Меню

Налог с оборота в беларуси

Налог с оборота в беларуси

В Беларуси субъекты хозяйствования могут применять общую либо упрощенную систему налогообложения.

Общая система налогообложения применяется большинством белорусских юридических лиц.

При общей системе налогообложения юридическое лицо уплачивает в Республике Беларусь следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

— налог на добавленную стоимость (ставка — 20% от оборота по реализации товаров/работ/услуг);

— налог на прибыль (ставка — 24% от налогооблагаемой прибыли);

— сбор на развитие территорий (ставка — 3% от прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль);

— страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников (ставка — 34% от фонда оплаты труда);

— обязательное страхование от несчастных случаев на производстве (ставка — 0,6% от фонда оплаты труда).

Указанные платежи уплачиваются ежемесячно (взносы на соц. страхование могут уплачиваться ежеквартально).

Областные и Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня вправе устанавливать местные налоги, сборы.

Кроме обозначенных выше налогов при наличии объекта налогообложения белорусские юридические лица могут уплачивать следующие налоги:

— налог на недвижимость;

— налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

— налог на услуги (местный налог);

— сбор на развитие территорий (местный сбор);

Уплата налога по упрощенной системе налогообложения заменяет уплату большинства платежей из перечисленных выше. При применении этой системы налогообложения бухгалтерский учет организации может вестись в упрощенном порядке.

Налог при упрощенной системе налогообложение уплачивается в размере:

— 8% от валовой выручки (оборота) без НДС;

— 6% от валовой выручки (оборота) плюс НДС (20%);

— 15% от валового дохода (выручка минус цена закупки товаров) без НДС — для розничной торговли и общественного питания;

— 5% от валовой выручки (оборота) без НДС или 3% от валовой выручки (оборота) плюс НДС (20%) субъекты хозяйствования, находящиеся в сельских населенных пунктах и населенных пунктах, перечисленных в Налоговом кодексе.

Налог при упрощенной системе налогообложение уплачивается 1 раз в месяц или в квартал.

Законодательство предусматривает перечень сфер деятельности, в которых упрощенная система налогообложения не может применяться.

Кроме того, применение упрощенной системы налогообложения налагает ограничения на количество сотрудников организации и максимальный размер выручки, которую может иметь организация.

Организация, которая применяет упрощенную систему налогообложения, уплачивая налог в размере:

Среднемесячная численность сотрудников за год

Максимальная выручка за год (примерно)

Налоги и системы налогообложения в Беларуси

Налоги 2018 в РБ

Налогообложение в 2018 году осталось таким же, как и в 2017, принципиальных изменений для бизнеса пока не произошло.

Обратите внимание: с 1 января 2016 года вступил в силу новый Общегосударственный классификатор «Виды экономической деятельности». Коды видов экономической деятельности значительно изменились! Так оптовая торговля теперь относится к 46 коду, а розничная торговля – к 47 коду. Строительство классифицируется по кодам от 41 до 43. Ремонт компьютеров отнесен к 95 коду и т.д.

При подготовке отчетов в налоговую инспекцию за прошедший квартал необходимо подготовить сопроводительное письмо об изменении кода вида деятельности. Эта информация касается абсолютно всех видов деятельности!

ИМНС по Центральному району г.Минска
Данные заявителя

О классификации вида деятельности
В связи с вступлением в силу Постановления Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 08.10.2015 №48
«О внесении изменений в общегосударственные классификаторы Республики Беларусь» код деятельности 74119 Прочая деятельность в области права изменен на 69109 Прочая деятельность в области права.
Директор Подпись

Системы налогообложения предприятий Беларуси в 2018 году

В 2018 году принципиальных изменений в системе налогообложения пока не произошло. Основные ставки налогов остались на уровне предыдущего года.

Какие налоги платят предприятия в Беларуси? Каковы размеры налогов на бизнес в РБ? Какую систему налогообложения выбрать, упрощенную или общую? Если кратко, то существует общий порядок исчисления налогов и две упрощенные системы налогообложения (без выделения НДС и с выделением НДС). Доходы физических лиц облагаются по ставкам подоходного налога

Общая система налогообложения

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи

  • налог на добавленную стоимость — НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда
  • кроме того если это требует законодательство РБ
    • налог на недвижимость
    • земельный налог
    • акцизы
    • экологический налог
    • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов
    • оффшорный сбор
    • гербовый сбор
    • другие налоги

Упрощенные системы налогообложения

Две упрощенные системы налогообложения применимы для малого бизнеса. В таблице приведен пример расчета налогов при различных системах налогообложения. Пример можно рассматривать лишь как юридическую консультацию. Он не учитывает всех тонкостей исчисления налогов в РБ, но дает представление о системах налогообложения в Беларуси. Пример приведен для оценки систем налогообложения в РБ и показывает принципы исчисления налогов в Беларуси.

