ГК РК подобных глав не содержит, поскольку соответствующие отношения регулируются земельным и жилищным законодательством.

Среди перечня исков, направленных на защиту прав собственности, в ГК РФ специально не выделен иск о признании права собственности.

ГК РК содержит два сходных вида обеспечения исполнения обязательства соответствующими обязанностями третьего лица — гарантия и поручительство, в Гражданском же кодексе России в виде общего вида обеспечения исполнения обязательства устанавливается только поручительство. Гарантия связана лишь с обеспечительной мерой, применяемой банками, и именуется банковской гарантией.

В то же время ГК РФ специально определяет условия применения такой обеспечительной меры, как удержание, а наш кодекс лишь упоминает об удержании при перечислении средств обеспечения исполнения обязательства, не раскрывая общего понятия и общих условий применения удержания.

Среди отдельных видов договоров, содержащихся во второй (Особенной) части ГК РФ, есть договоры, прямо не предусмотренные ГК РК, такие, например, как банковские расчеты, агентирование. В РК соответствующие отношения регулируются другим законодательством либо соответствующими соглашениями сторон.

Заметные расхождения наблюдаются и при сравнении других законов, регулирующих в России и в Казахстане сходные отношения. Например, в Законе РК “Об акционерных обществах”, принятом 10 июля 1998 г., предусмотрен ряд положений — об открытых народных обществах (ст. 7), об объявленном уставном капитале общества (ст. 15), о частном способе размещения акций общества (ст. 26), о дополнительной эмиссии акций по решению суда (глава 5), которых нет в Российском федеральном Законе “Об акционерных обществах” (принят 24 ноября 1995 г.).

Как видим, в основных принципиальных положениях гражданское законодательство России, Казахстана, большинства других республик СНГ является сходным, хотя по ряду вопросов имеются расхождения.

Модельный Гражданский кодекс для государств — участников СНГ (часть первая) (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 29 октября 1994 г.)

Модельный Гражданский кодекс
для государств — участников СНГ
(часть первая)
(принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 29 октября 1994 г.)

Рекомендательный законодательный акт

См. части вторую и третью Модельного Гражданского кодекса для государств-участников СНГ

*(1) Рекомендуется для государств, где допускается частная собственность на землю и другие природные ресурсы.

*(2) Название данного вещного права определяется в кодексах в соответствии с национальным земельным законодательством.

*(3) Государствам, признающим сервитуты в числе вещных прав, рекомендуется определить в соответствующих статьях, что понимается под «сервитутами» (какие сервитуты вводятся).

*(4) Рекомендуется включать в кодексы государств, где допускается собственность граждан и юридических лиц (частная собственность) на землю.

*(5) Государства решают вопрос об установлении особого правового режима имущества крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с национальным законодательством.

*(6) Предусматривается в кодексах государств, где допускается собственность граждан и юридических лиц (частная собственность) на землю.

*(7) Рекомендуется государствам, где такое вещное право предусмотрено законом.

*(8) Вопрос о том, на базе какого имущества могут создаваться унитарные предприятия (государственного имущества, имущества общественных и других организаций), решается в Кодексах соответствующих государств с учетом особенностей их экономики.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Модельный Гражданский кодекс для государств — участников СНГ (часть первая) (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 29 октября 1994 г.)

Текст Кодекса опубликован в приложении к Информационному бюллетеню Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, 1995, N 6

Модельный Гражданский кодекс для государств-участников СНГ (часть третья) (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 17 февраля 1996 г.)

Модельный Гражданский кодекс
для государств-участников СНГ
(часть третья)
(принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 17 февраля 1996 г.)

Рекомендательный законодательный акт

См. части первую и вторую Модельного Гражданского кодекса для государств-участников СНГ

* Здесь и далее вместо [. . .] должно быть указано название государства, принимающего Кодекс.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Модельный Гражданский кодекс для государств-участников СНГ (часть третья) (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 17 февраля 1996 г.)

Текст Кодекса опубликован в Приложении к Информационному бюллетеню Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, 1996, N 10

Читайте так же:

  • Журавленко учебное пособие А.л журавлева социальная психология учебное пособие Социальная психология. Под ред. Журавлева А.Л. Содержание учебного пособия базируется на микросоциальном подходе к анализу социально-психологических явлений, поэтому основной вектор изложения материала строится от социальной […]
  • Без прописки штраф сколько Сколько времени можно жить без прописки? Процедура постановки на регистрационный учет граждан имеет свои периоды в зависимости от вида прописки: если она временная, то проживать без отметки в УФМС можно до 90 дней; в случае постоянной регистрации по месту жительства законом […]
  • Приказ минздравсоцразвития 84н от 20022008 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20 февраля 2008 г. N 84н "Об утверждении перечня заболеваний ребенка в возрасте до 7 лет, при возникновении которых выплата пособия по временной нетрудоспособности за период ухода за ребенком осуществляется не более чем за […]
  • Приказ 1719 Приказ Минстроя России от 26.12.2017 N 1719/пр "Об утверждении Изменения N 3 к СП 70.13330.2012 "СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции" МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 26 декабря 2017 г. N 1719/пр ОБ УТВЕРЖДЕНИИ […]
  • Северная казна расчет осаго СТРАХОВАЯ «КАЗНА»: 16 лет на рынке История успешной компании Появление компании и первые шаги. В 1992 году два выпускника юридического института Свердловска - Сорокин Юрий и Козлов Константин создают страховую компанию «ЦЕНТР», которая несмотря на громкое название, не заняла […]