Меню

Иранский договор с сша

Оглавление:

США вышли из ядерной сделки с Ираном и вернули санкции. Что дальше?

Власти США восстановили санкции в отношении Ирана в связи с выходом американской стороны из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Другие участники многостороннего соглашения не поддержали данное решение. Однако президент США Дональд Трамп считает расторжение ядерной сделки и возобновление санкционного режима важным внешнеполитическим шагом, который соответствует американским интересам. ТАСС объясняет, что из себя представляет эта сделка, почему Трамп был ей недоволен и каковы последствия выхода Вашингтона из СВПД.

В чем суть ядерной проблемы Ирана? У него было ядерное оружие?

Иран приступил к развитию собственной ядерной программы во времена правления шаха Мохаммеда Резы Пехлеви (1941–1979). Поддержку ему оказали США в рамках программы администрации президента Дуайта Дэвида Эйзенхауэра «Атомы ради мира» (Atoms for Рeace), направленной на сотрудничество в области мирного использования атомной энергии. В 1959 году США предоставили ядерному исследовательскому центру Тегеранского университета реактор малой мощности.

С 1958 года Иран стал членом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), 1 июля 1968 года подписал Договор о нераспространении ядерного оружия (ратифицирован в 1970 году).

Со временем у мирового сообщества возникли подозрения, что Иран, ставший в 1979 году исламской республикой, работает над созданием не только «мирного атома». В начале 2000-х западные страны и МАГАТЭ обвинили Тегеран в развитии «секретной военной ядерной программы». Готового оружия массового поражения у Ирана зафиксировано не было. Но технологии, разрабатываемые в стране, могли быть использованы для его производства. Официальный Тегеран отверг эти обвинения и продолжил обогащать уран. В ответ последовали суровые санкции США, Евросоюза и Совета Безопасности ООН.

Что за ядерная сделка?

Это международное соглашение, принятое для снижения напряженности вокруг ядерной программы Тегерана. 14 июля 2015 года Исламская Республика Иран (ИРИ) и «шестерка» (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) заключили 159-страничный договор, получивший название Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД). Он снял с Ирана введенные ранее экономические и финансовые санкции со стороны СБ ООН, США и Евросоюза в обмен на ограничение Тегераном своей ядерной деятельности. Реализация СВПД началась 16 января 2016 года.

Какие были условия договора?

Ядерная сделка требовала от Ирана:

Сократить запасы урана на 97% (с 10 тонн до 300 кг).

Отказаться от производства высокообогащенного урана и оружейного плутония. Договор разрешил Ирану обогащать уран лишь на 3,67% (уран с обогащением до 20% используется в исследовательских и экспериментальных реакторах, до 90% — для ядерного оружия).

Снизить число центрифуг с 20 тыс. до 5 тыс. (дополнительную 1 тыс. центрифуг Ирану разрешили использовать для научных целей).

Разрешить инспекции и мониторинг деятельности ядерных объектов.

Исключить «возможные военные аспекты» (possible military dimensions, PMD) в иранской ядерной программе.

Что Иран получал взамен?

Существенное смягчение санкционного режима, который препятствовал экономическому развитию страны. В частности, власти США объявили об освобождении от санкций 59 физических лиц (граждан Ирана и других стран), 385 предприятий, 77 самолетов и 227 судов (в их числе нефтяные танкеры). Кроме того, были разблокированы средства из замороженных в зарубежных банках активов, снят запрет на закупку иранской нефти, запрет на инвестиции в Иран и запрет на поставку туда технологий для нефтяного сектора. Иранцам вернули доступ к международной системе расчетов SWIFT, а их западным партнерам разрешили возобновить с ними финансовые контакты.

Почему на этом проблема не была исчерпана?

Вашингтон снял с Ирана лишь часть санкций и тут же объявил о введении новых — за реализацию Тегераном программы создания баллистических ракет. Объявляя о введении новых санкций в отношении Ирана, экс-президент США Барак Обама заявил, что «ядерная сделка никогда не была направлена на то, чтобы разрешить все наши разногласия с Ираном».

Между тем в Конгрессе США росло сопротивление договору СВПД: против него выступили не только республиканцы, но и часть демократов. По их мнению, снятие ограничений с Тегерана могло привести к укреплению «иранского режима», а в дальнейшем — к возобновлению ядерных испытаний в обход договоренности. Ядерную сделку с Ираном американские законодатели называли самой большой угрозой Ближнему Востоку и в первую очередь Израилю — главному союзнику Вашингтона в регионе. Такую точку зрения разделял и Дональд Трамп — на тот момент кандидат в президенты США.

Почему Трамп хотел, чтобы США вышли из сделки?

Глава Белого дома не раз называл ядерную сделку «худшей из всех, что [он] когда-либо видел». В ходе предвыборной кампании, а затем на посту президента США Трамп критиковал этот документ, утверждая, что он дает односторонние преимущества Исламской Республике. К их числу президент относил сроки действия многих из ограничений на ядерную деятельность: они должны истечь к 2031 году, а Трамп хотел бы сделать их бессрочными. Кроме того, он настаивал на ужесточении режима проверки иранских ядерных объектов и привязке к СВДП запрета на разработку ИРИ баллистических ракет.