Сравнительная таблица систем налогообложения в 2018 году

Не вправе применять упрощенную систему организации:

  1. производящие подакцизные товары
  2. реализующие (в том числе по договорам поручения, комиссии, консигнации и иным аналогичным договорам) ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней (включая сдачу указанных изделий ломбардами в Государственное хранилище ценностей Министерства финансов Республики Беларусь)
  3. реализующие имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания и другое)
  4. осуществляющие:
    1. лотерейную деятельность
    2. профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг
    3. деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы, холдинга
    4. деятельность в качестве резидентов свободных экономических зон, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка
    5. деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр
    6. риэлтерскую деятельность
    7. страховую деятельность (страховые организации, в том числе общества взаимного страхования, объединения страховщиков), посредническую деятельность по страхованию
    8. банковскую деятельность (банки)
    9. деятельность в сфере игорного бизнеса
  5. организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

Адвокаты Минской городской коллегии адвокатов, осуществляющие деятельность индивидуально , Минск, Республика Беларусь — Налоги и системы налогообложения в Беларуси
220004, Республика Беларусь, г. Минск, улица Максима Танка, дом 20, комната 340, телефон +375 (29) 639-34-37, +375 (29) 630-56-07, +375 (17) 203-58-31

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это один из самых распространенных косвенных налогов (иначе – налогов на потребление). Его суть состоит в добавлении к цене при продаже определенного процента налога. Этот налог уплачивается покупателем продавцу, а тот переводит его в бюджет государства. Взимается в большинстве государств мира. Поскольку налог относится к категории косвенных – то, по умолчанию, включается в стоимость практически любого товара или услуги.

Для лучшего понимания сути НДС можно представить цену любого товара как сумму добавленных стоимостей, т.е. увеличений цены в процессе превращения какого-либо исходного сырья в готовый продукт.

Например: уплачивается процент НДС от продажной стоимости зерна, затем от стоимости, произведённой из него муки, затем выпеченного хлеба и, наконец, из цены, проданной в магазине буханки. Поскольку налог на добавленную стоимость включается в цену продукта в каждом звене цепочки, его полная сумма будет уплачена конечным потребителем товара. Однако, уплата (изъятие) налога в бюджет произойдет не при оплате потребителем конечного товара единовременно, а частями, после каждой продажи исходного сырья, полуфабриката, готового продукта. Полностью НДС будет выплачен уже из суммы, полученной от последней продажи готового товара.

Налог на добавленную стоимость в Беларуси

При расчете налога на добавленную стоимость объектами налогообложения в Республике Беларусь считаются:

  • выраженные в денежной форме суммы оборота при продаже товаров, работ, услуг и имущественных прав на территории Республики;
  • стоимость товаров ввозимых на территорию Беларуси.

Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

  • юридические лица, в том числе иностранные, ведущие экономическую деятельность и вставшие на налоговый учет в Республике Беларусь;
  • доверительные управляющие по оборотам связанным с управлением вверенным имуществом;
  • индивидуальные предприниматели, в тех случаях, если объем выручки за квартал превысил установленную сумму, либо предприниматель сам начал производить выплату НДС;
  • физические лица, в определенных законодательством случаях.

Для иностранных организаций, не состоящих на налоговом учете в Республике Беларусь, но осуществляющих деятельность на ее территории без открытия постоянного представительства обязанности по уплате НДС не возникает. Налог уплачивается приобретающими у таких предприятий товары и услуги белорусскими организациями и предпринимателями.

Читайте так же:  Осаго подорожание в апреле

При расчете НДС налоговой базой признается сумма, полученная от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, исчисленная исходя из:

  • цен на товары (работы, услуги, имущественные права) с учетом акцизов (для соответствующих товаров), без включения в них налога на добавленную стоимость;
  • розничных цен регулируемых государством.

При ввозе товаров в Республику Беларусь налоговая база, определяется таможенными органами как сумма следующих составляющих:

  • указанной таможенной стоимости;
  • сумм таможенных пошлин подлежащих уплате;
  • для подакцизных товаров — обязательных к уплате сумм акцизов.

