Меню

Товароведение стандартизация и экспертиза

Тест из 43 вопросов по дисциплине «Товароведение, стандартизация и экспертиза товара» (с выделенными правильными ответами)

Страницы работы

Содержание работы

«Товароведение, стандартизация и экспертиза товара»

1. Какой из методов не классификации относится к методам и этапам
классификации товаров:

c) ступень классификации

2. Ассортимент товара — это: определенная совокупность товаров различных видов и разновидностей, объеденных по какому-либо признаку.

a) предметы, на которые направлена какая-либо деятельность.

b) множество товаров, удовлетворяющих группу потребителей имеющие
определенные развития.

c) совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками.

a) образование и присвоение кода классификационной группировки или объекту
классификации.

b) знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и объекта классификации.

c) условия обозначения состава и последовательности расположения знаков в нем

d) условное обозначение

4. Какой из следующих показателей не относится к показателям ассортимента

a) показатель широты

b) коэффициент широты

c) коэффициент рациональности

d) реальный коэффициент

5. Каналы распределения товара не включает в себя

a) отлаженная система поставок через приемлемые для торговли каналы
распределения

b) ритмичность доставки

c) закупка товаров

d) рекламная поддержка

6. К методам оценки уровня качества товара не относится

7. Сколько размеров для одежды применяют во многих азиатских и некоторых европейских странах

8. Эстетические свойства товара не включают в себя

c) фирменный стиль

d) химическая безопасность

a) товар с выявленными устраняемыми или неустраняемыми несоответствиями по
одному или комплексу показателей

b) невыполнение заданного или ожидаемого требования, касающегося объекта

c) несоответствия товаров установленными требованиями и могут нанести вред
жизни, здоровью, имуществу потребителями или окружающей среде

d) полное несоответствие комплекса показателей.

10. Национальный стандарт — это
а) ГОСТ -Р

11. К устраненным дефектам относят

a) полностью гнилые плоды и овощи

b) нарушение потребителей правил эксплуатации, хранения, транспортирования или
потребления

c) дефекты, возникшие при транспортировке, хранении, подготовки к продаже или
реализации нового

d) загнивание плодов менее 50%

12. Экспертиза, осуществляемая органами государственной стандартной службы

b) гигиеническая экспертиза

c) технологическая
d) товарная

13. Из скольких частей состоит 13-разрядный код EAN
а) 6

14. Гигиенический сертификат подтверждает

а) продукты питания не содержат каких-либо вредных веществ

b) импортируемые живой скот и птица не заражены паразитами и болезнями и им
сделаны соответствующие прививки и вакцины

с) не зараженность растений, плодов и овощей и пригодность их для потребностей
их для потребления с указанием сведений относительно дезинфекции или другой обработки, которой они подвергались

d) защиту растений страны — экспортера и удостоверяет, что соответствующие
материалы не заражены вредителями и болезни и что они происходят из районов,
благополучных в карантинном отношении

15. Эта культура представляет собой яровую культуру, зерна имеют
разветвленный зародыш, который не удаляется без специальной обработки

16. К классификации свежих плодов и овощей по строению не относится

d) косточковые плоды

17. Какой из ниже представленных факторов не влияет на сохранность пищевых продуктов

b) влажность воздуха

d) виды тароупаковочных материалов

18. Сахар как вещество является
а) дисахаридом

19. Продукт желеобразной консистенции, изготовляемый из фруктово-ягодного пюре или водного раствора желирующих веществ с использованием сахара, подкислителей, красителей и ароматизаторов

20. Для изготовления клеевой пастилы в качестве студня образующей основы не применяют

Товароведение, экспертиза и стандартизация шоколада

Главная > Реферат >Культура и искусство

Средства информации о товаре (маркировка, ШК, упаковка товара и т.п.)

Шоколад обязательно должен быть завернут в упаковку. Это предохраняет его от вредного влияния окружающей среды (воздуха, света, влаги, загрязнений и механических повреждений), увеличивает срок его хранения, а также придает привлекательный внешний вид.

В соответствии со стандартом шоколад, выпускаемый в плитках, должен быть завернут в алюминиевую фольгу и художественно оформленную этикетку. Допускается завертывать шоколад в фольгу с рисунком без этикетки. Мелкие плитки (менее 50 граммов) вместо красочной этикетки могут быть обернуты лишь художественным пояском фабричной марки.

Мелкие плитки (массой 15 граммов и менее) допускается заворачивать вместе по несколько штук. При завертывании шоколадных батончиков с начинкой вместо фольги разрешено использовать парафинированную подвертку. Шоколадные плитки заворачивают конвертом или бандеролью. Наиболее распространен второй способ. Шоколадные медали завертывают в фольгу. Шоколадные фигуры завертывают в художественно оформленную фольгу или полимерные пленки.

