Меню

Требования к надежности и безопасности

Электронная библиотека

Низкая надежность автоматических систем приводит к увеличению времени их простоя, увеличению эксплуатационных расходов, гибели дорогостоящей аппаратуры. Для гражданской техники это означает увеличение себестоимости и понижение производительности труда, для военной техники – это понижение ее боевой эффективности.

Таким образом, важность решаемых современными автоматическими системами задач, с одной стороны, и дороговизна таких систем, с другой стороны, требуют их высокой надежности.

Современные методы позволяют спроектировать и изготовить систему сколь угодно высокой надежности. Однако такая система будет иметь большой все, габариты и стоимость.

Очевидно, по множеству показателей автоматическая система должна иметь некоторую оптимальную надежность. Для установления оптимальности необходим критерий качества. Таким критерием, например, для военной аппаратуры может быть критерий максимальной боевой эффективности, а для гражданской – критерий минимальной стоимости.

Согласно критерию максимальной боевой эффективности автоматическая система будет наилучшей, если ее боевая эффективность максимальна. Количественными характеристиками боевой эффективности могут быть: необходимое количество средств для выполнения задачи; вероятность нанесения заданного ущерба определенной цели и определенным числом средств, или другие подобные характеристики.

Боевая эффективность зависит от точности, надежности и живучести. Чем выше точность, надежность и живучесть, тем выше боевая эффективность.

Высокая точность наиболее часто достигается усложнением системы управления. Усложнение же аппаратуры, если это делается не в целях повышения надежности, приводит, при прочих равных условиях, к понижению ее надежности. Поэтому для достижения боевой эффективности необходимо разумно устанавливать соотношение между точностью и надежностью.

Обычно скорость роста боевой эффективности понижается с ростом точности и надежности. Существуют такие значения точности и надежности, выше которых значительному увеличению этих характеристик соответствует незначительное увеличение боевой эффективности.

В некоторых случаях критерий максимальной боевой эффективности оказывается недостаточным при разработке тактико-технических требований на надежность военной аппаратуры. Необходимо дополнительно учитывать важность выполняемых задач, разрушительное действие современного оружия, а также стоимость аппаратуры. Все это исключительно усложняет разработку тактико-технических требований. Задача усложняется еще тем, что не существует единой количественной характеристики надежности. Обычно требуется большое число характеристик, позволяющих достаточно полно оценивать надежность военных автоматических систем.

Согласно критерию минимума стоимости аппаратура является оптимальной, если при прочих равных ее качествах суммарная стоимость проектирования, изготовления и эксплуатации минимальна.

Проектирование и изготовление высоконадежной аппаратуры требуют дополнительных средств. Это обусловлено тем, что высоконадежная аппаратура состоит из более дорогих элементов, требует дополнительной затраты времени на проектирование, специальной технологии изготовления и т.п.

Однако высоконадежная аппаратура имеет меньшее число отказов, чем аппаратура, имеющая низкую надежность. Это уменьшает время вынужденного простоя аппаратуры, необходимое число запасных деталей и узлов, позволяет уменьшить число высококвалифицированного и технического персонала, а следовательно, снизить эксплуатационные расходы.

Таким образом, с увеличением надежности аппаратуры растет стоимость проектирования и изготовления, но уменьшается стоимость эксплуатации.

Критерия минимума стоимости для гражданской аппаратуры так же, как и критерия максимальной боевой эффективности для военной, бывает недостаточно при разработке технических требований на надежность сложных автоматических систем.

Требования на надежность автоматических систем, разработанные на основании критериев максимальной боевой эффективности и минимума стоимости, настолько высоки, а надежность элементов настолько низка, что удовлетворить этим требованиям, не прибегая к специальным мерам по повышению надежности, часто не представляется возможным.

Рассмотрим наиболее эффективные методы повышения надежности, их достоинства и недостатки.

Требования к надёжности технических средств и программного обеспечения

Надежность КСА в части технического обеспечения должна обеспечиваться:

использованием в Подсистеме технических средств повышенной отказоустойчивости и их структурным резервированием;

наличием на объектах автоматизации запасных изделий и приборов (ЗИП);

защитой технических средств по электропитанию путем использования источников бесперебойного питания;

дублированием носителей информационных массивов.

Состав и количественные значения показателей надежности

Надежность КСА в части технического обеспечения должна обеспечиваться в рамках обеспечения надежности систем, аналогичных ИС «Экономический портал». Дополнительных требований не предъявляется.

Требования к методам оценки и контроля показателей надёжности

Оценка и контроль показателей надёжности и устойчивости функционирования Системы должны проводиться путём фиксации числа отказов технических и программных средств за месяц работы Системы и вычисления наработки на отказ и среднего времени восстановления.

Требования безопасности

Система должна обеспечивать корректное разделение прав пользователей. Базовое программное обеспечение Системы должно быть проверено на отсутствие известных уязвимостей к атакам на отказ и на несанкционированный доступ.

Требования по обеспечению безопасности при монтаже, наладке, эксплуатации, обслуживании и ремонте технических средств Системы должны соответствовать требованиям, определенным в документах, разрабатываемых в рамках выполнения ФЦП «Электронная Россия».

Все внешние элементы технических средств Системы, находящиеся под напряжением, должны иметь защиту от случайного прикосновения, а сами технические средства иметь зануление или защитное заземление в соответствии с ГОСТ 12.1.030-81 и ПУЭ.

Система электропитания должна обеспечивать защитное отключение при перегрузках и коротких замыканиях в цепях нагрузки, а также аварийное ручное отключение.

Общие требования пожарной безопасности должны соответствовать нормам на бытовое электрооборудование. В случае возгорания не должно выделяться ядовитых газов и дымов. После снятия электропитания должно быть допустимо применение любых средств пожаротушения.