В настоящий момент в Республике Беларусь установлены следующие ставки налога на добавленную стоимость:

  • 20 % — общая ставка при реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и при их экспорте;

Однако может применяться ставка 0% — при экспорте за пределы Республики Беларусь товаров и услуг*.

  • 10% — при реализации, произведенной в Республики Беларусь продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства;
  • 10% — при ввозе в Республику продовольственных товаров и товаров для детей из утвержденного Президентом перечня;
  • 9,09% или 16,67% — от продажи товаров по регулируемым розничным ценам с учетом НДС;
  • 0,5% — при ввозе в Беларусь из государств — членов Таможенного союза алмазов и других драгоценных камней для производственных нужд;

* При экспорте товаров из Республики Беларусь как в в страны, входящие в Евразийский экономический союз, так и за его пределы применяют нулевую ставку НДС при наличии соответствующих документов (подпункт 1.1.1 п. 1 статьи 102 Налогового кодекса Республики Беларусь). За более подробной информацией и разъяснениями, в каких случаях предприятие может воспользоваться нулевой ставкой НДС, обращайтесь в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

Налоговым периодом по НДС является календарный год. Отчетным периодом, по выбору плательщика, назначаются календарный квартал или календарный месяц.

Налоговые декларации предоставляются плательщиками в инспекцию министерства по налогам и сборам не позднее 20 числа следующего за отчетным периодом месяца. Уплата производится, соответственно, не позднее 22 числа этого же месяца.

НДС начисляется зачетным методом, т.е. умножением суммы налоговой базы на ставку налога.

Одним из ключевых моментов при расчете налога на добавленную стоимость является понятие налогового вычета.

Для примера представим себе сделку по перепродаже товара для дальнейшей реализации: Сумма НДС, подлежащая уплате, рассчитывается как разница между содержащейся в продажной цене товара суммой налога, и суммой НДС, уже выделенной поставщиками этого товара в документах — это и называется вычетом.

В соответствии со статьей 107 Налогового кодекса, подлежат вычету следующие суммы НДС:

  • суммы, предъявленные плательщику продавцами, являющимися плательщиками в Республике Беларусь, при приобретении плательщиком на территории Беларуси товаров (работ, услуг, имущественных прав);
  • суммы НДС уже уплаченные при импорте товаров в Республику Беларусь;
  • суммы налога, уплаченные при приобретении у иностранных организаций, не состоящих на налоговом учете в Республике Беларусь.

Основанием для налогового вычета являются первичные учетные и расчетные документы в установленном законодательством порядке полученные от продавцов, а также документы, подтверждающие факт уплаты НДС при импорте товаров в Беларусь.

Если сумма налогового вычета оказывается больше общей суммы налога к уплате, плательщик НДС не уплачивает, разница же между суммой вычетов и общей суммой налога подлежит возврату в установленном Налоговым кодексом порядке.

В статьях 93, 94 и 96 Налогового кодекса определен список отдельных операций, товаров, работ, услуг и имущественных прав обороты, по которым не облагаются налогом на добавленную стоимость.

При кажущейся теоретической простоте расчета, при исчислении и уплате НДС может возникнуть множество неожиданных нюансов. Это можно живо проиллюстрировать следующими примерами:

Организация – плательщик НДС покупает товар у организации или предпринимателя, НДС не уплачивающего; обе организации делают свою наценку при продаже товара, но — плательщик НДС уплатит всю его стоимость из свой выручки, а неплательщик участвовать в этом не будет вообще, оставив себе всю полученную прибыль.

Если же в этой ситуации продавец и покупатель поменяются местами, то – первый продавец уплатит НДС от суммы своей выручки, второй по-прежнему не платит его.

Известно достаточно случаев, когда организации становились плательщиками налога на добавленную стоимость в результате собственных ошибок при ведении учета, например выделения НДС в документах, когда этого не следовало делать.

Исходя из вышеизложенного, всем организациям имеет смысл тщательно изучить Главу 12 Особенной части Налогового кодекса, комментарии и разъяснения налоговых органов к соответствующим разделам Кодекса и, для надежности, обратиться к квалифицированным специалистам. Так как наличие так называемой, «циклической ошибки», т.е. повторяемой несколько оборотов подряд, может привести к астрономическим суммам налогов к доплате и штрафам.

Системы налогообложения в РБ

Одним из самых частных вопросов, которые задают нам клиенты при открытии компаний, звучит так «Какие налоги платят предприятия в Беларуси?».

В этой статье мы постараемся дать Вам полное представление о налоговом бремени организаций и рассказать об основных нормах налогового законодательства.

