Меню

Методы экономических исследований учебное пособие аМ орехов

А.М. Орехов — Методы экономических исследований (2009)

В учебном пособии рассматриваются методы экономических исследований как активная часть экономической методологии. В доступной форме, детально описываются исторический, эволюционный, эмпирический, теоретический и другие методы экономической науки.
Подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Экономика».
Для студентов, аспирантов и всех, кто интересуется вопросами экономической методологии.

Заголовок: Методы экономических исследований
Автор: Орехов А.М.
Цикл/серия: Учебники РУДН
Жанр: Учебное пособие
Издательство: Инфра-М
Создан: 2009
Страниц: 392
Перевод: Русский
Формат: rtf, djvu, pdf
Размер: 13 Mb

Методы экономических исследований: учебное пособие Текст

  • Объем: 510 стр. 3 иллюстрации
  • Жанр:к ниги по экономике

В учебном пособии рассматриваются методы экономических исследований как активная часть экономической методологии. В доступной форме, детально описываются исторический, эволюционный, эмпирический, теоретический и другие методы экономической науки.

Подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Экономика».

Для студентов, аспирантов и всех, кто интересуется вопросами экономической методологии.

  • Возрастное ограничение: 0+
  • Дата выхода на ЛитРес: 25 июня 2010
  • Дата написания: 2009
  • Объем: 510 стр. 3 иллюстрации
  • ISBN: 5-16-002567-7
  • Правообладатель: ИНФРА-М
  • Оглавление

Книга написана без спешки, ясно и в то же время основательно, главное интересно! Кажется, подобных книг не так много. На фоне груды на заказ написанной макулатуры по всевозможным «принятиям решений», «методам чего-нибудь» и т.д. выглядит белой вороной. Спасибо автору!

Методы экономических исследований учебное пособие аМ орехов

Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 392 с.

В учебном пособии рассматриваются методы экономических исследований как активная часть экономической методологии. В доступной форме, детально описываются исторический, эволюционный, эмпирический, теоретический и другие методы экономической науки.
Подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Экономика».
Подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Экономика».

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ

1 БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ФИЛИАЛ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ» И.В. Нусратуллин МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ Учебное пособие Уфа 2015

2 УДК ББК Н 90 Рецензенты: Р.Ф. Гатауллин, доктор экономических наук, профессор, заведующий сектором экономики и территориального управления ИСЭИ УНЦ РАН, г. Уфа; В.З. Гатауллин, кандидат экономических наук, доцент БИСТ (филиала) ОУП ВО «АТиСО», г. Уфа Н 90 Нусратуллин И.В. Методы исследований в экономике: учебное пособие / И.В. Нусратуллин; БИСТ (филиал) ОУП ВО «АТиСО». Уфа: Изд-во Башкирского института социальных технологий (филиала) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений», с. ISBN В учебном пособии изложены методы исследований в экономике в контексте развития самой экономической науки. Приведена классификация методов, как методов всеобщих (общемировоззренческих), общих (общенаучных) и частных (специальных), в соответствии c которой описываются их содержательные аспекты. Приводятся общие сведения об экономико-математических методах c более углубленным описанием моделирования воспроизводственных процессов, на примере воспроизводства индивидуального капитала. Представлен и неравновесный подход в анализе экономики. Для студентов, аспирантов и всех тех, кто интересуется методами исследований в экономике, вопросами экономической методологии. УДК ББК ISBN Нусратуллин И.В., 2015 БИСТ (филиал) ОУП ВО «АТиСО», 2015

3 Содержание Введение. 6 Глава 1. Этапы развития экономической науки и используемые ею принципы и методы анализа экономики Хозяйственная деятельность людей и экономическая наука Зарождение и развитие классического этапа экономической науки и некоторые его принципы и методы Неоклассический период развития экономической теории Кейнсианство как теоретическая основа активизации государственного регулирования экономики Современные направления экономической теории. 21 Глава 2. Методология научного познания Формирование методологии научного исследования Философия как всеобщая методология всех наук Базовые методологические концепции в философии и науке XX века Концепция научных революций и парадигм Теория исследовательских программ Методологическая программа Карла Поппера. 37 Глава 3. Некоторые особенности методологии экономической науки Структура экономического знания Исходные модели экономической науки Экономика как объект отражения и познания Последствия увлечения теорией общего равновесия. 48 Глава 4. Экономическая наука и специфика экономических исследований Взаимосвязь экономической науки и практики Формально-логические методы и приемы исследования Специфика и элементы исследований в экономике Основные этапы экономического исследования

4 Глава 5. Классификация методов исследования в экономике О критериях классификации Научные и ненаучные методы экономических исследований Ненаучные экономические методы и ненаучное экономическое знание. 70 Глава 6. Классификация экономических методов по уровню общности Общая характеристика методов по уровню общности Материалистическая диалектика всеобщий метод познания Метод научной абстракции, как инструмент материалистической диалектики Методы формальной логики Диалектический материализм как наука. 87 Глава 7. Системный подход и системный анализ в экономических исследованиях Сущность системного подхода Системный анализ О степени соответствия методов и результатов исследования в экономике реальной действительности. 98 Глава 8. Особенности других типов экономических методов Классификация методов по уровню логического обоснования Типизация методов исследований в экономике по способу построения теорий Теоретические и эмпирические методы экономических исследований Глава 9. Методы моделирования в экономических исследованиях Моделирование как реализация абстрактного мышления Простейшая классификация экономико-математических методов и моделей Методические аспекты моделирования Глава 10. Балансовый метод исследований в экономике Общие сведения о балансовом методе Принципиальная схема межотраслевого баланса (МОБ) Математическая форма МОБ Особенности реализации моделей МОБ

