Меню

Требования к утилизации аккумуляторов

Нормативные документы по утилизации

Федеральный закон от 10 января 2002 г. 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Статья 51, пункт 1. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Статья 4, пункт 2, 3. Отходы как объект права собственности.

2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
3. Собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

Федеральный закон от 26. 03. 98 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Статья 22, пункт 4. Использование и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней, их лома и отходов.

Лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней подлежат сбору во всех организациях, в том числе в воинских частях и воинских формированиях, в которых образуются указанные лом и отходы. Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету и могут обрабатываться (перерабатываться) собирающими их организациями, в том числе воинскими частями и воинскими формированиями, для вторичного использования или реализовываться организациям в соответствии с настоящим Федеральным законом для дальнейшего производства и аффинажа драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней. Драгоценные металлы и драгоценные камни, извлеченные из лома и отходов, в зависимости от их вида и состояния используются и обращаются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Приказ Минфина РФ от 29 августа 2001 г. N 68н «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении». Пункт 6.3.

Организации обязаны вести учёт драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав основных и оборотных средств, покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей), малоценных и быстроизнашивающихся предметов, включая используемые в научной, производственной и других видах деятельности, а также содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней.
Данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в соответствующих объектах учета, отражаются в первичной учетной документации на основании сведений о содержании драгоценных металлов и драгоценных камней, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках), либо при отсутствии этих сведений (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т. п. ) — по данным организаций, разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов.
Примечание: в отдельных случаях, когда комиссионно определить содержание драгоценных металлов в импортном оборудовании невозможно из-за отсутствия данных о наличии драгоценных металлов или аналогов, в учетных документах делается запись, что в данном оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания и утилизации.
При передаче или реализации изделий (оборудование, приборы, инструменты и т. п. ), в том числе лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, отправитель обязан в сопроводительных документах указать наименование, массу находящихся в этих изделиях драгоценных металлов и драгоценных камней, а также метод определения содержания в них драгоценных металлов.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Статья 28. Виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ ) Статья 8. 2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Ответственность за нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих.

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ). Глава 19, статья 19. 14. Нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих.

Нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга.

Уголовный кодекс (УК РФ).Глава 22. Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга.

  1. Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, – наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев.
  2. Те же деяния, совершенные:
    а) в крупном размере;
    б) организованной группой, группой лиц по предварительному сговору, – наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Ответственность за неправильный учёт драгметаллов, в том числе содержащихся в компьютерной технике со стороны налогового законодательства.

Налоговый кодекс (НК РФ) Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

  1. Грубое нарушение организацией правил учёта доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
  2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
  3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.
  4. Под грубым нарушением правил учёта доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Требования к утилизации аккумуляторов

Губернатор Хабаровского края

От 28.05.2004 № 135

Об организации сбора, учета, хранения и утилизации отработанных аккумуляторных батарей и свинецсодержащих отходов на территории Хабаровского края

За последние 10 лет в Хабаровском крае резко увеличилось количество единиц автотранспорта, являющегося основным поставщиком отработанных аккумуляторных батарей, и в тоже время отсутствует государственная система сбора, переработки и утилизации отработанных аккумуляторных батарей и других свинецсодержащих отходов. В связи с этим происходит загрязнение окружающей среды свинцом и отработанным электролитом, поскольку вышедшие из строя аккумуляторные батареи вывозятся на санкционированные и несанкционированные свалки.
В целях снижения загрязнения окружающей среды отработанными аккумуляторными батареями и свинецсодержащими отходами, обеспечения их сбора и утилизации в Хабаровском крае
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемый Порядок сбора, учета, хранения и утилизации отработанных аккумуляторных батарей и свинецсодержащих отходов на территории Хабаровского края.
2. Рекомендовать главам муниципальных образований городов и районов края:

2.1. Оказать содействие в организации на подведомственных территориях пунктов сбора отработанных аккумуляторных батарей и свинецсодержащих отходов.

2.2. Осуществлять контроль за соблюдением порядка сбора, учета, хранения и утилизации отработанных аккумуляторных батарей и свинецсодержащих отходов на территориях муниципальных образований городов и районов края, в рамках предоставляемых полномочий принимать меры к руководителям предприятий, организаций, учреждений, не представившим своевременно или представившим искаженные сведения о движении аккумуляторных батарей и свинецсодержащих изделий и отходов.
3. Предприятиям, организациям, учреждениям независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, гаражным кооперативам, индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица, имеющим в качестве отходов отработанные аккумуляторные батареи и свинецсодержащие отходы, осуществлять их сдачу в организации, имеющие лицензию уполномоченного федерального органа исполнительной власти по Хабаровскому краю в области обращения с отходами.

4. Рекомендовать руководителям объектов размещения отходов принять меры, исключающие прием на свалки отработанных аккумуляторных батарей и свинецсодержащих отходов.

5. Комитету по печати, полиграфической промышленности и телерадиовещанию правительства края (Левкое С.А.) опубликовать настоящее постановление в газете «Тихоокеанская звезда».
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя правительства края — министра природных ресурсов края Почеревина Г.Е.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор В.И. Ишаев

Утвержден
постановлением губернатора
Хабаровского края
от 28.05.2004 № 135

ПОРЯДОК
сбора, учета, хранения и утилизации отработанных аккумуляторных батарей и свинецсодержащих отходов на территории Хабаровского края