Итак, любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы может выбрать одну из двух систем налогообложения: общую или упрощенную. Упрощенная система предусматривает еще две подсистемы – с уплатой НДС и без уплаты НДС.

Независимо от того, какую систему выбирает предприятие, оно осуществляет обязательные платежи, связанные с:

А) выплатой заработной платы работникам:

  1. 34% от фонда оплаты труда компания обязана уплатить в ФСЗН – это отчисления на обязательное социальное страхование;
  2. 0,6% от фонда оплаты труда перечисляется в качестве обязательного страхования от несчастных случаев на производстве.

13% подоходного налога и 1% взносов в ФСЗН наниматель обязан удержать из заработной платы работника и перечислить в бюджет и в ФСЗН, т.е. это не относится к бремени организации, но это важно знать для понимания обязанностей нанимателя.

Б) ввозом товаров на территорию Республики Беларусь: по общему правилу ввозной НДС уплачивается по ставке 20% от стоимости ввозимого товара, при ввозе некоторых товаров ставка может быть 10%.

А теперь рассмотрим подробнее налоги, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Общая система налогообложения предусматривает уплату:

  1. НДС по ставке 20% от оборота при реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав.
  2. Налога на прибыль по ставке 18% от полученной прибыли.
  3. Иных налогов при наличии объектов налогообложения (земельный налог, налог на недвижимость, акцизы, экологический налог и т.д.)

Упрощенную систему налогообложения можно применять с момента создания компании либо перейти на нее со следующего года, в течение года перейти на нее нельзя. На УСН с нового года вправе перейти только те субъекты хозяйствования, у которых в течение первых 9 месяцев текущего года:

  • численность работников составляет не более 100 человек в среднем;
  • размер валовой выручки нарастающим итогом составляет не более 1 030 000 белорусских рублей, а для индивидуальных предпринимателей — не более 112 500 белорусских рублей.

Не вправе применять УСН:

  1. организации и индивидуальные предприниматели:
  • производящие подакцизные товары;
  • реализующие ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней.
  • реализующие имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания и другое);
  • являющиеся резидентами свободных экономических зон, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк «Великий камень»;
  • предоставляющие в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование капитальные строения, их части, машино-места, не находящиеся у них на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления;
  • оказывающие услуги «интернет-площадок»;
  • являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • осуществляющие: лотерейную деятельность; розничную торговлю через интернет-магазин; деятельность в рамках простого товарищества; деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр;
  1. организации, осуществляющие:
  • риэлтерскую деятельность;
  • страховую деятельность (страховые организации, в том числе общества взаимного страхования, объединения страховщиков);
  • банковскую деятельность (банки);
  • деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • посредническую деятельность по страхованию;
  1. организации, являющиеся:
  • участниками холдинга;
  • микрофинансовыми, в т.ч. ломбарды.

Кроме того, не могут применять УСН организации, производящие на территории Республики Беларусь с/х- продукцию и уплачивающие единый налог для производителей с/х-продукции; ИПв части деятельности, по которой уплачивается единый налог; организации, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход; унитарные предприятия, собственником имущества которых является юридическое лицо, а так же коммерческие организации, более 25% акций которых принадлежат одной или нескольким организациям.

Ставки налога при упрощенной системе:

А) три (3) процента от валовой выручки:

  • для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС;
  • для осуществляющих розничную торговлю и не уплачивающих НДС организаций с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек и индивидуальных предпринимателей, валовая выручка которых нарастающим итогом с начала года составляет не более 410 000 белорусских рублей, — в отношении выручки от реализации в розничной торговле приобретенных товаров.
Читайте так же:  Фин отчетность 2019

Б) пять (5) процентов от валовой выручки – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС.

Эту ставку налога без уплаты НДС могут применять только предприятия с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 50 человек, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 940 000 белорусских рублей.

В) шестнадцать (16) процентов в отношении безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, денежных средств.

В данной статье приведена общая информация о налогообложении предприятий Беларуси. Выбор системы налогообложения мы настоятельно рекомендуем делать только после изучения Налогового кодекса Республики Беларусь и вместе со специалистом в данной сфере.

Используемые материалы для статьи:

Единый налог для ИП в Беларуси

Единый налог , полное название, согласно Налоговому кодексу: «Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц» — один из самых распространенных и простых в исчислении налогов, применяющихся на территории Республики Беларусь.

Плательщиками единого налога могут быть как индивидуальные предприниматели, так и физические лица, деятельность которых не считается предпринимательской, но облагается налогом, согласно законодательству.

