Меню

Льготы служившим в армении

Социальные льготы для военнослужащих и их семей

Солдаты срочной службы обязаны провести на службе 1 год. Однако за ними и их семьями закрепляется ряд льгот. Действуют они на протяжении всего срока срочной службы.

После демобилизации солдата из армии право на льготы военнослужащему срочной службы отменяется.

Что положено военнослужащим

Прежде всего, солдаты, проходящие службу по призыву, имеют право на труд.

При этом реализуется он следующим образом: за каждый день «работы» в армии в трудовой стаж идет два рабочих дня. То есть, прослужив год, мужчина получает трудовой стаж в два года.

В дальнейшем это положительно сказывается при трудоустройстве и начислению различных пособий (например, при расчете больничного листа).

Время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) — один день военной службы за два дня работы.

Кроме того за солдатами срочной службы сохраняется рабочее место. Для того чтобы после армии приступить к своей должности у работодателя, у гражданина есть ровно 3 месяца.

Если человек не приступил к обязанностям, то право на сохранение места прекращается.

Скачать и распечатать бесплатно

Медицинские льготы

Солдаты — срочники имеют право получать бесплатное медицинское обслуживание на весь период службы.

При этом если собранная комиссия врачей назначает лечение за пределами подведомственных части организаций, то лечение проводится за счет средств государства.

Проезд до места лечения тоже оплачивается государством.

Бесплатное лечение осуществляется только на территории России. Медикаменты на бесплатной основе предоставляются только из официального утвержденного списка.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Налоговые льготы

С 2015 года были отменены налоги на доходы физических лиц для граждан, призванных в армию. Денежное довольствие, которое они получают, не облагается налоговым вычетом.

Кроме того на период нахождения в армии отменяется налог на имущество и земельный участок, которые находятся в собственности гражданина.

Что положено семье солдата-срочника

Беременн ая жена военнослужащего имеет право на получение денежного пособия. В 2017 году единовременная выплата составляла 24565,89 рублей с учетом индексации.

При этом пособие получить может только женщина, срок беременности у которой не менее 180 дней. До этого периода выплата не предусматриваются.

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленные настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.

Кроме того военнослужащему, у которого есть ребенок младше 3-х лет, положены ежемесячные выплаты пособия, размер которого в 2017 году составлял 10528,24 рублей. Выплаты производятся матери или опекуну ребенка. В зависимости от того, кто фактически осуществляет уход.

При этом ежемесячное пособие выплачивается только в период службы по призыву отцом, после чего отменяются.

Пособие выплачивается с того момента, как отец ребенка попал в армию, и перестает выплачиваться не позднее последнего дня службы в армии. Поэтому сумма последней выплаты может отличаться от установленной законодательством. Скачать и распечатать бесплатно

Мать солдата — срочника имеет право на снижение оплаты коммунальных платежей, однако действует эта льгота не всегда.

Так, если в квартире или доме установлены индивидуальные счетчики, по которым производится оплата услуг ЖКХ , то скидка на них не распространяется.

Родители имеют право не оплачивать квартплату за сына, который служит по призыву, в течение всего срока его службы. Это же касается жилищно-коммунальных услуг, которые рассчитываются по общим основаниям, исходя из количества прописанных на жилой площади человек.

Например, вывоз мусора или оплата электроэнергии общедомового пользования (освещение в подъезде).

В случае если во время воинской службы гражданин погиб, его родители или семья получают единовременную выплату, размер которой составляет 120 окладов. Кроме того для трех членов семьи за счет государства оплачивается проезд к месту захоронения, а в последующие годы — ежегодный проезд для одного члена семьи.

В случае если военнослужащий по призыву попадает в больницу в тяжелом состоянии, то его мать или супруга имеют право за счет средств федерального бюджета прибыть в госпиталь из своего населенного пункта.

При этом оплата подразумевает проезд только для одного члена семьи.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

несколько месяцев я служил в нагорном карабахе имею ли я право на пенсию как участник боевых действий

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 1993 г. N 941

О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ ВЫСЛУГИ ЛЕТ, НАЗНАЧЕНИЯ
И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ, КОМПЕНСАЦИЙ И ПОСОБИЙ ЛИЦАМ, ПРОХОДИВШИМ
ВОЕННУЮ СЛУЖБУ В КАЧЕСТВЕ ОФИЦЕРОВ, ПРАПОРЩИКОВ, МИЧМАНОВ
И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СВЕРХСРОЧНОЙ СЛУЖБЫ ИЛИ ПО КОНТРАКТУ
В КАЧЕСТВЕ СОЛДАТ, МАТРОСОВ, СЕРЖАНТОВ И СТАРШИН
ЛИБО СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ, УЧРЕЖДЕНИЯХ
И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ,
И ИХ СЕМЬЯМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы зачисленным на службу до 1 января 1991 г. , засчитывать периоды их работы до зачисления на службу, учтенные в соответствии с ранее действовавшим законодательством для выплаты процентной надбавки за выслугу лет.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.04.1996 N 434, от 08.08.2003 N 475)
при выполнении задач по контролю за прекращением военных действий на государственной границе между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения и на территории Нагорного Карабаха — за время выполнения задач на указанных территориях, но не ранее чем с 29 сентября 1992 г. ;
в составе объединенных сил, приданных Временной администрации в Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республике, в том числе лицам, направлявшимся для руководства и обеспечения деятельности этих объединенных сил, — за время выполнения задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в зоне чрезвычайного положения, но не ранее чем со 2 ноября 1992 г. ;

ГОСПОДДЕРЖКА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ДОБРОВОЛЬЦЕВ

Законопроект в оборонной комиссии

Сразу после апрельской агрессии по решению премьер-министра Овика Абрамяна была создана специальная рабочая группа. Ей было поручено изучить социальные нужды военнослужащих, которые погибли или были ранены в ходе боевых действий, вызванных масштабной агрессией Азербайджана по всей длине линии соприкосновения.

В ХОДЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ГРУППА ПРИНИМАЛА ВО ВНИМАНИЕ НАЛИЧИЕ В СЕМЬЯХ данной категории военнослужащих детей и студентов. Уделялось внимание проблемам со здоровьем членов семьи, принимались в расчет кредитные обязательства. Напомню, что по поводу непогашенных кредитов шла речь и в парламенте.

К решениям правительства вернемся ниже, а пока расскажем о законодательной инициативе депутата Тевана Погосяна. Он представил в постоянную комиссию по обороне, национальной безопасности и внутренним делам законопроект, предусматривающий льготы для военнослужащих и добровольцев, которые принимали участие в военных действиях по отражению агрессии азербайджанских ВС по всей длине линии соприкосновения. Это не единственная категория, на которую распространяются предусмотренные документом льготы, однако точно, на законодательном уровне категории льготников определит парламент, а потому мы с информацией на этот счет торопиться не будем, отметим лишь, что категория льготников будет шире участников боевых действий со 2 по 5 апреля и членов их семей.

Погосян заявил, что по опыту военных действий в Арцахе с 1991 по 1994 гг. помнит, как возникла большая неразбериха по части распределения льгот. Зачастую те, кто заслужил эти льготы самоотверженным служением Отечеству, остались без государственной поддержки, а в ряды льготников затесались те, чье участие и заслуги в военных действиях вызывали обоснованные сомнения. С этой целью проект закона предусматривает тщательный отбор. В военных билетах будут сделаны соответствующие пометки.

Предусмотренные законопроектом льготы затрагивают сферы здравоохранения, образования и транспорта. Для реализации льгот будет сформирован соответствующий финансовый фонд, средствами которого во избежание коррупционных рисков будет заниматься специальная комиссия. Погосян считает, что военнослужащие и добровольцы должны ощущать поддержку государства и знать, что им гарантировано достойное социальное обеспечение. В данный момент постоянная комиссия обсуждает законопроект о льготах. А теперь вернемся к инициативам правительства.

Приняты решения

Министр труда и социальных вопросов Артем Асатрян в предельно сжатые сроки представил правительству отчет о работе вышеупомянутой группы.

ПРАВИТЕЛЬСТВО НА ОСНОВЕ ОТЧЕТА ПРЕДПРИНЯЛО СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ШАГИ, а еще внесло уточнения в статус военно-учебных заведений в системе МО. Таким образом, Военный университет имени Вазгена Саркисяна уточнил специфику учебных программ в сфере высшего и послевузовского образования военных специалистов, переподготовки военнослужащих и проч.

Решением правительства уточнены задачи Государственного авиационного университета «Маршал Арменак Ханферянц». Помимо подготовки военных специалистов университет будет осуществлять дополнительные программы в сфере подготовки летного и инженерно-технического состава. Будут производиться научные разработки в сфере авиации, связи и противовоздушной обороны.

Еще одним решением правительство определило цели и программы среднего специального образования Государственного военно-спортивного училища имени Монте Мелконяна. Решениями правительства будут созданы государственные предприятия «Дом офицера», студия «Зинуж», музей военной истории «Майр Айастан», газета «Ай зинвор», мемориальный комплекс Ераблур. На государственном уровне будут определены цели, программы и задачи этих структур.

Признать ветеранами боевых действий военнослужащих — участников событий в Закавказье и Средней Азии!

После развала некогда могучего Советского Союза почему-то забыты те, кто помогал тогдашнему Правительству в восстановлении Конституционного порядка на территориях бывших союзных республик в 1987- 1991 г.г., где был введен режим Чрезвычайного положения и комендантский час. В частности, военнослужащие внутренних войск МВД СССР. Нагорный Карабах, Азербайджан, Армения, Узбекистан, Абхазия — для них не просто географические точки на карте. Всю боль от воочию увиденных последствий межнациональных конфликтов они пронесли сквозь долгие годы, так и не получив признания за свой ратный труд. Став барьером между конфликтующими сторонами, военные приняли весь огонь на себя. И среди военнослужащих были жертвы, потому как это была настоящая необъявленная война.

Тогда нашему Правительству во главе с М. С. Горбачевым проще было объяснить народу направление военнослужащих ВВ МВД на территорию Закавказья и Средней Азии не участием в боевых действиях, коими по сути и были описываемые события, а для наведения Конституционного порядка.

Выдержки из заседания Политбюро ЦК КПСС от 29 февраля 1988 г.

. Горбачев. Виктор Михайлович, все-таки, когда люди не нарушают общественный порядок, надо работать с ними политически, а не разгонять их войсками.

Чебриков. Не разгонять, а сделать там небольшое дежурное оцепление.

Горбачев. Если люди ведут себя спокойно, надо работать до конца политически. Что же мы будем вводить войска.

Яковлев. А вот в Сумгаит войска ввести надо. Там нужно показать «руку власти».

. Горбачев.

Виктор Михайлович мне позвонил и сообщил, что митинги сняли, что все кончилось. Но что получилось наделе? С митинга действительно разошлись, но объединились в небольшие группы по 10-15-20 человек, максимум 50-100, и пошли творить настоящий разгул, насиловать, совершать поджоги, выбрасывать мебель из домов армянских семей. Какие последние данные?

Власов. 14 убитых, в том числе 3 женщины, 3 азербайджанца, 6 армян, остальные устанавливаются, пострадал от телесных повреждений 71 человек, в том числе 48 армян. Сожжено 6 автомобилей, в 13 домах совершено 19 поджогов, пострадали Дом политического просвещения, автовокзал. Имели место 4 факта насилия. Пострадало 54 работника милиции, задержано 47 человек, в том числе 5 мародеров.

Читайте так же:  Непрерывный стаж работы перерыв

Горбачев. Из числа задержанных двое признались в том, что один убил

пять, а другой трех человек. У мародеров изъяли золото, драгоценности.Дмитрий Тимофеевич распорядился, и в Сумгаит быстро ввели курсантов военного училища и других военных. Он также помог перебросить туда самолетами 3 тысячи милицейских сил.