1. Общие положения
1.1. Сбор, учет, хранение и переработка отработанных аккумуляторных батарей и свинецсодержащих отходов регулируются федеральными законами от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», законом Хабаровского края от 28 июля 1999 г. № 146 «Об отходах производства и потребления», ГОСТом 1639-93 «Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия».
1.2. Регулирование вопросов сбора, учета, хранения и переработки отработанных аккумуляторных батарей и свинецсодержащих отходов имеет целью предотвращение загрязнения окружающей среды отработанными аккумуляторными батареями и свинецсодержащими отходами и рациональное использование отработанных аккумуляторных батарей и свинецсодержащих отходов в качестве вторичного сырья.
1.3. Физические и юридические лица (далее — Потребители), соответственно проживающие и расположенные на территории Хабаровского края и эксплуатирующие аккумуляторные батареи и свинецсодержащие изделия, обязаны соблюдать требования настоящего Порядка сбора, учета, хранения и утилизации отработанных аккумуляторных батарей и свинецсодержащих отходов на территории Хабаровского края (далее -Порядок).
1.4. Термины и определения принятые в настоящем Порядке:
1.4.1. Отработанная аккумуляторная батарея — аккумуляторная батарея, которая не может быть использована по своему прямому назначению и должна быть утилизирована.
1.4.2. Свинецсодержащие отходы — отходы производства аккумуляторных, кабельных и других производств, использующих в своих технологиях свинец и его сплавы.
2. Учет аккумуляторных батарей и свинецсодержащих изделии в организациях

2.1. Потребители ведут учет поступления новых, находящихся в эксплуатации, а также снятых с эксплуатации аккумуляторных батарей и свинецсодержащих изделий с отражением в журнале учета поступления, движения аккумуляторных батарей и свинецсодержащих изделии и передачи отработанных аккумуляторных батарей и свинецсодержащих отходов согласно приложению 1 к настоящему Порядку.

2.2. Страницы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью Потребителя.

Читайте так же:  Административный директор трудовой договор

2.3. Потребитель своим приказом назначает лицо, ответственное за обеспечение соблюдения правил техники безопасности и выполнение санитарных и экологических требований при работе с аккумуляторными батареями и свинецсодержащими изделиями и их хранение.
2.4. Потребителем с учетом конкретных условий разрабатывается и утверждается инструкция по обращению с отработанными аккумуляторными батареями и свинецсодержащими отходами, в которой отражается порядок их образования, сбора, учета, временного хранения (до сдачи на переработку), с указанием наименования, почтового адреса предприятия, принимающего на переработку отработанные аккумуляторные батареи и свинецсодержащие отходы.
2.5. Потребители ежегодно не позднее 20 января года, следующего за отчетным, представляют исполнительному органу муниципального образования, на территории которого они находятся, отчеты о движении аккумуляторных батарей и свинецсодержащих изделий и отходов согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
2.6. Исполнительные органы муниципального образования края ежегодно в срок не позднее 30 января года, следующего за отчетным, представляют полученные от Потребителей сведения о движении отработанных аккумуляторных батарей и свинецсодержащих отходов в министерство природных ресурсов Хабаровского края.
3. Требования по сбору и складированию отработанных аккумуляторных батарей и свинецсодержащих отходов
3.1. Вышедшие из употребления у Потребителя отработанные аккумуляторные батареи и свинецсодержащие отходы подлежат обязательной сдаче на предприятия, осуществляющие их сбор транспортировку и переработку (далее — Предприятия).
Запрещается их вывоз на полигоны и свалки, самовольное складирование в неустановленных местах.

3.2. Потребители осуществляют хранение отработанных аккумуляторных батарей и других свинецсодержащих отходов на специальной (открытой) площадке или в помещениях, специально оборудованных для предотвращения загрязнения земель кислотами, свинцом и другими токсичными веществами, а также исключающих доступ посторонних лиц.
3.3. Потребители согласовывают с уполномоченным территориальным федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами предельное количество накопления отработанных аккумуляторных батарей и свинецсодержащих отходов на площадках и оформляют документы по обращению с отработанными аккумуляторными батареями и свинецсодержащими отходами (при разработке проектов нормативов образования и лимитов размещения отходов).
4. Прием, учет, транспортировка и переработка отработанных аккумуляторных батарей и свинецсодержащих отходов Предприятиями
4.1. Аккумуляторные батареи принимаются с электролитом или без электролита.
4.2. Предприятия должны иметь лицензию на право осуществления деятельности в области обращения с опасными отходами и положительное заключение государственной экологической экспертизы.
4.3. Транспортировка отработанных аккумуляторных батарей и свинецсодержащих отходов должна производиться в соответствии с правилами перевозки опасных грузов, действующими на применяемом виде транспорта.
4.4. Для приема и хранения отработанных аккумуляторных батарей и свинецсодержащих отходов на предприятиях, осуществляющих сбор, транспортировку и переработку, оборудуется специальная площадка с водонепроницаемым покрытием и обортовкой, не имеющая доступа посторонних лиц, или помещение, оборудованное вентиляцией, имеющее пол с водонепроницаемым покрытием, отвечающее действующим нормам и правилам.
4.5. Предприятия выдают Потребителям документ (справку) о сдаче-приемке отработанных аккумуляторных батарей и свинецсодержащих отходов согласно приложению 3 к настоящему Порядку.
4.6. Документ (справка) выписывается в 2-х экземплярах, один из которых находится у Потребителя, сдавшего отработанные аккумуляторные батареи и свинецсодержащие отходы, второй — на Предприятии, принявшем отработанные аккумуляторные батареи и свинецсодержащие отходы.
4.7. Предприятия ведут самостоятельный учет поступления отработанных аккумуляторных батарей и свинецсодержащих отходов с отражением данных в журнале учета согласно приложению 4 к настоящему Порядку.
4.8. До 25 января года, следующего за отчетным, Предприятия представляют в министерство природных ресурсов края отчет с указанием перечня Потребителей и количества принятых отработанных аккумуляторных батарей и свинецсодержащих отходов.
5. Ответственность за несоблюдение настоящего порядка
Потребители, деятельность которых связана с обращением отработанных аккумуляторных батарей и свинецсодержащих отходов, виновные в нарушениях настоящего Порядка, несут установленную Федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации административную ответственность.

Приложение 1
к Порядку сбора, учета, хранения и утилизации
отработанных аккумуляторных батарей и
свинецсодёржащих отходов
на территории Хабаровского края

ЖУРНАЛ
учета поступления, движения аккумуляторных батарей и свинецсодержащих изделий и передачи отработанных аккумуляторных батарей и свинецсодержащих отходов

Дата начала журнала__________________________________________________________________________
Ответственный за ведение журнала._____________________________________________________________

Требования к утилизации аккумуляторов

Утилизация аккумуляторных батарей производится способом их переработки (разделки). Полученное вторичное сырье возвращается в хозяйственный оборот, при этом после завершения переработки батарей практически не остается опасных отходов.

