Меню

Предмет страхования в осаго

Оглавление:

Объект и субъект страхования: основные понятия, классификация страхования

В договорных отношениях, юридической практике, гражданских правоотношениях часто встречаются понятия «объект» и «субъект». Страхование является такой же широкой сферой взаимоотношений, но не правовых, а коммерческих. Следовательно, точно так же есть участники этих отношений с их ожиданиями и интересами. Что необходимо понимать под объектом и субъектом страхования?

Что такое субъект страхования?

Субъект – это, прежде всего, активный участник какого-либо процесса, исполнитель какой-либо деятельности, осуществляющий действия для получения какого-либо результата.

Например, в правовой сфере субъектом выступает лицо с физическим или юридическим статусом, имеющее права и обязанности.

В страховании таким участником будет являться сама страховая компания (страховщик), осуществляющая страховую деятельность. Однако известно, что для возникновения коммерческих отношений необходимо наличие хотя бы двух сторон. Другую активную сторону в страховании представляют страхователь и выгодоприобретатели. Они также будут выступать субъектами.

Что такое объект страхования?

Объектом служит обычно то, на что направлено действие или какая-нибудь деятельность, он пассивен. Объект неразрывно связан с субъектом. Активность субъекта как раз и направлена на пассивный объект.

В праве объектом выступает совокупность различных благ, относительно которых могут возникнуть имущественные или другие правовые отношения.

В страховании объектом будут выступать материальные интересы, на которые, собственно, и направлено страхование. Это заинтересованность страхователя в страховании того или иного риска. Чаще встречается определение «имущественные интересы».

Что такое предмет страхования?

Таким образом, понятно, что собой представляют субъект и объект страхования. Субъектами страхования являются непосредственные активные участники сделки, объектом – то, на что направлена деятельность субъектов — имущественные интересы страхователя и выгодоприобретателя. А что, собственно, страхуем? На что конкретно направлена страховая защита?

Есть еще одно существенное понятие в страховании – предмет страхования. Это нечто осязаемое, с чем непосредственно увязывается страхование. Ведь нельзя же застраховать имущественные интересы сами по себе, они должны быть с чем-то связаны, точнее, от повреждения или исчезновения чего-то они могут возникнуть в будущем. Предмет страхования — это то, что берет на страхование страховая компания.

Смежные понятия и термины

Страховой (или имущественный) интерес – это еще не существующие на момент страхования расходы, которые страхователь или выгодоприобретатель имеет риск понести при наступлении страхового случая, связанного с гибелью или повреждением предмета страхования. Относительно понятий объекта и субъекта страхования это тот объект, на который направлена деятельность субъекта.

Страховой случай – событие, которое может наступить с определенной долей вероятности помимо воли страхователя и застрахованного, прописанное в договоре страхования. При наступлении СК платит деньги в виде страховой выплаты.

Страховая выплата – это денежная сумма, которую страховая компания выплачивает страхователю или выгодоприобретателю в рамках договора страхования при наступлении страхового случая в размере оговоренной страховой суммы.

Страховая сумма – установленная договором сумма выплаты страховщика в каждом отдельном случае при наступлении того или иного страхового события.

Классификация страхования

Существует много видов и форм страхования, ниже приведены основные из них:

1. По основанию возникновения намерения и потребности в страховании существует обязательное и добровольное страхование.

При обязательном страховании инициатором выступает государство, создавая требования обязательности страхования на законодательном уровне. Примерами такого страхования служат обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО), обязательное медицинское страхование (ОМС).

При добровольном страховании решение о необходимости страхования принимает страхователь, если у него возникает такая потребность.

2. По предмету страхования и критериям имущественного интереса выделяют личное, имущественное, рисковое страхование, а также страхование ответственности.

Личное страхование направлено на страхование жизни и здоровья человека, может быть краткосрочным (сроком до 1 года) и долгосрочным (сроком до 25-30 лет), может быть комбинированным, включая накопительную составляющую. Медицинское страхование тоже относится к данной категории.

Имущественное страхование направлено на нейтрализацию материальных последствий рисков, связанных с повреждением или утратой имущества (недвижимость, автомобили и прочее).

Страхование рисков подразумевает страховую защиту в случае финансовых рисков, например, связанных с невыполнением обязательств по договору в коммерческих сделках.

Страхование ответственности связано с покрытием ущерба третьим лицам в случае вины застрахованного. Ярким примером может служить всем известный обязательный вид страхования ОСАГО.

Понятия предмета, объекта и субъекта в зависимости от видов страхования

В зависимости от вида страхования изменяются и определяющие понятия. В каждом виде есть свой предмет, объект и субъект страхования. Хотя с маленькой оговоркой – субъекты от вида страхования не меняются, разве что по форме собственности (юридические или физические лица) и составу участников.

Так, предметом, субъектом и объектом обязательного страхования ОСАГО будут:

  • сама ответственность перед третьими лицами (предмет);
  • страховая компания, страхователь, пострадавший в ДТП по вине страхователя (субъекты);
  • имущественный интерес в покрытии расходов пострадавшему в ДТП со стороны страхователя (объект).

Причем имущественный интерес не владельца автомобиля, пострадавшего в ДТП, а именно страхователя как виновника этой аварии.

Предметом, субъектом и объектом обязательного медицинского страхования являются:

  • застрахованное лицо и его здоровье (предмет);
  • страховая компания, государство или предприятия (субъекты);
  • имущественный интерес в виде получения бесплатного медицинского обслуживания (объект).

В добровольном страховании жизни и здоровья предметом будет выступать застрахованное лицо и его жизнь и здоровье, субъектами – страховая компания, страхователь и выгодоприобретатели, объектом – имущественные интересы страхователя и выгодоприобретателей, связанные со смертью застрахованного лица или потерей им здоровья. Субъекты и объекты медицинского страхования в добровольных видах будут такими же.

В страховании имущества предметом станут здания, дома, квартиры, а объектом – имущественные интересы страхователя, связанные с их уничтожением или повреждениями.

Предмет, субъекты и объекты социального страхования – застрахованные лица, круг которых определен законодательно (предмет); фонд социального страхования, государство, бюджетные и частные работодатели (субъекты); материальные интересы застрахованных и членов их семей в случае наступления событий, перечень которых определен на законодательном уровне (объект).

Таким образом, видно, что есть существенные отличия между понятиями «предмет», «объект» и «субъект» страхования. Первичен предмет — то, на что направлена страховая защита, то, что определяет потребность в страховании в целом. Например, когда есть дом или автомобиль, которым дорожит страхователь, тогда и возникает объект страхования. А именно имущественные интересы или, проще говоря, потенциальные убытки, которые могут возникнуть в связи с порчей или гибелью данного имущества. И уже потом можно говорить о субъективных составляющих. Так как спрос рождает предложение, а не иначе.