При изготовлении шоколадных фигур с сюрпризами сюрпризы должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и вкладываются завернутыми.

Завернутый шоколад в виде плиток упаковывают в ящики из гофрированного картона массой нетто не более 5кг., коробки или пачки из картона массой нетто не более 3кг. С последующим упаковыванием в дощатые ящики или ящики из гофрированного картона.

Шоколад относится к товарам «импульсной покупки». Чтобы избежать подделки, следует внимательно изучить упаковку. На ней должны быть достаточно крупный разборчивый шрифт и качественная типография. Согласно ГОСТ 6534-89, на завернутом шоколаде в плитках массой более 50 граммов, на коробках и пачках с шоколадом должны быть указаны:

товарный знак (если есть);

состав основных компонентов;

информационные сведения о пищевой (белки, жиры, углеводы) и энергетической ценности в 100 г продукта;

обозначение настоящего стандарта;

код сертифицирующей организации.

На завернутом шоколаде в плитках массой 50 граммов и менее, шоколадных батончиках, штучных шоколадных медалях и фигурах должны быть указаны:

наименование продукта (кроме фигур и медалей);

обозначение настоящего стандарта;

код сертифицирующего органа.

На этикетках и потребительской таре с диабетическим шоколадом дополнительно указывают:

содержание (расчетное) в граммах в 100 г: ксилита (сорбита и др.);

содержание общего сахара (в пересчете на сахарозу);

надпись: «Употребляется по назначению врача»;

суточную норму потребления ксилита (сорбита, маннита) — не более 30г;

символ, характеризующий принадлежность продукта к группе диабетических изделий.

Допускается указывать дату выработки штучного шоколада на фольге или подвертке.

ГОСТом запрещено приводить на шоколаде надписи: «Специального назначения», «Отличного качества», «По оригинальной рецептуре», «Из натуральных, экологически чистых продуктов».

Согласно закону «О защите прав потребителей» производитель обязан точно указывать на упаковке состав изготавливаемого им продукта и его название. В России не допускается добавлять в шоколадную массу заменители какао-масла. Шоколад, изготовляемый на основе кондитерских жиров, подлежит реализации как сладкая плитка или аналог шоколада.

Если среди ингредиентов, перечисленных на упаковке шоколада, вместо тертого какао указан какао-порошок, это свидетельствует о низком качестве продукта.

Методы оценки качества конкретного вида товаров

Качество шоколада оценивается следующими показателями:

Пищевой и биологической ценностью;

К органолептическим показателям, характеризующим качество шоколада, относят внешний вид, форму, консистенцию, структуру, вкус и запах. Внешний вид должен быть блестящим или матовым в зависимости от вида шоколада. Шоколад с не измельченными добавлениями и пористый может иметь неровную поверхность нижней стороны плитки. Форма — правильная, консистенция — твердая при температуре 16-18°C. Структура должна быть однородной, излом матовый у шоколада без добавлений. Вкус и запах — свойственными виду шоколада.

В шоколаде нормируется содержание начинки, массовая доля золы, нерастворимой в 10% -м растворе кислоты, степень измельчения. Массовые доли сахара, жира и влаги должны соответствовать расчётным содержанием по рецептуре с учётом допустимых отклонений, массовая доля какао-продуктов — не менее 25%.

Физико-химические показатели качества шоколада должны соответствовать требованиям.

Показатели безопасности должны соответствовать по уровню содержания токсичных элементов, микотоксинов, радионуклидов и пестицидов, а также по микробиологическим показателям нормам МБТ.

Экспертиза качества, идентификация и оценка стоимости шоколадных плиток. Оценка их конкурентоспособности.

Отбор проб и подготовка шоколада к анализу

Отбор проб и подготовку лабораторных испытаний шоколада проводят в соответствии с ГОСТ 5904-82 «Изделия кондитерские. Правила приёмки, методы отбора и подготовки проб».

Для контроля органолептических и физико-химических показателей качества шоколада из разных мест каждой единицы транспортной тары в выборке, отбирают:

1 плитку — при массе нетто выше 100г;

3 плитки — при массе нетто от 51 до 100г включительно;

Объединенную пробу делят на 3 части, одну из которых направляют для испытаний в лабораторию, а две оставляют как контрольные для повторных испытаний.

Пробы в виде банок, плиток, пачек завертывают в плотную бумагу и перевязывают шпагатом.

Другие пробы помещают в сухие чистые стеклянные банки с притёртыми стеклянными или резиновыми пробками, упаковывают в пластмассовые коробки с завинчивающимися крышками или заворачивают в пергамент (целлофан, полимерные пленки).

Приготовленные пробы пломбируют и сопровождают актом отбора с указанием:

порядкового номера пробы;

наименования предприятия-изготовителя и его адреса;

номера партии или вагона;

вида изделий, для которых направляется партия;

фамилий и должностей лиц, отправивших пробу.

