Меню

Пособие беденко

Марк Беденко: Смысловое чтение. 1 класс. Тетрадь-тренажёр. ФГОС

Аннотация к книге «Смысловое чтение. 1 класс. Тетрадь-тренажёр. ФГОС»

Данное пособие представляет собой авторский учебный курс, позволяющий подготовить учащихся младших классов к работе с учебными, научно-популярными и информационными текстами — от учебников физики и химии до инструкции по пользованию электроприборами. Курс направлен на обучение учеников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации таких текстов как в устной, так и письменной форме, что отвечает требованиям ФГОС НОО в части формирования личностной и метапредметной составляющей процесса обучения. Пособие можно использовать как во внеурочной деятельности, так и на уроках. Методика работы по данному пособию отражена в методических рекомендациях к настоящему курсу.
Предназначается учителям, ученикам 1 класса и их родителям.
4-е издание.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Произведения автора Беденко М.В.

Данное пособие представляет собой авторский учебный курс, позволяющий подготовить учащихся младших классов к работе с учебными, научно-популярными и информационными текстами – от учебников физики и химии до инструкции.

Данное пособие представляет собой авторский учебный курс, позволяющий подготовить учащихся младших классов к работе с учебными, научно-популярными и информационными текстами – от учебников физики и химии до инструкции.

В пособии приведены разнообразные задания, способствующие развитию логического мышления дошкольников. Непривычные формулировки заданий требуют от детей самостоятельных умозаключений, создают условия для регулярного.

В пособии приведены разнообразные задания, способствующие развитию логического мышления дошкольников. Непривычные формулировки заданий требуют от детей самостоятельных умозаключений, создают условия для регулярного.

Данное пособие представляет собой авторский учебный курс, позволяющий подготовить учащихся младших классов к работе с учебными, научно-популярными и информационными текстами – от учебников физики и химии до инструкции.

Данное пособие представляет собой авторский учебный курс, позволяющий подготовить учащихся младших классов к работе с учебными, научно-популярными и информационными текстами – от учебников физики и химии до инструкции.

Данное пособие представляет собой авторский учебный курс, позволяющий подготовить учащихся младших классов к работе с учебными, научно-популярными и информационными текстами – от учебников физики и химии до инструкции.

Данное пособие представляет собой авторский учебный курс, позволяющий подготовить учащихся младших классов к работе с учебными, научно-популярными и информационными текстами – от учебников физики и химии до инструкции.

В пособии приведены разнообразные задания, способствующие развитию логического мышления дошкольников. Непривычные формулировки заданий требуют от детей самостоятельных умозаключений, создают условия для регулярного.

В пособии приведены разнообразные задания, способствующие развитию логического мышления дошкольников. Непривычные формулировки заданий требуют от детей самостоятельных умозаключений, создают условия для регулярного.

В пособии приведены занимательные задания, способствующие развитию у дошкольников математических представлений. Непривычные формулировки заданий требуют от детей самостоятельных умозаключений, создают условия для.

В пособии приведены занимательные задания, способствующие развитию у дошкольников математических представлений. Непривычные формулировки заданий требуют от детей самостоятельных умозаключений, создают условия для.

Данное пособие представляет собой авторский учебный курс, позволяющий подготовить учащихся младших классов к работе с учебными, научно-популярными и информационными текстами – от учебников физики и химии до инструкции.

Данное пособие представляет собой авторский учебный курс, позволяющий подготовить учащихся младших классов к работе с учебными, научно-популярными и информационными текстами – от учебников физики и химии до инструкции.

«Математика с улыбкой» – это серия небольших сборников задач и тетрадей для отработки вычислительных навыков в начальной школе. Детей заинтересуют примеры, представленные в нестандартной форме, и задачи, в которых.

«Математика с улыбкой» – это серия небольших сборников задач и тетрадей для отработки вычислительных навыков в начальной школе. Детей заинтересуют примеры, представленные в нестандартной форме, и задачи, в которых.

«Математика с улыбкой» – это серия небольших сборников задач и тетрадей для отработки вычислительных навыков в начальной школе. Детей заинтересуют примеры, представленные в нестандартной форме, и задачи, в которых.

«Математика с улыбкой» – это серия небольших сборников задач и тетрадей для отработки вычислительных навыков в начальной школе. Детей заинтересуют примеры, представленные в нестандартной форме, и задачи, в которых.

В пособии приведены разнообразные задания, способствующие развитию логического мышления дошкольников. Непривычные формулировки заданий требуют от детей самостоятельных умозаключений, создают условия для регулярного.

В пособии приведены разнообразные задания, способствующие развитию логического мышления дошкольников. Непривычные формулировки заданий требуют от детей самостоятельных умозаключений, создают условия для регулярного.

В пособии приведены занимательные задания, способствующие развитию у дошкольников математических представлений. Непривычные формулировки заданий требуют от детей самостоятельных умозаключений, создают условия для.