Куда отнести каско и осаго по договору лизинга

Учет страхования предмета лизинга

Такие расходы признаются в налоговом учете, если они обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). При этом траты по обязательным видам страховки учитываются для целей налогообложения в пределах специальных тарифов, утвержденных в законодательством и требованиями международных конвенций. Читайте также

«Лизинг: особенности налогового и бухгалтерского учета выкупа лизингового имущества»

Обратите вниманиеПервое, на что стоит обратить внимание, это положение подпункта 7 пункта 3 статьи 148 НК РФ.

Расходы на каско в налоговом учете при лизинге

Важно Следовательно, выкупная цена формирует первоначальную стоимость автомобиля. При соответствии критериям основного средства автомобиль, переходящий в собственность организации-лизингополучателя, будет учитываться у нее в составе собственных основных средств. Установленная договорами лизинга и купли-продажи выкупная цена может быть менее 20 000 руб.

и не превышать предусмотренный учетной политикой организации лимит стоимости активов, учитываемых в составе основных средств. Страхование, обязанность которого предусмотрена законом, признается обязательным в смысле ст. 935 Инфо ГК РФ (п. 1 ст. 935 ГК РФ).

Страхование риска утраты (гибели) и повреждения автомобиля производится по договору добровольного имущественного страхования (договору каско) (п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 929 ГК РФ).

При заключении договора страхования (как обязательного, так и добровольного)

Страхование полученного в лизинг имущества, сложности с выгодоприобретателем банком или лизингодателем

Сторонами по договору имущественного страхования являются страховщик, страхователь или иное лицо (выгодоприобретатель), в пользу которого заключен договор страхования.При заключении договора лизинга в нем необходимо указать лицо, осуществляющее страхование лизингового имущества (лизингодатель или лизингополучатель), Также в договоре лизинга указывается выгодоприобретатель по договору страхования лизингового имущества.Если для приобретения предмета лизинга привлекались банковские ресурсы, то в качестве выгодоприобретателя по такому договору страхования, как правило, указывается финансирующий сделку банк (на весь период действия кредитного договора о привлечении средств на покупку лизингодателем лизингового имущества). Обычно банк устанавливает перечень страховых организаций, которые с ним сотрудничают.

Кто оплачивает страховку при лизинге

Она логична, так как наиболее заинтересованной в сохранности имущества стороной является его собственник.

Однако бывает и иначе – пользователь предмета (арендатор) также может выступать страхователем, если так решили участники договора лизинга и прописали это условие в документе. Вопрос нелишний, так как обычно компенсационную выплату в случае наступления страхового случая получает владелец полиса. Для правильного ответа следует вникнуть в саму суть процесса финансовой аренды.При лизинге источником страховых взносов служат выплаты, осуществляемые лизингополучателем.

Конечно, если они по каким-то причинам прекращаются, арендодатель вынужден как собственник предмета погашать их из собственных средств. Однако такая ситуация нетипична и, как правило, приводит к досрочному расторжению договора финансовой аренды.

Как правильно вести учет расходов на ОСАГО и КАСКО в организации.

Налоговый и бухгалтерский учет страховки.

Без данного полиса невозможно ни зарегистрировать автомобиль в ГИБДД, ни провести его технический осмотр, ни начинать полноценную эксплуатацию.

Касается это ряда дорожно-транспортных происшествий, которые сложились:

  1. При участии неустановленного субъекта либо при их противоправных действиях, не связанных с управлением транспортным средством.
  2. В результате возгорания автомобиля, падения на него каких-либо объектов или угона.
  3. В иных ситуациях.
  4. В результате наезда на препятствие.
  5. По вине потерпевшего, однако выплата не покрывает расходы.
  6. По вине владельца автомобиля.

Тем не менее, подобные ситуации можно застраховать, и делается это с помощью КАСКО.

Страхование лизингового транспорта: инструкция по применению

Кстати, сюда же относится установка дополнительного оборудования, включая:

  1. Подушки безопасности.
  2. Противоугонное устройство.
  3. Аудиосистему.
  4. Подогрев сидений или стекол.
  5. Стояночный отопитель.

Обычно при страховании лизингового транспорта оформляется многолетняя страховка со сроком действия более одного года.

При этом страховщик и клиент могут согласовать любой вариант рассрочки платежа, а страховой тариф остается неизменным на протяжении всего срока действия договора .

Учет КАСКО и ОСАГО при лизинге

: — возвращаемая сумма не учитывается ни в доходах, ни в расходах; — сумма, не подлежащая возврату, учитывается в расходах на дату расторжения договора. НДС Услуги по страхованию, оказываемые страховщиками на территории РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС (пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ). Следовательно, налог со стоимости услуг по страхованию к уплате лизингополучателю (сублизингополучателю) не предъявляется.

При УСН с объектом «доходы минус расходы» затраты на ОСАГО включаются в расходы в момент уплаты страховой премии (Письмо Минфина от 05.02.2016 N 03-11-06/2/5872).

Расходы на каско упрощенцы не учитывают (Письмо Минфина от 10.05.2007 N 03-11-04/2/119).

Организация (лизингополучатель), находящаяся на общей системе налогообложения, заключила договор финансовой аренды автомобиля (лизинг).

Автомобиль находится на балансе лизингополучателя.

По договору лизинга автомобиль застрахован (КАСКО, ДСАГО и ОСАГО).

Страхователем является лизингодатель.

Страховую премию уплачивает лизингополучатель. Выгодоприобретатель по рискам «хищение (угон)», «конструктивная гибель» — лизингодатель; по риску «ущерб», кроме случая конструктивной гибели — лизингополучатель.

Форма страхового возмещения — натуральная. Возник страховой случай, был причинен небольшой ущерб. Организацией была получена смета на ремонт, но в ней не указана общая сумма.

В смете на ремонт, полученной от страховой компании, указаны следующие сведения: N убытка, лимит ответственности, перечень деталей, требующих замены (ремонта). От автосервиса никаких документов лизингополучателю передано не было.

Страховая компания предоставила скан акта страхового случая, где указана цена ремонта. Оплату ремонта автосервису производила непосредственно страховая компания по счету.

Ремонт был произведен. Должна ли организация-лизингополучатель как-то отразить в бухгалтерском и налоговом учете возмещение по страховому случаю? Должен ли лизингополучатель получить у страховой компании какие-то документы, или это должен отражать у себя страхователь (лизингодатель)?

