Меню

Двухмесячный срок привлечения к административной ответственности

Оглавление:

Срок привлечения нарушителя к административной ответственности

Административные правонарушения имеют не менее распространенную тенденцию среди населения, что и любой другой вид. В каждом отдельном случае предусматривается определенный вид наказания в зависимости от тяжести преступления, а также существуют виды истечения сроков привлечения к административной ответственности. Этот нюанс также зависит от совершенного деяния.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Сроки давности нужны также для того, чтобы обвиняемый в правонарушении знал период окончания, в течение которого его могут привлечь за совершенное деяние. Стоит отметить, что далеко не для всех административных преступлений предусматривается срок давности, что также расписывается в законодательных актах.

Согласно КоАП, основные моменты, касающиеся сроков привлечения к ответственности, следующие:

  • Срок давности наступления ответственности по административному правонарушению не является единым для всех статей и видов совершенных деяний.
  • Минимальным сроком давности наступления ответственности является 60 дней, а максимальным – 6 лет. Последний вариант не может быть применим ко всем правонарушениям, поскольку это считается больше исключением, чем правилом.
  • Понятие «Срок давности» подразумевает не только прекращение текущего процесса по привлечению к ответственности, а также невозможность завести повторное делопроизводство по совершенному деянию.
  • Если в процессе дела по административному правонарушению участвуют судебные органы по привлечению к ответственности, то минимальный срок увеличивается с 2-х до 3-х месяцев.
  • Днем отсчета срока давности является либо следующий день после совершения преступления, либо следующий день после составления акта административного правонарушения. В каждом отдельном случае необходимо руководствоваться статьями КоАП и конкретным деянием.

В качестве периода давности следует понимать текущий процесс дела, в момент которого совершается разбирательство по деянию либо наблюдается бездействие соответствующих органов. По истечении необходимого периода, если не было вынесено какое-либо решение, нарушителя невозможно привлечь к ответственности.

Давность привлечения к ответственности

Согласно КоАП РФ можно говорить о следующих сроках давности:

  • постановление о прекращении преследования по административному правонарушению выносится не позднее 2-х месяцев;
  • в отношении судебного разбирательства этот срок смещается до 3-х месяцев;
  • давность в 1 год соответствует правонарушениям в отношении детей, охраны природы, авторских прав и аналогичных преступлений;
  • срок давности в 1 год относится ко всем преступлениям, предполагающим дисквалификацию сотрудника, а также длящиеся нарушения (определенные виды нарушения ведения предпринимательской деятельности, лишение водительских прав в связи с определенным деянием водителя или его бездействием);
  • нарушение законов таможенного контроля предусматривает срок давности в 2 года;
  • максимальный период в 6 лет характерен для коррупционных действий и граждан, связанных с террористическими акциями.

Деяния, связанные с терроризмом, в 99% случаев подпадают под Уголовный кодекс, поэтому применение статей КоАПа на практике здесь малоактуально.

Статья 4.5 КоАП «Давность привлечения к административной ответственности»:

Срок давности привлечения к административной ответственности по общим правилам

Арбитры разошлись во мнении, соблюден ли двухмесячный срок давности привлечения компании к ответственности.Так, суд первой инстанции посчитал, что данный срок уже истек. При этом арбитры ссылались на следующие нормы. Они отметили, что согласно ст. 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). При совершении административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Статья 4.5. давность привлечения к административной ответственности

В общем случае постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев, а если дело рассматривает суд — по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. Для отдельных видов правонарушений установлен более длительный срок давности. К примеру, за нарушение миграционных правил, за нарушение законодательства РФ о защите прав потребителей, за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах и т.д.
таковой составляет один год со дня их совершения. При нарушениях в сфере таможенного дела или бюджетного законодательства срок давности уже составляет два года. А за нарушение законодательства о противодействии терроризму и законодательства о противодействии коррупции привлечь к административной ответственности нельзя только по истечении шести лет со дня совершения такого правонарушения.

Срок давности привлечения к административной ответственности по общим правилам

Истечение срока привлечения к административной ответственности На практике можно встретить ситуацию, при которой истек срок давности привлечения к административной ответственности. Чаще всего это связано с тем, что должностное лицо или судья не успели вовремя вынести постановление. В данном случае водитель может на вполне законных основаниях избежать штрафа, лишения прав или другого наказания.


