Меню

Учебные пособия по экономике для школ

Учебно-методическое пособие по экономике для 5 класса.

Изучение экономики с 5 класса заставило искать программу, которая бы обеспечила высокую результативность и заинтересованность обучающихся. Мною была составлена авторская рабочая программа в соответствии в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана школы на 2013-2014 учебный год, на основе программы И. В. Липсица 2000 года и книги И. В. Липсица «Удивительные приключения в стране экономика». Кроме этого мною разработан электронный учебно-методических комплект для авторской программы по экономике 5-6 классов. В него входят: авторская программа, конспекты уроков, презентации, дистанционный курс. Презентации созданы к каждому уроку, они содержат демонстрационные материалы для объяснения нового материала, для закрепления изученного материала. Начинаю размещать серию презентаций.

Автор: Светличная Екатерина Ивановна

Учебные пособия по экономике для школ

Год публикации: 2000

Библиографическая ссылка:: Лиманова Е.Г., Буфетова Л.П. Основы экономики: Учебное пособие для школьников. — Новосибирск: НГУ, 2000. — 113 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В учебном пособии представлены понятия и описание базовых элементов рыночной экономики, принципов функционирования ее частей. Оно включает большой раздел по переходной экономике России. Краткость изложения, сочетание теоретических положений с фактическими данными позволяет использовать пособие в качестве справочного материала. Учебное пособие предназначено для учащихся выпускных классов средних общеобразовательных и специализированных учреждений и людей, интересующихся основами функционирования рыночной экономики.

Учебники и учебные пособия кафедры политической экономии за 2000-2016 гг.