В пособии приведены занимательные задания, способствующие развитию у дошкольников математических представлений. Непривычные формулировки заданий требуют от детей самостоятельных умозаключений, создают условия для.

«Математика с улыбкой» – это серия небольших сборников задач и тетрадей для отработки вычислительных навыков в начальной школе. Детей заинтересуют примеры, представленные в нестандартной форме, и задачи, в которых.

«Математика с улыбкой» – это серия небольших сборников задач и тетрадей для отработки вычислительных навыков в начальной школе. Детей заинтересуют примеры, представленные в нестандартной форме, и задачи, в которых.

«Математика с улыбкой» – это серия небольших сборников задач и тетрадей для отработки вычислительных навыков в начальной школе. Детей заинтересуют примеры, представленные в нестандартной форме, и задачи, в которых.

«Математика с улыбкой» – это серия небольших сборников задач и тетрадей для отработки вычислительных навыков в начальной школе. Детей заинтересуют примеры, представленные в нестандартной форме, и задачи, в которых.

«Математика с улыбкой» – это серия небольших сборников задач и тетрадей для отработки вычислительных навыков в начальной школе. Детей заинтересуют примеры, представленные в нестандартной форме, и задачи, в которых.

«Математика с улыбкой» – это серия небольших сборников задач и тетрадей для отработки вычислительных навыков в начальной школе. Детей заинтересуют примеры, представленные в нестандартной форме, и задачи, в которых.

«Математика с улыбкой» – это серия небольших сборников задач и тетрадей для отработки вычислительных навыков в начальной школе. Детей заинтересуют примеры, представленные в нестандартной форме, и задачи, в которых.

«Математика с улыбкой» – это серия небольших сборников задач и тетрадей для отработки вычислительных навыков в начальной школе. Детей заинтересуют примеры, представленные в нестандартной форме, и задачи, в которых.

Предлагаемые в пособии задания и игровые упражнения позволят в увлекательной форме научить детей старшего дошкольного возраста осмысливать и анализировать задание, высказывать предположения, моделировать ситуацию и.

Предлагаемые в пособии задания и игровые упражнения позволят в увлекательной форме научить детей старшего дошкольного возраста осмысливать и анализировать задание, высказывать предположения, моделировать ситуацию и.

Предлагаемые в пособии задания и игровые упражнения позволят в увлекательной форме научить детей старшего дошкольного возраста осмысливать и анализировать задание, высказывать предположения, моделировать ситуацию и.

Предлагаемые в пособии задания и игровые упражнения позволят в увлекательной форме научить детей старшего дошкольного возраста осмысливать и анализировать задание, высказывать предположения, моделировать ситуацию и.

В пособии приведены занимательные задания, способствующие развитию у дошкольников математических представлений. Непривычные формулировки заданий требуют от детей самостоятельных умозаключений, создают условия для.

В пособии приведены занимательные задания, способствующие развитию у дошкольников математических представлений. Непривычные формулировки заданий требуют от детей самостоятельных умозаключений, создают условия для.

«Математика с улыбкой» – это серия небольших сборников задач и тетрадей для отработки вычислительных навыков в начальной школе. Детей заинтересуют примеры, представленные в нестандартной форме, и задачи, в которых.

«Математика с улыбкой» – это серия небольших сборников задач и тетрадей для отработки вычислительных навыков в начальной школе. Детей заинтересуют примеры, представленные в нестандартной форме, и задачи, в которых.

«Математика с улыбкой» – это серия небольших сборников задач и тетрадей для отработки вычислительных навыков в начальной школе. Детей заинтересуют примеры, представленные в нестандартной форме, и задачи, в которых.

«Математика с улыбкой» – это серия небольших сборников задач и тетрадей для отработки вычислительных навыков в начальной школе. Детей заинтересуют примеры, представленные в нестандартной форме, и задачи, в которых.

Каталог товаров

Консультант по заказам интернет-магазина:

  • +7 (846) 331-22-33 Самара с 10:00 до 20:00
  • +7 (8482) 55-55-88 Тольятти с 10:00 до 20:00

© 1994-2019 Интернет-магазин «Чакона»: купить книги в Самаре, Тольятти, Новокуйбышевске и Сызрани.

Вы можете оформить заказ в интернете или посетить наши розничные магазины. В наличии широчайший ассортимент товаров. Со многими издательствами мы работаем без посредников, поэтому у Вас есть возможность заказать самые свежие новинки и книги, которые только готовятся к выпуску. Доставка по России может быть для Вас бесплатной. Желаем удачных покупок!

Беденко (Начальная инновационная школа) Математика 3 Класс Учебное пособие Разноцветные задачи (333012933)

Учебное пособие предназначено для учащихся, учителей школ.