В силу ГК РФ в рамках договора имущественного страхования может быть застрахован риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества ( ГК РФ). В постановления Пленума ВС РФ от 29.01.2015 N 2 отмечено, что под страховой выплатой понимается конкретная денежная сумма, подлежащая выплате страховщиком в возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и/или имуществу потерпевшего.

Замена страховой выплаты на восстановительный ремонт транспортного средства допускается по выбору потерпевшего, если вред, причиненный транспортному средству, не повлек его полной гибели ( ГК РФ, , Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-I

«Об организации страхового дела в Российской Федерации»

, и Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Каско и осаго при лизинге бухучет

Источник: журнал «Главбух» Включать ли ОСАГО в первоначальную стоимость автомобиля?

Нет, не надо. Причем ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Расходы на обязательное страхование автогражданской ответственности относят к прочим (п.

11 Важно ПБУ 10/99, ст. 263 НК РФ).

Они напрямую не связаны с приобретением автомобиля, ведь и в дальнейшем компании надо ежегодно приобретать полис.

И не важно, что без ОСАГО автомобиль не зарегистрируют в ГИБДД и он не пройдет техосмотр. Как оформить бухгалтерский учет расходов на КАСКО и ОСАГО?

Бухгалтерский учет расходов на КАСКО и ОСАГО будет следующим.

Для отражения страховой премии (как по обязательному, так и добровольному страхованию) к счету 76 надо открыть субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию».

Российский Союз Автостраховщиков является некоммерческой корпоративной организацией, представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – обязательное страхование), и действующее в целях обеспечения их взаимодействия, формирования и контроля исполнения правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования, а также в целях обеспечения проведения технического осмотра транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте так же:  Женщины платят алименты

РСА включен в Реестр объединений субъектов страхового дела под номером – 068 и обладает статусом профессионального объединения страховщиков в соответствии с Федеральным законом «№ 40-ФЗ.»

РСА — первое профобъединение на страховом рынке, статус которого закреплен законом.

Основной предмет деятельности РСА

Ключевые направления деятельности РСА:

Целями Союза являются:

1) обеспечение взаимодействия членов Союза при осуществлении обязательного страхования, операций в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – международные системы страхования), а также координация их предпринимательской деятельности;

2) формирование правил профессиональной деятельности при осуществлении членами Союза обязательного страхования и операций в рамках международных систем страхования;

3) представление и защита интересов членов Союза, связанных с осуществлением обязательного страхования, а также защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами;

4) обеспечение проведения технического осмотра в соответствии с законодательством Российской Федерации в области технического осмотра транспортных средств;

5) организация информационного взаимодействия и противодействие мошенничеству в страховании в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) реализация иных целей, установленных законодательством Российской Федерации.

Основным предметом деятельности РСА является:

1) обеспечение взаимодействия своих членов при осуществлении ими обязательного страхования и операций в рамках международных систем страхования, разработка и установление обязательных для Союза и его членов правил профессиональной деятельности, а также контроль за их соблюдением;

2) представление и защита в органах государственной власти, органах местного самоуправления, иных органах и организациях интересов членов Союза, связанных с осуществлением ими обязательного страхования и операций в рамках международных систем страхования;

3) осуществление компенсационных выплат и установление размера отчислений страховщиков в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат в соответствии с требованиями Федерального закона № 40-ФЗ, а также реализация прав требования, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом;

4) создание и использование информационных систем, содержащих сведения, представляемые членами Союза об обязательном страховании, о страховании в рамках международных систем страхования, в том числе сведения о договорах обязательного страхования и страховых случаях, персональные данные о страхователях и потерпевших, с обеспечением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите информации ограниченного доступа и иные сведения о страховании, предоставляемые страховыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) защита в суде интересов членов Союза, связанных с осуществлением ими обязательного страхования и страхования в рамках международных систем страхования;

6) осуществление возложенных на него в соответствии с законодательством Российской Федерации функций по информационному и организационно-техническому обеспечению обязательного страхования, в том числе функций, связанных с деятельностью членов Союза в рамках международных систем страхования;

7) оказание членам Союза консультационных, информационных и иных услуг в области обязательного страхования и в процессе осуществления страховщиками операций по страхованию в рамках международных систем страхования;

8) координация усилий членов Союза, направленных на борьбу с мошенничеством и иными противоправными действиями в области обязательного страхования и страхования в рамках международных систем страхования, а также на противодействие недобросовестной конкуренции;

9) финансирование мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, уменьшению аварийности транспортных средств и минимизации ущерба при дорожно-транспортных происшествиях;

10) осуществление и финансирование мероприятий по аккредитации участников инфраструктуры рынков обязательного страхования и страхования в рамках международных систем страхования;

11) осуществление взаимодействия с участниками международных систем страхования, а также ведение иной деятельности в соответствии с требованиями этих систем;

12) осуществление международного сотрудничества в интересах членов Союза;

13) осуществление информационно-аналитической деятельности, в том числе подготовка обзоров средств массовой информации по тематике, связанной с деятельностью Союза и осуществлением обязательного страхования;

14) осуществление сбора, обобщения и анализа информации и статистики по интересующим членов Союза вопросам в области обязательного страхования и иных областях, связанных с деятельностью Союза;

15) организация и проведение семинаров, конференций в области обязательного страхования, технического осмотра и иных областях, связанных с деятельностью Союза;

16) освещение деятельности Союза в средствах массовой информации, проведение пресс-конференций;

17) выпуск информационного бюллетеня и иных периодических изданий в области обязательного страхования и иных областях, связанных с деятельностью Союза;

18) организация обеспечения своих членов бланками страховых полисов обязательного страхования и бланками, используемыми при осуществлении операций по страхованию в рамках международных систем страхования (бланки страховых сертификатов «Зеленая карта»), осуществление контроля за использованием указанных бланков и размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» полученной от членов Союза информации о количестве бланков страховых полисов, направленных в обособленные подразделения страховщика (филиалы) каждого из субъектов Российской Федерации;

19) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации в области технического осмотра аккредитации операторов технического осмотра, ведение реестра аккредитованных операторов технического осмотра, контроль за деятельностью операторов технического осмотра на соответствие установленным требованиям аккредитации и правилам проведения технического осмотра;

20) информирование владельцев транспортных средств о порядке оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции в соответствии с Федеральным законом № 40-ФЗ;

21) представление по требованиям владельцев транспортных средств, потерпевших, информации о наличии действующего договора обязательного страхования в отношении указанного в требовании лица, номере такого договора и страховщике, с которым он заключен;

22) ведение перечня страховщиков, осуществляющих операции по страхованию в рамках международных систем страхования, и размещение указанного перечня в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

23) осуществление иных функций, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными актами Банка России, настоящим Уставом в соответствии с его целями и задачами.

