Меню

Приказ об утверждении учетной политики в бюджетных учреждениях

Оглавление:

Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н
«Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»

С изменениями и дополнениями от:

31 декабря 2015 г., 16 ноября 2016 г., 29 ноября 2017 г., 31 марта, 28 декабря 2018 г.

Информация об изменениях:

Приказом Минфина России от 31 декабря 2015 г. N 227н в преамбулу внесены изменения, применяющиеся государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями при формировании показателей объектов учета на 1 января 2016 г. и при формировании учетной политики, начиная с 2016 г.

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1, ст. 8; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424), пунктов 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478; N 49, ст. 4908; 2007, N 45, ст. 5491; N 5, ст. 411) и в целях нормативно-правового регулирования в сфере ведения бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями, в отношении которых в соответствии с положениями частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2291) органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — бюджетные учреждения), приказываю:

1. Утвердить План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

Информация об изменениях:

Приказом Минфина России от 31 декабря 2015 г. N 227н в пункт 2 внесены изменения, применяющиеся государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями при формировании показателей объектов учета на 1 января 2016 г. и при формировании учетной политики, начиная с 2016 г.

2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

Положения Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений в части первичных учетных документов применяются в соответствии с учетной политикой субъекта учета и положениями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 2015 г., регистрационный номер 37519; официальный интернет — портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 8 июня 2015 г.).

3. Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики бюджетного учреждения, начиная с 2011 года.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации —
Министр финансов
Российской Федерации

Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)

Как влияет тип учреждения на содержание учетной политики

Бюджетное учреждение относится к группе государственных (муниципальных) учреждений наряду с автономными и казенными. Учетная политика каждого учреждения имеет свою специфику в зависимости:

  • от цели создания учреждения;
  • источников финансирования его деятельности;
  • вида учредителя;
  • степени государственной регламентации финансовой деятельности и диапазона самостоятельности учреждения;
  • иных аспектов.

Содержание учетной политики бюджетного учреждения зависит:

  • от вида и структуры бюджетного учреждения;
  • предмета, цели, видов его деятельности, а также предоставленных полномочий;
  • отраслевых и иных особенностей деятельности бюджетного учреждения.

Об особенностях учетной политики автономного учреждения читайте в статье «Скачать бесплатно учетную политику автономного учреждения».

Подготовительный этап разработки учетной политики

Учетная политика бюджетного учреждения (УП БУ) — основополагающий элемент учетного процесса. Разрабатывать ее необходимо всем бюджетным учреждениям. Другой вопрос — кто будет этим заниматься? По ст. 7 закона № 402-ФЗ «О бухучете» есть несколько вариантов решения этой задачи:

  • заняться разработкой УП БУ самостоятельно, возложив этот процесс на уполномоченного сотрудника учреждения;
  • передать функции ведения учета и разработки УП БУ централизованной бухгалтерии, оказывающей услуги для учреждений госсектора.

Наиболее распространена ситуация, когда УП БУ разрабатывает главбух учреждения. Это позволяет:

  • максимально детализировать учетные нюансы с учетом специфики деятельности учреждения;
  • обеспечить необходимый уровень конфиденциальности информации.

О требованиях к бухгалтеру бюджетного учреждения читайте здесь.

Разработка УП БУ специалистами централизованной бухгалтерии позволяет учреждению сэкономить финансовые ресурсы и решить иные важные задачи (например, по снижению налоговых рисков).

ВАЖНО! С 01.01.2019 все бюджетные организации обязаны публиковать свою учетную политику на сайте централизованной бухгалтерии, а также подробно раскрывать ее положения в отчетности (п. 9 приказа Минфина от 30.12.2017 № 274н).

Структура учетной политики бюджетной организации

Структура УП БУ определяется самим учреждением с учетом обязательных элементов, регламентированных законом № 402-ФЗ о бухучете и отраслевыми НПА. К примеру, в п.6 Инструкции к единому плану счетов для госучреждений (утвержден приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) предусмотрены следующие обязательные составные части УП БУ:

  • рабочий план счетов, отвечающий необходимому уровню аналитики информации — за основу принимается План счетов бухучета бюджетных учреждений (утвержден приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н);

Об основных разделах плана счетов учреждения и составе бюджетных счетов читайте здесь.

  • учетные алгоритмы, включающие методы оценки имущества и обязательств;
  • процедуры, направленные на обеспечение сохранности имущества учреждения (инвентаризационные мероприятия, порядок организации ВФК (внутреннего финансового контроля));

О том, с какого документа начинается любая инвентаризация, читайте в статье «Приказ о проведении инвентаризации — образец заполнения».

  • схема отражения в учете событий после отчетной даты;
  • «документальные» процедуры (формы первички и учетных регистров, порядок документооборота, детализация технологии обработки учетной информации);
  • иные организационно-методологические решения.

УП БУ включает в себя положения, относящиеся к бухгалтерскому и налоговому учету. Поскольку эти положения не всегда совпадают, учетная политика либо состоит из двух частей (бухгалтерской и налоговой), либо представлена двумя самостоятельными документами. Разработанную учетную политику потребуется утвердить приказом.

Форму приказа об утверждении учетной политики можно скачать здесь.

Приложения к учетной политике бюджетного учреждения

Специфика бюджетного учетного процесса способствует тому, что УП БУ отличается от учетной политики коммерческой фирмы многообразием приложений. Если коммерческая фирма может ограничиться стандартным набором обязательных приложений к своей учетной политике (рабочий план счетов, график документооборота, формы учетных регистров и первички), то УП БУ только этими элементами не обходится.

О приложениях к учетной политике коммерческой компании читайте здесь.