. Горбачев. Значит, пусть Разумовский остается в Баку, а Демичев выедет туда, займется вот этим прежде всего. Но, товарищи, если народ себя ведет выдержанно и спокойно, то не нужно начинать мять их военными. Это не годится. Давайте мы за правило это возьмем. В Армении, когда обозначили войска и когда увидели это они, это их остепенило. Они понимают, что власть есть власть. Но вместе с тем то, что никто их пальцем не тронул, они тоже оценили.

Язов. Имеют место попытки распространять листовки среди солдат.

Горбачев. Если начнется то, что было в Сумгаите, действовать надо решительно и до конца.

Лигачев. Михаил Сергеевич, ведь там же каждый пятый судимый, значит, там есть сотня, две или три сотни отпетых людей, их немедленно надо выселить из Сумгаита.

Горбачев. Правильно. Задержать. Расскажи, Дмитрий Тимофеевич, как убивают.

Язов.Двум женщинам груди вырезали, одной голову отрезали, а с девочки кожу сняли. Вот такая дикость. Некоторые курсанты в обморок падали после того, как увидели это.

Чебриков. Мебель всю пережгли в армянских квартирах.

Полный протокол заседания Политбюро ЦК КПСС от 29 февраля 1988 г. http://www.sumgait.info/sumgait/politburo-meeting-.

О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО НАВЕДЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКАВ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР И АРМЯНСКОЙ ССР http://www.kaznachey.com/doc/a6KDEMFA1JZ/

Думается, нет нужды представлять последнего Героя Советского Союза лейтенанта ВВ МВД Олега Бабака, геройски погибшего на территории Нагорного Карабаха, также, курсанта ВПУ ВВ МВД СССР Владимира Акопова, кавалера Ордена Красной Звезды (посмертно), погибшего в схватке с бандитами в Абхазии. Всех не перечислишь. Курсанты училищ внутренних войск МВД, побывавшие в этих «горячих точках», из четырех лет положенного обучения в стенах «альма-матер», в общей сложности год-полтора провели в боевых условиях на территории союзных республик. Новый Федеральный закон о ветеранах боевых действий с изменениями на 2016 год определяет статус ветеранов Отечественной войны и труда, а также и военнослужащих – участников конфликтов на территории других государств. Да, пусть тогда все эти территории входили в состав единого государства СССР, но, по сути, это были уже другие страны, Опять же, из Федерального закона «К ветеранам боевых действий относятся. лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. направленные в другие государства органами государственной власти СССР, и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах». В Федеральном законе о ветеранах, проект которого был изначально принят в 1994-м году, почему-то не нашлось места для военнослужащих внутренних войск, которые рисковали жизнями в зонах межнациональных конфликтов.

К слову. Служба в Нагорном Карабахе в 1988-89 г.г. уже давно приравнена к «боевым действиям в горячей точке»:— приказ МВД СССР № 0169 от 25.11.1989 года «Об откомандировании личного состава и несении службы в условиях чрезвычайного положения»; — приказы МВД СССР от 18 октября 1989 г. N 0169 и от 9 апреля 1990 г. N 022 (отменены).

Непосредственно, какие части и подразделения командировались в НКАО определялось другими (секретными) приказам. Официально солдаты и милиционеры числились совсем в других частях, в других, весьма далеких от НКАО населенных пунктах. В военных билетах никаких записей не делалось, удостоверений никаких нет. Доказать участие в боевых действиях реально проще только тем, кто был ранен и/или награжден. А остальным это будет сделать очень сложно.

Есть еще. — Приказ МВД РФ от 22 февраля 1993 года N 73 «О ГАРАНТИЯХ И КОМПЕНСАЦИЯХ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК, СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ЗАДАЧИ ПО ЗАЩИТЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ» . Почему и туда не вошли военнослужащие, прошедшие Закавказье и Среднюю Азию?

Просим разобраться в несправедливом отношении к тем, кто принимал участие в наведении Конституционного порядка на территории Закавказья и Средней Азии в 1987- 1991 г.г. и дать статус Ветеранов боевых действий участникам тех далеких событий. Поверьте, они это заслужили!

Армения в III — IV вв.

Рассматриваемый период — время значительных сдвигов в социально-экономическом развитии Закавказья и, в частности, Армении. Рабовладельческие отношения, которые так и не достигли здесь полного развития, разлагаются и постепенно вытесняются отношениями феодального типа; рост последних совершается, в значительной мере, на основе далеко ещё не изжитых родо-племенных и общинных порядков.

Армения и в этот период играет большую роль в борьбе между Римом и сасанидским Ираном, пришедшим на смену Парфянской державе.

История Армении в III в. известна довольно плохо, главным образом по отрывочным известиям в греко-римской литературе. Лишь в V в. появляется местная армянская историография. В трудах армянских историков Фавстоса Бузанда, Лазара Парпеци, Мовсеса Хоренаци и в тексте Агафангела находит подробное освещение история IV в., тогда как для предшествующих периодов эти историки дают весьма скудные и часто недостоверные известия.

Наступление сасанидского Ирана на Армению

В 20-х годах III в. положение Армении резко изменилось в связи с возникновением державы Сасанидов в Иране. До того времени Армения представляла собой один из уделов династии Аршакидов и ориентировалась вследствие этого на Парфию, зависимость от которой, однако, к началу III в. стала почти номинальной. Союз с Парфией гарантировал Армению от посягательств Рима, тогда как сама Парфия была слишком слаба для того, чтобы навязать Армении реальное господство. После падения Парфии армянские Аршакиды оказались естественными противниками Сасанидов, свергнувших господство Аршакидов в Иране. Для борьбы с Сасанидами Армения снова сближается с Римом, который теперь уже не был для неё так опасен, как раньше, поскольку ослабевшая империя вступает в III в. в полосу затяжного кризиса. Помимо Рима армяне в борьбе с агрессией Ирана сближаются с иберами и албанами, в результате чего складывается союз народов Закавказья, стремящихся отстоять свою независимость.