Союз вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации иную деятельность, отвечающую целям, установленным законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

На текущий момент в состав РСА входит 50 страховых компаний в статусе действительных членов союза.

РСА является открытым для вступления новых членов. Информацию о правилах вступления в РСА Вы можете узнать в «Правилах вступления в Российский Союз Автостраховщиков новых членов и выхода или исключения членов из него».

Предмет страхования в осаго

В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.02 г. № 40-ФЗ с 1 июля 2003 года введено Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

Заключение договора по этому вида страхования позволяет клиенту защитить себя от необходимости возмещения ущерба третьим лицам (имуществу и здоровью), который он может нанести в результате эксплуатации транспортного средства. Данный вид страхования введен в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами.

Объект страхования ОСАГО

Объектом ОСАГО являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца автотранспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании автотранспортного средства на территории Российской Федерации. К страховому риску по ОСАГО относится наступление гражданской ответственности при ДТП.

Лимит ответственности по договору — страховая сумма ОСАГО

Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от количества страховых случаев в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

  • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего — 500 тыс. рублей;
  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего — 400 тыс. рублей.

Правительством РФ устанавливаются единые для всех страховых компаний ставки страховой премии по договорам обязательного страхования, которые зависят от типа транспортного средства, региона использования, возраста и стажа вождения водителей, сезонного использования и других факторов.

Документы ОСАГО

Для оформления полиса ОСАГО Вам понадобятся оригиналы или копии следующих документов:

  • паспорт РФ собственника ТС;
  • паспорт РФ страхователя;
  • паспорт транспортного средства (ПТС);
  • свидетельство о регистрации ТС;
  • водительские удостоверения всех лиц, допущенных к управлению;
  • диагностическая карта (тех. осмотр).

При заключении договора ОСАГО Вы обязательно должны получить на руки:

  • страховой полис с оригинальными подписью и печатью;
  • квитанцию об оплате;
  • правила страхования;
  • два экземпляра извещения о ДТП.

Прямое возмещение убытков

Прямое возмещение убытков — возмещение вреда имуществу потерпевшего, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом страховщиком, заключившим с потерпевшим — владельцем транспортного средства договор обязательного страхования.
Потерпевший имеет право предъявить требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, непосредственно страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего.

Обратившись к нам, вы будете застрахованы у друзей. Мы ждем вас!

При возникновении любых вопросов по страхованию Вы всегда можете обратиться к нам по телефону, электронной почте или оставить сообщение на странице Контакты или в Гостевой книге.

Предмет страхования в осаго

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 6 закона об ОСАГО. Объект обязательного страхования и страховой риск

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (закон об ОСАГО) в действующей редакции:

Статья 6 закона об ОСАГО. Объект обязательного страхования и страховой риск

1. Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

2. К страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности по обязательствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, за исключением случаев возникновения ответственности вследствие:

а) причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования;

б) причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;

в) причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;

г) загрязнения окружающей среды;

д) причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования;

е) причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;

ж) обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;

з) причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу;

и) причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;

к) повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;

л) утратил силу с 1 сентября 2014 года. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 223-ФЗ;

м) причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при их перевозке, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

При наступлении гражданской ответственности владельцев транспортных средств в указанных в настоящем пункте случаях причиненный вред подлежит возмещению ими в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вернуться к оглавлению документа: Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об ОСАГО» в действующей редакции

Комментарии к статье 6 закона об ОСАГО, судебная практика применения:

Разъяснения Верховного Суда РФ:

Некоторые разъяснения о применении положений закона об ОСАГО содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г.

Объект обязательного страхования и страховой риск

Преимущества работы с нами:

  • Мы подберем оптимальные тарифы;
  • Оформим необходимые документы;
  • Быстро и грамотно урегулируем все спорные вопросы;

  • 8 (926) 556-94-77

В юридической литературе по вопросу определения объекта и предмета страхования сложились два принципиальных подхода к его рассмотрению. Первый из них предполагает, что предмет отношений по страхованию составляет «интерес, связанный с имуществом».

Вторая концепция основана на том, что интерес не может быть признан предметом имущественного страхования.

Страховое отношение возникает в связи с объектами страхования. При этом в большинстве случаев понятия «объект» и «предмет» обязательного страхования рассматриваются как однозначные.

Вместе с тем категория «предмет страхования» обозначает «то, что застраховано» а «объект страхования» — это «то, на что направлено страхование».
Объекты страхования (objects of insurance) — «не противоречащие российскому законодательству имущественные интересы, связанные: 1) с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование); 2) с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование); 3) с возмещением страхователем причиненного ими вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности)».

Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» уточняет объекты страхования, разделяя их по видам на объекты личного и имущественного страхования. В обоих случаях объектами страхования являются имущественные интересы, которые могут быть подвержены денежной оценке. Объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности).

Согласно п. 2 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования могут быть застрахованы такие имущественные интересы, как риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона об обязательном страховании объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории России, объектом обязательного страхования выступает категория «имущественный интерес» страхователя, который всегда должен быть правомерным.

С объектами страхования как имущественными интересами тесно связано понятие страхового интереса, которым должен обладать страхователь, выгодоприобретатель и застрахованное лицо. Страховой интерес присущ любой форме страхования и любому его виду.

Так же, как объект страхования, страховой интерес всегда должен быть правомерным и иметь конкретный характер, выражающийся в его связи с определенным лицом. Например, В.А. Рахмилович указывает, что страховой интерес приобретает юридическое значение только при имущественном страховании. Под ним автор понимает интерес в сохранности имущества, который имеет лицо, несущее риск утраты или повреждения этого имущества. При этом для наличия страхового интереса недостаточно только субъективной заинтересованности: необходимо, чтобы лицо, в пользу которого осуществлено страхование, имело права и несло связанные с застрахованным имуществом обязанности. Равным образом при страховании ответственности юридическим основанием является могущая возникнуть для данного лица обязанность возместить причиненный потерпевшему вред.

Читайте так же:  Госпошлина при ввозе автомобиля в данию

Судебная практика расширила круг лиц, имеющих страховой интерес, включив в него, в частности, пользователей некоторых видов имущества по доверенности. Так, пользователи транспортных средств по доверенности, если транспортное средство застраховано в их пользу, считаются лицами, имеющими страховой интерес.

