Меню

Денежный залог учет

Правомерность и допустимость залога денежных средств

Пристальное внимание, уделяемое рассматриваемому вопросу банковским сообществом, обусловлено очевидными преимуществами залога денежных средств:

— договор залога не требует длительных и довольно затратных для залогодателя процедур государственной регистрации;

— обращение взыскания на предмет залога можно осуществить довольно оперативно;

— стоимость заложенного имущества довольно стабильна — она не подвержена значительным рыночным колебаниям, свойственным недвижимости, либо снижению в силу объективных причин (например, порчи товаров в обороте в силу их неправильного хранения либо перевозки).

Что же представляет собой залог денежных средств согласно действующему законодательству?

Залог — это способ обеспечения исполнения обязательства, при котором кредитор (залогодержатель) приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества (ст. 1 Закона РФ от 29.05.1992 № 2872-1 «О залоге» (далее — Закон о залоге)). В залог могут быть переданы любые вещи, в том числе и имущественные права.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона о залоге предметом залога могут быть вещи, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права и не могут быть требования, носящие личный характер, а также иные требования, залог которых запрещен законом.

Кредитору по обеспеченному залогом обязательству (залогодержателю) предоставлено право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (ст. 334 ГК РФ).

Обращение взыскания на заложенное имущество допускается по решению суда и без обращения в суд (во внесудебном порядке). В последнем случае при обращении взыскания на заложенное движимое имущество его реализация осуществляется посредством продажи с торгов, проводимых в соответствии с правилами, установленными ст. 447 и 448 ГК РФ, Законом о залоге и соглашением сторон, либо посредством продажи заложенного движимого имущества по договору комиссии, заключенному между залогодержателем и комиссионером (п. 2 ст. 28.1 Закона о залоге).

Если сумма, вырученная при реализации предмета залога, превышает размер обеспеченных этим залогом требований залогодержателя, разница возвращается залогодателю.

Согласно ст. 349 ГК РФ требования кредитора удовлетворяются из стоимости заложенного имущества.

Таким образом, одним из существенных признаков договора о залоге является возможность реализации предмета залога. Реализовать денежные средства (тем более — безналичные) с публичных торгов не представляется возможным. Следовательно, исходя из природы денег (в том числе «безналичных», коими являются денежные средства) они не могут быть переданы в залог по правилам, регулирующим залог вещей. Соответственно, исходя из сути залоговых отношений, денежные средства не могут быть предметом залога.

Позиция о недопустимости залога денежных средств долгое время господствовала в юриспруденции и поддерживалась арбитражной практикой.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 02.07.1996 № 7965/95 указал, что денежные средства не могут быть предметом залога «исходя из сути залоговых отношений», и подчеркнул, что спорные договоры о залоге являются не соответствующими требованиям Закона о залоге, следовательно — недействительными в силу ст. 168 ГК РФ.

Та же позиция прослеживается в информационном письме Президиума ВАС РФ от 15.01.1998 № 26 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о залоге» (далее — Обзор).

В Обзоре (п. 3) рассматривалась следующая ситуация. Сбербанк России обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным договора о залоге, заключенного с коммерческим банком в обеспечение кредитного договора, поскольку предметом залога являлось имущество, определенное в договоре как «денежные средства, хранящиеся на корреспондентском счете». Арбитражный суд в удовлетворении исковых требований отказал, ссылаясь на необходимость заключения договора о залоге в соответствии с действующим законодательством. Постановлением апелляционной инстанции решение оставлено без изменения. На состоявшиеся судебные акты принесен протест, в котором предлагалось их отменить, договор о залоге признать недействительным. Президиум ВАС РФ протест удовлетворил.

Приняв во внимание положения ст. 334, а также ст. 349 и 350 ГК РФ, суд пришел к следующим выводам:

1) одним из существенных признаков договора о залоге имущества является возможность реализации предмета залога;

2) исходя из природы «безналичных денег» они не могут быть переданы в залог по правилам, регулирующим залог вещей;

3) предмет залога не может быть определен как «денежные средства, находящиеся на банковском счете».

Впоследствии аналогичные решения принимались и иными арбитражными судами. Так, ФАС Уральского округа в постановлении от 20.05.2009 № Ф09-7427/08-С6 указал, что денежные средства не могут быть предметом залога, поскольку их нельзя реализовать на торгах. ФАС Московского округа в постановлении от 18.07.2003 № КГ-А40/4624-03 подчеркнул, что денежные средства не могут быть предметом залога исходя из сути залоговых отношений. Заключение договоров о залоге денежных средств однозначно признавалось судами неправомерным.

Что же происходит сейчас? Обновленные редакции ряда федеральных законов напрямую предусматривают залог денег (денежных средств). Но является ли этот «залог» способом обеспечения исполнения обязательств, либо же это — совершенно иная правовая конструкция с неудачным названием?

Залог денежных средств в обеспечение поставок для государственных и муниципальных нужд

Пунктом 4 ст. 29 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) залог денежных средств (в том числе в форме вклада (депозита)) установлен как один из способов обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта. Порядка оформления и реализации подобного залога Закон № 94-ФЗ не предусматривает.

Законодатель не раскрыл значение понятия «вклад (депозит)» применительно к целям рассматриваемого закона. Это дает возможность трактовать указанные термины в общеупотребительном значении (т.е. в понимании гл. 44 ГК РФ) 4 .