Единый налог – это подлежащая уплате фиксированная сумма, зависящая от:

  • вида деятельности, согласно пункту 1 статьи 296 Налогового кодекса;
  • населенного пункта, в котором производится облагаемая единым налогом деятельность;
  • конкретного места деятельности на территории населенного пункта (доступность инфраструктуры, привлекательность для потребителей, близость центра и т.п.);
  • графика и режима работы;
  • размера налогооблагаемой базы
  • других условий деятельности обусловленных законодательством.

Ставки единого налога для разных категорий плательщиков устанавливаются облисполкомами и Минским горисполкомом, в пределах базовых ставок единого налога (Приложение 25 к Налоговому кодексу).

Решение о повышение ставки единого налога опубликовано в январе 2017 года на Национальном правовом интернет-портале. Ставки единого налога для индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в Минске увеличиваются в среднем на 12%. Соответствующее решение Минского городского совета депутатов утверждено 21 декабря 2016 года на сессии Мингорсовета.

В последний раз в Минске ставки единого налога повышались решением Мингорсовета от 29 марта 2016 года, тогда они в среднем выросли на 15%.

Уплата единого налога освобождает от уплаты:

  • подоходного налога для физических лиц;
  • налога на добавленную стоимость на произведенные в Республике Беларусь товары (до определенной суммы оборота);
  • экологического налога;
  • налога на добычу природных ресурсов;
  • иных налогов и сборов в местный бюджет.

Нужно заметить, что освобождение от вышеперечисленных налогов применяется только в тех случаях, когда с указанных видов деятельности уплачен единый налог. Не соответствующие ему занятия, облагаются налогами отдельно. Возможно применение одновременно единого налога по одним направлениям предпринимательской деятельности и общей системы налогообложения по другим.

Виды деятельности, с которых индивидуальные предприниматели и физические лица, не являющиеся предпринимателями, могут платить единый налог, перечислены в статьях 296 и 295 Налогового кодекса. Большая часть из них относится к сфере мелкой розничной торговли, общественного питания и оказания услуг населению.

Также следует понимать, что размер и необходимость оплаты единого налога не зависят от финансовых результатов дела. Таких как наличие и размер прибыли, сумма выручки (если она не превышает установленных пределов) и пр.

Единый налог уплачивается до начала облагаемой налогом деятельности.

По отзывам многих плательщиков единого налога, его сумма больше, чем пришлось бы платить, применяя общую систему налогообложения, но это компенсируется снижением расходов на ведение бухгалтерии. Большинству плательщиков единого налога достаточно вести только один документ – книгу учета выручки. Также более простая система позволяет значительно уменьшить риск ошибок в налоговом учете. Это особенно важно при проверках, так как для мелкого бизнеса суммы штрафов могут значительно превышать возможный размер экономии на налогах.

Отмена налогов с оборота в Республике Беларусь: экономические и фискальные последствия

1 НЕМЕЦКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРУППА В БЕЛАРУСИ ул. Захарова, 76, , Минск, Беларусь. Тел./факс: +375 (17) , Электронная почта: Веб-сайт: АЗ/05/06 Отмена налогов с оборота в Республике Беларусь: экономические и фискальные последствия Резюме Данная работа анализирует нынешнее состояние оборотных налогов в Республике Беларусь и оценивает предпринятые в недавнее время меры, направленные на их упразднение. В ней аргументируется точка зрения о том, что оборотные налоги вызывают эффект искажения и ослабляют конкурентоспособность экономики. Отмена данных налогов могла бы стать шагом на пути совершенствования налоговой системы. Принимая во внимание необходимость снижения риска возникновения фискального шока, в работе доказывается, что отмену оборотных налогов необходимо проводить постепенно в течение нескольких следующих лет и без финансирования потерь поступлений доходной части бюджета. Вместе с тем, необходимо принятие определенных мер, чтобы компенсировать сокращение доходов. Содержание 1. Нынешнее состояние оборотных налогов в Республике Беларусь 2 2. Экономические последствия применения оборотных налогов Капиталовложения Структура экономики Внешняя торговля Организационные формы предприятий 4 3. Упразднение оборотных налогов: возможные варианты 4 4. Выводы и рекомендации 5