  • Сорокин А.В. Общая экономика: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Учебник — М.-Берлин Директ-Медиа, 2016 г. — 640 с. 500 экз. ISBN 978-5-4475-6597-8
  • Кадомцева С.В. «Государственный финансы». Второе издание. Учебное пособие. 2016 г., Москва, Экономический факультет МГУ, 14 п.л. тираж 100 экз.
  • Сорокин А.В. Теория общественного богатства. Категории модели: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: МАКС Пресс, 2016. — 208 с. 13 п.л. ISBN 978-5-317-05346-8
  • Тарануха Ю.В. «Конкурентные стратегии. Современные способы завоевания преимуществ». Учебное пособие. 2016г., Москва, RUScience, 22,5 п.л., 1000 экз.
  • Вощикова Н.К. Макроэкономическое планирование и прогнозирование. Московский технологический университет (МИРЭА). Учебное пособие. 2016г., 6,0 п.л., тираж 100 экз, печатается по постановлению РИСО.
  • Никитина Н.И., Патрон П.А. Макроэкономика-1: Учебное пособие. Экономический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва, ISBN 978-5-906783-16-5, 119 с. (10 п.л.)
  • Теняков И.М. Национальное развитие и экономический рост: теория и российская специфика: Учебное пособие для студентов магистратуры экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. – М.: МАКС Пресс, 2016. -184 с. ISBN 978-5-317-05185-3. Тираж 100 экз. 11,5 п.л.
  • Чирков М.А. Экономика как система, учебное пособие по курсу «Система регулирования рыночной экономики» для студентов магистратуры направления “Экономика”, 10,75 п.л.; М.- 2016г., ISBN 978-5-317-05060-3
  • Микроэкономика: Промежуточный уровень; в 2-х частях. Часть II. Учебник. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л., Ряскова М.В., Киреев А.В. Издательство МАКС Пресс Москва, 2015 г, ISBN 978-5-317-05066-5, 268 с., 11,2 п.л.
  • Управленческая экономика. Учебник. — Вильнюс: Издательство «Техника», 2015 г. О.Н.Антипина, Н.А.Миклашевская, С.Б.Карловская, 9 п.л.
  • Конкуренция и конкурентоспособность. Учебное пособие. Тарануха Ю.В. Издательство Русайнс Москва, 2015 г., ISBN 978-5-4365-0405-6, 334 с. , 21 п.л.
  • Предпринимательство: теория и российская действительность. Учебное пособие. Тарануха Ю.В. Издательство Русайнс Москва, 2015 г.,ISBN 978-5-4365-0513-8, 276 с., 17 п.л.
  • Микроэкономика. Учебное пособие. Котова Г.А., Никитина Н.И., Раквиашвили А.А. Экономический факультет МГУ Москва, 2015 г., ISBN 978-5-906783-06-6, 145 с., 9 п.л.
  • «Экономика России», Кульков В.М., Гудкова Т.В., Брялина Г.И. Издательство ООО «ПЛАНЕТА» Курск, 2015, ISBN 978-5-91517-066-6, 24 с., 1 п.л.
  • «Корпоративная культура современной фирмы: российские особенности». Учебное пособие. Гудкова Т.В. Москва, Издательство «МАКС Пресс», 2015. ISBN 978-5-317-05084-9, 12 п. л.
  • Оптимизация соотношения государственного и рыночного регулирования хозяйственных взаимосвязей в экономике: учебное пособие по курсу “Система регулирования рыночной экономики” для студентов магистратуры направления “Экономика”. Чирков М.А. Издательство МАКС Пресс Москва, 2015 г, ISBN 978-5-317-05060-3, 6 п.л.
  • Инвестиционный процесс (прикладной аспект). Учебное пособие. Текеева А.Х., Сотникова К.И. Издательство «МАКС Пресс» Москва, 2015 г., ISBN 978-5-317-05070-2, 10 п.л.
  • Под редакцией Бузгалина А.В. и Низовцева А.Ю. Сравнительный анализ экономических систем: Россия, США и Финляндия в зеркале социально-экономической статистики (учебное пособие) / М., 2014. — 126 с. 15,8 п.л.
  • Кульков В.М., Теняков И.М. Макроэкономика. Учебник. М.: ЮРАЙТ, 2014. 19,7 п.л.
  • Хубиев К.А., Титова Н.И., Киреев А.В. Макроэкономика. Методическое пособие для преподавателей и студентов. М.: ТЕИС, 2014. 10,5 п.л.
  • Холодков В.Г. Модернизация национальной экономики: сравнительный анализ опыта зарубежных стран. Учебное пособие. М.: РГ-Пресс, 2014. — 7,0 п.л.
  • Котова Г.А., Никитина Н.И., Раквиашвили А.А. Микроэкономика. Учебное пособие. М.: Сампринт, 2014. 12,0 п.л.
  • Заздравных А.В., Магомедов М.Д. Экономика пищевой промышленности. Учебник. Изд-во «Дашков и К», 2014. 8,0 п.л.
  • Под ред. Чеканского А.Н., Фроловой Н.Л., Рясковой М.В., Киреева А.В. Микроэкономика: Промежуточный уровень; в 2х частях. Часть 1. Учебник. М.: Макс Пресс, 2014 — 360 с., 22,4 п.л.
  • Бирюков В.А. Предмет и метод общей экономической теории. Учебное пособие. Изд-во: РГ-Пресс, 5,0 п.л.
  • Пороховский А.А., Чирков М.А., Гудкова Т.В. Современная система экономики (учебно-методические материалы, издание второе – переработанное и дополненное) , OOO «Планета», Курск, 2013; 0,3 п.л.
  • Павлов М.Ю. Экономика нанотехнологий: Учебное пособие для студентов магистратуры. – М.: Издательство Московского университета, 2013; 6,5 п.л.
  • Киреев А. В. Программа по курсу «Микроэконоика-3»; публикация на сайте on.econ.msu.ru ;10 п.л.
  • Котова Г.А., Раквиашвили А.А. Микроэкономика (учебное пособие).- М.:2013; 12 п.л.
  • Сорокин А.В. Теория общественного богатства: Курс лекций в двух частях. Часть I.– М.: Изд-во Московского университета. 2013; 14 п.л.
  • Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика. 3-е издание. – (Учебник). Гриф УМО вузов России по образованию в области менеджмента. – М.: Кнорус, 2013; 20 п.л.
  • Тарануха Ю.В. Микроэкономика. Тесты, Графические упражнения. Задачи. – (Учебное пособие). – М.: Дело и сервис, 2013; 13 п.л.
  • Киреев А.В., М.В. Ряскова. Некоторые аспекты провалов рынка в микроэкономике. Москва. МАКС ПРЕСС, 2012, 12,25 п.л.
  • Леонова Т.Г., Патрон П.А. Лекции по макроэкономике. Вводный курс. Москва. МАКС ПРЕСС, 2012, 13,5 п.л.
  • Бойцова Е.Ю., Вощикова Н.К. Занятость в условиях кризиса: современные подходы к регулированию на микро- и макроуровнях. Москва: МАКС Пресс, 2012. – 7,75 п.л.
  • А.В. Сорокин. Теория общественного богатства: Категории модели: Учебное пособие. – М.: МАКС Пресс, 2011. – 8 п.л.
  • Никитина Н.И. Методика преподавания экономики. Учебное пособие.– М.: МАКС Пресс, 2011. 9 п.л.
  • Кульков В.М. «Микроэкономика» в серии «Экономика и управление». / Под ред. В.В.Герасименко. Учебное пособие. Москва: Макс Пресс, 2011 г., 2,3 п.л
  • Антипина О.А., Миклашевская Н.А., Никифоров А.А. «Макроэкономика»: Учебник.– Москва: «Дело и Сервис», 10,9 п.л.
  • «Микроэкономика. Программы, планы лекций и семинаров, тесты, задачи, ситуации». (Методическое пособие). / Под ред. Рудаковой И.Е. Никитиной Н.И. М.. Москва: «Дело и Сервис», 2011, 6 п.л.