5 Глава 11. Эволюционный подход в исследовании экономики Эволюционная экономика как направление экономической науки Эволюционный принцип в истории экономической науки Современный подход к применению эволюционного принципа Исследование организаций в эволюционной экономике Эволюция как сущность воспроизводственного процесса Глава 12. Моделирование воспроизводственных процессов как инструмент реализации эволюционного подхода в экономике О необходимости развития методики моделирования воспроизводственных процессов Особенности отображения воспроизводственных процессов Конечно-разностные методы в моделировании воспроизводственных процессов Построение ЭМ-модели воспроизводства капитала Анализ результатов решения оптимизационной задачи воспроизводства индивидуального капитала Глава 13. Неравновесный подход в исследовании экономики Об особенностях неравновесного подхода Некоторые методические аспекты новой теории Неравновесная интерпретация образования прибыли в экономике Методика построения неравновесной модели экономики Экономическая интерпретация неравновесной модели экономики Заключение Краткий словарь терминов и понятий Библиографический список использованной литературы

6 Введение Задача курса «Методы исследований в экономике» состоит в том, чтобы дать общее представление о методах исследования в экономике преимущественно c общетеоретических и методологических позиций, характерных, в первую очередь, для экономической тео рии как фундаментальной базе прикладных экономических наук и универсальном инструменте системного познания экономики в целом, дающем более широкий познавательный кругозор студентам. Очевидно, что структура курса должна складываться c общих позиций классификации методов исследований в экономике, однако здесь существуют серьезные разночтения у отдельных исследователей. Более того, в зависимости от области профессиональной деятельности исследователей экономики, их организационных возможностей, совокупность методов исследования экономики и способов их классификации возрастают. Соответственно классификации методов исследования различаются между собой. Например, у Е.Е. Румянцевой в ее энциклопедическом словаре, предназначенном для корпоративного исследователя c широкими организационными возможностями, выполняющего определенные задания по разработке целевых программ, индикативных планов коллективами исследователей 1 и классификации в учебниках по экономике, рассчитанные на студентов и аспирантов как индивидуальных исследователей, выполняющих более узкие исследовательские задачи в рамках подготовки научных статей и законченных трудов 2, различны. 1 Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, С См., напр.: Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник. 3-е изд. М.: Норма: ИНФРА-М, С ; Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник. М.: Экономика, С. 5 64; Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. М.: Ось-89, С и др. 6

7 Поэтому c учетом того, что нельзя объять необъятное, и полагая более всего предназначение пособия для индивидуального исследователя в рамках научного исследования бакалавра, магистранта, аспиранта будем рассматривать соответствующие этому уровню разнообразие и уровень классификации методов исследования в экономике. Придерживаясь самого общего подхода в этом отношении, выделим всеобщие (общемировоззренческие), общие (общенаучные) и частные (специальные) методы научного исследования. Основным общемировоззренческим научным методом является метод материалистической диалектики единый для всех наук метод. Сюда же можно отнести и системный подход как направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы, то есть целостного комплекса взаимосвязанных элементов в совокупности взаимодействующих объектов, сущностей и отношений. Общие (общенаучные) методы экономической науки это те экономические методы, которые применимы на всех уровнях экономического исследования, но при этом не являются философскими методами. Иначе говоря, это методы, которые используются помимо экономики и в других науках, но не охватывают собой абсолютно все науки, а только некоторую часть их. Третью группу научных методов составляют частные (специальные) методы экономической науки методы, используемые исключительно в рамках экономической науки и нигде больше неприменимые. Отметим также, что хотя курс «Методы исследований в экономике» можно включить в состав информационно-аналитических наук, таких как статистика, экономико-математические методы и др., тем не менее, он изучается в непосредственной связи c общетеоретическими и методологическими дисциплинами, в частности, c философией экономики, экономической теорией, историей экономической мысли и др. Цель изучения дисциплины формирование фундаментальных проблем методологии научного познания, выявление положения, места и роли методов исследования в системе экономических наук, совершенствование и дальнейшее развитие общеметодологических основ методов экономических исследований, а также получение представления о новейших методах экономической науки, в частности, неравновесном подходе в анализе экономики, поскольку известные традиционные методы исследований в экономике достаточно углубленно изучаются в рамках собственно информационно-аналитических наук статистики, экономико-математических методов, математического модели- 7

8 рования; функционально-экономических финансов, менеджмента, маркетинга; отраслевых экономики промышленности, экономики сельского хозяйства и других экономических наук. В ходе изучения курса предполагается решение следующих задач: раскрытие понятия и терминологии методов исследований в экономике; представление предмета и методов исследования экономики в органическом единстве; обозначение роли и места методов в системе экономических исследований; исследование единства и разнообразия методов научного познания, уровней исследовательских методов; выявление особенностей диалектического метода познания, поступательности развития системно-теоретических исследований. 8

9 Глава 1 Этапы развития экономической науки и используемые ею принципы и методы АНАЛИЗА экономики 1.1. Хозяйственная деятельность людей и экономическая наука Экономическая наука изучает экономику в двух аспектах: 1) как вид человеческой деятельности; 2) как отрасль знания. Хозяйственная (экономическая) деятельность людей, представляющая экономическую жизнь общества или просто экономику, состоит в постоянном, повседневном производстве, распределении, обмене и потреблении потребительских благ. Ее цель поддержание и развитие всесторонней жизнедеятельности людей в условиях ограниченности ресурсов и непрерывном расширении и возрастании разносторонних потребностей общества. Экономический смысл хозяйственной деятельности состоит в соизмерении издержек и результатов c целью уменьшения первых и увеличения вторых, в результате чего достигается наибольшая прибыль, как разница между результатами и издержками. Тогда достижение наибольшей прибыли определяется, как целевая установка предпринимательской деятельности, как вида деятельности хозяйственной. Такое соизмерение имеет не только практическое значение, но и теоретические основания, закрепленные в рамках экономических наук, помогающие успешному ведению хозяйственной (экономической) и предпринимательской деятельности. Экономическая наука как свод знаний об экономике и экономической деятельности людей, возникла c целью объяснения и решения периодически возникающих перед хозяйственной практикой все новых и новых проблем, которые перед экономической наукой вставали как научные проблемы. Решались проблемы, развивалась экономическая наука и хозяйственная практика. Выполняя свои исследовательские функции, экономическая наука решает определенные задачи. Их вкратце можно представить в виде следующего перечня вопросов, на которые она должна ответить: 9

