Меню

Промышленная лицензия на добычу

Лицензия на добычу подземных вод

Предприятие имеет лицензию на недропользование и, соответственно, скважины для добычи подземных вод на лицензированном участке недр. Имеет ли предприятие право сдать в аренду скважины и кто должен платить водный налог — арендодатель (в данном случае обладатель лицензии) или арендатор?

1) органы, лицензирующие использование природных ресурсов, самостоятельно передают информацию о природопользователях в налоговые органы в течение 10 дней после выдачи лицензии. На основании этих сведений налоговый орган самостоятельно поставит на учет организацию, получившую лицензию на водопользование, и присвоит ей код причины постановки на учет (КПП). Уведомлять налогоплательщика о постановке на учет и присвоении КПП налоговая инспекция не должна; 2) законодательство не содержит ответа на вопрос, с какого момента нужно платить водный налог. Разъяснений нет. Объектом налогообложения водным налогом является забор воды из водных объектов. По общему правилу обязанность платить налог возникает с момента получения лицензии, и, соответственно, забора воды. С этого же квартала нужно подавать декларации по водному налогу; 3) вносить еще какую-либо еще плату за добычу воды для промышленных целей не нужно. НДПИ облагаются только подземные воды, содержащие полезные ископаемые и термальные воды. В данном случае подземные воды добываются для технологических целей, поэтому облагаются водным налогом; 4) добыча воды для технологического обеспечения промышленного объекта отражается в учете проводками: Дебет 20 Кредит 10 (02, 69, 70) – отражены расходы по добыче воды из скважины. 1.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) «Статья 333.9. Объекты налогообложения 1. Объектами налогообложения водным налогом (далее в настоящей главе — налог), если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются следующие виды пользования водными объектами (далее в настоящей главе — виды водопользования): 1) забор воды из водных объектов;* Статья 333.11. Налоговый период Налоговым периодом признается квартал.* Статья 333.14. Порядок и сроки уплаты налога 1. Общая сумма налога, исчисленная в соответствии с пунктом 3 статьи 333.13 настоящего Кодекса, уплачивается по местонахождению объекта налогообложения. 2. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.* Статья 333.15. Налоговая декларация 1. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.* При этом налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. 2. Налогоплательщики — иностранные лица представляют также копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога».

СНТ в М.О. существует уже более 30 лет. Должны ли мы получать лицензию на добычу подземной воды для для полива и платить налог на воду, имея водонапорную башню глубиной 60 м, вода техническая. Эл.почта [email protected], тел.8-985-290-75-85

В соответствии с п. 1.3 Инструкции по применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод лицензия для эксплуатации скважин на первый водоносный горизонт, который не является источником централизованного водоснабжения, а используется только для нужд землевладельцев, не требуется. Однако для каждого региона территориальные подразделения Роснедра ставят дополнительные условия, при которых требуется или не требуется получение лицензии. В основном обращается внимание на размеры участка, баланс подземных вод, предельный отбор подземных вод на данной территории. Из вышесказанного следует, что при выполнении всех условий Вы можете пользоваться частной скважиной без оформления специальных разрешительных документов.

Должны ли мы получать лицензию на добычу подземной воды для для полива и платить налог на воду, имея водонапорную башню глубиной 60 м, вода техническая. По закону о недропользовании получение лицензии необходимо. Последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации допуска на пользование недрами прописаны в Административном регламенте, утвержденном Приказом Минприроды РФ от 29 сентября 2009 г. № 315.

Надо получить лицензию на добычу подземных вод. цель использования подземных вод-розлив. Заявлялась при получении лицензии на разведку подземных вод-для питьевого и хозяйственного водоснабжения предприятия. Всю работу по лицензионному соглашению выполнила. Получила экспертное заключение по подсчетам запасов подземных вод. Теперь не могу понять-где получать лицензию, Министерство природных ресурсов может выдать с разрешенным использованием подземных вод-для питьевого и хозяйственного водоснабжения, Управление по недропользованию-для розлива воды, но процедура получения такой лицензию незнакома даже самим сотрудникам управления. Если я получу лицензию на право добычи подземных вод с целевым использованием-для хозяйственного и питьевого водоснабжения предприятия, могу ли использовать эту лицензию для розлива воды и бутилирования.

Здравствуйте! да, можете использовать эту лицензию

Можно ли не переоформлять (продлевать) лицензию на добычу подземных вод.

Здравствуйте. Можно, это Ваше право

Мы ресурсоснабжающая организация, получили лицензию на добычу питьевых подземных вод. Оказываем услуги населению по водоснабжению и вывозу ЖБО. Должны ли мы платить за негативное воздействие на окружающую среду.

Платить обязаны все без исключения организации и предприниматели. Вот с 2016 года правила меняются. Смотрите изменения внесенные в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

В лицензии на пользование недрами назначение и вид работы указано: добыча подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности. Объектов промышленности мы не обслуживаем так как у нас их нет в районе. Идет обеспечение водоснабжением население и организации. Вопрос? По какой ставке налога мы должны платить водный налог? Северо-кавказский экономический район прочие реки и озера. Каков код цели воды? Это очень важно. Мы оспариваем код цели воды и ставку налога. Ждем вашего ответа. Наша почта у вас есть. Заранее благодарны!