Опасения относительно иранской угрозы получили отражение в новой стратегии Белого дома. В документе говорилось, что США будут противостоять дестабилизирующему влиянию Ирана и сдерживать его агрессию, оживят для этой цели взаимодействие с рядом государств в регионе, а также намерены призвать международное сообщество объединиться для оказания совместного давления на Корпус стражей исламской революции (КСИР, элитные части ВС Ирана).

В сентябре 2017 года на полях ГА ООН Трамп заявил, что принял решение по соглашению с Ираном. 8 мая 2018 года он объявил о выходе из СВПД, а Министерство финансов пояснило, что санкции против Тегерана вновь начнут действовать через 90–180 дней.

Какие санкции США вводят против Ирана? Каковы будут последствия?

6 августа Трамп подписал указ о восстановлении санкций против Тегерана в два этапа. Первая часть ограничительных мер, вступившая в силу в ночь на 7 августа, охватит автомобилестроительный сектор Ирана и куплю-продажу золота и других ключевых металлов. Оставшиеся санкции, которые начнут действовать 5 ноября, затронут энергетическую отрасль, сделки, относящиеся к нефти, а также транзакции с иранским центральным банком.

Новости о возобновлении санкций обрушили курс риала (на черном рынке он снизился до рекордных 120 тыс. риалов за доллар), спровоцировали рост инфляции в стране и повышение цен на потребительские товары и топливо. В нескольких городах Ирана начались протесты против ухудшающейся финансовой ситуации.

В перспективе возврат США к санкциям может повлечь за собой снижение торгового оборота Ирана с другими странами, а также заставить большинство крупных западных компаний уйти с иранского рынка. Трейдеры опасаются сокращения экспорта иранской нефти, что может привести к удорожанию барреля.

Как на действия США отреагировал Иран и остальные члены «шестерки»?

Часть экспертного сообщества предполагала, что Тегеран последует примеру США и выйдет из СВПД, но этого не произошло. Иран отреагировал на действия США заявлением о готовности продолжить работу по атомной сделке со своими союзниками. «С этого момента СВПД осуществляется между Ираном и пятью государствами», — заявил президент Ирана Хасан Роухани, отметив, что Тегеран выполнил свои обязательства по СВПД, что было подтверждено МАГАТЭ.

Российский МИД выразил глубокое разочарование решением Вашингтона, а глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев заявил, что «Трамп своим отказом от соглашения наносит удар одновременно и по дееспособности международного сообщества в целом, и по режиму нераспространения ядерного оружия, и по репутации Америки как ответственного мирового игрока, и по хрупкому миру на Ближнем Востоке».

Китай призвал к координации мер для обеспечения целостности соглашения по Ирану и заявил, что продолжит сотрудничество с Тегераном, несмотря на возможные санкции США.

Франция, Великобритания и Германия согласились продолжить выполнять свои обязательства в рамках СВДП и призвали все стороны «оставаться приверженными его полной имплементации». Кроме того, ЕС предпринял ряд упреждающих мер, чтоб вывести свои компании из-под удара санкций.

Как ЕС собирается противостоять американским санкциям?

Еврокомиссия (ЕК) еще 18 мая одобрила первый пакет мер по защите компаний ЕС в Иране от санкций США. Всего для обхода рестрикций было разработано четыре шага:

• Принятие блокирующего регламента, который запрещает компаниям ЕС выполнять экстерриториальные санкции США, разрешает компаниям возмещать в судебном порядке потери от действия третьих лиц, выполняющих эти санкции, и аннулирует действие на территории ЕС любых иностранных судебных решений по исполнению санкций США.

Упрощение финансирования и порядка предоставления финансовых гарантий европейским проектам в Иране со стороны Европейского инвестиционного банка.

• Активизация всестороннего экономического партнерства, в частности в энергетике.

• Поощрение прямых банковских платежей в центробанк Ирана без иностранных банков-посредников, что может позволить осуществлять такие платежи (например, для оплаты поставок нефти) в случае введения финансовых санкций США. Как отмечают европейские источники, эта мера может стать первым шагом в дедолларизации торговли ЕС с Ираном.

Чего ожидать дальше? Усилится ли конфронтация?

Санкции США приведут к борьбе в торгово-экономической и в политической сфере, убежден глава МИД РФ Сергей Лавров. «И предстоит в рамках постоянно действующего механизма экспертов разрабатывать такие методы ведения торгово-экономических связей, которые не будут создавать проблем для экономических операторов тех стран, которые сохранили свое участие в [СВПД]», — отметил глава российского дипведомства.

Оставшись в ядерной сделке, Иран может выиграть политически, но не экономически, отмечает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. «Вопрос к Ирану, будут ли они дальше делать вид, что все действует, или демонстративно выйдут из сделки (а это, на мой взгляд именно то, чего добивается Трамп, в том числе своими последними высказываниями в адрес Роухани), — полагает эксперт. — Если иранцы будут хитрее и не выйдут из сделки, это будет означать для них более благоприятную политическую конъюнктуру, но не экономическую».