Пособие предназначено для работы в классе и при самостоятельной подготовке дома, а также для отработки и закрепления у школьников знаний, умений и навыков решения разных видов задач. На страницах задачника дети встретятся с привлекательными сказочными героями, что вызовет у них эмоциональный отклик и превратит обучение в радостное событие.

Читайте так же:  Как оформить опечатано

Учебно- методический комплект (УМК) состоит из учебника, программы курса, рабочей программы, книгу для учителя.

Еще про умножение — пособия

Я недавно писала про то, как Алиса учила таблицу умножения, и поняла, что забыла рассказать про несколько пособий, тетрадок, тренажеров, которые мы использовали, а также про те, которые решили не использовать.
Сегодня про них

Лиана Бережнова: Тренажер. 2-3 классы. Таблица умножения в кроссвордах.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/246525/

Попробовали с Алисой. Ей понравилось, и она неплохо занималась. Правда, как я уже говорила, особого результата это не дало.
Суть тетрадки сводится к следующему — ребенок много-много раз по таблице Пифагора находит ответы умножения, и должен их запомнить из-за большого повторения.

Андрей Усачев: Таблица умножения в стихах
Очень популярная штука, есть в множестве изданий. Приведу ссылку на одно из, просто, чтобы было понятно, о чем речь https://www.labirint.ru/books/538214/
Суть понятна и очевидна: стихи, в которых зарифмованы примеры.
Ну, прочесть — почему бы и нет, весело, забавно, прикольно. Алиса с удовольствием прочитала. Реальной пользы . никакой, кроме удовольствия ребенка и прокачивания навыка чтения стихов 🙂

Пособие, которое мне понравилось, но в руки пока не попало, поэтому не знаю, как оно будет.
Лариса Знаменская: Таблица умножения, закрепляем навыки
https://www.labirint.ru/books/589860/
В тетрадке нравится практически все 🙂 Но надо понимать, что эта тетрадка уже для этапа, когда ребенок табличное умножение запомнил. Хотя, конечно, можно пробовать и на этапе запоминания.
Но Алисе такую тетрадочку, скорее всего прикуплю, если найду у нас по адекватной цене.

А вот у этого же автора тетрадка про запоминание мне не очень понравилась. Т.е. вроде как все правильно, но я не понимаю, зачем каждый раз начинать с умножения на 1, например. В общем, тетрадка, похожая на десятки других аналогичных пособий https://www.labirint.ru/books/504285/

Я не раз писала про пособия Кумон, которые с удовольствием использовала с детьми. Есть в этой серии и тетрадки про умножение
от 1 до 5 https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/kumon-uchimsya-umnozhat-prostye-primery/
от 6 до 10 https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/kumon-uchimsya-umnozhat/
Но я их даже не стала покупать. Потому что в данном случае, на мой взгляд, ребенок завянет от скуки на первой же странице. Хотя, это как раз то самое заучивание в лоб. В общем, на любителя.
А вот эта тетрадка уже мне понравилась больше
https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/umnozhenie_uroven_3/
Тут кроме лобовой атаки есть очень интересное и полезное задание — вспоминать только ответы при умножении на число, есть перевод слов в пример, есть немного работы с таблицей Пифагора.
Поэтому мы как раз недавно начали по ней работать: шлифуем, повторяем, закрепляем по чуть-чуть. Правда, чтобы не переборщить, все-таки мы уже много этому посвятили времени, Алиса делает не все задания. А вот на этапе запоминания, эта тетрадь не пойдет.

А вот эту кумоновскую тетрадку можно рассматривать как следующий этап — тут умножение в столбик отрабатывается.
https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/kumon-matematika-umnozhenie-uroven-4/
не факт, что это понадобится вашему ребенку, в школе в учебниках все это тоже есть, но мало ли. Я пока оставила ее у себя в закладках 🙂

Все эти отсылки к образам, лебедям — зайцам, квадратным бассейнам в которых плавают 2 на 2 лебедя, а лебедь с дельфином зимой играют в снежки.
С точки зрения математики — это ересь. Почему? Процитирую авторов
«Бессмысленно требовать от ребенка младшего школьного возраста логического осмысления, например, таблицы умножения.»
Т.е. авторы предлагают учить математику не через логическое мышление, а через образное. Это и есть ересь, на мой взгляд.
Поясню свою позицию.
Если выбирать из двух «понять таблицу умножения» или «запомнить», то выбор однозначно за «понять». Запоминание нужно всего лишь для облегчения других действий. Для того, чтобы решать задачи надо не только понимать смысл, но и потом технически вычислять. Вот для этого и нужно бы запомнить. Именно поэтому не так критично быстро запомнить, не так критично выучить все и сразу. Но вот понимание — оно первостепенно. И умение проверить себя, свой ответ не лебедем — верблюдом — бассейном, а логическими рассуждениями, оно важнее правильности ответа.
Да, да, да. Все, что я делала с дочкой как раз было уже на этапе «запомнить», но лишь потому, что этап «понять» у нее легко прошел.
Поэтому мне кажется, что использовать образное мышление тут не стоит, если у ребенка все в норме с памятью, мышлением и т.п. Обращаться к этому методу нужно тогда, когда мы точно знаем: у ребенка не все в порядке. Он просто не может идти другим путем. Вот тогда да, мы будем задействовать то, что у ребенка есть, те ресурсы, которые имеются в наличии. И тогда пусть верблюд с лебедем едят грушу, если это работает, и если позволяет освоить нужный новый навык, не очень понимая, почему в нем работает все так, а не иначе. Но, согласитесь, это — совсем другая история.