Статья 333.12. Налоговые ставки 1. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах: 1) при заборе воды из: поверхностных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования и подземных водных объектов в пределах установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год): (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Экономический район Бассейн реки, озера Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранной из поверхностных водных объектов из подземных водных объектов 1 2 3 4 Северный Волга 300 384 Нева 264 348 Печора 246 300 Северная Двина 258 312 Прочие реки и озера 306 378 Северо-Западный Волга 294 390 Западная Двина 288 366 Нева 258 342 Прочие реки и озера 282 372 Центральный Волга 288 360 Днепр 276 342 Дон 294 384 Западная Двина 306 354 Нева 252 306 Прочие реки и озера 264 336 Волго-Вятский Волга 282 336 Северная Двина 252 312 Прочие реки и озера 270 330 Центрально-Черноземный Днепр 258 318 Дон 336 402 Волга 282 354 Прочие реки и озера 258 318 Поволжский Волга 294 348 Дон 360 420 Прочие реки и озера 264 342 Северо-Кавказский Дон 390 486 Кубань 480 570 Самур 480 576 Сулак 456 540 Терек 468 558 Прочие реки и озера 540 654 Уральский Волга 294 444 Обь 282 456 Урал 354 534 Прочие реки и озера 306 390 Западно-Сибирский Обь 270 330 Прочие реки и озера 276 342 Восточно-Сибирский Амур 276 330 Енисей 246 306 Лена 252 306 Обь 264 348 Озеро Байкал и его бассейн 576 678 Прочие реки и озера 282 342 Дальневосточный Амур 264 336 Лена 288 342 Прочие реки и озера 252 306 Калининградская область Неман 276 324 Прочие реки и озера 288 336; территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования: Море Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м морской воды Балтийское 8,28 Белое 8,40 Баренцево 6,36 Азовское 14,88 Черное 14,88 Каспийское 11,52 Карское 4,80 Лаптевых 4,68 Восточно-Сибирское 4,44 Чукотское 4,32 Берингово 5,28 Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) 5,64 Охотское 7,68 Японское 8,04; 2) при использовании акватории: поверхностных водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях: (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Экономический район Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории Северный 32,16 Северо-Западный 33,96 Центральный 30,84 Волго-Вятский 29,04 Центрально-Черноземный 30,12 Поволжский 30,48 Северо-Кавказский 34,44 Уральский 32,04 Западно-Сибирский 30,24 Восточно-Сибирский 28,20 Дальневосточный 31,32 Калининградская область 30,84; территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод: Море Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории Балтийское 33,84 Белое 27,72 Баренцево 30,72 Азовское 44,88 Черное 49,80 Каспийское 42,24 Карское 15,72 Лаптевых 15,12 Восточно-Сибирское 15,00 Чукотское 14,04 Берингово 26,16 Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) 29,28 Охотское 35,28 Японское 38,52; 3) при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики: Бассейн реки, озера, моря Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. кВт.ч электроэнергии Нева 8,76 Неман 8,76 Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень 9,00 Прочие реки бассейна Балтийского моря 8,88 Северная Двина 8,76 Прочие реки бассейна Белого моря 9,00 Реки бассейна Баренцева моря 8,76 Амур 9,24 Волга 9,84 Дон 9,72 Енисей 13,70 Кубань 8,88 Лена 13,50 Обь 12,30 Сулак 7,20 Терек 8,40 Урал 8,52 Бассейн озера Байкал и река Ангара 13,20 Реки бассейна Восточно-Сибирского моря 8,52 Реки бассейнов Чукотского и Берингова морей 10,44 Прочие реки и озера 4,80; 4) при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях: (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Бассейн реки, озера, моря Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава 1 2 Нева 1 656,0 Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень 1 705,2 Прочие реки бассейна Балтийского моря 1 522,8 Северная Двина 1 650,0 Прочие реки бассейна Белого моря 1 454,4 Печора 1 554,0 Амур 1 476,0 Волга 1 636,8 Енисей 1 585,2 Лена 1 646,4 Обь 1 576,8 Прочие реки и озера, по которым осуществляется сплав древесины в плотах и кошелях 1 183,2. (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1.1. Налоговые ставки, установленные в пункте 1 настоящей статьи с учетом положений пунктов 2, 4 и 5 настоящей статьи, применяются в 2015 году с коэффициентом 1,15, в 2016 году — с коэффициентом 1,32, в 2017 году — с коэффициентом 1,52, в 2018 году — с коэффициентом 1,75, в 2019 году — с коэффициентом 2,01, в 2020 году — с коэффициентом 2,31, в 2021 году — с коэффициентом 2,66, в 2022 году — с коэффициентом 3,06, в 2023 году — с коэффициентом 3,52, в 2024 году — с коэффициентом 4,05, в 2025 году — с коэффициентом 4,65. Начиная с 2026 года налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, применяются с коэффициентами, определенными в соответствии с настоящим пунктом для года, предшествующего году налогового периода, умноженными на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода. Налоговая ставка с учетом указанных коэффициентов округляется до полного рубля в соответствии с действующим порядком округления. (п. 1.1 введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ) 2. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом 1 настоящей статьи с учетом коэффициентов, установленных пунктом 1.1 настоящей статьи. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита. (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) При добыче подземных вод сверх установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год) в расчете за налоговый период налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом 1 настоящей статьи с учетом коэффициентов, установленных пунктом 1.1 настоящей статьи. В случае отсутствия у налогоплательщика установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год) в расчете по кварталам квартальные значения определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового объема. (абзац введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ) 3. Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается: с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно — в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта; с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно — в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта; с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно — в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта; с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно — в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта; с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно — в размере 141 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта; с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно — в размере 162 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта; с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно — в размере 186 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта; с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно — в размере 214 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта; с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно — в размере 246 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта; с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно — в размере 283 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта; с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно — в размере 326 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта. Начиная с 2026 года ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения определяется ежегодно путем умножения ставки водного налога для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода. (п. 3 в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 4. Налогоплательщики, не имеющие средств измерений (технических систем и устройств с измерительными функциями) для измерения количества водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, применяют ставку водного налога, определяемую с учетом положений пункта 1.1 настоящей статьи, с дополнительным коэффициентом 1,1. (п. 4 введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ) 5. Ставка водного налога при добыче подземных вод (за исключением промышленных, минеральных, а также термальных вод) в целях их реализации после обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки в тару, определяемая с учетом положений пункта 1.1 настоящей статьи, применяется с дополнительным коэффициентом 10. (п. 5 введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ) Статья 333.13. Порядок исчисления налога 1. Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. 2. Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки, умноженной на коэффициент (коэффициенты), установленный (установленные) статьей 333.12 настоящего Кодекса. (п. 2 в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи в отношении всех видов водопользования. Статья 333.14. Порядок и сроки уплаты налога 1. Общая сумма налога, исчисленная в соответствии с пунктом 3 статьи 333.13 настоящего Кодекса, уплачивается по местонахождению объекта налогообложения. 2. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Статья 333.15. Налоговая декларация 1. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога. При этом налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. (абзац введен Федеральным законом от 30.12.2006 N 268-ФЗ) 2. Налогоплательщики — иностранные лица представляют также копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога. https://www.consultant.ru/popular/nalog2/3_6.html © КонсультантПлюс, 1992-2015

Читайте так же:  Как начисляется пенсия по возрасту казахстан

Обязан ли арендатор водяной скважины оформлять лицензию на добычу подземных вод?

В России получить лицензию на добычу золота из непромышеленных россыпей невозможно, поэтому их отработка ведется незаконно

В бортах отработанных россыпей «нелегалы» добывают золото, выкапывая глубокие норы. Если порода обвалится и «нелегала» завалит, то спасатели не придут ему на помощь, так как он — «преступник».

