Меню

Полномочия судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса. Соответсвенно те приставы по ОУПДС, которые охраняют суды там постоянно работают. также в их обязянности входит обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания. Во время дежурства в здании суда пристав по ОУПДС должен поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда.

При необходимости выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда. Также приставы по ОУПДС осуществляют охрану здания, помещений суда. А в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану. Так же в обязанности входит осуществление охраны зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов.

Существует еще одна интересная обязанность пристава по ОУПДС на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять принудительный привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов, а так же на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом.

Судебный пристав по ОУПДС по поручению старшего судебного пристава обязан обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей. Во время исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел. При выявлении признаков преступления составить рапорт об этом и направить его старшему судебному приставу для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

В службе есть отдельное подразделение, которое исполняет на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», должно обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения. Данные действия так же могут быть исполнены на основании постановления судебного пристава-исполнителя. Пристав по ОУПДС обязан препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, в отношении которого приставом-исполднителем назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

При осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову судьи, дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, судебный пристав по ОУПДС имеет право входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо. Так же при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда, входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда.

В целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий судебный пристав по ОУПДС имеет право входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «Об исполнительном производстве». При совершении исполнительных действий пристав по ОУПДС имеет право проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда, дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя.

При выполнении своих служебных обязанностей судебный пристав по ОУПДС имеет право в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства.

Судебный пристав по ОУПДС имеет право не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения Федеральной службы судебных приставов лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел.

В случае необходимости пристав по ОУПДС имеет право осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. При исполнении служебных обязанностей может обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск. Так же имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Судебный пристав по ОУПДС в процессе несения службы:

— обеспечивает безопасность судебного пристава-исполнителя;

— не допускает нахождения посторонних лиц (не участвующих в исполнительном производстве) в месте совершения исполнительных действий;

— обеспечивает сохранность служебной документации и бланков, а также изъятых у должника денежных средств, имущества и ценностей;

— при необходимости обращается к сотрудникам органов внутренних дел за помощью для проверки документов, удостоверяющих личность у лиц, находящихся в месте совершения исполнительных действий;

— периодически по средствам связи докладывает старшему группы о складывающейся ситуации, выполняет его указания;

— в соответствии с установленными полномочиями пресекает преступления и правонарушения в месте совершения исполнительных действий, при необходимости задерживает нарушителей с дальнейшей передачей их в орган внутренних дел.

Судебному приставу по ОУПДС при участии в исполнительных действиях запрещается:

— самостоятельно совершать какие-либо исполнительные действия, подменять судебного пристава-исполнителя;

— предпринимать действия по вскрытию помещений или хранилищ должника;

— отлучаться куда бы то ни было без разрешения старшего группы или судебного пристава-исполнителя;

— отвлекаться по вопросам, не связанным с исполнением служебных обязанностей, в том числе заниматься погрузкой имущества и т.п.;

— обсуждать с кем бы то ни было из сторон исполнительного производства или другими лицами действия судебного пристава-исполнителя и ход проводимых мероприятий.

В случае воспрепятствования законной деятельности судебного приставаисполнителя или судебного пристава по ОУПДС в различных формах ненасильственного характера (отказ в допуске на объект или в помещение, непредставление необходимых служебных документов и т.п.) правонарушитель предупреждается об административной ответственности.

При продолжении указанных действий судебным приставом-исполнителем или судебным приставом по ОУПДС составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.8 КоАП РФ. При невозможности составления данного протокола на месте судебные приставы вправе применить меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (доставление, административное задержание) в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

В случае возникновения реальной угрозы жизни и здоровью судебных приставов (силовое сопротивление, нападение и т.п.) судебные приставы по ОУПДС вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с действующим законодательством. При необходимости судебные приставы имеют право обратиться за помощью к сотрудникам органов внутренних дел и других правоохранительных органов.

Если в действиях нарушителей имеются признаки составов преступлений, предусмотренных УК РФ, судебные приставы подают рапорт старшему судебному приставу, на основании которого в установленном порядке готовятся необходимые материалы для возбуждения уголовного дела.

Полномочия судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

1.обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

2.обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

3. поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;

4. выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

осуществлять охрану здания, помещений суда;

5. в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану;

6. на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;

7. при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;

8. взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право:

1. при осуществлении привода лица, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо;

2. проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также при осуществлении привода лиц;

3. в порядке, предусмотренном законодательством, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства;

4. не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения Федеральной службы судебных приставов лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел;

5. осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

6. при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности;

7. применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом.

Постановления, действия (бездействие) судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд. [30]

Судебный пристав несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Деятельность судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

1. Общие положения

Настоящая инструкция определяет основания, организацию и порядок действий судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов территориальных отделов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области (далее — судебные приставы по ОУПДС) по обеспечению в судах, судебных участках мировых судей (далее — суды) безопасности судей, участников судебного процесса, свидетелей и поддержанию общественного порядка в судебных помещениях и разработана в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минюста России от 03.08.1999 N 226, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минюста России от 12.01.2004 N 3.

Читайте так же:  Имеет ли право путин баллотироваться в 2019 году

Судебные приставы по ОУПДС осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о судебных приставах, иными нормативными правовыми актами и настоящей инструкцией.

2. Порядок действия судебных приставов по ОУПДС в процессе обеспечения в судах безопасности судей, участников судебного процесса, свидетелей и поддержанию общественного порядка в судебных помещениях

Обеспечение в судах безопасности судей, участников судебного процесса, свидетелей и поддержание общественного порядка в судебных помещениях (далее — защищаемые лица) состоит в осуществлении судебными приставами по ОУПДС мер по предупреждению и пресечению посягательств на их жизнь и здоровье защищаемых лиц.

Меры безопасности направлены на создание надлежащих условий для отправления правосудия.

Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц является непосредственное их обращение к старшему судебному приставу или судебному приставу по ОУПДС, а также оперативная и иная информация о наличии угрозы безопасности защищаемых лиц.

Основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемых лиц, а также непосредственные действия, посягающие на их жизнь и здоровье.

Обеспечение безопасности защищаемых лиц осуществляется судебными приставами по ОУПДС в помещениях судов, а также в иных помещениях, где проводится судебное заседание, в рабочее время.

В соответствии со статьями 17 и 18 Федерального закона «О судебных приставах» предусмотрено применение судебными приставами по ОУПДС физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в целях отражения нападения на защищаемых лиц и в других случаях, предусмотренных названными статьями.

В целях обеспечения правильного и своевременного выполнения распоряжений председателя суда, его заместителя, председательствующего в судебном заседании и судей по обеспечению безопасности защищаемых лиц судебный пристав по ОУПДС, оценив реальность угрозы жизни и здоровью указанных лиц, немедленно принимает решение по обеспечению их безопасности.

При необходимости привлечения дополнительных сил и средств докладывает об этом старшему судебному приставу. Защищаемое лицо ставится в известность о принимаемых в отношении него мерах безопасности.

Обеспечение безопасности защищаемых лиц в помещении суда осуществляется путем проведения следующих мероприятий:

а) установлением старшим судебным приставом мест несения службы для судебных приставов по ОУПДС в помещении суда, в том числе в зале судебного заседания, а также при входе в совещательную комнату во время нахождения в ней судей, принимающих решение по делу;

б) проверкой судебными приставами по ОУПДС перед судебным заседанием помещения судебного заседания, совещательной комнаты и других помещений, где могут находиться защищаемые лица, на предмет обнаружения в них бесхозных вещей, горючих, взрывчатых, отравляющих и иных опасных предметов, а также лиц, поведение которых либо их внешний вид вызывают подозрение. Указанные лица при наличии достаточных оснований могут задерживаться и передаваться в органы внутренних дел;

в) проверкой судебными приставами по ОУПДС исправности работы средств связи и оповещения, в том числе экстренных;

г) удалением из зала судебного заседания по распоряжению председательствующего или судьи лиц, допустивших нарушения установленного порядка во время судебного заседания;

д) использованием физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом «О судебных приставах», правилами применения и использования оружия и специальных средств должностными лицами службы судебных приставов и настоящей инструкцией;

е) обращением за помощью к сотрудникам милиции, других правоохранительных органов, военнослужащим внутренних войск.

Исходя из конкретной обстановки судебные приставы по ОУПДС могут по распоряжению старшего судебного пристава применять и иные меры по обеспечению безопасности защищаемых лиц, предусмотренные законом.

3. Порядок действий судебных приставов по ОУПДС в процессе обеспечения охраны зданий, помещений судов и совещательных комнат

Судебные приставы по ОУПДС обеспечивают охрану зданий судов, совещательных комнат и служебных помещений в рабочее время.

Судебные приставы по ОУПДС осуществляют свою деятельность в соответствии с указаниями и распоряжениями старшего судебного пристава и установленными правилами несения службы.

По прибытии к месту несения службы судебный пристав по ОУПДС докладывает старшему судебному приставу или лицу, его заменяющему, о своем прибытии и, получив указания, приступает к непосредственному исполнению обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Охрана суда осуществляется путем несения службы в местах, определенных старшим судебным приставом, им же определяются технические средства, которые должны иметь при себе судебные приставы по ОУПДС.

Местами выставления постов судебных приставов по ОУПДС являются:

— контрольно-проходные и проездные пункты охраняемых объектов;

— участки территории непосредственно у охраняемого объекта;

— внутренние помещения зданий, принимаемых под охрану;

— особо важные участки, где хранятся материальные ценности, вещественные доказательства, материалы судебных дел;

— периметр ограждения территории охраняемого объекта.

В целях поддержания режима охраны судебный пристав по ОУПДС обязан:

— явиться на инструктаж в соответствующей сезону форменной одежде;

— получить оружие и специальные средства, предварительно проверив их с соблюдением мер и правил безопасного обращения;

— своевременно прибыть на охраняемый объект, проверить на нем исправность дверей, окон, решеток и замков, целостность печатей и пломб;

— знать особенности охраняемого объекта, средства сигнализации и противопожарной защиты;

— проверить охранно-пожарную сигнализацию на объекте, исправность освещения и телефонной связи;

— убедиться в наличии на охраняемом объекте первичных средств пожаротушения и сделать запись в журнал приема-сдачи дежурства, отметив недостатки, ослабляющие режим охраны;

— в случае отсутствия сменяемого судебного пристава по ОУПДС и при наличии на объекте неисправностей и нарушений, не позволяющих принимать его под охрану, немедленно связаться с дежурным по территориальному отделу, старшим судебным приставом и в дальнейшем действовать в соответствии с полученными указаниями;

— при исполнении своих функциональных обязанностей по охране судебный пристав по ОУПДС должен безотлучно находиться на объекте, в соответствии с инструкцией и складывающейся ситуацией обходить территорию или помещения охраняемого объекта, проверять состояние дверей, окон, решеток, замков, печатей и пломб, следить за световыми и звуковыми сигналами охранно-пожарной сигнализации;

— в случае срабатывания сигнализации немедленно сообщить об этом дежурному по территориальному отделу, старшему судебному приставу, с соблюдением мер безопасности установить причину срабатывания сигнализации и принять меры к задержанию преступников только в том случае, если эти действия не ослабляют режим охраны объекта;

— предупреждать и пресекать преступления и правонарушения в здании суда, совещательных комнатах, иных судебных помещениях, выявлять лиц, совершивших противоправные действия, в случае необходимости задерживать с последующей передачей их в территориальный орган внутренних дел:

— в случае выявления преступлений, предусмотренных частью 1

статьи 294 и статьи 297 УК РФ, незамедлительно сообщить об этом

старшему судебному приставу с приложением рапорта об обнаружении

признаков преступления, предусмотренного статьей 143 УПК РФ;

— в случае выявления административных правонарушений,

отнесенных к компетенции ФССП России, принять меры к пресечению их

совершения с последующим составлением протокола об

административном правонарушении, сбором материала о таком

правонарушении и направлении его в суд для рассмотрения;

— в случае выявления административных правонарушений, не

отнесенных к компетенции ФССП России, принять меры к его

пресечению с последующим составлением акта о выявлении

административного правонарушения, сбором материалов о таком

правонарушении и направлении его в компетентные органы;

— активно взаимодействовать с нарядами милиции и сотрудниками конвойных подразделений в целях обеспечения должного режима охраны.

Судебные приставы по ОУПДС при исполнении служебных обязанностей имеют право:

— применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом «О судебных приставах»;

— удалять из здания суда лиц, находящихся в состоянии наркотического, алкогольного или токсического опьянения;

— удалять из зала судебного заседания по распоряжению председателя суда, судьи или председательствующего лиц, нарушающих порядок судебного заседания;

— при необходимости обращаться за помощью к сотрудникам милиции, других правоохранительных органов, военнослужащим внутренних войск.

При осуществлении охраны зданий судов судебному приставу по ОУПДС необходимо строго соблюдать режим пропуска граждан в суд, а также в помещение службы судебных приставов.

В рамках выполнения контрольно-пропускных функций судебный пристав по ОУПДС обязан:

— вести постоянное наблюдение за посетителями, усиливать бдительность во время проведения судебных заседаний;

— в случае появления подозрительных лиц или лиц в состоянии алкогольного опьянения сообщать об этом старшему поста, принять меры к их задержанию с соблюдением мер личной безопасности, при необходимости провести их досмотр и передачу в орган внутренних дел;

— вход сотрудников суда осуществлять по удостоверениям с учетом возможности пропуска председателя суда и судей, известных приставам в лицо, без указанной формальности;

— лиц, прибывших на судебные заседания, пропускать при наличии документа, удостоверяющего личность, судебной повестки, определения суда или иных документов, объясняющих необходимость посещения охраняемого помещения;

— посетителей, прибывших по другим вопросам, пропускать в помещение (охраняемый объект) по согласованию с сотрудниками суда или службы судебных приставов по телефону с занесением установочных данных посетителя в соответствующий журнал на посту;

— сотрудников милиции, ФСБ, прокуратуры, других правоохранительных органов пропускать в судебные помещения по удостоверениям личности;

— при выполнении контрольно-пропускных и иных функциональных обязанностей быть вежливыми и тактичными с посетителями, не забывая при этом требовательности и настойчивости при поддержании установленного порядка деятельности судов;

— по прибытии председателя суда или руководства службы судебных приставов представляться по установленной форме (должность, Ф.И.О.), а также докладывать обстановку на охраняемом объекте;

— аккуратно и своевременно заполнять положенную документацию;

— разрешать вынос, вывоз предметов, вещей и документов с охраняемого объекта лишь на основании распоряжения председателя суда, администратора суда или старшего судебного пристава (в отношении имущества службы судебных приставов) и при наличии материального пропуска.

Судебному приставу по ОУПДС при выполнении им своих служебных обязанностей на охраняемом объекте запрещается:

— принимать под охрану объекты, не указанные в табеле поста или постовой ведомости;

— оставлять свой пост до прибытия смены;

— в случае внезапного заболевания доложить старшему поста и дождаться замены;

— перемещать пожарный инвентарь и использовать его не по прямому назначению;

— отвлекаться от несения службы, уходить с охраняемого объекта, спать на посту;

— выполнять функцию посредника при приеме или передаче каких-либо предметов;

— выполнять работы, не связанные с охраной объекта (грузчик, посыльный и т.д.);

— пропускать на объект лиц и допускать вынос или вывоз предметов, вещей или документов с нарушением установленных правил;

— передавать кому бы то ни было свое оружие и специальные средства, за исключением ответственного за хранение и выдачу (дежурного), утвержденного приказом руководителя Главного управления, с соответствующей отметкой в книге приема и выдачи вооружения и специальных средств;

— отключать сигнальные приборы, автономную сигнализацию, освещение на охраняемом объекте, в том числе и при неоднократном срабатывании сигнализации;

— занимать посторонними разговорами телефон и другие средства связи;

— самостоятельно передавать охрану объекта другим лицам, например, близким родственникам и т.д.

Старший судебный пристав при необходимости присутствия судебного пристава по ОУПДС в зале судебного заседания запрашивает информацию о времени и месте проводимого заседания, количестве участников судебного процесса, степени социальной опасности подсудимого, количестве судебных приставов по ОУПДС, требующихся для обеспечения безопасного проведения судебного заседания. Поступившая информация фиксируется в специальном журнале.

Выполнение конкретных служебных поручений судебными приставами по ОУПДС вне зала судебного заседания осуществляется на основании указаний и распоряжений старшего судебного пристава.

Читайте так же:  Доверенность сервисный центр

Перед началом судебного заседания судебный пристав по ОУПДС докладывает председателю суда, председательствующему в судебном заседании или судье о своем прибытии и до окончания судебного заседания выполняет распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании или судьи, связанные с соблюдением порядка в суде, обеспечением безопасности защищаемых лиц, охраной совещательной комнаты и помещения судебного заседания в рабочее время.

Во время судебного заседания судебный пристав по ОУПДС постоянно находится в зале судебного заседания. Покидать зал судебного заседания разрешается только по распоряжению (разрешению) председательствующего в судебном заседании или судьи.

В случае нарушения установленного порядка деятельности суда судебный пристав по ОУПДС самостоятельно в пределах предоставленных ему полномочий определяет в соответствии с Федеральным законом «О судебных приставах», УПК РФ и КоАП РФ комплекс мер, направленных на пресечение противоправных действий.

Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия определяются судебным приставом по ОУПДС самостоятельно относительно обстановки и создавшейся ситуации на основании Федерального закона «О судебных приставах».

По окончании судебного заседания судебный пристав по ОУПДС докладывает старшему судебному приставу в письменной форме об окончании судебного разбирательства, поступивших обращениях со стороны председателя суда, председательствующего или судьи, участников судебного процесса, а также обо всех происшествиях в зале суда и принятых мерах. В случае проведения в одном зале или одним судьей нескольких судебных заседаний судебный пристав по ОУПДС может докладывать результаты обеспечения им установленного порядка деятельности судов после завершения последнего заседания.

4. Порядок действий судебного пристава по ОУПДС в процессе обеспечения доставки к месту проведения судебного заседания уголовного дела, вещественных доказательств и их сохранности

Судебный пристав по ОУПДС по поручению председателя суда, его заместителя, судьи, а также по указанию старшего судебного пристава обеспечивает доставку и сохранность уголовных дел и вещественных доказательств из канцелярии суда к месту проведения судебного заседания или в кабинет судьи.

Получив распоряжение об обеспечении доставки в судебное заседание и охране уголовного дела и вещественных доказательств, судебный пристав или группа судебных приставов по ОУПДС прибывают в канцелярию суда вместе с секретарем судебного заседания. После получения секретарем уголовного дела и вещественных доказательств судебный пристав по ОУПДС сопровождает его к месту проведения судебного заседания.

Для обеспечения сохранности уголовных дел и вещественных доказательств в местах проведения судебного заседания судебным приставом по ОУПДС должны быть выполнены следующие меры предосторожности:

а) предварительно проверено помещение, в котором будет проходить судебное заседание или где временно будут находиться дело и вещественные доказательства (с помещением их по возможности в сейф);

б) решен вопрос об охране помещения, где находится уголовное дело, а также в ходе судебного заседания — о непосредственном нахождении возле уголовного дела и вещественных доказательств;

в) привлечение к охране через старшего судебного пристава дополнительных сил и средств;

г) проверка полного исключения возможности проникновения в служебное помещение посторонних лиц;

д) периодическая проверка надежности запоров на окнах, дверях;

е) обо всех обнаруженных нарушениях докладывать председателю суда, судье и старшему судебному приставу.

В случае попытки завладения уголовным делом и вещественными доказательствами судебный пристав по ОУПДС применяет меры в соответствии с Федеральным законом «О судебных приставах».

После окончания судебного разбирательства судебный пристав по ОУПДС совместно с секретарем доставляет уголовное дело и вещественные доказательства в канцелярию суда, где присутствует при их сдаче в установленном порядке.

Правовой статус судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов [1]

Номинация «Организация обеспечения установленного порядка деятельности судов Федеральной службой судебных приставов» (1-е место)

А.А. ПАВЛОВА,

студентка 2-го курса Поволжского (г. Саратов) юридического института (филиала) Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации

научный руководитель — доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук Е.В. Лазарева

Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти. Основные задачи ФССП России — обеспечение установленного порядка деятельности судов и организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. В настоящее время при реализации своих функций ФССП России руководствуется нормами федеральных законов от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон о судебных приставах) и от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также другими нормативными правовыми актами.

В зависимости от выполняемых функций судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей. Отличие в характере и содержании их деятельности столь значительно, что уместно говорить о двух разных по своим функциям должностях в рамках одной Службы. И если институт судебных приставов-исполнителей был создан на основе действовавшей ранее системы судебных исполнителей, то формирование подразделений судебных приставов по ОУПДС пришлось начинать с нуля. В этой связи особую значимость приобретают проблемы профессиональной подготовки судебных приставов по ОУПДС, освоения ими знаний, навыков и умений.

Обеспечение установленного порядка деятельности судов — это не просто обеспечение порядка в здании суда и в процессе судебного заседания. Это понятие гораздо более широкое. Судебный пристав по ОУПДС обеспечивает законность и правопорядок в суде, предупреждая и пресекая правонарушения, применяя различные меры воздействия на правонарушителей.

Например, в практике нередки случаи, когда по вине безответственных граждан, которые уклоняются от явки в судебное заседание, срывается судебный процесс. Судья выносит постановление о принудительном приводе уклоняющегося от явки в суд гражданина, а исполнение этого постановления является компетенцией судебного пристава по ОУПДС.

Цель данной работы — определение правового статуса судебного пристава по ОУПДС, исследование теоретических основ административно-правового регулирования деятельности судебных приставов по ОУПДС, а также выявление проблем в практике применения действующего законодательства, регламентирующего основные функции судебных приставов по ОУПДС.

При написании работы использовались исторический, системно-функциональный, сравнительно-правовой и иные специальные методы научного исследования.

Глава 1. Становление и развитие института судебных приставов в Российской Федерации

С появлением сначала княжеского, а затем централизованного государственного управления формы государственного регулирования общественных отношений, связанных с исполнением властных, а позднее судебных решений, приобрели правовой характер. Государство в силу своей природы и возможности применять механизм принуждения к исполнению судебных решений, учреждает специальную должность, которая со времени судебной реформы 1864 года и по сей день называется «судебный пристав». Государство определяет функции и полномочия лиц, занимающих данную должность, порядок организации и деятельности этих лиц, тем самым передавая им часть своих государственно-властных полномочий в сфере исполнения судебных и административных решений, обеспечения установленного порядка в судах и др.

История института судебных приставов насчитывает несколько столетий. Выделяют следующие этапы его становления и развития:

1) начальный этап. В XI—XV вв. исполнение властных решений осуществляли ябедники, мечники, метельники, детские, биричи, приставе, праведщики, сотские и иные предшественники судебных приставов, которые призывались к исполнению своих обязанностей князем и городским вече. Полномочия их были достаточно широки и включали элементы судебной и следственной деятельности;

2) допетровский период (конец XIV—XVII вв.). В это время появились позовники, подверники, недельщики Русского (Московского) государства — особые исполнители судебных решений;

3) петровское время и дореформенный период (XVIII — середина XIX вв.). В период абсолютизма монархии адъютанты Российской империи обеспечивали установленный порядок в судах; функции по исполнению судебных и административных решений были переданы органам полиции и военнослужащим; во время правления императрицы Екатерины II появились полицейские и становые приставы, которые исполняли решения судов и охраняли общественный порядок;

4) дореволюционный период (1864—1917 гг.) стал временем учреждения института судебных приставов и установления их правового статуса. Исполнение судебного решения уже рассматривалось как стадия судебного процесса, обеспечение установленного порядка судопроизводства;

5) в советский период (1917—1990-е гг.) судебные исполнители действовали при судах и имели двойное подчинение —судебному органу и органу юстиции;

6) в современный период (с 1990-х гг. по настоящее время) судебные приставы —государственные служащие органа исполнительной власти, осуществляющие принудительное исполнение судебных и иных решений, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов.

Каждый из названных периодов характеризуется определенными экономическими, политическими и социальными условиями, что находит свое отражение в содержании государственного регулирования деятельности судебных приставов, в их функциях и компетенции. В государственном регулировании деятельности судебных приставов постепенно закладываются основы административно-правового регулирования.

Как в дореволюционное время, так и в наши дни институт судебных приставов остается неотъемлемой частью правовой системы Российского государства, без которой невозможно представить успешную работу всей судебной системы.

Глава 2. Правоохранительная деятельность судебных приставов по ОУПДС

2.1. Правовой статус и полномочия судебного пристава по ОУПДС

Одной из первых в ряду организационных проблем деятельности ФССП стоит проблема административно-правового статуса судебного пристава, и суть ее не только в недостаточной численности кадров и уровне оплаты труда[2].

В соответствии с Законом о судебных приставах на судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — суды).

Судебные приставы по ОУПДС осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, ГПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, федеральными законами от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации», от 27.07.2004 № 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе в Российской Федерации», от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», уже упомянутым Законом о судебных приставах, Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», Инструкцией о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности (утв. приказом Минюста России от 03.08.1999 № 226), а также Административным регламентом исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов (утв. приказом Минюста России от 27.12.2006 № 384; далее — Административный регламент)).

Под обеспечением установленного порядка деятельности судов понимаются следующие основные меры:

— обеспечение в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

— обеспечение по поручению судьи безопасности доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

— поддержание общественного порядка в здании, помещениях суда;

— выполнение распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

— осуществление охраны здания, помещений суда;

— в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществление такой охраны;

— на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;

—на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя;

— по поручению старшего судебного пристава обеспечение безопасности судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей.

Обязанности и права судебных приставов по ОУПДС регламентируются ст. 11 Закона о судебных приставах. Исходя из норм, содержащихся в этой статье, и в силу специфики функциональных обязанностей судебный пристав по ОУПДС должен обладать необходимыми знаниями и практическими навыками, а также соответствующей физической подготовкой. К лицу, назначаемому на должность судебного пристава, предъявляются следующие основные требования: он должен быть гражданином Российской Федерации в возрасте не моложе 21 года (в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2009 № 194-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О судебных приставах»», далее — Закон № 194-ФЗ), имеющим полное среднее или среднее профессиональное образование. Судебный пристав должен быть способен по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности, связанные с государственной службой.

Читайте так же:  Исковое заявление о понуждении к заключению договора собственника

На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные федеральными законами от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

До недавнего времени при поступлении на государственную гражданскую службу кандидат на должность судебного пристава по ОУПДС не обязан был проходить специальную врачебную экспертизу. Законом № 194-ФЗ на судебного пристава по ОУПДС возложена обязанность проходить военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

На наш взгляд, несмотря на своевременность нововведений, требования, предъявляемые в настоящее время к судебным приставам по ОУПДС как к государственным гражданским служащим, должны быть значительно выше (в том числе в отношении состояния здоровья, образования, опыта работы и т. д.). В связи с чем считаем, что необходима модернизация статуса судебных приставов по ОУПДС и перевод их в категорию лиц, находящихся на правоохранительной службе. При этом в рамках правоохранительного статуса они должны получить дополнительные социальные и материальные гарантии деятельности, аналогичные гарантиям, предоставляемым сотрудникам органов внутренних дел, Федеральной службы исполнения наказаний и т. д.

2.2. Административный регламент деятельности судебного пристава по ОУПДС

Административно-правовое положение судебного пристава определяется его функциями, правовыми гарантиями, принципами его деятельности и т. п., поэтому характеризуется как сложное юридическое явление[3].

В целях повышения эффективности исполнения государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов ФССП России был разработан и принят Административный регламент, определяющий сроки, порядок и последовательность действий (административных процедур) судебного пристава по ОУПДС. Помимо указанных выше, он предусматривает следующие административные процедуры:

— исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

— оказание содействия органам внутренних дел в розыске и задержании лиц, скрывшихся от дознания, следствия или суда;

— взаимодействие с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

— предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости — задержание их с последующей передачей органам внутренних дел;

— участие в совершении исполнительных действий.

Федеральным законом от 03.12.2011 № 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 11 Закона о судебных приставах внесено следующее дополнение, расширяющее круг полномочий судебного пристава по ОУПДС:

— по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.

Как судебный пристав по ОУПДС может содействовать судебному приставу-исполнителю в осуществлении розыска должника или дознавателю в дознании (за исключением привода должника на основании постановления судебного пристава-исполнителя), законодатель не поясняет. В то же время известно много случаев, когда без участия судебных приставов по ОУПДС исполнительные действия были бы весьма опасны для судебных приставов-исполнителей и других участников исполнительных действий. Задача судебного пристава по ОУПДС — обеспечить беспрепятственный доступ судебного пристава-исполнителя к месту исполнительных действий и при этом гарантировать его безопасность.

Судебные приставы обязаны использовать предоставленные им права строго в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Они имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них задач. При этом условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия строго регламентированы (статьи 15—17 Закона о судебных приставах)[4].

За неправомерное использование физической силы, специальных средств и оружия предусмотрена уголовная ответственность (ст. 286 УК РФ).

Следует иметь в виду, что в некоторых случаях судебный пристав вынужден решать поставленные перед ним задачи в условиях жесткого психологического конфликта, принимать ответственные решения и совершать действия в условиях психологического противоборства. Это требует от него знания основ психологии, владения специальными психологическими приемами по выходу из состояния конфликта. Сегодня, к сожалению, еще не накоплен достаточный опыт психологического воздействия судебных приставов на нарушителей порядка в судебном процессе, других лиц, с которыми им приходится общаться по долгу службы.

Многие из судебных приставов по ОУПДС имеют опыт службы в различных силовых структурах, немало тех, кто участвовал в локальных конфликтах. Профессиональная подготовка, в том числе медицинская, проводится постоянно. Ведь при возникновении чрезвычайных ситуаций в здании суда (пожар, теракт, землетрясение и др.) судебный пристав по ОУПДС должен первым оказать помощь гражданам.

Глава 3. Проблемы реализации функций судебных приставов по ОУПДС

Судебные приставы по ОУПДС реализуют охранительные и правоприменительные полномочия. Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 № 410-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон “О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и приказу ФССП России от 02.05.2012 № 232 «Об организации работы по исполнению постановлений судов о принудительном административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства» судебные приставы по ОУПДС наделены полномочиями по препровождению на основании решения суда иностранных граждан, лиц без гражданства в спецприемники. Однако механизм реализации перехода функций не доработан (прежде эти функции выполняли сотрудники МВД России по представлению ФМС России). Остались нерешенными и вопросы финансирования этой деятельности: так, в Саратовской области на реализацию функции выдворения расходуются средства из бюджета ФССП России, предназначенные для других нужд. Не предусмотрено и увеличение штатной численности Службы. Низкая заработная плата судебных приставов (в среднем 13—15 тыс. руб.) вызывает высокую текучесть кадров. Например, в Саратовской области в мае 2012 года до полной комплектации штата не хватало 55 человек.

Нельзя не сказать и о проблемах, возникающих в административной практике. Круг обязанностей судебных приставов по ОУПДС сейчас шире, чем регламентировано административным законодательством, поэтому возникает ряд ситуаций, когда судебный пристав по ОУПДС не может привлечь правонарушителя к административной ответственности (совместные исполнительные действия, привод лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю).

Ряд проблем возникает из-за поверхностного контроля деятельности судебных приставов по ОУПДС со стороны руководства Службы. Например, в Таганском и Тверском судах г. Москвы ненадлежащее исполнение обязанностей судебными приставами по ОУПДС повлекло противоправные действия посетителей судов. В этой связи считаем необходимым усилить контроль за деятельностью судебных приставов по ОУПДС. В частности, следует увеличить число внезапных проверок в судах на предмет подготовки судебного пристава к осуществлению пропускного режима. Нужно также ввести ежемесячные экзамены для контроля знаний нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность судебных приставов по ОУПДС, и продумать систему поощрения их работы. Например, в УФССП России по Саратовской области разработана специальная система поощрений приставов за выполнение основных показателей (приказ № 66 УФССП России по Саратовской области).

Кроме того в силу решаемых судебными приставами по ОУПДС задач, полагаем, следует расширить их полномочия в административном законодательстве.

В современных условиях деятельность ФССП России, и в частности судебных приставов по ОУПДС, играет важную роль в укреплении законности, защите прав и законных интересов граждан.

Полагаем, что для повышения эффективности их работы необходимо:

—развивать более тесное взаимодействие со службами внутренней безопасности по вопросам антикоррупционной деятельности и борьбы со взяточничеством;

— усилить контроль за степенью физической, правовой и моральной подготовки судебных приставов по ОУПДС;

— повысить заинтересованность судебных приставов по ОУПДС в ответственном исполнении своих обязанностей путем поощрения их работы.

Представляется, что статус судебных приставов по ОУПДС в современных условиях должен быть пересмотрен: государственная служба судебных приставов должна относиться к правоохранительной службе.

Также целесообразно наделить ФССП России полномочиями на проведение оперативно-розыскной деятельности. Это положительно скажется на эффективности деятельности самой службы и позволит избежать дублирования отчетности различных служб; ускорится процесс раскрываемости уголовных преступлений, подведомственных ФССП России.

При этом стоит отметить, что судебные приставы по ОУПДС, наделенные правом применения различных мер принуждения, в том числе с использованием оружия, не имеют надежных правовых и социальных гарантий, компенсационных выплат, которыми обладают сотрудники правоохранительных органов, хотя работа судебных приставов по ОУПДС в значительной степени сопряжена с угрозами жизни и здоровью[5].

В связи с этим видится, что в рамках правоохранительного статуса судебным приставам по ОУПДС необходимы дополнительные социальные и материальные гарантии деятельности, аналогичные гарантиям, предоставляемым в настоящее время сотрудникам органов МВД России, ФСИН России и т. д.

Претензий к судебным приставам, обеспечивающим установленный порядок деятельности судов, сегодня можно предъявить немало. И они в основном справедливы. К сожалению, существующие трудности в обеспечении установленного порядка деятельности судов носят объективный характер. Ведь служба судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов только недавно начала функционировать и постоянно наращивает свой потенциал. Однако уверенность всех участников судебного процесса в собственной безопасности, которая обеспечивается постоянной и качественной работой судебных приставов по ОУПДС, — это залог вынесения справедливого законного судебного решения.

В завершение хотелось бы отметить: авторитет ФССП России складывается на основе результатов ее деятельности, и практика показывает, что он растет. Чем скорее будут продолжены реформы в сфере, подведомственной Службе, тем успешнее будут исполняться поставленные перед ней задачи.

1 Работа публикуется с сокращениями.

2 Павин Д.В. Административно-правовой статус судебного пристава // Исполнительное право. 2008. № 4. С. 51.

3 См.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учеб. 3-е изд. — М.: Норма, 2008. С. 93.

4 См.: Белоусов Л.В., Мартынова В.В. Судебный пристав: статус и организация деятельности. — М., 2009. С. 43.

5 См.: Решетникова И.В., Ярков В.В. Гражданское право и гражданский процесс в современной России. — М., 2010. С. 176.

Читайте так же:

  • Нотариус фрунзенский район суббота Мы приветствуем Вас на официальном сайте нотариальной конторы Санкт-Петербурга. Нотариус и сотрудники нотариальной конторы готовы предоставить необходимую для Вас информацию и проконсультировать по любым вопросам работы нотариальной конторы в удобное для Вас время. Работа сайта […]
  • Страховка осаго дешево с доставкой Официальное Оформление полиса ОСАГО Недорого! Увеличение числа автомобилей способствует росту аварий на дорогах. Защитить интересы всех участников движения позволяет АвтоСтрахование. Оно предлагается в разных видах и бывает добровольным или обязательным. По действующему законодательству, […]
  • Гражданский кодекс ст 139 Гражданский Кодекс Республики БеларусьСтатья 139. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности В случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом и иным законодательством, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на […]
  • Как оформить инвалидность в рк Как оформить инвалидность и получить пособие? Есть вопросы? На этой странице Как оформить инвалидность? Для того, чтобы оформить ту или иную степень инвалидности необходимо: Шаг 1 - Обратиться к узкому специалисту (если это диспансерный больной с хроническим заболеванием) либо к […]
  • Госпошлина сумма на замену паспорта Сколько стоит замена паспорта? Паспорт – основной документ, удостоверяющий личность. По закону его обязательно нужно менять в 20 и 45 лет, а также при других обстоятельствах, например, при замужестве, утере, порче паспорта. Стоимость замены паспорта зависит от причины, из-за которой […]