Факторы, оказывающие вредные воздействия на здоровье со стороны всех элементов Системы (в том числе инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское и электромагнитное излучения, вибрация, шум, электростатические поля, ультразвук строчной частоты и т.д.), не должны превышать действующих норм (СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 от 03.06.2003 г.).

Более детальные требования по безопасности эксплуатации и обслуживания технических средств, входящих в состав Системы, описываются в поставляемой с ними эксплуатационной документации.

Требования к эргономике и технической эстетике

Дизайн Системы должен удовлетворять следующим требованиям по эргономике и технической эстетике:

адекватно отображаться в зависимости от типа подключения пользователя (пользователи, работающие с порталом через модем; пользователи, работающие с порталом через высокоскоростной канал доступа; пользователи инфоматов) и от его личных предпочтений;

быть достаточно «легким» по объему графических элементов и обеспечивать как можно большую скорость загрузки страниц портала;

обеспечивать легкую идентификацию раздела портала, в котором находится пользователь;

обеспечивать минимум усилий и временных затрат пользователя для навигации по страницам портала;

обладать развитой системой поиска информации, как посредством контекстного поиска, так и посредством древовидных списков документов;

корректно отображаться при всех возможных разрешениях и количестве одновременно отображаемых цветов монитора;

сохранять идентичность отображения при просмотре на web-браузерах MicrosoftInternetExplorerверсии 6.0 и выше;

обладать системой контекстных подсказок на страницах, где у пользователя потенциально могут возникнуть затруднения;

обеспечивать приемлемый результат при распечатке страниц портала на принтере;

обеспечивать обратную связь с пользователем в полном объеме посредством web-браузера без применения почтовых клиентов или иных программ;

оорректно отображать информацию на компьютерах без предустановленных флэш-модулей, с отключенной поддержкой скриптов и пр.;

предусматривать возможность поддержки мультиязычного содержания;

содержать исчерпывающий набор метаданных для эффективного индексирования поисковыми системами и корректного автоматического выбора кодировки.

Требования к надежности и безопасности

Процессы формирования, рас­формирования и передвижения лю­бых категорий поездов и в особен­ности поездов повышенной массы и длины относятся к так называе­мым опасным технологическим про­цессам. Пропуск поездов повышен­ной массы и длины, в том числе

соединенных поездов, является фак­тором интенсивного развития транс­порта. Организация формирования, расформирования и пропуска таких поездов при определенных значени­ях параметров является экономиче­ски эффективным средством повы­шения пропускной и перерабаты­вающей способности железных до­рог. Однако формирование поездов повышенной массы и длины и сое­диненных поездов должно осуществ­ляться таким образом, чтобы обес­печивалась определенная защищен­ность от возникновения опасных от­казов, угрожающих безопасности движения поездов и жизни людей. Задача безопасности опасных техно­логических процессов заключается в создании условий, при которых тех­нологический процесс не переходил бы в опасное состояние в результате возникновения отказов и ошибок оперативного персонала (в том чи­сле машинистов), управляющего движением поездов. Надежность-свойство системы, технологического процесса находиться в нормальном (безопасном) работоспособном со­стоянии. Необходимо обеспечить формирование и передвижение по­езда в течение некоторого времени tn > Т, где Т-время от формирова­ния до расформирования поезда. В общем виде функция надежности имеет вид:

Рассмотрим надежность одиноч­ного, двойного и тройного соеди­нения поездов по упрощенной схе­ме. В качестве первичных элементов расчета надежности поезда можно принять вагон и локомотив. Отказы вагонов и локомотивов можно при­нять как независимые друг от друга события. Для независимых событий появление отказа одного из них не изменяет вероятность появления от­каза другого, т. е. вероятность отка­за вагона не зависит от отказов дру­гих вагонов состава и локомотива, равно как вероятность отказа локо­мотива не зависит от вероятности отказа других локомотивов поезда и вагона.

Рис. 14.1. Графики функ­ции надежности одинар­ных и соединенных поез­дов в зависимости от числа вагонов и локомотивов

При этих допущениях на­дежность поезда

где Piв надежность вагона; Pjл надеж­ность локомотива; m-число вагонов в составе;

М-число локомотивов в поезде; П -знак произведения вероят­ностей.

Параметры вагонов и локомоти­вов в целом как отдельных систем пока еще строго не нормированы. Имеются статистические данные об отказах различных узлов вагонов (обрывы поездов вследствие неис­правностей автосцепки, хребтовой балки, саморасцепов автосцепки, за­клинивания колесных пар и прочего брака вагонов и локомотивов).

Отчетные данные об отказах ва­гонов и локомотивов устанавлива­ются за большой промежуток вре­мени (месяц, квартал, год). Числен­ные значения надежности необходи­мы, однако, за относительно не­большие промежутки времени, со­измеримые с фактическим временем «жизни» поезда между станциями технического обслуживания или от начала формирования до расформи­рования.

Предположив, например, что надежность вагона равна 0,960, локомотива 0,95, надежность

поезда из 57 вагонов составит

Р = = 0,3, т. е. явно

недостаточное для практики значе­ние. Этот пример показывает, на­сколько высокие требования предъ­являются к надежности подвижного состава для обеспечения гарантиро­ванной надежности передвижения поездов.