Промывка добытых песков ведется на простейших проходнушках. В случае «наезда» милиции такую — не жаль бросить и убежать. Милиция проходнушку сломает, но сделать новую можно из подручных материалов за пол дня. Дорогое оборудование, если отберут или сломают, будет жалко.

Почему в России люди не могут законно добывать золото из непромышленных объектов?

По российским законам добывать что-либо можно только предварительно посчитав запасы и поставив их на государственный учет (баланс). Посчитать запасы и поставить их на государственный учет сложно и дорого: требуется проведение специальных разведочных работ, подгтовока отчета о выполненных разведочных работах. Отчет нужно представить на государственную экспертизу. Все это стоит денег и экономически невыгодно для для мелких объектов.

Но это еще не все. Даже, если найдется человек, желающий вложить несколько миллионов рублей и потратить несколько лет на разведку непромышленной россыпи, и получит лицензию на право добычи золота, то добывать его он НЕ СМОЖЕТ.

Почему? Потому, что:

1. По существующему закону, прежде чем добывать что-либо, сначала нужно посчитать и поставить на баланс ЗАПАСЫ. А запасов в непромышленной россыпи нет. Запасы, как правило, уже добыты раньше. Как считать запасы еще не найденного в отвалах самородка или нескольких граммов золота в косовой россыпи, тоже вопрос неясный.

2. Прежде чем добывать золото, кроме лицензии необходимо: составить и согласовать во многих инстанциях проект горных работ, составленный по определенной форме, получить горный и земельный отвод, квоту (сколько тебе разрешено добыть) и многое другое. В целом, чтобы выполнить все пункты российских требований, понадобится нанять штат квалифицированных специалистов.

В России имеется огромное количество мелких проявлений золота. Они могут использоваться как для добычи золота местными жителями, так и для привлечения туристов.

Сделать работу на непромышленных россыпях цивилизованной, совсем не сложно: необходимо обучить людей безопасному старательству с использованием современного непромышленного миниоборудования. Главное, изменить существующие законы и, прежде всего, выделить в законодательстве ДОБЫЧУ ЗОЛОТА БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ. Поскольку объемы ее не велики она может вестись без предварительного подсчета запасов, без проектов горных работ, без всех прочих согласований, которые предусмотрены законом для промышленной добычи золота.

Промышленная добыча золота и немного теории

Да-да, вы правильно прочитали, дОбыча, ибо добЫча по лесу бегает. Теперь вы знаете горняцкий жаргонизм и можете его при удобном случае лихо ввернуть в разговоре или забить на него болт.

В комментах к прошлым постам не раз поднималась буча «ахтунг! Олигархи народные недра грабють, а народу ни копейки!» Объясняю, как оно происходит. Некий участок недр по чьей-либо инициативе исследуется — выясняют что там лежит, сколько руды, сколько в руде металла,сколько надо перелопатить пустых пород, чтобы получить единицу товарной продукции и т.д. Умные дяди и тёти составляют подсчёт запасов и технико-экономическое обоснование кондиций и защищают свои труды перед территориальной или Государственной комиссией по запасам. Та часть руды, которую посчитали экономически целесообразным добывать, ставится на госбалланс и получает статус месторождения. Далее законно избранная власть, действуя в интересах Народа и в рамках Конституции, выставляет право на разработку этого месторождения на аукцион (про «сквозные» лицензии и статус первооткрывателя я в курсе, но здесь эти частности пропущу). Кто больше отбашлял, тот и папа, а разовый платёж упал в казну. С началом эксплуатации месторождения недропользователь с каждой единицы добытого полезного ископаемого будет отчехлять налог на добычу полезных ископаемых НДПИ. Ещё денюжка с недр в казну упала. А дальше слуги Народа денюжки пересчитают и направят их на оборону, медицину, образование, новые дороги и мосты и прочие чаяния и нужды народа. Не знаю, как там у вас на грешной земле по факту, но в книжке так написано. Кто не верит, может почитать ФЗ «О недрах», налоговый кодекс и прочую тарабарщину.

И так, рассмотрим процесс легальной добычи россыпного золота открытым способом с гравитационной схемой обогащения. Пропуская кабинетную подготовку имеем следующее: у вас есть техника, лицензия на добычу, уточнённый горный и земельный отводы, три шкафа проектной документации и четыре шкафа разрешительных бумажек, пара штрафов от Ростехнадзора и Росприроднадзора, пять жалоб от местных в прокуратуру, дохулиардный долг перед банком и неуёмное желание наковырять бабла из мерзлых недр земли, дабы откупиться от банка, налоговой и себе чуть-чуть оставить. С чего начать? А начнём мы с расчистки полигона (участок, где будем рыть презренный металл) от леса и кустарника. Делают это зимой, т.к. другие виды работ в это время особо не поделаешь, да и мёрзлый чепыжник ломается и легко срезается, а по теплу он будет гнуться и плохо срезаться бульдозером.

Попутно разгоняем дикую живность (три точки — дикие козы)

Тут же можно проковырять нагорные, водоотводные и руслоотводные канавы, чтобы по весне не утонуть в полигоне и не запоганить речку.

Далее следуют вскрытие месторождения и вскрышные работы. Вскрытие — термин мутный, который горняки придумали, чтобы понтоваться перед друг другом и окружающими, поэтому его пропускаем. Вскрышные работы — работы по удалению пустых пород для обеспечения доступа и возможности добычи полезного ископаемого. Смотрим на картинку

Сначала срезают и отдельно складируют плодородный слой почвы 1. Затем удаляют пустые породы — торфа 2. Вместе они образуют общий объём вскрыши 3. Таким образом мы получаем доступ к балансовым пескам 4. А забаланс 5, который добывать не выгодно остаётся в недрах — нехай внуки придумывают нанотехнологию по их добыче. Вот так это выглядит вживую

Вы видете кучу грязи, а я вижу зачищенный пласт, борта, отвалы торфов и кусочек капитальной траншеи.

Порядок лицензирования права пользования участками недр скорректирован

Постановлением Кабинета Министров от 12.06.2018 г. № 443 утверждено Положение о порядке выдачи лицензий на право пользования участками недр, содержащими нерудные полезные ископаемые .

От редакции: этот документ и 75 000 других нормативно-правовых актов с разъяснениями собраны в ИПС «Законодательство РУз». Скачайте демонстрационную версию здесь (32,1 МБ).