Большинство автомобильных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей (АКБ) состоят из шести элементов. Основой каждого из них являются свинцовые решетчатые пластины, покрытые активным веществом и погруженные в раствор серной кислоты. На катодные пластины нанесен мелкопористый свинец, на анодные – его двуокись.

Любая АКБ имеет ограниченный ресурс работы, по истечении которого эксплуатация больше невозможна. Неисправный аккумулятор начинает выделять пары свинца и кислоты, даже если его корпус цел. Ядовитые соединения и серная кислота при попадании в воздух и почву наносят огромный ущерб экологии. Поэтому крайне важна правильная утилизация аккумуляторов, исключающая проникновение паров свинца в окружающую среду.

Методы утилизации

Утилизацию аккумуляторных батарей проводят ручным или машинным способом. Ручная разделка АКБ состоит из следующих этапов:

  • удаление вентиляционных пробок,
  • слив и нейтрализация кислоты,
  • удаление герметизирующей мастики,
  • вскрытие корпуса,
  • извлечение блоков электродов.

Отрицательные полублоки плавятся до получения свинцово-сурьмяного сплава. Более легкие соединения свинца (оксид и сульфат) всплывают на поверхность, отделяются и направляются на высокотемпературное восстановление. Положительные полублоки также идут на переплавку.

Машинную утилизацию автомобильных аккумуляторных батарей проводят на специальном оборудовании. Высокотехнологичный аппарат дробит батарею на мельчайшие частицы, которые проходят последовательные разделение и переработку. При таком способе разделки риск попадания паров свинца в воздух практически отсутствует.

Утилизация ртутных ламп, аккумуляторных батарей и другого оборудования, содержащего опасные вещества, выполняется сотрудниками нашей компании и привлекаемыми субподрядчиками с соблюдением требований и стандартов. Мы заботимся об окружающей среде и стараемся сделать переработку ядовитых соединений максимально экологичной и безопасной.

Утилизация оборудования в ООО «Московская утилизирующая компания» включает в себя услугу по вывозу старой техники, аккумуляторных батарей, ламп и других бытовых отходов. Чтобы вызвать специалистов, оформите заявку на сайте. Менеджер свяжется с Вами в ближайшее время и предложит подходящие Вам условия сотрудничества.

К вопросу о сборе, утилизации и переработке отработанных батареек

Вопросы сбора, утилизации и переработки использованных батареек чрезвычайно актуальны в настоящее время. Утилизация этих отходов является одной из самых сложных проблем переработки вторичного сырья.

Практически во всех батарейках содержатся токсичные вещества в виде различных металлов и химикатов, которые при разрушении корпусов батареек попадают в природную среду.

При производстве элементов питания используются: свинец, никель, кадмий, цинк, ртуть, оксид серебра, кобальт, литий. Никелево-кадмиевые батарейки, которые применяются в сотовых телефонах — наиболее значимые потенциальные источники кадмия. Большую опасность представляют ртутные и литиевые батарейки как источники загрязнения окружающей среды ртутью и литием. Учитывая, что литий может самопроизвольно вступать в реакции с кислородом воздуха и воспламеняться, миллионы отработанных батареек, хранящихся на свалках бытовых отходов, могут быть отнесены к наиболее токсичным компонентам бытового мусора.

Европейское законодательство об утилизации и переработке отработанных батареек было принято в 1991 году. Оно постоянно дополняется и совершенствуется, кроме того, каждая страна вводит свои, более строгие правила в зависимости от местных условий и традиций. Для всех стран приняты общие нормативные акты, касающиеся классификации вредности отходов, условий их складирования, сбора, сортировки и переработки. Данные документы подписаны и Россией.

Согласно законодательству ЕС, разработаны обязательства для производителей, импортеров и потребителей.

• ограничивать содержание ртути и кадмия в батарейках;

• маркировать на каждой батарейке название производителя;

• осуществлять сбор использованных батарей либо своими силами, либо путем заключения договоров со специализированными компаниями;

• перерабатывать или обезвреживать отработанные батареи;

• заполнять годовую декларацию, содержащую сведения о производстве, организации приема, объемах сбора и переработки использованных батарей.

• организовывать пункты бесплатного приема отработанных батарей;

• заполнять годовую декларацию об объемах продаж оптовикам-дистрибьюторам;

• иметь лицензии для предприятий, занимающихся транспортированием батарей.

Потребители должны иметь возможность бесплатной сдачи батарей в приемные пункты.

В 2002 году Европейская комиссия разработала Директиву, согласно которой государствам, входящим в состав Евросоюза, запрещается хранение всех видов батарей и аккумуляторов на мусорных свалках и вменяется в обязанность наладить их сбор и переработку. По данным экспертов Комиссии, ежегодно на ранке ЕС реализуется примерно 800 тыс. т автомобильных батарей, 190 тыс. т батарей, используемых в промышленности, и 160 тыс. т портативных бытовых батареек. Согласно Директиве к 2006 году страны ЕС должны собирать и утилизировать не менее 4 кг на душу населения бытовых и промышленных электро — и электронных отходов. Как минимум, 70 — 80 % отходов такого рода государства должны перерабатывать и возвращать в энергооборот.

Отработанные батарейки классифицируются в соответствии с решением Комиссии 2000/532/ЕС как токсичные отходы.

Семь из десяти стран — новичков в ЕС обратились к Европейской комиссии с просьбой отсрочить для них выполнение директивы Союза об утилизации элементов питания. Свою просьбу они (в том числе и страны Балтии) мотивировали тем, что население не готово к раздельному сбору отходов вследствие исторически сложившейся неразвитости сферы обращения с ними.