Если принять надежность вагона 0,999 и локомотива 0,95, то для одиночного поезда при 40 ваго­нах в составе надежность поезда равна 0,913; для двойного поезда при 80 вагонах в составе-0,833 и для тройного поезда при 150 ваго­нах в составе-0,738. Следовательно, при росте числа вагонов в составе поезда надежность поезда заметно снижается. Даже относительно вы­сокая надежность вагона 0,999 не обеспечивает достаточный уровень надежности поезда: на каждые 1000 одиночных поездов будет прихо­диться в среднем 87 случаев отказа, двойных-167 и строенных — 262 слу­чая отказов. Если надежность ваго­нов повысить до 0,9999, то в случае одиночного поезда надежность со­ставит 0,946, двойного-0,985 и строенного-0,861. На рис. 14.1 при­ведены функции надежности одиноч­ного, сдвоенного и строенного по­ездов соответственно при одном, двух и трех локомотивах с надеж­ностью вагона Рв = 0,9999 и локо­мотива Рл = 0,99. Обеспечение высокой надежно­сти подвижного состава, надежно­сти и безопасности формирования, расформирования и передвижения поездов повышенной массы и длины требует совершенствования методов и средств повышения конструкцион­ной, производственной надежности, совершенствования методов, техни­ческого уровня обслуживания ваго­нов и локомотивов в процессе экс­плуатации. Это особенно важно в настоящее время, когда внедряется передовой опыт удлинения гаран­тийных участков безопасного про­следования поездов с десятиминут­ными стоянками на крупных техни­ческих станциях для смены локомо­тивов и локомотивных бригад. Тре­буется внедрение комплекса мер по обеспечению сохранности вагонного парка в процессе эксплуатации, улучшения качества всех видов ре­монта, подготовки вагонов к пере­возкам в районах погрузки и вы­грузки путем дальнейшего развития и создания новых крупных механи­зированных пунктов (ППВ). Ведутся работы по созданию аппаратуры для выявления дефектов колес, обо­рудования для средств технической диагностики, устройств для выявле­ния тормозных колодок с предель­ным износом. Необходимо сущест­венно усилить техническое оснаще­ние ПТО крупных сортировочных станций, что даст возможность удлинить гарантийные участки без­остановочного проследования поез­дов.

Читайте так же:  Сколько пенсия по случаю потери кормильца

На рис. 14.2 показана схема раз­мещения в парках приема и отправ­ления сортировочной станции теле­жек для осмотра и ремонта вагонов, а также устройств для автоматиче­ского соединения рукавов, тоннелей для перехода через пути и другого оборудования. Для механизации труда работников ПТО предусмо­трены два поста диагностики ваго­нов ПД в движущихся поездах. Пер­вый пост размещается на расстоя­нии 10-12 км от узловой сортиро­вочной станции. Здесь размещается

аппаратура теплового контроля букс, выявления неисправностей ко­лес по кругу катания, а также различители типа букс, краскоотметчики неисправных вагонов, устройства для немедленной остановки поезда в случае высокого нагрева букс. Вто­рой пост диагностики размещают в горловине ПП. На нем предусмат­ривают устройства для выявления проката, износа гребней колес и про­верки роликовых подшипников, а также счетчик осей вагонов и краскоотметчики неисправных вагонов.

Информация с постов диагности­ки передается по каналам техноло­гической связи оператору ПТО в парке приема, а затем по громкого­ворящей станционной связи осмотр­щикам парка приема. Тормозная магистраль состава подключается к стационарному устройству для цент­рализованной разрядки тормозов.

Центр автоматической системы проверки тормозов и выявления не­отпущенных тормозов размещается в головной части парка в помещении ПТО парка отправления. В АСУ ПТО наряд на ремонт вагонов пере­дается по телетайпу оператору ПТО. Аппаратуру теплового контроля букс (типа ПОНАБ) рекомендуется устанавливать на подходах к сорти­ровочным станциям и настраивать ее на низкую температуру (пример­но 70° С при температуре воздуха 0°С). В результате, как показывает опыт, примерно на 15% увеличива­ется объем работы по осмотру под­шипников на ПТО сортировочной станции, но сокращается на 30% число остановок поезда по показа­ниям аппаратуры ПОНАБ на рас­положенных за ней гарантийных участках. Ввиду того что прибываю­щие поезда часто останавливаются на подходе к узлу, и перегревшиеся буксы остывают, целесообразно удалять ПОНАБ на расстояние 10-20 км.

В 70-х годах организация ремон­та локомотивов заключалась в том, что детали и узлы разбирали непо­средственно на локомотивах, некоторые из них снимали для ремонта в заготовительных цехах, где их вос­станавливали, после чего устанавли­вали на тот же локомотив.

электрифицированная теленка для осмотра Ваганов; -вагоноремонтная тележка;

• — устройство для автоматического соединения рукавов;

— устройство для выявления неотпустивших тормозов

Рис. 14.2. Схема технических средств ПТО сортировочной станции: 0/7/7- оператор ПТО парка прибытия; О ПО — оператор ПТО парка отправления

Такая система не обеспечивала необходи­мого уровня надежности локомоти­вов. В настоящее время в локомо­тивных депо внедряется новая тех­нология технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) по принципу специализации депо по сериям локомотивов и видам ре­монта.

Трудоемкие текущие ремонты ТР-2, ТР-3 концентрируются на ба­зовых депо, а к базовым депо при­писывают близлежащие депо-сател­литы. Основные производственные участки оснащаются новыми подъ­емно-транспортными средствами, применяются крупноагрегатные и агрегатные методы ремонта на ос­нове взаимозаменяемости узлов ло­комотивов на заранее отремонтиро­ванные и испытанные. Создаются механизированные и автоматизиро­ванные комплексы, поточные линии и позиции. Успешно применяются новые технологические процессы на­плавки и сварки деталей локомоти­вов с помощью автоматов и полуав­томатов, термическая обработка де­талей токами высокой частоты, очистка деталей в расплаве солей,электрохимический и электрокон­тактный способы удаления наработ­ки с деталей, гальваническое восста­новление моторно-осевых подшип­ников и другие современные техно­логии (роботы, манипуляторы, плаз­менное и вакуумное напыление).