Читайте так же:  Полномочия прокурора при осуществлении надзора в стадии дознания

10 1) что есть; 2) что может быть в том или ином случае при тех или иных условиях; 3) если требуется чего-то достичь, то, что надо сделать. В зависимости от необходимости решения той или иной задачи экономическая наука выступает как: 1) позитивная или дескриптивная наука, ориентированная на научное обоснование фактов; 2) прогнозная, обеспечивающая научно обоснованное суждение о ненаблюдаемом состоянии объекта или же возможных путях достижения состояния, определенного в качестве цели; 3) нормативная, указывающая на то, что должно быть и как действовать, чтобы достичь желаемых результатов. Соответственно функции экономической науки можно кратко сформулировать следующим образом: объяснить, предсказать, рекомендовать. В то же время в рамках образовательного процесса изучение экономических наук предполагает реализацию учебно-воспитательных функций: формирование экономического мышления; информирование о состоянии экономики; обучение методам экономического исследования; овладение практическими навыками эффективного хозяйствования; экономическое воспитание. Реализация всех функций экономической науки в необходимой полноте предполагает активное использование и развитие разнообразных методов исследования экономики c целью более глубокого познания ее сущности как базовой основы повышения благосостояния всех членов общества. Научное познание отличается от обыденного познавания системностью и последовательностью, как в процессе поиска новых знаний, так и упорядочения всего найденного, наличного знания. Каждый последующий шаг в науке опирается на предыдущий. Каждое новое открытие становится научной истиной, когда оно входит в качестве элемента в состав определенной системы. Научные знания характеризуются осмыслением фактов в системе понятий той или иной науки, включаясь в состав теории, образующей высший уровень научного знания. Являясь обобщением достоверных фактов, они за случайным находят необходимое и закономерное, за единичным и частным общее. Осваивая действительность разнообразными методами, научное познание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует опре- 10

11 деленная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теория, проблема (задача), гипотеза, программа. В зависимости от конкретной ситуации доминирует та или иная форма. Но теории должны соответствовать фактам, методы не могут быть любыми, они определяются состоянием теорий, и, наконец, гипотезы также не произвольны, так как их реализация зависит от фактологического материала, теоретического обоснования и избранных методов. Научные факты должны быть связаны c практической деятельностью человека. В рамках такой целевой установки в повседневном опыте происходит отбор фактов, составляющих фундамент науки. Важное значение в этом отношении имеет исторический подход в изучении экономической действительности: «Именно c исторической рефлексии в отношении экономической реальности, пишет А.М. Орехов, и начиналась экономическая наука: большинство первых экономистов исследовали не столько само хозяйство, сколько историю этого хозяйства очень часто в рамках конкретного региона или страны. Исторический материал предварял и подготавливал теоретические выводы, и временами трудно было разобрать, где собственно заканчивается экономическая история и где начинается экономическая теория» 1. И далее: «Исторический метод способствует восстановлению утраченных смыслов и значений экономического знания, обнаружению инструментария, при помощи которого можно получить новое приращение экономического знания» Зарождение и развитие классического этапа экономической науки и некоторые его принципы и методы Развитие экономической науки берет свое начало c античных и еще более ранних времен, начиная со стран Древнего Востока Индии и Китая. Автором термина «экономика» явился Ксенофонт древнегреческий философ, который ввел в оборот другой древнегреческий философ Аристотель. Сложился этот термин из двух греческих слов: «ойкос» дом, хозяйство, «номос» учение, закон; понимался как знания об управлении хозяйством. Также Аристотель разделил экономику на собственно экономику и на хремастику. 1 Орехов А.М. Методы экономических исследований: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, С Там же. С

12 В античные времена экономическая наука в первую очередь развивалась как позитивная наука c использованием наиболее общих методов познания, хотя отдельными мыслителями составлялись и целые трактаты по управлению экономикой и обществом. Пример труды Платона, Ксенофонта, Аристотеля, учение Конфуция и др. В этих работах основным методом исследования выступал метод научной абстракции. В средневековую эпоху эпоху первых опытов систематизации категорий, в том числе и экономических, школы, как институты формирования знаний, приобретают огромное значение. Принадлежность к школе определяет темы исследований, их идейную направленность и метод доказательства. Это касается и канонического права 1, c помощью которого пытались регулировать экономические процессы. Экономическая доктрина канонистов была скорее сводом правил поведения индивидов в соответствии c принципами всеобщей справедливости, чем обобщением реальных фактов экономической жизни. Экономические проблемы рассматривались c позиций морали, моральной справедливости, c позиций общего блага как конечного критерия деятельности людей. Таким образом, в экономике нормативный аспект господствовал над позитивным, иррациональный (мифотворческий) над рациональным (научным), должное над сущим, дедуктивный метод над индуктивным 2. Как наука экономическая теория стала формироваться в ХVI ХVII веках в период становления капитализма в рамках первого прообраза экономической науки меркантилизма (от итальянского «мерканте» торговец, купец). Возникновение меркантилизма связывают c именем Антуана де Монкретьена, написавшего и выпустившего в 1615 году книгу «Трактат политической экономии». Качественных изменений в отношении методов исследования меркантилисты не привнесли чего-то более нового, чем античные и средневековые исследователи, разве что они работали на более совершенных системах учета и статистики, что давало им возможность более глубокого исследования реальной практики. Однако, как отмечает Р.М. Нуреев, «литерату- 1 «Каноническое право, совокупность решений церковных соборов и постановлений римских пап. Нормы канонического права регулировали вопросы внутрицерковной организации, некоторые семейно-брачные и имущественные отношения. Наиболее известная кодификация Канонического права Свод канонического права 1582» // Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. 2-е изд. М.: Сов. энцикл., С Нуреев Р.М. Курс микроэкономики С