Для прекращения дела следует подать ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности. Ходатайство можно составить в простой письменной форме. В документе нужно указать:

  • Реквизиты должностного лица или судьи, которому направляется ходатайство.
  • Реквизиты водителя (ФИО, адрес).
  • В тексте ходатайство нужно подробно изложить ситуацию.

Срок привлечения к административной ответственности

  • об авторском праве и смежных правах;
  • о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров;
  • об использовании атомной энергии; о налогах и сборах; о защите прав потребителей; о государственном регулировании цен (тарифов); о рекламе; о лотереях;
  • о выборах и референдумах;
  • об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
  • о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; о несостоятельности (банкротстве);
  • о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках.

23. давность привлечения к административной ответственности

КоАП РФ. Фактически годичный срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, предусмотренные названными статьями, увеличивается на срок расследования соответствующего деяния в антимонопольном органе и формально начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии этого органа о факте правонарушения. 7. Суд, прокурор, следователь и дознаватель в случае отсутствия в деянии состава преступления выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Однако, если в совершенном деянии будут обнаружены признаки административного правонарушения, указанные лица могут направить материалы об административном правонарушении тому органу или должностному лицу, в компетенцию которого входит рассмотрение дел данной категории.
Административное наказание в таких случаях может быть назначено в течение сроков, установленных ч. 1 комментируемой статьи.

Расчет «административного» срока исковой давности (баразненок н.)

Срок давности привлечения к ответственности

Федерального закона от 30.12.2012 N 316-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. 5.1.

Комментарии к ст 4.5 коап рф

Нарушение правил осуществления жизнедеятельности в той или иной степени влечет обычно какую-либо ответственность – административную или уголовную. Также есть виды ответственности, которые заключаются в наложении дисциплинарного взыскания. Ответственность: разновидности Если рассматривать по классификации проступков, преступлений и нарушений, то нарушение дисциплины при выполнении работы влечет соответствующее наказание, но наименее строгое.
Правонарушение, которое имеет свой срок привлечения к административной ответственности, не является общественно опасным, но подлежит пресечению, так как при неблагоприятном развитии событий может оказаться деянием с более серьезными последствиями. В Уголовном кодексе предусмотрены наказания за деяния, которые являются общественно опасными и влекут наступление серьезных, зачастую необратимых процессов.

Давность привлечения к административной ответственности

В этом случае меняется отсчет и сроков давности. Основания административной ответственности Для того чтобы привлечь лицо, необходимо, чтобы существовали все признаки правонарушения такого типа. Они определены следующим образом: — собственно действие (или бездействие); — его противоправный характер – нарушение норм законодательства, которое охватывает несколько правовых отраслей, охраняемых Административным кодексом; — виновность лица – различают умышленную и неосторожную формы вины; в том случае, если нарушение, ответственность за которое лежит в административной плоскости, имело место, но было совершено в силу непреодолимых обстоятельств (то есть вина лица отсутствует), деяние не может признаваться административным нарушением; — наказуемость – за совершение определенных действий существуют меры административного характера.

В этом случае срок привлечения приостанавливается до того момента, пока дело не поступит в суд по месту жительства водителя. Например, водитель, проживающий в Москве, совершил нарушение правил 1 сентября 2016 года в Краснодарском крае. На месте нарушения водитель ходатайствует о направлении дела по месту своего жительства, и сотрудник ГИБДД удовлетворяет это ходатайство.

Читайте так же:  Документы для органов опеки при лишении родительских прав

Т.е. срок приостанавливается с 1 сентября 2016 года. Дело приходит в суд Москвы 1 января 2017 года (через 4 месяца), однако это не значит, что срок привлечения к ответственности вышел. 3 месяца с момента нарушения уже прошло, однако срок был приостановлен, поэтому постановление должно быть вынесено судом в течение 3-х месяцев начиная с 1 января 2017 года, т.е. дело может рассматриваться до 1 апреля 2017 года.
Для большинства административных правонарушений моментом, с которого начинает течь давностный срок, является день совершения правонарушения. Для так называемых длящихся административных правонарушений давностный срок привлечения к ответственности исчисляется иначе. Правонарушения такого рода характеризуются непрерывным осуществлением единого состава определенного действия (бездействия).
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом или иным нормативным правовым актом.