2 1. Нынешнее состояние оборотных налогов в Республике Беларусь Оборотными налогами в Республике Беларусь в 2006 году считаются: (a) отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; (b) отчисления в дорожный фонд. Эти налоги взимаются с юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные компании; филиалы, представительства и другие независимые подразделения юридических лиц, имеющих отдельный баланс, текущий счет и другие счета; стороны в совместных предприятиях. Налоговой базой является оборот с продаж товаров и услуг (т.е. производственные и реализационные затраты, добавленная стоимость и другие налоги). Налоговая ставка составляет 3%. Налоги распределяются следующим образом: (a) 2% в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; и (b) 1% в дорожный фонд (см. табл. 1). Следует заметить, что оборотные налоги взимаются наряду с 18- процентным налогом на добавленную стоимость. Таблица 1. Предельные ставки налогов с оборота, , % Отчисления в местные жилищно- инвестиционные фонды 0,50 0,50 0,50 0,40 0,40 Отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 продовольствия и аграрной науки Отчисления в дорожный фонд 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 Целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда 1,00 1,00 1,00 0,75 0,50 Всего 4,50 4,50 4,50 4,15 3,90 3,00 Оборотные налоги взимаются с предприятий торговли на большинстве уровней экономической деятельности и на большинстве стадий в цепочке реализации товаров и услуг (т.е. от производителя до продавца), без какой-либо компенсации за налоги, уплаченные на более ранних стадиях. За исключением случаев, когда товары специальным решением освобождаются от налогообложения, налоги «каскадом» взимаются с большинства предприятий торговли и несколько раз с товаров, которые должны проходить более чем через один этап реализации. Таким образом, чем больше этапов в цепочке реализации, тем больше налогов должно быть уплачено. Данная работа анализирует экономические последствия применения оборотных налогов и оценивает предпринятые в недавнее время меры, направленные на их упразднение. Работа имеет следующую структуру. Во второй главе анализируются экономические последствия применения оборотных налогов в плане влияния на капиталовложения, структуру экономики, внешнюю торговлю и организационные формы предприятий. В третьей главе предлагаются несколько возможных вариантов отмены оборотных налогов и рассматриваются фискальные последствия предлагаемой налоговой реформы. Завершается работа четвертой главой, в которой изложены рекомендации по проведению политики в данной области. 2. Экономические последствия применения оборотных налогов Оборотные налоги имеют серьезные недостатки, поскольку в них заложен принцип каскадности, который вносит искажения в процесс принятия экономических решений. Рассмотрим влияние данных налогов на капиталовложения, структуру 2

3 экономики, внешнюю торговлю и организационные формы предприятий, а также сравним их в этом отншении с НДС Капиталовложения В отличие от оборотных налогов, НДС является налогом на потребление, уплата которого в итоге возлагается на конечного потребителя; НДС, взимаемый с закупок предприятий, вычитается из обязательств по НДС на последующих стадиях производства. Оборотные налоги взимаются с предприятий. На каждом предприятии валовые капиталовложения и производственные затраты облагаются ими наряду с добавленной стоимостью. Более того, оборотные налоги взимаются со всей стоимости продукции, включая оборотные налоги, уплаченные на предыдущих стадиях. Таким образом, капиталовложения включаются в базу оборотного налогообложения, т.е. оборотные налоги не являются нейтральными с точки зрения их влияния на капиталовложения. Оборотными налогами облагается закупка машин и оборудования (а также и другие производственные затраты), и эти налоговые отчисления не могут не удерживаться. В то же время, в существующей системе взимания НДС капиталовложения не облагаются этим налогом (если возврат НДС осуществлен вовремя). Следовательно, оборотные налоги имеют негативное влияние на капиталовложения. Облагаемые оборотными налогами на разных этапах производства и реализации основные средства производства оказываются более дорогостоящими. Этот факт вызывает особенное беспокойство, принимая во внимание устаревшую технологическую базу производства в Беларуси и высокий уровень амортизации основных фондов Структура экономики В рамках оборотного налогообложения действующие налоговые ставки на товары и услуги с различной структурой затрат будут разными. Это значит, что оборотное налогообложение неизбежно ведет к искажениям цен на конечную и промежуточную продукцию. Известно, что сдвиги в относительных ценах влияют на выделение капитальных ресурсов в рамках национальной экономики и приводят к структурным изменениям. Оборотное налогообложение является пагубным для капиталоемких отраслей промышленности вследствие возможности возникновения «дискриминации» капиталовложений, а также для обрабатывающих производств, особенно тех, которые находятся на высоких этапах производственной цепочки вследствие бремени каскадного эффекта в отношении производственных затрат. Оборотное налогообложение является относительно выгодным для добывающей и сырьевой промышленности и сферы услуг Внешняя торговля В отличии от НДС, оборотные налоги не являются нейтральными по отношению к внешней торговле, поскольку не существует системы «корректировки на границе» путем возмещения налоговой нагрузки внутри страны, как это делается в рамках правил взимания НДС по стране назначения. В той ситуации, которая существует сейчас, отечественные производители не поощряются к конкуренции с иностранными компаниями. В результате, оборотные налоги способствуют импорту и препятствуют экспорту. Таким образом, они ухудшают состояние торгового баланса и подрывают основы экономического роста в Беларуси. В рамках системы оборотного налогообложения белорусский импорт пользуется преференциальным режимом, поскольку затраты на импортируемые товары не облагаются налогом в странах-производителях. С другой же стороны, затраты на бе- 3