Сасаниды, достигнув власти, начали упорную борьбу с Римом за Месопотамию, в которой римляне терпели неудачу за неудачей. Армения также стала объектом борьбы между Сасанидами и Римом. Персидский царь Шапур I стремился прежде всего устранить армянского царя Хосрова I, поскольку тот энергично боролся с персами в союзе с римлянами и не прекратил войны даже после того, как между Римской империей и Ираном в 244 г. был заключён мир. Хосров был убит во время охоты наёмником персов, а его сыну Тиридату несколько позже пришлось бежать; на армянский престол Шапур возвёл Артавазда V (253—273), видимо, одного из перешедших на его сторону представителей династии Аршакидов. Это было важным успехом для персов: Армения, до того постоянно угрожавшая им с правого фланга, оказалась в русле их политики.

Через некоторое время на престоле Армении с помощью римского императора Диоклетиана утверждается Тиридат III (287—330). В 296 г. персидский царь Нарсес начал войну с Римской империей и Арменией, однако после некоторых успехов потерпел тяжёлое поражение. В городе Нисибине в Месопотамии был заключён мир на 40 лет: персы уступили римлянам Месопотамию и пять небольших областей в бассейне Верхнего Тигра (некоторые из них когда-то входили в состав Армении) и признали римский протекторат над Арменией и Иберией. Фактически Армении удалось отстоять своё самостоятельное существование.

Утверждение христианства

Сорокалетний мир способствовал укреплению Армянского царства и хозяйственному процветанию страны. В IV в. в Армении складывается новая знать, опиравшаяся на независимое от царя крупное землевладение, называемая в источниках нахарарами (в более ранний период так назывались только начальники областей). Эта знать, особенно в период персидского господства, всё менее подчиняется царям. Уже Тиридату пришлось думать об укреплении своей власти и обуздании своеволия нахараров. Вскоре он нашёл себе союзника в лице христианской церкви.

Христианство появилось в юго-западных областях Армении ещё во II в. В III в. оно уже получило в Армении широкое распространение.

Тиридат III выступал в начале своего правления как гонитель христианства. Однако в начале IV в. в его политике происходит перелом, и он становится ревностным сторонником христианства. На это Тиридата толкнули причины политического характера. Древняя армянская религия была тесно связана с религией Ирана. Чтобы укрепить свои позиции в борьбе с сасанидским Ираном, Тиридат должен был порвать с древней религией и принять христианство.

Армения была одной из первых стран, в которой христианство стало государственной религией. В пользу армянской церкви были конфискованы земли древних святилищ. Были организованы епископства, причём епископские должности стали передаваться по наследству. Во главе церкви стоял архиепископ (позднее он стал называться католикосом); при Тиридате III и его преемнике Хосрове II эта должность передавалась по наследству в доме Григоридов.

Христианство было на первых порах враждебно встречено и народом и знатью. Народные массы крепко держались старых верований, не доверяя тому, что исходило от государства, знать же видела в церкви союзницу царя, властью которого она тяготилась. Тиридат на протяжении всего царствования вёл упорную борьбу с нахарарами и с остатками языческого жречества и в конце концов погиб от руки своих противников, которых поддерживали Сасаниды.

Социальный строй и сословная организация

Уже при первых Артакидах начинается наступление знати на Земли крестьянских общин, а также на царские земли. К IV в. значительная часть царских земель перешла в руки нахараров и жречества, позднее — в руки церкви. Большая часть Армении распалась на наследственные княжества — нахарарства. Отдельным нахарарским родам были подчинены целые области с их населением. Таковы были роды Сюни, Мамиконян, Камсаракан, Аматуни и многие другие.

Глава нахарарского рода (танутер) считался слугой царя, держателем области. Танутер в пределах своей области, подобно царю, считался владыкой, осуществлял администрацию и суд, имел, подобно царю, своих чиновников (гордзакалов) для сбора налогов, собственное войско и знамя. Каждый нахарар имел свой замок, где хранились его сокровища. Во время войны сюда собирались все члены нахарарского рода, а также зависимое население. Вокруг замка располагались поместья — дастакерты и агараки.

Вассалами нахараров были мелкие землевладельцы — азаты. Они составляли основную массу конницы нахараров. Владения азатов обычно выделялись из общинных земель, но бывали и такие азаты, у которых фактически не было ничего, кроме оружия и коня.

Нахарары не платили почти никаких налогов. Исключение составляло «добровольное» приношение золота царю, сохранившееся позднее в византийской Армении («коронное золото»). Азаты, наделённые поместьями, должны были платить поземельный налог, но так как они вместе с тем имели право получать жалованье за службу, то налог засчитывался за жалованье и фактически не взыскивался.

Несмотря на переход значительной части царских земель к нахарарам, царь оставался крупнейшим землевладельцем. Царский удел (востан) охватывал Айраратскую область с Арташатом и Валаршапатом, окрестности Тигранакерта и некоторые другие земли. Земли востана частично передавались в условное владение востаникам — мелким владельцам, которые были обязаны царю военной службой. Востаники имели большие привилегии. Население востана и привилегированных городов составляло опору царской власти в борьбе последней с нахарарами.

Данные источников позволяют рассматривать формы землевладения, складывавшиеся в Армении IV—V вв., как характерные для раннефеодального периода. Земли, находившиеся в собственности нахараров, назывались хайреник (буквально «вотчина»). Вотчины сложились большей частью на основе земель племенных вождей и поэтому находились преимущественно на окраинах Армении. Кроме того, существовали и другие формы условного землевладения. Земля, дававшаяся за службу, была фактически владением азата, но считалась собственностью нахарара или царя. На земле сидели эксплуатируемые крестьяне и рабы.