Статья 4.5 КоАП РФ. Давность привлечения к административной ответственности (действующая редакция)

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 настоящего Кодекса), а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 настоящего Кодекса), порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о применении контрольно-кассовой техники, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 настоящего Кодекса), а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 настоящего Кодекса) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 настоящего Кодекса, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 настоящего Кодекса) по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 — 5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве), об аккредитации в национальной системе аккредитации по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции — по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.

2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

3. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения.

4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении — со дня его обнаружения).

5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

5.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.18 настоящего Кодекса, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

6.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

Читайте так же:  Как оформить налоговый вычет с зарплаты

7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Срок давности привлечения к административной ответственности может быть увеличен

В Госдуму внесен законопроект, увеличивающий срок давности привлечения к административной ответственности с двух до трех месяцев. Соответствующий документ размещен на сайте нижней палаты парламента.

Изменения предлагается внести в ст. 4.5 КоАП. Отмечается, что тот срок, который установлен сегодня, нередко недостаточен для того, чтобы привлечь нарушителя к административной ответственности по выявленному факту совершения правонарушения, поскольку необходимые по закону процессуальные действия требуют значительных временных затрат.

В пример авторы документа приводят ситуации, когда должностным лицам органа местного самоуправления, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, приходится подавать запросы в органы полиции о предоставлении необходимой информации, направлять уведомление лицу о назначении времени и места составления протокола заказной корреспонденцией. При этом материалы дела передаются в административную комиссию муниципального района для принятия решения о привлечении к ответственности. Авторы говорят о том, что эти действия обычно превышают двухмесячный срок. Получается так, что административные комиссии вынуждены принимать решения о прекращении производства по делам в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП.

Таким образом, как сказано в пояснительной записке, нарушитель может избежать административного наказания на вполне законных основаниях, что влечет нарушение одного из важней­ших принципов юридической ответственности – принципа неотвратимости наказания за совершенное правонарушение.

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

О порядке исчисления срока давности привлечения к административной ответственности

По общему правилу, изложенному в статье 4.5 КоАП РФ, постановление об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Если же административное правонарушение выразилось в форме бездействия, то срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем для исполнения соответствующей обязанности. В силу части 2 статьи 4.8 КоАП РФ, срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа – в последние сутки этого месяца.

ООО «Росгосстрах» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения ФСФР России в ЦФО о привлечении Общества к административной ответственности со ссылкой на недоказанность события административного правонарушения.

Как установлено судом, указанная страховая организация должна была на основании запроса регионального отделения ФСФР России предоставить последнему информацию, необходимую для осуществления страхового надзора на основании подп. 3 п. 5 ст. 30 Федерального закона от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Исполнить данную обязанность организация должна была в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса, а последним днем для исполнения данной обязанности является 17 августа 2012 года. Неисполнение указанного в запросе требования в установленный срок послужило основанием для вынесения административным органом постановления от 18.10.2012 о привлечении ООО «Росгосстрах» к административной ответственности по ст.19.7.3 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 500 тыс. руб.

Арбитражный суд г.Москвы при рассмотрении дела пришел к выводу о том, что ООО «Росгосстрах» совершено указанное административное правонарушение, однако признал, что постановление вынесено административным органом за пределами двухмесячного срока давности привлечения организации к административной ответственности.

При этом суд первой инстанции руководствовался следующим.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п.19 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 №2 (в редакции от 10.11.2011) и п.14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 №5, административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся. Следовательно, поскольку вменяемое заявителю правонарушение не является длящимся, исчисление срока давности должно начинаться именно со дня совершения вменяемого заявителю административного правонарушения.

Непредставление заявителем истребуемых ответчиком в запросе документов является бездействием.

В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 20.09.2011 №5163/11, а также согласно п.14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 №5, при совершении административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Таким образом, поскольку последним днем предоставления ответчику документов по запросу являлось 17.08.2012, срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст.19.7.3 КоАП РФ, подлежит исчислению с 18.08.2012. Соответственно, последним днем двухмесячного срока давности привлечения заявителя к административной ответственности является 17.10.2012.2012 (первый месяц – с 18.08.2012 по 17.09.2012, второй месяц – с 18.09.2012 по 17.10.2012).