Читайте так же:  Как красиво оформить портрет в рамку

В процессе подготовки проб шоколада для лабораторных испытаний его измельчают на терке или механическими измельчителем и помещают в плотно закрывающуюся посуду.

При исследовании шоколада с начинкой или шоколадных фигур пробы готовят с разделением изделий на составные части. Корпус изделий полностью отделяют от глазури. Глазурь помещают в закрывающуюся посуду. Отдельный корпус измельчают, перемешивают и также помещают в специальную посуду. Масса пробы шоколада без разъединения изделия на составные части должна быть не менее 100г., с разрушением изделий на составные части — не менее 200г.

Порядок и методы проведения экспертизы шоколада

Органолептическую оценку шоколада проводят по ГОСТ 5897-90, определение степени измельчения — ГОСТ5902-80, массовой доли начинки ГОСТ 5897-90, золы — ГОСТ 5901-87, токсичных элементов — ГОСТ 26927-86, ГОСТ 26930-86 — ГОСТ 26934-86.

Органолептическую оценку шоколада проводят при температуре 16-18°C. Начинают ее с визуального осмотра упаковки и маркировки. Устанавливают четкость рисунка и надписей, яркость красок этикетки и ее художественные достоинства, плотность завертки. Дату выработки шоколада и соблюдение гарантийного срока хранения проверяют по штампу или компостеру на фольге или подвертке. Затем проверяют массу нетто шоколада, взвешивая его без фольги и этикетки с четкостью до 0,01г.

Внешний вид определяется состоянием лицевой и нижней поверхностей шоколада. Лицевая поверхность шоколада без добавлений должна быть блестящей без сероватого налета и пятен; с добавлениями может быть слегка тусклой. Не допускается выход начинки на поверхность шоколада. Консистенция при температуре 18°C твердая. Структура шоколада без добавлений и с тонкоизмельченными добавлениями — однородная, пористо-ячеистая. Крупноизмельченные добавления (вафли, орехи) должны распределяться в массе равномерно. Форма плиток и фигур шоколада должна быть правильной, без деформаций. Вкус и аромат определяют опробованием. Они должны быть ясно выраженными, с тонким шоколадным или ванильным ароматом от добавок и приятной горечью. Шоколад с добавлениями должен иметь гармоничный вкус.

Идентификация и фальсификация шоколада

Признаки настоящего шоколада:

Настоящий шоколад производится из какао-бобов и не может храниться долго.

Гладкая блестящая поверхность, но при разломе отчетливо видна матовость.

Тает во рту и не размазывается в руках.

Характерный хруст при разламывании.

Псевдошоколад изготавливается из какао-порошка, хранится намного дольше настоящего, легко размазывается в руках.

К сожалению, нередко встречается фальсификация шоколада, которая может производиться путем подмены одного вида шоколада другим.

Бывает, что под видом десертного продают обыкновенный шоколад, поэтому опять-таки обращайте внимание на маркировку. На упаковке десертного шоколада обычно указывается процентное содержание какао-массы или принадлежность изделия к десертному шоколаду, например: «Классический десертный с содержанием какао 55%». Это указание выносится на лицевую сторону обертки.

В шоколадную массу вводят в больших количествах менее ценные компоненты (сухое и сгущенное молоко, сливки, изюм, растертые орехи, цукаты, дробленые вафли и т.п.), тем самым, снижая содержание более дорогих (какао-масла и тертого какао).

Для того чтобы увеличить массу шоколада, в него могут вводить повышенное количество сахара или воды. Так как шоколадная масса представляет собой жировую среду и вода в ней не растворяется, в массу вводят различные поверхностно-активные вещества (лецитин, фосфатидные и другие концентраты). Таким образом, содержание воды увеличивается с 1 до 6-9%.

В натуральный шоколад и шоколадные изделия вместо какао-масла вводят гидро — или растительный жир, или масло, идентичное какао-маслу, и др. При такой фальсификации натуральный шоколад будет иметь параметры, характерные для искусственного шоколада.

Следующий вид подделки шоколада — это добавление какао-порошка. Если вы увидите его в составе продукта, знайте, что это не шоколад, а нечто низкокачественное, так как какао-порошок приготовлен из жмыха (оставшегося после отжима масла из какао-бобов). Обычно какао — порошок добавляют в гидро-жир для придания ему коричневого цвета. На некоторых импортных плитках шоколада значится «какао велла», что переводится буквально как жмых.

Имеется еще один способ фальсификации — это добавление соевых и различных белковых продуктов. Их вы распознаете по более светлой и матовой поверхности «шоколада» (настоящий имеет будто отполированную), прилипанию к зубам и глухому звуку при ломке.