Вместе с тем режим банковского вклада, установленный ГК РФ, и режим, обозначенный в вышеуказанном законе, не имеют ничего общего. Более того, распространение положений о залоге на правовой режим банковского вклада совершенно невозможно, так как это противоречило бы правовой природе банковского вклада (см. таблицу).

В рамках обеспечения государственного или муниципального контракта переданные в залог денежные средства заранее (как правило, за несколько дней до даты заключения контракта) перечисляются на счет, указанный государственным или муниципальным заказчиком. Их «предназначение состоит в том, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении контракта заказчик будет удерживать суммы штрафных санкций из заложенных денежных средств. Иными словами, денежная сумма резервируется на счете одной из сторон контракта с одной целью — оперативно во внесудебном порядке удовлетворить требования, связанные с нарушением контрактных обязательств» 5 .

С учетом изложенного используемая формулировка «залог вклада (депозита)» в понимании Закона № 94-ФЗ представляется некорректной, а правовой режим такого залога более похож на правовой режим гарантийного депозита 6 .

Таблица. Сравнительная характеристика банковского вклада (гл. 44 ГК РФ) и вклада (депозита) по Закону № 94-ФЗ

Денежный залог с позиции таможенного законодательства

Правовой режим денежного залога предусмотрен также ст. 345 Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ (далее — ТК РФ).

Денежный залог перечисляется на счет Федерального казначейства либо вносится физическим лицом, перемещающим через таможенную границу товары для личного пользования, в кассу таможенного органа или на счет Федерального казначейства.

Порядок ведения бухгалтерского учета таможенных и иных платежей в таможенных органах регламентируется соответствующей инструкцией (утв. приказом ФТС России от 27.06.2008 № 786). При этом суммы денежного залога, зачисленные на лицевые счета таможенных органов, открытые на балансовом счете 40314 «Таможенные и другие платежи от внешнеэкономической деятельности», а также наличные денежные средства, внесенные участником ВЭД в кассу таможенного органа, определяются как «денежные средства во временном распоряжении (далее — денежные средства)».

В подтверждение факта поступления денежного залога лицу, внесшему в кассу таможенного органа или перечислившему на счет Федерального казначейства денежные средства, выдается таможенная расписка, форма и порядок использования которой определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов.

Проценты на сумму денежного залога не начисляются.

При неисполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, подлежащие уплате суммы таможенных платежей, пеней, процентов подлежат взысканию таможенными органами из сумм денежного залога, перечисленных на счет Федерального казначейства.

Взыскание осуществляется в течение трех рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения обязательства.

При исполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, уплаченные денежные средства подлежат возврату или, по желанию плательщика, — использованию для уплаты таможенных платежей, зачета в счет будущих таможенных платежей либо для обеспечения уплаты таможенных платежей по другому обязательству перед таможенными органами.

Отметим, что комментируемая ст. 345 ТК РФ названа «Перечисление денежных средств на счет Федерального казначейства или внесение их в кассу таможенного органа (денежный залог)». Вместе с тем распространение правового режима залога на правоотношения, регулируемые данной статьей, представляется неоднозначным. Несмотря на то, что «указанный способ обеспечения назван также и денежным залогом, никаких отсылок к возможному применению в данном случае гражданского законодательства не имеется. На наш взгляд, такая грамматическая конструкция предполагает тождество понятия, помещенного в скобки, тому понятию, после которого оно расположено в предложении» 7 . То есть рассматриваемый «залог» не следует понимать в значении, придаваемом классическому залогу гражданским законодательством, а необходимо рассматривать как средства, перечисленные на счет Федерального казначейства и наделенные определенным правовым режимом.

Резюмируя сказанное, отмечаем, что в настоящее время действующим законодательством активно применяются различные «суррогаты» залога денежных средств. Но ни один из них прямо не свидетельствует о том, что позиция законодателя о недопустимости такого залога в рамках гражданского законодательства изменилась.

Изменение взглядов в отношении залога денежных средств

Первые шаги к столь радикальному совершенствованию залогового регулирования уже сделаны. Пунктом 3 ст. 28.1 Закона о залоге сторонам гражданского правоотношения предоставлено право установить следующее правило: предмет залога поступает в собственность залогодержателя.

Это положение может быть предусмотрено:

— в договоре залога, заключенном между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в обеспечение связанных с предпринимательской деятельностью обязательств и предусматривающем внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное движимое имущество;

— соглашении о внесудебном порядке обращения взыскания на имущество, переданное в залог по такому договору (п. 3 ст. 28.1 Закона о залоге (в ред. от 30.12.2008)).

Постепенно смещается позиция арбитражной практики. Довольно интересной представляется позиция Б.М. Гонгало и Л.А. Новоселовой по рассматриваемому вопросу 8 .