Опытно-промышленная добыча нерудных полезных ископаемых, как самостоятельный вид деятельности, на который необходимо получать лицензию, исключена.

Напомним, опытно-промышленная добыча осуществляется на ранее разведанных месторождениях для разработки или совершенствования технологии обогащения и переработки минерального сырья, выбора рациональных способов и методов промышленной разработки месторождений нерудных полезных ископаемых, а также использования техногенных минеральных образований.

Лицензия на такие работы требовалась не во всех случаях. Ее не нужно было получать на стадии геологического изучения опытной (пробной) и опытно-промышленной добычи в объемах, обоснованных проектно-сметной документацией и достаточных для подсчета запасов и оценки качества.

При этом требуется согласование проектов на опытно-промышленную разработку месторождения. В настоящее время выдается единый документ в рамках согласования технического проекта горнодобывающего и перерабатывающего предприятия по добыче полезных ископаемых, в т.ч. на добычу полезных ископаемых и опытно-промышленную разработку месторождения.

Таким образом, лицензия на право пользования участками недр, содержащими нерудные полезные ископаемые, по-прежнему нужна для геологического изучения, добычи, а также использования техногенных минеральных образований. Порядок лицензирования при этом существенно не изменился, и осуществляется как путем прямых переговоров, так и по итогам публичных торгов.

Напомним, с этого года лицензии выдает Госкомгеологии, заявки на получение лицензии рассматриваются 20-дневный срок, а уставный фонд заявителей должен быть не менее 500 МРЗП .

Уже поступившие заявки на выдачу лицензий будут рассмотрены по новому порядку. Лицензии на право пользования участками недр, по которым ранее определены победители в публичных торгах, выдадут после уплаты ими суммы финансового предложения в установленные сроки.

Для справки. Минимальная сумма финансового предложения равна:

  • ставке подписного бонуса на право поиска и разведки месторождений нерудных полезных ископаемых – для геологического изучения недр (в 2018 году – 100 МРЗП);
  • ставке бонуса коммерческого обнаружения – для добычи или использования техногенных минеральных образований (в 2018 году – 0,1% от стоимости объема извлекаемых запасов полезных ископаемых).

В течение месяца внедрят электронную систему подачи заявки на получение лицензии.

Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 14.06.2018 г.

Лицензирование скважины

Лицензирование артезианской скважины требуется, так как артезианская вода является государственным ресурсом.

Правильнее говорить не «лицензирование скважин на воду», а оформление лицензии на право пользования недрами, то есть водопользования. Цена на лицензирование в каждом случае индивидуальна и зависит от многих факторов.

«Если вода добывается для коммерческой деятельности, то скважина должна быть лицензирована, а если для собственных нужд, то это не подлежит лицензированию. Все эти слухи нужно развеять. Физических лиц никто штрафовать не собирается.»

— министр экологии и природопользования Московской области,
Александр Коган

запись передачи «Интервью» с Натальей Мамедовой на радиостанции Вести ФМ

Лицензирование скважин для физ. лиц

Лицензия на скважину не нужна при соблюдении одновременно трех условий (Статья 19 закона № 2395-1 «О недрах» от 21 февраля 1992 г.):

1 Объем добываемой воды должен составлять менее 100 куб. м в сутки.

2 Вода добывается выше водоносного горизонта, являющегося источником централизованного водоснабжения (перечня таких горизонтов, с указанными географическими координатами и глубинами, которые утверждены Правительством Московской области, сейчас нет).

3 Добыча подземных вод осуществляется лишь для собственных нужд и не связана с предпринимательской деятельностью.

Если не удается соблюсти одно из выше перечисленных условий, то максимальное возможное наказание для физических лиц штраф в размере от 3 000 до 5 000 рублей.

Все нововведения, которые вступают в силу с 1 сентября 2016 года, в первую очередь внедрены для наведения порядка в сфере лицензирования скважин, принадлежащих юридическиим лицам.

Государство не вступает во взаимодействие с физическими лицами (только с юридическими). Cоответственно оформить лицензию на недропользование физическому лицу невозможно .

Лицензирование скважин для юр. лиц

Лицензия для юридических лиц нужна в обязательном порядке. 1 сентября 2016 года в Московской области заканчивается действие «водной амнистии».

тел.: +7 (499) 249-99-83 доб. 203

Компания БИИКС оказывает услуги по оформлению следующих документов на скважину:

1 Оформление разрешительных документов на право бурения артезианской скважины и получение лицензии на право пользования недрами (строительство и эксплуатация водозаборной скважины для производственных и хоз. бытовых (питьевая вода) нужд).

2 Получение для заказчика пакета разрешительных документов и соглашений для санкционированного бурения артезианской скважины на территории, принадлежащей заказчику, в месте, согласованном с районным или городским Территориальным Отделом Роспотребнадзора, в том числе:

  • акт обследования земельного участка под проектируемый водозаборный узел;
  • заключение на проектирование артезианской скважины;
  • лицензия на геологическое изучение недр (первая лицензия) и право пользования недрами для добычи подземных вод (вторая), две лицензии на непробуренные скважины и одна совмещенная на существующие скважины;
  • проект на бурение (при необходимости);
  • проект ЗСО к скважине с согласованием в Роспотребнадзорае (ранее СЭС);
  • получение справок Роспотребнадзора (2 шт);
  • выполнение согласования расчета водопотребления и водоотведения для предприятий, дачных и садовых товариществ;
  • проект геолого-разведочных работ (ГРР);
  • разработка программы контроля качества воды;
  • выполнение работ по подтверждению запасов подземных вод;
  • выдача паспорта на пробуренную скважину;
  • получение лицензии на добычу подземных вод;
  • в случае указания в условиях недропользования создания проекта водозабора, создадим этот проект.

3 Кроме того, предоставление услуги по:

  • переоформлению и продлению лицензий на скважину;
  • постановке на учет и введение в эксплуатацию действующих скважин.

О порядке получения лицензии на добычу подземных вод


лицензия на право пользования недрами

В связи с вступлением в силу 10.02.02 г. закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-03 от 08.08.2001 г., виды деятельности: «проектирование, бурение и ремонт скважин на воду, а также их ликвидация» лицензированию нe подлежат, так как нe включены в «Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии» (ст. 17). Осуществление этих видов деятельности производится по проектам, согласованным в установленном порядке.

Действие данного закона не распространяется на использование природных ресурсов, в том числе недр, поэтому до начала бурения необходимо оформить лицензию на скважину, право пользования недрами.

Лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод, в соответствии с законом РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» (в редакции от 03.03.1995 г. с дополнениями и изменениями от 10.02.1999 г., от 02.01.2000 г., от 08.08.2001 г., от 29.05.2002 г.) и нормативными актами Московской области, оформляются на юридических и физических лиц, являющихся собственниками, арендаторами, пользователями земельных участков.

Лицензии на право пользования недрами

На практике приходится сталкиваться с ситуацией, когда организация приобретает лицензию на право пользования недрами, которое включает в себя и право на добычу полезных ископаемых, например угля. В данном случае актуальным, по нашему мнению, является вопрос о порядке бухгалтерского учета амортизации стоимости лицензии. Поскольку этот вопрос отдельно в нормативных документах по бухгалтерскому учету не рассматривается, попробуем ответить на него в данной статье.

Читайте так же:  Приказ распоряжение о поощрении работника т-11

Лицензии на право пользования недрами оформляются недропользователями по итогам конкурса и обычно учитываются на счете 04 «Нематериальные активы». Однако лицензии представляют собой особый вид нематериального актива (НМА), отличный от обычных НМА (патентов, произведений науки, литературы и искусства; программ для электронных вычислительных машин и т.д.).

В лицензионном соглашении к лицензии закрепляются, как правило, условия пользования, в том числе устанавливается график разработки месторождения, подготовки к его освоению и выхода на проектную мощность. В соглашении указывается, что по объемам, основным видам работ и срокам их проведения недропользователь обязан:

  • обеспечить подготовку в установленном порядке технико-экономические обоснования кондиций и пересчета запасов ископаемого в пределах лицензионного участка на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых не позднее определенного срока;
  • обеспечить не позднее указанного срока подготовку и согласование в установленном порядке технического проекта освоения лицензионного участка, при этом проект должен получить положительные заключения государственной экологической экспертизы и экспертизы промышленной безопасности разработки месторождения;
  • составить отчеты по выполнению лицензионных соглашений.

Рассмотрим виды пользования недрами, на которые дает право лицензия.

Законодательство о недропользовании

Согласно ст. 6 Федерального закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах» (далее — Закон о недрах) недра предоставляются в пользование для (виды пользования недрами):

  • регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
  • геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;
  • разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
  • строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
  • сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе изучения, так и непосредственно по его завершении.

Статья 11 Закона о недрах устанавливает, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и владельцем лицензии может быть заключен договор, устанавливающий конкретные условия, связанные с пользованием недрами.

Один из подходов к проблеме порядка списания стоимости лицензии основывается на следующем. В статье 11 Закона о недрах говорится, что лицензия удостоверяет право пользования недрами, которое непосредственно не связано с осуществлением видов деятельности по пользованию недрами, указанных в ст. 6 того же Закона.

Действительно, права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр (ст. 9 Закона о недрах). Основаниями для прекращения прав пользования недрами являются (ст. 20 Закона о недрах):

  • истечение установленного в лицензии срока ее действия;
  • отказ владельца лицензии от права пользования недрами;
  • возникновение определенного условия (если оно зафиксированы в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;
  • переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных ст. 17.1 Закона о недрах.

Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, и в других случаях (ст. 17.1 Закона о недрах).

Другими словами, право пользования начинается с момента получения лицензии и заканчивается при истечении срока ее действия в случае выполнения всех прочих условий лицензионного соглашения и отсутствия особых обстоятельств.

Последнее также означает, что никто другой не может воспользоваться этим правом, не имея специального разрешения (лицензии), т.е. обладатель лицензии при получении лицензии платит в том числе и за то, чтобы никто другой не имел одинаковых с ним прав в течение установленного лицензией периода.

В данном случае само право является видом актива организации, оно не связано непосредственно с вопросами, касающимися освоения участка недр, как то разработка проектов, строительство объектов инфраструктуры или же добыча полезного ископаемого. Поэтому логично, если стоимость такого актива будет уменьшаться с уменьшением срока действия такого права и вытекающего из него срока ограничения прав других лиц.

В этом случае весь период действия лицензии нельзя разбивать на отдельные периоды в зависимости от видов проводимых работ на лицензируемом участке. Списание стоимости лицензии (амортизация) будет производиться линейным способом и учитываться как прочие затраты, связанные с обычным видом деятельности добывающей организации.

Для такого подхода имеются основания и в бухгалтерских нормативные документах. Так, для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве НМА необходимо единовременное выполнение следующих условий (п. 3 ПБУ 14/2007 1 ):

а) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации и т.д.;

б) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации — патенты, свидетельства, другие охранные документы), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам;

в) объект может быть выделен или отделен (идентифицирован) от других активов;

г) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организация не предполагает продажу объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

ж) у объекта отсутствует материально-вещественная форма.

Стоимость НМА с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации в течение срока их полезного использования одним из следующих способов (п. 23, 28 ПБУ 14/2007):

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Способ определения амортизации НМА организация выбирает исходя из расчета ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования актива, включая финансовый результат от возможной продажи данного актива. Когда расчет ожидаемого поступления будущих экономических выгод не является надежным, размер амортизационных отчислений по такому активу определяется линейным способом.

Сроком полезного использования является выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать НМА с целью получить экономическую выгоду.

Определение срока полезного использования нематериального актива производится исходя из (п. 26 ПБУ 14/2007):

  • срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
  • ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды.

Из приведенных норм следует, что все обязательные условия, необходимые для учета лицензий в составе НМА, выполняются, и есть все основания списывать стоимость лицензии линейным способом. Само право пользования при этом недрами непосредственно не участвует, как, например, компьютерная программа или особый способ производства (как виды НМА) при осуществлении основной деятельности (добыча полезного ископаемого или освоении участка недр). Следовательно, расход в виде амортизации лицензии (уменьшение стоимости актива) должен признаваться независимо от результатов деятельности организации за период. Это с одной стороны.

С другой стороны, формально, любые действия недропользователя, направленные на освоение участка недр, можно рассматривать как реализацию права пользования, установленного лицензией.

Действительно, под понятием «пользование недрами» следует понимать практически все виды работ или действий, связанные с освоением участка недр и не нарушающие требования лицензионного соглашения, являющегося приложением к конкретной лицензии.

Это могут быть как работы по освоению участка недр — строительство объектов инфраструктуры шахты или карьера и добыча полезного ископаемого, так и подготовка к заключению и финансирование договоров на выполнение соответствующих проектных работ.