Для удлинения сроков годности (а шоколад имеет небольшой срок годности, поэтому многие потребители хранят его в холодильнике) вводят различные консерванты, антиокислители. При этом в составе не указывают, какие введены консерванты или антиокислители. Если перед вами шоколад или шоколадное изделие со сроком реализации более 4 месяцев, то в нем обязательно содержится антиокислитель. Поскольку шоколад и шоколадные изделия имеют жировую основу, консерванты обычно не вносят, а вот без антиокислителей для продления срока хранения не обойтись.

Заменители и эквиваленты классифицируют, учитывая:

исходное сырье (отдельный жир или масло, или фракция, смесь жиров или масел, или различных фракций);

применение (для замены какао — масла).

Различают два основных вида заменителей и эквивалентов какао-масла:

на основе эквивалентов какао-масла;

на основе нетемперируемых заменителей какао-масла.

Встречается такая фальсификация шоколада, как недовес, что происходит за счет значительных отклонений массы продукта от предельно допустимой нормы, указанной в действующем стандарте. Например, может быть занижен вес нетто плитки шоколада или шоколадного батончика и т.д. Чтобы выявить такую фальсификацию, нужно взвесить данное изделие на проверенных измерительных весах.

Конфеты «Марс», «Сникерс», «Баунти» и другие конфеты, глазированные шоколадной глазурью, называют шоколадными батончиками, хотя они таковыми не являются. При фальсификации информации о шоколаде и шоколадных изделиях довольно часто искажаются или не точно указываются некоторые данные.

К фальсификации шоколада относится подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода и др. Выявляется такая фальсификация путем проведения специальной экспертизы, которая позволяет выявить:

каким способом изготовлены печатные документы;

имеются ли подчистки, исправления в документе;

является ли штриховой код на товаре поддельным и соответствует ли содержащаяся в нем информация заявленным товару, его производителю и др.

В заключение можно сказать, что фальсификация начинается не с добавок сои и жиров как таковых, а с маркировки, где все эквиваленты, заменители, консерванты, антиокислители и ароматизаторы попросту не указываются.

Шоколадные плитки

В 2008 году развитие сегмента шоколадных плиток в сетевой рознице несколько замедлилось: во второй половине года, по сравнению с первой половиной, объемы прироста в стоимостном выражении снизились на 20 п.п.

Динамика средних цен на эту продукцию по России в целом была положительной: во второй половине прошлого года показатель роста цен – за килограмм – не опускался ниже 22%.

В Москве средние цены на шоколадные плитки также стабильно растут – во второй половине 2008 года этот показатель составлял от 21 до 31%.

Индекс роста цен на эту продукцию в январе 2009 года по отношению к аналогичному периоду 2008-го был зафиксирован на отметке 23%.
В прошлом году наибольших успехов в российской сетевой рознице в этом сегменте добилась компания Kraft Foods. Этот производитель упрочил свое лидерство на рынке – в натуральном выражении его доля выросла на 2,6 п.п.

Рейтинг производителей шоколадных плиток

Товароведение стандартизация и экспертиза

Основы стандартизации

Теоретические и организационные основы стандартизации

Приступая к изучению данного вопроса, необходимо ознакомиться с основными категориями стандартизации: нормативный документ, стандарт, система стандартизации, уровни стандартизации, органы по стандартизации. Для этого используйте ГОСТ 1.12-2004 и ГОСТ 1.12-99 на термины и определения.

Следует осознать роль стандартизации в развитии страны и ее значение в коммерческой деятельности. Понять ее особое место в формировании специалиста-коммерсанта. Необходимо изучить историю развития стандартизации и отметить связь стандартизации с другими техническими, естественными и экономическими дисциплинами. Особенно тесная взаимосвязь стандартизации с товароведением, маркетингом и менеджментом, объектами, которых также являются продукция, процессы и услуги. Поэтому знание нормативных документов, умение использовать их в решении коммерческих задач является залогом успешной коммерческой деятельности.

Учитывая важное народно-хозяйственное значение стандартизации, необходимо изучить цели, принципы, основные функции и задачи стандартизации. Для этого рассмотрите гл. 3 Закона РФ «О техническом регулировании», содержащую основные положения по стандартизации.

Согласно Закону, целями стандартизации являются: повышение уровня безопасности (в т.ч. экологической) граждан и объектов; обеспечение научно-технического прогресса; повышение конкурентоспособности; рациональное использование ресурсов; техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость продукции.

Стандартизация базируется на принципах добровольности применения стандартов, гармонизации национальных стандартов с международными; приоритетности разработки нормативных документов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости объектов; учета интересов сторон при разработке стандартов. Выделяют также принципы системности, динамичности, опережающего развития, эффективности, соответствия законодательству, четкости формулировок, комплексности.