13 ра меркантилизма носила главным образом эмпирический, практический характер. Позитивный подход вытесняет нормативный» 1. Надо отметить, что во все времена развития экономической теории, как науки, одной из главных задач ее являлось объяснение того, что представляет собой богатство человеческого общества, что является его источником и кто создателем. Меркантилисты выводили источник богатства из сферы обращения, отождествляя его c деньгами, золотом. Поэтому они советовали государству: расширять торговлю, накапливать золото, осуществлять государственный протекционизм по отношению к своим торговцам через таможенные барьеры. Главным представителем и основателем экономического учения «Физиократия» (от греческого «власть природы») был француз Франсуа Кэне ( ). Ф. Кэне объявил источником богатства труд в земледелии. Однако его имя стало известно в экономической науке и тем, что он разработал и первую в истории экономической мысли модель общественного воспроизводства прообраза межотраслевого баланса, которую назвал «Экономическая таблица», создав первую макроэкономическую модель. При ее построении он исходил из определенных предпосылок, делал ряд допущений. В частности, он абстрагировался от влияния внешнего рынка, колебаний цен, рассматривал простое воспроизводство. Исходным пунктом в анализе процесса общественного воспроизводства у него стал произведенный годовой урожай, распределение которого рассматривалось между классами в натуральной и денежной форме. Кенэ показал основные пути реализации общественного продукта, объединив многочисленные акты обмена в массовое движение денег и товаров, ввел различие стоимостной и натуральной формы совокупного общественного продукта, разграничил категории капитала и дохода. «Экономическая таблица» воплотила в себе основные идеи физиократов о делении общества на классы, которых они выделяли три: класс производительный, объединяющий занятых в сельском хозяйстве (фермеров); класс «бесплодный» занятые в промышленности; класс земельных собственников, получающих чистый продукт, созданный в земледелии, то есть земельную ренту. В XVIII веке первоначальное накопление торгового капитала и бурное развитие промышленного капитала потребовало нового обобщения практики. Возникла классическая (на латинском «классикус» образ- 1 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики С

14 цовый) политическая экономия в трудах Адама Смита ( ) и Давида Рикардо ( ). Основным трудом А. Смита явилась книга «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1777). Основная идея А. Смита идея либерализма, то есть минимального вмешательства государства в экономику при ее рыночном саморегулировании на основе свободных цен, складывающихся под воздействием соотношения спроса и предложения. В методическом аспекте необходимо заметить, что в основе этого соотношения лежит так называемый принцип равновесия, исходящий к А. Смиту и сфокусированный в его научной доктрине «невидимой руки рынка». Принцип равновесия проходит сквозным связующим звеном во всех направлениях и школах традиционной экономической теории, включая и марксистскую политэкономию. В соответствии c ним все беды и радости экономики распределяются как волны на безмятежной поверхности озера. Однако этот принцип применительно к экономическим явлениям не может объяснить в полной мере сущность экономики, которая является сложной, вероятностной, нелинейной, неравновесной системой, как это сегодня доказано в современных науках, например, такой как экономическая синергетика 1. А. Смит также: заложил основы трудовой теории стоимости; создал учение о доходах; сформулировал принципы налогообложения; основал теорию прибавочной стоимости. Главным трудом Д. Рикардо явилась книга: «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817). В ней он показал, что единственным источником стоимости является только труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов. Прибыль, по его мнению, результат неоплаченного труда рабочего. Д. Рикардо также сформулировал законы: обратно пропорциональной зависимости между зарплатой и прибылью; тенденции нормы прибыли к понижению; раскрыл механизм дифференциальной ренты. С методической точки зрения отметим, что c сегодняшних позиций в экономической теории явно ошибочными оказались практически все три указанных нами здесь положения, выдвинутые Д. Рикардо. 1 Нусратуллин В.К. Неравновесная экономика. 2-е изд., доп. М.: Компания Спутник+, с. (электронная версия представлена на сайте: narod.ru). 14

15 Обратно пропорциональной зависимости на длительном тренде распределения доходов между зарплатой и предпринимательским доходом не существует. Обратно пропорциональная зависимость присуща между абсентеистскими доходами 1 и суммарными доходами предпринимателей и рабочих, функционирующих в реальном секторе экономики. Тенденцию нормы прибыли Д. Рикардо объяснял тенденцией к снижению доли переменного капитала, то есть части капитала, который идет на покупку рабочей силы, по отношению к суммарному капиталу. Это связано, якобы, c ростом капиталоемкости производства в силу внедрения более сложных машин, оборудования, технологических процессов, при одновременном сокращении числа занятых в пересчете на выпуск единицы продукции. На самом деле тенденция нормы прибыли к понижению проявляется циклически при возрастании издержек на добычу и переработку природных ресурсов на данном технологическом витке развития экономики. При внедрении новейших научно-технических достижений и переходе к менее затратным технологиям и более легкодоступным природным ресурсам прибыль приобретает свойство резко увеличивать свою массу в абсолютном и относительном выражениях. Механизм дифференциальной ренты также был интерпретирован Д. Рикардо ошибочно по отношению к закону стоимости, поскольку игнорировал закон «больших чисел» в ценообразовании и искусственно выводил тенденцию тяготения рыночной цены в рентных отраслях экономики к замыкающей цене производства. Тем самым он, как бы, раздвоил интерпретацию закона стоимости для рентных и нерентных отраслей экономики, закладывая его разночтение при практическом формировании в них системы распределения доходов. Благодаря этому в рентных отраслях экономики возникла, якобы, необходимость в наличии такой прослойки людей, которые, фактически не принимая непосредственного участия в общественном производстве, через механизм формирования и присвоения рентных доходов поддерживали бы высокую эффективность их функционирования. На самом деле закон стоимости в своей сущности един и должен он интерпретироваться одинаково для всех отраслей экономики в соответствии c выводами статистического закона больших чисел, который указывает, что формирование рыночной цены в экономике тяготеет к среднеотраслевой цене производства. 1 Абсентеизм в данном контексте понимается как получение доходов без непосредственного участия в общественном производстве. 15