  • Павлов М.Ю. Учебно-методическое пособие. Современная система экономики. Москва: :Теис», 2011, 2 п.л.
  • Котова Г.А., Раквиашвили А.А., Рудакова И.Е. Микроэкономика. Сборник учебно-методических материалов. М.: «Люкс Принт», 2011, 1,5 п.л.
  • Котова Г.А. Микроэкономика. Производство. Издержки. Рыночные структуры. Сборник учебно-методических материалов. М.: «Люкс Принт», 2011, 3 п.л.
  • Котова Г.А. Микроэкономика. Спрос и предложение. Потребительский выбор. Сборник учебно-методических материалов. Москва: Люкс Принт, 2011, 3 п.л.
  • Рудакова И.Е. Микроэкономика. Программы, планы лекций и семинаров, тесты, задачи, ситуации. (Методическое пособие). М.: «Дело и Сервис», 2011, 6 п.л.
  • Под ред. А.А. Пороховского. Учебное пособие. Общая экономическая теория. Вводный курс. В 3-х кн. Кн. 1. М.: Издательский дом «Кодекс», 2010, 20 п.л.
  • Под ред. А.А. Пороховского. Учебное пособие. Общая экономическая теория. Вводный курс. В 3-х кн. Кн. 2. Самостоятельная работа. М.: Издательский дом «Кодекс», 2010, 9 п.л.
  • Рудакова И.Е., Никитина Н.И. «Микроэкономика». Программа, планы лекций и семинаров, тесты, задачи, ситуации. Методическое пособие Серия «Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова». М.: «Дело и Сервис», 2011, 12 п.л.
  • Никифоров А.А., Антипина О.А., Миклашевская Н.А. Учебник. «Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика». М.: «Дело и Сервис», 2010, 54,6 п.л.
  • Никифоров А.А., Антипина О.А., Миклашевская Н.А. Учебно-методическое пособие. «Макроэкономика: тесты, задачи, упражнения». Рыбинск: ООО «Офис 2000», 4 п.л.
  • Листратенко М.Н., Теняков И.М. Учебное пособие. «Макроэкономика». М.: ТЕИС, 2010, 6 п.л.
  • Кульков В.М. Учебное пособие. «Российская экономическая модель». М.: ТЕИС, 2009, 12,25 п.л.
  • Кадомцева С.В. Учебное пособие. «Государственные финансы». М.: ИНФРА-М, 2009, 22,0 п.л.
  • Вереникин А.О., Волошин Д.И.. Учебное пособие. «Теория структурных изменений в экономике». М.: ТЕИС, 2009, 15,8 п.л.
  • Лопатина А.Н. Учебное пособие. «Микроэкономика». М.: ТЕИС, 2009, 9,0 п.л.
  • Котова Г.А., Рой Л.В. Учебное пособие. «Практикум по экономике отраслевых рынков». М.: Люкс-Принт, 2009, 5 п.л.
  • Сорокин А.В. Учебник. «Теория общественного богатства. Основания микро- и макроэкономики». Москва. Издательство «Экономика», 2009, 37,0 п.л.
  • Листратенко М.Н., Теняков И.М. Учебное пособие. «Макроэкономика». Москва, ТЕИС, 2009, 12 п.л.
  • Учебное пособие для поступающих в магистратуру. (Авторский коллектив: Миклашевская, Антипина О.Н., Вурос А.Д., Никифоров А.А., Туманова Е.Н., Фролова Н.Л., Шагас Н.Л.). Москва, ТЕИС, 2009, 8,0 п.л.
  • Под ред. Абишева А.А. и Хубиева К.А. Учебное пособие. «Макроэкономика». Экономика баспасы. Алматы. 2009, 2,0 п.л.
  • Под ред. Абишева А.А. и Хубиева К.А. Учебник на казахском языке. «Макроэкономика» (на казахском языке). Экономика баспасы. Алматы. 2009, 2,0 п.л.
  • Никифоров А.А., Миклашевская Н.А., Антипина О.Н. Учебник «Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика». М.: Дело и Сервис, 2008 г., 34 п.л.
  • Кульков В.М. Учебное пособие «Национальная экономика: российская модель».М.: Макс Пресс, 2008 г., 7 п.л.
  • Кадомцева С.В. Учебное пособие «Государственные финансы». М.: МАКС Пресс, Москва, 2008 г., 18 п.л.
  • Красникова Е.В. Учебное пособие «Экономика переходного периода». М.: Омега-Л, 2008 г., 21,5 п.л.
  • Бойцова Е.Ю., Корчагина З.А. Учебное пособие «Экономика отраслевых рынков». М.: МАКС Пресс, 2008 г., 4 п.л.
  • Под общ. ред. Хубиева К.А, Абишева А.А. Учебник «Макроэкономика». Алмыты, «Экономика», 2007 г., 41,6 п.л.
  • Миклашевская Н.А., Титова Н.И. Учебник «Макроэкономика». Электронный учебник для дистанционного образования. М.: 2007 г.
  • Красникова Е.В. Учебное пособие «Экономика переходного периода». М.: Омега-Л, 2007 г., 22 п.л.
  • Никифоров А.А., Миклашевская Н.А., Антипина О.Н. Учебник «Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика». М.: Дело и Сервис, 2006 г., 60 п.л.
  • Под ред. Бузгалина А.В. (в соавторстве). Учебное пособие «Трансформационная экономика России». М.: Финансы и статистика, 2006 г., 38,5 п.л.
  • Герасименко В.В. Учебное пособие «Экономика и управление». М.: Грант Виктория, 2006 г., 11,52 п.л.
  • Красникова Е.В. Учебное пособие «Экономика переходного периода». М.: Омега-Л, 2006 г., 21,5 п.л.
  • Под ред. Рудаковой И.Е., Никитиной Н.И. Учебное пособие «Микроэкономика» 2-е издание. М.: ТЕИС, 2006 г., 10 п.л.
  • Красникова Е.В. Учебник «Экономика переходного периода». М.:ОМЕГА, 2005 г., 18,5 п.л.
  • Никифоров А.А., Антипина О.Н., Миклашевская Н.А. Учебник «Макроэкономика-2». М.: ТЕИС, 2005 г., 14 п.л.
  • Фролова Н.Л. (в сооавт. с Чеканским А.Н.) Учебник «Микроэкономика. Промежуточный уровень». М.: ИНФРА-М, 2005 г., 29 п.л.
  • Бузгалин А.В. (в сооавт. с Колгановым) Учебник «Экономическая компаративистика». М.: ИНФРА – М.: 2005 г., 26 п.л.
  • Под ред. Хубиева К.А. Учебник «Макроэкономика». М.: ТЕИС, 2004 г., 42 п.л.
  • Бузгалин А.В., Колганов А.И. Учебное пособие «Потенциал марксистского метода». М.: 2004 г., 1,8 п.л.
  • Бузгалин А.В. Учебное пособие «Глобализация сопротивления». М.: УРСС, 2004 г., 1,9 п.л.
  • Рубе В.А. Учебное пособие «Инвестиционные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и в России». М.: ИНФРА, 2004 г., 4,9 п.л.
  • Под ред. Бузгалина А.В. (в сооавт. с Колгановым). Учебник «Теория социально-экономических трансформаций». М.:ТЕИС, 2003 г., 42,5 п.л.
  • Радаев В.В. Учебное пособие «Теоретические проблемы переходной экономики». М.: ТЕИС, 2003 г., 23 п.л.
  • Хубиев К.А, Титова Н.И. Учебное пособие «Макроэкономика». Для студентов и преподавателей. М.: ТЕИС, 2003 г., 3 п.л.
  • Под ред. Никифорова А.А. Учебное пособие «Макрокэономика-2». М.: ТЕИС, 2003 г. 11 п.л.
  • Чеканский А.Н. (в сооавт.) Учебник «Микроэкономика-2». М.: ТЕИС, 2002 г., 40 п.л.
  • Кадомцева С.В., Леонова Т.Г., Миклашевская Н.А. Учебное пособие «Макроэкономика». М.: ТЕИС, 2001 г., 3,8 п.л.
  • Под ред. доц. Миклашевской Н.А. (в сооавт. с Холодковым В.Г.). Учебник «Международная экономика», 2-е издание М. Дело и сервис, 2000 г., 17 п.л.
Читайте так же:  Претензия застройщику об устранении недостатков по гарантии