До 2003 года контролю подлежали лишь отработанные элементы электропитания, содержащие свинец, ртуть или кадмий. Это составляло незначительную часть реализуемых в Европе батарей и аккумуляторов — около 7 %. Значительное количество этого вида отходов выбрасывалось как бытовой мусор. Так, в 2002 году около 45 % от общего числа проданных в ЕС бытовых батареек (72 155 т) оказалось на городских свалках. В Великобритании число ежегодно выбрасываемых отработавших батарей для портативной бытовой электроники достигает примерно 700 млн. ед. (общей массой около 30 тыс. т), причем для утилизации удаётся собрать менее 2% этих батарей.

Особое беспокойство вызывает проблема утилизации никелево-кадмиевых батареек, к сбору которых должны предъявляться наиболее жесткие требования. Все использованные батареи должны направляться на переработку. Для перерабатывающих производств минимально допустимые критерии эффективности составляют:

— для батарей с содержанием свинца: обязательное извлечение всего свинца и части других компонентов — всего должно быть возвращено в производство не менее 65 % средней массы батарейки;

— для никелево-кадмиевых элементов питания: обязательное извлечение всего кадмия и, как минимум, 75 % от средней массы батарейки;

— для других элементов питания требования не столь строгие: компонентов должно извлекаться не менее 55 % от средней массы батареи.

Наиболее сложным вопросом в решении проблемы отработанных химических источников тока является организация их сбора. Примеры многих странах показывают, что основополагающую роль здесь играет законодательство. В связи с этим в ряде стран приняты законы, ограничивающие использование в источниках тока таких металлов, как свинец, ртуть и кадмий, а также предусматривающие сбор отработанных ХИТ с целью их утилизации.

Например, во Франции организовано 27 тыс. пунктов приема старых батарей по всей территории страны. Только за 2003 год было собрано 7058 т (27 %) проданных за год батарей. Действуют шесть заводов по их переработке. Стоимость сбора и сортировки 1 т этого вида отходов составила около 1,5 тыс. евро, переработки — около 35 тыс. евро. В Германии население привыкло к раздельному сбору мусора. В каждом супермаркете и просто на улицах установлены специальные контейнеры для приема отработанных батарей, кроме того, на всех полигонах ТБО расположены емкости для раздельного сбора батарей, отходов электронной промышленности и электроприборов.

Собранные батарейки подлежат сортировке. Прежде всего, на специальных решетах отсеивают «пуговичные» элементы, которые используются в часах, калькуляторах и другой миниатюрной электронике. В них, как правило, содержится ртуть, которую из них выделяют. Затем вручную отсортировывают никель-кадмиевые аккумуляторы. Из них извлекают никель и кадмий. Никель поступает сталеварам, кадмий идет снова на изготовление аккумуляторов.

В настоящее время существуют методы и технологии, позволяющие наладить переработку использованных батарей. Это даст возможность извлекать из них и возвращать в оборот тысячи тонн различных металлов.

В Швейцарии работают две фирмы, специализирующиеся на переработке старых батареек. Компания «Батрек» размельчает сырье и нагревает полученную массу в печах. Испаряющаяся при этом ртуть улавливается. При более высокой температуре испаряется цинк. Железо и марганец сплавляются, получается сплав ферромарганец, необходимый при производстве стали. «Батрек» перерабатывает в год 2000 т батареек, получая при этом 780 т ферромарганца, 400 т цинка и 3 т ртути. Другая фирма, «Реситек», просто удаляет из батареек железные детали и продает смесь окиси марганца, цинка, меди, никеля и других металлов как металлический лом. В Германии разработана установка для влажной переработки: все типы батарей, кроме свинцовых аккумуляторов, растворяют в серной кислоте, а затем посредством ионообменных смол выделять из раствора различные металлы. Полученное таким способом сырье чище, чем при термическом методе, и потому стоит на рынке дороже. При этом в дело идет 95% веществ, содержащихся в батарейках. Влажный метод не требует сортировки (она идет в основном вручную и потому удорожает процесс). Установка рассчитана на переработку 7500 т сырья в год. Экономичен вакуумно-термический метод, разработанный также немецкой фирмой. Здесь сначала приходится отсортировывать никель-кадмиевые аккумуляторы. Затем батарейки нагревают в вакууме, ртуть испаряется, и ее улавливают. Затем сырье измельчают и магнитом извлекают железо. Из оставшегося порошка извлекают цинк и марганец.

Читайте так же:  Как меняется пенсия у работающих пенсионеров

Английская компания Accentus осуществляет утилизацию литий-ионных аккумуляторов, (используемых в мобильных телефонах) с извлечением составных компонентов, в основном кобальта, а также менее ценных металлов, в частности алюминия и цинка.

В Израиле 1 т литиевых батареек принимается специализированными предприятиями по цене 3 — 4 тыс. долл. В Японии уже с 1993 г. практически полностью утилизируются батарейки от телефонных аппаратов.

В России в настоящее время практически не действует система утилизации батарей, во всяком случае, данные по этому вопросу отсутствуют.

Основными препятствиями для повышения уровня утилизации являются, во-первых, экологическая неосведомленность населения и, во-вторых, отсутствие в стране развитой сети по сбору отработавших батарей.

Население страны, к сожалению, имеет низкую экологическую культуру и практически не готово к раздельному сбору мусора. Старые батарейки выбрасывают с общим мусором на городские свалки. В последние годы принят ряд законов и программ, направленных на исправление существующей ситуации. В июне 1998 года утвержден федеральный Закон «Об отходах производства и потребления», определяющий правовые основы обращения с отходами и правила их переработки в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также предусматривающий вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительного сырья.

Правительство Москвы в 2004 году приняло Закон «Об обращении с отходами производства и потребления г. Москвы», устанавливающий основные принципы функционирования городской территориальной системы обращения с отходами.

С 1996 по 2000 год в нашей стране действовала федеральная целевая программа «Отходы», целью которой являлось создание единой нормативной базы для реализации государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления. Недостаточное финансирование не позволило выполнить эту программу целиком.