В приложениях к УП БУ в зависимости от специфики его работы может детализироваться информация (кроме перечисленных обязательных элементов) в виде:

  • инструкций: о порядке принятия обязательств, алгоритмах определения срока службы хозяйственного инвентаря, о процедуре проведения инвентаризации;
  • перечислений состава комиссий: по поступлению и выбытию активов, для проведения внезапной ревизии кассы;
  • перечней: имеющих право подписи первички ответственных лиц; должностей сотрудников, с которыми заключается договор о полной материальной ответственности;
  • положений: о ВФК, о служебных командировках;
  • других документов (методик, схем).

Разработчик УП БУ определяет самостоятельно (исходя из специфики работы и требований НПА):

  • состав приложений к УП БУ;
  • степень детализации информации в приложениях;
  • порядок изменения приложений.

О том, как в БУ проводится инвентаризация обязательств, читайте в материале «Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении».

Методологические аспекты составления учетной политики

При разработке УП БУ в части методологических вопросов бухучета требуется учесть следующее:

  • УП БУ должна отражать особенности работы учреждения по аспектам, не урегулированным нормативно либо по тем, в отношении которых законодательно предоставлено право выбора;
  • применение установленных УП БУ учетных алгоритмов должно производиться последовательно из года в год.

Далее остановимся на методологических нюансах УП БУ в разрезе основных объектов учета.

Учет нефинансовых активов

Посвященный учету нефинансовых активов раздел УП БУ может содержать:

  • алгоритм определения срока полезного использования основного средства (ОС), если его наименование отсутствует в классификаторе;
  • порядок определения: текущей оценочной стоимости ОС (комиссионно, при помощи экспертной оценки), стоимости ликвидируемых частей ОС и начисленной на них амортизации;
  • схему присвоения ОС уникального инвентарного номера;
  • особенности учета отдельных объектов имущества (библиотечного фонда, программного обеспечения);
  • перечень особо ценного имущества по его видам;
  • порядок забалансового учета имущества;
  • особенности учета НМА;
  • нюансы учета МПЗ (принятие на учет, оценка, списание);
  • методику раздельного учета расходов при формировании себестоимости оказываемых учреждением услуг по их видам с указанием списка прямых и накладных расходов;
  • иные учетные аспекты.

О специфике учета ОС в бюджетных учреждениях читайте здесь.

Учет финансовых активов

При разработке этого раздела УП БУ предусматривается:

  • порядок учета денежных средств на лицевых счетах учреждения;
  • «кассовые» алгоритмы: ведения кассовой книги, учета денежных документов;
  • описание процедуры выдачи денежных средств под отчет;
  • иные «денежные» нюансы.

О том, какую нормативку учесть при разработке данного раздела УП БУ, читайте в статье «Учет кассовых операций в бюджетных учреждениях (нюансы)».

Соответствующий раздел может включать порядок учета отдельных видов обязательств:

  • по уплате налогов;
  • по соцобеспечению;
  • по привлечению денежных средств на исполнение обязательств;
  • по переводу активов и обязательств между видами деятельности.

Об учетно-методических аспектах по бюджетным обязательствам читайте здесь.

Учет финансовых обязательств

Среди важных моментов, описываемых в данном разделе УП БУ, можно назвать:

  • методику обособленного учета доходов по видам деятельности;
  • перечень расходов текущего финансового года и систему их учета.

Резервы предстоящих расходов

В данном разделе УП БУ расписываются нюансы формируемых учреждением резервов. К примеру, по резерву для предстоящей оплаты отпусков можно предусмотреть следующие учетные элементы:

  • дату формирования резерва;
  • формулу расчета ежемесячного процента отчислений;
  • предельный размер резерва;
  • инвентаризационные процедуры по резерву;
  • схему списания и доначисления резерва.

В УП БУ отражаются:

  • способы принятия обязательств (момент признания, документ-основание);
  • способы принятия денежных обязательств.

О том, чем примечательна организация бухучета в бюджетном учреждении, читайте в статье «Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях».

Налоговая учетная политика бюджетного учреждения: где скачать образец на 2019 год

В учетной политике для целей налогового учета в УП БУ отражаются следующие учетные особенности:

  • схема подстройки рабочего плана счетов под нужды налогового учета;
  • алгоритм использования информации, формируемой на бухсчетах, для целей налогового учета;
  • применяемая система налогообложения;
  • способ представления налоговой отчетности;
  • ответственные за ведение налогового учета и представление отчетности лица;
  • формы применяемой первички;
  • формы, порядок и периодичность заполнения налоговых регистров;
  • методологические аспекты учета отдельных видов налоговых обязательств (НДС, налог на прибыль, транспортный налог, налог на имущество).

Образец УП БУ, сформированной как документ, объединяющий бухгалтерскую и налоговую ее части, можно увидеть и скачать на нашем сайте.

Как внедрить разработанную учетную политику в учетный процесс учреждения

Для того чтобы разработанная по всем правилам УП БУ на законных основаниях стала применяться в учреждении, требуется комплекс предварительных организационных мероприятий:

  • оформить приказ об утверждении УП БУ с указанием даты, начиная с которой применение положений УП БУ является обязательным;
  • изучить установленные УП БУ учетные процедуры с работниками, чьи функции связаны с организаций и исполнением учетного процесса;
  • разместить на рабочих местах выписки из учетной политики;
  • произвести настройку применяемого учреждением программного обеспечения под установленные УП БУ нормы (методы, способы);
  • определить ответственных лиц: за поддержание УП БУ в актуальном состоянии, за правильность применения установленных учетных алгоритмов исполнителями.
Читайте так же:  Какие документы надо для оформления наследства на квартиру

О том, как часто требуется утверждать учетную политику, читайте в материале «Нужно ли каждый год утверждать учетную политику?».

Процесс разработки и внедрения УП БУ представляет собой комплекс мероприятий. При этом каждый этап требует от ответственных лиц жесткой исполнительской дисциплины и безусловного знания бухгалтерского и бюджетного законодательства.