Читайте так же:  Как подать в суд на телефонные звонки

4 лорусский экспорт подвергаются множественному налогообложению оборотными налогами, а когда доставляются до иностранных потребителей — НДС в стране назначения. Администрирование оборотного налогообложения вряд ли может сделать возможным точный расчет суммы налогов, уплаченных на затраты, и таким образом, для экспортных товаров оборотные налоги (уплаченные на ранних стадиях производства) не могут быть возмещены. В отличие от оборотного налогообложения, НДС достаточно хорошо прослеживается и может быть эффективно возмещен для экспортных товаров. Оборотное налогообложение является наиболее пагубным для экспортной продукции с длинной производственной цепочкой. Следовательно, наиболее подвержен этому негативному влиянию экспорт машин и оборудования, продукции химической промышленности, метала и продовольствия. Оборотное налогообложение негативно сказывается на конкурентоспособности отечественной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Сырье, получаемое внутри страны, имеет более высокую цену (включая множественные оборотные налоги) по сравнению с привезенным сырьем (налогооблогаемым лишь один раз). Товары и услуги, поставляемые отечественными производителями для конечного потребления, имеют более высокую налоговую компоненту (оборотные налоги совокупно) в своей стоимости по сравнению с иностранными товарами и услугами. Таким образом, на белорусском рынке происходит частичное замещение отечественной продукции иностранной Организационные формы предприятий Оборотные налоги способствуют созданию вертикально интегрированных структур, занимающихся производством, сборкой и оптово-розничной торговлей. Оборотные налоги стимулируют вертикальную интеграцию и концентрацию производства, поскольку предприятия с полным циклом оборота минимизируют свои обязательства по уплате налогов с оборота. Таким образом, оборотное налогообложение искажает экономические решения относительно организационных форм предприятий и ведет к потере производительности. Более того, оно имеет негативное влияние на малые и средние предприятия. 3. Упразднение оборотных налогов: возможные варианты Соображения, рассмотренные нами выше, указывают на то, что налоги с оборота являются искажающими и что они ослабляют конкурентоспособность белорусской экономики. Их отмена сможет улучшить налоговую систему республики. Но как это сделать, особенно учитывая фискальные последствия предлагаемой налоговой реформы (см. табл. 2)? Таблица 2. Доля оборотных налогов в общем объеме государственных доходов, % Отчисления в местные жилищно- инвестиционные фонды 1,2 1,0 Отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки 5,4 5,3 5,6 Отчисления в дорожный фонд 2,7 2,7 2,8 Целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда 2,2 1,4 Всего 11,6 10,5 8,4 Примечание предварительные данные; 2006 прогноз Министерства финансов. Источник: собственные расчеты на основе данных Министерства финансов. Рассмотрим возможные варианты отмены оборотных налогов и оценим их фискальные последствия. Вариант 1: Отмена всех оборотных налогов и компенсация увеличения ставки НДС в 2007 году (это решение нейтральное относительно доходов бюджета). Согласно нашим расчетам, основанным на данных Министерства финансов, в этом 4