Для решения поставленных задач в стандартизации используются различные методы, среди которых особое место занимают: селекция, симплификация, упорядочение, агрегатирование, типизация, унификация. Комплекс методов применяется в опережающей и параметрической стандартизации. Необходимо разобраться с сущностью этих методов.

Читайте так же:  Техосмотр для осаго 2019 тула

Организационное построение стандартизации наглядно представлено ее основными элементами в виде схемы:

Основные элементы стандартизации

1.3.2 Системы стандартизации. Система стандартизации Российской Федерации

Приступая к изучению этого вопроса, необходимо знать сущность понятия «система» как совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением национального органа по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства (ГОСТР Р 1.12-2004).

Следует уяснить, что существует множество различных систем стандартизации (более 40): межгосударственные, межотраслевые, национальные и система классификации и кодирования,

Необходимо знать, что межотраслевые системы (комплексы) стандартизации включают стандарты разных уровней и сфер действия, а именно: межгосударственные стандарты (ГОСТ) и национальные стандарты (ГОСТ Р), которые применяются во многих областях хозяйственной и военной деятельности. Это Единые системы конструкторской (ЕСКД, 2.), технологической (ЕСТП, 3.), информационно-библиографической (СИБИД, 7.) документации, Система показателей качества продукции (СПКП, 4.), Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ, 8.), Национальная система стандартизации (Стандартизация в РФ,1), Система сертификации ГОСТ Р (без аббревиатуры, 40).

В перспективе межотраслевые системы стандартов трансформируются в общетехнические системы технического регулирования, так как в их состав будут входить не только национальные стандарты, но и технические регламенты (ТР).

Все межотраслевые системы включают стандарты 3 направлений — обеспечивающие качество продукции (работ, услуг), стандарты по управлению и информации и стандарты социальной сферы.

Межгосударственная система стандартизации создана на базе фонда нормативных документов Советского Союза и представлена государственными (ГОСТ) и отраслевыми стандартами (ОСТ), а также классификаторами.

Следует понять, что с принятие Закона «О техническом регулировании» Государственная система стандартизации (ГСС РФ) преобразована в национальную систему (НСС), называемую «Стандартизация в РФ». Установлен переходный период в 7 лет до 2010 года для реформирования федерального фонда стандартов.

Важно уяснить, что в переходный период в стране действующими вплоть до замены являются как ранее применяемые НД, так и вновь вводимые. Причем НД категории ГОС и ГОС Р, введенные до 1 июля 2003 г., приобрели статус национальных стандартов.

Следует разобраться, что до 1 июля 2003 г. в рамках действующей системы ГСС РФ применялись НД следующих категорий: ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ, СТО, СТП и ТУ и приравненные к ним классификаторы ЕСКК ТЭСИ. Причем ТУ носили двойственный характер, являясь нормативными или нормативно-техническими документами в зависимости от ссылок на ТУ в договорах или контрактах.

В рамках национальной системы стандартизации (НСС) после 2010 года будут действовать следующие категории НД: ТР, ГОСТ, ГОСТ Р (национальный стандарт), СТО (стандарты организаций), классификаторы ЕСКК ТЭСИ, Нормы, Правила и Рекомендации. Причем, только ТР будут содержать обязательные нормы безопасности, все иные НД будут носить рекомендательный характер.

Следует понимать, что стандарты в рамках одной категории, например ГОСТ Р, отличаются видами. Если категория стандарта (международный, межгосударственный, национальный, отраслевой, стандарт организации) определяется географической широтой охвата требований, то вид стандарта зависит от его содержания. Различают стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические), на продукцию (общих технических условий, технических условий, общих технических требований), на процессы (работы), услуги, методы контроля, на термины и определения

Необходимо приобрести навыки в понимании различий этих стандартов, так как знание содержания стандартов необходимо для профессиональной деятельности товароведа-эксперта, менеджера или маркетолога. Необходимо также знать порядок обозначения стандартов разных категорий и комплексов, для чего используйте ГОСТ 1.4-2004 и ГОСТ 1.5-2004.

В настоящее время НСС представлена следующим нормативным фондом:

— ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в РФ. Основные положения.

— ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в РФ. Стандарты национальные РФ. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены.

— ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в РФ. Стандарты организаций. Общие положения.

— ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в РФ. Стандарты национальные РФ. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.

— ГОСТ Р 1.8-2004 Стандартизация в РФ. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в РФ работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения.

— ГОСТ Р 1.9-2004 Стандартизация в РФ. Знак соответствия национальным стандартам РФ. Изображение. Порядок применения.

— ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в РФ. Термины и определения.

— ГОСТ Р 1.13-2004 Стандартизация в РФ. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования.