Как и когда учреждение может изменить учетную политику

Учреждение обязано поддерживать свою учетную политику в актуальном состоянии, а также вправе изменять применяемые учетные способы. В таких случаях в УП БУ вносятся изменения. Их правила таковы:

  • изменения производятся с учетом требований закона о бухучете от 06.12.2011 №402-ФЗ, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина РФ от 06.10. 2008 № 106н), ст. 313 НК РФ (причины внесения изменений, дата начала применения, способы отражения последствий изменений УП БУ в отчетности учреждения);
  • изменения вносятся приказом (распоряжением) руководителя учреждения;
  • должны быть проведены мероприятия, знакомящие персонал учреждения с внесенными изменениями, и необходимые настройки учетной программы.

О том, какие процедуры помогают улучшить учетную политику, читайте в статье «Анализ и аудит учетной политики в организации (нюансы)».

Пример учетной политики в бюджетном учреждении, образец которого размещен на нашем сайте, поможет разобраться в нюансах и тонкостях разработки данного документа и его внедрения в учетный процесс учреждения. Чтобы учетная политика способствовала повышению достоверности учетной информации и формируемой на ее основе отчетности, необходимо разрабатывать ее с учетом специфики деятельности учреждения и поддерживать в актуальном состоянии.

Учетная политика в бюджетном учреждении на 2019 год

Чиновники утвердили федеральный стандарт для учетной политики, а также уточнили классификацию в доходах и расходах. Поэтому разработайте и закрепите учетную политику бюджетного учреждения на 2019 год с учетом предстоящих изменений.

Утвердить учетную политику бюджетного учреждения нужно до 31 декабря 2018 года, то есть до наступления 2019 года. В конце статьи можете скачать образец учетной политики на 2019 год.

Какие изменения учесть при составлении учетной политики на 2019 год

С 1 января 2019 года вступает в силу федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (далее — СГС «Учетная политика»). Основание — приказ Минфина России № 274н от 30 декабря 2017 г. С этой же даты необходимо будет применять детализированные КОСГУ (приказ Минфина № 209н от 29 ноября 2017 г.). Поэтому при разработке учетной политике учтите эти изменения. Более подробно, читайте в статье.

До конца года в учетную политику нужно внести кардинальные изменения. В новой учетке должно быть как минимум восемь разделов. Сформировать новую учетную политику привычными методами не получится. Вы не сможете воспользоваться готовой усредненной учетной политикой из интернета или составить ее из шаблонных выдержек из инструкций.

Теперь, чтобы подготовить учетную политику, придется изучить стандарты. Но Минфин облегчил задачу — составил перечень операций, которые вы должны прописать в своем документе. Читайте подробно, как сформировать учетку-2019 в три этапа Далее мы рассмотрим только основные правила составления.

Как составлять учетную политику

Когда в учреждении есть своя бухгалтерия, учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или другой сотрудник, ответственный за бухучет в учреждении. Если бухучет передан централизованной бухгалтерии, то она разрабатывает для него учетную политику. И в том и в другом случае документ утверждает руководитель учреждения, так как он отвечает за ведение бухучета. Основание — пункт 8 СГС «Учетная политика».

Учетная политика применяется последовательно из года в год. Измените ее, если:

  • изменилось законодательство о бухучете, в том числе федеральные или отраслевые стандарты,
  • учреждение сменило условия деятельности, включая реорганизацию, либо ему сменили полномочий или выполняемых им функций,
  • учреждение разработало новые способы бухучета.

Например, в 2018 году учетную политику нужно было изменить в связи с внедрением федеральных стандартов и обновлением инструкций по бухучету. Учетную политику на 2019 год нужно утвердить с учетом нового федерального стандарта.

Изменения закрепите отдельным приказом: замените устаревшие пункты и положения, введите новые. Если корректировок много, можете утвердить новую редакцию приказа учетной политики. В любом случае они начнут действовать с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Чтобы утвердить документ или внести в него изменения, оформите приказ об учетной политике бюджетного учреждения. Не указывайте в нем год, на который она действует. Установите дату, с которой начнете применять документ. Например, напишите так: «Ввести учетную политику в действие с 1 января 2019 года».

Если удобно установить точный период, когда будете применять учетную политику, утвердите приказ на один год. К началу каждого следующего года издавайте приказ о том, что продлили действие учетной политики. Например, так: «Продлить действие учетной политики 2018 года на 2019 год».

Шпаргалка

Когда не надо вносить корректировки в учетную политику

Пункт 14 СГС «Учетная политика» устанавливает случаи, которые не надо считать изменением учетной политики:

а) применение правил (способа) организации и ведения бухучета, чтобы отразить факты хозяйственной жизни, которые отличны от фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее;

б) утверждение нового правила (способа) организации и ведения бухучета хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности субъекта учета впервые.

Правила составления учетной политики бюджетного учреждения на 2019 год

Когда будете формировать учетную политику на 2019 год, соблюдайте следующие правила (п. 7 – 17 СГС «Учетная политика»):

Правило 1. Формируйте ее исходя из особенностей своей структуры, выполняемых полномочий, отраслевых и других особенностей деятельности.

Правило 2. Состав документа соответствовать требованиям пункта 9 СГС «Учетная политика». Учетная политика должна включать в себя:

  1. Методы оценки объектов бухгалтерского учета.
  2. Рабочий план счетов бухгалтерского (бюджетного) учета.
  3. Порядок проведения инвентаризации имущества, в том числе и за балансом.
  4. Правила документооборота и технологию обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных учетных (сводных) документов по графику документооборота или порядку взаимодействия структурных подразделений и ответственных лиц.
  5. Порядок признания и раскрытия в отчетности событий после отчетной даты.
  6. Формы первичных документов, регистров бухучета и других документов, по которым нет унифицированных форм.
  7. Порядок, как проводить внутренний финансовый контроль.
  8. Порядок передачи бухгалтерских документов при смене руководителя и главного бухгалтера учреждения.
  9. Другие решения, которые необходимы для организации и ведения бухучета. Например, положение о том, какие резервы создавать, и методы их учета.
  10. Бюджетные и автономные учреждения, которые исполняют полномочия ПБС, дополнительно указывают, как вести бюджетный учет по этим операциям.