Например, В.И. Серебровский отмечает, «что для разрешения вопроса, кто может быть страхователем и выгодоприобретателем» (страховым интерессентом), необходимо предварительно выяснить понятие «страхового интереса».

При этом автор подчеркивает, что предметом страхования является имущественный интерес страхователя в целости застрахованного имущества.

Понятие страхового интереса является одним из фундаментальных понятий страхового права. «Без интереса нет страхования» — гласит старое страховое правило. Как справедливо указывает Е.А. Богатых, при имущественном страховании страховой интерес является одним из необходимых условий договора страхования.

Вместе с тем понятие страхового интереса не имеет определения в гражданском законодательстве.

В теории страхового права всеобщей известностью пользуется определение Эренберга: «Интерес есть отношение, в силу которого данное лицо, благодаря известному обстоятельству, может понести имущественный ущерб». Иными словами, страховой интерес существует не сам по себе, а непременно по отношению к конкретному лицу.

Страховому интересу присущи определенные признаки: во-первых, страховой интерес должен иметь имущественную оценку; во-вторых, страховым интересом обладает собственник застрахованного имущества и, в-третьих, исходя из того, что страхуется не интерес в известном имущественном объекте сам по себе, а только интерес определенного лица, страховать можно только субъективный интерес.

В свою очередь, М.И. Брагинский справедливо указывает «специфический смысл и значение приобретает интерес к заключаемому договору страхования только страхователя. Он и носит название страхового интереса».

При этом интерес страхователя в договоре имущественного страхования выражается в том, что при наступлении страхового случая он может потребовать от страховщика возмещения возникших в результате страхового случая убытков. Вместе с тем помимо указанного позитивного интереса у страхователя должен быть и негативный интерес в том, чтобы страховой случай не наступил. Более того, автор отмечает, что при страховании ответственности предметом служит, несомненно, имущественный интерес к тому, чтобы не платить соответствующую сумму потерпевшему.

Так, Г.Ф. Шершеневич подчеркивает, что страхователем может быть только тот, кто заинтересован в застраховываемом имуществе; тот, кто имеет страховой интерес, поэтому понятие о страховом интересе следует признать юридически понятием, тесно связанным с имущественной ответственностью.

При этом К.П. Победоносцев отмечает, что «материальным предметом страхования служит — интерес, соединенный с целостностью имущества: цель его — вознаграждение возможного ущерба этому интересу от известной опасности или случайности. Итак, страховать свой интерес может не только собственник, но и временный владелец».

Следовательно, со временем произошла подмена понятия «предмет» на «объект» страхования. При этом в настоящее время произошло четкое отграничение этих понятий друг от друга. Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы страхователя (застрахованного лица), которые связаны с подлежащим возмещению вредом, причиненным жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства. Предметом обязательного страхования является подлежащий возмещению страхователем (застрахованным лицом) вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу других потерпевших в результате дорожно-транспортного происшествия.

К страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, за исключением случаев возникновения ответственности вследствие:
а) причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования;
б) причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
в) причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;
г) загрязнения окружающей природной среды;
д) причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования;
е) причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;
ж) обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;
з) причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию (суд обоснованно отказал истцу в его требовании, считая, что страховой случай по договору обязательного страхования не наступил в связи с совпадением причинителя вреда и потерпевшего в одном лице);
и) причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке, а также при движении транспортного средства по внутренней территории организации.
Понятие внутренней территории организации не имеет определенного правового режима. Вместе с тем суд указал, что дорога, оборудованная знаками дорожного движения в соответствии с законодательством о безопасности движения, не относится к внутренней территории страхователя*(166). К примеру, С.В. Дедиков выделил следующие признаки внутренней территории организации: 1) наличие фундаментальной ограды, шлагбаума или ворот; 2) наличие пропускного режима, установленного для участников дорожного движения; 3) наличие информации об особом режиме движения.
В качестве примера рассмотрим случай из судебной практики.
1 апреля 2004 г. в помещении бокса произошло столкновение автомашины «КАМАЗ» с автомобилем «Сеат-Ибица», принадлежащим истице, которому были причинены механические повреждения.
Удовлетворяя заявленные истицей требования о взыскании со страховой компании страховой суммы, судебные инстанции исходили из того, что дорожно-транспортное происшествие имело место в боксе, который являлся стоянкой для автомашины «КАМАЗ», поэтому данный случай является страховым;
к) повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;
л) обязанности владельца транспортного средства возместить вред в части, превышающей размер ответственности, предусмотренный правилами главы 59 Гражданского кодекса РФ (в случае если более высокий размер ответственности установлен федеральным законом или договором).

При наступлении ответственности владельцев транспортных средств в указанных случаях причиненный вред подлежит возмещению ими в соответствии со ст. 1079 ГК РФ, согласно которой юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего*.

Понятие источника повышенной опасности раскрыл Верховный Суд РФ. Согласно п. 17 его постановления от 28 апреля 1994 г. N 3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровью» под источником повышенной опасности понимается любая деятельность, которая создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами. В частности, имущественная ответственность за вред, причиненный действием таких источников, должна наступать как при целенаправленном их использовании, так и при самопроизвольном проявлении их вредоносных свойств (например, если вред причинен вследствие самопроизвольного движения автомобиля).

Обязательное страхование осуществляется путем заключения договора обязательного страхования. При этом договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Стороны договорных отношений обычно именуются субъектами, наделенными определенным объемом прав и обязанностей.

Отметим, что страховое законодательство не содержит единого перечня прав и обязанностей сторон договора обязательного страхования. Участниками отношений, регулируемых Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», являются: страхователи, застрахованные лица, выгодоприбретатели; страховые организации; общества взаимного страхования; страховые агенты; страховые брокеры; страховые актуарии; федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО)

22 мая 2010 года Федерация автовладельцев РФ проводит в Москве митинг протеста против принятия поправок к законам об «ОСАГО» и закону «О массовых мероприятиях».

Объектом обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

Федеральный закон РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО), вступивший в силу с 1 июля 2003 г. (отдельные статьи вступили в силу с 1 июля 2004 г.), определяет правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены законом и в соответствии с ним, за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением некоторых случаев, предусмотренных законом.

Обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования. При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис и специальный знак государственного образца.

Документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, является страховой полис. Форма страхового полиса обязательного страхования, форма специального знака государственного образца и порядок его размещения на транспортном средстве, а также форма документа, содержащего сведения о страховании, устанавливаются правительством Российской Федерации.