Признавая довод о допустимости использования денег в качестве предмета залога довольно дискуссионным, авторы обращают внимание на следующее:

1) согласно п. 1 ст. 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе и имущественные права. Деньги есть вещь (ст. 128 ГК РФ). Поэтому, если следовать букве закона, залог денег допускается;

2) представляется ошибочным раскрывать само понятие залога через продажу предмета залога. Залог имеет и стимулирующую функцию. Обращение взыскания на предмет залога призвано компенсировать потери кредитора. Способы такой компенсации могут быть различными;

3) признавая возможность продажи заложенной вещи существенным признаком залога, авторы справедливо утверждают, что это — отнюдь не главный и не единственный признак залога. Главное — обеспечить (гарантировать) интересы кредитора;

4) в законе нет категорической (безапелляционной) ориентации на продажу предмета залога (данная позиция косвенно подтверждается и п. 3 ст. 28.1 обновленного Закона о залоге, который предоставил сторонам возможность передавать предмет залога в собственность залогодержателя. — Прим. авт.);

5) закон предусматривает возможность приобретения залогодержателем предмета залога при объявлении торгов несостоявшимися (абз. 1 п. 4 ст. 350 ГК РФ), а при ипотеке — по соглашению сторон (ст. 55 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»).

Читайте так же:  Когда должен прийти налог на машину

Гораздо сложнее решить вопрос о допустимости залога денежных средств, находящихся на банковском счете, так как они являются объектом не вещных, а обязательственных прав.

Указанное обстоятельство не исключает возможность залога так называемых безналичных денежных средств по правилам, применимым в отношении залога прав требования (а не вещей), что прямо допускается положениями п. 1 ст. 336 ГК РФ и п. 2 ст. 4 Закона о залоге.

О необходимости совершенствования законодательства о залоге свидетельствуют и положения Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (далее — Концепция) 9 . В ней подчеркнуто, что в рамках сложившегося доктринального толкования норм российского законодательства и существующей практики их применения невозможно использовать такой механизм повышения кредитного качества секьюритизированной задолженности и снижения рисков инвесторов, как залог прав по договору банковского счета (вклада).

В этой связи необходимо ввести в ГК РФ нормы, позволяющие использовать в качестве обеспечения исполнения обязательств права (требования), вытекающие из договора банковского счета (вклада), и установить специальные правила регулирования таких отношений с учетом особенностей их объекта. В частности, нет необходимости оценивать такой объект и указывать его место нахождения, а также использовать процедуру его реализации с публичных торгов. В то же время необходимо вести учет договоров, использующих в качестве обеспечения права (требования) по договору банковского счета (вклада), ограничить право распоряжения денежными средствами, находящимися или поступающими на обремененный залогом счет (во вклад) (п. 1.3.3 Концепции).

Очевидно, что для кредитных организаций залог денежных средств может являться одним из наиболее востребованных и надежных способов обеспечения исполнения обязательств. Однако в существующих условиях заключать договоры залога денег (денежных средств) в обеспечение исполнения кредитных и иных обязательств нецелесообразно.

Гражданское законодательство содержит правовой пробел в отношении допустимости залога как денег, так и денежных средств. Предусмотренная п. 3 ст. 28.1 Закона о залоге возможность передачи предмета залога в собственность залогодержателя на текущий момент не обеспечена адекватным правовым режимом, ведь для того, чтобы залог денежных средств стал возможным, надо решить массу различных вопросов — «например, индивидуализация денежных средств как предмета залога, обеспечение залога денежных средств на счете и т.п.» 10 .

Официальная арбитражная практика по-прежнему считает такой залог неправомерным, а договоры залога — недействительными в силу ст. 168 ГК РФ. Научные воззрения по данному вопросу кардинально различаются.

В существующих условиях, вплоть до внесения соответствующих изменений в законодательство, полагаем целесообразным не заключать договоры залога денег (денежных средств), а предусматривать иные договорные конструкции (гарантийный депозит, отступное, новацию, заключение договоров с оплатой через банковскую ячейку и др.).

1 — Изложенная позиция является личной точкой зрения автора.

2 — Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (утв. ЦБ РФ 26.03.2004 № 254-П) // Вестник Банка России. 2004. № 28.

3 — Здесь и далее при упоминании «денег» или «денежных средств» имеются в виду средства платежа, номинированные в российских рублях (прим. авт.).

4 — Именно так трактуются положения рассматриваемого закона в некоторых комментариях. См., напр.: Борисов А.Н., Краев Н.А. Комментарий к Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (постатейный). М.: Деловой двор, 2008.

5 — Беляева О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие (2-е изд., испр. и доп.) / Под ред. В.Б. Ляндреса. М.: Контракт, 2009.

6 — Пункт 6.2.2 Положения Банка России от 26.03.2004 № 254-П определяет гарантийный депозит (вклад) как:
1) размещенный в кредитной организации — кредиторе депозит (вклад) юридического лица, которое имеет перед кредитной организацией неисполненные денежные обязательства либо обязательства, возникшие (которые могут возникнуть) в результате исполнения кредитной организацией принятого на себя условного обязательства кредитного характера, а также
2) размещенный в кредитной организации — кредиторе депозит (вклад) юридического лица, которое имеет перед кредитной организацией по договору поручительства либо в силу банковской гарантии обязательства по обеспечению надлежащего исполнения основных обязательств, при одновременном выполнении следующих условий:
— отсутствуют препятствия для прекращения обязательств путем зачета требований по гарантийному депозиту (вкладу), включая отсутствие в договоре депозита (вклада) условия о возможности досрочного возврата (востребования) депозита (вклада);
— срок возврата депозита (вклада) юридического лица — заемщика (контрагента по условному обязательству кредитного характера, а также юридического лица, которое имеет перед кредитной организацией по договору поручительства либо в силу банковской гарантии обязательства по обеспечению ненадлежащего исполнения основных обязательств) наступает не ранее наступления срока исполнения его обязательства перед кредитной организацией и не позднее 30 календарных дней после наступления указанного срока.