Существующие в настоящее время системы сбора и утилизации отработанных источников тока могут быть разделены на три типа:

1. Системы, в которых вся ответственность возлагается на производителей и импортеров источников тока; они отвечают за программы информирования потребителей, сбор, сортировку и переработку источников тока, а также за достижение высокого уровня сбора ХИТ (более 75% по отношению к продаваемым ХИТ); такой тип системы существует, например, в Бельгии;

2. Системы с распределенной ответственностью, в которых муниципалитеты отвечают за сбор ХИТ, а производители – за достижение высокого уровня сбора (такой тип системы существует, например, в Нидерландах);

Финансирование сбора осуществляется различными способами. В Бельгии, Нидерландах и Швейцарии стоимость сбора источников тока оплачивается с помощью специального налога, налагаемого на каждый источник тока и определяемого Министерством финансов; налог взимается с покупателя. В Германии сбор отработанных ХИТ финансируется производителями и импортерами источников тока. В Швеции и Дании производители и импортеры источников тока платят налог Агентствам по охране окружающей среды, которые финансируют сбор ХИТ.

Для Москвы актуален годовой сбор отработанных батареек от 500 тонн до 1300 тонн по первичным ХИТ и около 3000 тонн для перезаряжаемых.

В заключение следует отметить, что Россия стоит в самом начале пути цивилизованного отношения к сбору и переработке любого вида отходов, в том числе такого сложного и токсичного как отработанные батареи. Это объясняется целым рядом причин, важнейшей из которых является недостаточная экологическая культура населения, практическое отсутствие информационно-рекламной и просветительской работы в СМИ.

Для решения проблемы необходимо разработать государственную программу по утилизации источников тока, содержащих опасные вещества, предусматривающую ответственность в том числе и финансовую, производителей и импортеров данной продукции, а также финансовую поддержку предприятий осуществляющих бесплатный сбор вторсырья.

Важнейшую роль играет активная пропаганда опыта европейских стран в области обращения с отходами и разъяснение населению, что грамотная утилизация отходов значительно улучшит среду обитания и принесет достаточно высокий экономический эффект.

Правила утилизации отходов.

Каждый день образуются тонны отходов. В деревнях и селах их объемы меньше, в основном они органического происхождения и в течении нескольких десятков лет самостоятельно разлагаются. В городах отходов больше, львиную долю составляют синтетические, полимерные, химические вещества, которые могут не разложиться и за сотни лет. Кроме того, на предприятиях образуются вредные и опасные отходы, такие как соединения тяжелых металлов, радиоактивные отходы и тому подобное.

Любые отходы должны утилизироваться по правилам и нормам, определенным законодательством. К примеру, отходы, содержащие ртуть — люминесцентные лампы, градусники — полагается передать на обезвреживание и переработку. Металл как правило переплавляется и заново используется на производстве, например свинец из аккумуляторов. Вторичные пластмассы либо измельчают для последующей переплавки и повторного использования, либо подвергают воздействию химических элементов для получения веществ с другим набором свойств.

Утилизация аккумуляторов, согласно нормам, должна проводиться на специализированных предприятиях, имеющих соответствующую лицензию. Прежде всего отработанные батареи накапливаются в пункте приема. Конечно же, при хранении не допускается попадание вредных веществ из аккумуляторов в окружающую среду. Далее батареи перемещаются на специальном транспортном средстве на перерабатывающее предприятие, проходят сортировку. Сливается электролит, эта жидкость обычно нейтрализуется, но может быть обогащена и использоваться заново.

Пластины аккумуляторов извлекаются и переплавляются. Пластиковые корпусы перерабатываются как вторичные пластмассы и полимеры. Необходимо помнить, что на всех этапах переработки аккумулятор и его составные части представляют собой опасные отходы. Очень важно тщательно следить за количеством и составом выбросов.

Правила транспортировки отработанных аккумуляторов.

Вывоз отработанных аккумуляторов должен быть организован способна принести немало вреда, поэтому важно неукоснительно придерживаться правил.

Как осуществляется вывоз отработанных аккумуляторов?

В нормативных документах нашей страны указано, что, хотя подобные приборы и не считаются опасным грузом, они должны транспортироваться с применением определенных мер безопасности.

Во-первых, отработанные аккумуляторы должны быть закреплены в кузове, так как при скольжении они могут просто повредиться, тогда кислота из них может пролиться, или же произойдет отсоединение определенных деталей. Крепеж приборов в кузове машины осуществляется при помощи специальных захватных приспособлений, или же устройства могут быть штабелированы, то есть уложены на паллеты и зафиксированы на них при помощи шпагата, стрейчевой пленки и других подобных приспособлений.

Во-вторых, важно отслеживать, чтобы не происходило вытекания щелочей или кислот. Для этого перед перевозкой все устройства тщательно осматриваются. Если вытекание опасных продуктов будет замечено, то устройство будет упаковано в специальную герметичную пленку, если же нет, то можно просто использовать паллеты, поддоны или крепежные захватные механизмы.

Подводя краткий вывод, отметим, что при соблюдении норм и правил транспортировка подобных опасных отходов не нанесет никакого вреда. Только важно помнить, что необходимо тщательно осмотреть груз перед тем, как укладывать его, и отделить протекающие приборы от целостных. Тогда и непосредственно утилизация отработанных аккумуляторов будет произведена в полном соответствии с законодательством РФ,

Нормативы перевозки опасных грузов в России

Так как отработанные аккумуляторы не относятся к опасным грузам, вы можете не сообщать о маршруте следования машин с ними. В нормативных документах нашей страны только перевозки опасных грузов могут потребовать согласования маршрута и времени следования автомобиля. В случае перевозки данных отработанных АКБ вы можете не делать этого.

Также вам нет необходимости составлять специальные таблицы, которые должны присутствовать на автомобилях с опасными грузами. В этих документах обычно указывается перечень перевозимых отходов, сырья или товаров, а также их количество. Отработанные аккумуляторы можно перевозить без оформления подобных бумаг.

Таким образом, перевозка подобных неисправных устройств не потребует от вас составления специальных документов и согласования маршрута, поэтому вы можете спокойно транспортировать их в то время и по тем дорогам, как это будет удобно.

Проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ «Об установлении требований при обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности» (подготовлен Минприроды России 25.02.2016)

Досье на проект

В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009; 2001, N 1, ст. 21; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 46, ст. 5554; 2008, N 30, ст. 3616; N 45, ст. 5142; 2009, N 1, ст. 17; 2011, N 30, ст. 4590, N 30, ст. 4596, N 45, ст. 6333, N 48, ст. 6732; 2012, N 26, ст. 3446, N 27, ст. 3587, N 31, ст. 4317; 2013, N 30, ст. 4059, N 43, ст. 5448, N 43, ст. 5448; N 48, ст. 6165; 2014, N 30, ст. 4220; 2016, N 1, ст. 24), пунктом 5.2.66. Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586; 2016, N 2, ст. 325), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Требования при обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности.

2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 90 дней после его официального опубликования.

Утверждены
приказом Минприроды России
от ___________ 2016 г. N ____

Требования при обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности

Настоящий документ устанавливает требования и условия при осуществлении деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению следующих групп однородных отходов I — V классов опасности для следующих видов отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, формируемый Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 (зарегистрирован в Минюсте России 16.11.2011, регистрационный N 22313) (далее — ФККО):

— группа однородных отходов «Отходы бумаги и изделия из бумаги, утратившие потребительские свойства», которая включает все виды отходов, входящих в группу отходов ФККО с кодами 4 05 120 00 00 0 — 4 05 922 00 00 0, согласно приложению N 1 к настоящим Требованиям;

— группа однородных отходов «Отходы аккумуляторов и аккумуляторных батарей, отходы электролитов аккумуляторов и аккумуляторных батарей», которая включает виды отходов, входящих в группу отходов ФККО с кодами 4 05 120 00 00 0 — 4 05 922 00 00 0, согласно приложению N 2 к настоящим Требованиям, за исключением следующих видов отходов:

— группа однородных отходов «Отходы продукции из пластмасс», которая включает виды отходов, входящих в группу отходов ФККО с кодами 4 34 100 00 00 0 — 4 34 199 00 00 0, согласно приложению N 3 к настоящим Требованиям;

— группа однородных отходов «Отходы шин, покрышек, камер автомобильных», которая включает виды отходов, входящих в группу отходов ФККО с кодами 9 21 100 00 00 0 — 9 21 130 00 00 0, согласно приложению N 4 к настоящим Требованиям.

Приложение N 1
к Требованиям при обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности, утвержденным приказом Минприроды России от ___________ 2016 г. N ____

Требования при обращении с группой однородных отходов «Отходы бумаги и изделий из бумаги, утративших потребительские свойства»

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по сбору отходов, входящих в группу однородных отходов «Отходы бумаги и изделий из бумаги, утративших потребительские свойства» (далее — отходы бумаги) непосредственно в границах земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах, либо в зданиях, строениях, сооружениях и помещениях, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, должны предусматривать места (площадки) для накопления отходов бумаги.

2. Сбор отходов бумаги должен осуществляться при наличии договора, определяющего права собственности на отходы бумаги в соответствии с гражданским законодательством.

3. Накопление отходов бумаги осуществляется в целях формирования экономически целесообразного объема, массы для последующих транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

4. Накопление отходов бумаги осуществляется отдельно от иных видов отходов I-V классов опасности.

5. Накопление отходов бумаги может осуществляться отдельно по каждому виду отходов, которые предварительно были рассортированы (разделены) непосредственно в процессе хозяйственной деятельности, приводящей к их образованию.

6. Накопление отходов бумаги осуществляется в помещении или на специализированной площадке, в которых исключается попадание атмосферных осадков, предусматривать защиту от воздействия ветра и не допускать контакта с легковоспламеняющимися жидкостями и открытым огнем.

7. Места накопления отходов бумаги, расположенные на специализированной площадке, должны быть ограждены с целью исключения попадания посторонних лиц.

8. Транспортирование отходов бумаги осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

9. Для транспортирования отходов бумаги применяются транспортные средства, исключающие попадание в такие отходы атмосферных осадков и предусматривающие защиту от воздействия ветра.

10. Обработка отходов бумаги осуществляется в целях их сортировки (разделения), извлечения полезных компонентов перед их передачей на утилизацию, а также очистки конкретных видов отходов от инородных примесей, затрудняющих дальнейшую утилизацию.

11. При выборе способа удаления отходов бумаги следует придерживаться следующих приоритетов:

— утилизация отходов бумаги;

— обезвреживание отходов бумаги при отсутствии технической возможности или экономической целесообразности утилизации таких видов отходов;

— размещение отходов при отсутствии технической возможности или экономической целесообразности обезвреживания таких видов отходов.

12. Обезвреживание отходов бумаги осуществляется в целях получения энергии и/или сокращения их объема, массы.

13. Обезвреживание отходов бумаги, в том числе их сжигание в целях получения энергии, должно осуществляться на специализированных установках, минимизирующих или исключающих попадание загрязняющих веществ в окружающую среду.

14. Размещение отходов бумаги осуществляется в объектах размещения отходов, соответствующих установленным требованиям к объектам размещения отходов.

Читайте так же:  Несгораемый пакет для документов

Приложение N 2
к Требованиям при обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности, утвержденным приказом Минприроды России от ___________ 2016 г. N ____

Требования при обращении с группой однородных отходов «Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, отходами электролитов аккумуляторов и аккумуляторных батарей»

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие прием отходов, входящих в группу однородных отходов «Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, отходами электролитов аккумуляторов и аккумуляторных батарей» (далее — отходы аккумуляторов и аккумуляторных батарей, отходы электролитов) непосредственно в границах земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах, либо в зданиях, строениях, сооружениях и помещениях, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, должны предусматриваться места (площадки) для накопления отходов аккумуляторов и аккумуляторных батарей, отходов электролитов.

2. Сбор отходов аккумуляторов и аккумуляторных батарей, отходов электролитов должен осуществляться при наличии договора, определяющего права собственности на такие отходы в соответствии с гражданским законодательством.