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности постановления административного органа, как вынесенного с нарушением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного в п.1 ст.4.5 КоАП РФ, что в силу указанной нормы, а также предписаний пп.6 п.1 ст.24.5 КоАП РФ является безусловным основанием для отмены данного постановления.

Правильность такого вывода подтверждена высшей судебной инстанцией (Постановление ВАС от 03.06.2014 № 1487/14), которая указала, что событием, которым в данном случае определено начало срока давности, является непредставление обществом документов по запросу административного органа в срок, истекающий 17.08.2012. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь 18.08.2012, а истекает в соответствующее число – 17.10.2012. Под соответствующим числом, упоминаемым в части 2 статьи 4.8 КоАП РФ, следует понимать число, соответствующее истечению двухмесячного срока.

Постановление Президиума ВАС РФ от 3 июня 2014 № 1487/14 содержит оговорку о возможности пересмотра на его основе дел со схожими обстоятельствами на основании пункта 5 части 3 статьи 311 АПК РФ, если для этого нет других препятствий.

Штраф по статье 12. 31. 1

Какова вероятность того, что после наложения штрафа на водителя по ст. 12.31.1 часть 2 ГИБДД наложит штраф на организацию (ООО)? Тоесть если будет доказано со слов водителя что он не проходил предрейсовый медицинский осмотр и ГИБДД наложит на водителя штраф, то имеет ли право ГИБДД привлечь Юридическое лицо, которому он вёз груз к ответственности за отправку водителя в рейс без прохождения предрейсового осмотра? И что можно сделать, чтобы избежать наказание юридическому лицу по данному обстоятельству?

Ответы юристов (13)

Согласно ч.2 ст12.31.1 Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — пяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.

Согласно ст.2.10 КоАП РФ 1. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ст.12.31.1 КоАП РФ входит в раздел 2 КоАП РФ.

В данном случае, если ПТС оформлена на ООО, то есть значительная вероятность привлечения ООО к адм ответственности. Если же собственником является физ лицо, то адм ответственности подлежит водитель ТС.

Есть вопрос к юристу?

ГИБДД не имеет таких полномочий. Они не могут привлечь в данной ситуации юридическое лицо к административной ответственности.

У водителя в графе место работы указано — что он безработный. Вам не о.чем переживать)

Здравствуйте, да, к ответственности привлечь могут, но есть нюансы.

Самый реальный способ избежать ответственности, это дождаться когда срок давности привлечения к ответственности истечет.

Частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, установлен двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, соответственно за пределами этого срока вопрос о виновности юридического лица обсуждаться не может.

Максимально возможные последствия — штраф 30 000 рубей.

По вопросу о возможности наказания юридического лица. В административном законодательстве действует правило, согласно которому привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Проведение предрейсового мед.осмотра-обязанность работодателя.
Неисполнение этой обязанности может быть квалифицировано по ст.5.27. КоАП.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Уважаемые коллеги хотелось бы обратить Ваше внимание ещё раз на тот факт, что у водителя в графе место работы указано — что он безработный. О какой ответственности тут можно говорить?

Уважаемые коллеги хотелось бы обратить Ваше внимание ещё раз на тот факт, что у водителя в графе место работы указано — что он безработный. О какой ответственности тут можно говорить?

Верно, однако, суть в том, что нарушение по этой статье для безработного вообще невозможно, разве только для ИП.
Но если акцентировать на этом внимание как на способе защиты работодателя, и если водитель действительно формально безработный, то как представляется, подобные замечания могут возыметь обратный эффект.

И к ст.5.27 КоАП прибавятся еще и санкции за нарушение налогового законодательства.

В соответствии с представленным протоколом об административном правонарушении — собственником автомобиля является не юридическое лицо, а физическое, а именно — Отмахов Евгений Александрович.

Читайте так же:  Налог на автомобили 25000

Обществу с ограниченной ответственностью, как юридическому лицу — абсолютно ничего не грозит. Что касается ответственности Отмахова Е.А. — это уже второй вопрос.