Страховщики должны быть членами профессионального объединения страховщиков, действующего в соответствии с Федеральным законом. Необходимым требованием к страховой организации, обращающейся за разрешением (лицензией) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, является наличие у этой страховой организации не менее чем двухлетнего опыта осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев.

Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:
а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 тысяч рублей;
б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 тысяч рублей;
в) в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 тысяч рублей.

Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, за исключением страховых тарифов (их предельных уровней), структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии в рамках международных систем страхования, устанавливаются правительством Российской Федерации.

При этом доля страховой премии, применяемая при расчете страховых тарифов и непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим, не может быть менее чем 80% от страховой премии.

Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:
– территории преимущественного использования транспортного средства;
– наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев указанного транспортного средства в предшествующие периоды;
– иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

Страхователь обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая. Размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его жизни или здоровью, рассчитывается страховщиком в соответствии с правилами главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет:
135 тысяч рублей – лицам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца);
не более 25 тысяч рублей на возмещение расходов на погребение – лицам, понесшим эти расходы.

Страховщик обязан осмотреть поврежденное имущество и организовать его независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня соответствующего обращения потерпевшего, если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим.

Страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате и предусмотренные правилами обязательного страхования приложенные к нему документы в течение 30 дней со дня их получения. В течение указанного срока страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ в такой выплате.

Обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования.

С 1 марта 2009 г. вступили в силу новые правила в системе обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), предусматривающие прямое возмещение убытков и упрощенную схему оформления ДТП (европротокол).

Система прямого возмещения убытков предусматривает право потерпевшего обратиться по страховому случаю в страховую компанию, с которой у него заключен договор ОСАГО, а не в страховую компанию виновника ДТП, как это было раньше.

Упрощенное оформление ДТП дает возможность оформить документы по незначительным авариям без участия сотрудников ГИБДД.

Прямое возмещение убытков возможно при условии, что в результате ДТП вред причинен только имуществу, оба участника происшествия застрахованы по договорам ОСАГО, заключенным не раньше 1 марта 2009 г.

Для упрощенного оформления ДТП к этому перечню условий добавляется требование того, чтобы характер и перечень повреждений автомобилей не вызывал разногласий участников аварии.

С 1951 г. функционирует международная система автострахования «Зеленая карта». В систему входят в общей сложности 44 страны – вся Европа, Израиль, Марокко, Тунис, Иран. С 1 января 2009 г. к системе присоединилась и Россия.

В каждом государстве, где введена «Зеленая карта» страхования, сформированы национальные бюро. Подают иски и курируют претензии, которые возникают в государстве, бюро по урегулированию претензий, а выпускает и выдает сертификаты бюро по возмещению убытков.

Международный страховой полис не только защищает права граждан, но и упрощает процесс страховых выплат в случае дорожно-транспортного происшествия. Именно благодаря хорошо отлаженной страховой системе автострахование «Зеленая карта» способна решить все проблемы, связанные со страховыми случаями.

Сроки действия страхового полиса могут быть различными, возможно оформление зеленой карты от четырнадцати дней до одного года. Срок этот определяется самим страхователем. Существует также возможность оформить полис для въезда в определенную страну или группу стран, где действует автострахование «Зеленая карта». Стоимость сертификата зависит от нескольких параметров, в число которых входит – тип транспортного средства, страна, которую вы хотите посетить и срок действия, на который вы желаете оформить зеленую карту.

Читайте так же:  Цвет указан в заявление

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Что является объектом страхования ОСАГО? Особенности автогражданки

ОСАГО сейчас стало обязательным для всех автовладельцев. Оно избавляет от множества неприятностей, позволяя получить средства в случае ДТП.

В соответствии с законодательством РФ страхование является обязательным, поэтому избежать обращения в компанию не получится.

Объект страхования ОСАГО

В соответствии с пунктами договора объект страхования – это имущественные интересы. Они связаны с ответственностью владельца транспортного средства перед потерпевшим при нанесении ему физического ущерба или нанесения вреда его имуществу. Такое сложное описание не дает реальной картины, ведь полис срабатывает в случае ДТП, что влечет за собой выплату компенсации на ремонт автомобиля.

Если рассмотреть это понятие, станет ясно, что ОСАГО – особый вид полиса, помогающий оплатить имущественные обязательства. Если потерпевшему в результате аварии необходимо восстановить здоровье или отремонтировать автомобиль, достаточно правильно оформить бумаги и подать заявление в компанию. Только суммы остаются жестко определенными, что часто не нравится водителям.

Суммы выплат в разных случаях

ОСАГО основывается на пунктах стандартного договора, которыми практически никто не интересуется. Хотя он является правовым документов, учитывающим обязательства обеих сторон. Основным моментом остается тот факт, что денежные средства выплачиваются только потерпевшему, а виновник занимается восстановлением машины за собственный счет.

Какие же максимальные суммы подразумевает автогражданка:

  • Вред здоровью или жизни человека – до 500 тысяч рублей;
  • Повреждение имущества – до 400 тысяч рублей.

ОСАГО позволяет получить немалую сумму, но она лимитирована. Это является важным нюансом, упускаемым лихачами. Они уверены, что их иномарки полностью восстановятся, но страховка в таких случаях оказывается однозначным.

Случаи отказа в выплате

Обсуждая имущественные обязательства следует отметить, что встречаются определенные случаи отказа в выплате. Они наилучшим образом описывают страхование ОСАГО, показывая, что законодательство всегда остается на стороне компании.

Когда же выплаты по страхованию не производятся:

  • Признание виновником ДТП;
  • Неправильная сумма ущерба;
  • Превышение максимальной суммы.

Не стоит надеяться, что автогражданка всегда решит проблемы автовладельца. Компании продолжают работать и тщательно разбирают каждый случай. Из-за этого страховка не каждый раз позволяет полностью восстановить машину. Лучше заранее вспомнить о тонкостях, чтобы впоследствии ремонт прошел без проблем.

Главное, нельзя обманывать компанию. ОСАГО – это жесткие требования к каждому случаю. Не стоит надеяться на отсутствие должного контроля, поэтому любой обман раскроется в короткий срок. После этого по условиям страховки денежные средства будут выплачены только в соответствии с расчетами представителями страховщика. Так что имущественные отношения для страхования должны правильно рассматриваться.

Введение на рынке страхования ОСАГО вызвала массу противоречивых мнений, хотя он успешно практикуется во всем мире. Предметом страхования в нем стали имущественные интересы, касающиеся риска ответственности владельцев автотранспорта.