Все эти меры направлены на по­вышение надежности локомотивно­го парка, и вместе с мерами по повышению надежности вагонов они составляют основы высокоэф­фективной организации движения поездов, в том числе повышенной массы и длины. Для обеспечения вождения соединенных и других по­ездов повышенной массы на совре­менной научно-технической основе необходима реконструкция станций и обоснованная система удлинения приемоотправочных путей.

Дата добавления: 2016-06-02 ; просмотров: 390 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Приказ Министерства энергетики РФ от 3 августа 2018 г. № 630 “Об утверждении требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок “Методические указания по устойчивости энергосистем”

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 13, ст. 1177; 2018, № 31, ст. 4861) и пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2017 г. № 244 «О совершенствовании требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 11, ст. 1562) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок «Методические указания по устойчивости энергосистем».

2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 августа 2018 г.

Утверждены
приказом Минэнерго России
от 03.08.2018 г. № 630

Требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок «Методические указания по устойчивости энергосистем»

I. Общие положения

1. Настоящие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок «Методические указания по устойчивости энергосистем» (далее — Методические указания) устанавливают требования к устойчивости Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, параметрам электроэнергетического режима и их значениям, обеспечивающим выполнение требований к устойчивости электроэнергетических систем, составу нормативных возмущений, подлежащих учету при определении устойчивости электроэнергетической системы, а также требования к определению максимально допустимых и аварийно допустимых перетоков активной мощности в контролируемых сечениях (допустимой нагрузки электростанций).

2. Методические указания распространяются на Единую энергетическую систему России, входящие в нее объединенные и территориальные энергосистемы, технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы, а также объекты электроэнергетики и (или) энергопринимающие установки, которые функционируют (будут функционировать) в составе электроэнергетической системы.

Выполнение требований Методических указаний является обязательным для:

федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, осуществляющих разработку (участвующих в разработке) схем и программ перспективного развития электроэнергетики, иных документов при планировании (проектировании) развития энергосистемы;

федеральных органов исполнительной власти и организаций, разрабатывающих или участвующих в разработке и принятии решений по вопросам вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации;

субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии;

иных юридических и физических лиц, осуществляющих разработку схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии, схем внешнего электроснабжения энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, проектирование, строительство и реконструкцию объектов электроэнергетики, их модернизацию, техническое перевооружение, связанное с заменой оборудования с изменением его технических параметров (далее — реконструкция), технологическое присоединение объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии к электрическим сетям, разработку необходимой для этого проектной документации или выступающих заказчиками при выполнении указанных в настоящем пункте работ.

3. В Методических указаниях используются термины и определения в значениях, установленных законодательством Российской Федерации и ГОСТ Р 57114-2016 «Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Электроэнергетические системы. Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике и оперативно-технологическое управление. Термины и определения», утвержденным и введенным в действие приказом Росстандарта от 04.10.2016 № 1302-ст (Стандартинформ, 2016).

4. При планировании электроэнергетического режима энергосистемы, управлении электроэнергетическим режимом энергосистемы, планировании (проектировании) развития энергосистемы, строительстве и реконструкции объектов электроэнергетики, технологическом присоединении объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии к электрическим сетям, выводе объектов электроэнергетики из эксплуатации должно быть обеспечено выполнение требований к устойчивости энергосистемы, предусмотренных Методическими указаниями.

5. Расчетная проверка выполнения требований к устойчивости энергосистемы, предусмотренных Методическими указаниями, должна осуществляться при:

планировании электроэнергетического режима энергосистемы и управлении электроэнергетическим режимом энергосистемы;

планировании (проектировании) развития энергосистемы;

проектировании строительства, реконструкции объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 110 кВ и выше, объектов по производству электрической энергии, технологическом присоединении указанных объектов электроэнергетики к электрическим сетям;

технологическом присоединении к электрическим сетям объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, технические условия на технологическое присоединение которых подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, и проектировании строительства (реконструкции) указанных объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств;

выводе из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 110 кВ и выше, объектов по производству электрической энергии.

6. Для расчетной проверки выполнения требований к устойчивости энергосистемы должны использоваться значения перетоков активной мощности в контролируемых сечениях.

В зависимости от особенностей структуры и функционирования энергосистем при управлении электроэнергетическим режимом для контроля соблюдения нормативных требований к устойчивости энергосистемы следует также использовать:

напряжение на шинах объектов электроэнергетики;

разность углов между векторами напряжения на шинах объектов электроэнергетики;

токовую нагрузку линий электропередачи (далее — ЛЭП) и электросетевого оборудования.

7. Расчетная проверка выполнения требований к устойчивости энергосистемы, определение максимально допустимых и аварийно допустимых перетоков активной мощности в контролируемых сечениях (допустимой нагрузки электростанций) должны осуществляться на основании расчетов установившихся электроэнергетических режимов, статической устойчивости и динамической устойчивости (далее — расчеты режимов и устойчивости).

При проведении расчетов режимов и устойчивости с целью проверки выполнения требований к устойчивости энергосистемы, определения максимально допустимых и аварийно допустимых перетоков активной мощности в контролируемых сечениях (допустимой нагрузки электростанций) должны учитываться нормативные возмущения в соответствии с требованиями главы II Методических указаний.

8. Расчетные модели, используемые для расчетов режимов и устойчивости, должны обеспечивать возможность корректного моделирования переходных режимов.

Читайте так же:  Программы по переселению в россию из кыргызстана

II. Нормативные возмущения

9. При проведении расчетов режимов и устойчивости должны учитываться нормативные возмущения, связанные с:

короткими замыканиями на сетевых элементах (кроме систем (секций) шин) переменного тока;

короткими замыканиями на системах (секциях) шин электростанций и подстанций;

аварийными небалансами активной мощности;

отключением вставок постоянного тока и ЛЭП постоянного тока.

Для целей установления требований к устойчивости энергосистем нормативные возмущения подразделяются на три группы (I, II и III).