7 — Верстова М.Е. Обеспечение уплаты таможенных платежей внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в Федеральном казначействе (денежный залог) // Таможенное дело. 2007. № 4.

8 — Практика рассмотрения коммерческих споров: Анализ и комментарии постановлений Пленума и обзоров Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации. Вып. 10 / Рук. проекта Л.А. Новоселова, М.А. Рожкова. М.: Статут, 2009.

9 — Одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009 // Вестник ВАС РФ. 2009. № 11.

10 — Буркова А.Ю. Изменения в процедуре приведения в исполнение залога движимого имущества // Законодательство и экономика. 2009. № 4.

Налоговый и бухгалтерский учёт залога

Мы продолжаем тему обеспечения обязательств компании. Мы уже рассказали вам про задаток, теперь рассмотрим залог и их отличия.

На практике также часто встречаются отношения, где используются залог. Залог – это то имущество, которым обеспечиваются обязательства должника. Иногда залог и задаток путают или вообще отождествляют эти понятия. На самом деле есть существенные отличия между этими двумя экономическими инструментами. Рассмотрим их более подробно.

Отличительные особенности между залогом и задатком:

  1. Задаток выдается только в денежной форме, а залог может быть выдан почти любым имуществом – деньги, вещи, товары, недвижимость, имущественные права и т.д.
  2. При обеспечении обязательства залогом договор заключается в письменной форме, как и при работе с задатком, только в некоторый случаях он подлежит нотариальному удостоверению, в отличие от договора с задатком.
  3. Иногда договора обеспеченные залогом подлежат государственной регистрации, что не встречается при заключении договоров с задатком.
  4. Залог может быть передан принимающей стороне, а может остаться на хранении у залогодателя со специальным знаком о залоге. При заключении договора с задатком денежная сумма всегда передается вперед кредитору, т.е. до исполнения обязательств.
  5. При передаче залога не возникает НДС, так как не происходит передачи права собственности, а при предоставлении задатка ситуация спорная. Некоторые фирмы на сумму задатка начисляют НДС, руководствуясь безопасным вариантом.

А теперь более подробно рассмотрим учет у каждой стороны при работе с залогом.

Характерные особенности учёта у залогодателя
Рассмотрим пример, где фирма-должник обеспечивает свои обязательства по договору займа товарами, которые хранятся на собственном складе. По истечении срока договора, фирма принимает решение о продаже товаров на торгах и передаче вырученных денег кредитору.

Учет залоговой суммы, возвращенной заказчиком на расчетный счет организации

Гражданско-правовые отношения

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров для государственных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94- ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 94-ФЗ под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.

Государственными заказчиками выступают государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 94-ФЗ).

Способы размещения заказа установлены ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ.

Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 94-ФЗ).

Государственный заказчик, уполномоченный орган вправе, а в случае, если цена контракта свыше 50 млн руб. или по контракту предусмотрен аванс в размере более 30%, обязаны установить требование обеспечения исполнения контракта (п. 15.2 ч. 4 ст. 22, п. 9 ч. 4 ст. 34, п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ). В этом случае указанное обеспечение предоставляется участником размещения заказа до заключения контракта в форме безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или залога денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита). Участник размещения заказа самостоятельно выбирает способ обеспечения исполнения контракта (ч. 4 ст. 29, ч. 4 ст. 38, ч. 19 ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ, Письмо Минэкономразвития России от 21.06.2011 N Д28-84).

В данном случае обеспечение исполнения контракта предоставлено в форме залога денежных средств (путем перечисления денежных средств на расчетный счет, указанный заказчиком).

Следует заметить, что нормы Гражданского кодекса РФ не содержат прямого запрета на использование денежных средств в качестве предмета залога (п. 1 ст. 336, п. 2 ст. 130 ГК РФ). В то же время согласно позиции Президиума ВАС РФ денежные средства не могут являться предметом залога. Данная позиция основана на том, что удовлетворение требования залогодержателя за счет заложенного имущества происходит путем реализации этого имущества (ст. ст. 334, 349, 350 ГК РФ), а безналичные денежные средства исходя из своей природы не могут быть реализованы (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15.01.1998 N 26 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о залоге», Постановление Президиума ВАС РФ от 02.07.1996 N 7965/95).

Тем не менее, поскольку Федеральный закон N 94-ФЗ устанавливает такой способ обеспечения исполнителя контракта, организация вправе его выбрать и перечислить установленную сумму на счет в банке, указанный заказчиком.

Отметим, что срок возврата денежных средств, перечисленных в качестве залога, Федеральным законом N 94-ФЗ не установлен. В этом случае следует руководствоваться нормами ГК РФ о залоге (ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 94-ФЗ). Сумма залога возвращается организации после надлежащего исполнения обязательств по контракту (п. 3 ст. 352 ГК РФ).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта и их возврат не влекут никаких налоговых последствий по НДС. Это обусловлено тем, что указанные денежные средства не связаны с реализацией товаров (работ, услуг).