3. При сборе, накоплении, обработке, транспортировании, хранении отходов аккумуляторов и аккумуляторных батарей, представленных изделиями из твердых материалов, содержащими жидкости, должна быть обеспечена их целостность.

4. Сбор и накопление отходов аккумуляторов и аккумуляторных батарей, отходов электролитов осуществляется раздельно по каждому виду отходов.

5. Накопление отходов аккумуляторов и аккумуляторных батарей, отходов электролитов осуществляется в специально отведенном для этих целей помещении, сооружении.

6. Пол помещений, сооружений для накопления отходов аккумуляторов и аккумуляторных батарей должен быть покрыт водонепроницаемым материалом, для накопления отходов электролитов — кислотоупорным или щелочноупорным материалом.

7. Помещение, сооружение для накопления отходов аккумуляторов и аккумуляторных батарей, отходов электролитов должно быть снабжено приточной вентиляцией.

8. Доступ в места накопления отходов аккумуляторов и аккумуляторных батарей, отходов электролитов должен быть ограничен с целью исключения попадания посторонних лиц.

9. Негерметичные отходы аккумуляторов и аккумуляторных батарей, отходы электролитов должны накапливаться в закрытых кислотоупорных или щелочноупорных емкостях.

10. Не допускается производиться слив электролита из отходов аккумуляторов и аккумуляторных батарей без специального оборудования, обученного персонала и наличия средств индивидуальной защиты в местах накопления таких отходов.

11. При транспортировании отходов аккумуляторов и аккумуляторных батарей, отходов электролитов аккумуляторов и аккумуляторных батарей должны соблюдаться требования, установленные статьей 16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 «О правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»), приказом Минтранса России от 08.08.1995 N 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», РД 3112199-0199-96 «Руководство по организации перевозок опасных грузов автомобильным транспортом».

12. Транспортирование отходов аккумуляторов и аккумуляторных батарей осуществляется при соблюдении следующих условий:

— корпуса отходов аккумуляторов и аккумуляторных батарей не повреждены;

— отходы аккумуляторов и аккумуляторных батарей закреплены способом, препятствующим утечке электролита, а также их скольжению, падению или повреждению, например, путем штабелирования на поддонах;

— на наружной поверхности отходов аккумуляторов и аккумуляторных батарей нет никаких представляющих опасности следов щелочей или кислот;

— отходы аккумуляторов и аккумуляторных батарей защищены от короткого замыкания.

13. Отходы аккумуляторов и аккумуляторных батарей транспортируются автомобильным транспортом в закрытых машинах, в транспортной упаковке, обеспечивающей их сохранность, и исключающей возможность аварийных ситуаций, потерь и загрязнения отходами электролитов транспортного средства и окружающей среды по пути следования.

14. Обработка отходов аккумуляторов и аккумуляторных батарей, отходов электролитов должна осуществляться в специально отведенном и оборудованном для этих целей месте.

15. При обработке отходов аккумуляторов и аккумуляторных батарей для последующего их направления на утилизацию должна исключаться утечка электролита.

16. При выборе способа удаления отходов аккумуляторов и аккумуляторных батарей, отходов электролитов следует придерживаться следующих приоритетов:

— утилизация отходов аккумуляторов и аккумуляторных батарей, отходов электролитов;

— обезвреживание отходов аккумуляторов и аккумуляторных батарей, отходов электролитов в отсутствии технических возможности их утилизации;

— размещение отходов аккумуляторов и аккумуляторных батарей при отсутствии технической возможности или экономической целесообразности обезвреживания таких видов отходов.

17. Сброс отходов электролитов в канализацию, на почву, в водные объекты запрещен.

18. Обезвреживание отходов аккумуляторов и аккумуляторных батарей, отходов электролитов должно осуществляться на специализированных установках, минимизирующих или исключающих попадание загрязняющих веществ в окружающую среду.

19. Размещение отходов аккумуляторов и аккумуляторных батарей осуществляется в объектах размещения отходов, соответствующих установленным требованиям к объектам размещения отходов.

Приложение N 3
к Требованиям при обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности, утвержденным приказом Минприроды России от ___________ 2016 г. N ____

Требования при обращении с группой однородных отходов «Отходы продукции из пластмасс»

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие прием отходов, входящих в группу однородных отходов «Отходы продукции из пластмасс» (далее — отходы пластмасс) непосредственно в границах земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах, либо в зданиях, строениях, сооружениях и помещениях, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, должны предусматривать места (площадки) для накопления отходов пластмасс.

2. Сбор отходов пластмассы должен осуществляться при наличии договора, определяющего права собственности на такие отходы в соответствии с гражданским законодательством.

3. Накопление отходов пластмасс осуществляется раздельно по каждой подгруппе и/или виду отходов.

4. При накоплении отходов пластмасс не допускается формировать смесь из пластмасс, содержащих галогены, и пластмасс, не содержащих галогены, если они в дальнейшем подлежат удалению путем сжигания.

5. Места накопления отходов пластмасс должны быть ограждены с целью исключения доступа к ним посторонних лиц.

6. Накопление отходов пластмасс должно осуществляться в помещении или на площадке под навесом с водонепроницаемым основанием при условии их защиты от воздействия прямого солнечного света и атмосферных осадков.

7. Транспортирование отходов пластмасс осуществляется в соответствии с требованиями, установленными статьей 16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также в соответствии с требованиями к транспортированию товаров, из которых эти отходы образовались.

8. Обработка и утилизация отходов пластмасс осуществляется, в том числе в целях реализации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями основных принципов и направлений государственной политики в области обращения с отходами производства и потребления. Обработка отходов продукции из пластмасс осуществляется в целях их сортировки (разделения) перед их передачей на утилизацию, а также очистки конкретных видов отходов от инородных примесей, затрудняющих дальнейшую утилизацию.

9. При выборе способа удаления отходов продукции из пластмасс следует придерживаться следующих приоритетов:

— утилизация отходов пластмасс;

— обезвреживание отходов пластмасс при отсутствии технической возможности или экономической целесообразности утилизации таких видов отходов;

— размещение отходов продукции при отсутствии технической возможности или экономической целесообразности обезвреживания таких видов отходов.