В рамках проводимой реформы технического регулировании произошло реформирование Госстандарта РФ. Указом Президента РФ от 09.03.2004 №314 национальным органом по стандартизации является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), входящее в Министерство промышленности и энергетики (Минпромэнерго). В каждом из семи федеральных округов РФ созданы Территориальные управления Ростехрегулирования (МТУ), куда входят инспекции, осуществляющие контроль за соблюдением требований регламентов и национальных стандартов. В Хабаровске действует Дальневосточное территориальное управление Ростехрегулирования (ДМТУ), координирующее деятельность шести региональных инспекций: по Хабаровскому краю и ЕАО, Приморскому краю; Сахалинской, Камчатской и Амурской областям и республике Саха (Якутия).

Классификация игрушек

Игрушки могут быть классифицированы по педагогическому назначению, по возрасту детей, материалу изготовления.

По педагогическому назначению игрушки условно объединяют в следующие группы: игрушки развивающие первоначальные движения и восприятия; знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира; способствующие умственному развитию; знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки; способствующие художественному и музыкальному развитию детей; знакомящие детей с элементами науки и техники; способствующие физическому развитию; развивающие жизнерадостность и чувство юмора.

Некоторые игрушки, объединяющие в себе признаки и свойства разных групп, становятся не просто функциональными, а многофункциональными, реализуя комплексный подход к задаче развития ребенка, стремятся воздействовать одновременно на все его чувства. В последнее время в продаже появились и развивающие игровые центры, или детские комплексы, которые объединяют игрушки разного педагогического назначения.

Игрушки, способствующие развитию первоначальных движений и восприятий (зрения, осязания, слуха), являются самыми первыми в жизни детей. Игрушки, способствующие развитию органов чувств, называют сенсорными игрушками. К ним относят погремушки, пищалки, подвески, простые сборно-разборные игрушки, кубики, шарики, кольца, привлекающие внимание ребенка яркими цветами, звучанием, формой. Погремушка, у которой внутри прозрачного корпуса находятся цветные пластмассовые шарики, приучает малыша следить не только за большими, но и за маленькими предметами, позволяет установить причину возникновения звука, дает представление об объеме.

Игрушки, знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира (образные), дают представление детям о людях, животных и растительном мире, технике, предметах домашнего обихода. Ассортимент этих игрушек наиболее разнообразен: это куклы (их одежда, мебель, предметы быта, жилище); фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства и др. В играх с ними расширяются и уточняются представления ребенка об окружающем мире, развиваются мышление, речь и воображение.

Игрушки, способствующие умственному развитию (дидактические), объединяют игрушки, содержащие обучающий элемент. К этой группе относятся многочисленные настольные и компьютерные игры, игры-головоломки: наборы ребусов, кроссвордов, чайнвордов, развивающие интерес к знаниям, кругозор, внимание, память, мышление, речь, сообразительность, наблюдательность. По тематике они подразделяются на исторические, географические, астрономические, зоологические, ботанические, математические, литературно-художественные и др.

Игрушки, знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки, включают садово-огородный инвентарь, наборы посуды, различных инструментов (столярных, слесарных, для выпиливания лобзиком, выжигания по дереву, гравирования), наборы для лепки, вышивания, кроя и шитья одежды, а также разнообразные строительные и транспортные конструкторы. Они знакомят детей с различными инструментами, материалами (их свойствами и способами обработки), воспитывают у них интерес к разнообразным профессиям, трудолюбие, трудовые навыки.

К игрушкам, способствующим художественному и музыкальному развитию детей, относятся калейдоскопы, мозаика, альбомы для раскрашивания картинок, наборы пластилина для лепки, наборы по художественным ремеслам (выжиганию, резьбе по дереву), конструктивно-художественные, музыкальные и театральные игрушки. Музыкальные игрушки знакомят детей с различными видами музыкальных инструментов, с основами музыкальной грамоты, развивают музыкальный слух, чувство ритма. Театральные игрушки знакомят детей с театральным искусством, приобщают к самостоятельной игре, способствуют обогащению речи.

К игрушкам, знакомящим детей с элементами науки и техники, относятся наборы для сборки технически сложных, электронных игрушек: моделей автомобилей, самолетов, судов, телефона, радиоприемника; различные конструкторы, электронные игры и игрушки, микроскопы, наборы для опытов по физике, химии. Они знакомят детей с устройством и принципом действия машин, приборов, техническими чертежами, физическими и химическими явлениями, способствуют формированию навыков самостоятельного конструирования, развивают техническую грамотность и творчество, способствуют политехническому образованию детей.

К игрушкам, способствующим физическому развитию детей (спортивно-моторные игрушки), относятся игрушки для упражнений в ходьбе и беге (каталки, тележки, санки и др.), для пры- гания (скакалки), для бросания (мячи, городки, кегли и др.), для развития и укрепления мускулатуры ног (спортроллеры, самокаты, велосипеды, педальные автомобили, лыжи, коньки и др.), для развития меткости (ружья, арбалеты, пистолеты), для развития мышц рук и пальцев, (сборно-разборные игрушки: пирамидки, матрешки, бадминтон, настольный теннис и др.), для развития координации движения, ловкости, гибкости (обручи, кольца и шары для жонглирования и др.).