Читайте так же:  Без прописки штраф сколько

С помощью санкций и жесткой риторики Трамп, вероятно, надеется посадить Тегеран за стол переговоров — по аналогии с тем, как это было сделано с руководителем КНДР Ким Чен Ыном. Однако Иран не пойдет на новую ядерную сделку, если США не смягчат свои требования, отметил в беседе с ТАСС научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Виктор Надеин-Раевский. «Ожидать, что Иран с легкостью пойдет на какие-то переговоры подобного рода, было бы слишком большой самоуверенностью, потому что те требования, которые глава Белого дома сейчас выставляет Ирану, явно чрезмерны», — подчеркнул эксперт.

Артур Громов, Александр Мосесов

Как менялась позиция США относительно Соглашения по иранской ядерной программе. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ: Президент США Дональд Трамп 8 мая заявил, что Вашингтон выходит из соглашения по ядерной программе Ирана и вновь введет связанные с ней санкции. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о ядерной программе Ирана, подготовке Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) и изменении позиции США относительно этого документа.

История ядерной программы Тегерана и переговоры с посредниками

Иран начал развивать ядерную программу во время правления шаха Мохаммеда Резы Пехлеви (1941-1979). Поддержку ему оказали США в рамках инициативы администрации президента Дуайта Дэвида Эйзенхауэра «Атомы ради мира» (Atoms for Рeace), направленной на сотрудничество в области мирного использования атомной энергии.

С 1958 года Иран является членом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), а 1 июля 1968 года подписал Договор о нераспространении ядерного оружия (ратифицирован в 1970 году). В 1974 году была создана Организация по атомной энергии Ирана. В том же году был принят план развития ядерной энергетики, который предполагал сооружение 23 ядерных реакторов общей мощностью более 20 ГВт, а также создание замкнутого ядерного топливного цикла. Строительство первых энергоблоков в стране вели французские, немецкие и американские специалисты. Организация по атомной энергии получала приоритетное государственное финансирование.

После свержения шаха и прихода к власти аятоллы Хомейни в результате Исламской революции 1979 года страну покинули иностранные специалисты, реализация ядерной программы была приостановлена. В конце 1980-х годов Иран решил возродить программу развития ядерной энергетики, использования ядерных технологий в промышленности, медицине и сельском хозяйстве. Однако Тегерану не удалось добиться возобновления сотрудничества с западными странами в этой области из-за противодействия США, отношения с которыми у Тегерана после событий 1979 года резко обострились. Единственным партнером в области мирного использования ядерной энергии стала Россия.

В период пребывания на посту президента Ирана Мохаммеда Хатами (1997-2005) был взят курс на улучшение отношений с западными странами и соседями по региону. В 2003 году Иран подписал Дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия. Однако этот документ, расширяющий возможности МАГАТЭ по доступу к ядерным объектам и предусматривающий проведение внезапных проверок, так и не был ратифицирован иранской стороной.

В 2004 году в Иране были обнаружены центрифуги для обогащения урана, не учтенные МАГАТЭ. Это стало поводом для западных стран обвинить иранцев в стремлении получить ядерное оружие. Начались переговоры Ирана и «евротройки» — Франции, Германии и Великобритании. Ирану предлагали отказаться от разработок ядерной программы в обмен на предоставление технической помощи на развитие мирной ядерной энергетики.

Махмуд Ахмадинежад, заняв пост президента Ирана в 2005 году твердо заявил о праве Ирана на создание полного ядерного цикла, включая процесс обогащения урана. При этом он неоднократно подчеркивал, что в соответствии с религиозными принципами «деятельность с целью производства ядерного оружия запрещена». Тем не менее иранская ядерная политика вызвала беспокойство международного сообщества, и с июня 2006 года к переговорам с Ираном к «евротройке» присоединились США, Россия и КНР. В 2006-2010 годах СБ ООН принял шесть резолюций с требованиями к Ирану прекратить деятельность по обогащению и переработке урана, из них четыре предусматривали введение и ужесточение санкций в отношении этой страны. Между тем в сентябре 2009 года высший руководитель Ирана аятолла Али Хаменеи в эфире иранского государственного телевидения заявил, что страна «в корне отвергает ядерное оружие, мы запрещаем его использование и производство».

11 февраля 2010 года Махмуд Ахмадинежад заявил, что на центрифугах в ядерном центре в Натанзе произведена первая партия обогащенного до 20% урана и что Иран имеет возможности для производства урана с более высокой степенью обогащения. В августе 2011 года специалисты МАГАТЭ на основе проведенной инспекции ядерных объектов Ирана заявили, что технологии, разрабатываемые в стране, могут быть использованы для производства ядерного оружия.

В августе 2013 года, Хасан Роухани, сменивший Махмуда Ахмадинежада на посту президента страны, взял курс на снижение напряженности вокруг ядерной программы.

Прорывом в переговорах Ирана с «шестеркой» стало подписание 24 ноября 2013 года в Женеве Совместного плана действий. В соответствии с этим соглашением Иран взял на себя обязательство прекратить обогащение урана свыше 5%, уничтожить все запасы обогащенных до 20% ядерных материалов и остановить строительство новых центров по обогащению урана. В ответ Иран получил подтвержденное международным сообществом право на обогащение урана до 5% и ослабление санкций, которые серьезно препятствовали развитию иранской экономики. Соглашение сроком на полгода вступило в силу 20 января 2014 года, впоследствии срок его действия был дважды продлен — сначала до 24 ноября 2014 года, а затем до 30 июня 2015 года.