Я не буду упоминать разные пособия типа — самый эффективный способ выучить таблицу умножения, в которых за обложкой спрятаны просто столбики примеров, при чем каждый раз умножение начинается с примеров на 1 и вперед до 10.
Не вспоминаю я и тетрадки типа Узоровой — Нефедовой, когда ребенку предлагается прорешать сотни примеров в разнобой или подряд. В современном мире это проще делать на компьютере. Я уже давала ссылку на http://uchim.org/matematika/tablica-umnozheniya Но если вы поищите, найдете массу аналогов.

Пособия, которые имеет смысл использовать только тогда, когда таблица уже запомнена
2 тетрадочки Беденко
Таблица умножения без напряжения: Рабочая тетрадь. 3 класс
https://www.labirint.ru/books/177697/

И совсем крошечный блокнотик Приятное повторение таблицы умножения. 2-3 класс. ФГОС
https://www.labirint.ru/books/228455/

У нас обе тетрадочки есть еще со Славиных времен — он был фанатом Беденко 🙂 Но далеко не все дети с удовольствием буду такое количество раз делать однотипные задания, имейте это в виду 🙂

«Сестра» пособий Беденко — вот такая тетрадочка Ермолаева: Математика. Тренажер. Таблица умножения
https://www.labirint.ru/books/116655/
Тоже многократное повторение, не всем нравится

Еще вот такая штука Калейдоскоп игр и заданий. Учим таблицу умножения
https://www.labirint.ru/books/585349/
На самом деле, такого плана пособий найти можно тонны. Но, как бы не писали в названии: «учим», в реале, все это можно использовать только тогда, когда уже выучили. Или же брать табличку, каждый раз по ней находить и . надеяться, что с вашим ребенком сработает 🙂 Алисе не помогло на этапе запоминания, а вот сейчас очень неплохо идет 🙂

И, конечно, можно играть.
Счет на лету на учи. ру
Есть умножение, есть деление. Но! Во-первых, там приличная скорость. То, что нужно в итоге, когда ребенок уже запомнил. А во-вторых, там много примеров на маленькие числа, и редко встречается что-то побольше. Т.е. нет равномерности. Ну, и если ошибся — сразу конец. Не все это спокойно переносят 🙂

Новая концепция учебника по чтению.

1. Ситуация в настоящее время.
История педагогики – это история поиска новых ответов на вечные проблемы. Казалось бы, методика обучения чтению складывалась столетиями – а изменился мир, и её приходится строить заново.
Сейчас учителя оказались между молотом и наковальней – с одной стороны, дети читают в несколько раз меньше, чем раньше, а с другой – новые стандарты требуют (и правильно требуют), чтобы дети не только понимали то, что написано в тексте, но и то, что подразумевается, или то, о чём можно догадаться на основании прочитанного. Чтобы образование ученика соответствовало стандартам, выпускник младшей школы должен не только уметь быстро читать и понимать смысл любого текста, но и:
— анализировать этот смысл, распознавая существенную информацию и отбрасывая несущественную информацию для решения конкретной задачи;
— Сравнивать информацию, находящуюся в текстах разной природы, находить зоны её сходства и различия, а также дополнять информацией из одного текста информацию из другого;
— Уметь анализировать информацию, когда смысл одного текста в каких-то частностях противоречит смыслу другого текста;
— Видоизменять тексты под конкретную задачу;
— Генерировать новые тексты, как устные (выступления) так и письменные.
Не удивительно, что практические учителя, да и методисты с ними, впадают в ступор перед столь грандиозной задачей. Постараюсь им помочь. Показать, что уже сейчас существуют пути для решения многих частных проблем на этом пути, и наметить путь радикального устранения проблемы.

2. Немного о себе.
Меня зовут Марк Беденко. Я учитель в частной школе и автор около 140 учебников и учебных пособий по математике для младшей школы. Мои учебники рекомендованы министерствами образования Украины и России. По ходу написания этих пособий я придумал множество технологических новшеств, которые делают процесс изучения математики более понятным и приятным.
Я бы никогда не полез не в свою парафию – обучение математике и обучение чтению вещи разные – но ситуация в чтении формулируется как обычная изобретательская задача – обучить чтению на требуемом уровне при обычных технологиях не получается, а не обучить – стандарт и педагогическая реальность не позволяют. В истории изобретений, каких только изобретателей не было. Изобрёл же велосипедную шину ветеринарный врач, а микроскоп – торговец тканями. В такой пёстрой компании и мне можно попробовать.