На официальном сайте учреждения или централизованной бухгалтерии опубликуйте основные положения учетной политики.

Учетная политика бюджетного учреждения на 2019 год: образец бюджетникам

Для безошибочного составления учетной политики бюджетного учреждения, воспользуйтесь сервисом в Системе Госфинансы Сервис поможет составить учетную политику для бухучета или налогообложения. В результате вы получите подходящие образцы документа, необходимые приложения, а также подборку полезных рекомендаций.

Рабочий план счетов в учетной политике бюджетного учреждения 2019

Скорректируйте рабочий план счетов, который утвержден в вашей учетной политике. Это связано с новым порядком применения КОСГУ, применяемый с 2019 года, утвержденный приказом Минфина № 209н от 29 ноября 2017 г. О новых кодах Минфин рассказал в письме № 02-05-10/45153 от 29 июня 2018 г. Например, с 1 января 2019 года выплаты сотрудникам надо будет делить:

  • на заработную плату (подстатья 211 КОСГУ),
  • социальные (подстатьи 266 и 267 КОСГУ),
  • несоциальные (подстатьи 212 и 214 КОСГУ).

А их в свою очередь — на выплаты в денежной и натуральной форме.

Как изменились коды КОСГУ и принцип их применения читайте в статье журнала. Также эксперты журнала Учет в учреждении подробнее рассмотрели некоторые изменения:

В рабочий план включите все те счета с аналитикой, которые:

  • нужны, чтобы учитывать факты хозяйственной жизни учреждения по видам деятельности;
  • не используете в текущее время, но планируете применять для учета в будущем.

Например, вы планируете направить сотрудников в загранкомандировку в 2019 году и открыть для этого валютный счет. А значит, нужно включить счет 201 27 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте» в рабочий план счетов наступающего года. Это необходимо, чтобы отразить предстоящие операции в учете.

Счета, которые не будете использовать в 2019 году, не включайте в рабочий план. Это может быть счет 207 00 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)», если учреждение не вправе предоставлять займы. Зато можете добавить дополнительные:

  • аналитические коды в балансовые счета;
  • забалансовые счета.

Для балансовых счетов дополнительную аналитику вводите, когда нужен раздельный учет имущества или расчетов. Чтобы ввести код, используйте свободные разряды номера счета. Например, для учета себестоимости разных видов услуг счет 109 61 «Услуга № 1», счет 109 62 «Услуга № 2».

Новые забалансовые счета вводите, когда нужен дополнительный учет операций или контроль за сохранностью имущества. Например, для:

  • периодических изданий, которые не входят в библиотечный фонд;
  • транспортных, топливных, парковочных карт;
  • проездных билетов;
  • полисов ОСАГО;
  • денег недееспособных подопечных.

Приложения к учетной политике на 2019 год для бюджетных учреждений

Проверьте, все ли обязательные разделы содержит ваша учетная политика:

  • самостоятельно разработанные формы первичных документов;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • номера журналов операций;
  • перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов;
  • порядок и график инвентаризации;
  • оформление служебных командировок;
  • принятие обязательств и денежных обязательств;
  • положение о расчетах с подотчетными лицами.

Не засоряйте учетную политику лишней информацией. Например, не надо дублировать:

  • правила из инструкций по бухучету. Например, не нужно писать, что «бухгалтерский учет ведется методом двойной записи на взаимосвязанных балансовых счетах». Ведь больше никакие методы вы использовать не можете. Так как учет по простой схеме возможен только на забалансовых счетах;
  • нормы трудового, гражданского и налогового законодательства, так как они не относятся к правилам бухучета;
  • личные данные сотрудников. Например, его Ф.И.О. Ведь, если он уволится, то документ придется корректировать, а это возможно только в ограниченных случаях;
  • способы и методы учета, которые не относятся к видам деятельности учреждения.

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Кто проверяет учетную политику бюджетного учреждения

Учредитель вправе потребовать на согласование учетную политику в рамках ведомственного контроля. Это им нужно для того, чтобы обеспечить сопоставимость учетных данных подведомственных учреждений в сводной отчетности.

Согласуйте с учредителем порядок отражения операций в учете, которых нет в Инструкции. Например, новая корреспонденция счетов. В этом случае весь документ согласовывать не надо.

Учетную политику могут проверить как внутренние, так и внешние ревизоры на соответствие действующему законодательству. Ведь порядок, который установлен в учетке, обязано применять как само учреждение, так и контролирующие ведомства при проверке.

Учетная политика бюджетных учреждений

«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2011, N 11

Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» утвержден Единый план счетов и Инструкция по его применению (далее — Инструкция N 157н). Согласно этому нормативному документу бюджетные учреждения обязаны формировать и ежегодно утверждать учетную политику. Рассмотрим нормативно-правовое регулирование учетной политики бюджетного учреждения и общие принципы ее формирования.

В п. 6 Инструкции N 157н сказано, что учреждения (казенные, бюджетные и автономные) для организации ведения бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, а также Инструкцией N 157н, формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий.

Поскольку отсутствует нормативный документ, который бы содержал подробную информацию об особенностях составления учетной политики для бюджетных учреждений, то следует руководствоваться требованиями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково» от 28.09.2010 N 243-ФЗ), устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, Инструкцией N 157н, определяющей учетную политику посредством Единого плана счетов и общих требований к организации бюджетного учета соответственно типу учреждения.