Налог на прибыль организаций

Денежные средства, внесенные в качестве залога и подлежащие возврату организации, не учитываются в составе расходов для целей налогообложения прибыли независимо от применяемого в налоговом учете метода признания доходов и расходов (п. 1 ст. 252, п. 32 ст. 270 Налогового кодекса РФ). При возврате данных денежных средств экономической выгоды и, следовательно, дохода у организации не возникает (ст. 41 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Сумма денежных средств, внесенная в качестве обеспечения исполнения контракта, подлежит возврату организации при его исполнении. Следовательно, такая сумма не признается расходом для целей бухгалтерского учета и отражается в составе дебиторской задолженности (п. п. 2, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Таким образом, при перечислении денежных средств на указанный государственным заказчиком счет в бухгалтерском учете организации производится запись по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 51 «Расчетные счета». Одновременно указанная сумма денежных средств также отражается на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Читайте так же:  Правила дорожного движения 2019 пешеходный переход штраф

При возврате заказчиком денежных средств сумма выданного обеспечения списывается с указанного забалансового счета.

Возврат денежных средств не приводит к образованию дохода у организации и отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 51 и кредиту счета 76 (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, Инструкция по применению Плана счетов).

Авансовые платежи и денежный залог по таможенным платежам: проблемы возврата

Бородкин В.И., cтарший юрисконсульт АКГ «Интерком-Аудит»

Опубликовано в журнале «Налоговый учет для бухгалтера» №1, 2010

Введение

Таможенным кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ) закреплена обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов, возникающая (статья 319 ТК РФ):

— при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы;

— при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

В силу статьи 331 ТК РФ таможенные пошлины и налоги уплачиваются на счет Федерального казначейства в валюте Российской Федерации.

Вместе с тем, ТК РФ допускает уплату таможенных платежей и налогов несколько иным способом – внесение авансовых платежей с последующим зачетом в счет уплаты таможенных платежей.

Однако, не смотря на то, что уплата таможенных платежей путем зачета авансовых платежей, на первый взгляд, удобная форма уплаты платежей, в процессе внесения, использования и, главное, возврата неиспользованных авансовых платежей, плательщики сталкиваются с рядом проблем.

Помимо уплаты таможенных платежей, действующий ТК РФ предусматривает в определенных случаях внесение обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов, среди которых необходимо выделить такой способ обеспечения уплаты платежей, как перечисление денежных средств на счет Федерального казначейства (денежный залог).

Опять же, казалось бы, в ТК РФ подробно закреплена процедура внесения денежного залога, процедура обращения взыскания на эти средства и процедура возврата неиспользованного денежного залога, но тем не менее, проблемы связанные с возвратом денежного залога у плательщика также возникают.

В представленной статье будут рассмотрены все существующие на данный момент проблемы, связанные с авансовыми платежами и денежным залогом.

I. Авансовые платежи

В силу норм статьи 330 ТК РФ авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет Федерального казначейства в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.

Пунктом 2 статьи 330 ТК РФ установлено, что авансовые платежи уплачиваются в валюте Российской Федерации, т.е. в рублях.

Необходимо отметить, что до 01.10.2009 порядок уплаты авансовых платежей был иной:

— авансовые платежи вносились в кассу или на счет таможенного органа;

— согласно статье 330 ТК РФ в редакции до 09.04.2009 авансовые платежи допустимо было уплачивать как в валюте РФ так и в иностранной валюте 1 .

09.04.2009 принят Федеральный закон № 58-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым были внесены изменения в статьи ТК РФ, касающиеся порядка уплаты таможенных платежей, авансовых платежей и денежного залога.

В соответствии с этим законом, авансовые платежи теперь уплачиваются на счет Федерального казначейства и только в валюте Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, в силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона № 58-ФЗ от 09.04.2009, с 01.10.2009 по 30.06.2010 осуществляются следующие мероприятия:

— перечисление в федеральный бюджет остатков средств со счетов таможенных органов по учету таможенных и других платежей от внешнеэкономической деятельности;

— переход на уплату плательщиками таможенных и иных платежей в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства, предназначенный для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

— закрытие счетов по учету таможенных и других платежей от внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона № 58-ФЗ от 09.04.2009 ФТС РФ разработан график перехода уплаты платежей на единый счет Федерального казначейства 2 :

— ФТС России — Октябрь 2009г;

— Центральная энергетическая таможня — Октябрь 2009г;

— Центральная акцизная таможня — Ноябрь 2009г;

— Центральное таможенное управление — Ноября 2009г;

— Северо-Западное таможенное управление — Декабрь 2009г;

— Дальневосточное таможенное управление — Декабрь 2009г;

— Шереметьевская таможня — Январь 2010г;

— Домодедовская таможня — Февраль 2010г;

— Внуковская таможня — Февраль 2010г;

— Уральское таможенное управление — Март 2010г;

— Сибирское таможенное управление — Март 2010г;

— Южное таможенное управление — Апрель 2010г;

— Приволжское таможенное управление — Апрель 2010г.

Как следует из официальной информации, размещенной на интернет ресурсе Федеральной таможенной службы РФ во исполнение Федерального закона от 9 апреля 2009 года № 58-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 октября 2009 года таможенными органами будет производиться поэтапное закрытие счетов в валюте Российской Федерации № 40314 «Таможенные и другие платежи от внешнеэкономической деятельности» (далее – счет № 40314) 3 :

«….При закрытии счета № 40314 остатки денежных средств, уплаченных на счета № 40314 и не использованные участниками внешнеэкономической деятельности, будут перечислены на отдельный счет № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» (далее – счет № 40101) с кодом бюджетной классификации 15311009000010000180 «Авансовые платежи в счет будущих таможенных и иных платежей» и в дальнейшем могут использоваться участниками ВЭД при таможенном оформлении.