Читайте так же:  Приказ о создании службы охраны труда предприятия

3. Сверхценные тексты.
«Современные дети ничего не читают!», — слышим мы со всех сторон. Это не совсем верно: что-то они всё-таки читают, иногда под нашим нажимом, а иногда и по собственной инициативе. Поэтому для дальнейшего полезна следующая классификация текстов по интересу к ним детей:
1) Недоступные тексты – это тексты, смысл которых совершенно непонятен ребёнку, или настолько для него не представляет интереса, что невозможно заставить ребёнка это прочесть. Для младшего школьника таких текстов огромное большинство.
2) Доступные тексты – это тексты, которые ребёнок сам бы читать не стал, но, с помощью педагогических ухищрений его можно вынудить.
3) Ценные тексты – это тексты, которые ребёнок читает по собственной инициативе, но которые не требуют от него длительных раздумий и душевной работы;
4) Сверхценные тексты – это тексты, над которыми юный читатель может упорно поразмышлять хотя бы несколько минут или активно участвовать в дискуссии на протяжении нескольких десятков минут.
К слову сказать, такую длительность и интенсивность интеллектуальной и душевной работы редко демонстрируют и взрослые при работе с текстами.
Термин: «Сверхценный текст», я позаимствовал у А. Лобка, где он употреблял его в похожем значении. После этого я обнаружил выделение этих текстов в особую группу у С. Френе, В. Сухомлинского и Ш. Амонашвили.
Собственно, только регулярная работа со сверхценными текстами обеспечивает выполнение заявленных в стандарте целей. Работая с просто доступными даже с ценными для ребёнка текстами мы можем обеспечить процесс чтения, но не размышления над прочитанным.
«Вы можете подвести лошадь к воде, но не можете заставить её пить», — гласит известная поговорка. Процесс упорного думанья настолько труден для детей, что только предложение сверхценного текста надёжно его обеспечивает.
Кто хоть раз вёл урок по сверхценному для школьников тексту, никогда не забудет пьянящего чувства, когда звенящая тишина в классе взрывается спорами, которые дети ведут между собой, когда звонок с урока воспринимается учениками как жужжание назойливой мухи, и учителю не сразу, и чуть ли не с помощью силы удаётся разогнать классный парламент, чтобы проветрить помещение перед следующим уроком. А вечером школьная дискуссия отзывается обсуждением в семьях, а самые активные её участники помнят суть текста и свою позицию по его поводу даже спустя годы.

4. Главная детская книга.

У каждого в детстве и юности были книги, которые заметно или вообще решающим образом повлияли на наше формирование и взросление.
У меня таких книг было много, от «Золотого ключика» и четыре года, когда я только начал читать, до книги «Определитель самолётов капиталистических стран», которая попала в мои руки на полгода позже. Мы жили в военном городке, книги с картинками были наперечёт, а эта была богато иллюстрирована.
До сих пор помню названия самолётов «Тандерболт», «Суперсейбр», «Мустанг», их фотографии, неведомо какими путями попавшие в нашу страну, и чертежи с кругами, обозначавшими зоны вращения лопастей пропеллеров. После знакомства с этой книгой батальные сцены на картинах всех мальчишек из нашего городка стали гораздо реалистичнее.
Однако из книги по чтению, которая попала ко мне в гораздо более зрелом возрасте, в семь лет, я помню только название: «Родная речь» и картину Шишкина на обложке. Четыре года общения с этой книгой (точнее, серией книг) вообще не оставили следа в моей памяти.
Я старый книгочей, и мне всегда было интересно, какие книги читают мои знакомые, и что они читали в детстве. Сейчас можно подводить итоги. Какие-то книга назывались часто, какие-то редко какие-то вообще один раз. Тексты для чтения из учебника не назывались никогда.
Вообще говоря, ещё двадцать лет назад это было логично. На уроках ученикам показывали всё разнообразие родной и мировой литературы, а после уроков дети читали, что им нравилось. В итоге на момент окончания младшей школы читательский список среднего ребёнка включал в себя пару сотен книг, а у продвинутых читателей превышал полтысячи. Свободное, внепрограммное чтение и по времени, и по количеству превышало программное в несколько раз. Этого было вполне достаточно, чтобы сформировать основы индивидуального читательского вкуса и ощущение литературы на его основе.
Зато работа по учебнику придавала чтению необходимую многомерность, принудительно расширяя список доступных авторов, жанров, эпох и культур.
Сейчас ситуация радикально поменялась. Я работаю в школе, где дети с родителями ведут дневники читателя всю младшую школу. Это стимулирует детей к самостоятельному чтению. Но это, же и позволяет оценить его объём.
В среднем за младшую школу получается, где сотня, где полсотни книг. Только у некоторых читателей список превышает пару сотен.
А теперь оценим объём программного чтения. От букваря до окончания младшей школы это около 10 книг. Но над каждой книгой ведётся столь разнообразная работа, что по времени и по количеству усилий со стороны ребёнка это раз в пять больше, чем чтение десятка «вольных» книг. То есть долю учебника в общем чтении нужно считать за полсотни книг.
Если взять ещё список для дополнительного чтения и летний список рекомендованной литературы (рекомендованная-то она рекомендованная, но попробуй не прочитать) то индивидуальное, вольное чтение занимает в общем балансе очень малую часть. А учебник стал главной книгой в структуре чтения, и поневоле должен принять на себя те задачи, которые решала её «вольная» составляющая.