На основе Единого плана счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции N 157н сформированы отдельные Планы счетов и Инструкции для каждой организационно-правовой формы бюджетных учреждений:

  • Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» — применяется казенными учреждениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами управления государственными и территориальными внебюджетными фондами, государственными академиями наук и др.;
  • Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Приказ N 174н) — для бюджетных учреждений нового типа;
  • Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» — для автономных учреждений.
Читайте так же:  Оформить сим карту на ип

Согласно официальному определению учетная политика — это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Однако на практике учетная политика должна содержать ряд дополнительной информации, для того чтобы она могла служить полноценным инструментом финансовой деятельности организации, позволяющим избежать претензий со стороны контролирующих органов.

Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер и утверждает своим приказом руководитель учреждения, но не позднее 31 декабря года, предшествующего году, на который распространяются положения утверждаемой учетной политики. Эта процедура повторяется ежегодно, однако изначально данный документ разрабатывается исходя из предположения, что большинство его положений будут применяться последовательно из года в год. Изменения же, вносимые в учетную политику, могут быть обусловлены как изменениями в законодательстве, так и существенными изменениями условий деятельности организации, к числу которых можно отнести, например, образование филиала или обособленного подразделения. При этом принятая учреждением учетная политика едина для всех обособленных подразделений.

В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета, а также для верного исчисления налогооблагаемой базы по налогам изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Названные нормативные документы содержат ряд обязательных положений, необходимых для включения в учетную политику. Исходя из этих требований и учитывая практический опыт, учетной политике целесообразно придать следующую структуру.

  1. Общие положения: перечень положений, подлежащих раскрытию в учетной политике.
  2. Учетная политика для целей бухгалтерского учета.

2.1. Организационная часть:

  • нормативно-правовая база учета;
  • структура бухгалтерской службы (со ссылкой на должностные инструкции);
  • правила оформления, утверждения и регистрации первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также использования форм документов внутренней отчетности (со ссылкой на соответствующие приложения);
  • структура инвентарного номера;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
  • организация архива бухгалтерской документации в учреждении (со ссылкой на приложение);
  • составы постоянно действующих комиссий;
  • порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля;
  • порядок, при необходимости, привлечения для решения задач внутреннего контроля независимого аудитора (аудиторской организации).

2.2. Методический раздел:

  • методы оценки активов и обязательств;
  • учет затрат и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг);
  • отражение в учетной политике проблемных вопросов методологии учета.

2.3. Технические аспекты бухгалтерского учета: технология обработки учетной информации, характеристики используемого программного продукта, правила вывода информации на печать и др.

  1. Учетная политика для целей налогообложения.

3.1. Организационные и технические аспекты налогового учета.

3.2. Организация и система налогового учета.

3.3. Методические аспекты налогового учета.

  • рабочий план счетов бюджетного учета;
  • перечень неунифицированных форм первичных документов и регистров, разработанных организацией самостоятельно;
  • перечень должностей, которые занимают лица, имеющие право подписи первичных документов;
  • правила и порядок документооборота;
  • должностные инструкции главного бухгалтера и работников бухгалтерии;
  • сроки хранения бухгалтерских и налоговых документов, образующихся в процессе деятельности учреждения.

Можно несколько упростить структуру учетной политики и представить ее в следующем виде:

  1. Общие положения.
  2. Организация ведения бухгалтерского (бюджетного) и налогового учета.
  3. Методические аспекты бухгалтерского (бюджетного) учета.
  4. Методические аспекты налогового учета.
  5. Технические аспекты бухгалтерского (бюджетного) и налогового учета.
  6. Дополнительные положения.

Приложения (аналогично первому варианту).

Все необходимые положения должны быть включены в полную и упрощенную структуру учетной политики.

Рассмотрим некоторые разделы учетной политики.

Так, организационный раздел учетной политики должен включать ссылки на нормативные документы, которыми пользуется бухгалтерская служба в своей деятельности, положения законодательства о правовой ответственности главного бухгалтера, круг вопросов, решаемых бухгалтерской службой, ее структуру. По мнению многих аудиторов, в качестве приложения к учетной политике целесообразно приводить должностные инструкции работников бухгалтерской службы.

Обязанности, права и ответственность главного бухгалтера бюджетного учреждения устанавливаются согласно следующим положениям. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) главный бухгалтер обязан обеспечивать соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ и контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Кроме того, главный бухгалтер обязан:

  • осуществлять организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности организации и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности организации;
  • руководить разработкой и осуществлением мероприятий, направленных на соблюдение государственной и финансовой дисциплины;
  • организовывать учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением;
  • организовывать учет исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (оказания услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации, а также финансовых, расчетных и кредитных операций;
  • присутствовать при нанесении инвентарных номеров на объекты основных средств;
  • присутствовать при маркировке специальными штампами предметов мягкого инвентаря.

Согласно Инструкции по бюджетному учету подпись главного бухгалтера должна обязательно присутствовать:

  • в денежных и расчетных документах, финансовых и кредитных обязательствах;
  • в содержательной части авансового отчета;
  • в оформляющей части следующих документов: книга учета животных, книга регистрации боя посуды, книга учета бланков строгой отчетности, реестр ценных бумаг, книга учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке.

Главный бухгалтер вправе:

  • требовать от руководства создания необходимых условий для выполнения служебных обязанностей;
  • вносить на рассмотрение руководства организации предложения по улучшению ее деятельности;
  • запрашивать информацию и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей;
  • привлекать к решению возложенных на него задач специалистов других отделов с согласия соответствующих руководителей.

Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики учреждения, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 7 Закона N 129-ФЗ).