Читайте так же:  Военная ипотека увольнение по состоянию здоровья

Крупные землевладельцы стремились превратить свои поместья в собственность и эмансипироваться от царской власти; напротив, цари стремились, используя условный характер землевладения нахараров, удержать их в повиновении. Нуждаясь для укрепления своей власти в постоянном увеличении войска, Аршакиды были вынуждены раздавать свои земли в условное владение. Однако, поскольку эти земли постепенно превращались в наследственные, результаты оказывались совершенно противоположными: раздача земель приводила в конечном итоге к ослаблению царской власти. Армянское общество делилось на три сословия: азатов, духовенства и аназатов. «Азат» и «аназат» (буквально «неазат») — древние иранские социальные термины, сравнительно рано перешедшие в Армению. Они означают «свободный» и «несвободный». Эти термины употреблялись, в первую очередь, по отношению к рабовладельцам и рабам, но, повидимому, ещё в условиях рабовладельческого общества их применение стало более широким; в частности, аназатами назывались и другие категории зависимого населения. С зарождением феодализма азатами в узком смысле стали называть мелких землевладельцев, вассалов нахараров, в широком — всех феодалов вообще. Аназатами теперь стали считать не только рабов и зависимых людей, но и свободных крестьян и всё население городов вплоть до богатейших купцов. Аназаты противостояли азатам, как весь народ — знати. Простой народ иначе назывался рамик («толпа», «масса»).

Азаты и духовенство были привилегированными сословиями. Они располагали обширными земельными владениями и, как правило, не платили налогов. Обязанностью азатов была военная служба, в ведении духовенства находились церковные дела, суд и школа. Аназаты являлись податным сословием , они должны были платить налоги и отправлять принудительные повинности. За проступки азаты и духовенство карались только штрафом, аназаты могли быть подвергнуты телесным наказаниям, а за особо тяжёлые преступления осуждались на многолетние принудительные работы. Знать и высшее духовенство не были подсудны общим судам; их судил царь или католикос.

Внутри господствующего класса существовала строгая иерархия. Выше всех стоял царь. Затем шли четыре бдешха — правители окраинных областей Нор-Ширакан,Алдзник, Цопк и Гугарк. Далее следовали нахарары, они были вассалами царя или бдешхов, играли крупную роль при дворе и занимали важнейшие государственные должности, которые передавались по наследству. Во дворце нахарары занимали места в строго иерархическом порядке, согласно особым «разрядным спискам». Одежда, головные уборы, обувь строго соответствовали наследственному и служебному рангу: так, у царя были красные сапоги, у бдешхов — один красный, один зелёный, у нахараров — оба зелёные. Нахарары не были равны: различались нахарары, которые могли выставить свыше 10000 всадников, 100J всадников или менее. Внутри отдельных нахарарских родов различались танутеры (главы родов) и сепухи (рядовые члены рода). Ниже стояли азаты.

Важное место в социальной структуре Армении занимала церковь. Первые христианские цари Армении, особенно Тиридат III и его преемник Хосров II, покровительствовали церкви, щедро одаряя её землями как из своего востана, так и конфискованными у мятежных нахараров. Помимо этого сами нахарары дарили церкви вемли и другое имущество на помин души и по разным другим поводам. В результате этого церковь на протяжении IV в. превратилась в мощную социальную силу, почти независимую от царской власти.

Внутри церкви также существовала строгая иерархия. Глава её — архиепископ, потом католикос — был сильнее любого нахарара. Он считался епископом востана. Католикосу были подчинены епископы, которые находились по отношению к нему в таком же положении, как нахарары по отношению к царю. Епископы имели обширные земельные владения. Постепенно в каждом нахарарстве возникло епископство. Ниже всех стояли сельские священники, положение которых напоминало положение мелких азатов.

Основную часть населения Армении составляли крестьяне-гиинаканы (т. е. живущие в шэнах, деревнях), находившиеся на разных ступенях зависимости от землевладельцев. Об их жизни в источниках имеются лишь крайне скудные сведения. Они занимались земледелием и скотоводством, сеяли ячмень, пшеницу, просо, рис. Земля обрабатывалась деревянной сохой с железным сошником. Кроме того, были развиты садоводство, виноградарство и виноделие. В наиболее отсталых областях существовали полукочевые скотоводческие племена.

Крестьяне жили общинами. При помощи длинной верёвки производились периодические переделы земли. Земля распределялась по жребию. Крестьянский надел (вичак) был величиной переменной: он изменялся соответственно количеству душ в крестьянской семье. Помимо надела крестьянин имел собственный дом, скот и орудия. Пастбища и леса оставались в общинной собственности. Шинаканами первоначально называли свободное крестьянство, сидевшее на царской земле и составлявшее в своё время вместе с востаниками определённую опору царской власти в её борьбе с нахарарами. Но непрерывная раздача царских земель приводила ко всё более безраздельному господству знати. Эта знать превращала свои держания в наследственные владения, присваивала земли крестьянских общин и низводила сидевших на них шинаканов до положения зависимых от неё и прикреплённых к земле арендаторов. Число свободных земледельцев сокращается; термин «шинакан» стал означать теперь — «зависимый крестьянин».

Процесс закрепощения шёл неодинаково, в зависимости от местных условий. Поэтому существовало большое количество различных категорий крестьянства. Имелась, например, особая категория карчазатов («полуазатов»); отличие их от аназатов неясно, но, повидимому, ими становились шинаканы, служившие в ополчении всадников и получавшие вследствие этого некоторые привилегии. В сёлах складывается деревенская знать: сельские старосты, следившие за выполнением крестьянских повинностей, их семьи, приходские священники (должности старосты и священника были наследственными), наконец, сельские богачи. Вместе с тем существовали такие шинаканы, которые, разорившись, работали исполу на господской земле. Их положение немногим отличалось от положения посаженных на землю рабов.

Помимо работы в сельском хозяйстве крупные землевладельцы привлекали зависимых от них шинаканов к постройке замков, городов, дворцов, монастырей. Натуральная рента состояла из части урожая и приплода со скота. Церкви полагались десятина (десятая часть урожая) и «добровольные приношения». Помимо этого шинаканы иногда годами отрабатывали в церковных хозяйствах наложенные на них церковные наказания.