Закрытие счетов № 40314 будет осуществляться согласно графику, приведенному в приложении. Сроки, указанные в графике, предварительные и могут быть изменены. Информация о дате закрытия счета № 40314 и реквизитах счета № 40101 для перечисления денежных средств участниками ВЭД будет размещаться таможенными органами на информационных стендах не позднее трех рабочих дней до дня закрытия счета. Информация о денежных средствах, зачисленных на счет № 40101 для таможенного органа, у которого не закрыт счет № 40314, в таможенный орган доводиться не будет».

В соответствии с пунктом 3 статьи 330 ТК РФ денежные средства, перечисленные на счет Федерального казначейства в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока лицо, внесшее авансовые платежи, не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 ТК РФ.

В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.

Важно! Часто на практике таможенные органы отказывают в распоряжении денежными средствами, внесенными в качестве авансовых платежей, на том основании, что лицом, намеренным распорядиться указанными средствами, либо подана просто декларация без дополнительных документов, либо подана временная или периодическая декларация.

Вместе с тем, данные действия таможенных органов не являются законными и обоснованными по следующим причинам.

Как следует из пункта 5 Письма ФТС РФ № 01-11/11710 от 28.03.2008 «О направлении обзора практики рассмотрения жалоб» поскольку ТК РФ не связывает возможность распоряжения авансовыми платежами с конкретным типом таможенной декларации, поэтому даже подача предварительной декларации должна рассматриваться как основание для распоряжения авансовыми платежами.

Кроме того, в силу норм статьи 124 ТК РФ (в редакции Федерального закона № 207-ФЗ от 24.07.2009) под декларированием понимается заявление таможенному органу в таможенной декларации (в том числе в неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации) сведений о товарах.

Таким образом, в ТК РФ внесены соответствующие изменения, которые не должны теперь давать таможенным органам повод отказать декларанту в его законном праве распорядиться авансовыми платежами, в случае если он подает временную, неполную или периодическую декларацию.

В силу норм пункта 4 статьи 330 ТК РФ по требованию плательщика таможенный орган обязан представить отчет о расходовании средств, внесенных в качестве авансовых платежей. Отчет утвержден Распоряжением ГТК РФ № 647-р от 27.11.2003.

Отчет предоставляется таможенным органов в течение 30 дней с момента предъявления требования от плательщика.

В случае, если плательщик не согласен с результатами отчета, таможенный орган проводит выверку. Результат выверки оформляется актом по форме, утвержденной Приказом ГТК РФ № 849 от 04.08.2003.

Нормами пункта 5 статьи 330 ТК РФ установлено, что возврат авансовых платежей осуществляется по заявлению лица, если такое заявление подано в течение трех лет со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей. Если лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. Возврат осуществляется в порядке Главы 33 ТК РФ.

Форма заявления установлена Приказом ГТК РФ № 607 от 25.05.2004 «Об утверждении перечня документов и формы заявления».

Дополнительно, заявитель предоставляет в таможенный орган следующий перечень документов:

— Документ, подтверждающий поступление таможенных платежей;

— Документ, на основании которого проводилось расходование авансовых платежей;

— Свидетельство ИНН (если оно не было представлено ранее);

— Свидетельство ОГРН или ОГРНИП;

— Документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей.

Важно! Нормами пункта 3 статьи 355 ТК РФ установлено, что общий срок рассмотрения заявления о возврате и принятия решения о возврате не может превышать 1 месяц со дня подачи заявления.

При нарушении срока, установленного в пункте 3 статьи 355 ТК РФ, на сумму не возвращенных платежей начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действующей на период нарушения срока (см. по данному вопросу также Постановление ФАС Северо-Кавказского Округа № Ф08-7260/2006-2976А от 23.01.2007).

II. Денежный залог

Таможенный кодекс предусматривает несколько случаев обеспечения исполнения обязательств по уплате таможенных платежей (статья 337 ТК РФ):

— предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов;

— условного выпуска товаров;

— перевозки и (или хранения) иностранных товаров;

— осуществления деятельности в области таможенного дела;

— осуществление деятельности в области резидента портовой ОЭЗ;

— в иных случаях, предусмотренных ТК РФ.

Согласно статье 340 ТК РФ существуют следующие способы обеспечения исполнения обязательств по уплате платежей:

— залог товаров и иного имущества;

— перечисление денежных средств на счет Федерального казначейства или в случае, установленном пунктом 3 статьи 287 ТК РФ, внесением их в кассу таможенного органа (денежный залог);

Ко всем способам обеспечения обязательств по уплате таможенных платежей, кроме денежного залога, применяются положения ГК РФ. Поэтому, скажем, право требования плательщиком возврата денежного залога регулируется ТК РФ и не является гражданско-правовым обязательством, которое согласно статье 382 ГК РФ может быть передано по договору цессии иному лицу (по данному вопросу см. Постановление ФАС Дальневосточного Округа № Ф03-4844/2009 от 22.09.2009) 4 .

В силу норм пункта 1 статьи 345 ТК РФ денежный залог перечисляется на счет Федерального казначейства, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 287 ТК РФ. Перечисление на счет Федерального казначейства, а в случае, установленном пунктом 3 статьи 287 ТК РФ, внесение в кассу таможенного органа денежного залога производятся в валюте Российской Федерации. Проценты на сумму денежного залога не начисляются.