Учебники по экономике для школьников.

Учебные материалы, экзамены, вопросы, ответы, тесты и др. по экономике для школьников, учащихся колледжей и техникумов.

● college.ru — «Открытые курсы бизнеса и экономики» — На первый взгляд очень неплохая серия курсов по 7-ми темам. Они дают базовые, основные понятия по следующим разделам: Основы предпринимательства; Основы менеджмента (Управление бизнесом); Основы маркетинга; Экономика работы предприятия; Бухгалтерский учет; Финансы; Использование компьютеров и Интернет для бизнеса. Эти материалы могут быть полезны как учащимся специализированных классов и профильных колледжей, так и студентам первых курсов.

● в этом же разделе (Факультатив) стоит обратить внимание и на следующие подразделы: «Управление временем» college.ru ; «Искусство переговоров» college.ru .

● проект института «Экономическая школа» Включает разделы:

«Основы экономики» — это вводный курс экономической теории, предназначенный для старших классов средней школы.

Учебник представляет собой вводный курс экономики. (Сторчевой М.А. «Основы экономики»)

Интересное пособие для дискуссий на уроках экономики и обществознания в старших классах.

Учебно-методические материалы для школьных учителей экономики: учебные тексты, ситуации для анализа и др.

Данный раздел посвящен активным методам преподавания экономики и других общественных наук.

Наглядная, легко запоминающаяся схема развития истории экономической мысли.

Обзор основных ресурсов российского и зарубежного Интернета, посвященных школьному образованию.

Учебные пособия по экономике для школ

Учитель открывает дверь. Входишь ты сам

Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).

  • ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ ЭКОНОМИКУ
  • ПОСТУПЛЕНИЕ ПО ОЛИМПИАДАМ
  • ФОРМАТ И СТОИМОСТЬ ЗАНЯТИЙ
  • МОЗГОВЫЕ ШТУРМЫ
  • ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ИЗ МОСКВЫ
  • РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕНИКОВ
  • ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ
  • МОЙ КУРС
  • РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  • ЗАДАЧИ И КЕЙСЫ
  • ОБО МНЕ
  • КАК ВЫБРАТЬ РЕПЕТИТОРА
  • НОВОСТИ
  • КОНТАКТЫ

Курс «Микроэкономика» Николая Саперова структурирован по двум уровням: базовый и продвинутый. Курс публикуется на сайте в сокращенном виде и почти не содержит практической части. Полный материал курса я использую на своих занятиях.

Данный курс по микроэкономике адресован широкому кругу лиц. Абитуриент, участвующий в олимпиадах по экономике, кроме теории, найдет для себя много примеров решений тестов и задач и так называемых «эвристик» — методов быстрого решения задач и ответов на вопросы. Взрослый человек может познакомиться с главами Как устроена экономика, За что были получены некотрые Нобелевские премии по экономике или Игры экономических агентов — и понять, что такое современная экономика, чем занимаются экономисты и чему будут учить их детей в университете.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

Остается 2 свободных места на 18/19 учебный год

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

  • Лекция «За что были получены Нобелевские премии по экономике»
    (Уровень сложности: Всероссийская олимпиада)
  • Пример видео-разбора тура олимпиады
    (Уровень сложности: Всероссийская олимпиада)

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика — Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель — победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий — будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Терюкова, Артемьева, Головин: Экономика. 6 класс. Я и школа. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. ФГОС

Аннотация к книге «Экономика. 6 класс. Я и школа. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. ФГОС»

Можно ли рассматривать школу как самостоятельное хозяйство со своей экономикой? Как связана экономика школы с экономикой региона и страны? Почему одни школы государственные, а другие частные? Какое отношение к экономике имеют обычное школьное расписание и сменная обувь? И, наконец, нужен ли школе… слон?
Ответ на эти и другие вопросы учащиеся найдут в этой учебном пособии. Оно создано в рамках программы непрерывной социально-экономической подготовки учащихся 1-11-х классов, разработанной и апробированной РАО.
2-е издание.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Конституционная экономика для школ: учебное пособие

  • Объем: 180 стр.
  • Жанр:к ниги по экономике, ю риспруденция

Дорогие старшеклассники!

Западные экономисты, особенно во второй половине XX столетия, активно разрабатывали такое научное направление, как конституционная экономика, основанное на изучении влияния конституционного права на экономические процессы. Несмотря на очевидные успехи этого направления науки, подтвержденные Нобелевской премией в области экономики, его изучение пока не вошло в учебный процесс даже западных образовательных заведений.