Читайте так же:  Алименты за январь 2019

К игрушкам, развивающим жизнерадостность и чувство юмора, относятся игрушки-забавы: различные электронные роботы, игрушки-сюрпризы с выскакивающими из коробочки смешными фигурками, надувные резиновые игрушки, наборы фокусов, прыгающие и клюющие птицы, кувыркающиеся обезьянки, вращающийся волчок и др.

По возрастному назначению игрушки классифицируют на три основные группы: для детей ясельного возраста (до 3 лет); для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) и для детей школьного возраста (от 6 до 14 лет). Возрастное назначение игрушек определяется соображениями как безопасности, так и уровнем развития детей и связанными с ним различными проявлениями интереса к окружающим их предметам и явлениям. Игрушки-пищалки, издающие резкий звук, могут малыша напугать, длинный мех мягких игрушек способен попасть в рот и в дыхательные пути, большой кубик ребенок просто не сумеет взять в руки и т. п.

По материалам, применяемым в производстве игрушек, они подразделяются на деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые, металлические, керамические, бумажные, картонные и мягконабивные игрушки.

К мягконабивным относят игрушки, оболочка которых изготовлена из текстильного материала или меха с различной длиной ворса, наполненная упругими материалами (гранулами вспененного полистирола, пенополиуретана, искуственным волокном), легко сжимающимися рукой.

21.3. Требования к качеству игрушек

Игрушки должны отвечать педагогическим, эстетическим, техническим, эргономическим, санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям безопасности, а также требованиям соответствия возрастным особенностям и полу детей.

Для формирования различных видов деятельности, сенсорных процессов и действий, для психического и физического развития ребенка необходимы игрушки, создающие условия для постоянного стимула детской активности. Они должны несколько опережать по своим функциональным возможностям уже достигнутый ребенком уровень развития.

На первом году жизни игрушки должны развивать зрительное и слуховое восприятие, голосовые реакции, движения, позволяющие менять положение тела (садиться, вставать, цепляться руками за барьер и т. п.). Они должны быть достаточно крупными, удобными для захвата, иметь яркую окраску, издавать звук.

Необходимым требованием к игрушке является ее потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребенка. Образная игрушка должна быть реалистичной, давать правильное представление о предмете, его особенностях и жизненном значении.

Игрушки и игровые пособия, способствующие речевому развитию, должны содержать элементы для узнавания, понимания и называния каких-либо предметов, действий или сюжетов.

Оформление и конструкция игрушки должны соответствовать особенностям восприятия ребенка на разных возрастных этапах.

Педагогические требования направлены на духовно-интеллектуальное развитие ребенка, обеспечение психологического благополучия, его защиты от негативных воздействий.

В целях защиты детей от вредного влияния подобных игрушек и в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г.

№ 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” введена обязательная психолого-педагогическая экспертиза детских игр и игрушек. Приказом Министерства образования России от 26 июня 2000 г. № 1917 “Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей” введен Временный порядок проведения экспертизы и определен перечень критериев оценки детских игр и игрушек.

В соответствии с Временным порядком, производство и реализация отечественных игрушек, а также реализация импортных игрушек на территории Российской Федерации без социально-психолого-педагогического заключения, не допускаются. Экспертизу игрушек осуществляют государственное учреждение “Федеральный экспертный совет” Министерства образования России и государственные учреждения, создаваемые государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации.

Игры и игрушки не должны провоцировать ребенка на агрессивные действия, вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, провоцировать на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

Педагогические требования к игрушкам заключаются в том, что любая из них должна соответствовать задачам воспитания детей: формировать у детей нравственные и духовные основы поведения, воспитывать патриотизм, формировать положительные черты характера — выдержку, инициативу, самостоятельность, чувство товарищества, взаимопомощь, вызывать у них интерес к знаниям, к предметам и явлениям окружающего мира, развивать познавательные процессы, содействовать усвоению и закреплению знаний, эстетическому и физическому развитию, приучать и воспитывать уважение к труду, научить понимать и ценить достояния человеческой культуры. Игрушки должны иметь красивый эстетический вид.

Эргономические требования характеризуют соответствие конструкции игрушек физиологическим особенностям детского организма — возрасту, антропометрическим данным тела ребенка, определяют удобство их использования, степень утомляемости ребенка при игре.

Все игрушки должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности (ГОСТ 25779-90, ГОСТ 30782-2001, ГОСТ Р 51555-99, ГОСТ Р 51557-99, ГОСТ ИСО 8124-2-2001, ГОСТ ИСО 8124-3-2001, СанПиН 2.4.7.007-93, СанПин 2.4.7.960-00, МУК 4.1/4.3.2038-05) и иметь сертификат соответствия.