Читайте так же:  Заявление о государственной регистрации крестьянского фермерского хозяйства

16 Выводы Д. Рикардо легли в основу учения утопического социализма (Сен-Симон, Фурье, Оуэн). Социалисты-утописты критиковали капитализм и требовали: изменения принципов производства, распределения и обмена; отмены частной собственности; установления справедливой социальной системы. На базе классической политэкономии и утопического социализма возникло классовое учение К. Маркса. «Марксизм» называют теорией научного социализма (коммунизма). В ней были сформулированы социалистические принципы развития экономики: общественная собственность на средства производства; искоренение эксплуатации наемного труда; равная оплата за равный труд; всеобщая и полная занятость; ведение хозяйства по единому плану и др. К. Маркс не применял математические методы, в том смысле, в каком их понимают в настоящее время, хотя методы формальной логики и математические формулы им использовались Неоклассический период развития экономической теории Во второй половине XIX в. складываются предпосылки для смены общей парадигмы экономической науки. Капитализм прочно утверждается в развитых странах. Возникают основы новой ступени развития экономической теории, получившего название «неоклассическое направление». В нем разработка общих принципов политической экономии заменяется исследованием различных проблем экономической практики, качественный анализ вытесняется количественным. Экономисты все чаще стремятся оптимизировать ограниченные ресурсы, широко применяя для этого теорию предельных величин, дифференциальное и интегральное исчисление. Математические формулы и графики, иллюстрирующие различные рыночные ситуации, становятся органичными элементами экономических сочинений. Новые веяния находят отражение и в изменении названия самой науки. Понятие «политическая экономия» (political economy) вытесняется понятием «экономикс» (economics). Под «экономикс» понимается аналитическая наука об использовании людьми ограниченных ресурсов, таких как земля, труд, капитал, предпринимательские способности, для производства различных товаров и услуг, их

17 распределения и обмена между членами общества в целях потребления. Рождение нового термина связано c именем одного из основоположников неоклассического направления английского экономиста Альфреда Маршалла ( ) В 1890 году выходит его книга «Принципы экономики», главным предметом анализа в которой является уже не теория стоимости, а теория цены. Механизм ценообразования рассматривается как соотношение спроса и предложения. В основу теории спроса А. Маршалл положил маржинализм учение о предельной полезности, разработанное в произведениях У. Джевонса, К. Менгера, Э. Бем-Баверка, Ф. Визера, Л. Вальраса и др.; в основу теории предложения концепцию факторов производства, дополненную позднее теорией предельной производительности Дж.Б. Кларка. Если классики политической экономии стремились к выявлению прежде всего объективных закономерностей, то А. Маршалл исходил из субъективных оценок хозяйствующих субъектов («свобода выбора»). Неоклассическое направление возникло в конце ХIХ в., по существу, как реакция на экономическое учение К. Маркса. Концепция «маржинализма» (с французского «предельный») сыграла важную роль в его формировании. Маржинализм при объяснении экономики опирается на так называемые предельные или крайние величины и состояния. К категориям маржинализма относятся понятия предельной полезности, предельной производительности, предельных издержек и др. Основными инструментами анализа в маржинализме являются количественные методы, в основе которых лежат экономико-математические методы и модели. Одним из широко известных теоретиков математической школы маржинализма является швейцарский экономист Леон Вальрас ( ), разработавший математическую модель общего экономического равновесия. То есть уже использование маржиналистских методов означало начало новой эпохи в использовании методов исследования в экономике, поскольку маржинализм в инструментальном отношении базировался на дифференциальном и интегральном исчислениях. Собственно говоря, c этого времени математика стала широко использоваться в исследованиях экономики. Теория маржиналистов и Маршалла отличалась статичностью построения, преодолеть которую пытался первоначально лишь Йозеф Шумпетер ( ). Уже в начале ХХ века он предпринял опыт динамического моделирования развития капитализма, стремясь показать влияние инновационного процесса на изменение таких важных показателей, как предпринимательская прибыль, капитал и процент («Теория 17

18 экономического развития», 1911). Продолжением этой работы стала монография «Экономические циклы» (1939), посвященная теоретическому, историческому и статистическому анализу процесса циклического развития капитализма. В этой работе Й. Шумпетер показывает взаимосвязь между тремя видами колебаний: короткими «циклами Китчина» (2 года 4 месяца), средними «циклами Жуглара» (10 лет) и длинными «циклами Кондратьева» (55 лет). Современная западная экономическая теория, более всего известная под названием «экономикс», имеет в своей основе маржиналистскую экономическую концепцию и представляет собой попытку синтезировать классическую политическую экономию и маржинализм Кейнсианство как теоретическая основа активизации государственного регулирования экономики Неоклассическое направление c его ограниченным государственным вмешательством в экономику господствовало в мировой экономической мысли до 30-х годов ХХ века. Мировой экономический кризис и Великая Депрессия в США показали, что свободная конкуренция не способна решать все социально-экономические проблемы общества. Возникло новое учение «кейнсианство» по фамилии английского экономиста Джона Кейнса ( ), который поставил в центр внимания проблемы макроанализа. В своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) он изложил теорию и программу государственного регулирования экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы, созданием системы государственных закупок. Он показал, что c помощью такого регулирования можно: влиять на инфляцию, занятость; устранять несоответствие спроса к предложению; подавлять экономические кризисы; обеспечивать меры бесперебойного функционирования экономики. Кроме указанного теоретического значения вклада Кейнса в экономическую науку, необходимо отметить и историческое значение его работы. Благодаря ей он вновь, также как это сделал в свое время А. Маршалл, спас капитализм от исторического поражения, подкрепив его теоретический базис достаточно новым взглядом на причину экономических кризисов. Кейнс фактически выявил ее, но в открытой форме не смог до конца раскрыть вследствие того, что являлся «плоть от плоти» своего абсентеистского класса элитной прослойки капитали-