Структура бюджетной бухгалтерии, обязанности бухгалтерских служб определяются следующим образом. В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона N 129-ФЗ бухгалтерский учет в учреждении может вести бухгалтерия как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. Если организация небольшая, то бывает достаточно одного штатного бухгалтера. Учреждение может и не иметь в своем штатном расписании ставки бухгалтеров. В этом случае оплата услуг по ведению бухгалтерского учета производится на основе договора гражданско-правового характера. Руководитель организации может также вести бухгалтерский учет лично.

Особенность передачи (полностью или частично) функций по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях заключается в том, что происходит это, как правило, на основании решения собственника имущества — соответствующего главного распорядителя или распорядителя бюджетных средств.

Централизация бюджетного учета (т.е. функционирование централизованных бухгалтерий) может осуществляться на основании конкретного нормативного распорядительного документа, принятого соответствующим органом государственной власти (министерством, ведомством, органом государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления), если это не противоречит текущему законодательству.

Рассмотрим обязанности основных членов бухгалтерской группы бюджетного учреждения.

Заместитель главного бухгалтера по начислению заработной платы выполняет работы по начислению в установленном порядке всех видов заработной платы, осуществляет ввод данных для начисления заработной платы работникам предприятия в компьютерные системы (оклады, премии, приработки, материальная помощь, социальные льготы), выдачу справок работникам предприятия по вопросам начисления заработной платы, других выплат и удержания из них, обработку первичной документации по соответствующим участкам учета (приказы, листки о временной нетрудоспособности, премии, выплаты за сверхурочную работу, отпуска, распоряжения), начисление налоговых платежей в бюджеты различных уровней, отчисления во внебюджетные фонды, производит сверку по платежам с налоговыми органами, пенсионным фондам, фондом социального страхования, фондом обязательного медицинского страхования, а также осуществляет контроль за сохранностью бухгалтерских документов, подготовку данных для составления отчетности и оформление их для передачи в архив.

Заместитель главного бухгалтера по материальной части осуществляет учет основных средств, заполняет карточки с характеристикой на каждый объект основных средств, начисляет амортизацию, ведет учет материальных ценностей, принимает отчеты о расходе материалов, ведет оборотные ведомости и мемориальные ордера, заполняет договоры о материальной ответственности с подотчетными лицами, осуществляет контроль за проведением инвентаризаций товарно-материальных ценностей.

Вместо главного бухгалтера он может присутствовать при нанесении инвентарных номеров на объекты основных средств, а также при маркировке специальными штампами предметов мягкого инвентаря.

Заместитель главного бухгалтера по материальной части вправе требовать от подотчетных лиц надлежащего хранения и учета материальных ценностей, проводить ревизии, вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с выполнением обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией.

Заместитель главного бухгалтера финансовой группы ведет работу по обеспечению строгого соблюдения финансовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания с бухгалтерского баланса дебиторской задолженности и других потерь, осуществляет подготовку платежных поручений и контроль за своевременной оплатой по ним, оформление первичной документации (обработка и оплата счетов, счетов-фактур поставщиков), выставление счетов, счетов-фактур, актов клиентам, контроль оплаты клиентами счетов (ежедневно), контроль возврата актов выполненных услуг от клиентов, участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления экономии бюджетных средств.

Бухгалтер-кассир осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность, оформляет документы и получает в соответствии с установленным порядком денежные средства в банке по чекам организации, осуществляет выдачу из кассы наличных денег и бланков строгой отчетности работникам предприятия, сдает в соответствии с установленным порядком денежные средства в банк, получает в банке выписки по расчетному счету, обеспечивает бесперебойную работу касс предприятия, контролирует правила торговли в работе касс, составляет кассовую отчетность, принимает меры для обеспечения сохранности вверенных ему денежных средств и денежных документов, предотвращения ущерба.

Бухгалтер-кассир несет ответственность:

  • за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ;
  • за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;
  • за причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

Ведущий бухгалтер выполняет следующие функциональные обязанности:

  • принимает и контролирует первичную документацию по соответствующим участкам бухгалтерского учета, готовит ее к счетной обработке;
  • оформляет первичную документацию;
  • принимает и обрабатывает документы для начисления заработной платы, ведет лицевые счета сотрудников и карточки персонифицированного учета налогов, готовит расчетно-платежные и платежные ведомости и представляет их для проверки главному бухгалтеру;
  • ведет складской учет, анализ дебиторской и кредиторской задолженности перед поставщиками, акты сверки с поставщиками;
  • ведет участок «услуги сторонних организаций», анализ дебиторской и кредиторской задолженности, акты сверки со сторонними организациями;
  • составляет книги покупок;
  • готовит данные по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности;
  • оформляет бухгалтерские документы для их архивирования;
  • выполняет работы по формированию, ведению и хранению бухгалтерской информации.

Кассир осуществляет контроль за исправностью и правильной эксплуатацией контрольно-кассовых машин, записывает показания счетчиков, получает от покупателей деньги за товары, осуществляет продажу входных билетов и талонов на оказание услуг, готовит денежную выручку по окончании рабочего дня, составляет кассовый отчет и сдает выручку бухгалтеру-кассиру вместе с кассовым отчетом. Кассиру категорически запрещено разглашать сведения об операциях по хранению ценностей, их отправке, перевозке, охране, сигнализации, а также служебных поручениях по кассе.

Кассир имеет право вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными должностной инструкцией обязанностями, требовать от руководства учреждения содействия в исполнении должностных обязанностей и прав.

В качестве примера приведем две должностные инструкции: главного бухгалтера и бухгалтера-кассира.

Должностная инструкция главного бухгалтера 1. Общие положения

1.1. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя учреждения — директора (должность указана для примера).

1.2. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно директору учреждения.