Введение ОСАГО было продиктовано необходимостью социальной меры, ориентированной на формирование финансовых гарантий для покрытия убытков при нанесении ущерба, поэтому является финансовым инструментом, повышающим безопасность дорожного движения.

Обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств является одним из видов страхования, предоставляемого для граждан Российской Федерации.

При его приобретении страховая компания возлагает на себя обязательства по возмещению убытков потерпевшим лицам в результате нанесенного ущерба в пределах назначаемой страховой выплаты.

При этом размер страховой суммы составляет:

Полис ОСАГО хранится вместе с документами на транспорт, предъявляется инспектору ДПС по первому его требованию. Если водитель не может предъявить его инспектору дорожной безопасности по какой-либо причине, то он вправе наложить арест на автомобиль и отправить его на штрафную автостоянку.

Полис не гарантирует защиту в случае кражи автотранспорта, ее повреждении. По истечению срока действия полиса необходимо хранить его в течение пяти лет, так как он будет влиять в будущем на стоимость страхования по ОСАГО.

Закон об ОСАГО и правила регламентируют нормативы для назначения компенсации стороне, которая понесла убытки в результате возникшего страхового случая.

Обязаны соблюдать нормы правил и закона страховые компании при заключении договора по страхованию ОСАГО, иначе можно подвергнуться административному наказанию.

Полис ОСАГО обязан иметь каждый человек, который занимается вождением автотранспорта. Если не оформлен полис ОСАГО водителем, то к нему применяется административная ответственность в виде наложения штрафной санкции, автомобиль не регистрируется в органах ГИБДД.

В полис заносятся личные данные водителя автотранспорта, если их несколько, то проставляется надпись: «без ограничения».

Действующее законодательство предусматривает увеличение размера страховой суммы за счет заключения договора по форме Добровольного страхования гражданской ответственности, сокращенно – ДСАГО.

Услуга по нему предоставляется многими страховыми компаниями. По ДСАГО вносится доплата, которая дозволяет увеличить основную страховую сумму.

Государство регулирует стоимость полиса ОСАГО, вводит ограничения по величине выплат, что позволяет устанавливать гарантированно низкую стоимость страховки и обязательность осуществления платежей при возникновении страхового случая в качестве дорожно-транспортного происшествия.

Порядок оформления

Оформление договора ОСАГО осуществляется несколькими способами, в число которых входят:

  • в офисе соответствующей страховой компании;
  • в автосалоне, авторынке, передвижных пунктах автострахования, расположенных в районе ГИБДД;
  • на официальных сайтах страховых компаний.

Зачастую компании по страхованию работают без четкого регламента времени. Они осуществляют доставку полиса в подходящее для клиента место, в назначенное им время.

Страховые брокеры стремятся помочь клиентам, они подбирают оптимальные варианты, отвечающие требованиям клиента.

Оформление осуществляется в следующей последовательности:

  • заполняется заявление с обращением о намерении заключить договор ОСАГО;
  • потребные документы представляются в страховую компанию;
  • осуществляется проверка данных, указанных в заявление;
  • при желании страхователь проверяет страховой полис;
  • совершаются переговоры, на основании которых заключается договор, заверяемый проставленными подписями сторон;
  • осуществляется оплата полиса, квитанция предъявляется в компанию.

Пакет документов представляется лично, отправляются по электронной почте. Оплата полиса производится наличным либо безналичным расчетом в зависимости от условий компании, особых требований к заполнению бланка заявления не существует.

Образец договора ОСАГО вы можете скачать на этой странице.

Какие нужны документы

Чтобы заключить договор ОСАГО владельцу автотранспорта нужно подать в страховую компанию пакет документов, в который входит:

  • заполненное на унифицированной форме заявление;
  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность страхователя;
  • свидетельство о постановке автотранспорта на учет, то есть его технический паспорт;
  • талон технического осмотра автотранспорта;
  • водительское удостоверение или его копия лиц, имеющих право управлять автомобилем;
  • документы, удостоверяющие право водителя на управление автотранспортом при условии, что к его управлению допускаются определенные лица;
  • при наличии полис, действие которого прошло.

Каждый страхователь за предоставляемые документы несет ответственность, они должны быть в полном объеме, содержат достоверную информацию.

Согласно указаниям действующего Федеративного закона об ОСАГО, а именно статьи 10 срок стороны могут заключить договор на один год, исключая предусмотренные в нем случаи.

Иностранные граждане при использовании своего автотранспорта, который состоит на учете в другом государстве, в пределах границ Российской Федерации обязаны приобрести временный полис, минимальный срок которого равен пяти календарным дням.

Можно ли продлить полис

Договор ОСАГО продлевается на предстоящий год по желанию страхователя. Если у него намерение расторгнуть договор, то он должен предупредить страховую компанию о своих намерениях до истечения срока действия договора, для чего ему предоставляется два месяца.

Действие договора с продленным сроком не может прекратиться в продолжение 30 дней из-за просрочки по оплате страховой премии на последующий год.

Когда договор продлевается на новый срок, его действие оплачивается сообразно тарифов, установленных на данное время нормами.

Ремонт по полису

Согласно нововведениям в нормы законодательных актов владельцам автотранспорта, который потерял свой первоначальный вид, предлагается взамен денежной компенсации произвести ремонтно-восстановительные работы за счет денежных средств страховой компании.

Владельцам предоставляется право выбора возмещения. Если он принимает предложение, то ему выдается направление в продолжение 20 дней на станцию технического обслуживания, с которой у компании есть договоренность.

Но на практике зачастую между владельцем автотранспорта и руководством СТО возникают некоторые проблемы, касающиеся оплаты.

В сервисных центрах технического обслуживания запрашивают цену, значительно превышающую страховую сумму и владельцам приходится платить из своих средств.

К тому же нет гарантий, что СТО сможет удовлетворить требования страхователя на должном уровне, качественно выполнив ремонт. Владельцам стоит проанализировать предложение, прежде чем соглашаться.

Расширенная страховка

Дополнением к обязательному страхованию является ДСАГО, величина страховой суммы которого устанавливается владельцем автотранспорта. Однако в некоторых компаниях по страхованию устанавливается по ней ограничения.

Чтобы расширить за счет оформления ДСАГО необходимо предъявить действующий полис по страховке, свидетельство о регистрации автомобиля, сведения о числе лиц, допущенных к его вождению.

Его стоимость различна, ее устанавливают страховые компании, но обычно она составляет от 0,15 до 0,5 % от размера основной страховой суммы.

При его оформлении учитываются:

  • возраст водителя;
  • число лиц, управляющих автомобиль;
  • марка автомобиля;
  • год выпуска автомобиля;
  • мощность двигателя;
  • основная величина страховой суммы.