Книга, которую вы держите сейчас в руках, является одной из первых в мире попыток раскрыть особенности конституционной экономики для учащихся старших классов средней школы. Учитывая, что Россия относительно недавно вступила на путь развития рыночной экономики, понимание механизмов социально-экономического и конституционно-правового развития государства, а также их взаимосвязи имеет принципиальное значение. Поэтому знания в области конституционной экономики, получаемые уже в школьном возрасте, являются чрезвычайно важными как для будущего нашей страны в целом, так и для каждого ее гражданина.

Настоящее учебное пособие поможет вам понять сущность конституционной экономики – уяснить особенности влияния экономики на право и увидеть как экономическая жизнь общества зависит от норм, закрепленных в Конституции. Это даст возможность взглянуть на проблемы экономики и права в комплексе, понять, что они неразрывно связаны между собой и во многом предопределяют развитие друг друга.

Кроме того, в учебном пособии рассмотрены основные вопросы правового регулирования собственности, налогообложения, государственного бюджета, банковской и валютной систем, федерализма, прав и свобод человека и гражданина.

Отчего в одних странах конституция создает правовые предпосылки для эффективного развития экономики, а в других, напротив, сдерживает его? Какое воздействие оказывают экономические кризисы на государство? Как влияет мировая глобализация экономики на государственное устройство? Ответы на все эти вопросы вы найдете на страницах настоящего издания, что поможет вам при поступлении в юридические и экономические вузы.

академик Российской академии наук, профессор, доктор юридических наук,

ректор Московской государственной юридической академии

Комплексный подход к исследованию проблем конституционной экономики имеет большое практическое значение, поскольку позволяет преодолеть традиционное для юристов незнание вопросов экономики, а для экономистов – незнание вопросов права, в том числе и таких правовых норм, которые призваны регулировать экономические отношения.

Российская экономическая академия имени Г.В. Плеханова с момента своего создания 100 лет тому назад славится высоким качеством юридической подготовки экономистов. Выпускники этой академии всегда изучали и изучают сейчас несколько юридических дисциплин: гражданское право, предпринимательское право, коммерческое право, правовое обеспечение маркетинга и др. Преподавание экономических дисциплин без учета правовых факторов значительно обедняет анализ экономических процессов.

Читайте так же:  В структуру фгос включены требования

Впервые в России в РЭА им. Г.В. Плеханова с 2000 г. начата подготовка экономистов-правоведов, специалистов новой формации, потребность в которых остро ощущается в нашей стране. С 2005/06 учебного года студенты экономического и юридического профиля начинают занятия по уточненным учебным планам, предусматривающим изучение новой учебной дисциплины «Конституционная экономика», раскрывающей влияние конституционного права на экономические процессы.

Российская система образования и российская наука за свою многовековую историю внесла огромный вклад в развитие страны и мирового сообщества. Особая роль и значение принадлежат вузовской науке. Научные исследования, проводимые в системе образования, имеют важное значение в подготовке специалистов, научных и на-учно-педагогических кадров. Вузовский научный потенциал следует рассматривать как национальное достояние, определяющее будущее страны.

За последние годы отечественная наука и система образования претерпели заметные изменения. Неизменными остались лучшие традиции отечественной образовательной и научной школы. Ярким свидетельством этого является подготовка и издание настоящего учебника, авторы которого исследуют конституционные основы регулирования экономической деятельности и государственного управления в сфере экономики.

Данная работа является основным и пока единственным учебником, по которому студенты изучают конституционную экономику.

президент РЭА имени Г.В. Плеханова, доктор экономических наук, профессор;

проректор по учебной работе, доктор экономических наук, профессор.

Раздел I Введение в конституционную экономику

§ 1. Понятие конституционной экономики

Конституционная экономика – это научное и практическое направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономики и конституции. Исследование проблем конституционной экономики имеет большое практическое значение, поскольку позволяет выявить конституционно-правовые предпосылки эффективного развития экономики, проанализировать воздействие экономики на государство и определить, каким образом экономические процессы воздействуют на государство, а фундаментальные нормы права влияют на развитие экономики.

В современном, стремительно меняющемся мире с его нестабильностью и кризисами, проявляющимися в самых различных областях жизнедеятельности общества и функционирования государства, эти вопросы необходимо изучать, чтобы находить пути решения проблем, встающих перед страной и каждым ее гражданином. А это возможно только в том случае, если четко видеть взаимодействие и взаимное влияние государства, экономики и права, и в особенности Конституции как основного связующего их элемента.

При решении всех перечисленных в этой книге проблем наиболее значительным представляется сохранение либерального характера Конституции даже тогда, когда многие ее положения кажутся декларативными. Это тем более верно применительно к Конституции Российской Федерации 1993 г., являющейся исключительно емким и в то же время достаточно гибким документом, предоставляющим обществу правовые возможности для своевременного и адекватного реагирования на быстро меняющиеся условия жизни при сохранении базовых, фундаментальных «правил игры». Стабильность основного закона демократического государства является залогом его политической и экономической стабильности.

В современной Конституции России заложен огромный либеральный потенциал, который во многом остается неиспользованным. Поэтому главным направлением дальнейшего укрепления экономики и развития общества в целом должна стать реализация закрепленных в Конституции возможностей, прежде всего через совершенствование законодательства и повышение эффективности его применения на практике.