В подобной ситуации время с момента получения лицензии и до момента окончания ее действия можно разбить на четыре периода:

1) с момента получения и до момента начала работ по освоению (заключение договоров и финансирование проектов на доразведку, строительство и пр., включая рекультивацию земель) и (или) время, на которое приостанавливаются все работы по лицензионному участку;

2) с момента начала работ (финансирования работ) по освоению до момента начала строительства объектов инфраструктуры шахты (карьера);

3) с момента начала строительства, попутной добычи и до момента начала эксплуатационной добычи;

4) с момента начала добычи и до момента окончания действия лицензии 2 (срок действия лицензии не может превышать срок погашения запасов на лицензионном участке).

Согласно такому делению проведем анализ порядка учета расхода в виде амортизации лицензий.

В соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 3 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно п. 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете только при наличии соответствующих условий. При этом расходы признаются в отчете о прибылях и убытках (п. 19 ПБУ 10/99):

  • с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);
  • путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;
  • по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;
  • независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;
  • когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.

При учете расходов в виде амортизации, они признаются в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемых на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации (п. 16 ПБУ 10/99).

Отметим, что до окончания строительства шахты (карьера) и ввода ее (его) в действие эксплуатационная добыча полезного ископаемого не производится (в соответствие с графиком, установленным в лицензионном соглашении).

Таким образом, при учете названных расходов по лицензии до начала промышленной (эксплуатационной) добычи отсутствуют и доходы от реализации добытого ископаемого. Следовательно, нет оснований включать указанные расходы в состав себестоимости добычи 4 .

В период же эксплуатационной добычи (четвертый период) амортизация лицензий должна учитываться в составе расходов на добычу.

Один их возможных вариантов учета расходов за время до начала добычи, это учет начисленной линейным способом суммы амортизации на счете 97 «Расходы будущих периодов». В этом случае списание стоимости лицензии за счет амортизации фактически не повлияет на показатели баланса и финансовый результат организации, поскольку не изменяет величину текущих расходов и данные по внеоборотным активам баланса.

Обратимся вновь к ПБУ 14/2007. В нем указано, что срок полезного использования может определяться сроком, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды (п. 26).

При этом в силу п. 27 ПБУ 14/2007 срок полезного использования НМА ежегодно проверяется организацией на необходимость его уточнения. В случае существенного изменения продолжительности периода, в течение которого организация предполагает использовать актив, срок его полезного использования следует уточнить. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на начало отчетного года как изменения в оценочных значениях.

Таким образом, срок полезного использования НМА (лицензии) должен уточняться, исходя из оставшегося времени (срока) на эксплуатационную добычу полезного ископаемого или с начала добычи до получения новой лицензии.

К недостаткам этого подхода можно отнести то, что стоимость лицензии будет списана в течение очень короткого времени, если строительство шахты затянется, а срок действия лицензии подойдет к концу. В результате этого стоимость добытого ископаемого будет значительно больше по сравнению со стоимостью ископаемого, добытого в последующие периоды (период действия новой лицензии).

С началом освоения (заключения договоров на подготовку проектов разведочных работ и работ по строительству объектов инфраструктуры) сумму начисленной амортизации следует учитывать в составе затрат на проектные работы — проекты геологоразведочные работ и проекты строительства производственных объектов шахты (объектов недвижимости, непосредственно связанных с будущей добычей).

С началом строительства объектов инфраструктуры начисленная амортизация учитывается в составе затрат на строительство производственных объектов горнодобывающего предприятия.

На такой порядок учета косвенно указывают и требования отраслевых нормативных документов, которые будут рассмотрены в следующей публикации.

Отраслевые нормативные документы

В качестве примера проанализируем положения Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости добычи и обогащения угля (сланца) (утверждена Минтопэнерго России от 25 декабря 1996 г.; далее — Инструкция) и Методических рекомендаций по планированию, формированию и учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятий металлургического комплекса (32 раздела) по переделам и производствам металлургии, в том числе раздел 2 «Добыча руд полезных ископаемых» (утверждены Минпромэнерго России 8 октября 2004 г.; далее — Рекомендации).

Согласно п. 2.5 Инструкции при планировании, учете и анализе затрат, образующих себестоимость продукции, применяются следующие виды группировок расходов:

  • по месту возникновения затрат (производствам, участкам, цехам и т.д.);
  • по видам продукции, работ, услуг: добыча угля (сланца), обогащение угля (сланца), брикетирование;
  • по видам расходов (элементам затрат);
  • по основным процессам производства в условиях полной механизации плановых и учетных работ.

Производства подразделяются на основные и вспомогательные. Под основными понимаются производства, предназначенные выпускать (подготавливать, добывать) товарную продукцию.

В зависимости от способов включения в себестоимость отдельных видов продукции затраты подразделяются:

  • на прямые — расходы, связанные с производством отдельных видов продукции (сырье, материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, основная заработная плата рабочих и др.), которые могут быть прямо и непосредственно включены в их себестоимость;
  • косвенные — расходы, связанные с производством нескольких видов продукции (цеховые, общехозяйственные и др.), включаемые в себестоимость с помощью специальных методов.

Согласно п. 2.2 Инструкции в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком.

В Рекомендациях приводятся основные принципы, связанные с планированием, учетом, калькулированием себестоимости добычи руд полезных ископаемых. В них, в частности, определено, что:

    все горные работы (п. 2.8), производимые на горнодобывающих предприятиях металлургического комплекса, в зависимости от их назначения, сроков службы, источников финансирования и методов погашения затрат на них подразделяются:

— на работы, связанные с освоением природных ресурсов,

— природовосстановительные (рекультивация нарушенных земель);

к работам, связанным с освоением природных ресурсов (п. 2.9), относятся работы, связанные:

— с поиском и предварительной оценкой месторождения,

— с разведкой полезных ископаемых, осуществляемой на участке недр в соответствии с полученной в установленном порядке лицензией,

— с проведением аудита запасов месторождения, а также разработкой технико-экономического обоснования проекта освоения месторождения и другими работами, имеющими отношение к освоению природных ресурсов согласно НК РФ;

Читайте так же:  Приказ штрафные санкции за опоздание

горно-подготовительные работы (подземные и работы открытым способом) делятся (п. 2.10):

— на капитальные — работы по вскрытию месторождения или его части и устройство горнотехнических сооружений, обеспечивающих ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса, а также проходка траншей, капитальных съездов, устройство транспортных путей, тоннелей, подъемных сооружений, дренажных выработок, первичные объемы вскрышных работ по вскрытию месторождения (горно-капитальная вскрыша),

— эксплуатационные — выработки, имеющие целью подготовить к очистной выемке отдельные блоки горизонта (подэтажные штреки, орты, гезенки, восстающие и т.п.), а также вскрышные работы по разноске и погашению бортов карьера, проходка разрезных траншей, съездов временного характера, водоотливных канав и другие работы по выполнению текущей вскрыши и подготовке к добычным работам.