5. Требуются ценные тексты.
Чтобы тексты из учебника выполняли функции своих «вольных» собратьев, они должны быть похожи на «вольных» хотя бы тем, что дети читали бы их без педагогического давления. То есть по нашей классификации, это должны быть ценные тексты.
Как обстоит с этим в современных книгах для чтения? Увы…
Через Интернет и лично я опросил 71 знакомого, имеющих 73 детей подходящего возраста в Украине и России. Детям задали простой вопрос:
— Было ли хоть раз, что они сами, без учителя, читали тексты из книги для чтения?
Среди опрошенных детей нашёлся один оригинал, третьеклассник из Москвы, который регулярно читает тексты на уроке чтения, когда ему скучно. Остальные дети не делают этого никогда.
Я совсем не берусь утверждать, что среди текстов для чтения нет ценных или сверхценных для детей. Я только утверждаю, что ученики их там не ищут. А это означает, что таких текстов в книгах для чтения много меньше, чем нужно.

6. А можно ли это сделать?
А когда это бывало, чтобы в книгах для чтения появлялся целый массив ценных или сверхценных текстов? Бывало! Расскажу о двух самых известных случаях.
Когда в имении «Ясная поляна» Лев Толстой создал школу для сельских детей, обнаружилось, что их культурное развитие настолько низко, что все предлагаемые им тексты попадают в разряд недоступных. Лев Толстой отложил ненадолго большую литературу и написал необходимое количество очень коротких и простых текстов, которые и по тематике, и по языку попадали в круг интересов крестьянского ребёнка или подростка.
Я не большой поклонник художественных достоинств этих текстов – на мой взгляд, Толстой совсем не детский писатель – но более двухсот «вольных» переизданий за 150 лет говорит о том, что многие дети воспринимают его тексты, по крайней мере, как ценные.
Когда в послевоенном Павлыше Василия Сухомлинский пришёл к детям в школу, то оказалось, что дети настолько травмированы страшной войной и не менее страшным послевоеньем, что учить их отвлечённым истинам совершенно невозможно. Сухомлинский написал необходимое количество очень коротких текстов, ясных по языку и по заданным в них житейским ситуациям, позволяющих не читать детям мораль, в которой они отчаянно нуждались, а добиться того, чтобы дети сами дошли до правильных моральных принципов, размышляя над прочитанным.
Трагическая нота, пронизывающая все тексты Сухомлинского, делает его не совсем желанным гостем в современной школе, но ещё двадцать лет назад я видел уроки, в которых тексты Сухомлинского представали перед детьми как сверхценные тексты.
Таким образом, некоторые классики педагогики в своё время уже решали стоящие перед нами задачи. Значит, у нас это тоже может получиться.

7. Познавательное любопытство – движущий мотив для постижения ценных текстов.
Когда я начинал работать в школе, то очень хотел сформировать своими заданиями всеобщий познавательный интерес. Но со временем я стал менее прытким. Оказалось, что познавательный интерес вызвать можно – но не у всех детей одновременно. У одних этот интерес формировался на одном материале, у других – совсем на другом. То ли это связано с разной структурой способностей у детей, то ли несовпадением их интересов – не знаю.
Зато познавательное любопытство оказалось качеством достаточно всеобщим. Если написать нечто любопытное, то внимание всего класса будет обеспечено. Недолго, минут на пять – но будет.
С тех пор я написал более 1000 сверхкоротких, но любопытных текстов научно-популярного содержания. Дети с удовольствием с ними работают. Но любопытство – это только любопытство. Оно рассасывается без следа, если мы требуем от детей слишком упорной работы.
Естественно, любопытными могут быль не только научно-популярные тексты. Просто я обладаю приличной эрудицией в этой области. Другие же авторы будут писать любопытные тексты на другом материале.

Читайте так же:  Необходимо ли то для осаго

8. Личностные качества и проблемы – движущий мотив для постижения сверхценных текстов.