14 июля 2015 года Иран и «шестерка» достигли соглашения об урегулировании проблемы, касающейся ядерной программы Тегерана. 18 октября 2015 года разработанный ими Совместный всеобъемлющий план действий вступил в силу. В обмен на обязательства Тегерана ограничить ядерную деятельность и поставить ее под международный контроль документ предусматривал отмену ряда санкций, наложенных на Иран.

Первые санкции США в отношении Ирана были введены вскоре после победы Исламской революции (1978-1979). Поводом для них стал захват американского посольства в Тегеране 4 ноября 1979 года. Тогда указом президента США Джимми Картера от 14 ноября была прекращена закупка иранской нефти, заморожены иранские вклады в американских банках и их зарубежных филиалах, запрещена продажа Ирану запчастей для военного снаряжения. После разрыва дипотношений в апреле 1980 года был введен запрет на экспорт американских товаров в Иран, включая продовольствие и медикаменты, на денежные переводы в Иран, а также на импорт иранских товаров. В последующие годы санкционный режим в отношении Ирана неоднократно корректировался — часть запретов была отменена, другая ужесточена, вводились новые ограничения.

После того как в 2006 году Тегеран вступил в переговоры с «шестеркой» посредников, американским компаниям было разрешено экспортировать в Иран продукцию сельского хозяйства и медицинские препараты и импортировать из страны черную икру, фисташковые орехи и ковры. В 2009 году к списку разрешенных к экспорту товаров добавилась издательская продукция, в 2010 году был снят запрет на продажу Ирану разработанного американскими фирмами программного обеспечения для компьютеров, в 2013 году — компьютерного оборудования. В сентябре 2013 года правительство США разрешило работать в Иране некоммерческим организациям, занимающимся устранением последствий стихийных бедствий, охраной дикой природы, защитой прав человека, а также спортивным ассоциациям.

20 января 2014 года, когда вступило в силу промежуточное соглашение о приостановке ядерной программы Ирана, США ослабили санкции в отношении экспорта иранской нефти, приостановили ограничения для иностранцев, которые «осуществляют транзакции, связанные с экспортом иранской нефтехимической продукции, занимаются в Иране торговлей золотом и драгоценными металлами, а также поставляют товары и услуги для иранского автомобильного сектора». Было временно приостановлено действие санкций в отношении Иранской государственной телерадиовещательной корпорации. Корпорациям Boeing и General Electric было разрешено поставлять в Иран запчасти и проводить ремонт авиационных двигателей.

В ноябре 2014 года было приостановлено действие санкций США в отношении третьих стран, направленных на ограничение закупки нефти и нефтепродуктов у Ирана.

16 января 2016 года Иран подтвердил выполнение обязательств по соглашению с «шестеркой» о постановке своей ядерной деятельности под контроль МАГАТЭ. В тот же день президент США Барак Обама подписал указ об отмене так называемых второстепенных санкций, касающихся иностранных фирм и зарубежных филиалов американских компаний. 7 октября 2016 года были разрешены долларовые сделки между Ираном и офшорными банковскими учреждениями, но при условии, что они не затрагивают американскую финансовую систему. Был снят запрет на международные финансовые операции с иранскими компаниями, которые могут контролироваться лицом, подпадающим под санкции. Вместе с тем в силе остались так называемые первостепенные санкции, запрещающие деловые контакты с Ираном физических и юридических лиц США. Американским гражданам по-прежнему запрещалось осуществлять финансовые транзакции или сделки с правительством Ирана и иранскими финансовыми институтами. В черном списке остались около 200 человек и компаний.

Изменение позиции США

Если при президенте Бараке Обаме (2009-2017) США принимали активное участие в подготовке соглашения с Ираном по его ядерной программе, новый американский лидер Дональд Трамп еще в ходе своей избирательной кампании обещал добиться пересмотра этого документа. Он не раз называл сделку «пагубной», утверждая, что она не предотвратила возможность создания Тегераном ядерного оружия, а лишь отсрочила ее. Трамп также неоднократно обвинял Иран в том, что тот не придерживается договоренностей. В частности, выступая с трибуны Генассамблеи ООН 19 сентября 2017 года, глава Белого дома назвал СВПД «худшей сделкой в истории США», выразив мнение, что Иран является «страной-изгоем, которая экспортирует насилие, кровопролитие и хаос». В свою очередь президент Ирана Хасан Роухани охарактеризовал речь президента США на ГА ООН как «абсурдную и злобную» и «полную необоснованных обвинений». Он выразил уверенность, что, нарушая международные соглашения, в том числе сделку по иранскому атому, администрация Трампа подрывает лишь доверие к себе. Роухани исключил возможность внесения каких-либо доработок в СВПД, напомнив, что на выработку сделки по атому «ушли многие годы». Также он подчеркнул, что возвращаться к этой работе нецелесообразно в условиях, когда «Америка ищет повод» для выхода из договоренности.