Уточнение клиента

При составлении данного протокола на водителя автомобиля сотрудники ГИБДД сфотографировали имеющиеся при себе у водителя документы на организацию, а именно ТТН и договор купли-продажи груза (брёвен или леса). То есть по договору купли-продаже брёвен ООО приобретало у ИП брёвна. Соответственно и выписало Товарно-транспортную накладную о том, что определённый объём леса (брёвен) перевозится данным водителем от ИП к ООО на машине с данными номерами. То есть данные о машине и о водителе имеются в данной ТТН, которая подписана организацией и ИП, которое продавало лес. Водитель вынужден был показать эти документы сотрудникам ГИБДД, так как они подтверждают легальность перевозимого груза. Если бы их не было, то машину с грузом могли бы арестовать. Какие негативные последствия для Организации может иметь фотофиксация ТТН и договора, которые находились с водителем?

14 Марта 2014, 09:04

Какие негативные последствия для Организации может иметь фотофиксация ТТН и договора, которые находились с водителем?

Для ООО не будет последствий по одной но очень весомой причине — собственником автомобиля является физическое лицо а не юридическое — соответственно физ. лицо как ИП должен был обеспечить прохождение водителем предрейсового медосмотра.

ГИБДД сфотографировали имеющиеся при себе у водителя документы на организацию, а именно ТТН и договор купли-продажи груза (брёвен или леса). То есть по договору купли-продаже брёвен ООО приобретало у ИП брёвна. Соответственно и выписало Товарно-транспортную накладную о том, что определённый объём леса (брёвен) перевозится данным водителем от ИП к ООО

это ли не является деятельностью связанной с эксплуатацией транспортных средств?

ст.20 ч.1 Федерального Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О безопасности дорожного движения»

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей,

Является ли
водитель индивидуальным предпринимателем?-нет.
Кто в данном случае осуществляет деятельность
связанную с эксплуатацией транспортного средства(не эксплуатацию, а
деятельность связанную с эксплуатацией)?-ООО.
Кто выписал ТТН?-ООО, значит грузоотправителем
является именно ООО.
А в каких случаях грузоотправитель выписывает ТТН?

    когда доставка груза осуществляется грузоотправителем на собственном или арендованном автотранспорте.
    если доставка груза
    осуществляется посредством отдельной транспортной организации.

Уточнение клиента

Как вариант можно сказать следующее: ООО купило у ИП лес. После чего сразу же от лица ООО с собственником транспортного средства был заключён договор купли-продажи леса. В качестве доказательства предоставить данный договор и акт приёма-передачи товара в ГИБДД, оформленный задним числом. Следовательно после передачи леса собственнику транспортного средства ООО здесь будет не при чём. Один момент — это наличие сведений в ТТН (сфотографированной инспекторами ГИБДД). Если бы не была данной фотофиксации документов, то по отсутствию осмотра и путевого листа можно было бы легко избежать наказания ООО. Но при наличии отснятых ТТН не знаю насколько правильным будет придерживаться данной позиции. Нужны ваши советы.. Спасибо.

14 Марта 2014, 12:07

Но при наличии отснятых ТТН не знаю насколько правильным будет придерживаться данной позиции… Нужны ваши советы… Спасибо.

На мой взгляд, оптимальным вариантом может быть договор на перевозку груза(конкретный определенный случай)между ООО и водителем.

Грузоотправитель обязан обеспечить перевозчика всеми необходимыми документами предусмотренными законодательством, но под перевозчиком понимается юр.лицо или ип, поэтому обязанность отпадает сама собой.

Тем не менее, эту позицию придется отстаивать.

Уточнение клиента

Игорь, объясните, пожалуйста, подробнее. Я правильно всё понимаю?

То есть между ООО и владельцем транспортного средства (или водителем?), тоесть физическим лицом заключается договор о том, что физическое лицо выполняет собственными силами и средствами услуги по перевозке груза, принадлежащего ООО, верно? В этом случае отпадает необходимость в оформлении путевого листа и прохождении предрейсового медосмотра, верно?

Но согласно п.2 ст. 12.31.1

Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — пяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей

А водитель является гражданином, то есть ему нужно будет в этом случае оплатить штраф 3000 рублей за отсутствие путевого листа и мед. осмотра? Или всё же он сам себе не имеет права выписывать путевой лист, если он физ. лицо?