Читайте так же:  Статья 264 ч 2 ук

Пунктом 3 статьи 287 ТК РФ установлено, что денежный залог может быть внесен физическим лицом, перемещающим товары через таможенную границу для личного пользования, в кассу таможенного органа или на счет Федерального казначейства 5 .

В соответствии с пунктом 5 статьи 345 ТК РФ в подтверждение внесения денежного залога лицу, внесшему денежные средства, выдается расписка по форме, утвержденной Приказом ГТК РФ № 1311от 24.11.2003 «Об утверждении формы таможенной расписки, добавочных листов к таможенной расписке, а также инструкции о порядке заполнения и использования таможенной расписки».

Таможенная расписка заполняется в трех экземплярах, согласно Приказу ГТК РФ № 1311 от 24.11.2003, к таможенной расписке может прилагаться до 10 добавочных листов.

Первый экземпляр таможенной расписки и квитанция к КПО выдаются плательщику для передачи инспектору-исполнителю в качестве подтверждения оплаты, а также для окончательного оформления третьего экземпляра таможенной расписки (пункт 20 Приказа ГТК РФ № 1311 от 24.11.2003).

Третий экземпляр таможенной расписки выдается на руки плательщику, а первый экземпляр таможенной расписки хранится в соответствии с установленным порядком вместе с другими документами по внесению обеспечения.

Важно! На практике таможенные органы отказывают в возврате залога ввиду того, что у заявителя отсутствует экземпляр таможенной расписки. Вместе с тем, отсутствие таможенной расписки не является основанием для отказа в возврате денежного залога. В случае утери расписки, согласно Письму ФТС РФ № 01-06/30319 от 05.09.2005, по решению таможенного органа оформляется дубликат расписки 6 .

В пункте 3 статьи 345 ТК РФ установлены последствия неисполнения обеспеченных денежным залогом обязательств. При неисполнении указанных обязательств происходит обращение взыскания на денежные средства, внесенные в качестве денежного залога.

Обращение взыскания на суммы денежного залога осуществляется без направления требования об уплате таможенных платежей и без взыскания таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках.

Взыскание осуществляется в течение трех рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения обязательства. Таможенный орган информирует плательщика о произведенном взыскании в течение трех рабочих дней.

III. Проблемы возврата

Как уже упоминалось выше, до 01.10.2009 в соответствии с нормами пункта 5 статьи 330 ТК РФ возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным Главой 33 ТК РФ для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа.

На практике таможенные органы руководствовались Распоряжением ГТК РФ № 647-р от 27.11.2003 «Об утверждении Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам» — далее Распоряжение № 647-р.

В соответствии с пунктом 8.21 Распоряжения № 647-р если заявление о возврате авансовых платежей не подано в установленные сроки, указанные денежные средства подлежат перечислению в федеральный бюджет.

Важно! На практике таможенные органы отказывали заявителю в возврате денежных средств, руководствуясь пунктом 8.21 Распоряжения № 647-р. Вместе с тем, судебная практика однозначно указывает на то, что Распоряжение № 647-р противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, а именно, положением пункта 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, статьи 330 ТК РФ, и согласно пунктам 2, 3 статьи 6 ТК РФ применяться не может (по данному вопросу см., например Постановление ФАС Поволжского Округа № А12-3412/2008 от 23.12.2008; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-5052/2008-АК от 19.06.2008).

Также судами было указано на тот факт, что авансовые платежи являются собственностью плательщика и таможенного органа отсутствуют полномочия на списание данных средств в бюджет. Кроме того, по мнению судов, трехгодичный срок – это срок, в течение которого необходимо подать заявление, по истечение указанного срока авансовые платежи остаются на счетах таможенного органа, а плательщик вправе распоряжаться ими дальше, т.е. осуществлять за счет этих средств уплату таможенных платежей (Постановление ФАС Дальневосточного Округа № Ф03-2489/2009 от 15.06.2009; Постановление ФАС Уральского Округа № Ф09-1099/07-С1 от 28.02.2007).

Между тем, начиная с 01.10.2009 ситуация с возвратом авансовых платежей изменилась, в пункт 5 статьи 330 ТК РФ внесены значительные изменения:

«Возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей. Если лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат».

Таким образом, законодатель фактически признал действия таможенных органов по списанию в бюджет невостребованных авансовых платежей. Теперь такое списание будет проводиться автоматически по истечении трехгодичного срока, отведенного на подачу заявления о возврате.

Вместе с тем, нельзя согласится с указанной позицией законодателя, поскольку она также, как и позиция таможенных органов ранее, противоречит нормами части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, поскольку в силу норм части 2 и части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В силу того, что в соответствии с пунктом 3 статьи 330 ТК РФ денежные средства, внесенные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего указанные средства и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до того, как лицо не даст распоряжение об их использовании, то и неиспользованные авансовые платежи также продолжают оставаться имуществом плательщика.

В соответствии с вышеизложенным, пункт 5 статьи 330 ТК РФ противоречит пункту 3 указанной статьи.

Данное противоречие может быть устранено в случае, если законодатель пересмотрит положения пункта 5 статьи 330 ТК РФ, либо в случае, если Конституционный Суд Российской Федерации признает пункт 5 статьи 330 ТК РФ в части списания невостребованных авансовых платежей в бюджет, противоречащим статье 35 Конституции Российской Федерации.