Горно-капитальные работы финансируются за счет капитальных вложений, выделяемых на освоение месторождения полезных ископаемых и капитальное строительство; эти расходы переносятся на себестоимость добытого полезного ископаемого посредством амортизационных отчислений. Эксплуатационные горно-подготовительные работы финансируются за счет основной деятельности, и эти затраты относятся на себестоимость добытого полезного ископаемого в том отчетном периоде, когда они были фактически осуществлены.

По статье «Расходы будущих периодов» согласно п. 4.11 Рекомендаций отражаются расходы, произведенные в текущем учетном периоде, но относящиеся к будущим учетным периодам. В частности, по ней могут быть отражены расходы, связанные с горно-подготовительными работами, подготовительными работами при сезонном производстве, освоением новых производств, установок, агрегатов, рекультивацией земель и проведением иных природоохранных мероприятий, неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств и др.

Расходы будущих периодов подлежат списанию в порядке, установленном приказом об учетной политике предприятия (равномерно, пропорционально объему выпускаемой продукции и др.), в течение всего периода, к которому они относятся.

Полагаем, что с учетом положений ПБУ 10/99 5 , ПВБУ 6 и Рекомендаций рассматриваемые расходы в зависимости от их вида следует учитывать как:

1) расходы будущих периодов — горно-подготовительные расходы;

2) горно-капитальные расходы;

3) в составе себестоимости добытого полезного ископаемого;

4) в составе прочих расходов (если расходы по списанию стоимости лицензий не связаны с расходами по освоению участка недр, т.е. работы по освоению участка, в том числе по строительству объектов инфраструктуры, не начаты).

На основании перечисленных требований можно предложить следующие варианты учета стоимости лицензий при условии, что ежемесячно начисляется амортизация.

В первом периоде амортизация относится на следующие счета:

  • счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» — если организация по каким-либо причинам не выполняет, приостановила выполнение условий лицензионного соглашения или не соблюдает график, ею установленный;
  • счет 91–2 — если бы проводимые работы были признаны безрезультатными и было бы принято решение об их прекращении; в этом случае стоимость лицензий списывается единовременно.

Во втором периоде амортизация относится на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Затраты на проекты по доразведке, на проекты строительства шахты (объектов инфраструктуры), проекты рекультивации земли и пр.» — если имеются доказательства выполнения таких работ.

В третьем периоде амортизация относится на следующие счета:

  • счет 08, субсчет «Горно-капитальные расходы» — с начала строительства объектов инфраструктуры шахты;
  • счет 97 «Расходы будущих периодов» — включая затраты на горно-подготовительные работы;
  • счет 08, субсчет «Затраты на доработку или разработку новых проектов по доразведке, по строительству шахты, по рекультивации земли и др.» — при выполнении таких работ одновременно со строительством шахты.

В четвертом периоде амортизация относится на следующие счета:

  • счет 20 «Основное производство» — при эксплуатационной добыче полезных ископаемых;
  • счет 08, субсчет «Затраты на доработку или разработку новых проектов по доразведке, по строительству шахты, по рекультивации земли и др.» — при выполнении таких работ одновременно с добычей;
  • счет 08, субсчет «Горно-капитальные расходы» — при строительстве объектов инфраструктуры шахты, продолжающемся одновременно с добычей;
  • счет 97 — включая затраты на горно-подготовительные работы; в этот период суммы, отраженные на счете 97 (затраты на горно-подготовительные и прочие работы), должны списываться на счет 20 «Основное производство», субсчет «Добыча полезных ископаемых».

Основным недостатком указанного варианта следует признать значительное усложнение учета и необходимость подробной регламентации распределения затрат и их списания в учетной политике организации.

Это подразумевает классификацию объектов, на которые будут относиться затраты в виде амортизации лицензий, обоснованность распределения таких затрат, определение периодов отнесения затрат на один или другой объект учета. Кроме того, необходимо обеспечить обоснованность списания затрат со счета 97.

В первом периоде амортизация относится на следующие счета:

  • счет 91–2 — если организация по каким-либо причинам не выполняет, приостановила выполнение условий лицензионного соглашения или не соблюдает график, ею установленный;
  • счет 91–2 — если бы проводимые работы были признаны безрезультатными и было бы принято решение об их прекращении; в этом случае стоимость лицензий списывается единовременно.

Во втором периоде амортизация относится на счет 91–2 как затраты, непосредственно не связанные с выполнением проектных работ.

В третьем периоде амортизация относится на счет 91–2 как затраты, непосредственно не связанные с выполнением проектных работ и работ по строительству объектов инфраструктуры, горно-подготовительных работ.

В четвертом периоде амортизация относится на счет 20 при эксплуатационной добыче полезных ископаемых.

Недостатком второго варианта следует признать фактическое отсутствие внутренней логики в методике учета, применяемой в разные периоды, и опять же значительное усложнение учета и учетной политики в четвертом периоде.

Третий вариант учета отличается значительной простотой и соблюдением единого подхода к учету однотипных расходов (амортизации лицензий) в течение всего времени действия лицензии.

В первом, втором, третьем и четвертом периодах амортизация относится на счет 91–2:

  • если организация по каким-либо причинам не выполняет, приостановила выполнение условий лицензионного соглашения или не соблюдает график, ею установленный;
  • если бы проводимые работы были признаны безрезультатными и было бы принято решение об их прекращении; в этом случае стоимость лицензий списывается единовременно;
  • как затраты, непосредственно не связанные с выполнением проектных работ, работ по строительству объектов инфраструктуры, горно-подготовительных работ.

Последний вариант учета наиболее близок к соблюдению требования осмотрительности (большей готовности к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов), обеспечивает рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности), установленных п. 6 ПБУ 1/2008 7 .

В связи с этим обратим внимание на ПБУ 14/2007 8 . Согласно п. 34 этого Положения стоимость нематериального актива (НМА), который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Выбытие НМА имеет место, в частности, в случае прекращения срока действия права организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Одновременно со списанием стоимости НМА подлежит списанию сумма накопленных амортизационных отчислений по этим НМА.