Развитие конституционной экономики невозможно без участия мощной судебной власти, влияющей как на правовую, так и на экономическую системы государства и общества. Судебная власть является хранителем и гарантом основных принципов конституционной экономики. Она придает стабильность и прочность экономическим отношениям и тем самым укрепляет устои не только экономики, но и российской государственности в целом. Именно поэтому на современном этапе развития нашей страны судебная реформа, повышение эффективности действия всей правоприменительной системы являются условием повышения эффективности и модернизации российской экономики.

Конституционная экономика объединяет в себе элементы права и экономики. По сути, право – это те правила, по которым живет общество и государство и которые содержатся в законах, указах, постановлениях и т. п. Другими словами, право – это система общеобязательных норм, соблюдение и исполнение которых охраняется силой государства. С помощью права государство регулирует экономические отношения, определяя права и обязанности не только граждан и компаний, но и государственных органов. Экономика как общественная наука изучает поведение людей и их групп в процессе производства, обмена и потребления материальных благ и услуг в целях удовлетворения своих неограниченных потребностей посредством ограниченных ресурсов.

Одним из основателей конституционной экономики является американский экономист Джеймс Бьюкенен.

Джеймс Макджилл Бьюкенен родился 2 октября 1919 г. В 1986 г. награжден Нобелевской премией по экономике «за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экономических и политических решений».

В итоге научных исследований Д. Бьюкенен получил международное признание в качестве ведущего исследователя в области, которая называется теорией общественного выбора и исследует применение экономических методов к сферам, ранее традиционно относившимся к политологии.

Теория общественного выбора стремится предсказать, как может повлиять на политическое сообщество в целом поведение отдельных лиц, выступающих в роли избирателей или налогоплательщиков, лоббистов или кандидатов в политические деятели, избранных политиков или членов политических партий, бюрократов или правительственных управляющих и судей. А экономическая теория пытается связать поведение индивидуальных лиц в их экономической роли покупателей или продавцов, производителей или рабочих, инвесторов или предпринимателей с результатами, которые проявляются на уровне экономики в целом.

Сначала выбираются правила игры, затем происходит определение стратегии игры в рамках этих правил. Соответственно и конституция может рассматриваться как набор правил для ведения политической или экономической игры. Каждодневные экономические действия представляют собой результат игры в рамках конституционных правил.

Государство, граждане и компании постоянно вступают во взаимодействие друг с другом. Примеры этого взаимодействия можно увидеть повсюду. Например, граждане и предприятия вступают в определенные отношения с государством, уплачивая ему налоги. Любой из нас, совершая какую-нибудь покупку, зачастую не задумывается над тем, что она тоже происходит по определенным правилам: мы расплачиваемся в рублях, а не в долларах или евро, а в подтверждение совершенной покупки и ее оплаты нам выдают чек, квитанцию или иной подобный документ. При этом каждый из участников этих отношений преследует свои цели и имеет свои интересы. Совершая различные экономические действия, каждый из нас делает выбор в зависимости от того, какого результата он хочет достичь. Разумеется, интересы, цели, а также средства и методы их достижения очень различаются, поэтому для упорядочения всех этих действий устанавливаются соответствующие правовые нормы. Таким образом, правовые нормы – это основа для согласования действий участников экономических отношений.

1. Что означает термин «конституционная экономика»?

2. Каким образом государство регулирует экономические отношения?

§ 2. Предмет и задачи конституционной экономики

Комплексный подход, заключающийся в совместном изучении экономических и конституционных аспектов важнейших государственных решений характеризует развитие конституционной экономики в России.

Важнейшие основополагающие правовые нормы содержатся в конституциях. Так, Конституцией России гарантируются: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, защита всех форм собственности (ст. 8). Вопросам экономики посвящены и многие другие конституционные нормы. Статья 34 закрепляет право каждого «на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Статья 57 обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Устанавливая такие основополагающие нормы, Конституция создает правовые предпосылки для эффективного развития экономики. Это подтверждается опытом многих стран. Достаточно привести пример Англии эпохи Славной революции. Ее основным итогом стало принятие Билля о правах (1689 г.), который послужил фундаментом для построения британской конституционной системы. Полномочия королевской власти были ограничены. Право устанавливать, изменять законы, приостанавливать их действие, а также вводить налоги было предоставлено парламенту. Конституционная реформа расчистила путь для преобразований в экономике. Одним из первых шагов в этом направлении стало учреждение в 1694 г. Банка Англии. В результате Англия одной из первых вступила в эру промышленной революции и бурного экономического роста.

Поскольку ресурсы даже самого богатого и могущественного государства ограничены, а потребности общества и государства безграничны, государство должно выбирать оптимальные варианты использования ограниченных ресурсов. Это не значит, что в результате кто-то будет «обделен», а кто-то получит все. Просто на любом этапе развития перед обществом и государством стоят различные по значимости задачи. Некоторые из них необходимо решать как можно скорее. Решение других можно отложить. Кроме того, крайне важно оценивать последствия принимаемых решений, не ориентируясь на сиюминутную выгоду, но и не жертвуя всем в данный момент для достижения в далеком будущем каких-то положительных результатов.

Так, с целью максимального удовлетворения разнообразных материальных потребностей населения и самого государства можно напечатать сколько угодно денег, разрешить разным регионам выпускать свои денежные единицы. Но в этом случае эти деньги не будут ничем обеспечены. Из-за их огромного количества они практически сразу обесценятся. И как следствие, экономическая ситуация в стране стремительно ухудшится.