Шинаканы были обязаны определёнными налогами и повинностями также в пользу государства. Существовал натуральный поземельный налог, взыскивавшийся с урожая, и подушный, или подымный, налог, взимавшийся приплодом скота и шерстью. Общегосударственные работы — строительство крепостей и мостов, проведение дорог и каналов, насаждение лесов — всей своей тяжестью ложились на плечи шинаканов. Крестьяне снабжали провиантом должностных лиц, содержали местные гарнизоны. Во время войны они составляли пехотные части и служили в обозе. Вместе с тем шинаканы могли приобретать недвижимое имущество и иметь особые купленные земли.

В Армении IV в. продолжало существовать рабство. Рабов имели все слои господствующего класса — нахарары, азаты, духовенство, а также государство. В положении рабов произошли существенные изменения. Их сажали на землю, давали им хижину, инвентарь и, возможно, скот. С разрешения господина раб мог приобретать необходимые ему вещи. Постепенно посаженные на землю рабы сливались с низшими категориями зависимого крестьянства. В государственном хозяйстве рабы эксплуатировались на строительстве и в рудниках.

Города; ремесло, торговля

В Армении III—IV вв. городов было относительно немного. Города; Наиболее значительные из них — Арташат, Тигранакерт, Валаршапат — находились в царском востане. Там же в рассматриваемый период возник город Двин, который позднее стал столицей Армении. На холме Двин, в лесу недалеко от Арташата, царь Хосров II построил себе дворец, вокруг которого стала селиться знать; в связи с изменением русла Аракса и заболачиванием окрестностей Арташата в Двин началось массовое переселение жителей древней столицы.

Большинство других городов представляло собой укреплённые пункты с замком нахарара в центре и посадом у его подножья. Коренное армянское население, жившее в городах, по своим занятиям мало чем отличалось от шинаканов: оно занималось хлебопашеством и садоводством, вокруг стен были расположены сады и посевы горожан. Наряду с земледелием горожане занимались также ремеслом. Ремесленники работали в основном на внутренний рынок, однако металлические-изделия, а также ткани вывозились и за пределы страны.

Города были центрами торговли. В Арташат прибывали караваны из Римской империи и из Ирана. Армения была связана с Ираном, Месопотамией, Малой Азией, портами Чёрного моря, с Картли и её столицей Мцхетой и т. д. Государство покровительствовало торговле, взыскивая таможенные пошлины. Под стенами замков устраивались рынки. Здесь купцы были защищены от насилий и грабежей. Торговля, однако, не затрагивала основной массы населения. Деревня в ней почти не участвовала.

Городское население в этническом и религиозном отношении было пёстрым, значительную роль в жизни городов попрежнему играли иноземцы. Сирийцы и иудеи были по преимуществу купцами и ростовщиками, иранцы — ремесленниками. Иноземцы составляли, как и повсюду на Востоке, этническо-религиозные общины, жили в особых кварталах и имели своих старейшин, которые подчинялись царскому градоправителю. Со второй половины IV в. начался упадок городов и торговли. Усобицы и иноземные нашествия препятствовали торговым сношениям, усиливалась разобщённость отдельных областей.

Обострение классовой борьбы; еретические движения

Закрепощение крестьянства приводило к обострению классовой борьбы. Опираясь на общинную организацию, крестьяне упорно сопротивлялись закрепощению. Типичной формой проявления классового протеста было массовое бегство крестьян с земель, от своих «наследственных обязанностей». Одни бежали в царские привилегированные города, другие пополняли монашеские общины и религиозные секты. Сектанты подвергали церковь критике и противопоставляли ей свои организации. Еретические движения были одной из форм борьбы закрепощаемого крестьянства против складывавшегося феодального строя.

В IV в. в Малой Армении, где христианство распространилось ранее, появились секты мессалиан и борборитов. Они отвергали церковь, говорили о равенстве людей, убеждали рабов и крестьян покидать господ и соединяться в общины по образцу первых христиан. В общинах все были равны, частная собственность считалась смертным грехом; богатые, желавшие вступить в общину, должны были сначала раздать своё имущество. В IV—V вв. учение мессалиан и борборитов распространилось и на Великую Армению.

Размах крестьянского движения становился угрожающим для знати. Она борется с ним в союзе с духовенством. При Аршаке II по инициативе архиепископа Нерсеса был созван собор в Аштишате. Аштишатские постановления увещевали господ и слуг жить в мире. Господам предлагалось не обременять слуг непомерными повинностями, слугам — оказывать неизменную покорность господам.

Изменения в политическом строе

Сдвиги в социально-экономическом развитии Армении нашли своё отражение и в её политическом строе. Верховная власть теоретически была попрежнему сосредоточена в руках царя. Царь принимал и отправлял послов, объявлял войну и заключал мир. При царском дворе были сосредоточены высшие правительственные органы. Бюрократический аппарат был довольно сложен. Считалось, что страною управляет царь с помощью своих чиновников. Однако все важнейшие вопросы, в том числе и связанные с внешней политикой, предварительно обсуждал совет нахараров. Формально он имел совещательный голос, но фактически всегда мог навязать свою волю царю. Ни одно важное дело не решалось без согласия нахараров. Попытка царя нарушить их привилегии могла вызвать вооружённое сопротивление. Нахарары возглавляли высшие государственные ведомства, почётные должности были их привилегией. Они передавались по наследству в наиболее видных нахарарских родах. Одной из наиболее важных должностей была должность спарапета (военачальника), которая была наследственной в роде Мамиконянов.

Помимо постоянного войска, которым располагал царь, основные военные силы выставлялись нахарарами, Численность армии во время войны доходла до 100— 120 тыс. Нахарары распределялись по рангам в зависимости от количества выставляемых ими воинов. Наиболее сильными после царей были князья Сюни. Особая воинская грамота определяла количество воинов, выставляемых каждым нахараром. Главным родом войск была конница азатов. Пехота, в которой служили шинаканы, имела второстепенное значение. Армянская конница славилась по всей Передней Азии.