При конструировании сверхценных текстов мы ничего не выдумывали. Просто ещё раз перечитали Сухомлинского.
Сухомлинский писал свои сказки о взаимоотношениях между детьми – и мы будем это делать.
Сухомлинский как бы предъявлял детям для изучения житейскую ситуацию – и мы предъявим, причём не коллизию полувековой давности, а ту, которая волнует детей здесь и сейчас.
Сухомлинский не прописывал моральные выводы явно, а дети делали выводы самостоятельно. И мы будем так работать. Причём, поскольку современная жизнь имеет гораздо больше оттенков, мы не будем добиваться однозначного морального вывода при анализе каждого текста, всегда оставляя свободу для детской трактовки ситуации. Интегрально, по всему массиву текстов, мы всё равно объемся того, чтобы наша моральная позиция станет понятна детям, а позиция, выработанная самостоятельно каждым ребёнком, будет строиться с учётом этого обстоятельства.
Зато принимая к диалогу, даже заведомо провокационные положения, мы приучаем детей не обращать внимание на форму диалога, а только на его суть. Через короткое время дети спокойно вплетают в анализ ситуации случаи из собственного опыта, причём те, в которых они демонстрировали не самое разумное поведение. А ведь ещё с детского садика ребёнок твёрдо знает: безопаснее для репутации публично снять штаны, чем прилюдно признаться в неблаговидном поступке или грешке.
Любой воспитатель знает – стоит перейти на личности, как дети замкнутся. Поэтому весь диалог мы ведём на поле текста, переходя на личные качества учеников и взаимоотношения в классе только, когда сами дети проявляют такую инициативу. И мгновенно возвращаемся обратно, если хотя бы один ребёнок испытывает дискомфорт от возникшего диалога. Ведь нам нужен максимально глубокий анализ текста, а переход на личности этому анализу может помешать.
Первые же опыты работы по этим текстам показали нашу правоту. Дети настолько глубоко погружались в проблемную ситуацию, что распознавали в тексте самые малоразличимые оттенки смысла. Записные молчуны вдруг оказывались великолепными ораторами, которые горячо и аргументировано, доносили до непонятливых одноклассников самые заветные мысли. Уроки в процессе обсуждения порой самочинно превращались в пары, и семи-восьмилетние дети демонстрировали ясность мышления и блеск в глазах до самого конца работы. Каждый ребёнок прекрасно чувствовал: хотя в сказке действует бобёр или автомобильчик, но это разговор о нём самом, или о соседе, или о взаимоотношениях ребёнка с родителями или классом. Причём исследовать человеческие качества бобра намного проще, чем опускаться в щекотливые глубины собственной души, да ещё публично.
Со временем мы осмелели и стали расширять круг коллизий, предъявляемых детям для анализа. Ведь это только герои мыльных опер могут годами закупориваться в межличностных отношениях, а наши дети явно живее и пытливее картонных персонажей сериалов. Они с глубокой заинтересованностью принимали к анализу и диалогу коллизии по линиям «личность-коллектив», «коллектив-коллектив», производственные и экономические коллизии. Наши искушённые в дискуссиях дети спокойно и с большой заинтересованностью прослеживали неочевидные причинно-следственные связи на таком достаточно отвлечённом материале.
В текстах для четвёртого класса мы расширили круг коллизий ещё раз. Появились тексты экологической направленности, коллизии по линии «Человек-общество», «человек-государство», взаимоотношения государств, изобретательские, научные и более сложные экономические коллизии. Параллельно в научно-популярных текстах мы заглянули в историю, географию, страноведение и ту же экологию. Тем самым мы охватили круг тем и коллизий по программе младшего и среднего школьного возраста и слегка заглянули дальше. Всё это на материале, который усваивается детьми безо всякого принуждения со стороны учителя!
Выполнение требований стандарта, приведенных выше, позволяет проводить эффективную работу в более старших классах. Ведь чтение, понимание широко – это воистину базовый навык, обеспечивающий свободу движения в любом направлении образования и вообще культуры.

9. Особенности новой программы по чтению.
Любой методист чувствует себя очень неуютно в положении бедняги-поручика, который один из целой роты идёт в ногу. Конечно, можно тешить себя мыслью о собственной гениальности, но обычно так получается, когда ты движешься в бесперспективном направлении. Поэтому для меня было очень важно убедиться, что я в своих построениях не один.
Схожие взгляды на проблему продемонстрировали авторы новой программы по чтению. По сравнению с предыдущими версиями в этой программе появился целый новый класс текстов – научно-художественные тексты. Причём в современный украинской культуре таких текстов, крайне мало – так или научные, или художественные тексты. Зато в наших пособиях таких текстов – большинство.
Судя по этим изменениям, педагогическая наука видит то же проблему и прилагает схожие пути её решения. И, скорее всего, на уровне идей я не сказал ничего нового для учёных.
Однако дело это настолько новое, что любой удачный опыт реализации чрезвычайно полезен для практиков-методистов и для практических учителей, да и ученым подтверждение их построений совсем не лишнее. Конечно, полноценной апробации мы ещё не провели, но опыт работы в двух школах г. Винницы подтверждает всё то, что я изложил выше.
Естественно в новой программе предусмотрены и цели и задачи, предлагаемые ранее. Старую цель погружения во всё литературное разнообразие никто не отменял, поэтому новый учебник будет на три четверти похож на прежний. Но и работе над ценными и сверхценными во
текстами в новом учебнике найдётся достойное место.