10. Нормативные возмущения, связанные с короткими замыканиями на сетевых элементах (кроме систем (секций) шин) переменного тока), и их распределение по группам нормативных возмущений приведены в таблице 1 приложения к Методическим указаниям.

11. Нормативные возмущения, связанные с короткими замыканиями на системах (секциях) шин электростанций и подстанций, и их распределение по группам нормативных возмущений приведены в таблице 2 приложения к Методическим указаниям.

12. Нормативные возмущения, связанные с аварийными небалансами активной мощности, и их распределение по группам нормативных возмущений приведены в таблице 3 приложения к Методическим указаниям.

13. Нормативные возмущения, связанные с отключением вставок постоянного тока и ЛЭП постоянного тока, и их распределение по группам нормативных возмущений приведены в таблице 4 приложения к Методическим указаниям.

14. Если нормативные возмущения приводят к работе устройств (комплексов) противоаварийной автоматики (далее — ПА), при проведении расчетов режимов и устойчивости необходимо учитывать реализацию соответствующих управляющих воздействий устройствами (комплексами) ПА.

15. Если нормативные возмущения приводят к снижению мощности нагрузки потребителей в процессе возмущения, при проведении расчетов режимов и устойчивости необходимо учитывать соответствующий небаланс активной мощности. Величина указанного небаланса активной мощности должна определяться с учетом информации о случаях и фактических объемах снижения мощности нагрузки потребителей в процессе таких возмущений, имеющейся у субъекта оперативно-диспетчерского управления (иного субъекта электроэнергетики или потребителя электрической энергии, в отношении объектов электроэнергетики или энергоприимающих установок которого проводится расчетная проверка выполнения требований к устойчивости энергосистемы).

III. Требования к устойчивости энергосистем

16. При проведении расчетов режимов и устойчивости выполнение требований к устойчивости энергосистемы должно оцениваться на основании следующих показателей:

минимального коэффициента запаса статической апериодической устойчивости по активной мощности в контролируемых сечениях;

минимального коэффициента запаса статической устойчивости по напряжению в узлах нагрузки.

17. Величины минимальных коэффициентов запаса статической апериодической устойчивости по активной мощности и статической устойчивости по напряжению для различных электроэнергетических режимов должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 5 приложения к Методическим указаниям, для:

нормальной схемы энергосистемы, при которой все ЛЭП и электросетевое оборудование, определяющие устойчивость, находятся в работе (далее — нормальная схема);

ремонтных схем энергосистемы, при которых из-за отключенного состояния одной или нескольких ЛЭП, электросетевого оборудования допустимый переток активной мощности в контролируемом сечении, определенный с учетом нормативного возмущения группы III, снижен относительно максимально допустимого перетока активной мощности в том же контролируемом сечении в нормальной схеме (далее — ремонтная схема).

18. В нормальном режиме, в послеаварийном режиме после нормативного возмущения и в вынужденном режиме величины коэффициента запаса статической апериодической устойчивости по активной мощности в контролируемом сечении и коэффициента запаса статической устойчивости по напряжению в узле нагрузки, определенные в соответствии с пунктами 19, 20 Методических указаний, должны быть не меньше значений, указанных в таблице 5 приложения к Методическим указаниям.

19. Коэффициент запаса статической апериодической устойчивости по активной мощности в контролируемом сечении определяется по формуле:

где: — предельный по статической апериодической устойчивости переток активной мощности в контролируемом сечении, МВт;

Р — переток активной мощности в контролируемом сечении в рассматриваемом режиме, МВт;

— амплитуда нерегулярных колебаний активной мощности в контролируемом сечении, МВт.

20. Коэффициент запаса статической устойчивости по напряжению в узле нагрузки определяется по формуле:

где: U — напряжение в узле нагрузки в рассматриваемом режиме, кВ;

— критическое напряжение в узле нагрузки, кВ.

Критическое напряжение в узле нагрузки соответствует границе статической устойчивости электродвигательной нагрузки и должно определяться на основании фактических данных (в том числе информации о допустимых режимах работы электродвигательной нагрузки), представленных потребителем электрической энергии, являющимся собственником или иным законным владельцем соответствующего оборудования.

При отсутствии информации от потребителя электрической энергии величину критического напряжения в узлах нагрузки 110 кВ и выше следует принимать равной:

где: — номинальное напряжение электрической сети, кВ.

21. В нормальном режиме при нормативных возмущениях в соответствии с группами нормативных возмущений, указанными в таблице 5 приложения к Методическим указаниям, должна обеспечиваться динамическая устойчивость генерирующего оборудования электростанций (при наличии ПА — с учетом ее действия).

22. В послеаварийном режиме после нормативного возмущения в соответствии с группами нормативных возмущений, указанными в таблице 5 приложения к Методическим указаниям, токовая нагрузка ЛЭП и электросетевого оборудования не должна превышать аварийно допустимой в течение 20 мин токовой нагрузки.

23. Переток активной мощности в контролируемом сечении, увеличенный на величину амплитуды нерегулярных колебаний активной мощности, должен соответствовать требованиям к устойчивости энергосистемы, указанным в пунктах 18, 21 и 22 Методических указаний.

24. Величина амплитуды нерегулярных колебаний активной мощности в контролируемом сечении должна устанавливаться для каждого контролируемого сечения на основании статистических данных, а при невозможности их использования — на основании расчетного выражения.

25. Величина амплитуды нерегулярных колебаний активной мощности в контролируемом сечении, включающем совокупность элементов одной или нескольких электрических связей, одновременное отключение которых приводит к разделению энергосистемы на две изолированно работающие части (далее — полное контролируемое сечение), должна определяться по формуле:

где: , — активная мощность потребления энергосистемы (части энергосистемы, совокупности энергосистем) с каждой из сторон контролируемого сечения, МВт;

К — коэффициент, характеризующий способ регулирования перетока активной мощности в контролируемом сечении ( ).