В пункте 35 ПБУ 14/2007 указано, что доходы и расходы от списания НМА:

  • отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся;
  • относятся на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов и расходов, если иное не установлено нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

Таким образом, часть стоимости лицензии, относящаяся к периоду, прошедшему с момента ее получения и до настоящего момента, уже не может приносить доходы в будущем и, если следовать логике п. 34 ПБУ 14/2007, должна быть списана с баланса. Расходы от списания следует учитывать в том отчетном периоде, на который распространялось действие лицензии.

Кроме того, отметим, что наличие лицензии нельзя непосредственно связать с выполнением работ по проектам и строительству. Актив, имеющий нематериальный характер (НМА), теряет свои свойства независимо от того, ведутся какие-либо работы или нет.

Нематериальный актив непосредственно можно связать с выполнением какой-либо работы, только если он подразумевает иной метод (способ) ее выполнения, отличающийся от общеизвестных, или без которого выполнение именно этой работы невозможно.

Аналогичное ограничение содержится в п. 8 ПБУ 6/01 9 : не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

Для определения конкретного порядка учета организации должны на основе требований Инструкции и Рекомендаций разработать собственные правила учета и закрепить их в учетной политике.

В соответствии с п. 1 ст. 325 НК РФ, если по результатам конкурса налогоплательщик заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (получает лицензию), то расходы налогоплательщика, связанные с процедурой участия в конкурсе, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов.

Амортизация данного НМА начисляется в порядке, установленном ст. 256—259 НК РФ. Согласно п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Однако положения НК РФ не разъясняют, что необходимо считать моментом ввода в эксплуатацию для нематериального актива. По нашему мнению, в данном случае следует исходить из момента, с которого общество приобретает право осуществлять деятельность на основании лицензии. Данный вывод вытекает из определения НМА, данного в п. 3 ст. 257 и п. 2 ст. 258 НК РФ.

Из названных норм НК РФ следует, что для признания НМА необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака). При этом срок полезного использования объекта НМА определяется исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством РФ или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами.

Таким образом, дату оформления лицензии и следует рассматривать как момент, с которого НМА подлежит амортизации.

Условием для начала признания сумм начисленной амортизации в целях налогообложения прибыли является начало фактической деятельности по освоению месторождения. В этом случае расходы виде амортизации лицензий должны признаваться и в налоговом учете как расходы.

Но есть и более осторожный подход, согласно которому до начала освоения участка — подготовки проекта геологоразведки, проекта освоения, строительства шахты и осуществления добычи — сумма начисленной амортизации не может уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

В этом случае, а именно при строительстве объектов инфраструктуры, проведении разведочно-эксплуатационных выработок, расходы в виде амортизации лицензий в налоговом учете следует учитывать отдельно и списывать в последующие периоды в соответствии с доходами, которые организация будет получать при добыче в будущем (возможные варианты учета были описаны ранее).

С начала освоения до момента начала эксплуатационной добычи амортизацию следует учитывать в стоимости амортизируемого имущества (объектов недвижимости — выработки и пр.). В дальнейшем суммы амортизации объектов недвижимости в целом (с учетом ранее списанной стоимости лицензии) будут учитываться в уменьшении базы по налогу на прибыль (см. вариант 1 в бухгалтерском учете).

Аналогичного мнения придерживаются финансовые органы. Так, в письме от 28 марта 2008 г. № 03–03–06/1/210 Минфин России разъяснил, что начисление амортизации по лицензионному соглашению (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе НМА, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот актив был введен в эксплуатацию (т.е. права, предусмотренные лицензионным соглашением (лицензией), начали использоваться налогоплательщиком в деятельности, направленной на получение дохода).

Анализ арбитражной практики также свидетельствует о том, что для признания в составе расходов сумм начисленной амортизации налогоплательщик должен подтвердить, что осуществлял деятельность по освоению природных ресурсов. Так, в Постановлении от 27 марта 2008 г. по делу № А42–1050/2007 ФАС Северо-Западного округа на основании исследования и оценки представленных документов (договоров, программ и отчетов о выполнении работ, актов приема-сдачи выполненных работ (услуг), счетов-фактур, расчетных документов) сделал вывод, что налогоплательщиком документально подтверждено фактическое выполнение работ, связанных с освоением природных ресурсов. Суд признал, что затраты налогоплательщика на освоение природных ресурсов и амортизационные отчисления на нематериальные активы (лицензии) являются экономически обоснованными, поскольку произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

По лицензиям же, полученным на участки, на которых не ведется разведка или не заключены договоры на разработку соответствующих проектов разведки или освоения, сумма начисленной амортизации не может учитываться в расходах по налогу на прибыль.

При выборе метода налогового учета лицензий следует учитывать предложенные варианты бухгалтерского учета и по возможности выбирать те, которые имеют минимальные различия и налоговые риски. На наш взгляд, этому требованию соответствует третий вариант учета амортизации лицензий.

1 Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 утверждено приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н.

2 Период, когда действие конкретной лицензии закончилось, но добыча или освоение участка продолжается, не рассматривается.

3 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.

4 Добычу попутного ископаемого не учитываем, поскольку его стоимость должна формироваться в особом порядке, который не рассматривается в рамках данной статьи.

5 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.

6 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

7 Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.

8 Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 утверждено приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н.

9 Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н.

Читайте так же:

  • Федеральный закон 2011 г 306-фз Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ"О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" С […]
  • Лицензия на криптопро фсб Продлены сертификаты соответствия ФСБ на КриптоПРО 3.6.1 Продлены сроки действия сертификатов ФСБ России на СКЗИ КриптоПРО CSP версии 3.6.1 Об этом сообщает официальный сайт компании "КриптоПРО". КриптоПРО CSP версии 3.6 это одна из наиболее распространенных версий ГОСТового […]
  • На сколько прибавят пенсия в 2019 году Сколько прибавят к пенсии инвалидам 3 группы в 2019 году? Инвалидам 3 группы не позавидуешь, так как, во-первых, пенсия по этой группе одна из самых маленьких, а во-вторых, на работу с инвалидностью у нас в России берут с неохотой. Трудовая пенсия инвалидам 3 группы в 2019 […]
  • Требования к утилизации аккумуляторов Нормативные документы по утилизации Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Статья 51, пункт 1. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. Отходы производства и потребления, в том числе […]
  • Государственная пошлина за выдачу паспорта гражданина российской федерации Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услугв городе Ставрополе Как получить услугу 1. Подготовить документы, необходимые для получения услуги и фотографии в соответствии с установленными требованиями. 2. Заявления о выдаче (замене) паспорта, […]