Приложение
Перечень пособий, реализующих заявленную технологию.
Марко Беденко. Пізнавальне читання 1 клас. Тернопіль, видавництво Навчальна книга – Богдан. 2012
Марко Беденко. Пізнавальне читання 2 клас. Тернопіль, видавництво Навчальна книга – Богдан. 2012
Марко Беденко. Пізнавальне читання 3 клас. Тернопіль, видавництво Навчальна книга – Богдан. 2012
Марко Беденко. Пізнавальне читання 4 клас. Тернопіль, видавництво Навчальна книга – Богдан. 2012

Пособие беденко

Издательство: Вузовское образование

Автор: Латышенко К.П.

Год издания: 2019

Издательство: Вузовское образование

Автор: Вихров С.П., Холомина Т.А., Бегун П.И., Афонин П.Н.

Год издания: 2019

Издательство: Вузовское образование

Автор: Латышенко К.П.

Год издания: 2019

Издательство: Ай Пи Эр Медиа

Автор: Половов Б.Д., Валиев Н.Г., Кокарев К.В.

Год издания: 2019

Издательство: Вузовское образование

Автор: Конюшков Г.В., Воронин В.И., Лисовский С.М.

Год издания: 2019

Издательство: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Эр Медиа

Автор: Шадрина А.В., Крец В.Г.

Год издания: 2019

С этой книгой также читают

Издательство: Вятский государственный гуманитарный университет

Автор: Галицких Е.О., Карпов И.П., Григорьева Л.П., Загвоздкина Т.Е., Поздеев В.А., Дунаевская И.К., Мельникова Л.А.

Год издания: 2011

Издательство: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Год издания: 2000

Автор: Кашурников Н.А.

Год издания: 2012

Просмотр оглавления издания

Просмотр списка использованных источников

Бесплатная горячая линия

8 800 555 22 35

е-mail: [email protected], [email protected]

Доступ к фондам ЭБС IPRbooks предоставляется круглосуточно.

410012, г. Саратов, ул. Вавилова, 38/114, офисы 425, 428, 1019

Тел./факс: 8 (8452) 24-77-97, 24-77-96

Мы в социальных сетях:

Отдел комплектования ЭБС IPRbooks:

Отдел продаж и внедрения ЭБС IPRbooks:

доб. 206, 213, 144, 145

Сетевое издание «www.iprbookshop.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 7 декабря 2018 года. 16+

Установите баннер на ваш сайт:

Инструкция по установке кнопок электронно-библиотечной системы «IPRbooks»

Для установки одного из баннеров ЭБС «IPRbooks» на свой сайт, скопируйте код из соответствующего поля и поместите его в необходимом месте на вашем сайте.

Читайте так же:

  • Калининград нотариус на ш Услуги нотариусов Калининграда 1. Нотариус Троцко Т.А. на пер. Большевистский, 1 Адрес: 236034, Калининград, Большевистский пер., 1 Телефон: +7 (4012) 63-13-76 Режим работы: пн-чт 10:00-17:30; пт 10:00-13:00 Дополнительная информация: выезд на дом прием по записи 2. Нотариус […]
  • Приказ о назначении на должность директора образец рб Приказ №1 о назначении директора ООО Привет всем новичкам в бизнесе! В продолжении темы какие шаги нужно предпринять после регистрации ООО, я пишу очередную статью “Приказ №1 о назначении директора ООО” Приказ №1 или как назначить директора ООО Вот и наступил момент когда организация […]
  • Доплата по результатам соут Гарантии и компенсации по результатам специальной оценки условий труда Надбавка за вредные условия трудаКак результаты специальной оценки связаны с размером оплаты труда Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) позволяет определить класс условий труда на рабочих местах. Если […]
  • Гражданство в адыгее Отдел Федеральной миграционной службы по Республике Адыгея орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции на территории Республики Адыгея Руководство Управления Климов Алексей […]
  • Как возврат ден Как возврат ден Процедура возврата денежных средств Возврат Покупателю денежных средств осуществляется в случае отказа от заказанного товара в момент до или после его получения и производится наличным или безналичным платежом, в зависимости от того, какое платёжное средство было […]