В апреле 2017 года администрация США объявила о начале процесса полного пересмотра политики страны в отношении Ирана. 13 октября 2017 года Дональд Трамп заявил, что США будут готовы в любой момент выйти из соглашения, если эту договоренность не удастся скорректировать. По мнению Трампа, в документе плохо проработаны сроки действия антииранских санкций, меры контроля за действиями Тегерана и практически игнорируются ракетные программы. Кроме того, президент заявил, что не может подтвердить Конгрессу выполнение Ираном положений СВПД (каждые 90 дней президент США должен предоставлять Конгрессу отчет о выполнении Ираном условий соглашения; Трамп подтверждал соблюдение СВПД в апреле и июле 2017 года). В тот же день минфин США ввел санкции против трех иранских организаций, а также внесло Корпус «стражей исламской революции» в список организаций, «поддерживающих терроризм».

Читайте так же:  Лицензия на прошитую ps3

12 января 2018 года Трамп заявил, что США прекратят участие в соглашении, если в него не будут внесены изменения, выработанные во время переговоров с европейскими странами. 2 февраля 2018 года в ответ на испытательный пуск Ираном ракеты средней дальности Трамп написал в Twitter: «Он [Иран] должен быть благодарен за те ужасные условия ядерной сделки (Соглашения по иранской ядерной программе 2015 года — прим. ТАСС-ДОСЬЕ), на которые пошли США. Иран был на последнем издыхании и готов к краху до того, как США протянули ему руку помощи в виде иранской сделки, которая принесла стране $150 млрд». В конце апреля представитель американской администрации заявил, что США, Франция, Германия и Великобритания добились прогресса на переговорах по внесению корректировок в соглашение о ядерной программе Ирана, но окончательного решения пока не найдено.

Между тем, комментируя возможный выход США из СВПД, представитель внешнеполитической службы ЕС Майя Косьянчич 7 мая заявила, что позиция Евросоюза по сделке по иранскому атому не изменится, сообщество выступает за полную реализацию соглашения. Косьянчич подчеркнула, что соглашение действует и дает результаты, что неоднократно подтверждалось МАГАТЭ. В конце апреля по итогам переговоров с главой МИД КНР Ван И министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что Россия и Китай будут препятствовать подрыву СВПД: «Мы против пересмотра этих договоренностей, считаем очень контрпродуктивным пытаться свести на нет многолетние международные усилия, которые предпринимались в рамках переговоров «шестерка плюс Иран». Будем препятствовать тому, чтобы эти договоренности, закрепленные в резолюции Совета Безопасности ООН, были подорваны».

Иран резко отреагировал на решение США разорвать договор о дружбе

Тегеран считает нынешнюю администрацию США «преступным режимом» после ее решения денонсировать Договор о дружбе, экономических отношениях и консульских правах, подписанный с Ираном в 1955 году. Об этом заявил министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф.

«США нарушили Совместный всеобъемлющий план действий, который является многосторонним соглашением и частью резолюции 2231 СБ ООН и заявили, что стремятся к заключению двустороннего договора с Ираном. Сегодня США вышли из фактического договора между США и Ираном после того, как Международный суд ООН постановил прекратить нарушение этого договора, вводя санкции против иранского народа. Преступный режим!», — написал глава иранской дипломатии на своей странице в Twitter.

Ранее в среду Международный суд ООН принял предварительное решение, частично удовлетворившее иск Ирана к США в связи с возобновлением американских санкций. Судьи согласились с доводами иранской стороны, что действия Вашингтона нарушают положения Договора между двумя странами от 1955 года. В решении отмечается, что согласно подписанному тогда соглашению США должны устранить преграды, возникшие после введения ими санкций против ИРИ в мае 2018 года. Прежде всего, речь идет о свободном экспорте в Иран медикаментов и медицинского оборудования, минеральных удобрений, сельскохозяйственной продукции, а также запчастей и оборудования для обеспечения безопасности гражданской авиации.

Госсекретарь США Майк Помпео позже объявил, что Вашингтон денонсируют Договор о дружбе с Ираном от 1955 года. По его мнению, Исламская Республика «пытается вмешаться в суверенное право США предпринимать законные и необходимые действия для защиты национальной безопасности и использует Международный суд ООН в политических и пропагандистских целях».

США вышли из соглашения с Ираном. Решение Трампа поддерживают не все

Президент США Дональд Трамп заявил во вторник о том, что Соединенные Штаты отказываются от выполнения соглашения об ограничении иранской ядерной программы, подписанного в 2015 году, поскольку оно не способно предотвратить появление в руках Ирана ядерного оружия.

Президент Трамп объявил о восстановлении американских санкций в отношении Ирана и предупредил, что Вашингтон готов наказать санкциями страны, которые помогут Тегерану в работах над ядерным оружием.

США выходят из ядерного соглашения с Ираном

No media source currently available

Это решение Дональда Трампа вызвало неоднозначную реакцию и в Соединенных Штатах и в других странах. Президент Ирана Хасан Рухани отметил, что США – не единственный участник договора, и заявил, что Иран останется приверженным обязательствам по многостороннему ядерному соглашению. О приверженности соглашению уже заявили президент Франции Эммануэль Макрон, премьер-министр Великобритании Тереза Мэй и канцлер Германии Ангела Меркель, а также глава дипломатии Евросоюза Федерика Могерини, которая напомнила, что договор был итогом 12 лет дипломатической работы. Не планирует выходить из сделки и Россия – МИД уже выразил «глубокое разочарование» решением Дональда Трампа. Израиль, изначально выступавший против соглашения с Ираном, поддержал выход из него США.