1.3. Главному бухгалтеру подчиняются все работники бухгалтерии (в этом подпункте целесообразно перечислить всех подчиненных главного бухгалтера: заместитель главного бухгалтера, бухгалтеры, кассир и т.п.).

1.4. Прием и сдача дел при назначении на должность и освобождении от должности главного бухгалтера оформляются актом приема-передачи дел после инвентаризации имущества и обязательств.

1.5. На время отсутствия главного бухгалтера (командировка, отпуск, болезнь и т.п.) права и обязанности главного бухгалтера временно возлагаются на замещающее его лицо (на директора, заместителя главного бухгалтера, бухгалтера и т.п.), о чем объявляется приказом по учреждению.

2. Квалификационные требования

2.1. На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж финансово-хозяйственной работы, в том числе на руководящих должностях, не менее пяти лет.

Читайте так же:  Инструкция по заполнению тн в рб

2.2. Главный бухгалтер должен знать:

  • законодательство о бухгалтерском учете, в том числе в бюджетной сфере;
  • основы гражданского и коммерческого права, финансовое и налоговое законодательство;
  • нормативные и методические документы по вопросам организации бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности, финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
  • налоговый, статистический и управленческий учет;
  • порядок оформления бухгалтерских операций и организацию документооборота по участкам учета, порядок списания со счетов бухгалтерского (бюджетного) учета недостач, дебиторской задолженности, порядок приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;
  • формы и порядок финансовых расчетов;
  • условия налогообложения юридических и физических лиц;
  • правила проведения инвентаризаций имущества и обязательств, правила расчетов с кредиторами и дебиторами, правила проведения аудиторских проверок;
  • порядок и сроки составления бухгалтерской (бюджетной), налоговой, статистической отчетности;
  • компьютерные программы по бухгалтерскому учету в бюджетной сфере, современные справочные и информационные системы в сфере бухгалтерского учета и управления финансами;
  • правила хранения бухгалтерских документов и защиты информации;
  • основы отраслевых особенностей;
  • трудовое законодательство, правила и нормы охраны труда.

3. Функциональные обязанности

3.1. Главный бухгалтер формирует учетную политику исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий.

3.2. Руководит формированием информационной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета, обеспечивает предоставление информации внутренним и внешним пользователям.

3.3. Организует работу по ведению регистров бухгалтерского учета, исполнению смет расходов, учету имущества, обязательств, основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств, финансовых, расчетных и кредитных организаций, издержек производства и обращения, продажи продукции, выполнения работ (услуг), финансовых результатов деятельности организации.

3.4. Обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств.

3.5. Обеспечивает контроль за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов.

3.6. Организует информационное обеспечение управленческого учета, учет затрат на производство, составление калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), учет по центрам ответственности и сегментам деятельности, формирование внутренней управленческой отчетности.

3.7. Возглавляет работу:

  • по подготовке и утверждению рабочего плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • по подготовке и утверждению форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, форм внутренней бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями Минфина России;
  • по обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия, состояния и оценки;
  • по организации системы внутреннего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций, соблюдением порядка документооборота, технологии обработки учетной информации и ее защиты от несанкционированного доступа.

3.8. В соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ обеспечивает своевременное перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в кредитные организации, средств на финансирование капитальных вложений, погашение задолженностей по ссудам.

3.9. Обеспечивает контроль за расходованием средств фонда оплаты труда, организацией и правильностью расчетов по оплате труда работников.

3.10. Обеспечивает соблюдение финансовой и кассовой дисциплины.

3.11. Организует работу с налоговой инспекцией, Пенсионным фондом РФ, Фондами социального страхования РФ, обязательного медицинского страхования и т.д.

3.12. Участвует в оформлении документов по недостачам, незаконному расходованию денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролирует передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы.

3.13. Обеспечивает составление отчета об исполнении бюджетов денежных средств и смет расходов, подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке.

3.14. Обеспечивает сохранность бухгалтерских документов и сдачу их в архив в установленном порядке.

3.15. Оказывает методическую помощь руководителям подразделений и другим работникам организации по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и анализа хозяйственной деятельности.

3.16. Руководит работниками бухгалтерии, организует работу по повышению их квалификации.

3.17. Принимает участие в проведении финансового анализа и формирования налоговой политики на основе данных бухгалтерского учета и отчетности, в организации внутреннего аудита, готовит предложения по улучшению деятельности организации, устранении потерь и непроизводственных затрат.

4.1. Главный бухгалтер имеет право устанавливать обязательные для всех подразделений и служб организации порядок и сроки документального оформления операций, представления в бухгалтерию необходимых документов, сведений (списки должностных лиц, на которых возлагается обязанность составления первичных документов, которым предоставляется право их подписи, согласовываются с главным бухгалтером).

4.2. Требует от руководителей отделов, в необходимых случаях и от генерального директора, принятия мер к усилению сохранности собственности организации, обеспечению правильной организации бухгалтерского учета и контроля.

4.3. Распределяет обязанности между сотрудниками бухгалтерии, составляет их должностные инструкции, контролирует их исполнение.

4.4. Готовит предложения о поощрении работников бухгалтерии, отличившихся в решении вопросов, входящих в их компетенцию.

4.5. Готовит предложения о наказании работников бухгалтерии за неисполнение и ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, повлекшее упущения в учете или убытки.

5. Ответственность

5.1. Главный бухгалтер отвечает за:

  • правильную организацию учета и отчетности;
  • достоверность записей в документах по счетам бухгалтерского учета;
  • правильное составление и своевременное представление балансов, отчетов и других сведений;
  • правильное и своевременное начисление налогов и отчислений в бюджет и внебюджетные фонды;
  • организацию и контроль финансовой и кассовой дисциплины;
  • исполнение своих обязанностей, а также работу подчиненного персонала;
  • сохранение конфиденциальной информации, известной ему по роду его деятельности;
  • выполнение приказов, распоряжений и поручений директора;
  • соблюдение трудовой дисциплины лично и персоналом бухгалтерии.