5 случае ставка НДС должна быть повышена с 18% до 26% (с допущением, что при этом не произойдет изменений в плане налоговой дисциплины). Положительными аспектами этого варианта являются следующие: (i) не происходит изменений в общем объеме государственных доходов (а только в их структуре); (ii) реализация принципа, что все доходы поступают в бюджет (а не в целевые фонды). В тоже время, любое повышение ставки НДС может стать неправильным сигналом для экономики. Предприятия могут начать рассматривать такие изменения как повышение налоговой нагрузки. В результате могут произойти изменения в налоговой дисциплине и бюджет может лишиться некоторой части доходов (принимая во внимание, что администрирование оборотного налогообложения более эффективно по сравнению с НДС). Вариант 2: Отмена всех оборотных налогов в 2007 году без финансирования потери доходов бюджета (это решение не является нейтральным относительно доходов бюджета). Этот вариант является наиболее привлекательным, если мы ставим целью снижение общей налоговой нагрузки в экономике. Он также позволяет избежать ситуации, в которой экономика будет получать неправильные сигналы, поскольку не произойдет увеличения ставки НДС. Однако ключевым фактором для успеха этого варианта являются меры, направленные на возмещение потери части налоговых поступлений. Среди таких мер могут быть усилия по совершенствованию государственных расходов, упразднение многочисленных квази-фискальных мероприятий и дальнейшее улучшение налогового администрирования. В то же время снижение налоговой нагрузки приведет к улучшению финансового состояния предприятий и, вследствие этого, к возможному увеличению налоговых поступлений. В этом случае возможные потери налоговых поступлений будут незначительными. Вариант 3: Постепенная отмена всех оборотных налогов в последующие годы без финасирования потерь налоговых поступлений. Этот вариант схож с Вариантом 2. Но в нем есть дополнительное преимущество, которое заключается в отсутствии серьезного фискального шока и в наличии значительно большего пространства для фискальных корректировок. 4. Выводы и рекомендации Существуют свидететельства того, что структура налоговой системы любой страны может иметь значительное влияние на экономический рост. Хотя структуры налоговых систем отличаются от страны к стране в зависимости от их дохода на душу населения, налоговая политика может оказывать влияние на экономический рост в долгосрочной перспективе, поощряя нейтральность, устраняя искажения и способствуя накоплению капитала. В этом контексте для обеспечения экономического роста в Беларуси несомненно важной является отмена оборотных налогов, поскольку в них заложен принцип существенной каскадности, который вносит искажения в процесс принятия экономических решений. Рассматривая возможные варианты отмены налогов с оборота, можно сказать в общем, что Вариант 1 лучше, чем нынешняя ситуация. Вариант 2 лучше, чем Вариант 1, если мы ставим целью снижение общей налоговой нагрузки. Но встаёт проблема относительно балансирования бюджета, или финансирования потерь налоговых поступлений. Вариант 3 лучше, чем Вариант 2, если мы допускаем, что полная отмена оборотных налогов в 2007 приведет к серьезному фискальному шоку. Принимая во внимание тот факт, что общий уровень государственных доходов и расходов в Беларуси довольно высок (среди стран с переходной экономикой Беларусь имеет довольно высокий уровень государственных доходов и расходов, 5

6 наравне с Венгрией и значительно выше, чем у других стран со сравнимым уровнем доходов на душу населения), мы отдаем предпочтение Варианту 2 и Варианту 3 по сравнению с Вариантом 1. С тем, чтобы избежать фискального шока, мы рекомендуем реализовать Вариант 3, т.е. оборотные налоги должны быть аннулированы, но в течение разумного периода времени для принятия мер по компенсации потерь налоговых поступлений. Авторы: Юрий Валевич, Стефан Бах, Рикардо Джуччи Рецензент: Александр Чубрик Минск, апрель 2006 г. 6

Читайте так же:

  • Срок возврат обеспечения контракта Возврат обеспечения контракта Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат обеспечения контракта (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Возврат обеспечения контракта Документ доступен: с 20 до 24 ч. (выходные, […]
  • Приказ о назначении лица ответственного за транспортную безопасность Приказ о назначении лица ответственного за транспортную безопасность Силовикам дадут право сбивать беспилотники. Wednesday, 06 February 2019 Паспортный контроль в аэропортах будет автоматическим Monday, 04 February 2019 ФСБ предложило оборудовать религиозные сооружения системой […]
  • Осаго брокер в спб ОСАГО-КАСКО-Автострахование в СПБ Описание: Единый Центр Автомобильной безопасности это высококачественные услуги автострахования по самым доступным ценам - ОСАГО, КАСКО. Техосмотр для ОСАГО за 870 руб. Многоканальный тел: +7 (812) 612-28-72 Показать полностью… 3 офиса в […]
  • Адвокат город октябрьский Адвокат город октябрьский Ориентировочная стоимость уголовного адвоката: Устная (первая) консультация - бесплатно. Устная (повторная) консультация с изучением материалов уголовного дела - от 1000 рублей. Письменная консультация ссылками на законы и нормы уголовного права - от 2000 […]
  • Льготы и освобождения по налогу на доходы физических лиц Льготы и освобождения по налогу на доходы физических лиц Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Законодательством предусмотрено два вида льгот по НДФЛ: освобождение доходов от налогообложения и применение […]