Конституционная экономика изучает также воздействие экономики на государство. Как показывает исторический опыт, рыночная экономика является основой существования демократического режима, но вовсе не делает его неизбежным. Для демократии в равной мере опасны как отсутствие, так и неограниченное развитие свободы предпринимательской деятельности, что ведет к монополизации экономики. Осознание этой угрозы привело к появлению антимонопольного законодательства, принятию во многих странах мер по поддержанию рыночной конкуренции и малого бизнеса. На состояние, форму, устойчивость демократических режимов немалое воздействие оказывают такие факторы, как уровень экономического развития, поляризация общества, способность государства поддерживать минимальные социальные стандарты, уровень жизни населения.

В предмет конституционной экономики входит также изучение воздействия экономических кризисов на государство и конституционных кризисов на экономику. Результатом такого воздействия порой становится преобразование либо даже слом, соответственно, экономических отношений либо существующих форм правления [1] .

Показательным в этом отношении является история крупнейших системных кризисов XX века (кризис индустриального общества 20—30-х гг. и постиндустриальный кризис конца столетия). Каким бы тяжким испытанием ни был кризис 20—30-х гг., развитые демократии Запада (США, Великобритания) прошли через него с меньшими потрясениями и жертвами, нежели менее устойчивые конституционные системы Германии, Испании, Италии, стран Латинской Америки. Еще более наглядно значимость этого направления конституционной экономики прослеживается на примере кризисных 70-х гг. XX столетия.

Читайте так же:  Иск задолженность по алиментам

Очень важной задачей конституционной экономики является изучение влияния глобализации мировой экономики (то есть все большего вовлечения отдельных государств в мировую торговлю) на конституционные процессы в конкретных странах. В отчете Всемирного банка «Государство в меняющемся мире», опубликованном в 1997 г., сделана попытка взглянуть на последствия глобализации с точки зрения конституционной экономики. В отчете сказано: «Далеко идущие изменения в мировой экономике заставляют нас вновь искать ответы на основные вопросы о государстве… С помощью государства были достигнуты значительные успехи в сферах образования и здравоохранения, а также в области уменьшения социального неравенства. Однако действия государства приводили и к плачевным результатам. И даже там, где в прошлом государство хорошо справлялось со своими задачами, многих беспокоит, что оно не сможет адаптироваться к требованиям мировой экономики, находящейся в процессе глобализации. Глобальная экономическая интеграция и демократизация сузили возможности для произвольного и волюнтаристского поведения. Требования большей эффективности государства достигли критического накала во многих развивающихся странах, где правительства не в состоянии обеспечивать даже такие фундаментальные общественные блага, как право собственности, дороги, элементарные услуги здравоохранения и образования… Конечной причиной того, что режимы в странах бывшего Советского Союза и Восточной Европы пали, явилось длительное невыполнение ими своих обещаний. Однако крах системы централизованного планирования создал новые проблемы. В образовавшемся вакууме власти граждане порой лишены таких основополагающих общественных благ, как законность и правопорядок. В крайних применениях, как, например, в Афганистане, Либерии и Сомали, произошел практически полный развал государства… Эффективное государство жизненно необходимо для предоставления товаров и услуг, а также для создания правил и институтов, позволяющих рынкам процветать, а людям – вести более здоровую и счастливую жизнь. Ответы на вопрос, что есть эффективное государство, не одинаковы для стран, находящихся на различных стадиях развития. Что годится, скажем, для Нидерландов или Новой Зеландии, может не подходить для Непала».

Таким образом, конституционная экономика рассматривает общие вопросы конституционного регулирования экономических процессов, а также закономерности социально-экономического и конституционно-правового развития и их взаимосвязь.

1. Что изучает конституционная экономика?

2. Каким образом конституционные нормы влияют на развитие экономики?

§ 3. Разделение властей – основа конституционной экономики

В правовом государстве государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной властей являются самостоятельными (ст. 10 Конституции РФ).

Самостоятельность органов государственной власти дополняется системой «сдержек и противовесов», при которой органы судебной власти контролируют соблюдение Конституции и законов другими ветвями власти.

За период действия Конституции России с 1993 г. Конституционный Суд РФ последовательно пресекал любые попытки лишения судебной власти присущих ей контрольных полномочий, обеспечивая защиту конституционного принципа самостоятельности судебной власти.

Анна Малышева – автор единственного пока учебного пособия для школ «Конституция России», дает удачное объяснение разделению властей. Она пишет: «Одним из способов народного контроля над властью является система разделения властей. Поскольку власть состоит из трех независимых друг от друга ветвей, узурпировать ее (захватить, забрать в одни руки) невозможно. И эти три власти не только могут, но и должны контролировать друг друга.

Смысл разделения властей заключается не в том, чтобы каждая из них действовала обособленно, вне всякой связи с другими властями, а в том, чтобы сбои и ошибки одной из властей были вовремя исправлены другими властями» [2] .

При решении экономических вопросов важно учитывать значимость принципа разделения властей. Дело в том, что ожидать прихода к власти самых добросовестных, порядочных, честных и умных людей – столь же недостижимая цель, сколь и не соответствующая самой сути государственной власти. Рациональная конституционная схема должна быть рассчитана на средний для общества уровень обычных людей с поправкой на быструю потерю у них реальной самооценки и возможности самокритики. Разделение властей является важнейшей правовой доктриной, поскольку она предусматривает конституционный баланс для невсегда сбалансированных самолюбий политиков и чиновников.

В России, где традиции демократически избранной представительной власти не слишком развиты, чаще всего делают упор на разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. Однако краеугольным камнем доктрины разделения властей является наличие сильной независимой и равноправной судебной власти. Без таковой даже разделенные законодательная и исполнительная ветви власти могут довольно быстро зайти в тупик, а то и начать кровавую войну между собой.

Разделение властей как философская, политическая, а главное, конституционная доктрина имеет глубокие исторические корни.