Читайте так же:  Как выписаться из квартиры уфа

Возобновление борьбы с Ираном в мятежи нахараров

При наследнике Тиридата III — Хосрове II—Армения вновь становится ареной военных действий. Срок сорокалетнего мира с персами истекал в 338 г. Непрерывные римско-персидские войны шли с переменным успехом. Утверждение христианства в Армении в качестве государственной религии сблизило Аршакидов с Римом, тем более, что по сравнению с персидской угрозой союз с Римом был теперь для Армении не опасен. Перед лицом персидской угрозы и всё возраставшей фактической независимости нахараров армянские цари стремились расширить социальную опору своей власти. Продолжая политику отца, Хосров II вёл упорную борьбу с нахарарами. Большая же часть нахараров видела в царской власти соперника своему могуществу и, предавая интересы страны, искала союза с Шапуром, надеясь путём подчинения Армении Ирану обеспечить себе безраздельное господство над закрепощаемыми народными массами.

Когда ещё за год до истечения Нисибинского договора в Армению вторглись персы, к ним присоединились мятежные нахарары и бдешх Алдзника. Однако с помощью римских войск персы были вытеснены из Армении.Но вскоре персы снова вторглись в Армению и на этот раз одержали победу; на престол Армении был посажен сын Шапура, который, однако, правил недолго. Вторичный захват им престола Армении также был кратковременным. В стране разгорелась ожесточённая война против персов и изменников-нахараров, закончившаяся поражением персов и утверждением на армянском престоле представителя династии Аршакидов Аршака II.

Острейшие столкновения между царём и нахарарами падают на время правления Аршака II (60—70-е годы IV в.). В борьбе с нахарарами Аршак попытался опереться в какой-то мере на городское население. С этой целью он основал у южного подножья Арарата, на скрещении торговых путей из Малой Азии в Иран и из Закавказья в Месопотамию, город Аршакаван (ныне Старый Баязет). В нём было предоставлено убежище бежавшим от хозяев «слугам», т. е. рабам и закрепощаемым крестьянам, а также неоплатным должникам. Городскому населению Аршакавана были предоставлены льготы. Началось повальное бегство из окрестных владений. Нахарары, в особенности род Камсараканов, земли которых находились по соседству, а также архиепископ Нерсес I были возмущены. Церковь также начинает временами выступать рука об руку с нахарарами против царской власти.

Заручившись поддержкой архиепископа Нерсеса I, нахарары во главе с Нерсесом Камсараканом напали на Аршакаван, разрушили его до основания и перебили его население. Аршаку для дальнейшей борьбы пришлось искать союзников на стороне. С помощью царя Картли (Иберии) Мириана он начал войну с непокорными нахарарами, которая была прекращена лишь вмешательством Нерсеса I.

Однако борьба между царём и нахарарами скоро возобновилась. На этот раз Аршак напал на владения Камсараканов, захватил крепость Артагерс и перебил весь их род. В ответ на эту расправу началось общее восстание нахараров. Не только сторонники Ирана, но и сторонники Рима, ранее в той или иной мере поддерживавшие царей, выступили против Аршака. Во главе нахараров стояли архиепископ Нерсес I, в знак протеста отрёкшийся от своей должности, и спарапет Васак Мамиконян. В это время римский император Иовиан заключил с персами мир, уступив им Месопотамию и обязавшись не вмешиваться в армянские дела. Армения осталась одна перед лицом врага. Под угрозой персидского нашествия проримская партия и её вождь Васак Мамиконян примирились с царём. Персы вторглись в Армению, разрушили Тигранакерт и ряд других важнейших городов, заняв западные области страны, но в битве на Айраратской равнине потерпели тяжёлое поражение от Васака Мамиконяна. Последующие набеги также не имели успеха, армянская конница всякий раз одерживала верх.

Однако в 367 г. Шапур II под предлогом заключения мира зазвал в Ктесифон Аршака II и Васака Мамиконяна и лишил их свободы. Васак впоследствии был убит, а Аршак 11 умер в «замке забвения» в Хузистане. Армения была захвачена персами. В с тратегически важных пунктах были поставлены гарнизоны. Под гнётом иноземного владычества даже многие иранофилы из нахараров перешли на сторону проримской партии.

Началась народная война. Наиболее упорно сопротивлялся врагу гарнизон Артагерса, только через год с лишним персам удалось ворваться в крепость. Страна подверглась страшному опустошению. Население городов угонялось в Персию. Сопротивлявшихся избивали, детей бросали под ноги боевым слонам. Разгром городов привёл к упадку ремесла и торговли.

В 369 г. в самый разгар персидского разорения в Армению явился бежавший от персов наследник Аршака II Пап с римскими войсками. После упорной борьбы персы были изгнаны, Пап и спарапет Мушел Мамиконян победоносно вступили в Арташат. Весной 371 г. Щапур снова двинулся на Армению и Грузию, но с помощью отряда, присланного римлянами, был разбит и признал Папа царём Армении. Персидская агрессия была временно приостановлена.

Внутренняя политика царя Папа. Раздел Армении

Пап выступил как продолжатель политики своего отца. Подобно Аршаку II он стремился к укреплению царской власти. Находившаяся в распоряжении царя конница была увеличена с 10000 до 90 000 человек. Пап старался поднять благосостояние страны, заботился о строительстве. С помощью Мушела Мамиконяна и новосозданного войска он подавил мятежных нахараров и вновь подчинил окраинные области.

Ещё более решительны были мероприятия Папа в отношении церкви. В обстановке непрестанной борьбы между царской властью и нахарарами армянская церковь превратилась в большую независимую силу. В немалой мере этому способствовала наследственность епископских должностей. В руках церкви были сосредоточены обширные земельные владения: ни один нахарар в этом отношении не мог сравниться с архиепископом. Помимо этого армянская церковь опиралась на тесные связи с христианской церковью Римской империи и через неё — с императорским двором.

Чтобы сломить могущество архиепископа, Пап лишил Григоридов наследственного права на эту должность, которым они пользовались почти непрерывно свыше 70 лет. Пап стремился также порвать связи армянской церкви с Римской империей. Так началась самостоятельность армянской церкви. Её глава стал называться теперь католикосом.