10. Обезвреживание отходов пластмасс осуществляется в целях получения энергии и/или сокращения их объема, массы.

11. При обезвреживании отходов пластмасс необходимо предварительно предусмотреть мероприятия по минимизации или исключению содержания в них пластмасс, содержащих галогены.

12. Обезвреживание отходов пластмасс, в том числе их сжигание в целях получения энергии, должно осуществляться на специализированных установках, минимизирующих или исключающих попадание загрязняющих веществ в окружающую среду.

13. Размещение отходов продукции из пластмасс осуществляется в объектах размещения отходов, соответствующих установленным требованиям к объектам размещения отходов.

Приложение N 4
к Требованиям при обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности, утвержденным приказом Минприроды России от ___________ 2016 г. N ____

Требования при обращении с группой однородных отходов «Отходы шин, покрышек, камер автомобильных»

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие прием отходов, входящих в группу однородных отходов «Отходы шин, покрышек, камер автомобильных» (далее — отходы шин) непосредственно в границах земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах, либо в зданиях, строениях, сооружениях и помещениях, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, должны предусматривать места (площадки) для накопления отходов пластмасс.

2. Сбор отходов шин должен осуществляться при наличии договора, определяющего права собственности на такие отходы в соответствии с гражданским законодательством.

4. Накопление отходов шин осуществляется в помещении или на специализированной площадке под навесом при условии их защиты от воздействия прямого солнечного света.

5. Пол помещений или специализированной площадок для накопления отходов шин должен быть покрыт водонепроницаемым материалом.

6. Помещение для накопления отходов обслуживания и ремонта автотранспортных средств должно быть снабжено приточной вентиляцией.

7. Места накопления отходов шин должны быть ограждены с целью исключения попадания посторонних лиц.

8. Накопление отходов шин осуществляется отдельно от иных видов отходов I-V классов опасности.

10. При накоплении отходов шин навалом кучи должны быть размером не более 6 м высотой, края кучи должны быть окружены полутораметровой зоной, освобожденной от растительности и предметов, обладающих пожароопасными свойствами, все возможные источники возгорания воспламеняющиеся материалы, должны располагаться не ближе 60-метровой зоны от границ места накопления или хранения данных отходов.

11. При транспортировании отходов шин должны соблюдаться требования, установленные статьей 16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 «О правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»), приказом Минтранса России от 08.08.1995 г. N 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», РД 3112199-0199-96 «Руководство по организации перевозок опасных грузов автомобильным транспортом».

12. Обработка и утилизация отходов шин осуществляется, в том числе в целях реализации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями основных принципов и направлений государственной политики в области обращения с отходами производства и потребления. Обработка отходов шин осуществляется в целях их сортировки (разделения) перед их передачей на утилизацию, а также очистки конкретных видов отходов от инородных примесей, затрудняющих дальнейшую утилизацию.

13. При выборе способа удаления отходов шин, покрышек, камер автомобильных следует придерживаться следующих приоритетов:

— утилизация отходов шин;

— обезвреживание отходов шин при отсутствии технической возможности или экономической целесообразности утилизации таких видов отходов;

— размещение отходов шин при отсутствии технической возможности или экономической целесообразности обезвреживания таких видов отходов.

14. Обезвреживание отходов шин осуществляется в целях получения энергии и/или сокращения их объема, массы.

15. Обезвреживание отходов шин, в том числе их сжигание в целях получения энергии, должно осуществляться на специализированных установках, минимизирующих или исключающих попадание загрязняющих веществ в окружающую среду.

16. Размещение отходов шин осуществляется в объектах размещения отходов, соответствующих установленным требованиям к объектам размещения отходов.

Обзор документа

Разработаны требования при обращении со следующими группами отходов: отходы бумаги; отходы аккумуляторов и аккумуляторных батарей; отходы продукции из пластмасс; отходы шин, покрышек и автомобильных камер.

Для каждой группы отходов устанавливаются требования к их сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению. Так, бумажные отходы следует накапливать в помещении или на специализированной площадке, защищенных от ветра и осадков. При этом не допускается контакт с легковоспламеняющимися жидкостями и открытым огнем.

Пластмассовые отходы накапливаются в помещении или на площадке под навесом с водонепроницаемым основанием при условии их защиты от воздействия прямого солнечного света и атмосферных осадков. Не допускается смешивать пластмассы, содержащие галогены, с иными пластмассами, если они в дальнейшем сжигаются.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте так же:

  • Приказ минюста от 10 апреля 2002 года Законодательство / Письма и приказы МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 10 апреля 2002 г. N 99 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ РЕЕСТРОВ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ, НОТАРИАЛЬНЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВ И УДОСТОВЕРИТЕЛЬНЫХ НАДПИСЕЙ НА СДЕЛКАХ И СВИДЕТЕЛЬСТВУЕМЫХ ДОКУМЕНТАХ Список […]
  • Договор об обеспечении уплаты таможенных платежей Договор поручительства по обеспечению уплаты таможенных платежей таможенным брокером (представителем) поручительства по обеспечению уплаты таможенных платежей таможенным брокером (представителем) ______________________ "__" ____________ 200_ г. Федеральная таможенная служба (далее - ФТС […]
  • Нк рф налог на добычу полезных ископаемых Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых (ст.ст. 334 - 346) Информация об изменениях: Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ в главу 26 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального […]
  • На сколько прибавят пенсия в 2019 году Сколько прибавят к пенсии инвалидам 3 группы в 2019 году? Инвалидам 3 группы не позавидуешь, так как, во-первых, пенсия по этой группе одна из самых маленьких, а во-вторых, на работу с инвалидностью у нас в России берут с неохотой. Трудовая пенсия инвалидам 3 группы в 2019 […]
  • Федеральный закон 48-фз об опеке Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ"Об опеке и попечительстве" С изменениями и дополнениями от: 18 июля 2009 г., 1 июля 2011 г., 2 июля 2013 г., 5 мая, 4 ноября, 22 […]