19 стического общества. Соответственно он не смог разработать и представить весь реально необходимый комплекс мер, который обеспечил бы не только преодоление экономических кризисов, но и бескризисное развитие капиталистической экономики. Что это за причина? Для ее представления хотя бы в общих чертах рассмотрим две схемы распределения доходов в рамках выполнения тождества Жана Батиста Сэя «предложение само порождает свой собственный спрос»: 1) традиционную, в духе классической политэкономии и «неоклассики»; 2) неравновесную. Как видно на первой схеме (рис. 1.1) имеются два субъектов экономики предпринимателей и наемных работников, которые распределяют свои соответствующие доходы предпринимательский доход и заработную плату между собой, как бы взаимно претендуя на большее присвоение за счет доходов противоположного класса и даже пытаясь от случая к случаю отобрать их друг у друга. Рисунок 1.1 Структура совокупного общественного продукта (традиционный равновесный подход) На второй схеме (рис. 1.2) видно, что появляется еще и третий субъект экономики абсентеист, который на самом деле является главным присваивателем доходов, возникающих в общественном производстве. Именно он осуществляет вымывание (изъятие) доходов из реального сектора экономики в финансово-спекулятивный, из-за чего не хватает денег у первых двух субъектов на выкуп всего произведенного това- 19

20 ра. Вследствие этого возникает эффект перепроизводства товаров, что К. Маркс называл главной причиной экономических кризисов. Рисунок 1.2 Структура совокупного общественного продукта (неравновесный подход) Кейнс увидел этот негативного характера механизм распределения доходов общественного производства. Однако для его преодоления смог лишь предложить механизм привлечения абсентеистских сбережений в виде кредитных ресурсов для дополнительного инвестирования производства. Это, в конечном счете, хоть и смягчало текущую кризисную ситуацию, но в долгосрочном плане лишь усугубляло ее, поскольку каждый кредитованный рубль требует в свою пользу процент, продолжая развивать механизм вымывания доходов из реального сектора экономики в финансово-спекулятивный. Так и не выяснив или не захотев выяснить истинных причин кризиса в 70-е годы, неоклассики обвинили кейнсианство в несовершенстве и предложили альтернативные школы экономической теории в рамках развития уже неоклассической теории. Таким образом, кейнсианская парадигма не сумела полностью вытеснить неоклассическую. Попытка объединить обе парадигмы в форме неоклассического синтеза не увенчалась успехом, так как не отличалась целостностью. При анализе макроэкономических процессов она противоречила тем принципам, из которых исходила при объяснении функционирования микроэкономики. 20

21 Сторонники неоклассического направления экономической теории обвиняли кейнсианство в первую очередь в чрезмерном вмешательстве государства в экономику, что, по их мнению, явилось главной причиной наступившей череды экономических кризисов 70-х и более поздних годов. Соответственно они активизировали неоклассическое учение, исходя из позиций либерализма, выступающего за невмешательство государства в экономику Современные направления экономической теории В е годы прошлого века появились новые направления неоклассики монетаризм, новая классическая экономика, теория общественного выбора и др., которые изрядно потеснили кейнсианство. Монетаризм (основатель Милтон Фридмен американский экономист, 1912 г. рожд.) концепция стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. По мнению монетаристов, государство должно осторожно вмешиваться в рыночные отношения и, если вмешивается, то лишь c помощью косвенных денежных регуляторов. Представители ведущего направления новой классической экономики, или неоклассического экономикса (Дж. Мут, Р. Лукас, Т. Сарджент, Н. Уоллес, Р. Барро и др.) попытались построить более цельную теорию путем подведения единого микроэкономического основания под анализ макропроблем. В центре их внимания оказались экономические агенты, способные быстро приспосабливаться к меняющейся хозяйственной конъюнктуре благодаря рациональному использованию получаемой информации. Поскольку каждый индивид способен правильно адаптироваться в меняющемся мире, отпадает необходимость вмешательства государства в экономику. Тем самым «новые классики», последовательно отстаивая неоклассические постулаты, возрождают идеальную рыночную модель, возвращая нас в XIX век. Они абстрагируются от явлений, типичных для смешанной экономики второй половины XX в. несовершенной конкуренции и государственного сектора, безработицы и инфляции, кризисов и антикризисной политики и т. д. К тому же новые классики недооценивают фактор времени, необходимый на сбор и обработку информации, а также различные возможности получения информации, которыми обладают разные субъекты. В соответствии c их учением получается, что домохозяйка более способна к преодолению фактора неопределенности и к обработке экономической информации, чем про- 21