5.2. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, главный бухгалтер несет ответственность в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

5.3. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, главный бухгалтер несет ответственность в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция бухгалтера-кассира 1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность бухгалтера-кассира.

1.2. Бухгалтер-кассир относится к категории специалистов, назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя учреждения — директора, по представлению главного бухгалтера.

1.3. Бухгалтер-кассир подчиняется непосредственно главному бухгалтеру.

1.4. В период временного отсутствия бухгалтера-кассира его обязанности возлагаются на заместителя главного бухгалтера приказом директора.

2. Квалификационные требования

2.1. На должность бухгалтера-кассира назначается лицо, имеющее среднее профессиональное (экономическое) образование с опытом работы по специальности от года или высшее профильное образование с опытом работы по специальности от полугода.

2.2. Бухгалтер-кассир должен знать:

2.2.1. Законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы, руководящие, методические и нормативные материалы по организации и учету кассовых операций и составлению отчетности по кассе.

2.2.2. Оформление кассовых операций и форм первичной учетной документации.

2.2.3. Организацию документооборота по учету кассовых операций.

2.2.4. Порядок приема, выдачи и хранения наличных денег, правила определения платежеспособности банковских билетов и монет Банка России.

2.2.5. Средства вычислительной техники, коммуникаций и связи и возможности их применения для выполнения учетно-вычислительных работ и анализа хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.

2.2.6. Экономику, организацию труда и управления.

2.2.7. Законодательство о труде.

3. Должностные обязанности бухгалтера-кассира

3.1. Выполняет работу по организации и учету кассовых операций.

3.2. Соблюдет законодательные и нормативные акты, выполняет работу по приему, выдаче и хранению наличных денег.

3.3. Ведет первичную документацию по приему и выдаче наличных денег.

3.4. Ведет на основе ведомостей выплату зарплаты работникам учреждения.

3.5. Осуществляет контроль за первичной документацией по кассовым операциям и готовит их к счетной обработке.

3.6. Перед открытием помещения кассы и металлических шкафов (сейфов) осуществляет проверку сохранности замков, дверей, оконных решеток и печатей, исправности охранной сигнализации.

3.7. Ведет прием наличных денег по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением директора.

3.8. Производит выдачу наличных денег из касс по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям, расчетно-платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на эти документы штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны директором, главным бухгалтером учреждения или лицами, на это уполномоченными.

3.9. Производит записи в кассовую книгу сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу.

3.10. Ежедневно в конце рабочего дня подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

3.11. Принимает участие в проведении инвентаризаций.

3.12. Организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением.

3.13. Является материально ответственным лицом и, после издания приказа о приеме его на работу, обязан под расписку ознакомиться с Порядком ведения кассовых операций в РФ и заключить договор о полной материальной ответственности.

3.14. Не имеет права передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам, кроме случаев временной нетрудоспособности или отпуска по распоряжению руководства.

3.15. Следит за сохранностью первичных документов по кассовым операциям.

3.16. Обеспечивает сохранность денежных средств, находящихся в кассе, ККМ и прочих материальных ценностей.

3.17. Систематически повышает свою квалификацию на курсах и семинарах по бухгалтерскому учету.

Бухгалтер-кассир имеет право:

4.1. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

4.2. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

4.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности бухгалтера-кассира.

5. Ответственность

5.1. Бухгалтер-кассир, в соответствии с действующим законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих, несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный учреждению в результате умышленных действий и небрежного или недобросовестного отношения к своим функциональным обязанностям, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

5.2. Бухгалтер-кассир также несет ответственность в пределах, установленных действующим трудовым законодательством РФ за:

5.2.1. Недостоверную информацию о состоянии выполнения полученных заданий и поручений, нарушение сроков их исполнения.

5.2.2. Невыполнение приказов, распоряжений директора учреждения, поручений и заданий от главного бухгалтера.

5.2.3. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в учреждении.

Если бухгалтерская служба учреждения имеет сложную структуру, например такую как представлена на рисунке, то ее можно представить в виде схемы в качестве отдельного приложения.

Организационная структура бухгалтерии бюджетного учреждения (пример учреждения — музей)

Следующий аспект учетной политики — перечень лиц, имеющих право подписи документов. Он должен утверждаться отдельным приказом, а в учетной политике лучше указывать только должности без поименного списка, чтобы не вносить потом изменения в учетную политику.

График документооборота представляет собой правила составления, представления и обработки первичной информации в установленные сроки и лиц, ответственных за ведение документооборота. Он составляется по типовой форме, представленной в таблице, по подразделениям.

Читайте так же:

  • Приказ 136-н Приказ Минфина России от 24 декабря 2013 г. № 136н "О Порядке ведения реестра соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг)" В целях реализации части 8 статьи 7 Федерального […]
  • Приказ минфин 173н от 15122010 Приказ минфин 173н от 15122010 «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, […]
  • Закон о государственной границе рф 2011 Закон о государственной границе рф 2011 Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I"О Государственной границе Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 10 августа 1994 г., 29 ноября 1996 г., 19 июля 1997 г., 24, 31 июля 1998 г., 31 мая 1999 г., 5 августа, 7 ноября 2000 г., 24 […]
  • Бюджетные полномочия организации приложение 8 Бюджетные полномочия организации приложение 8 В соответствии со статьями 165, 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2007, № 18, ст. 2117; № 45, ст. 5424; 2010, № 19, ст. 2291; 2011, № 27, ст. 3873; 2013, № 19, […]
  • Федеральный закон 2003 года n 131-фз Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" С […]