Создание самостоятельного суда как основы разделения властей известно с Ветхого Завета, первой части Библии, который может рассматриваться как письменное отражение правовых идей, существовавших свыше 2000 лет. Отбирать в судьи необходимо было «людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть» (Исход. 18:21), что и сегодня можно считать лучшей характеристикой квалификационных требований к судьям.

В Древнем Израиле главную роль играли судьи, выдвигавшиеся благодаря способностям, а весь период получил название «эпохи Судей», описанной в «Книге Судей» Ветхого Завета. Отделение суда от племенных вождей, советов старейшин и народных собраний стало первым прообразом разделения властей. Монархия же была установлена через несколько столетий с ограничениями, предусмотренными судьей Самуилом.

Мы говорим о Библии как об историческом документе, не затрагивая ничьих атеистических или религиозных чувств и убеждений. Понятие Конституции как Основных Заповедей государственной жизни мы тоже получили из Библии. Мы должны признавать за Конституцией статус одной из высших духовных ценностей страны.

Мало того, библейскими судьями Моисеем примерно в 13 в. до н. э. и затем Самуилом примерно в 10 в. до н. э. сформулированы уникальные для того да и любого другого времени конституционные ограничения для монархов, которые носили, в первую очередь экономический характер. «Чтоб он не умножал себе коней… и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно… Чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребывал на царстве своем…» (Второзаконие. Глава 17, п. 16, 17, 20).

Независимость, самостоятельность, порой первичность судебной власти перед лицом власти исполнительной – все это формирует важнейший элемент разделения властей.

Видный российский конституционалист Владимир Набоков писал в 1912 г. «Тщетно чтут законность, попирая ее наделе. В русской жизни это попрание – всем язвам язва. Она заражает весь государственный организм, ежеминутно давая о себе знать, развращая и властвующих, и подвластных… Наиболее общим результатом такого положения является то неуважение к закону, при готовности устами славословить его, которым проникнута вся администрация снизу доверху. Именно самые последние годы характеризуются каким-то возведением этого неуважения в принципе, им как-то щеголяют, открыто подчеркивая, что законы и законность всегда и бесспорно должны отступать перед требованиями «государственной целесообразности»… Противовесом этому злу могла бы служить деятельность суда, восстановляющего действие закона во всех случаях его нарушения, – суда независимого, нелицеприятного, свободного от политики, не считающегося ни с чем, кроме велений закона, и ставящего своей первой и главной задачей доставление торжества этому закону» [3] .

Лауреат Нобелевской премии, американский экономист Джеймс Бьюкенен пишет: «Конституционная анархия – это современная политика, которую лучше всего описать как действия, предпринимаемые без понимания и учета правил, определяющих конституционный порядок». Именно Бьюкенен первым ввел понятие «конституционное гражданство», которое он обозначает как соблюдение гражданами их конституционных прав и обязанностей. Чтобы быть настоящим гражданином России, нужно уважать, защищать и соблюдать Конституцию страны.

Еще одним ярким примером того, как разделение властей работает на практике, является дело полковника Жмаковского, которое рассматривалось Конституционным Судом РФ в апреле 2004 г. [4] Законами о федеральном бюджете 2002, 2003 и 2004 гг. была предусмотрена приостановка выплат отставным военным денежной компенсации за наем жилья. Правительство, являясь органом исполнительной власти, в течение трех лет вносило законопроект о бюджете в Государственную Думу, в котором, в частности, обосновывало отмену выплат нехваткой государственных средств. Государственная Дума, являясь органом законодательной власти, приняла эти законопроекты, а Совет Федерации их одобрил. Вопрос о конституционности отмены этой социальной льготы поступил на рассмотрение в Конституционный Суд РФ по инициативе гражданина Жмаковского. В результате, Суд принял решение о восстановлении военных в праве на получение компенсации и признании соответствующего положения законов о бюджете противоречащим Конституции РФ. Таким образом, Конституционный Суд РФ не позволил законодательной и исполнительной власти игнорировать права, гарантированные Конституцией.

1. Какую роль разделение властей играет в современном обществе?

2. Что такое конституционное гражданство и почему сегодня этот вопрос является актуальным для России?

Читайте так же:

  • Без прописки штраф сколько Сколько времени можно жить без прописки? Процедура постановки на регистрационный учет граждан имеет свои периоды в зависимости от вида прописки: если она временная, то проживать без отметки в УФМС можно до 90 дней; в случае постоянной регистрации по месту жительства законом […]
  • Пермякова 5 судебные приставы часы приема Судебные приставы в Тюмени Управление Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Телефоны: (3452) 31-01-77 (3452) 36-50-77 телефон доверия (3452) 35-81-34 дежурная часть Адрес: 625013, г. Тюмень, улица Пермякова, дом 5 График работы С понедельника по четверг с 8:45 до […]
  • Перерасчет по услуге водоотведение Перерасчет за водоотведение (канализацию) при перерасчете за водоснабжение ОТВЕТ: Перерасчёт за канализацию (водоотведение) должен делаться! Основание — Правила предоставления коммунальных услуг (постановление №307): п. 59. Перерасчет размера платы за водоотведение осуществляется в […]
  • Пенсия ребенку после смерти матери Пособие ребенку после смерти матери-одиночки и инвалида в результате радиационного воздействия После смерти одинокой матери - инвалида в результате радиационного воздействия (следствие аварии на ЧАЭС) (возраст умершей - 38 лет) осталась её дочь (12 лет). Её воспитывает бабушка -- мать […]
  • Трудовой кодекс белоруссии Кодексы Республики Беларусь Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений. (ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах […]