Меню

Досудебное расследование следствие

Досудебное расследование

Общие положения досудебного расследования

Начало досудебного расследования

1. Следователь, прокурор безотлагательно, но не позднее 24 часов после подачи заявления, сообщения о совершенном уголовном правонарушении или после самостоятельного выявления им с любого источника обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения, обязан внести соответствующие сведения в Единый реестр досудебных расследований и начать расследование. Следователь, который будет осуществлять досудебное расследование, определяется руководителем органа досудебного расследования.

2. Досудебное расследование начинается с момента внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований. Положение о Едином реестре досудебных расследований, порядок его формирования и ведения утверждаются Генеральной прокуратурой Украины по согласованию с Министерством внутренних дел Украины, Службой безопасности Украины, органом, осуществляющим контроль за соблюдением налогового законодательства.

3. Осуществление досудебного расследования до внесения сведений в реестр либо без такого внесения не допускается и влечет за собой ответственность, установленную законом. Осмотр места происшествия в неотложных случаях может быть произведен до внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований, осуществляется незамедлительно после завершения осмотра. В случае выявления признаков уголовного правонарушения на морском или речном судне, находящемся за пределами Украины, досудебное расследование начинается немедленно; сведения о нем вносятся в Единый реестр досудебных расследований при первой возможности.

4. Следователь, прокурор, другое должностное лицо, уполномоченное на принятие и регистрацию заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, обязаны принять и зарегистрировать такое заявление или сообщение. Отказ в принятии и регистрации заявления или сообщения об уголовном правонарушении не допускается.

5. В Единый реестр досудебных расследований вносятся сведения о;

1) дату поступления заявления, сообщения об уголовном правонарушении или выявления из другого источника обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения;

2) фамилия, имя, отчество (наименование) потерпевшего или заявителя;

3) другой источник, из которого выявлены обстоятельства, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения;

4) краткое изложение обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения, приведенных потерпевшим, заявителем или выявленных из другого источника;

5) предварительная правовая квалификация уголовного правонарушения с указанием статьи (части статьи) закона Украины об уголовной ответственности;

6) фамилия, имя, отчество и должность должностного лица, внесшего сведения в реестр, а также следователя, прокурора, который внес сведения в реестр и/или начал досудебное расследование;

7) другие обстоятельства, предусмотренные положением о Едином реестре досудебных расследований.

В Едином реестре досудебных расследований автоматически фиксируется дата внесения информации и присваивается номер уголовного производства.

6. Следователь безотлагательно в письменной форме уведомляет прокурора о начале досудебного расследования, основание начала досудебного расследования и другие сведения, предусмотренные частью пятой настоящей статьи.

7. Если сведения об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований внесены прокурором, он обязан безотлагательно, но не позднее следующего дня, с соблюдением правил подследственности передать имеющиеся у него материалы в орган досудебного расследования и поручить проведение досудебного расследования.

1. В деятельности правоохранительных органов Украины одним из наиболее сложных был вопрос дифференцированного подхода к разрешению заявлений и сообщений о преступлениях. Сложность этого вопроса заключается в том, что общее количество соответствующих обращений со стороны граждан и юридических лиц ежегодно увеличивается, а механизм их проверки так и до сих пор недостаточно урегулирован средствами уголовного процессуального законодательства. Однако четкая правовая регламентация процессуальной деятельности именно на первом этапе досудебного производства является предпосылкой законности и обоснованности дальнейшего расследования и досудебного рассмотрения дела, то есть является одной из гарантий эффективного выполнения задач уголовного судопроизводства (ст. 2 УПК).

2. В Концепции реформирования уголовной юстиции Украины, утвержденной Указом Президента Украины от 08.04.2008 г. № 311, отмечена необходимость введения упрощенной процедуры начала досудебного расследования, которым должен считаться момент получения уполномоченными законом органами информации о уголовный проступок или преступление. Как следствие, в УПК Украины появилась ст. 214, согласно которой в уголовном судопроизводстве Украины отказались от принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела.

Согласно ч.ч. 1-4 комментируемой статьи основные положения их сводятся к следующему.

Следователь, прокурор безотлагательно, но не позднее 24 часов после подачи заявления, сообщения о совершенном уголовном правонарушении или самостоятельного выявления им с любого источника обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного нарушения, обязан внести соответствующие сведения в Единый реестр досудебных расследований и начать расследование, то есть досудебное расследование начинается с момента внесения информации в реестр. До внесения такой информации осуществление досудебного расследования не допускается, за исключением проведения в неотложных случаях осмотра места происшествия. Следователь, прокурор, другое должностное лицо, уполномоченное на принятие заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, обязаны принять и зарегистрировать такое заявление или сообщение. Отказ в принятии и регистрации заявления сообщения об уголовном правонарушении не допускается.

Анализируя содержание этих частей комментируемой статьи, можно сделать несколько выводов как позитивного, так и негативного характера.

3. Информация о совершенное деяние, предусмотренное законом Украины об уголовной ответственности или подготовку к нему, принимается от граждан, должностных лиц, предприятий, организаций, учреждений в устной, письменной или иной форме. Заведомо ложные заявления, сообщения о совершении уголовного правонарушения должны тянуть предусмотренную законом ответственность (ст. 383 УК — заведомо ложное сообщение о совершении преступления).

Следователь, прокурор, судья не вправе отказать в приеме заявлений, сообщений или иной информации о деяние, предусмотренное законом Украины об уголовной ответственности, в том числе со ссылками на неполноту изложенных в них сведений, непринадлежность заявления или сообщения, возраст, состояние здоровья лица, обратившегося с заявлением или сообщением, истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности и каких-либо других обстоятельств.

В случае поступления заявления, сообщения или иной информации об уголовном правонарушении в судьи, он безотлагательно направляет их прокурору.

Одновременно с принятием заявления, сообщения или иной информации об уголовном правонарушении принимаются все возможные меры, чтобы предотвратить такому деянию или прекратить его. При наличии соответствующих оснований, свидетельствующих о реальной угрозе жизни и здоровью лица, сообщившего о деяние, предусмотренное законом Украины об уголовной ответственности, принимаются необходимые меры обеспечения безопасности заявителя, а также членов его семьи и близких родственников, если путем угроз или других противоправных действий относительно них делаются попытки повлиять на заявителя.

В связи с вышеизложенным считаем необходимым отметить как недостаток УПК, поскольку в нем право на обеспечение безопасности заявителя и других лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, предусмотренные достаточно кратко и подаются лишь в отдельных нормах, а не в концентрированном виде, как это имело место в Кодексе 1960 г. (см. ст.ст. 52-1-53-2), где подробно были выписаны права определенных лиц и регламентирована процедура обеспечения безопасности субъектов уголовного производства.

4. Источниками информации о совершенных или готовящихся деяния, предусмотренные законом Украины об уголовной ответственности, которая поступила к следователя, прокурора, судьи, то есть предлогами, являются: заявления и сообщения граждан; уведомление уполномоченного лица, которая задержала человека, подозреваемого в совершении преступления (ст. 208 УПК); сообщения должностных лиц государственных органов, учреждений, предприятий и организаций; средств массовой информации; явка с повинной; непосредственное обнаружение оперативным подразделением следователем, прокурором, судом сведений о признаках деяния, предусмотренного законом Украины об уголовной ответственности, при осуществлении своих полномочий.

Руководители учреждений, предприятий и организаций, средств массовой информации, а также авторы заявлений и сообщений, в том числе обнародованных в средствах массовой информации, имеют право предоставить документы и другие материалы, которые есть в них, и подтверждают сделанные заявления или уведомления, за исключением случаев, когда конфиденциальность или секретность этих материалов гарантируется законом.

5. Заявления граждан о совершенных уголовных правонарушениях или подготовку к ним могут быть устными или письменными. Считаем, что письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого она подается. До внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований и начала досудебного расследования следует удостовериться в личности заявителя. Если заявитель не может предъявить документы, должны быть приняты другие меры для срочной проверки сведений о его личности. Не подписано или подписано поддельной подписью или написана от имени вымышленного лица заявление, письмо или иное сообщение об деяние, предусмотренное законом об уголовной ответственности, не может служить поводом к занесению в Единый реестр и начала досудебного расследования.

Считаем также целесообразным, чтобы устное заявление об уголовном правонарушении заносилась в протокол, который подписывают заявитель и должностное лицо органа досудебного расследования или прокуратуры, которая приняла заявление. Протокол должен содержать сведения о заявителе или лицо, задержавшее подозреваемого на месте преступления, место его жительства, а также его личные документы, которые удостоверяют его личность. В протокол заносятся от первого лица сообщение об обстоятельствах совершенного или готовящегося деяния, предусмотренного законом Украины об уголовной ответственности.

При принятии устного заявления или сообщения об уголовном правонарушении заявитель в протоколе под расписку предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение о совершении преступления (ст. 383 УК). В случае поступления письменного заявления или сообщения о деяние, предусмотренное законом Украины об уголовной ответственности, желательно, чтобы у заявителя отдельно отбиралась подписка о его предупреждении об уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение о преступлении, которое приобщается к материалам уголовного производства. Если лицо отказалось подписать такой протокол или дать такую подписку, в которых она предупреждена об уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение о преступлении или подготовке к нему, такое заявление, на наш взгляд, не должна приниматься, рассматриваться не может быть основанием для внесения сведений в Единый реестр и начала досудебного расследования. По этим причинам не подлежат рассмотрению и регистрации анонимные заявления и сообщения о преступлении. Цель таких требований к заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях или подготовку к ним заключается в том, чтобы предотвратить появления доносов и злоупотреблений со стороны недобросовестных заявителей.

Остается без ответа и вопрос, каким образом можно удостовериться в личности заявителя, если сообщения об уголовном правонарушении сделано им по телефону. Очевидно, что в подобных случаях основанием для внесения сведений в Единый реестр и начала досудебных расследований будет не информация с телефонного звонка, а результаты ее немедленной проверки уполномоченными лицами, поскольку удостовериться в личности заявителя по телефону не всегда является возможным.

Сообщение должностных лиц государственных органов, учреждений, предприятий и организаций о совершении уголовного правонарушения должно быть сделано в письменной форме. К сообщению могут быть приложены документы и предметы, подтверждающие обстоятельства совершения деяния, предусмотренного законом Украины об уголовной ответственности.

Обнародованы в средствах массовой информации или в документальных кино — или видеофильмах, Интернете сообщения могут быть предлогами до внесения сведений в Единый реестр и начала досудебного расследования в том случае, если в них содержатся данные о совершенном уголовном правонарушении или такое, что готовится.

Явка с повинной (явка с повинной) — добровольное, личное и непосредственное обращение лица, совершившего уголовное преступление, с заявлением о такое действие следователя, прокурора, суда (судьи) и других уполномоченных должностных лиц к началу досудебного расследования с наличием признаков деяния, предусмотренного законом Украины об уголовной ответственности, — до ее сообщения о подозрении.

Лицо, явилась с повинной, имеет право: подавать сведения в подтверждение своего заявления; давать показания или отказаться от дачи показаний и отвечать на вопросы; заявлять ходатайства; пользоваться услугами переводчика и представителя; знать о принятых по его заявлению решениях; подавать жалобы на решения, действия и бездействие следователя, прокурора, суда (судьи), если они нарушают его права и законные интересы. Лицо, которая появилась с признанием, обязан: являться по вызову к следователю, прокурору, не препятствовать их законным действиям.

Особенно тщательно надо относиться к фиксации факта явки лица с повинной, поскольку достоверно заверенная такое событие порождает в будущем важные правовые последствия для заявителя, имеется в виду, что в п. 1 ч. 1 ст. 66 УК явка с повинной рассматривается как обстоятельство, смягчающее наказание. В случае явки с повинной устанавливается личность того, кто появился, после чего уполномоченным должностным лицом составляется протокол, в котором подробно излагается сделанное лицом заявление о совершении уголовного правонарушения, и делается отметка о разъяснении ее прав и обязанностей. Протокол подписывают лицо, появилась с признанием, и должностное лицо, составившее протокол.

Читайте так же:  Как рассчитываются алименты с безработного

Непосредственное обнаружение оперативным подразделением, в том числе в ходе оперативно-розыскной деятельности, следователем, прокурором, судьей или судом сведений о совершенном уголовном правонарушении или приготовления к нему может служить поводом для внесения этих сведений в Единый реестр и начала досудебного расследования, если они получили их при осуществлении полномочий.

Положение комментируемой статьи детализированы в Положении о порядке ведения Единого реестра досудебных расследований, утвержденного Приказом Генерального прокурора Украины № 69 от 17.08.2012 г. Формирование Реестра начинается с внесения в него следователем, прокурором соответствующих сведений об уголовном правонарушении, указанных в заявлении или сообщении о его совершении или выявленных ими самостоятельно из любого источника. Устные заявления заносятся следователем или прокурором в протокол, который подписывается заявителем. Сведения об уголовном правонарушении, изложенные в заявлении, сообщении или обнаружены с другого источника, должны соответствовать требованиям п. 4 ч. 5 ст. 214 Уголовного процессуального кодекса Украины, в частности, иметь краткое изложение обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения. Лицо, подающее заявление или сообщает об уголовном правонарушении под роспись предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение, кроме случаев поступления заявления, сообщения по почте или иными средствами связи. Заявление или сообщения об уголовном правонарушении считаются поданными с момента уведомления лица о уголовную ответственность (за исключением случаев, когда такое предупреждение невозможно сделать по объективным причинам: поступление заявления по телефону, сообщения по почте, другим средством связи, обморочное состояние заявителя, командировка и т.п.) (п.п. 1.1.-1.4 разд. II).

6. Согласно ч. 5 комментируемой статьи, в Единый реестр досудебных расследований должны вноситься такие сведения, как: дата поступления информации о совершении уголовного правонарушения; данные в отношении потерпевшего или заявителя; краткое изложение обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения и его предварительная правовая квалификация с указанием статьи (части статьи) закона Украины об уголовной ответственности; данные относительно служебного лица, внесшего сведения в реестр и/или начал досудебное расследование, после чего в Едином реестре автоматически фиксируется дата внесения информации и присваивается номер уголовного производства.

7. Анализируя в целом положения комментируемой статьи, следует отметить, что она не является эквивалентом стадии проверки заявлений и сообщений о преступлениях (стадия возбуждения уголовного дела). Предложенный УПК порядок начала досудебного расследования фактически отменяет так называемую доследственную проверку по заявлениям и сообщениям о совершении уголовного правонарушения. Поэтому все процессуальное нагрузки по проверке таких заявлений и сообщений автоматически возлагается на следователя, а не на соответствующие органы дознания или подразделения, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность.

8. Предложенный порядок начала досудебного расследования также не предусматривает принятия соответствующего процессуального решения в форме постановления следователя или прокурора, что не согласуется с ч. 3 ст. 110 УПК, согласно которой решение следователя принимаются именно в форме мотивированного постановления. Кроме того, отсутствие формального начала уголовного производства в форме постановления также делает невозможным обжалование факта его нарушения. Указанный механизм начале досудебного расследования не предусматривает и осуществление по ним судебного контроля

Досудебное расследование следствие

Досудебное расследование следствие

  • Главная &nbsp / &nbspСтатьи &nbsp / &nbsp
  • Досудебное расследование следствие

Досудебное расследование следствие

Раздел VIII. Предварительное расследование (ст.ст. 150 — 226)

Раздел VIII. Предварительное расследование

    Глава 21. Общие условия предварительного расследования (ст.ст. 150 — 161)

      Статья 150. Формы предварительного расследования

  • Статья 151. Подследственность
  • Статья 152. Место производства предварительного расследования
  • Статья 153. Соединение уголовных дел
  • Статья 154. Выделение уголовного дела
  • Статья 155. Выделение в отдельное производство материалов уголовного дела
  • Статья 156. Начало производства предварительного расследования
  • Статья 157. Производство неотложных следственных действий
  • Статья 158. Окончание предварительного расследования
  • Статья 158.1. Восстановление уголовных дел
  • Статья 159. Обязательность рассмотрения ходатайства
  • Статья 160. Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества
  • Статья 161. Недопустимость разглашения данных предварительного расследования
  • Глава 22. Предварительное следствие (ст.ст. 162 — 170)
    • Статья 162. Срок предварительного следствия
    • Статья 163. Производство предварительного следствия следственной группой
    • Статья 164. Общие правила производства следственных действий
    • Статья 165. Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия
    • Статья 166. Протокол следственного действия
    • Статья 167. Удостоверение факта отказа от подписания или невозможности подписания протокола следственного действия
    • Статья 168. Участие специалиста
    • Статья 169. Участие переводчика
    • Статья 170. Участие понятых
  • Глава 23. Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения (ст.ст. 171- 175)
    • Статья 171. Порядок привлечения в качестве обвиняемого
    • Статья 172. Порядок предъявления обвинения
    • Статья 173. Допрос обвиняемого
    • Статья 174. Протокол допроса обвиняемого
    • Статья 175. Изменение и дополнение обвинения. Частичное прекращение уголовного преследования
  • Глава 24. Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент (ст.ст. 176 — 181)
    • Статья 176. Основания производства осмотра
    • Статья 177. Порядок производства осмотра
    • Статья 178. Осмотр трупа. Эксгумация
    • Статья 179. Освидетельствование
    • Статья 180. Протоколы осмотра и освидетельствования
    • Статья 181. Следственный эксперимент
  • Глава 25. Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления. Контроль и запись переговоров. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (ст.ст. 182 — 186.1)
    • Статья 182. Основания и порядок производства обыска
    • Статья 183. Основания и порядок производства выемки
    • Статья 184. Личный обыск
    • Статья 185. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка
    • Статья 186. Контроль и запись переговоров
    • Статья 186.1. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами
  • Глава 26. Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний (ст.ст. 187 — 194)
    • Статья 187. Место и время допроса
    • Статья 188. Порядок вызова на допрос
    • Статья 189. Общие правила проведения допроса
    • Статья 190. Протокол допроса
    • Статья 191. Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля
    • Статья 192. Очная ставка
    • Статья 193. Предъявление для опознания
    • Статья 194. Проверка показаний на месте
  • Глава 27. Производство судебной экспертизы (ст.ст. 195 — 207)
    • Статья 195. Порядок назначения судебной экспертизы
    • Статья 196. Обязательное назначение судебной экспертизы
    • Статья 197. Присутствие следователя при производстве судебной экспертизы
    • Статья 198. Права подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля при назначении и производстве судебной экспертизы
    • Статья 199. Порядок направления материалов уголовного дела для производства судебной экспертизы
    • Статья 200. Комиссионная судебная экспертиза
    • Статья 201. Комплексная судебная экспертиза
    • Статья 202. Получение образцов для сравнительного исследования
    • Статья 203. Помещение в медицинский или психиатрический стационар для производства судебной экспертизы
    • Статья 204. Заключение эксперта
    • Статья 205. Допрос эксперта
    • Статья 206. Предъявление заключения эксперта
    • Статья 207. Дополнительная и повторная судебные экспертизы
  • Глава 28. Приостановление и возобновление предварительного следствия (ст.ст. 208 — 211)
    • Статья 208. Основания, порядок и сроки приостановления предварительного следствия
    • Статья 209. Действия следователя после приостановления предварительного следствия
    • Статья 210. Розыск подозреваемого, обвиняемого
    • Статья 211. Возобновление приостановленного предварительного следствия
  • Глава 29. Прекращение уголовного дела (ст.ст. 212 — 214)
    • Статья 212. Основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования
    • Статья 213. Постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования
    • Статья 214. Отмена постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования
  • Глава 30. Направление уголовного дела с обвинительным заключением прокурору (ст.ст. 215 — 220)
    • Статья 215. Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением
    • Статья 216. Ознакомление потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей с материалами уголовного дела
    • Статья 217. Ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела
    • Статья 218. Протокол ознакомления с материалами уголовного дела
    • Статья 219. Разрешение ходатайства
    • Статья 220. Обвинительное заключение
  • Глава 31. Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением (ст.ст. 221 — 222)
    • Статья 221. Решение прокурора по уголовному делу
    • Статья 222. Направление уголовного дела в суд
  • Глава 32. Дознание (ст.ст. 223 — 226)
    • Статья 223. Порядок и сроки дознания
    • Статья 223.1. Уведомление о подозрении в совершении преступления
    • Статья 223.2. Производство дознания группой дознавателей
    • Статья 224. Особенности избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу
    • Статья 225. Обвинительный акт
    • Статья 226. Решение прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом
  • © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Уголовный процесс
    Сайт Константина Калиновского

    Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс.
    СПб.: Питер, 2005. 272 с. – (Серия «Краткий курс»).

    Раздел II. Досудебное производство

    Глава 10. Предварительное расследование и его общие условия

    § 1. Понятие, система, этапы и формы предварительного расследования

    Предварительное расследование – вторая стадия досудебного производства по уголовному делу, назначение которой состоит в подготовке уголовного дела для судебного разбирательства, а иногда — и для принятия здесь окончательного решения в виде прекращения уголовного дела или уголовного преследования.

    В российском уголовном процессе предварительное расследование является основной формой досудебной подготовки материалов дела. Лишь по делам частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК) вместо предварительного расследования подготовка материалов к судебному разбирательству производится самим потерпевшим при содействии мирового судьи (ст. 318-319).

    Предварительное расследование преследует следующие цели: а) раскрыть преступление; б) изобличить виновного в совершении определенного преступления либо реабилитировать невиновного; в) сформировать достаточную доказательственную базу для проведения судебного разбирательства; г) обеспечить личное участие обвиняемого в суде; д) гарантировать возможное решение суда о возмещении вреда, причиненного преступлением.

    Для достижения этих целей перед данной стадией стоят определенные задачи: а) поиск, собирание и исследование доказательств по делу; б) обеспечение права обвиняемого (подозреваемого) на защиту; в) применение (при необходимости) мер процессуального принуждения; г) передача уголовного дела в суд либо прекращение уголовного дела или уголовного преследования.

    Отличие между целями и задачами заключается в том, что цели — это ожидаемый результат, который может быть до­стигнут или не достигнут в том или ином деле, в то время как выполнение задач — безусловная обязанность соответствующих участников процесса при производстве по каждому делу.

    Итоговыми решениями предварительного расследования являются либо прекращение уголовного дела или преследования, либо передача дела в суд через прокурора с:

    — обвинительным заключением (если по делу проводилось предварительное следствие – 215-222 УПК),

    — обвинительным актом (если по делу производилось дознание – 225-226 УПК),

    — постановлением о направлении дела в суд для принудительной меры медицинского характера (если под следствием находился невменяемый – ст. 439 УПК).

    Стадия предварительного расследования начинается с момента возбуждения уголовного дела и заканчивается утверждением прокурором решения следователя или дознавателя о передаче дела в суд или прекращением уголовного дела (уголовного преследования).

    Система предварительного расследования первоначально сформировалась еще в средневековом розыскном процессе, в котором уже тогда четко обозначились три ее этапа: общее расследование (лат. — inquisitio generalis), суммарное производство (inquisitio summaria) и специальное расследование (inquisitio specialis). [1]

    1. Общее расследование называется так потому, что оно производится еще без обвиняемого, следовательно, в отношении относительно неопределенного (общего) круга лиц. Главные цели такого расследования — установить наличие или отсутствие события преступления, обнаружить и изобличить лицо, виновное в его совершении, либо реабилитировать невиновного. В ходе общего расследования происходит подготовка к выдвижению на следующем этапе так называемого первоначального обвинения.

    2. Вторым этапом предварительного расследования является то, что, отдавая дань традиции, можно называть суммарным производством. После того как предполагаемый преступник установлен, необходимо оценить совокупность собранных по делу доказательств (как бы суммировать их), предъявить этому лицу обвинение и выяснить его доводы в свою защиту. То есть этап суммарного производства предназначен для выдвижения первоначального обвинения и конкретизации позиции, занятой стороной защиты. В российском уголовном процессе этому этапу соответствует вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения, допрос обвиняемого и решение вопроса об избрании ему меры пресечения.

    3. Третий этап предварительного расследования — это специальное расследование, которое производится в отношении конкретного обвиняемого. На данном этапе с учетом подтверждения или опровержения доводов защиты, выдвинутых в ходе или после суммарного этапа, еще раз проверяется обоснованность обвинительных доказательств и определяется окончательное обвинение. В российском уголовном процессе (при производстве предварительного следствия) этот этап начинается после допроса обвиняемого и завершается составлением обвинительного заключения.

    В историческом плане специальное расследование иначе называлось формальным, или судебным, потому что традиционно осуществлялось судебным органом — судебным следователем или следственным судьей.

    Согласно УПК существует и четвертый этап досудебной подготовки — деятельность прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением или обвинительным актом.

    Форма предварительного расследования – это совокупность процедур, условий и гарантий этой стадии. Форма предварительного расследования может усложняться или упрощаться (т.е. дифференцироваться) в зависимости от степени тяжести преступлений и сложности их расследования (о дифференциации процессуальной формы см. § 1 главы 20 и главу 28 пособия).

    Уголовно-процессуальный закон предусматривает две основных формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание.

    Предварительное следствие – это наиболее полная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и реализации прав участников процесса. Оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым производится дознание и дел возбуждаемых в порядке частного обвинения. Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Для предварительного следствия в полной мере действуют все общие условия расследования, в нем реализованы все его институты, его срок составляет 2 месяца с возможностью дальнейшего продления.

    Дознание – это упрощенная форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5). Условиями для производства дознания являются а) небольшая опасность преступления (дознание, как правило, производится по преступлениям небольшой или средней тяжести – ч. 3 ст. 150), б) невысокая сложность расследования (выраженная в наличии подозрения против конкретного лица – ч. 1 ст. 223).

    Упрощение формы расследования при производстве дознания выражено:

    — в правовом статусе дознавателей (которые обладают меньшей процессуальной самостоятельностью, чем следователи);

    — сокращении сроков (20 суток с возможным продлением до 30 суток);

    — в отсутствии некоторых процессуальных институтов (процедуры привлечения лица в качестве обвиняемого, обвинительного заключения, следственной группы, помещения подозреваемого в медицинский стационар для проведения экспертизы и др.).

    Третьей формой предварительного расследования, подчиненной предварительному следствию, является производство неотложных следственных действий органом дознания (ст. 157).

    Производство неотложных следственных действий органом дознания — это факультативный начальный этап расследования, на котором орган дознания в неотложной ситуации вместо следователя возбуждает уголовное дело и выполняет процессуальную и оперативно-розыскную деятельность в целях быстрейшего закрепления следов преступления и установления лиц, совершивших преступление (п. 2 ч. 2 ст. 40; ст. 157). Не позднее 10 суток с момента возбуждения дела орган дознания обязан направить его прокурору для передачи следователю.

    Под неотложной следственной ситуацией принято понимать обнаружение таких обстоятельств, которые явно указывают на наличие признаков преступления и дают основания полагать, что промедление с совершением необходимых процессуальных действий может повлечь за собой: а) утрату следов преступления и возможности закрепления доказательств, б) сокрытие лиц, совершивших преступление, в) утрату возможности возмещения ущерба, причиненного преступлением.

    Содержание данного начального этапа расследования составляют: возбуждение уголовного дела; неотложные следственные действия (осмотр места происшествия, допрос потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обыск, выемка, освидетельствование, предъявление для опознания, назначение судебной экспертизы и др.); неотложные меры процессуального принуждения (задержание, избрание меры пресечения, арест имущества), административные и оперативно-розыскные действия (доставление, проверочная закупка).

    Правильный выбор формы расследования — важное его условие. Производство дознания вместо предварительного следствия рассматривается как существенное нарушение уголовно-процессуального закона.

    [1] Подробнее об этапах предварительного расследования в основных мировых системах уголовного судопроизводства см.: Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. Учебник для вузов. СПб., 2004. С. 346-349.

    Уголовный процесс

    Тема 7. СТАДИЯ ДОСУДЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ.

    1. Понятие, значение и общие положения стадии досудебного расследования.

    2. Характеристика стадии досудебного расследования:

    2.3. Процессуальные средства деятельности в стадии.

    2.5. Окончательные решения стадии.

    1. Понятие, значение и общие положения стадии досудебного расследования

    Всесторонность, полнота и объективность рассмотрения уголовного дела в суде и его разрешения по существу нуждаются в объемной и квалифицированной подготовительной работе. Поэтому, согласно ст. 111 УПК, подавляющее большинство уголовных дел должны «пройти» стадию досудебного расследования. Исключение составляют только:

    Ø дела частного обвинения (ч. 1 ст. 27 УПК);

    Ø дела с протокольной формой досудебной подготовки материалов.

    Но и из этого исключения существуют свои исключения, связанные с тем, что досудебное расследование и в таких делах проводится, если:

    Ø эти преступления совершены:

    — лицом, которое из-за своих физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту;

    Ø это признает необходимым прокурор, т.е. если преступление имеет большое общественное значение.

    Досудебное расследованиевторая стадия уголовного процесса, в ходе которой, в соответствии с уголовно-процессуальным законом, осуществляется деятельность специально уполномоченных лиц органов дознания и досудебного следствия по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела с целью полного и быстрого раскрытия преступлений (общественно опасных деяний), изобличения виновных, принятия мер к предупреждению и прекращению преступлений и обеспечению возмещения причиненного преступлением ущерба и возможной конфискации имущества.

    Признаки стадии досудебного расследования:

    1) строгое нормативное регулирование уголовно-процессуальной деятельности;

    2) осуществление деятельности специально уполномоченными субъектами;

    3) ограниченный круг средств доказывания;

    4) познание имеет ретроспективный характер (за исключением познания причин и условий, способствовавших совершению преступлений, которые могут существовать и на момент проведения досудебного расследования);

    5) установление обстоятельств совершения преступления часто происходит в условиях противодействия со стороны заинтересованных участников досудебного расследования.

    Стадия досудебного расследования занимает промежуточное положение между стадией возбуждения уголовного дела и стадией судебного разбирательства дела, с которыми она находится в определенном соотношении.

    Досудебное расследование проводится в двух формах:

    2) досудебное следствие.

    Дознаниеэто форма досудебного расследования уголовных дел, которая предшествует досудебному следствию. Оно должно решать задачи уголовного судопроизводства и имеет процессуальный характер, порядок расследования органами дознания регламентируется уголовно-процессуальным законом, а фактические данные, которые получаются в ходе дознания, имеют доказательственное значение в уголовном деле.

    Уголовно-процессуальное законодательство (ст. 104 УПК) устанавливает две формы дознания по уголовным делам:

    1) дознание по делам о преступлениях, которые не являются тяжкими или особо тяжкими;

    2) дознание по делам о тяжких или особо тяжких преступлениях.

    Для решения этого вопроса следует проанализировать статью 108 УПК и статью 12 УК.

    В ст. 108 УПК указано, что по уголовному делу о преступлении, которое не является тяжким или особо тяжким, дознание осуществляется в срок не более десяти дней, начиная с момента установления лица, которое его совершило.

    В случае избрания к подозреваемому меры пресечения в порядке, предусмотренном ст. 165 2 УПК, дознание осуществляется в срок не более пяти суток с момента избрания меры пресечения.

    Статья 12 УК «Классификация преступлений» разделяет преступления на четыре вида: 1) преступления небольшой тяжести; 2) преступления средней тяжести; 3) тяжкие преступления; 4) особо тяжкие преступления.

    После возбуждения уголовного дела о преступлении, которое не является тяжким, орган дознания, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, проводит следственные действия до установления лица, совершившего это преступление (ч. 1 ст. 104 УПК). Согласно ч. 1 ст. 108 УПК, орган дознания проводит по этому делу следственные действия в срок не более десяти дней, начиная с момента установления лица, которое совершило преступление. Продление данного срока законом не предусмотрено.

    Исключение из этого правила установлено ст. 67 Кодекса торгового мореходства Украины, где говорится, что капитан морского судна, находящегося в дальнем плавании, имеет право задержать лицо по подозрению в совершении преступления до передачи его соответствующим правоохранительным органам в первом порту Украины, или может отправить это лицо на другое судно, зарегистрированное в Украине, что может быть выполнено по объективным причинам и сверх десятидневного срока.

    Лицо, совершившее преступление, о котором идет речь в ч. 1 ст. 104 УПК, считается установленным согласно практике применения этой нормы органами дознания и досудебного следствия (законом это понятие не определено), если:

    1) имеются показания потерпевших или свидетелей, которые прямо указывают на это лицо, как на совершившее преступление;

    2) факт совершения преступления этим лицом подтверждается заключением эксперта;

    3) лицо явилось с повинной;

    4) у этого лица (при нем, в его жилище, на рабочем месте и т.п.) изъяты вещественные доказательства.

    Если лицо, совершившее не тяжкое преступление, не установлено, дознание по делу приостанавливается с соблюдением требований, предусмотренных ч. 3 ст. 206, ст. 209 УПК.

    Приостановление дознания по уголовным делам на основании пунктов 1 и 2 ч. 1 ст. 206 УПК не возможно, потому что этими нормами предусмотрено приостановление производства по делу в отношении обвиняемого, а органы дознания не имеют права принимать решения о привлечении лица в качестве обвиняемого.

    Дознание по делам о преступлении, которое не является тяжким, заканчивается направлением дела следователю для проведения досудебного следствия или прекращением дела лишь по основаниям, предусмотренным ст. 6 УПК. Других форм окончания этого вида дознания закон не предусматривает.

    Решение о направлении дела следователю для проведения досудебного следствия излагается в постановлении, которое утверждается начальником органа дознания и прокурором.

    В случае возбуждения уголовного дела о тяжком или особо тяжком преступлении, орган дознания на основании ч. 2 ст. 104 УПК обязан передать его следователю через прокурора после выполнения неотложных следственных действий в срок не более десяти дней с момента возбуждения дела. Сроки дознания не могут быть продлены. Орган дознания обязан закончить дознание по этому уголовному делу составлением постановления о направлении дела для проведения досудебного следствия, независимо от того, установлено ли лицо, которое совершило преступление. Это постановление утверждают начальник органа дознания и прокурор.

    Если по делу о тяжком преступлении, переданном следователю, не установлено лицо, которое его совершило, орган дознания продолжает выполнять оперативно-розыскные действия и сообщает следователю об их последствиях.

    После вступления следователя в дело орган дознания обязан выполнять поручения следователя о проведении следственных и розыскных действий.

    С целью обеспечения возможности выполнения неотложных следственных действий по уголовному делу орган дознания обязан сообщить начальнику следственного подразделения о возбуждении дела.

    Дознание имеет относительно досудебного следствия подготовительный характер и в процессуальном плане ограничивается проведением лишь неотложных следственных действий.

    Вторая форма досудебного расследования – досудебное следствиеэто регламентируемая уголовно-процессуальным законом деятельность следственных органов, направленная на решение задач стадии досудебного следствия.

    Стадия досудебного расследования имеет уголовно-правовое и уголовно-процессуальное значение.

    Уголовно-правовое значение данной стадии заключается в том, что в ней осуществляется окончательная квалификация преступления:

    Ø сначала в протоколе задержания подозреваемого (если лицо задерживалось) или в постановлении об избрании меры пресечения до предъявления обвинения;

    Ø затем в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого;

    Ø затем в обвинительном заключении.

    Уголовно-процессуальное значение стадии досудебного расследования проявляется в том, что:

    1) только по окончании досудебного расследования возможно эффективное рассмотрение уголовного дела в суде (за исключением дел частного обвинения и дел с протокольной формой досудебной подготовки материалов);

    2) стадия досудебного расследования, «приняв эстафету» от стадии возбуждения уголовного дела, «не имеет права» свести на нет достигнутые в ней результаты процессуальной деятельности;

    3) в стадии досудебного расследования устанавливаются границы судебного разбирательства дела.

    Вместе с принципами уголовного процесса в стадии досудебного расследования действуют также основные положения, присущие только для нее.

    ОТ УПРОЩЕННОГО ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА К УСКОРЕННОМУ ДОСУДЕБНОМУ РАССЛЕДОВАНИЮ ПО УПК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

    В 2014 году в Казахстане приняты одновременно в новой редакции четыре кодекса (УК, УПК, УИК, КоАП), которые вступили в силу с 1 января 2015 г. В новой редакции УПК Республики Казахстан (УПК РК) институт «упрощенного досудебного производства» изменил название на «ускоренное досудебное расследование». Проведение досудебного расследования в упрощенной (ускоренной) форме позволяет сберечь время, силы и средства государства и участников уголовного процесса.

    В декабре 2009 года Уголовно-процес-суальный кодекс Республики Казахстан был дополнен главой 23-1 «Упрощенное досудебное производство». Под упрощенным досудебным производством понимается производство по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, а также тяжких преступлениях, когда собранными доказательствами установлены факт преступления и совершившее его лицо, которое признает свою вину, не оспаривает доказательства, характер и размер причиненного вреда.

    Следует отметить, что согласно п. 2 ст. 190-1 УПК РК упрощенный порядок досудебного производства не применяется: в отношении совокупности преступлений, когда хотя бы одно из них является особо тяжким; в отношении несовершеннолетних и лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами

    осуществлять свое право на защиту; в отношении лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство; в отношении лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования; в случае непризнания своей вины хотя бы одним из соучастников; при невозможности в течение 10 суток обеспечить всесторонность и полноту исследования всех обстоятельств дела; при необходимости задержания подозреваемого или применения меры пресечения.

    Несмотря на эти положения, нововведение породило дискуссию среди юристов. Для некоторых правоведов указанные нововведения напоминают сталинские «тройки», когда упрощенная форма досудебного производства была введена УПК 1922 г. в виде так называемых дежурных камер и судебных приказов. В дежурные камеры судов направлялись «все те дела о задержанных обвиняемых, которые, по мнению органов, производивших задержание, не требуют особого расследования или по которым обвиняемые признали себя виновными. Одновременно с делом должны быть доставлены в дежурную камеру обвиняемый и вещественные по делу доказательства, а также, по возможности, свидетели» (ст. 398 УПК 1922 г.). По делам о некоторых преступлениях народный судья единолично в случае бесспорности нарушения постановлял приговор судебным приказом, который выносился без вызова сторон, т. е. без судебного разбирательства, но явившиеся в суд обвинитель и подсудимый допускались к даче объяснений в случае их о том просьбы.

    По мнению независимых международных специалистов, в частности советника по правам человека Центра ОБСЕ в Астане Стефана Бухмайера, принятый закон оставляет широкие полномочия органам следствия и дознания, не гарантируя при этом должной защиты прав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности.

    Ученые, придерживающиеся аналогичной точки зрения, считают, что нововведение противоречит принципам УПК РК, в котором отражен принцип презумпции невиновности лица: каждый считается невиновным, пока его виновность в совершении уголовного правонарушения не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 17 УПК РК). Исходя из этого сторонники данного мнения считают, что в связи с минимизацией сроков досудебного производства (10 суток) дела будут рассмотрены необъективно, возможны грубейшие нарушения со стороны уполномоченных органов, вплоть до применения физического насилия к виновному с целью получения показаний, в которых он признает свою вину.

    Р. Турукпаева отмечает, что наше правосудие далеко от идеала, но оно стремится к нему. И введение данного института — это не возвращение к прошлому, а решительное противоречие ему. Этот шаг мы должны расценивать как путь к эффективному и объективному рассмотрению дел, как попытку оградить подозреваемых от ненужной бюрократии, а чиновников от коррупции, так как они уже будут ограничены временными рамками и будут работать на результат(1).

    Учитывая, что упрощенное досудебное производство позволяет сократить до минимума контакт лиц со следователями (дознавателями), быстро окончить расследование, данное направление деятельности МВД Казахстана определено в числе наиболее приоритетных(2). В Казахстане упрощенное досудебное производство стало востребованным на практике, о чем свидетельствует динамика роста его применения в органах внутренних дел: в 2010 году расследовано в форме упрощенного досудебного производства 10 940 дел; в 2011 году — 14 183; в 2012 году — 15 967; в 2013 году — 24 519; в 2014 году— 31 860(3).

    Как отмечалось выше, в 2014 году в соответствии с новой редакцией УПК РК институт «упрощенного досудебного производства» изменил название на «ускоренное досудебное расследование». При этом досудебное расследование может быть

    окончено в ускоренном порядке, за исключением дел протокольной формы.

    Следует отметить, что законодатель предусмотрел дополнительно два основания, по которым упрощенный порядок досудебного производства не применяется: при невозможности в срок до 10 суток обеспечить всесторонность и полноту исследования всех обстоятельств дела; при необходимости задержания подозреваемого или применения меры пресечения. Практика применения данного института показала, что нет необходимости включать эти два основания в новую редакцию УПК РК.

    В заключение отметим, что в УПК РК 1997 г. содержалась глава 23-1, посвященная упрощенному досудебному производству. В УПК РК 2014 г. законодатель не посчитал необходимым вводить самостоятельную главу — особенности ускоренного досудебного расследования отражены в главе 24 «Общие условия производства досудебного расследования».

    Что касается действий прокурора по уголовному делу, поступившему в порядке упрощенного досудебного производства по УПК РК 1997 г., то они принципиально не отличаются от действий прокурора, предусмотренных п. 7 ст. 190 УПК РК 2014 г.

    Так, прокурор, получив уголовное дело с обвинительным актом по окончании ускоренного досудебного расследования, не позднее трех суток производит по нему одно из следующих действий:

    1) утверждает обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд;

    2) направляет дело для производства дознания либо предварительного следствия;

    3) выносит постановление о прекращении досудебного расследования или уголовного преследования в отношении отдельных подозреваемых.

    Таким образом, сравнительно-правовой анализ норм об «упрощенном досудебном производстве» УПК РК 1997 г. и норм об «ускоренном досудебном расследовании» УПК РК 2014 г. показал, что в новой редакции институт «ускоренного досудебного расследования» хотя и был усовершенствован, но существенных изменений не претерпел.

    Для сравнительного анализа приведем две таблицы. В табл. 1 сравним основания применения упрощенного досудебного производства с основаниями ускоренного досудебного расследования. В табл. 2 проведем сравнение предусмотренных в таких случаях гарантий в виде запретов на проведение упрощенного порядка досудебного производства с гарантиями на проведение ускоренного досудебного расследования.

    Как видно, отличия состоят: 1) в увеличении срока расследования до 15 суток и 2) в дополнительных гарантиях подозреваемому, которому должно быть направлено уведомление с разъяснением правовых последствий.

    Статья 190-1 УПК РК 1997 г.

    Статья 190 УПК РК 2014 г.

    Упрощенное досудебное производство осуществляется по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, а также тяжких преступлениях (введено в УПК РК в 2011 году)

    Ускоренное досудебное расследование может производиться по преступлениям небольшой и средней тяжести, а также тяжким преступлениям

    Собранными доказательствами установлены:
    а) факт преступления;
    б) лицо, совершившее преступление;
    в) лицо признает свою вину;
    г) лицо, не оспаривает доказательства, характер и размер причиненного вреда

    Собранными доказательствами установлены:
    а) факт преступления;
    б) лицо, совершившее преступление;
    в) лицо полностью признает свою вину;
    г) лицо согласно с размером (суммой) причиненного ущерба (вреда)

    Необходимо уведомление подозреваемого с разъяснением ему правовых последствий

    Упрощенное досудебное производство должно быть закончено в срок до 10 суток

    Ускоренное досудебное расследование должно быть закончено в течение 15 суток

    Полномочия прокурора при осуществлении надзора в стадии предварительного расследования

    14 Декабря 2017

    Надзор за законностью деятельности органов предварительного расследования осуществляется независимо от их ведомственной принадлежности. Прокурорский надзор имеет процессуальную форму и выражается в контроле за точным и единообразным исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

    При выявлении нарушения норм права органом дознания (дознавателем) закон обязывает прокурора лично вмешаться в производство дознания, отменить незаконное решение и исправить допущенную ошибку. Обжалование указаний надзирающего прокурора вышестоящему прокурору при производстве дознания не приостанавливает их исполнения.

    Надзор за предварительным следствием по отношению к дознанию имеет ограниченный характер. Если при производстве дознания прокурор вправе выявлять и отменять любые незаконные решения органа дознания и дознавателя, то при производстве предварительного следствия у него таких полномочий нет. Осуществляя надзор за предварительным следствием, прокурор не вправе давать следователю указания, направлять ход следствия, отменять незаконные решения следователя, давать согласие на прекращение уголовного дела.

    Полномочия прокурора (ст. 37 УПК) при осуществлении надзора в стадии предварительного расследования реализуются в формах:
    а) указания дознавателю о направлении расследования, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий, розыске лиц, совершивших преступления, иных процессуальных действий;
    б) дачи согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
    в) отмены незаконных и необоснованных постановлений дознавателя, нижестоящего прокурора;
    г) отстранения дознавателя от производства предварительного расследования, если им допущены существенные нарушения закона;
    д) разрешения отводов, самоотвода дознавателя;
    е) направления уголовного дела по подследственности от одного органа расследования другому;
    ж) изъятия уголовного дела у любого органа предварительного расследования и передачи его следователю Следственного комитета России;
    з) утверждения постановления дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, обвинительного акта, обвинительного заключения;
    и) возвращения уголовного дела дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения, квалификации действий обвиняемых, пересоставлении обвинительного заключения или обвинительного акта;
    к) требования от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия.

    Осуществляя надзор за законностью досудебного производства, прокурор особо сосредоточивает внимание на решениях дознавателя о производстве следственных действий, ограничивающих конституционные нрава граждан, применении мер пресечения, связанных с изоляцией подозреваемого от общества, об окончании предварительного расследования.

    После окончания предварительного следствия и поступления уголовного дела в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения (акта) основное внимание прокурор сосредоточивает на полноте, всесторонности, объективности проведенного расследования. При несогласии с полнотой предварительного расследования, объемом обвинения, квалификацией действий обвиняемых прокурор вправе со своими письменными указаниями вернуть уголовное дело для производства дополнительного расследования. Постановление прокурора о возвращении уголовного дела может быть обжаловано вышестоящему прокурору.

    Для реализации надзорных полномочий прокурора в досудебном производстве законодательством предусмотрены акты, которые являются формой выражения этих полномочий.

    Нормативная основа актов прокурорского надзора содержится в ст.ст. 23-25, 28 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» и ч.2 ст.37 УПК.

    Акты прокурорского реагирования в уголовном судопроизводстве по существу реализуемых полномочий предполагают письменное их выражение. Они всегда индивидуальны, обращены к должностным лицам органов дознания или предварительного следствия. Важнейшее требование, предъявляемое к содержанию актов прокурорского надзора, состоит в юридическом обосновании и точной, соответствующей полномочиям прокурора, формулировке его предложений.

    Прокурорский надзор за досудебным производством и руководство уголовным преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступлений, при производстве предварительного расследования объединены общим назначением. Прокурор, осуществляя надзор за точным и единообразным исполнением законов органами следствия и дознания, одновременно реализует свои полномочия по руководству уголовным преследованием.

    Подготовлено управлением по надзору за процессуальной и
    оперативно-розыскной
    деятельностью прокуратуры области

    Читайте так же:

    • Федеральный закон n 427-фз Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 427-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних […]
    • Штраф в милиции Кто, кроме гаишника, может выписать штраф за нарушение ПДД Вопрос о полномочиях полицейских регулирует целый ряд нормативно-правовых документов, но разобраться в них совсем непросто. Прежде всего, обязанность контролировать соблюдение требований безопасности дорожного движения возложена […]
    • Онлайн страховка ресо Электронный полис ОСАГО в РЕСО-Гарантия Электронный полис ОСАГО в Ресо Ресо-Гарантия – универсальная страховая компания, появившаяся на рынке финансовых услуг в 1991 году. За все время своей деятельности фирма получила лицензию более чем на 100 видов страховых услуг. Отдельное внимание […]
    • Требования к совершению сделок Новые требования к совершению крупных сделок и сделок с заинтересованностью Сибирская Юридическая Компания продолжает цикл мероприятий – «ДИАЛОГИ» по наиболее острым правовым вопросам для собственников и руководителей. НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВЕРШЕНИЮ КРУПНЫХ СДЕЛОК И СДЕЛОК С […]
    • Федеральный закон о выборах в рф Внесены изменения в закон о выборах Президента Российской Федерации Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации». Федеральный закон принят Государственной Думой 24 мая 2017 года и одобрен Советом Федерации […]