22 фессиональные экономисты и специализированные государственные учреждения. Этот недостаток пытались преодолеть сторонники сформировавшейся в е годы ХХ в. теории общественного выбора (Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, М. Олсон, Д. Мюллер, Р. Толлисон, У. Нисканен и др.). Критикуя кейнсианцев, представители этой теории поставили под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику. Последовательно используя принципы классического либерализма и методы маржинального анализа, они активно вторглись в область, традиционно считавшуюся сферой деятельности политологов, юристов и социологов. Это вторжение получило название «экономического империализма». Критикуя государственное регулирование, представители теории общественного выбора сделали объектом анализа не влияние кредитно-денежных и финансовых мер на экономику, а сам процесс принятия правительственных решений, проводя в него принципы индивидуализма, тем самым распространяя их не только на коммерческую деятельность, но и на государство. Однако и теория общественного выбора не сумела преодолеть известную абстрактность и оторванность от жизни неоклассической парадигмы в целом, и прежде всего ее внеисторического характера, абсолютизации рыночной стадии развития мировой цивилизации. Обострение внутренних противоречий рыночной экономики способствовало зарождению институционально-социологического направления, истоки которого восходят к идеям, c одной стороны, исторической школы в Германии (Ф. Лист, К. Книс, Б. Гильденбрандт, В. Рошер, Г. Шмолер, В. Зомбарт, М. Вебер), c другой классического институционализма, возникшего в Америке в конце XIX в. и окончательно сформировавшегося как самостоятельное течение в е годы ХХ в. (Т. Веблен, Дж. Р. Коммонс, У.К. Митчелл, Дж. Гэлбрейт, Г. Мюрдаль и др.). Новая историческая школа критиковала экономистов (марксистов, маржиналистов и др.) за чрезмерное увлечение голыми абстракциями, пропагандируя необходимость эмпирических исследований, основанных на богатом историческом материале. Представители исторической школы определяли национальную (политическую) экономию как науку о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств существования и их использовании. Представители классического институционализма широко используют в своем анализе понятие «институты» (от лат. institutum установление, учреждение), под которыми понимают корпорации, профсоюзы, государство, а также психологические, этические, правовые, 22

Читайте так же:  Срок привлечения к административной ответственности по ст 2025

23 технические и другие социальные явления. До развертывания НТР это течение не пользовалось на Западе заметным влиянием. Взрыв его популярности в е годы был связан c концепциями «постиндустриального», «информационного», «сервисного» общества, теориями конвергенции различных социально-экономических систем. Институциональный анализ более объективно оценивает объективную реальность. Он исходит из того, что современное общество отнюдь не венец совершенства, люди, как правило, нерациональны, а экономика далека от состояния равновесия. Неоклассическая концепция, c их точки зрения, явно идеализирует действительность, выполняя скорее апологетическую, чем познавательную функцию. Реальная действительность гораздо сложнее и уже давно не укладывается в маржинальные предпосылки анализа. Объектом исследования должен быть не «экономический человек», а всесторонне развитая личность. Понять ее и правильно оценить тенденции развития общества можно лишь на путях междисциплинарного анализа, который кроме экономики должен включать социальную психологию, социологию, право, политологию и другие гуманитарные науки. В целом институционально-социологическое направление рассматривает экономику как постоянно изменяющуюся систему по восходящей линии к высшей морально-этической цели. Принципиальное отличие этой концепции от других состояло в том, что в ней экономические процессы объяснялись не только экономическими, но и социально-политическими, правовыми, социально-психологическими, этическими условиями жизни, а также обычаями, традициями и привычками, существующими как в жизни отдельного человека, так и общества в целом. По мнению первых авторов этой теории, модель А. Смита homo economicus («экономического человека, непрерывно сопоставляющего полезность благ и тяготы их приобретения») безнадежно устарела. На самом деле экономическое поведение человека в значительной мере определяется социально-правовым устройством общества и его «неписаными» законами, которые должна исследовать экономическая теория. Поэтому в экономическом анализе предлагалось учитывать различного рода «институции», закрепленные обычаем, и «институты» (порядки, закрепленные в законах и в деятельности различного рода учреждений). «Институции» (обычаи, традиции, навыки) это набор неформальных правил. В число формальных правил (институты) входит, c одной стороны, система учреждений (рынки, фирмы, профсоюзы, государство), c другой стороны система правовых норм (законы, указы, постановления и т. д.). В рамках этого направления была выдви- 23

24 нута теория конвергенции (Дж. Гэлбрейт, Питирим Сорокин, Р. Арон, Я. Тинберген) в различных модификациях 1. Однако, на наш взгляд, концепция институционально-социологического направления, по большому счету, старается увести предмет исследования экономики из самой экономики в другие сферы общества (политическую, правовую, психологическую, этическую и т. п.), оставив трактовку фундаментальных основ экономики в том контексте, которая сложилась, в первую очередь, в неоклассической теории. Экономическая теория еще не исчерпала всех возможностей по объективному анализу сущности экономики в рамках своих классических основ, имея в виду как классическую политическую экономию, так и неоклассическую теорию. На вызов традиционного институционализма представители «неоклассического экономикса» основного течения современной экономической науки ответили развитием неоинституциональных исследований. Неоинституционализм (Р. Коуз, А. Алчиян, О. Уильямсон, X. Демсец, Д. Норт и др.) опирается на традиции австрийской школы применительно к анализу социальных институтов. При этом сами институты рассматриваются c позиции методологического индивидуализма. К этому направлению относятся теория прав собственности, теория общественного выбора и др. Экономические воззрения А. Смита лежат в основе не только неоклассического направления в экономической теории, но и неолиберализма (Л. Мизес, Ф. Хайек, В. Ойкен, Л. Эрхард, А. Мюллер-Армак, В. Репке, А. Рюстов). Именно его принцип «невидимой руки», уверенность, что реализация своекорыстного интереса человека в области экономической деятельности приведет к общественному благосостоянию, и вытекающее из данной точки зрения требование невмешательства государства в экономику, легли в основу концепций представителей неолиберализма. Суть теоретических положений экономического либерализма можно свести к тому, что либералы признают и подчеркивают существование очевидной связи между индивидуальной свободой, частной собственно- 1 Теория конвергенции одна из политологических концепций, считающая определяющей особенностью современного общественного развития тенденцию к сближению двух социально-политических систем, сглаживанию экономических, политических и идеологических различий между капитализмом и социализмом, их последующему синтезу в некое «смешанное общество». Термин введен в оборот П.А. Сорокиным (Питирим Александрович Сорокин ( ) русско-американский социолог и культуролог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности). 24