В силу норм пункта 1 статьи 357 ТК РФ возврат денежного залога осуществляется при условии исполнения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о его возврате подано в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующего за днем исполнения обязательства. По истечении указанного срока невостребованные суммы денежного залога учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат. До 01.10.2009 норма пункта 1 статьи 357 ТК РФ звучала практически также.

Денежный залог возвращается при представлении таможенной расписки (пункт 5 статьи 345 ТК РФ) в валюте Российской Федерации.

Возврат денежного залога не производится при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей, пеней или процентов в размере такой задолженности. Таможенный орган вправе обратить взыскание на денежный залог в соответствии со статьей 353 ТК РФ.

При возврате сумм денежного залога проценты с них не выплачиваются, суммы не индексируются и комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств.

Заявление о возврате денежного залога подается по форме, утвержденной Приказом ГТК РФ № 607 от 25.05.2004 «Об утверждении перечня документов и формы заявления» 7 .

Пунктом 4 статьи 345 ТК РФ также установлена возможность для плательщика потребовать от таможенного органа использовать денежный залог:

— для уплаты таможенных платежей;

— для зачета в счет будущих таможенных платежей;

— для обеспечения уплаты таможенных платежей по другому обязательству перед таможенными органами.

Также как и в случае с авансовыми платежами, если в течение трех лет не подано заявление о возврате (зачете) денежного залога, он автоматически списывается в составе неналоговых доходов в федеральный бюджет.

Примечательно, что если в отношении неправомерного списания авансовых платежей судебная практика была едина во мнении относительно неправомерности списания авансовых платежей в бюджет, то в отношении денежного залога такого мнения нет и, скорее всего не будет.

Однако, как и в случае с авансовыми платежами, нельзя согласится с мнением законодателя относительно бесспорного списания после трех лет денежного залога, поэтому норма пункта 1 статьи 357 ТК РФ требует переработки.

1 Действие пункта 2 статьи 330 ТК РФ в редакции до 09.04.2009 было приостановлено до 01.10.2012 – см. Федеральный закон № 205-ФЗ от 24.11.2008.

2 Официальная информация взята с интернет ресурса ФТС РФ: www.customs.ru.

3 Более подробно с информацией о закрытии счета № 40314 можно ознакомиться на официальном интернет ресурсе ФТС РФ — http://www.customs.ru/ru/ved_info/scheta/popup.php

4 Примечательна позиция Высшего Арбитражного Суда РФ. Согласно пункту 3 Информационного письма ВАС РФ № 26 от 15.01.1998 денежные средства не могут быть предметом залога, поскольку исходя из правовой сути залога и в силу норм статей 349 и 350 ГК РФ для удовлетворения требований кредитора предмет залога должен быть продан на торгах с последующим направлением вырученной суммы в погашение долга.

К тому же, в правовой литературе, большинство авторов склоняется к той позиции, что денежный залог, как форма обеспечения обязательств, ГК РФ не регулируется, а регулируется в административном порядке – по данному вопросу см., например: Бадулин О.Г. – «Обеспечение уплаты таможенных платежей» — Право и экономика № 7, 2004; Гущин В.В. – «Проблемы соотношения гражданского и таможенного законодательства при обеспечении уплаты таможенных платежей» — Цивилист, № 1, 2006.

5 Необходимо отметить, что до 01.10.2009 допускалось внесение денежного залога в кассу или на счет таможенного органа как физическими так и юридическими лицами, с 01.10.2009 юридическим лицам разрешено вносить денежный залог, равно как и авансовые платежи только на счет Федерального казначейства – прим. автора.

6 По вопросу неправомерного отказа в возврате денежного залога ввиду того, что у заявителя отсутствует таможенная расписка, см., например Постановление ФАС Дальневосточного Округа № Ф03-А51/04-2/1914 от 20.07.2005; Постановление ФАС Дальневосточного Округа № Ф03-А73/04-2/4089 от 02.02.2005.

7 Необходимо отметить, что форма заявления, утвержденная Приказом ГТК РФ № 607 от 25.05.2004 также используется для возврата излишне уплаченных таможенных платежей и неиспользованных авансовых платежей.

Читайте так же:

  • Приложение 4 приказ 66н Проект Приказа Министерства финансов РФ "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (подготовлен Минфином России 29.12.2017) Досье на проект В соответствии с частью 1 статьи 30 […]
  • Договор об обеспечении уплаты таможенных платежей Договор поручительства по обеспечению уплаты таможенных платежей таможенным брокером (представителем) поручительства по обеспечению уплаты таможенных платежей таможенным брокером (представителем) ______________________ "__" ____________ 200_ г. Федеральная таможенная служба (далее - ФТС […]
  • Федеральный закон 289 фз Новый закон о таможенном регулировании Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентирует, в частности, переход на общение бизнеса с таможенными органами […]
  • Приказ 169-н минздравсоцразвития Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 марта 2011 г. N 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 марта 2011 […]
  • Залог значения Значение слова Залог по Ефремовой: Залог - 1. Обеспечение получаемой ссуды путем передачи кредитору какой-л. ценности, какого-л. имущества. 2. Вещь, остающаяся у выдавшего под нее ссуду. 3. Денежная сумма, вносимая как обеспечение выполнения условий принятой подрядной работы, соблюдения […]