В своем 11-минутном обращении к стране президент Дональд Трамп четко объяснил мотивы своего решения. «Мне ясно, что мы не можем предотвратить появление иранской ядерной бомбы в рамках разлагающейся прогнившей структуры нынешнего соглашения… Мы знаем, что произойдет, если мы ничего не будем делать, – заявил президент Трамп. – Это была ужасная сделка, выгодная одной стороне. Она не принесла спокойствия, она не принесла мира и никогда не принесет». Президент косвенно упрекнул администрацию своего предшественника Барака Обамы в том, что та пошла на заключение соглашения с Ираном, исходя из ложного тезиса о том, что Иран не пытался создать собственное ядерное оружие, в то время как разведданные, представленные Израилем, свидетельствуют об обратном.

Названное его сторонниками историческим, ядерное соглашение с Ираном, так называемый Совместный всеобъемлющий план действий, было подписано Соединенными Штатами, Великобританией, Францией, Россией, Китаем и Ираном в результате двух с половиной лет переговоров. Соглашением предусматривается постепенная отмена болезненных масштабных экономических санкций против Тегерана в обмен на долгосрочную приостановку иранских работ над обогащением урана. Соглашение, работа над которым шла долгое время в тайне, было встречено крайне скептически в Соединенных Штатах из-за десятилетнего срока его действия. Главная претензия состояла в том, что ограничения на обогащение урана начнут сниматься через десять лет, а через пятнадцать, по подсчетам экспертов, у Ирана будет возможность в течение нескольких месяцев обогатить достаточно урана для создания ядерного боезаряда. Защитники соглашения настаивали на том, что несовершенный договор, который приостановит движение Ирана к ядерному оружию на десятилетие, предпочтительнее ситуации, когда у Тегерана будут развязаны руки, тем более что у него уже было все необходимое для создания атомной бомбы. Противники же были убеждены, что администрация Обамы пошла на неоправданные уступки Тегерану ради достижения «исторического соглашения», в то время когда Иран находился почти в полной экономической изоляции, глубоком кризисе и затянувшиеся санкции грозили крахом иранскому режиму. Дональд Трамп, в ту пору кандидат в президенты США, был одним из самых громких критиков соглашения. Став президентом, он воспользовался возможностью исключить Соединенные Штаты из числа участников соглашения с Ираном, предоставленной Конгрессом. Конгресс обязал президентов каждые три месяца сертифицировать соблюдение Ираном этого соглашения и его соответствие интересам безопасности США. В течение первого года президентства Дональд Трамп продолжал продлевать действие соглашения, настаивая на необходимости его изменения. К середине второго года он решил возобновить противостояние с Ираном.

Как говорит Илан Берман, вице-президент вашингтонского Американского внешнеполитического совета, это решение не было неожиданным. Но пока трудно предсказать его последствия.

– В течение последнего года президент Трамп и его администрация постоянно указывали на три принципиальные изъяна этого соглашения, – говорит Илан Берман. – Во-первых, в нем не упоминалась иранская программа создания баллистических ракет, во-вторых, в нем отсутствует разрешение на неограниченный доступ инспекторов МАГАТЭ на любые иранские объекты, связанные с ядерной программой, и самое главное, Белый дом не устраивает ограниченный срок действия соглашения, положения которого постепенно начнут терять силу в 2025 году. Но решение Дональда Трампа отказаться от попыток видоизменить это соглашение и готовность действовать вне его рамок означает, что мы находимся на заре новой американской политики не только в отношении Ирана, но и всего Ближнего Востока.

– Именно это и тревожит многих критиков Дональда Трампа, которые говорят, что, денонсируя это соглашение, он не предлагает ничего взамен, рискуя самыми неприятными последствиями.

– Это обоснованный повод для критики. Не будем забывать, что одновременно с объявлением об отказе от соглашения с Ираном президент Трамп заявил о введении очень серьезных санкций против Тегерана по истечении небольшого переходного периода. Объектом санкций станет энергетический сектор Ирана, его центральный банк, что наверняка будет очень болезненным ударом по иранским властям, потому что это наверняка усугубит и без того очень плохую экономическую ситуацию в стране. Вместе с тем администрация Трампа не представила комплексной стратегии действий в отношении Ирана с целью нейтрализовать его региональную экспансию, вмешательство в сирийскую гражданскую войну, в йеменский конфликт. Это необходимо сделать.

– Многие европейские союзники США опасаются, что с восстановлением американских санкций у Тегерана вообще исчезнет стимул выполнять это соглашение, что он может начать обогащать уран и последствия этого будут самыми неприятными. Насколько, по-вашему, вероятен такой сценарий?

– Можно привести аргументы как в пользу отказа Ирана от этого соглашения, так и в пользу соблюдения им соглашения. Нам остается только ждать. Проблема для Ирана состоит в том, что если он денонсирует соглашение, то он вновь станет объектом международных санкций, которые неизбежно восстановят и европейцы, поскольку Тегеран остается источником серьезной угрозы. Иранское руководство сейчас находится в очень сложном положении. Внутри страны – напряженная ситуация, продолжающиеся в течение полугода протесты, валюта страны – в состоянии коллапса. Любые шаги, которые изолируют Иран от международных рынков, могут вызвать крайне опасные последствия для иранских властей. Поэтому я подозреваю, что нам стоит ожидать резких словесных заявлений и угроз, но на деле Иран попытается договориться с европейскими столицами о внесении коррективов в соглашение с тем, чтобы убедить Вашингтон вернуться к тому, что в действительности является переговорами о контроле над вооружениями, – говорит Илан Берман.