25 стью и уровнем экономической эффективности данного общества. Они настаивают, что никто не вправе нарушать чужую свободу, в том числе и экономическую. В основе этих представлений лежит политическая философия либерализма, кредо которой знаменитый принцип «laissez faire», который можно трактовать как право людей делать то, что они хотят, предоставить им право быть самими собой в экономической деятельности и вероисповедании, культуре, повседневной жизни и мыслях. И индивидуализм, который стал основой европейской цивилизации, по мнению одного из видных представителей неолиберального направления Ф. Хайека, это не эгоизм и самовлюбленность, это, прежде всего, уважение к личности ближнего, это абсолютный приоритет права каждого человека реализовать себя в этом мире. Методологически неолиберализм близок к новой исторической школе, c характерной для нее трактовкой процесса общественного развития как медленной, постепенной эволюции и выделение при этом различных порядков, ступеней и стилей организации хозяйственной жизни. В отличие от неоклассики в методологическом инструментарии неолиберализма маржинализм не занимает самостоятельного, а тем более, центрального места. Он, конечно, учитывается неолибералами как распространенный в западных концепциях теоретический прием, но не применяется ими как важнейший инструмент исследования. Основываясь на теории неолиберализма, немецкий теоретик, государственный и политический деятель ФРГ Людвиг Эрхард ( ), создал собственную теорию социально ориентированного рыночного хозяйства, воплотив ее на практике в послевоенной Германии. Основные ее положения: необходимость свободной цены; свободной конкуренции; стремление к правильному соотношению спроса и предложения; равновесию экономики. Таким образом, исходя из краткого экскурса в историю экономической мысли, можно одновременно видеть и развитие методов исследований в экономике по мере развития самой экономики в различные исторические эпохи. Вопросы для обсуждения: 1. В чем состоит сущность и цель экономической деятельности людей? 2. Что понимается под экономической наукой? В чем заключаются ее задачи? 3. Что представляет собой научное познание? 25

26 4. Каковы основные этапы становления экономической науки? 5. В чем заключаются функции экономической науки? 6. Каковым было отличие собственно экономики от хремастики у античных мыслителей? 7. Каким образом осуществлялось становление экономики как науки? 8. В чем состоит заслуга Кэне в отношении методов исследования в экономике? 9. Опишите сущность принципа невидимой руки А. Смита. 10. В чем заключается слабость методических позиций в учении Д. Рикардо? 11. В чем состоит совершенствование методов исследования экономики в неоклассической теории? 12. Раскройте основные принципы регулирования экономики в кейнсианской теории. 13. Какова суть маржиналистского метода в исследовании экономики? 14. В чем состоят основные позиции концепции стабилизации экономики в монетаристской теории? 15. Опишите методические подходы, используемые институционально-социологическим направлением в изучении экономики. 16. В чем состоит сущность теории социально ориентированного рыночного хозяйства? 26

27 Глава 2 Методология научного познания 2.1. Формирование методологии научного исследования Существует широкий спектр методов научного познания. Они являются предметом изучения особой науки методологии. Методология это наука о методах, их сущности, возможностях, свойствах, способах и областях применения. По отношению к методам познания в экономике выделяют экономическую методологию. «Экономическая методология важнейшее направление в экономических исследованиях, изучающее фундаментальный, метатеоретический уровень экономического знания, принципы его вывода и доказательства разнообразных экономических положений, теорем и теори» 1. Как и всякая методология, она также изучает методы экономической науки и то, как развивается учение об этих методах. Основной задачей методологии вообще является отыскание ответа на вопрос: c помощью каких научных способов, приемов познания действительности добиться раскрытия истинной сущности и функционирования экономики. Тем самым она обеспечивает функциональный анализ экономики по выявлению причинно-следственных связей в рамках раскрытия предназначения и функций экономики. Функциональный анализ экономики помогает установить такие взаимосвязи между экономическими процессами и явлениями, которые носят однозначный характер зависимости одних факторов, называемых результативными, от других, выступающих независимыми. Изучение методологии весьма важно для любого исследователя. Но вместе c тем следует помнить, что изучение методологии какой-либо науки никоим образом не может заменить изучения самой науки. Поэтому методологию необходимо рассматривать скорее как инструмент научного исследования, а сама ее роль может быть определена как инструментальная. Но инструментом можно пользоваться по-разно- 1 Орехов А.М. Методы экономических исследований С

Читайте так же:

  • Проверить бланк осаго по номеру Проверить страховой полис ОСАГО по номеру Для просмотра текущего бланка договора ОСАГО необходимо ввести серию и номер договора ОСАГОДля ввода номера используйте только цифры Страховые выплаты по поддельным полисам не производятся, поэтому проверить полис ОСАГО на подлинность по базе РСА […]
  • Кабушкин н и основы менеджмента учеб пособие Основы менеджмента - Кабушкин Н.И. - Учебное пособие Основы менеджмента - Кабушкин Н.И. - Учебное пособие Автор: Кабушкин Н.И. Жанр: Менеджмент Издательство: «Новое знание» Формат: PDF Качество: Отсканированные страницы Количество страниц: 336 Содержание учебного пособия Развитие теории […]
  • Педагогическая инноватика учебное пособие А.В.Хуторской. Педагогическая инноватика: : учеб. пособие Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с. Автор : Хуторской А.В. Название: Педагогическая инноватика Серия: Высшее […]
  • Ответственность за нарушение валютного законодательства это Ответственность за нарушение валютного законодательства РФ Опубликовано в номере: Консультант бухгалтера №8 / 2004 Согласно статье 25 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», вступившего в силу 18 июня 2004 года (далее по тексту […]
  • Федеральный закон о землеустройстве от 18062001 г Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ"О землеустройстве" С изменениями и дополнениями от: 18 июля 2005 г., 4 декабря 2006 г., 13 мая, 23 июля 2008 г. Принят Государственной Думой 24 мая 2001 года Одобрен Советом […]