14 Марта 2014, 13:55

Уточнение клиента

Размышлял как лучше поступить и наткнулся на текст п. 2 ст. 12.3

«. а в случаях, предусмотренных законодательством, лицензионной карточки, путевого листа или товарно-транспортных документов, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей»

Уважаемые юристы, объясните, пожалуйста, что это за «случаи, предусмотренные законодательством»? Обязан ли водитель иметь путевой лист, если он сам себе купил брёвна, из которых самостоятельно собирается строить себе дом и которые везёт к себе на участок?

14 Марта 2014, 15:14

Размышлял как лучше поступить и наткнулся на текст п. 2 ст. 12.3

Это как раз те случаи, когда водитель осуществляет перевозку по соглашению(трудовому договору) с юр.лицом или ип, опасного груза, груза являющегося предметом сделки между двумя юр. лицами(ип)

Путевой лист выписывается работодателем для контроля работы своего работника. Физ. лицу для частных поездок он не нужен.
В Вашем случае и ТТН не обязательно было оформлять.
Для водителя купившего себе лес и самостоятельно перевозящего этот лес нужна только документация подтверждающая право собственности на груз (договор купли-продажи, счет-фактура и д.)

Но так как, ТТН выписана ООО, то логично, что водитель каким-то образом работает на это ООО.

Трудового договора нет, статуса ип у водителя нет(он не является перевозчиком в понимании закона), заключаете гражданско-правовой договор на безвозмездную перевозку груза из одной точки в другую(не со склада продавца, а именно из определенной местности)

Я не вижу отметки о применении технических средств фиксации доказательств(фотографирование ТНН).
В таком случае вообще переживать не о чем.

Добрый день. По просьбе выскажу свое мнение в части штрафа на ООО по указанной статье. Думаю, что нужно разобраться кто и когда должен проходить эти самые осмотры.

Согласно ч. 1 ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры.
в ч. 3 ст. 213 ТК РФ сказано, что для отдельных категорий работников федеральными законами могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале, в течение или в конце рабочего дня (смены).

ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что все юридические лица обязаны организовывать и проводить с привлечением работников здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей (абз. 7 п. 1 ст. 20, п. 1 ст. 23 ).

абз. 3 п. 3 ст. 23 ФЗ «О безопасности дорожного движения» :

Обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств.
Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства.
Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
4. Требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, осуществляющими перевозки.

Следовательно проходить указанные медицинские осмотры должны только работники, причем работающие в должности водителя. Соответственно полгаю, что пока нет доказательств того, что данный водитель состоял с вами в трудовых правоотношениях на Вас не может быть наложен штраф в соответствии с указанной статьей.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Читайте так же:

  • Нотариус на гагарина 1 спб Порядок приема граждан и документов для совершения нотариальных действий 1. Совершение любых нотариальных действий возможно только при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность. 2. Прием граждан преимущественно осуществляется в порядке очереди, без предварительной […]
  • Оформить визу в китай во владивостоке Оформление визы в Китай С 2 апреля 2018 г. для оформления туристической визы в КНР необходимо предоставить полис медицинского страхования, покрывающий весь период поездки (оригинал или ксерокопия). Общее описание виз, общая информация: Для пребывания в стране по списку в составе группы […]
  • Положена пенсия не работающему При какой зарплате работающему пенсионеру не положена пенсия Этот документ регламентирует порядок начисления компенсаций тем людям, которые по достижению пенсионного возраста продолжают трудиться. Он имеет много плюсов и минусов. Основные нормы закона: начисление добавок к […]
  • Симферополь купля продажа квартир Симферополь купля продажа квартир Всего 4 258 объявлений Всего 4 258 объявлений Продаем однокомнатную квартиру, 32 м², этаж 1 из 5. Видовые двухуровневые квартиры от 60 000 рублей за кв. м. Недвижимость класса «Комфорт». 5 минут от центра г. Симферополь, ул. Киевская 41 Купить […]
  • Рассчитать страховой стаж для больничного листа в 2019 году Стаж для больничного листа в 2019 году Для оплаты дней, пропущенных по болезни, необходимо оформление больничного листа. Он должен быть выдан гражданину при обращении за медицинской помощью, если болезнь препятствует выполнению им трудовых обязанностей. Также листок нетрудоспособности […]