Читайте так же:  Договор продажи автомобиля в рассрочку образец

Американские фирмы будут вынуждены прервать коммерческие связи с Ираном. Самым крупным пострадавшим, как ожидается, станет концерн BoeingНо. Gока неизвестно, как американские санкции отразятся на контрактах с Ираном европейских фирм. В теории, после введения санкций любое оборудование, содержащее американские компоненты, не может экспортироваться в Иран, что сорвет контракты на продажу Ирану самолетов Airbus. Будут сильно затруднены финансовые сделки, поскольку американским банкам будет запрещено их финансирование. Однако, как подозревают эксперты, Вашингтон может сделать исключение для некоторых фирм из стран-союзников.

К чему приведет возврат санкций против Ирана? Мнения сторонника Трампа и эксперта по Ближнему Востоку

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Дональд Трамп в мае объявил о выходе США из международного соглашения по ядерной программе Ирана. В ночь на вторник, 7 августа, Белый дом возвращает санкции против Тегерана, замороженные Бараком Обамой. Эксперт по Ближнему Востоку и бывший член команды Трампа обсудили в эфире Би-би-си, что это означает — и какими могут быть последствия.

В 2015 году Иран заключил соглашение, известное как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), с США и ведущими мировыми державами об отказе от разработки ядерного оружия в обмен на снятие части экономических санкций против Тегерана, в том числе — запрета на международную торговлю нефтью.

Избранный в 2016 году президент США Дональд Трамп резко критиковал договор, заключенный его предшественником Бараком Обамой. 8 мая Дональд Трамп заявил, что Штаты выходят из соглашения, и объявил о возобновлении торговых санкций против этой страны. Они должны полностью вступить в действие спустя 90 дней после этого заявления, то есть 6 августа. В первую очередь Ирану запрещается теперь пользоваться долларом — основной валютой международных сделок, в том числе и с нефтью.

Решением США недовольна Европа. В мае Евросоюз начал процедуру введения в действие закона, позволяющего обойти международные санкции США. Этот закон приняли в 1996 году для защиты европейских компаний, работавших на Кубе, но так ни разу и не применяли.

После того, как удалось заключить многостороннее соглашение по иранской ядерной программе, крупнейшие компании ЕС спешно открыли филиалы в стране в стремлении отвоевать долю иранского рынка, вернулись в Иран и российские нефтяники. Иран вернулся к обогащению урана около месяца назад, после того как в мае Трамп заявил, что Америка точно выйдет из соглашения.

Лектор американского Университета Джонса Хопкинса по проблемам Ближнего востока доктор Санам Вакил и бывший член переходной администрации Дональда Трампа, сотрудник консервативного фонда Heritage Foundation Джеймс Карафано в эфире программы Би-би-си Today поспорили о том, стоит ли отказываться от сделки по ядерной программе Ирана всего через несколько лет после ее заключения, как к этому отнесутся партнеры США в Европе и как это может повлиять на ситуацию в регионе.

Би-би-си: Джеймс Карафано, правда ли, что сегодня договоренностью с Ираном недовольны не только в Вашингтоне?

Джеймс Карафано: Многие чиновники Евросоюза в личных беседах, неофициально, говорили мне: «Послушай, мы никогда не думали, что эта сделка так уж хороша. Этот договор заключали США и Иран напрямую, а нам просто сказали условия и велели их принять. Теперь мы влипли — нам нужно соблюдать это соглашение.»

Я говорил с представителями многих ближневосточных стран, соперников Ирана в регионе, и им это соглашение тоже никогда не нравилось. Поэтому думать, что всем нравился этот договор и все считают, что он приносит позитивные результаты — я думаю, это неправильно.

Би-би-си: Доктор Вакил, одна из главных претензий к договору в том, что он должен был оставаться в силе всего десять лет. По сути, он просто откладывает создание Тегераном ядерной бомбы, а в историческом масштабе задержка на десять лет считается ничтожной.

Санам Вакил: Все подписанты и участники сделки говорили, что они хотят развивать отношения с Ираном и дальше — за пределами договора о ядерной программе. С самого начала сделка была переходной. Одной из ее задач было создать доверие. Планы развивать отношения и дальше были всегда — и в области ядерного оружия, и с точки зрения ситуации в регионе.

Би-би-си: Но в ближайшей перспективе договор принес Ирану деньги, которые он может потратить на создание ядерных ракет, или, как об этом говорят американские эксперты и многие другие, на поддержку терроризма в регионе.

С.В.: Договор, я считаю, вообще не повлиял на политику Ирана в регионе. Иран с 2011 года — тогда договор еще не был подписан — оказывает серьезную поддержку Башару Асаду. С 2012 года Иран оказывает Дамаску военную поддержку. С 1980-х годов Иран поддерживает «Хезболлу».

Поэтому мне кажется, что аргумент, будто бы договор по ядерной программе повлиял на внешнюю политику Ирана, немного преувеличен.