Пять седьмых церковных земель было конфисковано. Тяжёлые для крестьян подати и повинности были уничтожены. Упразднение десятины нанесло серьёзный удар материальному благосостоянию церкви. Пап вёл также ожесточённую борьбу с монашеством: он закрыл большинство монастырей, заставлял монахов работать, сократил численность духовенства. Деятельность Папа способствовала временному укреплению царской власти в Армении.

Придя к власти с помощью римлян, Пап, однако, вошёл в сношения с Шапуром II, стремясь путём лавирования укрепить независимость Армении. Политика Папа вызывала резкое недовольство нахараров. При их содействии Пап в 374 г. был убит римлянами.

После убийства Папа возобновляется борьба Рима и Персии за Армению. В ной активно участвовали нахарары. Результатом этой борьбы оказался раздел Армении между Римом и Персией (договор 387 г.). Окраинные области Армении были присоединены к владениям соперничавших держав. Оставшаяся «Срединная страна» была также разделена, но в обеих частях её продолжали править вассальные цари, зависимые соответственно от Римской империи и Персии: 4/5 достались Персии, 1/5 — Риму. Царская власть продолжала существовать в римской Армении до 391 г., к персидской — до 428 г., после чего власть над Арменией окончательно перешла в руки нахараров, опиравшихся на иноземное владычество.

Культура Армении в III—IV вв.

III—IV века — переходный период в истории армянской культуры. Социальные сдвиги нашли отражение, хотя и несколько запоздалое, в культурных изменениях. Значительную роль в оформлении армянской идеологии и культуры этого времени сыграло распространение христианства. Важнейшим событием в развитии новой культуры следует считать возникновение армянской письменности.

Армянский алфавит был изобретён на рубеже IV и V вв. Создателем его был Месроп Маштоц (361—440), сын свободного крестьянина из Тарона. Алфавит Месропа Маштоца был создан на основе греческого, однако число букв было увеличено до 36 (вместо 24). Он был основан на весьма тонком понимании фонетики языка, для которого создавался. Алфавит Маштоца почти без изменений существует до сих пор.

Таким образом, Армения получила систему письменности, не только отличную от иранской, но и значительно более доступную для народа, чем иранская; последняя вследствие своей сложности была вполне понятна лишь профессиональным писцам. Этим отчасти и объясняется богатство армянской литературы по сравнению со среднеперсидской. На основе армянской письменности складывается классический язык армянской литературы — грабар, который продолжал оставаться нормой армянского литературного языка до начала XIX в.

Ещё в IV в. в Армении создаются школы, где преподавались греческий и сирийский языки. Армяне ездили учиться в Антиохию и Эдессу. С V в. в школах вводится преподавание на родном языке. Школы предназначались в основном для духовенства, но и для людей из народа просвещение не было полностью закрыто, как это показывает пример того же Месропа Маштоца.

С распространением христианства появляется и новый архитектурный стиль. Христианские церкви не были похожи на древние храмы. На первых порах они представляли собой продолговатые помещения с плоским деревянным, а затем сводчатым каменным потолком. Позднее план усложняется, появляются обширные залы с двойными рядами колонн, поддерживающих своды, иногда со сводчатыми галереями снаружи. Христианские храмы должны были вмещать внутри освящённого пространства всю местную религиозную общину, собиравшуюся к очередной службе.Поэтому они были рассчитаны на большое количество народа, а отсюда вытекало и общее изменение плана сооружения.

Круглая скульптура исчезает под влиянием армянской церкви, связывавшей её с идолопоклонством. Продолжает развиваться рельеф. Каменотёсы покрывали поверхность камня тончайшим резным орнаментом — растительным, геометрическим и т. д. Помимо этого на стенах церковных зданий нередко высекались сцены религиозного, а также светского содержания, отражавшие жизнь знати — торжественные выезды, охоты и т. д.

Так, несмотря на внутренние потрясения и потерю государственной самостоятельности, армянский народ продолжал развивать свою культуру, расцвет которой падает уже на следующие столетия (V—VII вв. н. э.).

Читайте так же:

  • Без прописки штраф сколько Сколько времени можно жить без прописки? Процедура постановки на регистрационный учет граждан имеет свои периоды в зависимости от вида прописки: если она временная, то проживать без отметки в УФМС можно до 90 дней; в случае постоянной регистрации по месту жительства законом […]
  • Материнский капитал 2019 изменения за 3 ребенка Материнский капитал в 2019 году: изменения и свежие новости на 3 ребенка Правительство стремится всячески поддерживать семьи, в которых рождаются и растут дети. Одной из мер помощи является предоставление материнского капитала (далее по тексту – МК). В 2019 году в данной сфере появились […]
  • Реквизиты оплаты госпошлины в доход федерального бюджета арбитражный суд Арбитражный суд Пермского края Реквизиты для уплаты государственной пошлины г.Пермь Реквизиты для заполнения платежного поручения на перечисление государственной пошлины В соответствии со статьями 333.21 и 333.22 главы 25.3 Налогового кодекса (ФЗ № 127-ФЗ от 02.11.2004 г. и ФЗ № 201-ФЗ […]
  • Как начисляется пенсия по возрасту казахстан Как начисляется (рассчитывается) пенсия по возрасту в Казахстане? Пенсия по возрасту в Казахстане (для мужчин пенсионный возраст - 63 г., для женщин — 58 лет), начисляется из расчета 60% от среднемесячного дохода. Для определения этого показателя, необходим средний доход за 3 года (36 […]
  • Единый налог для предпринимателей на едином налоге 2019 Единый налог 1, 2, 3 группы 2019 Украина. ✅ [Обновлено]. Всё по полочкам Регистрация ФЛП / СПД / ФОП и ООО под ключ в Харькове и других регионах Украины: Киев, Днепропетровск, Полтава и т.д. Расчёт ставки единого налога — 2019 для ФОП, ФЛП, СПД 1-ой и 2-ой гpупп происходит в процентах, в […]