Игрушки должны удовлетворять требованиям химической, биологической, механической, конструктивной, акустической, электрической, оптической, пожаро-, взрыво- и другим видам безопасности. Для их изготовления должны применяться материалы, разрешенные органами Роспотребнадзора. Игрушки и материалы, из которых они изготовлены, должны быть чистыми, не- инфицированными и не пораженными насекомыми и грызунами.

Для изготовления игрушек, предназначенных для детей до 3 лет, не допускается применять стекло и ворсовые материалы. В игрушках не допускается применять легковоспламеняемые материалы, набивочные материалы, содержащие твердые или острые инородные предметы (гвозди, иголки, металлическую стружку, осколки стекла и др.), а также гранулированные набивочные материалы с размером гранул 3 мм и менее.

Защитно-декоративные покрытия игрушек должны быть стойкими к действию слюны, пота и влаги. Масса игрушек типа погремушек, предназначенных для детей до 3 лет, должна быть не более 100 г. Надувные игрушки для игры на воде должны быть водонепроницаемыми и герметичными, иметь невозвратные клапаны. Приводные механизмы, острые концы крепежных деталей должны быть не доступны для ребенка.

Игрушки должны иметь правильную форму, гладкую поверхность без острых, режущих краев, заусенцев, вмятин. Все механизмы, электронно-оптические и акустические приборы должны правильно и надежно работать. Конструкция сборных игрушек должна обеспечивать прочность соединений, легкое и надежное их функционирование. При использовании игрушек, подвергающихся действию воды, они не должны изменять окраску и деформироваться. Химические источники тока должны свободно устанавливаться и выниматься из корпуса игрушки.

Маркировка должна быть нанесена или на игрушку, или на потребительскую тару, или на вкладыш, сопровождающий игрушку. Маркировка должна быть четкой, хорошо видимой, несмываемой и содержать наименование и возрастное назначение игрушки, наименование предприятия-изготовителя, его адрес, дату изготовления, предупредительные надписи по безопасной эксплуатации.

В маркировке игрушек, не предназначенных для детей в возрасте до 3 лет, должно присутствовать графическое условное обозначение возраста по ГОСТ Р 51556-99 в виде перечеркнутого (по диагонали слева направо) круга, выполненного красным цветом, на белом фоне которого черным цветом указана возрастная группа 0-3 и контур лица.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. № 307 утвержден технический регламент “О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков” (вступает в силу с 21.04.2011 г.), в котором установлены требования безопасности игрушек.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Какое значение имеют игрушки в воспитании детей?
  • 2. Как классифицируются игрушки?
  • 3. Охарактеризуйте ассортимент игрушек для детей ясельного возраста.
  • 4. Охарактеризуйте ассортимент игрушек для детей дошкольного возраста.
  • 5. Охарактеризуйте ассортимент игрушек для детей школьного возраста.
  • 6. Охарактеризуйте современный ассортимент дидактических игрушек.
  • 7. Назовите требования, которые предъявляют к качеству игрушек.
  • 8. Расскажите о маркировке игрушек.

Читайте так же:

  • Нотариус в лакинске Нотариусы Лакинск +7 (499) 703-35-33 доб. 792 – Москва и МО Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Абрамова Елена Евгеньевна Телефон: +7 (49242) 4-17-33 Адрес: 601210, […]
  • Отчетность alcoa 2019 Доходы Alcoa Corporation Финансовые отчёты предоставлены порталом AllStocksToday.com Финансовый отчет Alcoa Corporation, график Даты финансовых отчётов Alcoa Corporation Последний финансовый отчет о доходах Alcoa Corporation был 31.12.2018. Согласно последнему отчету о финансовых […]
  • Федеральная нотариальная палата рф официальный сайт залог Поиск нотариуса Нотариусы 11839 129110, г. Москва, ул. Гиляровского д. 57 г.Грозный, ул. Чернышевского, д.80 368948, РД, Унцукульский район, пос. Шамилькала 368680, Хивский район, с. Хив 368461, РД, Чародинский район, с. Чарода 169400 г.Ухта, ул.Чибьюская, д.15/13,офис 11 © Федеральная […]
  • Заявление на претензию товара Образцы претензий и заявлений по защите прав потребителей Файлы для загрузки: (c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, 2006-2019 г. Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую […]
  • В чем выражается административный штраф Статья 3.5. Административный штраф 1. Положения ст. 3.5 посвящены административному штрафу. Это административное наказание: 1) устанавливается и назначается только как основное (см. об этом коммент. к ч. 1 ст. 3.3); 2) назначается с учетом правил: - ст. 4.1 (об общих правилах назначения […]