Проблема этого договора в том, что он действительно не касался роли Ирана в регионе, но ожидалось, что все участники соглашения будут стремиться его развивать, а они этого не сделали.

Выход из сделки — это ошибка, которая разделяет США и наших союзников в Европе, заинтересованных в этой сделке. Они принимали активное участие в переговорах и скорее всего возмутились бы утверждению, что это была сделка между Вашингтоном и Тегераном.

Би-би-си: Джеймс Карафано, после выхода США из договора, разве не появился риск того, что Иран сблизится с Россией, сблизится с Китаем, и после этого сможет делать все что угодно в военной сфере, а США никак не смогут на него повлиять?

Д.К.: Не думаю, что это правда. У Ирана всегда были крепкие отношения и с Россией, и с Китаем. Это не изменилось.

В конечном итоге Россия и Китай не так много могут — и хотят — сделать для Ирана. Я думаю, это не ключевой фактор в данной ситуации. Ключевой фактор — это поддержка США стран, которые видят угрозу со стороны Ирана и давление, которое США оказывают на Иран.

Эта страна сейчас в плохой ситуации. На них оказывают давление извне и изнутри, их экономика в упадке, у режима есть противники внутри страны. Власти действуют на пределе возможностей, в нескольких странах региона, их силы рассредоточены, и они тратят на это очень много денег. Они действительно столкнулись с давлением извне, и оно ограничивает режим в действиях.

Би-би-си: Доктор Вакил, действительно ли таким режимам, как этот, нужно противодействовать экономически? Механизм такой: мы давим на вас с помощью санкций, из-за чего вам становится труднее прокормить свой народ, и в стране начинаются неприятности, так?

С.В.: В теории, да, но с Ираном особая ситуация — иранскому режиму, революционной системе, идет четвертый десяток, и она успела выработать менталитет стойкости, менталитет сопротивления, как они сами его называют.

Эта власть не сдастся просто так. Они могут начать переговоры с Дональдом Трампом, это много обсуждается, но основная цель иранского режима — выжить.

Если США или международное сообщество ожидают, что иранский режим изменится, то с другой стороны иранцы ожидают [от Запада] ответственности. Сейчас к кризису легитимности режима в глазах иранцев добавилось глубокое разочарование Штатами и международным сообществом в целом.

Мне кажется, всем стоит остановиться и подумать. Если кто-то считает, что получит другой Иран — со временем или с заключением новых договоренностей — то их, пожалуй, ждет сюрприз.

Би-би-си: Господин Карафано, как вы считаете, стоит ли сейчас Дональду Трампу встречаться с иранским лидером Роухани? Трамп намекал на это в «Твиттере». Если эта встреча состоится, вы будете рады?

Д.К.: Не знаю. Иранский режим очень стойкий, как и все авторитарные режимы. Они могут перераспределять ресурсы как захотят, и этому режиму это очень хорошо удается, как мы увидели.

Я не уверен, что иранцы проявят энтузиазм по поводу таких переговоров, потому что если президент Трамп будет верен своим словам и будет добиваться договоренности, соответствующей интересам США, то я не уверен, что иранцы на это пойдут.

Сейчас, я думаю, самое умное что могут сделать иранцы — дождаться ухода Трампа и надеяться, что президентом изберут кого-нибудь другого.

Би-би-си: Доктор Вакил, каких самых страшных последствий вы ожидаете от повторного ввода санкций против Ирана?

С.В.: Худшим результатом будут продолжительные и масштабные протесты в стране. В Исламской республике не боятся прибегать к насилию. Они намекали на очередное «закручивание гаек», они арестовывали людей, бросали их в тюрьму.

Однако нас может ждать более широкая волна преследования людей, которые выходят на акции протеста за лучшее будущее, за свои экономические и политические права. Это произойдет, если жизнь в стране станет трудной, и протесты распространятся.

Читайте так же:

  • Мировой суд г Волгодонска Мировой суд волгодонска официальный сайт Волгодонской районный суд Ростовской области В мае 1957 года Романовский район был переименован в Волгодонской, а в 1963 году Волгодонской район присоединен к Цимлянскому району. Город Волгодонск стал городом областного подчинения. Народный суд […]
  • Без прописки штраф сколько Сколько времени можно жить без прописки? Процедура постановки на регистрационный учет граждан имеет свои периоды в зависимости от вида прописки: если она временная, то проживать без отметки в УФМС можно до 90 дней; в случае постоянной регистрации по месту жительства законом […]
  • Не прошедший государственную регистрацию договор аренды земельного участка Регистрация договора аренды земельного участка Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация договора аренды земельного участка (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Регистрация договора аренды земельного […]
  • Недвижимость гражданство испании Визовый режим и вид на жительство в Испании Испания на протяжении многих лет пользуется популярностью среди русскоязычных покупателей недвижимости. А согласно данным аналитического центра Prian.ru, по итогам 2017 года страна и вовсе является самым востребованным направлением. Жильё здесь […]
  • Приставы центральный район тула Отдел службы судебных приставов Центрального района Контактная информация arsenkarap***@inbox.ru Гусева О А уже месяц не могу дозванивается платил штраф не. читать → Вячеслав Иванов Филонова постоянно нет на месте, то он в отпуске, каждый месяц. читать → Елена Строгая Когда же им […]