26. Величина амплитуды нерегулярных колебаний активной мощности в контролируемом сечении, включающем совокупность элементов одной или нескольких электрических связей, одновременное отключение которых не приводит к разделению энергосистемы на две изолированно работающие части (далее — частичное контролируемое сечение), должна определяться на основании величины амплитуды нерегулярных колебаний активной мощности в полном контролируемом сечении в соответствии с коэффициентами распределения активной мощности между частичными контролируемыми сечениями, входящими в состав полного контролируемого сечения.

27. Значение коэффициента К в расчетном выражении (4), указанном в пункте 25 Методических указаний, должно приниматься равным:

1,5 — при оперативном (по диспетчерской команде диспетчерского персонала субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике) регулировании перетока активной мощности в контролируемом сечении;

0,75 — при автоматическом регулировании или ограничении перетока активной мощности в контролируемом сечении.

28. При определении допустимой выдачи мощности электростанции амплитуда нерегулярных колебаний активной мощности механизмов собственных нужд электростанции должна приниматься равной нулю.

29. Для обеспечения выполнения требований к устойчивости энергосистемы, установленных пунктами 18, 21 и 22 Методических указаний, должны определяться и использоваться при планировании и управлении электроэнергетическим режимом энергосистемы значения максимально допустимых и аварийно допустимых перетоков активной мощности в контролируемых сечениях с проверкой обеспечения в нормальном режиме допустимых значений иных параметров электроэнергетического режима, в том числе:

токовая нагрузка ЛЭП и электросетевого оборудования не должна превышать допустимой (с учетом допустимой величины и длительности перегрузки);

напряжения на шинах объектов электроэнергетики должны находиться в области допустимых значений (с учетом допустимой величины и длительности повышения (снижения) напряжения).

30. Несохранение устойчивости энергосистемы допускается в следующих случаях:

а) при работе в вынужденном режиме после любых в том числе нормативных возмущений;

б) при более тяжелых возмущениях по сравнению с нормативными возмущениями в рассматриваемых схемно-режимных условиях;

в) при нормативных возмущениях, если в послеаварийном режиме после нормативного возмущения:

предел статической апериодической устойчивости в контролируемом сечении не превышает утроенной амплитуды нерегулярных колебаний активной мощности в рассматриваемом контролируемом сечении;

предел статической апериодической устойчивости в рассматриваемом контролируемом сечении снижается на 70 % и более;

увеличение перетока активной мощности в контролируемом сечении составляет 50 % и более предела статической апериодической устойчивости в рассматриваемом контролируемом сечении;

г) при возникновении любых дополнительных аварийных возмущений в течение 20 мин после аварийного возмущения.

31. При несохранении устойчивости после нормативных возмущений, приводящих к последствиям, указанным в подпункте «в» пункта 30 Методических указаний, деление по сечению не должно приводить к погашению дефицитной по мощности части энергосистемы из-за недостаточности объема автоматической частотной разгрузки.

IV. Требования к определению максимально допустимых и аварийно допустимых перетоков активной мощности в контролируемых сечениях

32. Для контроля соблюдения нормативных требований к устойчивости при проектировании и эксплуатации (планировании и управлении электроэнергетическим режимом) должны использоваться значения перетоков активной мощности в контролируемых сечениях.

33. Максимально допустимый переток активной мощности в контролируемом сечении должен соответствовать следующим критериям:

а) коэффициент запаса статической апериодической устойчивости по активной мощности в контролируемом сечении в нормальном режиме в схеме электрической сети до возникновения аварийного возмущения (далее — доаварийная схема) — не менее значения , указанного в таблице 5 приложения к Методическим указаниям.

Значение допустимого перетока активной мощности в контролируемом сечении по данному критерию должно определяться по формуле:

б) коэффициент запаса статической апериодической устойчивости по активной мощности в контролируемом сечении в послеаварийном режиме после нормативного возмущения — не менее значения , указанного в таблице 5 приложения к Методическим указаниям.

Значение допустимого перетока активной мощности в контролируемом сечении по данному критерию должно определяться по формуле:

— допустимый переток активной мощности в контролируемом сечении в послеаварийном режиме после нормативного возмущения (МВт);

— переток активной мощности в контролируемом сечении в доаварийной схеме, соответствующий допустимому перетоку активной мощности в контролируемом сечении в послеаварийном режиме после нормативного возмущения (МВт);

— приращение допустимого перетока активной мощности в контролируемом сечении за счет реализации управляющих воздействий от устройств (комплексов) ПА с учетом их эффективности, определяемой как изменение перетока активной мощности в контролируемом сечении при реализации управляющих воздействий (МВт);

в) коэффициент запаса статической устойчивости по напряжению в узле нагрузки в послеаварийном режиме после нормативного возмущения — не менее значения , указанного в таблице 5 приложения к Методическим указаниям.

Значение допустимого перетока активной мощности в контролируемом сечении по данному критерию должно определяться по формуле:

— допустимое напряжение в узле нагрузки в послеаварийном режиме после нормативного возмущения (кВ);

— переток активной мощности в контролируемом сечении в доаварийной схеме, соответствующий допустимому напряжению в узле нагрузки в послеаварийном режиме после нормативного возмущения (МВт);

г) должна обеспечиваться динамическая устойчивость генерирующего оборудования электрических станций после нормативного возмущения.

Значение допустимого перетока активной мощности в контролируемом сечении по данному критерию должно определяться по формуле:

Читайте так же:  Оборачиваемость товарно материальных ценностей

— предельный по динамической устойчивости переток активной мощности в контролируемом сечении (МВт);

д) токовая нагрузка ЛЭП и электросетевого оборудования в послеаварийном режиме после нормативного возмущения не должна превышать аварийно допустимой токовой нагрузки, определяемой с учетом требований пункта 22 Методических указаний.