При оформлении обеих форм страхования в компаниях предоставляют значительные скидки. Заключение договора ДСАГО выгодно для молодых водителей, имеющих небольшой водительский стаж, лицам, предпочитающим скоростную езду.

В некоторых страховых компаниях к расширенному полису ОСАГО предлагают дополнительные услуги, например, обслуживание автомобиля аварийным мастером.

Досудебная претензия

Закон об ОСАГО в своих положениях предусмотрел, а именно в статье 16.1 предъявление досудебной претензии к страховщику, если возникают разногласия по осуществлению платежей или от страховой компании получен отказ в совершении выплаты. Мера приобрела законную силу с сентября 2014 года.

Исковое заявление с содержанием претензии подается в суд по истечению 20 рабочих дней, которые отводятся для производства выплаты по страховке, если:

  • компания не оплатила полагающуюся компенсацию в установленные нормами сроки;
  • были допущены правонарушения, например, страховая компания отказала осуществить выплату или недоплатила страховую сумму.

В заявлении необходимо подробно описать ситуацию, обосновывая претензию ссылками на нормативные акты.

Страховка на прицеп

Однозначного ответа на вопрос о необходимости оформления договора ОСАГО на прицеп нет. По нему возникают разногласия между сотрудниками ГИБДД, владельцами автотранспорта, несмотря на существующие поправки, введенные в закон об ОСАГО с марта 2008 года.

По введенным нормативам заключение договора для прицепа, устанавливаемого на легковую машину, нет необходимости.

Однако его нужно оформить в обязательном порядке для прицепов, которые прицепляют на:

  • легковые автомобили, принадлежащие юридическим лицам;
  • грузовые машины с различной грузоподъемностью;
  • мотоциклы, мотороллеры.

Стоимость полиса на прицеп подсчитывается с учетом коэффициентов — территориального и использования автотранспорта.

Как производится оценка ущерба

Если имело место дорожно-транспортное происшествие, то необходимо немедля вызвать службу ДПС.

Чтобы получить компенсацию за нанесенный имуществу ущерб необходимо подать в страховую компанию, где ранее был заключен договор по ОСАГО виновником аварии, документы:

  • справку, полученную от инспектора ДПС, подтверждающую произошедшую аварию;
  • справку о том, что уголовное дело не возбуждено;
  • извещение о том, что произошло дорожно-транспортное происшествие.

Страховая компания должна назначить техническую экспертизу, чтобы установить величину ущерба. Независимый эксперт проводит обследование автомобиля, собирает сведения о происшествии, составляет акт и сдает его в страховую компанию. На составление акта отводится 20 календарных дней.

Потерпевший предоставляет автомобиль, потребные документы, реквизиты банка, куда будет перечисляться страховая сумма по окончанию всех процедур по ее назначению.

В результате экспертизы устанавливается:

  • точная величина денежных средств, затраченных на ремонтно-восстановительные работы для приведения автомобиля в состояние пригодности к эксплуатации;
  • размер стоимости потребных для замены запасных частей и материалов;
  • решение вопроса о целесообразности проведения ремонтных работ;
  • полное оценивание дефектов, полученных автомобилем в результате аварии;
  • расчет ущерба по утрате товарной стоимости в соответствии с правилами об ОСАГО.

Независимую экспертизу необходимо провести в продолжение пяти рабочих дней со времени получения пакета документов. Она проводится при участии лиц, которые попали в аварию и агента страховой компании.

Что такое прямое урегулирование убытков

Пострадавшая сторона обрела право при возникновении страхового случая обратиться в страховую компанию, где у него существует действующий полис.

Возможность проведения прямого урегулирования убытков предоставляется исключительно:

  • при нанесении ущерба имуществу в результате произошедшей аварии, пострадавшие отсутствуют;
  • в дорожном происшествии присутствуют два автотранспорта, у владельцев которых имеются полисы ОСАГО.

Однако существуют ограничения, связанные виновностью обоих водителей, в аварии не было столкновение автомобилей.

Рейтинг страховых компаний

Независимую экспертизу страховых компаний проводят организации:

  • Эксперт РА производит оценивании с учетом местоположения, объема капитала, клиентской базы, процента положительных и негативных явлений;
  • НРА, Национальное Рейтинговое Агентство в оценке использует информацию об экономической деятельности компаний, особое внимание обращает на исполнение их обязательств по отношению к клиентам.

Они составляют рейтинг компаний на рынке страхования, заносят сведения в базу данных. Что касается клиентской базы, то их оценка основывается на:

  • оперативное производство выплат;
  • качество обслуживания, отношение к клиенту;
  • число отзывов в сети Интернет;
  • отзывы знакомых, друзей, коллег;
  • число клиентуры.

Вместе с тем основным критерием при оценке рейтинга является надежность, выраженная финансовым показателем.

Рейтинг наиболее популярных страховых компаний приведен в таблице:

Читайте так же:

  • Ликвидация шевроле в москве Ликвидация шевроле в москве Автоцентры Genser объявляют о ликвидации склада Opel и Chevrolet. Условия окрыляют – убедитесь сами, ознакомившись со списком автомобилей в продаже. Отправьте заявку на заинтересовавший вариант, после чего наш менеджер свяжется с вами для уточнения […]
  • Приказ приема на работу образец заполнения Приказ о приеме на работу Факт принятия работника на работу фиксируется при помощи соответствующего приказа, который издается на основании подписанного между работником и работодателем трудового договора. Приказ о приеме на работу подготавливается и оформляется сотрудником кадровой или […]
  • Как оформить воздушными шарами Как оформить свадьбу воздушными шарами? (идеи с фото) Использование воздушных шариков для украшения свадебных торжеств – отличное решение, ведь с их помощью можно создавать самые разнообразные композиции и вариаций. В руках опытных специалистов охапка воздушных шариков способна за […]
  • Кто имеет право обслуживать электроустановки напряжением до 1000 в Какие работы относятся к работам со снятием напряжения? Работа, когда с токоведущих частей электроустановки, на которой будут проводиться работы, отключением коммутационных аппаратов, отсоединением шин, кабелей, проводов снято напряжение и приняты меры, препятствующие подаче напряжения […]
  • Налог с аренды юридических лиц Сдача офиса в аренду физическим лицом: налоги /Бабицкий Владислав Игоревич/, ООО "ЮС ИнвестЪ" Физическое лицо Республики Беларусь сдает в аренду офис юридическому лицу Республики Беларусь: какие налоги и кто должен уплатить в такой ситуации? 1. Подоходный налог с физических лиц. Исходя […]