Значение допустимого перетока активной мощности в контролируемом сечении по данному критерию должно определяться по формуле:

— аварийно допустимая токовая нагрузка ЛЭП (электросетевого оборудования) (А);

— переток активной мощности в контролируемом сечении в доаварийной схеме, соответствующий аварийно допустимой токовой нагрузке ЛЭП (электросетевого оборудования) в послеаварийном режиме после нормативного возмущения (МВт).

34. Значение максимально допустимого перетока активной мощности в контролируемом сечении должно соответствовать минимальному из значений допустимого перетока активной мощности в контролируемом сечении, определенных в соответствии с требованиями пункта 33 Методических указаний.

35. Для значения максимально допустимого перетока активной мощности в контролируемом сечении, определенного в соответствии с требованиями пункта 33 Методических указаний, увеличенного на величину амплитуды нерегулярных колебаний активной мощности в контролируемом сечении, должна быть проведена проверка выполнения следующих критериев:

а) коэффициент запаса статической устойчивости по напряжению в узле нагрузки в нормальном режиме (в доаварийной схеме) — не менее значения , указанного в таблице 5 приложения к Методическим указаниям;

б) токовая нагрузка ЛЭП и электросетевого оборудования в нормальном режиме (в доаварийной схеме) не должна превышать длительно допустимой.

36. При невыполнении критерия, указанного в подпункте «а» пункта 35 Методических указаний:

при планировании электроэнергетического режима энергосистемы должно использоваться значение допустимого перетока активной мощности в контролируемом сечении, определенное по формуле:

где: — допустимое напряжение в узле нагрузки в доаварийной схеме (кВ);

— переток активной мощности по соответствующей ЛЭП и электросетевому оборудованию или в контролируемом сечении в доаварийной схеме, соответствующий допустимому напряжению в узле нагрузки в доаварийной схеме (МВт);

при управлении электроэнергетическим режимом энергосистемы дополнительно с контролем максимально допустимого перетока активной мощности в контролируемом сечении, определенного в соответствии с пунктом 34 Методических указаний, должен осуществляться контроль обеспечения допустимого напряжения ( ) в соответствующем узле нагрузки.

37. При невыполнении критерия, указанного в подпункте «б» пункта 35 Методических указаний:

при планировании электроэнергетического режима энергосистемы должно использоваться значение допустимого перетока активной мощности по соответствующей ЛЭП и электросетевому оборудованию или в контролируемом сечении, определенного по формуле:

— длительно допустимая токовая нагрузка ЛЭП (электросетевого оборудования) (А);

— переток активной мощности по соответствующей ЛЭП и электросетевому оборудованию или в контролируемом сечении в доаварийной схеме, соответствующий длительно допустимой токовой нагрузке ЛЭП (электросетевого оборудования) (МВт);

при управлении электроэнергетическим режимом энергосистемы дополнительно с контролем максимально допустимого перетока активной мощности в контролируемом сечении, определенного в соответствии с требованиями пункта 34 Методических указаний, должен осуществляться контроль обеспечения допустимой (с учетом допустимой величины и длительности перегрузки) токовой нагрузки соответствующей ЛЭП и электросетевого оборудования.

38. Для полного контролируемого сечения, состоящего из одного элемента электрической сети или нескольких элементов электрической сети, одновременное отключение которых возможно в результате единичного нормативного возмущения, для значения максимально допустимого перетока активной мощности в контролируемом сечении, определенного в соответствии с требованиями пункта 34 Методических указаний, увеличенного на величину амплитуды нерегулярных колебаний активной мощности в контролируемом сечении, дополнительно должна быть проведена проверка выполнения следующего критерия:

переток активной мощности в контролируемом сечении в направлении дефицитной энергосистемы (энергорайона), отделение которой на изолированную работу от Единой энергетической системы России происходит в результате отключения связей контролируемого сечения и установленная мощность электростанций на территории которой превышает 70% от максимального потребления активной мощности, не должен превышать величины 40% от потребления активной мощности в указанной энергосистеме (энергорайоне) после действия устройств (комплексов) ПА на отключение нагрузки потребителей (с учетом их эффективности), пусковым фактором которых является отключение связей контролируемого сечения (автоматика предотвращения нарушения устойчивости, дополнительная автоматическая разгрузка) или скорость снижения частоты (дополнительная автоматическая разгрузка), увеличенной на величину объема управляющих воздействий от указанных устройств (комплексов) ПА.

39. При невыполнении критерия, указанного в пункте 38 Методических указаний, и наличии рисков недопустимых режимов работы и повреждения генерирующего оборудования в дефицитной энергосистеме (энергорайоне), отделение которой на изолированную работу от Единой энергетический системы России происходит в результате отключения связей контролируемого сечения:

при планировании электроэнергетического режима энергосистемы должно использоваться значение допустимого перетока активной мощности в контролируемом сечении, определенное по формуле:

— потребление активной мощности в энергосистеме (энергорайоне), отделение которой на изолированную работу от Единой энергетической системы России происходит в результате отключения связей контролируемого сечения (МВт);

при управлении электроэнергетическим режимом энергосистемы дополнительно с контролем максимально допустимого перетока активной мощности в контролируемом сечении, определенного в соответствии с требованиями пункта 34 Методических указаний, должен осуществляться контроль обеспечения допустимого перетока, определенного в соответствии с формулой (12).

При невозможности обеспечения при планировании и (или) управлении электроэнергетическим режимом энергосистемы перетока активной мощности в контролируемом сечении, определенного в соответствии с формулой (12), может планироваться и (или) осуществляться работа в вынужденном режиме в соответствующем контролируемом сечении.

40. Субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике должно приниматься решение о необходимости (отсутствии необходимости) перехода на работу в вынужденном режиме при планируемой или фактической в течение более допустимой длительности послеаварийного режима (20 мин) работе с перетоком активной мощности в контролируемом сечении, превышающим:

переток активной мощности, соответствующий требованиям к устойчивости, установленными пунктами 18, 21 и 22 Методических указаний;

переток активной мощности, определенный в соответствии с требованиями пунктов 38, 39 Методических указаний (только для полного контролируемого сечения, состоящего из одного элемента электрической сети или нескольких элементов электрической сети, одновременное отключение которых возможно в результате единичного нормативного возмущения).

Переход на работу в вынужденном режиме должен осуществляться в соответствии с правилами перехода энергосистемы на работу в вынужденном режиме и условиями работы в вынужденном режиме, установленными иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2018 № 244 «О совершенствовании требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Допустимый переток активной мощности в контролируемом сечении в вынужденном режиме должен определяться субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, но не должен превышать аварийно допустимого перетока активной мощности в контролируемом сечении.

41. Аварийно допустимый переток активной мощности в контролируемом сечении должен соответствовать следующему критерию:

коэффициент запаса статической апериодической устойчивости по активной мощности в контролируемом сечении в вынужденном режиме (в исходной схеме) — не менее значения , указанного в таблице 5 приложения к Методическим указаниям.

Значение допустимого перетока активной мощности в контролируемом сечении по данному критерию должно определяться по формуле:

42. Для значения аварийно допустимого перетока активной мощности в контролируемом сечении, определенного в соответствии с требованиями пункта 41 Методических указаний, должна быть проведена проверка выполнения следующих критериев:

а) коэффициент запаса статической устойчивости по напряжению в узле нагрузки в вынужденном режиме (в исходной схеме) — не менее значения , указанного в таблице 5 приложения к Методическим указаниям;

б) токовая нагрузка ЛЭП и электросетевого оборудования в вынужденном режиме (в исходной схеме) не должна превышать длительно допустимой.

30. При невыполнении критерия, указанного в подпункте «а» пункта 42 Методических указаний:

при планировании электроэнергетического режима должно использоваться значение допустимого перетока активной мощности в контролируемом сечении, определенное по формуле (10) при ;

при управлении электроэнергетическим режимом дополнительно с контролем аварийно допустимого перетока активной мощности в контролируемом сечении, определенного в соответствии с требованиями пункта 41 Методических указаний, должен осуществляться контроль обеспечения допустимого напряжения ( ) в соответствующем узле нагрузки.

44. При невыполнении критерия, указанного в подпункте «б» пункта 42 Методических указаний:

при планировании электроэнергетического режима должно использоваться значение допустимого перетока активной мощности по соответствующей ЛЭП и электросетевому оборудованию или в контролируемом сечении, определенного по формуле (11);

при управлении электроэнергетическим режимом дополнительно с контролем аварийно допустимого перетока активной мощности в контролируемом сечении, определенного в соответствии с требованиями пункта 41 Методических указаний, должен осуществляться контроль обеспечения допустимой (с учетом допустимой величины и длительности перегрузки) токовой нагрузки соответствующей ЛЭП и электросетевого оборудования.

45. По решению диспетчерского центра субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике определяемые им значения максимально допустимых и аварийно допустимых перетоков активной мощности в контролируемых сечениях должны дифференцироваться в зависимости от параметров электроэнергетического режима и (или) эксплуатационного состояния ЛЭП, электросетевого и генерирующего оборудования, в том числе от:

количества включенных единиц генерирующего оборудования на электростанции;

нагрузки отдельных электростанций (единиц генерирующего оборудования на электростанции);

включенного состава и режимов работы средств компенсации реактивной мощности;

значений перетоков активной мощности по ЛЭП и электросетевому оборудованию;

величин потребления активной мощности энергосистемы (энергорайона, энергоузла);

объема управляющих воздействий от комплексов (устройств) ПА.

Приложение
к требованиям к обеспечению надежности
электроэнергетических систем, надежности
и безопасности объектов электроэнергетики
и энергопринимающих установок
«Методические указания
по устойчивости энергосистем»

Читайте так же:

  • Образец заявления соседей на установку забора Установка забора Здравствуйте! Как примерно выглядит письменное согласие соседей на строительство глухого забора высотой 2метра Ответы юристов (1) На самом деле, по этому вопросу существуют строительные нормы и правила РФ (СНиП 30-02-97 с изменениями от 12.03.2001г.). В этом документе, […]
  • Договор между застройщиком и инвестором Договор инвестирования в строительство Необходимым условием нового строительства выступает наличие землеотвода. По этой причине «ключевой фигурой» строительной деятельности выступает лицо, обладающее правом на земельный участок, предназначенный для этой цели. В Градостроительном кодексе […]
  • Куда можно пожаловаться анонимно Жалоба на работодателя - иногда необходимая мера Если не оплачивают больничный, не предоставляют отпуск, заставляют трудиться сверхурочно, задерживают зарплату, вы можете пожаловаться на работодателя. Ведь в его обязанность входит, к примеру, хотя бы раз в полмесяца в одно и то же число […]
  • Штраф за несделанный паспорт Штраф за несделанный паспорт Как только юному гражданину Российской Федерации исполняется 14 лет, с этого момента свидетельство о рождении больше не может служить подтверждением его личности: оно становится недействительным, и ему на смену необходимо оформлять паспорт. Паспорт – это […]
  • Приказ росаэронавигации 119 2007 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Росаэронавигации от 28.11.2007 N 119 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "РАЗМЕЩЕНИЕ МАРКИРОВОЧНЫХ ЗНАКОВ И УСТРОЙСТВ НА ЗДАНИЯХ, СООРУЖЕНИЯХ, ЛИНИЯХ СВЯЗИ, […]